Кто такая горгулья. Горгульи - кто такие и почему такие страшные

Полная энциклопедия мифологических существ. История. Происхождение. Магические свойства Конвей Динна

18. Гаргульи

18. Гаргульи

Задолго до появления мультфильма студии Уолта Диснея «Гаргульи» в видеопрокате и на телевидении гаргульи особенно очаровывали меня. Я никогда не считала их чем-то вроде «призрака под кроватью», для меня они могущественные представители параллельного мира, с которыми хочется познакомиться лично. Множество людей с содроганием смотрят на скульптуры гаргулий, считая их уродливыми, отвратительными существами, которые лучше ставить на высоких крышах, где их видят разве что самые любопытные. Однако маленькие статуэтки гаргулий становятся все более популярными как элемент украшения дома внутри или снаружи.

Гаргульи как украшения зданий обычно ассоциируются с Парижем и другими городами Старого Света, но они встречаются и в некоторых американских городах, например в Нью-Йорке и в районе Миннеаполиса и Сент-Пола. Среди настоящих гаргулий есть изображения древних богов, мифических существ и даже обычных животных. Однако резные изображения древних богов, мифических существ и животных нельзя относить к гаргульям, так как настоящая гаргулья - совершенно иное, легко узнаваемое существо.

Существа, которые мы называем гаргульями, сначала широко распространились в европейском готическом искусстве и в те времена символизировали негативные космические силы. Вполне возможно, что идея резных изображений гаргулий пришла из сверхсознания древних германо-скандинавских культур, так как эти народы понимали, что пугающее и отвратительное не всегда означает «злое» и «демоническое». За короткое время европейские готические гаргульи встали в один ряд со средиземноморскими гротесками, более древними изображениями того же типа существ.

Во время строительства готических соборов на их крыши устанавливали множество скульптурных изображений гаргулий. В эпоху Средневековья строители разделяли древнее поверье, что священные или святые места нужно защищать, окружая их уродливыми, угрожающего вида скульптурами-стражами, или, по крайней мере, поставив одну или несколько на крыше. Эти фигуры будут держать любое злое воздействие под контролем.

Однако православная религия сразу запретила присутствие языческих гаргулий, провозгласив их символами демонов ада. В христианской архитектуре гаргульи никогда не занимали центрального места в здании или в орнаменте. Это место предназначалось для ангелов. Гаргулий же отправляли на края в соответствии с отведенной им христианской религией ролью рабов и слуг дьявола.

Гротески - на самом деле еще одно название существ, подобных гаргульям. Их историю можно проследить с древних культур Среднего Востока. В Древнем Риме их любили и широко использовали, а с XV века о. э. они вновь обрели былую популярность. Название «гротеск» означает «существо из грота» и относится к дохристианским европейским культам отдельных богов или духов природы, которым поклонялись в гротах и пещерах.

Доказательством дохристианского знания о гаргульях можно считать существование маленькой статуи, известной как чудовище-людоед из Нов, департамента Буш-дю-Рон, Франция. Временем ее создания считается III век до о. э. Это существо не напоминает ни одно существующее животное. От его челюстей тянется человеческая рука с браслетом. Его передние лапы сжимают две человеческие головы.

Гаргульи и гротески по сути одно и то же, хотя в архитектуре эти термины используются для обозначения разных видов украшений зданий. Гаргульи в основном воспринимают как всего лишь архитектурный элемент водосточной трубы. На протяжении готического периода эти существа, несущие и направляющие дождь, высекали в виде гротескных монстров и «демонов».

Гротески использовались для украшения и не несли дополнительных функций. Это были изображения древних божеств, сказочных животных и им подобных существ, выглядывающих из-за листвы. Еще одно значение слова «гротеск» - «похожий на грот», возможно, произошедшее от итальянского pittura grottesco (настенные росписи в подземельях). Постепенно это слово приобрело значение «причудливый, фантастический». Грот и крипта по существу являются одним и тем же, имея общее происхождение от греческого слова krupte (укромное место). Таким образом, из этих деталей можно сделать вывод, что гаргульи и гротески являлись одним и тем же видом существ: имеющих фантастическую внешность, часто уродливых, охранявших священные места.

Слово «гаргулья», очевидно, является заимствованием из греческого языка от gargarizein (в англ . gargle - издавать булькающий звук) и латинского gargarizare (издавать булькающий звук) или gurgulio (глотка, труба или трахея). Большинство принимают значение «булькать», относящееся к извержению воды. Но в слове «гаргулья» есть и другой, более точный, скрытый символизм. С помощью глотки или трахеи можно не только «выбрасывать» что-либо, но и втягивать воздух. Маги и мистики всегда утверждали, что обычный воздух наполнен духовной силой, что приносит пользу тем, кто понимает, как заключить ее в себе и воспользоваться ей. Вот ключ к пониманию настоящего назначения гаргулий.

В Европе можно найти несколько старейших примеров установки гаргулий в эпоху христианства. Их много в соборе Нотр Дам де Пари, а также в соборе немецкого города Фрайбург. Существует огромное разнообразие форм этих скульптур: у них могут быть рога, крылья, копыта, клюв, козлиная борода, а иногда даже женская грудь.

Гаргульи собора Нотр Дам де Пари

У некоторых из них перепончатые лапы, и/или плавники, шея других покрыта чешуей или перьями. Их морды похожи на морды летучих мышей с морщинистыми хоботками или рыльцами со слегка приплюснутыми носами, у гаргулий встречаются любые лица гротесков, которые только можно вообразить.

