Анализ влияния сми на избирательную кампанию. СМИ и выборы: Действия средств массовой информации


Н. В. Абцешко, Е.В. Тимошевич,
студенты Института социально-гуманитарного образования,
Белорусский государственный экономический университет

Аннотация. В данной статье говорится о влияние СМИ на общественное мнение. Рассмотрены основные виды манипуляции и приемы СМИ, которые помогают манипулировать общественным мнением.
Ключевые слова: СМИ, общественное мнение, манипуляция, пропаганда.

Influence of the media on the public opinion

Abstract. This article deals with the influence of media on public opinion. The main types of manipulation and media techniques that help manipulate public opinion.
Keywords: media, public opinion manipulation, propaganda.

Цель исследования – изучение особенностей влияния СМИ на формирование общественного мнения.

Задачи исследования :

  1. Определить проблему влияния СМИ на общественное мнение.
  2. Рассмотреть приемы и механизмы, которые СМИ используют для манипуляции на общественное мнение.

Проблематика роли средств массовой информации на общественное мнение актуально на протяжении многих столетий. В начале XX века, когда окончательно появились и вошли в массовый обиход такие средства передачи информации как: телефон, телеграф, радио, кинематограф, появилось гораздо больше возможностей для массовой манипуляции людьми. Информация стала доступна, для всех слоёв общества. Таким образом, изменилась политическая коммуникация, у которой появились новые средства, а соответственно, и цели.
Актуальность исследования состоит в том, что массовая коммуникация стала отображением всей информационной среды общества, а средства массовой информации – важнейшим общественным, в том числе политическим, инструментом воздействия.

С середины XX века многие зарубежные ученые стали заниматься вопросами изучения влияния средств массовой информации на общественное мнение, тем самым доказав, что средства массовой информации могут являться хорошим манипулятором. Так, например, была выявлена взаимосвязь между темами в СМИ и настроением общественного мнения путем математического анализа социологических данных и контент-анализа газетных статей и телевизионных сюжетов. Именно тогда и было введено понятие «повестка дня», определенное как набор сюжетов и проблем, считающихся наиболее важными на тот или иной отрезок времени. «Установление повестки дня», т.е. внедрение данного набора в сознание аудитории, явилось основной деятельностью средств массовой информации.

В Советском Союзе осуществлялся пристальный взор к общественному мнению, его постоянный учет были одной из характерных черт политики КПСС. Начиная с заветов Ленина, который говорил: «Развитие сознания масс остается, как и всегда, базой и главным содержанием всей нашей работы», советское правительство активно стремилось к тому, чтобы каждый гражданин читал газету, слушал радио и смотрел телевизор. Массовый охват упомянутых средств привел к тому, что эти средства стали, действительно, доступными каждому человеку.

Средства массовой информации влияют на среднего потребителя настолько сильно, что могут сформировать общественное мнение в необходимом им направлении.

Самую большую угрозу для нашего общества представляют СМИ, когда предстают перед нами в роли политического манипулятора. Манипулирование – скрытое правление политическим сознанием и поведением людей с целью заставить действовать вопреки собственным интересам.

Зачастую в основе манипулирования лежит обман и ложь. Манипулирование в политике является способам социального управления. Этот процесс осуществляется незаметно для управляющих, не требует больших материальных затрат, необходимых для подкупа политических противников, не влечет за собой жертв и крови. Несомненно, что основным инструментом политического манипулирования являются СМИ. Они обладают всеми возможностями для воздействия на сознание масс.

Методика всеобщего манипулирования проста. Во многих случаев она базируется на попытке воздействовать на человека по таким каналам, которые меньше всего контролируются осознанно. Результатом действий является внедрение в массовое сознание социально-политических мифов.

Социально-политические мифы – это иллюзорные идеи, которые утверждают определенные ценности и нормы и воспринимаются обычно на веру, без рационального осмысления. Мифы являются основой всей ложной картины мира, которая создается манипуляторами. Таким примером является, СССР, когда базисом коммунистической системы манипулирования были мифы о частной собственности как о главном побудителе зла, о том, что единственно верным социальным учением является марксизм-ленинизм и т.д .

Можно сделать вывод о том, что художественная реальность, создаваемая средствами массовой информации, изменяет реальность мира и является основным политическим манипулятором. СМИ обладают монополией на информацию и поэтому определяют приоритеты событий. Каждый день во всем мире происходит огромное количество событий. Но на наше обозрение выводится только та часть, которую СМИ вводят в сферу внимания. Это главная предпосылка для манипуляции.
Благодаря способности выражать различные мысли с помощью словосочетаний один человек может воздействовать на восприятие окружающей действительности другого человека.

Так же манипуляция СМИ заключается в необходимости интерпретировать и комментировать факты. Все здесь определяет журналист, какими словами опишет события, что подчеркнет, в какой контекст вмонтирует и т.д.

Особенно открыты манипулятивные возможности СМИ проявляются в ходе избирательных кампаний. Наиболее эффективно они управляют результатами социологических опросов. Одну и ту же цифру можно подать по-разному. В одном контексте ее можно представить, как успех, в другом - как поражение.

Метод манипулирования привлекает всех политиков и всех тех, кто любой ценой стремится к успеху. Манипуляторов невозможно поймать и привлечь к ответственности.

Методика процесса манипуляции несет в себе использование большого количества определенных методов для воздействия на разум людей. С помощью информации, происходит манипулирование сознанием. У СМИ достаточно возможностей для манипуляций: они преднамеренно искажают реальную информацию, недоговаривая об одних фактах и выдавая другие и т.д.

