Работа по социальной реабилитации осужденных. Реабилитация осужденных лиц. История развития социальной реабилитации осужденных в различных странах мира

Социально-педагогическая реабилитация заключенных

Социально-педагогическая реабилитация строится на основе подробных социальных характеристик:

  • – уголовно-правовой;
  • – социально-демографической;
  • – социально-психологической;
  • – индивидуально-психологической.

Уголовно-правовая характеристика основывается на уголовно-правовых категориях, таких как вид, характер и степень тяжести совершенного преступления, соучастия, совершение преступления впервые или повторно, длительность преступной деятельности, форма вины, вид и размер назначенного наказания, статус в криминальной субкультуре. Эта информация содержится в документах, присылаемых вместе с осужденным в исправительное учреждение.

Социально-демографическая характеристика содержит информацию о социальном статусе, связях и социальных ролях осужденного (пол, возраст, образование, семейное, социальное положение и т.д.).

Социально-психологическая характеристика описывает социально-ролевые функции человека, его статус в семье, в трудовом коллективе. Например, характеристика с места учебы (школа, учреждение профессионального образования) может быть запрошена и использована в реабилитационной работе в целях профориентации, построении жизненных перспектив в рамках индивидуального консультирования.

Индивидуально-психологическая характеристика – это стабильная совокупность индивидуальных качеств, определяющих типичные формы поведения.

Существуют отличия в личностных характеристиках преступников в сравнении с законопослушными гражданами. Например, преступники оценивают карательную практику как чрезмерно суровую, особенно по тем видам преступления, за которые они сами осуждены. Их отличают плохая социальная приспособленность, общая неудовлетворенность своим положением в обществе. Нравственно- правовые нормы не оказывают на их поведение существенного влияния. Им свойственны нарушения в общении: неспособность устанавливать контакты с окружающими, неумение посмотреть на себя со стороны.

Этапы социально-педагогической реабилитации заключенных

Начальный этап длится примерно от шести месяцев до года. Это прибытие осужденного в исправительное учреждение, прохождение карантинной зоны в течение минимум двух недель, психологическое обследование, первый контакт с другими осужденными. Как правило, именно первый контакт с другими осужденными оказывается наиболее стрессовым и наиболее важным событием, поскольку влияет на всю последующую жизнь осужденного в данном исправительном учреждении и дальнейшую репутацию в криминальном сообществе.

Существующие ритуалы "прописок" требуют от осужденного, особенно впервые попавшего в исправительное учреждение, знания традиций и правил криминальной субкультуры, иногда достаточно специфичной в конкретном исправительном учреждении. Ритуал заключается в том, чтобы адекватно представлениям криминальной субкультуры ответить на вопросы других осужденных, выполнить или не выполнить какие-то действия. От результата прохождения ритуала зависит статус человека в криминальной субкультуре.

В период содержания в карантине проводится психодиагностическая работа по выявлению интеллектуальных, личностных, мотивационных, эмоциональных особенностей осужденного. Индивидуальные консультации с осужденными на начальном этапе ориентируются на формирование у них жизненной перспективы, просоциального образа будущего. Формирование образа будущего заключается в том, что осужденный вместе с социальным педагогом планирует свою жизнь в течение всего срока отбывания наказания, сам для себя определяет цели, мотивы, смыслы, способы своей жизни.

Основной этап отбывания наказания начинается после истечения шести месяцев – одного года с начала отбывания наказания. У осужденного появляется определенный статус и как следствие определенный круг общения, занятий (производство, художественная самодеятельность, спорт, художественное творчество). Включение осужденного в какую-то значимую для него деятельность является реадаптирующим и реабилитирующим фактором. В исправительных учреждениях достаточно часто присутствуют такие виды производства, как техническое обслуживание и ремонт машин, мини-пекарня (продукция поставляется в столовую своего же учреждения), изготовление мелкоштучных металлоизделий (например, значков), мебельная мастерская. Художественное творчество осужденных выражается в картинах, резных деревянных шкатулках, настольных играх (шашки, шахматы, нарды), сувенирах (четки, зеркальца, расчески). Спортивные соревнования (футбол, баскетбол, волейбол, настольный теннис, шахматы) проводятся как внутри колонии, так и с привлечением представителей других организаций. Художественная самодеятельность осужденных – это репетиции и выступления на праздниках, участие в группах (хоровых, театральных, музыкальных, поэтических). В исправительных учреждениях имеется библиотека. Некоторые осужденные даже получают заочное дистанционное образование в вузах, хотя подобные случаи достаточно редки.

Важным направлением социально-педагогической работы является организация социального дизайна – создания в рамках реабилитационных центров особой среды, обладающей терапевтическим потенциалом. Реабилитационные и адаптационные факторы включают в себя особое географическое расположение центров, их архитектуру, внутреннюю структуру, комфорт, режим "открытых дверей", демократический стиль выработки решений, высокий уровень взаимодействия между сотрудниками центра и представителями целевой группы, создание системы позитивных ожиданий в рамках системы социальной реабилитации.

Работа по социально-педагогической реабилитации и адаптации преступников, отбывающих наказание, и людей, освобождающихся из мест лишения свободы, в основной период направлена:

  • а) на блокирование или снятие состояний, провоцирующих рецидив преступлений;
  • б) коррекцию отрицательных личностных свойств;
  • в) развитие положительных личностных свойств;
  • г) развитие социально-психологической компетентности (умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия).

Завершающий этап пенитенциарной практики – подготовка к освобождению из мест лишения свободы. Период перед освобождением характеризуется особой напряженностью внутреннего состояния заключенного. Предстоящее освобождение беспокоит его настолько же сильно, как и когда-то лишение свободы, а возвращение на свободу часто оказывается столь же болезненным для человека, как и лишение ее.