Однако не все гаргульи имеют пугающую внешность. Сейчас приобретает известность репродукция одного из гаргулий собора Нотр Дам де Пари. Этот гаргулья выглядит совершенно как человек. Он сидит на корточках, скрестив большие пальцы ног и обхватив себя руками. Предание об этом маленьком создании гласит, что когда собор строился, Мария Тереза (монахиня из монастыря в Провансе) была недовольна видами гаргулий, водружаемых на его крышу. Она переоделась в мужское платье, отправилась в Париж на место строительства и вырезала маленькое существо, которое назвала Дедо. Затем она поставила его на выступ высокой крыши. На протяжении нескольких веков никто не знал о существовании Дедо до тех пор, пока маленький мальчик не скатился с выступа крыши прямо к нему. Французы любовно называют Дедо «petite gargouille».

Гаргульи до сих пор украшают крыши многих зданий европейских и американских городов. Большинство людей понятия не имеют об этих существах, с высоты обозревающих улицы. Однако гаргульи ощущают присутствие людей. Они могут сидеть на своих местах, передвигаясь лишь ночью и во время грозы, но они определенно обладают жизненной энергией. Как предполагает Стивен Кинг , мы можем не видеть их, но они постоянно за нами наблюдают. Они по-своему живые.

Большинство людей настолько утвердились в навязанном христианской религией и ее учением мнении, что существа с гротескной внешностью являются демонами, что у них врожденная боязнь гаргулий, хотя они могут ничего о них не знать. Нам враждебны даже лица гаргулий, которые выглядят отдаленно добрыми, ведь эти лица вполне могут являться в темноте или в наших снах.

Гаргулий можно условно разделить на несколько категорий, которые иногда могут пересекаться. Существуют «плюющиеся» гаргульи с высунутыми языками. Гаргулий с открытым и слегка наморщенным ртом также можно отнести к этому виду, так как создается впечатление, что в любой момент они могут плюнуть или извергнуть на вас воду. У «грызущих» гаргулий обычно что-нибудь находится во рту - это либо человеческая рука, а иногда и полностью тело человека. Много «присевших» гаргулий - они сидят на корточках, обхватив колени руками или лапами. Существует несколько примеров гаргулий «со скрещенными большими пальцами ног» помимо маленького Дедо.

Дедо

Многие гаргульи имеют крылья, чаще всего поднятые, иногда сложенные. У «рогатых» гаргулий на голове один или два рога. «Сидящие на жердочке» гаргульи выглядят так, словно вот-вот поднимутся в воздух.

Гаргульи не сразу появились в Западном полушарии мира, возможно, они ждали, когда представители западной культуры поверят в них. Так как древнее знание о магии гаргулий было полностью уничтожено, научиться контактировать и взаимодействовать с этими существами не просто. Это долгий и сложный процесс.

Гаргульи, которых сейчас обычно можно увидеть сидящими на крышах зданий, появившись в физическом мире, изначально предпочитали жить среди древних руин или в подземных пещерах. Позже они стали населять высокие здания, например, замки и соборы. Крылатые гаргульи не хлопают крыльями постоянно, как птицы, скорее, они передвигаются скользящими движениями, лишь изредка взмахивая крыльями. Так как все гаргульи владеют телекинезом и могут без усилий перемещаться во времени и пространстве, они способны появляться и исчезать в мгновение ока.

Морские гаргульи обитают в неглубоких водоемах, а их жилища находятся в подводных пещерах. Свои крылья они могут использовать, чтобы «плавать» по водным течениям. Им особенно нравится сидеть в полнолуние на морских утесах. Они так сливаются с тенями, что человеку редко удается их заметить.

Когда гаргулья передает телепатическое и/или вербальное сообщение, его голос звучит как бульканье или журчание. Он может быть «скрипучим» или звучать так, словно доносится из очень глубокого колодца или пещеры.

Если к гаргулье обратиться неправильным образом или с недостойными намерениями, например, если маг пытается заставить его убить кого-либо, то это существо может рассвирепеть. Это не значит, что гаргульям нельзя поручить свершение справедливого возмездия над злодеями. Однако если мотив несправедлив, то гаргульи могут стать ненадежными обманщиками, бумерангом возвращающими человеку его негативные желания. Благодаря своей магической природе эти существа могут мгновенно определить истинные мотивы, побудившие мага вступить с ними в контакт. Гаргульи часто охраняют двери между измерениями, ведущие в другие миры.

Гаргульи помогают избавиться от мыслей, событий и людей, являющихся причиной упадка и разрушения на всех уровнях жизни. Они создают в нашей жизни катарсис, освобождая нас для лучших вещей. Их сила неоспорима.

Некоторые язычники учатся использовать статуэтки гаргулий как физическое хранилище для своих нормальных, но тревожных и вредных, негативных мыслей. Это делается не для создания вместилища негативной энергии и использования его со злым умыслом, а как безопасный и надежный способ избавиться от отрицательных эмоций. Гаргульи впитывают эту негативную энергию и трансформируют ее в энергию, пригодную для их использования. Конечно, гаргульи не живут в статуях. Статуи - просто символ этих существ, нечто осязаемое между вами и этими существами на астральном уровне.

Иногда магу приходится клин клином вышибать, не обязательно из-за другого мага, а чаще всего из-за последователей других религий. Когда вы сталкиваетесь с такой ситуацией, в которой вам приходится бороться за свою жизнь и жизнь своей семьи, ваше благополучие и право свободного вероисповедания по вашему собственному выбору, обратитесь к гаргульям. Разозленные гаргульи всегда напоминают мне знак, на котором изображен ротвейлер и надпись: «Мы можем привязать его к забору за три секунды. А вы?»

