Общее понятие управления. Управление как социальное явление. Реферат: Управление как вид деятельности

Предисловие

Фондовые лекции могут быть использованы студентами юридических специальностей при изучении дисциплины «Административное право ».

Целью изучения дисциплины «Административное право» является формирование и развитие профессиональной культуры студентов, совершенствование творческих качеств будущего юриста, приобретение практических навыков, необходимых для осуществления ими профессиональной деятельности.

При изучении дисциплины решаются следующие задачи:

Обеспечение усвоения студентами понятий, категорий и институтов государственного управления;

Формирование у студентов представлений об административно-правовых нормах и отношениях; субъектах административного права; административном принуждении и административной ответственности; основах административно-правовой организации управления экономикой, социально-культурной и административно-политической сферами;

Выработка у студентов навыков пользования нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, образующие предмет административного права.

Изучение дисциплины предполагает логическое сочетание лекционных и семинарских занятий, а также самостоятельной работы студентов над учебным материалом.

Данные лекции написаны с учетом изменений в области законодательства и юриспруденции, и рекомендованы для использования при подготовке и проведении практических занятий, при выполнении самостоятельных и контрольных работ, при подготовке к экзамену по курсу.

Управление, государственное управление, исполнительная власть

Вопросы к теме:

1. Понятие, содержание и виды управления. Социальное управление.

2. Понятие, признаки и виды государственного управления. Соотношение понятий исполнительной власти и государственного управления.

3. Особенности исполнительной власти. Исполнительная и распорядительная деятельность.

Понятие, содержание и виды управления. Социальное управление.

Управление — это целенаправленный и постоянный процесс воздействия субъекта управления на объект управления. В качестве объекта управления выступают различные явления и процессы: человек, коллектив, социальная общность, механизмы, технологические процессы, аппараты. Управление как процесс воздействия субъекта на объект управления немыслимо без системы управления, под которой, как правило, понимается механизм, обеспечивающий процесс управления, т. е. множество взаимосвязанных элементов, функционирующих согласованно и целенаправленно. Участвующие в процессе управления элементы объединяются в систему с помощью информационных связей, конкретнее — по принципу обратной связи.

«Управлять» — значит «направлять, руководить» (о чем-то заботиться, выполнять что-то по поручению, исполнять и распоряжаться). В 60-х гг. XX в. сформировалось новое научное направлениекибернетика , предметом изучения которой стали процессы управления в различных областях. Используя математический аппарат, математическую логику и теорию функций, удалось объединить важнейшие достижения теории автоматического регулирования, информатики и многих других сфер научного знания. Эта наука изучает вопросы управления, связи, контроля, регулирования, приема, хранения и обработки информации в любых сложных динамических системах. При этом управление рассматривается на высоком уровне абстракции, а особое значение придается процедурам управления, его принципам, закономерностям и связям многочисленных элементов, образующих единую систему.


Понятие «система», раскрывающее сущность управления, характеризуется наличием следующих признаков: задачи и цели; субъекты и объекты управления; функции; организационная структура; единство, самостоятельность и взаимозависимость элементов системы; определенные формы и методы деятельности.

Под управлением в самом общем смысле можно понимать целенаправленное воздействие субъекта управления на объекты управления в целях создания эффективно функционирующей системы на основе информационных связей и отношений. Весьма точное определение управления дал Г. В. Атаманчук: управление — это целеполагающее, т. е. созидательное, продуманное, организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную жизнедеятельность, которое может быть осуществлено как непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально созданные органы и структуры (государственные органы, политические партии, общественные объединения, предприятия, общества, союзы и проч.).

Следует отметить , что сущность управления на протяжении многих десятилетий остается неизменной.

Определяя понятие «управление», классик менеджмента А. Файоль называет шесть следующих функций (операций):

1) технические (производство, выделка и обработка);

2) коммерческие (покупка, продажа и обмен);

3) финансовые (привлечение средств и распоряжение ими);

4) страховые (страхование и охрана имущества и лиц);

5) учетные (бухгалтерия, калькуляция, учет, статистика и т. д.);

6) административные (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).

Раскрывая смысл административной операции, ученый поясняет:

- «Управлять — значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать;

Предвидеть, т. е. учитывать грядушее и вырабатывать программу действия;

Организовывать, т. е. строить двойной — материальный и социальный — организм предприятия;

Распоряжаться, т. е. заставлять персонал надлежаще работать;

Координировать, т. е. связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия;

Контролировать, т. е. заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям».

В литературе рассматриваются несколько видов систем: технические системы (энергосистема, информационно-вычислительная сеть, технологический процесс и проч.); социально-экономические системы (отрасли, отдельные предприятия, сфера обслуживания и др.); организационные системы, основным элементом которых является сам человек. Как правило, большинство членов общества входят в одну или несколько организаций, т. е. организационные отношения — характерная черта человеческого бытия.

Люди входят в организацию для решения задач посредством процессов управления. Организация — это сознательное объединение людей, характеризующееся началами системности, разумной организованности, структурированности и преследующее достижение определенных социальных целей и решение общественно значимых задач. В каждой организации имеют место управленческие процессы, необходимые для достижения ее целей и задач.

Любому управленческому процессу свойственны следующие характерные черты:

1) необходимость создания и функционирования законченной системы;

2) целенаправленное воздействие на систему, результатом которого становится достижение упорядоченности отношений и связей, способных выполнять поставленные задачи;

3) наличие субъекта и объекта управления в качестве непосредственных участников управления;

4) информация как главное связующее звено между участниками управления;

5) наличие иерархии в структуре управления (элементы, подсистемы, отрасли, области);

6) использование различных форм подчинения объекта управления субъекту управления, в рамках которых используются различные методы, формы, способы, средства и приемы управления.

