Средства и методы педагогического воздействия на личность. Цели образования и воспитания. Классификация и характеристика современных методов стимулирования

Средством педагогического воздействия может быть все что угодно. Основные средства таковы:

● педагогическая беседа;

● педагогический прием;

● поощрение и наказание;

● деятельность

● искусство;

● коллектив;

● живое общение.

Педагогическая беседа - это, по выражению Макаренко, «самое кустарное» средство педагогического воздействия. Действительно, беседа, когда воспитанник заранее знает, что его сейчас будут «воспитывать», как правило, оказывается неэффективной. Исключение составляют те редкие случаи, когда есть возможность обращаться к сознанию «пациента».

Педагогических приемов существует множество. Я назову некоторые наиболее употребительные.

«Зеркало» - показ человеку его самого в другом человеке. Может быть спонтанным или специально организованным. Может быть показом или рассказом.

«Косвенный вопрос». Это не воспитательный, а диагностический прием. Это такой вопрос, ответ на который интересует педагога не своим содержанием, а какой-нибудь косвенной чертой, благодаря которой можно узнать то, что нужно.

Например, вы спрашиваете: «Кого из ваших знакомых вы считаете очень добрым человеком? Расскажите какой-нибудь случай проявления его доброты».

Если «пациент» начинает рассказывать о добром поступке своего знакомого по отношению к нему, - это человек с преобладанием эгоистической жизненной установки; если же о поступке по отношению к другому человеку, - наоборот, альтруистической установки.

Косвенные вопросы применяются при кратковременном общении, так как при длительном они не нужны, суть «болезни» в этом случае нетрудно узнать с помощью простого наблюдения.

«Поддавки». Применяется в споре с эмоциональными, темпераментными, импульсивными людьми, которых вам необходимо убедить в своей правоте.

Известно, что если прямо противоречить человеку, то он в результате еще больше укрепляется в своей точке зрения. Прием же «поддавки» заключается в том, что вы соглашаетесь абсолютно со всем, что говорит ваш оппонент, более того, продолжаете развивать его мысль, доводя ее до крайности, до абсурда, после чего, как правило, у него возникает желание опровергнуть вас, и он незаметно для себя начинает противоречить вам, т. е. себе. Тогда вы начинаете с ним спорить и спорите до тех пор, пока не убедитесь, что он окончательно укрепился на той позиции, которая вас устраивает. Как только вы этого достигли, следует немедленно изменить тему разговора или каким угодно другим способом прекратить спор.

«Перемена климата», или прием контраста. Основан на правиле контрастов. Это один из способов расположить человека, с которым вы общаетесь, к себе. Заключается он в том, что вы начинаете разговор резко, с нажимом, даже грубовато, а затем максимально стремительно, без перехода «перепрыгиваете» в мягкий, доброжелательный, корректный тон. В соответствии с правилом контрастов такой тон в сравнении с началом разговора воспринимается вашим визави как особо доброжелательный, чего бы не произошло, если бы вы прямо начали с него.


Применяется часто к людям, которые к вам настроены враждебно, или к тем, которые привыкли к тому, что вы к ним добры, и уже не воспринимают этого.

«Самобичевание». Это частный случай приема «зеркало». То же, что там, только рассказ идет не о другом, а о себе.

«Демьянова уха». Один из самых распространенных приемов. Заключается в том, что человеку насильно навязывают то, от чего хотят его отучить. Например, если будете заставлять вашего сына играть в футбол каждый день, то вы сможете отучить его от этого.

Предложение роли. Об этом говорилось уже неоднократно. Этот прием наиболее эффективный и универсальный.

Поощрение и наказание, этому средству был посвящен раздел «Элементарные методы формирования поведения».

Игра. Игру можно применять для: а) перемены ролей, б) осознания ролей, в) поднятия эмоционального тонуса, г) смягчения жесткости других средств, д) развития навыков общения, е) развития элементарных этических навыков.

Деятельность. Деятельность воспитывает не всегда, а только тогда, когда человек осознает цель этой деятельности, когда эта цель истинная и когда он имеет возможность совершенствоваться в этой деятельности. Деятельность ради деятельности, деятельность бесцельная не воспитывает, а развращает.

Искусство. Искусство воспитывает тогда, когда оно побуждает к познанию мира и жизни и когда оно нравственно. Нравственное искусство - это не то искусство, где вообще не показывают насилия, убийства, разврата и т. п. Важно, не что показывают, а как показывают, как автор относится к показываемому.

Немаловажно и умение человека воспринимать искусство. Выготский пишет, что маленький ребенок не сознает то, что с ним происходит, а переживает это, т. е. не извлекает из того, что видит, никакой информации, не делает никаких выводов, а потому повторяет по многу раз одни и те же ошибки. Такой тип восприятия Выготский назвал «детским примитивизмом».

Следует также решительно не рекомендовать детям всякое искусство, где насилие, жестокость выступают под привлекательным видом смелости, ловкости, находчивости и т. п. (фильмы типа «Приключений неуловимых», книжки типа «Всадника без головы» и т. п.).

Труд. Многие, к сожалению, до сих пор убеждены, что любой труд воспитывает и что ребенок должен любить всякий труд. На самом же деле воспитывает только добровольный, осознанный труд; к принудительному труду ребенок может испытывать только отвращение.

Коллектив. Этому средству был посвящен специальный раздел.

Живое общение. Самое эффективное средство воспитания. Именно в живом общений легче всего применять различные педагогические приемы. Живое общение позволяет воспитателю иметь технологическую свободу, недоступную ему в условиях специально организованного воспитательного процесса.

Конечно; педагог-профессионал должен владеть всеми средствами воспитания, но, к сожалению, в условиях нашей школы средства воспитания, имеющиеся в распоряжений педагога, очень ограничены.

