Какой город и почему стал главным. Вавилония. История государства Вавилон

На протяжении многих веков город Вавилон - "врата бога" - считался центром первого "мирового царства", наследниками которого выступали великие империи. Библия связывает основание города с именем Нимрода - правнука Ноя . Он же считается и строителем знаменитой Вавилонской башни. Ассирийские цари, жестоко расправлявшиеся с непокорными народами и стиравшие с лица земли и города, не просто сохраняли особый статус Вавилона, но и восстанавливали древние храмы, строили новые. О значении города в древнем мире свидетельствовало и то, что Александр Македонский, захвативший Вавилон в 331 г. до н. э., намеревался сделать его столицей своей империи. Память о Вавилоне надолго пережила сам город. Согласно исторической традиции, знаки царского достоинства византийских императоров и русских царей происходят также из Вавилона. В русском "Сказании о Вавилоне-граде" это описывается так: "Услышал же князь Владимер Киевский, что царь Василий получил из Вавилонского царства такие великие царские вещи, и послал к нему своего посла. Царь же Василй ради чести своей послал князю Владимеру в Киев в дарах сердоликову крабицу да мономахову шапочку." И с того времени прослышал великий князь Владимер Киевский Мономах. А ныне та шапочька в Московском государстве в соборной церкви. И как бывает властя поставление, тогда ради чину воскладывается на главу». Как же выглядел этот город, чьё имя стало нарицательным для многих народов?

Раскопки, производившиеся английскими археологами в начале XX в. н. э., позволили восстановить облик древнего города и его историю. Археологи доказали, что первые камни в его основание были заложены шумерами в начале III тысячелетия до н. э., но столицей государства город стал примерно в 1894 г. до н. э. когда в Двуречье вторглись племена амореев. В XVIII в. до н. э. при царе Хаммурапи Вавилон превратился в крупнейший политический и культурный центр всей Передней Азии.

В VII в. до н. э. знаменитый царь Навуходоносор развернул огромные строительные работы, превратившие Вавилон в роскошную столицу мира. Руины грандиозных и величественных построек, воздвигнутых Навуходоносором , сохранились до наших дней.

Карта Вавилонского царства

Когда в V в. до н. э. греческий географ и историк Геродот посетил этот город, он был потрясён его размерами и величием. В то время Вавилон входил в состав персидской державы, но ещё сохранял положение величайшего города мира, а проживало в нём более одного миллиона жителей. Жилые кварталы тянулись по обе стороны Евфрата длинной полосой. Город был окружён глубоким рвом, заполненным водой, и тремя поясами высоких кирпичных стен, увенчанных башнями. Крепостные стены достигали в высоту 20 м, а в ширину - 15 м, имели 100 ворот из кованой меди. Парадным входом служили ворота богини Иштар, облицованные синими глазурованными изразцами с чередующимися барельефными изображениями животных (575 фигур быков, львов и фантастических драконов-сиррухов). Улицы древнего города совсем не напоминали хаотичную планировку большинства городов Востока, а были расположены в соответствии с чётким планом: одни шли параллельно реке, другие пересекали их под прямым углом. Жители Вавилонского царства застраивали улицы трёх и четырёхэтажными домами. Главные улицы были выложены камнем.

В северной части города, на левом берегу реки, возвышался большой каменный дворец, построенный Навуходоносором, а по другую сторону - главный храм столицы, достигавший высоты восьмиэтажного дома.

В основании храм представлял собой прямоугольник со сторонами 650 и 450 м. В нем находилось святилище со статуей бога Мардука и чистого золота весом около 20 т., а так же ложе и золотой стол . Сюда могла входить лишь особая избранница - жрица. Геродоту рассказывали, «будто сам бог посещает этот храм и отдыхает на ложе». Невдалеке от храма возвышалась легендарная ступенчатая семиэтажная Вавилонская башня высотой 90 м. Археологи обнаружили её фундамент и остатки стен.

