Конкретные формы проявления политики. Понятие и признаки политики

Появление на свет такого явления как «политика» обусловлено тем, что общество по своей структуре асимметрично. Существование различных классов и социальных групп (профессиональных, демографических, этнических и т.д.), имеющих несовпадающие, а то и прямо противоположные интересы, стремления, идеологии, с неизбежностью ведет к их столкновению и борьбе друг с другом.

Великий древнегреческий философ Аристотель сформулировал положение о том, что «... человек по природе своей есть существо политическое...», а значит в той или иной мере вовлечен в политическую жизнь. Вопрос заключается лишь в том, насколько осознанно личность становится субъектом и объектом политики, обдуманно делает свой политический выбор в тех или иных ситуациях.

Без политики наша жизнь превратилась бы в то, что известный английский мыслитель Т.Гоббс назвал «войной всех против всех», когда народ воюет с народом, город с городом, улица с улицей, дом с домом и, наконец, человек с человеком. Именно эту функцию самосохранения общества выполняет политика.

«Политика» - одно из наиболее распространенных и многозначных слов как в русском языке, так и во многих других языках мира. В повседневной жизни политикой часто называют всякую целенаправленную деятельность, будь то деятельность руководителя государства, партии или фирмы или даже отношение жены к своему мужу, подчиненное определенной цели.

Однако большинство людей, употребляя термин «политика», практически не задумываются над его истинным содержанием. Древнегреческий политический деятель Перикл утверждал: «Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все». В то же время коварство привычных слов в том и состоит, что став общеизвестными, они часто утрачивают свой первоначальный смысл. Великий немецкий философ Георг Гегель предупреждал: «. если нечто становится общеизвестным, значит, мы точно не знаем, о чем идет речь». Касаясь политических терминов, русский историк В.Ключевский писал, что они имеют свою историю, и мы неизбежно впадем в анахронизм, если, встречая их в памятниках истории отдалённого времени, будем понимать их в современном смысле». Это относится и к пониманию термина «политика».

Постичь сущность и содержание категории «политика» можно на трех уровнях.

1. На обыденном уровне. В этом случае гражданин создает первичный, фоновый облик политики, который позволяет ему приспосабливаться к политически организованному сообществу, находить совместные с собственными целями способы взаимоотношения с властью и государством. Обыденное сознание рисует «естественную» картину политики на основе индивидуального эмпирического опыта и традиционно сложившихся идей, обычаев, стереотипов.

2. На научно-теоретическом уровне. Здесь формируется форма абстрактного мышления, с помощью которой человек выстраивает в своем сознании представления о внешних и внутренних связях политики на основе обобщения и систематизации не индивидуального, а интергруппового и универсального опыта. Специфика этого уровня состоит в рационально-критическом осмыслении политической действительности и создании такой картины мира политики, которая описывала бы и объясняла данное явление в целом.

3. На уровне технологического отражения, который служит качественной разновидностью научного сознания, формирующейся для решения конкретной политической задачи и представляющей науку как особое «искусство», «ремесло», «мастерство». Этот уровень существенно влияет на методы формирования и развития такого рода знаний, способы их организации и формы воплощения.

Сегодня, несмотря на бурное развитие научного политологического знания, содержание категории «политика» все еще остается открытым, подвергаясь изменениям и дополнениям по мере возникновения новых теоретических моделей. Оно демонстрирует тщетность однозначных определений феномена политики, стремления поймать ее вечно ускользающую специфику в границах единожды найденной логики. Термин «политика» практически всегда используется в нескольких смыслах.

Происхождение самого термина «политика» различные авторы интерпретируют по-разному.

Одни исследователи утверждают, что название политика происходит от греческого «polis» и его производных «politeia» (конституция), «polites» (гражданин) и «politicos» (государственный деятель).

Другие полагают, что данное понятие произошло от «politike», что означало науку и искусство отправления государственных дел. Третьи считают, что само слово политика произошло от «politeia», обозначавшего законодательное оформление общественно-государственного устройства. Четвертые убеждены, что понятие «политика» произошло от греческих слов «poli» (много) и «tikos» (интересы).

Широкое распространение слово «политика» получило после того, как стал известен трактат древнегреческого мыслителя Аристотеля о государстве и искусстве правления, который так и назывался «Политика».

В Древней Греции под словом «политика» понималось всё, что относилось к государственной деятельности. Так, в частности, Платон и Аристотель считали политикой управление государством. Аристотель считал правильным те формы государственного устройства (монархия, аристократия, полития), при которых целью политики является общее благо. Платон определял политику как искусство жить вместе, т. е. искусство сосуществования. Данный подход называется коммуникационным.

Используя директивный подход, классик политической науки, итальянский мыслитель Николло Макиавелли считал, что есть не что иное, как «совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти, удерживаться у власти и полезно использовать ее».

А немецкий социолог М.Вебер подчеркивал, что политика «означает стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которых оно в себя заключает... Кто занимается политикой, тот стремится к власти».