Человек, освобождающийся из мест лишения свободы, попадая в общество, где фактически отсутствовал в течение срока заключения, сталкивается с большим количеством трудностей при попытке включения в полноценную жизнедеятельность общества. Все эти трудности обусловлены тем, что за время изоляции от общества люди утрачивают многие социальные навыки. Находясь в местах лишения свободы, осужденные вследствие детальной регламентации их образа жизни отвыкают обеспечивать себя жильем, питанием, одеждой, в полной мере заботиться о семье, детях, родителях. Большинство вопросов бытового характера решаются администрацией исправительного учреждения. В результате осужденные утрачивают навыки преодоления жизненных трудностей, способность к адаптации в новых социальных условиях в период освобождения. Низкий социальный престиж человека, отбывающего наказание, ослабляет его адаптивные способности к условиям жизни вне исправительного учреждения. Самые простые повседневные ситуации предполагают использование готовых ритуалов, шаблонов (правовых, моральных, социальных, коммуникативных, профессиональных), которые делают поведение людей предсказуемым (социально надежным).

Человек, который существенно нарушает предписанные ритуалы, испытывает социальное давление со стороны партнеров по общению. Он вынужден или освоить весь набор необходимых навыков, или найти такую социальную среду, члены которой принимают используемые им схемы поведения. При освобождении из мест заключения перед человеком встает выбор: либо заново осваивать значительно изменившиеся нормы общества, в которое он вернулся, либо и на свободе продолжать руководствоваться теми нормами, ценностями и правилами, которые были усвоены им в заключении. Последнее фактически означает возвращение в криминальное сообщество, что является одним из факторов рецидивной преступности.

Существуют классы социальных ситуаций, являющихся для осужденного критическими: семейные и личные отношения, посещение общественных мест, социальная справедливость, деловые отношения.

О том, что решать проблему ресоциализации необходимо еще на этапе подготовки к освобождению, говорят также случаи побегов из заключения накануне завершения срока наказания.

Работа по социальной реабилитации осужденных в связи с их освобождением ведется в двух направлениях: 1) в исправительном учреждении, непосредственно в период, предшествующий освобождению; 2) после освобождения из заключения через различные социальные структуры.

  • 1. Социально-педагогическая реабилитация в исправительном учреждении, в период, предшествующий освобождению, предполагает деятельность, направленную:
    • а) на повышение социальной компетентности. Социальная компетентность предусматривает:
      • – осведомленность о нормах, принятых в том или ином обществе, ценностях, правилах поведения, об отношениях между людьми и социальными институтами;
      • – умения и навыки социального взаимодействия (в повседневных ситуациях, в учреждениях, социуме, компетентность в межличностном общении);
      • – личностную готовность и способность жить в обществе с данными нормами (принятие норм, готовность учитывать новые требования, гибкость в использовании знаний и социальных умений);
    • б) восстановление самоценности человека. С одной стороны, осужденный уже понес наказание за совершенный им проступок и к моменту завершения срока отбывания наказания социальный статус преступника с человека снимается. С другой стороны, этот же человек в социальном восприятии окружающих еще надолго остается осуждаемым, что делает его социально ущербным;
    • в) планирование жизни после освобождения. Часто планы на будущее у осужденных строятся довольно расплывчато. Это ведет к тому, что благие пожелания под напором обстоятельств или из-за персональной неготовности человека остаются нереализованными. Социальные педагоги и пенитенциарные психологи на этапе формирования просоциального образа жизни на свободе используют технологии целеполагания, с помощью которых осуществляется планирование индивидуальной, социальной и профессиональной успешности. Например, в рамках социально-педагогической реабилитации организуется психологическое обследование, направленное на выявление личностного и интеллектуального потенциала в целях профориентации бывшего осужденного.

Для достижения указанных целей применяются формы работы, направленные:

1) на просвещение, осведомление, предоставление информации о социально приемлемых способах взаимодействия в обществе, нормах и ценностях поведения и общения, правилах поведения, которых приняты в определенных ситуациях.

Примером может служить Памятка освобождающемуся из мест заключения. Она содержит информацию о службах социальной защиты, куда может обратиться осужденный за помощью в связи с возникшими проблемами. Также в памятке содержатся примеры типичных ситуаций, которые могут встретиться осужденному, отбывшему наказание, и социально одобряемые решения таких ситуаций. Кроме того, памятка может содержать:

  • – список лекарств, применяемых без рецепта врача при заболеваниях, не требующих серьезного врачебного вмешательства;
  • – список средних специальных учебных заведений, куда можно пойти на переобучение;
  • примерный перечень цен на самые необходимые продукты (молоко, хлеб, масло, колбасу) и т.д.;
  • 2) на обучение умениям применения полученных знаний во взаимодействии с людьми социально одобряемыми в обществе способами (просмотр специально подобранных кино- и видеофильмов с проблемной тематикой с последующим обсуждением; ролевые игры "ребенок пошел в первый класс", "знакомство с девушкой", "выбор подарка на день рождения", "переговоры с работодателем"; деловые игры "создание общественной организации", "строительство дома", "покупка квартиры, машины", "женитьба");
  • 3) на оказание морально-психологической поддержки. Здесь важен совместный со специалистами – социальными педагогами и психологами поиск внутренних ресурсов человека, который обеспечивал бы достаточный уровень мотивации к получению новой информации, обучению новым умениям, необходимым для адаптации к жизни на свободе:
    • индивидуальное консультирование по проблемам, возникающим в повседневной жизни (затруднения в семье, с детьми, с супругом; проблемы во взаимоотношениях с эротическими партнерами; проблемы взаимоотношении на работе);
    • тренинговые занятия по проблемам, связанным с самоосознанием, уверенностью, поиском ресурсов для поддержания мотивации к социально одобряемому поведению;
  • 4) на создание положительного образца жизни на свободе. Это тренинг смысложизненных ориентаций человека в рамках культуры, принятой в обществе; замятия, направленные на формирование способности к созданию образа будущего как индивидуального, так и семейного.