Традиционно выделяются следующие виды управления:

1) механическое, техническое управление (управление техникой, машинами, технологическими процессами);

2) биологическое управление (управление процессами жизнедеятельности живых организмов);

3) социальное управление (управление общественными процессами, людьми и организациями).

Каждый из данных типов управления отличается назначением, качественным своеобразием, специфическими особенностями, интенсивностью совершаемых управленческих функций и операций.

Социальное управление

Под социальным управлением понимается управление в сфере человеческой, общественной деятельности; управление общественными отношениями, процессами в обществе, поведением людей и их коллективами, организациями, в которых осуществляют трудовую или служебную деятельность люди. Совместная общественная деятельность людей осуществляется в различных областях, например в процессе производства и потребления материальных благ, в социально-политической, идеологической, этической, культурной, семейной сферах. Протекаемые в указанных областях процессы, отличающиеся порой особой сложностью и важностью, требуют руководства, т. е. приведения отношений в законченную систему, создания упорядоченности общественных связей. В каждой сфере, обладающей качественным своеобразием, приемлемы лишь специальные системы управленческой организации.

Таким образом, управленческое начало обязательно, в частности, и для социальной системы, в которой выделяются два участника управления — субъект и объект с прямыми и обратными связями между ними.

Сущность социального управления раскрывается в процессе анализа следующих его характеристик:

1) управление — процесс сознательно-волевого воздействия конкретного субъекта управления на соответствующие объекты;

2) управление — деятельность, построенная на конкретных принципахосуществления управленческих действий, достижения определенных целей управления и решения административных задач;

3) управление представляет собой функциональное социально-правовое явление, т. е. публичное управление характеризуется множеством осуществляемых административных функций;

4) управление организуется и осуществляется специально подготовленными субъектами управления,для которых управление является профессией, профессиональной деятельностью;

5) управление представляет собой управленческий процесс,систему административных процедур, имеющих конкретное правовое содержание;

6) управление осуществляется либо для достижения общих управленческих задач, либо для решения управленческих дел в конкретных областях социальной или государственной жизни (управление внутренними делами, управление в области иностранных дел, охрана общественного порядка, управление в области финансов, управление в сфере юстиции, управление строительным комплексом страны);

7) управление может рассматриваться как конкретная закрытая организационная система,построенная на определенных правовых основаниях; т. е. это отдельная организация, которая имеет конкретные цели и задачи управления, организационное строение, полномочия и структуру, взаимодействует с другими организациями.

Содержанием социального управления является упорядочение общественных отношений, регулирование организации и функционирования социального порядка и общественных объединений, обеспечение условий для гармоничного развития личности, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Во всех этих случаях объектом управления становятся социально-волевые связи, поведение человека и его действия. Однако человек — это и субъект социального управления, которое осуществляется им в отношении других людей. В каждом конкретном случае субъектом социального управления выступают как отдельные личности, так и организации: государственные, общественные, международные.

Социальное управление включает понятие социально-управленческой деятельности, которое является более широким по отношению к термину «управление». Управленческая деятельность предполагает наличие практического элемента в осуществлении управления, т. е. характеризуется непосредственным осуществлением функций социального управления — исполнением норм, правил, организацией, руководством, координированием, учетом и контролем.

Создание организационной структуры социального управления — необходимое, но недостаточное условие достижения поставленных цели и задач управления. Реальность управления обеспечивается такими его качествами, как организованность, ответственность, подчиненность, сила, воля. Взятые в совокупности, они образуют новое качество — властность управления, т. е. наделение субъекта управленческой деятельности необходимыми полномочиями для успешной реализации возложенных на него управленческих функций.

Таким образом, управление неотделимо от понятий «власть», «государственная власть». Властность управления обусловливает возникновение организационных связей, обеспечивающих подчинение участников совместной общественной деятельности желанию субъекта управления, его «господствующей» воле. Власть — это необходимое средство регулирования социальных процессов; она формирует единую, отвечающую публичным интересам организационно-управляющую волю и обеспечивает создание социального порядка, демократических основ жизни общества.

Властность социального управления включает и такое социальное явление, как авторитет. Социальное управление должно обеспечивать взаимодействие двух факторов: с одной стороны, властных полномочий и авторитета субъекта управления и управления (в широком смысле — авторитета государства), а с другой — добровольного исполнения людьми и их организациями социальных норм, сознательного подчинения субъекту власти и управления, а также его предписаниям. Баланс этих явлений и создает необходимое качество социальной управленческой деятельности.

Социальное управление характеризуется тем, что оно:

1) возникает в связи с потребностью организации и регулирования деятельности людей и их организаций, а также установления стандартов их поведения и действий;

2) направлено на достижение целей и задач управления, заключающихся в удовлетворении публичных интересов путем осуществления совместной деятельности людей;

3) использует имеющиеся властные полномочия и функции;

4) осуществляется на началах подчиненности участников управленческой деятельности единой управляющей воле субъекта управления (лица, коллектива, организации).

Социальное управление включает несколько видов, различающихся по целям, задачам, функциям, субъектам и их полномочиям, а также процедурам управления:

1) государственное управление (управление в области организации и функционирования государства, государственной исполнительной власти);

2) местное управление (муниципальное управление, местное самоуправление, коммунальное самоуправление);

3) общественное управление (управление в общественных объединениях и некоммерческих организациях);

4) коммерческое управление (управление в коммерческих организациях, созданных в целях извлечения прибыли и распределяющих полученную прибыль между их участниками).

В окружающем нас мире можно выделить три его составляющие, определяемые формами движения материи: неживую природу, живую природу и человеческое общество.

В каждой из этих составляющих протекают процессы развития, осуществляемые под воздействием определенных факторов и условий. Некоторые из этих факторов можно рассматривать как управление в неживой природе, или технических системах, управление в живой природе, или биологических системах, управление в человеческом обществе, или социальных системах.

