Управление древнерусским государством (система управления). Государственное устройство древнерусского государства

Управление древнерусским государством (система управления)

Управление древнерусским государством (система управления)

В девятом-двенадцатом веках Древняя Русь являла собою так называемое ранее протогосударство, только начинающее формирование своего политического строя. Множество бывших разрозненных общин стали соединяться в единое государство, которое позже было решено доверить династии Рюриковичей.

При этом, большинство учёных сходятся во мнении, что Древняя Русь являлась ни чем иным как раннефеодальным монархическим государством.

После передачи феодалами земельных территорий Рюрику часть завоёванных земель отдаётся в пользование боярам, имеющим право сбора дани с данных земель. Для осуществления этого нанимаются дружинники, живущие рядом с прикреплённой территорией. Именно так и начала формироваться феодальная иерархия по схеме «Князь –> вотчинники –> бояре –> мелкие держатели земель».

Однако, данная схема способствовала тому, что сам правитель из военного руководителя кем он являлся с четвёртого по седьмой век, превратился в политическую фигуру. Таким образом, начали зарождаться основы монархии, а также развиваться феодализм.

В качестве первого правового документа Руси выступает сбор законов киевского князя Ярослава Мудрого под названием «Русская правда». Основной задачей документа была защита народа от беспорядков и нормализация общественных отношений. К примеру, в сборнике были прописаны основные наказания за наиболее часто случающиеся преступления.

В десятом-двенадцатом веках древнерусским государством управлял князь, которому подчинялись дружина и совет бояр, при помощи которых правитель осуществлял управление землями.

Само же государство представляло собой некое объединение отдельных городов-государств, управляемых княжескими посадниками. Сельские земли были в распоряжении вотчинников и бояр.

Княжеская дружина делилась на малую и старинную, в которую входили самые опытные воины и бояре. Основными задачами дружины было военное дело и сбор дани, вместе с осуществлением суда на местах. Младшая дружина состояла из менее знатных людей. Кроме этого, у князя была собственная личная дружина.

Вся судебная, военная, исполнительная, а также законодательная власть находились в княжеских руках. Но со временем и соответственно, с развитием самого государства, данные ветви власти начали отделяться в самостоятельные институты.

Также в древнерусском государстве были и зачатки демократии, выражающиеся в проведении так называемых «вече» - народных свободных собраний на которых рассматривались самые важные дела общества.

Вопрос о том, как управлялось Древнерусское государство, - одна из ключевых лекций в школьном и университетском курсах по истории. Эта тема очень важна для понимания сложившейся структуры и механизма функционирования власти в державе. Это был переходный период. В обществе всё ещё были довольно сильны общинные порядки и родоплеменные связи. Тем не менее они постепенно уходили в прошлое под влиянием усиливающейся княжеской власти.

Ранний этап

Организация общественной жизни во многом зависела от того, как управлялось Древнерусское государство. С самого начала своего возникновения оно отличалось довольно сильными позициями центра, сумевшего уже к X веку подчинить себе соседние племена, так именно с этого времени они уже не упоминались в летописях. Фигура князя играла важную роль в предгосударственный период. Он возглавлял дружину в походах и выполнял защитную и военную функции.

В историографии существует точка зрения, что он изначально был руководителем торговых славянских экспедиций. Они сопровождались большими опасностями и потому нуждались в охране. Впоследствии глава дружины приобрел значительный вес в обществе. Это привело к захвату им основных рычагов управления. Таким образом, при ответе на вопрос, как управлялось Древнерусское государство, следует учитывать этот важный исторический аспект для понимания происхождения и истоков власти правителя.

Изменение княжеского статуса

Киевские правители опирались, как и раньше, на свою дружину. Поначалу именно она была основой их могущества и влияния. При этом показателен тот факт, что в рассматриваемое время господствовал принцип братства в войске, когда предводитель считался всего лишь первым среди равных. Это особенно важно при освещении темы, как управлялось Древнерусское государство. Поскольку это позволяет понять механизмы взаимодействия князя с своим окружением.

Но уже в эти века наблюдался процесс укрепления и роста престижа правителя. Теперь он не только выполнял военные функции, но также постепенно превращался в политического главу общества. Князь принимал законы, судил, собирал налоги, словом, взял на себя все те прерогативы, которые присущи государственному правителю. Тем не менее при нём не было развитого бюрократического аппарата, что позволяет многим историкам применительно к рассматриваемому времени говорить о а не об абсолютной.