Преимущества работы в рамках пенитенциарного учреждения заключаются в том, что нет необходимости тратить усилия на привлечение осужденных к реабилитационному процессу. Все, что связано с освобождением, вызывает у осужденных высокий интерес, поддерживает определенный уровень мотивации к такого рода деятельности. Отсутствуют проблемы, связанные с поиском помещения и времени для проведения реабилитационных мероприятий.

Преимущество данного направления состоит в том, что в связи с отбытием наказания у человека существует возможность применения в жизни получаемых на коррекционных встречах просоциальных знаний и умений, а это способствует их лучшему усвоению. Также существует возможность реабилитационной работы с семьей осужденного, чьи поддержка, движение в одном направлении, работа на достижение одних и тех же целей, понимание особенностей периода в жизни осужденного после освобождения способствуют эффективности реабилитационного процесса.

Затруднения данного направления состоят в том, что существует трудность привлечения бывших осужденных к процессу социально-педагогической реабилитации вне стен исправительных учреждений. Укоренившееся за период отбывания наказания негативное, недоверчивое отношение к государственным служащим не способствует участию осужденных в реабилитационном процессе.

Правовые основы социальной работы с осужденными. Социальная работа в пенитенциарных учреждениях современной России активно складывается и развивается как особый вид деятельности по оказанию социальной помощи и поддержки, осуществлению социальной защиты осужденных. Для осуществления именно этого вида деятельности созданы отделы социально-психологической работы и группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных. Сотрудники названных подразделений исправительных учреждений, решая определенные им нормативными актами задачи, в первую очередь руководствуются в своей деятельности Конституцией РФ. Она провозгласила РФ социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В соответствии со ст.7 Конституции в РФ Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Государственно-правовые основы социальной работы наряду с Конституцией РФ конкретизируются в федеральных законах, законах субъектов Федерации, указах Президента России, постановлениях и распоряжениях министерств и ведомств, правовых актах органов местного самоуправления. Так, федеральный закон РФ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» Федеральный закон от 10.12.1995 N 195-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (10 декабря 1995 г. в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в РФ.

Данный Закон дает основные понятия, определяющие сущность социального обслуживания. Она определяется как деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Кроме этого, федеральный закон закрепляет полномочия РФ, органов государственной власти субъектов РФ в области социального обслуживания; системы социальных служб; организацию социального обслуживания; ресурсное обеспечение социального обслуживания и другие положения. Отдельные из положений имеют прямое отношение и к организации социальной работы с осужденными в период отбывания наказания, так и после их освобождения.

Общеобязательное значение для организации и проведения социальной работы с осужденными и некоторые положения федерального закона РФ «О государственной социальной помощи» Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О государственной социальной помощи" (17 июля 1999 г.), такие как: цели оказания социальной помощи; источники; порядок; размер и виды оказания государственной социальной помощи и другие. Особое место среди других законодательных актов занимает Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1 (ред. от 02.04.2014, с изм. от 01.12.2014) "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (21 июля 1993 г.) (1993 г.), потому что в нем определены задачи уголовно-исполнительной системы России, которые имеют непосредственное отношение к социальной работе в данной сфере, то есть обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, безопасности содержащихся в них осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений; привлечение осужденных к труду, а также обеспечение их общего и профессионального образования и профессионального обучения; обеспечения охраны здоровья осужденных.

Более детально вопросы социальной работы с осужденными закреплены в уголовно-исполнительном кодексе. Он, наряду с регулированием порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определения средств исправления осужденных, устанавливает охрану их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным социальной помощи в адаптации.

Так в части 2 статьи 1 уголовно-исполнительного кодекса РФ говорится о том, что одной из задач уголовно-исполнительного законодательства является оказание осужденным помощи в социальной адаптации. Суть социальной адаптации состоит в приспособлении человека к новым правилам и нормам человеческого общежития, к тем или иным условиям жизни в обществе. Закрепление в уголовно-исполнительном кодексе этой задачи косвенно закрепляет и аналогичное направление социальной работе с осужденными в исправительных учреждениях.

В уголовно-исполнительном кодексе РФ отражено и закреплено и такое важное направление социальной работы, как восстановление, сохранение и поддержание социально-полезных связей осужденных с внешним миром.

Переписка осужденных также является важным средством сохранения, налаживания их социально-полезных связей с семьей, родственниками, друзьями, товарищами по учебе и работе. Возможность отправления денежных переводов осужденными позволяет оказывать семье и родственникам материальную помощь, а получение денежных переводов является важным подспорьем для получения осужденными дополнительного питания. Все выше рассмотренное также закрепляет правовые основы социальной работы с осужденными.

Важный аспект социальной работы - медико-санитарное обеспечение осужденных. В соответствии со статьей 101 уголовно-исполнительного кодекса РФ, в исправительных учреждениях для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения, и администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение требований, обеспечивающих их охрану здоровья. Охрана здоровья осужденных является так же одним из аспектов пенитенциарной социальной работы, так как одной из задач, стоящих перед ней является вернуть в общество полноценного человека, и прежде всего здорового, способного нормально жить и трудиться после освобождения.

В уголовно-исполнительном кодексе уделяется внимание профессиональному образованию и профессиональной подготовке осужденных к лишению свободы. Так, в статье 108 УИК РФ говорится о том, что в исправительных учреждениях организуется начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных, не имеющих профессии, по которой осужденный может работать в исправительных учреждениях во время отбывания наказания и после освобождения. Получение профессии в исправительном учреждении, по которой осужденный может работать не только в исправительных учреждениях, но и на свободе, является важной составляющей подготовки осужденных к освобождению. Ведь получение осужденным профессии позволит ему эффективнее адаптироваться к условиям жизни на свободе; найти работу и вести нормальный образ жизни. Поэтому получение профессии так важно для социальной работы с осужденными, а закрепление этого в уголовно-исполнительном кодексе РФ указывает на косвенное отражение правовых норм социальной работы с осужденными в Уголовно-исполнительном законодательстве.