Исходя из функционального подхода, Т.Парсонс писал: «Политика представляет собой совокупность способов организации определенных элементов тотальной системы в соответствии с одной из ее фундаментальных функций, а именно: эффективного действия для достижения общих целей». А Д.Истон понимал политику как властное распределение ценностей внутри общества.

На основе институционального подхода В.Ленин считал, что политика есть «область отношений между классами общества, их отношения к государству как к орудию господствующего класса, концентрированное выражение экономики».

Если обратиться к трактовке понятия «политика» в научных словарях, то мы видим, что в Популярном политическом словаре, изданном в Москве в 1924 году, политика рассматривается как искусство управления государством и как определённое направление действий государства, партий, учреждений.
С.Ожегов в Словаре русского языка определяет политику как деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающую общественный строй и экономическую структуру страны.

Советский философский энциклопедический словарь рассматривает политику как деятельность, связанную с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, ядром которых является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти.

Представленные трактовки политики не исчерпывают всего многообразия ее определения, но в совокупности позволяют раскрыть сущность политики как социального явления следующим образом: «Политика есть сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями, другими социальными группами, имеющая целью завоевание, организацию и использование государственной власти, управление социальными процессами».

Политику можно классифицировать по различным основаниям:
По сферам общественной жизни: экономическая; социальная; национальная; научно-техническая; экологическая; культурная; военная и т.д.

По объекту воздействия: внутренняя и внешняя.

По субъекту политики: политика партий; политика общественных объединений и движений; государственная политика и т.д.

По приоритету деятельности (цели): политика нейтралитета; политика национального примирения; политика «открытых дверей»; политика «большого скачка»; политика компромиссов и т.д.

Таким образом, политика это: участие в делах государства, определение форм, задач, содержания его деятельности; деятельность в сфере отношений между классами, нациями, партиями и государствами; совокупность событий или вопросов государственной, общественной жизни; характеристика образа действий, направленных на достижение определённых целей в отношениях людей между собой. В широком смысле политика отождествляется со всей социальной действительностью. В узком смысле под политикой понимаются отношения между большими социальными группами людей по поводу реализации своих политических интересов.

С функциональной точки зрения, роль политики в любом обществе (начиная с малой группы и кончая обществом в целом) может быть сведена к следующему:
1. Выражение властно значимых интересов всех групп и слоев общества. Политика дает людям возможность для удовлетворения своих потребностей и изменения социального статуса.
2. Социализация личности, формирование человека как самостоятельного, социально активного индивида. Через политику человек способен обрести социальные качества, она включает личность в сложный мир социальных отношений, конструирует индивида как самостоятельное социально активное существо, субъект политики.
3. Рационализация возникающих противоречий, обеспечение цивилизационного диалога граждан и государства. В ходе удовлетворения потребностей и интересов индивидов обнажаются противоречия, возникают конфликты. Роль политики - сгладить противоречия.
4. Управление и руководство политическими и общественными процессами. Политические процессы, проходящие в интересах тех или иных слоев населения или социума в целом, предполагают использование средств принуждения и социального насилия.
5. Интеграция различных социальных слоев населения, подержание целостности общественной системы, стабильности и порядка.
6. Обеспечение преемственности социального развития общества в целом и каждого человека в отдельности. В этом случае выбранный обществом политический курс должен предвидеть не только отдалённые последствия предпринимаемых действий, но и постоянно проверяться практическим опытом, здравым смыслом, нормами нравственности.
7. Обеспечение инновационности социального развития общества и человека, расширение сферы отношений между народами, человеком природой.
8. Организационная.
9. Контрольно-распределительная.

Понятно, что речь в данном случае идёт только о важнейших функциях политики. По степени развития этих функций можно судить о степени развития самого общества, его зрелости и развитости политической жизни.

В структуре политики выделяются содержание, форма и процесс (отношения). Содержание политики выражается в ее целях, ценностях, мотивах и механизмах принятия политических решений, в проблемах, которые она решает. Форма политики - это ее организационная структура (государство, партии и т.д.), а также нормы, законы, придающие ей устойчивость, стабильность и позволяющие регулировать политическое поведение людей. В политическом процессе находит отражение сложный, много субъектный и конфликтный характер политической деятельности, проявление и осуществление отношений различных социальных групп, организаций и индивидов. Исходя из этого, рассматривая политику как общественное явление, можно выделить ее следующие структурные элементы:
политический интерес - внутренний, осознанный источник политического поведения;
политические отношения - взаимосвязь общественных групп между собой и институтами власти;
политическое сознание - зависимость политической жизни от осознанного отношения людей к своим властно-значимым интересам;
политическая организация - совокупность институтов политической власти;
политическая деятельность - социальная активность субъектов по реализации ими своих политических статусов.

Политика имеет свои субъекты и объекты. Субъект - это носитель какой-либо предметно-практической деятельности, источник активности, направленной на объект. Объект - это то, что противостоит субъекту в его предметно-практической деятельности, в познании. Другими словами, субъект действует, воздействует на объект, стремится использовать его в своих интересах.

