Иван iv и основные проводимые им реформы. Предпосылки реформ центрального и местного управления Ивана IV

Во время правления Ивана IV Васильевича (1533–1584) завершаются мероприятия, которые были направлены на создание централизованного Российского государства.

В 1547 г. великий князь Иван принимает царский титул, что, по мнению митрополита Макария, должно было его приравнять к императорам Древнего Рима и Византии.

В 40-50-е гг. Иван Грозный проводил свою политику совместно с кружком доверенных лиц, Избранной радой. В 1550 г. был созван первый Земский собор – выборный высший сословно-представительный орган. На Земском соборе было решено провести следующие реформы: военную, судебную, церковную, реформу центрального и местного управления.

Военная реформа:

1) проведено укрепление вооруженных сил страны. Ядро армии теперь составляло дворянское ополчение, которое должно было стать опорой власти самодержца;

2) составлено Уложение о службе, согласно которому дворянин мог служить с 15 лет, служба передавалась при этом по наследству;

3) в 1550 г. было создано постоянное стрелецкое войско, которое в конце XVI в. являлось мощной боевой силой Российского государства.

Судебная реформа

В 1550 г. был издан «Судебник» – свод законов, предусматривающих усиление централизованной власти.

Церковная реформа

Перемены, связанные с централизацией государства, отразили решения созванного в 1551 г. по инициативе царя и митрополита Собора русской церкви.

Его назвали Стоглавом, так как его решения были сформулированы в 100 главах.

Стоглавый собор: 1) оформил общерусский список святых; 2) проверил церковные книги;

3) унифицировал богослужение и все церковные обряды.

Реформа центрального и местного управления (губная реформа)

Она была проведена в середине 1550-х гг., в соответствии с ней власть на местах переходила к губным и земским старостам.

В целом реформы Ивана Грозного, проведенные в 1550-е гг., способствовали укреплению процесса централизации Российского государства, были направлены на усиление власти царя.

Реформы дали возможность приступить к решению важных внешнеполитических задач.

Главными направлениями внешней политики России при Иване Грозном были:

1) восточное (присоединение Казанского и Астраханского ханства, начало освоения Сибири);

2) западное (борьба за выход к Балтийскому морю, война с Ливонским орденом).

Действия русских в восточном направлении были достаточно успешными для России. В 1552 г. было покорено Казанское, а в 1557 г. Астраханское ханства, к Российскому государству присоединены также: Ногайская орда, Башкирия, Кабарда. С 1581 г. шло завоевание Сибири.

Труднее решались задачи внешней политики на западном направлении. Россия стремилась к расширению своих земель на том направлении, где находилась Ливония. Иван IV стремился дать России выход к Балтийскому морю, что расширило бы связи страны с Европой. Пытаясь разрешить эту проблему, Иван IV начал в 1558 г. изнурительную для нашей страны Ливонскую войну, которая длилась 25 лет. Хотя начало войны сопровождалось победами русских войск, были взяты Нарва и Юрьев, исход ее был печален для России. В 1560 г. войска Ливонского ордена были полностью разбиты и он перестал существовать, после чего в войну включились Литва, Швеция и Дания, что и повлияло на исход войны. В1564 г. русская армия начала терпеть неудачи.

ОПРИЧНИНА И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА

Ливонская война имела затяжной характер, что значительно осложнило внутриполитическую обстановку в России. В среде бояр и дворян стало расти недовольство политикой Ивана IV, продолжением войны. К ним присоединились и некоторые люди из ближайшего окружения царя. В1564 г. на сторону противников России – поляков перебежал князь А. Курбский, до этого командовавший русскими войсками. Измена князя еще больше усугубила неудачи России в Ливонской войне. В этих условиях Иван IV принимает решение на введение в 1565 г. опричнины.

Царь понимал острую необходимость в укреплении сильной самодержавной власти. При этом многие бояре имели крупные вотчины, сохраняли экономическую независимость и тем самым представляли угрозу неограниченной власти царя. Иван Грозный тяготился относительной самостоятельностью удельных князей, в числе которых были его дяди: Юрий Иванович, Андрей Иванович, а также князья Воротынские, Бельские, Мстиславские и др.

Иван Грозный оставляет трон и покидает Москву. В1564 г. он со своей семьей под охраной выезжает из Москвы в Александровскую слободу. Иван IV не сомневался в том, что его позовут вернуться на трон, так как в России очень сильна была вера народа в царя.