Основное же в понимании сущности цели и средств воспитания состоит в том, чтобы не принимать средство за цель, не «обожествлять» отдельное средство, как это еще часто, к сожалению, бывает.

Реализацию целей воспитания и образования называют педагогическим процессом . Систему воспитательных и образовательных средств, характеризующих совместную деятельность педагогов и учащихся, именуютметодом воспитания либо методом обучения . Разделение средств и методов на воспитательные и образовательные весьма условно, а порой даже искусственно, поэтому будем пользоваться в дальнейшем универсальными понятиями "средства воздействия на личность" и "методы воздействия на личность".

Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как минимум, пять групп методов воздействия на личность :

1. убеждение;

2. упражнения и приучения;

3. обучение;

4. стимулирование;

5. контроль и оценка.

Метод воздействия на личность - это система педагогических приемов, позволяющих решать те или иные педагогические задачи.

Еще одно важное понятие в этом ряду - форма организации педагогического воздействия. Выделяют следующие наиболее важные формы организации педагогического воздействия :

1. учебный процесс;

2. внеаудиторная работа;

3. семейное воспитание;

4. воспитательная деятельность молодежных организаций;

5. воспитательная деятельность учреждений культуры, искусства и средств массовой информации (в той мере, в какой она доступна).

Рассмотрим названные выше методы воздействия на личность .

Убеждение - это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от направленности педагогического воздействия убеждение может выступать как доказательство, как внушение, или как их комбинация. Важнейшую роль в убеждении с помощью слова играют такие приемы как беседа, лекция, диспут. Эффективность методов убеждения зависит от соблюдения целого ряда педагогических требований, наиболее важные из них:

2. Опора на жизненный опыт воспитанников.

3. Искренность, конкретность и доступность убеждения.

4. Сочетание убеждения и практического приучения.

5. Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Упражнение и приучение

Упражнение - это планомерно организованное выполнение воспитанниками различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности.Приучение - это организация планомерного и регулярного выполнения воспитанниками определенных действий в целях формирования хороших привычек.

Упражнение (приучение) как метод педагогического воздействия применяется для решения самых разнообразных задач гражданского, нравственного, физического и эстетического восприятия и развития. Без систематического применения разумно поставленных упражнений нельзя добиться действенности воспитательной работы. В практике воспитательной работы применяются в основном три типа упражнений:

1. упражнения в полезной деятельности;

2. режимные упражнения;

3. специальные упражнения.

Обучение

Методы обучения подразделяют по доминирующим средствам на:

Словесные,

Наглядные;

Практические.

Их классифицируют также в зависимости от основных дидактических задач на:

1. методы приобретения новых знаний;

2. методы формирования умений, навыков и применения знаний на практике;

3. методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

Эту классификацию дополняют методами закрепления изучаемого материала и методами самостоятельной работы учащихся.

Кроме того , все многообразие методов обучения подразделяют натри основных группы :

1. методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

2. методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

3. методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Наиболее оптимальной представляется классификация методов обучения, в которой за основу берется характер учебно-познавательной деятельности (или способ усвоения) обучаемых в усвоении ими изучаемого материала. Эта классификация включает в себя пять методов:

1. объяснительно-иллюстративный метод (лекция, рассказ, работа с литературой и т. п.);

2. репродуктивный метод;

3. метод проблемного изложения;

4. частично-поисковый (или эвристический) метод;

5. исследовательский метод.

Проблемная ситуация - это психическое состояние интеллектуального затруднения, вызванное, с одной стороны, острым желанием решить проблему, а с другой - невозможностью это сделать при помощи наличного запаса знаний или с помощью знакомых способов действия, и создающее потребность в приобретении новых знаний или поиске новых способов действий.

Средства и методы педагогического воздействия на личность

Технологическая схема педагогического процесса выглядит примерно так. Прежде всего педагог убеждает воспитуемого (учаще­гося) в важности и целесообразности решения конкретной задачи, затем он должен научить учащегося, т. е. добиться усвоения им опре­деленной суммы знаний, необходимых для решения поставленной задачи. На следующем этапе необходимо сформулировать у учаще­гося умения и навыки. На всех этих этапах полезно постоянно стиму­лировать прилежание обучаемых, контролировать и оценивать эта­пы и итоги работы.

Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как минимум, пять групп методов воздействия на личность:

1. убеждение;

2. упражнения и приучения;

3. обучение;

4. стимулирование;

5. контроль и оценка.

Следует также заметить, что в российской и мировой педагогике существует проблема методов воздействия на личность, поскольку нет единства взглядов на их отбор, количество, номенкла­туру и основания, по которым их следует классифицировать.

Выделяют следующие наиболее важ­ные формы организации педагогического воздействия:

1) учебный процесс;

2) внеаудиторная, внеклассная работа;

3) семейное воспитание;

4) воспитательная деятельность детских и молодежных орга­низаций;

5) воспитательная деятельность учреждений культуры, ис­кусства и средств массовой информации (в той мере, в какой она до­ступна воспитанникам).

1. Убеждение.

Убеждение - это разностороннее воздействие на разум, чув­ства и волю человека с целью формирования у него желаемых ка­честв. В зависимости от направленности педагогического воздейст­вия убеждение может выступать как доказательство, как внушение, или как их комбинация. Если мы хотим убедить учащегося в истин­ности какого-то научного положения, то мы обращаемся к его разу­му, если же мы хотим воспитать любовь к Родине, к матери, то необходимо обратиться к чувствам воспитанника. В этом случае убеждение вы­ступает как внушение.

Важнейшую роль в убеждении с помощью слова играют такие приемы как беседа, лекция, диспут.

