Проблемы и этапы интеграции. Этапы международной экономической интеграции стран

Наибольшее развитие интеграцион­ные объединения различного типа по­лучили во второй половине ХХ века. Несмотря на различия в подходах, иде­ологии, определениях и названиях тех или иных интеграционных процессов и группировок, в них можно выделить некоторые общие черты и закономер­ности. Исторически интеграция эволю­ционирует через несколько основных ступеней, каждая из которых свидетель­ствует о степени ее зрелости.

Основные этапы процесса интеграции

На первом уровне, когда страны еще только делают первые шаги к взаим­ному сближению, между ними заклю­чаются преференциальные торговые соглашения. Такие согла­шения могут подписываться либо на двусторонней основе между отдельны­ми государствами, либо между уже существующей интеграционной группи­ровкой и отдельной страной или груп­пой стран. В соответствии с ними стра­ны предоставляют более благоприятный режим друг другу, чем они предоставля­ют третьим странам. В известном смысле это отход от принципа наибольшего благоприятствования, который санкци­онирован ГАТТ/ВТО в рамках так на­зываемых временных соглашений, веду­щих к образованию таможенного союза. Преференциальные соглашения, предусматривающие сохранение национальных таможенных тарифов каждой из подписавших их стран, должны рас­сматриваться даже не как начальный, а как подготовительный этап интеграци­онного процесса, который становится таковым, только когда приобретает более развитые формы. Никаких меж­государственных органов для управле­ния преференциальными соглашениями не создается.

На втором уровне интеграции стра­ны переходят к созданию зоны свобод­ной торговли , предусматривающей уже не простое сокращение, а полную отме­ну таможенных тарифов во взаимной торговле при сохранении националь­ных таможенных тарифов в отношени­ях с третьими странами. В большинстве случаев условия зоны свободной тор­говли распространяются на все товары, кроме продуктов сельского хозяйства. Зона свободной торговли может коор­динироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но зачастую обходится без него, согласовывая ос­новные параметры своего развития на периодических совещаниях руководи­телей соответствующих ведомств. Классическим примером такой зоны свободной торговли считается Европейская ассоциация свобод­ной торговли, существующая с I960 года.

Третий уровень интеграции связан с образованием таможенного союза - согласованной отменой группой национальных таможенных тарифов и введением общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регули­рования торговли в отношении третьих стран. Таможенный союз предусматри­вает беспошлинную внутриинтеграци­онную торговлю товарами и услугами и полную свободу их перемещения внут­ри региона. Обычно таможенный союз требует создания уже более развитой системы межгосударственных органов, координирующих проведение согла­сованной внешнеторговой политики. Чаще всего они принимают форму периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведом­ствами, которые в своей работе опира­ются на постоянно действующий меж­государственный секретариат.

Когда интеграционный процесс до­стигает четвертого уровня - общего рынка) - интегрирующие страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства - капитала и рабочей силы. Свобода межгосударственного передвижения, под защитой единого внешнего тарифа, факторов производст­ва требует организационно значительно более высокого уровня межгосудар­ственной координации экономической политики. Такая координация осущест­вляется на периодических совещаниях (обычно один-два раза в год) глав госу­дарств и правительств участвующих стран, значительно более частых встре­чах руководителей министерств финан­сов, центральных банков и других эко­номических ведомств, опирающихся на постоянно действующий секретариат. В рамках Европейского Союза, например - это Европейский Совет глав государств и правительств, Совет министров ЕС и Секретариат ЕС.

Наконец, на пятом, самом высоком, уровне интеграция превращается в эко­номический союз , который преду­сматривает наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства также и коорди­нацию макроэкономической политики и унификацию законодательств в ключе­вых областях - валютной, бюджетной, денежной. На этом этапе возникает по­требность в органах, наделенных уже не просто способностью координировать действия и наблюдать за экономическим развитием, но и принимать оперативные решения от лица группировки в целом. Правительства согласованно отказыва­ются от части своих функций и тем са­мым уступают часть государственного суверенитета в пользу надгосударст­венных органов. Такие межгосударст­венные органы с надгосударственными функциями наделены правом принимать решения по вопросам, касающимся организации, без согласования с пра­вительствами стран-членов. В рамках ЕС - это Комиссия ЕС.

Валютный союз -форма и одновременно крупная составляющая экономического союза. Характерными чертами валютного союза являются: 1) согласованное (совместное) плавание национальных валют; 2) установление по соглашению фиксированных валютных курсов, которые целенаправленно поддерживаются Центробанками стран-участниц; 3) создание единой региональной валюты; 4) формирование единого регионального банка, являющегося эмиссионным центром этой международной валютной единицы. В развивающихся странах под валютным союзом понимают клиринговые соглашения. На сегодняшний день так называемая «зона Евро»- наиболее яркий пример валютного союза.

Принципиально возможно существо­вание и шестого уровня интеграции- ­ политического союза , который предусматривал бы передачу нацио­нальными правительствами большей части своих функций в отношениях с третьими странами надгосударственным органам. Это фактически означало бы создание международной конфедерации и потерю суверенности отдельными го­сударствами. Однако ни одна интегра­ционная группировка не только не до­стигла такого уровня развития, но даже и не ставит перед собой подобных за­дач. Большинство из существую­щих в мире интеграционных группировок находится пока на стадии формальной интеграции, т. е, проходит второй и третий этапы интеграционного процесса. 1

Таким образом, интеграция- многоуровневый процесс, на каждом уровне предусматривающий объединение различных секторов национальных экономик, а в перспективе и сфер управления государствами. Интеграционный процесс проходит поэтапно по причине различия в структуре и развитии отдельных экономик. На каждом уровне существует своя система критериев оценки эффективности и глубины интеграционных процессов, позволяющая говорить о степени взаимопроникновения экономик национальных государств.

