Системы управления в 17 веке кратко. Характеристика местного управления. регламента не существовало, количество вызванных на собор зависело от указа царя, который писался перед каждым созывом

1. Первая половина XVII века

Первая половина XVII века была временем активной деятельности Земских соборов, сыгравших важную роль в преодолении последствий Смутного времени. Смутное время вызвало изменения в гражданском самосознании, что выразилось в многочисленных созывах Земских соборов. Как пишет В.О. Ключевский: «рядом с государевой волей, а иногда и на её месте теперь не раз становилась другая политическая сила, вызванная к действию Смутой, – воля народа, выражавшаяся в приговорах земского собора, в московском народном сборище, выкрикнувшем царя Василия Шуйского, в съездах выборных от городов, поднимавшихся против вора тушинского и поляков». В начале XVII века собор стал более представительным учреждением, чем в XVI веке. Сословное представительство расширилось за счёт выборных от промежуточных военно-служилых сословных групп (в т.ч. иноэтнических), а в 3-х случаях (при создании Земского правительства в 1612 году, на Земских соборах 1613 и 1616 годов) – за счёт выборных от черносошных крестьян. Наряду со статусным представительством на Земских соборах (в сочетании с частичной выборностью) в городах (уездах) получил развитие, особенно с 1610 года, принцип прямых выборов от местных сословных групп. Земский собор стал правомочным органом избрания нового монарха. Противоречия, вызванные в обществе Смутой, привели к созданию новой политической конструкции: власть царя, юридически ничем не ограниченная, фактически была обусловлена Земским собором и Боярской думой. Эта система действовала на протяжении всего царствования первого Романова и начала правления его сына.
Как и в XVI в., соборы созывались в чрезвычайных случаях для обсуждения важнейших дел внутренней и внешней политики: «Эти чрезвычайные совещания, или соборы, бывали обыкновенно по вопросу: начинать или не начинать опасную, тяжёлую войну, причём потребуется долгая и тяжкая служба ратных людей, с другой стороны, потребуются денежные пожертвования с тяглых людей; нужно призвать выборных или советных людей из тех и других, изо всех чинов, чтоб сказали свою мысль, и если скажут, что надобно начинать войну, то чтоб после не жаловались, сами наложили на себя тягость». Собор созывался особым царским указом. Как и в XVI веке, собор состоял из 2-х частей, выборной и невыборной. К последней относились члены Боярской думы и члены Освящённого собора высшего духовенства. Выборными были представители различных чинов московского дворянства (стольники, стряпчие, дворяне московские и жильцы) и различных чинов торговых людей (гости, члены гостиной и суконной сотен). Выборными были представители уездных дворянских корпораций (дворяне и дети боярские). Выборные посылались и от служилых людей по прибору (по строевым частям, например, от стрелецких полков). Представители тяглого населения от городов (чёрные сотни, слободы и посады) избирались от миров. На соборе 1613 года были представители городового духовенства и сельского населения (уездных людей). Всего в этом соборе участвовали свыше 800 депутатов: лица по статусу (члены Освящённого собора, думные чины, московские чины и выборные дворяне из членов Государева двора), выходцы из военно-служилых слоёв (казаков, стрельцов и др.), а также свыше 80-ти выборных от 47 городов, в т.ч. представители белого духовенства, местные дети боярские, горожане, кресть

Период XVI – XVII веков можно считать стадией переформирования системы высшей власти и социальных отношений в Российском государстве. В течение почти двух столетий, происходило превращение сословно-представительной монархии Московского княжества, а абсолютную монархию царской России, больше известную как самодержавие. Трансформация вида монархической власти в стране, сопровождалась системной эволюцией в общественном и государственном устройстве России в процессе созидания единой державы.

Таким образом, становление общественного и государственного устройства Руси в XVI – XVII веках происходило через эволюцию социальных отношений и оптимизации функций органов государственной власти. Двести лет политических преобразований, прошедших через горнило опричнины, смутного времени и «бунташного века» привели к созданию государственной структуры, олицетворявшей Московское царство, как абсолютную монархию, опирающуюся на сословный формат устройства общества.