И действительно, это произошло. Но царь, соглашаясь вернуться на трон, в Москву, продиктовал свои условия: право на неограниченную самодержавную власть и введение опричнины.

Россия во времена опричнины: 1)страна была поделена на две части. В опричнину, подвластную царю, вошли земли, находившиеся в центральных и наиболее богатых районах страны. В опричнине сложилась собственная система органов управления государством;

2) в земщине – на остальной территории – сохранялись старые порядки с той же Боярской думой, приказами;

3) было создано специальное опричное войско, превратившееся в полицейскую силу государства. Всех недовольных опричниной они жестоко пытали и казнили.

Цели опричнины

Иван Грозный введением опричнины преследовал цель уничтожить сепаратизм феодальной знати. Он осуществлял опричную политику, не останавливаясь ни перед какими мерами.

В 1572 г. царь отменил опричнину. Опричные и земские территории были вновь объединены.

К чему привела опричная политика, ее последствия для социально-экономического развития государства:

1) опричниной с ее кровавыми действиями Иван Грозный все-таки сумел достичь укрепления режима личной власти, подавить всякую оппозицию, ликвидировать все очаги удельного сепаратизма;

2) разгром наиболее богатых территорий привел страну к кризисному состоянию. В 70-80-е гг. начался настоящий хозяйственный кризис, который выразился в запустении городов и деревень, гибели большой массы людей, бегстве крестьян на окраины страны, голоде;

3) опричная политика привела к еще большему ухудшению положения России в Ливонской войне.

В 1569 г. Польша и Литва, объединившись в одно государство, Речь Посполитую, направили свои войска на Россию. Швеция так же успешно вела военные действия против России.

Россия потерпела поражение в войне, потеряла крепости Нарва, Ям, Копорье, Иван-город. За ней сохранился только участок балтийского берега с устьем Невы.

РУССКАЯ КУЛЬТУРА В XVI в

Русская культура XVI столетия в основном развивалась на отечественных традициях предшествующего периода. Русская средневековая культура имела ряд особенностей своего формирования, она не являлась лишь региональным вариантом европейской культуры. Корни специфики русской культуры XVI в. в том, что она основывалась на православии.

Русская литература XVI в.

Литература получила свое развитие главным образом в рамках традиционных для России жанров.

Летописный жанр

В первой половине XVI в. было создано несколько известных летописных сводов, которые повествовали о русской истории с древнейших времен. В частности, Никоновская и Воскресенская летописи, Степенная книга, Лицевой свод.

Публицистика

XVI в. – время зарождения российской публицистики. Считают, что в произведениях Федора Карпова, Ивана Пересветова уже заметны первые, хотя и робкие признаки рационализма, но уже освободившиеся от строгих канонов религиозного мировоззрения. К числу публицистов XVI столетия относят также Максима Грека, Ермолая Ераз-ма, князя Андрея Курбского. Последний после своего бегства в Литву в 1564 г. вел достаточно интересную полемическую переписку с Иваном IV. Интересными были и письма царя. Его считают одним из самых своеобразных, бесспорно, одаренных писателей своей эпохи. В письмах к Андрею Курбскому Иван Грозный доказывал необходимость для России деспотической монархии – такого порядка, когда все без исключения государственные подданные являются фактически холопами государя. Курбский же защищал идею централизации государства в духе решений Избранной рады и считал, что царь обязан считаться с правами своих подданных.

В середине XVI в. под руководством митрополита Макария были создано собрание разных по жанру книг, которые были предназначены для чтения (не богослужения) в назначенные месяцы и дни почитания святых. В то же время при участии Сильвестра создан «Домострой» – свод житейских правил и советов по ведению дома, домашнего хозяйства.

Книгопечатание

В XVI в. в русских землях началось книгопечатание. Первая русская книга, «Апостол», была напечатана в 1517 г. в Праге Франциском Скориной. В России начало книгопечатания относят к середине XVI в. В 1564 г. дьяк Иван Федоров вместе с Петром Мстиславцем издает первую печатную книгу. В 1574 г. во Львове Иван Федоров издал первый русский букварь. В то же время вплоть до XVIII в. в России доминировали рукописные книги.

