Религиозные организации – это что такое? Виды религиозных организаций. Религиозные объединения российской федерации

Религиозная организация, так же как и религиозная группа, является добровольным объединением граждан и иных постоянно проживающих на законном основании на территории России лиц. Однако для ее создания требуется государственная регистрация в качестве юридического лица. Зарегистрированные религиозные организации вносятся в единый реестр юридических лиц.

Государственная регистрация религиозных организаций осуществляется органами юстиции на основе представляемых документов, которые несколько различаются в зависимости от того, какая организация регистрируется: местная или централизованная.

Местная религиозная организация может включать не менее десяти участников, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности или в одном городском или сельском поселении. Учредителями такой организации могут быть не менее десяти граждан РФ, 20 4 объединенных в религиозную группу, у которых есть подтверждение существования этой группы на данной территории не менее 15 лет, выданное органом местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания.

В уставе религиозной организации обязательно указываются не только наименование, местонахождение, вид религиозной организации, вероисповедание и в случае принадлежности к существующей централизованной организации ее наименование, но и цели, задачи и основные формы деятельности; порядок создания и прекращения деятельности; структура организации, ее органы управления , порядок формирования и компетенция; источник образования денежных средств и иного имущества организации и другие сведения, относящиеся к особенностям деятельности данной религиозной организации.

Централизованная религиозная организация должна по уставу иметь не менее трех местных организаций. Те централизованные религиозные организации, структуры которых действовали на территории России на законных основаниях на протяжении не менее 50 лет к моменту обращения с заявлением о государственной регистрации, имеют право использовать в своем наименовании слова «Россия», «российский» и производные от них. Кроме того, название любой религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании.

Государство оставляет за собой право отказать в регистрации религиозной организации, перечисляя в законе основания для такого отказа. Статья 12 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» указывает в качестве оснований для отказа в регистрации противоречие целей и задач религиозной организации Конституции РФ и российскому законодательству (с указанием конкретных статей законов, которым они противоречат); непризнание данной организации в качестве религиозной; несоответствие устава и других представленных документов требованиям законодательства РФ или недостоверность содержащихся в документах сведений; наличие в государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрированной организации с таким же названием; неправомочность учредителя (учредителей). Отказ в регистрации религиозной организации может быть обжалован в судебном порядке.

Кроме того, обеспечивая гарантии прав и свобод своих граждан, государство имеет полномочия приостанавливать деятельность религиозных объединений или ликвидировать религиозные организации в случае нарушенияими законодательства. За неоднократные или грубые нарушения норм Конституции РФ, российского законодательства, за нарушение общественной безопасности и общественного порядка, за действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности, а также за ряд иных противоправных проявлений по решению суда религиозные организации могут быть ликвидированы.

Так, до 1996 г. в Москве и ряде других регионов России действовали отделения Аум Синрикё. По обвинению в антиобщественной деятельности в отношении действовавших в России руководителей этой корпорации было возбуждено уголовное дело. А в 2004 г. в Японии лидеру международной религиозной корпорации Аум Синрикё Тидзуо Мацумото (ритуальное имя Сёко Асахара) был вынесен смертный приговор. Основанием для такого решения суда явились факты изготовления смертоносного газа зарина и его использование для осуществления терактов в токийском метро по приказу Асахары.

ПРАВА РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Их можно условно разделить на две группы. В первую входят права, типичные для других организаций.

Религиозные организации, как и светские, могут быть собственниками. В их собственности могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского назначения, предметы религиозного назначения, а также денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры . Имущество, собственником которого является религиозная организация, создается путем приобретения или создания за счет собственных средств, пожертвований граждан, организаций или передачи собственности от государства. Религиозные организации могут иметь имущество на праве собственности за границей. Кроме того, закон признает за религиозными организациями право устанавливать контакты и международные связи, в том числе в целях паломничества.

Религиозным организациям разрешено осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия. При этом на такие предприятия распространяются нормы гражданского и трудового права. А на работников религиозных организаций, а также священнослужителей распространяется порядок социального обеспечения, социального страхования и пенсионного обеспечения в соответствии с законодательством РФ.

Так, например, завод «Софрино» под Москвой осуще20 6 ствляет производство церковной утвари, свечей, пошив облачений. Это предприятие обеспечивает занятость 3 тыс. человек. При Московской церкви евангельских христиан действует товарищество «Серебрянское» (бывший совхоз), создана фирма «Вифания» по ремонту автомашин, производству оконных решеток, оказанию посреднических услуг. Треть доходов от этих предприятий поступает в церковь. Духовный центр адвентистов седьмого дня в Заокском районе Тульской области имеет значительные участки земли, где выращиваются экологически чистые продукты. Есть немало примеров хозяйственной деятельности религиозных организаций других конфессий.

Вторую группу составляют специфические права , связанные с характером деятельности религиозных организаций.

Во-первых, религиозные организации имеют право действовать в соответствии со своими внутренними установлениями.

Во-вторых, они могут также основывать и содержать культовые здания, сооружения и иные места, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества). Законом разрешены религиозные обряды в специально выделяемых администрацией помещениях лечебно-профилактических учреждений и больниц, детских домов и домов-интернатов для престарелых и инвалидов. Разрешены они в учреждениях, где отбывают уголовное наказание осужденные правонарушители. При этом для лиц, находящихся под стражей, проведение религиозных обрядов допускается с соблюдением специальных требований уголовно-процессуального законодательства. Закон предусматривает беспрепятственное участие военнослужащих в богослужении, осуществлении религиозных обрядов и церемоний с учетом воинских уставов. В иных не оговоренных специально случаях богослужения, религиозные церемонии и обряды осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций.

В-третьих, религиозные организации обладают исключительным правом приглашать иностранных граждан в целях занятия профессиональной, в том числе проповеднической, религиозной деятельностью.

Религиозные организации также имеют право производить, приобретать, распространять религиозную литературу и другие материалы и предметы религиозного назначения. Они пользуются исключительным правом учреждать организации для издания богослужебной литературы и предметов культового назначения.