Экономическая модель каждого интеграционного образования - это результат длительного исторического процесса, в течение которого выстраивается соотношение элементов, формирующих региональный хозяйственный комплекс, укрепляется механизм их взаимодействия. Именно поэтому каждая интеграционная система уникальна, и механическое заимствование ее опыта малоэффективно. Однако проведение сравнительного анализа имеющихся в мире интеграционных образований и торгово-экономических групп говорит и об определенных общих закономерностях развития интеграции, последовательного прохождения ее через ряд этапов, каждому из которых присущи особые характерные черты, разная степень интенсивности интеграции, ее глубина и масштабы.

Взгляд на интеграцию как на процесс, развивающийся от простых к более сложным формам, позволил осуществить классификацию стадий интеграционного процесса. Классической классификацией стадий интеграции стала схема Б. Балассы.

Б. Баласса различает пять основных форм интеграции (типов интеграционных соглашений). Рассмотрим их, учитывая современные модификации данной теории, внесенные конкретным опытом функционирования Европейского союза и других интеграционных групп:
зона свободной торговли (free trade zone);
таможенный союз
(customs union);
общий рынок
(common market);
экономический союз (в наиболее зрелой форме экономический и валютный союз, economic and monetary union);
полная экономическая и политическая интеграция. Рассмотрим каждый из этапов (типов соглашений) подробнее. Зона свободной торговли. Под ней принято понимать такую форму интеграции, при которой ее участники договариваются о снятии таможенных тарифов и квот в торговле друг с другом. Вместе с тем в отношении третьих стран каждый участник зоны свободной торговли имеет право проводить свою собственную внешнеторговую политику. Подобная форма интеграции реализуется в ЕАСТ, НАФТА, АСЕАН.

Таможенный союз. Основное отличие от зоны свободной торговли заключается в том, что участники таможенного союза не только устраняют тарифы и квоты в торговле между собой, но и проводят единую внешнеторговую политику в отношении третьих стран, устанавливая единый внешний тариф по периметру границы общей таможенной территории. Согласно ст. XXIV ГАТТ таможенный союз предполагает замену нескольких таможенных территорий одной. При этом таможенные службы на внутренних границах упраздняются, а их функции передаются соответствующим службам на внешних границах единой таможенной территории. Примером такого образования уже с 1968 г. является Европейское экономическое сообщество (позже - Европейский союз), а также МЕРКОСУР. При этой форме интеграции существенно меняются товарные потоки, происходит переориентация на импорт из стран - участниц соглашения, происходят изменения в производстве и потреблении продукции.

Таможенный союз достаточно логически завершенная форма. В то же время, ограничиваясь сугубо сферой международной торговли, он таит в себе внутреннее противоречие, развитие которого неизбежно порождает потребность в переходе к еще более усовершенствованным формам торгово-экономических союзов.

Общий рынок. В добавление к имеющимся преимуществам в рамках таможенного союза этот этап интеграции предполагает устранение препятствий для свободного перемещения в рамках стран-участниц всех факторов производств. Предполагается сближение национальных законодательств, стандартов, а также развитие институциональных основ интеграции, общих органов управления объединительными процессами.

В принципе свободное перемещение факторов производства внутри определенной группировки ряда стран должно способствовать более рациональному использованию совокупных ресурсов, развитию разделения труда, специализации производства, оптимизации производственных структур и полному использованию фактора экономии от увеличения масштабов производства. Этому препятствуют различия в экономической политике, проводимой государствами, входящими в общий рынок. Возникает необходимость дальнейшей унификации, согласования и координации экономической политики стран - членов интеграционной группы. При этом создаются общие координирующие органы.

Экономический союз. Эта форма интеграции предполагает снятие отмеченного выше противоречия путем согласования экономической политики, проводимой странами-участницами. В рамках ЕС проводится единая сельскохозяйственная политика, согласованная промышленная, энергетическая, транспортная, региональная, социальная, научно-техническая политика.

Следует обратить внимание на то, что, как только процесс согласования экономической политики доходит до определенного уровня, он начинает подчиняться собственной логике и требовать, особенно в том случае, если страна характеризуется высокой степенью открытости своей экономики, все более тесной увязки, охватывающей все больший круг вопросов. Этот процесс приходит к определенному логическому завершению в рамках комплексной и более сложной формы - следующего этапа интеграции, экономического и валютного союза. Валютный союз - создание единой региональной валютной системы, включая создание единого банка, введение единой валюты, согласование и становление единой валютно-кредитной, скоординированной макроэкономической политики и т.д. В этом случае создаются, а точнее, преобразуются общие координационные институты в наднациональные органы, которым передается часть государственного суверенитета для решения проблем координации всех сфер жизнедеятельности интеграционного образования или даже интеграционной государственности.

Полная экономическая и политическая интеграция. В данном случае речь идет о превращении единого рыночного пространства в целостное экономическое и политическое образование, что предполагает не просто согласование, но и проведение общей унифицированной, фактически единой экономической политики, полную унификацию законодательной базы.

На этом этапе на основе института наднациональных органов власти постепенно формируется новый многонациональный субъект международных экономических и политических отношений, происходит движение к созданию единого федеративного или конфедеративного государства.