Особенности общественного устройства России

Российская социальная структура XVI – XVII вв. находилась в постоянном процессе преобразований, адекватно потребностям развития страны. Складывание социальной конструкции завершилось в середине XVII века, тогда Соборное Уложение 1649 года закрепило правовые основания сословной организации русского общества.

Название сословия

Состав сословия

Обязанности и тягло

Привилегированные

Окольничии и «дети боярские»

Общие для сословий основания для несения военной и гражданской «Государевой службы»

Стольники, городовые дворяне, стряпчие

Духовенство

Священники (белое духовенство) и монахи (черное духовенство)

Церковная служба

Податные (тягловые или «подлые»)

Гости, суконная сотня, коробейники

Торговали, занимались ремеслом и несли службу платили определенное тягло (налоги) платили установленное тягло

Посадские люди

Ремесленное и служилое по прибору население (жители черных и белых слобод)

Крестьяне

Дворцовые, помещичьи, монастырские, черносошные (государственные) и свободные

Работали на земле, несли повинности, платили установленное тягло

Военизированное население Дона, Терека и Яика

Несли военную службу на рубежах России

Ясачные народы

Туземные народы, платившие дань пушниной (ясак)

Уплачивали ясак мехами

Для привилегированных сословий, характерной для XVI – XVII веков тенденцией было формирование замкнутых корпоративных структур со своими правами и обязанностями, передававшимися по наследству. Для тягловых сословий была уготована линия власти на ограничение прав.

От сословно-представительной к абсолютной монархии

В ходе учреждения российского централизованного государства великие князья остро нуждались во всенародной поддержке их борьбы с сопротивлением крупных феодалов. Такую роль в истории Отечества сыграли Земские соборы, состоящие из Боярской думы, «Освященного собора» иерархов Православной церкви, а также выборные от дворянского сообщества, посадского населения и свободных крестьян. Созывался форум после объявления царской грамоты. Благодаря Земским соборам Московская власть стала называться сословно-представительной монархией.

В то же время, государь и его окружение, при поддержке дворянства и духовенства эволюционировали в направлении абсолютной монархии:

  1. Создавался общегосударственный управленческий аппарат, складывавшийся из профессионального чиновничества.
  2. Формировались военные подразделения, как прообраз регулярной армии.
  3. Создавались основы налоговой системы государства.
  4. Строилось единообразное законодательство и административная организация, а также прошло введение единых мер и весов.
  5. Происходило слияние церкви с государственной властью.
  6. Государственной властью проводилась единая экономическая политика.

В XVI – XVII веках вертикаль государственной власти совершенствовалась и приобретала довольно четкие для тех времен очертания.

Система государственного управления как на местах, так и в центре нередко давала сбои, становившиеся причиной серьезных всплесков народного недовольства. А «Смутное время» стало тяжелой проверкой состоятельности Российской государственности и вывело страну на оптимальный путь организации высшей власти страны в виде абсолютной монархии — самодержавия.

Отношения церкви и государства

Богатства церкви, а особенно ее земельные владения разрослись до беспрецедентных размеров. Светская власть, в начале XVI века попыталась локализовать рост церковных и монастырских доменов, поставив вопрос о секуляризации земель принадлежавших церкви. Однако мероприятие не имело серьезного успеха, частичное изъятие в пользу государства монастырских земель не поколебало принципы церковного землевладения в целом.

Учреждение патриаршества в России возвысило политическую роль Православной церкви. Полная самостоятельность и особое положение духовной организации отразились в нормах Соборного Уложения и других документах правового содержания, где впервые устанавливалась ответственность за преступления религиозного характера.

Источники правовой системы России

В XVI – XVII веках создаются новые замысловатые юридические формы – общерусские кодексы, представленные в виде Судебников и Соборного Уложения, указных или уставных грамот, в которых группировались нормы, не вместившиеся в основные тексты Судебников.

Реорганизация обязательственного права происходила в виде замены личных обязательств по договорам имущественными гарантиями. Например, при заключении заёмного договора, закон воспрещал должникам служить в хозяйстве заимодавцев. Наследственное право расширяло сферу полномочий наследодателя и круг наследников. Эти и другие новшества иллюстрировали преобразование юридического фундамента Российского царства.