Кроме того, религиозные организации обладают исключительным правом создавать учреждения профессионального религиозного образования для подготовки священнослужителей и религиозного персонала. Учащиеся таких образовательных учреждений при условии наличия у этих учреждений государственной лицензии пользуются всеми правами и льготами, предусмотренными законодательством России .

Отдельно предусмотрена законом благотворительная и культурно-просветительская деятельность религиозных организаций. Она может осуществляться как непосредственно религиозными организациями, так и организациями и средствами массовой информации, созданными для этих целей.

Религиозные организации вносят значительный вклад в формирование духовно-нравственного фундамента российского общества, атмосферы свободы совести, свободы вероисповеданий, благоприятно влияют на развитие религиозной жизни Российской Федерации, стимулируют возрождение тяги к самоотверженному служению религиозным идеалам и ценностям. Расширяются многообразные формы религиозного служения, растет число религий и религиозных течений, действующих в России.

ПРОБЛЕМА ПОДДЕРЖАНИЯ МЕЖРЕЛИГИОЗНОГО МИРА

Государство и общество активно поддерживают различные формы социального служения религиозных объединений. Из государственного бюджета могут выделяться средства на реставрацию, содержание и охрану храмов и других объектов, являющихся памятниками истории и культуры. Каждому, кто посещает памятное для россиян место - монумент на Поклонной горе в Москве, бросается в глаза, что здесь неподалеку друг от друга расположены культовые сооружения православных, иудеев и мусульман. Это место поклонения погибшим за Родину, которых не разобщила принадлежность к различным религиям.

Складывается система государственных органов, подразделений, существует штат сотрудников, осуществляющих связь с религиозными объединениями. Религиозные деятели приглашаются в различные консультативные советы при федеральных и региональных органах власти.

В новой России влияние религиозных организаций на общественную жизнь и политические процессы возрастает. Этот рост проявляется в многочисленных акциях благотворительности и милосердия разных конфессий, в объедине20 8 нии усилий при проведении правозащитных, миротворческих, экологических акций.

Для устойчивого и стабильного развития многоконфессиональной России необходимо сохранять межрелигиозный мир. В противном случае наша страна окажется на грани катастрофы. Каковы «факторы риска», угрожающие межрелигиозному миру и согласию?

Во-первых, религиозная нетерпимость, особенно если она перерастает в антагонизм. При учете чаяний, нужд, интересов более многочисленных и влиятельных религиозных организаций никто не должен попирать законные права или оскорблять религиозные чувства меньшинства. Роль компетентного консультанта может сыграть Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, в который вошли лидеры 11 наиболее авторитетных религиозных организаций. Сотрудничество религиозных организаций различных конфессий возможно в самых разных вопросах: от благотворительности и милосердия до совместных экологических и миротворческих программ.

Во-вторых, расширение деятельности нетрадиционных конфессий и религий и возникновение не менее широкого противодействия им, стремление лишить нетрадиционные конфессии и религии доступа к СМИ, сфере образования, возможности заниматься благотворительной деятельностью.

Так называемые новые религиозные движения (в мире до 140 млн верующих являются их приверженцами, а в России их число по разным оценкам доходит до 300- 400 тыс.) крайне неоднородны. Одни заняты милосердием и благотворительностью, тратя большую часть средств и сил на помощь ближним, другие сконцентрированы на своих внутриобщинных проблемах и религиозной практике, игнорируя жизнь общества и его заботы. А некоторые больше похожи на религиозно-философские учения или медицинско-оздоровительные системы, сведя к минимуму обычные формы религиозной жизни.

Ученые-религиоведы отмечают, что многие нетрадиционные культы представляют собой особый тип религиозных организаций. В них, как правило, отсутствуют строго разработанные вероучения, а структура их нередко жестко иерархическая с авторитарным лидером. Для них типична оппозиционность к официально признанным ценностям и церковным идеалам . Культ в таких общинах сочетается с использованием методов психического воздействия и манипулирования. Подобная деятельность оказывает вредное, а порой и разрушающее воздействие на индивидуальное и общественное сознание, ведет к нарушению социализации личности. Последователи таких культов бросают работу, учебу, уходят из семей. Примером такого культа служит Белое братство Юсмалос, проповедовавшее конец света в октябре 1993 г., веру в новое воплощение Христа в Марии Дэви Христос (такое имя приняла одна из создательниц организации Марина Цвигун).

Некоторые религиозные группы и общины явно попадают под определение экстремистских.

Политикам, безусловно, приходится учитывать специфику различных религиозных организаций, строя с ними свои отношения.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1 Осуществление принципа свободы совести предоставляет каждому возможность выбора принадлежности к той или иной религиозной организации или отказа от такой принадлежности. Вам самим решать, участвовать или нет в религиозном объединении, организации. Это дело сугубо личное и добровольное.

2 Ряд нетрадиционных религиозных культов делают свою ставку на молодежь, которая, с одной стороны, ищет для себя духовные ориентиры, а с другой - склонна к социальному протесту , в том числе и в вопросах веры. Недостаток знаний о существе вероучения может легко привести в организацию, далекую от истинно религиозных целей.

3 Решая для себя, состоять или не состоять в объединении верующих, стоит помнить о том, какую опасность представляют так называемые тоталитарные секты. Для них характерны жесткий контроль за членами в сочетании с воинствующе-агрессивным учением. Он и часто используют методы психологического воздействия на человека, отнюдь не безопасные для морального и психологического здоровья.

ДОКУМЕНТ

Из Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» (от 25 июля 2002 г.).

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия: экстремистская деятельность (экстремизм):

1) деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массо21 0 вой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:

насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
подрыв безопасности Российской Федерации;
захват или присвоение властных полномочий;
создание незаконных вооруженных формирований;
осуществление террористической деятельности;
возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;
унижение национального достоинства;
осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;
пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности...

Статья 9. Ответственность общественных и религиозных объединений, иных организаций за осуществление экстремистской деятельности

В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ

1. Какие признаки позволяют характеризовать отдельные религиозные организации как экстремистские?
2. Укажите признаки, которые наиболее опасны для межконфессиональных отношений.
3. Почему государство применяет к экстремистским организациям жесткие санкции вплоть до запрещения их деятельности?