Применительно к политике можно сказать, что субъект политики, это тот, кто ведёт активную политическую жизнь, участвует в политическом процессе: личность, социальная группа, общественные и религиозные объединения, государство или его органы, международные организации и т.п.

Объектом политики является то, на что направлены усилия субъекта политики: власть, интересы и ценности, население как электорат, государство, личность и т.п.

Политика может осуществляться на нескольких уровнях:
мегауровень - международная и мировая политика;
макроуровень - высшие центральные политические институты, государственные органы управления, общественные организации и объединения;
мезоуровень - органы управления регионального, республиканского, областного, районного масштаба;
микроуровень - непосредственное политическое взаимодействие людей, малых социальных групп.

Таким образом, политика обладает всеобъемлющим социальным характером и имеет отношение практически к каждому члену общества. Политология, как наука, изучает политику во всех её проявлениях, а изучение политологии способствует формированию социально-активной личности.

Политическая жизнь возникла в результате распада общества на социальные группы с несовпадающими ин­тересами. Общество резко усложнилось, и поэтому по­явилась политика как деятельность по согласованию социальных интересов. Все население разделилось на управляющих (элита) и управляемых (масса). Основ­ной функцией политики стало управление обществом с помощью государства в интересах прежде всего наибо­лее влиятельных классов и слоев общества.

Сфера политики явилась следствием и отражением тех процессов, которые зародились и существуют в со­циальной жизн и общества. Речь идет прежде всего о со­циально-экономических интересах людей. Следует иметь в виду, что за всякого рода лозунгами и программами политических партий, заявлениями и действиями по­литиков как правило стоят интересы тех социальных групп, которых они представляют. Сфера политичес кой жизни включает в себя все многообразие явлений и процессов, так или иначе связанных с борьбой за обладание государственной властью. Назовем и кратко охарактеризуем важнейшие проявления политической жизни общества.

Политические потребности и интересы являются по­будительными мотивами («пружинами») деятельности людей в сфере политики. В качестве мотивов выступа­ют имущественные интересы людей, их идеалы и чес­толюбие, нравственные соображения и другое. Данные интересы выражают потребности людей, т.е. то, чего им недостает в реальной жизни. Неудивительно, что политика вовлекает в свой бурный поток не только людей с безупречной совестью, но и негодяев и прохо­димцев. Политическая жизнь - это всегда отстаива­ние своих интересов, в какие бы одежды эти интересы ни рядились.

Политическое сознание людей является духовной стороной политической жизни общества. Оно включа­ет в себя как чисто житейские представления о полити­ке и государстве, так и различные учения и теории. Если нет политического сознания, то нет и полноцен­ной политической жизни в целом. Имея знания и пред­ставления о политике (пусть даже и самые простей­шие), люди получают возможность участвовать в ней сознательно (со знанием дела), давать оценки конкрет­ным фактам и явлениям политики, делать выбор в поль­зу собственных интересов.

Субъекты политической жизни есть ее участники, «актеры». Речь идет о конкретных индивидах и группах, которые являются носителями интересов, сознания и прак­тических действий. Изучая политическую жизнь общест­ва, философия обращает внимание на политическую куль­туру субъектов политики, на взаимоотношения между лидерами и. массой, духовные качества участников поли­тики. Философия отмечает также высокую степень субъ­ективного (личностного) начала в политической жизни. Ее интересует и то, насколько общество демократично, т.е. создает примерно равные возможности для участия в политической деятельности всем ее участникам.

Институты (органы) политической жизни представ­ляют собой специальные «инструменты», создаваемые и используемые субъектами политики для борьбы за власть и ее применение. К числу таковых относятся политические партии, различного рода движения, ас­социации и организации. Основным инструментом по­литики является конечно же само государство как офи­циальное выражение власти в обществе. Наличие на­званных нами институтов свидетельствует о том, что человечество сумело «изобрести» специальные средст­ва для цивилизованного и эффективного протекания политической жизни в обществе.

Собственно политика есть, по определению В.И.Ле­нина, «участие в делах государства». В данном случае политика рассматривается как вид деятельности чело­века наряду с наукой, воспитанием, земледелием и дру­гими. Она выполняет не только лишь функцию завое­вания власти и ее упрочения, но может быть направле­на также и на достижение гражданского согласия (кон­сенсуса) в обществе. В этом случае используются та­кие цивилизованные методы деятельности, как кон­структивный диалог, компромисс (соглашение на ос­нове взаимных уступок), партнерство и т.п. Но в по­литике используются, увы, и не только эти методы. Нередко можно услышать, что политика - это «гряз­ное дело», что это якобы «зверь, не знающий Бога» (Н.А.Бердяев) и т.п. Действительно, в политике имеет место хитрость и даже обман, заигрывание с массами и нечестная игра, лицемерие, цинизм, коварство и жес­токость. Так было всегда, так оно есть и сейчас, и в этом тоже проявляется ее противоречивая природа. Но все это еще не дает оснований полагать, что в этой деятельности нет места для совести, честности, поря­дочности и других позитивных социальных ценностей.