Органы власти в России в 17 веке

Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века.

Картина художника А.Васнецова, 1922

17 век в истории России – это сложное время. Начался он со Смуты, принёсшей разорение, упадок во всех сферах общественной жизни. Но именно в этом веке начинает править династия Романовых с 1613 года . Первым Романовым - Михаилу Фёдоровичу и Алексею Михайловичу - выпала задача восстановить страну после Смуты, поднять авторитет России в мире, укрепить экономику. Заканчивается век правлением Петра 1 - одного из выдающихся правителей государства.

Такое количество важнейших событий и потрясений не могло не сказаться на системе государственного управления, которая менялась, совершенствовалась.

Система государственного управления 17 веке.

Особенности государственного управления в 17 веке:

    Возрождение государственности после Смуты происходило на основе двуединства светской и духовной власти , которые оставались автономными, но в равной степени способствовали укреплению государства.

    Восстановление православного начала в управлении облегчалось тем, что патриархом в период правления первого Романова был Филарет- отец царя Михаила Романова, влиятельный человек того времени.

    Царь и патриарх в равной степени пользовались титулом «великий государь»

    В период правления первых Романовых окончательно укрепилось в России самодержавие - власть «государя всея Руси»

Высшие органы власти в период правления первых Романовых

    Неограниченная власть принадлежала царю.

    Большие полномочия имел патриарх.

    Боярская дума – важнейший орган государственной власти., верховный орган в вопросах законодательства, управления и суда, За 17 век состав думы удвоился: увеличилось количество окольничих (возглавляли приказы), думных дворян(стояли во главе приказов) и дьяков(начальники канцелярии, письмоводители) . Иерархия: боярин- окольничий- думный дворянин. Именно с Боярской думой прежде всего советовался царь. Члены Боярской думы возглавляли приказы, были воеводами, дипломатами. Дума утверждала решения приказов, была высшей судебной инстанцией

    К концу 17 века Боярская бума становится совещательным органом приказных судей.

    При Алексее Михайловиче появляется Ближняя дума (высший совет, состоявший из аристократии), доверенные лица царя) и личная канцелярия – Тайный приказ (примерно 1653 г.).

    Возросла роль Земских соборов. Они собирались : в 1613 – 1615, 1616 – 1619, 1620 – 1622, 1632 – 1634, 1636 – 1637, годах. Так в 1642 соборы решали вопрос об Азове - азовское сидение казаков, в 1649- принимал собор Соборное уложение и т.д. Решение Земских соборов – соборные акты – подписывались царем, патриархом, высшими чинами и чинами пониже. С 60-х годов земские соборы перестали созываться: правительство окрепло и уже не нуждалось в их поддержке.

    В 17 веке действовал приказная система . Существовали следующие Приказы как органы исполнительной власти:

    Общегосударственные:

Посольский (внешняя политика)

Разрядный (дела о службе, войске)

Поместный(вотчинные и поместные дела,

действовал с 1680х г.)

Большой приход(сбор налогов)

Большая казна(сборы с городских промыслов)

Стрелецкий (дела армии, войска)

Рейтарский(создан для организации и управления войсками нового строя)

Иноземный (дела служащих в России иностранцев)

Оружейная палата (изготовление, закупка, хранение оружия и драгоценностей, предметов царского обихода)

Пушкарский (изготовление, распределение и учёт артиллерии и боеприпасов, ему подчинялся Пушечный двор)

Печатный (пошлины за скрепление актов государевой печатью)

Ямской (отвечал за почтовые перевозки)

Областные:

Сибирский (дела Сибири, собирал ясак- вид налога- с населения Сибири)

Казанского дворца (дела Поволжья, собирал ясак с населения Поволжья)

Малороссийский (дела Украины)

Смоленского княжества

Дворцовые:

Большого дворца (облагал налогом царские земли)

Казённый (производство и хранение ценностей царской казны, вёл торговые операции для царских нужд)

Конюшенный (ведал царской конюшней, дворцовыми экипажами)

Сокольничий(ведал придворной соколиной охотой)

Царская мастерская палата (изготовление одеяния для царя)

Царицына мастерская палата 9 изготовление одеяния для царицы)

Судный (с 1664)- судопроизводство по гражданским искам.

