Таможенном деле под товаром понимается. Товар в таможенном деле

В таможенном законодательстве используется ряд спе­цифических таможенно-правовых терминов, таких как, например, "таможенная территория", "таможенная гра­ница", "таможенный режим", "декларант", "таможенная пошлина" и др. Даже такие известные из гражданского права понятия, как "товары" и "транспортные средства", в таможенном законодательстве имеют свое специфичес­кое толкование.

Под таможенной территорией понимают территорию, на которой в полном объеме действует таможенное законодательство данной страны. Такая формули­ровка содержится в документах Совета таможенного сотрудничества. Подобный подход к определению таможенной территории непосредственно указывает на пространственные пределы действия норм таможенного законодательства.

TK (ст. 3) при определении таможенной территории опирается на понятие государственной территории: "Таможенную территорию Российской Федерации составляют сухопутная территория Российской Федерации, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними".

Таможенную территорию Российской Федерации состав­ляют ее сухопутная территория, территориальные и внут­ренние воды, а также воздушное пространство над ними.

В нее включаются также находящиеся в морской исклю­чительной экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над ко­торыми Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела. Это положение нашло свое развитие в принятом в 1995 году Федераль­ном законе № 187-ФЗ "О континентальном шельфе". Статья 5 этого закона пре­дусматривает, что Российская Федерация на континентальном шельфе осуществ­ляет исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать созда­ние, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и со­оружений. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими искус­ственными островами, установками и сооружениями в отношениитаможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил.

Сухопутной территорией Российской Федерации явля­ется вся суша, находящаяся в пределах ее границ. Терри­ториальные воды — это прибрежные морские воды шири­ной 12 морских миль, отсчитываемые от линии наиболь­шего отлива как на материке, так и на островах, принад­лежащих Российской Федерации, или от линий, соединя­ющих точки, географические координаты которых утвер­ждаются Правительством РФ и объявляются в "Известиях мореплавателей". В отдельных случаях иная ширина тер­риториальных вод может устанавливаться международны­ми договорами, а при их отсутствии — в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права. К внутренним водам относятся прибрежные морс­кие воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориальных вод, а также воды портов, заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых полностью принадлежат России, если ши­рина проходов не превышает 24 морских миль.

На территории Российской Федерации могут находиться свободные таможенные зоны и свободные склады. Терри­тории свободных таможенных зон и свободных складов согласно действующему Таможенному кодексу РФ (ст. 3) рассматриваются как находящиеся вне таможенной тер­ритории Российской Федерации.

В то же время следует отметить неточность: так, в час­ти первой статьи 3 ТК РФ ясно сказано, что таможенную территорию Российской Федерации составляют ее сухо­путная территория, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними, а в части третьей — что территории свободных таможенных зон и свободных складов, которые по сути являются частью сухопутной территории Российской Федерации, рассматриваются как не входящие в ее таможенную территорию. Такая неточ­ность устранена в Проекте нового Таможенного кодекса РФ, который рассматривает указанные территории сво­бодных таможенных зон и свободных складов как часть таможенной территории Российской Федерации, а вот товары, находящиеся на этих территориях, —таможенной территории Российской Федерации. В этой же статье закона устанавливается, что в отношении взимания таможенных по­шлин и иных платежей (в том числе налогов), уплачиваемых при таможенном оформлении ввозимых и вывозимых товаров, особая экономическая зона рас­сматривается как находящаяся в таможенном режиме свободной таможенной зоны с особенностями, установленными в данном законе. Именно из-за этих осо­бенностей (они обозначены в ст. 7) территория, которую занимает Калининград­ская особая экономическая зона, несмотря на действие в ее пределах режима свободной таможенной зоны, не была выведена из состава таможенной террито­рии Российской Федерации. как находя­щиеся вне ее таможенной территории. Определение понятий свободных таможенных зон и свободных складов дано в ст. 75 TK, которые "рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, определяемых настоящим Ко­дексом и иными законодательными актами Российской Федерации по таможен­ному делу" (ст. 3 TK). К числу предусмотренных ст. 3 TK исключений относится Федеральный закон от 22 января 1996 года № 13-ФЗ "Об особой экономической зоне в Калининградской области". Статья 1 этого закона предусматривает, что созданная в Калининградской области особая экономическая зона является ча­стью государственной и

Существенное влияние на определение таможенной территории оказывает практика создания Как уже отмечалось, TK в ст. 4 закреп­ляет право на образование таможенных союзов в интересах развития и укрепле­ния международной экономической интеграции. Ориентиром в этой деятельно­сти TK определяет общепризнанные нормы международного права. Так, в ст. XXIV Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) таможенных союзов.

Таможенный союз определяется как замена одной таможенной территорией двух или нескольких таможенных территорий. Таможенный союз предполагает фор­мирование общей таможенной территории, на которой осуществляется свобод­ное обращение товаров (внутренний аспект), устанавливается общая внешняя граница для принятия мер по тарифному и нетарифному регулированию тор­говли со странами - нечленами таможенного союза (внешний аспект).

Таможенный союз представляет собой более высокий уровень сближения по сравнению с зоной свободной торговли, в которой устраняются таможенные тарифы и количественные ограничения во взаимной торговле при сохранении самостоятельности стран-участниц в таможенно-тарифном регулировании на границах с третьими странами. Иными словами, таможенный союз - это такая зона свободной торговли, участники которой согласовали свою таможенную по­литику по отношению к государствам-нечленам. В таможенном союзе появля­ется общий внешний тариф, завершающий унификацию таможенно-тарифного законодательства стран - участниц. Создание таможенного союза означает, что на место национальной таможенной политики приходит согласованная межгосу­дарственная политика, которая в свою очередь приводит к появлению единого таможенного законодательства, действующего на территориях стран-членов союза. Таможенные территории государств, составивших таможенный союз, те­ряют самостоятельное значение. Их объединение дает новое качество - союзную общую таможенную территорию.

