Персидский царь сын дария 1. Неудачи царя Дария. Военные походы и расширение территории

Дарявахуш принадлежал к младшей ветви царского рода Ахеменидов и вплоть до 522 г. до Р. Х. не имел никаких надежд когда-либо занять персидский трон. Его жизнь резко переменилась после того как он принял участие в заговоре Отана и пятерых других знатных персов против правившего тогда в Персии царя . Согласно официальной версии (изложенной в Бехистунской надписи и у греческих историков, в частности у Геродота), Отан заподозрил, что под именем скрывается самозванец - мидийский маг Гаумата (настоящий Бардия был тайно умерщвлен за несколько лет до этого по приказу его брата ). Сговорившись между собой, Отан и шесть его сподвижников проникли во дворец и убили царя (был ли это настоящий или в самом деле самозванец, теперь уже установить невозможно). Затем заговорщики стали совещаться о том, кто из них должен занять престол. Наконец они решили поручить выбор воле богов, а именно: чей конь первым заржет при восходе солнца, когда они выедут за городские ворота, тот и будет царем. Дарявахуш оказался в этом опыте удачливее других - его жеребец первым подал голос, и таким образом, согласно уговору, он стал персидским царем. (Геродот пишет, что своим успехом Дарявахуш был обязан хитрости его конюха - ночью тот свел у городских ворот жеребца хозяина с одной из кобылиц, которую тот очень любил, когда же на другой день жеребец проходил мимо этого места, он бросился вперед и громко заржал.)

Едва утвердившись у власти, Дарявахуш должен был подавлять восстания, охватившие многие персидские провинции. Особенно опасным был мятеж в Вавилонии - самом сердце Персидской державы. По свидетельству Бехистунской надписи, там произошло следующее: некий Нидинту-Бел объявил себя сыном последнего вавилонского царя Набунаида и стал править под именем Набукудурриуцура III. Дарявахуш лично возглавил поход против восставших. Первая битва произошла в середине декабря 522 г. до Р. Х. у реки Тигр и закончилась победой персов. Через пять дней они одержали новую победу в местности Зазана у Евфрата. Нидинту-Бел бежал в Вавилон, но вскоре был захвачен в плен и казнен (посажен на кол). Умиротворяя страну, Дарявахуш около трех месяцев прожил в Вавилоне. В феврале 521 г. до Р. Х. до него дошла весть о новом восстании в восточных сатрапиях: Персии, Мидии, Эламе, Маргиане, Парфии и Саттагидии. Наиболее массовым было выступление в Маргиане. Подавляя его, сатрап Бактрии Дадаршиш перебил более 50 тысяч человек, а саму страну превратил в пустыню. В то же время в Персии некто Вахьяздата объявил себя царем Бардией и нашел среди народа широкую поддержку. Дарявахуш должен был рассылать войска во все концы своей державы. В конце февраля 521 г. до Р. Х. царская армия под командованием Вивана разбила Вахьяздату в области Гандутава в Арахосии. Но и тогда мятежники не сложили оружия. Потребовалось еще две битвы (одна произошла в мае у города Раха в Персии, другая - в июле у горы Парга), чтобы окончательно сломить их сопротивление. Вахьяздата попал в плен и был казнен вместе с 52 своими ближайшими сподвижниками.

В то же время почти вся Мидия оказалась в руках некоего Фравартиша, выступавшего под именем Хшатрату из рода мидийских царей. Этому самозванцу удалось установить свой контроль также над Ассирией, Арменией, Парфией и Гирканией. Дарявахуш отправил против него своего полководца Видарну. В мае произошла ожесточенная битва в местности Кундуруш. В ней пало 35 тысяч мидийцев, и еще 18 тысяч оказались в плену. В июне персы схватили и казнили самого Фравартиша. Против мятежников в Парфии и Гиркании вел борьбу отец царя Виштаспа. Окончательно эти сатрапии были умиротворены только в июне после разгрома основных сил восставших в местности Патиграбана. Много хлопот доставило Дарявахушу восстание в Армении. Местные жители дали персам пять больших сражений, но только в июне 521 г. до Р. Х. они были окончательно разбиты у горы Уяма и в местности Аутиара.

Между тем воспользовавшись, что главные силы персов оказались отвлечены на окраины империи, в августе 521 г. до Р. Х. вновь поднялись вавилоняне. Некто Арахта (по одним свидетельствам, армянин, по другим - урарт) выдал себя за царевича Набукудурриуцура, сына Набунаида. Он захватил Вавилон, Сиппар, Борсиппу, Урук и провозгласил себя царем. Дарявахуш послал против него армию во главе с персом Виндафарной. В ноябре 521 г. до Р. Х. мятежники были разбиты. Артахта оказался в плену и кончил свою жизнь, как и все другие предводители мятежников - был посажен на кол. Город Вавилон лишился своих внешних стен, которые были разрушены по приказу царя.

Поразив всех своих врагов и упрочив свою власть, Дарявахуш приступил к новым завоеваниям. В 519 г. до Р. Х. он совершил поход на саков Тиграхауда, обитавших вблизи Аральского моря. В 517 г. до Р. Х. персы покорили северо-западную часть Индии, где в это время существовало много небольших государств. Из этих земель была образована сатрапия Индия, включавшая в себя нижнее и среднее течения реки Инд. Она стала самой крайней восточной провинцией державы Ахеменидов. Продвигаться дальше на восток персы не пытались. Зато на западе они делали одно приобретение за другим. В том же 517 г. до Р. Х. персидская армия во главе с Отаной захватила остров Самос. Жители Лемноса и Хиоса признали власть персов добровольно. Около 516 г. до Р. Х. Дарявахуш предпринял большой завоевательный поход в Северное Причерноморье. Покорив без боя греческие города по обоим берегам Геллеспонта, он переправился через Боспор во Фракию. Отсюда персидская армия вышла к низовьям Дуная и, перейдя на восточный берег реки, оказалась во владениях скифов. Те не решились вступить с персами в открытый бой и стали отступать в глубь степей, угоняя скот, сжигая за собой траву и засыпая колодцы. Гоняясь за их стремительной и постоянно ускользающей конницей, Дарявахуш довел своих воинов до полного изнеможения. Наконец он понял тщетность своих усилий и отступил обратно за Дунай.

