Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования. Профстандарт педагога дополнительного образования. Квалификация и требования к педагогу дополнительного образования. Профессиональный стандарт. Основные проблемы внедрения

Профстандарт преподавателя дополнительного образования содержит в себе:

  • Описание трудовых функций преподавателя.
  • Особые требования допуска к работе.
  • Информацию о требованиях, предъявляемых к образованию, обучению и опыту работы педагогического работника.
  • Цель работы сотрудника.

Профстандарт помогает грамотно вести кадровую политику и управлять работниками. Документ используется при проведении аттестации преподавателя, определении размера заработной платы, подготовке должностных инструкций и заключении трудовых соглашений.

Можно продолжать работать

Профстандарт педагога дополнительного образования 2016 разрешает работать преподавателям, которые прошли обязательную или добровольную аттестацию.

Согласно приказу № 613н предъявляются такие требования к обучению и образованию педагогического работника:

«Среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование — бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю).

Дополнительное профессиональное образование — профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю).

При отсутствии педагогического образования — дополнительное профессиональное педагогическое образование; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства. Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года».

Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования 2016 г. регулирует деятельность сотрудника до 01.01.2017 г. С начала будущего года начнут действовать иные нормы.

Профстандарт: необходимость внедрения


Минюст РФ разработал профессиональный стандарт по причине возникших сложностей в процессе определения квалификации преподавателя. Некоторые законодательные нормы были приняты более 20 лет назад. Они уже не актуальны. Чтобы отвечать мировым тенденциям, внедряются новые стандарты.

Принятые на законодательном уровне нормы помогут повысить ответственность и заинтересованность сотрудников. Чтобы они выполнялись в полной мере, рекомендуется направлять сотрудников на курсы повышения квалификации.

Грамотное использование стандарта

Для достижения высоких результатов необходимо придерживаться следующих правил:

  • Не применять профстандарт в качестве жесткой регламентации работы сотрудников.
  • Не вынуждать сотрудников выполнять работу, которая отвлекает их от прямых обязанностей.
  • Подталкивать работников к поиску нестандартных решений.

По стандарту, но нестандартно


По профессиональному стандарту педагогический работник обязан:

  • Осуществлять набор детей на обучение согласно разработанной программе.
  • Отбирать детей для обучения согласно разработанной программе (вместе с комиссией).
  • Мотивировать учащихся.
  • Разрабатывать мероприятия по улучшению оснащения учебного кабинета.
  • Подготавливать требуемые информационные материалы.
  • Консультировать ребят и их родителей.
  • Помогать учащимся, контролировать их.
  • Корректировать поведение детей.
  • Понимать потребности учеников.
  • Набирать группы учащихся, принимая во внимание особенности образовательных программ.
  • Обеспечивать сохранность и правильное применение расходных материалов, оборудования и т.д.
  • Создавать комфортные условия для развития детей.
  • Подготавливать учеников к участию в конкурсах, выставках и прочих подобных мероприятиях.
  • Формировать условия для развития самооценки и самоконтроля детей.
  • Сотрудничать с коллегами, поддерживать благоприятную атмосферу.

Чтобы воспитательный процесс протекал по стандарту и при этом нестандартно педагог дополнительного образования должен обладать следующими качествами личности:

  • Высокий интеллектуальный уровень.
  • Осознание потребностей детей.
  • Чувство юмора.
  • Высокий творческий потенциал.
  • Чуткость.
  • Толерантность убеждений.

Согласно изменениям, внесенным в текущем году в федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» в 2017 году каждый педагог дополнительного образования должен пройти обязательную аттестацию. Эта процедура показывает степень мастерства сотрудника. Педагогический работник обязательно должен представить доказательства своих достижений: благодарности, грамоты, дипломы. По результатам аттестации ему присваивается та или иная квалификационная категория. Результат аттестации можно оспаривать в суде. Также для решения вопроса может быть создана специальная трудовая комиссия.

Незначительные изменения, которые случились в 2016 году, не доставляют проблем. Все понятно и выполнимо. Руководители центров и муниципальных учреждений дополнительного образования детей должны подготовиться к 1 января 2017 года. Вступит в законную силу профстандарт, от которого зависит не только уровень и в итоге результат работы преподавателей, но и их заработок.