История государства Вавилон

Следует отметить, что Вавилон впервые возвысился над другими городами Двуречья и стал столицей государства, объединившего всю Нижнюю и часть Верхней Месопотамии, ещё в XX в. до н. э. Несмотря на то что это объединение просуществовало лишь на протяжении жизни одного поколения, оно надолго сохранилось в памяти людей. Вавилон остался традиционным центром страны до конца существования аккадского языка и клинописной культуры.

Это было время расцвета городской культуры, развития литературы и законодательства. Именно в этот период были унифицированы и записаны знаменитые законы царя Хаммурапи .

В 1595 г. до н. э., после того как в Месопотамию вторглись хетты, власть в Вавилонии захватили кочевники-касситы. Их правление продолжалось более 400 лет.

Последующие столетия государство Вавилон сохранял формальную независимость, но всё больше оказывался под политическим влиянием северного соседа - . Но вот её господству был положен конец. Начался новый период подъёма Вавилона .

Особого могущества империя достигла в период правления сына покорителя Ассирии Набопаласара - Навуходоносора. Были окончательно подчинены Сирия и Палестина. Вавилон перестроили, и он стал крупнейшим центром международной торговли. Это время подлинного возрождения, экономического расцвета и культурного развития всей Передней Азии. После долгих войн здесь наконец установился относительный мир.

Весь Ближний Восток был разделён между тремя великими державами - Вавилонией, Мидией и . У них сохранялись настороженные, даже враждебные отношения, но крупных переделов сфер влияния уже не происходило.

Прошло полстолетия, и новая угроза процветанию пришла с востока. В 553 г. до н. э. началась война между Мидией и её восставшими подданными - персами .

Вавилон в эпоху Нововавилонского царства VI в. до н.э. реконструкция

Вавилон поражал воображение иноземцев своей архитектурой. Одно из семи чудес света - висячие сады Семирамиды были сооружены на искусственных террасах, где высаживались пальмы, фиги и другие деревья. Царица Семирамида на самом деле не имела к ним никакого отношения. Сады построил Навуходоносор для своей жены Нитокрис, страдавшей от душного климата Месопотамии, вдали от родных гор и лесов, откуда она была родом. Вавилонская царица Нитокрис снискала себе славу благодаря строительству плотин, оросительных каналов и большого разводного моста, соединявшего две части столицы. Мост был сложен из больших необтёсанных камней, скреплённых специальным раствором и свинцом. Его средняя часть, сделанная из брёвен, на ночь разбиралась.

В 312 г. до н. э. один из полководцев Александра Македонского - Селевк, ставший правителем обширной ближневосточной империи, переселил большую часть жителей «вечного города» в свою новую столицу Селевкию, расположенную недалеко от Вавилона. А древняя мировая столица утратила своё прежнее положение и через несколько столетий окончательно была погребена под пылью веков.

Вызванный серьезными экономическими процессами, прежде всего приватизацией, социальный кризис сопровождался заметным ослаблением политической власти и децентрализацией, под знаком которой прошли два века. Это было время ожесточенной борьбы соперничавших друг с другом государств и династий различного происхождения - аморейских, эламитских и собственно месопотамских, среди которых на рубеже XIX - XVIII вв. до н.э. стала выделяться Вавилония. Новый центр Двуречья Вавилон, со временем превратившийся в величайший город мира, стал возвышаться с начала правления шестого представителя вавилонской династии, Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н.э.). За долгие годы успешного правления Хаммурапи сумел поочередно разгромить соседей-соперников, объединив под своей властью всю Месопотамию.