Управление техническими системами (производственно-техническими процессами, механизмами, системами машин) изучается в основном техническими науками.

Управление в живой природе, то есть управление биологическими системами, является объектом изучения естественных наук.

Управление как воздействие на социальные процессы, коллективы, классы относят к социальному управлению. Эта область изучается общественными (социальными) науками.

Наиболее общие законы и принципы управления рассматривает наука кибернетика.

В соответствии с делением окружающего нас мира на неживую природу, живую природу и человеческое общество кибернетика разделяется на техническую, биологическую и социальную.

Понятие «социальное управление» рассматривается в узком и широком значении слова.

Социальное управление в узком значении слова определяется как процесс воздействия на социальные процессы для достижения поставленных целей.

Анализируя в «Капитале» различные формы общественного труда, К. Маркс пришел к очень важному для понимания генезиса и сущности управления выводу: «Всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, – писал он, – нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения его самостоятельных органов. Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере» .

Социальное управление в широком значении слова рассматривается как сфера деятельности людей. Маркс обратил внимание на выделение социального управления в определенный вид человеческой деятельности, возникающей «всюду, где непосредственный процесс производства имеет вид общественно-комбинированного процесса, а не является разъединенным трудом самостоятельных производителей»**.

Объективная необходимость управленческого труда порождает особую группу работников – управляющих. В сферу деятельности людей по социальному управлению помимо управленческих работников входят научные работники, занимающиеся исследованиями и разработками в сфере социального управления, а также преподаватели, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации управленческих кадров.

Необходимость социального управления обусловлена, прежде всего, фактом разделения труда в группах людей, в крупных коллективах, в масштабе государства, а также необходимостью его кооперации. Следовательно, как совместный труд людей составляет основу всякого человеческого общества, так и управление является необходимым элементом общего труда, существования и развития общества.

Ключевое понятие управления – воздействие. Оно осуществляется в технических и биологических системах. В социальных системах оно может быть понято как воздействие субъекта управления на объект управления с целью перевода его в новое желательное состояние.

Однако воздействие в социальных системах может быть разным по объему, содержанию, направленности, силе власти. В зависимости от этого меняется содержание самого понятия управления.

В государственном управлении управленческая деятельность связана с государственной властью, которая тоже может быть весьма различной (тоталитарной, демократической и т.п.),

и все же первое и отличительное свойство социального управления состоит в том, что это – процесс целенаправленного воздействия управляющей системы на управляемую для достижения ее эффективного функционирования и развития.

Следовательно, основным элементом управления, с чего оно начинается, является целеполагание. Целеполагание – основополагающая функция управления, сложный процесс, включающий образование целей, их проверку, корректировку, согласование, прогнозирование.

Цель управления – желаемое, возможное и необходимое состояние системы, которое должно быть достигнуто. Определение целей управления – главный и начальный этап управления.

В социальных системах воздействие субъекта управления на объект не только не является стихийным, случайным, бессознательным, напротив, стремится к максимальной строгости, экономичности, целесообразности и последовательности. Всякое воздействие в обществе носит сознательный социальный характер, поэтому впредь слово «социальное» может быть опущено: оно подразумевается, поскольку речь пойдет об управлении общественными делами.

Содержание социального управления в основном, главном определяется качеством целеполагания, которое, в свою очередь, обусловлено тем, насколько в поставленных целях (оперативных, среднесрочных, стратегических) наиболее точно и полно выражены коренные потребности и интересы всего общества, его отдельных социальных групп, определяющих мотивы поведения людей.

Итак, уже само целеполагание – есть одно из могучих средств, которое оказывает воздействие на людей, их поведение и жизнедеятельность и тем больше, чем в большей мере поставленные цели затрагивают интересы личности, каждого человека, его ценности, убеждения, мировоззрение, коренные жизненные интересы (экономические, социальные, политические, духовно-культурные).

Именно поэтому многие ученые, изучающие управление, считают сегодня главным средством воздействия одного человека на другого, возбуждения его активности систему стимулирования к деятельности (экономической, политической, социальной, моральной и т.п.).

Источником активности, как известно, являются стимулы. Они есть движущая сила и причина активности. Они могут быть внешними и внутренними, позитивными и негативными, объективными и субъективными, материальными и духовными, осознанными и неосознанными. Создавая ту или иную систему стимулирования, то есть представления каких-либо жизненных гарантий по результатам активных действий в соответствии с поставленной целью, можно эффективно управлять социальными процессами, социальным поведением. Стимул – источник пробуждения человеческой энергии, содержащий в себе и причину, и цель активности в их нерасчлененном виде, при этом цель не всегда может быть осознанной

Итак, как видно, стимулы неразрывно связаны с целеполаганием, но еще в большей мере к нему имеет отношение мотив (субъективный образ предмета потребности, побудительная причина, повод к какому-либо действию). Он активно включает сферу сознания, идеальный образ, что делает саму активность более целесообразной, эффективной.

Теория мотивации становится все более важным, хотя и не единственным средством управленческого воздействия. Это особенно характерно для современного управления, которое все в большей мере опирается на главные ресурсы: творческий потенциал личности, сильную социальную организацию, интеллектуальную собственность и ее составляющую – информацию. Поэтому правы те исследователи, которые считают, что сегодня необходимо говорить о новой парадигме управленческой теории, которая все в большей мере основывается на приоритетном включении в содержание главного субъекта управления – творческой личности, коллективного преобразующего интеллекта общества, а не только усредненных органов и организационных структур управления.

