Государственная и муниципальная социальная политика. Курс лекций: учебное пособие. Список использованных источников Социальная политика учебное пособие

  • 1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
  • 2. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 августа 1996 г. N 35 ст. 4135
  • 3. Федеральный закон от 9 июня 1999 г. № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" // Собрание законодательства Российской Федерации от 19 июля 1999 г. N 29 ст. 3686
  • 4. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 52 (часть I) ст. 7007
  • 5. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования" // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 июня 2014 г. N 26 (часть I) ст. 3394
  • 6. Постановление Правительства РФ от 10 октября 2013 г. N 899 "Об установлении нормативов для формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета" // Собрание законодательства Российской Федерации от 21 октября 2013 г. N 42 ст. 5360
  • 7. Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2014 г. "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 декабря 2014 г. N 49 (часть VI) ст. 6975
  • 8. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года")
  • 9. Агешкина Н.А. Справочник по льготам, выплатам, пособиям и компенсациям / Н.А. Агешкина. - М.: Феникс, 2016. - 345 с.
  • 10. Адриановская Т. Л. Право социального обеспечения. Институт пособий и компенсационных выплат: учебно-практическое пособие для вузов / Т.Л. Адриановская. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 840 с.
  • 11. Антропов В.В. Модели социальной защиты в странах ЕС / В.В. Антропов // Мировая экономика и международные отношения. - 2011. - №11. - с.70-77.
  • 12. Ахинов Г.А.Социальная политика: учебное пособие / Г.А. Ахинов, С.В. Калашников. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 272 с. - (Высшее образование: Бакалавриат).
  • 13. Воронина Н.А. Права человека и правовое социальное государство в России: монография / Н.А. Воронина, А.С. Запесоцкий, В.А. Карташкин; отв. ред. Е.А. Лукашева. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 400 с.
  • 14. Галаганов В. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации / В. Галаганов. - М.: Кнорус, 2012. - 160 с.
  • 15. Григорьев И. В. Право социального обеспечения: учебное пособие для прикладного бакалавриата / И.В. Григорьев. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2015. - 653 с.
  • 16. Губерная Г.К. О значении социальной составляющей рыночных реформ / Г.К. Губерная, А.П. Ткаченко // Рыночное реформирование управления экономикой: сб. науч. трудов ДонГАУ. Донецк, 2008. -- т. І, -- Вып. 1, Серия "Экономика". -- с. 119--131.
  • 17. Капицын В.М., Мокшин В.К. Политология / В.М. Капицын, В.К. Мокшин. - М.: Издательский дом Дашков и К, 2012. - 596 с.
  • 18. Кочеткова Л.Н. Социальное государство. Опыт философского исследования / Л.Н. Кочеткова. - М.: Либроком, 2013. - 160 с.
  • 19. Кричинский П.Е. Основы социального государства: учебное пособие / П.Е. Кричинский, О.С. Морозова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 124 с. - (Высшее образование:Бакалавриат).
  • 20. Лыгина М.А. Проблема философского осмысления сущности социальной политики государства / М. А. Лыгина // Общество. Среда. Развитие. Научно-теоретический журнал. - № 1(14), 2014. - с. 67-71.
  • 21. Миронов С. Социальная политика: уточнение задач, отладка механизмов / С. Миронов // Общество и экономика. - 2015. - №5. - с.5-12.
  • 22. Мусалимов Е. Ш. Социальное обеспечение в России и зарубежных стран: сравнительный анализ / Е.Ш. Мусалимов // Молодой ученый. -- 2015. -- №4. -- с. 401-403.
  • 23. Мусина-Мазнова Г. Х. Инновационные методы практики социальной работы: учебное пособие для магистров / Г. Х. Мусина-Мазнова, И. А. Потапова, О. М. Коробковаи др. - М.: Дашков и К, 2014. - 320 с.
  • 24. Нигматуллина Г.Р., Саитов Р.И. Проблемы и перспективы развития государственных внебюджетных социальных фондов Российской Федерации: монография / Г.Р. Нигматуллина. -- Уфа, ФГБОУ ВПО Башкирский ГАУ, 2014. -- 116 с.
  • 25. Никифорова О.Н. Пенсионное обеспечение в системе социальной защиты населения: монография / О.Н. Никифорова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 124 с. - (Научная мысль; Страхование).
  • 26. Основы социальной политики: Учебное пособие для студентов ВУЗов / Под ред. Н.Ф. Басова. - М.: Академия, 2014. - 288 с.
  • 27. Павленок П. Д. Технологии социальной работы с различными группами населения: учебное пособие / П. Д. Павленок, М. Я. Руднева. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 536 с.
  • 28. Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов: учебное пособие для высших учебных заведений / Ю.М. Плотинский; изд. 2-е, перераб. и доп. M.: Логос, 2011. -- 296 с.
  • 29. Приступа Е.Н. Социальная работа. Словарь терминов / Е.Н. Приступа. - М.: ФОРУМ, 2015 - 231 с.
  • 30. Разумов А.А. Социально-экономическое развитие России: новые вызовы и новые ответы государственной социальной политики / А.А. Разумов // Научно-исследовательский институт труда и социального страхования Минздравсоцразвития России. - 2015. - №11. - c. 11-15.
  • 31. Сергеева Е. А. Специфика социальной поддержки уязвимых категорий населения / Е. А. Сергеева // Отечественный журнал социальной работы. - 2013. - №4. - с. 44. - c. 13-19.
  • 32. Снежко О.А. Защита социальных прав граждан: теория и практика / О.А. Снежко. - М.: Издатель - Инфра-М, Серия - Научная мысль, 2014. - 311 с.
  • 33. Соколова М.С. Основы социальной политики: учебно-методический комплекс для бакалавров / М.С. Соколова, О.В. Ящерицына. - М.: Издательский дом "АТИСО", 2011. -- 311 с.
  • 34. Соловьев А. К. Пенсионная реформа: иллюзии и реальность: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. Несерийное издание / А.К. Соловьев. - М.: Проспект, 2015. - 371 с.
  • 35. Сулейманова Г. В. Право социального обеспечения: учебное пособие / Г.В. Сулейманова. - М.: Кнорус, 2015. - 720 с.
  • 36. Тавокин Е.П. Социальная политика: учебное пособие / Е.П. Тавокин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 157 с. - (Высшее образование: Бакалавриат).
  • 37. Холостова Е.И. Категории, закономерности и принципы социальной работы / Е. И. Холостова // Теория социальной работы: Учебник / Под ред. Е. И. Холостовой. М.: ИНФРА-М, 2013. - с. 44-45.
  • 38. Шарков Ф.И. Основы социального государства: Учебник / Ф.И. Шариков. - М.: Издательство: Дашков и К, 2013. - 314 с.
  • 39. Шкаратан О. Государственная социальная политика и стратегия выживания домохозяйств / О. Шкаратан. - М.: ГУВШЭ, 2013. - 156 с.
  • 40. Шутов В.С. Социальная политика в контексте политической модернизации России / В.С. Шутов // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - Выпуск. - № 1. - 2014. - c. 7-12.
  • 41. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.gks.ru