Как и драконы, гаргульи могут быть отличными телохранителями и охранниками жилища.

Гаргульи символизируют мир сверхъестественных явлений и связанного развития жизни и событий. Они могут помочь вам постичь вашу цель в жизни и вашу связь и участие в происходящих в любой определенный момент событиях.

Большинство из нас проживает эту жизнь не для выполнения какой-либо тяжелой миссии, а просто для роста и познания, исправления ошибок и самосовершенствования. Людям гораздо сложнее открыть для себя эти «приземленные» цели, чем увидеть миссию чрезвычайной важности.

Морские гаргульи

Взаимодействие с гаргульями может помочь вам найти и понять потерянные знания и способы их практического применения в повседневной жизни, так как они великолепные, серьезные учителя древних духовных тайн и наук. Однако никогда не пытайтесь с помощью хитрости, манипуляции или уговоров заставить гаргулий сделать для вас что-то, чего они делать не хотят. Раздраженному и разозленному гаргулье всегда удается наказать человека за такое поведение прежде, чем он исчезнет из его жизни, оставив его один на один с проблемами, порожденными им самим.

Психологические характеристики : положительные - тот, кто преследует духовные цели, скрывая свою деятельность от глаз общественности. Отрицательные - человек, использующий «духовные» знания, чтобы контролировать других с помощью страха.

Магические свойства : защита; охрана земли, дома, его обитателей и собственности. Сопровождение и защита во время астральных путешествий, а также медитаций и ритуалов. Изгнание из вашей жизни негативных людей или событий. Развитие сверхспособностей. Изучение прошлых жизней, чтобы понять настоящую. Открытие своей истинной цели в этой жизни. Обретение утраченной связи с древним знанием и учениями.

«Гаргульи» - американский мультсериал студии Walt Disney , который был создан в 1994-1997 (в 1997 году был создан мультсериал «Гаргульи: Хроники Голиафа» уже без участия создателя этого мультсериала - Грега Уаизмена).

Основной сюжет

Сериал повествует о гаргульях - древних существах, живших в Шотландии . Днём - статуи, ночью - воины. Но после предательства их другом им пришлось окаменеть на тысячу лет, а статуи гаргулий отвезти в безопасное место. Гаргульи проснулись в своём замке, который находился на вершине здания трансциональной корпорации Дэвида Занатоса, в Нью-Йорке . Там Гаргульи попались на удочку Занатоса, но вскоре разгадали его личность и «переехали» жить в часовню полицейского участка, в котором работала их друг Элиза Маза.

Комиксы

В 1995 году издательство Марвел выпустило серию комиксов по мотивам мультсериала. Всего вышло 11 выпусков.

Список серий

Перечень героев

Гаргульи

  • Голиаф - вожак гаргулий и главный герой - силен, смел, благороден, упрям, ради своих друзей готов на все. Влюблен в Элизу. На протяжении всего мультфильма развиваются их отношения. В конце второго сезона они открывают друг другу свои взаимные чувства.
  • Гудзон - самый старший из клана гаргулий - опытный воин, некогда бывший вожаком клана, но затем уступивший это место Голиафу, часто дает Голиафу мудрые советы. Не считает людей своими врагами и верит, что горгульи и люди могут мирно сосуществовать, однако для этого нужен правильный подход.
  • Бруклин - заместитель Голиафа.
  • Бродвей - большой и неуклюжий, но очень добрый и благородный.
  • Лексингтон - самый маленький из всего клана, но очень умён и сообразителен, неплохо разбирается в технике. В отличие от других гаргулий не имеет крыльев за спиной, но у него есть летательные перепонки между руками и ногами.
  • Бронкс - пес-гаргулья, хотя со стороны он кажется опасным, на деле он очень дружелюбен и верный друг и защитник.
  • Демона - бывшая возлюбленная Голиафа, но, ослепленная ненавистью к людям, встала на путь зла и когда то пыталась склонить к злу Голиафа. Неоднократно строила козни против Голиафа и его клана. В результате воздействия магии стала получеловеком, днём не каменеет, как остальные гаргульи, а превращается в человека.
  • Камнехлад - один из «старого» клана Голиафа, был разбит людьми, а затем в наше время оживлен Дэвидом Занатосом и Демоной с помощью магии и современных кибернетических технологий, и превращен в полугаргулью-полукиборга, в его душе живут три горгульи: Камнехлад, его любимая и его враг, поэтому у него происходит постоянная смена личностей и он не в состоянии себя контролировать.
  • Файлог - злой клон Голиафа (выглядит как «негатив» Голиафа), созданный на основе его ДНК безумным ученым-биологом Антоном Сивариусом, очень умен, жесток и вероломен, несколько раз вступал в альянс с Демоной для борьбы с кланом Голиафа, и каждый раз её предавал и бросал на произвол судьбы.
  • Анджела - одна из главных героинь сериала, которая появляется впервые во 2-м сезоне. Дочь Голиафа и Демоны, Голиаф встретил её в своем путешествии на Авалон. Анджела внешне похожа на Демону, но имеет чёрные волосы, как у Голиафа. Долгое время пыталась добиться признания у Голиафа, что является его дочерью, так как тот отрицал это, следуя традициям своего клана, где дети считаются общим достоянием клана.