Беседа. Главная функция беседы - привлечь самих учащихся к оценке событий, поступков, явлений жизни и на этой основе сфор­мировать у них желаемое отношение к окружающей действительно­сти, к своим гражданским и нравственным обязанностям.

Лекция. Лекция - это развернутое, продолжительное и сис­тематическое изложение сущности той или иной учебной, научной, воспитательной или иной проблемы. Основа лекции - теоретичес­кое обобщение, а конкретные факты, составляющие основу беседы, в лекции служат лишь иллюстрацией или исходным отправным моментом.

Учащиеся особенно чутко откликаются на яркий, самостоя­тельный стиль мышления лектора, на его умение отделить факт от мышления о факте, выразить свое личное отношение к материалу темы. Лекция должна быть школой мышления для учащегося. Толь­ко тогда знания приобретают личностный смысл, становятся не пас­сивным компонентом умственного багажа, а руководством к дейст­вию. Убедительность доказательств и аргументов, обоснованность выводов, четкая личная позиция, а самое главное психологический контакт с аудиторией от начала до конца - вот главное слагаемое ус­пеха лекции.

Диспут. Столкновение мнений с целью формирования сужде­ний и оценок, которое отличает диспут от беседы и лекции как нель­зя лучше отвечает обостренной потребности подростков и молодых людей в самоутверждении, стремлению искать смысл в жизни, ни­чего не принимать на веру, обо всем судить по самым максималист­ским меркам. Диспут учит умению защищать свои взгляды, убеж­дать в них других людей и в то же время требует мужества отказать­ся от ложной точки зрения. Диспут еще ценен тем, что знания, добытые в ходе столкнове­ния мнений, отличаются высокой мерой обобщенности, глубиной, прочностью и сознательностью усвоения.

Диспут требует от педагога тщательной подготовки. Крайне важно, чтобы вопросы, которые выносятся на обсуждение, содержа­ли значимую для учащихся проблему и по-настоящему волновали их. В то же время диспут - это смотр всех педагогических качеств пе­дагога и его педагогической квалификации.

По мнению А. С. Макаренко, педагогу на диспуте надо уметь сказать так, чтобы воспитанники почувствовали в его слове его волю, культуру, личность. Настоящий педагог не торопится отвергать ошибочные суждения, не позволит себе грубо вмешиваться в спор, безапелляционно навязывать свою точку зрения. Он должен быть деликатным и терпеливым, невозмутимым и ироничным. Совершен­но недопустима позиция умолчания и запрета.

Молодые педагоги часто спрашивают, насколько можно отпу­скать педагогические «вожжи», и в чем, собственно, заключается пе­дагогическое руководство диспутом? «Вожжи» можно отпускать совсем, нельзя выпускать из рук «компас». Главная задача педагога на диспуте - следить за правильностью критериев оценок и сужде­ний. Если критерии верны, то какие бы штормы не носили корабль диспута, он выйдет на правильный курс. Роль педагога на диспуте - продолжая сравнение - быть штурманом, а вести корабль должны попеременно молодые капитаны.

Пример как метод педагогического воздействия основывается на стремлении воспитанников к подражанию, однако его психолого-педагогический эффект не ограничивается стимулированием их приспособительной деятельности. Давно известно, что слова учат, а примеры влекут.

При всех своих достоинствах и возможностях слово не имеет того влияния, которое оказывают живые конкретные примеры жи­вых конкретных людей во всем богатстве их отношений.

Примерами достойного подражания могут быть старшие бра­тья и сестры, мать и отец, дедушка и бабушка, товарищи по учебе, деятели науки и культуры, выдающиеся актеры и спортсмены, государственные деятели и литературные герои.

Педагогические требования к применению методов убеждения.

Эффективность методов убеждения зависит от соблюдения целого ря­да педагогических требований. Рассмотрим наиболее важные из них.

2. Опора на жизненный опыт воспитанников.

Слово педагога приобретает конкретный смысл, если оно заде­вает личный опыт воспитанников.

3. Искренность, конкретность и доступность убеждения.

4. Сочетание убеждения и практического приучения. Наибольшие успехи воспитания достигаются тогда, когда сло­весное воздействие сочетается с организацией разнообразной прак­тической деятельности.

5. Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитан­ников

2. Упражнение и приучение.

Упражнение - это планомерно организованное выполнение воспи­танниками различных действий, практических дел с целью форми­рования и развития их личности.

Приучение - это организация планомерного и регулярного вы­полнения воспитанниками определенных действий в целях форми­рования хороших привычек. Или, говоря по другому: приучение - это упражнение с целью выработки хороших привычек.

В практике воспитательной рабо­ты применяются в основном три типа убеждений:

1) упражнения в полезной деятельности;

2) режимные упражнения;

3) специальные упражнения.

Упражнения в разнообразной полезной деятельности имеют целью выработать привычки в труде, в общении воспитанников со старшими и друг с другом. Главное в этом виде упражнений состоит в том, чтобы его польза осознавалась воспитанником, чтобы он, ис­пытывая радость и удовлетворение от результата, привыкал само­утверждаться в труде и через труд.

Режимные упражнения - это такие упражнения, главный пе­дагогический эффект от применения которых дает не результат, а хорошо организованный процесс - режим. Соблюдение оптимально­го режима в семье и учебном заведении приводит к синхронизации психо-физиологических реакций организма с внешними требовани­ями, что благотворно сказывается на здоровье, физических и интел­лектуальных возможностях воспитанника и, как следствие, на ре­зультатах его деятельности.

Специальные упражнения - это упражнения тренировочного характера, имеющие целью выработку и закрепление умения и на­выков.

В учебном процессе все упражнения - специальные, а в воспи­тательной работе - это приучение к выполнению элементарных пра­вил поведения, связанных с внешней культурой.

3. Обучение

Подразделяют методы по доминирующим средствам на сло­весные, наглядные и практические.