Григор Артушевич Ахинов, Сергей Вячеславович Калашников Социальная политика: учебное пособие

Глава 1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

1.1. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ

В самом обобщенном виде деятельность государства по удовлетворению социальных потребностей людей определяется как его социальная политика. Будучи предельно обобщенным понятием, концепт социальной политики допускает разные уровни конкретизации по набору субъектов, институтов и целей. Так, социальную политику можно определить как деятельность государства и других общественных институтов, направленную на прогрессивное развитие социальной сферы, совершенствование условий, образа и качества жизни людей, обеспечение определенной части их жизненных потребностей, оказание гражданам необходимой социальной поддержки, помощи и защиты. Очевидно, что социальная политика государства самым непосредственным образом учитывает социальную активность и иных общественных институтов, находясь с ними в различных отношениях взаимообусловленности. Несомненно и то, что конечный результат государственной социальной политики достигается благодаря деятельности не только государства и его институтов, но и иных субъектов, осуществляющих собственную социальную политику, в той или иной мере совпадающую с государственной в рамках существующего правового поля.

При этом важно отметить, что в ряду субъектов социальной политики ключевая роль принадлежит именно государству, поскольку другие частные субъекты государственной социальной политики выступают как институты достижения поставленных государством целей и функционируют в рамках, заданных государством. Иными словами, государство для достижения своих целей действует через многих субъектов различных видов деятельности, которые могут считаться субъектами государственной социальной политики только в той мере, в которой они обеспечивают поставленные государством социальные цели. Вся иная их активность, даже если она имеет социальный эффект, не может считаться государственной целенаправленной социальной политикой. То есть в конечном счете субъектами социальной политики государства являются именно само государство как форма организации власти, его институты и общественные структуры, чья деятельность в социальной сфере определяется государственными целями.

В демократическом государстве социальные цели формируются исходя из интересов институтов гражданского общества, и государственная социальная политика есть обобщенный вектор интересов различных социальных групп.

Государство является субъектом социальной политики, которая представляет собой деятельность, направленную на управление социальным развитием общества, обеспечение удовлетворения материальных и духовных потребностей его членов и регулирование процессов социальной дифференциации общества. Однако очевидно, что, несмотря на определенную связь, удовлетворение социальных потребностей и регуляция общественных отношений относятся к разным функциональным системам государства. При всей условности разделения экономических, политических и социальных сфер собственно к социальной сфере относятся только социальные функции государства, тогда как регуляция общественных отношений есть политическая деятельность, направленная на решение политических задач власти.

Существование в обществе потребностей в достижении социальных целей и их опосредованное удовлетворение в результате деятельности государства в экономической и политической областях еще не говорят о наличии целенаправленной социальной политики государства. Собственно социальная политика как целенаправленная деятельность по достижению социальных целей проводится государством только с появлением у него социальных функций, т. е. только тогда, когда государство берет на себя прямую ответственность и обязательства удовлетворения социальных потребностей граждан. В конкретном понимании социальной политики как целенаправленной деятельности государства по реализации его социальных функций необходимо констатировать, что социальная политика государства появляется только с возникновением у него специфических социальных функций. Привязка социальной политики к социальным функциям государства позволяет предположить, что развитие структуры социальных функций государства является основой структуризации его социальной политики. С эволюцией государства от его простейших форм к наиболее сложным происходит соответствующая трансформация социальной политики и ее структурных элементов.

Социальная политика, как и всякая телеологическая система, содержит в качестве элементов субъект, объект, субъектно-объектные отношения, цели и механизмы. Как система она также структурно иерархизована, обеспечивается ресурсами и имеет различные модальности (формы) проявления в зависимости от конкретного содержания субъектно-объектных отношений и ситуаций.

Реализация социальных функций государства осуществляется посредством социальных институтов на разных организационных уровнях. Это не обязательно должны быть государственные структуры. К субъектам социальной политики государства относятся компетентные государственные органы (или учреждения), формирующие социальное информационное и правовое поле, осуществляющие материальное обеспечение или представляющие натуральные виды помощи (социальные услуги) нуждающимся в них лицам в пределах утвержденных федеральных или территориальных гарантий.

Роль государства заключается в обеспечении достижения соответствующего результата за счет самых различных механизмов. Для решения своих социальных задач государство задействует профсоюзы, институты гражданского общества, политические партии и корпорации, гуманитарные учреждения, фонды, ассоциации и другие негосударственные образования. Государственная социальная политика – это действия государства в социальной сфере, преследующие определенные цели, соотнесенные с конкретно-историческими обстоятельствами, подкрепленные необходимыми организационными и пропагандистскими усилиями, финансовыми ресурсами и рассчитанные на определенные социальные результаты.

Государство реализует свои социальные задачи в условиях, когда в демократическом (гражданском) обществе множественность идеологий и субъектов порождает разнообразие целей и множественность стратегий социальной политики. При этом государство в своей социальной политике интегрирует цели различных субъектов и стремится к подчинению их деятельности своим целям, направленным на удовлетворение потребностей большинства в социальном прогрессе.

В этом качестве социальная политика государства является обобщенной социальной функцией, в рамках которой реализуются отдельные социальные функции.

Определенная государством структура социальной политики складывается из основных направлений, копирующих систему его социальных функций, и механизмов реализации этих функций, в качестве которых могут выступать различные, и не только государственные, структуры, нормы и принципы. Например, институты и принципы трипартизма и социального партнерства, являясь важными механизмами, через которые реализуется целый ряд социальных функций социальной защиты, сглаживание социального неравенства, обеспечение занятости, предоставление социальных услуг и повышение благосостояния, не относятся к структурным элементам государства. Созданные и функционирующие как механизмы социальной политики, они обеспечивают решение поставленных государством задач. На этом примере видно, что социальная политика является не только обобщенной функцией государства, но и обобщенным механизмом его функционирования, реальным механизмом достижения социальных целей.