Чтобы не допустить ошибок, внедряя план поэтапного перехода на профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых, примите участие в вебинаре «Разработка плана постепенного перехода на профстандарты для организаций дополнительного образования » , который состоится 11 ноября.

Не так давно на территории Москвы прошёл очередной всероссийский съезд сотрудников дополнительного образования. В нём приняли участие более 4 сотен педагогов, представителей органов культуры и образования, а также экспертов молодёжной политики. На протяжении 3 дней поднимались и решались важные вопросы, а также обсуждалась реализация возможности развития дополнительного образования для детей РФ и стратегия по их воспитанию. Проще говоря, оговаривалось то, каким должен быть профстандарт педагога дополнительного образования 2018 года, чтобы появилась возможность его использования на законных основаниях.

Последние сведения

Сразу же важно понять, почему сие задание касается именно 2018 года. Для этого придётся подробно изучить последние новости относительно оглашённого вопроса. Оказывается, именно к тому моменту должны быть предприняты некие меры, с помощью которых удастся усовершенствовать нынешнюю процедуру подготовки и переподготовки педагогов, а также их аттестации.

Профессиональный стандарт для педагога, как отдельный элемент обсуждения, состоит из большого количества важных элементов, о которых в обязательном порядке должен помнить каждый учитель или воспитатель. Для этого придётся отметить самые ключевые моменты.

1. К педагогам дошкольного образования предъявляются особые требования:

  • среднее или высшее профессиональное образование в соответствующей дисциплине или образовательной организации;
  • отсутствие необходимости в опыте практической работы.

2. К подобной работе нельзя допускать лица, относящиеся к следующему списку:

  • имевшие или имеющие на данный момент судимость;
  • лишённые права на профессиональную и трудовую педагогическую деятельность;
  • имеющие ряд заболеваний, указанных в специальном перечне;
  • признанные недееспособными.

3. К преподавателям подобной сферы выдвигаются специальные обязанности, отражающие специфику их будущей деятельности. Для этого педагог должен владеть набором соответствующих умений и знаний.

Обязанности профессионала в дошкольном образовании РФ

Чтобы определить, сможет ли той или иной специалист в области педагогики осуществлять столь важные обязанности, следует перечислить требования к его знаниям и умениям.

1. Определить специфику правильно налаженного дошкольного образования и организации образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

2. Точно знать главные закономерности развития детей в ранние годы их жизни, а также особенности развития их деятельности в этот период.

3. Умение правильно организовать для дошкольников разные виды деятельности. В этом списке должны присутствовать игровые, предметно-манипуляционные и самостоятельные виды занятий для малышей.

4. Владения сведениями о теории и методике познавательного, физического и личностного развития ребят дошкольного возраста.

5. Умение планировать или дорабатывать действующие образовательные наставления.

6. Возможность спланировать, ввести в действие и проанализировать образовательную работу с детьми от 4 до 7 лет, соответствующую ФГОС дошкольного образования.

7. Участие в обеспечении и создании правильной, а также безопасной и психологически комфортной среды обучения.

9. Владение средствами и методами педагогическо-психологического просвещения родителей дошкольников, а также умение грамотно выстраивать взаимодействие с каждым из них для решения повсеместных образовательных задач.

10. Владение компетенциями информационного типа, необходимыми для достоверного планирования и обучения детей раннего возраста.

Понятно, что перечисленный перечень требований - малая часть того, чем действительно должен владеть любой педагог дошкольного образования. Очень важно, чтобы такой профессионал использовал в работе полезную информацию, взятую из профстандарта, вступающего в силу в 2018 году.

Новые цели специалиста отмеченной области

Для всех воспитателей и педагогов в будущем году вводиться новый профстандарт, касающийся 5 видов квалификации. Каждый из них - набор важных требований к способностям учителей, выдвигаемых на основании решения поставленных перед ними задач.

