План проекта по истории. План творческого проекта по истории россии. ЗУНы, необходимые для работы в проекте

Творческий исследовательский проект по истории древней Руси "Древний город"


Авторы: учащиеся 6 класса Воронин Антон, Воронина Юлия, Лебедев Олег, Тихомирова Милена
Научный руководитель: учитель истории Кораблева Ольга Владимировна
Оглавление
Введение.
Цели и задачи.
Глава 1. Возникновение городов.
1.1. Откуда название «город»?
1.2. Когда возникли первые города?
1.3. Теории происхождения городов
1.4. Функции городов.
Глава 2. Структура и характеристика поселения в старину.
2.1.Структура русского города.
2.2.Защитные укрепления в городе.
Глава 3. Внутри города.
3.1. Улицы.
3.2. Мостовые.
3.3. Жилища.
Заключение.
Список использованных источников.
Приложение\фото.

Введение

"В старых городах каждый кусок камня дышит жизнью..." Тагуи Семирджян

Западные соседи называли Древнюю Русь страной городов. В скандинавских сагах IX в. говорится о "стране многих городов - Гардарике", это древнее скандинавское название Древнерусского государства, известного викингам в средние века. До сих пор эти древние города являются свидетелями славы, величия, духовной силы и богатства. Действительно, на Руси было много городов. Из письменных источников, датированных IX-X веками, известно о 24 крупных населенных пунктах, но можно предположить, что было их намного больше. Названия этих поселений, как правило, были славянскими. Например, Новгород, Вышгород, Белоозеро, Перемышль. Возникновение городов в Древней Руси носило бурный характер. "К концу XII в. их насчитывалось уже около 230, но, без сомнения, это число далеко не соответствует их действительному количеству, если под городом разуметь то, что и разумелось в древности, то есть всякое укрепленное или огороженное поселение". Они были хорошо укрепленными, являлись центрами политики, торговли, образования и культуры. Городское население в древней России составляло главную основу государственного быта и решительно преобладало над сельским населением.
Северной столицей Руси становится Новгород, возникший на реке Волхов, рядом с озером Ильмень предположительно в 862 г. Этот город был основным торговым центром северной части Руси, отсюда начинался торговый путь "из варяг в греки". Матерью городов русских был другой великий город южной Руси - Киев, основанный к середине IX века. "Отсюда есть пошла земля русская", как утверждает древний летописец Нестор. Оба города сохранились и сейчас. Сейчас насчитывается гораздо большее количество городов, чем в Древней Руси. По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года статус города имеют 1100 населенных пунктов. Согласно своду правил «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» от Минрегионразвития РФ, города страны классифицированы следующим образом:
1) Города с населением более миллиона человек (крупнейшие города)
2) Города с населением 500 тыс. - 1 млн. человек (крупные города)
3) Города с населением 250-500 тыс. человек (крупные города)
4) Города с населением 100-250 тыс. человек (большие города)
5) Города с населением 50-100 тыс. человек (средние города)
6) Города с населением менее 50 тыс. человек (малые города)
Нас заинтересовала эта тема, и возникло множество вопросов: Каким был древний город? Как и когда возник древний город? Чем отличался древний город от современного? Мы решили исследовать этот вопрос более углубленно с опорой на исторические исследования и источники. Тем более, процесс урбанизации и укрупнения городов в современном мире идет очень активно. Это актуальная черта нашего современного постиндустриального общества. Численность сельского населения сокращается, а городского - растет. Идет массовый отток в крупные города, в мегаполисы "за лучшей жизнью". Исследованию города мы и посвящаем эту работу. К тому же, мы сами являемся сельскими жителями и хотели бы знать больше о городе - об истории возникновения, его особенностях, отличиях от села.
Кремль – центральная часть города


Цель: целью данной работы является исследование древнего города Руси, а также некоторых особенностей его устройства.
Задачи:
- изучить материалы по топонимике, значению слова "город"
- установить время возникновения первых городов
- изучить теории происхождения города
- изучить функции города
- узнать об особенностях устройства древних городов (о внутреннем устройстве города, улицах, жилищах)
- научиться навыкам исследовательской деятельности, совершенствовать умения и навыки самостоятельного приобретения знаний.
Методы исследования:
1. Описательный метод
2. Историко-сравнительный (аналогия)
3. Историко-типологический метод

Глава 1. Возникновение городов

1. Откуда название «город»? Слово "город" широко известно в древнерусском языке с XI в. В основе топонима лежит корень gard (родственный индоевропейскому gard), имеющий значение -
1) «ограда, забор, укрепление»,
2) «двор, огороженное пространство»,
3) «двор, владение, хутор (в Исландии), дом (в Норвегии)».
Чаще всего ученые используют термин «город» в смысле «крепость, укрепленное поселение». Родство скандинавского «гард» и древнерусского «городъ, градъ» сыграло немаловажную роль в формировании топонима Гардарики. В словаре русского языка «город» – полногласное образование от старославянского градъ. Мы нашли следующие значения слово "Город" (общеславянское – gordъ, старославянское – градъ, древнерусское – город): первоначально слово «город» означало «забор», «ограда», «огороженное место», потому как древние славяне старались разными способами оградить свои поселения, защитить от врагов, диких животных и т.д. В итоге городами стали называться крупные поселения с домами, огороженные крепостной стеной.
2. Когда возникли первые города?
Сразу возникает вопрос - когда возникли первые города? Какие города самые древние? Мы нашли информацию, что первые города возникли довольно давно, на что указывают древние летописи. Так, Повесть временных лет уже содержит прямые указания на существование городов у славян - слова Ольги, обращенные к осажденным жителям Коростеня: "Чего хотите досидеться; все ваши города уже передались мне и обязались платить дань и возделывают свои нивы и свою землю; а вы хотите лучше голодом поморить себя, чем заплатить дань". Это означает, что к началу правления княгини Ольги (945 год) у славян уже существовало несколько городов.
Далее, мы нашли еще более раннюю датировку возникновения города Ладоги. К VIII в. можно отнести его образование. «Первое упоминание о поселении Ладога в древнейшей русской летописи относится к 862 г. Однако, само поселение возникло задолго до этого события - в VIII, а, возможно, даже в VII в. Самая ранняя из полученных историками дат - 753 год, который условно и принят за год основания Ладоги».
Сложнее обстоит дело с точной датировкой основания Киева. Точная дата основания города не установлена. Первое славянское поселение, по некоторым предположениям, существовало на территории современного города ещё в VI веке. В 882 году Киев стал столицей Киевской Руси и в X-XII веках достиг своего расцвета. В книге историка М. Стрыйковского, где кратко приводится история некоторых княжеств, утверждается, что город Киев был основан князем Кием в 430 году. Результаты археологических раскопок свидетельствуют, что уже в VI-VII веках на правом берегу Днепра существовали поселения, которые некоторыми исследователями интерпретируются как городские.
Таким образом, точное время образования первых городов установить довольно сложно, разные источники по-разному датируют этот процесс. Но один факт известен точно: города у славян возникали уже задолго до «призвания Рюриковичей», задолго до образования древнерусского государства. Восьмой, а, возможно, и седьмой век – приблизительное время возникновения первых городов.
3. Теории происхождения городов
Какова причина появления города? Славянские племена благополучно проживали родовыми общинами многие века. Зачем он был нужен людям? На этот счет у историков нет единого мнения. Причины возникновения древнерусских городов разнообразны. Мы изучили ряд теорий происхождения города.
1 теория: В работах В.В.Мавродина, посвященных проблеме возникновения древнерусских городов и их ранней истории, сформулирована следующая концепция: города возникают на базе племенных центров и в результате разложения родового строя. И.Я. Фроянов, Штыхов Г.В. также полагают, что города возникали как племенные центры в период перехода от родоплеменного строя к феодализму: «древнерусский город - это сложный, многообразный социальный организм, который является средоточием ремесла и торговли, крепостью, административным центром княжества. Возникновение городов - это один из признаков образования государственности».
2 теория: Интересна в данном направлении теория некоторых современных историков, исследовавших Древнюю Русь. Они пришли к заключению, что существовал еще один путь градообразования: перенос городов. Современные археологи считают, что на Руси в к.X – нач.XI в. наблюдались многочисленные случаи переноса городов. Так, археолог Дубов В.И. на материалах Волго-Окского междуречья пытался определить пути возникновения города. «Здесь, в Северо-Восточной Руси в полной мере проявился один из путей возникновения древнерусского города - так называемый «перенос» городов - повсеместно и особенно характерно это для северо-востока. Мы фиксируем данные явления в Белоозеро, на смену Тимиреву приходит Ярославль, Сарскому городищу - Ростов...».
3 теория: Такие ученые как Ключевский О.В., Кизилов Ю.А., отмечали выгодное географическое положение, включая водные пути, развитие ремесла и торговли. Именно на больших водных путях вырастали более богатые и крупные города - Новгород, Смоленск, Киев, Чернигов, ставшие центрами княжеств. А.Кирпичников в статье «Великий волжский путь» писал: «Наличие Волги и рек ее системы способствовало расселению и земледельческому освоению славянами Северо-Восточной и Северо-Западной Руси. С особой интенсивностью этот процесс протекал в Волго-Окском междуречье. Не случайно здесь возникли крупные города - Муром, Суздаль, Ростов, позже Владимир… Что касается восточноевропейских населенных пунктов IX-X в., то следует назвать Ладогу в нижнем течении Волхова, предшественника Новгорода - Рюриково городище в истоке реки. Далее вниз по течению Волги - комплексы Михайловское и Тимерово, давшие начало Ярославлю. С Волгой связаны и другие ранние центры: Сарское городище - предшественник Ростова, Клещин - предшественник Переяславля-Залесского. Отметим далее Муром на Оке».
Таким образом, ключевые факторы в образовании городов - это распад родоплеменного строя славян, перенос крупных славянских поселений в города, особенности географического положения, близость рек.
4. Функции города
Исследуя вопрос городов, нельзя не затронуть вопрос о его назначении, его роли в жизни людей. Выделяется несколько основных функций городов, от которых зависел и тип города. «…Можно говорить о функциональных отличиях древнерусских городов, обладавших различными ведущими функциями. В их числе были: сельскохозяйственное производство, ремесло и торговля, управление, военно-стратегическое положение, культурно-идеологическое значение и др…».
Повесть временных лет рассказывает еще об одном типе городов. «В год 6545 заложил Ярослав город большой, у которого сейчас Золотые ворота, заложил и церковь Святой Софии, митрополию, и затем церковь святой Богородицы благовещения на Золотых воротах, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины. При нем начала вера христианская плодиться и распространятся, и черноризцы стали множиться, и монастыри появляться…». Таким образом, в Древней Руси многие города существовали и как религиозные центры.