Друзья

  • Элиза Маза - детектив полиции, главный друг гаргулий, не раз помогавшая им. Она влюблена в Голиафа. В серии Сезон Охоты. часть 2, она мягко об этом намекнула: «Вообще - то есть, но мы никогда не будем вместе…». Имеет индейские корни со стороны отца и афро-американские по матери.
  • Дерек Маза - полицейский, младший брат Элизы Маза, уйдя из полиции, стал работать на Дэвида Занатоса, но вследствие несчастного случая получил дозу мутагена Севариуса и стал мутантом, после чего назвался Когтем .
  • Мэтт Блустон - детектив полиции, напарник Элизы Мазы, впоследствии также друг гаргулий.
  • Джеффри Роббинс - слепой писатель, во 2 сезоне становится другом Гудзона
  • Артур Пендрагон - спящий король Британии, который вновь пришёл в себя, чтобы спасти Авалон и остановить Архимага. Изначально был соперником Макбета, однако впоследствии они стали друзьями.
  • Кулак - молчаливый мутант из клана Когтя (Дерека Мазы), не разговаривает после превращения.

Враги

  • Волк - участник «стаи», впоследствии мутант-доброволец, в серии «Вендетта» оказалось, что он потомок Хакона.
  • Шакал и Гиена - брат и сестра, участники «стаи», впоследствии киборги-добровольцы.
  • Охотники - клан убийц, которые уже тысячу лет охотятся за Демоной и вообще за гаргульями.
  • Антон Севариус - безумный учёный-биолог, одержимый идеей клонировать гаргулий, что впоследствии ему удаётся (Файлог и другие), также создал отряд мутантов, который впоследствии возглавил Коготь (Дерек Маза).
  • Каменотесы - организация, созданная для уничтожения гаргулий.
  • Архимаг - могущественный чародей, который веками жаждал власти. Ненавидит гаргулий и их союзников.
  • Дракон - глава криминальной группировки, занимающейся разбоем и «крышеванием» на улицах Нью-Йорка. Личный враг Элизы.

Бывшие враги

  • Дэвид Занатос - промышленник-миллионер, который вывез гаргулий из Шотландии вместе с их замком и перевез в Нью-Йорк, использовал гаргулий в своих корыстных целях, после чего те ушли от него. Впоследствии неоднократно вступал в различные стычки с гаргульями, но после того, как те спасли его сына, стал их надежным другом.
  • Лиса - бывшая участница «стаи», впоследствии жена Дэвида Занатоса.
  • Макбет - бессмертный воин, заклятый враг Демоны, однако связанный с ней магическим заклятием и поэтому бессмертный, убить одного из них может лишь другой, но при этом погибнет сам.
  • Динго - бывший участник «стаи». Из подарков Занатоса выбрал Кибер-костюм. Уехал в Австралию. Там помог остановить нано-оружие, грозящее уничтожить все, но после то объединилось с ним в виде нового костюма и решило также побеждать с Динго зло.
  • Пак - дитя Оберона, эльф и могущественный волшебник, в то же время несерьёзный озорник и любит устраивать испытания главным героям, как часть своего развлечения. Когда был запечатан в зеркале и освобождён Демоной, намеренно искажал смысл её приказов, сея вокруг хаос. Позже из-за своего поведения был наказан Обероном, лишился большей части своей магии и был обязан служить Занатосу и учить магии его сына.
  • Оберон - всемогущий эльф, правитель Авалона, ему подчиняются все известные демоны и боги, в том числе Анубис или Тор. Изначально хотел изгнать гаргулий из Авалона, так как формально эти земли принадлежат ему, впоследствии позволяет им там остаться, позже намеревается отобрать силой ребёнка Занатоса, но терпит поражение благодаря продвинутым технологиям Занатоса и впоследствии оставляет право за Паком воспитывать ребёнка в Манхэттене.
  • Дэвид Занатос в сериале имеет аналогию с персонажем комиксов Marvel - Тони Старком, поскольку также в некоторых эпизодах использует металлическую броню (чаще всего - доспех гаргульи).
  • Другой персонаж - Шакал - после своей кибернетизации имеет общие черты с Циклопом из серии X-Men: Age of Apocalypse .
  • Демона же отчасти напоминает Мистику .
  • Несколько эпизодов в сериале происходят в разных временных линиях. Таким образом, герои отправляются в прошлое, чтобы повлиять на настоящее, иначе настоящее перестанет существовать. Это противоречит общей тенденции о представлениях, связанных с путешествиями во времени.
  • Голем из одноимённого эпизода очень похож на робота Нимрода из мультсериала «Люди-Икс» .
  • Безымянная каменная Гаргулья, показанная в начале первой серии первого сезона, стоящая рядом с Бруклином, возможно удалённый персонаж, от которого отказались во время производства второй серии, также возможно, что это один из вариантов изначального облика одного из персонажей или просто гаргулья, которую случайно или намеренно показали для интереса.
  • В одной из серий на маскараде Элиза Маза носит платье Белль из мультфильма

Кратко о статье: Уродливые фигуры, сидящие на карнизах соборов. Зловещие тени, прячущиеся в глубине церковных хоров. Жутковатые обитатели средневековых бестиариев. Европейская церковная архитектура 12-15 веков породила немало странных существ, внешний вид которых говорит о нездоровой, но, бесспорно, щедрой фантазии древних зодчих. Эти каменные, металлические и деревянные чудовища являются теми немногими представителями средневекового зверинца несуществующих монстров, которые могут быть с полным правом названы “готическими”...