Патриаршие:

Патриарший казённый(налогообложение церковных и монастырских земель)

Патриарший дворцовый

Приказ Духовных дел,или Патриарший приказ – выдавал грамоты духовным лицам, ведал строительством церквей, вершил суд над еретиками.

Временные приказы:

Тайный(Приказ тайных дел, существовал с 1654-1675, управление дворцовым хозяйством)

Счётный (1656-1678)- осуществлял финансовый контроль за деятельностью приказов.

Монастырский(ведал монастырскими землями и судебными делами населения духовных вотчин)

Дополнение:

    Налги, кроме перечисленных выше приказов, собирали ещё и Стрелецкий, Посольский и Ямской приказы. Поэтому финансовая система была очень сложной и запутанной.

    Были созданы одновременно для фискальной деятельности четвертные приказы- осуществляли финансовые и судебно-административные функции к определённым территориям страны (Новая четверть в 1619г., приказ Большой казны, 1621.)и созданы новые постоянные и временные приказы.

    По Соборному уложению 1649г. изменилась форма правления, произошло усиление абсолютизма .

    Со второй половины 60-х годов 17 появляются временные комиссии по поиску беглых крестьян.

    К 1698 году насчитывалось 26 приказов.

Государственные должности в приказах:

    Во главе приказа - начальник, судья , окольничий , член Боярской думы. Некоторые бояре возглавляли сразу несколько приказов: боярин Б.Морозов при Алексее Михайловиче возглавлял 5 приказов(Стрелецкий, Большой казны, Новой четверти, Иноземский, Аптекарский); А. Л. Ордин-Нащокин – Посольский и Малороссийский приказы и три четверти – Новгородскую, Владимирскую и Галицку)

    Помощники начальников- судей- дьяки (из дворянства или духовенства).Они вершили дела, выносили приговоры. За службу получали поместный оклад (до 600 четвертей земли) и денежный (до 240 рублей в год).

    Дьякам подчинялись канцелярские служащие из дворян и детей приказных людей- подьячие , получали оклад.

    Вывод: приказная система была разветвлённой, постоянно увеличивался бюрократический аппарат, это приводило к злоупотреблениям и взяточничеству.

Местное управление

Особенности:

    Процесс централизации и унификации органов местного управления

    Основная административная единица - уезды, они делились на станы и волости.

    Вытеснение «земского начала» приказно- воеводским управлением.

    Воеводы осуществляли военное управление + дьяки и подьячие , которые осуществляли финансовое управление. Цель назначения воевод- осуществление управления в интересах царя¸ а не ради кормления, хотя не были воспрещены добровольные приносы « в почесть», так что воеводы брали и без грамот царя.

    Местное приказное учреждение - съезжая или приказная изба

    Губное и земское самоуправление.

    Воеводы контролировали губные и земские избы

Роль церкви:

    Роль церкви в делах государства усиливалась.

    С1589- утверждено патриаршество , закрепилась автокефальность, то есть самостоятельность церкви от Византии.

    Первый московский патриарх- Иов (1589-1605)

    Патриарху Филарету удалось приблизиться к его идеалу- двуединства церкви и государства.

    Во главе церкви- патриарх в единении с собором высших церковных иерархов.

    1620-1626- проведена Филаретом реформа управления церковью, созданы приказы.

    На определённых территориях создавались церковные приходы. Во главе- еписко п, священнослужители (поп, дьякон ) и церковнослужители (пономари, сторожа, певчие ) полностью завесили от мира, который выделял земли, другие угодья, иногда материальное вознаграждение.

    После церковного раскола , вызванного реформой Никона (1653-1656) , значении церкви начинает падать, церковь начинает попадать в полную зависимость от царя.

Общие выводы:

    В 17 веке происходит усиление самодержавия

    Двуединство духовной и светской власти- особенность управления в России.

