Мощи святой анны матери богородицы. Успение праведной анны, матери пресвятой богородицы. Иоаким и Анна: икона, молитва, житие

Очень часто, обращаясь к иконам святой Анны или же с молитвой о помощи и покровительстве, несведущие верующие точно не уверены, с какой именно Анной они пытаются установить контакт. Это приводит к тому, что молитвы остаются неуслышанными, а вера их подвергается сомнению. Давайте рассмотрим всех известных святых с именем Анна, а также области их покровительства.

Святая Анна, мать Богородицы

Памяти святой праведной Анны посвящены 22 декабря, 7 августа и 22 сентября по новому стилю. Святая Анна происходит из рода Ааронова, а её муж, святой Иоаким, происходит из дома самого царя Давида, откуда, согласно древним преданиям, должен был произойти Мессия. Супружеская пара проживала в Назарете и ежемесячно отдавала часть доходов на строительство храма Иерусалима, а также на пожертвования беднякам.

К сожалению, Бог до глубокой старости не даровал паре детей, о чём супруги несказанно скорбели. Известно, что у евреев бездетные семьи считаются самыми несчастными, а бесплодие называют тяжким наказанием Божьим. Однако святые не сдавались и горячо молились о появлении потомства. Иоаким отправился в пустыню и провёл там 40 долгих дней, молясь о чуде, Анна же винила себя в их несчастье, она также просила Господа даровать ей дитя, дав обещание принести его в дар Богу.

Молитвы супругов были услышаны, к ним снизошёл ангел и возвестил о свершении чуда. Таким образом, в Иерусалиме у супругов родилась дочь - Пресвятая Дева Мария. По преданиям, святая праведная Анна умерла в глубокой старости в Иерусалиме ещё до Благовещения. Первый храм в честь святой был построен в Девтере, а ее успение празднуется 7 августа. Молитвы святой Анне возносят при бесплодии, а также в случае осложнений при беременности, чтобы обрести здоровое потомство. Как и святая Анна, Мария, дочь её, стала жить благочестивою жизнью и удостоилась счастья произвести на свет Иисуса Христа, спасителя нашего.

Княгиня Анна Кашинская

Во времена тотального атеизма церковь снова разрушили, а источник был засыпан землёй и закрыт бетонными плитами. Однако священная вода пробилась, а крестьяне расчистили место для возвращения озера.

Сейчас на месте озера сооружена целая купальня, с отдельными кабинками для мужчин и женщин. Примечательно то, что температура озера не меняется, независимо от времени года. Летом вода не нагревается, а зимой не замерзает…

в Вильнюсе

Этот костел считается настоящим шедевром поздней готики. Небольшой собор выглядит настолько хрупким и миниатюрным, что привлекает намного больше восторженных взглядов, чем стоящий позади него огромный костел святого Бернарда. Кто именно и в какой период времени построил этот собор - точно неизвестно, однако выглядит он настолько ослепительно, что сам Наполеон возжелал перенести его в Париж.

Сейчас знаменитый костел святой Анны считается одним из символов Вильнюса. Если вы присмотритесь к основному фасаду собора, то обнаружите буквы «А» и «М», что может означать «Аве Мария» или же «Анна матер Мария». По словам некоторых экспертов, композиция фасада имитирует столпы Гедиминовичей, верхушками которых являются 3 небольшие башенки.

В 19-м веке рядом с костелом была построена колокольня, выполненная в псевдоготическом стиле. Сейчас возле костела разбит красивый парк, где желающие могут посидеть в тени деревьев или полежать на траве, наслаждаясь красотой собора. Для туристов проводятся специальные экскурсии продолжительностью в полтора или же 3 часа, в том числе с русскими гидами.

Церковь в Аугсбурге

Церковь вместе с небольшим монастырём была возведена в самом центре города в 1321 году, после чего множество раз реставрировалась и реконструировалась. Уже к 1420 году, благодаря пожертвованиям, монастырь святой Анны вдвое превысил свою первоначальную площадь. Была построена капелла Ювелиров, а затем и капелла Фуггеров. Принадлежала она одной из самых влиятельных семей города и была практически первой постройкой в стиле ренессанс.