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Какие религиозные объединени я могут действовать в Российской Федерации?
2 Укажите обязательные признаки, которым и должны обладать религиозные объединения.
3 Что вам известно о законодательных нормах в отношении создания религиозных объединений в органах власти?
4. Каковы основные проблемы, стоящие перед государством в вопросах взаимоотношений с религиозными организациямии учреждениями?

ЗАДАНИЯ

1. Проанализируйте преамбулу к Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях » (текст 1) , а также отношение к закону, представленное в «Основах социальной концепции Русско й православной церкви » (текс т 2), и сделайте необходимые выводы.

1) «Федеральное Собрание Российской Федерации, подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений, основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством, признавая особую роль православия в истории России, в становлении ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания, принимает настоящий Федеральный закон» .

2) «Право содержит в себе некоторый минимум нравственных норм, обязательных для всех членов общества. Задача светского закона не в том, чтобы лежащий во зле мир превратился в Царствие Божие, а в том, чтобы он не превратился в ад».

РЕЛИГИОЗНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

добровольное объединение граждан РФ, иных лиц. постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний: обучение религии и воспитание своих последователей (ФЗ РФ от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"). Запрещается создание и деятельность P.O.. цели и действия которых противоречат закону.

Новейшая история РФ знает примеры как жестко репрессивной политики государства по отношению к P.O., так и почти полной бесконтрольности их деятельности, что в обоих случаях приводило к нарушению прав граждан. Декрет от 20 января 1918 г. лишал Православную церковь и другие религиозные общины движимого и недвижимого имущества (им можно было лишь "пользоваться" с разрешения властей): лишал их права юридического лица (таковыми могли быть лишь "двадцатки" мирян): запрещал преподавание религиозных учений. В 1929г. были запрещены любые формы религиозной "пропаганды" и общественной деятельности церкви,кроме "отправления культа" в церковных стенах. К 1941 г. на прежней территории СССР (без Западной Украины и Западной Белоруссии) осталось лишь немногим более 200 православных приходов из 48 тыс. в 1914 г. После Великой Отечественной войны контроль за деятельностью P.O. осуществлял Совет по делам религии при Совмине СССР, вся внутренняя жизнь церкви проходила под надзором КГБ. В 1961 г. приходские священники были лишены административных полномочий; ими могли обладать только светские лица. В 1959-1966 гг. число приходов вновь было сокращено с 22 тыс. до 7,5 тыс., закрыты семинарии и монастыри, ужесточен контроль уполномоченных Совета по делам религии. Без санкции Совета нельзя было ни рукополагать священников, ни переводить их на другое место. Особо преследовались неподконтрольные государству общины - баптистские, религиозно-правозащитные. Лишь в 1990 г. Верховный Совет СССР отменил антицерковные законы 1918 и 1929 гг. и принял новое законодательство, дающее религиозным организациям возможность восстановления.

Либерализация законодательства о P.O. в условиях 90-х гг. привела к массовому распространению в стране так называемых "тоталитарных сект", которые, прикрываясь конституционным правом на свободу совести и вероисповедания, оказывали разрушительное воздействие на психическое и физическое здоровье своих членов, в том числе несовершеннолетних. Закон о свободе совести и религиозных объединениях установил запрет на деятельность иностранных религиозных организаций на территории РФ, им может быть предоставлено лишь право открытия своих представительств. При этом они не могут заниматься культовой и иной религиозной деятельностью, и на них не распространяется статус P.O. Другим важным нововведением было разграничение всех P.O. на две неравноправные категории: религиозные группы и религиозные организации.

Религиозной группой признаетсядо-бровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками. Граждане, образовавшие религиозную группу с намерением в дальнейшем преобразовать ее в религиозную организацию, уведомляют о ее создании и начале деятельности органы местного самоуправления. Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие

религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в качестве юридического лица. С точки зрения гражданского права (ст. 117 ГК РФ) религиозные организации являются некоммерческими организациями.

Религиозные организации могут подразделяться на местные и централизованные. Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее 10 граждан РФ, объединенных в религиозную группу, которая может подтвердить свое существование на протяжении не менее 15 лет (подтверждение выдается органами местного самоуправления) или вхождение в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания (выдается указанной организацией). Централизованной религиозной организацией признается структура, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из 3 местных религиозных организаций.

Наименование религиозной организации должно содержать указание на ее вероисповедание. Религиозные организации, действовавшие на протяжении не менее 50 лет на момент обращения с заявлением о государственной регистрации, вправе указывать в своем наименовании слова "Россия", "российская" и производные от них.

Религиозной организации может быть отказано в государственной регистрации только в указанных в Законе случаях: противоречие ее деятельности Конституции РФ и действующему законодательству, неправомочие учредителя, непризнание организации религиозной и

ранее состоявшаяся регистрация религиозной организации под тем же наименованием. Отказ может быть обжалован в суд.

Деятельность P.O. может быть запрещена, а сама организация ликвидирована по решению учредителей или органа, уполномоченного на то уставом P.O., или по решению суда, если деятельность объединения противоречит его уставу или действующему законодательству.

Согласно законодательству P.O. вправе: основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний,религиозного почитания (паломничества); организовывать и проводить в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций, публичные богослужения, религиозные обряды и церемонии. P.O. пользуются исключительным правом учреждения организаций, издающих богослужебную литературу и производящих предметы культового значения, создания учреждений профессионального религиозного образования. Они вправе осуществлять благотворительную деятельность, устанавливать и поддерживать международные связи и контакты, обладать правом собственности, заключать трудовые договоры (контракты) с работниками, пользоваться имуществом, являющимся собственностью государства, граждан и их объединений. P.O. вправе осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия.. .

Надзор и контроль за исполнением законодательства о свободе совести и о P.O. осуществляют органы прокуратуры РФ, а в части соблюдения P.O. уставов, целей и порядка их деятельности - органы юстиции.