В отмеченном документе имеется перечень важных компетенций, адресат которых - педагогические сотрудники. Например, чтобы провести полноценную воспитательную работу, учителю необходимо уверенно владеть 18 разнообразными навыками и умениями, тогда как для полноценного развития воспитанника их число должно быть увеличено до 20. По мнению разработчиков такой платформы, отмеченный перечень считается больше ориентиром, на который следует обращать внимание в процессе создания личного плана работы, с учётом главных особенностей и задач. При этом сами педагоги в таком свете превращаются в неких социальных терапевтов, задача которых - определить наличие у детей проблем психолого-педагогического характера.

Именно посему современный профстандарт для учителей дошкольников уделяет особое внимание реализации задач особого образования, и поддержке одарённых или уязвимых учеников. Важно при этом обладать навыками работы с ИКТ, дифференцируемой на следующие уровни:

  • предметно-педагогический;
  • общеобразовательный;
  • пользовательский.

Самим разработчикам профстандарта для педагогов дошкольного образования пришлось распрощаться с привычным подходом к анализам полученных результатов учителей. В нём есть место, где указывается ряд положений, касающихся более гуманных критериев оценивания, где отражается уровень необходимой преподавательской компетенции. К примеру, педагогу важно быть готовым к работе с детьми, имеющими разный уровень развития.

Возможно ли скорое внедрение нового профстандарта для педагога?

По словам отечественных преподавателей, в Российских школах практически нет благоприятных условий для выполнения требований, перечисленных в профстандарте для педагога дошкольного образования 2018 года. Главная проблема - дефицит специалистов узкой направленности (дефлекторов, психологов и тьюторов) и недостаточность финансирования.

Нынешние школы нуждаются в создании специальной сферы для учеников, в которой на важной позиции будут стоять весьма примитивные вещи: специальные места в столовой, нормальные туалеты, пандуса, удобные подъезды к зданию. К тому же многим учителям приходится работать сверх нормы, посему рассчитывать на индивидуальный подход к отдельному ребёнку весьма проблематично.

Остаётся надеяться, что вскоре правительство РФ позаботится о создании нормальных условий для налаживания нужного процесса обучения дошкольников.

С начала 2017 года в силу вступил ряд новых документов, регламентирующих педагогическую деятельность. В профессиональном стандарте педагога фиксируются необходимые для подобной деятельности личностные характеристики и профессиональные навыки субъекта, исходя из которых труд специалиста будет считаться квалифицированным.

Понятие профстандарта педагога, его нормативно-правовая база

Педагогический профстандарт – это специализированный документ в сфере образования, который заключает в себе требования к личностным и профессиональным параметрам преподавателя.

Первые попытки ввести указанные стандарты предпринимались Правительством еще в 2013г. Однако пробный проект документа не был утвержден ввиду неоднократно вносимых корректировок и переноса даты его рассмотрения чиновниками. Только в 2017г. профессиональные стандарты начали официально вводить, используя планы внедрения нового элемента законодательства, разработанные местными органами власти.

Профстандарт педагога, утвержденный правительством РФ в 2017 году, является альтернативой тарифно-квалификационным справочникам.

По данным на начало 2018 года, существуют 4 основные документа, регламентирующие определенные отрасли образования:

  1. Документ, определяющий деятельность педагога дополнительного образования для граждан всех возрастов. Принят на основании Приказа Министерства труда № 613-н от 08.09.2015г.
  2. Стандарт, регламентирующий профессиональную деятельность педагога-психолога. Был утвержден, исходя из Приказа Минтруда № 514-н от 24.07.2015г.
  3. Документ, оценивающий деятельность социального педагога. Был зафиксирован Приказом Минтруда РФ № 544-н от 18.10.2013г.
  4. Профстандарт педагога специалиста в области воспитания. Был принят на основании Приказа Министерства труда № 10-н от 10.01.2017г.
  5. Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования трудится на основании Приказа Минтруда РФ № 608-н от 08.09.2015г.

Причиной ввода данных документов стала необходимость привести устаревшие требования подобной трудовой деятельности к современным реалиям. Исходя из ПП № 584 от 16.07.2009г., введение указанных профстандартов должно быть завершено до начала 2020г. Подразумевается, что к указанному времени вводимые стандарты станут основным оценочным критерием при отборе преподавателей.