Усиление князя

Для наглядного объяснения системы функционирования власти можно рассмотреть вопрос о том, как управлялось Древнерусское государство при Ярославе Мудром. В историографии принято считать, что именно при нём окончательно оформилось политическое устройство молодой державы. Во многом это объясняется тем обстоятельством, что он был создателем первого письменного законодательства, что свидетельствует об развитости общества в это время.

При правителе состоял совет - Дума, которая выполняла совещательную функцию. В неё входили представители знатных родов и наиболее приближённые к правителю люди. Выше уже говорилось о том, что к X веку князья подчинили себе племенные центры. Однако они не могли сами непосредственно руководить этими землями.

Поэтому на местах контроль осуществляли местные удельные правители. Отвечая на вопрос, как управлялось Древнерусское государство при следует также упомянуть про отдельную категорию лиц, которые также занимали видные места в руководстве. Речь идёт о посадниках и волостелях. Они контролировали более мелкие территориальные единицы.

Самоуправление

Нельзя забывать и о народных организациях, которые также были весьма весомой силой в рассматриваемое время. С ними центр не мог не считаться. Вече представляло собой весьма серьёзную силу. Иногда оно выступало на стороне правителя, но иногда и поднимало восстание. Орган занимал важное место в городской жизни, поэтому о нём нужно обязательно упомянуть, говоря про то, как управлялось Древнерусское государство при Ярославе.

Раздробленность

Князь одновременно много способствовал укреплению позиций центра. Но вместе с тем перед смертью он разделил все свои владения между сыновьями. Это впоследствии привело к распаду единого государства. Впрочем, в это время подобный шаг был неизбежен. Ведь в обществе всё ещё были очень сильны родоплеменные отношения, которые определяли жизнь не только простого населения, но представителей власти. И тема «Как управлялось Древнерусское государство», схема которой представлена в этой статье, наглядно показывает, что у правителя не было сильного аппарата для поддержания своего статуса.

Тема 1. Предмет, метод и периодизация истории отечественного государства и права 3

Тема 2. Древнерусское государство и право (IX – XII вв.) 4

Тема 3. Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (XII – XIV вв.) 13

Тема 4. Образование Русского централизованного государства и развитие права (XIV – середина XVI вв.) 19

Тема 5. Сословно–представительная монархия в России (вторая половина XVI – вторая половина XVII вв.). 24

Тема 6. Образование и развитие абсолютной монархии в России (конец XVII–XVIII вв.). 34

Тема 7. Государство и право России в период разложения феодального строя и роста капиталистических отношений (первая половина XIX в.) 41

Тема 8. Государство и право России в период утверждения и развития капитализма (вторая половина XIX в.) 47

Тема 9. Государство и право России в период буржуазно-демократических революций начала XX в. 59

Тема 10. Создание Советского государства и права (октябрь 1917-1918 гг.) 66

Тема 11. Советское государство и право в период гражданской войны и иностранной интервенции (1918-1920 гг.) 68

Тема 12. Советское государство и право в период НЭПа (1921-1929 гг.) 76

Тема 13. Советское государство и право в период становления и развития авторитарного режима (1930-1939 гг.) 85

Тема 14. Советское государство и право в период Второй мировой и Великой Отечественной войн (1939-1945 гг.) 89

Тема 15. Советское государство и право в период восстановления народного хозяйства в послевоенные годы (1945 - начало 50-х гг.) 92

Тема 16. Советское государство и право в период либерализации общественных отношений (середина 50-х - 60-е гг.) 94

Тема 17. Советское государство и право в условиях кризиса социализма (70-е - первая половина 80-х гг.) 97

Тема 18. Государство и право в период социалистического реформизма и распада СССР (1985-1991 гг.) 98

Тема 19. Государство и право Российской Федерации (1991г. – настоящее время) 102

Тема 1. Предмет, метод и периодизация истории отечественного государства и права

История отечественного государства и права характеризуется тем, что обогащает знанием исторического опыта, проникновением в сущность и закономерности общественного процесса, связанного с развитием таких феноменов, как государство и право. Вышесказанное определяет место истории государства и права России в системе юридического образования и ее общие задачи.