Додонов В.Н., Колодкин Л.М.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "РЕЛИГИОЗНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ" в других словарях:

    Религиозное объединение: Содержание 1 В Российской Федерации 2 В СССР 3 См. также … Википедия

    Юридический словарь

    Религиозное объединение - по законодательству РФ добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели… … Бухгалтерская энциклопедия

    Религиозное объединение - (англ. religious association) в РФ вид общественного объединения, добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры… … Энциклопедия права - religinė bendrija statusas Aprobuotas sritis Religinės bendruomenės ir bendrijos apibrėžtis Religinių bendruomenių susivienijimas, siekiantis vienos religijos tikslų. Religinę bendriją sudaro ne mažiau kaip dvi religinės bendruomenės, turinčios… … Lithuanian dictionary (lietuvių žodynas)

    религиозное объединение - добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: а)… … Большой юридический словарь

    Религиозное объединение - добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее такими соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;… … Административное право. Словарь-справочник

    РЕЛИГИОЗНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ - добровольное объединение совершеннолетних граждан РФ и иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, и образованное с целью совместного исповедания и распространения веры. Закон запрещает создание Р.о. в органах… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

  • 2. Религиозный культ: содержание и функции
  • 3. Религиозные организации. Типы религиозных организаций
  • Тема 3. Функции и роль религии в обществе
  • 1. Религия как социальный стабилизатор: мировоззренческая, легитимизирующая, интегрирующая и регулирующая функции религии
  • 2. Религия как фактор социальных изменений
  • 3. Социальная роль религии. Гуманистическая и авторитарная тенденции в религиях
  • Тема 4. Происхождение и ранние формы религии
  • 1. Богословско-теологический и научный подходы к вопросу генезиса религии
  • 2. Родоплеменные религии: тотемизм, табу, магия, фетишизм и анимизм
  • Тема 5. Национальные религии
  • 1 .Понятие национально-государственной религии. Религии Древнего Египта и Месопотамии
  • 2. Индуизм - ведущая религия Древней Индии
  • 3. Религии Древнего Китая: культ Шан-ди, культ Неба, даосизм и конфуцианство
  • 4. Религии Древней Греции и Древнего Рима
  • 5. Иудаизм - религия еврейского народа
  • Тема 6. Буддизм
  • 1. Возникновение буддизма. Буддийское вероучение и культ
  • 2. Особенности региональных форм буддизма: чанъ-буддизм и ламаизм
  • Тема 7 Возникновение и эволюция христианства
  • 2. Христианство и иудаизм. Основное содержание новозаветной проповеди
  • 3. Социокультурные предпосылки возникновения христианства
  • 4. Церковь как божественное установление и социальная организация
  • Тема 8 Русская православная церковь: история и современность
  • 1. Православие как разновидность христианства. Православное вероучение и культ.
  • 2. Русская православная церковь: история становления и взаимоотношения с государством.
  • 3. Организация и управление современной Русской православной церкви.
  • 4. Церковные расколы: православные организации «за оградой» Русской православной церкви.
  • Тема 9. Современная Римско-католическая церковь
  • 1. Особенности вероучения и культа католицизма
  • 2. Организация управления Римско-католической церковью
  • 3. Основные направления деятельности и социального учения современной Римско-католической церкви
  • Тема 10. Протестантизм
  • 1. Возникновение протестантизма в ходе Реформации
  • 2. Общее в вероучении и культе протестантских вероисповеданий
  • 3. Основные направления протестантизма.
  • Тема 11. Ислам
  • 1. История возникновения ислама
  • 2. Особенности вероучения и культа ислама
  • 3. Основные направления в исламе. Ислам как основа религиозной и социокультурной общности народов
  • Тема 12. Нетрадиционные религии
  • 1. Понятие, характерные особенности и разновидности нетрадиционных религий
  • 2. Неохристианские объединения: «Церковь объединения» Муна и «Церковь Единой веры» Виссариона
  • 3. Вероучение, культ и организация Международного Общества Сознания Кришны
  • Тема 13. Секуляризация и свободомыслие в западноевропейской культуре
  • 1. Сакрализация и секуляризация как социально-исторические явления. Основные этапы процесса секуляризации
  • 2. Последствия секуляризации в современном обществе. Свободомыслие и его формы
  • Тема 14. Свобода совести. Российское законодательство о религиозных организациях
  • 1 История формирования представлений о свободе совести
  • 2. Законодательное обеспечение свободы совести в современной России
  • Тема 15. Диалог и сотрудничество верующих и неверующих - основа формирования светского характера Российского государства
  • 1. Понятие «диалог», субъекты и цели диалога по религиозному вопросу
  • 2. Гуманизм как ценностная основа диалога верующих и неверующих
  • 3. Религиозные организации. Типы религиозных организаций

    Третье направление в истолковании приоритетов между элемента­ми религиозного комплекса связано с развитием социологии рели­гии. Социологи подчеркивают, что религиозная культовая система - это прежде всего система коллективных действий. Коллектив­ные же действия не могут происходить спонтанно, хаотично. Они нуждаются в упорядочении, организации, поэтому на базе культо­вых действий и отношений формируется религия как социальный институт. Социальные институты - это исторически сложившая­ся устойчивая форма упорядочивания совместной деятельности людей. Становление религии как социального института пред­ставляет собой процесс институционализации религиозных куль­товых систем.

    Первичным звеном института религии является религиозная группа. Она возникает на основе совместного отправления религиоз­ных обрядов, то есть символических действий, в которых воплоща­ются те или иные религиозные представления.

    Историки свидетельствуют, что в первобытном обществе культовые действия были вплетены в процесс материального произ­водства и общественной жизни и не выделялись в самостоятельный вид деятельности. Круг участников культовых действий совпадал с кругом участников трудовых и иных социальных действий. Поэтому религиозная группа по своему объему совпадала с другими социаль­ными группами - племенем, родом, соседской общиной и т. п. Одним из существенных признаков, отделявших один род или племя от другого, было совместное отправление членами данного рода или племени религиозных обрядов.

    Первоначально в культовых действиях участвовали на рав­ных основаниях все члены первобытной общины. Дифференциация их функций при отправлении обрядов происходит лишь по полу и возрасту. В зависимости от уровня развития данных общностей ве­дущую роль в культовой деятельности играют либо женщины, либо мужчины. Однако по мере усложнения общественной жизни выде­ляются специальные люди, которые играют все более важную роль в обрядах. Постепенно в религиозных группах вычленяются специа­листы по проведению культовых действий: колдуны, шаманы. Они образуют своеобразную профессиональную группу, занятую таким видом деятельности, как организация и проведение обрядов.