Сам он вернулся в Персию, а европейскую войну поручил своему полководцу Багабухше. Тот покорил греческие города на северном берегу Эгейского моря и подчинил персидскому царю племена фракийцев. Когда персидская армия подошла к границам Македонии, ее царь Александр I поспешил заявить о своей покорности и выдал сестру замуж за персидского вельможу. В Македонии и Фракии остались персидские гарнизоны. Около 512 г. до Р. Х. обе эти страны образовали самую западную из персидских сатрапий под названием Скудра. То было время наивысшего могущества державы Ахеменидов: в конце жизни Дарявахуша она простиралась от реки Инд на востоке до Ионического моря на западе, от Аральского моря на севере до границ Эфиопии на юге.

Следующей жертвой персидских завоеваний должна была стать материковая Греция. Прелюдией к грандиозной войне с греками послужило мощное ионийское восстание, начавшееся осенью 499 г. до Р. Х. и охватившее в короткий срок все западное побережье Малой Азии от Геллеспонта на севере до Карии на юге, а также многие острова Эгейского моря. Оно оказалось полной неожиданностью для персов. Восставшие, во главе которых стоял тиран Милета Аристагор, совершили поход в глубь страны, взяли и сожгли царскую столицу Сарды. Однако уже летом 498 г. до Р. Х. они были наголову разбиты под Эфесом. Остатки их войска разбрелись по своим городам. В конце 497 г. до Р. Х. военные действия переместились на Кипр. В большой морской битве ионийцы одержали победу, но тогда же в сражении на суше киприоты потерпели поражение. Возглавлявший их царь Саламина Онесил погиб в бою. Впрочем, персам потребовался еще целый год на то, чтоб окончательно замирить остров. В 496 г. до Р. Х. персидские военачальники одержали важную победу над примкнувшими к грекам карийцами и начали осаду ионийских городов. Один за другим они были взяты. Наконец, весной 494 г. до Р. Х. персы с суши осадили Милет, являвшийся главным оплотом восстания. Большой ионийский флот мешал осаде города с моря. Но после того как персы выиграли морскую битву при Ладе, кольцо блокады сомкнулось. Осенью персы подтянули к городу осадные орудия, а затем штурмом взяли его. Большая часть милетян погибла, оставшиеся в живых были обращены в рабство и угнаны в Персию. Сам город оказался сильно разрушен и уже никогда не смог восстановить своего прежнего могущества. В 493 г. до Р. Х. капитулировали Хиос и Лесбос. После чего вся Иония вновь оказалась под властью Ахеменидов. Но Дарявахуш понимал, что персидское господство в Малой Азии и во Фракии будет непрочным до тех пор, пока греки Балканского полуострова сохраняют свою независимость. Казалось, что покорение этой сравнительно небольшой страны, распадавшейся к тому же на множество враждовавших между собой государств, не составит для персов большого труда, но дальнейшие события показали, что война с греками может быть очень тяжелой.

Первый же поход против Эллады в 492 г. до Р. Х., возглавляемый зятем Дария Мардонием, окончился неудачей - во время бури около Афонского мыса на Халкидском полуострове утонуло 300 персидских кораблей и погибли около 20 тысяч человек. Сухопутная армия, которой пришлось вести тяжелые бои с восставшими фракийцами, также понесла большие потери.

Персы учли сложность обходного движения вдоль северного побережья Эгейского моря и приняли смелое решение - переправить армию на кораблях прямым путем из Малой Азии сразу в Аттику. Военным приготовлениям сопутствовала и дипломатическая подготовка, Дарий рассчитывал на раскол в стане врага. При персидской армии состоял изгнанный из Афин Гиппий.

В 491 г. до н. э. во все полисы Балканской Греции были направлены персидские послы с требованием полной покорности или, по крайней мере, нейтралитета в грядущей войне. Многие города островов, Фессалии и Беотии подчинились, но наиболее сильные полисы, Спарта и Афины, категорически отвергли требования. Спартанцы сбросили послов в колодец, а афиняне низвергли их со скалы.

В 490 г. до н. э. персы под командованием Датиса и племянника царя Артаферна совершили очередную попытку захвата. Персидская армия сосредоточилась на острове Самос, затем была перевезена на Эвбею. Через некоторое время на Марафонской равнине, всего в 40 км от Афин, высадился многочисленный персидский десант. Из Марафона можно было совершать нападения на главный город Аттики по суше, а флоту лишь нужно было обогнуть мыс Сунний, чтобы атаковать Афины с моря. На Марафонской равнине 13 сентября 490 г. до н. э. состоялось одно из самых известных сражений античности. Поле боя представляло собой ровную, окруженную горами долину на берегу моря, удобную для действий иррегулярной персидской конницы. Ее у персов было 10 тысяч, а, кроме того, в армии находилось большое количество пеших лучников.

Афинскими войсками командовало десять стратегов, и большинство из них сомневались в возможности противостоять столь многочисленному персидскому войску и предлагали ограничиться обороной города. Однако иного мнения придерживался стратег Мильтиад, чья точка зрения в итоге и победила. Мильтиад еще недавно был правителем афинской колонии Херсонес Фракийский и имел возможность познакомиться с персами, их военной организацией и манерой вести ближний бой. Он убедил коллег-стратегов не отсиживаться в слабо укрепленных Афинах, а быстро идти навстречу врагу и у Марафона дать решающее сражение. К будущему месту битвы из Афин подошло десятитысячное пешее войско, большинство которого составляло афинское ополчение. Надо сказать, что взрослый афинянин зачастую был уже довольно опытным воином. Для этого была создана система военно-патриотического воспитания. С 18 лет юноши два года проходили обязательную военную службу и оставались военнообязанными до 60 лет. Много внимания уделялось вопросам тактики, боевых построений. Основу войска составляли гоплиты, тяжеловооруженные пехотинцы, действующие в плотном строю - фаланге. В армии была установлена строгая дисциплина.