Одной из достопримечательностей церкви является музей Мартена Лютера. История его восходит к 1518 году, когда Лютер прибыл в город для богословской беседы с самим кардиналом. В результате этой встречи папский легат планировал арестовать лидера партизан. Однако после встречи Лютер тайно уехал из города. В 1551 году началась новая история храма, где открылась школа, а затем и гимназия святой Анны. Немного времени спустя городской архитектор воздвиг специально для гимназии новое здание с библиотекой и церковной башней со шпилем.

Украшения церкви

В 16-м веке церковь стала обладательницей уникальной коллекции картин, которые можно увидеть там и по сей день. Некоторые из произведений искусства принадлежат руке великого немецкого мастера Лукаса Кранаха Старшего. Что касается художественной составляющей оформления храма, здесь есть на что посмотреть как паломникам, так и простым туристам, не относящимся к христианской вере. Во-первых, следует обратить внимание на росписи на потолке, выполненные в стилях рококо и барокко. Многочисленные фрески и лепнина изображают такие великие события, как Судный день, Распятие и Нагорная проповедь.

Построенная полностью на пожертвования, капелла Ювелиров была расширена и украшена фресками, изображающими царя Ирода. По сюжету царь обращается к чернокнижникам с просьбой узнать местонахождение Иисуса. Также фрески изображают самого Иисуса, волхвов, святых Елену, Георгия и Кристофера.

Афонский скит святой Анны

В Греции находится одно из самых популярных мест паломничества, посвящённых святой Анне. Афонский скит обладает чудотворной иконой, покровительствующей материнству. Известно, что тысячи людей после молитв перед иконой получали детей, и помогала им святая Анна. Икона стоит здесь со стародавних времён, об этом свидетельствует старинная лампада с яйцом, стоящая возле иконы.

Оказывается, эту лампаду преподнёс в подарок скиту турецкий султан более 200 лет назад! История этого подарка крайне интересна. Дело в том, что султан Лимну был бездетным, а, как уже говорилось ранее, у мусульман бесплодие подобно проклятью на всю семью. Проходило время, султан постепенно старел, а надежды обрести потомство всё не было. Тогда до него дошли слухи, что в Афонском ските стоит чудотворная икона, помогающая родителям обрести детей. И султан не раздумывая отправил щедрые дары в скит с просьбой привезти ему святую воду и масло от лампады.

Однако паломники подумали: «Как же мы вручим святыню человеку, который даже не исповедует христианство?» И они вылили масло. Однако султан верил в силу иконы и снова потребовал от паломников исполнения своей просьбы. Будучи в замешательстве, паломники отправились за советом к отцам скита. «Что же нам делать? - спросили они. - Если мы не выполним просьбу султана, он нас казнит!» И ответили отцы: «Тогда отнесите ему простого масла и обычной воды».

Решено было так и сделать. Веря в чудотворную силу иконы, султан выпил обычной воды из ручья и стал отчаянно молиться, ведь его последней надеждой стала святая Анна. Икона действительно помогла, и вскоре случилось чудо: султан получил долгожданного сына! Исполненный благодарности, султан отправил лампаду, украшенную драгоценным камнем. Однако вскоре воры украли камень, и султан прислал на его место серебряное яйцо.

Чтобы молитва обрела силу...

Многие люди отказываются верить в Бога только потому, что не получают ответы на их молитвы. Но что, если это вина самих молящихся? Дело в том, что очень часто мы слишком сосредоточены на своих собственных горестях, чтобы воздать должное почтение и внимание величию Господа, к которому обращаемся. Когда мы зацикливаемся лишь на собственных нуждах, наша молитва теряет силу. Главное условие успеха любой молитвы - на любовь и могущество Бога, который хочет помочь нам.