Заново на развалинах далекого прошлого правитель Вавилонии создал могущественное и процветающее централизованное государство. И хотя оно просуществовало не слишком долго и уже при преемниках Хаммурапи появилась тенденция к некоторому упадку, следствием чего были вторжения эламитов, а затем и завоевавших Вавилонию в XVI в. касситов, именно Вавилонию царя Хаммурапи можно считать первым в Западной Азии развитым государством в полном смысле этого слова. Речь идет не о централизованной эффективной администрации на большой территории - это было в Двуречье со времен Саргона Аккадского. Суть в ином: вавилонское государство уже представляло собой ту сложную структуру, которая в дальнейшем была характерна (в многочисленных вариантах) для всех достаточно развитых обществ традиционного Востока, да и не только Востока.

В государстве Хаммурапи свойственные ранним структурам клановые и родственные связи уже были заметно оттеснены связями административно-территориальными, а вассально-иерархическая пирамида власти превратилась в централизованный бюрократический аппарат, эффективно действовавший через своих чиновников. Соответственно укрепился и институционализировался влиятельный и достаточно многочисленный слой специалистов-профессионалов, занятых в сфере управления и примыкающих к ней сферах обслуживания, - администраторы, воины, ремесленники, торговцы, слуги и др. Возник и весьма многочисленный слой неполноправных выходцев из числа пленных иноплеменников или потомков разорившихся полноправных общинников. И хотя между первым и вторым отмеченными здесь слоями была существенная разница в социальном положении, имущественном цензе и образе жизни (эта разница отражалась в документах, терминологии - неполноправные работники обозначались особым сводным термином мушкенум), общим между ними было то, что все они считались и именовались царскими людьми, т.е. людьми, непосредственно занятыми в системе администрации или причастными к ней, обслуживавшими ее. Именно в этом плане все царские люди обоих слоев-категорий противопоставлялись остальному населению, т.е. земледельцам-общинникам, права и статус которых были объектом внимания и заботы со стороны правящих верхов.

Государство Хаммурапи обладало монополией силы, твердо опираясь на фиксированный закон и связанные с ним формы принуждения. Выдвижение на передний план кодифицированного законодательства с достаточно строгой системой наказаний было связано с тем, что развитие частнособственнических отношений, товарно-денежных связей и особенно ростовщичества с его внушительными процентами (20 - 30 % годовых), вело к быстрому разорению общинников и обогащению за их счет частных собственников.

Как известно, частное предпринимательство обладает само по себе огромными потенциями; его внутренняя сила - если ей не поставить преград - способна за короткий срок кардинально изменить облик общественных отношений, всю структуру общества, как то было наглядно продемонстрировано несколько позже античной Грецией. В Вавилонии Хаммурапи потенции частного сектора уже давали о себе знать с достаточной очевидностью. На фоне этих возможностей централизованной администрации стало ясно, что прежние псевдолатифундистские методы хозяйства на царско-храмовых землях экономически неэффективны, что они изжили себя. На смену этим методам пришла практика раздачи царско-храмовых земель (они, по некоторым подсчетам, составляли до 30 - 40 % пашни) в виде должностных наделов царским людям первой категории - это была форма их жалованья – и в виде неотчуждаемых обязательных наделов царским людям второй категории, выплачивавшим за пользование этим наделом долю урожая в казну. При этом наделы царских людей первой категории, как и наделы родовитых сановников и жрецов, включая и поля правителя, обычно обрабатывались примерно на тех же началах обязательной аренды, что и остальные земли храмов (обязательные наделы), хотя в этом случае в качестве арендаторов могли выступать как зависимые царские люди второй категории, так и полноправные общинники.

Особо следует сказать о полноправных общинниках. Этот слой в Месопотамии всегда преобладал. И хотя не всегда общинники были в одинаковом правовом и социально-экономическом положении, важно подчеркнуть, что различия обычно касались потенциальных возможностей, но не реального их статуса, как раз определявшего место этого слоя в обществе. В частности, применительно к Вавилонии Хаммурапи необходимо заметить, что хотя формально процесс приватизации охватывал все земли и всех людей, кроме царско-храмовых земель и связанных с ними царских людей, фактически ситуация была много сложнее. Не следует представлять дело таким образом, что, коль скоро товарно-денежные отношения вторглись в недра крестьянской общины, она была тем самым уже заведомо обречена на быстрое превращение в коллектив частных собственников, строящий свои взаимоотношения на основах товарного хозяйства и рыночных связей, что не могло бы не привести к быстрому разложению общины.