Политические отношения - это те связи и зависи­мости, которое складываются между индивидами и груп­пами людей в ходе их борьбы за власть. Это проявля­ется, например, в формах солидарности, сотрудниче­ства, компромисса. Но эти отношения нередко сущест­вуют и в формах соперничества, конфронтации и даже грубого конфликта сторон.

Политическая культура представляет собой типичные для данного общества образцы (формы) мышления и практической деятельности людей, проявляемые ими в сфере политики. Это понятие употребляется также и для характеристики человека как участника политической де­ятельности, раскрытия его политических качеств. Поли­тическая культура представляет собой единство полити­ческого сознания и практических действий, их синтез. Это прежде всего способы и формы участия индивида в политике (мирные или же насильственные действия, активное участие или же неучастие в политике и т.д.). по­литическая культура является инструментом для созна­тельного участия человека в политике и выполняет раз­нообразные функции. Кроме названной выше функции участия в политике, она способствует стабильности в обществе или же, при низкой культуре, разрушает ее. С помощью политической культуры передаются опыт, тра­диции и способы деятельности в политике от поколения к поколению. Она может как способствовать объедине­нию (консолидации) людей на почве общих интересов, так и напротив - разъединять их, вносить вражду и не­приязнь друг к другу. Политическая культура помогает интеллектуальному развитию личности путем освоения индивидом существующих в обществе способов полити­ческого мышления и знаний о политике.

Политические принципы и нормы включают в себя систему правил, запретов и ограничений для полити­ческой деятельности. В политике тоже должна быть своя мера, т.е. разумный предел допустимого. Эта мера определяется интересами безопасности и стабильного развития общества. Очень важно, например, принимать в правительстве такие решения, которые бы своевре­менно разрешали назревающие социальные конфлик­ты. От высших государственных деятелей требуются такие поступки, которые бы не ущемляли честь и на­циональное достоинство своего народа и т.д. и т.п. Данные принципы и нормы представляют собой как бы «правила игры» в политике.

В качестве небольшого вывода по второму вопросу мы считаем важным заметить следующее. Политическая жизнь общества глубоко социальна, т.е. она отра­жает интересы людей, формирующиеся в социальной сфере. На основе этих интересов возникают специаль­ные институты (органы) - партии, государство и др., в задачу которых входят формулировка и реализация этих интересов. Одной из важнейших функций поли­тической сферы является закрепление и сохранение существующего в обществе социально-экономического порядка вещей (например, отношений собственности), либо же его изменение в интересах тех или иных соци­альных групп и слоев. Основная функция политичес­кой жизни есть, следовательно, отражение и реализа­ция социально-экономических и иных интересов лю­дей.

Политика - это объективно обусловленное и целенаправленное участие больших масс людей, организованных социальных групп и личностей в делах государства, в решении проблем, относящихся к жизни общества в целом.

Характерные черты политики:

Связь частного и общего, интереса личности и интереса социальной целостности (группы, страны, человечества): мы входим в мир политики, когда решаем не только свои частные проблемы, но действуем, исходя из понимания их связи с задачами, далеко выходящими за рамки наших личных интересов, когда этими же проблемами озабочены многие другие люди;

Любой тип политики связан с решением проблем существования и функционирования государства - такого социального института, который как раз и служит для решения проблем, интересующих все общество;

Связь с действиями и интересами больших масс людей;

Целенаправленная деятельность, предполагающая необходимость трезвого анализа, учета многообразия условий и компонентов политических действий, чисто импульсивное реагирование здесь имеет чрезвычайно низкую результативность (хотя сплошь и рядом встречается в реальной политике);

Властный характер, способность принуждения, волевого воздействия для придания целенаправленности действиям многих людей.

Необходимо принимать во внимание, что все вышеназванные качества не изолированы, а взаимно дополняют друг друга: так, властный характер политики предопределяет использование государственного механизма; соединение частных и общих интересов осуществляется в теоретической форме, а реализация теории, программы предполагает обращение к механизмам власти.

Субъекты политики и ее функции

Роль политики в общественной жизни определяется ее функциями. Среди них можно выделить следующие:

1. функция обеспечения целостности и стабильности общества. Политика осуществляет эту функцию благодаря способности улавливать тенденции общественного прогресса и в русле этих тенденций формулировать общие цели, разрабатывать проекты будущего, определять социальные ориентиры, изыскивая для их осуществления необходимые ресурсы;

2. мобилизации и обеспечения эффективности общей деятельности. Помимо формулирования целей поступательного развития политика обеспечивает их реализацию путем создания мотивационного механизма, предоставляя индивиду эффективные возможности для удовлетворения его социальных потребностей, изменения его социального статуса с помощью власти;

3. регулирования. Воздействуя на интересы групп, политика управляет социальными процессами и регулирует их, используя социальное принуждение и насилие;

4. рационализации. Представляя групповые и индивидуальные интересы, политика вырабатывает общие правила и механизмы их представительства и реализации;

5. политической социализации. Политика включает личность в социальные отношения, передавая ей опыт и навыки преобразовательной деятельности, эффективного выполнения ролей и функций;

6. гуманитарная функция - в создание гарантий прав и свобод личности, обеспечении общественного порядка, гражданского мира и организованности Субъекты политики - носители политического действия. Очевидно многообразие субъектов политических отношений, в качестве которых могут выступать и отдельные люди, и социальные группы, и институты, и движения. Их общей чертой служит наличие интересов, сферой реализации которых являются политические отношения. Особенно велика роль таких субъектов политики, как классы (объединяющие людей с одинаковым типом отношения к собственности) и нации (группы людей, объединенные одним языком, культурой, психическим складом, территорией, общностью экономической жизни). Именно во взаимодействии между ними формируется тот круг проблем и интересов, которые, будучи восприняты или отражены отдельными личностями, движениями, партиями, институтами и организациями, требуют для своего решения обязательного вмешательства государственной власти.