Примером реализации планов создания таможенных союзов в рамках СНГ является Соглашение о таможенном союзе между Российской Федерацией и Рес­публикой Белоруссия от 6 января 1995 года. На основании этого Соглашения были приняты указ Президента РФ от 25 мая 1995 года № 525 "Об отмене тамо­женного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь", приказ ГТК от 21 марта 1995 года № 167 "О первоочередных мерах по реализа­ции Соглашения о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Респуб­ликой Беларусь" и ряд других нормативных актов. Образование российско-бе­лорусского таможенного союза привело к переносу таможенного контроля с границы Российской Федерации с Республикой Белоруссия на внешние границы Республики Белоруссия, отмене взимания таможенных платежей в отношении двустороннего товарооборота и т.д. Таким образом, завершение формирования таможенного союза России и Республики Белоруссия позволит говорить о появ­лении общей таможенной территории.

Под таможенной границей понимается линия, ограничивающая таможен­ную территорию: "Таможенная граница - граница таможенной территории Рос­сийской Федерации" (п. 2 ст. 5 Закона РФ "О таможенном тарифе"). Таможенная граница очерчивает пространственные пределы действия таможенного законо­дательства данного государства и разделяет таможенные территории сопредельных стран. Иными словами, таможенная граница устанавливает область дейст­вия таможенного суверенитета. Понятие "таможенная граница Российской Федерации" означает пределы ее таможенной территории, куда вхо­дят и периметры свободных таможенных зон и свободных складов. Таможенная граница является юридической фикцией (воображаемой ли­нией) в отличие от государственной границы, представляющей собой реальную линию на местности. Практика таможенного регулирования (чаще всего в связи с разбирательством уголовных дел о контрабанде) не раз обращала внимание на возможность несовпадения таможенной и государственной границы и юридиче­ские последствия, вызванные этим несовпадением.

Причем принято различать внешнюю и внутрен­нюю таможенные границы.

Внешняя таможенная граница разделяет таможенные территории сопредельных государств и, как правило, со­впадает с государственной границей. На ней действует административно-правовой режим, устанавливаемый за­конодательством о государственной границе. А внутрен­нюю таможенную границу образуют периметры свобод­ных таможенных зон и свободных складов, находящихся, как правило, в глубине таможенной территории страды. И хотя по своему административно-правовому статусу внут­ренняя таможенная граница приравнена к внешней, поря­док ее пересечения регламентируется только нормами та­моженного законодательства. В то же время, необходимо отметить, что согласно ч. 1 Конституции РФ на тер­ритории Российской Федерации не допускается установле­ние таможенных границ. Отсюда следует, что включение периметров свободных таможенных зон и свободных скла­дов в таможенную границу неправомерно, хотя и соответ­ствует общемировому подходу к этому вопросу. ст. 74

Под термином "товары" в таможенном законодатель­стве следует понимать любое движимое имущество, в том числе валюту, валютные ценности, электрическую, теп­ловую и иные виды энергии, а также транспортные сред­ства, за исключением средств, используемых для меж­дународных перевозок пассажиров и товаров. Практика выявила необходимость включить в это определение так­же объекты интеллектуальной собственности (и это от­ражено в Проекте нового Таможенного кодекса РФ), а также отнесенные к недвижимому имуществу воздуш­ные, морские суда, суда внутреннего плавания и косми­ческие объекты.

Товары подразделяются на российские и иностранные. Российские товары — это товары, происходящие из Рос­сийской Федерации, либо товары, выпущенные в свобод­ное обращение на ее территории, т. е. те товары, распоряжаться которыми можно без разрешения таможенных ор­ганов. Все остальные товары являются иностранными.

Транспортными средствами в таможенном деле призна­ются любые средства, используемые для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование.

Под "перемещением через таможенную границу Рос­сийской Федерации" понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию страны или по вывозу с этой территории товаров и транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почто­вых отправлениях, использование трубопроводного транс­порта и линий электропередач.

К указанным действиям относятся:

  • При ввозе товаров или транспортных средств на та­моженную территорию Российской Федерации и при вво­зе с территории свободных таможенных зон и свободных складов на остальную часть таможенной территории стра­ны — фактическое пересечение таможенной границы Рос­сийской Федерации.
  • При вывозе товаров или транспортных средств с та­моженной территории Российской Федерации и при вво­зе товаров и транспортных средств с остальной части ее таможенной территории на территорию свободных тамо­женных зон и на свободные склады — подача таможенной декларации или иное действие, непосредственно направ­ленное на реализацию намерения соответственно вывезти либо ввезти товары или транспортные средства.

Перемещение через таможенную границу можно под­разделить на правомерное и неправомерное. Правомерное перемещение через таможенную границу осуществляется в порядке, предусмотренном действующим таможенным законодательством. А перемещение через таможенную границу с нарушением установленных нормами таможен­ного законодательства требований (например, вне опреде­ленных таможенными органами мест, с сокрытием от та­моженного контроля, с использованием поддельных до­кументов и т. п.) признается неправомерным и в зависи­мости от характера противоправного деяния квалифици­руется либо как административное правонарушение (на­рушение таможенных правил), либо как уголовное пре­ступление в сфере таможенного дела.

Термин "лица" включает в себя как предприятия, уч­реждения и организации, т. е. юридические лица, так и физические лица. В таможенном законодательстве встре­чаются понятия "российские лица", "иностранные лица" и "лица, перемещающие товары".

  1. Созданные в соответствии с российским законода­тельством предприятия, учреждения и организации (т. е. юридические лица) с местонахождением на территории России.
  2. Зарегистрированные на территории России лица, за­нимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
  3. Граждане России, постоянно проживающие на ее тер­ритории. Все иные лица относятся российским таможен­ным законодательством к категории иностранных.

В качестве лиц, перемещающих товары, следует пони­мать лица, являющиеся собственниками товаров, их по­купателями, владельцами, либо выступающие в ином ка­честве, достаточном в соответствии с российским законо­дательством для совершения с товарами действий, пре­дусмотренных Таможенным кодексом РФ, от собственно­го имени.

Декларант — это лицо, перемещающее товары через та­моженную границу, или таможенный брокер (посредник), т. е. лицо, представляющее и предъявляющее товары и транспортные средства на таможне от собственного имени.

Перевозчик — это лицо, фактически перемещающее то­вары либо являющееся ответственным за использование транспортного средства.

Таможенный режим — это совокупность положений, оп­ределяющих статус товаров и транспортных средств, пе­ремещаемых через таможенную границу РФ, для тамо­женных целей.

Таможенное оформление — это установленная нормами таможенного законодательства процедура помещения то­варов и транспортных средств под определенный таможен­ный режим.