    Постепенное снижение роли Земских соборов и отмирание их Последним Земским собором, созванном в полном составе, стал собор 1653г.В 1683-1684 < Назад

  • Вперёд >

Местное управление в России в 17 веке

1.2 Высшие и центральные учреждения

В XVII в., по-прежнему, Боярская дума была важнейшим органом государства, органом боярской аристократии и разделяла с царем верховную власть. В её состав входили бояре московского князя, бывшие удельные князья, представители поместного дворянства (их называли «думные дворяне»), верхи служилой бюрократии - «думные дьяки», которые вели делопроизводство. Боярская дума решала важнейшие государственные дела. Она была законодательным органом. За век состав Думы удвоился, особенно возросло число окольничих, думных дворян и дьяков. Боярская дума по-прежнему оставалась верховным органом в вопросах законодательства, управлении и суда.

Самостоятельной роли боярская дума не играла, она всегда действовала вместе с царём, составляя совместно с государем единую верховную власть. Это единство особенно рельефно проявлялось в делах законодательства и в международных отношениях. По всем делам выносилось решение в следующей форме: «Государь указал и бояре приговорили» или «По государеву указу бояре приговорили».

Председательство в думе принадлежало царю, но он не всегда присутствовал; бояре решали дела и без него, окончательно или же их решения утверждались государем. Члены распределялись в думе по порядку чинов, а каждый чин -- по местнической лестнице породы. Соборное уложение предписывает думе «всякие дела делати вместе». Этим косвенно утверждается начало единогласия при решениях. В конце XVII в. возникает особое отделение думы для судных дел: «расправная палата», состоявшая из делегатов думы (по несколько членов от каждого чина). Во время выезда бояр с царем из Москвы в поход, на месте оставляется несколько членов ее «для ведения Москвы». В эту комиссию думы шли все доклады из приказов, но окончательно решались ею только дела меньшей важности; прочие отсылались к царю и находившимся при нем боярам.

Члены Думы возглавляли приказы, были воеводами, дипломатами. Дума утверждала решения приказов, была высшей судебной инстанцией.

К концу XVII в. Дума превращается в своеобразный совещательный орган приказных судей. Увеличивается её неродовитая часть, а именно число думных дьяков. В начале века было 2-3 думных дьяков, во второй половине (в 1677г.) их число увеличилось до 11 человек.

В первой половине XVII в. возросла роль земских соборов. Слово «земский» означало, «государственный». Земский собор - это совещание представителей «всех земель», или всей русской земли. В этом смысле земские соборы имели прочные «земные» корни. Они «вырастали» из Новгородского вече, из княжеских «съездов» по поводу важнейших событий русской истории и старых традиций обсуждать спорные вопросы «всем миром».

Земские соборы заседали почти непрерывно: 1613-1615, 1616-1619, 1620-1622, 1632-1634, 1636-1637 гг. Соборы изыскивали средства на ведение войн с Польшей, Турцией и других, принимали решения по внешнеэкономическим вопросам (в 1642 г. - по вопросу об Азове, взятом казаками, в 1649 г. - принятия Уложения - свода законов и др.). Продолжительность земских соборов была различной: от нескольких часов (1645 г.), дней (1642 г.), до нескольких месяцев (1648-1649 гг.) и лет (1613-1615, 1616-1619, 1620-1622 гг.). Решения земских соборов - сборные акты - подписывались царем, патриархом, высшими чинами и чинами пониже. С 60-х годов земские соборы перестали созываться: правительство окрепло и уже не нуждалось в «моральной поддержке «всей земли».

Первая половина XVII в. - время расцвета приказной системы и постоянного внедрения её во все отрасли управления. В первые годы правления династии Романовых начали функционировать около 20 прежних центральных учреждений. Новому правительству пришлось решать серьезные социально-экономические и политические проблемы. Прежде всего, предстояло пополнить опустошенную государственную казну, наладить поступление государственных налогов. Поэтому в первые годы правления новой династии усиливается фискальная деятельность приказов. Создается ряд новых постоянных и временных центральных учреждений, ведавших сбором налогов (Новая четверть в 1619 г., приказ Большой казны -- в 1621-1622 гг.).

Новым элементом в приказной системе управления стало формирование учреждений патриаршего управления. После возвращения патриарха Филарета из плена на базе патриаршего двора были созданы три приказа (Дворцовый, Казенный, Разрядный), управлявшие всем патриаршим хозяйством.

