Все термины на тему человек и общество. Общество и общественные отношения. Человек, индивид, личность. Сущность человеческой деятельности. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Значение слова «Общество» в словаре Фасмера Макса

Человек

  • «Человек — это звучит гордо!». Эти всем знакомые слова А.М.Горького выражают сущность понятия. «Человек»- это личность, способная отвечать за свои поступки, совершающая позитивные действия, живущая не только для себя, но и для других. Не случайно в данном значении слово «Человек» часто пишется с большой буквы.
  • Человек — это не просто отличное от животного существо, которое живёт, лишь удовлетворяя свои потребности. Страшно, когда о человеке можно сказать, что он существо. Жизнь нужно прожить так, чтобы человеческое, разумное, осознанное оставалось в каждом до конца. А это происходит лишь тогда, когда чётко расставлены нравственные приоритеты, когда человек живёт, созидая, а не разрушая всё вокруг — человеческие отношения, мир вообще.
  • Человек – это значит личность, неповторимая, особенная, пусть со всеми плюсами и минусами, но стремящаяся к изменению, развитию, движению вперёд, имеющая чётко выраженную свою позицию и умеющая её отстаивать в любой ситуации
  • Наконец, человек — это просто порядочный, надёжный, добрый и отзывчивый «homo sapiens ,», которому разум для того и дан, чтобы понимать, что и как он делает, чтобы ценить каждое мгновение жизни, не тратя её на пустяки, недостойное человека поведение в обществе.

Синонимы к слову «человек»

  • индивид
  • личность
  • типаж
  • гомо сапиенс
  • человеческое существо

Общество

  • Общество – это группа людей, большая или маленькая, в которой они взаимодействуют друг с другом, общаются, занимаются совместной деятельностью.
  • Именно в обществе человек становится личностью, осваивая моральные ценности, идеалы людей, окружающих его.
  • Общество состоит из отдельных личностей, обладающих неповторимой индивидуальностью. Важно сохранить её, не превратиться в безликое существо, подражающее окружающим, не стремящееся выделиться своими способностями.
  • Слияние с обществом, потеря своего «я» происходит по разным причинам. Во-первых, это связано с низкой самооценкой человека, когда он не верит в свои силы, боится высказывать своё мнение. Он просто сливается с социальной средой, его окружающей, стремится быть похожим на всех, чтобы не выделяться, живя по принципу: «Как бы чего не вышло». Таким обществом очень легко управлять, оно бессловесно, безотказно, терпит буквально всё.
  • Слияние с массой происходит и в тоталитарном обществе, в котором попираются все права человека, не действуют законы. Человек бессилен перед властью. Это общество, по сути, рабов, смирившихся со своим положением, испытывающих страх перед правителем или верхушкой общества.
  • Только демократическое общество может дать свободу человеку, только в нём он свободен во всём: в выборе пути, профессии, в высказывании своего мнения. Это общество равноправных людей, совместно созидающих, двигающих жизнь вперёд. Именно к созданию такого обществу всегда стремилось человечество- справедливому, гуманному, позволяющему максимально самореализоваться любому человеку.

Синонимы к слову «общество»

  • среда
  • человечество
  • окружение
  • общественность
  • социум
  • род людской
  • народ

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

  • Может ли человек жить вне общества?
  • Является ли общество простой суммой живущих людей?
  • Зависит ли судьба человека от судьбы общества?
  • Может ли человек повлиять на жизнь общества?

Что такое общество? Из первой темы этого курса мы узнали, что возникновение человека и возникновение общества - это единый процесс. Нет человека - нет общества. Нет общества - нет и человека. Можно возразить: Робинзон Крузо, попав на необитаемый остров, оказался вне общества, но был человеком.

Однако те, кто думает таким образом, забывают: Робинзон смог выжить только потому, что обладал знаниями, опытом различных видов деятельности, кроме того, он нашел некоторые предметы с погибшего корабля. И знания, и трудовые умения, и предметы - все это продукты общества. Вспомним, что ни один ребенок, выросший среди животных, так и не стал человеком. У него не было знаний, трудовых навыков, он не умел пользоваться предметами, созданными в человеческом обществе.