Таможенный контроль — это совокупность мер, осуще­ствляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ о таможенном деле и иного законодательства РФ, контроль за исполнением которого отнесен к компетенции таможенных органов.

Зона таможенного контроля — это специально выде­ленная и обозначенная часть таможенной территории Рос­сийской Федерации, создаваемая в целях осуществления таможенного контроля и обеспечения таможенного зако­нодательства Российской Федерации.

Таможенные платежи — это таможенная пошлина, на­логи и иные платежи, взимаемые в установленном поряд­ке таможенными органами.

Таможенная пошлина — это платеж, взимаемый тамо­женными органами при перемещении товаров через тамо­женную границу РФ и являющийся неотъемлемым ус­ловием такого перемещения.

Резиденты - это:

  • Физические лица, имеющие постоянное местожитель­ство в Российской Федерации, включая граждан России, временно находящихся за ее пределами.
  • Юридические лица (в том числе хозяйствующие субъекты без образования юридического лица), располо­женные на территории России и образованные в соответ­ствии с российским законодательством, а также их фили­алы и представительства, находящиеся за пределами Рос­сийской Федерации.
  • Российские дипломатические и другие официальные представительства, находящиеся за пределами Российс­кой Федерации.

Нерезиденты - это:

  • Физические лица, имеющие постоянное местожитель­ство за пределами Российской Федерации, включая вре­менно в ней находящихся.
  • Юридические лица (в том числе хозяйствующие субъек­ты без образования юридического лица), созданные в соот­ветствии с законодательством иностранных государств, с ме­стонахождением за пределами Российской Федерации, а также их филиалы и представительства в России.
  • Иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся в Россий­ской Федерации.

Статья 18 Таможенного кодекса РФ дает следующее определение товара.

Товары – любое движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии и транспортные средства, за исключением транспортных средств, указанных в п. 4. настоящей статьи (транспортные средства, используемые в международных перевозках).

Имущество

Понятие «имущество» в различных сферах деятельности (оценка, наследование, др.) имеет несколько различных толкований:

Вещь или совокупность вещей;

Вещи и имущественные права, имеющие денежную оценку (доходы, иные права);

Все имущественные права (активы) и обязательства (пассивы).

По определению, данному в ТК, товары – это имущество. В соответствии со ст. 128 ГК в понятие «имущество» входят вещи (в том числе деньги и ценные бумаги) и не входят такие объекты гражданских прав, как действия (работы и услуги), результаты интеллектуальной деятельности, информация и нематериальные блага. Эти последние объекты не могут, очевидно, рассматриваться как товары.

К товарам по определению относится движимое имущество.

В соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» под товаром во внешнеэкономической деятельности понимаются также и отдельные виды недвижимого имущества: товар – любое движимое имущество (включая все виды энергии) и отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты, являющиеся предметом внешнеторговой деятельности.*

Валюта (деньги) – денежная единица страны.

Ценные бумаги (в соответствии с ГК РФ относятся к вещам) – документ, удостоверяющий имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении (ст. 142 ГК РФ). К ценным бумагам относятся: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберкнижка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и др. (ст. 143 ГК РФ).

Валютные ценности – ценности, в отношении которых валютным законодательством установлен особый ограниченный режим обращения на территории страны: иностранная валюта, ценные бумаги в иностранной валюте, драгоценные металлы в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лом таких изделий, природные драгоценные камни (алмаз, рубин, изумруд, сапфир, александрит в сыром и обработанном виде, жемчуг), за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий.

Транспортные средства. В случае когда транспортное средство (автомобиль, контейнер) ввозится для свободного обращения или экспортируется, оно относится к категории товаров. Во всех других случаях под транспортными средствами понимаются любые средства, используемые для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование. В таможенном праве транспортные средства выступают предметом правоотношений неимущественного характера в связи с осуществлением таможенного контроля. Освобождаются от пошлины ввозимые или вывозимые юридическими лицами транспортные средства, осуществляющие международные перевозки, предметы материально- технического снабжения и снаряжения, необходимые для нормальной эксплуатации этих транспортных средств или ввозимые для обеспечения деятельности российских (либо арендованных) судов, ведущих морской промысел.



В табл. 2.3. обобщен перечень объектов, относящихся и не относящихся к товарам в таможенном деле.

Таблица 2.3

Товар в таможенном деле

Являются товарами Не являются товарами
Вещи, относящиеся к движимому имуществу, в том числе транспортные средства, которые не используются как средства международных перевозок. Отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты, являющиеся предметом внешнеторговой деятельности Валюта. Ценные бумаги. Валютные ценности. Энергия Вещи, относящиеся к недвижимому имуществу и транспортные средства, рассматриваемые как средства международных перевозок. Работы и услуги. Информация. Результаты интеллектуальной деятельности, в том числе интеллектуальная собственность. Нематериальные блага

Исключение интеллектуальной собственности из понятия «товар» требует пояснений. Во всех приведенных здесь определениях товар характеризуется как имущество. В частности, для целей НК РФ (ст. 38 п. 3) товаром признатся любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации, понятие имущества в ГК РФ и НК РФ совпадает (ст. 38 п. 2 НК РФ). Результаты интеллектуальной деятельности, которые в юридической литературе рассматриваются в составе имущественных прав (см. рис. 2.2), тем менее в 128 ст. ГК РФ указаны отдельно от вещей, входящих в понятие «имущество».

Объединяя требования к товару Венской конвенции и ТК РФ, товарами в таможенном деле следует считать движимое имущество, не изъятое из оборота, поставляемое, как правило, для использования в коммерческих целях, в том числе товарные ценные бумаги, за исключением транспортных средств, используемых в международных перевозках (включая транспортное оборудование, средства пакетирования и другие материалы и изделия, необходимые для перевозки).

Классификация в зависимости от направления движения

Импортными являются товары, ввозимые на таможенную территорию России. Ими могут быть не только товары, произведенные за рубежом, но и товары отечественного производства, которые были экспортированы из России, а затем вновь ввезены на российскую таможенную территорию (реэкспорт). Понятие импортного товара распространяется и на вещи, которые ввозят с собой на таможенную территорию России пассажиры. Ввозимый на таможенную территорию товар находится под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы до совершения необходимых таможенных формальностей и уплаты таможенных платежей.