Именно интеллектуальные системы управления, состоящие из творческих индивидуальностей, мотивированных к управленческой деятельности, способны достигать наилучших результатов в управлении общественными делами, обеспечивать упорядоченность и высокий уровень организации социальных систем. Поэтому важнейшей функцией управления выступает наиболее полное включение в управленческую деятельность наиболее одаренных в этом отношении граждан, создание своего рода «управленческой элиты», облеченной доверием общества, профессионально выполняющей его главную миссию – создание простора для саморазвития, самопроявления сущностных сил самой сложной социальной системы и отдельных структурных образований: региональных, муниципальных, трудовых, семейных, каждого человека в отдельности на основе самоуправления и саморегулирования.

Поэтому управление – это особый вид профессиональной деятельности, который не только сводится к достижению целей системы, организации, но и представляет собой средство поддержания целостности любой сложной социальной системы, ее оптимального функционирования и развития.

Феномен управления тесно связан с понятием социальная организация. Социальная организация – социальная группа, которая характеризуется определенной структурой, коллективной тождественностью (идентичностью), имеет точный список членов, программу деятельности и процедуру перемещения (или замещения) членов.

В течение многих веков управление из бессознательной деятельности превращалось в обычай, традицию, общественный институт с помощью устойчивой социальной структуры, которая из поколения в поколение передавала навыки управления. Таким образом, социальное управление – это во многом продукт социальных организаций.

Управленческое воздействие осуществляется в процессе управленческой деятельности. Последняя – одна из разновидностей человеческой деятельности вообще. Управленческая деятельность – набор (совокупность) выработанных историческим опытом, научным познанием и талантом людей навыков, умений, способов, средств целесообразных поступков и действий человека в сфере управления. Она призвана обслуживать реализацию целей и функций управления, обеспечивать подготовку и проведение в жизнь управленческих решений.

Управленческая деятельность отличается интеллектуальным характером, поскольку всегда есть процесс выработки, принятия и практической реализации управленческих решений, призванных изменять состояние и течение общественных процессов, уровень использования социальных ресурсов общества, а опосредованно – сознание и поведение людей. Она должна адекватно отражать социальную действительность, вскрывать имеющиеся ресурсы, находить средства и резервы, выбирать оптимальные способы совершенствования социальных систем и перевода их на новый уровень.

Во многом управленческая деятельность является информационной, потому что связана с получением, осмыслением, систематизацией, хранением, выдачей социальной и, прежде всего, управленческой информации. Существуют большие трудности в получении того, что олицетворяет собой информацию, пригодную для управления. Хаос фактов, событий, данных при их субъективном истолковании, не является информацией. Информацией может быть только то, что характеризует тот или иной общественный процесс в целом, с выявлением причин и движущих сил, определяющих его состояние и динамику. Поэтому управленческая деятельность в основе своей и посвящена поиску, отбору, переработке и анализу социальной информации, которая и лежит в основе целесообразной управленческой деятельности.

Это сложное эмоционально-психологическое явление с ярко выраженной доминантой воли. Каждый человек, занятый управлением, постоянно совершает мыслительные и волевые операции анализа, оценки, решения, подчинения и исполнения, команды и контроля и т.д. Это создает в социальных организациях особый социально-психологический микроклимат, активно влияющий на сознание, чувства, жизненные ориентации человека и формирует определенный тип поведения и деятельности. Постоянное напряжение воли, груз ответственности, дисциплинированность, подчинение собственного «я» управленческой функции – вот естественные компоненты, которые присущи управленческой деятельности в нормальном органе управления. Если этого нет, то формируемые и реализуемые таким органом управляющие воздействия вряд ли могут пользоваться авторитетом людей и в должной мере влиять на их сознание и поведение.

В процессе управленческой деятельности субъекты управления, органы управления, управляющие и каждый человек вступают в управленческие отношения, которые можно разделить на две части: связанные с целеполаганием, анализом информации, постановкой задач и организацией их достижения.

Управленческие отношения отличаются исключительной сложностью, представляя собой единство объективного и субъективного, и реализуются в деятельности субъектов управления. Они определяются особенностями социальной экономической системы.

Организационные отношения – необходимый элемент механизма управления, имеют свою внутреннюю структуру, в которой выделяют отношения централизма и самостоятельности, субординации и координации, ответственности, соревнования и др. Они подразделяются на вертикальные и горизонтальные, формальные и неформальные.

В процессе деятельности, которая реализуется в организационных отношениях, осуществляется взаимодействие с коллективами людей, имеет место специализация по определенным предметам, содержанию и видам работ, что требует кооперации в целях комплексной реализации компетенции органа управления и в целом реализации функций управления. Формальное построение органа по подразделениям и должностям создает лишь внешнюю логическую схему для организационной деятельности, которая каждый раз, с учетом свойств конкретных людей, должна быть соотнесена с неформальной (отношения между людьми и социальными группами). Только тогда управленческая работа имеет шанс на успех. Момент неформальных отношений в организаторской деятельности нередко не учитывается, руководители делают акцент на собственную волю или близкое окружение. Тогда управленческая деятельность теряет свой потенциал и снижается ее эффективность. Особо актуален момент неформальных коллективных отношений в больших социальных организациях, в обществе в целом, где морально-психологические и нравственные регуляторы имеют все большее значение.

Помимо отношений субординации типа «руководители – подчиненные» существуют отношения координации, или отношения между находящимися на одном иерархическом уровне членами организации, направленные на взаимное согласование действий, исходя из совместных задач руководства или исполнения.

Система управления подразделяется на две основные подсистемы: управляющую и управляемую, каждая из которых может рассматриваться как относительно самостоятельная с присущими ей особенностями. Они имеют многоуровневую иерархическую структуру, в каждом звене (подсистеме) имеются свои направления прямых и обратных связей, образующих внутренние источники саморегуляции.

