Среда как фактор развития. Социализация это процесс, в котором личность __________ социальный опыт

Тесты № 1 по социализации ребенка - ответы 1. Под социализацией понимается: а) система социальных отношений, положительно влияющая на жизнедеятельность; б) адаптация человека к сложившимся социальным отношениям; в) изменение системы социальных ценностей, действующих в обществе; г) включение индивида в социальные отношения, усваивая социальный опыт. 2. Социализация – это процесс: а) непрерывный; б) эпизодический; в) фрагментарный; г) дискретный. 3. Социализированность – это: а) способность человека врастать в социальные отношения; б) сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом; в) наличие своего личного мнения по различным вопросам; г) открытость человека к влиянию различных социальных и политических идей. 4. Процесс усвоения социальных норм, ценностей, типичных форм поведения называется: а) цивилизацией; б) развитием; в) социализаций; г) активностью. 5. К мегафакторам социализации относятся: а) планета, город, село; б) космос, планета, мир; в) общество, этнос, страна; г) мир, страна, этнос. 6. Влияние больших групп людей на формирование личности называется: а) воспитанием; б) макрофактором; в) микрофактором; г) мегафактором; д) мезофактором. 7. К макрофакторам социализации относятся: а) страна, этнос, общество; б) группа сверстников, страна, государство; в) село, средства массовой коммуникации; г) семья, воспитательные организации. 8. К микрофакторам социализации относятся: а) город, общество, планета; б) общество, государство, семья; в) семья, сверстники, воспитательные организации; г) мир, государство. 9. В структуру микросреды развития личности входят: а) неформальные объединения, компании; б) культура общества и региона; в) семья и родственники; г) коллектив класса, школы; д) средства массовой коммуникации. 10. Процесс целенаправленного влияния, с целью которого выступает накопление у ребенка необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования у него принимаемой обществом системы ценностей, называется: а) обучением; б) образованием; в) социализацией; г) воспитанием; д) развитием личности. 11. Ребенком является лицо в возрасте до __ лет: а) 14; б) 12; в) 18; г) 16. 12. Механизм социализации личности, проявляющийся в отождествлении индивидом себя с определенной группой или общностью, называется: а) идентификацией; б) самопознанием; в) коллективизмом; г) саморефлексией. 13. Семья, сверстники, врачи, учителя относятся к агентам: а) первичной социализации; б) второстепенным; в) основным; г) вторичной социализации. 14. Не передаются от родителей к детям качества: а) способы мышления; б) черты характера; в) тип нервной системы и темперамент; г) цвет кожи, глаз; д) социальный опыт. 15. Личность – это совокупность: а) индивидуальных и социальных; б) моральных, профессиональных качеств; в) нравственных, морфологических качеств; г) социальных и личностных качеств, определяющих его общественную сущность качеств; д) личностных и индивидуальных качеств. 16. Процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь – это: а) воспитание; б) отношение; в) взаимодействие; г) влияние. 17. Переживание состояния удовлетворения от реального или мысленного контакта с другим человеком – это: а) притяжение; б) симпатия; в) привязанность; г) привлекательность. 18. В процессе общения функционирует механизм социализации: а) профессиональный; б) межличностный; в) межнациональный; г) внутри личностный. 19. Конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей, трансляторы социального опыта называются: а) факторами социализации; б) группами социализации; в) институтами социализации. 20. Уподобление, отождествление с чем-либо или с кем-либо, называется: а) креативность; б) идентификация; в) научение. 21. Сопереживание, вчувствование, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека, называется: а) идентификацией; б) эмпатией; в) рефлексией; г) экстраверсией. 22. Осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, называется: а) рефлексией; б) эмпатией; в) идентификацией. 23. Восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т. п.) лежат в основе: а) профессионального развития; б) рефлексии; в) социальной перцепции; г) воспитания.

Тема: Факторы детерминации поведения личности. Макро- и микросреда личности

Тип: Контрольная работа | Размер: 26.06K | Скачано: 26 | Добавлен 10.05.11 в 16:48 | Рейтинг: +6 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ


1. ВВЕДЕНИЕ 3

2. ГЛАВА 1 «Факторы детерминации поведения личности в деловом общении» 4

3. ГЛАВА 2 «Динамика человеческого поведения» 10

4. ГЛАВА 3 «Ролевое поведение» 14

5. ГЛАВА 4 «Макро- и микросреда» 16

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21

7. Список используемой литературы 22

ВВЕДЕНИЕ

Поведение любого индивида определяется не только набором личностных качеств, особенностями конкретной ситуации, но и не всегда учитываемой спецификой той социальной среды, в рамках которой реализуется его деловая активность. Вполне или отчасти осознанные намерения конкретного индивида преломляются через призму присущих ему социальных стереотипов, формирующихся под воздействием макро- и микросреды, и реализуются в ролевом поведении.

Целью данной работы является изучение:

Факторов детерминации поведения личности

Динамики человеческого поведения

Ролевое поведение

Микро и макро среда личности в деловом общении

ГЛАВА 1 «Факторы детерминации поведения личности в деловом общении»

"Я" — это самосознание личности, формирующееся в процессе общения на основе языка и мышления. Человеческое "Я" можно представить как результат выделения индивидом самого себя из окружающей среды. Красивая сказка о Маугли с научной точки зрения не выдерживает никакой критики. Становление индивидуального "Я", осознание личностью себя в качестве субъекта, противополагающего себя другим членам племени, — длительный исторический процесс. Исследования первобытных народов дают основания полагать, что первоначально господствовало коллективное, родовое сознание. Индивид не отделял себя от системы ценностей своей этнической группы и только со временем деление на "Мы" и "Они" сменилось на "Я" и "Они". Следовательно, отделение "Я" от этнического, родоплеменного самосознания происходит довольно поздно, с переходом от матриархата к патриархату, от собирательства и охоты — к земледелию, с появлением частной собственности. Вместе с тем, существование в человеческом самосознании наряду с индивидуальным "Я" чувства принадлежности к определенной этнической группе во многом объясняет живучесть национализма.

Вопрос о становлении индивидуального "Я" каждого конкретного индивида не менее интересен. На первый взгляд, ничего особенно сложного здесь нет: достаточно противопоставить себя группе — вот и появилось самосознание. На самом деле, все гораздо сложнее. Отделить-то он себя отделил, но источником формирования нашего "Я", или, как говорят философы, рефлексии, были и остаются окружающие нас люди. Это подметил еще Карл Маркс, а позднее оформил в научную теорию американский исследователь Чарльз Кули. Как писал Маркс, "человек сначала смотрится как в зеркало в другого человека .