Что же мы называем обществом?

В повседневной жизни обществом иногда называют группу людей, которые входят в чей-то круг общения; обществами называют также некоторые добровольные объединения людей для какой-то деятельности (общество книголюбов, общество Красного Креста и т. д.).

В науке обществом называют часть мира. В него входят не только все ныне живущие люди. Общество понимается как непрерывно развивающееся. Значит, оно имеет не только настоящее, но и прошлое, и будущее. Поколения людей, которые жили в далеком и совсем недавнем прошлом, не ушли бесследно. Ими созданы города и села, техника, различные учреждения. От них живущие сейчас люди получили язык, науку, искусство, практические умения. Если бы было не так, то каждое поколение вынуждено было бы начинать с изобретения каменного топора.

Итак, общество - это все человечество в его истории, современности и перспективе. Объединение людей в общество не зависит от чьего-то желания. Вступление в человеческое общество происходит не по заявлению: каждый родившийся человек естественно включается в жизнь общества.

Ученые в древности понимали общество как совокупность отдельных людей. На деле же структура общества сложна. В него входят большие и малые группы людей. Прежде всего это первичные коллективы. Родившийся человек оказывается в семейном коллективе. Затем он входит в учебный, трудовой и другие официальные коллективы, а также неофициальные, неформальные (например, приятельские компании).

Если общество представить как целостный организм, то первичный коллектив - это клеточка организма. Существуют также и большие группы людей, которые отличаются рядом общих признаков. Вы знаете, что в древних обществах были рабы, рабовладельцы, крестьяне, ремесленники, складывались народности, а при капитализме - и нации.

Между разнообразными группами людей, первичными коллективами существуют различные связи и отношения. Каждый человек входит в ту или иную общественную группу, принадлежит к той или иной нации, является членом нескольких коллективов. И он неизбежно вступает в существующие общественные отношения. Эти отношения - характерная черта общества. В ходе развития меняются общественные отношения, меняется и облик общества. Вам известно, что общество в Древней Греции и Древнем Риме отличалось от первобытнообщинного, а капитализм отличается от феодализма. Эти изменения в обществе были связаны с возникновением новой техники и новых способов хозяйственной деятельности, с иными, чем прежде, отношениями людей в процессе производства, с переменами в отношениях различных общественных групп к государственной власти, в их сознании.

Основные сферы жизни общества . Общество можно подразделить на четыре области, или сферы. Слова «область» и «сфера» употребляются здесь не в естественно-научном или математическом смысле. Эти слова позволяют выделить в целом обществе его части, каждая из которых включает в себя элементы и отношения, объединяемые по их месту и роли в жизни общества.

Экономическая сфера является во многом определяющей по отношению к другим сферам. В нее входят промышленное и сельскохозяйственное производство, отношения людей в процессе производства, обмен продуктами производственной деятельности, их распределение.

Социальная сфера включает в себя слои и классы, классовые отношения, нации и национальные отношения, семью, семейно-бытовые отношения, учреждения воспитания, медицинского обслуживания, досуга.

Политическая сфера жизни общества включает в себя политику, государство, право, связь между ними, отношения людей по поводу власти.

Духовная сфера охватывает науку, нравственность, религию, искусство, научные учреждения, религиозные организации, учреждения культуры, соответствующую деятельность людей.

Все четыре сферы взаимодействуют друг с другом.

Внутри общества на каждом этапе развития все его элементы (производство, техника, наука, язык, большие группы людей, первичные коллективы), все отношения между людьми (производственные, межгрупповые, межнациональные, семейные, бытовые, политические, духовные), все четыре сферы взаимосвязаны и составляют единое целое, т. е. конкретное общество, имеющее определенный облик.

На сохранение целостности общества и регулирование разнообразных отношений между людьми направлены социальные нормы, т. е. правила поведения, которые складывались в соответствии с потребностями общества. Эти нормы могут иметь форму дозволения, т. е. разрешения вести себя определенным образом; предписания, т. е. указания на требуемые действия; запрета, т. е. указания на действия, которых не следует совершать. Иными словами, социальные нормы показывают, какие поступки общество одобряет, а какие не одобряет. К числу древнейших социальных норм относятся обычаи. Вы хорошо знаете обычаи празднования Рождества и Нового года. Распространены также обычаи гостеприимства, уважения к старшим и др. Этим нормам следуют огромные массы людей.