Анализируя дальше систему управления, необходимо выделить следующие ее компоненты. Помимо объекта и субъекта управления организационных и управленческих отношений и соответствующих видов деятельности, в нее входят функции управления, под которыми понимают конкретные направления деятельности. Функции управления можно классифицировать по их общим значениям, разделяя их на функции целевые и организационные. Назначение целевых функций состоит в направленности к определенной цели системы, которая может охватывать разные уровни социальной организации. Поскольку суть управления состоит в достижении цели, целевые функции являются не только необходимым, но и определяющим элементом как управленческой деятельности, так и всей системы управления, ее становления и развития.

Процесс целеполагания является определяющим условием эффективности всей системы управления. Содержание существующей системы управления функционально организуется (самоорганизуется) именно для достижения определенных целей. Целеполагание всегда выполняет элемент прогнозирования – предвидения состояний, изменений, которые ожидаются в результате развития данной социальной системы.

Итак, основные задачи управления и его составной части – организации – решает система управления. Конечным результатом ее функционирования являются принятие и реализация грамотного управленческого решения, которое всегда представляется интеллектуальным и психологическим актом выбора одной или нескольких альтернатив из множества возможных вариантов.

Обобщая вышеизложенное, отметим главное:

1. Необходимость социального управления, прежде всего, обусловлена разделением труда и потребностью в его кооперации.

2. Ключевое понятие управления – воздействие. Воздействие в социальных системах носит осознанный характер, и поэтому может быть понято как такое воздействие субъекта управления на объект, при котором имеется цель перевода последнего в желаемое состояние. Поэтому основным элементом управления является целеполагание.

3. Новой парадигмой управления является все более полное включение творческой личности, коллективного преобразующего интеллекта общества в содержание субъекта управления, что позволяет выполнить главную миссию общества – создать условия для его саморазвития и повышения качества жизни своих членов. Поэтому управление не только сводится к достижению целей, но и является средством поддержания целостности любой сложной системы и стимулирования ее саморазвития.

4. В процессе осуществления управленческой деятельности создаются особого рода управленческие отношения. Они имеют свою сложную внутреннюю структуру. Система управления, которая складывается в процессе реализации управленческой деятельности и функций управления, состоит из объекта и субъекта управления, системы прямых и обратных связей внутри системы, источников саморегуляции (интересов, потребностей, ценностей составляющих ее подструктур), разных органов управления. Содержание системы управления и внутренние принципы ее организации и самоорганизации определяет целеполагание. Конечным итогом функционирования и развития системы управления являются принятие и реализация управленческого решения.

В самом широком смысле управление означает руководство чем-либо (или кем-либо). В подобном понимании оно трактуется и в наши дни. Однако ограничиться такой констатацией недостаточно. Возникает потребность раскрытия содержания этого руководства, его функционального назначения. Общетеоретические позиции, включая кибернетические, дают достаточные основания для следующих выводов:

1. Управление есть функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима деятельности.

2. Управление служит интересам взаимодействия составляющих ту или иную систему элементов и представляющих единое целое с общими для всех элементов задачами.

3. Управление - внутреннее качество целостной системы, основными элементами которой являются субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации (самоуправления).

4. Управление предполагает не только внутреннее взаимодействие составляющих систему элементов. Существует множество взаимодействующих целостных систем различного иерархического уровня, что предполагает осуществление управленческих функций как внутрисистемного, так и межсистемного характера. В последнем случае система высшего порядка выступает в роли субъекта управления по отношению к системе низшего порядка, являющейся в рамках взаимодействия между ними объектом управления.

5. Управление по своей сути сводится к управляющему воздействию субъекта на объект, содержанием которого является упорядочение системы, обеспечение ее функционирования в полном соответствии с закономерностями ее существования и развития. Это - целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления.

6. Управление реально тогда, когда налицо известное подчинение объекта субъекту управления, управляемого элемента системы ее управляющему элементу. Следовательно, управляющее (упорядочивающее) воздействие - прерогатива субъекта управления.

7. В процессе управления находят свое непосредственное выражение его функции, определяемые природой и назначением управленческой деятельности. Это означает, что управление имеет функциональную структуру.

Под функциями управления понимаются наиболее типичные, однородные и четко выраженные виды (направления) деятельности управляющего субъекта, отвечающие содержанию и служащие интересам достижения основных целей управляющего воздействия. К их числу, как правило, относят: прогнозирование (планирование); организацию (формирование системы управления и обеспечение ее нормальной деятельности); координацию (обеспечение согласованных действий различных участников отношений в управляемой сфере); регулирование (установление режима взаимодействия субъекта и объекта управления); распорядительство (властное решение конкретных вопросов, возникающих в управляемой сфере); контроль (наблюдение за функционированием управляемой сферы).

Таковы основные черты, характеризующие общее понятие управления. Они полностью приемлемы и для понимания управления в социальной сфере, где в роли субъектов и объектов управления выступают люди и их различные объединения.

Конечно, при этом учитываются особенности социальной сферы, важнейшей из которых является то, что управленческие связи реализуются через отношения людей. Общество представляет собой целостный организм со сложной структурой, с различного рода индивидуальными проявлениями, равно как и с функциями общего характера. Отсюда потребность в выражении общей связи и единства социальных процессов, каковая находит свое проявление в осуществлении социального управления. Оно является одним из ведущих условий нормального функционирования и развития общества.

Социальное управление как атрибут общественной жизни выражается в признаках, предопределенных общими чертами, свойственными управлению как научной категории, а также особенностями организации общественной жизни. Наиболее существенное значение имеют следующие из них.

Во-первых, социальное управление есть только там, где проявляется совместная деятельность людей. Сама по себе такого рода деятельность (производственная и иная) еще не в состоянии обеспечить необходимое взаимодействие ее участников, бесперебойное и эффективное выполнение стоящих перед ними общих задач, достижение общих целей. Управление организует людей именно для совместной деятельности в определенные коллективы и организационно их оформляет.