Таким образом, переход от низших стадий (форм) интеграции к более высоким и есть поэтапный процесс международной экономической интеграции. Длительность этапов определяется комплексом многообразных факторов внутриэкономического, внешнеэкономического, и политического характера.

Однако практика показала, что реальный процесс интеграции в силу своей внутренней противоречивости не может происходить столь прямолинейно и поступательно, как предполагает рассмотренная логическая схема. Опыт региональной интеграции (в наиболее развитых формах сфокусированный в рамках ЕС) показал колоссальные сложности создания единого экономического пространства и разную степень заинтересованности в глубине взаимодействия сторон, что не укладывается в принятые схемы. Многообразие моделей интеграции в Северной Америке, Латинской Америке, в АТР, Африке, на Ближнем Востоке, отразившее значительную дифференциацию страновых, региональных и субрегиональных экономических систем, механизмов воспроизводства, других ключевых параметров развития, позволяет видеть и частичную модификацию классической схемы в одних случаях и ее существенную трансформацию в других. История показывает, что не существует ни строгих закономерностей, ни автоматизма между фазами региональной интеграции: все зависит от конкретно-исторических условий в МЭО, в отдельных странах, от экономических и политических интересов данных стран.

Так, в отличие от ЕС страны - члены НАФТА, создавая зону свободной торговли, не ставят задачи перейти затем к таможенному союзу (это вряд ли возможно при столь огромных различиях в экономических потенциалах стран - участниц объединения), но одновременно с первых же шагов вводят определенные элементы общего рынка (либерализацию капиталовложении; меры по сближению стандартов, либерализации в сфере услуг, гармонизации политики в отдельных сферах, например в области охраны окружающей среды и др.).

В АТЭС поставлена задача формирования (до 2020 г.) зоны свободной торговли и свободного движения инвестиций. Согласно Осак-ской программе действии с 1997 г. либерализация распространяется не только на тарифные и нетарифные меры в торговле товарами, на инвестиционные потоки, но и на услуги (телекоммуникацию, энергетику, туризм); стандарты и соответствия; интеллектуальную собственность; политику конкуренции; правительственные закупки; разрешение споров; сбор информации и анализ: совместное выполнение решений Уругвайского раунда ГАТТ. Одновременно в рамках АТЭС один из важнейших ключевых элементов - это политический диалог.

Латиноамериканские страны стали создавать предпосылки к новой фазе сотрудничества с азиатскими странами АТЭС: здесь сочетаются координация связей по межрегиональным механизмам с двусторонними каналами сотрудничества. Примером является Чили. Эта страна, будучи ассоциированным членом МЕРКОСУР, а также подписав двусторонние соглашения с рядом латиноамериканских стран о зонах свободной торговли, одновременно входит в АТЭС. В последние годы Чили применяет новую стратегию, сочетающую R себе региональный и межрегиональный уровни интеграции: она создает своеобразный мост между тихоокеанскими странами Азии и атлантическими государствами Латинской Америки - Бразилией и Аргентиной. Через особую политику либерализации Чили создает «входные ворота» для азиатских товаров на южноамериканские рынки и «выходные ворота» для бразильских и аргентинских товаров на рынки, расположенные по другую сторону Тихого океана.

Как в ЕС, так и в СНГ реализуется модель «разноскоростной» интеграции, предусматривающая в рамках одной интеграционной группы применение разными странами-членами различных форм интеграции. В ЕС практически реализуется концепция «интеграции концентрических кругов» (вокруг ядра - зоны евро-валютного союза). В СНГ получила распространение модель многоуровневой интеграции: Союз России и Белоруссии, формирующий союзное государство; Евразийское экономическое сообщество (ЕпрАзЭС); ГУУАМ; Центрально-азиатское экономическое сообщество (ЦА-ЭС). В последнее время получила развитие новая инициатива четырех государств: России, Белоруссии, Украины и Казахстана о создании единого экономического пространства.

Наконец, развиваются нетрадиционные интеграционные схемы и с точки зрения различных институциональных механизмов интеграции. Среди них выделяются прежде всего «западный» (основан на жесткой институциональной структуре и обязательности выполнения решений в заданные сроки всеми странами-участницами} и «азиатский», предоставляющий свободу маневра для каждой страны-партнера.

На макроуровне , т.е. на уровне межгосударственных (межправительственных) соглашений, возникает общая стратегия экономического и политического развития стран, основанная на выработке общих правил перемещения , . Реальная интеграция представляет собой сочетание рыночных (стихийных) механизмов формирования единого экономического пространства с целенаправленными действиями государства.

Причины и предпосылки интеграционных процессов

Интеграционные процессы охватывают прежде всего страны, территориально входящие в один регион. Экономическое объединение стран означает формирование региональных экономических блоков — регионализацию мировой экономики. Как правило, необходимо не только географическое соседство, но и сходство хозяйственное, культурно-религиозное, этническое.

Одинаковый уровень социально-экономического развития

Главной предпосылкой реальной интеграции стран является примерно одинаковый , совместимость хозяйственных механизмов, социально-экономическая и правовая однородность (гомогенность). Основные макроэкономические показатели — , темпы роста , его отраслевая структура, уровень и — не должны существенно различаться. Именно поэтому наиболее эффективной является интеграция . Объединение бедных или богатых и бедных стран не позволяет осуществлять совместные проекты на паритетных (равных) основаниях.