Социальная политика осуществляется государством не только исходя из определенных принципов и социальных целей, но и в соответствии с определенными экономическими, политическими и ситуативными условиями и в реальности является результирующей многих факторов. Социальная политика динамична, изменчива, подвержена конъюнктуре. Внешние условия реализации социальной политики могут существенно изменять ее на длительные периоды времени. Соответствующих исторических примеров можно привести множество. Самый яркий из них – это отказ большинства стран «всеобщего благоденствия» от провозглашенных принципов и целей достижения высокого уровня благосостояния для всех в результате несоответствия этой задачи экономическим возможностям.

Социальная политика непосредственно испытывает на себе влияние изменяющегося мира. Так, социальная политика, представляя собой функциональную систему государства, постоянно находится в динамике, изменяется вслед за постоянно меняющимся миром и при этом трансформирует цели, принципы и структурные элементы самого государства.

Государство приобретает определенные качества только в результате появления новых правовых норм. Для защиты от влияния недостаточно обоснованных экспериментов над государством и обществом все государства создают крайне консервативную, противодействующую новациям правовую систему. Это позволяет противостоять ситуативной динамике социальной политики и допускать только объективно обоснованные, гарантирующие прогресс изменения. В этом отношении социальное законодательство всех стран более консервативно, чем экономическое, что связано с отложенностью во многих случаях последствий социальных решений и невозможностью их быстрого исправления. Решения о характере пенсионной реформы сказываются не только на нынешних получателях пенсий, но и на тех, кто выйдет на пенсию через десятки лет. Сегодняшние новации в области социального страхования будут определять уровень социальной защиты в течение длительного периода. Нарушение принципов солидарности поколений, подмена страхования возмещением ущерба, разрушение материальной базы здравоохранения в соответствии с требованиями социальной политики сегодняшнего дня неминуемо будут иметь негативные последствия в будущем.

Рассматривая эволюцию государств с точки зрения уровня развития социальных функций, можно построить условную периодизацию их генезиса. Изучая социальную сущность государства, мы сталкиваемся с необходимостью разделения государственных социальных функций и проявлений социальной активности общества и его институтов (церковь, сообщества, сословия, цеха, гильдии и т. п.). Данное разделение важно как для понимания природы социального, так и для определения специфики и механизмов социальной деятельности государства.

С конца XVIII в. в Европе и России складывается государственно-административная система общественного призрения. Для этой системы характерны становление институциональной системы помощи, формирование правовой базы, административное управление, включающее территориальные структуры, частичное финансирование государством социальной помощи. Особенностью данного этапа является то, что государство, принимая на себя ответственность за социальную политику, не стремится к прямому исполнению социальных функций, а только содействует в этом другим институтам – личной и общественной благотворительности, благотворительным обществам, местной власти, церкви.

Необходимо отметить, что на данном этапе противопоставление милосердия и благотворительности полицейскому государственному подходу к нищете в определенной степени снимается. Государство уже не преследует за нищету, но еще и не ставит цель ее устранения.

Две основные характеристики данного этапа – возникновение у государства собственно социальных функций и обращенность социальной политики на всех членов общества – взаимосвязаны и основаны на необходимости обеспечения консолидации общества, испытывающего прогрессирующее антагонистическое противоречие в условиях раннего капитализма. Принцип солидарности, согласно которому общество имеет обязательства перед своими членами и который напрямую вытекает из теории общественного договора или социального контракта, не может быть реализован через благотворительность.

К этому же времени относится развитие идей социального страхования, или, в терминологии того времени, «взаимное вспомоществование», которое позже станет основным инструментом социальной солидарности. Идеи социального страхования как механизма устранения индивидуальных рисков получили воплощение еще в виде общих касс при гильдиях и профессиональных цехах, осуществляющих социальную помощь вдовам и сиротам членов цеха и в сельских общинах.

К этому же периоду относится развитие наряду с идеей солидарности и идеи справедливости, получивших в ходе Великой французской революции форму принципов. Идея справедливости, понимаемая как соответствие природе вещей либо экономической, либо политической норме, была дополнена идеей справедливости в рамках общественного договора и естественных прав человека.

В соответствии с отечественной традицией данный этап можно обозначить какэтап общественного призрения.

Следующий этап развития социальных функций начинается во второй половине XIX в. и характеризуетсяпереходом социальных функций от общества к государству.

Середина XIX в. стала тем перекрестком, на котором встретились рациональный, диктуемый объективными потребностями выживания и экономики путь развития социальных функций государства и иррациональный путь, обусловленный религией, нравственностью и милосердием. Развитие производительных сил потребовало более мощной социальной интеграции общества, которая могла быть достигнута только через деятельность государства по консолидации всех граждан на основе солидарности. При этом отношения государство – общество и государство – личность претерпели определенные изменения, связанные с совпадением государственных целей и морально-этических принципов человеческого общежития. В отличие от социалистов-утопистов, подчеркивавших доминирующую ценность всеобщего блага и подчинения личных интересов интересам общества, отводившим государству роль обеспечения общественных целей, появившаяся в 1850 г. идея социального государства (Л. Штайн) с самого зарождения снимает довлевшее со времен Аристотеля противоречие, возникавшее из деления государств на правильные (в них достигается общее благо) и неправильные (в них достигаются частные цели). В социальном государстве впервые происходит совпадение личностных и общественных целей. И не просто совпадение, а принятие государством целей индивида как своих собственных.

Основой идеи социального государства послужили представления социалистов-утопистов, трансформировавшиеся у И. Бентама и Э. Чэдвика в тезис о необходимости оценки любого законодательства и всех институтов с точки зрения принципа «наибольшего счастья для наибольшего числа людей». Э. Чэдвик первым выдвинул положение о необходимости изменения социальной среды с помощью государственной деятельности, которая должна не только выполнять функцию помощи слабым, но и создавать условия для развития своих граждан.

Контрольные вопросы

1. Кто является субъектом социальной политики?

2. Какова роль государства по отношению к другим субъектам социальной политики?

3. Назовите источники социальной ответственности государства.

4. Каково место социальных целей в функциональной структуре государства?

5. Какие причины обусловили появление собственно социальных функций государства?

6. Каковы источники развития социальных функций государства?

7. Охарактеризуйте отношение государство – личность.

8. Дайте определение социальной политики.

9. Каковы источники формирования идеи социального государства?

10. Назовите социальные институты государства.