К наиболее значимым относятся моральные и правовые нормы, с которыми вам предстоит встретиться в следующей части этого учебника. Здесь же отметим, что общество через социальные нормы дает каждому человеку образцы поведения. Для каждого человека социальные нормы служат мерой его поведения, которой он руководствуется. А для общества нормы являются критерием оценки этого поведения. Нарушение любых социальных норм в обществе осуждается, а нарушение некоторых из них может повлечь за собой строгие санкции: лишение свободы и другие наказания.

Ступени развития общества . Общество прошло длительный путь, на котором наука выделяет несколько ступеней. Если рассматривать в первую очередь средства, с помощью которых люди производят необходимые им материальные блага, а также опыт, накопленный в таком производстве, то можно увидеть три ступени в развитии общества: аграрное, индустриальное и постиндустриальное общество. Для первой ступени - аграрное общество - характерно господство сельского натурального хозяйства, сословной иерархии, решающая роль в жизни общества принадлежит хранителям культа - жрецам либо церкви и армии.

Вспомните общества Древнего мира, а затем средневековые. В этих обществах появляются города, ремесла, торговля, деньги, письменность. Но семья остается основной производственной ячейкой, господствуют общинные принципы, традиции и обычаи. Основная масса населения проживает в деревнях. В этом обществе появляется эксплуатация человека человеком.

На следующей ступени - индустриальное общество - происходят значительные перемены. Здесь определяющую роль играет промышленность. В качестве примера индустриального общества обычно рассматривают изменения, произошедшие в западных странах в результате промышленной революции XVIII в. и последующего экономического роста. Ученые указывают такие отличия индустриального общества от аграрного: преобладание не сельскохозяйственного, а промышленного производства; решающая роль в социальной жизни не мелких и крупных землевладельцев, а промышленников, бизнесменов; главной ценностью является не власть, а деньги; в центре социальной организации находятся не церковь и армия, а корпорации. Это общество основано на развитии крупного машинного производства, для него характерны разделение труда, возрастающие объемы производимой продукции, потребления знаний. Меняется весь образ жизни общества: сельское хозяйство, транспорт, связь, профессиональные навыки, образование, культура человека. Сокращается доля населения, занятая в сельском хозяйстве, растет городское население.

Считается, что современная Россия - это тоже индустриальное общество. Наиболее развитые страны мира (США, Япония и др.), по мнению многих ученых, переходят на третью ступень развития - вступают в постиндустриальное общество. Такое общество в отличие от индустриального не рассматривает природу как «склад сырья», из которого можно бесконечно брать, поддерживая расширяющуюся экономику; производство постиндустриального общества ориентировано не на объемы, а на качество продукции, на потребителя. Особое значение здесь имеет не количество затраченного труда, а его качество и, следовательно, квалификация, творческий потенциал, личные качества людей, занятых в производстве. Главным фактором производства в таком обществе специалисты считают научно-технический прогресс, информационные технологии. В постиндустриальном обществе ведущими становятся производство научных знаний, научные исследования и разработки, опирающиеся на университетское (всестороннее) образование. В экономике сфера услуг начинает преобладать над производством товаров. Возрастает роль государства в контроле за технологическими и социально-экономическими изменениями.

Из курса истории вы знаете, что с изменениями общества менялась жизнь людей. И на каждом этапе истории существовали общества, которые различались своим устройством и условиями жизни людей. Так, положение гражданина в республике отличается от положения подданного в абсолютной монархии.

А в одном и том же обществе положение человека зависит от его принадлежности к той или иной социальной группе, классу, сословию (приведите примеры из истории).

Итак, задумаемся: должен ли человек приспосабливаться к общественным условиям, которые его окружают? Или люди должны преобразовывать эти условия, делая их более удобными для своей жизни?