Все многообразие методов обучения подразделяют на три основных группы: 1) методы организации и осуществления учеб­но-познавательной деятельности; 2) методы стимулирования и мо­тивации учебно-познавательной деятельности; 3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной дея­тельности.

Наиболее оптимальной представляется классификация мето­дов обучения, предложенная И. Я. Лернером и М. Н. Скаткиным, в которой за основу берется характер учебно-познавательной деятель­ности (или способ усвоения) обучаемых в усвоении ими изучаемого материала. Эта классификация включает в себя пять методов:

1) объяснительно-иллюстративный метод (лекция, рассказ, работа с литературой и т. п.);

2) репродуктивный метод;

3) метод проблемного изложения;

4) частично-поисковый (или эвристический) метод;

5) исследовательский метод.

Указанные методы подразделяются на две группы: 1) репро­дуктивную (1 и 2 методы), при которой учащийся усваивает готовые знания и репродуцирует (воспроизводит) уже известные ему спосо­бы деятельности; 2) продуктивную (4 и 5 методы) отличающуюся тем, что учащийся добывает (субъективно) новые знания в резуль­тате творческой деятельности. Проблемное изложение занимает промежуточное положение, так как оно в равной мере предполагает как усвоение готовой информации, так и элементы творческой дея­тельности. Репродуктивные методы обучения

Объяснительно-иллюстративный метод.

Он состоит в том, что обучающий сообща­ет готовую информацию разными средствами, а обучаемые воспри­нимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию.

Репродуктивный метод. Для приобретения навыков и умений через систему заданий организуется деятельность обучаемых по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и пока­занных способов деятельности. Педагог дает задания, а обучающий­ся их выполняет - решают сходные задачи, составляют планы, воспроизводят химический и физический опыты и т. д.

Оба охарактеризованных метода обогащают учащихся знани­ями, навыками и умениями, формируют у них основные мыслитель­ные операции (анализ, синтез, абстрагирование и т. д.), но не гаранти­руют развития творческих способностей, не позволяют планомерно и целенаправленно их формировать. Эта цель достигается продук­тивными методами.

Продуктивные методы обучения.

Условием функционирования продуктивных методов являет­ся наличие проблемы.

Учебная проблема - это поисковая задача, для ре­шения которой обучаемому необходимы новые знания, и в процессе решения которой эти знания должны быть усвоены.

В разрешении учебной проблемы можно выделить четыре главных стадии:

1) создание проблемной ситуации;

2) анализ проблемной ситуации, формулировка проблемы и представление ее в виде одной или нескольких проблемных задач;

3) решение проблемных задач (задачи) путем выдвижения ги­потез и последовательной их проверки;

4) проверка решения проблемы.

Роль педагога и учащихся на четырех стадиях решения учебной проблемы может быть различной: если все четыре стадии выполняет педагог, то это проблемное изложение. Если все четыре стадии выполняет учащийся, то это исследователь­ский метод. Если какие-то стадии выполняются педагогом, а какие-то учащимися, то имеет место частично-поисковый метод.

4. Методы стимулирования.

Стимулировать - значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию.

Соревнование. Стремление к первенству, приоритету, само­утверждение свойственно всем людям, но особенно молодежи. Соревнование в учебных заведениях сродни лучшим образцам со­перничества спортивного. Главная задача педагога - не дать сорев­нованию выродиться в жесткую конкуренцию и в стремление к пер­венству любой ценой.

Поощрение. Чувство удовлетворения, которое испытывает поощренный воспитанник, вызывает у него прилив сил, подъем энергии, уверенность в своих силах и, как след­ствие, сопровождается высокой старательностью и результативнос­тью. Но самый главный эффект от поощрения - возникновение ост­рого желания вести себя так и действовать таким образом, чтобы ис­пытывать это состояние психического комфорта как можно чаще.

В то же время поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малей­ший успех. Предметом особой заботы педагога должно быть недопу­щение раздела воспитанников на захваленных и обойденных внима­нием.

Наказание. Наказание - один из самых старейших методов воспитания.

Наказание корректирует поведение воспитанника, заставля­ет его задуматься, где и в чем он поступил неправильно, вызывает чувство неудовлетворенности, стыда, дискомфорта. Наказание - это самоутверждение наоборот, которое порождает потребность изме­нить свое поведение, а при планировании будущей деятельности - чувство опасения пережить еще раз комплекс неприятных чувств. Однако наказание не должно причинять воспитаннику ни морально­го унижения, ни физического страдания. Педагогические требования к применению мер наказания следующие:

1) нельзя наказывать за неумышленные поступки;

2) нельзя наказывать наспех, без достаточных оснований, по подозрению: лучше простить десять виновных, чем наказать одного невинного;

3) сочетать наказание с убеждением и другими методами вос­питания;

4) строго соблюдать педагогический такт;

5) опора на понимание и поддержку общественного мнения;

6) учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитан­ников.

Средства и методы педагогического воздействия на личность Технологическая схема педагогического процесса выглядит примерно так. Прежде всего педагог убеждает воспитуемого (учаще­гося) в важности и целесообразности решения конкретной задачи, затем
  1. Методы убеждения
  2. Методы организации жизни и деятельности
  3. Стимулирующие (оценочные) методы
  4. Приемы педагогического воздействия

14.1. В арсенале педагогической науки существуют термины «педагогическое взаимодействие» и «педагогическое воздействие».

Взаимодействие – это согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы и задачи, суть его – сотрудничество взрослого и ребенка в учебно-воспитательном процессе.

Педагогическое взаимодействие, сотрудничество выполняют развивающую роль для каждого участника. С одной стороны, педагог помогает детям в их развитии (умственном, нравственном, эмоциональном, физическом и т.п.), а с другой стороны, дети стимулируют самосовершенствование педагога в его профессионально-педагогических и общечеловеческих качествах.