В отличие от античности на Востоке не было условий для такого развития. Напротив, были мощные силы, действовавшие в ином направлении. Централизованная власть, которая здесь была нормой, диктовала свои условия развития. Применительно к общинной деревне это означало, что государство принимало энергичные меры для предотвращения деструктивного процесса гибели традиционной общины. Вот почему, хотя некоторое количество беднейших общинников, несмотря на все ухищрения противодействовавших этому властей, все-таки разорялось и продавало свои земли соседям, этот процесс обычно ограничивался лишь небольшой частью общины и был к тому же обратимым. В результате подавляющее большинство общинников, пусть с трудом сводя концы с концами, продолжало вести свое по преимуществу натуральное хозяйство, и это было нормой, переходящей из поколения в поколение. Отсюда и результат: сфера действия нового частнособственнического сектора в пределах социально-экономической структуры в целом была не столь значительна, чтобы поколебать и тем более преобразовать по своему образу и подобию всю структуру.

Не сумев этого добиться, частнособственнический сектор достаточно гармонично и непротиворечиво вписался в издавна существовавшую систему отношений, приведя ее к некоторой модификации. Суть модификации сводилась к тому, что государство, опираясь на древнюю основу - неотчуждаемые коллективные общинные и царско-храмовые земли, - допускало существование частнособственнического сектора в виде включенного в товарооборот небольшого клина земель, наемного труда, частной аренды, ростовщичества, долгового рабства и вообще системы товарно-денежных отношений. Все это было необходимо для нормального функционирования большого развитого социального организма. Но при всем том государство достаточно жестко ограничивало и контролировало реальные возможности, сферу влияния и вообще потенции частного сектора.

Вавилон (Старовавилонский период)..

Месопотамский город Вавилон стал набирать силу, когда в нем воцарились правители из династии аморейского происхождения. Выгодно расположенный в самом сердце Месопотамии, где сближаются русла Тигра и Евфрата и скрещиваются важнейшие речные и караванные торговые пути, Вавилон, имя которого означает врата Бога, приобрел большое политическое и культурное значение. Величие Вавилона продолжалось полторы тысячи лет. За это время он был и центром обширного царства и попадал под власть чужеземцев, но неизменно оставался самым огромным и богатым городом не только Двуречья, чудо-городом Востока, но и главным городом всего населенного мира.

Вавилону понадобилось чуть больше века, чтобы объединить всю Месопотамию и создать великую державу, которая получила название Вавилония. Это могучее централизованное государство со столицей Вавилоном по праву причисляют к тем регионам, которые можно назвать колыбелью цивилизации. После посещения Вавилона Геродот писал: Вавилон был не только большим городом, но и самым красивым из всех, которые я знаю. Действительно, этот город мог поразить своими размерами. Его крепостная стена с медными воротами протягивалась на много километров. По ее верху могли ехать в ряд несколько конных повозок. Войти в город можно было только через облицованные синей глазурью северные ворота, названные в честь богини любви Иштар. В городе было 2 бульвара, 24 больших проспекта, 53 храма. Самый большой храм, посвященный богу Мардуку, семиярусная 90-метровая ступенчатая башня зиккурат Этеменанка, известная как Вавилонская башня. В Вавилоне находилось одно из чудес света знаменитые висячие сады, представлявшие собой множество террас, засаженных цветами, деревьями, кустарниками.