1.2. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Становление социального государства к середине XIX в. начиналось с признания социальных прав как неотъемлемых естественных прав человека наряду с гражданскими правами. Борьба за социальные права оформилась в политическую доктрину социал-демократии и дальнейшее развитие представлений о социальных правах, положенное в основание идеи социального государства, происходило преимущественно в рамках социал-демократических теорий.

Однако идея социальных прав, представленная концептами свободы, равенства, справедливости, солидарности, являющаяся краеугольным камнем современного общества, выходит за рамки какой-либо одной политической теории и в той или иной степени присутствует в любых моделях общественного устройства. Таким образом, развитие представлений о природе и содержании социальных прав происходило в процессе эволюции общества и государства за последние три века и в ходе модернизации основных политических доктрин.

Начиная с «Утопии» (1516) Т. Мора, понятия равенства и справедливости жестко увязываются с государственным устройством и переходят из умозрительной плоскости в практическую, становясь целями реального переустройства мира. Важно отметить, что переломной точкой перехода социальных прав из метафизики в реальность становится их связь с функцией перераспределения общественных благ, которую берет на себя государство.

Будучи базовыми потребностями личности и общества, справедливость, равенство, солидарность и свобода имеют различные формы проявления, в большинстве случаев маскирующих их суть.

Наиболее распространенным является отнесение данных концептов к идеалам, что свидетельствует об их восприятии преимущественно как морально-правовых и общественно-политических категорий.

Равенство перед Богом, равенство перед законом, равенство по отношению к средствам производства, социальное равенство – эта последовательность развития представлений о равенстве на самом деле фиксирует развитие не одного понятия, а совершенно разные сущностные виды равенства, каждый из которых связан с вполне определенными собственными моделями мира и общества и характеризует совершенно разные типы отношений личность – общество и личность – государство).

Различно содержание и основных четырех типов равенства: равенство людей или онтологическое равенство; равенство возможностей при достижении целей; равенство условий – когда условия жизни выравниваются с помощью законодательства; фактическое равенство. Эти четыре основных типа равенства также в определенной степени отражают историю развития представлений о равенстве.

Реакцией общества на социальную несправедливость равенства возможностей является равенство условий, когда государство берет на себя функцию обеспечения реального равенства на пути к достижению целей. Государство законодательно устанавливает равенство условий, единые культурные и образовательные критерии (стандарты) и берет на себя ответственность за экономическое обеспечение равных условий, компенсирующее неблагоприятное социальное положение отдельных категорий людей. Например, одним из проявлений обеспечения государством равенства данного типа выступает дискриминация отдельных успешных социальных групп в пользу менее эффективных – обязательства по приему на работу инвалидов, женщин, афроамериканцев и пр. Принцип политкорректности при приеме на работу и увольнении в погоне за обеспечением равенства условий, будучи доведенным до своего логического абсолюта, в некоторых странах стал ярким примером неравенства.

Равенство условий, ставшее в современном обществе важным элементом демократии и социальным правом, оформилось в понятие «равноправие», в настоящее время официально фиксирующее признание государством законодательно закрепленного права людей на равенство условий достижения определенных социальных стандартов и ответственность государства за это.

На этом уровне развития равенства для его реализации требуются государство и его поддержка, а, с другой стороны, государство приобретает новую функцию, за счет чего повышает свое значение для отдельного человека. Возможно и обратное заключение – если в стране не реализуется принцип равенства условий, то такое государство не является социальным. Данный критерий особенно важен для разделения на социальные и несоциальные современные государства, абсолютное большинство которых имеют достаточно широкий набор социальных функций.

Существенные изменения с течением времени претерпели и представления о справедливости. Будучи фундаментальным понятием этики и политической философии, справедливость отражает исторически меняющиеся представления об отношениях между правами и обязанностями, трудом и вознаграждением, деянием и воздаянием, преступлением и наказанием и т. п.

Основой понимания справедливости, начиная с Аристотеля, является выделение двух ее типов – коммутативной и распределительной.

Коммутативная справедливость заключается в формальном равенстве прав. Она основана на принципе взаимности и соответствует максиме «воздать каждому по заслугам». Основную идею коммутативной справедливости выражает древний принцип lox talionis (лат. «закон равного возмездия») – «воздать каждому по заслугам», ветхозаветное «око за око» или современное «каждому по труду».

В социальной политике коммутативная справедливость реализуется в механизмах индивидуального страхования, когда выплата пособий рассматривается как возмещение взносов, в предоставлении дополнительных социальных благ за услуги – например, социальная поддержка участников военных конфликтов, ветеранов и т. п. и оплата труда в соответствии с его сложностью и тяжестью.

Особое значение в социальной политике занимает распределительная справедливость, ставшая философской категорией, непосредственно связанной с идеей равенства. Наиболее известный современный исследователь в этой области Дж. Ролз, определяя распределительную справедливость, писал, что все социальные ценности – свобода и возможности, доход и состояние, основание чувства собственного достоинства – должны распределяться поровну, а исключением должны стать те случаи, когда неравное распределение какой-либо или всех этих ценностей осуществляется к всеобщей выгоде.

Распределительная справедливость направлена на обеспечение реального равенства, прежде всего экономического, и предполагает перераспределение благ между богатыми и бедными. В настоящее время распределительная справедливость, о которой говорил Аристотель, часто обозначается как социальная справедливость.

В отличие от коммутативной справедливости распределительная справедливость не может быть реализована без вмешательства внешней силы. Чтобы что-то кому-то дать, нужно у кого-то забрать, а для этого нужна власть. Государство берет на себя функцию реализации распределительной справедливости через насильственное перераспределение, реализуя справедливость как естественное право человека на удовлетворение своих социальных потребностей в приемлемом уровне жизни, социальной защите и минимальных социальных благах.

Представление о социальной (распределительной) справедливости как о социальном праве, об общественном перераспределении благ как механизме реализации данных прав привело Джона Ролза в его «Теории справедливости» (1971) к обоснованию идеи государства всеобщего благоденствия. Действительно, социальная справедливость лежит в основе государства всеобщего благоденствия, а это означает, что вся разнообразная критика государства всеобщего благоденствия в равной степени относится и к критике категории распределительной справедливости как источнику определенной социальной политики. По сути современные тенденции модернизации социальной политики во многих странах, отказ от идеи государства всеобщего благоденствия, переход к либеральному социальному государству есть победа коммутативной справедливости, противопоставляемой распределительной справедливости.

В свою очередь, идеи коммутативной справедливости приходят в противоречие с принципом равенства. Природные различия людей, порождающие исходное неравенство, не могут быть полностью компенсированы равенством возможностей. Стремясь «воздать каждому по заслугам его», коммутативная справедливость усугубляет природное неравенство людей, которое не может быть нивелировано в полной мере ни равенством возможностей, ни равенством условий.