Спарта заняла выжидательную позицию и не прислала свои отряды, сославшись на религиозный праздник. Воины Лакодемона прибыли на место событий, когда дело уже было сделано. Тысячу человек прислал небольшой союзный Афинам городок Платеи из Беотии. Количественно, таким образом, афинская армия сильно уступала персидской, но качественно превосходила ее. Обученным и сплоченным гоплитам, защищавшим свои полисы, противостояла разноплеменная необученная персидская армия, многие солдаты которой сами были уроженцами мест, захваченных персидскими оккупантами.

Мильтиад, зная, что преимущество персов состоит в более многочисленной коннице, которая, как правило, стремится наносить удары с флангов, расположил своих гоплитов на ширине в 1 км, уперев их фланги в горы, для чего даже пришлось растянуть строй. С этой же целью - выдержать напор всадников - правое и левое крылья греческой армии имели большее количество шеренг в глубину, чем центр. Справа сосредоточились лучшие гоплиты Афин, левый фланг был отдан платеянам.

По всем правилам греческой военной науки при приближении персов фаланга гоплитов перешла на беглый марш навстречу неприятелю, чтобы самим нанести более сильный удар, а кроме того, побыстрее преодолеть пространство, простреливаемое лучниками. Персам, однако, удалось прорвать эллинский центр. Зато на флангах персидская конница никак не могла справиться со стойкими гоплитами, ей пришлось отступить с большими потерями. Сразу же Мильтиад приказал крыльям сомкнуться и повернуться лицом к частям противника, прорвавшим центр. Для персов новая сильная атака не потерявшей строя фаланги обернулась катастрофой. Они беспорядочно бежали, погрузились на корабли и ретировались. Общие потери греков составили лишь 192 человека, противник недосчитался шести с половиной тысяч воинов. В Афины тут же был послан гонец - воин Фитипид. Он в полном вооружении преодолел несколько десятков километров бегом, на Афинской агоре прокричал «Мы победили!» и упал замертво. В память об этом легендарном эпизоде на Олимпийских играх современности разыгрываются медали в марафонском беге - на 42 км 192 м.

Персы еще надеялись опередить Мильтиада и напасть на оставленные без защитников Афины с моря, их флот двигался вдоль берега, но и греческий полководец вел свою армию форсированным маршем и прибыл в город раньше кораблей врага. Постояв на афинском рейде, персы, понимая бесперспективность дальнейших действий, отплыли в Малую Азию. Победа афинян имела важные политические последствия. Греки впервые дали мощный отпор персам, был нанесен косвенный удар по реакционным кругам Эллады, доказано превосходство демократической организации и на войне. Пример Афин воодушевил и обнадежил отчаявшихся было жителей покоренных городов-государств Малой Азии, да и другие народы Востока.

В последующие годы Дарявахуш не оставлял мысли о новом походе против Греции и тщательно готовился к нему, но он умер раньше, чем успел осуществить свои планы. Погребен Дарий в сооруженной им и украшенной произведениями скульптуры гробнице в скалах Накши Рустами близ Персеполя.

Дарий

Впоследствии Дарий, согласно Геродоту , казнил Арианда, ставшего вести себя независимо и даже начавшего чеканить собственную монету, что было прерогативой только царя. На его место был назначен перс Ферендат. Полиен , напротив, говорит, что сами египтяне восстали, негодуя на жестокость Арианда (у него Ориандр). Дарий отправился через Аравийскую пустыню в Мемфис и застал в Египте траур по Апису . Он объявил 100 талантов награды за нахождение нового Аписа и этим привлёк к себе египтян, которые оставили мятежников. Считается, что это произошло в 4-й год Дария, то есть в 518 года до н. э. , от которого у нас есть стела из Серапеума с надписью о смерти Аписа. Но такая же надпись есть и от 31-го года Дария, да и вообще этот рассказ несколько похож на вымысел. Диодор говорит, что египтяне очень ценили Дария за то, что он старался загладить проступки Камбиса , и считали его одним из своих законодателей. Говорит также, что жрецы не позволили ему поставить свою статую рядом со статуей Сесостриса , ибо последний-де покорил скифов , а он нет. Вздорность этого рассказа очевидна уже из того, что скифы упоминаются в перечне подвластных народов, но он характерен для египетских преданий позднего времени. Во всяком случае, во всё последующее время царствования Дария Египет оставался спокоен; сохранились демотические документы, датированные ещё 35-м годом его царствования.

В Египте Дарий выступает как фараон и с именем Сетут-Ра («Потомок Ра») . Известно, что он был лично в Египте , известно также, что от его имени предпринимались храмовые постройки и в Нильской долине, и в Великом оазисе . Хаммаматские рудники деятельно эксплуатировались для храмовых построек в царствование Дария; ведали ими частью туземные (например, Хнумабра, возводивший свою генеалогию к обожествлённому Имхотепу), частью персидские архитекторы, настолько подвергшиеся влиянию египетской культуры, что они молились египетским богам, и надписи их сделаны египетскими иероглифами . На Суэцком перешейке Дарий оставил надписи, клинописная версия которых читается так: «Я повелел копать канал от реки Пирав (Нил), текущей по Египту, к морю, идущему из Персии. Он был выкопан, как я и повелел, и корабли поплыли по нему из Египта в Персию, как и была моя воля...» Надпись Дария, повествующая о великом деле проведения канала через Вади-Тумилат, поставлена в пяти экземплярах, причём три азиатских обычных текста были начертаны на одной стороне, а египетский - на другой. Здесь Дарий выступает настоящим фараоном: его изображение помещено под крылатым солнечным диском; божества двух половин Нила связывают под его именем оба Египта; здесь же, несколько приспосабливаясь к древнеегипетскому стилю, символически изображён перечень подвластных персидскому царству народов. Здесь находятся иероглифические изображения таких стран, которые никогда, ни раньше, ни позже не встречаются в египетских текстах. Половина имён не сохранилась, и мы не знаем, были ли в их числе Пунт и Куш , упоминаемые в Накширустамской надписи. Возможно, что притязание на владение Пунтом вытекает из возобновления мореплавания по Красному морю . Совершенно иначе отредактированы клинописные версии, далеко не отражающие перевод. Они прежде всего гораздо короче, начинаются с обычного исповедания царём Ахурамазды ; затем Дарий с гордостью говорит: «Я перс, и из Персии подчинил Египет» . Эти слова, вероятно, не формальная фраза, а намёк на имевшее место усмирение волнения, возбуждённого Ариандом.