Вместе с тем эта дисциплина имеет свои непосредственные, конкретные задачи. К ним относится изучение:

1) процесса возникновения и развития государства и права на территории нашей страны;

2) факторов и условий, определяющих появление государства и права, а затем их изменение и развитие;

3) правового положения классов, социальных групп;

4) организации государственной власти (механизм государства, система государственных органов в различные исторические периоды);

5) развитие правовой системы, отраслей, институтов права, конкретных законодательных актов.

Общественные отношения, которые изучаются историей государства и права России – государство и право – составляют предмет юридической науки.

История государства и права России изучает государство и право на территории нашей страны в развитии - от момента зарождения до настоящего времени. Это значит, что история государства и права России – наука не только юридическая, но и историческая.

Право зарождалось в родо–племенном обществе, как правовой обычай. Этот источник права был характерен для всех догосударственных и ранегосударственных образований. Первые комплексные законы – Закон Русский, Русская Правда и последующее законодательство до Свода законов Российской империи было архаичным, казуальным и фрагментарным. До 19 в. отечественное право, равно как и феодальное право других стран не знало деления на публичное и частное, материальное и процессуальное, на отрасли права. Институты права как таковые появились в русском законодательстве лишь в Соборном Уложении 1649 г. До 19 в. законы носили характер судебников и являлись для чиновников административных органов, непрофессиональных судей, практическим руководством по разрешению судебных дел.

Не было до 19 в. как таковой и общей части. В праве описывался каждый конкретный случай, казус, субъекты и объекты перечислялись поименно, а отсюда и существенные пробелы в законодательстве, его фрагментарность. Это противоречие разрешалось путем аналогии закона или права. От эпохи к эпохе увеличивалась казуальность, соответственно “сокращалась” фрагментарность. Усложнение социально–экономической и общественно–политической жизни потребовало не только совершенствования государственного управления, что находило свое отражение в усложнении системы организации власти, но и совершенствования правовых форм регулирования различных сторон усложняющейся общественной жизни. Нормативные акты становятся все более объемными и “тяжеловесными”. Отсюда и стремление законодателя к систематизации и кодификации права, особенно с конца 18 в., утверждению общей части.

Как таковое современное право началось с принятия кодексов Наполеона, в основе которых лежит римская правовая традиция. Во многом по аналогии с ними в России был принят Свод Законов Российской империи 1832 г. (но в условиях сохранения крепостного права). Это был первый шаг в проведении революционной правовой реформы отечественного законодательства.

Тема 2. Древнерусское государство и право (IX – XII вв.)

2.1. Предпосылки возникновения государственности у восточных славян

Восточные славяне к началу нашей эры занимали земли между Западным Бугом, Карпатами, Верхней Волгой и Доном, низовьями Дуная и Днепра, Чудским и Ладожским озерами.

В середине первого тысячелетия нашей эры у восточных славян начинает углубляться общественное неравенство и на смену родовой приходит территориальная (соседская) община. Образуются племена во главе с сильными вождями, опиравшимися на военные дружины. Происходит разложение первобытнообщинного строя, возникновение частной собственности на землю. Появляются богатые люди, ведется торговля с другими землями.

Таким образом, у восточных славян в середине первого тысячелетия н. э. появляются первые государственные образования. Это были феодальные общества, к которым в силу ряда особенностей (развитие производительных сил, географическая среда, внешнее окружение) восточные славяне перешли, минуя рабовладельческий строй. Но при этом в восточнославянском обществе существовало рабство, которое носило патриархальный характер.

По свидетельству древних историков, у восточных славян в VI – VIII вв. складывается ряд политических союзов, а затем более зрелых образований – государств. Арабские историки сообщают о трех таких государствах – Куявии (Киевское княжество), Славии (Новгородское княжество) и Артании. Во второй половине I тысячелетия у восточных славян образуется феодальное общество и возникает государственность. Общие закономерности возникновения государства и права у восточных славян были такие же, как и у других народов (схемы 1, 2, 3).

Государственное развитие восточных славян привело к концу IX в. (882 г.) к образованию их единого государства – Древнерусского (Киевского) государства.

Схема 1. Происхождение государства

Схема 2. Структура социальной организации первобытного общества

Схема 3 Происхождение права, основные пути его формирования

Правила поведения (социальные нормы), действовавшие в родовой общине, племени

Нормы обычаев,

регулирующие труд, охоту, рыбную ловлю, боевые действия, быт, семейные отношения

Многие из обычаев

являлись одновременно и нормами морали,

религии, регулировали отправление обрядов

Особенности норм поведения родовой общины

Выражали интересы всех членов рода.