Общественное мнения – это форма массового сознания, отражающая интересы, настроения, чувства различных групп людей к фактам и явлениям общественной жизни. Субъект общественного мнения можно выделить как: различные общности, в рамках которых формируется и выражается общенародное мнение . Объектом общественного мнения являются событие, явление, процесс, социальный факт то, по поводу чего складывается общественное мнение. Можно выделить следующие этапы формирования общественного мнения:

  1. получение и оценка информации;
  2. формирование общественного мнения путем обмена индивидуально-групповыми точками зрения
  3. выражение в вербальной форме
  4. выражение в поведенческой форме.

Основные функции общественного мнения – информационная и регулятивная. Наряду с ними реализуются дополнительные функции – контрольная, консультативная, директивная, оценочная.

Основными направлениями исследований по изучению общественного мнения являются:

  • политика (избирательные кампании, отношение к властным структурам, приемлемость политических решений);
  • социальная сфера;
  • бизнес (потребительский рынок, рекламный рынок).

Основными аспектами влияния СМИ на общественное сознание является воздействие на все половозрастные группы населения, изменение сознания, по средствам повторения определенной информации, уменьшение личного пространства человека, в котором он мог бы находиться без воздействия рекламы либо иной информации целевого назначения.

Существуют следующие механизмы и приёмы психологического воздействия, чтобы донести информацию до аудитории. Это внушение, убеждение, психическое заражение, приёмы убеждения, завоевания аудитории, аргументации. Многие приёмы СМИ крайне не этичны и не корректны, так же стоит помнить, что независимых СМИ не существуют, все они имеют владельцев и спонсоров преследующие свои цели и интересы.

Реклама в СМИ, в немалой степени, формирует мировоззрение современного человека, обращаясь при этом к эмоциональной сфере, а не к сознанию зрителя. Именно реклама навязывает деструктивные стереотипы поведения, не свойственные традиционной культуре. Основная роль при этом принадлежит телевидению и интернету.

Общественное мнение, часто подвергается негативному воздействию со стороны средств массовой информации. Однако то же самое общественное мнение может взять на себя функции контроля и защитить общество от потоков негатива . В РФ в 2000 г. была создана общественная организация «Родительский комитет», которая проводит анализ кино-, теле, аудио-видео, печатной и рекламной продукции, способной причинить вред нравственному, психическому, духовному и психическому развитию детей и подростков по следующим категориям:

  • демонстрация и пропаганда насилия;
  • демонстрация и пропаганда жестокости;
  • эротический и порнографический характер информации;
  • пропаганда асоциального и антисоциального поведения;
  • пропаганда потенциально опасных видов деятельности;
  • демонстрация и пропаганда оккультно-мистических практик и ритуалов;
  • пропаганда деструктивных религиозных идей и учений, использования деструктивных психотехник;
  • демонстрация и пропаганда разрушения семейных ценностей.

За последние несколько столетий роль СМИ колоссально возросла, контент стал общедоступен, узнать новости можно через смартфон, в любой точке мира. Влияние СМИ может быть как положительным, так и отрицательным, СМИ должны функционировать независимо от государства, и освещать ситуацию с разных сторон, это является базисом функционирования гражданского общества. Различные СМИ по-разному освещают события, заголовки и содержание могут колоссально отличаться. Новости по Сирии и события на Востоке Украины, в зависимости от направленности отличаются. Когда мы читаем заголовок на российских источниках можно прочитать и услышать, что неудачную бомбардировку в Сирии с жертвами осуществила коалиции во главе с США, западные СМИ, во всём обвиняют Россию и правительственные войска, к примеру, до сих пор не ясно какая из сторон ответственна за бомбежку гуманитарного конвоя ООН, и таких примеров только по Ближнему Востоку и Украине огромное количество.

Так же СМИ при освещении события: демонстраций, массовых беспорядков, шествий и т.д. колоссально расходятся в количестве участников, для введения публику в заблуждения могут использоваться грязные приёмы: демонстрация материалов с других мероприятий, определённые ракурсы и т.д.

Что бы отвлечь внимание от значимых проблем, СМИ насыщает информационное пространство малозначительными сообщениями. Прием актуален для того, чтобы не дать гражданам возможности получать реальную информацию конкретного события. Примером является «маленькая победоносная война». Государство затевает маленькую победоносную войну для отвлечение от внутренних проблем и которая будет максимально озвучено в СМИ.

СМИ всегда крайне эмоционально освещают определенные события и дают ему оценку. В этом и отличие ученного от журналиста. Это было ещё отмечено в работах М. Вебера.

Также СМИ навязывают гражданам как надо жить, во что одеваться и т.д. Можно сделать вывод, что СМИ накладывают отпечаток на ценностную ориентацию общества.

СМИ знают, какие новости необходимы человеку, зачастую лучше, чем он сам. Масс-медиа обладают не малым влиянием и в немалой степени управляют общественным сознанием.

В итоге можно сказать, что СМИ действительно 4 власть, которая играет немаловажную роль в жизни человечества. Что бы получить более-менее достоверную информацию, надо рассмотреть её с разных сторон, и в интерпретации различных источников, всё подвергать сомнению и избегать журналистских приёмов, которых существует немало. Монополия государства на СМИ может привести к ситуации, которую мы сейчас наблюдаем в КНДР. СМИ откладывают весомый отпечаток на наш образ жизни, идеологию и ценностно-культурные установки.

В информационную эру, информация общедоступна и массово. Без труда можно найти новость, которая нас интересует, несколькими нажатиями клавиш смартфона. Но так конечно было не всегда, ещё несколько столетий назад новости были доступны, только элитарным слоям, а не заточены на широкие массы, информация могла идти к получателю месяцы.
В работе были даны определения понятию общественного мнения и расписаны этапы его формирования. Описаны приёмы и механизмы воздействия на общественное мнение и приёмы манипуляции.