Архитектура

В архитектуре XVI в. очень заметными стали национальные мотивы. Это было связано с распространением в XVI столетии шатрового стиля, который пришел в каменное строительство из деревянной архитектуры. Самыми знаменитыми произведениями зодчества того времени стали церковь Вознесения в селе Коломенском (1532 г.), а также собор Василия Блаженного, построенный на Красной площади в Москве русскими архитекторами Бармой и Постником в честь взятия Казани (1561 г.).

В XVI в. интенсивно возводятся военные укрепления. К Московскому кремлю были пристроены стены Китай-города. Строятся кремли в Нижнем Новгороде, Туле, Коломне, других городах. Автором мощного кремля в Смоленске был выдающийся зодчий Федор Конь. Он же являлся архитектором каменных укреплений Белого города в Москве (вдоль нынешнего Бульварного кольца). Для защиты южных рубежей от крымских набегов в середине XVI в. построили Засечную линию, которая проходила через Тулу и Рязань.

ПРАВЛЕНИЕ ФЕДОРА ИОАННОВИЧА. ОБОСТРЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ В СТРАНЕ. БОРИС ГОДУНОВ

В 1584 г. умер Иван Грозный. Наследником престола стал его сын Федор, болезненный и суеверный человек. Его советниками были князья И.П. Шуйский, И.Ф. Мстиславский, бояре Н.Р. Юрьев, Б.Ф. Годунов. Ближе всего к царю оказался Б. Годунов, властный, но очень осторожный и умный политик, который был родным братом его жены – Ирины.

В период правления Федора Иоанновича:

1) был завершен процесс окончательного закрепощения крестьян. Были введены заповедные лета, которые запрещали крестьянам переходить от одного помещика к другому. В 1597 г. правительство издало Указ о сыске беглых крестьян , согласно которому бежавшие от своих хозяев крестьяне должны были быть возвращены на прежнее местожительство;

2) в годы правления Федора Иоанновича велась успешная внешняя политика. Укрепилась безопасность южных рубежей, проведен пересмотр итогов Ливонской войны.

Царь Федор Иоаннович умер в 1598 г., не оставив после себя наследника.

Созванный в Москве Земский собор избрал царем Бориса Годунова.

Правление Бориса Годунова продолжило продво-рянский курс Ивана Грозного, но менее жестокими способами. Происходило дальнейшее продвижение в Сибирь, осваивались южные районы страны. Удалось наладить мирные отношения с Польшей. В результате успешно проведенной войны со Швецией России был возвращен ряд городов, что укрепило позиции России на Балтике.

Активизировались дипломатические отношения России с Англией, Францией, Германией, Данией. В 1589 г. в Москве учреждено патриаршество.

Проводил свою политику совместно с кружком доверенных лиц, Избранной радой. В 1550 г. был созван первый Земский собор - выборный высший сословно-представительный орган. На Земском соборе было решено провести следующие реформы: военную, судебную, церковную, реформу центрального и местного управления.

Военная реформа:

1) проведено укрепление вооруженных сил страны. Ядро армии теперь составляло дворянское ополчение, которое должно было стать опорой власти самодержца;

2) составлено Уложение о службе, согласно которому дворянин мог служить с 15 лет, служба передавалась при этом по наследству;

3) в 1550 г. было создано постоянное стрелецкое войско, которое в конце XVI в. являлось мощной боевой силой Российского государства.

Судебная реформа

В 1550 г. был издан «Судебник» - свод законов, предусматривающих усиление централизованной власти.

Церковная реформа

Перемены, связанные с централизацией государства, отразили решения созванного в 1551 г. по инициативе царя и митрополита Собора русской церкви.

Его назвали Стоглавом, так как его решения были сформулированы в 100 главах.

Стоглавый собор: 1) оформил общерусский список святых;

2) проверил церковные книги;

3) унифицировал богослужение и все церковные обряды.

Реформа центрального и местного управления (губная реформа)

Она была проведена в середине 1550-х гг., в соответствии с ней власть на местах переходила к губным и земским старостам.

В целом реформы Ивана Грозного, проведенные в 1550-е гг., способствовали укреплению процесса централизации Российского государства, были направлены на усиление власти царя.

СОБОРОМ ПО БОЯРАМ

3 февраля сыграна была свадьба. А 21 июня вспыхнул невиданно сильный пожар, какого еще не бывало в Москве. Распространился слух, будто Москва сгорела благодаря волшебству. Чародеи по указке Глинских якобы вынимали сердца человеческие, мочили их в воде, водою этой кропили по улицам. Юрий Глинский был убит чернью прямо в Успенском соборе. Толпа черни явилась в селе Воробьеве к царскому дворцу с криком, чтоб государь выдал им свою бабку Анну Глинскую и дядю, князя Михаила, которые будто бы спрятались у него в покоях. Иван велел схватить крикунов и казнить; на остальных напал страх, и они разбежались.