У членов рода не было разграничения прав и обязанностей

Их исполнение обеспечивалось привычкой, естественной потребностью соблюдать укоренившиеся правила, а также при необходимости общественным мнением общины

Пути возникновения права в процессе перехода от первобытнообщинного строя к государственной организации общества

Санкционирование государством норм первобытных обычаев и превращение их в нормы права (обычаи), которые уже стали охраняться от нарушений государством

Юридический прецедент (судебное или административное решение по конкретным делам), которому государство придает юридически обязательную силу для аналогичных дел

Издание государством новых нормативных актов, содержащих нормы права

Тренинг по теме «Древняя Русь»

1. Работа с хронологией

Заполните таблицу. Определите последовательность событий.

№ п/ п

Восстание древлян

Гибель Святослава

Крещение Руси

Любечский съезд

Призвание варягов

Разгром Хазарского каганата

­­­­­­­­___→___→___→___→___→___→___→___→___→___→___→___

2. Работа с персоналиями

Заполните таблицу. (В правом столбце указано минимальное кол-во фактов, которые надо знать.)

Исторический

Когда действовал (и)?

Кто такой(ие)?

Аскольд и Дир

Байер, Миллер и Шлецер

Борис и Глеб

Владимир I

Владимир II Мономах

Кирилл и Мефодий

Святополк Окаянный

Святослав

Ярослав Мудрый

Ярославичи

3. Работа со схемой

1. Заполните родословную таблицу. Подчеркните тех князей, которые занимали киевский великокняжеский престол.

2. Заполните схему управления Древнерусским государством.

4. Работа с картой

Найдите на карте:

    Волжскую Болгарию;

    город Доростол;

    город Итиль (столицу Хазарского каганата);

    город Киев;

    город Константинополь;

    город Корсунь;

    город Новгород;

    границы ДРГ при Владимире I

    границы ДРГ при князе Игоре и княгине Ольге;

    границы ДРГ при князе Олеге;

    границы ДРГ при Ярославе Мудром;

    Дунайскую Болгарию;

    наиболее вероятную прародину славян;

    район расселения варягов;

    район расселения вятичей;

    район расселения древлян;

    район расселения печенегов в X – начале XI вв.;

    район расселения половцев во второй половине XI – начале XII в.;

    район расселения полян;

    район расселения словен ильменских.

5. Работа с понятиями

Дайте определение понятий.

    Барщина __________________________________________________.

    Вервь _____________________________________________________.

    Волхв _____________________________________________________.

    Вотчина ___________________________________________________.

    Закуп _____________________________________________________.

    Зернь _____________________________________________________.

    Идол ______________________________________________________.

    Капище ___________________________________________________.

    Митрополит _______________________________________________.

    Мозаика ___________________________________________________.

    Оброк _____________________________________________________.

    Рядович ___________________________________________________.

    Скань _____________________________________________________.

    Фреска ____________________________________________________.

    Холоп _____________________________________________________.

6. Работа с источниками

Определите, о каких событиях идет речь в отрывках из «Повести временных лет». Заполните таблицу.

1. «И повелел своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И с попутным ветром подняли они паруса и пошли по полю к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали через послов: «Не губи города, дадим тебе дани какой захочешь». И остановил (он) воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено… И приказал дать дани на две тысячи кораблей: по двенадцати гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей».

2. «…Отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: «Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит». И послали к нему, говоря: «Зачем идешь опять? Забрал уже всю дань». И не послушал их…».

3. «И послали со словами: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, А нас чуть было не взяли печенеги и мать твою и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?”»

4. «И поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, а жертвы эти шли бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернялась кровью земля Русская и холм тот».

5. «…Повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его… к Ручью и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, – чтобы принял он возмездие от людей».

6. «Учила его мать принять крещение, но он не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался, говоря: «Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться». Она же сказала ему: «Если ты крестишься, то и все сделают то же»».

7. «И было видно страшное чудо. Русские же, увидев пламень, бросались в воду морскую, стремясь спастись – и так оставшиеся их возвратились домой. И придя в землю свою, поведали – каждый своим – о происшедшем и о ладейном огне. «Будто молнию небесную, – говорили они, – имели у себя греки и, пуская ее, пожгли нас; оттого и не одолели их”».