Причины победы Дария над восставшими

Дворец Дария в Персеполе

Таким образом, в ходе 20 битв, в которых погибло около 150 тысяч восставших, власть персидского царя была восстановлена на всей территории Ахеменидской державы . Победы Дария над восставшими народами в значительной степени объясняются отсутствием единства между ними. Дария поддерживали полки царской гвардии (так называемые 10 тысяч «бессмертных»), армия оставшихся верными ему сатрапов и гарнизонные войска, которые, как правило, в каждой области состояли из чужеземцев. Этими войсками Дарий пользовался очень умело, безошибочно определяя, какой мятеж в данный момент наиболее опасен. Не будучи в состоянии вести карательные операции одновременно во всех направлениях, Дарий подавлял одно восстание, а затем ту же армию, при помощи которой подавил первое восстание, бросал против других мятежников.

Покорение части Индии

Завоевания в бассейне Эгейского моря

Одновременно продолжались завоевания и в бассейне Эгейского моря , где остров Самос был последним крупным, независимым государством, с сильным военным флотом. Тиран Самоса Поликрат был в 522 года до н. э. предательски убит персидским сатрапом Лидии Оретом, а островом стал править секретарь Поликрата Меандр. Около 517 года до н. э. персидская армия во главе с Отаной, одним из 7 заговорщиков участвующих в убийстве Гауматы , после внезапного нападения захватила Самос. Остров был опустошён и включён в состав Персидской державы, а его вассальным правителем был назначен Силосонт, брат Поликрата, который ещё до возвышения Дария был знаком с ним и сумел оказать ему однажды небольшую услугу. Один из братьев Силосонта, Литократ также перешёл на службу к персам и вскоре был назначен правителем только что завоёванного острова Лемнос . В том же 517 года до н. э. признал персидскую власть и остров Хиос .

Реформы Дария

Административное деление

Статуя Дария

После этого Дарий провёл ряд реформ. Он разделил государство на административно-податные округа, которые назывались сатрапиями . В основном границы сатрапий совпадали со старыми государственными и этнографическими границами стран, входивших в состав Ахеменидской державы . Во главе округов стояли так же, как и раньше, сатрапы , только теперь они назначались не из местных чиновников, а из среды персов, в руках которых были сосредоточены все руководящие позиции страны. При Кире II и Камбисе II в руках сатрапов были объединены гражданские и военные функции. Теперь же сатрапы превратились исключительно в гражданских наместников. В мирное время в распоряжении сатрапов находилась только небольшая личная охрана. Что же касается армии, то её возглавляли военачальники, которые были независимы от сатрапов и подчинялись непосредственно царю. Однако после смерти Дария разделение военных и гражданских функций не соблюдалось строго. Сатрапы и военачальники были тесно связаны с центральным управлением и находились под постоянным контролем царя и его чиновников, особенно тайной полиции. Верховный контроль над государством и надзор за всеми чиновниками был доверен хазарапату, который одновременно являлся начальником гвардии царя.

Налогообложение

Реформы Дария привели к значительным изменениям в системе аграрных отношений. У покоренных народов была отобрана часть земли. Эту землю Ахемениды раздали большими поместьями в полновластное и наследственное владение членам царской семьи, представителям персидской знати, крупным чиновникам и т. д. Такие земельные владения были освобождены от уплаты государственных налогов. Вместе с тем широко применялась такая система землепользования, когда царь сажал на землю своих воинов, которые обрабатывали выделенные наделы коллективно целыми группами, отбывали воинскую повинность и платили определённую денежную и натуральную подать. Около 518 года до н. э. Дарий установил новую общегосударственную налоговую систему. Все сатрапии обязаны были платить строго зафиксированные для каждой области денежные налоги, устанавливаемые с учётом количества обрабатываемой земли и степени её плодородности. Налогами были впервые обложены также и храмы в покорённых областях. Сами персы, как господствующий народ не платили денежных налогов, но, по-видимому, не были освобождены от натуральных поставок. Остальные народы, в том числе и жители автономных государств (напр. финикийцы , киликийцы и т. д.), платили в год в общей сложности около 7740 вавилонских талантов серебра (более 230 тонн). При этом большая часть этой суммы приходилась на народы наиболее экономически развитых стран Малой Азии , Вавилонии , Финикии , Сирии и Египта . Страны, лишённые собственных серебряных рудников, для внесения подати должны были приобретать серебро путём продажи продуктов земледелия и ремесла, что содействовало развитию товарно-денежных отношений.

Монетная система

Сикль Дария

Расширение территории восстания

После ухода афинян, ионийцы направили свой флот к Геллеспонту и захватили там Византий . Большая часть Карии и Ликии перешла на сторону мятежников. Вскоре восстание перекинулось и на остров Кипр . Население острова было смешанным, оно состояло из греков и финикийцев , между которыми издавна шла борьба. Греки примкнули к восставшим, а финикийцы остались верными персидскому царю. Таким образом, восстание охватило районы от Геллеспонта до Кипра. Волнения на Кипре были особенно опасными для персов, так как теперь в руках мятежников оказались значительный военный флот и богатые медные рудники острова. Кроме того, владея Кипром, греки могли блокировать вход финикийских кораблей в Эгейское море .

Военные действия на Кипре

Восставшие киприоты осадили верный персам город Амафунт. Персидское войско во главе с полководцем Артибием приблизилось на кораблях к Кипру . Туда же был стянут финикийский флот. Тогда на помощь восставшим киприотам прибыли ионийцы. Цари кипрских городов выбрали командиром объединённых сил Онесила, младшего брата убежавшего во время восстания к персам, царя греческого города Саламина Горга. В происшедшем морском сражении ионийцы одержали победу над финикийским флотом. Но в бою на суше, из-за того, что часть киприотов изменила общему делу и покинула поле боя, восставшие потерпели поражение. В этом упорном сражении погибли и полководцы обеих армий перс Артибий и киприот Онесил. Персы восстановили в Саламине власть Горга и в течение - 496 годов до н. э. овладели всем Кипром, потратив на замирение этого острова целый год.