Ужас, застывший в камне

Монстры средневековой готики

По своему многообразию мир фантастических существ должен был бы превосходить реальный, ведь фантастическое чудовище - всего лишь комбинация элементов, встречающихся у живых существ, а количество таких комбинаций практически бесконечно. Мы могли бы произвести на свет бесчисленное множество существ, созданных из рыб, птиц и рептилий. Нас ограничивали бы только два чувства - пресыщение и отвращение. Общее число чудовищ велико, но подействовать на воображение могут совсем немногие. Фауна людской фантазии гораздо беднее фауны Божьего мира.

Х. Л. Борхес. “Книга вымышленных существ”

Уродливые фигуры, сидящие на карнизах соборов. Зловещие тени, прячущиеся в глубине церковных хоров. Жутковатые обитатели средневековых бестиариев. Европейская церковная архитектура 12-15 веков породила немало странных существ, внешний вид которых говорит о нездоровой, но, бесспорно, щедрой фантазии древних зодчих. Эти каменные, металлические и деревянные чудовища являются теми немногими представителями средневекового зверинца несуществующих монстров, которые могут быть с полным правом названы “готическими”.

В наши дни слово “готика” обычно ассоциируется либо с мрачными молодыми людьми в черной одежде, регулярно посещающими старые кладбища и наизусть цитирующими Эдгара По, либо с этими же самыми ребятами, стоящими на сцене какого-нибудь подвального рок-клуба и угощающими своих слушателей смесью из кантат Баха и “сумбура вместо музыки”. Следует ли говорить, что подобные представления о “готике”, мягко говоря, неверны?

Термин “готика” (от итал. gotico - “готский ”) образован от названия германского племени готов. Он был введен в обиход итальянскими гуманистами эпохи Возрождения и использовался последними для уничижительного обозначения всего средневекового искусства, считавшегося в то время “варварским”.

Готический стиль развивался на основе католической церкви, а потому был культовым по своему назначению и религиозным по тематике. Готика напрямую соотносилась с вечностью (с высшими, иррациональными силами), устанавливая безраздельное господство архитектуры в системе искусств. Скульптура и живопись (представленная преимущественно витражами) служили лишь прикладным средством реализации архитектурных идей. Мощная энергетика готических соборов - огромных, величественных, устремленных к небу - и по сей день оказывает сильнейшее эмоциональное воздействие на людей. Важнейшую роль в создании такой грозной атмосферы играют готические монстры - существа далеко не ангельского вида, которые, как ни странно, вполне гармонично вписываются в общество святых и великомучеников, составляющих роскошный церковный интерьер.

Химера и ее родня

Наиболее популярными готическими монстрами являются горгульи (франц. gargouille, англ. gargoyle - от позднелатинского gargulio - глотка) и химера. Их часто путают, называя горгулий химерами и наоборот. Различие между ними весьма условно, однако оно скрывает в себе некоторые весьма любопытные секреты происхождения этих классических представителей готического бестиария.

Прежде всего, следует оговориться, что под “химерой” в данном контексте подразумевается не легендарное чудовище из древнегреческой мифологии, а скорее общеизвестный принцип создания фантастических существ путем соединения частей тела каких-либо непохожих друг на друга животных в одно целое. Впервые этот принцип был применен именно в мифологии. Самое известное упоминание о Химере содержится в шестой песне “Илиады”. Там описывается огнедышащее существо - дочь Ехидны и Тифона, имевшее туловище козы, хвост змеи, а переднюю часть, как у льва. По предначертанию богов Химера была убита красавцем Беллерофонтом, сыном Главка.

“Теогония” Гесиода говорит о наличии у Химеры не одной, а целых трех голов. Именно в таком виде она была запечатлена на знаменитом этрусском изваянии из Ареццо (IV век): посередине хребта у нее находится козья голова, с одной стороны туловища - змеиная, а на другой - львиная.

Кроме того, о Химере говорится в седьмой песне “Энеиды” Вергилия. Комментатор Сервий Гонорат выдвинул гипотезу, согласно которой “химера” является метафорой, обозначающей одноименный вулкан в Ликии - у его основания живут змеи, на склонах пасутся козы, а наверху горит огонь и, вероятно, имеется логово львов. Плутарх высказывал предположение, что Химера - это имя некоего пирата, на корабле которого (очевидно, имелся в виду борт или паруса) были нарисованы лев, коза и змея.

Готические химеры совершенно непохожи на свой многоликий древнегреческий прототип. Они приобрели всемирную известность благодаря статуям человекообразных фигур с крыльями летучих мышей, козлиными рожками или змеиными головами, лебедиными шеями или орлиными когтями, установленным у подножия башен Собора Парижской Богоматери. Древние греки считали, что Химера вызывает штормы, опасности на земле и на море. Средневековые архитекторы отошли от хтонической сущности этого чудовища, используя химеру в качестве аллегорического воплощения человеческих грехов (падшие души, которым был запрещен вход в церковь и которые были превращены в камень за все свои земные грехи).

В иносказательном смысле слова термин “химера” употребляется для обозначения ложной идеи, пустого вымысла, а также какого-либо фантастического существа-гибрида.

Готическая химера ничем не отличается от горгульи (горгулии) - та же уродливая тварь с телом обезьяны (или человека-горбуна), козлиными рогами, крыльями летучей мыши и т.п. животными частями тел. Для обозначения такого монстра мы чаще всего используем термин “горгулья”, однако отождествлять этих двух чудовищ было бы не совсем верно. С практической точки зрения горгулья представляет собой особый элемент архитектурного дизайна, призванный выполнять не только художественные, но и вполне бытовые функции. Горгульи прикрывают удлиненные водостоки готического собора (либо сами выступают в качестве таковых, выводя осадочную влагу из пасти - вспомним латинскую этимологию слова “горгулья”), благодаря которым дождевая вода льется на землю на определенном расстоянии от фундамента здания и не подмывает его. Иначе говоря, горгульи - это дренаж, оформленный в виде какой-либо гротескной фигуры.