8. «Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам…».

9. «Когда он вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус (барс), и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, – такими же были и все остальные его воины. И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вас идти». И пошел на Оку реку и на Волгу, и встретил вятичей…».

10. «А было печенегов без числа. Он выступил из города и исполчил дружину, и поставил варягов посередине, а на правой стороне – киевлян, а на левом крыле – новгородцев; и стал пред градом. Печенеги пошли на приступ и схватились на месте, где стоит ныне святая София, митрополия русская: было здесь тогда поле вне града. И была сеча жестокая… И побежали печенеги врассыпную, и не знали, куда бежать, одни, убегая, тонули в Сетомли, иные же в других реках, а остаток их бегает где-то и до сего дня».

ОТВЕТЫ

Тренинг

1. Работа с хронологией

Заполните таблицу (1 - необходимо указать век или десятилетие, 2 - точную дату). Определите последовательность событий.

№ п/ п

Восстание древлян

Второе восстание в Киеве и призвание Владимира Мономаха

Гибель Святослава

Крещение Руси

Любечский съезд

Объединение Новгорода и Киева в рамках одного государства

Окончательный распад Древнерусского государства

Поражение Ярославичей от половцев и восстание в Киеве

Поход Олега на Константинополь

Призвание варягов

Разгром Хазарского каганата

Усобица среди сыновей Владимира

­­­­­­­­10→6→9→1→11→3→4→12→8→5→2→7

2. Работа с персоналиями

Исторический

Когда действовал (и)?

Кто такой(ие)?

Что сделал? Что с ним произошло?

вт. пол. Хв.

византийская принцесса

1. Вышла замуж за Владимира I после крещения

Аскольд и Дир

вт. пол. IX в.

правители Киева

1. Убиты князем Олегом при захвате города

Байер, Миллер и Шлецер

XVIII в.

ученые, немцы по происхождению, работали в России

1. Создатели норманнской теории

Борис и Глеб

начало XI в.

князья, сыновья Владимира I

1. Убиты Святополком Окаянным

2. Первые русские святые

Владимир I

годы правления: 980-1015

1. Победил в борьбе со своим братом Ярополком

2. Сделал своих сыновей наместниками

3. Организовал оборону южных рубежей от набегов печенегов

4. Пытался реформировать язычество

5. Крестил Русь (988 г.)

Владимир II Мономах

годы правления в Киеве: 1113-1125

князь, внук Ярослава Мудрого, по матери – внук византийского императора Константина Мономаха

1. Организатор совместной борьбы с половцами

2. Заслужил известность как справедливый правитель, противник междоусобиц

4. Был приглашен на киевский престол в нарушение сложившегося порядка наследования

5. Дополнил «Русскую правду», урегулировав взимание ростовщического процента

перв. пол. Х в.

великий киевский князь, сын Рюрика

1. Предводитель неудачного похода на Византию в 941 г.

2. Предводитель похода на Византию 944 г.

3. Убит древлянами во время сбора дани

XI в.

митрополит

1. Первый русский по происхождению митрополит

Кирилл и Мефодий

IX в.

просветители в славянских землях

1. Создатели славянской письменности

начало XII в.

монах Киево-Печерского монастыря

конец IX – начало Х вв.

сначала – правитель Новгорода, затем – и Киева, возможно родственник Рюрика

1. Захватил Киев, убив Аскольда и Дира

2. Подчинил большинство восточно-славянских племен

3. Совершил в 907 г. очень успешный поход на Константинополь

4. Заключил выгодный для русов договор с Византией

жена Игоря, правительница ДРГ при малолетнем сыне Святославе

1. Жестоко отомстила древлянам за смерть мужа

2. Ввела твердые нормы сбора дани

3. Совершила дипломатическую поездку в Константинополь

4. Приняла крещение по византийскому обряду

IX в.

варяжский князь

1. В 862 г. призван на княжение в Новгород

Святополк Окаянный

начало XI в.