Основные задачи профстандарта педагога

На современном этапе развития отечественной законодательной базы, ввод профстандартов для педагогов является актуальным решением ряда проблем при оценке профессиональных навыков трудящихся граждан. Используемые ранее справочники являются морально устаревшими и не отвечающими современным требованиям. Поэтому вводимые стандарты призваны решать такие задачи:

Помимо необходимой профессиональной квалификации, любой педагог также должен обладать навыками воспитателя. К требованиям по данному вопросу относятся :

  • Осуществление воспитательных работ как во время занятий, так и в ходе внеклассной жизни;
  • Регулирование поведения подопечных;
  • Мотивирование познавательной активности учеников;
  • При необходимости использование индивидуального подхода и оказание преподавательской поддержки;
  • Стимулирование подопечных к исполнению дисциплины, а также к созданию органа самоуправления (например, выбор старосты в классе);
  • Открытость в вопросе сотрудничества с прочими специалистами образовательной сферы.

Структура и содержание профстандартов педагогов в 2018 году

Все принимаемые профессиональные стандарты педагогов имеют своей основой заблаговременно разработанный шаблон. Данный шаблон был утвержден Приказом Министерства труда РФ № 147-н от 12.04.2013г. Так, структура профстандарта в 2018г. представляет собой следующие разделы:

  • Общие данные о специальности, для которой разрабатывался документ;
  • Перечень должностных функций, которые педагог должен исполнять в ходе профессиональной деятельности;
  • Характеристика обобщенных рабочих обязанностей;
  • Данные об учреждениях, которые занимались проектированием стандарта.

Первый раздел посвящен описанию специальности и сопутствующих нюансов.

Второй раздел отражает необходимые функции, исполнение которых является целью работы педагога. Также во втором разделе отражаются уровни и подуровни, исходя из поставленных перед субъектом задач.

Третий раздел предназначен для более подробного раскрытия функций каждого конкретного подуровня. Так, в нем находят отражение конкретные требования к навыкам, знаниям и опыту трудовой деятельности сотрудника образовательного учреждения.

Четвертый раздел отражает сведения об учреждениях, которые проектировали стандарт. В данном пункте освещаются все этапы проектировки документа, а также порядок его принятия и утверждения.

Профессиональный стандарт специалиста в области воспитания

Данный стандарт регулирует рабочую деятельность воспитателей и педагогов в дошкольных учреждениях и школах. Основные функции при этом делятся на подпункты, к которым относятся:

  1. Обеспечение общепедагогической деятельности.
  2. Организация воспитательного процесса.
  3. Обеспечение развивающей деятельности посредством организации учебных занятий и некоторого ряда мероприятий.
  4. Преподавание дошкольной общеобразовательной программы.
  5. Обеспечение начального образования ученикам.
  6. Организация и проведение занятий по основному и среднему образованию.
  7. Предметная квалификация по направлению «Математика».
  8. Предметная квалификация по направлению «Русский язык».

Такая деятельность относится к шестому квалификационному уровню и требует от работника образовательной сферы специального высшего образования.

Для субъектов, чье поле деятельности заключается в обеспечении образовательного процесса в дошкольных учреждениях, актуален пятый уровень квалификации.

Также дошкольный и школьный учитель должен обладать следующими навыками:

  • уметь применять методы перехода от игры к образовательной программе;
  • обеспечивать учеников необходимыми условиями для максимально действенного восприятия информации;
  • уметь находить подход к малолетним детям и вызывать доверие у них;
  • готовность нести ответственность за происходящее в классе;
  • принимать во внимание личностные характеристики каждого отдельного ученика и разрешать вопросы, выходящие за границы образовательного процесса.

Профстандарт социального педагога — специалиста в области воспитания

Одной из подкатегорий специалиста в области воспитания является социальный педагог. Главная задача социального педагога, исходя из обговариваемого стандарта, – обеспечение воспитательного и образовательного процесса для учеников. При этом социализация детей должна проходить в позитивном ключе, что способствует динамичному развитию личностей подопечных преподавателя.

Роль социального педагога заключается в поддержке интересов учеников, планировании мероприятий и хода занятий, а также в обеспечении сопровождения подопечных при необходимости.