Чтобы молитва была сильна, нужно рассматривать её в свете благодати Бога, тогда мы сможем вознестись к нему, и молитва будет услышана. Научитесь «встречаться» с Богом в каждой молитве. Ведь мы жаждем встречи с любимыми людьми и родственниками, а от Бога чаще всего просто чего-то хотим. Однако Бог не подобен продавцу. Он дарует благость тем, кто действительно верит и жаждет именно присутствия Господа в своей жизни.

На примере султана можно судить, что не столько важно вероисповедание человека, сколько искренность его молитв и побуждений. Поэтому, если даже «неверный» искренне обратится к Богу и попросит его участия в своей жизни, Господь откликнется на его молитвы.

Святая праведная Анна происходила из колена Левиина из рода первосвященника Аарона, а муж ее, святой Иоаким – из колена Иудина, рода Давидова. Таким образом, когда они сочетались браком, в новой семье соединились две главные генеалогические ветви: царская и мессианская линия Давида, царя-псалмопевца, и священническая – Аарона, брата Моисеева, воплотившись затем в Деву Марию, а через Нее произошло боговоплощение в Рождестве Иисуса Христа – Небесного Первосвященника и столь долгожданного на земле Мессии.

Святая Анна была младшей из трех дочерей священника Матфана, жившего в Вифлееме, жену его, также происходившую из колена Иудина, звали Марией. Всего же у них было три дочери. Первой замуж в Вифлееме вышла старшая Мария и родила Саломию, вторая, Совия, в замужестве родила Елисавету – будущую мать Иоанна Предтечи и также осталась в городе родителей. Но младшая Анна была выдана за Иоакима из Назарета в стране Галилейской.

Известно, что супруги вступили в брак совсем юными, но, происходя из знатных и благочестивых семей, с рождения росли и воспитывались в строгости Закона Божия, и праведность их была примерной и искренней. При богатстве духовном они имели и богатство материальное, но знали истинную цену и тому и другому: каждый праздник, соблюдая заповеди Закона и обычаи, проистекавшие из них, святые Иоаким и Анна выделяли из имущества немалые средства, разделяя их, как полагалось, на две части – одну жертвовали храму, вторую – раздавали нищим и нуждающимся.

Однако, несмотря на богоугодное житие Иоакима и Анны, Господь не сразу осуществил свой великий замысел об этой семье – Рождество Владычицы нашей Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, хотя, как мы видим, этот замысел готовился Им многие и многие поколения из рода в род, из колена в колено. Длительное время святые родители Пречистой были бездетны, однако, как говорит святитель Димитрий Ростовский, «в самом зачатии и рождении такой дочери была явлена и сила Божией благодати, и честь Рожденной, и достоинство родителей; ибо неплодной и состарившейся женщине родить иначе невозможно, как по силе благодати Божией: здесь действует уже не природа, но Бог, побеждающий законы природы и уничтожающий узы неплодия». «Наконец, – продолжает святитель, – чрез таковое рождение открывает¬ся достоинство и самих родителей, так как они после долгого неплод¬ства родили радость всему миру, чем уподобились святому патриарху Аврааму и благочестивой супруге его Сарре, родившим, по обетованию Божию, Исаака в старости» (Быт. 21:2). Размышления Димитрия Ростовского над чудом рождения Девы от престарелых родителей еще раз подтверждают величайшие возможности, которые дарует человеку добродетельная, боголюбивая жизнь, несмотря ни на какие испытания, посылаемые ему от Господа: «Этого достоинства (Рождества в их семействе Пресвятой Богородицы. – авт.) они не сразу достигли, но только усердным постом и молитвами, в душевной горести и в сердеч¬ной скорби умолили о сем Бога: и скорбь их обратилась в радость, а бес¬честие их явилось предвестником великой чести, и усердное прошение руководителем к получению благ, и молитва – лучшей ходатаицей».