Взаимодополняемость экономик соседних стран

Второй по значимости предпосылкой является взаимодополняемость экономик соседних стран. Она проявляется прежде всего в разнообразии структур экспорта интегрирующихся стран. Страны, торгующие одинаковыми товарами, не могут реально интегрироваться.

Наличие политической воли

Третья предпосылка — наличие политической воли, лидеров, разрабатывающих и реализующих интеграционный процесс на государственном уровне.

К предпосылкам можно отнести так называемый демонстрационный эффект, когда успех интеграции стимулирует другие страны к вхождению в экономический блок. То же относится к «эффекту домино» — чем больше стран входят в интеграционную группу и наращивают внутрирегиональную торговлю, тем больше трудностей испытывают третьи страны, находящиеся вне группы. Это подталкивает их к интеграции.

Интенсивность интеграционных связей принято измерять такими показателями, как:
  • доля внутрирегионального экспорта или импорта (товарооборота) к совокупному ВНП региона (в %);
  • доля внутрирегионального товарооборота к совокупному внешнеторговому обороту интегрированных стран (в %);
  • объем взаимных прямых иностранных инвестиций () внутри интеграционной группы по сравнению с ПИИ стран-членов в третьи страны (в %);
  • количество и масштаб слияний и поглощений компаний (СиПов) внутри группы и вне ее.

Этапы международной экономической интеграции стран

Экономическая интеграция может осуществляться вширь и вглубь . Расширение характеризует количественную сторону процесса — число стран группы. Углубление интеграции — качественная характеристика. Она показывает тесноту взаимосвязи, уровень объединения стран. Экономическая интеграция осуществляется постепенно от простых к более сложным формам. Прединтеграционной фазой считается фаза преференциальной торговли, когда соседние страны предоставляют друг другу преференции (льготы), упрощающие торговлю между ними по сравнению с другими странами. Такая льгота может состоять в снижении таможенного тарифа, снижении или отмене квотирования товаров, упрощении таможенных формальностей.

Бела Баласса различает пять форм (этапов) интеграции:
  1. Зона свободной торговли (ЗСТ) — отмена тарифных и нетарифных ограничений для перемещения товаров внутри зоны при сохранении каждой страной-участницей собственной внешнеторговой политики по отношению к третьим странам. На этой стадии интеграции находятся ЕАСТ, .
  2. Таможенный союз (ТС) — наряду с функциями ЗСТ проводится единая внешнеторговая политика по отношению к третьим странам, формируется единая внешняя граница (например, ).
  3. Общий рынок (ОР) — наряду с функциями ТС беспрепятственно осуществляется трансграничное перемещение всех факторов производства (капитал и рабочая сила). Формируются наднациональные законодательные, исполнительные и судебные структуры. Осуществляется унификация национальных законодательств.
  4. Экономический и валютный союз (ЭВС) — наряду с функциями ОР происходит согласование социально-экономической и валютной политики. Осуществляется экономическая конвергенция (сближение) стран союза, вводится единая валюта.
  5. Политический союз — наряду с функциями ЭВС осуществляется переход к общей политике безопасности, единой структуре правосудия и внутренних дел, вводится единое гражданство.
Предложенная схема иллюстрирует этапы углубления (зрелости) экономической интеграции между странами:

Указанные выше теоретические модели интеграции на практике оказываются более размытыми и разнообразными. Например, в АТЭС, которое позиционирует себя прежде всего как зона свободной торговли, предполагается свободное движение инвестиций. То же относится к странам — членам , где на этапе зоны свободной торговли предполагается либерализация в сфере услуг и капиталовложений, гармонизация в области защиты окружающей среды и другие элементы, характерные для более высокого уровня объединения.

Роль международной экономической интеграции для стран

Канадские ученые Дж. Вайнер и Дж. Мид выявили статические и динамические эффекты, возникающие вследствие экономической интеграции.

К статическим эффектам, возникающим вскоре после вступления страны в союз, относят:
  • эффект создания торговли или расширение внутрирегиональной торговли;
  • эффект отклонения торговли или сокращение торговых операций с третьими странами, даже если издержки производства и обращения в этих третьих странах ниже, чем внутри союза.
К динамическим эффектам, возникающим постепенно в ходе развития интеграционных процессов, относят:
  • расширение рынка страны, входящей в группу, и обусловленный этим рост масштабов производства, а значит, и сокращение издержек на единицу продукции;
  • развитие инфраструктуры стран-участниц;
  • стимулирование ;
  • постепенное поднятие уровня жизни населения, особенно в экономически более слабых странах, и другие эффекты.

Венгерский экономист Бела Балашша определил пять этапов, которых в своем развитии должно пройти любое интеграционное объединение. Данная схема была принята различными международными экономическими организациями и стала классической схемой этапов развития интеграционных группировок. Согласно ей, интеграция предполагает уничтожение дискриминации и состоит из следующих форм:

1) зона свободной торговли - зона, свободная от таможенных, количественных и иных ограничений путем постепенной отмены таможенных пошлин. Происходит либерализация международной торговли, упрощение перемещения товаров. Негативные последствия - неблагоприятное действие импортных товаров, неконкурентоспособность внутреннего рынка и т. д.