    Вначале эти профессионалы по-видимому избирались общи­ной и не имели никаких привилегий. Однако, позднее, по мере моно­полизации культовой деятельности, этот профессиональный слой превращается в особую социальную группу и становится частью родовой верхушки. Развитие процесса институциализации рели­гии приводит к формированию такой системы отношений, при ко­торой руководители общин, старейшины племен и другие деятели, осуществляющие в них функции управления, одновременно игра­ли ведущую роль в религиозной жизни общины. Как отмечает не­мецкий историк И. Г. Бахофен, в Древней Греции на стадии разло­жения родового строя военный руководитель являлся одновремен­но и верховным жрецом. Это связано с тем обстоятельством, что вся общественная жизнь на данном этапе была сакрализована. Все на­иболее важные события внутриобщинной жизни и межобщинных отношений сопровождались совершением культовых действий. Однако, здесь еще имеет место совпадение религиозной и социаль­ной общности.

    Становление раннеклассового общества приводит к сущест­венному усложнению общественной жизни, в том числе и религиоз­ных представлений, а также к изменению социальных функций религии. На передний план выходит задача по регулированию по­мыслами и поведением людей в интересах правящих классов, дока­зательству сверхъестественного происхождения власти правите­лей. И тогда начинают формироваться относительно самостоятель­ные системы культовых действий - богослужение и вместе с ним организация служителей культа - жреческие корпорации. Жре­ческая корпорация - это не просто профессиональная организация людей, занятых однотипным трудом, а социальная прослойка или, точнее, сословие. В разных странах и регионах формирование этого сословия происходит не одинаково. В одних странах жреческое со­словие формируется как особое сословие внутри знати, из которой выделяется группа семей, специализирующихся в данной области, и передающая свое знание и социальное положение по наследству.

    других странах это сословие образует замкнутую касту, занимаю­щую господствующее положение в общественной жизни (например, брахманы в Индии).

    Но и на данном этапе вряд ли следует говорить об образовании религиозной организации как самостоятельного социального инсти­тута. Здесь еще осуществляется тесное переплетение хозяйственно-экономической деятельности, государственно-правового регулиро­вания и культовой практики. В раннеклассовых обществах храмы были собственностью государства и в них накапливались огромные богатства. Жреческое сословие в определенной степени является со­ставной частью государственного аппарата. Но экономическая мощь храмов и роль жречества как обладателя и распределителя этого бо­гатства создает основу для его автономии в рамках государства, пре­вращает жречество в своеобразное «государство в государстве».

    В исторической, социологической и философской литературе довольно развернуто показана определяющая роль жрецов в ста­новлении государственной правовой системы общества. Однако эта роль, главным образом, связывается с тем, что жрецы были самым образованным слоем раннеклассового общества. М. Вебер и Э. Дюрк-гейм убедительно показали, что ведущая роль жрецов определялась не только тем, что они были самыми образованными людьми своего времени, а той ролью, которую в общественной жизни раннеклассо­вого общества играл сакральный элемент. Государственно-правовая регламентация в этих обществах являлась составной частью культо­вой системы. Идеологическое регулирование носило синкретичес­кую форму, включающую в себя, наряду с моральными, характер религиозного и государственно-правового регулирования.

    По мере усложнения общественных отношений и представле­ний преобразуется и усложняется вся общественная система, в том числе и религиозная надстройка. Усложнение общественного созна­ния и социальных институтов, связанное также с усложнением ре­лигиозного сознания и культовой деятельности, привело к тому, что последние уже не могут функционировать в рамках прежних синте­тических отношений и институтов. Постепенно вместе с самоопреде­лением других надстроечных систем происходит самоопределение религиозной системы. Этот процесс связан с конституированием ре­лигиозных отношений.

    Важнейшей целью религиозных организаций является нор­мативное воздействие на их членов, формирование у них определен­ных целей, ценностей, идеалов. Осуществление этих целей достига­ется посредством выполнения ряда функций:

    1). Выработка систематизированного вероучения;

    2). Разработка систем его защиты и оправдания;

    3). Руководство и осуществление культовой деятельностью;

    4). Контроль и осуществление санкций за исполнением рели­гиозных норм;

    5). Поддержка связей со светскими организациями, государст­венным аппаратом.

    Появление религиозных организаций объективно обусловле­но развитием процесса институционализации, одним из следствий которого является усиление системных качеств религии, появление собственной формы опредмечивания религиозной деятельности и отношений. Решающую роль в этом процессе сыграло выделение ус­тойчивого социального слоя, противостоящего основной массе ве­рующих - служителей культа, которые становятся во главе рели­гиозных институтов и которые сосредоточивают в своих руках всю деятельность по производству, трансляции религиозного сознания и регуляции поведения массы верующих.

    В развитой форме религиозные организации представляют со­бой сложный социальный институт. Внутренняя структура такого института представляет собой организационно оформленное взаимо­действие различных систем, функционирование каждой из которых связано с формированием социальных организаций, также имеющих статус социальных институтов, В частности, на уровне церкви уже четко разделяются управляющая и управляемая подсистемы. Пер­вая подсистема включает в себя группу людей, занимающихся выра­боткой и переработкой религиозной информации, координацией соб­ственно религиозной деятельности и отношений, контролем за пове­дением, включающим в себя разработку и применение санкций. Вторая, управляемая подсистема включает в себя массу верующих. Между этими подсистемами существует система нормативно оформ­ленных, иерархически выдержанных отношений, позволяющих осу­ществлять управление религиозной деятельностью.

    Регулирование этих отношений осуществляется при помощи так называемых организационно-институциональных норм. Эти нормы содержатся в различного рода уставах и положениях о кон­фессиональных организациях. Они определяют структуру этих ор­ганизаций, характер отношения между верующими, священнослу­жителями и руководящими органами религиозных объединений, между священнослужителями различных рангов, между руководя­щими органами организаций и структурными подразделениями, регламентируют их деятельность, права и обязанности.