Педагог, осуществляя педагогическое взаимодействие, должен осознать его суть, цели, принципы и содержание, которое реализуется в разнообразных формах воспитательной деятельности, выбрать способы, с помощью которых можно решить поставленные педагогические задачи. Для этого ему необходимо владеть всем арсеналом методов, приемов, средств педагогического воздействия.

Выделяют три основные группы методов воспитательного воздействия: 1) методы убеждения; 2) методы организации жизни и деятельности учащихся; 3) стимулирующие (оценочные) методы.

Методы убеждения , прежде всего, направлены на рациональную сферу формирующегося отношения. Убеждение – это процесс логического обоснования какого-либо суждения или умозаключения, оно предполагает наличие содержательной информации в сообщении педагога и осознанное отношение к ней воспитанника, воспринимающего информацию. Основное назначение методов убеждения – убедить учащихся в объективности, истинности, в жизненной необходимости овладения общественно ценными идеями, взглядами, нормами поведения, критериями оценки окружающего мира.

Разумеется, убеждение как метод воспитания надо рассматривать в единстве со всеми влияниями среды, которые испытывает на себе личность школьника, с его образом жизни, собственным опытом. Убеждающее воздействие призвано лишь помочь учащемуся самостоятельно разобраться и в окружающем мире, и в себе самом.

В науке предлагается следующая классификация методов убеждения [Гликман И.З.]:

Информационно-доказательный метод;

Поисковый метод;

Дискуссионный метод;

Самоубеждение через убеждение других.

Информационно-доказательный метод . Сущность его заключается в том, что педагог сообщает воспитанникам информацию, позволяющую сделать определенные выводы и сформулировать некоторые утверждения. Эти утверждения он стремится обосновать, доказать.

Чтобы сообщаемые сведения воспринимались лучше, он говорит доходчиво, понятно, ясно, показывая взаимосвязь явлений, иллюстрирует высказанные идеи примерами, отделяет главное от второстепенного, дополняет анализ и истолкование трудного материала элементами рассказа.

Наиболее сложной стороной этого метода является доказательство. В доказательстве можно выделить три основные части, которые в логике называются так:

Тезис – это утверждение, которое необходимо обосновать (например, основой общения является взаимное уважение людей);

Аргументы (доводы) – это те факты, теоретические положения или эксперимент, которые позволяют обосновать тезис;

Демонстрация – само рассуждение, которое позволяет связать тезис с аргументами.

Для того чтобы доказательство было убедительным, все его части должны удовлетворять некоторым требованиям.

Тезис должен быть правильным, точно установленным, соответствовать научным знаниям.

Факты , используемые в качестве аргументов, должны быть достоверные (точно установленные), типичные, яркие и убедительные.

Демонстрация – само рассуждение – должна быть логичной.

Хотя при убеждении речь идет о воздействии на область сознания детей, но нельзя при этом не учитывать состояния всей психики ребенка и, в частности, его эмоциональной сферы. Поэтому педагог должен использовать также средства внушения и заражения.

Заражение – это процесс передачи эмоционального состояния при контакте от одного человека к другому. Внушение – это воздействие на психику слушателей при сниженной сознательности и критичности к воспринимаемой информации. Педагог должен завоевать уважение и доверие своих воспитанников. В этом случае они будут слушать слова педагога, учитывать его советы и рекомендации.

Информационно-доказательное воздействие осуществляется в таких формах, как лекция, классный час, "разговор по душам", " круглый стол" и др.

Поисковый метод – это метод убеждения через организацию самостоятельного исследования воспитуемыми жизненных явлений, литературных и других источников информации. Педагог увлекает ребят самостоятельным поиском информации, чтением книг, журналов, организует сбор, систематизацию и оформление материала, помогает его осмыслить. И таким путем способствует усвоению и накоплению ценных сведений и формированию верных убеждений.

Дискуссионный метод представляет собой публичное обсуждение спорного вопроса с целью нахождения путей его решения. Дискуссия интересна и естественна для человека, она помогает ему лучше познать мир, глубже мыслить.

Организованная и направленная педагогом дискуссия превращается в метод формирования убеждений. Она позволяет более глубоко рассматривать и познавать различные жизненные проблемы, развивает способности и суждения, совершенствует интеллект и речь, формирует критичность и помогает развить у школьников всесторонний диалектический подход к явлениям жизни. То, что школьник слышит в высказываниях взрослых, педагогов, что он видит и с чем встречается в собственном опыте, что вычитывает в книге – все это, проверяясь в открытой борьбе мнений, более глубоко, широко, с разных сторон осознается и закрепляется в сознании. Поэтому в методике целенаправленного формирования убеждений дискуссия является необходимой составной частью. Воспитательный эффект ее зависит от тщательной подготовки и методически верного проведения.

Самоубеждение через убеждение других . Смысл этого метода в том, что чем больше убеждаешь других, тем лучше разбираешься в этих идеях сам, и тем прочнее становятся твои собственные убеждения.

При использовании этого метода процесс формирования убеждений принимает своеобразный вид. Во-первых, убеждая своих товарищей, школьник поддерживает, подкрепляет и расширяет ту работу, которую ведет среди них педагог. Во-вторых, убеждая других, он при этом упрочивает собственные убеждения.

Используя метод убеждений, педагог должен учитывать конкретную воспитательную ситуацию, возраст, особенности ребенка, его положение в системе межличностного общения в классе, в кругу друзей, условия воспитания в семье, его жизненный опыт, наличие собственной точки зрения по тому или иному вопросу, и в зависимости от этого строить свою тактику взаимодействия с ребенком.

Рассмотрим возможности применения метода убеждения в разных ситуациях.