Проще говоря, содержание нашего "Я" во многом определяется теми социальными отношениями, в которые мы включены и, следовательно, любой человек постоянно нуждается в положительных с точки зрения его самооценки импульсах извне и неосознанно стремится подобрать себе адекватное окружение. Иными словами, мы общаемся не только с теми, с кем вынуждены общаться в силу объективных причин, но, в первую очередь, с теми, кто обеспечивает нам высокую самооценку. А последняя практически ненасыщаема, красивая девушка постоянно нуждается в знаках внимания со стороны поклонников, артист — в рукоплесканиях публики, ребенок — в похвале со стороны взрослых, взрослый — в уважении в семье и со стороны коллег и т.д. Интересно отметить, что люди, богато одаренные природой, зачастую не прилагают особых усилий для самоутверждения: в школе, например, прослеживается обратная связь между внешними данными, природными способностями и прилежанием учащихся.

Источники формирования положительной самооценки конкретного индивида поддаются классификации. Для одних наиболее успешной сферой самореализации "Я" является работа, профессиональная деятельность. Бывает так, что работа заменяет, как бы компенсирует отсутствие семьи, является для человека единственным и самым важным источником положительных импульсов. Женщины, как правило, живут семьей и для семьи, работа для них источник дополнительного заработка, приятный круг общения, место разговоров о мужьях, детях, покупках, домашнем хозяйстве и т.д. Для любого кого-то источником самоутверждения может выступать любимое внепрофессиональное занятие или хобби, например, коллекционирование различного рода предметов, огородничество, рыбалка, разведение всевозможных живых существ и т.д. Частным случаем хобби можно считать общественную работу, когда человек посвящает свое свободное время социально значимой деятельности, мотивируемой нравственно-религиозным или политическим идеалом. Возможны случаи, когда индивид, не добившись успеха в вышеназванных формах деятельности, пытается решить проблему самоутверждения не вполне естественным образом: он как бы строит свою, искусственную среду обитания, исключающую его зависимость от положительных импульсов извне. Поведение такого рода типично для наркоманов и алкоголиков.

А теперь представим ситуацию, в которой ни один из вышеназванных факторов "не сработал". Как, откуда и каким путем может получить личность жизненно необходимые для самоутверждения своего "Я" положительные импульсы? Ответ на поставленный вопрос дает открытый 3. Фрейдом бессознательный защитный психологический механизм, получивший название инфантилизма (от лат. инфант — ребенок). Суть инфантилизма заключается в том, что человек как-бы снимает с себя ответственность за свою судьбу и делегирует свои права реальному или вымышленному лицу. Аналогия с ребенком здесь вполне уместна, так как малыш психологически чувствует себя более комфортно, чем взрослый. Он гораздо более стрессоустойчив, поскольку неосознанно перекладывает на взрослого принятие жизненно важных для него решений.

Отсюда можно сделать два вывода. Во-первых, человек не в состоянии постоянно жить в состоянии страха, и в условиях массовых репрессий, террора, систематического насилия страх жертвы может трансформироваться в искреннюю любовь к тирану, которому добровольно передается ответственность за индивидуальную судьбу, — Гитлеру, Сталин, Мао.

Во-вторых, данный феномен в равной степени характерен как для больших масс людей, так и для отдельных взрослых индивидов: систематически избиваемая мужем женщина вполне искренне может объяснять свое терпение любовью к нему, тогда как на самом деле она его просто боится, ей некуда уйти и т.д.

Рассмотренный выше механизм самоутверждения личности в высшей степени характерен для верующих людей. Люди, потерпевшие житейское поражение в этом мире, немощные из-за болезней или преклонного возраста, чаще других обращаются к Богу, передоверяя Ему ответственность за свою дальнейшую судьбу. При этом Бог как бы выполняет функции отца по отношению к маленькому ребенку, а постоянные молитвы служат средством общения с ним.

Наряду с вопросом об источниках формирования индивидуального самосознания, факторах данного процесса, предстоит выяснить, как, в каких формах наше "Я" проявляет себя в повседневной действительности. Здесь можно выделить, по крайней мере, два аспекта проблемы.

1) Каждый акт нашего сомосознания, любое состояние нашего "Я" предполагает наличие трех компонентов:

Разум позволяет дать описание ситуации, чувства - ее оценку, воля выступает источником предписания. Нетрудно догадаться что в зависимости от конкретных жизненных обстоятельств на первый план выходит тот или иной фактор, тогда мы говорим, что человек размышляет, взволнован или усилием воли заставляет себя или других делать то, что делать - то, в общем, совсем не хочется.

2) Не следует забывать, что эти три компонента проецируемы соотносимы не только с внешним миром, но самим "Я" как таковым. В этом случае можно говорить о том, что у каждого психически нормального индивида существует не одно, а целых три "Я":

Я-образ — это то, что мы о себе думаем, наше знание о самом себе. У нормального человека это знание обязательно является положительным, т. е. мы думаем о себе чаще всего лучше, чем мы есть на самом деле. Самооценка здесь носит осознанный характер и выступает в форме самоуважения.

Реальное "Я" — это то, что мы есть на самом деле. Здесь на первом плане уже не знание, а оценка, причем, как правило, не осознаваемая и не всегда положительная, часто формируемая в раннем детстве. В последнем случае мы имеем дело с комплексом неполноценности (идея немецкого психолога Адлера) как следствие неполной семьи, маленького роста, физических недостатков и т д. Это неосознанное чувство движет человеком сильнее чем осознанная оценка, "Я"- образ и приводит, если можно так выразиться, к сверхнормальному стремлению к самоутверждению либо в форме неограниченной власти — Наполеон, Гитлер, либо в форме жертвенного служения человечеству — Ганди, Толстой. Вся энергия у этих людей уходила на достижение великой цели во имя, как они считали, великой идеи, а потому никто из них не был счастлив в личной жизни.

Если в реальном "Я" волевой компонент выступает неосознаваемой причиной жизненных устремлений, то в рамках "Я"- образа он чаще порождает не конкретные действия по реальному самоутверждению и самосовершенствованию, а идеализированные размышления о том, кем я могут стать, если когда-нибудь этого захочу, (упрощенный вариант ~ буду ежедневно делать зарядку, брошу курить и т.д.).

Термин "имидж" придумали политики, понимая под этим умение управлять теми впечатлениями, которые возникают по нашему поводу у других людей. Есть даже специальная профессия "имиджмейкеры", т. е. создатели имиджа, услугами представителей которой наряду с политиками широко пользуются артисты. В отличие от других сторон нашего "Я", это как бы "Я" — внешнее: как человек себя подает, какое впечатление он производит на окружающих. Умение произвести необходимое впечатление особенно значимо при кратковременных контактах. Актерство и дипломатия в данном случае необходимы, но их недостаточно, поскольку имидж "считывается" за считанные секунды и происходит это бессознательно, прежде всего по внешнему облику другого человека- Женщины лучше мужчин управляют своим имиджем, поскольку привыкли следить за своей внешностью .