князь, сын Владимира I (возможно – Ярополка)

1. Захватил власть в Киеве после смерти Владимира I

2. Обвинен в убийстве Бориса и Глеба

Святослав

великий киевский князь, сын Игоря

1. Разгромил Хазарский каганат

2. Присоединил к ДРГ вятичей

3. Воевал в Дунайской Болгарии сначала против болгар, а затем против Византии

4. Хотел перенести на Дунай центр своей державы

5. Отступил после обороны г. Доростол

6. Убит печенегами при возвращении с Дуная

великий киевский князь, сын Святослава

1. Проиграл борьбу за власть Владимиру I

Ярослав Мудрый

годы правления: 1019-1054

великий киевский князь, сын Владимира I

1. С помощью варягов победил в междоусобной борьбе среди сыновей Владимира

2. Нанес решающее поражение печенегам

3. При нем Древняя Русь достигла расцвета

4. Построены храмы Святой Софии в Киеве, Новгороде и Полоцке

5. Началось составление «Русской правды»

6. Разделил государство между сыновьями

7. Выдал дочерей за королей Франции, Норвегии и Венгрии

Ярославичи

вт. пол. XI в.

князья, сыновья Ярослава Мудрого

1. Вступили в междоусобную борьбу друг с другом

2. Потерпели поражение от половцев

3. Дополнили и изменили «Правду Ярослава»

3. Работа со схемой

1 . 1 - Олег ; 2 - Рюрик; 3 - Игорь ; 4 - Ольга ; 5 - Святослав ; 6 - Ярополк ; 7 - Олег; 8 - Владимир I ; 9 - Святополк Окаянный ; 10 - Ярослав Мудрый ; 11 - святые Борис и Глеб; 12 - Изяслав ; 13 - Святослав ; 14 - Всеволод ; 15 - Святополк ; 16 - Владимир II Мономах .

2 . 1 - великий киевский князь; 2 - старшая дружина; 3 - младшая дружина; 4 - местные князья (самостоятельные династии); 5 - князья-наместники из рода Рюриковичей (потомки Владимира I ).

4. Работа с понятиями

    Барщина – феодальная повинность, заключавшаяся в обязанности зависимого крестьянина работать в хозяйстве и на поле феодала.

    Вервь – крестьянская община у древних славян.

    Волхв – языческий жрец у древних славян.

    Вотчина – крупное земельное владение с зависимыми крестьянами, передававшееся по наследству.

    Закуп – зависимый крестьянин, работавший за долг («купу»).

    Зернь – узор из мелких золотых или серебряных зерен, которые напаивались на металлическую пластинку.

    Идол – скульптурное изображение языческого божества.

    Капище – святилище у древних славян, в котором богам приносились жертвы.

    Митрополит – глава Русской православной церкви после крещения, назначавшийся патриархом.

    Мозаика – картина из цветных стеклышек.

    Оброк – феодальная повинность зависимых крестьян, заключавшаяся в обязанности отдавать феодалу часть произведенных на своем наделе продуктов или заработанных денег.

    Рядович – зависимый крестьянин, работавший по договору («ряд»).

    Скань – узор из золотой или серебряной проволоки, напаиваемой на металлическую основу.

    Фреска – живопись по сырой штукатурке.

    Холоп – раб.

5. Работа с источниками

№ отрывка

Место и время события

Действующие лица

Последствия

У стен Константинополя (Царьграда), 907 г.

Князь Олег и византийцы

Византия заплатила огромную дань и согласилась заключить выгодный для русов договор

Земля древлян, 945 г.

Князь Игорь и древляне

Игорь был убит древлянами, княгиня Ольга отомстила за смерть мужа, но установила твердые нормы сбора дани

Письмо киевлян князю Святославу

Святослав всё равно не стал защитником своей земли (хотя на данное конкретное письмо откликнулся, приехал и разбил печенегов)

Киев, 980 г.

Князь Владимир I

Языческая реформа не имела успеха, и понадобилась «смена веры»

Киев, 988 г.

Князь Владимир I

Христианство из Киева стало распространяться по всей Руси

Киев, время правления Святослава

Святослав и его мать княгиня Ольга

Святослав так и не принял крещение

Древняя Русь, 941 г.

Участники похода князя Игоря

Через 3 года Игорь совершил новый поход, более удачный

Новгород, 862 г.