В рамках зоны свободной торговли страны отказываются от таможенных ограничений только в отношениях со своими партнерами по интеграционному объединению, сохраняя свой экономический суверенитет, каждый участник зоны свободной торговли устанавливает собственные внешние тарифы в торговле со странами, не участвующими в данном интеграционном объединении. Обычно создание зоны свободной торговли начинается с двусторонних договоренностей двух тесно сотрудничающих стран, к которым затем присоединяются новые страны-партнеры;

2) таможенный союз подразумевает упразднение таможенных пошлин в торговле, унификация внешних тарифов, проведение единой внешнеторговой политики - участники союза совместно устанавливают единый тарифный барьер против третьих стран. Когда таможенные тарифы в отношении третьих стран различны, то это дает возможность фирмам стран вне зоны свободной торговли проникать через ослабленную границу одной из стран-участниц на рынки всех стран экономического блока. Унификация внешних тарифов дает возможность надежнее защищать формирующееся единое региональное рыночное пространство и выступать на международной арене в качестве сплоченного торгового блока. Это приводит к рационализации производства и созданию стабильности внутри самого союза. Повышается необходимость в создании наднациональных органов. Но при этом страны-участники данного интеграционного объединения теряют часть своего внешнеэкономического суверенитета. Поскольку создание таможенного союза требует значительных усилий по координации экономической политики, не все зоны свободной торговли «дорастают» до таможенного союза.

Первые таможенные союзы появились еще в 19 в. (например, германский таможенный союз, Zollverein, объединявший в 1834-1871 ряд немецких государств), накануне Второй мировой войны функционировало более 15 таможенных союзов. Но поскольку тогда роль мировой экономики в сравнении с внутринациональным хозяйством была невелика, эти таможенные союзы не имели особого значения и не претендовали на превращение во что-то иное. «Эра интеграции» началась в 1950-е, когда бурный рост интеграционных процессов стал закономерным проявлением глобализации - постепенного «растворения» национальных экономик в мировом хозяйстве. Теперь таможенный союз рассматривается не как конечный результат, а лишь как промежуточная фаза экономического сотрудничества стран-партнеров.

  • 3) единый общий рынок подразумевает минимизацию внутренних пошлин, устранение ограничений на перемещение из страны в страну различных факторов производства - инвестиций (капиталов), работников, информации (патентов и ноу-хау). Это усиливает экономическую взаимозависимость стран - членов интеграционного объединения. Свобода передвижения ресурсов требует высокого организационного уровня межгосударственной координации. То есть единый рынок предполагает решение пяти задач:
    • · упразднение таможенных пошлин между государствами-членами;
    • · выработка единой торговой политики по отношению к третьим странам;
    • · разработка общей политики развития приоритетных отраслей и секторов экономики;
    • · создание условий для свободного движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы и информации;
    • · формирование общих фондов содействия социальному и региональному развитию.

Но и общий рынок не является завершающим этапом интеграционного развития. Для формирования единого рыночного пространства недостаточно свободы передвижения через границы государств товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Чтобы завершить экономическое объединение, надо еще выровнять уровни налогов, унифицировать хозяйственное законодательство, технические и санитарные стандарты, скоординировать национальные кредитно-финансовые структуры и системы социальной защиты. Выполнение этих мероприятий ведет, наконец, к созданию подлинно единого регионального рынка экономически объединившихся стран и следующим пунктом выступает экономический союз.

  • 4) экономический союз предполагает совместное определение экономической политики стран-членов, осуществление единой политики развития отдельных отраслей экономики. Создаются наднациональные органы, законы которых обязательны для всех стран-членов. На данном этапе происходит унификация кредитной, налоговой, социальной политики;
  • 5) экономический и валютный союз предусматривает проведение единой валютной политики, введение единой валюты, создание нового центрального банка. Единая валюта вводится исключительно в целях облегчения взаимных расчетов по международным торговым операциям, поэтому эта стадия интеграции считается необязательной;
  • 6) политический союз подразумевает проведение согласованной внешней политики, согласование действий в сфере безопасности, внутренних дел и юстиции. Общим фактором для всех ступеней является отмена экономических барьеров.

Все ступени интеграционного развития прошел только ЕС, остальные интеграционные образования прошли первый, частично второй уровни.

При этом статистическими эффектами интеграции являются:

  • - «создание торговли», когда в результате создания зоны свободной торговли и таможенного союза происходит замещение дорогостоящего внутреннего продукта более дешевым импортом;
  • - «отвлечение торговли», если происходит замещение более дешевого импорта из третьих стран более дорогим импортом из страны-партнера.

Таким образом, согласно Б. Баласса любое интеграционное объединение в своем развитии должна проходить такие этапы, как зона свободной торговли, таможенный союз, единый рынок, экономический и валютный союз и политический союз. В настоящее время такой интеграционной группировкой является лишь Европейский Союз, а остальные объединения прошли первый, частично второй уровни.