Для удобства, в данной статье мы будем именовать вышеозначенные существа именно “горгульями”, а не как-либо иначе.

Горгульи справа и слева

Несмотря на то, что горгульи являются типичными готическими чудовищами, их собственное происхождение уходит корнями в глубь веков - к древней Греции и Египту.

Цивилизация древнего Египта знала рекордное по тем временам количество зооморфных богов, а египтяне были одними из первых народов, начавших активно применять образы подобных существ в живописи и архитектуре.

Греческая мифология также активно эксплуатировала истории о различных гибридных созданиях (не имевших, в отличие от персонажей египетских верований, статуса высших божеств). О Химере было сказано ранее, а кроме нее, здесь также уместно вспомнить гарпий, кентавров и грифонов (грифов). Статуи последних украшали крыши греческих хранилищ и даже простых домов - ведь считалось, что грифы охраняют легендарное золото Зевса в Скифии (территория северного Причерноморья) от аримаспов - бойких одноглазых людей, постоянно пытавшихся украсть его.

Водосточные желоба как элемент устройства домов древней Греции, встречались нечасто, однако в том случае, если они выходили не по углам крыши, а под ней (в середине стены) - тогда водосток оформлялся в виде каменной головы льва с распахнутой пастью (позже лев стал одной из составляющих образа горгульи). Это символизировало могущество Греции, защищало жителей дома от врагов и отпугивало злых духов.

Постройка готических соборов велась на протяжении многих поколений. Поэтому нам сегодня довольно трудно определить точный возраст горгулий. Водостоки часто были сделаны из дерева - они разрушались и требовали демонтажа своих скульптурных деталей, что также не вносило никакой ясности в вопрос о дате появления горгулий на свет. С достаточной долей уверенности мы можем предположить, что первые горгульи (в их хрестоматийном варианте) появились к началу XII века.

В мире нет ни одной горгульи, которая была бы похожа на другую - ведь скульпторы пользовались полной свободой при выборе зоологических прообразов для изваяния очередного монстра. На протяжении всего готического периода истории европейской культуры облик горгулий был весьма разнообразен. Первоначально они имели весьма скромные размеры, а в их внешности доминировали звериные черты. К XIII веку горгульи стали крупнее (до одного метра в длину) и человекообразнее. Четырнадцатый век ознаменовался для них увеличением числа мелких деталей - горгульи стали изящнее и легче, однако удельная доля гротеска и карикатурности в таких скульптурах заметно возросла. В XV веке горгульи потеряли часть своего демонизма, компенсировав эту утрату общей выразительностью мимики и большим разнообразием поз. Эволюция готического стиля в искусстве привела к тому, что горгульи постепенно выходили за рамки религиозной тематики, и к XVI веку превращались в обычных каменных уродцев - отталкивающих, но уже почти не страшных для рядового обывателя.

Следует признать, что вопрос о реальном предназначении статуй горгулий до сих пор остается открытым, ведь, за исключением ряда бесспорных случаев, мы не можем точно утверждать, действительно ли дождевая вода выливалась из их ртов.

Население средневековой Европы было преимущественно безграмотным, поэтому вполне возможно, что горгульи, наряду с другими скульптурными композициями, играли роль наглядного учебного пособия (своеобразные комиксы) по основам религии и мистицизма. Против этой теории говорят частые случаи установки горгулий на секулярных зданиях, а также то, что значительная высота готических соборов не позволяла людям разглядеть все богатство их наружного декора с земли.

Достаточно обоснованными кажутся и те предположения, согласно которым горгульи, следуя своему древнегреческому происхождению, выполняли обязанности по защите дома от злых духов. Это может объяснить их редкостную уродливость - каменные истуканы либо отпугивали силы тьмы, либо заставляли их думать, что данное здание уже занято другими адскими тварями.

Кроме того, Фрэнсис Блай Бонд - английский архитектурный историк - высказывал мысль о том, что соборные горгульи могли быть своеобразными “слугами” церкви - дьявольскими созданиями, узревшими силу Господа и перешедшими на его сторону.

Легенда о Зеленом Человеке

Еще одним типичным готическим существом является “Зеленый Человек” (данный термин был введен фольклористкой леди Раглан в 1939 году). Обычно он изображается в виде мужской головы, окруженной листьями (впрочем, бывает, что вся голова сложена из них).

Этот откровенно языческий элемент украшения готических соборов появился в одиннадцатом веке.

Зеленый Человек (он же Зеленый Джек) был древесным духом - архаичным лесным божеством, живущим в дубах (самые старые изваяния Зеленого Человека были обрамлены именно в дубовые листья). Для дохристианской Европы это существо служило символом изобилия, олицетворяя гармонию природы и людей. В готический период Зеленый Человек считался воплощением похоти (возможно, что и других смертных грехов), либо, как считают некоторые исследователи, функционировал подобно горгульям, обеспечивая магическую защиту для средневековых домов.

В пользу последнего свидетельствует малоизвестный кельтский обычай, согласно которому тела воинов, павших в бою, обезглавливались, а их головы насаживались на шесты и выставлялись вокруг деревни для того, чтобы отпугнуть злых духов. При этом головы особо выдающихся воинов украшались венками из листьев.