Конфликт между двумя видами справедливости, за каждым из которых «своя правда», не может быть разрешен в этической плоскости и в практической жизни требует гибкого сосуществования коммутативной и распределительной справедливости в рамках государственной социальной политики.

Неразрешимость проблемы справедливости в теоретическом плане (что именно справедливо – нельзя определить априори) была показана еще Аристотелем. Он первый выдвинул положение, что решение проблемы справедливости всегда связано с конкретным опытом и лежит в практической плоскости.

В этом случае государство берет на себя функцию реализации различных видов справедливости. И эту функцию может взять на себя только государство, ставящее своей задачей достижение социальных целей и выполняющее социальные функции, т. е. социальное государство.

Таким образом, через социальное государство реализуется как естественное социальное право распределительная справедливость и происходит разрешение конфликтов в обществе, порождаемых противоречиями между коммутативной и распределительной справедливостью.

В форме естественных социальных прав распределительная справедливость тесно смыкается с принципом солидарности.

Принцип солидарности, базирующийся на взаимозависимости всех членов общества и органической связи людей в процессе взаимодействия, представляет собой механизм социальной интеракции, проявляющийся во взаимопомощи. Принцип обязательного взаимного вспомоществования, понимаемый как инструмент справедливости, и был заложен в основу при формировании системы социального страхования.

Реализация принципа солидарности на практике, начиная с Французской революции, сразу столкнулась с его антиподом – принципом личной ответственности. Дальнейшее развитие обоих принципов обусловило противостояние либеральной и социальной идей, порождая их взаимоограничение.

Индустриализация и развитие рыночных отношений привели к преобладанию либеральных принципов, следствием чего стало доминирование идей личной ответственности. Компромиссом между идеей личной ответственности и необходимостью социальной защиты стало социальное страхование, которое соответствует и принципу солидарности и индивидуальной ответственности за свою жизнь. Эффективность социального страхования как универсального механизма социальной защиты обязана именно тому, что в социальном страховании снимаются изначальные противоречия индивидуального и общественного начал.

Дальнейшее развитие индустриального общества и переход его в постиндустриальное привели к росту социальных рисков, не зависящих от человека, – нищета, безработица, экономические кризисы и дефолты, мировое разделение труда и т. п. Если понятие «бедняк» обозначало состояние отдельного человека, то бедность (пауперизм) была уже массовым социальным явлением.

В этих условиях солидарность становится главным источником социальной защиты, абсолютизирует принцип солидарного социального страхования и в ходе дальнейшего нарастания независимых социальных рисков подменяет страховой принцип возмещением ущерба через социальный налог.

Нарастающее в современных условиях противопоставление солидарности и страхования связано и с увеличением доли лиц, не являющихся плательщиками взносов, но получающих социальную поддержку, т. е. не происходит разделения ответственности.

В этих условиях принцип солидарности становится асимметричным. Получателям социальных пенсий, никогда не платившим взносов в пенсионный фонд, оказывается помощь, пожертвование со стороны плательщиков. Остается открытым вопрос: насколько с этим согласны сами плательщики? В данном случае мы в очередной раз сталкиваемся с ситуацией, когда государство как власть берет на себя функцию перераспределения в целях реализации принципа всеобщей доступности социальной защиты. В этом случае в социальном государстве происходит подмена принципа солидарности граждан принципом солидарности государства и индивида. Эта солидарность реализует естественное право человека на социальную помощь, которое иначе как государством удовлетворена быть не может. То есть как в случае с распределительной справедливостью, социальное государство берет на себя функцию опосредующего звена солидарности, выступает как механизм компенсации объективного неравенства.

Солидарность как вид социальных прав связана и с понятием долга по отношению к отдельным людям со стороны общества. Например, данное явление сформировалось впервые в 1792 г. во Франции как помощь семьям защитников родины, в дальнейшем эта обязанность общества, симметричная праву гражданина на получение признания за выполнение им общественного долга, стала основой политики государственного вспомоществования без привязки к реальным потребностям людей. Этот тип солидарности также связан с солидарностью гражданина и государства и по сути является политической, а не социальной солидарностью. Проблема состоит в том, что смешивание, а не разделение двух типов отношений солидарности гражданин – общество (другие граждане) и гражданин – государство (власть) порождает конфликт между обществом и властью, что разрушает основы солидарности как принципа.

В качестве солидарных прав в некоторых странах выступают и гражданские права. В первую очередь это относится к нормам гражданского права по возмещению убытков.

В отличие от собственно социальных прав, вытекающих из законов жизни в обществе, право на возмещение убытков основано на философии индивидуализма. Поэтому распространение данной модели тесно связано с уровнем либерализма в конкретной стране и получило наибольшее распространение в США.

Центральной фигурой при возмещении ущерба является жертва (виктим). Исходя из принципа коммутативной справедливости, жертве возмещают нанесенные ей убытки и тем самым стремятся достичь справедливого распределения. Только добившись признания себя жертвой, человек приобретает социальные права и может претендовать на компенсацию.

По своей сути понятия «жертва» и «компенсация» относятся к гражданскому праву и выводятся из понятия «ответственность».

В условиях применения данного принципа (который в специальной литературе может обозначаться как принцип виктимизации) критерием предоставления социальной помощи является признание за определенным меньшинством статуса жертвы, за которым следует предоставление бюджетных трансфертов. Типичным примером реализации этого принципа в социальной политике Российской Федерации являются социальные выплаты участникам чернобыльской аварии. Основанием получения статуса жертвы могут являться не только события в настоящем, но и события в прошлом. Примером может служить предоставление льгот жертвам политических репрессий или малолетним узникам фашизма.

Под общей редакцией: Н. А. Волгин

Курс лекций разработан по по шести ключевым направлениям государственной и муниципальной социальной политики. Он учитывает современное российской законодательство в данной сфере, а также приоритеты действий государственных (федеральных и региональных), муниципальных, корпоративных органов властии управления. Зарубежный опыт в направлении эффективного социального развития страны, ее территорий, предприятий и организаций. Для преподвателей, студентов, аспирантов, государственных и муниципальных служащих, занимающихся и интересующихся вопросами формирования и реализации социальной политики.

Главы книги

Глава посвящена сущности, различиям и основным направлениям демографической и семейной политики, особенностям проведения демографической и семейной политики в странах разного типа.