1. У ребенка нет точки зрения по какому-либо вопросу. Он не противостоит педагогу. В этом случае необходимо сообщить ему нечто новое, сформировать его мнение. Успех зависит от того, насколько понятны и убедительны будут для воспитанника слова воспитателя.

2. Ребенку уже известна точка зрения на предмет разговора, отличная от точки зрения педагога. Это может быть позиция его товарищей или кого-либо из взрослых. Задача педагога в этом случае заключается в том, чтобы школьник засомневался в этой позиции. Разговор может протекать в таком русле: "Хорошо, попробуем разобраться вместе". Проявляя доброжелательность, терпение, стимулируя собственные размышления, оценки ребенка, проявляя искренний интерес в его анализу событий, поступков, высказываниям, педагог делает ребенка более восприимчивым к своим собственным доводам. При этом он не должен навязывать свое мнение, а подводить воспитанника к своим собственным выводам.

3. Подросток полностью уверен в правоте своих взглядов. В этом случае нужно предложить ему самому обосновать свое мнение, найти убедительные аргументы в его защиту. При этом необходимо внимательно выслушать подростка, стараясь найти наиболее слабые, уязвимые, противоречивые места в его рассуждениях. В этой ситуации задача заключается в том, чтобы ученик увидел, что не все его доводы являются бесспорными. Хотя нельзя рассчитывать, что подросток тут же будет думать по-другому, изменит свое мнение или признает очевидное. Важнее здесь – заронить "зерно сомнений", заставить воспитанника хотя бы в душе сомневаться в некоторых своих позициях. А далее последовательно, методично, проявляя при этом уважение, педагогический такт, стремиться к изменению сознания воспитанника.

4. Налицо открытый конфликт. Все возражения и доводы отвергаются, что называется, с порога. Тут одни слова, какие бы они ни были, не помогут. В этом случае метод убеждения заключается в том, чтобы поставить ребенка в такие ситуации, включить в такую деятельность, дать возможность столкнуться с такими фактами, которые вынужденно заставляют его, даже против собственной воли, задуматься, самостоятельно понять хоть какую-то долю своей неправоты. Вот тогда уже можно призвать на помощь логику, слова и доказательства.

14.2. Методы организации жизни и деятельности учащихся . Они призваны воздействовать на поведенческо-деятельностную сферу формирующегося отношения. Их цель – научить школьника определенным навыкам, умениям и формам поведения от простейших действий до сознательных социальных актов. Этой цели служит богатая палитра методов воспитания, включающих воспитанников в многообразные виды практической деятельности. Охарактеризуем некоторые из них.

Педагогическое требование – это предъявление ребенку в процессе воспитания социокультурной нормы отношения и поведения . Основное назначение требования – вызвать и стимулировать или прекратить и притормозить те или иные действия детей, проявление у них тех или иных нравственных качеств. Можно рассмотреть технологические правила предъявления педагогического требования:

Должно быть педагогически целесообразно, соответствовать действительности и логике событий;

Должно быть позитивным, т.е. вызывать совершенно определенный поступок, а не просто запрещать, тормозить действия воспитанников;

Должно быть индивидуализировано с учетом не только возрастных особенностей детей, но и их социального и культурного уровня развития;

Предъявляться в этичной форме;

Подкрепляться четкой инструктивной программой действий;

Должно быть доведено до логического конца.

По форме предъявления требования могут быть прямыми (предписание, инструкция, приказ, распоряжение, указание...) и косвенные (просьба, совет, намек, рекомендация, подсказка...). При реализации косвенных требований педагогическая позиция является максимально скрытой.

Приучение как метод представляет собой организацию планомерного и регулярного выполнения учащимися определенных действий, превращающихся в привычные формы поведения. Одним из средств метода приучения является режим жизни и деятельности учащихся, другим – нормы и правила культуры поведения, выраженные в обычаях, традициях, правилах этикета...

Упражнение как метод воспитания является логическим продолжением приучения и предполагает многократное повторение, закрепление, упрочение и совершенствование социально ценных и личностно значимых действий и поступков нравственного поведения. Для освоения культурного поведения можно использовать игры, школьные праздники, посещения театров, выставок, экскурсии, походы и др.

Поручение – метод воспитания, дающий возможность школьнику пережить свою ответственность перед группой и обществом и получить опыт и привычки полезной общественной деятельности. Каждый школьник любит отвечать за какое-то дело и чем-то или кем-то руководить. Выполняя поручение, он тренируется в руководстве общественным делом, в ответственности перед своими товарищами, старается проявить ожидаемое от него поведение. Однако многообразная система общественных поручений может быть только там, где налажена многообразная деятельность детей.

Создание воспитывающих ситуаций – метод, предполагающий включение воспитанников в ситуации выбора определенного решения, варианта поведения. Педагогическую ситуацию можно определить как преднамеренно подготовленный воспитателем фрагмент деятельности детей, обеспечивающий возможность такого выбора. Примеры метода воспитывающих ситуаций: различные полезные поручения, акции милосердия и благотворительности, конкурсы, состязания, ситуации нравственного выбора, моральной ответственности, проявления заботы и чуткости, толерантности, доверия и т.д.

14.3. Стимулирующие (оценочные) методы: поощрение и наказание. Их назначение – регулировка через эмоционально-волевую сферу проявляющихся положительных и отрицательных качеств личности воспитанника: стимулирование положительных и торможение отрицательных.

В педагогическом наследии А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, Я.Корчака, В.А. Сухомлинского и других педагогов подробно разработана теория и выработаны педагогические правила и требования к поощрению и наказанию. Вот некоторые из них:

1. Нельзя переоценивать роль поощрения и наказания в воспитательном процессе. В хорошем слаженном детском коллективе можно вообще длительное время обходиться без них.