При праздновании Майского дня (сразу после Белтайна, проводившегося в ночь с 30 апреля на 1 мая) процессию Майской королевы возглавляли танцоры, наряженные в костюмы из зеленых листьев.

Старые английские сказания также упоминают Зеленого Человека, называя его “Ячменный бог” (после своей смерти он возродился в виде дерева, которое выросло прямо из его головы). Даже в легендах о Короле Артуре можно найти прямые аналогии Зеленого Человека - например, поэма про сэра Гавейна (племянника Артура) и таинственного Зеленого Рыцаря рассказывает про то, как Гавейн отрубил голову Зеленому Рыцарю, однако последний приставил ее на место - и та немедленно приросла к туловищу.

Готический зоопарк

Говоря о божественном покровителе животных, следует отметить, что традиции античной “химерической” гибридизации иногда перекликаются с христианской догматикой. Например, трое из четырех евангелистов ассоциировались с животными: Иоанн - орел, Лука - бык и Марк - лев (символом Матфея был ангел).

Среди всех реальных животных наибольшую популярность в готических бестиариях имел лев. Образ этого существа некогда служил метафорой для восхваления ассирийских и персидских царей. Христианская церковь унаследовала данную традицию, отождествляя льва с Христом - “королем иудейским”.

Богословы сравнивали льва, который якобы заметал свои следы хвостом, со Спасителем, незримо странствующим среди людей. Считалось, что если львица родит мертвых львят, то через три дня к ним придет отец-лев и оживит их. Еще одним распространенным поверьем было то, что больной лев мог исцелиться, съев обезьяну (олицетворение зла в раннехристианском символизме). И, наконец, люди полагали, что лев всегда спит с открытыми глазами, представляя собой образец бдительности и осторожности - именно поэтому статуи львов охраняли памятники, могилы и входы в церкви, а также удерживали в зубах дверные ручки-кольца.

Однако готический лев также мог обозначать и нечто негативное. Так, если львиная голова украшала дверные пороги, либо держала в зубах ягненка, такой “царь зверей” был воплощением дикой злобы (в определенных случаях - гордыни, одного из смертных грехов).

Другие символические животные из готического бестиария - овен (пастырь, ведущий стадо), собака (преданность), лиса (хитрость, искусность, реже - смерть), обезьяны (грехопадение человека), коза (всеведение) и козел (плотский грех).

Игры с горгульями

Горгулья присутствует во многих книгах, играх (компьютерных, настольных, ролевых) и фильмах жанра “фэнтези” - от Гарри Поттера и Warcraft III до Dungeons & Dragons и Ultima Online.

Среди этого многообразия следует особо выделить горгулий из самой известной ролевой игры Dungeons & Dragons. Там они описываются как разумные крылатые хищники с ярко выраженными садистскими наклонностями. Эти ожившие каменные статуи могут подолгу пребывать в неподвижности, вводя в заблуждение даже самых бдительных искателей приключений. Они не нуждаются ни в еде, ни в воде, ни в воздухе, однако обожают пожирать живую плоть - просто ради забавы и для причинения боли живому существу. Все свое свободное время горгульи проводят, подкарауливая добычу или затевая драки друг с другом.

Ранняя версия правил Advanced Dungeons & Dragons гласила, что горгульи чаще всего населяют руины старых построек или подземные каверны. Эти существа обирали трупы своих жертв и утаскивали золото к себе в логово, складывая его в укромном месте (обычно под камнем). Рог горгульи являлся важным ингредиентом в зелье неуязвимости и часто использовался в зелье полета.

Вторая редакция Dungeons & Dragons также упоминала о еще одной разновидности горгулий - маргойлах, самой крупной, страшной и опасной разновидности этих каменных чудовищ.

Кроме того, близким родственником горгульи в Dungeons & Dragons является капоацинт, который как две капли воды похож на нее, однако живет не на суше, а в воде.

Кинематограф довольно активно эксплуатирует образ горгульи, однако ее присутствие на экране в 99% случаев сводится к исполнению роли обычной готической декорации. Этот монстр крайне редко выступает в качестве живого существа - протагониста главных героев. Так, в 1972 и 2004 году были сняты два низкобюджетных фильма с одинаковым названием - “Горгульи”. Их сюжет был прост до безобразия - каменные готические твари внезапно оживают и начинают кусать людей за разные места.

Оставляя в стороне такой очевидный художественный примитив, нельзя не отметить вполне качественный анимационный сериал “Горгульи” (реж. Сабуро Хашимото), выпускаемый в период с 1994 по 1997 г., который показал этих крылатых готических чудовищ в совершенно ином свете. Горгульи были разумной расой крылатых воинов, один из кланов которой в свое время охранял по ночам старый шотландский замок. В обмен на это жители замка защищали их окаменевшие тела днем. Однако вскоре люди предали горгулий и уничтожили большинство из них - выжило лишь шесть молодых особей, превратившихся в безжизненный камень. После этой истории осталось смутное пророчество, согласно которому заколдованные горгульи проснутся только тогда, когда их замок “поднимется выше облаков”. Прошли века. В 1994 году мультимиллиардер по имени Дэвид Ксанатос купил заброшенный шотландский замок, перевез его целиком в Манхэттен и установил на небоскреб...

Жизнь мертвых чудовищ

Горгульи, химеры и прочие обитатели темных закоулков готической культуры были рождены человеческим разумом, пытавшимся поставить безрассудную роскошь животного мира на службу церковным канонам. К сожалению, существа, созданные средствами обскурации, иррационализма и холодной клерикальной прагматики, оказались совершенно нежизнеспособными. Для того, чтобы стать живыми, они были слишком разнородны - ведь из льва, козла, змеи, собаки и человека вовсе уж не так легко составить единого зверя.