    Основные понятия

  • Общество, основные сферы жизни общества, аграрное, индустриальное, постиндустриальное общества, социальные нормы.

    Термины

  • Общественные отношения.

Вопросы для самопроверки

  1. Каково значение научного понятия "общество"?
  2. Что представляют собой общественные отношения?
  3. Какие сферы жизнедеятельности людей включает в себя общество?
  4. Чем отличаются друг от друга социальные нормы в форме дозволения, предписания и запрета?
  5. Какую роль в жизни человека и общества играют социальные нормы?
  6. Как изменялась жизнь людей при переходе от одной ступени развития общества к другой?

Задания

  1. Докажите, что возникновение человека и возникновение общества - процессы, неразрывно связанные друг с другом.
  2. Выскажите свое мнение в отношении утверждения: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Подумайте, может ли человек стать свободным, если он будет жить вне общества.
  3. Английский писатель Р. Оуэн писал: «В человеке при появлении его на свет нет ни положительного зла, ни положительного добра, а только возможность и способность к тому и другому, развиваемые в нем в зависимости от среды, в которой он живет, и воспитания, которое он получает в семье и обществе».

    Объясните, почему в одном и том же обществе способности человека могут получить большее или меньшее развитие.

рассмотрим некоторые цитаты из :

"С самых давних известных нам времен жизнь человека всегда протекала в общественной среде и, следовательно, была организованной... Излюбленное мнение наших предков, будто общество возникло на основе соглашения между разобщенными до этого людьми, исторически не подтверждается, а является домыслом... Неправильно было бы также считать, что развитие человеческого общества идет по пути превращения людей в одиноких отшельников. Уже сам рост населения сделал бы одиночество затруднительным, если бы даже оно и было желательным, чего в действительности нет. Более того, тот небольшой период времени, который имеет письменную историю, является как бы своеобразной школой цивилизации - нелегкой науки, благодаря которой люди становятся cives, гражданами, способными жить сообща с наименьшим количеством конфликтов и недоразумений...

Несомненно, в силу этого появились понятия, выражаемые такими многозначащими собирательными именами существительными, как "человечество", "общество", "нация", "церковь". Они являются собирательными в том смысле, что обозначают собой целые системы с особой структурой взаимоотношений, составляющей основу их организации. Члены этих систем принадлежат к ним иногда по своему рождению или вследствие принуждения, а иногда и по личному желанию, но в любом случае их членство оказывает сильное влияние на их внутренний склад".

"Каждый человек нуждается в пище, и этот факт влечет за собой как следствие другой факт - он пытается ее добыть. Однако это не определяет еще ни способа, каким он осуществит свою попытку, ни средств, с помощью которых он получит желаемое. Характер этих способов и средств определяется, в первую очередь, социальной средой, в которой живет человек; они зависят не от человеческой воли, а от процесса развития человечества в целом. Конечно, при такой взаимосвязи между самим человеком и окружающей его средой происходят еле заметные изменения в обоих факторах".

"Прямота, честность являются, пожалуй, самым важным личным качеством человека, а единство и согласие - главным общественным благом. Однако стремление достигнуть одновременно и того, и другого часто приводит к конфликту. Еретики утверждают свою правоту в противовес обществу, а общество ("что это такое?") отстаивает свое единство в борьбе против еретиков" ("как оно это делает?"- вопросы В.Г.).

"...истина, давно известная каждому инквизитору,- что теория ведет к изменению практики и что, следовательно, теоретики, когда они не связаны строжайшим надзором, являются божьей карой для правителей".

Ассоциативный блок.

К вопросу о свободе слова. Слово лишь тогда свободно - когда оно свободно и от цензуры, и от смысла, иначе это уже не свобода, что мы и наблюдаем повсеместно.