Глава посвящена отражению семейной политики в международных правовых документах, а также особенностям правового обеспечения семейной и демографической политики в экономически развитых странах мира.

Похожие публикации

В учебном пособии впервые системно осмысляется отечественный опыт развития социальных инвестиций и социального партнерства, оценки их эффективности, в том числе с использованием авторских наработок, полученных на материале участия в разработке и реализации ряда федеральных и региональных проектов и программ; деятельности организаций, обеспечивающих развитие социальных инвестиций и социального партнерства; участия в экспертной группе Минрегионразвития по моногородам. Некоторые из таких наработок являются приоритетными, на них получено авторское свидетельство. К основному тексту прилагается справочный материал: перечень международных и отечественных организаций, занимающихся социальной и гуманитарной экспертизой; характеристики международных стандартов социальной отчетности; методики оценки эффективности социальных инвестиций и социального партнерства; список рекомендуемой литературы; глоссарий. Рассчитано на преподавателей и студентов уровня бакалавриата и магистратуры факультетов менеджмента, социологии, прикладной политологии. Может быть использовано в практической деятельности по организации эффективных социальных инвестиций и социального партнерства, в разработке и реализации социальной политики на корпоративном и региональном уровнях.

Ч. 1. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2010.

Сборник включает статьи участников международной научно-практической конференции «Экономика и управление: проблемы и перспективы развития», прошедшей 15-16 ноября 2010 г. в г. Волгограде на базе Регионального центра социально-экономических и политических исследований «Общественное содействие». Статьи посвящены актуальным вопросам экономической, управленческой теории и практики, изучаемыми учеными из разных стран - участниц конференции.

В статье представлены результаты исследования практики управления корпоративной социальной ответственностью (КСО) в российских компаниях, ориентированных на устойчивое развитие. Описаны характерные черты использования КСО как инструмента управления в условиях ведения бизнеса в современной России. Автором предложена модель механизмов управления корпоративной социальной ответственностью в компаниях, ориентированных на устойчивое развитие.

Кулмала М. Центр исследований модернизации. Серия препринтов. Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2015

Препринт посвящен анализу деятельности российских ветеранских организаций по защите социальных прав и представительства интересов своих членов в условиях, когда именно эта роль организаций гражданского общества все меньше востребована государством. Ветеранские организации рассматриваются в качестве заинтересованных групп, вступающих для достижения своих целей в политический торг с представителями власти. Для эмпирического анализа адаптированы концепты клиентелизма и брокерства. В исследовании рассматривается деятельность ветеранских организаций в Санкт-Петербурге и Республике Карелия. Результаты анализа показывают, что, несмотря на внешние ограничения (авторитарный политический режим, реформирование системы социального обеспечения и др.), ветеранские организации могут выступать в качестве агентов (акторов) социальной политики. Это становится возможным благодаря выполнению ими посреднических (брокерских) функций между ветеранами и пенсионерами, с одной стороны, и политиками и чиновниками, принимающими решения, с другой. Такая специфическая деятельность заинтересованных групп является важным фактором реализации социальной политики на региональном уровне.

Данная работа посвящена критическому анализу института минимальной заработной платы в странах с развитой рыночной и переходной экономикой, а также в некоторых развивающихся странах. Рассматриваются институциональные особенности минимальной оплаты труда в отдельных странах: процедура установления, региональные особенности, роль профсоюзов. В специальном разделе анализируется динамика абсолютного и относительного размера МЗП, выявляются те общественные группы, которые выигрывают и проигрывают от пересмотра минимальной оплаты. Особое внимание уделено воздействию института МЗП на рынок труда. Автор рассматривает механизм трансляции повышения минимальной оплаты труда на динамику занятости и безработицы, приводит результаты эмпирических исследований. Опыт многих стран свидетельствует, что «скачкообразное» повышение МЗП приводит к стагнации и даже сокращению занятости, в первую очередь среди социально не защищенных слоев. Особенно негативный эффект фиксируется для компаний с высокой долей трудовых издержек и широким применением неквалифицированного труда, т.е. прежде всего для малого предпринимательства и предприятий аграрного сектора. Один из выводов работы состоит в том, что увеличение МЗП не является эффективным средством решения проблемы бедности, так как большинство ее получателей сосредоточены в домохозяйствах со средним и выше среднего уровнем дохода.

Одним из главных индикаторов успешности деятельности компании является увеличение ее стоимости. В статье рассмотрены традиционные модели оценки стоимости компании, приведены доказательства некорректности их использования в условиях функционирования постиндустриальной экономики и предложена новая методика, основанная на оценке интеллектуального потенциала компании как основного ресурса создания ее стоимости

В статье рассматриваются проблемы влияния внешних условий при оценке эффективности государственного сектора методом Data Envelopment Analysis. На примере системы здравоохранения в российских регионах в 2011 г. проводится сравнительный анализ современных методов учета внешних условий. Предлагается перспективная методика коррекции оценок эффективности, полученных методом DEA. Несмотря на преимущества DEA-анализа как инструмента оценки эффективности государственной власти, его применение связано с рядом методологических трудностей. Учет нескольких факторов, влияющих на эффективность, требует применения более сложных методов, наиболее перспективным из которых является кластеризация изучаемых DMU по набору признаков и построение локальных границ производственных возможностей. Применение регрессионного анализа для коррекции оценок в настоящее время требует более глубокого изучения, поскольку не исключена возможность появления систематических ошибок в коррекции. Наиболее перспективным подходом представляется сочетание коррекции исходных показателей и кластеризации, дополненное многостадийным анализом. Рассмотрение нескольких стадий преобразования ресурсов общества в общественно полезный результат позволит локализовать слабые стороны работы государственной организации.

  • Теги: Учебное пособие

С.Н.Смирнов, Т.Ю.Сидорина

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Допущено Министерством образования Российской Федерации

в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 521600 «Экономика»

Издательский дом ГУ ВШЭ

Москва 2004

Федеральная целевая программа "Культура России" (подпрограмма "Поддержка полиграфии и книгоиздания России")

Подготовлено при содействии НФПК - Национального фонда подготовки кадров в рамках программы "Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах"

Сертифицирована Независимым комитетом по сертификации учебных материалов как базовое пособие для подготовки специалистов по социологии

Рецензенты

доктор экономических наук Э.Б. Гилинская

доктор экономических наук В.М. Жеребий

кандидат экономических наук М.В. Москвина

Смирнов С.Н., Сидорина Т.Ю. Социальная политика: Учебное пособие. - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. - 432 с. - (Учебники Высшей школы экономики).