Итак каждый человек как бы формирует свой внешний образ он "считывается" другими людьми и на этой основе формируется определенное отношение. Из чего же складывается имидж человека при первом знакомстве? Прежде всего, это одежда и обувь а также прическа. Они первыми "сигнализируют о социальной принадлежности индивида и, следовательно, о том предоставляет ли он потенциальную угрозу для окружающих. Огромное значение имеет также манера держаться. Сюда можно отнести осанку, позу, доброжелательное выражение лица, взгляд и т д. Особенно важное значение имеет походка. И наконец, нельзя не учитывать роль такого фактора, как запах. Его роль в сознании настроения настолько велика, что на Западе существуют специальные маркетинговые фирмы, подбирающие соответствующие запахи, например для банков и супермаркетов.

Учет перечисленных выше внешних индикаторов позволяет выглядеть сильным и привлекательным, позволяет при первом знакомстве сформировать положительный имидж, заложить основу для успешного делового общения в будущем.

По данной главе можно сделать следующий вывод: содержание нашего "Я" во многом определяется теми социальными отношениями, в которые мы включены и, следовательно, любой человек постоянно нуждается в положительных с точки зрения его самооценки импульсах извне и неосознанно стремится подобрать себе адекватное окружение. Иными словами, мы общаемся не только с теми, с кем вынуждены общаться в силу объективных причин, но, в первую очередь, с теми, кто обеспечивает нам высокую самооценку.

ГЛАВА 2 «Динамика человеческого поведения »

Анализ причинно-следственных связей, детерминации человеческого поведения в деловом общении предполагает выявление социально-психологических механизмов, лежащих в основе взаимодействий между нашим "Я" и социальной средой личности. Процесс отражения конкретных социальных явлений связан с формированием в сознании индивида субъективных, чувственных образов объективной реальности. Казалось бы, здесь все достаточно просто: вижу объект А - формируется образ a; вижу объект В — формируется образ в, вижу объект С — формируется образ с и так далее. В действительности же процесс отражения социальных объектов проходит несколько иначе. Поскольку в повседневном общении личность постоянно сталкивается с повторяющимися ситуациями, совокупностями взаимосвязанных социальных явлений, достаточно нам увидеть объект А, как в сознании автоматически выстраивается вся цепочка образов а — в — с. Так, например, близкого нам человека мы узнаем на большом расстоянии только по одному признаку — его походке.

Частным видом значений являются социальные стереотипы . Социальные стереотипы — это матрицы, образцы восприятия и поведения для наиболее часто повторяющихся ситуаций. Социальные стереотипы поддаются классификации. Так, например, можно выделить этнические и религиозные, профессиональные, идеологические, возрастные и другие стереотипы.

Основной набор поведенческих стереотипов формируется в процессе социализации личности под воздействием макро- и микросреды, коллективного и индивидуального опыта, обычаев и традиций . Причем решающая роль здесь принадлежит внешним источникам социального знания, а не познавательной активности нашего "Я".

Социальные стереотипы играют огромную роль в повседневном общении благодаря целому ряду своих особенностей .

1) Они как бы предопределяют восприятие конкретной жизненной ситуации , поскольку мы постигаем окружающую нас социальную действительность не напрямую, а опосредованно, Через призму сложившихся в нашем сознании или усвоенных извне социальных стереотипов. Показательным в этом отношении является эксперимент, проведенный известным психологом А.А. Бодалевым. В ходе эксперимента группе взрослых испытуемых были показаны несколько фотографий. Участники эксперимента, видевшие каждую фотографию в течение пяти секунд, должны были воссоздать образ человека, которого они только что видели. Показу фотографии предшествовала установка на определенный стереотип — характеристика изображенных на ней людей. Например, говорили "Сейчас вы увидите портрет преступника" или "... портрет героя" и т.д. Под влиянием предложенной установки оказались 35,3% испытуемых, не испытывали ее заметного влияния — 54%, активно сопротивлялись предлагаемому стереотипу — 10,7%. Полярность суждений об одном и том же человеке объясняется тем, что фотография сама по себе малоинформативна и участники эксперимента вынуждены воспроизводить признаки предложенного стереотипа.

2) Социальный стереотип "экономит мышление" за счет обезличивания и формализации общения . Идентификация с уже известным образцом предопределяет стандартную реакцию, позволяет использовать уже знакомую модель ролевого поведения, действовать как бы автоматически. Именно по этой причине официальное общение с незнакомыми и малознакомыми людьми происходит больше по стереотипу.

3) Каждый социальный стереотип включает в себя описание, предписание и оценку ситуации , хотя и в разной пропорции, ЧТО вполне соответствует компонентам человеческого "Я".

4) Стереотипы очень стойки и зачастую передаются по наследству, от поколения к поколению , даже если далеки от реальности. Сюда можно отнести, например, свойственную многим веру в доброго царя (президента), который разом решит все проблемы и сделает нашу жизнь лучше.

Ограниченность личного опыта, недоступность для большинства людей эмпирической проверки поступающей к ним информации о целом ряде социальных явлений создают возможность манипулирования социальными стереотипами. Рассматриваемые ниже приемы активно используются средствами массовой информации для формирования общественного мнения и, вместе с тем, не безынтересны с точки зрения практики делового общения .

Навешивание ярлыков: человека "подгоняют" под стереотип типа "демагог", "популист", "бабник", "пьяница" и т.д. Успешно используется для устранения конкурентов в политической и деловой жизни излюбленное средство специалистов в области интриг. В качестве контраргумента следует акцентировать внимание на недопустимости подмены реальных фактов субъективными оценками.

- "Блистательная неопределенность"", использование стереотипов, смысл которых не вполне ясен и однозначен, но вызывающих положительные эмоции, поскольку здесь оценка превалирует над описанием. Сюда относятся такие расхожие понятия, как "демократия", "права человека", "общечеловеческие ценности", "в интересах закона" и т.д. Вариант для общения с руководством: "Ваше решение недемократично (нарушает права человека, социальную справедливость)!"

Апелляция к большинству как средство укрепления своей позиции. Преобладает волевой аспект. Сюда относятся суждения типа "по многочисленным просьбам трудящихся"..., "все россияне единодушно поддерживают..." и т.д. Для делового общения подходят аргументы типа "в коллективе есть мнение...", "коллектив считает, что…" .

Перенос: использование старых символов, уже имеющих определенную ценность. В деловом общении ссылка на авторитетную личность возможна в нескольких вариантах:

а) персонифицированном — ссылка на конкретное руководящее лицо;
б) обезличенном — "Там знают!"; "Сам в курсе"; "И тогда я позвонил, вы понимаете, кому..."; "Обсуждаем проблему и тут зашел сам..." и т.д.;
в) использование цитат - "Еще Сократ говорил, что...". Простонародность, или "свой парень". Имеет в основе идентификацию с народом, подчиненными.