Квалификационный разряд данной сферы деятельности также относится к шестому уровню. При этом для проведения такой работы гражданину необходимо иметь высшее или среднее специальное образование

Профстандарт педагога психолога

Данный профстандарт предполагает, что работник, занятый в педагогической деятельности, также обеспечивает психологическое сопровождение проводимым занятиям. К основным функциям педагогов-психологов относят:

Так, квалификационный уровень педагогов-психологов – седьмой. Подразумевается, что для исполнения подобных обязанностей субъекту необходимо иметь специальное высшее образование.

Профстандарт педагога дополнительного образования

Деятельность данных педагогов регламентирует Профстандарт № 513. Трудовые функции педагогов дополнительного образования указанной сферы образования относятся к шестому квалификационному уровню, и заключаются в следующем:

  1. Обеспечение педагогического процесса и соответствующего контроля за получением и усвоением учениками знаний.
  2. Ознакомление с нововведениями в профессиональной сфере дополнительного образования, а также исследовательская деятельность с целью повышения уровня квалификации.
  3. Обеспечение проведения дополнительных программ образования, например, деятельность в секторе социального партнерства или организация общественных мероприятий.

Под приведенные требования попадают не только педагоги дополнительного образования, но также тренеры, методисты и педагоги, занимающиеся организацией различных образовательных мероприятий.

Проблемные аспекты введения профстандартов для педагогов

Практика показывает, что нововведения в законодательной базе не всегда воспринимаются позитивно. На данный момент в РФ трудится более миллиона преподавателей, часть из которых поддерживает подобную инициативу Правительства, а часть из которых – нет.

Среди основных проблем, связанных с внедрением профессиональных стандартов для педагогов, выделяют:

  1. Отсутствие необходимого материального обеспечения. Если образовательное учреждение планирует осуществлять образовательный процесс для учеников с повышенными потребностями, то здание должно быть оснащено специальными туалетами, пандусами, лифтами. Бюджетных средств на реализацию данных требований не хватает в достаточной степени.
  2. Отсутствие достаточного количества узкопрофильных профессионалов. Так, например, профессиональный стандарт педагога-психолога предполагает наличие глубоких узкопрофильных знаний в сфере общения с детьми с повышенными потребностями. Помимо этого, для обеспечения образовательного процесса детям всех категорий нередко требуется дефектолог, сурдопереводчик и наличие квалифицированного медика.
  3. Отсутствие достаточной теоретической базы по работе с детьми разных категорий.
  4. Отсутствие аттестации, позволяющей выявить факторы, усложняющие труд преподавателя.
  5. Недостаток требуемого количества работников, что приводит к перегруженности учителей. Практика показывает, что на данный момент практически все педагоги трудятся, как минимум, на полторы ставки. Это снижает выработку, следственно, понижает образовательный уровень.
  6. Отсутствие достаточной обратной связи от местных органов власти.

Таким образом, назначение профессиональных стандартов педагогов заключается в том, чтобы облегчить не только порядок осуществления преподавательской деятельности, но и оценку при отборе кадров. Данные документы обладают современными усовершенствованными требованиями к работникам, что позволит повысить общий уровень образования учащихся разных категорий.

28 августа 2018 года прошел регистрацию в Минюсте РФ» приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 года N 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Приказ вступает в силу 9 сентября 2018 года, а приказ этого же ведомства от 8 сентября 2015 г. N 613н » утрачивает силу.

Обращаем внимание, что в приказе от 5 мая 2018 года N 298н отсутствует положение о том, что «профессиональный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда» (ранее это требовалось).
Кроме того, к образованию и обучению лиц, претендующих на занятие должности педагога дополнительного образования, теперь установлены следующие требования:
— высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки»;

— или высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогические науки».
Ранее были установлены требования о наличии среднего профессионального образования или высшего образования — бакалавриата, а также обязательном прохождении профессиональной переподготовки.. При этом наличие среднего профессионального образования или высшего образования — бакалавриата, направленность которого соответствовала преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), не освобождало от необходимости профессиональной переподготовки.