Впрочем, тайное у Бога, пока не открытое Им для всех, люди склонны объяснять себе по-своему, согласно имеющимся обычаям и представлениям. Все кругом видели, что время идет, а прибавления в семействе Иоакима и Анны так и не наступает. Бесплодие в семье в те времена было равносильно признанию, что над этим домом нет Божия благоволения, раз Он вдруг решает остановить этот род. Бесчадие считалось за бесчестие, которое было настолько велико, что когда в большой праздник Иоаким принес в Иерусалимский храм дары Богу, бывший тогда первосвященником Иерусалима Иссахар отказался принять их, сказав, что раз Иоаким до сих пор бездетный, значит, при внешнем благочестии у него есть тайные грехи. Другой прихожанин также заявил, что Иоаким недостоин приносить дары Богу, поскольку нет от него потомства Израилю.

С древних времен патриархам не единожды давалось от Бога обетование об умножении народа, и чем более детей было в семье, тем, как считалось, милостивее Бог благословлял родителей. С другой стороны, память о многочисленных пророчествах о грядущем Мессии дала всем родам и коленам возможность надеяться, что Он явится именно в их роду, а те, у кого детей не было, оказывались соответственно лишенными такой перспективы, и бесчадие почиталось за наказание, а бездетные у ветхозаветных иудеев считались бесспорными грешниками перед Богом.

Опечаленный Иоаким ушел из храма. Этот праздник обернулся для него глубокой скорбью. Он пошел не домой, к ожидающей его Анне, а в пустыню к пастухам, которые пасли его стада, и, плача, стал вспоминать всех предков своих, ища, у кого, возможно, была такая судьба, ведь не прервался же род его. Так, перебирая свой род колено за коленом, он вспомнил про Авраама и Сарру, родивших Исаака в уже весьма преклонном возрасте, и стал молить Бога, чтобы и его Он сподобил такой радости, – иметь дитя, сколько бы лет ему ни исполнилось, и тем открыл Свое благоволение к нему. Сорок дней святой Иоаким молился и постился на одной воде, и дал обет, что не будет есть и не вернется в свой дом, оставаясь в одиночестве среди стад, пока Бог по воле Его не явит ему милость, подаст знак, что бесчестие снято с его дома.

А святая Анна, в радости ожидавшая домой мужа с праздничного богослужения, получила совсем иное, горькое известие: первосвященник даров их не принял, а супруг удалился в пустыню, и все это из-за их длительного неплодства. Безутешно плача, бедная женщина даже не знала, какое страдание ее признать большим: отверженность у Бога, неожиданное сиротство, ибо муж был всей ее семьей, как велел обычай, или бесплодие – всю вину за отсутствие детей в их с Иоакимом браке она считала своей.

По преданию, так прошло пятьдесят лет. Святой праведный Иоаким молился и постился в пустыне, а святая праведная Анна жила, как могла со своей служанкой Юдифью, которая хоть и пыталась как-то утешить хозяйку, но понимала, что слова человеческие бессильны там, где все решить может только слово Божие. Люди обходили дом ее стороной, поскольку там жила женщина в двойном бесчестии: бездетная, оставленная Богом и оставленная мужем.

Однажды, уже в старости, святая Анна вышла в свой сад и села под большим лавром, на котором птицы свили гнездо, и там уже щебетали птенцы, а над ними порхали родители. Маленькое птичье счастье так тронуло ее, так всколыхнуло все ее многолетнее горе, что она в полном отчаянии вновь обратилась к Богу со слезами и молитвой, сетуя, что, наверное, она в глазах Божиих самая грешная из женщин. Ее дары Богу не принимают первосвященники в храме, а люди отворачиваются от нее, и, раз она неплодна, значит, неугодно Господу, чтобы от нее умножался народ Израилев. Но, может быть, раз Он когда-то даровал сына девяностолетней Сарре, что, когда-то, многие годы бездетная Анна, жена некоего Елкана, молила Бога о потомстве, обещая, что коли родит, то отдаст дитя на служение Ему, обрела радость, родив пророка Самуила (IЦар. 1:9–18), то и ее не оставит Господь. И, плача и молясь, святая праведная Анна дала обет, что коли родится по воле Божией и у нее Дитя, то она принесет его в дар Богу.