Но с этого времени Глинские совершенно потерял свое влияние на царя. На смену им пришел священник Благовещенского собора Сильвестр и царский ложничий Алексей Федорович Адашев. Современники приписывали эту перемену потрясению, пережитому царем во время восстания. Курбский писал, что в этот момент Иван совершенно растерялся и что Сильвестр внезапно явился перед ним и в страстной речи ярко обрисовал Ивану печальное положение московской жизни, указал на причину его - пороки самого царя, пригрозил будущими Божественными карами и таким образом произвед в Иване сильный нравственный переворот. Возможно, свидетельство Курбского - преувеличение, но несомненно, что Сильвестр и Адашев появились рядом с царем сразу после мятежа. Грозный имел характер нервный и впечатлительный. В любви и ненависти он не знал никакого удержу, часто попадал под сильное влияние своих приближенных и начинал смотреть на жизнь их глазами.

Влияние Сильвестра в целом оказалось благотворным. Постепенно вокруг молодого царя сложился просвещенный кружок, который Курбский называл «Избранной радой». Кроме Сильвестра, Адашева, князя Андрея Курбского в него вошли князья Воротынский, Одоевский, Серебряный, Горбатый, Шереметьевы и другие.

Под влиянием окружения он в 1550 году решился на новый в русской истории шаг - созыв первого Земского собора. «На двадцатом году возраста своего, - говорится в Степенной книге, - видя государство в великой тоске и печали от насилия сильных и от неправд, умыслил царь привести всех в любовь. Посоветовавшись с митрополитом о том, как бы уничтожить крамолы, разорить неправды, утолить вражду, призвал он собрать свое государство из городов всякого чина». Когда выборные съехались, Иван в воскресный день вышел с крестом на Лобное место и. после молебна начал говорить митрополиту: «Молю тебя, святый владыко! Будь мне помощник и любви поборник. Знаю, что ты добрых дел и любви желатель. Сам ты знаешь, что я после отца своего остался четырех лет, а после матери осьми лет; родственники обо мне не заботились, а сильные мои бояре и вельможи обо мне не радели и самовластны были, сами себе саны и почести похитили моим именем и во многих корыстных хищениях и бедах упражнялись. Я же был словно глухой и не слышал, и не имел в устах моих обличения по молодости моей и беспомощности, а-они властвовали». И, обратившись к присутствовавшим на площади боярам, Иван бросил им запальчивые слова: «О неправедные лихоимцы и хищники и судьи неправедные! Какой теперь дадите нам ответ, что многие слезы воздвигли на себя? Я же чист от крови сей, ожидайте воздаяния своего». Потом, поклонившись на все стороны, царь продолжил: «Люди Божие и нам дарованные Богом! Молю вашу веру к Богу и к нам любовь. Теперь нам ваших прежних бед, разорений и налогов исправить нельзя вследствие продолжительного моего несовершеннолетия, пустоты и неправд бояр моих и властей, бессудства неправедного, лихоимства и сребролюбия. Молю вас, оставьте друг другу вражды и тягости, кроме разве очень больших дел: в этих делах и в новых я сам буду вам, сколько возможно, судья и оборона, буду неправды разорять и похищенное возвращать».

В тот же самый день Иван пожаловал Адашева в окольничие и при этом сказал ему: «Алексей! Поручаю тебе принимать челобитные от бедных и обиженных и разбирать их внимательно. Не бойся сильных и славных, похитивших почести и грубящих своим насилием бедным и немощным; не смотри и на ложные слезы бедного, клевещущего на богатых, ложными слезами хотящего быть правым, но все рассматривай внимательно и приноси к нам истину, боясь суда Божия; избери судей праведных от бояр и вельмож».