Литература

  • Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2003. 456 с.
  • Липпман, У. Общественное мнение / пер. с англ. Т. В. Барчунова; под ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко. – М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. – 384 с.
  • Плющ, А.Н. Об информационном влиянии политических субъектов на электорат // Социологические исследования. – 2010. – № 1. – С. 77-86.

В демократическом, правовом государстве каждый гражданин имеет обеспеченное законом право знать обо всём, что происходит внутри страны и в мире. Как справедливо подчёркивается во многих исследованиях и вытекает из многообразной и богатой практики, без гласности нет демократии, без демократии нет гласности. В свою очередь, гласность не мыслима без независимой печати. СМИ в данном случае являются таковыми же компонентами демократической системы, как парламент, исполнительные органы власти, независящий трибунал. В этом плане СМИ называют ещё четвёртой властью.

Это образное выражение показывает на своеобразный, специфичный характер данной власти, непохожий на власть законодательную, исполнительную и судебную. В чём это своеобразие? Информационная власть - власть невидимая. Она не располагает какими-либо законодательными, исполнительными, правоохранительными и другими социальными органами. СМИ не могут приказывать, обязывать, наказывать, завлекать к ответственности. Единственное орудие - слово, звук, изображение, несущее определённую информацию, т.е. сообщение, суждение, оценки, одобрение либо осуждение явлений, событий, поступков, поведения отдельных лиц, групп людей, партий, публичных организаций, правительства и т.д. Пресса оказывает свободному обществу неоценимую услугу, являясь зеркалом, смотря в которое оно узнаёт лучше самого себя.

Поэтому в ситуации выборов все большую актуальность приобретает вопрос о выявлении позиции и возможностей средств массовой информации, продолжающих, несмотря на все переживаемые ими сложности, играть достаточно существенную роль в определении населением России своих политических симпатий и антипатий. Не случайно многие участники предвыборного марафона уповают на СМИ как на гарантирующее победу чудодейственное средство и используют все мыслимые средства, чтобы сделать СМИ послушным инструментом политиков. К сожалению, и сами российские СМИ успели выработать традицию тесных, доходящих до уровня идеального симбиоза связей с политиками и их окружением. Несмотря на то, что на поверхностный взгляд журналисты и политики выглядят как естественные противники, схватившиеся в нескончаемой борьбе, на деле они нуждаются друг в друге. Политикам нужна аудитория, журналистам - ньюсмейкеры. Политики хорошо понимают, что журналисты слетятся на любое мероприятие, которое может стать предметом обывательского интереса, сколь бы тривиальным оно ни было.

Известно, насколько велики возможности средств массовой информации и пропаганды в воздействии на огромные аудитории. Через прессу, радио, телевидение приходит знание фактов действительности, которое вызывает активность человеческой мысли, создает предпосылки для усвоения теоретического мировоззрения и закрепления его новыми фактами.

Телевидение является главным источником информации о кандидатах любого ранга: их политических, экономических взглядах и намерениях, общественном статусе, личностных особенностях, внешнем облике, а также дает возможность ознакомиться с методами ведения предвыборной агитации. Недаром современные выборы часто называют телевыборами. Часто от работы на телевидении решается исход выборов.

Работа с телевидением требует особого профессионализма, и только опыт хороших менеджеров, имиджмейкеров, пресс-секретарей, режиссеров, их искусство владения «телевизионным окружением», позволит кандидату максимально эффективно использовать время и затраченные средства, вложенные в телевидение. Без активного вмешательства опытного менеджера или имиджмейкера выступление на телевидении может принести даже вред ничего не подозревающему кандидату. На телевидении важно все: тема, форма и время выступления, язык и психологический настрой, внешний вид, жесты, одежда и ее цвет, другие тонкости. Не всегда даже опытный телережиссер может правильно и эффективно организовать предвыборное выступление.

Кроме того, иногда правящая в округе элита не допускает своих оппонентов к нормальному и достаточному использованию телевидения. В этом случае необходимо заранее договориться о платных выступлениях на независимых телеканалах, либо эффективно использовать подобные запреты в свою пользу и грамотно заменить их другими формами агитации.

В настоящее время многие штабы кандидатов используют самые разнообразные формы телевизионной работы: это и личные выступления кандидата по телевидению, и выступления о нем влиятельных лиц. Теледебаты, прокрутка заранее заготовленных роликов, и роликов, созданных в ходе избирательной кампании, и репортажи о встречах кандидата с избирателями, экспресс-опросы на улицах и многие другие.

Радио после телевидения является также эффективным средством информационного воздействия на избирателей. Особенно хороши радиоматериалы, направленные на пенсионеров и домохозяек, а также вахтеров и представителей других профессий, которые во время работы не выключают радио. Как и телевидение, радиопропаганда имеет свои существенные специфические особенности, которые обязан знать каждый профессиональный менеджер и имиджмейкер.

Газеты все еще остаются источником информации для многих слоев населения. Появление статьи кандидата или статьи о кандидате в газете является дополнительным средством в борьбе за голоса избирателей.

В последнее время в предвыборной гонке широко стали использовать рекламные газеты. Некоторые, “вперед смотрящие” политики, заранее обзаводятся такими газетами, которые, получив широкое распространение как неполитические, в нужное время очень эффективно “выстреливают” в нужных направлениях. Широкое распространение получил выпуск специальных бесплатных “предвыборных газет”.