Три периода истории Вавилона отражают главные тенденции развития и основные достижения Вавилонской цивилизации. Первый период Старовавилонский охватывает время от конца правления III династии Ура до 1595 г. до н.э., когда Вавилонию покорили касситы. Второй период Средневавилонский (касситский) занимал более 400 лет касситского господства (1595-1158 гг. до н.э.). Третий период Нововавилонский связан с правлением халдейской династии, которое завершилось завоеванием Вавилона персами (626 538 гг. до н.э.).

Вначале Вавилонское царство не играло особой роли. В 1792 г. до н.э. шестым царем Вавилона стал молодой царь Хаммурапи. Целенаправленная и ловкая политика Хаммурапи способствовала превращению Вавилона в столицу огромного государства, подчинившего себе почти все Двуречье. В условиях бесконечных междоусобных войн мудрый правитель и дипломат Хаммурапи не раз заключал и расторгал военные союзы, выстраивая свои далеко идущие планы. Он завоевал южные города Урук и Иссин, захватил царство Эшнунну и город-государство Ларсу, подчинил государство Мари, покорил Ашшур. Хаммурапи был, несомненно одним из самых выдающихся правителей в истории Месопотамии. Его личные качества сыграли немалую роль в возвышении Вавилона и сохранении за ним на долгое время власти над значительной частью Месопотамии. В Месопотамии, которая объединялась уже в третий раз, он установил тоталитарную систему, напоминавшую порядки III династии Ура.

Что представляла собой государственная власть Вавилонии? Она являлась одним из классических образцов древневосточной деспотии. Управление страной строго централизовано. Верховная власть (исполнительная, законодательная, судебная и даже религиозная) сосредоточена в руках правителя-царя. В управлении страной царь опирался на сложный бюрократический аппарат. Одни чиновники ведали отраслями центрального управления, другие от имени царя управляли городами или областями. В больших городах делами ведали особые наместники царя. Население обязано было уплачивать различные налоги: с хлебного урожая, с финиковых садов, с приплода скота, с рыбацких промыслов и т.д. Взимались также особые налоги серебром и специальные царские налоги натурой. Они поступали в царскую сокровищницу и образовывали дворцовое имущество. За сдачей натуральных налогов в центральные склады наблюдали особые чиновники. Драгоценными металлами ведала царская палата. Всю эту систему бюрократического управления страной возглавлял вавилонский царь, получивший по учению жрецов, верховную власть как бы непосредственно из рук богов. Так, о самом себе царь Хаммурапи говорил: Я, Хаммурапи, вечный царственный отпрыск, сильный царь, солнце Вавилона, озаривший светом страну Мардук послал меня управлять людьми и даровать стране благоденствие...

Город, возникший не позднее III тыс. до н. э. и исчезнувший в начале I тыс. н. э., столица Древней Месопотамии, крупнейший центр цивилизации Древнего мира. Наиболее знаменитый источник сведений о Вавилоне - Ветхий Завет, наиболее точный - результаты раскопок археологов. Они начались только вXIX в., и многие особенности вавилонской цивилизации до сих пор оставляют обширное поле для гипотез о ней.

«ВРАТА БОГА»

Вавилон перестал существовать еще в III в. н. э., а его руины были занесены песками. Но сведений о нем не могло не сохраниться - ведь этот город был столицей первой в истории могущественной империи.

Зта держава называлась по городу - Вавилония (II-I тыс. до н. э.), или так же - Вавилон. Начало строительства поселения на берегу Евфрата в долине Сеннаар (как она названа в Ветхом Завете), или Шумер, археологи и историки связывают со второй половиной III тыс. до н. э. В Книге Бытия рассказывается, что после Потопа люди, говорившие на одном языке, поселились в Сеннааре, где началось строительство Вавилонской башни по велению «нечестивого царя Нимрода, не чтившего Иегову». Безлюдной долина не была и ранее. Здесь жили земледельцы, выращивавшие в год по два урожая пшеницы и ячменя на плодородных аллювиальных почвах Тигра и Евфрата, сажавшие финиковые пальмы и разводившие скот: быков и овец. Они же и стали первыми строителями Вавилона. В клинописных шумеро-аккадских текстах Вавилон впервые упоминается в XXII в.дон. э., хотя некоторые археологи эти же глиняные таблички склонны датировать скорее XXIV-XXIII вв. до н. э.