2. Использование поощрений и наказаний эффективно только в сочетании с методами убеждения и организации жизни и деятельности детей.

3. Ведущим должен быть метод поощрения, вспомогательным – наказания.

4. Поощрения и наказания должны быть индивидуализированными, учитывать возрастные, половые особенности, сложившуюся психолого-педагогическую ситуацию.

Поощрение обладает колоссальной воспитательной силой, поэтому воспитателю необходимо изыскивать все возможности для применения этого метода. Для этого надо, прежде всего, очень внимательно приглядываться к деятельности и поведению детей, стремится найти и отметить у них каждый успех, каждое положительное качество личности.

Виды поощрения: одобрение, похвала, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения.

Требования к поощрению: должно быть справедливым, поскольку каждый поступок требует от воспитанника разных волевых усилий; нужно соблюдать меру; сопровождаться объяснением, что именно достойно поощрения; поощрение должно сочетаться с предъявлением новых требований, способствующих развитию личности.

Противоположный поощрению метод педагогического воздействия – наказание.

Виды наказания: наказание-осуждение, наказание-ограничение, наказание-упражнение, наказание-условность, наказание изменением отношения.

Правила наказания: наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому; при наказании отрицательная оценка должна даваться не ученику вообще, не его личности в целом, даже не его поведению в полном объеме, а конкретному проступку; наказания должны быть лишь за преднамеренные проступки, за сознательное нарушение интересов других людей и общества; за один проступок – одно наказание; если проступков совершено сразу много, то одно наказание за все сразу; наказание не должно унижать человеческое достоинство; если воспитанник наказан, значит, прощен.

Таким образом, наказание – это не репрессия, не ущемление свободы личности, а указание на ошибку, средство ее осознания и исправления.

14.4. Методы педагогического воздействия часто реализуются через систему приемов.

Прием педагогического воздействия – это способ организации определенной педагогической ситуации, при которой на основе соответствующих закономерностей у школьника возникают новые мысли и чувства, побуждающие его к положительным поступкам. Это приемы, корректирующие поведение воспитанника, дополняющие методы воспитания. Для выбора приема необходимо предварительно определить характер и преобладающие мотивы поведения, душевное состояние воспитанника. Воспитатель должен глубоко продумать свои действия, направленные на выражение своего отношения к воспитаннику. Здесь важное значение приобретают не только слова, их содержание, но и интонация, мимика, поза воспитателя.

По существующей классификации насчитывается тридцать приемов педагогического воздействия, которые разделяют на две группы .

1.Созидающие приемы корректируют поведение учащихся на основе положительных чувств и соответственно способствуют развитию положительных качеств личности. К ним относятся: доброта, внимание, просьба, пробуждение гуманных чувств, проявление огорчения, моральная поддержка и укрепление веры в собственные силы, опосредование, организация ситуации успеха, вовлечение в интересную деятельность и др.

2. Тормозящие приемы способствуют преодолению отрицательных проявлений и качеств и представляют собой тормозящее педагогическое действие: ласковый упрек, намек, безразличие или недоверие, ирония, развенчание, проявление возмущения, предупреждение и др.

Рассмотрим такие приемы педагогического воздействия, как обходное движение, показ умений и превосходства педагога, опосредование, фланговый подход, параллельное педагогическое действие.

Прием обходное движение связан с защитой воспитанника от обвинений коллектива. Это происходит в тех случаях, когда педагог силой своего авторитета берет на себя право безоговорочной поддержки воспитанника, совершившего проступок.

Прием показ умений и превосходства педагога бывает необходим, когда педагогу, особенно молодому, требуется утвердить свой авторитет. При знакомстве с детским коллективом молодому педагогу очень важно не растеряться и показать свои знания, умения, особенно в той области, которая вызывает интерес ученической аудитории.

Прием опосредование реализуется за счет использования не прямого указания, а через так называемое промежуточное звено. Таким звеном является поставленное ученику условие, выполнив которое он получает возможность удовлетворить свои потребности, интересы, желания.

Прием фланговый подход заключается в переключении отрицательных действий воспитанника в положительное русло через включение в одобряемую деятельность на основе чувств, которые ранее провоцировали отрицательные поступки.

Прием параллельное педагогическое действие означает косвенное воздействие на воспитанника посредством классного коллектива, когда наказание адресуется не конкретному ученику, а всему классу. Этот прием эффективен при наличии сформированного коллектива.

Реализация описанных приемов требует от педагога акцентирования своего внимания на двух моментах: наличии подходящей ситуации и учете чувств, которые возникают у воспитанника в данной ситуации. Действенность каждого из приемов педагогического воздействия зависит от создания педагогом преднамеренной, новой ситуации. Другая педагогическая обстановка, в отличие от привычной, порождает удивление, производит сильное впечатление на воспитанника, и тем самым достигается эффект воздействия.

Приемы педагогического воздействия базируются на принципах педагогического оптимизма, уважения к воспитаннику, понимания его душевного состояния, раскрытия мотивов и внешних обстоятельств поступков воспитанников, заинтересованности в его судьбе.

Таким образом, мастерство педагогического взаимодействия и воздействия заключается:

В умении воспитателя анализировать жизнь своих воспитанников и педагогические результаты;

В знании методов и приемов педагогического воздействия и умении их использовать в соответствии с педагогической ситуацией;

Во владении воспитателей педагогической техникой, которая включает себя искусство общения с детьми, управление их вниманием, проникновение в их душевное состояние, выразительность чувств педагога, темп педагогических действий.