Новгородцы

Призвание варягов, начало династии Рюриковичей

Рубежи Древней Руси, время правления Святослава

Князь Святослав

Подчинение вятичей, другие победы

У стен Киева, время правления Ярослава Мудрого

Армии Древнерусского государства и печенегов

Печенежская угроза была ликвидирована, но вскоре в степь «на смену» печенегам пришли половцы

6. Работа с суждением историка

«Эпизод» – захват князем Олегом Киева в 882 г. Взгляды историка можно охарактеризовать как крайний антинорманнизм. Его оппонентами были сторонники норманнской теории, подчеркивавшие значение варягов в становлении Древнерусского государства и называвшие князя Олега его основателем.

Часть 3

Примечание. Здесь даны лишь краткие схемы ответов, они могут носить более развёрнутый характер. В скобках указано количество баллов за каждый необходимый элемент ответа и сумма баллов в целом.

С1. Призвание князя Владимира Мономаха на Великое Киевское княжение (1) в 1113 г. (1) (Всего – 2. )

С2. Причина беспорядков – недовольство малообеспеченных горожан задолженностью ростовщикам (1), которые, пользуясь покровительством умершего князя, брали большие проценты. Летописец употребляет слово «киевляне» в двух значениях: 1) мятежники, разграбившие двор тысяцкого и дома ростовщиков (1); 2) знатные горожане, призвавшие князя Владимира для успокоения города (1). (Всего – 3. )

С3. Владимир Мономах не имел прав на киевский престол в соответствии с порядком наследования, установленным его дедом Ярославом Мудрым, и не хотел нарушать его (1). Однако опасность разрастания беспорядков вынудила его согласиться (1). (Всего – 2. )

С4. Во внутренней политике князь Олег подчинил большинство восточно-славянских племен (1) и создал державу с центром в Киеве (1). Однако законов, регулировавших это подчинение, не было, что создавало почву для конфликтов в недалеком будущем (1). Во внешней политике главным достижением князя Олега стал успешный поход на Византию, который дал Древнерусскому государству выгодный торговый договор (1). (Всего – 4. )

С5. (Всего – 6. )

С6. Принятию христианства из Византии способствовали давние торговые (1) и культурные (1) связи этой страны с Русью. В Византии приняла крещение бабка Владимира княгиня Ольга (1). Византийская империя была в то время самым могущественным и богатым государством среди соседей Руси, принять от нее религию было престижно (1). Вместе с тем князь Владимир не хотел просить дать веру, а решил добиться равенства с Византией, породнившись с императорской династией. Этого можно было добиться только силой (1). (Всего – 5. )

С7. (Примечание. При выполнении заданий на рассмотрение исторических версий и оценок желательно, чтобы экзаменуемый назвал крайние, полярно противоположные точки зрения, а его собственная точка зрения носила бы «промежуточный», по возможности нейтральный характер, но при этом была достаточно аргументирована.)

Две противоположные точки зрения – крайний норманнизм (Древнерусское государство создано варягами) (1) и крайний антинорманнизм (участие варягов в становлении древнерусской государственности было незначительным) (1). Норманнисты опираются на летописный рассказ о призвании Рюрика, а также на свидетельства иностранных авторов, разделявших славян и «русь» (2). Антинорманнисты ставят многие летописные свидетельства под сомнение, указывая на предвзятость авторов (1). Но главное в том, что, согласно современной точке зрения, государство не может быть создано посторонней силой, его возникновение – результат развития объективных социально-экономических процессов (1).

На мой взгляд, именно такие процессы развертывались на территории проживания восточно-славянских племен (расслоение на богатых и бедных вело к возникновению новых общественных противоречий, которые было невозможно решить в рамках родоплеменного строя; сказывались потребности обороны от набегов варягов и хазар; высокой была заинтересованность славянской знати в налаживании взаимовыгодной торговли с Византией, а такую торговлю не могли обеспечить разрозненные племена) (3). Следовательно, восточные славяне шли к созданию государства, и если Рюрика пригласили править, то было, куда приглашать. Варяги, таким образом, сыграли важную, но вспомогательную роль в создании Древнерусского государства (1). (Всего – 10. )

Характеристика общественного строя Киевской Руси

Основными классами древнерусского общества были феодалы и феодально–зависимые люди. К феодалам относились князья и бояре, которые владели земельной собственностью в форме вотчины (наследственной собственности).

Феодальная собственность носила иерархический характер. Крупные феодалы – князья являлись сеньорами (сюзеренами), у которых имелись вассалы, находившиеся в определенных отношениях с сеньорами, регулировавшихся феодальными договорами и особыми иммунитетными грамотами.