Никаких других известий о первом Земском соборе не осталось, но по ряду косвенных признаков можно видеть, что дело не ограничилось одним выступлением царя, а возбуждено было и много практических вопросов. Царь велел боярам помириться со всеми христианами царства. И действительно, вскоре после этого дано было предписание всем наместникам-кормленщикам покончить спешно мировым порядком все тяжбы с земскими обществами о кормлениях. На Стоглавом соборе в 1551 году Иван говорил о том, что предыдущий собор дал ему благословение на исправление старого Судебника 1497 года и на устройство по всем землям своего государства старост и целовальников. Значит, Земский собор 1550 года обсуждал целый ряд законодательных мер, имевших целью перестройку местного управления. Этот план начинался срочной ликвидацией всех тяжб земства с кормленщиками, продолжался пересмотром Судебника с обязательным повсеместным введением в суд выборных старост и целовальников и завершался пожалованием уставных грамот, вообще отменявших кормления. В результате этих мер местные общины должны были освободиться от мелочной опеки бояр-наместников, сами собирать подати и сами творить суд. Известно, что именно кормления, неправедные суды и неконтролируемый сбор податей стали к середине XVI века настоящим бичом русской жизни. О многочисленных злоупотребления: бояр-наместников при отправлении своих обязанностей сообщаю все источники этого времени. Отменив кормления и создав независимые общинные суды, Иван попытался уничтожить зло, пустившее глубокие корни в русском обществе. Все эти меры вполне соответствовали новому умонастроению царя и вытекали из его речи, произнесенной перед всем народом в 1550 году. Однако грамоты, по которым волостям давалось право управляться обоими выборными властями, были откупными. Волость известной суммой, вносимой в казну, откупалась от наместников; правительство давало ей право откупиться вследствие ее просьбы; если же она не била челом, считала для себя невыгодным новый порядок вещей, то оставалась при старом.

В следующем 1551 году для устройства церковного управления и религиозно-нравственной жизни народа созван был большой и церковный собор, обыкновенно называемый Стоглавым. Здесь был представлен новый Судебник, бывший Исправленной и распространенной редакцией старого дедовского Судебника 1497 года.

ЕДИНОЛИЧНО

Участие Ивана IV Bасильевича в государственной деятельности начинается с создания так называемой «Избранной рады» (1549), фактическим руководителем которой был А. Адашев. Разнородное по составу правительство Ивана IV стремилось к укреплению самодержавной власти и усилению централизации государства. В этих целях в 1549-1560 гг. были проведены реформы в области центрального и местного управления, права, армии и т. д., которые отражали интересы всех феодалов и явились своеобразным компромиссом между широкими кругами дворянства и феодальной знатью...

Участие Ивана IV в государственной деятельности значительно усилилось после падения «Избранной рады» (1560). Он единолично проводит линию деда Ивана III и отца Василия III на укрепление самодержавной власти, опираясь на дворянство и верхушку горожан.

«ПРАВИТЬ С ГРОЗОЙ»

С конца 40-х годов Ивана захватили смелые проекты реформ, взлелеянные передовой общественной мыслью. Но он по-своему понимал их цели и предназначение. Грозный рано усвоил идею божественного происхождения царской власти. В проповедях пастырей и библейских текстах он искал величественные образы древних людей, в которых «как в зеркале старался разглядеть самого себя, свою собственную царственную фигуру, уловить в них отражение своего блеска и величия» (В.О. Ключевский). Сложившиеся в его голове идеальные представления о происхождении и неограниченном характере царской власти, однако, плохо увязывались с действительным порядком вещей, обеспечивавшим политическое господство могущественной боярской аристократии. Необходимость делить власть со знатью воспринималась Иваном IV как досадная несправедливость.

В проектах реформ царю импонировало прежде всего то, что их авторы обещали искоренить последствия боярского правления.

Не случайно резкая критика злоупотреблений бояр стала исходным пунктом всей программы преобразований. Грозный охотно выслушивал предложения об искоренении боярского «самовольства». Такие предложения поступали к нему со всех сторон. Чтобы ввести «правду» в государстве, поучал царя Пересветов, надо предавать «лютой смерти» тех еретиков, которые приблизились к трону «вельможеством», а не воинской выслугой или мудростью. Пересветову вторил престарелый осифлянский монах Вассиан Топорков. Его советы, по мнению Курбского, подготовили почву для последующих царских гонений на бояр. Фамилия Топорков дала Курбскому повод для мрачного каламбура. «Топорок, сиречь малая секира, - говорил он, - обернулся великой и широкой секирой, которой посечены были благородные и славные мужи по всей Великой Руси».

Советы «править с грозой» пали на подготовленную почву, но царь не мог следовать им, оставаясь на позициях традиционного политического порядка. В этом и заключалась конечная причина его охлаждения к преобразовательным затеям.