Структура политики

субъекты политики: индивиды, социальные группы, слои, орга­низации, прямо или косвенно участвующие в процессе реализации государственной власти или осуществляющие влияние на нее;

социальный институт - структурно организованный субъект по­литики (Н: политическая партия, профсоюз);

социальные общности (слои, классы, нации) и отдельная личность (политический ли­дер, граждане);

политические отношения - отношения распределения и исполь­зования государственной власти на основе политических интере­сов, которыми они руководствуются в своей деятельности;

политическое сознание - система оценок, смыслов и утверждений участников политики;

*политическая психология - эмоции, чувства, переживания, на ос­нове которых происходит оценка реальной действительности и уча­стие в политической жизни;

политическая идеология - система представлений, на основе ко­торой строится рационально осмысленное участие в политической жизни;

* политическая культура субъектов, определяющая характер взаи­модействия участников политической жизни;

* система институтов законодательной, исполнительной и судебной

власти , существующая для своевременного представительства и удовлетворения возникающих и постоянно изменяющихся соци­альных потребностей групп и индивидов;

* политическая организация общества , которая охватывает; госу­дарство и его органы, партийную систему, группы давления и т.д.

Благодаря взаимодействию ее структурных элемен­тов, политика обеспечивает целостность общества.

Сущность власти

Власть - возможность и способность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению. Суть власти не зависит от её основы. Способность и возможность достигать своих целей может базироваться на различных методах: демократических и авторитарных, честных и нечестных, насилии и мести, обмане, провокациях, вымогательстве, стимулировании, обещаниях и т. д.

Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Она необходима для организации общественного производства, которое требует подчинения всех участников единой воле, а также для регулирования других взаимоотношений между людьми в обществе.

Специфической разновидностью является политическая власть - способность определённой социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов. В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства. Наиболее сильным элементом политической власти является государство и система государственных органов, реализующих государственную власть.

Признаки политической власти:

Делегирование властных полномочий одних людей другим через специально уполномоченный государственный аппарат;

Использование механизма организованного принуждения с опорой на систему разнообразных санкций, применяемых за нарушение установленных ею норм;

Наличие специального аппарата людей, обладающих более высоким уровнем компетенции и образования по сравнению с другими властными аппаратами, чтобы следить за исполнением законов.

Необходимый компонент политической власти - государство с такими его атрибутами, как наличие подданных, территории, на которую распространяется его власть, и сам механизм принуждения, люди, которые это принуждение осуществляют в организованной форме. Государство - это инструмент организованного насилия, обладающий монопольным правом на издание законов в обществе. Его значение не следует ни преуменьшать, ни преувеличивать. Как сказал русский философ B.C. Соловьев, “государство существует для того, чтобы превратить земную жизнь в рай, а не для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад”.

Структура власти

Структура власти выступает как система трех определенным образом субординируемых видов властных отношений:

Социально-политических, которые регулируют отношения социальных слоев и организаций с политической властью.

Политико-управленческих, регулирующих многообразие экономических, социальных, духовных взаимоотношений политических кругов (посредством политических институтов, методов, приемов) с социальными образованьями и организациями в обществе.

Политико-идеологических отношений, оказывающих всестороннее и систематическое идейно-психологическое воздействие на массовое сознание.

политическая власть включает прежде всего власть государства, власть органов местного самоуправления, власть партий, политических лидеров, средств массовой информации. Но центральной в политической власти является власть государства, таким образом, она включает в большей или меньшей степени все другие перечисленные виды власти. Ее центральное положение определяется также монополией на принятие законов, обязательных для всех граждан страны.

Функции власти

Функции политической власти как инструмента социального управления:

Сохранение социальной целостности;

Реализация потребностей и интересов осуществляющих властные функции социальных групп;

Регулирование социальных отношений, поддержание стабильности в функционировании социального организма.;

Поддержание необходимых для общества пропорций между производством и потреблением в таком соответствии, чтобы они не препятствовали, а стимулировали развитие друг друга.

Разрыв и противопоставление функций политической власти может существенно ослабить и дестабилизировать всю систему социальных отношений, привести общество к социальному кризису. Условием обеспечения оптимальности в сочетании функций политической власти служит некоторая степень автономии государства от взаимодействующих в обществе интересов, возвышения над ними. Политическая власть достигается при условии, если интересы государства преобладают, доминируют в случае конфликта с интересами политически и экономически господствующих социальных групп.