Учебное пособие посвящено концептуальным и практическим вопросам современной социальной политики. В нем рассматриваются теоретические основы формирования и реализации социальной политики, ее история, основные модели, особенности социальной политики в переходной экономике. Специальное внимание уделяется таким вопросам, как социальные последствия экономических решений; социальная защита населения; государственная политика на рынке труда; финансирование социальной политики и др. К каждой главе пособия приводятся контрольные вопросы и рекомендуемые авторами дополнительные формы освоения учебного материала (деловые игры, практические задания и т.п.).

Для студентов вузов, аспирантов, преподавателей социально-экономических, гуманитарных, политико-правовых дисциплин, а также для всех интересующихся социальной политикой и социальной историей.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Глава 1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ

1.1. Общество и его структура

1.1.1. Мы и общество

1.1.2. Гетерогенность и гомогенность общества

1.1.3. Перераспределение доходов в домохозяйствах

1.2. Социальные приоритеты и социальная ответственность в обществе

1.2.1. Социальная стабильность

1.2.2. Взаимная социальная ответственность

1.3. Социальная политика

1.3.1. Определение социальной политики

1.3.2. Широкое и узкое понимание социальной политики

1.3.3. Субъекты и объекты социальной политики

1.3.4. Два подхода к социальной политике

1.4. Задачи курса "Социальная политика"

1.4.1. Что изучает курс социальной политики

1.4.2. Учебная литература по социальной политике

1.4.3. Некоторые особенности нашей книги

Основные выводы

Контрольные вопросы и задания

Литература

Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

2.1. Основные понятия и предметное поле социальной политики

2.1.1. Терминология в социальной политике

2.1.2. Социальная стратегия

2.1.3. Предметное поле социальной политики

2.1.4. Какие решения принимаются в предметном поле социальной политики

2.2. Ограничения социальной политики

2.2.1. Виды ограничений в социальной политике

2.2.2. Участие и ограничения субъектов социальной политики

2.3. Механизмы социальной политики

2.3.1. Правовое обеспечение социальной политики

2.3.2. Финансовый механизм социальной политики

2.3.3. Налоговые рычаги и стимулы социальной политики

2.3.4. Административный ресурс в социальной политике

2.3.5. Политические методы в социальной политике

2.4. Эффективность социальной политики

2.4.1. Экономическая и социальная эффективность, экономический и социальный эффект социальной политики

2.4.2. Группировка направлений социальной политики по их эффективности

2.4.3. Способы разрешения противоречий между экономической и социальной политикой

2.5. Институциональная структура социальной политики

2.5.1. Общие принципы организации институтов социальной политики

2.5.2. Взаимодействие институтов социальной политики

2.6. Региональные аспекты социальной политики

2.6.1. Объективная обусловленность регионализации социальной политики

2.6.2. Элементарная типология регионов в интересах социальной политики

2.6.3. Региональные аспекты основных направлений социальной политики

Основные выводы

Контрольные вопросы и задания

Литература

Глава 3 ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

3.1. Цивилизация и социальная политика

3.1.1. Истоки социальной политики в европейской истории

3.1.2. Развитие социальной политики в XIX и XX вв. до Второй мировой войны

3.2. Философия социальной политики. Концептуальные основы социальной политики и их развитие в социальной мысли прошлых веков

3.2.1 От Платона до наших дней

3.2.2 Античность. Платон "Государство"

3.2.3 Аристотель "Политика"

3.2.4 Средние века. Никколо Макиавелли

3.2.5 Эпоха Возрождения. Великие социальные утопии

3.2.6 Новое время.

3.2.7 Рационалистическое обоснование индивидуалистического государства всеобщего благосостояния в эпоху Просвещения. Жан-Жак Руссо. Теория общественного договора и Великая французская революция

3.2.8 Развитие либерализма в социальной и экономической мысли

Основные выводы

Контрольные вопросы и задания

Литература

Глава 4. РЕФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В XX в.: ОПЫТ И ПОСЛЕДСТВИЯ

4.1 Основные концепции социальной политики и их развитие в XX в.

4.1.1 Социальная политика и социальная теория

4.1.2 Правовое государство

4.1.3 Гражданское общество

4.1.4 Понятие социального государства

4.1.5 Государство всеобщего благосостояния

4.2. Модели социальной политики

4.2.1 Подходы к классификации моделей социальной политики

4.2.2 Шведская модель государства всеобщего благосостояния

4.2.3 СССР и патерналистская модель социальной политики

4.2.4 Немецкая модель социального рыночного хозяйства

4.2.5 Неолиберальная модель социальной политики: англосаксонский путь

4.3 Кризис государства всеобщего благосостояния и новые вызовы социальных реформ

4.3.1 П. Розанваллон: три кризиса государства всеобщего благосостояния. Новый социальный вопрос

4.3.2 Государство всеобщего благосостояния в условиях глобальной экономики

4.3.3 К. Дойчман: будущее государства благосостояния

Основные выводы

Контрольные вопросы и задания

Литература

Глава 5. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА

5.1. Социальная политика в странах с плановой и рыночной экономикой

5.1.1. Цели и инструменты социальной политики в странах с различными экономическими системами

5.1.2. Социальная политика в социалистической России

5.1.3. Социальная цена перехода к рынку

5.2. Социальная политика в странах с переходной экономикой

5.2.1. Переход к рынку и социальная политика

5.2.2. Временная ограниченность переходного периода

5.3. Стабилизация экономики и решение социальных проблем

5.3.1. Демографическая политика

5.3.2. Политика в сфере образования

5.3.3. Политика в сфере культуры

5.3.4. Политика в сфере здравоохранения

5.3.5. Политика в области физической культуры и спорта

5.3.6. Политика в области трудовых отношений и занятости населения

5.3.7. Политика в области социальной защиты населения

5.3.8. Политика в жилищно-коммунальной сфере

Основные выводы

Контрольные вопросы и задания

Литература

Глава 6. СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

6.1. Социальная экспертиза, ее задачи и методы проведения

6.1.1. Понятие экспертизы

6.1.3. Информационная база социальной экспертизы

6.1.4. Институциональное обеспечение социальной экспертизы

6.2. Примеры социальной экспертизы

6.2.1. Оценка последствий повышения пенсионного возраста как фактор улучшения состояния пенсионной системы

6.2.2 Оценка региональной обоснованности параметров социальных реформ

6.2.3 Экспертиза результатов социальной политики

6.2.4 Экономические решения с нулевой социальной полезностью

Основные выводы

Контрольные вопросы и задания

Литература

Глава 7 СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ

7.1 Социальная защита населения - основное направление социальной политики государства