Вывод: Деперсонификация общения (обезличенное общение), возникающая благодаря стереотипам в ряде случаев не облегчает, а напротив, затрудняет деловое общение, мешает установлению неформальных отношений. В переводе на язык социальной психологии известная метафора «встречают по одежке..." означает, что "встречают по стереотипу а провожают - по уму!". Особенно актуальна эта проблема в системе отношений "руководитель - подчиненный".

ГЛАВА 3 «Ролевое поведение»

Любой акт делового общения, детерминированный рассмот-ренными выше факторами, может быть представлен как ролевое поведение. "Роль" - это способ поведения, задаваемый обществом. Она складывается из двух переменных - базовых психологических установок нашего "Я" и ожиданий других людей. Бывает, что в течение одного дня деловому человеку приходится "играть" не-сколько ролей: руководителя, коллеги, подчиненного, партнера по переговорам и т.д. Во всех случаях предпосылкой успеха яв-ляется не только всесторонний и глубокий анализ деловой си-туации, но и готовность к успеху, обусловленная состоянием и ориентацией нашего "Я". Большинство проживает всю жизнь, так и не использовав возможность полного контроля над собст-венными чувствами, не отдавая себе отчета в том, что это един-ственное, что подвластно нашей воле.

Следовательно, необходимо постоянно развивать позитив-ное мышление. Позитивное восприятие действительности оз-начает, что мы должны направить свои усилия на решение стоящих перед нами проблем, а не сетовать по поводу их су-ществования. Победитель "вгрызается" в проблему, тогда как неудачник всячески старается ее обойти, но постоянно на нее наталкивается. Есть только два типа проблем: проблемы, кото-рые мы в состоянии решить, и проблемы, с которыми мы ничего поделать не можем. Позитивное мышление предполагает отказ от бесплодных сетований по поводу надуманных и еще не существующих трудностей. Тем более непродуктивно завидовать другим - лучше радоваться их продвижению и просить у них советов, как нам добиться успе-ха в своей деятельности .

Базовые психологические установки нашего "Я" формиру-ются в результате закрепления наиболее часто повторяющихся реакций, положительных или отрицательных, на окружающих нас людей. Они включают в себя как самооценку, так и оценку нами тех, с кем мы общаемся. Люди, негативно относящиеся к самим себе, имеют тенденцию в течение жизни накапливать отрицательные впечатления о собственной личности. Те, кто относится к себе позитивно, проявляют тенденцию к постепен-ному накоплению и усилению положительного самовосприятия.

Возможны четыре вида установок по отношению к окру-жающим:

хороший - ты хороший". Это самая нравственная и про-дуктивная установка, поскольку в большинстве случаев нам Причиняют зло не по умыслу, а по недомыслию, в силу своей Нравственной незрелости. Люди с этой установкой знают себе цену и ожидают, что другие воздадут им должное. Они трудятся И сотрудничают конструктивно. Это "победители", они "выигрывают".

"Я хороший - ты плохой". Эта установка характерна для тех, кто не способен к созидательному самоутверждению. Они спи-хивают ответственность за свои проблемы на других и пытаются в случае неудачи найти козла отпущения среди коллег или под-чиненных, выместить на них свою досаду. В этом случае мнимое самоутверждение происходит за счет унижения других, что амо-рально и малопродуктивно.

плохой - ты хороший". Такая установка типична для лю-дей с комплексом неполноценности, чувствующих себя бессиль-ными по сравнению с другими. Они часто стремятся избегать тесных контактов с окружающими либо прилипают, как парази-ты, к сильным личностям. Часто такие люди пребывают в со-стоянии депрессии.

плохой - ты плохой". Эта установка ведет к саморазложе-нию личности, порождает чувство безнадежности и потерю ин-тереса к жизни. Люди с такой установкой легко раздражаются, подвержены тяжелым депрессиям и непредсказуемы. Они ходят по замкнутому кругу и никуда не приходят.

Вывод: Редко кто придерживается исключительно одной из этих че-тырех установок, но одна из них, как правило, доминирует. По-этому особенно важно, постоянно работая над собой, осознанно и целенаправленно стремиться к укреплению чувства "все в по-рядке", преодолевать негативное отношение к окружающим и самому себе.

ГЛАВА 4 «Макро- и микросреда личности в контексте делового общения»

Изучение особенностей группового и индивидуального поведения не может быть успешным без учета общего культурно-исторического фона, именуемого макросредой личности.

Изучение макросреды личности предполагает выявление и анализ объективных факторов, в той или иной мере обусловливающих поведение индивида. Важно отметить, что детерминация может носить как непосредственный, так и опосредованный характер.

Один из возможных подходов к проблеме культурно-исторического фона человеческого поведения предполагает его изучение на двух уровнях: глобальном и региональном .

Переход мирового сообщества на постиндустриальную стадию качественно изменил состояние макросреды личности . В частности, вместо традиционной конфронтации между Востоком и Западом все чаще говорят о противостоянии между богатым Севером и бедным Югом. Научно-техническая революция набирает силу сразу в ряде макрорегионов планеты. Существенные изменения наблюдаются в политической сфере: если раньше экономическое господство в мире находилось в прямой зависимости от накопленного страной капитала, материальных богатств, то в наши дни символом власти является контроль над энергоносителями и мировыми информационными сетями.

Глобальной тенденцией развития современной макросреды следует считать переход средств массовых коммуникаций на принципиально новый уровень манипулирования сознанием масс. Благодаря телесериалам, рекламным роликам, развлекательным программам, компьютерным играм и т.д. современный обыватель одновременно живет как бы в двух мирах: реальном и вымышленном, виртуальном.

Массированный поток специально отобранной информации, в первую очередь политической и торговой рекламы, приводит к утрате индивидуальности отдельной личностью, ее одномерности, стандартизации материальных и духовных потребностей. Современный маркетинг не ограничивается изучением спроса, но активно формирует его в интересах производителя.

На региональном уровне, наряду с уже рассмотренными средствами массовой информации, на человеческое поведение наиболее активно влияют следующие факторы макросреды:

Демографический — плотность населения, динамика рождаемости и смертности, продолжительность жизни, миграционные процессы и т.д.;

Природно-экологический, в том числе размеры территории, климат, запасы полезных ископаемых, особенности экологической обстановки и т.д.;

Научно-технический фактор — этап в развитии научно-технического прогресса, используемые технологии, уровень компьютеризации и т. д;

Экономический, включая уровень и структуру доходов, темпы инфляции, безработицу и т. д;

Политико-правовой, предполагающий рассмотрение господствующего политического режима, официальной идеологии, принятой системы законов и степени их соблюдения, положения в области соблюдения прав человека и т.д.;

Социокультурный — обычаи, традиции, господствующая форма религии, национальная психология.