Экспортными считаются товары, перемещаемые через таможенную границу и вывозимые с российской территории. Ими могут быть как предметы внешнеторговой поставки, так и вещи, вывозимые с собой пассажирами. Вывозимый товар становится предметом таможенных правоотношений с момента предъявления таможенному органу до времени вывоза с таможенной территории.

Транзитный товар перемещается с одной таможенной территории на другую через территорию третьей страны. В большинстве стран транзитные товары подпадают под таможенный контроль, но не облагаются таможенными пошлинами.

Существует возможность перемещения товара через таможенную границу на определенное время с последующим возвращением на первоначальную таможенную территорию. Такой товар называется временно ввозимым (вывозимым). При временном ввозе (вывозе) собственник товара не меняется; после совершения определенных действий над товаром (доработка, ремонт, демонстрация), он должен быть возвращен своему собственнику.

Классификация в зависимости от цели перемещения

В зависимости от цели перемещения объекты таможенных правоотношений могут быть подразделены на коммерческие и некоммерческие.

Коммерческие объекты перемещаются в целях купли-продажи во внешнеторговом обороте. Их движение сопровождается перемещением валюты, которой должна быть оплачена внешнеторговая поставка.

Некоммерческие объекты не предназначены для торгового оборота. Их перемещают:

Граждане для личного пользования;

Организации и учреждения для осуществления уставных задач, не связанных с извлечением прибыли.

Товары, перемещаемые физическими лицами, если они не предназначены для производственного или коммерческого использования, не облагаются пошлиной в рамках установленных квот, в частности при ввозе товара стоимостью не выше $ 1000 США и массой не более 50 кг, при вывозе – стоимостью не выше $10 000.

Продукты переработки – товары, полученные в результате переработки временно ввезенных из-за границы на территорию Российской Федерации иностранных товаров.

Товары российские – товары, происходящие из Российской Федерации, либо товары, выпущенные в свободное обращение на территории Российской Федерации.

Товары бондовые – товары, хранящиеся на таможенном складе и не оформленные в соответствии с таможенными правилами.

Контрабандой признается перемещение через таможенную границу Российской Федерации помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием:

Наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных и взрывчатых веществ;

Вооружения, взрывчатых устройств, огнестрельного оружия, патронов к нему и боеприпасов (кроме гладкоствольного охотничьего оружия и патронов к нему);

Ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового уничтожения, материалов и оборудования, которые заведомо могут быть использованы при его создании;

Стратегически важных сырьевых товаров;

Предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской

Федерации и зарубежных стран, а равно такое перемещение иных товаров, совершенное в крупных размерах или с использованием служебного положения публичного должностного лица.

Контрабандой признается также невозвращение на таможенную территорию России предметов художественного, исторического и археологического достояния, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным, либо перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу путем ее прорыва.

Глава 3 КЛАССИФИКАЦИЯ

Одной из существенных задач товароведения является разработка научных основ и принципов классификации изолирования товаров.

Таможенное дело представляет собой совокупность взаимосвязанных видов деятельности: установления, осуществления, таможенного контроля и пресечения нарушений порядков и условий перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза, их таможенного декларирования и деятельности таможенных посредников.

Перемещение товаров: понятие, субъекты и содержание

Согласно Таможенному кодексу Таможенного союза «перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза - это ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза». «Ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза - совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Таможенного союза любым способом до их выпуска таможенными органами». «Вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза - совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза любым способом до фактического пересечения таможенной границы». Таможенной границей Таможенного союза (далее - таможенная граница) являются пределы таможенной территории Таможенного союза. Единую таможенную территорию Таможенного союза (далее - таможенная территория Таможенного союза) составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Товаром является любое движимое имущество, а также иные вещи, приравненные к недвижимому имуществу, перемещаемые через таможенную границу ТС. Классификации товаров. В первой классификации в зависимости от происхождения выделяются товары таможенного союза и иностранные товары. Товарами ТС считаются товары, находящиеся на таможенной территории ТС. Иностранными товарами считаются товары, не являющиеся товарами ТС, а также товары, которые приобрели статус иностранных товаров. Во второй классификации в зависимости от назначения выделяются: товары для предпринимательской деятельности; товары для личного пользования; припасы. Товарами для предпринимательской деятельности следует считать товары, перемещение которых предназначено для получения дохода от коммерческой или производственной деятельности. Товарами для личного пользования считаются товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных нужд физических лиц, пересекающих таможенную границу ТС. Припасами называются товары, необходимые экипажу и пассажирам во время международных перевозок.

Три классификации лиц, перемещающих товары. В первой классификации выделяются физические и юридические лица. Во второй классификации выделим иностранные лица и лица государств - членов Таможенного союза. В третьей классификации выделяются три группы лиц: участники внешнеэкономической деятельности (далее - участники ВЭД), туристы и перевозчики. Участниками ВЭД считаются физические и юридические лица, перемещающие товары для предпринимательской деятельности. Туристы - это физические лица, перемещающие товары для личного пользования. Перевозчики - это юридические лица, осуществляющие водные, воздушные и железнодорожные перевозки.

Перемещение, как процесс, представляет собой совокупность последовательных операций с товарами при их ввозе или вывозе. При ввозе товаров, предназначенных для предпринимательской деятельности, процесс перемещения состоит из следующих операций: прибытия товаров на таможенную территорию ТС; таможенного транзита; временного хранения товаров; соблюдения тарифных и нетарифных мер; распоряжения товарами. При вывозе товаров процесс перемещения состоит из следующих операций: соблюдения тарифных и нетарифных мер; таможенного транзита; убытия товаров с таможенной территории ТС. Все товары перемещаются в соответствии с определенной таможенной процедурой. Таможенная процедура - это «совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами».

В настоящее время вопросы классификации товаров являются основой таможенного контроля. Это положение закреплено в ст. 52 Таможенного Кодекса Таможенного союза (ТК ТС) и гл. 9 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» .

ТН ВЭД ТС - система классификации товаров, применяемая при декларировании товаров для регулирования внешнеэкономической деятельности и ведения статистики в таможенной сфере. ТН ВЭД разработана на базе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров Всемирной Таможенной Организации и единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности СНГ.