    Исследователи религии выделяют четыре основных типа ре­лигиозных организаций: церковь, секту, харизматический культ и деноминацию. Церковь - это тип религиозной организации со слож­ной строго централизованной и иерархизированной системой взаи­модействия между священнослужителями и верующими, осуще­ствляющей функции выработки, сохранения и передачи религиозной информации, организации и координации религиозной деятель­ности и контроля за поведением людей. Церковь, как правило, имеет большое количество последователей. Принадлежность к церкви оп­ределяется не свободным выбором индивида, а традицией. Фактом своего рождения в той или иной религиозной среде, на основе опре­деленного обряда индивид автоматически включается в данную ре­лигиозную общность. В церкви отсутствует постоянное и строго кон­тролируемое членство.

    Секта же возникает в результате отделения от церкви части верующих и священнослужителей на основе изменения вероучения и культа. Характерными чертами секты являются: сравнительно не­большое количество последователей, добровольное постоянно кон­тролируемое членство, стремление отгородиться от других религи­озных объединений и изолироваться от мирской жизни, претензия на исключительность установок и ценностей, убеждение в «избран­ничестве Божьем», проявление оппозиционности и непримиримости к инакомыслящим, отсутствие деления на священнослужителей и мирян, провозглашение равенства всех членов организации.

    Харизматический культ - можно рассматривать в качестве одной из разновидностей секты. Он имеет те же основные характери­стики. Особенность же харизматического культа связана с процес­сом его формирования. Данная религиозная организация создается на основе объединения приверженцев какой-то конкретной личное" ти, которая признает себя сама и признается другими в качестве но­сителя особых божественных качеств (харизмы). Основатель и руко­водитель такой религиозной организации объявляется либо самим Богом или представителем Бога или какой-либо сверхъестественной силы (например, Сатаны). Харизматический культ, как правило, ма­лочислен, в нем в более яркой степени выражены претензии на ис­ключительность, изоляционизм, фанатизм, мистицизм.

    Деноминация это промежуточный тип религиозной организа­ции, в зависимости от характера образования и тенденции эволюции соединяющей в себе черты церкви и секты. От церкви она заимству­ет относительно высокую систему централизации и иерархический принцип управления, отказ от политики изоляционизма, признание возможности духовного возрождения, а следовательно и спасения души для всех верующих. С сектой же ее сближает принцип добро­вольности, постоянства и строгой контролируемости членства, пре­тензия на исключительность установок и ценностей, идея богоизбранничества. Взаимоотношения различных типов религиозных ор­ганизаций представлено в таблице 1.

    Необходимо иметь в виду: что приведенная классификация религиозных организаций в какой-то мере является условной. Ре­ально в обществе постоянно продолжают идти церковнообразова-

    Церковь

    Деноминация

    Секта

    Культ

    Пример

    Римский католицизм. Англиканская цсрквь.

    Методизм. Конгрсгациа-лизм.

    Свидетели Иеговы; «Христианские науки» (раннего периода)

    Отца небесного; Храм людей; Церковь Единения

    Источник членства

    Все или боль-шинство членов общества преданы церк­ви.

    Набор путем обращения в веру детей чле­нов общины; в некоторой мере обращение в веру новых лю­дей.

    Братство пре­данных верую­щих; обраще­ние в веру на основе убежде­ния

    Братство пре­данных верую­щих; обращение в результате эмоционального кризиса

    Отношение к государству и Другим рели­гиям

    Тесно связана с государством и нерелигиозны­ми организаци­ями

    В нормальных отношениях с государством, но не входит в его структуру

    Выступает против других религий, а так­же государст­венных и свет­ских органов власти

    Отрицание дру­гих религий, а также государ­ственных и светских орга­нов власти

    Тип руковод­ства

    Профессио­нальные свя­щенники, рабо­тающие пол­ный рабочий день.

    Профессио-нальныесвя-щенники

    Непрофессио­нальные лиде­ры, имеющие слабую подго­товку

    Харизматические лидеры

    Тип вероуче­ния

    Формальная теология.

    Терпимость к различным точкам зрения и спорам

    Упор на чисто­ту вероучения и возврат к из­начальным принципам

    Новые принци- пы; откровение и проникнове­ние в духовную сущность

    Вовлечен­ность членов

    Сведено до ми­нимума или совсем не тре­буется для многих членов.

    Незначитель­ная вовлечен­ность,разре-шаетсяиметьи другие обяза­тельства

    Необходимо глубокое чув­ство преданно­сти

    Необходима полная преданность

    Тип религиоз­ного действия

    Наличие ригу* алов.

    Наличие риту­алов, слабая эмоциональная выразитель­ность

    Глубокая эмо­циональность

    Глубокая эмоциональность 1

    Табл 44

    ица 1. Классификация религиозных орган

    изаций |

    тельные и сектообразовательные процессы. Возникающие харизматические культы и секты в процессе своей эволюции могут превра­титься в церкви. Так, например, возникли христианство, ислам. В свою очередь от церквей постоянно отделяются какие-то группы, которые образуют секты. Подробнее эти процессы оцерковливания и сектообразования будут освещены при рассмотрении конкретных религиозных объединений.

    Подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать вывод, что развитые религии представляют собой довольно сложное струк­турированное образование, включающее в себя три основных эле­мента - религиозное сознание, культовую деятельность и религи­озные организации. Тесным образом связанные и взаимодействую­щие друг с другом эти элементы образуют целостную религиозную систему. Взаимосвязь и взаимодействие этих элементов осуществ­ляется в процессе их функционирования. Поэтому настало время пе­рейти к анализу этого процесса, посмотреть как воздействует рели­гия на индивида и общество.

    Литература ________

    Борунков Ю. Ф. Структура религиозного сознания. М., 1971, Вебер М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира // Ра­ботая М. Вебера по социологии религии и культуре. Вып. 1. М., 1991.

    Добреньков В. И, Радугин А. А. Методологические вопросы исследования рели­гии. М., 1989.

    Левада Ю. Н. Социальная природа религии. М„ 1965. Угрииович Д. М. Введение в религиоведение. М., 1985. Яблоков И. Н. Религия: сущность и явление. М., 1982.

    Понятие и роль религиозных объединений в системе гражданского общества РФ

    Суть понятия "религиозное объединение" раскрывает федеральный закон Российской Федерации "о свободе совести и религиозных объединениях" Пункт 1 статьи 6 данного нормативного акта гласит: "Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

    вероисповедание;

    совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

    обучение религии и религиозное воспитание своих последователей".