Вместе с тем, необходимо помнить, что надо не только появиться в газете, или издать ее, но и во время доставить эту газету до каждого избирателя. Важную роль в этом играют хорошо отлаженные избирательные технологии.

Роль средств массовой информации в избирательной кампании зависит от значительного числа факторов, среди которых не последнюю роль играют национальные традиции, превратности исторического пути, уровень структурированности гражданского общества, доминирующие этические представления и т.д. Но если от всего этого абстрагироваться, если представить, что все мы не более чем субъекты права, существующие в стерильной атмосфере правовых отношений, то можно ясно увидеть те правила электоральной игры, которыми законодательно определена роль СМИ в избирательной кампании. Прежде всего, это федеральные избирательные законы - “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” от 19 сентября 1997 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 30 марта 1999 г.), "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 24 июня 1 999 г. и "О выборах Президента Российской Федерации" от 31 декабря 1999 г., - а также Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 г.

Но если взглянуть на все эти законы в их взаимодействии и проанализировать правоприменительную практику, то оказывается, что электоральная игра идет по совершенно иным правилам. Реальная жизнь стирает границы "игрового поля" и политический выбор уже становится неотличим от выбора товара в супермаркете, журналистика - от рекламы, или, пользуясь языком имиджмейкеров, от "public relations", а политическая деятельность - от бизнеса. Так нарождающаяся рыночная экономика, проникая в несвойственный ей социальный ландшафт, порождает "рыночное общество".

В сфере формирования представительных и других выборных органов власти роль СМИ многогранна. При этом следует различать использование СМИ в избирательной кампании и их участие. В первом случае СМИ выступают преимущественно как производитель массово-информационных услуг, во втором - как самостоятельный институт демократии. Причем, обе указанные ипостаси СМИ взаимосвязаны и неразделимы: с одной стороны, использование СМИ субъектами политических отношений, как правило, означает вовлечение печатной и электронной прессы в политический процесс; с другой - ее участие в политическом процессе, в конечном счете, является результатом ее использования теми или иными субъектами политических отношений.

Использование СМИ в избирательной кампании принимает различные формы, которые можно классифицировать как по субъектам, так и по содержанию. Что касается первого из числа названных признаков, то он позволяет выделить формы использования СМИ: а) избирательными комиссиями, б) органами местного самоуправления, в) кандидатами, избирательными объединениями и блоками, и т.д.

По содержанию формы использования СМИ можно подразделить на следующие группы: а) информирование, б) предоставление (платное или бесплатное) печатных площадей и эфира для агитации. В свою очередь, информирование реализуется в формах опубликования и оповещения. Опубликование и оповещение имеют черты, как сходства, так и различия. Общим является то, что законодательство, как правило, устанавливает определенные сроки.

Согласно инструкциям Центризбиркома России, а также нормам российского законодательства, общероссийские государственные СМИ обязаны предоставить как бесплатное, так и платное эфирное время (для организаций телерадиовещания) и печатные площади (для периодических печатных изданий) избирательным объединениям, избирательным блокам, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов.

Региональные государственные СМИ обязаны предоставить как бесплатное, так и платное эфирное время и печатные площади кандидатам, зарегистрированным по одномандатным избирательным округам, и региональным группам кандидатов.

Муниципальные организации СМИ обязаны обеспечить равные условия для проведения предвыборной агитации зарегистрированным кандидатам, политическим партиям, избирательным блокам, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов. На выборах в Государственную Думу муниципальные СМИ могут предоставлять эфирное время и печатную площадь для агитации только за плату.

Негосударственные СМИ, учрежденные не позже чем за год до официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, или учрежденные политическими партиями, могут предоставлять эфирное время и печатную площадь для агитации только за плату. Негосударственные СМИ, если только они не учреждены политическими партиями, вообще не могут предоставлять эфирное время, печатные площади кандидатам, избирательным объединениям и блокам.

Все СМИ, предоставляющие эфирное время или печатную площадь за плату, должны опубликовать свои расценки не позднее чем через 30 дней со дня официальной публикации решения о назначении выборов (т.е. не позднее 3 октября) и сообщить эти расценки в ЦИК (для общероссийских СМИ) или в комиссию субъекта Федерации (для региональных и муниципальных СМИ). За нарушение этого правила предусмотрена административная ответственность (штраф, который, впрочем, может оказаться меньше гонорара, полученного за это нарушение).

Таким образом, законодательство предусматривает различные формы участия СМИ в избирательном процессе. При этом, эффективность этого участия определяется не только возможными формами, но и уровнем культуры как общества в целом, так и представителей СМИ, в частности.

Хотя избирательные законы гарантируют равные условия доступа к СМИ, вопрос реального обеспечения равных условий, имеющий отношение как к “оплачиваемым”, так и к “уполномоченным” средствам массовой информации, далеко не так прост. Следует подчеркнуть, что законодатель не счел нужным определять понятия эфирного времени и печатной площади, в результате чего правоприменитель вынужден довольствоваться их обыденным смыслом. Вот почему нельзя исключить возможность возникновения споров, например, в отношении кабельного телевидения и проводного радио, к которым указанные термины вообще не применимы.

Организации телерадиовещания и периодические печатные издания, не относящиеся к регулируемым СМИ, вправе на договорной основе предоставить за плату эфирное время, печатную площадь зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам. При этом порядок такого предоставления регламентируется соответствующими законами о выборах.

В чем состоит участие СМИ в избирательной кампании? В осуществлении гражданского контроля на всех этапах подготовки и проведения выборов. Но это с одно стороны, с другой это возможность конкуренции политических программ, возможность убедить избирателей голосовать за того или иного кандидата.