Иногда удается снять «смысловой барьер» беседой, на­правленной на выяснение причины, которая привела к нарушению контакта и взаимопонимания. В тех случаях, когда «смысловой барьер» основан на легко выяснимом недоразумении, не стал еще устойчивым и не вызывает аффективных переживаний, он, как правило, легко снима­ется уже в самом начале беседы. <...>

Но бывают случаи, когда для преодоления «смысло­вого барьера» нужна длительная и специально органи­зованная беседа. Это требуется тогда, когда «смысловой барьер» уже стал устойчивым, т.е. когда у школьника возникли сильные аффективные переживания, когда для него стало привычным сопротивление воздействиям, иду­щим от взрослых, недоверие к ним. Для того чтобы школьник вообще не уклонился от беседы и слушал то, что ему говорят, по крайней мере, без агрессии, беседу следует начинать тоном, противоположным тому, по отношению, к которому у школьника имеется «смысло­вой барьер».

Если воспитателю удается добиться хотя бы того, что­бы беседа началась, дальше не менее важным является правильное построение беседы. <...>

Такая беседа имеет две задачи. С одной стороны, она направлена на преодоление «смыслового барьера», с дру­гой – она обязательно должна привести к тому, что школьник примет новые цели, которые поставит перед ним воспитатель и которые будут связаны с преодолением отрицательных особенностей личности, свойственных этому ученику.

Для такого результата необходимо, чтобы школьник с самого начала понял и поверил, что цель беседы – помочь ему и что все предложения воспитателя, направленные, например, на то, чтобы повысить успеваемость, улучшить дисциплину, наладить взаимоотношения с товарищами, нужны именно самому ученику, а не воспитателю. Как это ни странно, но школьники, особенно при наличии «смыс­лового барьера», часто думают, что взрослый организует какое-нибудь педагогическое воздействие, предъявляет те или иные требования не для того, чтобы дать возмож­ность школьнику исправить свои ошибки, преодолеть недостатки, а совсем для другого (например, воспитателю нужно провести мероприятие, проявить какие-либо свои качества). Убедить школьника в ошибочности такой точ­ки зрения – одна из задач беседы.

Проводя беседу, надо учитывать также следующее. «Смысловой барьер» приводит к тому, что ученики вслед­ствие потери взаимопонимания с учителем (а нередкой и с родителями) остаются наедине со своими недостатками, поражениями, неудачами. Все это, связываясь с отрица­тельными переживаниями, непрерывно растет в глазах школьника, и постепенно он начинает искренне верить, что он неисправим и что стоящие перед ним трудности непреодолимы. При изучении таких школьников нам по­стоянно приходилось сталкиваться с утверждениями вро­де: «Все равно я не смогу хорошо учиться»; «Я неспособ­ный»; «У меня плохая память»; «Я ленивая, не могу себя заставить работать»; «Я никогда не смогу вести себя хо­рошо, ничего не получится». Поэтому очень важно убе­дить школьника, что все его недостатки можно выпра­вить. Для этого можно доказать ему на примерах, как уда­валось преодолевать такие же или еще более серьезные трудности другим людям.



Наконец, следует учитывать и еще одно обстоятельст­во. С одной стороны, «смысловой барьер» нередко возни­кает у школьников в результате каких-либо их неудач, а с другой стороны, он сам становится источником дальней­ших неудач. Поэтому, как уже было указано, школьники, у которых имеется «смысловой барьер», часто не успевают, нарушают дисциплину, у них плохие отношения с това­рищами и взрослыми. Многие из них привыкают к неус­пехам, мирятся с ними. Для того чтобы тот или иной уче­ник принял новые цели, которые поставил перед ним вос­питатель, у него должна появиться потребность изменить свое положение. Вызвать такую потребность удается раз­ными путями – например, поставить перед школьником вопрос о его перспективах, о его будущем, отнестись со всей строгостью к его настоящему положению, если он к нему относится благодушно, или же подбодрить его и об­надежить, если он подавлен и растерян.

Если в результате беседы у школьника появляется по­требность изменить свое положение, у него возникает эмо­циональное переживание, выражающееся в недовольстве тем, что с ним происходит сейчас, и в положительном от­ношении к возможным изменениям. Наличие этих потреб­ностей и переживаний и обеспечивает принятие школьни­ком поставленных воспитателем новых целей. <...>

После всего сказанного у кого-нибудь из читателей может создаться впечатление, что добиться указанных целей трудно, а иногда и невозможно. Однако, как пока­зывают исследования", многим воспитателям удается достигнуть результата даже в очень сложных случаях. Это можно объяснить тем, что все школьники, у которых имеется хоть какое-либо неблагополучие в учении, во взаимоотношениях с окружающими, как правило, чувст­вуют себя неудовлетворенными, потому что оказываются неудовлетворенными потребности, связанные с основ­ными линиями их жизни. Чем больше неудач, тем хуже у этих детей самочувствие, настроение, тем чаще у них преобладают отрицательные эмоциональные пережива­ния. Таким образом, школьников самих не устраивает их положение. Правда, некоторые из них часто утверждают обратное, они могут бравировать, сознательно вести себя так, чтобы заслужить наказание, делать вид, что у них все в порядке, но все это происходит от бессилия и обиды. Некоторые ученики, как уже говорилось, как бы примиряются с тем положением, в котором они находят­ся, и даже уже не стремятся его изменить. Но и те, и дру­гие чувствуют себя неудовлетворенными, и, как только они поверят в возможность исправить свое положение, многие из них охотно идут на любые предложения вос­питателя.

Итак, в беседе, проведенной указанным образом, вос­питателю часто удается наладить взаимоотношения с детьми, вызвать к себе доверие, снять «смысловой барьер» и добиться того, чтобы школьник принял поставленную перед ним цель, достижение которой поведет его к исправ­лению.

Славина Л.С. Знать ребенка, чтобы вос­питывать. – М.: Знание, 1976. – С.20-33.

gastroguru © 2017