Отличное определение

Неполное определение

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

Общефилософская проблема соотношения Ч. и о. предопределяет понимание природы нравственности и способ решения осн. вопросов этической теории. Буржуазное понимание данной проблемы основывается, в сущности, на противопоставлении понятий Ч. и о. С одной стороны, сущность Ч. трактуется как «человеческая природа», не зависящая от О., а О. - как сфера лишь внешнего проявления или ограничения внутренних свойств Ч. (различные теории «робинзонады», общественного договора). С др. стороны, О. представляется как нечто внешнее человеку, как «социальная машина», «общество-лицо» (Прудон), как «среда» или «обстоятельства», формирующие облик людей. Отсюда проистекает бытующее в буржуазной этике двоякое, но в равной мере ложное понимание нравственности. Она трактуется либо как выражение «естественных», только внутренних потребностей Ч., присущего ему морального чувства (Гедонизм, Эвдемонизм, Нравственного чувства теории), либо как проявление только внешнего начала, не зависящего от Ч. вообще (Интуитивизм.). Из этого вытекает, что либо Ч. утверждает свою свободу в морали лишь в негативной форме, вопреки внешней необходимости и человеческому миру общения, либо нравственность состоит в подчинении Ч. внешнему диктату (бога или О.), в подавленна его «природных» склонностей. Соответственно решается в буржуазной этике и проблема осуществления общественного и нравственного идеала: либо предлагается возлагать надежды на подлинную природу Ч., к-рая в принципе противопоставляется всему социальному; либо остается уповать на некое фатальное изменение условий помимо Ч. В действительности, как показывает марксизм, человеческая сущность есть не «абстракт, присущий отдельному индивиду», а совокупность всех общественных отношений (Маркс К: Энгельс Ф., т. 42, с. 265), Поэтому О, нельзя считать чем-то внешним по отношению к Ч., некой «средой». Все содержание общественной жизни создается или воссоздается (наследуется) различными формами человеческой деятельности. Равным образом в самом Ч. нет ничего, кроме черт его общественной природы: «Человеческая сущность есть истинная общность людей» (там же, т. 1, с. 447), «...общественная история людей есть всегда лишь история их индивидуального развития...» (там же, т. 27, с. 402-403), «история - не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека» (там же, т. 2, с. 102). Марксизм не противопоставляет «подлинно человеческое» и подлинно общественное, ибо с его т. зр, это одно и то же. Поэтому проблему воспитания подлинно нравственного Ч. марксизм решает в единстве с задачей создания подлинно человеческого О. в процессе, культурно-созидательной деятельности самих людей. Марксизм не только опровергает как ложное буржуазное противопоставление Ч. и о., но и показывает его источники. В результате разделения и отчуждения труда производительные силы (а также социальные отношения и вся общественная культура) «выступают как нечто совершенно независимое и оторванное от индивидов, как особый мир наряду с индивидами...» (там же, т. 3, с. 67). Ч. не узнает в О. результатов своей деятельности и своей сущности. Буржуазное О. превращает его в «персонаж», играющий заданную ему роль, спускает ему в виде готовых формул моральные запреты и предписания. Ч. же со своей стороны рассматривает О. как средство для достижения своих эгоистических целей, стремится обрести свободу вопреки О., утвердить свое «Я» в индивидуальном «внутреннем» мире, свою собственную нравственность в противоположность навязанной ему общественной морали. Он кажется самому себе внесоциальным существом. Преодоление противоположности личности и О. с т. зр. марксизма достигается вместе с уничтожением социальных условий, ее породивших. Коммунистические общественные отношения - это, по словам К. Маркса, прозрачно разумные связи и всестороннее общение, в к-ром люди развивают свои творческие способности во всей их полноте. Чем более универсальны и бескорыстны устремления Ч., тем больше он осуществляет себя как свободную личность (см. также Всестороннее, целостное развитие личности. Свобода нравственная).

О человеке говорят и пишут многие: писатели, ученые разных специальностей, религиозные деятели, философы... Писатели-художники изображают человека исключительно с субъективной стороны. Ученые исследуют его как объект. Они - объективисты. Религиозные деятели говорят и пишут о человеке лишь в связи со своей верой в сверхъестественное; для них человек - деятель-субъект постольку, поскольку воплощает, реализует потустороннее, надчеловеческое начало. Это всё односторонние точки зрения. Лишь философу по плечу всеохватный взгляд на человека. Для него человек - и субъект, и объект, и един, и неедин, и "я", и "мы", и индивид, и человеческий род. Такой взгляд на человека обусловлен спецификой философа как универсального мыслителя.