Как только праведная Анна произнесла слова своего священного обета, явился ей Ангел Господень, который принес весть о том, что, как красиво и вдохновенно пишет святитель Димитрий Ростовский: «…Услышана твоя молитва, воздыхания твои прошли сквозь облака, сле¬зы твои явились пред Богом, и ты зачнешь и родишь Дщерь преблаго¬словенную; чрез Нее получат благословение все племена земные и будет даровано всему миру спасение; имя ей будет Мария». На что, поклонившись Богу, Анна ответила, что, когда родится дитя, она отдаст его на служение Богу. «Пусть оно служит Ему и прославляет святое имя Божие день и ночь во всё время своей жизни».

С давно забытым чувством несказанной радости святая праведная Анна поспешила в Иерусалимский храм, где в доме Божием поклонилась Ему за Его великую милость к ней.

Тогда же, когда Вестник Божий явился Анне, он явился и святому праведному Иоакиму в пустыне и сообщил, что ждет его радость – будет у них дочь, рождение которой станет радостью для всего мира. Ангел повелел Иоакиму немедленно идти в Иерусалим, где у Золотых ворот он встретится со своей супругой Анной, которой возвещено то же самое.

Изумленный и обрадованный Иоаким поспешил в Иерусалим, встретил там, где указал ему Ангел, жену свою Анну. Обменявшись рассказами об ангельском посещении, супруги восславили в храме Бога и отправились домой. 9/22 декабря случилось Зачатие праведной Анны, которое мы теперь и празднуем среди других праздников. 8/21 сентября случилась обещанная радость миру – родилась у праведной Анны Дочь, Преблагословенная Дева Мария. Святой праведный Иоаким поспешил в Иерусалимский храм, где, благодаря Бога всем сердцем, от всей глубины души, принес Богу дары, жертвы, всесожжения, и все первосвященники, все духовенство благословило его. Затем в своем доме он устроил обильную и богатую трапезу, раздал великую милостыню неимущим, и все, кто прежде отворачивался от их дома, ликовали вместе с ним и женой его Анной.

Юную Деву святая праведная Анна и праведный Иоаким, помня данный Богу обет и слова Ангела о Ее великом назначении, берегли и растили в благочестии, ощущая дивную благодать, исходившую от Приснодевы, которая росла удивительным ребенком, не по годам скоро взрослеющим. Когда Деве Марии исполнилось три года, настало время Введения по храм, куда родители благоговейно сопроводили Ее на служение Богу, как и было ими обещано. Спустя недолгое время святой праведный Иоаким предстал перед Богом, ему было 80 лет. Святая праведная Анна по смерти мужа оставила Назарет, пришла в Иерусалимский храм и жила при своей Пречистой Дочери, молясь Богу, и покинула мир сей, пережив мужа на два года. Память успения ее мы отмечаем 25 июля/7 августа.

Их останки были упокоены на краю Иосафатовой долины, что лежала между Иерусалимом и Елеонской горой. Там же потом была устроена гробница Богоматери и похоронен Иосиф Обручник.

Почитание святой праведной Анны после жизни
Первый небольшой монастырь – скит в честь святой праведной Анны был построен на Святом Афоне, и это одна из самых древних афонских обителей, однако в то воинственное время он неоднократно разрушался морскими пиратами. В XVII веке скит был восстановлен и укреплен Патриархом Константинопольским Дионисием, который приобрел к тому времени стопу святой праведной Анны. Здесь в 1680 году он выстроил соборный храм Успения святой Анны, и с тех пор скит носит имя матери Пречистой и на Афоне славен особыми подвигами подвизающихся там монахов. Рядом с ним расположен Новый скит Рождества Пресвятой Богородицы, или «Малая Анна», что подчеркивает особую благодать, ощущение священства, разлитые над теми местами, которые несут в себе священное незримое присутствие связи зачатия святой Анны и Рождества Пречистой Дочери ее.

В VI веке при святом благоверном царе Иустиниане в Дефтере на острове Кипр был возведен в честь ее храм, в XVII – XVIII веках его поновил император Иустиниан II, после того как святая праведная Анна явилась во сне его находившейся в положении жене. Тогда же ее святые мощи и покрывало, в которое они были обернуты, были с почестями перенесены в Константинополь.