В первой половине XVII в. широко распространены были временные приказы, создаваемые заведомо как временные по специальному указу, определяющему функции, главу приказа, весь его штат и бюджет.

Во второй половине XVII в. в связи с коренными изменениями в социально-экономической жизни России, ее внутриполитическом развитии и международном положении меняется государственный аппарат.

В это время окончательно укрепляется и оформляется крепостничество, складывается всероссийский рынок, возникает мануфактурное производство, углубляется социальное расслоение деревни. Противоречивость этих процессов обусловила обострение социальных отношений в городе и деревне.

Сословно-представительная монархия к этому времени себя изжила, но система приказов сохранилась. Основное ядро их осталось прежним. Но были созданы новые территориальные приказы для управления освобожденными русскими землями. С новыми условиями страны связано создание Монастырского приказа ведавшего монастырскими землями и судебными делами населения духовных вотчин, и Рейтарского, созданного для организации и управления войсками нового строя. Особое место занимал функционировавший в 1654-1675 гг. приказ Тайных дел. Основная часть дел этого приказа была связана с управлением дворцовым хозяйством.

Серьезная перестройка с целью упрощения и дальнейшей централизации была предпринята в 80-е годы. Наиболее важной была попытка объединить все вопросы финансового характера в укрупненном приказе Большой казны. К этому времени относятся мероприятия по концентрации всех вотчинных и поместных дел в Поместном приказе, а дел о службе -- в Разрядном с изъятием их из ведения территориальных приказов.

Во главе приказа стоял начальник - судья, в основном из членов Боярской думы, некоторые из них управляли сразу несколькими приказами. Помощниками начальника-судьи были дьяки. Дьяки набирались в основном из рядового дворянства или из духовного звания. Они вершили дела, выносили приговоры. Им подчинялись канцелярские служащие из дворян и детей приказных людей -- подьячие.

Структура приказов определялась их компетенцией и широтой деятельности, с чем были связаны и размеры приказных штатов.

Большие приказы (Поместный, Разрядный, Казанского дворца) делились на столы. Разделение происходило в основном по территориальному принципу. Бывали случаи, когда тому или иному приказу передавались функции другого учреждения, что приводило к выделению в его составе особого стола. Столы делились на повытья, создававшиеся в основном по территориальному принципу. Повытья не были устойчивыми структурными единицами и не носили определенного названия. Иногда они носили порядковый номер или наименование по фамилии стоявшего во главе их подьячего. В более мелких приказах деления на столы не было, а существовали только повытья.

Во второй половине XVII в. широкое распространение получили временные учреждения - комиссии, которые формировались в Москве из дьяков и московских подьячих и посылались вместе с сыщиками, межевщиками, разборщиками и т. д. на поиск беглых крестьян. Комиссии создавались по специальному указу, который определял их количественный состав, направление деятельности, назначал руководителей.

Приказная система с её централизацией и бюрократией, бумажным делопроизводством и бесконтрольностью породило волокиту, злоупотребление, взяточничество, что особенно явственно обнаружилось к концу XVII в.

История создания Конституции 1918 года

Итак, государственное устройство РСФСР носило федеративный характер, субъектами Федерации были национальные республики. Предусматривалось также создание областных союзов...

Колхозное право России

Центральными органами, осуществлявшими руководство колхозами, являются: а) органы общей компетенции - Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных и автономных республик, Совет Министров СССР...

Местное управление в России в 17 веке

В 20--30-х годах формировался новый тип местного приказного учреждения. Характерно, что в это время еще не везде установилось единообразное наименование воеводских изб. Некоторые из них традиционно назывались по-старому. Так...

Образование приказной системы управления в Русском государстве

Царь (Великий Князь)- глава Московского государства, верховная власть принадлежит всецело и нераздельно (неограниченно) царю. Царь издает законы, назначает чиновников. Боярская Дума - высший орган власти в Русском государстве...

Ордена и медали России

В истории России было известно множество орденов. Они вручались различным людям за различные подвиги как боевые, так и гражданские. Бывали за какой-либо подвиг вручали несколько орденов вместе. Существовали даже такие награды...