Основные факторы международного разделения труда

Какие факторы оказывают влияние на развитие международного разделения труда?
Прежде всего - необходимость повышения производительности труда, достижение наивысшей эффективности производства, стремление к снижению издержек производства,
Главное в процессе развития международного разделения труда - это то, что каждый участник этого процесса ищет и находит экономический интерес, выгоду от своего участия в международном разделении труда.
Реализация преимущества международного разделения труда в процессе международного обмена любой страны при благоприятных условиях дает: во-первых, получение разницы между международной и внутренней ценой экспортируемых товаров и услуг; во-вторых, экономию внутренних затрат из-за отказа от национального производства при использовании более дешевого импорта.
При рассмотрении мирового хозяйства как системы можно с полным основанием утверждать, что международное разделение труда является тем объединяющим началом, которое создало эту систему мирового хозяйства.
Тенденции развития международного разделения труда позволяют российским экономистам утверждать, что в перспективе МРТ будет постепенно углубляться, а на его основе опережающими темпами будет расти международный обмен товарами и услугами (см. табл. 1).
Предполагается, что производство промышленно развитых стран во все большей степени будет ориентироваться на внешних потребителей, а внутренний спрос - на импорт. В развивающихся странах предполагается сравнительно быстрое, По преимуществу экстенсивное, расширение внутреннего рынка.
Процесс развития международного разделения труда ставит проблему необходимости его измерения. Каковы показатели развития международного разделения труда?
Российские экономисты предлагают для измерения международного разделения труда ряд коэффициентов. Среди них: удельный вес экспорта в общем объеме произведенной продукции; удельный вес отрасли в общей стоимости экспорта; темпы роста отраслей специализации по сравнению с темпами роста всей промышленности страны.
В числе показателей развития международного разделения труда на региональном уровне выделяют: коэффициент опережения роста взаимного товарооборота по сравнению с ростом общественного производства взаимодействующих стран; долю взаимного товарооборота в общественном производстве этих стран; коэффициент опережения роста взаимного товарооборота по сравнению с ростом общего внешнеторгового оборота.
Некоторые экономисты основными показателями развития МРТ считают экспортную, импортную и, соответственно, внешнеторговую квоты; удельный вес страны в международной торговле по отдельным товарам; внешнеторговый оборот на душу населения и др.
Очевидно, каждый из названных показателей может быть использован для характеристики тех или иных аспектов участия страны во внешнеэкономических связях. В зависимости от степени важности того или иного аспекта в процессе конкретного анализа на первый план может выйти тот или иной показатель.



Вопрос 25.

Появление региональных экономических интеграционных объединений относится к середине XX в., а в настоящее время их насчитывается уже более 60.

Экономическая интеграция - процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый национальными или межгосударственными органами.

Экономическая интеграция характеризуется некоторыми существенными признаками , которые в совокупности отличают ее от других форм экономического взаимодействия стран:

· взаимопроникновением и переплетением национальных воспроизводственных процессов;

· широким развитием международной специализации и кооперации в производстве, НИОКР на основе наиболее прогрессивных и глубоких их форм;

· глубокими структурными изменениями в экономике стран-участниц, подчиненными стратегическим целям интеграции;

· целенаправленным регулированием интеграционного процесса, координацией экономической стратегии и политики стран-участниц;

· региональностью пространственных масштабов интеграции, т.к. необходимые предпосылки первостепенно складываются между странами, где установились тесные хозяйственные связи.

Объединение в интеграционные группировки определялось рядом предпосылок :

· близостью уровней экономического развития и степенью рыночной зрелости интегрирующихся стран; за редким исключением (НАФТА , АТЭС ) межгосударственная интеграция развивается либо между промышленно развитыми , либо между развивающимися странами ;

· географической близостью интегрирующихся стран, наличием в большинстве случаев общей границы и исторически сложившихся экономических связей;

· общностью экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества и т.д.;

· демонстрационным эффектом - в странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные сдвиги, оказывающие определенное психологическое воздействие на другие страны;

· «эффектом домино» - когда большинство стран того или иного региона стали членами интеграционного объединения, остальные страны испытывают некоторые трудности, связанные с переориентацией экономических связей стран, входящих в группировку, и в результате также вынуждены вступить в интеграционное объединение.

Основными целями интеграции могут быть:

· использование преимуществ экономии масштабов, которое обеспечивает расширение размеров рынка, сокращение трансакционных издержек , прилив прямых иностранных инвестиций ;

· создание благоприятной внешнеполитической среды;

· решение задач торговой политики. Интеграция рассматривается как способ укрепить переговорные позиции участвующих стран в рамках многосторонних переговоров в ВТО;

· содействие структурной перестройке экономики;

· поддержка молодых отраслей национальной промышленности, т.к. для них возникает более широкий региональный рынок.

Участие стран в интеграционных объединениях обеспечивает им ряд преимуществ в процессе экономического развития, наиболее значимые из которых:

· более широкий доступ хозяйствующих субъектов к различным ресурсам: финансовым, трудовым, материальным, новейшим технологиям ;

· возможность производить продукцию в расчете на более емкий рынок;

· возможность оперировать на более широком рыночном пространстве;

· создание привилегированных условий для фирм стран-участниц, защита их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран;

· совместное решение странами-участницами сложных социально-экономических, научно-технических, экологических и иных проблем (например, снижение безработицы, выравнивание условий развития отдельных регионов и т.п.).

Исторически интеграция эволюционирует через несколько основных ступеней, каждая последующая из которых постепенно развивается из предыдущей.

Нашу библиотеку электронных курсов используют десятки вузов.Получи диплом в МИЭМП дистанционно

Интеграционный процесс обычно предваряется преференциальными торговыми соглашениями , которые заключаются на двусторонней основе, либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или группой стран. В соответствии с ними страны предоставляют друг другу более благоприятный торговый режим, чем третьим странам.

На первом этапе интеграции страны переходят к созданию зоны свободной торговли , предусматривающей полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле товарами (всеми или большинством) и услугами при сохранении национальных таможенных тарифов в отношениях с третьими странами. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, но нередко обходится без него, согласовывая параметры своего развития на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств.