Источник :
Приказ Минтруда России от 5 мая 2018 года N 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (зарегистрировано 38 августа 2018 г., регистрационный № от 5 мая 2018 года N 298н) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»»
Письмо Минтруда России от 6 июня 2017 года № 14-2/10/В-4361 (О внедрении профессиональных стандартов и приведении наименования должностей в соответствие с требованиями российского законодательства)

Новый профстандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» вступает в силу : 18 комментариев

    Вопрос: являются ли курсы повышения квалификации по направлению «Образование и педагогические науки» дополнительным профессиональным образованием? Достаточно ли курсов повышения квалификации раз в 3 года,если есть образование по направлению деятельности (например, образование высшее художественное и педагог преподает ИЗО)? Прошу помочь разобраться,так как одни педагоги говорят,что достаточно курсов повышения квалификации,а другие говорят,что обязательна профессиональная переподготовка.

    Здравствуйте!
    Прочитала про новый профстандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». У вас на сайте написано: «При этом наличие среднего профессионального образования или высшего образования - бакалавриата, направленность которого соответствовала преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), не освобождало от необходимости профессиональной переподготовки.»
    Вопрос: разве по новому профстандарту наличие высшего образования, направленность которого соответствует преподаваемому предмету освобождает от необходимости профессиональной переподготовки?

    Добрый день, поясните пожалуйста фразу «Обращаем внимание, что в приказе от 5 мая 2018 года N 298н отсутствует положение о том, что «профессиональный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда» (ранее это требовалось)».
    И еще вопрос если я закончила вуз по направлению «химия и биология», а работаю педагогом-организатором в художественно-эстетическом отделе, в связи с вступлением нового профстандарта я имею право работать не по своей специальности «химия и биология»?

    Добрый день! Объясните формулировку в новом проф. стандарте в разделе «требования к образованию и обучению» по отношению к должности «педагог-организатор» — высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки». Это может означать, что для должности педагога-организатора достаточно просто любого среднего профессионального образования?

    Добрый день! столкнулась со следующей проблемой. Согласно Порядку проведения аттестации педработников СЗД устанавливается по истечении не ранее, чем через два года. и в этот период работник рассматривается как учитель без категории. Как производится оплата труда в таком случае? если можно, подскажите ссылку на документ, регламентирующий этот момент.

    Я педагог дополнительного образования с25 летним стажем, образование средне специальное техническое. Работаю по программе декоративно прикладного искусства. Могут ли меня аттестовать на соответствие занимаемой должности по новым простагландинов.

    Хотелось бы конкретно понимать, я педагог дополнительного образования, прошла курсы переподготовки 522 часа,педагогика и психология детей дошкольного возраста, могу ли я по новым профстандартам работать педагогом дом.образ. с детьми от 14 лет и старше??? Или только с дошкольниками?

Профстандарт педагога дополнительного образования в 2018 году направлен на совершенствование образовательной системы Российской Федерации. Читайте о его содержании и проблемах, связанных с внедрением, скачайте документ.

Читайте в нашей статье:

Профстандарт педагога дополнительного образования: последние новости

Профстандарт педагога дополнительного образования (ППДО) содержится в и зарегистрирован в Минюсте 24 сентября 2015 г. Однако его ввод в действие был отложен до 1 января 2018 года решением министра образования Ольги Васильевой. С этой даты профстандарт должен использоваться повсеместно.

Термин «педагог дополнительного образования» применяется с 1992 года. К этой группе сфере просвещения отнесены все дисциплины, ставящие своей целью «формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени». Так сказано в .

Основные цели и задачи профстандарта

Внедрение педагогических профстандартов, в том числе ППДО, призвано систематизировать требования к учителям, ввести единые квалификационные требования. Тем самым общий уровень образования в Российской Федерации должен возрасти – так как каждый преподаватель должен соответствовать стандартам.

ППДО декларирует своими основными целями и задачами организацию оптимальных условий для всестороннего развития учеников, освоения ими программ, помощи в профориентации, личностному росту. Существует около 44 000 программ дополнительного образования. Они делятся на такие группы: социальные, художественные, естественнонаучные, физкультурные, краеведческие, спортивные, педагогические и спортивные.

Структура и содержание

ППДО состоит из 4 частей.