Но, даже поняв всю эфемерность подобных монстров, люди не перестали бояться их. Мы смотрим на горгулий со страхом, поскольку нам известно, что в определенном смысле, они - это мы сами, и наоборот. Каменные статуи, при свете дня кажущиеся совершенно безжизненными, с наступлением ночи уже таковыми не являются - привычная серая фигура превращается в нечто таинственное, пугающее и едва ли не одушевленное.

Происхождение горгулий

Существует интересная легенда о происхождении горгулий, сюжетным базисом для которой послужила практика использования этих монстров в готической архитектуре. Примерно в 600 году н.э. близ реки Сена поселился дракон по имени Ла Гаргуль. Он заглатывал целые суда, палил лес своим огненным дыханием и изрыгал столько воды, что ближайшие деревни гибли от наводнения. Наконец, жители Руана решили умилостивить дракона при помощи ежегодных жертвоприношений. Хотя Ла Гаргуль, как и всякий другой дракон, предпочитал девственниц, хитрые французы умудрялись подсовывать ему преступников. Так продолжалось много лет, пока однажды в Руан не приехал священник Романус. Узнав о ненасытном драконе, священнослужитель заключил с руанцами сделку: взамен на избавление от Ла Гаргуля они должны будут принять христианство и возвести в деревне церковь. Битва Романуса с обнаглевшим ящером окончилась вполне успешно - при помощи святого креста священник поверг эту тварь на землю, а местные жители обложили тело дракона хворостом и сожгли его дотла. Однако шея и голова Ла Гаргуля не поддались пламени - ведь они были закалены его огненным дыханием. Через некоторое время несгоревшие останки чудовища были выставлены на крыше построенной церкви в память о славном подвиге Романуса.

Есть существа суть и предназначение которых, а вместе с ними и людское их восприятие, очень сильно изменилось в течении прошедших столетий. Человечество всегда с опаской относилось к подобным существам, но внезапно изменяло свои взгляды на них и приравнивало отдельных существ к своим хранителям. Первым примером можно считать - посланники божьи, что изначально несли на своих плечах тяжкую миссию - карать отступников и грешников, внезапно стали защитниками людей. В азиатской мифологии подобное произошло с - демонами, которые внезапно стали отпугивать меньшее зло и которым начали воздвигать статуи. А в европейской мифологии, с приходом архитектурного стиля «готика» изменилось отношение к гаргульям - которые стали стражницами храмов, препятствуя нечистой силе в проникновении в обитель Бога.

Сегодня горгульи получили широкую известность и широкое распространение. Во многих играх они присутствуют в качестве опасных противников или могучих союзников. В фильмах горгульи встречаются куда как реже. А в повседневной жизни можно нередко увидеть их изображения. Безмолвные изваяния, что венчают соборы и храмы и несут неусыпную вахту. Горгульи почти всегда изображаются антропоморфными (человекоподбными) существами, которые имеют кожистые крылья (подобные демоническим), острые когти и странные головы, иногда звериные (лев или волк) иногда смесь звериных с человеческими или птичьими. Иногда горгулий путают с гарпиями, но уж слишком очевидны различия, только названия немного похожи.

Отличительной особенностью горгулий является их способность обращаться в камень и пробуждаться из него. Фактически любая статуя может являться горгульей, ведь в каком-то смысле эти существа просто каменные изваяния, что пробудились к жизни посредством своей воли (и никогда чужой - иначе это не горгулья). Получив серьёзные ранения (а причинить подобные горгулье очень трудно) существо превращается в камень и становится практически неуязвимо, очень быстро регенерируя под плотным слоем внешней оболочки. Забавно, но горгульи вне камня имеют самую обычную кожу, похожую на человеческую, просто серого цвета.

Отношение к людям и к другим существам

Можно сказать, что горгульи ненавидят всё живое. Изначально они без сожалений с крайней жестокостью, своими острыми когтями и зубами рвали людей на куски, но со временем людям удалось достичь некоего взаимопонимания с этими существами. Куда как больше, чем людей горгульи ненавидят других существ. Демоны, черти, призраки, вампиры - все эти существа вызывают у горгулий неконтролируемую агрессию (хотя существуют и упоминания о том, что иногда горгульи объединяются, например, с вампирами в качестве верных слуг, видимо тут играет роль происхождение горгульи), что неизбежно ведёт к схватке.

Происхождение (возможный источник)

Нередко упоминается, что горгульи вступают в союз с другими существами. Например, горгульи, оберегающие покой кладбища, могут легко вступать в альянс с - поскольку преследуют общие цели и обладают иммунитетом к способностям большинства видов нежити. Горгульи, что оберегают храмы, вопреки общепринятой христианской доктрине, нередко служат ангелам по неизвестным причинам.

Возможно ответ на эту загадку кроется как раз в происхождении горгулий. Человек, создавая статую придаёт ей форму, о чтобы статуя стала горгульей кто-то должен наполнить эту форму, привести силу, что её займёт. Возможно, люди иногда неосознанно впускают горгулий в тела, а вот ангелы и кладбищенские существа делают это осознанно, создавая могучих стражей.

Как бы то ни было, могучие горгульи выступают на стороне людей, преследуя и уничтожая прочих существ, что могут быть слишком опасны для простых смертных.



gastroguru © 2017