Актуальность данной темы заключается в том, что вопрос классификации товара является одним из ключевых в правоприменительной практике таможенных органов, а от точности отнесения товара к той или иной позиции ТН ВЭД зависит и ставка пошлины, и порядок применения мер нетарифного регулирования. Без знания принципов построения ТН ВЭД и основ классификации невозможно осуществлять законное перемещение товаров через таможенную границу, а, следовательно, нельзя говорить об эффективности функционирования отрасли в целом.

Товары 87 группы включают наземные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей (кроме моторных транспортных средств товарной позиции 8702), включая грузопассажирские автомобили-фургоны и гоночные автомобили.

По данным ФТС России, в 2011 году импорт легковых автомобилей увеличился по сравнению с предыдущим годом на 43,3% - до 984 тысяч единиц. За данный период в денежном выражении было ввезено легковых автомобилей на 18,59 миллиарда долларов. В частности, из стран дальнего зарубежья импортировано 850,6 тысяч автомобилей на 17,71 миллиардов долларов, из стран СНГ - 133,4 тысячи на 878,9 миллиона долларов.

Импорт грузовых автомобилей в РФ в 2011 году вырос на 85,6% по сравнению с 2010 годом и составил 99,7 тысяч единиц. Грузовиков было завезено на 2,51 миллиарда долларов. Страны дальнего зарубежья поставили в РФ 98,9 тысяч грузовых автомобилей на 2,47 миллиарда долларов, страны СНГ - 0,8 тысячи на 39,6 миллиона долларов .

Сложность классификации товаров 87 группы связана с широким ассортиментом транспортных средств, разнообразием исходных материалов для их изготовления, способов производства, мест изготовления.

Несмотря на наличие довольно большого массива исследований, посвященных проблемам декларирования транспортных средств в целом, очень мало внимания уделяется конкретно проблеме классификации последних по ТН ВЭД. В учебной литературе дается лишь общая товароведная характеристика данной группе товаров и весьма формально освещается влияние тех или иных классификационных признаков на определение кода Товарной номенклатуры. В этих условиях возникает потребность в адекватной систематизации идентификационных признаков товара и представления их в виде, пригодном для практического использования в процессе классификации.

Объектом исследования является ТН ВЭД и классификация товаров по ней.

Предмет исследования включает анализ общих положений и отдельных проблем, касающихся классификации транспортных средств группы 87 ТН ВЭД ТС.

Целью работы является изучение проблем классификации транспортных средств 87 группы ТН ВЭД ТС.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

Определить, какое значение имеет классификация объектов таможенного контроля по ТН ВЭД ТС;

Изучить нормативно-правовое обеспечение классификации объектов таможенного контроля по ТН ВЭД ТС;

изучить проблемы классификации объектов таможенного контроля по ТН ВЭД ТС;

определить классификационные признаки ассортимента транспортных средств товарных позиций 8702 и 8703 ТН ВЭД ТС;

изучить судебную практику по теме;

выявить пути минимизации таможенных рисков при классификации товаров группы 87 ТН ВЭД ТС.

Создание Таможенного союза оказало серьезнейшее влияние на таможенное законодательство. Изменения коснулись, в том числе, и товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. Классификация товаров при таможенном декларировании законодательно закреплена в ТК ТС и Законе «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Учебной литературы по таможенной классификации мало. Учебное пособие Е.И. Андреевой и А.В. Нестерова «Классификация товаров в таможенных целях» посвящено особенностям и сферам применения товарных номенклатур, используемых в практической деятельности таможенных органов, таким как единая товарная номенклатура внешней торговли, номенклатура Совета таможенного сотрудничества, стандартная международная торговая классификация, особое внимание уделено ТН ВЭД СНГ и России. В пособии раскрывается значение ТН ВЭД, правила ее интерпретации, содержание разделов и групп основных товарных номенклатур, пути совершенствования ТН ВЭД.

В учебно-практическом пособии «ТН ВЭД России. Основы классификации товаров» рассмотрены особенности структуры и сфера применения номенклатуры Гармонизированной системы описания и кодирования товаров и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности РФ. Приведены основные номенклатуры, предшествовавшие Гармонизированной системе и использованные в качестве базы для ее разработки, изложены основные положения Конвенции о Гармонизированной системе.

С 1 января 2010 года в силу вступила единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза. Сформированная годами основа товарной номенклатуры, несмотря на все интеграционные процессы, осталась неизменной. Что касается кода, то и его структура осталась прежней. Основные изменения произошли на уровне десятого знака.

Таможенный союз предполагает наличие единой таможенно-тарифной политики для трех государств. Основой таможенно-тарифной политики является Единый таможенный тариф Таможенного союза (ЕТТ ТС), систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ТС.

ТН ВЭД - это систематизированный перечень товаров, который включает в себя наименования товаров, их кодовое обозначение, единицы измерения количества товаров, а также примечания и правила интерпретации. Международной основой ТН ВЭД ТС являются Гармонизированная система описания и кодирования товаров и Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности СНГ.

Каждый товар имеет свой десятизначный код. Первые две цифры обозначают товарную группу, четыре - товарную позицию, шесть - субпозицию, десять - подсубпозицию.

Кроме того, первые шесть цифр соответствуют кодам Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, поскольку, как отмечалось ранее, ГС является международной основой ТН ВЭД ТС. Седьмой и восьмой знаки относятся к Комбинированной номенклатуре Европейского союза. Девятый знак объединяет наши товары с товарами стран СНГ, десятый - используется в рамках Таможенного союза. Также ТН ВЭД ТС используют Таджикистан, Киргизия, планируют использовать - Абхазия и Южная Осетия.

Помимо участия в интеграционных процессах на постсоветском пространстве, Российская Федерация является постоянным членом Всемирной таможенной организации. Раз в пять лет происходит изменение товарной номенклатуры в рамках этой организации. Последний пятилетний цикл завершился в 2011 году, поэтому с 1 января 2012 года вступила в силу новая редакция товарной номенклатуры.

Таможенному союзу пришлось учесть все закрепленные в ней изменения. Было внесено двести двадцать наборов поправок. Поправки в основном коснулись товаров сельского хозяйства и продуктов их переработки (включая лесное хозяйство и рыболовство), продуктов, имеющих отношение к окружающей среде, а также товаров с низким объемом торговли. Появились три новые товарные позиции, такие как биодизель, водные беспозвоночные, кроме ракообразных и моллюсков, женские и детские санитарно-гигиенические средства.