Во-вторых, социальное управление своим главным назначением имеет упорядочивающее воздействие на участников совместной деятельности, придающее взаимодействию людей организованность. При этом обеспечивается согласованность индивидуальных действий участников совместной деятельности, а также выполняются общие функции, необходимые для регулирования такой деятельности и прямо вытекающие из ее природы (например, планирование, координация, контроль и т.п.).

В-третьих, социальное управление имеет в качестве главного объекта воздействия поведение (действия) участников совместной деятельности, их взаимоотношения. Это - категории сознательно-волевого характера, в которых опосредуется руководство поведением людей.

В-четвертых, социальное управление, выступая в роли регулятора поведения людей, достигает этой цели в рамках общественных связей, являющихся по сути управленческими отношениями. Возникают они прежде всего между субъектом и объектом в связи с практической реализацией функций социального управления.

В-пятых, социальное управление базируется на определенной соподчиненности воль людей - участников управленческих отношений, так как их отношения имеют сознательно-волевое опосредование. Воля управляющих приоритетна по отношению к воле управляемых. Отсюда - властность социального управления, означающая, что субъект управления формирует и реализует "господствующую волю", а объект подчиняется ей. Так выражается властно-волевой момент социального управления.

Следовательно, власть есть специфическое средство, обеспечивающее следование воли управляемых воле управляющих. Так происходит волевое регулирование поведения людей, а в условиях государственной организации общественной жизни обеспечивается необходимое "вмешательство" государственной власти в социальные отношения.

В-шестых, социальное управление нуждается в особом механизме его реализации, который олицетворяют субъекты управления. В роли таковых выступают определенные группы людей, организационно оформленные в виде соответствующих органов управления (общественных либо государственных), или же отдельные, управомоченные на это лица. Их деятельность, имеющая специфическое назначение и особые формы выражения, является управленческой.

Управление, понимаемое в социальном смысле, многообразно. В самом широком виде оно может пониматься в качестве механизма организации общественных связей. Здесь можно говорить о том, что задачи и функции этого механизма практически выполняют все государственные органы независимо от их конкретного назначения, а также общественные объединения. Элементом системы социального управления является также и местное самоуправление.

Социальное управление имеет и специальный смысл. В этом варианте его обычно характеризуют как государственное управление, под которым понимается специфический вид государственной деятельности, отличный от ее иных проявлений (например, законодательная, судебная, прокурорская деятельность), а также от управленческой деятельности общественных объединений и других негосударственных формирований (трудовые коллективы, коммерческие структуры и т.п.). Государственное управление - разновидность социального управления, с функционированием которого традиционно связано формирование особой правовой отрасли - административного права.

Управляемость - важнейшая характеристика всех организованных социальных систем. Будучи главным средством объединения людей и упорядочения их повседневной жизни, управление присутствует буквально во всех сферах и подсистемах общественного бытия.

Но далеко не всегда оно носит государственно-властный характер: в обществе действуют не только органы государственного управления, но и множество иных субъектов, обладающих управленческими (официальными и неофициальными) полномочиями.

Управление - это результат интеллектуальной деятельности людей, их сознания и воли. Это целенаправленное управляющее воздействие субъекта на объект с целью перевода последнего в новое состояние. Оно возникает тогда и только там, где требуются осознанные усилия для ведения какого-либо дела с целью достижения определенных социально значимых результатов.

Вне управления может быть только одно: хаос и беспорядок, а как следствие - человеческие беды и трагедии. Управлять, как писал в свое время Анри Файоль, - это значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать. Предвидеть - означает учитывать грядущее и вырабатывать программу действий на ближайшее и отдаленное будущее; организовывать - строить намеченный заранее материальный и социальный организм; распоряжаться - принуждать персонал работать надлежащим образом; координировать - объединять и гармонизировать действия участников единого процесса; контролировать - заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям.

Управление - это универсальный и необходимый фактор человеческого общежития. Его качество определяется множеством условий объективного и субъективного характера. Прежде всего, уровнем цивилизованности и экономическими ресурсами общества, культурой и национальными традициями народов, профессиональной подготовкой и нравственными качествами управленческих кадров, дисциплинированностью исполнителей и т.д.

Наиболее адекватно суть управления раскрывает термин «управляющее воздействие», т.е. реальное побуждающее, заставляющее, изменяющее и преобразующее влияние на сознание, поведение и деятельность людей. И все это в контексте реализации намеченных целей и задач.

В отличие от обычного воздействия (ученого на семинаре, артиста на сцене, политика на предвыборном митинге и т.д.), управляющее воздействие непременно включает в себя несколько основных элементов: анализ и предвидение, целеполагание, организацию, координацию, регулирование, мотивацию, контроль, оценку полученных результатов и планирование новых шагов.

Анализ и предвидение - важнейшая функция управления, как на макро, так и на микроуровне. Это непременное условие принятия оптимальных управленческих решений и достижения желаемого результата. Анализ и предвидение предполагают расчленение изучаемого явления на отдельные элементы, выявление их сильных и слабых сторон сравнение имеющегося с данными аналогичных объектов и действующими нормативами, формулирование выводов и прогнозирование возможных вариантов дальнейшего развития объекта в тех или иных условиях.

Целеполагание основано на том, что субъект управления способен предвидеть, моделировать и планировать желаемое и нужное для него состояние. Цель - это своего рода отражение интересов и потребностей людей. Именно цели обусловливают организацию управленческого процесса, его регулирование и подконтрольность во времени, пространстве и по субъектам управляющего воздействия. Изменение целей непременно влечет изменение всей системы организации управленческого процесса, вносит существенные поправки в содержание, структуру, формы и методы управляющего воздействия.