    Роль религиозных объединений в условиях развития нашего государства включает в себя множество аспектов, таких как организацию духовного развития личности, поддержку ее нравственных ориентиров, а так же воспитание любви к отечеству, веротерпимости и толерантности во взаимоотношениях среди народов, воспитание и формирование мировоззрения молодежи.

    На сегодняшний день в России существует множество религиозных объединений. Наряду с прочими конфессиями наиболее крупными по числу последователей традиционно считаются Православие и Ислам, что в прочем не мешает бурному развитию деятельности других религиозных объединений (в соответствии с выборочным опросом, проведенным в 2001г., верующих 55% респондентов, неверующих - 33%, среди верующих большинство христиан, мусульман - 5%, сторонников некоторых других религий 2%; остальные опрошенные затрудняются с ответом). Подобное многообразие религиозных предпочтений в обществе гарантируется Конституцией Р.Ф., которая гласит:

    "Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

    Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними".

    Понятие "религиозное объединения" включает в себя три признака:

    - вероисповедание

    - совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний

    - обучение религии и религиозное воспитание своих последователей,

    при условии что:

    - это не противоречит законам Российской Федерации

    - члены объединения проживают на территории РФ на законных основаниях.

    Роль религиозных объединений, на данный момент времени, очень велика. Деятельность религиозных объединений в сфере политики, культуры, нравственности и т.п., может принести как пользу, если используется рациональный подход со стороны государственных органов и разумный диалог со стороны представителей религиозных объединений, так и вред в случае игнорирования властями проблем связанных со взаимоотношениями религиозных организаций с государством и обществом, и радикальность во взглядах последователей религиозных объединений.

    Деструктивные религиозные объединения

    В настоящее время одним из самых актуальных является вопрос о критериях разграничения религиозных организаций на два прямо противоположных вида: социально приемлемые для российского общества и государства конфессиональные образования, деятельность которых не нарушает законов Российской Федерации; и социально не приемлемые для российского общества и государства конфессиональные образования, деятельность которых грубо нарушает законы Российской Федерации. Этот второй вид религиозных организаций принято также называть тоталитарными религиозными сектами.

    Деструктивное религиозное объединение (деструктивный культ, тоталитарная секта) - это авторитарная иерархическая организация любой ориентации, разрушительная по отношению к естественному гармоническому духовному,психическому и физическому состоянию личности (внутренняя деструктивность), а также к созидательным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам,культуре, порядку и обществу в целом (внешняя деструктивность), практикующая скрытое психологическое насилие, выражающееся в целенаправленном установлении отдельным лицом (лидером) или группой лиц (руководством) в своих узкоэгоистических целях незаконного контроля над сознанием, поведением и жизнью других личностей без их добровольного и осознанного согласия для формирования и поддержания у них состояния неестественной и противозаконной зависимости и покорности доктрине и лидерам, стремящимся через неинформированное использование преданных им и зависимых от них адептов к незаконному обогащению и незаконной власти.

    Одна из главных целей лидеров подобных религиозных организаций - отбор среди массы своих сторонников тех, кто по приказу вождя пойдет на любые действия, вплоть до преступления или пожертвования собственной жизнью. Для того, чтобы сделать человека фанатично преданным вождю, используются приемы психологического воздействия, приводящие к контролю над сознанием. С этой целью на вовлекаемого в секту направляется групповое давление для усиления «потребности к принадлежности». Предоставляемая новобранцу информация дается через медитирование, монотонное пение и многократно повторяющиеся действия, т. е. через специально созданное состояние высокой внушаемости. Вовлеченный в секту обязан под предлогом создания близости исповедовать свои страхи и секреты, которые потом используются для эмоционального давления посредством явных и завуалированных угроз. Нарушается нормальное физическое состояние человека, поощряется отказ от сна, якобы для духовных упражнений и необходимого тренинга. Вводится неадекватное питание, маскируемое под специальную диету для улучшения здоровья или под ритуалы. В результате образуется сенсорная (чувственная) перегрузка, которая навязывает комплекс целей и определений новой доктрины, чтобы заменить прежние ценности посредством усвоения массы информации за короткое время, с очень ограниченной возможностью критической проверки.

    Руководители и члены тоталитарных религиозных (а также псевдорелигиозных) сект используют новейшие достижения общей и социальной психологии для привлечения в секту новых ее членов и для удержания их в этой секте. Последовательное использование руководителями сект "сильнодействующих" психологических приемов в отношении новичков секты в течение длительного времени (нескольких месяцев или лет) приводит к существенному изменению психики членов секты и изменению их поведения. Член секты уже не мыслит своего существования без общения с другими сектантами и руководителями секты, которые им часто просто обожествляются. Члены секты продают свои квартиры и передают руководителям секты все свои накопления и практически все имущество. Члены секты бесплатно работают, зарабатывая деньги для руководителей секты. Сектанты живут в нищем и полуголодном состоянии, очень мало спят и много работают. Зачастую руководители секты выбирают для членов секты их партнеров по браку. При этом руководители секты, как правило, требуют от членов секты полного разрыва отношений с теми людьми, которые были для сектантов родными и близкими до их вступления в секту (то есть, требуют полного разрыва с родителями, родственниками, супругами, друзьями, товарищами). Родными и близкими для сектанта могут быть только другие члены секты.

    Сами же руководители секты, как правило, живут абсолютно иной жизнью, чем рядовые сектанты: руководители большинства тоталитарных сект являются миллионерами или даже мультимиллионерами и ведут себя как богатые или сверхбогатые люди.

    Культовый контроль над сознанием, практикующийся в деструктивных религиозных организациях, не столько стирает прежнюю личностную идентификацию, сколько создает новую, с тем, чтобы подавить старую. Это приводит к психическим расстройствам у некоторых сектантов, и, в конечном счете, к высокой вероятности агрессивных акций с их стороны в состоянии психической невменяемости. У человека формируется четкая грань между теми, кто имеет право на существование (сторонники секты), и теми, кто такого права не имеет («внешний мир»). Это приводит к планомерному распространению ненависти к внекультовому социуму. И потенциально обуславливает готовность адептов секты принести в жертву ради достижения целей своего культа любое количество неадептов. Другими словами, снимается априори грех за любое преступление во имя целей организации. Подобное уничтожение комплекса вины за совершаемое преступление и оправдание любых своих (или других членов секты) действий, способно привести человека к бесконфликтному принятию самоубийства. В некоторых сектах для целенаправленного нарушения идентичности личности и разрыва внекультовых связей адепта используются психотропные и наркотические вещества.