Основная задача предвыборной агитации - этом привлечение максимального числа сторонников и в итоге получение наибольшего количества голосов за своего кандидата. Поэтому каждая партия, кандидат, осознанно стремясь к власти, использует различные способы привлечения внимания избирателей и воздействия на электорат:

"Только в политике применяются все мыслимые и немыслимые средства из арсеналов всех наук для осуществления влияния, внушения, убеждения, доказательства, принуждения человека".

Но где же тогда различия между предвыборной агитацией и политической рекламой?

Избирательное законодательство упоминает о политической рекламе единственный раз и то вскользь, просто как об одном из возможных способов проведения предвыборной агитации через средства массовой информации. Очевидно, что назвать это упоминание достаточным нельзя.

Не может решить проблему правового регулирования политической рекламы и Закон “О рекламе”. Последние четыре года этот Закон успешно выполняет роль базового нормативного акта для всего рекламного законодательства, однако первая же его статья делает оговорку: “настоящий закон на политическую рекламу не распространяется”. А это означает, что все, предусмотренные им меры по защите граждан от недобросовестной, недостоверной, неэтичной и скрытой рекламы, распространяются только коммерческую, но не на политическую рекламу.

В стороне от наказания за ненадлежащую политическую рекламу остается и уголовное право. Статья 182 (“Заведомо ложная реклама”) Уголовного кодекса устанавливает достаточно жесткое наказание (до трех лет лишения свободы), но назначаться оно может только за “использование в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов)”. Деятельность же политических партий ни товаром, ни услугой не является.

Сегодня СМИ, прежде всего, представляют интерес именно как оружие «информационной войны» - с точки зрения стратегии и тактики его использования, тактико-технических характеристик и поражающих факторов и т.п. Исследовать этот вопрос необходимо не только для того, чтобы, скажем, увеличить эффективность применения информационного оружия - такая задача не исключена, однако она носит ограниченно-прикладной характер. Существует и чисто академический интерес к этому новому для нас феномену массовых информационных отношений эпохи «свободы».

Масс-медиа сыграли особую роль в российской политике конца ХХ века. В эпоху перестройки СМИ одновременно были и инструментом преобразований, и зеркальным отражением состояния общества. В 1990-е годы российские СМИ фактически стали «четвертой властью» - институтом, претендующим на монопольное обладание функцией политической коммуникации в стране. Политическая жизнь переместилась в символическое пространство средств массовой информации и во многом напоминала политический спектакль, транслируемый массовой аудитории. Эффект «установления пунктов повестки дня» - то есть картины политической реальности, формируемой СМИ, - был сформулирован американским исследователем Б. Коэном еще в 1963 году. В России 1990-х - начала 2000х годов этот эффект заменил отсутствующие или слабые политические институты, оказался решающим в парламентских и президентских выборах и в целом стал одной из основных черт российской политики десятилетия.

Резким толчком для формирования медиаполитической системы и пробой сил для ее основных игроков стали президентские выборы 1996 года. В начале года, когда опросы общественного мнения фиксировали ничтожно низкий рейтинг Ельцина, помимо всерьез обсуждавшегося сценария отмены выборов возникла идея аккумулировать медийные ресурсы и победить на выборах за счет современных политических технологий. Идеологи кампании Ельцина понимали, что на уровне содержательных сообщений коммуникация с избирателями невозможна - на тот момент существовали огромные задолженности по выплате зарплат и пенсий, в числе постоянных проблемных тем на телевидении - слабое здоровье президента и война в Чечне. В результате возник сценарий избирательной кампании, в котором основной упор делался на внедрение в сознание зрителя легко запоминающихся идеологом, усваиваемых скорее на уровне чувств, нежели смыслов.

Еще из предвыборной кампании 1996 года политиками и владельцами СМИ было вынесено убеждение в том, что политика имеет смысл, а политик - будущее только постольку, поскольку это отражено в информационном поле средств массовой информации. Наконец, сразу после выборов объединившиеся во имя общей цели медиа-магнаты и политики рассорились между собой и у них появились мишени для применения своего информационного оружия».

И сегодня в ситуации выборов значительную актуальность приобретает вопрос о выявлении позиции и возможностей средств массовой информации, которые играют значительную роль в определении населением России своих политических настроений. В своих публикациях, репортажах и комментариях СМИ не редко проливают свет на скрытые причины политики властей, обращают внимание общественности на наиболее важные стороны их деятельности и тем самым могут способствовать ограничению и оздоровлению власти.

Влияние средств массовой информации на население имеет кумулятивный характер, т.е. со временем эффект накапливается, респонденты постепенно изменяют свое мнение по мере накопления определенного количества информации. Региональные СМИ, в основном, влияют на отношение к местным лидерам, в то время как на оценку лидеров федерального масштаба региональные СМИ оказывают гораздо меньшее влияние.

Согласно проводившимся исследованиям, по степени влияния на избирателей первое место занимают все-таки публикации в прессе (50% опрошенных). Исследования показывают, что стремление прочесть что-либо о кандидате в газете характеризует почти всех избирателей, за исключением тех, кто принципиально не собирается идти голосовать. Пресса, таким образом, является лидером среди предпочитаемых источников информации по избирательной кампании.

Второе место по степени важности для избирателей занимает телевидение как источник информирования, предпочтение при этом отдается телепередачам, теледебатам и телерепортажам.

Воздействие телевидения на массовое сознание обусловлено так называемым эффектом присутствия. То, что телезритель видит на экране, воспринимается им как увиденное в реальности, он чувствует себя не просто зрителем, а соучастником происходящих на экране событий.