Конечно, и философы могут специализироваться и быть ограниченными в своих предпочтениях. Тем не менее по сравнению с другими "человековедами" они в большей степени ориентированы на универсализм во взгляде на человека. По крайней мере, именно среди них встречаются мыслители, которые стремятся к этому универсализму.

Человек - субъект, в единстве двух значений: разделительном и собирательном. В разделительном смысле человек - индивидуум, личность, живое существо. В собирательном смысле человек - человечество, человеческий род, человеческое общество.

Между тем и другим "человеком" существует определенная дистанция, которая в практике словоупотребления обозначается как противоположность "человек- общество" (или: "личность-общество", "индивид-род", "я - мы" и т. п.). Слово "человек" чаще всего употребляется в разделительном смысле. В собирательном же смысле обычно употребляется слово "общество".

Человек-общество - двойной субъект, в котором определяющую роль играет человек. Человек - первичный субъект, общество - вторичный. Человек "светит" своим светом, общество - отраженным. С другой стороны, эти два субъекта, как два магдебургских полушария, неразделимы. Человек для себя - субъект во всех отношениях. Общество не является субъектом для себя и тем более субъектом во всех отношениях. Для человека общество - отчасти объективная реальность, отчасти часть его самого. По отношению к природе общество- субъект; оно действует, преобразует природу, но по отношению к человеку оно и объективно, и суть нечто зависимое, являющееся, как я уже говорил, частью человека. Например, наука, часть общества, не может существовать без отдельных ученых. Последние делают науку наукой!

Наибольшая реальность - не в отдельном человеке и не в обществе, а в чем-то среднем между тем и другим: в человеке-обществе или в обществе-человеке. Человек-общество - это человек, живущий в обществе; общество-человек - это общество, реализующее себя в отдельном человеке, живущее благодаря человеку.

Итак, человек по сути - индивид, индивидуальность, личность и в то же время представитель рода homo sapiens, член общества. С одной стороны, он хочет быть как все, а, с другой, не быть похожим на других, чем-нибудь выделяться. Это - вечное противоречие жизни. Человек - не коллективист и не индивидуалист, а то и другое вместе. Отсюда все проблемы...