В уголовно-исправительном кодексе можно выделить и нормы, которые являются правовой основой такого важного направления социальной работы, как подготовка осужденных к освобождению.

Освобождению от отбывания наказания предшествует большая подготовительная работа, осуществляемая администрацией пенитенциарных учреждений, территориальными органами внутренних дел в тесном контакте с органами местного самоуправления по предполагаемому месту проживания освобождаемого. Так как отбывание наказания в виде лишения свободы в большинстве случаев вызывает полный разрыв или существенное ослабление социально полезных связей осужденного с родными, близкими, трудовыми коллективами, законодатель предусмотрительно обязывает администрацию исправительных учреждений за шесть месяцев до истечения срока наказания уведомлять органы местного самоуправления по избранному месту жительства о его предстоящем освобождении, а также наличии или отсутствии у него жилой площади, его трудоспособности и имеющихся специальностях.

В соответствии со статьей 181 уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденным, освобождаемым из мест лишения свободы обеспечивается бесплатный проезд к месту жительства, они обеспечиваются продуктами питания или деньгами на время проезда в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. При отсутствии необходимой по сезону одежды или средств на ее приобретение осужденные обеспечиваются одеждой за счет государства. В этой статье, как видно из ее содержания, также содержатся правовые аспекты социальной работы с осужденными. А в соответствии со статьей 182 уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные, освобождаемые от лишения свободы, имеют право на трудовое и бытовое устройство и получение других видов социальной помощи в соответствии с законодательством РФ и нормативно-правовыми актами.

Положение о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденное Указом Президента РФ от 13 октября 2004г. №1314 Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1314"Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний"., также составляет правовую основу социальной работы с осужденными, так как одной из задач Федеральной службы исполнения наказаний Минюста России является организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации.

В выше перечисленных федеральных законов, в Законе РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», в уголовно-исполнительном кодексе РФ и в Положении о Федеральной службе исполнения наказаний регулируются и некоторые организационные отношения в области социальной работе с осужденными. Однако конкретизацию и развитие организационная и правовая основы этой области деятельности получают в ведомственных нормативных документах.

Уголовно-исполнительная система как система управления имеет свою структуру, которая представляет собой набор определенных и определенным образом расположенных и взаимосвязанных органов и учреждений, входящих в нее. Организационную структуру можно сравнить с каркасом, несущей конструкцией, которая связывает воедино все части системы или подсистемы. Она выявляет и устанавливает взаимосвязи и иерархию взаимоотношений сотрудников внутри пенитенциарных учреждений. В соответствии со ст. 6 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1 (ред. от 02.04.2014, с изм. от 01.12.2014) "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы". от 21 июля 1993 года утвердил типовые структуры всех видов исправительных учреждений и следственных изоляторов, типовые перечни их подразделений и должностей начальствующего состава, рабочих и служащих исправительных учреждений и следственных изоляторов за счет сметы исправительных учреждений и примерную штатную численность должностей начальствующего состава, рабочих и служащих исправительных учреждений и следственных изоляторов, содержащихся за счет сметы уголовно-исполнительной системы. Впервые указанным нормативным актом образован отдел (группа) социально-психологической работы с осужденными как структурное подразделение исправительных учреждений. Он образован вместо отдела (группы) по воспитательной работе с осужденными. Отделы (группы) социально-психологической работы с осужденными образованы только исправительных колониях и участках исправительных колоний для содержания лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы. Непосредственное руководство отделом осуществляет заместитель начальника колонии по кадрам и воспитательной работе. В состав этого отдела входят: начальник отдела (группы); старший специалист по социальной работе; старший психолог; психолог.

Кроме того, в структуре исправительных колоний, лечебных исправительных учреждений, следственных изоляторов и тюрем образована группа социальной защиты и учета трудового стажа осужденных, в которую входят старший инспектор и инспектор. Должность старшего инспектора (по бытовому и трудовому устройству) введена во всех колониях. Должность старших инспекторов и инспекторов (по учету трудового стажа осужденных) вводится в штаты колоний всех видов режима.

Таким образом, впервые в истории в структуре исправительных колоний создана профессиональная служба социальной работы с осужденными, отбывающими лишение свободы. Функциональную структуру можно определить как совокупность и взаимосвязь различных функций и видов деятельности внутри пенитенциарных учреждений всех составляющих ее элементов, определяющих ее внутренне содержание.

Таким образом, Положение определяет назначение и содержание деятельности групп социальной защиты и учета трудового стажа осужденных исправительных колоний Минюста России, ее основные цели, задачи, функции. Кроме того в нем содержатся обязанности и права сотрудников группы, а также перечень документации, которую ведет ее личный состав.

К правовым источникам социальной работе относятся и другие ведомственные нормативно-правовые акты. Например, Правила приема благотворительной, гуманитарной помощи (содействия) учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, Положение о порядке формирования и деятельности самодеятельных организаций осужденных в исправительной колонии уголовно-исполнительной системы Минюста России, которым определяется, наряду с другими, порядок деятельности секции социальной помощи.

Источниками социальной работы с осужденными являются и локальные правовые акты начальников конкретных исправительных учреждений по вопросам социальной работы.

Долгое время и по сегодняшний день высокий уровень преступности и рост криминала является одной из основных проблем Российской Федерации, вследствие чего становится явной проблема ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Ведь большинство преступлений представляют собой рецидив.

Целью нашего исследования является изучение проблем социальной реабилитации заключенных после освобождения из мест лишения свободы, пути их решения, а также сравнительный анализ решения данной проблемы в зарубежных странах и в РФ. Для более глубокого изучения проблемы, мы посетили СИЗО-1 г. Красноярск, и изучили некоторые данные о заключенных, находящихся в данном ИЗ, в составе отряда хозяйственного обслуживания и отбывающих срок на общих условиях содержания. Было выявлено, что за последние 8 месяцев среди десяти освободившихся из данного ИЗ были повторно осуждены шестеро. Из чего можно сделать вывод, что среди бывших заключенных более половины совершили преступный рецидив в течение первых двух-четырех месяцев после освобождения, чему предшествовал целый ряд проблем, с которыми столкнулись бывшие заключенные после освобождения.