В связи с вступлением России в ВТО решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года №54 был принят Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ ТС) и новая редакция ТН ВЭД ТС , которые вступили в действие с 23 августа 2012 года.

Товаров, перемещаемых через границы государств, - сотни тысяч - охватить все их невозможно. Поэтому были разработаны Основные правила интерпретации ГС (ОПИ), имеющие обязательную силу. Существует шесть основных правил. Правила 1-5 регламентируют порядок определения четырехзначного кода товара, то есть определяют правила отнесения товара к той или иной товарной позиции.

Правило 6 применяется после того, как определен четырехзначный код товара и определяет дальнейшую процедуру включения товара в подходящую субпозицию и подсубпозицию.

Использовать Правила классификации можно только последовательно, переходя от Правила 1 к Правилу 2, от Правила 2 к Правилу 3 и так далее до Правила 6.

Используя их, можно отнести тот или иной товар к определенной товарной позиции.

Для единообразия толкования ТН ВЭД при классификации товаров на территории государств ТС принято Положение о порядке применения ТН ВЭД ТС при классификации товаров , Решением КТС от 18 ноября 2011 года №851 утверждены Пояснения к ТН ВЭД ТС . Кроме этого выпущено 18 решений Комиссии Таможенного союза, разъясняющих классификацию товаров , в т.ч. 87 группы: полуприцепа-кормовоза, автомобилей-самосвалов, подметально-уборочной машины, транспортных средств типа PickUp, многоцелевых легких бронированных транспортеров и транспортно-гусеничных машин, автомобиля-эвакуатора.

Но, несмотря на это, проблемы, связанные с классификацией товаров по ТН ВЭД ТС остаются, транспортные средства 87 группы не являются исключением. Об этом свидетельствует количество заявок на принятие предварительного решения о классификации товара по ТН ВЭД ТС, осуществляемое таможенными органами (рис., приложение)

Проблема классификации транспортных средств осложняется тем, что специальной литературы нет. Единственный учебник по товароведению - автора С.Л. Калачёва . Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности «Товароведение и экспертиза товаров». В нем рассматриваются ассортимент, конструкции, принципы функционирования и качество велосипедов, мопедов, мотоциклов, легковых автомобилей и прицепов к ним. Относительно остального ассортимента транспортных средств 87 группы учебной литературы по товароведению нет.

товарная группа ТН ВЭД ТС включает 16 товарных позиций. Критерием разделения товаров по позициям является их назначение. Внутри товарных позиций критерии зависят от вида транспортного средства. Например, для товарной позиции 8703 «Автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей (кроме моторных транспортных средств товарной позиции 8702), включая грузопассажирские автомобили-фургоны и гоночные автомобили» на уровне субпозиции классификационным признаком является тип двигателя и рабочий объем цилиндров двигателя (не более 1000 см3; более 1000 см3,но не более1500 см3, 1500 см3, но не более 3000 см3 и т.д.). На уровне подсубпозиции в качестве классификационных признаков выступают: назначение (для медицинских целей, оборудованные для проживания и т.д.), срок изготовления (новые, бывшие в эксплуатации, с момента выпуска прошло более 5 лет). В отдельную подсубпозицию (8703 90 10)выделены электромобили.

Величина таможенной пошлины возрастает с увеличением рабочего объема цилиндров двигателя и даты выпуска автомобиля, поэтому при проведении таможенного контроля легковых автомобилей необходима внимательная проверка технических документов на транспорт.

При классификации товаров 87 группы, помимо товароведных познаний, необходимы знания технических характеристик и конструкционных особенностей транспортных средств.

Например, характерными признаками конструкции, обычно свойственными транспортным средствам, которые включаются в товарную позицию 8703, являются следующие:

б) наличие окон в двух боковых панелях задней части кузова;

в) наличие скользящей, открывающейся наружу или поднимающейся вверх двери или дверей, с окнами, на боковых панелях или сзади;

г) отсутствие постоянной панели или перегородки между зоной для водителя и передних пассажиров и задней зоной, которая может использоваться для транспортировки, как людей, так и грузов;

д) наличие внешних признаков комфорта и внутренней отделки, а также приспособлений внутри всего салона транспортного средства, которыми отличаются пассажирские салоны транспортных средств (например, напольное покрытие, вентиляция, внутреннее освещение, пепельницы).

В спорных вопросах проводится автотехническая экспертиза, включающая осмотр транспортного средства, анализ международного стандарта ИСО 3833-76 «Дорожные транспортные средства. Типы. Термины и определения» и Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 52051-2003 «Механические транспортные средства и прицепы».

При таможенном контроле транспортных средств особое внимание уделяется графе 31 ТД, в которой должны быть заявлены необходимые и достаточные сведения для однозначной классификации транспортного средства в соответствии с ТН ВЭД ТС.

Список использованных источников

таможенный контроль правовой транспортный

1. Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (Брюссель, 1983) // Таможенные ведомости. - №8. - 1996.

2. Таможенный кодекс Таможенного союза: Федеральный закон от 2 июня 2010 г. №114-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза» // СЗ РФ. - 2010. - №23. - Ст. 2796 и ч. 2 Ст. 108.

3. Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ ТС): Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года №54 [Электронный ресурс] - Режим доступа: #"justify">. О Положении о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров: Решение Комиссии Таможенного союза №522 от 28 января 2011 года (ред. от 19.08.2011) [Электронный ресурс] - Режим доступа: #"justify">. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 №95-ФЗ (ред. от 25.06.2012) // СЗ РФ 29.07.2002. - №30. - Ст. 3012.

6. О таможенном регулировании в Российской Федерации: федер. закон от 27 ноября 2010 г. №311-ФЗ // СЗ РФ. - 2010. - №48. - Ст. 6252.

7. О классификации по ТН ВЭД ТС отдельных товаров: распоряжение ФТС РФ №34-р от 01.03.12 [Электронный ресурс] - Режим доступа: #"justify">. Требование: О признании незаконным решений таможенного органа о классификации товара: постановление ФАС Дальневосточного округа от 31.01.2012 №Ф03-6581/2011 по делу №А51-6368/2011 [Электронный ресурс] - Режим доступа: #"justify">. Андреева Е.И. Классификация товаров в таможенных целях / Е.И. Андреева, А.В. Нестеров // Учеб. пособие. - М.: РИО РТА, 2009. - 108 с.