  1. Аскетизм - преднамеренное самоограничение, самоотвержение, либо исполнение трудных обетов, порой включающих в себя самоистязание.
  2. Вербальное - словесное общение
  3. Волюнтаризм – пренебрежение объективными процессами, необходимыми условиями.
  4. Гедонизм - учение, согласно которому удовольствие является главной добродетелью, высшим благом и целью жизни.
  5. Глобализация - процесс объединения людей и преобразования общества в планетарном масштабе.
  6. Глобальные проблемы - трудности, затрагивающие жизненно важные интересы всего человечества и требующие согласованных действий в масштабах мирового сообщества.
  7. Деятельность - это форма активности субъекта, выражающаяся в целенаправленном и целесообразном изменении окружающего мира, а так же в преобразовании человеком самого себя.
  8. Духовная сфера общества – сфера общественной жизни, основным содержанием которой является производство духовных ценностей и удовлетворение духовных потребностей.
  9. Духовность - это система ценностей, существующих длительный период, имеющих большое количество последователей и существующие ограниченный отрезок времени.
  10. Духовные ценности – это те значимые для человека и общества результаты духовного производства, которые удовлетворяют их духовные потребности.
  11. Жизнь – главная потребность человека и его главное неотъемлемое право.
  12. Задатки - врожденные физиологические особенности нервной системы.
  13. Игра - форма деятельности в условных обстоятельствах.
  14. Индивид - единичный представитель человеческого рода.
  15. Индивидуальность - самобытность, неповторимость, оригинальность индивида.
  16. Индустриализация - процесс создания крупного машинного производства, применение научных знаний к промышленной технологии, открытие новых источников энергии.
  17. Инновация - практика перманентного (беспрерывного) реформирования.
  18. Интеграция - объединение различных частей.
  19. Интерес - целенаправленное отношение человека к потребности.
  20. Культура - совокупность всех видов и результатов преобразовательной деятельности человека, направленной как на внешнюю среду, так и на самого человека.
  21. Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в ходе исторического процесса.
  22. Личность -система социально значимых качеств индивида.
  23. Локальная цивилизация – большая социально-культурная общность, которая существует длительное время, имеет устойчивые пространственные границы, вырабатывает специфические формы жизни общества.
  24. Менталитет человека - совокупность всех итогов познания, их оценка на основе культуры, деятельности, национального сознания и личного жизненного опыта.
  25. Мировоззрение - система взглядов и представлений об окружающем мире.
  26. Модернизация - процесс изменения в соответствии с современными требованиями и нормами.
  27. Мышление - это опосредованное и обобщенное отражение в головном мозге человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей.
  28. Научно-техническая революция – коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства, непосредственную производительную силу.
  29. Нравы - типичные, повторяемые множеством людей реакции на определенные события.
  30. Обряд - совокупность коллективных действий, во­площающих в себе определенные представления и цен­ности данного общества и вызывающие у всех носителей данной культуры аналогичные чувства, носящие коллек­тивный характер.
  31. Общение - процесс взаимодействия и обмена информацией между людьми.
  32. Общественно-экономическая формация - стадия общественной эволюции, характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений.
  33. Общество - обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает способы взаимодействия людей и формы их объединения.
  34. Обычай – типичное поведение в определенной ситуации.
  35. Обычаи - установившиеся схемы поведения, обяза­тельно на уровне культуры в целом.
  36. Ответственность - социально-философское понятие, характеризующее вид взаимоотношений между людьми с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых взаимных требований.
  37. Поведение – совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период времени в различных условиях.
  38. Поступок - действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, целей и средств.
  39. Потребности - осознанная необходимость в том, что составляет условие существования.
  40. Привычка - сложившийся способ поведения, осуществление которого в определённой ситуации приобретает для индивида характер потребности.
  41. Природа - естественная среда обитания человека и общества, имеющая качественную специфику в сравнении с обществом.
  42. Реализм – взвешенный подход к свободе и необходимости.
  43. Революция - глубокие качественные изменения в развитии каких-либо явлений
  44. Реформа - усовершенствование сфер общественной жизни без уничтожения фундаментальных основ общества.
  45. Свобода - способность человека выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами и оценками.
  46. Смысл жизни - определение конечной цели существования человека.
  47. Совесть – способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязательства и реализовывать нравственный самоконтроль за их выполнением.
  48. Сознание – это способность человека целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.
  49. Социализация - процесс усвоения, восприятия норм поведения, ценностей и установок, принятых в обществе.
  50. Социальная роль - образ поведения, соответствующий социальному статусу.
  51. Социальные институты - исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.
  52. Социальный статус -место человека в общественных отношениях.
  53. Способности - индивидуальные психологические особенности индивида, необходимые для успешной деятельности.
  54. Стагнация - период в развитии общества, когда нет поступательной динамики, но и нет обратного движения.
  55. Творчество – деятельность человека по созданию качественно новых, ранее не существовавших ценностей. Это понятие включает воображение, интуиция, творческое озарение.
  56. Темперамент - врожденные, генетически обусловленные качества индивида.
  57. Традиции - совокупность элементов культуры, пере­даваемых из поколения в поколение.
  58. Труд - социальная деятельность человека, направленная на получение практически полезного результата.
  59. Установки - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих личность.
  60. Фатализм – предопределенность: все в мире подчинено необходимости, свободы не существует.
  61. Характер - это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.
  62. Цивилизация - единый процесс исторического развития, проходящий через определенные стадии.
  63. Чувства - эмоциональные состояния, имеющие четко выраженный предметный характер.
  64. Эволюция - процессы изменения, протекающие в живой и неживой природе, а также в социальных системах.
  65. Эмоции -кратковременные переживания
  66. Язык - совокупность знаков, используемая членами общества для коммуникации.
gastroguru © 2017