Одной из этих проблем является трудоустройство освободившегося. В основном это происходит из-за нежелания работодателя принимать на работу бывших осужденных, ввиду абсолютного недоверия к последним, а также высокой роли общественного убеждения в том, что бывшие заключенные остаются опасными для общества и после освобождения. Еще одной причиной нетрудоустройства осужденных, освободившихся из мест лишения свободы является низкий уровень образования, отсутствие у многих какой либо профессии, а также потеря интереса, отсутствие мотивации и желания для ее получения самим осужденным. К сожалению, для решения данной проблемы в нашей стране предпринимается очень мало мер, которые реально действовали бы на практике. Для сравнения, в Германии осужденных к освобождению готовят заранее, когда заключенный еще находится в стенах исправительного учреждения. С ними проводятся индивидуальные беседы и консультации, касающиеся в первую очередь приобретения профессии, поиска работы, жилья и средств на жизнь после освобождения. Помимо этого, существуют различные федеральные ведомства по труду, которые активно взаимодействуют с тюрьмами по всем вопросам профессионального обучения и трудоустройства осужденных. Работа этих ведомств регламентирована законом. Перед освобождением осужденного направляют к консультанту по труду, а затем к сотрудникам службы трудоустройства. Для быстрейшей социальной адаптации заключенному, уже на стадии подготовки к освобождению, делают много различных льгот, например таких как: краткосрочные увольнения из тюрьмы, недельный отпуск - для решения вопросов, связанных с подготовкой к освобождению. Чтобы решить эту проблему в нашей стране, мы предлагаем усовершенствовать и дополнить ряд законов и подзаконных актов о повсеместном получении профессионального, основного, а также базового образования; возможно закон о предоставлении льгот частным и государственным организациям, после согласия последних принять на работу освободившихся из исправительных учреждений в их организацию, а также предоставить официальное трудоустройство, желательно с дальнейшим карьерным ростом и помогать в ресоциализации. Государство, в свою очередь, должно стимулировать такие организации различными денежными выплатами, снижением налогов. Средства для этого на начальной стадии можно выделить из федерального бюджета, а в дальнейшем повсеместно организовать трудоустройство лиц, находящихся в исправительных учреждениях, для чего придется изменить большую часть ИУ, а также условия содержания осужденных в них.

Вторая проблема, с которой сталкивается лицо, освободившееся из мест лишения свободы, это отсутствие регистрации и постоянного места жительства. По закону за бывшими заключенными после освобождения должен осуществляться надзор, производимый полицейскими службами или местным участковым, но только по прибытии осужденного к месту жительства. Но, по официальным данным половина заключенных, находящихся в пенитенциарных учреждениях РФ попросту не имеют регистрации. Соответственно за данной категорией лиц, нарушивших закон, существенно осложняется административный надзор. Среди данной категории граждан особенно часто можно наблюдать преступный рецидив. Также можно отследить логическую цепочку возвращения заключенного, не имеющего постоянного места регистрации из мест лишения свободы обратно.

Возвращение заключенного, не имеющего постоянного места регистрации из мест лишения свободы обратно

1. Бывший заключенный освободился

2. Возникновение у освободившегося лица проблем с трудоустройством, в связи с отсутствием регистрации, других причин.

3. Возникновение физических потребностей, которые из-за отсутствия денежных средств и элементарных жилищных условий нет возможности удовлетворить, отсутствие социальных связей, общественной поддержки

4.Освободившийся уклоняется от административного надзора над ним

5. Освободившийся оказывается в окружении граждан, употребляющих алкоголь, наркотики и т.д.

6.Совершение нового преступления, преступный рецидив

7. Задержание ранее осужденного служащими правопорядка, возвращение его в пенитенциарное заведение

По приведенной выше схеме возвращение в ИУ происходит у большинства бывших заключенных, не имеющих регистрации. Также существует закономерность: чем дольше лицо, осужденное к лишению свободы, находится в ИУ, тем меньше у него становится социально полезных связей, а также происходит разрыв отношений с родственниками. Ко всему прочему, не редки случаи выписки, в том числе незаконной, осужденного из места постоянного проживания его родственниками.

Для решения и предотвращения этой проблемы необходимо ужесточить административный контроль над выпиской осужденных из мест их постоянной регистрации. Для лиц, не имевших постоянной прописи и до заключения, необходимо оказание помощи в получении таковой, а именно возможности предоставление жилой площади бывшим заключенным после освобождения в виде комнаты в общежитии или в коммунальной квартире. Для этого администрация исправительного заведения, из которого был освобожден заключенный, должна примерно за 3 месяца подать ходатайство в районную или областную жилищную комиссию по месту пребывания осужденного, о предоставлении последнему подобного рода места жительства. Помимо этого необходимо создавать и развивать различные фонды и центры, чья работа была бы направлена на оказание помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы в социальной адаптации. В настоящее время в России существует небольшое количество подобных центров. Но их деятельность направлена не только на ресоциализацию бывших заключенных, но и на просто граждан без определенного места жительства; людей, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью, токсикоманией. Вследствие этого наблюдается переполнение таких центров. Необходимо также, чтобы центры ресоциализации для заключенных были государственными, а не принадлежали частным организациям. Также для решения данной проблемы можно использовать опыт в этой сфере других стран. В частности, в Украине специальные общественные и религиозные организации занимаются защитой прав осужденных и их духовным просвещением. Порядок же участия общественности в исправлении и ресоциализации осужденных, а также общественный контроль за соблюдением их прав закреплены в уголовно-исполнительном законодательстве. Также можно учитывать опыт в данном вопросе таких стран, как Япония и создать, к примеру, институт добровольцев службы защитного надзора с частичным возмещением им понесенных расходов; Южная Корея, где с 1983 года успешно функционирует Служба надзора за условно-досрочно освобожденными и Агентство гражданской реабилитации ; Нидерланды, где приоритет отдается организации пенитенциарным молодежным организациям, гуманному отношению ко всем заключенным, не зависимо от национальности, а также используется система домашних отпусков заключенным. Ко всему прочему нужно создать закон о социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, при помощи которого решались бы вышеперечисленные проблемы.