Подводя итог, можно сказать, что, по мнению многих ученых, город был сочетанием различных функций: ремесленно-торговых, военных, административных, религиозных и культурных. Мы считаем, что первичной все-таки была военно-стратегическая функция. При первой военной тревоге население укрывалось в свои городки, готовое выдержать осаду и дать отпор неприятелю. Сообразно с потребностями защиты и место для города обыкновенно выбирали где-нибудь на береговом возвышении реки; по крайней мере, с одной стороны он примыкал к дебрям и болотам, которые не только препятствовали неприятельскому нападению с этой стороны, но и служили укрытием на случай взятия городка. До объединения Руси под одним княжеским родом, когда каждое племя жило особо и дробилось на многие общины, не только внешние враги, но и частые взаимные ссоры заставляли население огораживаться от неприятельского нападения.

Глава 2. Структура и характеристика поселения в старину

1. Структура города.
В русских городах наблюдалось довольно обычное для средневековья деление на внутреннюю крепость (детинец - кремль) и окружающий ее посад. На холме, как правило, в отделении от реки, сооружалась укреплённая часть - детинец. Детинец считался внутренней частью, хотя он редко проходил внутри, а обыкновенно одной или двумя сторонами был расположен над самым береговым спуском. В нем помещались соборный храм и двор князя, а также дворы некоторых бояр и духовных лиц. Здесь пребывала и часть младшей дружины - детские, составлявшие городскую оборону (от них и название "детинца").
Острогом назывался внешний, или окольный город, примыкавший к детинцу. Он опоясывался валом, стенами и башнями, а с наружной стороны – еще рвом, наполненным водой; такой крепостной ров обыкновенно назывался греблею. Впоследствии окольный город стал более известен под именем "посада"; в нем преимущественно жило население торговое и разного рода ремесленники. Необходимой принадлежностью его было "торговище", или "торжок", куда в известные дни съезжались люди из окрестных деревень для обмена своих произведений.
Жилые дома располагались ближе к реке, в низменности или, как говорили, на подоле. Таким образом, первые города Древней Руси состояли из центральной части – детинца, хорошо защищенного, и более удобной, но менее безопасной торгово-ремесленной части - посады, или предгорья. Древние города в Древней Руси строились не из камня, как большинство поселений в Западной Европе того времени, а из дерева. Отсюда появился глагол «срубить» город, а не построить.
«Возникали города по-разному. Но все они имели: укрепления - стены с башнями, вал и ров; обширные торгово-ремесленные поселения - посад; рыночную площадь - торг. Эти три компонента составляли город и определенную его структуру. Укрепленный центр города называли в Новгороде - детинец, в Пскове - кром, в Москве - кремль, но везде он служил резиденцией князя».
Более подробно описывает структуру города М.Н.Тихомиров. «Территория русских городов IX-X вв., в основном, вмещалась в пределы небольших крепостей - детинцев. Рядом с «детинцем» росли поселения ремесленников и купцов, оседавших за пределами стен замка; создавались два городских мира: княжеский и свободный (торгово-ремесленный)». Так, постепенно, детинец обрастал посадом. Наиболее яркий пример такого соседства двух разных миров дает Киев. "В летописных известиях выступают две части Киева - Гора и Подол. Возникновение Подола было тесно связано с развитием ремесел и киевского торга. В городах создавался свой особый мир, развивались торговля и ремесло. Данное исследование подтверждают и археологические раскопки других городов".

Древний Киев


2. Защитные укрепления в городе
Город в Древней Руси – это поселение, для которого тщательно выбиралось место. Попасть внутрь можно было только через ворота. Ворота, слабые участки стен укреплялись деревянными башнями, но до 13 века они были достаточно редки. Территория должна быть удобной в плане обороны. Славяне жили в поселениях, окруженных крепкими бревенчатыми стенами и глубокими широкими рвами. Такие огороженные поселки были надежными убежищами от нападения врагов, диких зверей, которые в изобилии обитали в лесах. Укрепления образовывали заградительное кольцо из деревянных срубов - заборов, наполненных землей. Забор имел три вида:
1) Тын – деревянный сплошной забор из врытых столбов – частокола. Это наиболее древний способ укрепления стены.
2) Городня – отдельные срубы, поставленные вплотную друг к другу, внутри засыпанные землёй и камнями.
3) Тараса(ы) – система деревянных каркасных стен, при которой две параллельные стены через некоторый промежуток соединялись врубленными в них поперечными стенками (перерубами), а образовавшиеся т.о. клетки засыпались землёй и камнями.
Славянский частокол


Таким образом, каждый город имел следующее строение: детинец, окольный град и посад. Важную роль в любом городе играли защитные укрепления – ров, вал, заградительное кольцо укреплений, заборов.

Глава 3. Внутри города

1. Улицы.
Теперь рассмотрим, какие были улицы и жилища. Русский средневековой город не был тесен: на Руси, с её огромными территориями, всегда строили свободно и просторно. Как уже указывалось выше, большое значение имели посады. Тихомиров М.Н. считает, что для обозначения городских районов в Древней Руси употреблялись слова «улица» и «конец». Улицы представляли собой проезд между заборами, в которых находились ворота. Все постройки находились за оградой. «Названия улиц были разнообразными, но всё-таки подчинялись некоторой закономерности, что легче всего прослеживалось на примере Великого Новгорода.… Среди названий новгородских улиц, прежде всего, выделяется группа улиц, получавших свои прозвища от личных имен: Даньславля, Добрынина, Янева, Иворова. Встречались названия улиц, связанных с ремесленной деятельностью: Щитная, Холопья, Кузнечная, Конюхова и т.д. Другие названия улиц, например, «Варяжская, Чюдинцева, Прусская, видимо, даны были улицам по их преобладающему населению».


2. Мостовые
Весной, осенью, дождливым летом некоторые городские улицы превращались в непролазные болота. Но не все. Улицы уже в X в. имели деревянные мостовые. Археологи, исследовавшие данную проблему, на месте раскопок улиц обнаруживали деревянные мостовые, а также различные системы дренажей и водоотводов. «Улицы мостились деревянными плахами 4-5 м длинной, под которыми часто пропускались дренажные трубы из огромных брёвен, диаметром ~ 60 см и длинной 20-30 м. Во многих древнерусских и западнославянских городах инженерное благоустройство достигло весьма высокого уровня. Мостились также переулки, въезд в усадьбы и площадки дворов, свободные от застройки. Городские власти заботились об исправности уличных мостовых, ремонтировали их, а при значительном износе сооружали новые».