Русский вариант названия Вавилон связан с византийской традицией, которая перешла в церковнославянский язык. В западноевропейских языках принят латинизированный вариант названия - Бабилон. Историки-лингвисты считают это название смысловой калькой шумерского названия «Кадигирра», где «ка» - ворота», «дигир» - «бог». Ученые-ассириологи, специалисты по истории Передней Азии, полагают, что позднее появившийся топоним Babili (m) - результат взаимовлияния языков обитавших в Междуречье народов. А на аккадском языке он четко означает то же самое, что и на так называемом протоевфратском, - «Врата Бога» («Баб или»). В то же время в Ветхом Завете это название связывается с древнееврейским понятием «бабел» - «смешение». Несмотря на споры ученых, противоречия здесь, по существу, нет: с одной стороны, Вавилон был городом, посвященным верховному богу пантеона шумеров и аккадов Мардуку, а с другой - здесь жили носители большого количества языков Ближнего Востока: образное выражение «вавилонское смешение» [языков] существует в культуре и литературе многих народов и Ближнего Востока, и Европы.

При царях III шумерской династии Ура (около 2112 г. - 2003 г. до н. э.) Вавилон становится центром нома (провинции) и резиденцией царского наместника. В конце XXI в. до н. э. Шумеро-Аккадское царство распалось. Вавилоном завладевают сначала эламиты, а затем, в XIX в. до н. э., - семиты амореи. Они создают в Месопотамии города-государства, одно из которых - Вавилон.

При шестом правителе аморейской династии Хаммурапи (правил приблизительно в 1792-1750 гг. до н. э.) в Месопотамии начинается возвышение Вавилона. Хаммурапи создал Свод законов из 282 статей. Они четко регламентировали правовые, экономические и семейные отношения. В экономических статьях был закреплен приоритет государства в любой хозяйственной сфере.

Хаммурапи вел войны, и при нем под власть Вавилона перешли земли Шумера, Ассирии, некоторых областей левобережья Тигра и Евфрата в его среднем течении. В городе начинается интенсивное строительство: прокладываются прямые улицы, возводятся новые храмы. Время правления амореев в Вавилоне принято называть старовавилонской эпохой.

В XVI в. до н. э. город захватили хетты, частично разрушившие его. Хеттов сменили касситы, выходцы из горных областей Западного Ирана. Период 1595 г. - около 1004 г. до н. э., когда Вавилоном правили касситы, считается средневавилонской эпохой, в которую Вавилону было возвращена его роль в Месопотамии, благодаря, прежде всего, захвату новых земель. Город был отстроен заново. Цари-касситы, рассчитывая на поддержку крупных землевладельцев и глав племен, освободили их от податей.

Руины исторического Вавилона находятся в южной части Месо-потамской низменности, или Междуречья. В категориях современного географии - в центральной части территории Ирака, в 10 км к северу от города Хилла (Эль-Хилла), основанного в 1101 г., ныне - административного центра мухафазы (провинции) Бабиль. Река Арахту (Евфрат, аккадское название - Пуратту) разделяла Вавилон на две части.

УТРАЧЕННОЕ ВЕЛИЧИЕ

Исторический материал, лежащий в основе наших знаний о Вавилоне, относится главным образом к нововавилонской эпохе, а еще конкретнее - ко времени правления царя
Навуходоносора II (634-562 гг. до н. э.).