Второй этап интеграции, таможенный союз , - отличается согласованной отменой национальных таможенных тарифов между странами-членами, введением ими общих таможенных тарифов и системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих государств. Предполагается беспошлинная внутриинтеграционная торговля товарами и услугами и полная свобода их перемещения внутри региона. Обычно на этом этапе создается система межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики .

На третьем этапе , общего рынка , - страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства - капитала , рабочей силы и технологий . Координация осуществляется на периодических совещаниях глав государств и правительств стран-участниц, значительно более частых встречах министров. Одновременно создается постоянно действующий межгосударственный секретариат (например, в ЕС - Европейский Совет глав государств и правительств, Совет министров и Секретариат).

На четвертом , самом высоком, этапе происходит полная интеграция , предполагающая проведение странами-участницами единой экономической, валютной, бюджетной, денежной политики, введение единой валюты, учреждение органов наднационального регулирования внутри интеграционной группировки . Правительства согласованно отказываются от части своих функций в пользу надгосударственных органов, которые наделяются правом принимать решения по вопросам, касающимся интеграции без согласования с правительствами стран-членов.

26. Международное разделение труда

высшая форма общественного территориального разделения труда; специализация производства отдельных стран на определённых видах продукции, которыми они обмениваются. Необходимость М. р. т. и его глубина определяются степенью развития производительных сил общества. На характер М. р. т., как и на другие формы экономических отношений между странами, решающее воздействие оказывают господствующие в них производственные отношения. М. р. т. лежит в основе расширения торговли между странами, составляет объективную базу развития мирового рынка (См. Мировой рынок).

Если на ранних этапах развития человеческого общества существовали лишь некоторые элементы М. р. т., связанные с различием природных условий в отдельных государствах, то появление развитых форм М. р. т. происходит в эпоху промышленного капитализма. Крупная машинная индустрия ведёт к углублению дифференциации производства (см. Разделение труда), развитию специализации и кооперации, выходящих за национальные границы. Кроме того, М. р. т. способствовал рост потребностей промышленных стран в огромных массах сырья и продовольствия, которые поставляли им экономически менее развитые государства. Крупная промышленность, как отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс, «... впервые создала всемирную историю, поскольку поставила удовлетворение потребностей каждой цивилизованной страны и каждого индивида в ней в зависимость от всего мира и поскольку уничтожила прежнюю, естественно сложившуюся обособленность отдельных стран» (Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 3, с. 60).

Капиталистическое М. р. т. способствует подъёму производительных сил общества, более полному использованию материальных ресурсов стран на базе достижений науки и техники. Вместе с тем ему свойственны глубокие антагонистические противоречия, обусловленные эксплуататорской природой капитализма. Капиталистическое М. р. т. формируется стихийно. Регулятором процесса его развития выступает закон стоимости. Сравнение условий производства осуществляется в острой конкурентной борьбе между капиталистами разных стран на мировом рынке. При этом наиболее важен технический уровень, оказывающий существенное воздействие на издержки производства. Определённое значение для международной конкурентоспособности продукции имеют природные условия. Огромную роль в повышении конкурентоспособности товаров на мировом рынке играют меры буржуазного государства по форсированию экспорта, а также его политика по защите внутреннего рынка от притока извне более конкурентоспособных товаров (см. Протекционизм), направленная на создание относительно благоприятных условий для развития национального производства. Капиталистическое М. р. т. развивается в конкурентной борьбе, его направления неустойчивы.

На развитие М. р. т. в конце 19 века влияло то, что мелкое ремесленное производство во многих экономически менее развитых странах Азии, Африки и Латинской Америки, к тому же не защищенное национальным государством, не выдерживало конкуренции со стороны более дешёвых промышленных товаров из Западной Европы и разорялось, что придавало экономике этих стран всё более аграрно-сырьевую направленность. В эпоху империализма на М. р. т. существенное влияние оказывает Вывоз капиталаиз развитых капиталистических стран, который углубляет специализацию стран, отставших в своём экономическом развитии, на производстве сырья и продовольствия. Влияние на М. р. т. оказывают и Монополии международные, делящие между собой мировой капиталистический рынок. При капитализме М. р. т. складывается под воздействием не только экономических, но и внеэкономических факторов. Возникновение колониальной системы капитализма сопровождалось разрушением традиционной экономической структуры колоний, принудительным навязыванием этим странам производства преимущественно тех товаров, которые необходимы монополиям.

Уродливый характер капиталистического М. р. т. определяется тем, что, с одной стороны, образуется узкая группа империалистических держав, развитых в промышленном отношении. В этих странах возникает комплекс различных взаимосвязанных отраслей; в малых империалистических странах круг этих отраслей уже и они более специализированы в М. р. т. С другой стороны, выделяются страны, превращенные в аграрно-сырьевые придатки первых. Особенно уродливой является специализация экономики многих развивающихся стран на производстве одного-двух сельскохозяйственных или сырьевых товаров. Однобокая специализация отдельных стран служит тормозом экономического роста, ставит их в невыгодное положение на мировом капиталистическом рынке, способствует ограблению этих стран империалистическими державами с помощью неэквивалентного обмена. Капиталистическое М. р. т. выступает как объективный механизм установления отношений зависимости отсталых стран от промышленно развитых государств.

М. р. т. является орудием империалистической эксплуатации народов колониальных, полуколониальных и зависимых стран. Все выгоды от капиталистического М. р. т. присваивают монополии. Развитие капиталистического М. р. т., экономически связывая между собой различные страны, ведёт к интернационализации производства (См. Интернационализация производства), является важнейшим элементом формирования мирового капиталистического хозяйства.