В ходе проведенного нами анализа о состоянии постпенитенциарной системы в России, было выявлено, что проблема ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, действительно существует и актуальна в наше время. Необходимо срочное ее решение и профилактика для предотвращения преступного рецидива и роста криминальных ситуаций в Российской Федерации, которая по этим показателям в данный момент занимает лидирующие позиции по отношению к другим странам.

Список литературы:

  1. Баренбойм П., Резник Г. Финансирование правовой реформы нуждается в уточнении приоритетов // Финансовые известия. 13.11.1997.
  2. Бойцова В.В., Бойцова Л.В. Уголовное и пенитенциарное право. Опыт Нидерландов и России // Прокурорская и следственная практика. 2000. N 3‑4. С. 171 - 173.
  3. Крайнова Н. Ресоциализация осужденных. Зарубежный опыт // Уголовно-исполнительное право. 2002. N 2. С. 84
  4. Россия в цифрах. 2011: Крат.стат.сб./Росстат- M., Р76 - 2011. - 581 с.
  5. Федеральный закон от 06.04.2011 N 64-ФЗ. Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Принят Государственной Думой 25 марта 2011 года.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Социальная реабилитация лиц, отбывших уголовное наказание

Введение

Заключение

Введение

В России ежегодно из мест лишения свободы освобождается до 300 тысяч человек. Причем в своем большинстве это люди трудоспособного возраста, которые должны найти свое место в ряду законопослушных граждан. Но на этом пути стоит слишком большое количество проблем: от отсутствия одежды по сезону до проблем с жильем и работой.

Современная реальность такова, что попасть в тюрьму может абсолютно каждый человек, независимо от того, виновен он или нет. Однако вернуться к нормальной жизни после тюремного заключения совсем не просто.

Из 732 тысяч отбывающих наказание в исправительно-трудовых учреждениях 47% - рецидивисты, 60% не имеют профессионального, а многие даже и среднего образования. А 36% заключенных утратили положительные социальные связи. Им не пишут, их не ждут, и они не имеют поддержки и стимула к дальнейшей социализации. Если эти люди не получают помощи, то более половины из них идут на новые преступления.

Проблема социальной реабилитации бывших заключенных имеет особое значение в современных условиях, учитывая, что она способствует снижению числа рецидивов преступлений. Социальная реабилитация бывших заключенных - это путь, по которому освобожденный имеет возможность вернуться в общество, восстановить социальные связи и правовой статус гражданина.

Но в то же время, социальная реабилитация освобожденных из мест заключения - это сложный и многогранный процесс. Он охватывает комплекс вопросов их нравственной, психологической, практической подготовки к жизни в обществе, освоения ими новых социальных ролей, постановления полезных контактов, устранения или нейтрализации отрицательных факторов, препятствующих возвращению данной категории граждан в число законопослушных.

Ресоциализация - процесс усвоения новых норм, ценностей, мировоззрения и моделей поведения.

1. Социальная и психологическая работа с бывшими осужденными

1.1 Проблемы социальной реабилитации личности осужденного

Проблема социальной реабилитации освобожденного к условиям нормального существования в нормальной социальной среде на свободе тесно связана с проблемой борьбы с рецидивной преступностью. Большое значение для решения этих обеих социальных проблем имеет изучение личности осужденного к моменту его освобождения из исправительного учреждения.

Всех лиц, освобождающихся из мест заключения, можно разделить на три категории:

1. Лица, вполне исправившиеся в период отбытия наказания. После освобождения они стремятся активно включиться в честную трудовую жизнь. Иногда это стремление способно преодолеть значительные трудности, с которыми освобожденный сталкивается в период адаптации.

2. Лица с дефектами воспитания. Эти дефекты у освобожденных могут быть в мировоззрении, в правосознании, в моральных и нравственных программах, а также в области трудовых навыков. Положительный прогноз поведения лиц этой категории после освобождения в значительной степени зависит от условий окружающей среды, в которую они попадут.

3. Лица, не исправившиеся в процессе отбытия наказания. В процессе пребывания в местах лишения свободы по ряду причин они не избавились от своих преступных взглядов, наклонностей, установок, а порой даже преступного мировоззрения. Что еще хуже, в иных случаях эти лица в местах лишения свободы обогатили свой преступный опыт, развили преступные навыки и преступное мировоззрение. Освобождение этого лица рассматривают как возможность продолжения преступной деятельности.

Процесс адаптации, приспособления к условиям нормального существования в нормальной социальной среде после длительного срока лишения свободы - сложное явление, требующее активных волевых усилий, высоких нравственных и моральных качеств, хорошо развитого правосознания. Человек должен в короткий срок восстановить или приобрести целый ряд навыков. Он должен уметь тратить заработанные деньги, обеспечивать себя одеждой, питанием, жильем, активно перемещаться в пределах иногда довольно значительных расстояний и т. д.

К моменту освобождения из мест лишения свободы человек утрачивает определенные социальные связи: семью, трудовой коллектив, жилую площадь, квалификацию и т. д. Процесс его возвращения в сферу нормальных общественных отношений возможен лишь через трудовую деятельность в коллективе. осужденный социальный бытовой

Нельзя не отметить в качестве одного из самых серьезных обстоятельств затрудняющих реабилитацию, мощное действие субкультуры, процветающей в зонах изоляции правонарушителей, нередко привязывающей случайно оступившихся накрепко к преступной среде.

Так, можно выделить следующие основные социальные проблемы бывших заключенных в современном российском обществе:

Проблемы трудоустройства;

Проблемы культурной адаптации;

Проблемы сохранения социальных связей с близкими, родственниками и семьей;

Жилищные проблемы и т.д.