Дворянские публицисты и практически все без исключения дельцы рисовали перед Грозным заманчивую перспективу укрепления единодержавия и могущества царской власти, искоренения остатков боярского правления. Но их обещания оказались невыполненными. На исходе десятилетия реформ Иван пришел к выводу, что царская власть из-за ограничений со стороны советников и бояр вовсе утратила самодержавный характер. Сильвестр и Адашев, жаловался Грозный, «сами государилися, как хотели, а с меня есте государство сняли: словом яз был государь, а делом ничего не владел».

В своих политических оценках Иван следовал несложным правилам. Только те начинания считались хорошими, которые укрепляли единодержавную власть. Конечные результаты политики правительства реформ не соответствовали этим критериям.

Царь кончил тем, что отрекся от реформ, над осуществлением которых он трудился вместе с Адашевым в течение многих лет.

Реформы Ивана IV

В период царствования Ивана IV (1533-1584) в стране назрели объективные предпосылки для проведения целого ряда преобразований. В январе 1547 г. в Московском государстве произошло важное событие - Иван IV короновался и принял титул царя. С этого времени в стране были проведены важные преобразования, затрагивавшие многие области общественной жизни. Политика реформ разрабатывалась и осуществлялась небольшим кружком приближенных царя, который вошел в историю под именем «Избранной рады». Реформы были направлены на дальнейшую централизацию государства, совершенствование приказной системы, вооруженных сил, финансов и затрагивали ряд областей общественной жизн и. Исходным пунктом преобразований явилась критика боярских злоупотреблений. Первое десятилетие царствования Ивана IV было ознаменовано рождением Земских соборов. Первый собор был созван по инициативе царя в 1549 г. Земские соборы сыграли значительную роль в истории русского государства на протяжении XVI - XVII веков. Былапроведена судебная реформа - в 1550 г., был введен новый Судебник Ивана IV. Он ликвидировал судебные привилегии удельных князей и усилил роль центральных судебных органов. Впервые в России закон был провозглашен единственным источником права .

В период царствования Ивана Грозного была завершена т.н. губная реформа , которая представляла собой реформу местного управления в Русском государстве. По этой реформе часть важных дел были изъяты из суда наместников и волостелей и переданы «выборным головам», которые избирались из местных детей боярских. В эти же годы была проведена земская реформа, которая явилась продолжением губной реформы. Она вводилась с целью ликвидации «кормлений» и введения земского самоуправления. В начале 50-х годов в отдельных областях Московского государства была упразднена власть наместников, а в 1556 г. царским приговором о «кормлениях» наместничье управление было отменено в общегосударственном масштабе . Вместо наместников и волостелей на местах были учреждены выборные земские власти. Им передавались некоторые государственные функции. Реформы были направлены, прежде всего, против административного произвола.

Важнейшей реформой была военная реформа, утвердившая принцип обязательной службы дворян с земли. В начале 50-х годов XVI века был создано новое стрелецкое войско. Важную роль в деле укрепления вооруженных сил Московского государства сыграл также указ об отмене местничества во время боевых действий. Крупнейшим фактом русской истории было зарождение приказной системы центрального государственного управления.

На всем протяжении царствования Ивана Грозного Московское государство вело войны за расширение своих территорий и выход к балтийскому побережью, что потребовало от общества напряжения всех сил. Первым мероприятием, успешно проведенным Иваном IV, можно считать завоевание земель Казанского ханства и взятие Казани. В результате - в состав Московского государства вошли плодородные земли Поволжья, что давало возможность царю предоставлять значительные земельные пожалования своим слугам и увеличивать тем самым численность поместного войска. В 1556 г. царским войскам почти без боя удалось взять Астрахань. С этого времени Волга становится важнейшим торговым путем Московского государства. В этот же период в состав России добровольно переходят башкиры и удмурты. Таким образом, территория Московского государства расширилась до Уральских гор, что создавало благоприятные условия для дальнейшего освоения русскими пространств Урала и Сибири. Уже к концу царствования Ивана Грозного русские отряды во главе с Ермаком приступили к завоеванию Западной Сибири.