Составной частью общего кризиса капитализма (См. Общий кризис капитализма) является кризис капиталистической системы М. р. т. От неё отпали страны, вступившие на путь строительства социализма. Возник новый тип М. р. т. - Международное социалистическое разделение труда. Новые элементы вносит в капиталистическое М. р. т. крах колониальной системы. Молодые суверенные государства прилагают усилия к созданию национальной экономики, развитию более разнообразной структуры хозяйства, его индустриализации. Изменилась роль освободившихся стран в М. р. т.: в условиях научно-технической революции на мировом рынке относительно снижается спрос, на сырьё и продовольствие, на производстве которых они специализированы. В начале 70-х годов на долю развивающихся стран, где проживает 2 / 3 населения капиталистического мира, приходилось около 1 / 10 его промышленного производства, однако эти страны давали почти 50 % добычи нефти и свыше 30 % добычи металлических руд. В экспорте развивающихся стран на сырьё и продовольствие приходится свыше 80 %. Учитывая новые тенденции на мировом рынке, монополии империалистических держав пытаются участвовать в создании отраслей обрабатывающей промышленности, новых и даже новейших производств в развивающихся странах, вкладывая в эти отрасли свои капиталы. Стремясь противостоять политике империалистических держав по сохранению их экономического господства над освободившимися странами, последние вступают на путь расширения экономических связей с социалистическими государствами, а также развивают взаимное экономическое сотрудничество. В ряде возникших интеграционных группировок развивающихся стран намечаются мероприятия по специализации и кооперированию производства, что содействует разделению труда между ними.

Углубляется М. р. т. между развитыми капиталистическими странами, вызванное дальнейшим ростом объёма производства, увеличением номенклатуры выпускаемой продукции. Если М. р. т. между развитыми и колониальными странами носило преимущественно межотраслевой характер, то разделение труда между промышленно развитыми странами происходит путём развития внутриотраслевой специализации. Этому способствуют рост миграции капитала; образование гигантских международных трестов, развивающих специализацию и кооперацию между своими предприятиями в разных странах мира; распространение соглашений о межфирменной специализации и кооперации производства. М. р. т. усиливается в рамках интеграционных группировок капиталистических стран, например в ЕЭС (см. Европейское экономическое сообщество).

Наряду с существованием двух типов М. р. т. - социалистического и капиталистического, развивается и всемирное разделение труда, охватывающее экономику стран, входящих в две мировые системы хозяйства. Для всемирного разделения труда важное значение имеет то, что в условиях научно-технической революции экономически эффективной становится специализация производства, выходящая за рамки не только отдельных государства, но двух противоположных мировых систем хозяйства. Кроме того, на него влияют также и географические факторы, в частности неравномерность распределения на земном шаре природных ресурсов, различия в климате и других условиях для ведения сельского хозяйства.

В Комплексной программе дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран - членов СЭВ указывается на то, что международное социалистическое разделение труда строится с учётом всемирного разделения труда. Страны - члены СЭВ будут продолжать развивать экономические и научно-технические связи с другими странами независимо от их общественного и государственного строя (см. Интеграция социалистическая экономическая). Расширение экономических отношений между социалистическими и развивающимися странами ведёт к углублению разделения труда между ними. В ряде развивающихся стран при содействии социалистических государств создаются производств, предприятия с учётом постоянных поставок их продукция в СССР и другие страны.

М. р. т. между социалистическими и капиталистическими странами получает развитие в связи с расширением взаимной торговли на базе долгосрочных контрактов. В конце 60 - начале 70-х годов СССР заключил контракты с рядом стран Западной Европы о поставках природного газа, с Японией - о разработке лесных ресурсов Дальнего Востока и другие. Сотрудничество подобного рода взаимовыгодно и порождает разделение труда между странами на сравнительно длительное время. Расширяется практика заключения соглашений между хозяйственными организациями социалистических стран и капиталистическими фирмами о специализации и кооперировании производства (см. Международное экономическое сотрудничество). Углубление экономических отношений между социалистическими и капиталистическими странами на базе развития всемирного разделения труда создаёт основу для мирного сосуществования.

27. Платёжный бала́нс - это «статистический отчёт, где в систематизированном виде приводятся суммарные данные о внешнеэкономических операциях данной страны с другими странами мира за определённый период времени» . Платежный баланс является важным показателем и инструментом, позволяющим предвидеть степень возможного участия страны в мировой торговле, международных экономических связях, установить ее платёжеспособность. Особенностью данного понятия является то, что первоначальное и современное определения данного термина имеют принципиальные отличия, что нередко вводит в заблуждение. Термин «платёжный баланс» впервые использовал Джеймс Денем-Стюарт в своей работе «Исследования о принципах политической экономии» (1767 г.) (Inquiry into the Principles of Political Economy). Стюарт определяет платёжный баланс как самостоятельное понятие, которое состоит из:

§ Расходов граждан за рубежом.

§ Платежей по долгам, основной суммы долга и процентов иностранцам.

§ Предоставления денежных займов другим странам. [источник не указан 474 дня ]

Таким образом, первоначально платёжный баланс отражал только совершённые платежи, а не все внешнеэкономические операции с материальными, финансовыми и интеллектуальными активами (внешнеэкономические операции - это операции между резидентамии нерезидентами).

В то же время надо отметить, что концептуальные основы, логика и структура построения современного платёжного баланса базируется на предыдущих представлениях о предназначении платёжного баланса.

gastroguru © 2017