Также опросы показывают, что большая часть населения с предубеждением относится к бывшим преступникам. Около 50% респондентов не желает видеть лиц, отбывших наказание, в качестве своих соседей, друзей, родственников, коллег по работе.

Таким образом, Выходя на свободу и попадая в иную социальную ситуацию, бывший заключенный сталкивается с несколькими задачами собственной адаптации:

переосмысление своей жизни

осуществление нового жизненного сценария, отличного от того, который привел к преступлению;

умение приспособиться к изменившимся условиям общества и государства;

способность изменить ставшие привычными стереотипы жизни в местах лишения свободы

1.2 Способы психологического воздействия на личность осужденного

Ни для кого не секрет, что длительная физическая изоляция в местах лишения свободы нередко способствует возвращению в общество озлобленного, психически неуравновешенного человека с высокой склонностью к правонарушениям. Исследования показывают, что примерно через 3 года пребывания за решеткой взрослый мужчина уже не боится тюрьмы, он боится воли.

Психологическая подготовка выступает начальным и завершающим звеном в процессе исправления и перевоспитания осужденных. Психологическая подготовка осужденных заключается в активизации их психики, настрое их чувств, привычек, психических состояний и формировании установки вести себя подобающим образом в новых условиях.

Наиболее распространенными в пенитенциарной зарубежной практике являются специальные программы подготовки осужденных к освобождению. Они предусматривают освобождение осужденного на несколько часов, на целый день или даже на несколько дней для получения необходимых документов; беседы с возможными будущими работодателями; подыскания жилья; посещения семьи; посещения магазинов с целью ознакомления с ценами на необходимые товары; с любой другой целью, которую можно считать способствующей будущему приспособлению осужденного к жизни в обществе.

Важнее всего активизировать положительные качества личности в процессе психологической подготовки осужденных к жизни в новых условиях. Это можно сделать обращением к лучшим сторонам личности, напоминанием ее былых заслуг, активизацией позитивных установок, морально-политических и правовых чувств, выражением уверенности, что осужденный оправдает доверие воспитателей и т. п.

2. Актуальные проблемы трудового и бытового устройства лиц, освобождаемых и освобожденных из мест лишения свободы

Успешное трудовое устройство освобождающихся осужденных обеспечивает наличие:

Паспорта;

Прописки;

Общего образования;

Профессии, пользующейся спросом на рынке труда;

Документов об общем и профессиональном образовании;

Возможности трудоустройства.

Для успешного бытового устройства необходимо наличие:

Социально полезных связей (устойчивые позитивные отношения с близкими родственниками, ближайшим социальным окружением, трудовым коллективом, в котором работал до осуждения, и т. п.);

Паспорта;

Возможности прописки;

Реальной жилплощади для проживания.

Отсутствие хотя бы одного из указанных показателей порождает проблемы трудового и бытового устройства освободившегося лица.

3. О социальном обслуживании после освобождения

Социальное обслуживание предоставляется на основании заявления гражданина в письменной форме, которое подаётся в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания.

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Государство создало систему мер, направленных на оказание помощи таким гражданам. К ней относится: а) материальная помощь, б) социальное обслуживание на дому, в) социальное обслуживание в стационарных и полустационарных учреждениях, г) предоставление временного приюта, д) консультативная помощь, е) реабилитационные услуги, ж) срочная социальная помощь.

Заключение

Основными проблемами в сфере социальной реабилитации лиц, отбывших наказание являются: их профессиональная ориентация и трудоустройство, благополучная обстановка в семье, в кругу родственников, а также друзей, знакомых, соседей. Как уже было сказано, в большинстве случаев, у бывшего осужденного складываются напряженные отношения с окружающими, как правило, он наталкивается на стену неприятия и равнодушия.

Сложный процесс ресоциализации, перевоспитания и возвращения в общество лица, совершившего преступление, начавшийся на первом его допросе у следователя, заканчивается после его полной адаптации к условиям нормального существования в нормальной социальной среде.

Нам хотелось бы закончить наше выступление поистине мудрыми словами писателя-фантаста Рона Хаббарда:

«Если вы хотите перевоспитать преступника, - писал Л. Рон Хаббард, - то вам достаточно заглянуть в его прошлое и найти там момент, когда он лишился своего личного достоинства. Исправьте один лишь этот момент, и перед вами больше не преступник».

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Разработка методического инструментария опроса осужденных г. Соликамска, отбывших срок наказания в виде лишения свободы. Трудности, возникающие у отбывших наказание в трудовой и социальной сфере, в семейных отношениях и влияющих на успешность адаптации.

    практическая работа , добавлен 10.10.2009

    Понятие, этапы и критерии социальной адаптации лиц, освобожденных от наказания. Личность и права бывшего осужденного. Факторы, обеспечивающие успешность адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, социальная программа их реабилитации в России.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2014

    Социально-правовой статус лиц, освобождающихся из мест лишения свободы. Проблемы их социальной адаптации после отбытия наказания. Факторы, обуславливающие эффективность процесса реабилитации несовершеннолетних осужденных. Школа подготовки к освобождению.

    реферат , добавлен 15.04.2015

    Основные проблемы социальной адаптации. Лица, освобождающиеся из мест лишения свободы, как объект социальной работы. Основные направления деятельности и функции социального работника и социальных служб. Взаимодействие клиента с социальным работником.

    дипломная работа , добавлен 11.01.2011

    Понятие и сущность социальной диагностики. Анализ системы постпенитенциарной реабилитации в России и за ее пределами. Программа эксперимента по повышению эффективности постпенитенциарной адаптации бывших осужденных путем технологизации этого процесса.