    Возникновение сект всегда связано с хаосом в душах людей и крахом стабильности в стране. И едва успевает утихнуть один скандал, связанный с какой-нибудь сектой, как ему на смену приходит новый.

    Целью некоторых сект также является изменение сознания русских людей, уничтожение православного самосознания граждан России. Полным ходом идет уничтожение всего русского, Православного, славянского. Точнее, идет расчленение нашего государства и нарушается закон массы, когда народ не может быть монолитным и высоко организованным. Секты разрушают душу, культуру народа, православную Церковь и единение Небесной церкви, Православной, домашней (семейной) церкви.

    Сегодня в России насчитывается от 300 до 500 различных сект. Численность людей, вовлеченных в деструктивные и оккультные религиозные организации, достигает 1 миллиона человек, причем 70% из них - это молодые люди в возрасте от 18 до 27 лет.

    По расчетам президента Центра религиоведческих исследований и автора термина "тоталитарная секта" Александра Дворкина, только "штатных" сектантов насчитывается минимум 600-800 тысяч.

    На сегодняшний день невозможно разграничить социально приемлемые и социально неприемлемые религиозные организации, т. к. еще не выработаны однозначные и точные критерии для такого разграничения. Но можно надеяться на то, что в будущем удастся найти правильное решение этой проблемы науки и практики. В современном мире, где так стремительно идет развитие науки, не последнее место занимает религия. Наряду с давно признанными, традиционными религиями, такими как христианство, католицизм, буддизм, иудаизм, ислам, есть и относительно новые религиозные организации, чаще всего негативно воздействующие на личность и общество.

    Сектанство толкает людей на различные преступления, в том числе и на убийства; люди, попавшие в секту теряют свое мнение, у них исчезает цель и смысл жизни; многие заканчивают жизнь самоубийством и т. д.

    Таким образом, деятельность сект в России подрывает нормативные социальные устои, подвергает общество и личность повышенной опасности, связанной с неконтролируемыми действиями сектантов, с их беспрекословным подчинением своим «лидерам» и выполнением любых их приказаний, обычно направленных против воли и сознания общества и личности.

    Религия – мировоззрение, совокупность представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа, которые являются объектом поклонения.Религия – одна из форм общественного сознания, для которого характерна вера… Особенностью религии, сближающей её с искусством, является эмоциональное переживание верующими священных событий.

    2. Социальные функции религии:

    а) мировоззренческая (формирует систему взглядов на мир)

    б) регулятивная (выступает в качестве регулятора поведения)

    в) нормативная (источник норм, правил поведения)

    г) интеграции и дезинтеграции (объединяет людей в общины и разделяет на основе разных религиозных взглядов)

    д) социальная (сохранения социального опыта, социализации)

    е) психологическая (компесаторная , восполняет ограниченность, бессилие и чувство зависимости)

    ж) трансляционная (трансляция, передача опыта)

    з) инновационная (способствует развитию культуры: искусства, письменности и т.д.)

    Элементы религии.

    Вариант 1

    ИНОГДА В качестве элементов ещё выделяют СИСТЕМУ ВЗГЛЯДОВ НА МИР + НОРМЫ И ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ

    Вариант 2

    1. ВИДЫ (ТИПЫ) РЕЛИГИЙ



    ВНИМАНИЕ!! Католичество, православие, протестантизм (разные ответвления) – конфессии или вероисповЕдания внутри ХРИСТИАНСТВА , а не три разные религии.

    Религиозные объединения и организации в РФ

    По данным справочника «Религиозные объединения Российской Федерации» на долю Русской православной церкви приходится свыше половины религиозных общин (6709 из 12 тыс.), объединяющих примерно 75% верующих россиян. Мусульманских общин 2349, в них состоит 18% верующих россиян. Кроме того, в России действуют 113 буддийских общин. В новой России буддийские организации возникли в разных регионах: Калмыкии, Тыве, Москве, Санкт-Петербурге и др.

    Религиозным объединением в России признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории нашей страны, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры. Такое объединение должно обладать соответствующими этой цели признаками:



    вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии или религиозное воспитание своих последователей.

    Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. При этом законодательство запрещает создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях.

    Государственная регистрация религиозных организаций осуществляется органами юстиции на основе представляемых документов, которые несколько различаются в зависимости от того, какая организация регистрируется: местная или централизованная.

    Местная религиозная организация может включать не менее 50-ти участников, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности или в одном городском или сельском поселении.

    6. Свобода совести (в узком смысле = свобода вероисповЕдания)

    Свобода совести в узком смысле – свобода вероисповедания - право гражданина свободно исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, действовать в соответствии со своей верой, если это не нарушает нормы права.

    Основные принципы в РФ:

    1) светскость государства

    2) равенство всех религиозных объединений

    3) предоставление широких прав верующим

    Известно, что Российская Федерация, как зафиксировано в статье 14 Конституции РФ, является светским государством . Это значит: церковь отделена от государства (!!!) . Но это не значит, что государству безразличны чаяния верующих или что оно равнодушно к процессам, протекающим в религиозных кругах.

    Отношения государства и организаций верующих строятся на правовых принципах. Большое значение имеет принятый в 1997 г. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». Государство предоставляет своим гражданам право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. При этом никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужении, религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Закон запрещает вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также их обучение религии вопреки их воле и без согласия родителей или лиц, их заменяющих.

    Таким образом, законодательство по столь деликатному вопросу, как вопрос веры, предоставляет довольно широкие права верующим и при этом строго стоит на страже принципа светскости государства.

    Осуществление принципа свободы совести невозможно без веротерпимости – уважительного отношения к людям любых религий и конфессий, в том числе к неверующим.

    gastroguru © 2017