Новгородцы ходили по аккуратным деревянным мостовым. В городе действовал известный «Устав о мостах» IX в. Этот «Устав» показывает, что уже в те отдаленные времена существовала особая мостовая повинность. Мощение улиц было обязательным, за этим тщательно следили. Раскопки сделали возможным открытие древних мостовых, подтвердив вывод о повсеместном распространении мощения улиц на всем протяжении летописной истории Великого Новгорода. Мостовые достигали в среднем ширины 3-4 метров, а иногда и 6 м, как, например, на Великой улице. Устроены они были из широких плах, опирающихся на длинные тонкие бревна - лаги». Со временем, когда старая мостовая проседала, на нее сверху клали новую. Так, из мостовых образовывался целый «пирог» - аж 28 слоев.


В статье 97 «О мостниках» «Русской правды» пространной редакции сказано: «А вот подати строителю мостов: при построении моста взимать ему по наготе за каждые 10 локтей моста; если починит старый мост, то взять ему за каждый пролёт по куне, сколько бы пролётов ни починил; а строителю моста (следует) ездить с отроком на двух конях; (которым давать) 4 лукна овса в неделю, а кормить (его) досыта» .
Таким образом, анализ археологических, летописных источников свидетельствует о том, что инженерные устройства на Руси использовались очень широко, начиная с X века. Кроме широко распространённых мостовых, на Руси города благоустраивались дренажными сооружениями, колодцами.
3. Другие особенности города
Русские города были по преимуществу городами деревянными. И этим они отличались от западноевропейских городов. Стены и башни города были деревянные, только в немногих городах встречались каменные. Понятно, что при обилии леса и недостатке гор и камня, укрепления в Восточной Европе носили иной характер, чем в Западной. На Руси, с её богатейшими запасами леса строили в основном из дерева: стены и башни крепостей, храмы, жилища, бани, амбары, мосты, изгороди, деревом мостили улицы и площади. Любой русский средневековый город с полным основанием можно назвать деревянным. Каменными были лишь немногие храмы и палаты. Отсюда вытекали недолговечность городских построек и трудность их изучения путем археологических раскопок. По утверждению Тихомирова М.Н., «любовь русских людей к деревянным жилищам нельзя объяснять бедностью горожан. Она, прежде всего, зависела от бесспорно больших удобств деревянной постройки по сравнению с каменной в условиях холодного климата, длительной и сырой осени и весны. В Древней Руси было необходимо теплое и сухое жилье, что заставляло придерживаться менее прочных и импозитных, но зато более удобных, деревянных домов».
«Русь древняя, деревянная»


Жилище было социально дифференцированным – жильё богатых и жильё бедных. На Руси преобладали одноэтажные постройки и лишь боярские и купеческие палаты были выше. Обычным типом городского массового жилища был однокомнатный дом, обычно полуземляночный каркасный с глиняным заполнением стен на юге и наземный рубленный на севере. Известны дома и с 2-3 помещениями.



Дом имел тёсовую крышу, глинобитный или деревянный пол. Глиняный очаг обычно располагался у задней стены напротив входа, дым выводился через отверстие над входом, печных труб не было, дома топились «по-чёрному» (курные избы). В полу жилища устраивались хозяйственные ямы. Скупое освещение происходило через волоковые окна – небольшие отверстия, вырубленные в двух соседних брёвнах стены и закрываемые специальной задвижкой-волоком. Двери домов имели высоту около 1 метра.
Многие дома имели различные деревянные резные украшения (археологи обнаружили закрылины, резные столбы в Новгороде, наличник в Полоцке и др.). Еще, славяне, будучи язычниками, крышу и окна считали уязвимыми для нечисти, поэтому их активно украшали "оберегами" - резьбой по дереву с магической символикой. Так, конь считался символом благополучия дома.

Заключение.

Слово «город» первоначально означало «забор», «ограда», «огороженное место». Позже городами стали называться крупные поселения с домами, огороженные крепостной стеной.
VIII, возможно, VII век – приблизительное время возникновения первых городов.
Ключевые факторы в образовании городов - это распад родоплеменного строя славян, перенос крупных славянских поселений в города, особенности географического положения, близость рек.
Город был сочетанием различных функций: ремесленно-торговых, административных, религиозных, культурных, первичной была военно-стратегическая функция.
По своей структуре древнерусский город - это сложное сооружение, расположенное обычно на обрывистом берегу реки. С уязвимой стороны город тщательно укреплялся кольцевыми рвами и валами, заборами. В центре города располагался укрепленный детинец-кремль, где чаще всего располагалась резиденция князя. Детинец был окружен торгово-ремесленным посадом, который являлся неотъемлемой частью древнерусских городов. Посады делились на улицы и концы, имея при этом усадебную и уличную застройку. Улицы имели названия в зависимости от профессий, имен, категорий населения, проживающих на ней. Во многих городах инженерное благоустройство достигло весьма высокого уровня. Это можно проследить на примере одного из самых древних инженерных сооружений - мостовых. Существовала отдельная специальность - мостник. Города благоустраивались дренажными сооружениями, колодцами.
Особенность: русский город был деревянный. В Древней Руси было необходимо теплое и сухое жилье, а древесины были достаточно.
Жилище было социально дифференцированным – жильё богатых и жильё бедных. Жилище князей и бояр - хоромы из 6-8 помещений. Типичное жилище простого люда - полуземлянка или деревянный сруб. Многие дома имели различные деревянные резные украшения - закрылины, резные столбы, наличники.
Как оказалось, древний город не так сильно отличался от современного! Памятники древнерусской архитектуры свидетельствуют о высоком развитии строительного дела в государстве. С годами у строителей сложился свой стиль, отличный от других государств, который делал города Руси неповторимыми в своем архитектурном решении. Сейчас эти города являются живыми свидетелями величия и славы нашей страны, нашей великой истории!
Список использованных источников
Интернет-ресурсы:
Список литературы:
1. Дубов И.В. Города, величеством сияющие. - Л., 1985;
2. Куза А.В. Малые города Древней Руси. - М., 1989;
3. Мавродин В.В. Образование древнерусского государства и формирование древнерусской народности. - М.,1971;
4. Носов Е.Н. Проблема происхождения первых городов Северной Руси Древности Северо-Запада. СПб., 1993;
5. Рябцев Ю.С. Путешествие в древнюю Русь. - М.,1995;
6. Тихомиров М.Н. Древнерусские города. - М., 1956;
7. Повесть временных лет. Русская историческая библиотека, 2017\ Перевод Д. С. Лихачева;
8. Старая Ладога. Древняя столица Руси. – СПб., 2003;
9. Этимологический словарь русского языка. М.: Русский язык от А до Я. Издательство <ЮНВЕС> М., 2003.

Проектная работа по истории

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ

В современных условиях под учебным проектом подразумевается комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно (в парах, группах или индивидуально) с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.

Метод проектов способствует формированию критического и творческого мышления учащихся, умению работать с информацией, что в полной мере отвечает основной задаче современной школы - воспитанию социально активной личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию.

Концепция самостоятельной работы учащихся, когда они трудятся над решением проблемных вопросов, позволяет по – новому раскрыть перед ними процессы исторического развития нашей страны, способствует осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, помогает преодолеть догматизм, который препятствует совершенствованию учебной деятельности учеников, ведет к формированию собственных оценок исторических событий, развитию критического мышления учащихся. В проектной деятельности удается, как правило, наладить диалог между преподавателем и каждым учеником, свободный от учительского давления и менторского назидания.

Как организовать работу над проектом?

Как правило, полезно выделить следующие этапы работы.

1. Выбор темы проекта, определение его типа и числа участников.

2. Обоснование проблемы, исследуемой в рамках намеченной тематики.

3. Распределение задач по группам, поиск информации.

4. Составление технологической карты с представлением в логической последовательности хода работы.

5. Самостоятельная работа участников проекта по своим творческим заданиям.

6. Промежуточные обсуждения полученных данных.

7. Презентация (защита) проектов, оппонирование.

8. Коллективное обсуждение, выводы.

Какие требования предъявляются к результатам учебных проектов?

Результаты проектной работы могут быть получены при помощи как традиционных, так и современных методов сбора информации. При этом результаты проектной деятельности:

Представляются в виде конкретного «продукта» (доклада, альбома, сборника, плана-карты, фильма и др.);

Выполняются в едином стиле (например, итоговый доклад должен содержать заголовки, подзаголовки, иметь поля и т.п.);

Рассчитаны на восприятие как зрителей, так и читателей;

~- защищаются в присутствии заинтересованной аудитории;

Должны в дальнейшем использоваться в учебном процессе.

Выбор формы проекта определяется его темой, целью, содержанием, общим замыслом автора. Важно, чтобы благодаря выбранной форме можно было наилучшим образом представить на презентации результаты проведенной работы.