Не менее существенную роль в детерминации человеческого доведения в деловом общении играет микросреда личности та часть социальной среды, с которой непосредственно взаимодействует личность в процессе социальной деятельности . Здесь важно выделить два момента: а) личность испытывает воздействие в непосредственной или опосредованной форме всех без исключения элементов социальной среды, но главным образом взаимодействует именно с микросредой; б) существенным отличием микросреды является наличие не только прямых, но и обратных связей между личностью и ее окружением.

Иными словами, микросреда — это прежде всего поле активной социальной деятельности личности , объективная совокупность материальных и идеологических факторов, с которыми личность непосредственно взаимодействует в процессе общения с другими людьми. Социальные по своей природе отношения в условиях микросреды выступают в форме межличностного взаимодействия, строящегося на основе либо кооперации, сотрудничества, либо соревнования и конфронтации.

"Неформальные", межличностные отношения не следует рассматривать как самостоятельный вид отношений, поскольку они представляют собой своеобразную психологическую форму проявления реально существующих экономических, политических, правовых и других отношений между людьми.

Социальная группа — важный элемент микросреды , опосредующий детерминирующее воздействие общества на личность. Следовательно, макросреда воздействует на личность как непосредственно, так и в опосредованной форме, через ее влияние на те социальные группы, в жизни которых индивид непосредственно участвует. Взаимодействие между личностью и обществом в рамках микросреды выступает в качестве взаимодействия индивида и социальной группы.

Социальная группа — это более или менее устойчивая конкретно- историческая общность людей, в которой личность реализует свою предметно-деятельную сущность. Участие личности во многих видах социальной деятельности определяет ее принадлежность к самым различным социальным группам. Ее ближайшее социальное окружение составляет семья, учебная группа, трудовой коллектив, соседи, группы по интересам и т.д. Общим для всех этих групп является совместная деятельность людей, направленная на достижение общих целей, предполагающая определенную согласованность действий на основе обмена информацией и существования специальных средств контроля над выполнением отдельных функций. Обусловленность объективно существующей структурой общественных отношений и относительная самостоятельность составляют отличительные черты социальной группы.

С одной стороны, внутренняя структура социальной группы является отражением общих условий социальной среды . Любая социальная группа прямо или косвенно связана с воспроизводством тех или иных элементов материальной и духовной культуры общества, зависит от его социально-классовой и этнической структуры, господствующих политических идеалов и нравственных ценностей.

С другой стороны, ей свойственна автономность , поскольку общие социальные условия существуют здесь в форме особенных условий личностного бытия, преломляются в конкретной идейной и нравственной атмосфере группы.

Решающая роль в детерминации человеческого поведения в рамках микросреды принадлежит рабочей группе . Именно здесь происходит разрешение противоречия между индивидуальными и общественными интересами, устанавливаются реальные границы и условия социальной деятельности, формируется вполне определенный тип личности. Высокая социальная мобильность, широкие возможности в обогащении социального опыта — существенная особенность самореализации личности в рамках современного общества, которой не следует пренебрегать. Как справедливо заметил известный специалист в области социальной психологии Б.Д. Парыгин, «то, что сегодня для того или иного индивида является макросредой, то есть средой, выходящей за рамки повседневного существования, общения, завтра может превратиться в важнейший фактор его жизненной эволюции...».

Не менее устойчивой тенденцией современного, исключительно динамичного общества является неуклонный рост непосредственных контактов между личностью и макросредой . На фоне некоторого снижения общеобразовательного и культурного уровня значительной части населения стремительно возрастает роль электронных средств распространения информации. Российские пресса, радио и телевидение — эффективное орудие распространения массовой, потребительской культуры, популяризации наиболее современных методов личного обогащения и проявления частной инициативы. Воспринимаемая информация существенно дополняет сведения, получаемые в процессе делового общения с окружающими людьми. В ряде случаев подобное "замещение" приводит к тому, что некоторые социальные группы например семья, утрачивают информативные функции в отношении своих членов. Подобная тенденция приводит к нивелировке личности, постепенному вытеснению "местных", т. е. профессиональных и групповых черт из социально-типических черт личности. По мере внедрения рыночных отношений микросреда личности все чаще становится причиной уже не социальных, а скорее индивидуальных различий, обусловливает скорее форму проявления социально-типического, а не его содержание.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Содержание нашего "Я" во многом определяется теми социальными отношениями, в которые мы включены и, следовательно, любой человек постоянно нуждается в положительных с точки зрения его самооценки импульсах извне и неосознанно стремится подобрать себе адекватное окружение. Иными словами, мы общаемся не только с теми, с кем вынуждены общаться в силу объективных причин, но, в первую очередь, с теми, кто обеспечивает нам высокую самооценку.

Источники формирования положительной самооценки конкретного индивида поддаются классификации. Для одних наиболее успешной сферой самореализации "Я" является работа, профессиональная деятельность.

Для других источником самоутверждения может выступать любимое внепрофессиональное занятие или хобби, например, коллекционирование различного рода предметов, огородничество, рыбалка, разведение всевозможных живых существ и т.д.

Возможны случаи, когда индивид, не добившись успеха в вышеназванных формах деятельности, пытается решить проблему самоутверждения не вполне естественным образом: он как бы строит свою, искусственную среду обитания, исключающую его зависимость от положительных импульсов извне.

Список используемой литературы

1. Асмолов А.Г. Психология личности. ~ М.: МГУ, 1990.

2. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. — М.: МГУ, 1968.

3. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. М.: Центр "Русская тройка", "Комета", 1990.

4. Козлов Н.И. Как относиться к себе и другим людям, или практиче-ская психология на каждый день. — М.: Новая школа, 1994.

5. Кон И.С. Социология личности. — М.: Политиздат, 1967.

6. Кузьмин E.Г., Семенов В. Е. (ред). Социальная психология. — Л.: ЛГУ. 1979.

7. Курс практической психологии, или Как научиться работать и доби-ваться успеха. — Ижевск, 1996.

Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Тесты СоцПедагогика
преподаватель Мусина И.П.
для

ИИПО «Соц работа» 2 курс
1. К мегафакторам социализации относятся

планета, город, село

космос, планета, мир

общество, этнос, страна

мир, страна, этнос
2. В структуру микросреды развития личности входят

неформальные объединения, компании

культура общества и региона

семья и родственники

коллектив класса, школы

средства массовой коммуникации

3. К макрофакторам социализации относят

страна, этнос, общество

группа сверстников, страна, государство

село, средства массовой коммуникации

семья, воспитательные организации
^ 4. Сельский образ жизни характеризуется

большим объемом информации

слабой социально-профессиональной и культурной дифференциацией

прагматическим уровнем общения

жесткой обособленностью каждого
^ 5. Ценностные ориентации, социальные нормы, традиции составляют содержание понятия

«мировоззрение»

«ментальность»

«культура»

«образ жизни»
6. Ребенком является лицо в возрасте до __ лет

16
^ 7. Механизм социализации личности, проявляющийся в отождествлении индивидом себя с определенной группой или общностью, называется

идентификацией

самопознанием

коллективизмом

саморефлексией
^ 8. Эгалитарный, патриархальный, матриархальный типы семей выделяются по

особенностям главенства в семье

качеству отношений

уровню материальной обеспеченности

составу
^ 9. Семья, сверстники, врачи, учителя относятся к агентам

первичной социализации

второстепенным

основным

вторичной социализации
10. К микрофакторам социализации относятся

город, общество, планета

общество, государство, семья

семья, сверстники, воспитательные организации

мир, государство
^ 11. Одной из задач социального воспитания является

регламентация деятельности

организация частных школ

защита прав ребенка

разработка методов воспитания
^ 12. К агентам вторичной социализации можно отнести

тренеров

гувернеров

администрацию школы

друзей семьи
13. Семья, объединяющая только супругов и их несовершеннолетних детей, называется

малодетной

патриархальной

неполной

нуклеарной
^ 14. Воспитание выступает по отношению к социализации механизмом

ускорения

торможения

отождествления

подавления
15. Приобретение черт и свойств личности, необходимых для группового и собственного развития (по А.В.Петровскому), характерно для такой фазы социального развития, как

зрелость

юность

старость
^ 16. Наиболее распространены классификации групп по

непосредственности взаимосвязей

уровню обученности

общественному статусу

степени группового влияния

все варианты верны
^ 17. Для следующего хода мыслей: «Он из неполной семьи? Наверняка хулиган и трудновоспитуемый» характерен такой барьер восприятия в общении, как эффект
значимости

стереотипизации

отношения

впечатления
^ 18. Этнические особенности социализации – это

Ментальные

Витальные

Эмоциональные

Моральные
19. К мезафакторам социализации относятся:

Сверстники

Тип поселения

Соседство
^ 20. Социально- педагогическая деятельность – это

внимание, участие, сочувствие, милосердие; представления кому- либо приюта и пропитания

Процесс и результат активного приспособления индивида, слоя, группы к условиям новой социальной среды, к изменяющимся или уже изменившимся общественным условиям жизни

Психологическое воздействие на семью и её членов

разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи личности в процессе социализации, освоению ею социокультурного опыта и создание условий для самореализации в обществе

^ 21. К микрофакторам социализации личности относится

Государство

Воспитательная организация

Общество
22. Высшей формой психики, необходимой для организации общественной и индивидуальной жизни людей является

Понимание

сознание

восприятие
^ 23. Укажите все правильные варианты ответов: семья –

высокоорганизованная группа, объединённая общественно значимыми целями, совместной деятельностью по их достижению, общими ценностями и нормами

малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными узами, общностью быта, взаимной моралью и материальной ответственностью

Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью

совокупность людей, выделенная на основе какого – либо одного или нескольких, общих для них признаков

^ 24. Укажите все правильные варианты ответов: основные принципы социального воспитания-

социальной ответственности

природосообразности

наглядности

гуманности

^ 25. Укажите все правильные варианты ответов: Мегафакторы социализации – это

планета

этнос
26. Социум – это

исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей

^ Ближайшая среда, в которой происходит развитие ребёнка

Окружение, в котором формируется человек, совокупность различных групп и других объединений,организаций, составляющих это окружение; пространство – предметное, культурное,духовное – где он реализует свою активность.

окружение,в котором формируется человек

27. Совокупность людей, имеющих общий признак,помещённых в какие – либо идентичные условия, занимающихся какой – либо совместной деятельностью и осуществляющих между собой общение – это

общность

группа
^ 28. Назовите основные направления социально – педагогической деятельности

установления диагноза и назначения курса лечения

повышения уровня социальной

социальная реабилитация личностей,имеющих те или иные отклонения от нормы

профилактика дезадаптации
^ 29. Укажите все правильные варианты ответов: по типу лидерства группы сверстников делятся на

дворовые

демократические
^ 30. Целенаправленный процесс управления социализацией индивида, это

обучение

воспитание

образование

педагогическая деятельность
^ 31. Укажите все правильные варианты ответов: Агенты первичной социализации

сверстники

государство

32. Для принципа диалогичности социального воспитания характерно:

взаимное уважение

игнорирование возрастных и социальных различий

искренность

равенство между воспитателем и воспитуемым.

^ 33. Критика и наказание являются методами:

формирования сознания

педагогической коррекции

педагогического стимулирования

формирования поведения
^ 34. Технико – гигиенический параметр семьи характеризуют:

структуру семьи

Оборудованность жилища

условия проживания

имущественные характеристики
^ 35. Психика является предметом изучения

медицины

педагогики

философии

психологии
36. Высший уровень развития группы, в котором общие интересы и цели могут преобладать над личными, - это

конгломерат

корпорация

коллектив

кооперация
^ 37. Периодическое состояние «бодрствование – сон» характерны для

мышления

сознания

воображения
38. Укажите все правильные варианты ответов: Факторы социализации – это

факторы, влияющие на процесс социализации;

окружение, в котором формируется человек, совокупность различных групп и других объединений, организаций, учреждений, движений, составляющих это окружение

действующие на человека условия, т.к. социализация происходит во взаимодействии человека с огромным количеством разнообразных условий, влияющие на его развитие

ближайшая среда, в которой происходит развитие ребёнка

40. Сущность педагогической категории «самовоспитания»

процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений

Осознанное, управляемое самой личностью развитие, в котором в интересах общества и самой личности планомерно формируются качества, силы, способности человека.

Процесс количественных и качественных изменений в духовном мире и организма ребёнка

процесс формирования личности в результате воздействия педагогов различных учреждений

Биологический фактор влияет на процесс развития не прямо, а опосредованно. Наследственные и врожденные особенности представляют собой лишь возможности будущего развития личности. Его ход во многом зависит от того, в какую среду, в какую систему условий жизни и взаимоотношений будет включена биологическая особь.

В понятие среда включается вся совокупность условий, в которых осуществляется развитие организма.
Среда включает в себя три составляющие: природную, материальную (или предметную) и социальную.
Природную среду составляют климат, растительность, географические условия. Природная среда оказывает косвенное влияние через образ жизни, труд взрослых. Известно, что игры детей, проживающих на разных континентах, отличаются.