Особенности монархического правления в Англии и России

Русское государство середины XVI - середины XVII в. в. являлось сословно-представительной монархией. Сословно-представительной называется централизованная феодальная монархия, в которой относительно сильный монарх, осуществляя свою власть...

Ремесленные и фабрично-заводские училища в СССР в первой половине ХХ века

Профессиональное образование как часть общественной жизни возникает на определенном историческом этапе и развивается в единстве теоретического и практического компонентов...

Реформирования органов государственной власти в период кризиса крепостной системы первой половине XIX века

Местные учреждения занимали значительное место в системе государственных учреждений. С созданием министерств местные государственные учреждения были закреплены за соответствующими министерствами...

Реформы 60-70-х годов XIX века: предпосылки и последствия

По Манифесту крестьянин сразу получал личную свободу. Бывший крепостной, у которого раньше помещик мог отнять всё его достояние, а самого его продать, подарить, заложить...

Русская правда

Прообразом первого центрального органа стала государева казна (канцелярия). У нее был большой штат дьяков. Казначеи ведали финансовыми вопросами. Был в штате канцелярии печатник-хранитель государевой печати...

Система коллежского делопроизводства

В 1699 г. при Боярской думе была учреждена Ближняя канцелярия по финансовому контролю за приходом и расходом денежных средств всех приказов. Вскоре компетенция этой канцелярии возросла. Она стала местом заседаний членов Боярской думы. С 1704 г...

Система коллежского делопроизводства

В условиях усиления классовой борьбы старая система местных учреждений и должностных лиц с отсутствием единообразия в территориальном делении и органах управления, неопределенностью функций перестала удовлетворять господствующий класс...

Становление советского государства

Объединение усилий в борьбе с разрухой потребовало создания специальных органов управления. В декрете II Съезда Советов о создании правительства было предусмотрено образование ряда экономических наркоматов. Вскоре, однако, стало ясно...

Эволюционное развитие конституции РСФСР

Высшим органом власти в СССР становился Верховный Совет СССР, наделенный законодательной властью и состоящий из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Совет Союза избирался по территориальным округам...

При Иване IV Грозном формируется структура государственного управления в XVI — XVII веках. Верховная власть принадлежала царю . В его руках сосредоточивалась законодательная, исполнительная, судебная, военная власть.

В 1549 г. был созван Земский собор (Совет всей земли) - высшее сословно-представительское учреждение России с 1549 до 1653 гг., собрание представителей всех слоев населения (кроме крепостных крестьян) для обсуждения политических, экономических и административных вопросов.

Другим важным руководящим органом в стране была Боярская дума - высший совет при великом князе, состоявший из представителей феодальной аристократии. Работала на постоянной основе с конца XIV до конца XVII вв. Боярская дума состояла из бояр , окольничих - придворный чин и должность, второй (после боярина) думный чин Боярской думы, возглавляли приказы, полки, назначались в дипломатические миссии; думных дворян - третий по «чести» думный чин, участвовали в заседаниях Боярской думы, в работе ее комиссий, управляли приказами, выполняли придворные и военные обязанности; думные дьяки - низший думный чин. Составляли и правили проекты решений Боярской думы и царских указов, ведали делопроизводством.

Отдельные отрасли государственного управления, а также управления отдельными территориями стали поручаться («приказываться», как тогда говорили) боярам. Так появились первые приказы - учреждения, ведавшие отраслями государственного управления или отдельными регионами страны. В середине XVI в. существовало уже два десятка приказов. Военными делами руководили Разрядный приказ (ведал поместным войском), Пушкарский (артиллерией), Стрелецкий (стрельцами), Оружейная палата (Арсенал). Иностранными делами управлял Посольский приказ, финансами - приказ Большой приход, государственными землями, раздаваемыми дворянам, - Поместный приказ, холопами - Холопий приказ.

Во главе приказа стоял боярин или дьяк - крупный государственный чиновник.

Стала складываться единая система управления на местах. В 1556 г. кормления были отменены. После губной реформы (1555-1556) на местах управление (сыск и суд по особо важным государственным делам) было передано в руки губных старост (губа - округ), избиравшихся населением из местных дворян, земских старост . Сборщики налогов - целовальники .

gastroguru © 2017