Спецификой телевидения обусловлен процесс персонификации политики. Оно многократно усиливает роль тех черт характера, способностей, внешности кандидата, которые могут привлечь симпатии потенциального избирателя, и в то же время снимает, сглаживает роль его партийной принадлежности. Телевидение обладает неограниченными возможностями для создания имиджа.

Эффективность использования СМИ в избирательном процессе определяется, с одной стороны, умением использовать политические технологии в правовых рамках, а с другой стороны, потенциальной возможностью воздействия СМИ на избирателей.

Список использованных источников

избирательный кандидат телевидение газетный

  • 1. Анникова В.А. Информационная политика в системе властных отношений: региональный аспект: Автореф. дис. канд. полит. наук. - М., 2001. - 12 с.
  • 2. Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. - СПб., 2001. - 253 с.
  • 3. Доброхотов Р.А. Политика в информационном обществе // Полит. исслед. - 2004. - №3. - С. 154-161.
  • 4. Забузов О.Н. Связи с общественностью - средства массовой коммуникации: системный фактор политического управления обществом. // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2007, №1
  • 5. Засурский И. Масс-медиа второй республики. - М., 1999. - 272 с.
  • 6. Манойло А.В., Петренко А.И., Фролов Д.Б. Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны. - М.: Горячая линия - Телеком, 2003. - 541 с.
  • 7. Лазарсфельд П., Мертон Р. Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие // Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. - М., 1999. - 240 с.
  • 8. Романович Н.А. Влияние СМИ на политическое сознание избирателей // Социология и общество. Тезисы Первого Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи». - СПб., 2000. - С. 99-100.
  • 9. http://www.support17.com
  • 10. http://www.vybory.ru
  • 11. http://www.indem.ru
  • 12. http://www.ladno.ru

«Средства массовой информации» - Какое влияние оказывают СМИ на подрастающее поколение? Сложно сказать, является ли Интернет средством массовой информации. В военном деле, в освоении космоса. Достоверность и предельная оперативность вызвали широкое применение телевидения в промышленности, на транспорте. В скором времени, вероятно, Интернет станет полноценным средством массовой информации.

«Гражданское общество» - Каково современное состояние гражданского общества в России? Отсутствие гражданского образования. Сектора гражданского общества. Законодательная власть. Проблемы, точки роста и перспективы развития. Органы местного самоуправления. Некоммерческий сектор. Коммерческий сектор, бизнес. Демократическое федеративное правовое государство.

«Роль СМИ» - Теоретическая часть. Дезинформационная роль. Заключение. Роль интернет-технологий в событиях декабря 2010 года. Участники событий. Введение. Углублённое описание опыта. История событий. Провокационная роль. Предупредительная роль Информационная роль Провокационная роль Дезинформационная роль. Главная версия.

«Общественные организации» - Указ Екатерины II об организации Вольного экономического общества - первого общественного объединения в России. В 1989 г. было зарегистрировано более 60 тыс. общественных организаций. 2. Структура, состояние и тенденции развития общественных объединений (организаций). Лекция 8. Общественные объединения как индикатор многообразия политического поведения.

«Взаимодействие гражданского общества и государства» - Что нужно для решения проблемы. Предложите критерии для анализа текста. Принципы функционирования гражданского общества. Создание необходимых условий для развития науки, культуры, образования. Определите основную проблему. Появление государства. Функции государства. Гражданское общество – вражда людей друг с другом.

«Правовое государство и гражданское общество» - Демократическое государство, деятельность которого подчинена праву и функционирует в границах, определенных законом, обеспечивая правовую защищенность своих граждан. 3. Социально-политические отношения: союзы предпринимателей, финансистов, экологов; профсоюзы; церковные, женские, молодежные организации; клубы по интересам; муниципальные коммуны (местное самоуправление) 2. Социокультурные отношения: семейно-родственные связи, воспитание детей, образовоние, духовное совершенствование, здоровье, творчество, общение, информация. 1. Фундамент – рыночное хозяйство (экономика) – свободные собственники, конкуренция, негосударственные объединения граждан.

краткое содержание других презентаций

«Порядок проведения выборов» - Принципы избирательного права РФ. Система работы учителя по подготовке к ЕГЭ по истории и обществознанию. Система работы по подготовке к ЕГЭ. Кандидат в депутаты Государственной Думы. Избирательная система. День голосования. Какой строки нет в избирательных бюллетенях. Верны ли следующие суждения. Официальный документ в РФ. Требования, являющиеся обязательными для избирательной системы. Принципы подготовки учащихся к ЕГЭ.

«Тест «Основы военной службы»» - Ракетные войска стратегического назначения. Ракетные войска. Сухопутные войска Российской Федерации. Граждане Российской Федерации. Эмблемы видов и родов войск РФ. Точно в цель. Исполнение военнослужащим своего воинского долга. Гангутское сражение. Годен к военной службе. Русская эскадра. Тесты. Сухопутные войска. Военно-Морской Флот Российской Федерации. Воздушно-десантные войска. Полтавское сражение.

«Начало правления Путина» - Президентские выборы. Реформы 1990-х годов. Единство в понимании основных целей. Борьба с организованной преступностью. Отодвинуть олигархов от рычагов. Фракция «Единство». Президент. Результаты досрочных президентских выборов. Общественное мнение. Какую должность занимал В.В. Путин до избрания. 1990-е гг. 28 февраля 2000 г. Приоритетные задачи государства. Долгожданный порядок. Национальный суверенитет.

«Тест по политике» - Стойкое недоверие к власти. Программы своей деятельности. Свободные выборы. Функционирование нескольких политических партий. Положение граждан в условиях тоталитаризма. Политика. Политические партии. Значительное количество голосов. Слово, пропущенное в схеме. Обращение ко всем гражданам страны. Избирательная система Франции. Наличие главы государства. Решите задачу. Парламент. Признание. Видовые признаки понятия.