Значение иконы
Любовь обоих родителей к своему ребенку, будь то дочь или сын, всегда важна обоюдной полнотой, необходимой для его счастливого возрастания. Однако недаром материнская любовь обожествляется во всех народах от начала времен, а молитва матери – нет другой молитвы сильнее, чем ее святая просьба о детях. И хотя более распространены иконы Богоматери «Святая праведная Анна с Младенцем Марией», где Заступница явлена в младенчестве Ее с обоими родителями, есть старинные списки, где изображены только праведная мать и ее Пречистая Дочь.

На этом списке композиция его совершенно схожа с композицией богородичных икон, где Дева изображена как Богородица с Младенцем Иисусом на руках, и этот образ по типологии явно сходен с древнейшим образом Ее «Елеуса» – «Умиление». Так же печально склоняется к личику Младенца Марии праведная Анна, провидя материнской интуицией все земные труды Дочери и помня обет, данный Богу: Ему предназначено ее долгожданное, позднее и единственное Дитя; так же трогательно прильнула младенческая щечка Марии к щеке матери Ее, так же понимающе и утешительно смотрит Она на материнский лик, держа в маленькой ручке голубой цветок – символ Ее присной Божественной Небесной чистоты и целомудрия. Традиционно богородичный голубой цвет в одеянии Младенца Марии, благородно сочетаясь с изумрудным, символизирующим жизнь, прежде всего, жизнь в Духе, преподанную Христом ученикам (на троичный праздник священнослужители облачены в одежды зеленого цвета), подчеркивает Ее статус как Приснодевы. Золотые звезды на омофоре на челе и раменах – плечах – указывают на Нее как на Богородицу, являясь непременной деталью изображений Ее.

Омофор праведной Анны на наиболее древних списках преимущественно изображался алым, но, благодаря возможностям кузнецовской точечной техники, в цветочном орнаменте ее одеяния к нему добавился тот же богородичный голубец и золото как знак причастности к Божественной избранности ее в череде предков Христовых по плоти из царственного дома Давидова.

Поля кузнецовских икон всегда не только вбирают в себя весь колорит доличного и продолжают орнаментальный стиль, выбранный иконописцем для данного образа. Они наследуют эмоциональный и событийный символический ряд. Рондо со вписанными в них цветочными узорами золотых, рубиновых, сапфировых тонов, расположенные вокруг святой матери и ее Пречистой Дочери, кажутся объемными сферами. Они парят, как ангельские бесплотные создания, будто приветствуя и охраняя Божественную двоицу. Многозначный, объемный по чувству и смыслу образ, повторяя древние прориси, но переозвученный через цветовые и орнаментальные приемы нового в технике иконописи, открывается нам навстречу, и навстречу ему молитвенно открывается душа.

П раведная Анна, мать Пресвятой Богородицы, происходила родом из мессианского колена Левина (по отцу) и мессианского колена Иудина (по матери). Дочь Матфана, она была супругой праведного Иоакима, потомка царя Давида, которому Бог обещал, что от семени его потомства родится Спаситель мира.

После двадцати лет брачной жизни праведные Иоаким и Анна не имели детей и глубоко скорбели об этом, потому что бесплодие у древних иудеев считалось позором. После того как однажды во время большого иудейского праздника дары праведного Иоакима, принесенные Богу в ветхозаветный храм в Иерусалим, были отвергнуты израильским книжником Рувимом на том основании, что у Иоакима нет потомства, праведный Иоаким удалился в пустыню. Здесь он постился 40 дней и ночей, пребывая в молитве. Праведная Анна в это время также молилась Богу, умоляя Его даровать ей ребенка. Внезапно ей явился ангел Господень и сказал: «Не бойся, Анна, ибо твой отпрыск предрешен Богом и то, что родится от тебя, будет в почитании во все века, до окончания их».