Материальная среда представлена искусственным миром, создаваемым самим человеком - это бытовые предметы, образующие собой непосредственное окружение человека, строения, книги, произведения искусства и т. п. В ходе своего развития ребенок постепенно осваивает способы употребления этих вещей; предметы, находящиеся вокруг него, способствуют формированию представлений.

Но наибольшее значение для развития имеет социальная среда. Имеющиеся в науке факты доказывают, что вне человеческого общества младенец не может стать настоящим человеком, личностью.

В начале XX века индийский психолог Рид Сингх обнаружил в волчьей стае двух девочек: восьми и полутора лет. Младшая умерла через год, а старшая дожила до 17 лет. За 9 лет ее почти удалось отучить от волчьих повадок, но речью девочка по существу так и не овладела, с большим трудом она употребляла лишь около 40 слов.

История имеет примеры того, что при соответствующих условиях среды индивид может достичь высокого уровня развития.

Экспедиция французского ученого Ж. Веляра обнаружила в деревушке, затерянной в глубине лесов Центральной Америки, брошенную на произвол судьбы маленькую девочку, которую позже назвали Мари Ивон. Она принадлежала к племени гваякилов - самому отсталому на земном шаре. Девочку привезли в Париж и поместили в школу. В конечном итоге она превратилась в интеллигентную, высокообразованную, культурную женщину.

Социальная среда представляет собой взаимосвязь трех компонентов.

Макросреду составляет общество, определенные социально-экономические и социально-политические условия жизни. Ее воздействие осуществляется в основном через средства массовой информации, книги, установленные в обществе законы, правила, посредством требований и оценки морали и эстетики.

Мезосреда включает национально-культурные и социально-демографические особенности региона, в котором проживает ребенок.

Микросреда - это социальная среда жизнедеятельности ребенка, с которой он непосредственно контактирует (семейное окружение, общество взрослых, группы сверстников в различных воспитательно-образовательных учреждениях и во дворе, где живет ребенок). Взаимодействие с этими элементами среды имеет исключительное значение для развития ребенка. От того, какие люди входят в микросреду ребенка, каково содержание общения их с ребенком, каков характер взаимоотношений, во многом зависит то, какие свойства личности у него будут формироваться.

По мере взросления ребенок вступает в различные контактные группы.

Первая и очень значимая, особенно в первые годы жизни, микрогруппа, - это семья. Исследователями, в частности Е. В. Субботским1, замечено, что формирование личностных качеств ребенка в значительной степени определяется своеобразием семейного микроклимата: дети, воспитанные в атмосфере доброжелательности, уважения к личности ребенка, имеют немало преимуществ перед детьми, живущими в более неблагоприятных условиях.

Современные исследования показывают, что, к сожалению, в семьях нарастают негативные тенденции. Например, американский психолог У. Бронфенбреннер (данные приведены из книги Л. Ф. Обуховой) указывает, что все чаще отмечается склонность к отчуждению в детско-родительских отношениях. В числе основных причин он выделяет следующие: занятость родителей, рост количества разводов, низкий уровень материального благосостояния и, напротив, достижения цивилизации (отдельные спальни, телевизоры в каждой комнате и т. п.). Аналогичные тенденции наметились и в нашем обществе. Это приводит к формализации контактов (сделал ли уроки, поел ли) и обеднению содержания общения между родителями и детьми.

Вместе с тем общение со взрослым имеет чрезвычайно важное значение для развития психики ребенка. Исследования Н. М. Щелованова, Н. М. Аксариной и многих других свидетельствуют, что недостаток общения с родителями, ограниченность микросреды - причины такого явления, как госпитализм.

Известно, что важным достижением младенчества считается появление потребности в общении с людьми, которая побуждает его искать контакты со взрослым. Но эта потребность не возникает или крайне запаздывает при госпитализме. Лишенные общения дети не проявляют интереса к окружающему миру, находятся в полудремотном состоянии, пассивно реагируют на внешние сигналы.

С расширением круга взаимоотношений, с поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его микросреду включается еще один взрослый - воспитатель. Характер взаимоотношений с ним, его оценка в значительной мере сказываются на становлении личности ребенка.

Кроме того, ребенок вступает во взаимодействие с детьми, то есть в микросреде начинает выделяться и система «ребенок-ребенок». Я. Л. Коломинский, Т. А. Репина и др. отмечают существенное влияние общения ребенка со сверстниками на развитие его личности. Через отношение к нему сверстников формируется понимание, оценка самого себя, умение соотносить свои желания с интересами других людей.

Итак, в начале жизненного пути ребенок включен в диаду «дитя-мать (значимые взрослые)». Затем подключается система «ребенок-ребенок», которая закономерно изменяется в процессе развития (группа детского сада, школьный класс, внешкольный учебный коллектив, производственный коллектив). На определенном этапе развития, с созданием семьи происходит возвращение в рамки семейной среды, но уже в новом качестве - в качестве родителя. Такова вертикальная ось жизни человека.

Но движение личности по группам происходит и по горизонтали. В каждый момент жизни человек оказывается вовлеченным в сложную систему различных неконтактных и контактных общностей. Складывается уникальная ситуация межличностного взаимодействия: роль, статус, характер взаимоотношений и т. д.

Итак, среда, особенно социальная, оказывает существенное влияние на психическое развитие ребенка. В разные годы жизни каждый из компонентов среды имеет неодинаковое значение. Однако влияние среды не абсолютно: ребенок не только испытывает воздействие, но и сам преобразует мир. Он взаимодействует со средой в процессе деятельности, как собственной, так и организуемой взрослым. Выражением взаимодействия является активность самого ребенка.

г) активностью.

5. К мегафакторам социализации относятся:

а) планета, город, село;

б) космос, планета, мир;

в) общество, этнос, страна;

г) мир, страна, этнос.

6. Влияние больших групп людей на формирование личности называется:

а) воспитанием;

б) макрофактором;

в) микрофактором;

г) мегафактором;

д) мезофактором.

7. К макрофакторам социализации относятся:

а) страна, этнос, общество;

б) группа сверстников, страна, государство;

в) село, средства массовой коммуникации;

г) семья, воспитательные организации.

8. К микрофакторам социализации относятся:

а) город, общество, планета;

б) общество, государство, семья;

в) семья, сверстники, воспитательные организации;

г) мир, государство.

9. В структуру микросреды развития личности входят:

а) неформальные объединения, компании;

б) культура общества и региона;

в) семья и родственники;

г) коллектив класса, школы;

д) средства массовой коммуникации.

10. Процесс целенаправленного влияния, с целью которого выступает накопление у ребенка необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования у него принимаемой обществом системы ценностей, называется:

а) обучением;

б) образованием;

в) социализацией;

г) воспитанием;

д) развитием личности.