Выполненный в любой форме проект должен иметь пояснительную записку (теоретическую часть) со следующей структурой: титульный лист (название учебного заведения, класс, автор, название проекта, научный руководитель, место издания, год); оглавление; эпиграф; введение; основная часть (главы, разделы, параграфы); заключение; список используемых источников и литературы; приложение.

Что нужно иметь в виду при работе над видеопроектом?

Многих преподавателей и учащихся, в частности, привлекает работа с теле - и видеопроектами. Доступность видеотехники и обилие возможных тем делают такой вид проектов весьма популярным.

При этом следует учитывать, что, как правило:

Общая продолжительность видеофильма не должна превышать 10 мин;

Участники проекта должны обладать хотя бы минимальными первоначальными знаниями в области медиа-технологий;

В распоряжение участников должна быть предоставлена необходимая ви-

деоаппаратура для съемки, монтажа, озвучания;

Продолжительность работы над проектом складывается из времени, затраченного на проведение подготовительных работ (написание реферата, разработка сценарного плана, подготовка к съемке) и непосредственно на съемку, монтаж, озвучание (на каждый вид работы не менее 10-12 дней);

На этапе подготовки к презентации проводится не менее двух консультаций с участием учителя.

Каковы требования к мультимедийной презентации результатов проектной работы?

Новые информационные технологии, в частности, возможности Интернета для получения и передачи текстовой, графической, видеоинформации, создания мультимедийной презентации, публикации, Web-сайта и другие, способствуют применению нетрадиционных методик обучения, формированию практических умений и навыков учащихся в освоении исторического материала.

Подготовка мультимедийной презентации включает в себя следующие этапы (помимо перечисленных выше и относящихся ко всем видам проектов): практическая работа в библиотеках, моделирование; обзор литературы и электронных источников, поиск информации в Интернете, обсуждение научных проблем; разработка структуры презентации (уточняется в процессе работы); использование дополнительных ресурсов и эффектов в презентации; создание презентации (как правило, с применением программы Power point); демонстрация и защита.

Каковы правила проведения интервью, являющегося частью проектной работы?

Учитель, организуя данный вид работы, исходит из необходимости:

Тщательной подготовки, определения, исходя из тематики и целей работы, перечня вопросов;

Создания благоприятной психологической обстановки во время интервью;

Выделения на интервью в среднем не менее двух часов;

Обеспечение благоприятных организационных условии (исключение во время интервьюирования отвлекающих моментов, звонков, появления посторонних и пр.);

Обеспечения интервьюеров соответствующими техническими средствами (видеокамера, магнитофон, диктофон и др.).

По каким критериям оценивать проект?

В своей практике я учитываю следующие факторы:

Значимость и актуальность выдвинутых проблем;

Корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;

Активность каждого участника проекта в соответствии с учетом его индивидуальных возможностей;

Коллективный характер решений;

Соблюдение требований к избранному жанру;

Использование дополнительной (по отношению к базовому учебному курсу истории) информации;

Доказательность решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;

Оформление результатов проекта;

Форма защиты проекта, речевая культура, умение отвечать на вопросы оппонентов.

Исследовательский проект

«История моей семьи в истории войны»

Предмет(ы): История, краеведение

Внеклассная работа

Цель проекта

6)научить школьников составлять электронные презентации исследований и выступлений для последующей защиты;

7) помочь учащимся определиться с выбором профессии

8) подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по истории для дальнейшего обучения в ВУЗах.

Участники 5-8 классы

Используемые учебники и учебные пособия:

  • Балязин В.Н. Занимательная история России – М.: издательство «Первое сентября», 2001
  • Варакина И.И, Парецкова С.В. Внеклассные мероприятия по истории России 10-11 классы.- Волгоград, «Учитель-АСТ», 2005
  • Козленко С.И. История. Всероссийские олимпиады. Вып.1- М.: Просвещение, 2008
  • Плоткин Г.М. Материалы и порзнавательные задания по отечественной истории- М.:Просвещение: Учеб. лит., 2000
  • Степанищев А.Т. 300 задач по истории России с древнейших времен до наших дней: Дидактические материалы – М.: Дрофа, 2001
  • Тракьен
  • Уткина Э.В. Школьные олимпиады. История. 5-9 классы.- М.: Айрис-пресс, 2006
  • 100 великих загадок 20 века/ Автор-сост. Н.Н Непомнящий- М.: Вече, 2009
  • 100 великих тайн России 20 века/ Автор-сост. В.В.Веденеев – М.: Вече, 2009
  • 100 великих тайн третьего рейха/ Автор-сост. В.В. Веденеев- М.: Вече, 2009
  • 100 великих чудес света/ Автор –сост. Н.А.Ионина- М.: Вече, 2009

Используемая методическая литература:

Используемая литература

1. Бартенева Н.П., Дворникова О.Л. Научно-исследовательская деятельность учащихся // Преподавание истории в школе – 2005 - № 3 – С. 31-39

2. Бутусова С.Н. Основы исследовательской деятельности // Преподавание истории и обществознания в школе – 2008 - № 2 – С.25-30

3. Иванова Л.Ф. Проектная работа в обучении обществознанию // Преподавание истории и обществознания в школе – 2007 - № 2 – С.36-39

4. Идатчиков Н.Н. Имена на обелиске (из опыта организации исследовательской работы учащихся) // Преподавание истории в школе – 2010 - № 3 – С. 26-29

5. Коленченко Е.М. Организация учебно-исследовательской деятельности школьников // http://festival.1september.ru/articles/569355/

6. Кропанева Г.А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как технология развивающего образования // http://uspi.ru/study/inteach/kurs_intel_3/inet/researcher/5.htm

7. Мугалимова Л.А.«Использование исследовательских методов решения задач на уроках математики и внеклассных занятий // http://muglian.narod.ru/obrtex.html

8. Прыткова С.В. // http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./94353/109022/761554/761570/765429

9. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.; Народное образование, 2001. 272с.

10.Рафикова С.А. Историко-фамилистические исследования в учебном процессе // Преподавание истории в школе – 2010 - № 4 – С. 39-44

11.Тырина Н.Э. Внеклассная работа по истории. Проектная и исследовательская деятельность учащихся в создании семейных родословных // http://festival.1september.ru/articles/514468/

12.Тысько Л.А. Исследовательская деятельность учащихся в процессе обучения обществознанию // Преподавание истории и обществознания в школе – 2006 - № 4 – С.14-22

13.Фомина Т.Ю.Проблемы формирования исследовательских навыков учителя истории // Преподавание истории и обществознания в школе – 2009 - № 5 – С.45-53

Используемое оборудование:

Компьютер, проектор, экран

Используемые ЦОР:

Электронные учебники

1.Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия. Древний мир

2.Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия. Средние века.

3.Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия. Новое время

4.Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия. Новейшее время.

5.Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия до 19в.

6.Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия 19-20вв

7.История России 20 век в 4 частях

8.От Кремля до рейхстага

9.Энциклопедия истории России.

10.Витязь на распутье. Интерактивный задачник по истории России 9-19вв.

11.ЕГЭ история

12.Занимательная история часть 1

13.Занимательная история часть 2

14.Династия Романовых

15.История России с древнейших времен до конца 16в.

Краткое описание:

Одним из главных направлений привлечения учащихся к учебному исследованию является изучение семейных архивов, составление родословной и написание истории своей семьи, прошедшей испытания войной. А через исследование истории семьи достигается цель повышения интереса к истории малой и большой Родины и включения в серьезную исследовательскую деятельность. Новизна методической разработки в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование исследовательских навыков обучающихся путем проведения систематических теоретических и практических занятий.

Введение

« Если человек в школе не научится творить,

то и в жизни он будет только подражать и копировать».

Л.Н.Толстой. ¹

Актуальность программы

Современный этап развития общества характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. Сегодня общество нуждается в образованных, творческих, деятельных молодых людях и делает социальный заказ на формирование грамотной и социально мобильной личности, осознающей свою историческую, культурную, духовную принадлежность к Родине, понимающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути, готовой к служению Отечеству . Сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу - воспитание человека-творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, принимать решения, планировать действия, эффективно сотрудничать, быть открытыми для новых контактов. Год от года увеличивается информационный поток в различных областях знаний. Введение ЕГЭ требует не только стандартных знаний, но и умений анализировать исторические ситуации, работать с разнообразными источниками, формулировать и аргументировать свою позицию. Способность к самостоятельному познанию развивается только в исследовательской деятельности, поэтому тема исследовательской работы с учащимися была и будет актуальной.