Организация - понятие, которое в управленческой науке рассматривается в нескольких смыслах: а) как целостное социальное образование со своим особым внутренним построением; б) как определенное свойство системы, характеризующее ее с точки зрения внутреннего структурно-функционального построения; в) как процесс регулирования и упорядочения взаимодействия элементов системы в пространстве, во времени, по объемам, видам и формам деятельности людей. Главная задача организации - обеспечение целенаправленной и эффективной совместной деятельности людей.

Координация заключается в определении и поддержании необходимого положения управляемого объекта в окружающей среде, в согласовании внутреннего его состояния с внешним воздействием. Координация обеспечивает целостность и устойчивость системы.

Регулирование - процесс ориентации, направления и уточнения деятельности людей. Оно предполагает нейтрализацию отклонений от нормального режима работы управляемого объекта во внутренних ее параметрах и характеристиках. Регулирование во многом предотвращает кризисы и разрушения.

Мотивация - целенаправленное использование знаний об интересах, потребностях и устремлениях людей для того, чтобы вызвать в них соответствующую заинтересованность в успешной реализации управленческих задач. Потребности бывают (по классификации американского психолога А. Маслоу):

а) физиологическими (потребности в пище, одежде, отдыхе, продолжении своего рода);

б) экзистенциальными (потребности в безопасности своего существования, уверенности в завтрашнем дне, стабильности жизненного пространства) ;

в) социальными (потребности в общении, заботе о других) ;

г) престижными (потребности в уважении со стороны других, в престиже, высокой и справедливой оценке проделанного);

д) духовными (потребности в самовыражении через научное и художественное творчество).

В управленческой практике используются самые различные формы материальной и моральной мотивации исполнителей - награды и премии, присвоение званий, чинов и рангов, объявление благодарности и привлечение к дисциплинарной ответственности, критику и моральное публичное поощрение и т.д.

Контроль - важнейшая и неотъемлемая функция управления, реализация которой обеспечивает объективную оценку ситуации, создает предпосылки для внесения необходимых корректив в запланированные действия. Контроль предполагает сбор, обработку и анализ управленческой информации о проделанной работе, сравнение достигнутых результатов с запланированными показателями, разработку мероприятий, стимулирующих достижение намеченных целей. Контроль опирается на данные учета и отчетности, финансового и административного аудита, социологических исследований. Хорошо, если он организуется на основе современных автоматизированных информационных систем и с помощью вычислительной техники.

Все вышеизложенное позволяет определить управление как целенаправленное (сознательное, преднамеренное, продуманное, спланированное), организующее и регулирующее воздействие людей (и созданных ими институтов) на собственную, общественную, коллективную и групповую жизнедеятельность в определенных целях и интересах. Осуществляется оно как непосредственно (в форме самоуправления), так и через специально созданные государственные, хозяйственные, политико-партийные, общественные и т.п. структуры.

Управление с точки зрения его социальной сущности характеризуется многими отличительными чертами и признаками. Речь идет, прежде всего, о том, что: %

1. управление - это общественно обусловленное явление, связанное с реальной жизнью и повседневной совместной деятельностью людей. Оно всецело зависит от сознания, энергии, воли, организованности, ценностных ориентации, интересов и потребностей людей. Каждый народ и каждая нация, каждое государство и каждый человек всегда находится перед выбором, всегда вынужден принимать то или иное решение. Наука управления как раз и помогает выбрать из многих возможных вариантов наиболее достойный и правильный, определить наиболее значимые цели, сформулировать приоритетные направления дальнейшей деятельности, избрать оптимальный путь достижения этой цели;

2. управление пронизывает буквально все общественные отношения и связи - политические, экономические, социальные и культурно-духовные; межличностные и общественные; частные и публичные; деловые и общественно-коммунальные; внутригосударственные и международные;

3. управление - это организованное и динамично развивающееся явление. Это не что-то застывшее, раз и навсегда данное. Оно развивается и совершенствуется, приспосабливаясь к потребностям общества. Все зависит от конкретных исторических условий, динамики развития социально-экономической ситуации, национально-культурных и психологических факторов, интеллектуально-кадрового потенциала общества, развитости его правового поля и др. Управление характеризуется непрекращающейся борьбой между тенденциями к его централизации и децентрализации, бюрократизации и дебюрократизации, авторитарности и демократизации, плановости, подконтрольности и самоорганизации, между дилентантизмом и профессионализмом;

Управление - это сложное многоэлементное и многоаспектное явление общественного бытия. Оно эффективно лишь при умелом и разумном использовании всех связанных с ним материальных и интеллектуальных ресурсов. Оно имеет свою структуру, основные элементы которой - субъекты, объекты и управленческие отношения. Если в общественном объединении, образно говоря, отсутствует разделение на управляющий орган и управляемое тело, то такое объединение нежизнеспособно.

Субъект управления - активное начало управленческого процесса. Субъект всегда выступает в качестве инициатора субординационно-иерархического взаимодействия. Быть субъектом - значит быть инициирующей, направляющей и ведущей стороной субординационного взаимодействия, детерминирующей процесс развития объекта в том направлении, которое обусловлено интересами и целями самого субъекта.

Субъектом управления является либо конкретное лицо (индивид), либо формализованная структура (объединение людей), которая по отношению к другим людям обладает соответствующими знаниями, культурой, полномочиями и, главное, несет ответственность за свои управленческие решения и последствия их реализации. Субъект может быть простым или структурно сложным, но однозначно он должен быть один и отличаться внутренним органическим единством. Если в сообществе появляется два или больше субъектов управления, то в нем рано или поздно начнется противоборство, возникнут конфликты, которые в конечном итоге приведут сообщество к распаду. К аналогичному результату ведет отсутствие внутреннего стратегического единства субъекта управления - внутренне конфликтная, раздираемая противоречиями правящая элита успешной быть не может.