В то же время ангел Господень явился святому Иоакиму со словами: «Знай о твоей жене, что она зачнет Дочь, Которая пребудет в храме Бога, и Дух Святой почиет на Ней, и благословение Ее будет на всех святых женах... и Сама Она будет благословенна и станет Матерью вечной благодати».

По возвращении домой из пустыни праведный Иоаким совершил Богу принятые по закону жертвоприношения. Через девять месяцев праведная Анна родила дочь. Благочестивые супруги нарекли Ее Марией.

Праведный Иоаким преставился в 80-летнем возрасте, через несколько лет после введения во Храм Пресвятой Девы Марии. Правед-ную Анну в возрасте 70 лет Бог сподобил провести два года при Иерусалимском храме, где она воспитывала свою Дочь. По преданию, праведная Анна мирно почила о Господе в Иерусалиме через два года после блаженной кончины праведного Иоакима.

Мощи праведной Анны почивают в Константинополе.

Святая праведная Анно, моли Бога о нас!

В Оптиной Пустыни в храме в честь преподобной Марии Египетской 20 октября 2011 года состоялось малое освящение правого предела в честь святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы и преподобной Марии Египетской.

Пречистая Дева Мария, даровавшая по воле Бога миру людей Мессию, почитается в Русской Православной Церкви, да и в христианстве в целом, едва ли не наравне с Иисусом. Не зря ее называют ходатаицей, заступницей, ведь Богородица способна донести любую молитву до Творца, помочь тогда, когда надежды на улучшение ситуации, избежание опасности, исцеление болезни не остается. Между тем, особым почитанием верующих пользуются также святые родители Пречистой: Иоаким и Анна. 7 августа Церковь празднует Успение праведной Анны, матери Богородицы.


Житие и личность святой

Мать Пресвятой Богородицы родилась в семье священника Матфана из Вифлеема и Марии, жены его. Последняя происходила из колена Левина, рода Ааронова. О детстве и юности праведницы почти ничего неизвестно, но понятно, что росла она в атмосфере глубокой религиозности и богобоязненности, учитывая специфику рода деятельности отца угодницы Божьей. Когда подошло время, праведная Анна сочеталась браком с Иоакимом - мужчиной родом из Галлии. Жили они душа в душу, однако обоих супругов печалило одно обстоятельство: пара никак не могла обзавестись детьми. В те времена бесчадие считали позором, поэтому Иоаким и Анна то и дело подвергались насмешкам и общественному презрению. Надо отдать им должное: супруги не роптали, а лишь горячо молились Господу о ниспослании им счастья стать родителями, проявляя абсолютное смирение перед волей Всевышнего.


Так прошло 50 лет их совместной жизни. Однажды во время праздника Иоаким отправился в Иерусалим, чтобы принести Богу дары. Каково же было его разочарование и скорбь, когда священник израильский отверг приношения мужа, мотивируя свой отказ бесчадием последнего: якобы не имеющий детей человек недостоин таким образом выказывать свое уважение и любовь Творцу. Старец, погрузившись в глубокую печаль, не стал возвращаться домой, а поселился в пустыне, где, соблюдая строгий пост, проводил дни и ночи в молитвах к Богу о даровании им с женой младенца. Праведная Анна узнав, как унизили ее супруга в Иерусалиме, последовала его примеру: уединилась и стала беспрестанно в постничестве молить Бога об избавлении от бесплодия.


Общая молитва Иоакима и Анны была услышана Господом спустя много лет. Им явился ангел, который возвестил паре о скором рождении у них дочери, что будет благословлена всем человеческим родом. Услышав пророческие слова, праведная Анна поклялась посвятить Богу дитя, которое у нее родится, дабы оно служило Господу верой и правдой. Зачатие ребенка случилось в Иерусалиме, там же произошло рождение долгожданного младенца. По этому случаю Иоаким снова отправился в Иерусалим и на этот раз без преград принес дары Творцу, благосклонно встреченные и одобренные местным священником. После он устроил в доме своем празднество с обильной трапезой в честь осуществления главного их с супругой желания милостивым Богом.