Новизна методической разработки

В течение пяти лет в школе целенаправленно ведется работа по привлечению учащихся к исследовательской деятельности. Активную роль в этом направлении играют и учителя истории. С 2007 года проводится систематическая работа, посвященная изучению Великой Отечественной войны, на внеклассных занятиях, предметных неделях, конференциях, классных часах. Особенность программы в том, что в проекте участвуют все классы школы, в той или иной степени, соприкасаясь с темой проекта.

Одним из главных направлений привлечения учащихся к учебному исследованию является изучение семейных архивов, составление родословной и написание истории своей семьи. А через исследование истории семьи достигается цель повышения интереса к истории малой и большой Родины и включения в серьезную исследовательскую деятельность.

Новизна методической разработки в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование исследовательских навыков обучающихся путем проведения систематических теоретических и практических занятий.

Мною накоплен определенный опыт организации учебно-исследовательской деятельности школьников. Исследование как метод и как самостоятельная технология используются мною как на уроках, так и во внеклассной работе по истории. Мой опыт организации учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках истории и во внеурочное время обобщен на муниципальном уровне. Ее практическим результатам были посвящены выступление на районной краеведческой конференции в январе 2009г., на заседаниях МО учителей истории, географии, обществознания в 2009-2010гг.

Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии

Развитие исследовательской деятельности учащихся в разное время было предметом особой заботы педагогической общественности и ученых. Как и какими средствами решать проблему развития исследовательских навыков школьников? Как заинтересовать учащихся этим нелегким видом деятельности? На эти вопросы искали ответы многие педагоги и ученые. Этот вопрос попыталась решить и я при работе над данной разработкой.

Что же такое исследовательская деятельность учащихся? Существуют различные мнения ученых и педагогов о сущности и значении исследовательской деятельности.

Как указывает А.В.Леонтович, председатель Оргкомитета Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского, в этимологии слова «исследование» заключено указание на то, чтобы извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. «…исследование, отличие от проектирования, конструирования и организации, есть самый «деликатный» по отношению к объекту вид деятельности, его главная цель – установление истины. …развитие способности занимать исследовательскую позицию является важнейшей задачей образования и воспитания как средства оценки своей деятельности, ее возможных последствий. Источник исследования как вида деятельности – в свойственном человеческой природе стремлении к познанию».²

По мнению А.С.Обухова, заместителя главного редактора журнала «Развитие личности», «освоение исследовательского принципа познания действительности может стать одним из путей вхождения подростка в пространство культуры». ³ Он говорит «о возможности и разумности исследовательской деятельности как формы межличностного взаимодействия учителя и ученика, в ходе которого происходит трансляция культурных традиций научного познания».4 А.С.Обухов считает, что «именно педагогом задаются формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которым у ученика формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним проблеме с исследовательской, творческой позиции».5

Алексеев Н.Г., кандидат психологических наук, считает, что именно «через учителя, через его отношение» учащиеся «до определенной степени проникаются назначением исследовательской деятельности».6 Значение такой деятельности он видит в том, что «ребята получают творческий импульс или желание расширить и умение радоваться расширению собственных горизонтов».7

Гурвич Е.М., кандидат геологических наук, в исследовательской деятельности учащихся видит «механизм формирования представлений о поливерсионности мира и создания навыков поливерсионного исследования ситуаций».8 По ее мнению, очень важно, «чтобы в ходе изучения предмета, двигаясь от одной исследовательской задачи к другой, ребята продвигались от поиска простых и легко обнаруживаемых версий к более глубоко лежащим версионным пластам и учились рассматривать этот подход не только как метод, свойственный данной науке, но как универсальный метод исследования ситуаций в различных жизненных сферах».9

По мнению Борзенко В.И., кандидата физико-математических наук, основной функцией учебного исследования является «инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире». Он определяет исследовательскую деятельность учащихся как «творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения». Педагог в данном случае выступает как «организатор формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которым у ученика формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним проблеме с исследовательской, творческой позиции».10

Мириманова М.С., кандидат психологических наук, считает, что исследовательская деятельность одно из средств «воспитания толерантности благодаря социокультурному межличностному взаимодействию».11 Она считает, что исследовательская деятельность учащихся не только «формирует их ответственное отношение к делу и к окружающей действительности», но и «создает необходимые условия для развития и личностного роста, формируя и оттачивая столь важный механизм, как рефлексия….То, что нам удается добыть самим своей головой и собственными руками, всегда приносит какой-то конкретный результат и плюс еще что-то очень важное и ценное, а именно индивидуальное развитие».12

Исследователь данной темы Харитонов Н.П., анализируя структуру исследовательских работ, отмечает, что в них должны содержаться «обязательные элементы научного исследования: постановка цели; формулирование задач; выбор методов сбора и обработки фактического материала; проведение наблюдений, опытов и экспериментов; анализ и обсуждение полученного материала, в результате которых исследователь получает ответы на поставленные в задачах вопросы.» Также он приводит разницу между учебно-исследовательской и исследовательской работами: «учебно-исследовательские работы выполняются учащимися под постоянным надзором и контролем со стороны преподавателей и часто с использованием упрощенных методик сбора и обработки данных, разработанных с учетом возраста и опыта начинающего исследователя. Результаты, которые могут получиться в процессе таких работ, часто известны руководителям заранее». Исследовательские же работы подразумевают «большую самостоятельность учащихся при выборе методик, так и при обработке собранного материала. Такие работы выполняются школьниками, уже имеющими некоторый опыт исследовательской деятельности, а руководители выступают при этом как консультанты и, при необходимости, помогают на разных этапах ее выполнения».13

Данильцев Г.Л., эксперт Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского, отмечает самые важные критерии оценки исследовательских работ: «чтобы теме работы соответствовали цели и задачи исследования; методика работы была направлена на сбор материала для решения задач и была достаточно подробно описана; материалы приводились в соответствии с методикой и соответствовали целям и задачам исследования и излагались полностью; выводы и заключения были корректны, соответствовали и подтверждались собранными материалами».14

При написании исследовательской работы очень большую роль играют информационные технологии. Демин И.С., кандидат экономических наук, отмечает «несколько основных блоков, включающих навыки, необходимые исследователю: оформление научной работы, способы и формы представления данных, компьютерная обработка данных исследования, принципы работы с большими объемами информации».15

Как отмечает Стефаненко Т.В., учитель географии, учебно-исследовательская работа является составной частью краеведения. Она считает, что целью проводимой работы является «воспитание чувства патриотизма, развитие творческих способностей, формирование личности детей на основе национальных традиций».16

Таким образом, изучив разные точки зрения по вопросу об исследовательской деятельности учащихся, можно поддержать мнение Постниковой Т.Ф., учителя биологии, что «исследовательская работа - прекрасное поле деятельности для учащихся, при выполнении которой решаются следующие задачи:

1) решение практических, общественно-значимых задач;

2) самореализация личности;

3) гуманность по отношению к окружающему миру;

4) знание проблем своего края;

5) сотрудничество, воспитание чувства ответственности за любое дело;

6) умение проектировать и прогнозировать выход из сложившейся ситуации;

7) навыки общения в коллективе»17

Я согласна с мнением учителя истории Коленченко Е.М., что «исследовательская деятельность - это деятельность , связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задач с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере».18

Принципы педагогического процесса, положенные в основу методической разработки:

Принцип гармонического воспитания личности;

Принцип постепенности и последовательности в овладении исследовательским навыками, от простого к сложному;

Принцип успешности;

Принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;

Принцип творческого развития;

Принцип доступности;

Принцип ориентации на особенности и способности ребенка;

Принцип индивидуального подхода;

Принцип практической направленности.

В основу разработки «Исследовательская деятельности учащихся по истории» положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:

Технология развивающего обучения;

Технология индивидуализации обучения;

Личностно-ориентированная технология;

Компетентностного и деятельностного подхода.

Занимаясь исследовательской деятельностью с учащимися, я лично ставлю следующие задачи:

1) расширить и углубить знания учащихся по истории;

2) дать школьникам навыки научно-исследовательской деятельности;

3)формировать умения публичного выступления, иметь и отстаивать свою гражданскую позицию;

4) развивать коммуникативные качества личности школьников;

5) находить и анализировать информацию из различных источников;

5)научить школьников составлять электронные презентации исследований и выступлений для последующей защиты;

6) помочь учащимся определиться с выбором профессии

7) подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по истории для дальнейшего обучения в ВУЗах.

Для реализации поставленных задач я разработала:

Программу деятельности школьного музея, посвященного нашим землякам – участникам Великой Отечественной войны, афганских и чеченских боевых действий.

Особенностью исследовательской работы с учащимися является то, что технологии научно-исследовательской деятельности использую в работе со старшеклассниками (9-11 классы), проектную – в работе с учащимися среднего звена (5-8 классы).