11. Ребенком является лицо в возрасте до лет:

12. Механизм социализации личности, проявляющийся в отождествлении индивидом себя с определенной группой или общностью, называется:

а) идентификацией;

б) самопознанием;

в) коллективизмом;

г) саморефлексией.

13. Семья, сверстники, врачи, учителя относятся к агентам:

а) первичной социализации;

б) второстепенным;

в) основным;

г) вторичной социализации.

14. Не передаются от родителей к детям качества:

а) способы мышления;

б) черты характера;

в) тип нервной системы и темперамент;

г) цвет кожи, глаз;

д) социальный опыт.

15. Личность – это совокупность:

а) индивидуальных и социальных;

б) моральных, профессиональных качеств;

в) нравственных, морфологических качеств;

г) социальных и личностных качеств, определяющих его общественную сущность качеств;

д) личностных и индивидуальных качеств.

16. Процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь – это:

а) воспитание;

б) отношение;

в) взаимодействие;

г) влияние.

17. Переживание состояния удовлетворения от реального или мысленного контакта с другим человеком – это:

а) притяжение;

б) симпатия;

в) привязанность;

г) привлекательность.

18. В процессе общения функционирует механизм социализации:

а) профессиональный;

б) межличностный;

в) межнациональный;

г) внутри личностный.

19. Конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей, трансляторы социального опыта называются:

а) факторами социализации;

б) группами социализации;

в) институтами социализации.

20. Уподобление, отождествление с чем-либо или с кем-либо, называется:

а) креативность;

б) идентификация;

в) научение.

21. Сопереживание, вчувствование, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека, называется:

а) идентификацией;

б) эмпатией;

в) рефлексией;

г) экстраверсией.

22. Осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, называется:

а) рефлексией;

б) эмпатией;

в) идентификацией.

23. Восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т. п.) лежат в основе:

а) профессионального развития;

б) рефлексии;

в) социальной перцепции;

г) воспитания.

ТЕСТЫ к Модулю 2. Школа как фактор социализации и субъект социального воспитания.

1. Развитие педагогики как науки определяет:

а) необходимость передачи социального опыта;

б) управление работой педагогов-практиков;

в) уровень научно-технического прогресса;

г) наследие предшествующих цивилизаций;

д) повышение роли личности в общественной жизни.

2. Необходимость передачи социального опыта возникла в связи с:

а) обновлением содержания образования;

б) развитием технических средств обучения;

в) возникновением человеческого общества;

г) развитием педагогической науки;

д) созданием классно-урочной системы.

3. Воспитание – это:

а) общение людей в неформальных объединениях;

б) воздействие среды на личность;

в) передача социального опыта;

г) учебная деятельность школьников;

д) подготовка человека к профессии.

4. Воспитание выступает по отношению к социализации механизмом:

а) ускорения;

б) торможения;

в) отождествления;

г) подавления.

5. Социальное обучение – это:

а) познание социальных аспектов деятельности;

б) целенаправленный процесс передачи социальных знаний;

в) знакомство с социальной структурой общества;

г) обучение социальному общению.

6. Одной из задач социального воспитания является:

а) регламентация деятельности;

б) организация частных школ;

в) защита прав ребенка;

г) разработка методов воспитания.

7. Фаза вхождения личности в социум (по А.В. Петровскому), которая характеризуется активным усвоением личностью действующих в данной общности норм поведения и овладением соответствующими формами и средствами деятельности, называется:

а) интеграцией личности в коллектив;

б) адаптацией личности в коллективе;

в) индивидуализацией личности в коллективе.

8. Методом воспитания, который позволяет ввести ученика в деятельность и включить его в эту деятельность, является:

а) педагогическое требование;

б) пример;

в) соревнование;

г) беседа;

д) соревнование.

9. Методом воспитания, призванного организовать образец деятельности, поступков, образа жизни, является:

а) педагогическое требование;

б) пример;

в) соревнование;

г) упражнение;

д) соревнование.

10. Методом педагогической поддержки, коррекции деятельности и отношений воспитанников выступает:

а) педагогическая беседа;

б) положительный пример;

в) поощрение;

г) упражнение;

д) соревнование.

11. Многодетной называется семья, в которой число детей _ и более:

а) четыре;

г) десять.

12. Работа с конкретными отклонениями – прерогатива социальнопедагогической:

а) реабилитации;

б) поддержки;

в) девиации;

г) коррекции.

13. Девиантное поведение - это поведение, которое с социальными нормами:

а) не согласуется;

б) опережает;

в) отстает;

г) согласуется.

14. Социально-педагогическая деятельность направлена на:

а) формирование социальных качеств;

б) социальную реабилитацию ребенка;

в) оказание помощи ребенку в процессе его социализации;

г) социальную переориентацию подростка.

15. Гуманизм – это:

а) признание ценности человека как личности;

б) любовь ко всему человечеству;

в) непротивление злу;

г) изучение гуманитарных знаний.

16. Следуя принципу природосообразности, необходимо учитывать:

а) возрастные особенности детей;

б) времена года;

в) географические особенности;

г) природные условия.

17. Принцип культуросообразности предполагает:

а) воспитание на общечеловеческих ценностях;

б) приобщение всех к музыкальной культуре;

в) развитие у детей общей культуры;

г) наполнение учебного процесса элементами культуры.

VI.4. Вопросы к зачету 1. Социализация как социально-педагогическое явление.

2. Понятие «социализация», сущность социализации.

3. Социализация и воспитание.

4. Этапы, факторы, агенты, средства, институты социализации.

5. Механизмы социализации и составляющие процесса социализации.

6. Стадии развития личности в процессе социализации.

7. Младший школьник в процессе социализации.

8. Младший школьник как объект социализации.

9. Младший школьник как субъект социализации.

10. Развитие социальной активности младшего школьника.

11. Социализация личности младшего школьника.

12. Стадии развития личности в процессе социализации.

13. Общество сверстников как фактор социализации.

14. Средства массовой информации и их роль в процессе социализации.

15. Этнические особенности и их роль в процессе социализации.

16. Показатели социальной активности ребенка.

17. Показатели сформированности социальной активности ребенка.

19. Социальная направленность познавательной деятельности младшего школьника.

20. Социальная направленность нравственной деятельности младшего школьника.

21. Социальная направленность коммуникативной деятельности младшего школьника.

22. Социальная направленность художественно-эстетической деятельности младшего школьника.

23. Социальная направленность трудовой деятельности младшего школьника.

24. Социальная направленность физкультурно-спортивной деятельности младшего школьника.

25. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности младшего школьника.

Пешкова Валентина Евгеньевна УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» специальность 031200 – «Педагогика и методика начального образования» Учебно-методическое пособие.

Майкоп, 2010. 54 с. (3,4 п.л.)

gastroguru © 2017