Разгром восставших

Потерпев поражение в сухопутном бою, ионийцы отступили с Кипра , а персы начали покорять один за другим малоазийские города. В 496 года до н. э. эретрийцы, по примеру афинян, тоже покинули восставших. В конце 496 года до н. э. в упорном сражении у реки Марсия персы нанесли поражение карийцам, примкнувшим к восстанию. В это бою погибло 2000 персов и гораздо больше карийцев. Отступая, карийцы продолжали сопротивление, и даже удалось уничтожить многих персидских военачальников, заманив их в засаду.

Лидийский сатрап Артафрен и военачальник Отана объединили свои силы и начали планомерно усмирять восставших. Тогда павший духом, Аристагор передал власть в Милете одному из граждан города, а сам отправился в область Миркин во Фракии , где вскоре погиб. Среди греков с самого начала не было единства. Не все города и области примкнули к восстанию, а его участники выступали не одновременно, что позволяло персам бить их по частям. В результате, когда весной 494 года до н. э. произошёл решающий морской бой при острове Лада (сейчас он составляет часть материка), защищавшем вход в гавань Милета , самосские и лесбосские корабли ушли домой. Сражение закончилось полной победой персидского флота. Судьба Милета была решена. Осенью 494 года до н. э. был взят и разграблен, большая часть населения Милета была перебита, а уцелевшие увезены в Сузы , а затем поселены у впадения Тигра в Персидский залив . Весной 493 года до н. э. финикийский флот захватил острова Хиос , Лесбос , произведя там много разрушений и города на Геллеспонте . После подавления восстания в Малой Азии и карательных экспедиций против островов, принявших в нём участие, Персия стала готовиться к походу в Балканскую Грецию. Во главе большой экспедиции, включавшей, как сухопутные, так и морские силы, был поставлен племенник и зять Дария Мардоний , женатый на его дочери Артазостре. В составе его войска были и греки из подчинённых персам областей, которых персы постарались задобрить различными уступками.

Вторжение в Грецию Мардония

Воины персидской армии.
Слева направо: хадлейские пехотинцы составляли первый ряд персидской фаланги лучников; вавилонский лучник; ассирийский пехотинец. На воинах надеты стёганные куртки, набитые конским волосом - характерный тип восточного доспеха того времени.

Марафонская битва

Согласно Геродоту, Дарий намеревался лично возглавить поход на Египет и Афины , но во время этих сборов среди его сыновей началась великая распря из‑за царского сана, так как, по персидскому обычаю, перед походом Дарий должен был назначить своего преемника. У Дария ещё до вступления на престол было трое сыновей от первой супруги, дочери Гобрия (не порфиророжденные), а после воцарения - ещё четверо от Атоссы, дочери Кира (порфиророжденные). Из прежних сыновей старшим был Артобазан, а из родившихся после - Ксеркс . Как старшие сыновья от разных цариц, и тот и другой притязали на власть. Так, Артобазан утверждал, что он - старший в роде и что у всех народов власть, по обычаю, принадлежит старшему (прямое наследование). Ксеркс же основывал свои притязания на том, что он - сын Атоссы, дочери Кира, а Кир - освободитель персов. К тому же Артобазан родился до того как Дарий стал царём, а Ксеркс - после воцарения Дария, когда тот был уже владыкой персов (то есть Артобазан и его братья являются чуть ли не бастардами , тогда как Ксеркс - порфиророжденный наследник) .

Дарий умер в октябре 486 года до н. э. в возрасте 64 лет, так и не успев восстановить свою власть в

Дарий происходил из царствующей династии Ахеменидов, но не был близок к трону после смерти царя Камбиза. Шансов взойти на престол у него было мало, если бы не хитрость Дария, о которой повествует древняя легенда. Царь Камбиз убил своего брата Бардию. Вскоре и сам правитель скончался около 522 года до н. э. Однако сразу после смерти правителя появился самозванец, на деле оказавшийся магом Гауматой, который утверждал, что он чудом спасшийся Бардия. Армия встала на сторону Гауматы и лже-Бардии удалось снискать немалую любовь народа. Однако персидские правители, которые были равными царю и отличались от него только званием, заподозрили неладное и решили избавиться от обманщика. Новому царю по наследству переходил гарем предшественника. Одной из жен в нем была дочь знатного персидского вождя, которая и помогла раскрыть обман. Ходили слухи, что Гаумате отрезали уши за какое-то преступление. Жена подтвердила, что у ее нового супруга не было ушей, так правители утвердились в своей правоте.

Дарий I побеждает мага Гаумату

Вожди семи древних арийских племен пользовались также привилегией входить к царю без предупреждения в любое время. Дарий собрал местных правителей, ночью они ворвались в покои самозванца и убили его. Решающий удар нанес Дарий. Перед убийством заговорщики договорились, что трон достанется тому, чей конь первым заржет, когда они выедут из ворот дворца. Тогда Дарий решил схитрить. Он приказал своим конюхам спрятать за воротами кобылу, которая только недавно родила жеребенка от его коня. Едва правители выехали за ворота, конь Дария почуял кобылу, рванул вперед и заржал. Дария единогласно признали новым правителем Персии, однако, чтобы подкрепить свое положение, Дарий женился на дочери Кира Великого.

Дарию досталась обширная империя, простирающаяся от Египта до Индии. Однако завоеванные народы не хотели жить под властью персов, тут и там вспыхивали восстания. Дарий собрал армию и пошел на Вавилон, полагая, что если сумеет утихомирить его, то другие народы тоже успокоятся. Вавилон был покорен, навел порядок Дарий и в Мидии. Затем царь пошел в Финикию, Египет и вторгся в ряд греческих городов. Стремясь укрепить свое влияние на восточных границах и захватить индийское золото, он отправил отряды в Индию. Персы не встретили там ожесточенного сопротивления и образовали самую восточную свою провинцию. Персидская империя восстановила размеры, которые были при Кире Великом.


Дарий I

Дарий проявлял себя не только как талантливый полководец и завоеватель, но и как умелый организатор. Он понимал, что управлять такими обширными владениями сложно, и разделил территорию на сатрапии. Во главе каждой такой административной единицы стоял сатрап, который назначался царем, имел административный, судебный, военный и финансовый контроль над вверенными ему землями. Однако царь понимал, что такая большая власть — большой соблазн, и установил сатрапам заместителей, которые следили бы за их работой и докладывали обо всем лично царю. Также в сатрапиях находились постоянные царские гарнизоны, которые представляли собой силу в противовес власти сатрапа.