Основная часть

I. Этапы работы над исследованием

1. Мотивация

Работа начинается с выявления учащихся, имеющих склонность и желание заниматься исследовательской деятельностью. В своей практике я привлекаю тех учащихся, которые

· имеют желание и способности к исследовательской работе,

· целенаправленно готовятся к сдаче ЕГЭ по истории для поступления в ВУЗы

· проявляют интерес к истории и систематически занимаются в учебном объединении знатоков истории.

Никакого принуждения при этом быть не может. Большую роль в определении таких учащихся играют классные руководители и родители, которые лучше, чем кто-либо, знают возможности и стремления учащихся и могут помочь им советом и делом. Обычно перед летними каникулами заинтересованные школьники приходят к учителю и с каждым лично определяются конкретные темы, исходя из интересов учащихся.

Для успешности реализации исследовательских работ важно на это мотивировать как учащихся, так и учителей. На основе анкетирования были выявлены следующие мотивы учащихся заняться исследовательской работой: интерес к предмету; желание углубить свои знания, расширить кругозор; связь с будущей профессией; удовлетворение процессом работы; желание самоутвердиться; получить награду на конкурсе; поступить в ВУЗ; Мое согласие осуществлять руководство исследовательскими проектами я мотивирую следующим: желанием повысить свою профессиональную компетентность; углубить знания учащихся в своем предмете, сформировать позитивное отношение к нему; научить школьников способам учебной деятельности как основе их успешности в дальнейшей учебе; получить более высокую квалификационную категорию.

2.Обучение приемам исследования

Исследовательские работы – довольно сложный вид деятельности, как для школьников, так и для тех, кто руководит ими.

В объединение входят учащиеся, изъявившие желание заниматься исследовательской деятельностью и увлекающиеся историей, поэтому группы формируются разновозрастные, из 5–8 классов. На занятиях раскрывается алгоритм проведения исследования, дается отличие учебного исследования и творческой работы от реферата. Учащиеся знакомятся с этапами проведения исследования, видами источников и формами работы с ними, а также методами исследования, видами оформления результатов и их защитой. Члены объединения учатся составлять библиографию, план исследования, собирать и обобщать материал, проводить социологический опрос, анкетирование, писать тезисы, выступать с докладом, готовить и представлять публике презентацию по выбранной теме. Каждое занятие в учебном объединении состоит из трех частей: теория, практическая работа, индивидуальная консультация. Домашняя работа предполагает применение знаний, полученных на занятиях при выполнении конкретной исследовательской работы.

3.Выбор темы исследования

Работа над исследовательским проектом начинается с выбора темы, хотя ее формулировка рождается не сразу. От чего зависит выбор темы? Практика показывает, что это связано с тем, что наиболее интересно ученику, или с тем, что у него есть подходящий материал для исследования. Иногда тема выбирается по совету учителей или родителей. Выбор темы исследования – непростой момент. Иногда ученики предлагают темы, которые им явно не по силам. Зачастую темы носят реферативный характер. А бывает, что тема интересная, но нет достаточного материала для исследования. И здесь ученику нужна консультация педагога.

Анализ тем исследовательских работ, выполненных учащимися показывает, что круг их интересов весьма широк: «белые пятна» отечественной и мировой истории разных периодов, краеведение, культура и др. Немало работ связано с историей семьи - перспективным и актуальным направлением современных исследований. Поэтому с учащимися для исследовательской работы мы выбираем темы, которые

· актуальны, т.е. являются требованием времени (посвящены юбилейным событиям, например в 2015г. – темы, посвященные 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

· будут интересны самим учащимся и аудитории (например, «Признаны врагами народа» (репрессии в Химкинском районе в 30-е годы XXв.)

· связаны с историей родного края: республики, района, села, школы (например, «История создания памятника памяти воинам афганцам»)

· связаны с историей семьи, рода, так как такая тема всегда актуальна и интересна автору (например, «История моей семьи», XX век в истории моей семьи»)

· не слишком глобальные, а небольшие, но актуальные и интересные темы (например, «Мой прадедушка – участник Великой Отечественной войны»).

Точное название темы мы сразу не формулируем, а пытаемся разобраться, к какому периоду истории, к какой тематике интересы ученика наиболее близки. Иногда работы могут быть на стыке наук, если ученики планируют поступление на юридические, исторические, социальные и другие факультеты.

4. Планирование и организация работы над исследованием

Определившись с тематикой в самом общем виде, руководитель работы предлагает ученику примерный список источников и исторической литературы, рекомендует изучить материалы, имеющиеся в библиотеках школы, района, в том числе материалы СМИ, научную литературу, Интернет-ресурсы. Во время первых консультаций с учеником мы знакомимся с традиционной структурой исследовательской работы:

1)введения, в котором формулируются актуальность выбранной темы,

2) цель и задачи, методы, объект и предмет исследования;

3) заключения, в котором делаются основные выводы.

При этом результаты исследования должны соответствовать цели и задачам, поставленным во введении основной части, где описано само исследование по основным вопросам с краткими выводами в конце каждого пункта;

Успех исследования учащихся во многом зависит от ее четкой организации. Под руководством учителя составляется план-график выполнения учебного исследования: определяются временные рамки, объем работы и этапы ее выполнения. В течение 1-2 месяцев встречи с руководителем проводятся регулярно. Ученик делает краткие записи, анализируя источники, выявляя различные точки зрения по изучаемой теме. Также важную роль мы уделяем изучению общественного мнения путем проведения социологического опроса среди жителей города, анкетирования учащихся школы, интервьюирования известных людей района и города.

После изучения разных источников, проведения социологических опросов тема и вопросы исследования формулируются уже более определенно, и тема, естественно, сужается, а проблемные вопросы конкретизируются. Так появляется план работы, а ученик начинает писать текст. Я всегда рекомендую сначала написать основную часть, так как в процессе оформления текста могут несколько измениться цели и задачи. Затем пишется заключение как итог и выводы проделанной работы, и, наконец, введение. Окончательное название темы формулируется уже в самом конце работы. И в этом часто помогает руководитель, так как самим учащимся бывает тяжело конкретизировать тему.

Таким образом, в ходе исследовательской работы многое представляет для учащихся значительные трудности:

· выявление темы и проблемы исследования;

· постановка цели и задач, определение методов, объекта и предмета исследования;

· правильный выбор методики исследования, изучение общественного мнения и источников;

· отбор и структурирование материала;

· соответствие собранного материала теме и целям исследования.

Поэтому педагогическое руководство учебными исследованиями осуществляется на всех этапах выполнения работы, но наиболее значительно оно на этапе формулирования темы, целей, исходных положений, а также при анализе выполнения работы (предварительном, уточняющем и, наконец, окончательном).

5. Формы представления исследовательских работ

Исследовательские проекты представляются авторами в разной форме, в зависимости от целей и содержания: это может быть полный текст учебного исследования с тезисами и электронной презентацией, доклад (т.е. текст для устного выступления), стендовый доклад (оформление наглядного материала, текста и иллюстраций), электронная презентация. К оформлению результатов исследования предъявляются следующие требования: наличие титульного листа, оглавления, введения, основной части, заключения, сносок, оформление приложений, библиографического списка. Во введении четко определяются цели исследования, актуальность, степень изученности темы, методы и объект исследования, обзор литературы. В основной части в логической последовательности излагаются результаты исследования. В заключении должны быть изложены основные результаты работы: выводы должны быть краткими и четкими, соответствовать целям, задачам исследования.

6. Уровни представления исследовательских работ

Выполненные работы представляются на различных уровнях. Учащиеся выступают со своими исследованиями на уроках, классных часах, школьных, районных, городских конференциях, также участвуют в различных творческих и предметных конкурсах исследовательских работ района и города, добиваясь на них успехов. При представлении своей исследовательской работы аудитории важны следующие моменты:

· грамотная, четкая, выразительная речь выступающего

· краткое, но содержательное выступление. Обязательные пункты: представление темы, цели и задач, методов, объекта и предмета исследования, использованной литературы, кратких выводов по основным вопросам

· оформление электронной презентации по теме выступления. Она должна соответствовать следующим критериям: выдержана в одном фоне, иметь не более 15-20 слайдов, иметь минимум текста, наличие иллюстраций, фотографий, диаграмм, содержать краткое изложение всех основных разделов работы

· уверенные и содержательные ответы на заданные вопросы.

Формы проведения конкурсов самые разные: заочные дистанционные, очные, очно-заочные. Формы представления исследовательских работ также разные: в бумажном и электронном вариантах, в форме докладов, стендовых материалов, эссе. Большое распространение получили электронные презентации работ, являясь наиболее яркой и современной формой представления результатов исследований. Написание, электронное представление и публичная защита являются необходимым навыком любого автора, ведущего исследовательскую работу.