Легитимность власти

Легитимностъ означает качество взаимоотношений власти и подвластных, которое выражается в добровольном признании ценности власти, в ее праве управлять.

Легитимная власть воспринимается населением как правомерная и справедливая. И, напротив, если правящая группа не пользуется общественным доверием и вынуждена постоянно прибегать к средствам принуждения, то власть такой группы принято считать нелегитимной.

Легитимная власть порождает у руководителей право на управление и соответственно обязанность у населения подчиняться им.

Легитимность и легальность (законность) власти не совпадающие понятия. Если легальность означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам (юридическая характеристика), то Легитимность - это доверие и оправдание власти (характеристика нравственная). Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение,- легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не приниматься народом.

Типы легитимности политической власти:

1) рациональный - власть узаконена установленными демократическим путем и признанными нормами права, основана на подчинении не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти;

2) идеологический - власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильности тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены;

3) традиционный - власть признается оправданной в силу укорененных обычаев, традиций, привычки повиноваться, веры в непоколебимость и священность издревле существующих порядков;

4) харизматический (персональный) - власть основывается на вере масс в исключительные качества, особые способности политического лидера (вождя от Бога, обладающего чудесным даром), на личном авторитете правителя и т.д.

Рассмотренные (и некоторые иные) типы легитимности власти являются идеальными и не существуют в “чистом виде”. В конкретно-исторических условиях каждой страны эти типы переплетаются при доминировании одного из них.

О степени легитимности политической власти можно судить по уровню принуждения (насилия), необходимого для проведения той или иной политики в обществе, по количественному и качественному анализу попыток свержения правителей; по социальной напряженности, силе проявления гражданского неповиновения (бунтов, восстаний и т.п.); по результатам выборов; по массовым демонстрациям, внезапным проявлениям поддержки или, напротив, оппозиции существующему режиму.

Классификация власти

В зависимости от используемых средств влияния выделяют следующие типологию власти:

Экономическая, опирающаяся на экономические ресурсы, собственность на различного рода материальные ценности. То есть в основе этого типологии власти – связь с материальными, первичными, наиболее сильно действующими потребностями человека;

Социальная власть тесно связана с экономической. Но если экономическая власть имеет рычаги распределения материальных благ, то социальная распределяет положение в социальной структуре – статусы, т.е. влияет на общественное положение широких слоев населения (путем назначения на должности, льгот, привилегий и др.);

Культурно-информационная (духовно-информационная) – это власть над людьми с помощью научных знаний, культурных традиций, религии и морали, информации и средств их распространения и др. На современном этапе из всех видов духовного влияния первостепенное значение приобретает научно-информационная власть. В целях воздействия на сознание людей используются различные каналы – школы, ВУЗы, СМИ и др.;

Основание и ресурсы власти

Ресурсы власти: это те средства, использование которых обеспечивает влияние субъекта на объект власти. Ресурсы власти в организации очень разнообразны. Одна из наиболее популярных классификаций, в соответствии с важнейшими средствами жизнедеятельности:

Экономические (финансовые) – деньги.

Социальные – способность изменения социального статуса или должности работника, а также социальные блага (медицинская страховка и т.п.).

Информационные – знания и информация, обладающие для работников важностью в том или ином аспекте (решение производственных задач, фактор престижа и т.д.).

Принудительные (силовые) – средства физического воздействия. Но в современном производстве такое не используется, поэтому, обычно, под принудительными ресурсами понимают меры административного наказания.

Есть и другие классификации.

Институциональные, связанные с организационным и ценностно- культурным регулированием.

Позиционные - обладание информацией, возможность влиять на определенных должностных лиц.

Персональные – индивидуальные знания, способности, сила воли, убежденность

В зависимости от используемых ресурсов выделяют разные виды власти (экономическая, персональная и т.д.). Основания власти выступают отражением подчиненными ресурсов, которыми обладает руководитель. Основания власти раскрывают мотивы поведения и непосредственно связаны с соответствующими видами власти. Классификация оснований (и, соответственно, видов):

Вознаграждение.

Информация.

Легитимация. Основывается на должностном авторитете, признании норм и ценностей данной организации, а также права руководителей приказывать и обязанности нижестоящих подчиняться.

Убеждение.

Идентификация. – это преимущественно эмоциональная связь субъекта и объекта власти, проявляющаяся в формировании у них чувства единства, в стремлении сотрудников понравиться руководителю, брать с него пример, копировать его поведение. Такое явление может объясняться несколькими причинами (например, харизмой руководителя).

Привычка к подчинению.

Организационная экология. Власть через изменение рабочей среды. Сознательное формирование руководителем условий труда и организации рабочего места сотрудника с целью исключить нежелательные формы его поведения, а также повлиять на него в целом.