7.1.1 Социальная защита и социальная стабильность

7.1.2 Из истории социальной защиты в России

7.1.3 Основные понятия и определения

7.2 Социальные риски и социальная защита

7.2.1 От изучения рисков к концепции общества риска

7.2.2. Социальная защита в контексте теории рисков

7.3. Нуждаемость как социальная проблема

7.3.1. Понятие нуждаемости

7.3.2. Бедность как социальный индикатор. Измерение бедности

7.3.3. Черта бедности. Методы расчета

7.3.4. Механизмы определения нуждаемости в России

7.4. Организация социальной защиты населения

7.4.1. Основные направления и принципы государственной политики социальной защиты

7.4.2. Программы социальной поддержки населения

7.5. Зарубежный опыт социальной защиты: пример Канады

7.5.1. Система социального обеспечения населения в Канаде

7.5.2. Организация социальной помощи в Канаде

Основные выводы

Контрольные вопросы и задания

Литература

Глава 8. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ

8.1. Рынок труда в России

8.1.1. История развития трудовых отношений в России (советский период)

8.1.2. Основные тенденции развития рынка труда в переходной экономике

8.1.3. Рынок труда - элемент рыночной экономики

8.2. Задачи и приоритеты государственной политики занятости

8.2.1. Цели и задачи государственной политики занятости

8.2.2. Уровни и принципы государственной политики занятости

8.2.3. Государственная служба занятости населения

8.2.4. Комплексная оценка состояния региональных экономик для определения направлений государственной политики занятости

8.3. Западные модели государственной политики на рынке труда

8.3.1. Об использовании опыта построения рынка труда в странах социально ориентированной рыночной экономики

8.3.2. Государственная политика занятости в Швеции

8.3.3. Государственная политика занятости в Финляндии

8.3.4. Государственная политика занятости в Германии

8.3.5. Роль государства всеобщего благосостояния в постиндустриальной занятости

Основные выводы

Контрольные вопросы и задания

Литература

Глава 9 ФИНАНСИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

9.1. Бюджет социальной политики

9.1.1. Состав бюджета социальной политики

9.1.2. Особенности элементов бюджета социальной политики

9.2. Государственные финансовые обязательства социального характера

9.2.1 Государственные финансовые обязательства социального характера и их виды

9.2.2. Направления изменения размеров государственных финансовых обязательств социального характера

9.3. Нормативы в бюджетном процессе социальной политики

9.3.1. Обеспечение центральным правительством бюджета социальной политики в регионах

9.3.2. Финансовые нормативы в бюджете социальной политики

9.4. Определение административно-управленческих расходов на финансирование социальной политики

9.4.1. Конечные результаты деятельности государственных учреждений, выполняющих социальные функции

9.4.2. Алгоритм расчета расходов на содержание органов государственной службы занятости

Основные выводы

Контрольные вопросы и задания

Литература

Первая страница - Содержание

Страница 1 из 53 | Следующая страница

  • Теги: Учебное пособие

ПРЕДИСЛОВИЕ

Трудно найти тему, более "политизированную", чем социальная политика. И это понятно: любые решения, прямо или косвенно отражающиеся на уровне жизни населения, являются объектом критического внимания со стороны различных его категорий. По своему количеству публикации в прессе, где используется термин "социальная политика", занимают лидирующие позиции.

Между тем далеко не всегда содержание таких публикаций является квалифицированным. Социальная политика рассматривается в некоторых из них как феномен, который можно изъять из контекста конкретных условий государства и представить как следствие политических построений. Многие авторы по старинке ограничивают область социальной политики мероприятиями, проводимыми в социальной сфере. Десятилетия планового социально-экономического развития укоренили представление о государстве как монопольном субъекте социальной политики, притупили интерес многих граждан бывшего СССР к возможностям вариативного решения социальных вопросов, партнерского и конкурентного участия в проведении социальной политики. Стремясь опровергнуть подобные взгляды и познакомить читателя с современным пониманием и трактовкой социальной политики, авторы подготовили данное учебное пособие для студентов высших учебных заведений.

Авторы предлагаемого учебного пособия прежде всего стремились сформировать у читателя концептуальное представление о социальной политике как социальной доктрине, направлении внутренней политической деятельности государства, области развития социальной теории. В учебном пособии ключевыми являются положения, связанные с теоретическим осмыслением вопросов социальной политики, исторической эволюцией взглядов общества на социальную политику, оценкой последствий социальных реформ и социальной экспертизой экономических решений.

Учебное пособие ориентировано в первую очередь на российского читателя: студента, аспиранта, преподавателя. Поэтому исторические и теоретические главы сопровождаются значительным иллюстративным материалом, который в большей степени представлен примерами из области социального реформирования в России в конце XX - начале XXI вв. Такие примеры тщательно отбирались авторами из числа многих возможных по принципу наиболее яркого раскрытия конкретных теоретических и методических положений. Учитывая то, что книга является учебным пособием, а не научной монографией, в ней использовались данные официальной государственной или ведомственной статистической отчетности, имеющиеся в открытом доступе.

Авторы не ставили перед собой задачу рассмотреть в деталях все специальные направления социальной политики, учитывая широту их спектра, а также и то, что это задача в значительной степени уже решена авторами вышедших ранее учебников и учебных пособий. Отдельные направления социальной политики представлены в этой книге такими областями, как социальная защита населения, государственная политика занятости и финансирование (бюджет) социальной политики. Выбор этих направлений обусловлен их концептуальной значимостью. Примеры из области жилищно-коммунального хозяйства, социального страхования и других отраслей социальной сферы привлекаются прежде всего для подтверждения теоретических положений социальной политики. Желающим подробно ознакомиться с отдельными функциональными вопросами социальной политики мы рекомендуем обратиться к соответствующим «отраслевым» учебникам.

Авторы искренне признательны всем коллегам, благодаря которым издание учебного пособия "Социальная политика" стало возможным. В их числе: заведующий кафедрой социально-экономических систем и социальной политики ГУ ВШЭ доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации О.И. Шкаратан, директор Издательского дома ГУ ВШЭ кандидат экономических наук Е.А. Иванова, главный редактор Издательского дома ГУ ВШЭ Е.А. Рязанцева и другие уважаемые нами коллеги. Особая благодарность - Национальному фонду подготовки кадров, предоставившему грант на написание данного учебного пособия.

gastroguru © 2017