««Политика» обществознание» - Политическая партия. Партийные системы. Тоталитаризм. Характеристика конфедераций. Политический режим. Демократия. Характеристика консерватизма. Избирательное право. Политические идеологии. Характеристика неоконсерватизма. Монархия. Политическая культура. Политическая система. Виды политики. Государственная власть. Функции и монополии государства. Правовое государство. Авторитаризм. Форма правления.

««ЕГЭ по обществознанию» 11 класс» - Темы эссе. Автор вывел формулу. Результаты выполнения заданий С1-С3. Гражданин Ш. самовольно срубил в лесу ель. Обоснование. Прочитайте текст и выполните задания С4-С7. Один факт насчет отсталости стран. Ученик перечислил все нужные элементы. Работа состоит из трех частей. Типичные ошибки при написании эссе. Критерии оценивания задания С8. Общие критерии оценивания ответа. Результаты выполнения задания С8 (эссе).


Ученые, изучавшие роль СМИ в политической жизни, пришли к выводу о том, что ни один кандидат в представи-тельные органы власти не будет иметь серьезных шансов на избрание, если не сможет использовать телевидение и другие СМИ. Роль СМИ в избирательных кампаниях, особенно с распространением телевидения, значительно возросла. Это нашло отражение в структуре расходов участвующих в вы-борах партий и кандидатов: оплата газетной площади и эфирного времени на радио и телевидении для публикации агитационных материалов составляет существенную часть затрат.
Внимание СМИ к возможным участникам выборов нарастает еще до начала избирательной кампании. А политические и общественные деятели, имеющие намерение быть кандидатами, стремятся привлечь к себе внимание СМИ. На этапе предвыборной агитации СМИ по сравнению с другими способами воздействия на избирателей (собраниями, встречами кандидатов с гражданами, митингами и т. д.) обладают особыми возможностями: они способны доставить агитационные материалы в каждый дом. Эти материалы могут быть представлены в форме публичных дебатов, дискуссий, «круглых столов», пресс-конференций, интервью, показа телеочерков, видеофильмов о кандидате или политической партии.
В избирательные кампании через СМИ широко проникают методы коммерческой рекламы. Партии и деятели, претендующие на избрание, подаются как своего рода товар на политическом рынке. С этой целью к агитации подключаются рекламные компании. Привлекаются консультанты, которые изучают «рынок» (состав, социальное положение, ожидания избирателей), намечают меры, необходимые для продвижения «товара», дают советы нанявшим их участникам предвыборной борьбы. Создаются рекламные материалы с использованием образов политических деятелей, политической символики, кинохроники, мультипликации, музыки и т. п. Вся эта деятельность на выборах получила название «политический маркетинг».
Политическая реклама, подобно рекламе товаров, способна влиять на избирателей, подверженных внушению. Внушение - это процесс эмоционально окрашенного воздействия на людей с помощью слов, жестов, музыки и других средств. Он связан со снижением критичности восприятия внушаемого содержания, отсутствием его понимания, соотнесения с прошлым опытом.
Любая телевизионная реклама должна быть краткой, разнообразной, эмоционально насыщенной. Поэтому современная политическая реклама в основном принимает вид
клипов. Вообще клипом называют короткий кино- или ви-деофильм, снятый главным образом по сюжету рекламного ролика (малой формы киноискусства). В политической пси-хологии выделяют четыре вида клипов. Первый нацелен на то, чтобы как можно больше избирателей запомнили фами-лию кандидата. Она часто появляется на экране, звучит в песне, стихотворении, сопровождает кадры хроники, фото-графии и т. д. Другой вид клипа должен представить про-грамму кандидата в виде одной привлекательной для изби-рателя идеи. Следующий вид - негативный материал о сопернике, например отрицательные высказывания людей о нем. Наконец, четвертый вид - «ударный» клип, призыва-ющий голосовать за кандидата («Мы - за него!»).
Политический маркетинг наибольшее развитие получил в США. Он распространился и в других странах.
В ходе предвыборной кампании проводятся опросы общественного мнения. Они выявляют настроения избирателей, волнующие их проблемы, отношение к участникам выборов, предпочтения. Регулярное освещение в СМИ результатов та-ких опросов поднимает интерес к выборам, создает ощуще-ние соревнования, побуждает следить за ходом «избиратель-ного марафона». Однако эти результаты могут влиять на позиции избирателей, поскольку многие из них, не готовые к самостоятельному выбору, склонны голосовать, ориенти-руясь на мнение большинства.
Опыт Новейшего времени свидетельствует, что в некоторых случаях СМИ, имеющие различную идейно-политическую ориентацию, на выборах фактически принимают на себя роль политических партий. Они ведут борьбу за аудиторию, способствуя увеличению числа сторонников той или иной политической позиции, того или иного кандидата. Однако нельзя преувеличивать влияние СМИ. На человека одновременно воздействуют многие институты: семья, школа, церковь, община и другие, а также межличностное общение. Потоки информации взаимодействуют и как бы пересекаются, они преломляются в сложившихся ранее взглядах, устоявшихся традициях, жизненном опыте.
Особое значение имеет компетентность гражданина, его политическая культура, способность различать объективную информацию и политические манипуляции, отбирать полезные для себя сведения и противостоять ухищрениям политического маркетинга. В наше время невозможно ориентироваться в жизни общества, игнорируя СМИ. Знания о возможностях со-временных СМИ, их «плюсах» и «минусах» помогают каждо-му определить собственную политическую позицию. 7ШОсновные понятия: средства массовой информации. f^is Термины: политическое манипулирование, политический маркетинг, общественное мнение.
1. Проверьте себя