Феодалы были привилегированным сословием. Они освобождались от уплаты государственных налогов и податей, а также обладали исключительным правом собственности на землю.

Другой категорией населения были смерды. Они составляли основную часть сельского населения Киевской Руси. Смерды владели участками земли, имели необходимые орудия труда. В рассматриваемый период (IX–XII вв.) большая часть смердов оставалась свободной (платила дань, исполняла повинности), но некоторые попадали в зависимость от тех или иных феодалов (платили оброк, выполняли барщину).

Другую группу зависимых людей составляли закупы. Это люди, которые испытывали острую нужду и брали взаймы ту или иную вещь (купу). Дача купы оформлялась договором в присутствии свидетелей. Пока должник не вернет хозяину предмет долга, он находился в зависимости от него. Существовал и институт холопства (домашнего рабства). Наиболее ранним источником холопства был плен. Позднее источники холопства определялись законом – Русской Правдой. Таких источников было несколько:

1) лицо берет что–либо в долг и не возвращает предмет долга;

2) холопство назначается в качестве меры наказания (поток и разграбление);

3) самопродажа в холопы;

4) оформление поступления к феодалу в качестве тиуна–ключника ненадлежащим способом (без свидетелей);

5) вступление свободного в брак с холопом; холоп–раб лишен всех прав, он не был субъектом права, за него отвечал хозяин.

Холопство было двух видов – обельное (вечное) и временное.

В городах Древней Руси жили ремесленники и купцы. Они могли объединяться в профессиональные организации – братства (по типу цехов и гильдий).

Высшая власть принадлежала Великому князю киевскому, который был носителем законодательной, исполнительной и судебной власти. При князе имелся Совет, состоящий из бояр и наиболее влиятельных дворцовых слуг (схема 4).

В необходимых случаях созывались феодальные съезды (снемы), на которые съезжались князья и крупные феодалы. Совет при князе и феодальные съезды не имели строго очерченной компетенции.

Сохранилось и вече – народное собрание, которое со временем утратило свое значение.



Центральные органы государственного управления строились на основе дворцово–вотчиной системы. Управление государством строилось на основе управления княжеским двором. Княжеские слуги (дворецкий, конюший и др.) выполняли государственные функции.

На местах управляли посадники и волостели, действовавшие на основе системы кормления, т. е. получали от населения определенные платежи – корма.

В Древней Руси не было специальных судебных органов, Судебные функции выполняли представители администрации, включая ее главу великого князя (схема 5). Однако существовали специальные должностные лица, помогавшие в отправлении правосудия. Судебные функции выполняли также церковь и отдельные феодалы, которые имели право судить зависимых от них людей (вотчинная юстиция). Судебные полномочия феодала составляли неотъемлемую часть его иммунитетных прав.

Схема 4. Организация власти и управления в Киевской Руси (дворцово–вотничная система управления)

Схема 5. Судебные органы Древнерусского государства

Управление государством, ведение войн, удовлетворение личных потребностей великого князя и его окружения требовали немалых средств. Кроме доходов от собственных земель, князья установили систему налогов, дани. Поначалу это были добровольные пожертвования членов племени своему князю и его дружине, но затем они становятся обязательным налогом. Уплата дани стала признаком подчинения. Дань собиралась путем полюдья, когда князья, обычно один раз в год, объезжали подвластные им земли и собирали доходы со своих подданных. Население платило налоги мехами, которые были своеобразной денежной единицей. Ценность их как платежного средства не исчезала даже тогда, когда они, сохраняя княжеский знак, теряли товарный вид. Использовалась и иностранная валюта, переплавлявшаяся в русские гривны.

Важным элементом политической системы древнерусского общества в 988 г. стала церковь, которая с момента крещения Руси в 988 г. оказалась тесно связанной с государством.

Крещение Руси происходило в значительной степени насильственным путем. Как только Русь приняла христианство, в рост пошла церковная организация, и в скором времени церковь заявила о себе не только как о крупном (коллективном) феодале, но и как сила, способствовавшая укреплению отечественной государственности. Во главе православной церкви стоял митрополит киевский, назначавшийся в то время из Византии, центра православия. Затем его стали назначать киевские князья. В отдельных русских землях церковную организацию возглавляли епископы.

gastroguru © 2017