    дипломная работа , добавлен 31.03.2012

    Роль и место социальных служб в решении молодежных проблем. Формы социальной работы с инвалидами, наркозависимыми, безработными, вернувшимися из мест лишения свободы. Оказание профессионального консультирования и психологической помощи молодым людям.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2014

    Анализ нормативных материалов, регламентирующих деятельность в сфере постпенитенциарной реабилитации осужденных. Исследование технологий социальной работы с наркозависимыми, вернувшимися и условно-досрочно освобождёнными из мест лишения свободы.

    дипломная работа , добавлен 31.03.2012

    Рассмотрение социальной работы с осужденными в пенитенциарных учреждениях и организация социальной работы с осужденными в лечебно-исправительном учреждении. Программа исследования проблем осужденных, готовящихся к освобождению из исправительной колонии.

    дипломная работа , добавлен 05.01.2011

    Сущность категорий пенитенциарной социальной работы. Лица, находящиеся в местах лишения свободы. Государственно-правовые основы социальной работы, работа с осужденными. Профессиональные требования к личности специалиста пенитенциарной социальной работы.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2011

    Определение социально-правового статуса лиц, освобождающихся из мест лишения свободы. Развитие института общественной работы в пенитенциарной системе. Гуманное отношение и правовая консультация - первые шаги предупреждения дезадаптации осужденных женщин.

Социальная реабилитация - комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье и дееспособности.

732 тысячи человек, отбывающих наказание: Рецидивисты – 47%; Заключенные, утратившие социальные связи – 36%; Заключенные без профессионального образования – 60%.

Меры по социализации 1. Профориентация и переобучение 2. Создание региональных центров реабилитации 3. Практика квотирования рабочих мест 4. Привлечение общественных и религиозных организаций 5. Трудовая адаптация

Ст. 173 УИК п. 3 При освобождении из мест лишения свободы администрация исправительного учреждения (ИУ) обязана выдать осужденному: - принадлежащие ему вещи и ценности, - средства, хранящиеся на его лицевом счете, - личные документы и ценные бумаги, - документы об освобождении осужденного от наказания, - документы о его трудовой деятельности.

ст. 173 УИК п. 4 При освобождении осужденному выдаются на руки: - паспорт освобождаемого от ограничения свободы, ареста или лишения свободы; - трудовая книжка; - пенсионное удостоверение, хранящиеся в личном деле осужденного

ст. 180 УИК Подготовка к освобождению лиц, отбывающих наказание в ИУ, включает в себя -проведение беседы с каждым осужденным; -проведение занятий с освобождающимися осужденными в "Школе подготовки осужденных к освобождению"; -получение заявлений; от освобождаемых -рассмотрение заявлений. письменных

Заключенным, освободившимся из мест лишения свободы, предоставляется: 1. Право на жилье; 2. Право на трудоустройство; 3. Право на иные виды социальной помощи

Право на жилье 1. На практике реализация жилищного права осужденного наиболее проблематична. 2. По закону заключенный вправе по своему усмотрению избрать место жительства после освобождения 3. Ограничения в прописке в зависимости от числа и характера совершенных преступлений отменены.

Право на трудоустройство - По прибытии к месту жительства освобожденный, нуждающийся в трудоустройстве, должен обратиться в центр занятости. - В центре занятости освобожденный может получить бесплатную консультацию по вопросам занятости, профориентации, профессиональной подготовки и переподготовки. - Граждане, как правило, обращаются в центр занятости по месту их регистрации

Гражданин, обратившийся в органы службы занятости, должен представить: 1. паспорт; 2. документ об образовании (если он есть); 3. трудовую книжку (если она есть); 4. справку об освобождении; 5. справку из исправительного учреждения о заработке (для начисления пособия по безработице); 6. справку МСЭК или врачебно-контрольной комиссии о рекомендуемых видах трудовой деятельности (это касается трудоспособных инвалидов и лиц, имеющих медицинские ограничения к определенным видам работы); 7. свидетельство о рождении детей, если дети находятся на иждивении (для получения на них надбавки к пособию); 8. соответствующие документы, если из заработной платы лица должны производиться удержания алиментов или иных сумм, присужденных решением суда.

Работа службы занятости 1. Безработный обязан регулярно, 2 раза в месяц, посещать службу занятости и интересоваться возможностями трудоустройства. 2. Обратившемуся гражданину подбирается работа и с его согласия выдается рекомендательное письмо или направление, с которым он должен в указанное время явиться для оформления на работу. 3. В случае если лицо, обратившееся в центр занятости, не будет трудоустроено в течение 10 дней, оно признается безработным и получает право на пособие по безработице начиная со дня обращения в центр занятости

Ситуация в Свердловской области В Свердловской области реализуется программа развития системы социальной реабилитации и содействия в трудоустройстве граждан, освободившихся из мест лишения свободы.

Ежегодно, в Уральском регионе более 5000 бывших заключенных обращаются за помощью в учреждения системы социальной политики.

Основная работа с данной категорией граждан ведется в центрах социального обслуживания населения, где функционирует система участковой социальной службы

Нетрудоспособным гражданам, освободившиеся из мест лишения свободы, местом следования которых в документах об освобождении указана Свердловская область, по областному законодательству полагается Единовременная выплата в размере 500 рублей

Социальная адаптация освобожденных от отбывания наказания проходит следующие три этапа: 1. Приспособительный этап 2. Этап усвоения социально полезных ролей 3. Правовая адаптация

Перечень государственных учреждений центров занятости населения Свердловской области 1. Некоммерческое партнерство «Бюро по трудоустройству лиц попавших в экстремальную жизненную ситуацию» 2. РОФ ПРКН СО “Новая Жизнь” 3. ООО «Центр реабилитации бывших осужденных» 4. Общественный благотворительный фонд «Содействие беспризорным» 5. Фонд социально- реабилитационных центров «Дорога к жизни» 6. ОО «Правовая основа»

Социальная реабилитация, будучи одной из общих технологий социальной работы, направлена на восстановление не только здоровья, трудоспособности, но и социального статуса личности, его правового положения, моральнопсихологического равновесия и уверенности в себе

gastroguru © 2017