Итак, работу над исследовательской работой можно подразделить на 3 основных этапа:

1. предварительный - выбор темы, постановка цели и задач, определение методов, объекта и предмета исследования, круга возможных источников

2. проведение исследования

3. оформление результатов работы, ее презентация

I.Стимулирование учебного исследования

Администрация нашей школы придает большое значение стимулированию учебно-исследовательской деятельности. Учащиеся получают моральное и материальное поощрение за успехи в выполнении работ: награждаются грамотами, подарками. Так формируется интеллектуальная элита школы и поддерживается престиж знаний. Учителя также поощряются за педагогическое руководство исследованиями обучающихся через систему стимулирующих выплат, денежных премий, а также при аттестации на квалификационные категории.

II. Исследовательская работа с учащимися на уроках истории

В организации исследовательской деятельности учащихся на уроках можно выделить несколько этапов.

1) различные способы диагностики с целью дифференциации учащихся по познавательным интересам, практическим потребностям, по уровню подготовки и по способностям : анкетирование; тестирование; индивидуальные беседы; наблюдение и анализ; беседы с родителями и учащимися, консультации с педагогами, психологом.

Результат: дифференциация учащихся по способностям и творческой направленности, учет индивидуальных особенностей и уровня развития, обученности, компетентности.

2) развитие интереса к предмету, творческих способностей учащихся, навыков самообразованияпроисходит в ходе познавательной, творческой и проектной деятельности в кабинете истории.

Стенды в кабинете истории («Священное имя - Россия», «Этот день в истории», «Юбилейные события», «Великая Отечественная война в событиях и лицах», «Уголок юного историка»), экспозиции «Памятники культуры», носят не только информационный характер, но и побуждают к творчеству и исследованию. На постоянно обновляемом стенде «Сегодня на уроке» размещаются материалы учителя и учащихся, результаты их творческой и проектной деятельности, журнальные и газетные новинки по определенной тематике. Творческие и проектные работы учащихся на уроке и во внеурочное время (рисунки, схемы, стихи, интервью, исторические сочинения, эссе, доклады, презентации и др.) способствуют развитию интереса, способностей, навыков самостоятельной работы, поиску. Большое значение для формирования интереса к предмету имеет демонстрация примера исторических личностей, которые сумели проявить себя, достигли определенных результатов в творческой интеллектуальной деятельности.

Результат – развитие интереса к предмету, творческих способностей учащихся, навыков самообразования, овладение основами проектной деятельности, подготовки презентаций.

3)подготовка и проведение нетрадиционных уроков.

В каждом классе несколько уроков обобщения наиболее интересного изученного материала мы с учащимися проводим в нетрадиционной форме: урок – путешествие, урок – деловая игра, урок-презентация, урок – семинар и т.д. При этом учащимся при подготовке к таким занятиям требуется провести небольшую исследовательскую работу. Отдельные темы или вопросы изучаются с использованием различных источников знаний: документов, справочников, энциклопедий, Интернет – сайтов. Учащимся во всех классах (с 5 по 11) в начале каждого учебного года предоставляется возможность выбрать тему для исследования в течение учебного года и затем выступить перед одноклассниками в форме проекта, презентаций, докладов, сообщений.

Например, в 5 классе, при изучении темы «Искусство Древнего Египта» дается опережающее задание по 3 группам подготовить презентацию и выступление по определенной тематике: «Пирамиды», «Живопись», «Храмы», а одному ученику по его желанию приготовить выступление по теме «Гробница Тутанхамона»

Результатом нетрадиционных форм проведения занятий являются устойчивый интерес к истории, более полное усвоение программного материала, развитие навыков устной и письменной речи, умение работать с различными источниками информации, составление плана, конспекта, развитие умений и навыков мыслительной деятельности, выделение главного, анализ, обобщение, участие в обсуждении проблемы, свое собственное суждение, овладение коммуникативными навыками, повышение качества знаний и компетенций.

4) организация учебно-исследовательской деятельности на обычных уроках.

Исследовательский метод используется и на различных этапах комбинированного урока: повторение, изучение нового материала, рефлексия и при выполнении домашнего задания. Домашнее задание исследовательского характера позволяет провести небольшое учебное исследование. Большое значение для развития творческих и исследовательских качеств имеют домашние сочинения по истории.

Вот список некоторых тем сочинений, выполняемых учениками:

· в 5 классе - «Один день египетского земледельца (вельможи, или ремесленника, или фараона), «Путешествие в Древний Египет», «Путешествие в одну из стран Западной Азии», «Путешествие в Древнюю Грецию», «Путешествие в Древний Рим», «Как я участвовал в восстании Спартака»;

· в 6 классе – «Один день рыцаря», «Путешествие в средневековый город», «Как я участвовал в крестовом походе», «Как я участвовал в Столетней войне» и т.д.

· в 7 классе – «Мое отношение к смуте», «Степан Разин – народный герой или разбойник?», «Мое отношение к Петру I», «Что мне запомнилось из истории России XVII-XVIIIвв.», «Мой любимый исторический герой» и т.д.

· в 8 классе – «Как я участвовал в Отечественной войне 1812г.», «Что мне запомнилось из истории России XIXвв.», «Мой любимый исторический герой», «Мое отношение к декабристам», «Мое отношение к народникам» и т.д.

· в 9 классе – «Мое отношение к столыпинской реформе», «Мое отношение к революции 1917г.», «Мое отношение к гражданской войне», «Что мне запомнилось из истории России XXвв.», «Мой любимый исторический герой» и т.д.

Результатом этого этапа является повышение мотивации к обучению, развитие самостоятельности в обучении, включение учащихся в активную учебно-познавательную деятельность; формирование навыков и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности; повышение коммуникативной культуры; использование приобретенных знаний, умений, способов деятельности, необходимых для успешного обучения на следующей образовательной ступени, для формирования профессиональной ориентации.

Учащиеся, активно занимающиеся исследовательской деятельностью, ежегодно становятся победителями и занимают призовые места на районных олимпиадах, успешно участвуют в районных и региональных конференциях, конкурсах и олимпиадах, успе

шно сдают ЕГЭ по истории (результаты ЕГЭ стабильно выше средних республиканских и российских баллов).

5) Формирование исследовательских навыков учащихся

Одним важнейших направлений в формировании исследовательских навыков является работа с историческими источниками.

· Конспекты статей ученых в исторических журналах, например «Преподавание истории в школе»: составление их плана, выделение главной мысли автора, особенностей раскрытия темы, краткое изложение основных пунктов статьи.

Данный вид деятельности целесообразен по следующим причинам:

1) способствует формированию умения выделять важнейшие аспекты в содержании научной статьи, т.е. составлять конспект

2) позволяет познакомить учащихся с новейшими исследованиями современных ученых, помогает их сориентировать их при выборе тематики работы

3) конспекты являются дополнительным материалом для подготовки к ЕГЭ

· на основе подготовленного конспекта учащиеся готовят устное сообщение (не более 10-12 минут), в котором выделяют проблему исследования, использованные исторические источники, методы исследования, степень новизны, важнейшие дискуссионные аспекты анализируемой статьи

Этот вид деятельности формирует навыки выступления перед незнакомой аудиторией, развивает научную устную речь, т.е. умение грамотно формулировать свою позицию, задавать вопросы и отвечать на них.

· Сформировать навык написания реферата по тематике, соответствующей изучаемому историческому периоду

При подготовке реферата должны быть использованы 1-2 научные монографии и 2-4 статьи по избранной теме. Задача – формирование навыка исторических исследований, а не реферирование. В своей работе ученикам предлагается выделить: синим цветом – текст, являющийся рефератом научной литературы, черным – приводимые цитаты, красным – анализ материала научных исследований, сделанный самим учеником (должен составлять не менее 15% от объема реферата). Таким образом, наглядно прослеживается степень самостоятельности проделанной работы и определяется ее ценность.

Итак, широкое использование исследовательского метода

· создаёт среду для расширения возможностей самообразования школьников, систематизации отдельных элементов знаний обучающихся, развития коммуникативных качеств, командного сотрудничества;

· дает возможности использовать различные источники знаний;

· учит вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение;

· обучает приемам публичного выступления, дает опыт литературной речи;

· позволяет активно использовать информационные технологии;

· создаёт условия для вариативности и дифференциации обучения;

· способствует более ранней профилизации;

· развивает исследовательские умения, творческий потенциал школьников.