Политическое пространство

ПРОСТРАНСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЕ - реальная протяженность территории, на которую распространяется исторически обусловленная политическая система или осуществляется ее политическое влияние. Политическое пространство выполняет три функции: 1) предпосылки политической жизни; 2) цели политической деятельности государств (геополитика); 3) экологической среды существования и развития разнообразных форм политической жизни. В качестве предпосылки оно определяет территориальные размеры и границы политической системы, характеризует влияние эколого-географических условий на организацию Политической жизни, на степень управляемости ею со стороны исполнительной власти, на механизм связи центра с властью на местах и др. Так, одной из предпосылок победы демократии в Западной Европе была пространственная открытость границ европейских государств.

В качестве цели политической жизни политическое пространство предстает как важный фактор “геополитики”, которая долгое время осуществлялась под имперскими лозунгами и принимала военные формы. Так, геополитика царской России осуществлялась как военная экспансия и колонизация других народов. Современная геополитика стремится обеспечить многообразие форм политической жизни этносов и народов и отказывается от объявления их геопространства зоной жизненных интересов того или иного государства. Величие государства заключается не в увеличении размеров своей территории силовыми методами, а в расширении демократического политического пространства с помощью повышения уровня и качества жизни как социальных и национальных сообществ, так и отдельного человека.

В качестве экологической среды политическое пространство позволяет осмыслить связи между элементами политической системы, характер этих связей, зафиксировать территорию и границы государственного управления, которые нередко выходят за рамки национального государства, включая, напр., колониальные владения или зоны влияния. В политическом языке политическое пространство имеет символическое и метафорическое значение. Так, в годы “холодной войны” слово “Запад” имело не просто географический смысл, а обозначало, прежде всего, военно-политическое объединение. Ныне же слово “Запад” характеризует региональные границы мирового содружества, определенную модель общественно-политического развития, составной частью которой является демократическая форма правления и рыночная экономика. Составляющие этой модели адаптируются в разных обществах и культурах. Накануне нового тысячелетия формируется мировое политическое пространство, которое характеризуется сближением разных политических систем, отбором наилучших моделей развития, поиском выхода из конфронтации и согласия в международной политике, что свидетельствует о становлении мирового сообщества.

Политическое время

ВРЕМЯ ПОЛИТИЧЕСКОЕ - условное название содержания политической жизни общества на определенном этапе его развития. В. п. многомерно, имеет разные темпы развития. Настоящее в нем во многом зависит от прошлого и в значительной степени определяет будущее. Содержание и рамки В. п. определяются характером, последовательностью и длительностью взаимодействия субъектов и объектов политики, определяющих социальный прогресс.

В новостных программах и аналитических материалах мы постоянно слышим о политике. Она присутствует везде. Даже люди, совершенно не интересующиеся проблемами мира и государства, никуда от нее не спрячутся. А какую роль играет политика в жизни общества? Можно ли без нее обойтись? Давайте разберемся.

Определимся с понятиями

Разобраться, какую роль играет политика в жизни общества, невозможно без трактовки терминов. Часто люди путаются именно потому, что их понятия далеки от научных. Слово «политика» имеет греческое происхождение. Оно буквально означает «искусство управления государством». Возникло оно тогда, когда появились богатые и бедные, выделился класс просвещённых и поднялся над остальной массой граждан. То есть, политика является некоей надстройкой над обществом. Состоит она в рождении, развитии и реализации идей, которые приводят к тем или иным изменениям. Следует заметить, что в настоящее время политику принято делить на внешнюю и внутреннюю. Последняя влияет на положение в одной стране, подталкивает ее развитие. Внешняя - направлена на регулирование межгосударственных отношений. Два этих направления так или иначе влияют на жизнь обычного человека. Место политики в жизни общества иной раз трудно определить неспециалисту. Ведь большая часть процессов проходит в государственных органах. Граждане сталкиваются с реальной политикой во время Но это лишь вершина айсберга. На самом деле роль государства, а, следовательно, политики велика практически во всех сферах жизни. Будь-то строительство предприятий, регулирование заработной платы, работа жилищно-коммунальных служб или мероприятия культуры - везде существует организационно-управленческий элемент.

Зачем обществу политика?

Любой инструмент настолько всеобъемлющий, как рассматриваемый, что имеет собственные функции. Без их выявления невозможно понять, какую роль играет политика в жизни общества. Ведь мы не сможем увидеть глубинных основ функционирования государства. Функции политики разнообразны:

  • определение основных целей и направлений развития;
  • организация работы общества по их достижению;
  • распределение ресурсов (материальных, человеческих, духовных);
  • выявление и согласование интересов субъектов процесса;
  • разработка норм поведения и их внедрение;
  • обеспечение безопасности (любого рода);
  • приобщение людей к процессам управления;
  • контроль.

Данный перечень можно расширить за счет расшифровки каждого из пунктов. На практике они сложны и многоплановы. За каждым стоит работа соответствующих служб, учреждений и организаций. Но уже из приведенного перечня понятно, какую роль играет политика в жизни общества. Можно ответить коротко - важнейшую.