По сравнению с другими субъектами общественных отношений субъект управления обладает вполне определенными преимуществами - материальными, интеллектуальными, статусно-правовыми. Главный его признак - способность и реальная возможность принимать управленческие решения и обеспечивать (если надо, в принудительном порядке) их реализацию. Субъект не только инициирует взаимодействие и определяет его организационную форму, но и управляет этим взаимодействием. Только от субъекта, в конечном счете, зависят характер, продолжительность и время окончания управленческого взаимодействия.

Объект управления - это то, на что направлено управляющее воздействие субъекта управления. Объект - это то, что выступает в роли воспринимающей стороны и образует особое поле системы управленческого взаимодействия. Объект в результате представляется неким полем для деятельности субъекта. Условно можно сказать, что объект - это ведомый элемент системы управления.

Объекты управления:

Отдельный человек. Принимая решение о помиловании осужденного, президент подписывает управленческое решение, которое имеет не только частное, но и важное социально-воспитательное значение. Решение о премировании работника также носит управленческий характер. Оно направлено не только на улучшение материального положения данного человека, но и преследует другую не менее важную цель - стимулирование качества труда, повышения его эффективности;

Рудовые коллективы и другие объединения людей. Парламент, принимая новый закон, например, о политических партиях, преследует цель совершенствования политической системы страны. Объектом же управления в данном случае выступают политические партии, которые должны внести в свои программы, уставы и постановления, в свою повседневную практику необходимые коррективы в соответствии с новым законодательством;

Социальные классы, слои и группы. Закон о монетизации льгот - яркий пример управленческого решения по отношению к целому социальному слою - пенсионеров, ветеранов войны и труда, инвалидов, многодетных семей и т.д.;

Общество в целом. Федеральные законы, указы президента, постановления правительства, как правило, объектом своего управляющего воздействия рассматривают общество в целом. Указанные решения распространяются на всех лиц на всей территории страны, которые в совокупности и представляют собой общество.

Основные свойства объекта управления:

1. внутреннее единство в том смысле, что в нем не должно быть абсолютно автономных частей (подсистем), которые не подлежат воздействию со стороны управляющего субъекта. Члены сообщества как объекта управления живут как единое целое, вступая в определенные связи и отношения между собой, обеспечивая тем самым свое воспроизводство и самосохранение. Если же в сообществе появляется «самостоятельная часть, то ее существование может быть лишь временным и в чем-то исключительным. Плюрализм и многообразие в организационном построении объекта управления допустимы лишь в определенных пределах;

2. активность, т.е. способность проявлять инициативу по отношению к субъекту управления и даже (при определенных обстоятельствах) сопротивляться принятым решениям;

3. относительная самостоятельность в своей внутренней жизни, обладание относительной автономией в своих потребностях и интересами, которые нередко не совпадают с интересами и потребностями управляющего субъекта;

4. адаптивность, приспособляемость к различным условиям и факторам общественного бытия;

5. способность к самоорганизации. Мелочная опека со стороны, авторитарно-бюрократическое управление всегда и однозначно вредны.

Субъекты и объекты управления неразрывно связаны между собой и взаимодействуют в рамках определенных отношений, которые называют «управленческими». Это особая форма связей между субъектом и объектом управления, которые складываются в процессе осуществления управленческого труда на основе целенаправленного учета и использования объективных закономерностей и субъективных факторов функционирования различных социальных систем. Такого рода отношения могут быть официальными и неофициальными, формальными и неформальными, отношениями субординации и координации, руководства и подчинения и т.д.

Управленческие отношения отличаются тем, что они, во-первых, по форме субъективны, а по содержанию объективно обусловлены, складываются безотносительно к тому, какой стороной этих отношений они выступают - активной или пассивной. Носителями управленческих отношений в той или иной мере являются все участники общественной и коллективной и индивидуальной деятельности.

Во-вторых, управленческие отношения являются сознательно-волевыми. Осуществляя функции управления, люди руководствуются заранее поставленными целями, стремятся регулировать свои действия во имя достижения этих целей. Отсюда понятно, что управленческие отношения носят не только сознательно-организующий, но и четкий целенаправленный волевой характер. Причем каждый тип управленческих отношений отражает специфику общества, его традиции, культуру и национальные особенности, определяются формой государства, множеством других факторов объективного и субъективного характера.

В-третьих, управленческие отношения по своему характеру действенны, направлены на достижение определенного результата. В одном случае они созидательны, в другом - разрушительны, в третьем - на одних направлениях стимулируют и содействуют развитию, а на других - тормозят такое развитие.

Достаточно удобным критерием классификации управленческих отношений является субъект управления. По этому критерию можно выделить шесть видов управления и управленческих отношений:

1. государственное управление. Оно реализуется государственным аппаратом от имени народа, по поручению народа и во имя народа. Государственное управление распространяется на все общество (и все его подсистемы) как управляемую целостность;

2. местное самоуправление. Объектом такого управления являются жители определенной административной территории (муниципального образования), которые непосредственно или через создаваемые структуры (органы местного самоуправления, муниципальные службы) управляют делами своего муниципального образования, причем за свои средства и под свою ответственность;

3. менеджмент - управление собственностью со стороны собственника;

4. общественное управление силами выборных органов различных общественных формирований - партий, профсоюзов, творческих, спортивных, научных сообществ, союзов, ассоциаций;

5. групповая саморегуляция - кооператив, товарищество садоводов, ассоциация социологов и др. В ее рамках люди свободно и добровольно объединились и сами на договорных началах управляют своей деятельностью;

6. единоличное управление - управление со стороны субъекта своими же действиями и поступками. Этот вид управления многие ученые рассматривают в качестве исходного элемента всех остальных видов управления.

gastroguru © 2017