1) Что входит в понятие «средства массовой информации»? 2) Чем массовая информация отличается от обмена информацией в межличностном общении? 3) Каковы политические функции СМИ? 4) В чем состоят особенности различных видов массовой политической информации? 5) Какие возможности дают СМИ для воздействия на избирателя? 6) Как действует механизм политического манипулирования, каковы его последствия? 7) При каких условиях избиратель может противостоять политическим манипуляциям с использованием СМИ?
Подумайте, обсудите, сделайте
Подумайте о следующих фактах, имевших место в на
чале XX в. На затерявшемся в океане острове жили две об-
щины колонистов - немцев и англичан, предки которых
давно поселились здесь. Они мирно общались между собой,
сотрудничали, причин для ссоры не было. Сношения с
внешним миром осуществляли корабли, изредка заходив
шие сюда. В августе 1914 г. началась мировая война, но на
острове об этом ничего не знали, поскольку радиосвязи тог
да не было. Жизнь протекала в привычном порядке. Лишь
в 1915 г. пришел корабль, экипаж которого принес весть о
том, что Великобритания и Германия столкнулись в крова
вой битве. Обстановка на острове сразу обострилась, отно
шения между общинами стали враждебными. Какие выво-
ды о значении политической информации можно сделать из
этой истории?
Оцените следующие факты. В середине XX в. для то
го, чтобы переслать 30 страниц текста на расстояние
5 тыс. км, потребовалось бы примерно 10 дней и около
30 долларов. В 1980 г. ту же задачу можно было выполнить
по факсу за один час. Это стоило бы примерно 50 долларов.
В начале XXI в., используя лучшие сети передачи данных,
тот же объем информации можно перебросить за 3 секунды,
затратив 3 цента. Стоимость операции упала в тысячу раз,
а скорость возросла в 300 тысяч раз. Сделайте выводы из
этих фактов.
Американский журналист Ч. Дейна как-то сказал:
«Если собака кусает человека, это не новость; новость - ес
ли человек кусает собаку». Отражает ли это высказывание
сущность СМИ? Какое положение учебного текста перекли
кается с этими словами?
Проследите, как освещается какое-либо значительное
событие, происходящее одновременно с изучением данной
темы, в одной из центральных газет, в одной из информа
ционных программ радио и в одной из информационных
программ телевидения. Сопоставьте это с характеристикой особенностей каждого вида СМИ. Сделайте выводы.
5. Проведите небольшое социологическое исследова
ние - анкетный опрос ваших одноклассников на тему
«Мой главный источник политической информации». Ре
зультаты исследования обсудите в классе.
6. Составьте для молодого человека, проявляющего интерес
к массовой информации, памятку под названием «Как ориен
тироваться в материалах СМИ» (вариант названия: «Лоцман в
море политической информации»). Обсудите ее в классе.
Поработайте с источником
Прочтите фрагмент из работы современного политолога.
Процесс формирования демократического общественного мнения включает два элемента: во-первых, доступ к информации, во-вторых, способность ее анализировать и принимать решение. Очевидно, что Интернет обеспечивает неслыханный прежде доступ к информации и расширяет возможности коммуникации. Возникает идея виртуального общества, которое благодаря Интернету способно преодолеть иерархизм реальной власти. Электронная коммуникация осуществляет полное равенство ее участников и участниц.
Наибольшие перспективы имеет процесс использования Интернет-технологий для дальнейшего расширения возмож-ностей существующей системы представительной демокра-тии и развития процессов так называемой «электронной демократизации». Ее основной смысл заключается в исполь-зовании Интернет-технологий для следующих целей:
расширения доступа избирателей и СМИ к законотвор
ческой деятельности;
снижения издержек по формированию ассоциаций и
объединений избирателей;
повышения эффективности обратных связей между из
бирателями и их представителями в законодательных орга
нах власти. Развитие компьютерной сети изменило во мно
гом характер политических коммуникаций, позволив
устанавливать одновременный контакт между миллионами
людей.
Вершинин С. Политическая коммуникация в информационном
обществе. - СПб., 2001. - С. 87.
Вопросы и задания к источнику. 1) В чем состоит смысл «электронной демократизации»? 2) Каким образом может быть расширен доступ избирателей к законотворческой деятельности? 3) Как Интернет может способствовать снижению издержек по формированию ассоциаций и объединений избирателей? 4) В чем состоит перспектива осуществления через Интернет обратных связей между избирателями и их представителями в законодательных ор-
ганах власти? 5) В чем заключается преимущество Интернет-технологий перед возможностями традиционных СМИ? 6) На основе документа и текста параграфа сделайте вывод о новых возможностях, которые открывает Интернет для развития демократии.
Об этом спорят
Споры, как отмечает автор приведенного выше фрагмента, вызывает вопрос о характере влияния Интернета на демократические институты и процессы. Этот общий вопрос включает в себя ряд более конкретных: что происходит с прежними политическими институтами, когда и как рождаются новые институциональные структуры? Как изменить общественное устройство, чтобы максимально использовать преимущества новых возможностей в информационных взаимодействиях, но при этом сохранить устойчивость общественных институтов? Каковы механизмы трансформации взаимоотношений гражданского общества и государства, де-мократии и публичной сферы, прямой и представительной демократии в информационном обществе? В чем заключается влияние Интернета как средства массовой политической коммуникации на электоральное поведение граждан? Какой тип демократии формируется в информационном обществе?
Выберите вопросы, представляющие для вас наибольший интерес, и предложите обсудить их в классе.
gastroguru © 2017