Бондаренко Н.П. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД / Н.П. Бондаренко - Ростов н/Д: МарТ, 2007. - 240 с.

Импорт автомобилей в Россию в 2011 году увеличился [Электронный ресурс] - Режим доступа: #"justify">. Истомин С.И. Таможенное оформление и применение таможенных режимов / С.И. Истомин - М.: Деловой двор, 2009. - 280 с.

Калачёв С.Л. Товароведение и экспертиза транспортных средств личного пользования: Учебник / С.Л. Калачёв - М.: Дашков и Ко, 2011. - 312 с.

Катушёнок В. Номенклатура от желаний не зависит. / В. Катушёнок // Таможня. - 2012. - №16. - С. 4-7.

Коник Н.В. Таможенное дело: учеб. пособие. / Н.В. Коник - М.: Омега-Л, 2009. - 192 с.

Пояснения к ТН ВЭД ТС (утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2011 года №851) [Электронный ресурс] - Режим доступа: #"justify">. Таможня не даёт добро [Электронный ресурс] - Режим доступа: #"justify">. Татаринов А.Е. Проблемы квалификации нарушений физическими лицами правил помещения товаров и транспортных средств под таможенный режим временного ввоза и несоблюдения условий такого режима / А.Е. Татаринов // Юрист. - 2008. - С. 12.

ТН ВЭД России. Основы классификации товаров / под ред. А.Н. Мячина. - M.: ТИРЕКС, 2006. - 984 с.

Предмет, цели, задачи и история развития товароведения. Роль товароведения в таможенном деле.

Товароведение как научная и учебная дисциплина возникло и формировалось в процессе развития товарного производства и обмена одних товаров на другие.
В истории развития товароведения выделяют три основных этапа:
- середина XVI-начало XVII века – товароведно-описательный – создаются руководства с описанием свойств и способов использования различных товаров;
- XVIII-начало XX века – товароведно-технологический – изучается влияние свойств сырья, материалов и технологий на качество товаров;
- начало ХХ века – настоящее время – товароведно-формирующий – разрабатываются научные основы формирования, оценки и управления потребительной стоимостью, качеством, ассортиментом товаров
Основоположником отечественного товароведения считают профессора М.Я. Киттары, который определил предмет и содержание дисциплины, разработал классификацию и описал свойства товаров. Профессора П.П. Петров и Я.Я. Никитинский уточнили содержание товароведения и показали его связь с технологией производства, с/х и экономическими науками.
Профессор Ф.В. Церевитинов внес большой вклад в развитие товароведения пищевых продуктов.

Происхождение термина «товароведение» специалисты также связывают с двумя основными словами: «товар» и «ведение».

Товароведение – наука об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительные стоимости и факторах обеспечения этих характеристик.

Предметом товароведения являются потребительные стоимости товаров.

Цель товароведения – изучение основополагающих характеристик товара, составляющих его потребительную стоимость, а также их изменений на всех этапах товародвижения.

Задачи товароведения .

Четкое определение основополагающих характеристик, составляющих потребительную стоимость;

Установление принципов и методов товароведения, обусловливающих его научные основы;



Систематизация множества товаров путем рационального применения методов классификации и кодирования;

Изучение свойств и показателей ассортимента товаров для анализа ассортиментной политики промышленной или торговой организации;

Определение номенклатуры потребительских свойств и показателей товаров;

Оценка качества товаров, в том числе импортных;

Определение количественных характеристик единичных экземпляров товаров и товарных партий;

Обеспечение качества и количества товаров на разных этапах их технологического цикла путем учета формирующих и регулирования сохраняющих факторов;

Выявление градаций качества и дефектов товаров, причин их возникновения и мер по предупреждению реализации некачественных товаров;

Установление видов товарных потерь, причин их возникновения и разработки мер по их предупреждению или снижению;

Информационное обеспечение товародвижения от изготовителя до потребителя;

Товароведная характеристика конкретных товаров.

Роль товароведения в таможенном деле. Главным принципом государственного регулирования внешнеэкономической деятельности является защита государством прав и законных интересов участников внешнеэкономической деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг.

Вступление России в ВТО приведет к еще большему росту международной торговли и расширению ассортимента ввозимых товаров. В связи с этим актуальными являются задачи защиты потребительского рынка от ввоза опасной и вредной продукции, выявления фальсифицированных и контрафактных товаров. В этих условиях возрастает роль товароведения в работе таможенных служб.

Товар, пересекающий таможенную границу РФ, является объектом таможенного оформления и таможенного контроля. В ходе таможенного контроля может назначаться таможенная экспертиза с целью установления страны происхождения, сырьевого состава, способа изготовления, стоимости и др. Специалист с товароведными знаниями во многом может способствовать обеспечению эффективного противодействия нарушениям таможенных правил и преступлениям в таможенной сфере. Таможенная экспертиза, кроме того, является одним из барьеров защиты потребительского рынка страны от импорта недоброкачественных, вредных и опасных товаров.

Понятие продукции и товара. Понятие «товара» в таможенном деле.

В настоящее время нет однозначного определения вышеуказанных понятий. В Федеральном законе «О техническом регулировании» термин «продукция» означает результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях. В соответствии с этим определением к продукции можно отнести только объекты в материальной форме. Международный стандарт определяет продукцию как результат процесса, деятельности, предназначенный для удовлетворения реальных или потенциальных потребностей. Причем, продукция может быть материальной (сырье, перерабатываемые материалы, оборудование и т.д.) и нематериальной (услуги, информация, продукция интеллектуального труда – программные средства).

Товароведение изучает материальную продукцию, которой присущи две основные особенности: во-первых, она должна быть произведена, а во-вторых, должна удовлетворять чьи-то потребности (т. е. должна быть кому-то нужна).

Продукция становится товаром, когда она является объектом купли-продажи (коммерческой деятельности). Таким образом, товар – материальная продукция, предназначенная для купли-продажи. Понятия «продукция» и «товар» различаются тем, что продукт становится товаром, будучи предложенным рынку. Товар - любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи.

Есть различие в определении термина «товар» – в товароведении и таможенной практике.

В соответствии с Таможенным кодексом РФ (ст.11) товары – любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства, за исключением транспортных средств, используемых в международных перевозках.