1 часть посвящена целям и задачам внедряемого профстандарта, также в ней даются коды ОКВЭД и ОКЗ для педагогов допобразования.

2 часть - это описание трудовых функций, составляющих данный стандарт. Их три: непосредственно преподавание дополнительных общеобразовательных программ, организационно-методическое и организационно-педагогическое обеспечение осуществления этих программ. ППДО дает подробные объяснения по каждой из трех функций, относя конкретные трудовые обязанности к конкретной функции. Проделанная составителями ППДО колоссальная работа по систематизированию всей сферы дополнительного образования позволяет легко определить, чем должен заниматься учитель дополнительного образования и какую роль в общем процессе обучения несет та или иная функция.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуйте бесплатно! . Соответствует требованиям профстандарта «Специалист по управлению персоналом», за прохождение - удостоверение о повышении квалификации. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются готовыми шаблонами документов, которые можно .

3 раздел посвящен конкретным требованиям к педагогам, работающим по ППДО. По каждой отдельной функции дается перечень возможных должностей, требования к преподавателю, в том числе по стажу и условиям допуска к работе. Например, старший тренер-преподаватель должен иметь опыт практической работы не менее 2 лет, среднее специальное или высшее образование, при отсутствии педподготовки – дополнительное образование и т.д. ППДО в числе прочего дает рекомендации по графику профессиональной переподготовки.

В 4 разделе сообщаются сведения о разработчиках ППДО. Ответственным разработчиком стандарта стал ФГАУ «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»), команда составителей представлена 4 учреждениями из разных городов России.

Обязанности педагога и оценка его соответствия профстандарту

ППДО не использует слова «обязанность», описывая требования к претендентам на вакансию педагога дополнительного образования. Вместо этого стандарт предлагает ориентироваться на такие структурные составляющие его деятельности:

  • трудовая функция,
  • необходимые умения,
  • необходимые знания (в том числе законодательной базы),
  • другие характеристики.

Обратите внимание

Непосредственные должностные обязанности специалиста определяет администрация учебного заведения, фиксируя их в и прочих документах. Ориентируясь на стандарт и применяя его в конкретных условиях, можно быть уверенным в квалификации педагога и целенаправленности его деятельности.

Рассмотрим, например, должность педагога-организатора. ППДО дает полный перечень требований к его образованию, умениям и навыкам. Он может быть бакалавром с дополнительным специальным тематическим образованием. В таком случае требуется как минимум2-летний стаж работы педагогом допобразования. Если же претендент на вакансию имеет магистратуру по организационно-педагогической деятельности, опыт работы не требуется. Раз в 3 года данный работник должен проходить обучение..

Задача педагога-организатора – «организация и проведение массовых досуговых мероприятий». Следовательно, он должен уметь придумывать мероприятия, выявлять общественные инициативы, уметь создать мероприятие «под ключ» (от репетиций до афиш), привлекать родителей, других учителей, а также одаренных особых детей. Такие трудовые функции требуют множества знаний, в том числе санитарных-гигиенических норм, требований охраны труда, безопасности детей, привлечения внебюджетных средств и т.д.

Возможно ли скорое внедрение

Вступление в силу ППДО осложняется объективными обстоятельствами. В первую очередь это недостаточное материальное оснащение сферы дополнительного образования. Во вторую – слабая обратная связь от родительской общественности и местного самоуправления, относящихся к допобразованию как к факультативному, необязательному. В-третьих, не могут не сказываться недостатки в части профессиональной подготовки: слабая теоретическая и контролирующая (аттестации) база образования учителей, проблемы в систематизации узкопрофессиональных знаний.

И, конечно, имеет значение недостаток кадров, во многом вызванный материальной заинтересованностью в высокооплачиваемой работе.

Немаловажно, что в настоящее время происходит реформа управления сферой образования, она реструктуризируется и обновляется. Так, на днях министр образования Ольга Васильева была назначена министром просвещения (18 мая 2018 года). Очевидно, что педагогов ждут большие перемены, в том числе это коснется и работников дополнительного образования. Окончательное внедрение «образовательных» профстандартов закончится к 1 января 2020 году, согласно .

gastroguru © 2017