III. Исследовательская деятельность учащихся в создании семейных родословных

Знание своих корней, знание прошлого своей семьи, необходимо каждому человеку. Когда – мы начинаем это понимать, тогда, и приходит осознание важности изучения истории своей страны. Изучение своей родословной является важной составляющей в деле формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, интересами, мотивами деятельности и поведения. Поэтому одним из главных направлений исследовательской деятельности учащихся я считаю изучение ими истории своих семей, составление родословных. Через эту работу можно достичь следующих задач:

· формирование интереса к истории Отечества, своего края, семьи и воспитание гражданина;

· развитие у учащихся исследовательских навыков;

· создание и систематизация учащимися их семейного архива.

Многие учащиеся не знают даже имен отчеств, а порой и фамилии своих бабушек и дедушек, а предков в 4-5 поколениях знают единицы. Поэтому тема «История моей семьи» для учащихся всегда является актуальной. Сегодня в нашей школе эта деятельность учащихся реализуется через работу учебного объединения «Юный исследователь». Участники учебного объединения второй год занимаются деятельностью по созданию семейных родословных и написанию истории своих семей. Моя цель – заинтересовать как можно больше обучающихся историей их семей, а через это повысить интерес к изучению отечественной и всемирной истории. Исследовательская работа «История моей семьи в годы войны» состоит из пяти этапов:

1. Составление генеалогического древа – родословной.

4 Влияние войны на семью

5. Защита своей работы перед членами учебного объединения, учащимися на уроках, представление лучших работ в школьных и районных конференциях и т.д.

Успешной реализации проекта «История моей семьи в годы войны» способствуют также уроки по истории России, помощь семьи учащегося.

Шаги реализации проекта выглядят следующим образом:

· На занятиях учебного объединения учащиеся обучаются основам исследовательской работы, учатся методам работы с различными историческими источниками. Обучаются правилам составления генеалогического древа.

· Далее учащиеся собирают информацию в семье, работают с устным источником – воспоминаниями родных. Самым важным и ценным является участие всей семьи учащегося в создании и сохранении семейной истории. Изучая свою родословную, учащиеся больше общаются со своими родителями, бабушками, дедушками и другими родственниками. Совместными усилиями осуществляют поиск источников по изучению истории рода.

· Получив первые результаты поиска сведений об истории семьи, учащиеся могут составить своё родословное древо (пока первоначальный вариант). Результат вполне может выглядеть простой таблицей. А может результат быть и в виде живописного дерева или организационной диаграммы.

Продолжая поисковую работу, учащиеся находят дополнительные источники информации (материалы домашних и возможно государственных архивов, дневники, записанные воспоминания, фотодокументы). Личные письма, старые документы, воспоминания, награды, сохранившиеся в семье – важный источник нравственного влияния на учащегося. Изучая семейные реликвии, учащиеся знакомятся с историей семьи и участием ее в истории ВОВ.

Затем учащиеся изучают и обрабатывают все найденные источники, классифицируют их. Проявляют себя как исследователи. Собранные учащимися подробные биографические данных на членов семьи изучаются ими и классифицируются. Учащиеся занимаются составлением кратких и подробных биографических справок на членов семьи. Для этого им могут быть даны методические рекомендации учителя.

Изучая свою семью, ее роль в войне, учащиеся начинают связывать историю своей семьи с историей страны и выходят на такие темы исследования:

· «XX век в истории моей семьи»

· «Мой прадедушка – участник Великой Отечественной войны»

Исследования учащимися истории семьи имеют следующие положительные стороны:

· они по-своему уникальны, так как у каждой семьи своя история и нет двух одинаковых судеб;

· это самостоятельный творческий процесс, так как историю семьи нельзя у кого-то списать или скачать в Интернете;

· имеют большую познавательную ценность, поскольку позволяют не только лучше узнать свою родословную, но и по-новому осмыслить исторический фон, на котором разворачивалась жизнь семьи. История Отечества становится более понятной и близкой;

· имеют важный воспитательный эффект. Человек только тогда становится патриотом, когда он воспитан на уважении к собственным корням, на любви к малой Родине. Не менее значимо и воспитание толерантности. Ведь в роду наверняка есть люди разных национальностей, культур, религий. Также изучение фамильной истории помогает сплочению семьи, налаживанию отношений между разными поколениями рода;

· имеют научное значение. Работы формируют исследовательскую культуру учащихся.

Таким образом, через уроки истории, занятия в учебном объединении, работу с семейным архивом, складывается интерес учащихся к истории Отечества, своего края, семьи. Учащиеся развивают исследовательские навыки, учатся оформлять доклады и творческие работы, составлять родословные, электронные презентации, принимают участие в конкурсах и выступают с докладами на конференциях. Изучение своей семьи и ее роли в победе нашей Родины, развивает у учащихся гуманистическое мышление, личностное отношение к истории. Учащиеся ощущают самую живую связь с прошлым своей страны, учатся понимать настоящее. Исследовательская деятельность учащихся в создании семейных родословных способствует сохранению исторической памяти, сближению поколений и позволяет приобщить учащихся к изучению истории повседневности, истории семьи, родного края и страны. Сохранение семейной истории, изучение прошлого семьи способствует складыванию у учащихся гражданской позиции, развивает личностное отношение к истории.

Заключение.

Результативность работы в технологии учебного исследования

Анализируя результативность работы с учащимися в технологии учебного исследования, можно сделать следующие выводы. Исследовательская работа с учащимися дает следующие положительные результаты:

  • усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся;
  • значительно расширяется кругозор и интерес учащихся к истории;
  • вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
  • формирует социальный опыт в труде и общении;
  • формирует умения и навыки, необходимые для успешной учебы в ВУЗе и научной карьеры;
  • дает возможность и ученику, и учителю построить процесс обучения совершенно по-другому, изменить как роль ученика, так и роль учителя, позволяет взглянуть и оценить полученные знания под другим углом зрения;
  • способствует профессиональному росту учителей, расширяя знания, как в области своего предмета, так и в педагогической науке, дает возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширяет контакты на профессиональной основе с коллегами из других учебных заведений, преподавателями институтов, родителями учащихся.

Необходимо отметить также трудности и недостатки в проведении исследовательской работы:

· научное оформление работы: формулирование темы, грамотная постановка проблемы, целей и задач, определение объекта и предмета, методов исторического исследования;

· требует большой затраты сил и времени участников исследования;

· как сделать так, чтобы работа была и самостоятельной, и научной;

· как вызвать интерес к написанию исследования, так как мало желающих и способных проводить по-настоящему серьезные исследования;

· не всегда работы получают объективную и заслуженную оценку, так как не отработаны точные критерии оценки исследовательских работ, особенно по гуманитарным наукам, что иногда, к сожалению, приводит к потере стимула участников к дальнейшей работе в данной области.

Но, несмотря на такие трудности, я уверена, что исследовательская деятельность учащихся имеет будущее, так как в современных условиях от человека требуются именно способности самому решать свои проблемы, найти выход из трудной ситуации, проявлять инициативу и творчество для достижения успешной карьеры и самореализации. Наиболее перспективной для дальнейшего развития является та система, которая сама проявляет способность развивать себя. Чтобы реализовать это на практике, необходимо найти способы такого саморазвития, исходя из конкретных особенностей образовательного учреждения. В нашей школе одним из таких способов является организация учебно-исследовательской деятельности, которую в этом случае можно рассматривать как образовательную технологию, отвечающую современным требованиям развивающего обучения.

В эффективности данной технологии я убедилась на практике. Об этом свидетельствуют результаты ЕГЭ, участие и победы в предметных олимпиадах и конкурсах различных уровней, также то, что выпускники продолжают заниматься исследованиями в ВУЗах . Поэтому исследовательскую работу с учащимися я планирую продолжить и в дальнейшем.

Таким образом, приобщение учащихся к элементам исследовательской деятельности является одним из перспективных путей совершенствования исторического образования.

Продолжение проекта « Наша повесть о той войне».

Тема: «Герои г.Химки, мы помним вас!» 2011г.

План :

  1. Провести исследовательскую работу над документами, свидетельствующими о боевых действиях в Химкинском районе.
  2. Выяснить участников-химчан, которым присвоено звание героя.
  3. Проведение викторины 6-8 классы «Героические страниц

Нашей истории».

  1. Социальный опрос « Надо ли помнить о войне?»
  2. Итоги,результаты работы.

Продолжение проекта « Наша повесть о той войне»

Тема : «История семьи в истории войны» 2014-2016гг.

План :

1. Составление генеалогического древа – родословной семьи и выяснение кто соприкасался с войной.

2. Написание истории семьи и рода.

3 Описание фактов участия членов семьи в боевых действиях или тылу, партизанском движении.

4 Влияние войны на семью (награды, приказы, письма, похоронки).

5. Защита своей работы перед членами учебного объединения, учащимися на уроках, создание презентации, представление лучших работ в школьных и районных конференциях и т.д.


gastroguru © 2017