Марию родители очень любили. Они всячески оберегали ее и воспитывали в любви к Господу, дабы исполнилось в свое время пророчество, возвещенное Ангелом. Любовь Иоакима и Анны к дочери своей была двоякой: с одной стороны супруги испытывали к чаду нежные чувства, какие и подобает испытывать к отпрыску; с другой же – почитали будущую Богородицу, словно госпожу, понимая, что она избрана Творцом для совершения великой миссии. Мария же отвечала своим родителям полной взаимностью, одаривая их своей благодатью.

Когда малышка достигла трехлетнего возраста, Анна и Иоаким отвели ее в храм Божий с тем, чтобы исполнить данное когда-то Творцу обещание посвятить дарованного им ребенка на служение Создателю. Об этом замечательном и во многом знаменательном событии нам напоминает каждый раз большой христианский праздник под названием «Введение во храм Пресвятой Богородицы». С тех пор будущая Богоматерь пребывала в доме Божьем на попечении священнослужителей, где, можно сказать, готовилась исполнить свое великое предназначение.


Успение праведной Анны

Через пару лет после Введения во храм юной Марии отец Пречистой скончался. Ему на тот момент было 80 лет. Оставшись вдовой, праведная Анна ушла из Назарета в Иерусалим, в храм, где воспитывалась отныне ее дочь. Святая день и ночь молилась Создателю и находилась рядом со своим необыкновенным ребенком. Так она прожила два года, а затем скончалась в возрасте 70-ти лет. Указанный храм вскоре после этого события был обновлен по приказу императора Иустиниана II. Поводом послужил сон, приснившийся беременной супруге правителя: в нем та узрела святую Анну. Иустиниан повелел также перенести тело матери Богородицы и ее мафорий (покрывало) в византийскую столицу - Константинополь.

Таким образом, если верить церковному преданию, успение святой Анны произошло еще до Благовещения. Как результат, слава дочери ее, удостоившейся стать матерью Мессии, открылась праведнице лишь в вечной жизни, «на том свете». Почему же саму Анну Церковь считает святой? Она не страдала от смертельных мук за Христа, не совершала подвигов, что характерны для людей, ведущих подвижнический образ жизни, не исцеляла больных. Здесь нечто другое: праведная Анна во время земного своего существования испытывала чисто женские скорби. И заслужила она причисление к лику святых проявленными при жизни непоколебимым терпением и упорной, беспрестанной надеждой. Последние увенчались радостью рождества Пречистой Девы Марии, хотя и вкушенной под занавес существования, в престарелом возрасте. Однако именно это заповедовал нам Иисус Христос, говоря так: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк.21,19).

Как и о чем молиться святой

Праведная Анна помогает во многих жизненных ситуациях. В основном к ней с молитвой обращаются женщины. Главные же просьбы святой адресуют те представительницы прекрасного пола, которые страдают бесплодием.

Существуют иконы с изображением праведной Анны, держащей на руках Пресвятую Деву Марию в младенческом возрасте. Один из таких образов, очень старинный, пребывал в селе Миньковицах Дубенского уезда Волынской епархии. Сам праздник Успения праведной Анны, матери Богородицы, испокон веков почитался женщинами в положении.

Молиться святой можно своими словами, но лучше ежедневно читать перед ее иконой дома специальные молитвы. Текст последних приведен ниже.


Тропарь праведной Анны, глас 4
Жизнь рождшую во чреве носила еси, Чистую Богоматерь,/ богомудрая Анно./ Темже к приятию Небесному, идеже веселящихся жилище,/ в славе радующися, ныне преставилася еси,/ чтущим тя любовию/ прегрешений просящи очищение,// присноблаженная.

Кондак праведной Анны, глас 2
Прародителей Христовых память празднуем,/ тех верно просяще помощи,/ избавитися всем от всякия скорби, зовущим:// Бог наш с нами, сих прославлей, якоже благоволи.

Частицы мощей святой Анны находятся во многих храмах разных стран.

gastroguru © 2017