Персидские воины

Решил Дарий и проблему с доставкой сообщений. Одной из главных проблем столь гигантской империи было то, что иногда новости и царские приказы доходили с опозданием в полгода. Тогда Дарий поручил создать систему «всепогодных» дорог и курьерскую службу. На пути располагались промежуточные станции, где находились лошади и наездники, готовые продолжить путь. Таким образом, расстояние, которое раньше приходилось преодолевать одному человеку за 3 месяца, покрывалось за неделю. Кроме того, царь урегулировал вопрос морских коммуникаций. Он решил теснее связать Египет с Месопотамией и Ираном и приказал достроить прямой морской путь. Работы по прорытию канала от Нила к Красному морю были начаты еще при фараоне Нехо, и при персидском царе их наконец завершили. Дарий установил у Суэцкого канала гранитные стелы, надпись на которых гласит: «Я перс из Персии… Египет завоевал, постановил этот канал прорыть из реки по названию Нил, которая в Египте течет, до моря, которое из Персии идет». Также при Дарии был налажен сбор дани с сатрапий и установлена первая официальная персидская чеканка.


Дворец Дария в Персеполе

Персов объединял единые язык и религия, особенно культ верховного бога Ахурамазды. Считалось, что именно он даровал царю власть, поэтому персы клялись верно служить своему царю, как наместнику бога. Дарий часто писал: «По воле Ахурамазды этим царством владею я». По мере того, как росли масштабы империи, менялось и отношение к религии. Власть опиралась на древнеперсидскую религию, которая между тем впитала в себя много обычаев покоренных народов. Однако верховным божеством продолжал оставаться Ахурамазда. Дария стали называть «царем царей» или «царем стран», чтобы оправдать его завоевательные походы. При этом делал царь все это по воле главного божества.

С благословения своего покровителя Дарий решил организовать походы в Европу. Первая кампания пришлась на 513 год до н. э., когда персы решили завоевать земли вокруг Черного моря и присоединить владения скифов. Но кочевники не стремились воевать с хорошо вооруженной персидской армией. Они угнали скот в дальние степи, сожгли за собой все земли и засыпали колодцы с водой. Персы очень скоро стали голодать и умирать от жажды, в армии росло недовольство и Дарий увел свои войска домой ни с чем.


Битва при Марафоне

Но Дарий не думал успокаиваться и стал готовить новый поход, теперь уже на греков. Вспыхнувшее Ионийское восстание, хоть и было подавлено персами, спровоцировало череду греко-персидских войн. Долгое время греки терпели поражение от войска империи Ахеменидов, однако битва при Марафоне все изменила. Дарий велел построить корабли, и осенью 490 года до н. э. многотысячное персидское войско высадилось у деревушки Марафон. Персов встретило хоть и малочисленное, но хорошо организованное афинское войско под руководством Мильтиада. Греки ожесточенно сражались и смогли победить многократно превосходившее их персидское войско. По легенде, греки послали гонца Фидиппида в Афины, чтобы тот сообщил жителям радостную весть о победе. Гонец пробежал без остановки 42 км между Марафоном и Афинами и, выкрикнув: «Радуйтесь, афиняне, мы победили!», упал от усталости и умер. Для греков эта победа стала первой над персами, поэтому имела огромное значение. Дарий же, впервые потерпевший такое сокрушительное поражение, воспринял его просто как неудачу. Персия находилась на пике могущества и обладала огромными ресурсами. Дарий стал собирать войско для покорения всей Греции, но его отвлекло восстание в Египте в 486 году до н. э. Вскоре персидский царь умер, а его трон занял Ксеркс, который, подавив египетское восстание, продолжил подготовку к греческому походу.

После смерти завоевателя Египта, царя Камбиза , персидский трон захватил самозванец-маг Гаумата . Он выдавал себя Смердиса, брата Камбиза, которого Камбиз ранее велел умертвить. Личность нового повелителя вызвала подозрение в среде аристократии. Знатный перс Отан, тесть покойного Камбиза, поручил своей дочери Федиме, доставшейся в наследство Лжемердису-Гаумате, удостовериться кто именно этот царь: обманщик или действительно брат Камбиза. Для этого он велел ей, во время сна царя на её половине, осмотреть его уши. Исполнив желание отца, Федима объявила ему, что уши у царя отрезаны. Отан знал, что этому позорному наказанию, при покойном основателе персидского могущества, Кире , был подвергнут один из его магов.

Улика была налицо. Тесть Камбиза сообщил о том своим друзьям Аспадину и Габриату, к ним присоединились еще вельможи: Интаферн, Мегабиз, Гидарн и только что прибывший в Сузу член династии Ахеменидов , сын Гистаспа (Виштаспы) – Дарий. Эти семеро заговорщиков решили свергнуть самозванца, в чем им много помог Прексасп, теперь распустивший в народе молву, что царь, не кто иной, как маг , и притом не перс, а мидянин. Заговорщики проникли во дворец, закололи преданных самозванцу евнухов и достигли до чертогов самозванца и его брата. Оба, после отчаянного сопротивления, были убиты, головы их отрублены и выставлены напоказ народу. Независимо от этого справедливого наказания, свергнувшие самозванца умертвили всех магов, которых только могли отыскать во дворце и в городе. Впоследствии, день этот праздновали особым торжеством, называемым: избиением магов (магофония). В этот день ни один из этой касты не осмеливался показываться на улице.