То есть товары по определению в ТК РФ – это имущество. В соответствии со ст.128 Гражданского кодекса РФ в понятие имущества входят вещи (в том числе деньги и ценные бумаги) и не входят такие объекты гражданских прав, как действие (работа и услуги), информация и нематериальные блага. Эти последние объекты не могут, очевидно, рассматриваться как товары.

3. Принципы и методы товароведения, их использование в таможенной практике.
Принципами
товароведения являются: безопасность, эффективность, совместимость, взаимозаменяемость, систематизация.

Безопасность – основополагающий принцип, который заключается в недопустимости риска нанесения товаром или услугой ущерба жизни или здоровью людей; имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу; окружающей среде; жизни или здоровью животных и растений.

Эффективность – принцип, заключающийся в достижении наиболее оптимального результата при производстве, упаковке, хранении, реализации и потреблении товаров.

Совместимость – принцип, определяемый пригодностью товаров, процессов и услуг к совместному использованию, не вызывающему нежелательных взаимодействий.

Взаимозаменяемость – принцип, определяемый пригодностью одного товара быть использованным вместо другого товара в целях удовлетворения одних и тех же потребностей.

Систематизация – принцип, заключающийся в установлении определенной последовательности однородных, взаимосвязанных товаров, процессов и услуг. Систематизация – это рассмотрение каждого объекта как части более сложной системы. Принцип систематизации положен в основу методов товароведения – таких как идентификация, классификация, кодирование.

Методы товароведения подразделяются на эмпирические, или экспериментальные и аналитические.

Эмпирические методы в зависимости от используемых технических средств измерения
подразделяются на:

Измерительные – физические, физико-химические, химические, биологические, осуществляются с помощью технических средств измерения.

Органолептические – методы определения показателей качества с помощью органов чувств.

Аналитические (мысленные) методы – это анализ, прогнозирование, программирование, планирование, систематизация, идентификация (метод отождествления, установления совпадения одного объекта с другим), классификация.

Например, идентификация (товаров) – деятельность по установлению соответствия конкретного товара образцу, его описанию требованиям нормативных, технических, а также товаросопроводительных документов и/или группе однородных товаров. Проведение идентификационной таможенной экспертизы позволяет выявлять фальсифицированную и контрафактную продукцию. Классификация товаров, или подразделение множества на подмножества по определенным признакам, является неотъемлемой частью товароведной характеристики любого товара, а также ответственной процедурой при таможенном оформлении.


4. Классификация непродовольственных и продовольственных товаров в товароведении и в ТН ВЭД.

Продовольственные товары

В товароведении используется несколько видов классификации товаров: торговая, учебная, экономико-статистическая, стандартная, внешнеэкономическая.
Торговая классификация является отраслевой и используется в практике торговли. Она призвана содействовать организации и управлению торговым предприятием, совершенствованию планирования ассортимента товаров, а также рациональному размещению их в торговом зале и организации складского хозяйства.

Учебная классификация используется в практике обучения товароведению, она служит для изучения потребительских свойств товаров, выявляет общие принципы формирования и сохранения этих свойств, позволяет наиболее полно изучить ассортимент товаров.

Учебная классификация приближена к торговой классификации, но отличается большей последовательностью. В учебных классификациях, преследующих цель изучения ассортимента товаров, важнейшим признаком считается назначение.

В соответствии с учебной классификацией товары также подразделены на два раздела: продовольственные и непродовольственные.

Все продовольственные товары объединяют в 9 основных групп: зерномучные товары; овощи, плоды и грибы; вкусовые товары; кондитерские товары; пищевые жиры; молочные товары; мясные товары; рыбные товары; яйца и яичные товары.

В основе такой классификации лежит общность товаров по происхождению, химическому составу, особенностям технологии производства, назначению и условиям хранения.

Непродовольственный товар - продукт производственного процесса, предназначенный для продажи его гражданам или субъектам хозяйственной деятельности, но не с целью употребления его в пищу человеком и (или) представителями животного мира.

В практике розничной торговли выделяют следующие группы непродовольственных товаров: товары из пластических масс, товары бытовой химии, силикатные товары, строительные товары, мебельные товары, металлические товары, электротовары и бытовые машины, текстильные товары, швейные товары, трикотажные товары, обувные товары, пушно-меховые товары, галантерейные товары, парфюмерно-косметические товары, ювелирные товары и часы, товары культурно-бытового назначения. В особую группу выделяют книги и другую печатную продукцию.

Экономико-статистическая классификация считается наиболее полной. Она представлена в Общероссийском классификаторе продукции ОК 005-93 (ОКП). ОКП предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации о продукции в таких сферах деятельности, как стандартизация, сертификация, управление качеством, производство продукции, статистика, экономика и другие.

В товароведении возможно использование стандартной классификации , представленной в государственных и отраслевых стандартах.

Стандартная классификация используется для определения требований, номенклатуры показателей качества, условий и методов испытаний, контроля качества, для разработки порядка проведения сертификации товаров и т. п. Эта система классификации отражена в Общероссийском классификаторе стандартов (ОКС).

Основные классификационные признаки, лежащие в основе деления товаров в соответствии со стандартной классификацией, - отраслевой и назначение. Классификация по признаку назначения зафиксирована в государственных стандартах четвертой системы, получившей название системы показателей качества. Например, трикотажные товары в соответствии с этой системой классификации делятся на верхние, бельевые, чулочно-носочные и перчаточные изделия.

К внешнеэкономической классификации относится ТН ВЭД, разработанная на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС) и Комбинированной тарифно-статистической номенклатуры Европейского экономического сообщества (КН ЕЭС).

Для классификации товаров в ТН ВЭД используются следующие признаки:

· Происхождение товара

· Материал, из которого изготовлен товар

· Назначение

· Химический состав товара и сырья

· Степень обработки товара (готовая продукция, полуфабрикаты, сырье и материалы)

Категориям товаров присваивается 9-10-значный цифровой код, первый четыре знака которого соответствуют товарной позиции, следующие 2 – субпозиции, следующие 3 знака определяют подсубпозицию, 10-м знаком определяется детализация товара.

От присвоенного товару 10-тизначного кода ТН ВЭД зависят как размеры таможенных пошлин, так и применяемые в отношении товара меры нетарифного регулирования. Эти факторы, практически, являются определяющими при определении экономической эффективности и коммерческой привлекательности внешнеэкономической деятельности.

gastroguru © 2017