Политическая система

Необходимо отметить, что государственные системы бывают разными. От этого напрямую зависит, как взаимодействуют общество, политика и власть. К примеру, социалистический строй серьезно отличается от рабовладельческого или капиталистического. Цели ставятся несоизмеримые по масштабам и значимости для гражданина. Наука разделяет политические системы на авторитарные, демократические и тоталитарные. Каждая по-своему организует управление, реализует его взаимодействие с населением. Политическая система делится на:

  • нормативную;
  • институциональную;
  • коммуникативную;
  • культурно-идеологическую.

Они характеризуют степень и характер отношений между властными структурами и обществом. Подсистему включают в себя организации, государственные службы и учреждения, а также граждан. Давайте их рассмотрим.

Институциональная подсистема

Наверняка данный термин не всем понятен. Оттолкнемся от слова «институт». Оно обозначает высшее учебное заведение, но так же специальное учреждение, занимающееся научными изысканиями. Получается у нас некая структура, выполняющая ряд функций, среди которых выделим организационную и идееобразующую. Когда рассматривается общество в политике, то в первую очередь говорят об этой подсистеме. Она включает в себя политические партии, общественные движения и государство. Их общая цель - осуществление властных полномочий, на законодательно закрепленном уровне. Понятно, что государство, как система, принимает и внедряет их в жизнь. Партии и движения влияют на деятельность последнего, исходя из взглядов своих сторонников. Они же принимают активное участие в формировании законотворческих структур. Существуют структуры, включенные в институциональную подсистему, не участвующие в Возьмите, например, профсоюзы. Они не претендуют на власть, не борются за нее. Но определенные задачи в обществе решают. Таковых организаций множество.

Государство

Этот институт имеет самые широкие полномочия. Ведь он, как правило, концентрирует и реализует власть в обществе. Его функции весьма разнообразны. Связано это с тем, что государство опирается на большую часть народа, выражает его интересы. Оно создает специальные институты, аппарат управления и принуждения. Политика государства должна быть согласована с чаяниями и надеждами народа, быть направлена на создание условий для реализации потенциала общества. Иначе в стране может возникнуть кризисная ситуация. Другими словами, иная политическая сила разрушит государство, чтобы создать иное, более отвечающее требованиям населения. Чтобы такого не произошло, необходим консенсус между политическими силами. Его обеспечивают основные партии, имеющие сторонников среди большей части населения. Государство пишет правила и принципы функционирования всей политической системы. То есть, занимается законотворческой деятельностью, регулирует работу общественных организаций вплоть до их запрета. Критерий у подобных решений один - безопасность населения в любой сфере. Для реализации собственных задач государство обладает громадными ресурсами. Кроме того, оно должно объединять (интегрировать) общество, объединять вокруг себя, как возле стержня, все иные институты.

Коммуникативная подсистема

Нельзя оценить суть влияния политики на жизнь общества, если рассматривать его однородным. В любой стране существуют слои и группы населения. У них различные интересы, они объединяются в организации или партии, выдвигающие собственные требования. Совокупность взаимоотношений между подобными образованиями называют коммуникативной подсистемой. Оно специальными нормативными актами и принятыми в обществе нормами регулирует отношения субъектов, к каковым относится и отдельная личность. Цель взаимодействия общественных организаций, партий, граждан - влияние на власть для того, чтобы последняя учитывала их потребности в своей деятельности. То есть группы населения борются за собственные интересы. А государство призвано их балансировать, учитывая по возможности в принятии властных решений.

Культурно-идеологическая подсистема

На жизнь общества не только законы влияют. Есть еще целый пласт идеологических установок, на которые люди привыкли опираться, вырабатывая отношение к власти. К ним относятся и настроения и предрассудки. Наверняка вы и сами замечали, что какие-то лозунги, продвигаемые политическими силами, не находят у граждан сочувствия, не вызывают интереса. Но тут возникнет идея и как пожар распространяется повсюду. Просто она отвечает чаяниям народа, опирается на совокупность установок, принимаемых людьми как естественные. любого общества опирается на выработанные поколениями, укоренившиеся образы, именуемые стереотипами. Они занимают особую роль в политической культуре, так как внедрены очень глубоко и плохо поддаются изменениям. К примеру, монархические идеи до сих пор имеют множество сторонников в России, хотя со дня падения царского режима прошло почти сто лет.

Нормативная подсистема

Это, пожалуй, самая понятная из всех составляющих частей политики. Она представляет собой совокупность законов. Также к ней можно отнести учреждения и организации, выполняющие контрольную функцию. Как правило, нормы вырабатывает государство. Они обязательны для исполнения всем обществом. Демократии часть прав по инициированию законотворчества могут передавать гражданам или их объединениям.

Политика и сферы жизни общества

Такова, что любой ее сегмент не может работать и существовать отдельно. Все взаимосвязано. А инструментом, позволяющим объектам реализации власти находить консенсус, является политика. Можно смело сделать вывод, что без ее влияния не обходится ни один человек. И от желания личности этот факт не зависит. Как говорится, жить в обществе и быть от него свободным не получается. Какую сферу ни возьми, политика присутствует везде. Ходите ли вы в магазин, на работу или дома сидите. Рядом невидимо присутствует государство и иные участники политической системы.

gastroguru © 2017