Торжество Дария I над магом Гауматой и мятежными правителями областей. Изображение с Бехистунского рельефа

Уничтожив самозванца и истребив его приверженцев, заговорщики приступили к важному вопросу об установлении нового правительства. Отан предлагал демократическую республику, т. е. правление народное; Мегабиз – олигархию; Дарий стоял за самодержавие. Последнее мнение взяло верх, и Отан тотчас же отступился от всяких притязаний на престол, с единственным условием, чтобы он и все семейство его оставались свободными. Нового царя решили избрать из среды шестерых остальных освободителей Персии – бросив жребий, причем заключили договор, что сотоварищи избранника останутся при нём первейшими вельможами с правом невозбранного, во всякое время, входа в царские чертоги. Жребий состоял в том, что царем будет тот из шестерых претендентов, чей конь первый заржет при восходе солнца. С помощью своего конюшего Эварета (спрятавшего в кустах у сборного места – кобылицу), Дарий заставил заржать своего коня прежде прочих – и с седла пересел на персидский царский престол. При выборе коня, в орудие судьбы, Дарий и его товарищи руководились идеей религиозной, так как конь, у древних персов, был посвящен солнцу и почитался в религии Зороастра священным животным.

Дарий I, сын Гистаспа, воцарился в 521 г. до Р. X. Происходя от царственного семейства Ахеменидов, он, для лучшего упрочения власти, ещё теснее породнился с царским домом, взяв себе в жены двух дочерей Кира, его внучку, дочь настоящего Смердиса, и дочь Отана – главного виновника своего воцарения. Персидское царство Дарий I разделил на двадцать сатрапий ,обложив их правильными денежными податями, которые, в предыдущие царствования, приносились, по мере надобности, деньгами или натурою. Вследствие этой меры, у персов сложилась приводимая Геродотом пословица: Дарий – торгаш, Камбиз – властитель, Кир – отец. Государственный доход Персии при Дарии составлял 14.560 талантов.

Развалины дворца Дария I в Персеполе

Тяготясь опекой бывших своих сообщников, Дарий I под благовидным предлогом казнил одного из них – Интаферна – и с ним нескольких его родственников. Историки сохраняли нам предание о жене несчастного, умолявшей царя пощадить приговоренных к смерти. Тронутый Дарий решил помиловать только одного, по её выбору; выбирать же ей пришлось между мужем, детьми и братом. Она указала на последнего, сказав царю: я могу найти другого мужа, от которого у меня могут быть еще дети, но другого брата мне не найти!» Царь отдал ей вместе с братом и старшего сына, но прочих казнил.

На третий год царствования Дария I – или на второй, по книгам иудейским – враги евреев, самаритяне, донесли ему, что иудеи, невзирая на запрещение Лжесмердиса, продолжают отстраивать разрушенный Навуходоносором Иерусалим, ссылаясь на старинный указ Кира. Дарий подтвердил этот указ, разрешив иудеям достраивать, кроме города, и Храм, обращая на расходы следующие в казну подати.

В 516 г. до Р. X. (пятый год царствования Дария), вспыхнул мятеж в Вавилоне , при котором инсургенты, запершись в городе, приготовились к отчаянной защите. Девятнадцать месяцев безуспешно осаждал персидский царь мятежную столицу, которою однако же овладел, благодаря хитрости и коварству Зопира, сына Мегабиза, сыгравшего с вавилонянами ту же шутку, какую сыграл при Кире – Арасп. Зопир обрил себе голову, обрезал нос и уши и передался вавилонянам, будто бы для отмщения изуродовавшему его Дарию; вкрался к ним в доверенность, водил их против своих, принимал участие в вылазках, при которых сам резал персов немилосердно. Он наконец добился того, что вавилоняне доверили ему защиту всего города, который Зопир и предал из рук в руки царю Персии – ради чего и возвёл на себя напраслину и изуродовался таким ужасным образом. Вторично пал перед персидским оружием буйный Вавилон и на этот раз позорнее первого: Дарий I приказал разрушить его стены, снять городские ворота и казнить три тысячи знатнейших граждан.

Усмирив мятежи, царь Дарий высек на высоких скалах торжественный рассказ о своих свершениях, украшенный великолепными рельефами (см. Бехистунская надпись). После этого он по примеру Камбиза, неудачно ходившего войной в Эфиопию, задумал воевать со скифами , желая наказать их за вторжение в Мидию сто двадцать лет тому назад. Тщетно брат Артабан отклонял Дария от безрассудного намерения – царь упорствовал и деятельно занялся приготовлениями к походу. Выступление свое он ознаменовал одним из тех зверских подвигов, на которые был так изобретателен Камбиз. Эваз, знатный перс, умолял царя не отнимать у него всех троих сыновей для похода в Скифию и оставить ему хоть одного.

– Я тебе оставлю всех! – отвечал Дарий – и действительно оставил, казнив всех трех сыновей.

Многочисленные войска Дария I, согласно составленному царем маршруту, пошли на берега Босфора Фракийского (подробнее - см. в статье Поход Дария I на скифов). Здесь персы соорудили памятник с исчислением своего войска, простиравшегося кроме экипажа 600 кораблей, до 700.000 пехоты и конницы. Перейдя чрез Босфор, посредством понтонного моста, царь Дарий повел персидских воинов чрез Фракию и землю гетов (даков), мимоходом им покоренные. Достигнув берегов Истра (Дуная), Дарий I переправил войска на противоположный берег, приказав союзникам своим, грекам малоазиатской Ионии , разобрать наведенный ими мост и следовать за ним, но передумал, по совету Коэта, предводителя митиленцев, и отложил разводку моста на шестьдесят дней, приказывая грекам возвратиться домой, без него, если он не возвратится на берег из внутренности страны к этому сроку.

Избегая столкновений с завоевателем, скифы, отступая перед ним, заманивали его подальше от берегов, повсюду истребляя запасы и тем делая возвратный путь персов крайне затруднительным. Дарий расположился лагерем, в котором вскоре начался жестокий голод. Тогда скифские вожди прислали к нему послов, которые, вручив царю пять стрел, птицу, мышь и лягушку, без всяких объяснений возвратились к себе. Дарий I истолковал себе эти странные дары скифов выражением их покорности; но один из его спутников, Габриат , объяснил эти символы иначе; по его словам, скифы хотели сказать царю: зарывайся в землю как мышь, улетай как птица, прячься в болото как лягушка, везде и всюду скифские стрелы настигнут тебя!