Иван Грозный на протяжении 25 лет (1558-1583 гг.) вел изнурительную борьбу за овладение Прибалтикой, которая известна как Ливонская война. Однако после того как в войну против России вступили такие мощные военные государства того времени, как Речь Посполитая и Швеция, военные неудачи стали преследовать русские войска. В Ливонской войне Россия потерпела поражение и потеряла выходы к Финскому заливу. Негативные последствия Ливонской войны сказались впоследствии на зарождении такого явления русской истории как Смута . В целом же Россия к концу царствования Ивана Грозного представляла собой огромное государство, простиравшееся от берегов Белого моря до Каспия и от Урала - до границ с Речью Посполитой.

6. Смутное время (1598 – 1613)

Рубеж XVI - XVII веков стал переломным в жизни Московского государства. В предшествующий период в русском обществе накопилось столько негативных явлений и факторов, что они, в конечном счете, привели к системному кризису – Смуте .

Смутное время можно определить как первую в истории России гражданскую войну. Важную роль в формировании предпосылок Смуты сыграли Ливонская война и опричнина . Резкое ухудшение положения крестьянства приводило к увеличению числа беглых крестьян и холопов, и к продлению действия «заповедных лет», увеличению срока сыска беглых холопов.

Главной причиной Смуты стало пресечение династии. В 1598 г. умер последний из династии Рюриковичей, сын Ивана Грозного - царь Федор Иванович, который не оставил потомства. Созванный по этому поводу Земский собор избрал на царствование Бориса Годунова. Однако возникновение нового политического прецедента – избрание нового царя , создавало в государстве целый ряд опасных для нового царя последствий. И здесь свою роль сыграли особенности политической культуры и менталитет народа, который видел в Годунове не природного государя - помазанника Божьего, а всего лишь человека, избранного народом. Важнейшим основанием борьбы за власть противников Годунова был факт таинственной гибели последнего сына Ивана Грозного - царевича Дмитрия в Угличе в мае 1591 г.

Традиционно Лжедмитрия I отождествляют с беглым монахом Чудова монастыря Григорием Отрепьевым . Получив поддержку со стороны польского короля Сигизмунда III и католической церкви, он собрал войско, состоявшее из казаков и литовцев, и выступил в поход на Москву. В силу целого ряда обстоятельств и факторов, в том числе и внезапной смерти Б. Годунова, претендент в июне 1605 г. с войском вступил в Москву и был венчан на царство под именем Дмитрия Ивановича. В период его правления резко возросло недовольство боярства. В 1606 г. в результате узкого боярского заговора, который был организован В. Шуйским и его сообщниками, Лжедмитрий I был убит, Россия осталась без царя. Уже 19 мая на московский престол узким кругом людей был «выкрикнут» князь Василий Шуйский. Его избрание носило сугубо олигархический характер. Воцарение Шуйского можно считать поворотным пунктом Смуты: она принимает общенациональный характер. Существенным признаком Смуты стала польско-литовская интервенция , начавшаяся летом 1609 г. Летом 1610 г. Шуйский был низложен, и власть в стране перешла к семи членам Боярской думы – «Семибоярщине». Они решили пригласить на русский престол польского королевича Владислава. Во время обсуждения статей договора о «призвании» Владислава, поляки были впущены в Москву. Их бесчинства вызвали широкое недовольство, и в 1611 г. формируется первое ополчение под руководством П. Ляпунова. Однако это мероприятие оказалось неудачным. Осенью 1611 г. в Нижнем Новгороде созывается второе народное ополчение под руководством К. Минина и Д. Пожарского, которое в октябре 1612 года освободило Москву от поляков. Так завершились основные события русской Смуты. Государственность и суверенитет России были восстановлены.

Историки дают весьма неоднозначное описание Ивана Грозного как личности. Однако все известные исследователи сходятся в одном – наиболее полно управленческий и политический талант правителя Руси раскрывается в проведенных в середине XVI века социальных, политических и военных реформах. Сложившаяся традиция боярского самоуправления грозила новым витком раздробленности и экономического упадка, страна отчаянно нуждалась в сильной централизованной власти. Именно на это – создание эффективного государственного управленческого аппарата и низведение роли бояр – и были направлены все предпринятые Иваном Грозным реформы.