Предполагаемый маршрут Скифского похода Дария I

Голод и болезни в лагере, наконец, принудили Дария к отступлению. Ночью, бесчеловечно покинув больных и раненых, он постыдно бежал к берегам Истра, куда прежде его прибыли скифские дружины. Последние предлагали ионийцам, разобрать мост на тот берег и тем отрезать царю персидскому дальнейшее отступление. Правитель Херсонеса Фракийского, афинянин Мильтиад ,советовал грекам исполнить желание скифов и погубить Дария... Они, было, согласились – но их отговорил один из вождей, Гистией, тиран милетский. Во избежание споров со скифами, греки разобрали часть моста – но лишь только враги удалились на поиски за персидским царем, Дарий I другой дорогой пришел на берег Истра и переправился с войсками на противоположную сторону реки. Оставив, под начальством Мегабиза 80,000 войска в Херсонесе, Дарий с остальными войсками направился в Сарды, где и перезимовал. Мегабиз, между тем, покорил персидской державе все народы Геллеспонта, в числе прочих стран и Македонию, где посланники Мегабиза, за их наглость и оскорбление жен и девиц, были перерезаны. – Вскоре скифы опустошили Фракию, пользуясь отсутствием Дария, покорявшего этим временем Индию. Геродот, упоминая об этом важном событии (кн. IV гл. 44) умалчивает, однако, о подробностях похода персидского царя в эту великую страну.

Персидская держава «царя царей» - это одно из обозначений древнейшего государства, которое создала персидская династия Ахеменидов в VI-IV вв. до н. э. Еще ее называли Первой Персидской империей. Находилась она в Передней Азии и на северо-востоке Африки. Ближе к окончанию VI в. до н. э. территория страны была столь обширной, что на ее границах находились:

  • на востоке - река Инд;
  • на западе - Эгейское море;
  • на юге - пороги реки Нил;
  • на севере - Закавказье.

Конец мидийского владычества

До образования Персидской державы «царя царей» положение на было следующим. Основателем находившейся здесь Персии считается легендарный Хахаманиш (700-675 гг. до н. э.), принадлежавший к роду Ахеменидов. Отсюда и название жителей страны - ахемениды, столицей в ней был город Аншан. В VII в до н. э. народ персов попал под власть Мидии.

В 553 г. до н. э. угнетаемые мидийцами персы поднялись на борьбу с владычеством Мидии. Возглавил восстание Кир II, правивший ими. Им было организовано сильное войско, и уже по прошествии трех лет ему удалось победить Мидию. Но останавливаться на этом он не стал. Со своим громадным войском он отправился дальше на запад.

Покорение народов

По пути Кир покорял одну страну за другой. Победив Лидию, он нацелился на Вавилонию. Но взять наскоком большой и очень хорошо укрепленный город Вавилон не представлялось возможным. И тогда Кир пошел на хитрость. В одну из темных ночей местными жителями отмечался большой праздник. По приказу своего предводителя персидские воины отвели воду реки Евфрат в другое русло, ранее подготовленное ими.

Вследствие этого река, протекавшая через город, сильно обмелела, и воины вброд пробрались по ней в город. Они застали праздновавших жителей врасплох во время грандиозного пира. Тем самым Киром II были в одну ночь завоеваны и город, и Вавилонское царство в целом.

После этого власть персов над собой в добровольном порядке признала Палестина, Сирия, Финикия. В результате государство, которым управлял Кир II, дошло на востоке до индийских границ, а на западе - до греческих городов.

Большим плюсом Кира II как правителя было то, что им уважались порядки, законы и религия покоренных народов. Это способствовало тому, что на завоеванных территориях местные жители редко выражали свое недовольство и не поднимали восстаний.

Персидская держава «царя царей»

После того как Кир II погиб в бою против племен масагетив в 70-летнем возрасте, завоевания не прекратились, их продолжил его сын Камбиз. В 525 г. до н. э. он подчинил Египет, но вскоре умер. После него на трон взошел Дарий I, его двоюродный брат (522-486 гг. до н. э.), правивший Персией 36 лет. Подданные величали его титулом «царь царей».

В наследство ему досталась огромнейшая страна, границы которой он все время расширял. Им были совершены удачные походы в такие регионы, как Греция, Индия, Малая Азия, Северное Причерноморье. Царь окружил себя неслыханной роскошью. Он имел отряд охранников, числом доходивший до 10 тыс. В своем государстве Дарий I осуществил ряд коренных реформ, нацеленных на совершенствование управления на подвластных ему территориях.

Реформы Дария

Усовершенствования, проведенные в своей державе царем Дарием I, состояли в следующем.

  • Страна была разделена на 20 обособленных областей, называемых сатрапиями, во главе с наместником - сатрапом. Он контролировал сбор налогов, выполнение воинской и трудовой повинностей, а также повседневные хозяйственные дела.
  • Воинские формирования в сатрапиях были поставлены под начальство отдельных военачальников, подчинявшихся самому царю и независимых от наместников. И военачальники, и сатрапы обязывались следить друг за другом и доносить царю.
  • По всей территории страны Дарий разослал чиновников, называвшихся «уши царя». Наезжая внезапно в ту или иную сатрапию, они докладывали царю о нарушениях. Наказания за преступления были страшными. Воры и разбойники лишались рук и ног, а предатели подвергались ужасным пыткам.
  • В каждой сатрапии существовали свои налоги. Была введена единая денежная единица - золотой дарик. В 515 г. до н. э. была заложена столица Персеполь (или Парсу), ставшая символом царской власти.

Просуществовав около двух веков, Персидская держава «царя царей» пала около 330 г. н. э. под сильным напором войск Александра Македонского, став частью его великой империи.

Символы власти

Помимо обозначения крупного государства, у слова «держава» есть и другое значение. Это символ монаршей власти наряду со скипетром.

Первая представляет собой золотой шар, который венчает корона или крест, что подразумевает власть над землей. Державное яблоко встречается уже на римских монетах, выпущенных при императоре Августе.

Второй - это жезл, прообразом которого является Первоначально он был заимствован архиереями церкви как знак власти пастыря, а затем, в укороченном виде, и европейскими государями. Они существовали уже в Древней Греции.

Имелась держава и скипетр и у русских царей. Первый атрибут пришел к нам из Польши, впервые как символ царской власти был использован в 1557 году при Иване Грозном. Скипетр же стал применяться с 1584 года, когда на царство венчался Федор Иоаннович.

gastroguru © 2017