Первым шагом на пути к преобразованиям стал созыв Земского Собора. В начале 1549 года Иван Грозный созывает всех наиболее активных и значимых представителей всех сословий (кроме крестьянства) на единое совещание – Земской Собор. Лейтмотивом выступления царя стало злоупотребления властью со стороны бояр и боярской Думы. Большая часть созванных – Освященный Собор, то есть представители Церкви, боярские дети, то есть будущее дворянство, не входящие в состав Думы бояре – поддержали Ивана IV в его стремлении ограничить власть Думы. Результатом заседания стало решение освободить боярских детей от суда наместников и передать право разбирать тяжбы между ними непосредственно в руки самого царя. Вторым немаловажным шагом стало объявление о создании нового Судебника – свода законов и правил, по которым и будут вестись юридические споры в стране. Таким образом царь достиг сразу двух целей – начал подготовку нормативно-юридической базы задуманных реформ и показал себя активным защитником боярских детей – дворянства, которому отныне отводилась роль опоры трона.

Земской Собор стал первым в своем роде законодательно-совещательным органом, состоящим из представителей нескольких сословий. Однако не стоит переоценивать значение Собора – все же это был непостоянный институт, созывавшийся всего несколько раз. К тому же представители в Собор избирались не на какой-либо выборной основе, а назначались самим царем.

Новый Судебник

Необходимость пересмотра существовавших не тот момент юридических норм, подведение их под реалии времени, создание новых правил и уложений – все это вылилось в первую крупную реформу Ивана IV, создание нового Судебника.

Действовавший до середины XVI века Судебник 1497 года показал свою несостоятельность и архаичность. Стране нужны были новые правила, в которых отражались бы новые потребности. И главная из них – непрерывность развития права. Именно это нововведение и явилось главным отличием созданного в 1550 году Судебника. Отныне свод правил не был костной справочной системой, а подлежал дополнениям и изменениям, причем публичность стала нормой нового права. В новом документе вводилось множество статей и правил.

Из числа наиболее значимых нововведений стоит упомянуть учреждение «Юрьева дня» — права крестьян на переход от одного помещика к другому в единственный день в году. Утверждена ответственность помещика за преступления подвластных ему крестьян; отменены податные льготы монастырей; введены статьи за взяточничество в боярской и дворянской среде.

Таким образом, новый Судебник стал опорой нового, только начавшегося формироваться сословия помещиков и дворян, ставших главной движущей силой централизованной власти.

Управленческие реформы

Пожалуй, главной бедой всего государственного аппарата стала введенная еще при раннефеодальной власти система так называемых кормлений. Назначаемые чиновники – управляющие, наместники, волостители, воеводы – не имели постоянного жалования. За свою работу они получали право «кормиться» с управляемых земель – то есть отчуждать в свою пользу материальные блага практически в неконтролируемых пределах. Разумеется, это приводило к огромным злоупотреблениям «на местах», взяточничество и мздоимство стало фактически обычной практикой по всей стране.

Попытку преобразовать сложившуюся систему управления впервые предприняла еще Елена Глинская, мать царя. Однако предпринятые ею шаги не принесли существенных изменений. И первым шагом на пути к реформированию системы государственного управления стало решение Ивана Грозного вывести детей боярских – тех самых наместников — из-под суда боярской Думы. Отныне почти все злоупотребления и преступления дворян должен был разбирать сам царь. Второй шаг – создание новой системы контроля для областных руководителей. С 1550 года на суде кормленщика должны были присутствовать «добрые люди» и старосты — представители средних и низших сословий, которые в случае злоупотреблений могли подать жалобу на кормленщика царю. Таким образом, кормленщики контролировались как бы с двух сторон – центральной сластью и представителями местных управленческих органов – старостами.

И, пожалуй, самым значимым шагом в преобразовании системы управления стало введение жалования для государственных чиновников. Приказчики и служащие получили право на получение дохода от казны. Правда, выплаты носили достаточно непостоянный характер, однако начало все же было положено. Таким образом власть из рук кормленщиков постепенно стала переходить в руки представителей местного самоуправления – земским старостам.

Однако система кормлений все же не прекратила свое существование – отлучить знать от значительной части доходов даже силой царского приказа было весьма сложным и долгим делом.

Преобразования на местах не могли не повлечь за собой преобразования и центрального аппарата. Иван IV создает ряд новых приказов – крупных отраслевых ведомств. Однако разделение системы государственного управления на несколько более мелких «узлов»- приказов и изб — происходило чрезвычайно быстро и непродуманно. Это, в свою очередь, привело к отсутствию четкого разграничения функций и развитию бюрократии. Однако большинство историков склоняется к мнению, что несмотря на перегибы, реформа государственного аппарата прошла достаточно успешно.

gastroguru © 2017