Он правил с 605 г. по 7 октября 562 г. до н. э. Навуходоносор II был талантливым полководцем. Покорил Заречье (земли, лежащие за Евфратом по направлению к Средиземному морю) - Сирию, Финикию и Иудейское царство, воевал с Египтом, подчинил себе Иерусалим и Тир, завладев несметными богатствами и множеством рабов. Экономический подъем и культурный ренессанс - так коротко можно охарактеризовать жизнь Вавилона при этом царе. «Вавилонское смешение» было выражено еще более характерно, чем прежде. К вавилонянам, происходящим из разных племен, добавились мидийцы, египтяне, иудеи, арабы и другие. Вавилон преображался на глазах, превращаясь в самый прекрасный город Ближнего Востока.

Был воссоздан зиккурат Этеме-нанки - «Вавилонская башня», до этого несколько раз разрушенная, восстановленная и считавшаяся одним из семи чудес света. Грандиозное семиярусное сооружение с храмом на вершине достигало высоты более 90 м, длина каждой стороны квадратного основания зиккурата составляла также более 90 м.

Строились величественные дворцы, дороги мостили обожженным кирпичом и каменными плитами. Дворец Навуходоносора II украшали висячие сады - по легенде, сады Семирамиды, жены царя, которую на самом деле звали Амитис (или Ама-нис). К тройному кольцу стен Навуходоносор добавил две замковые крепости у прекрасных и величественных ворот Иштар (579 г. до н. э.), облицованных синей глазурованной плиткой и украшенных изображениями сиррушей и быков. Стены «Дороги процессий» украшали изображения львов и сомкнутых рядов воинов. По периметру Восточного города выросла еще одна, Внешняя стена, длиной почти 18 км. Но и это еще не все: на подступах к городу была выстроена оборонительная Мидийская стена длиной почти 150 км. Казалось, Вавилон был совершенно неприступен.

Но нашлась сила, превзошедшая эту силу. И имя ее - Персия. 10 октября 539 г. до н. э. Вавилон пал под натиском воинов царя Кира II. Греческие историки Геродот и Ксено-фонт, описывая это событие, рассказывают о том, что персы взяли Вавилон хитростью, заранее отведя из его крепостных рвов воду. Это, скорее всего, миф, но факт остается фактом: город был взят почти без боя. Самая вероятная причина этой драмы - его неготовность к обороне.

Покорив Вавилон, Ахемениды, однако, сохранили за ним статус столицы Месопотамии. Пока в 479 г. до н. э. (уже не в первый раз) вавилоняне не восстали. Подавив восстание, персидский царь Ксеркс лишил город всех прав. Александр Македонский (356-323 гг. до н. э.) намеревался сделать Вавилон своей столицей, но здесь его настигла внезапная смерть. В 312 г. до н. э. городом овладел бывший полководец Македонского Селевк I Ника-тор. Он разобрал значительную часть построек и из этого материала возвел новую столицу Месопотамии Селев-кию, на реке Тигр, переселив в нее жителей Вавилона. В дальнейшем хозяевами города были парфяне (140 г. до н. э.), римляне (115 г. н. э.), Сисаниды (227 г. н. э.), пока наконец после покорения страны арабами в 624 г. не исчезло и то небольшое поселение, которое еще существовало возле полуразрушенных стен Вавилона. В Ветхом Завете содержится семь пророчеств о гибели Вавилона. Ученый мир до сих пор пытается вывести связь между деталями этих пророчеств и фактами. Есть некоторые совпадения, но в целом убедительной связи не получается. Американский археолог и ассириолог Эдвард Чиера (1885-1933 гг.), много работавший на раскопках Вавилона, писал: «...хотел бы я знать причину всего этого запустения. Почему должен был погибнуть цветущий город, столица целой империи? Что превратило прекрасный храм в обиталище шакалов? Проклятие пророка? Погиб ли этот город за грехи своих жителей? Или роковая участь человечества состоит в том, что все цивилизации должны погибнуть по достижении своего расцвета?»...

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ Серьезное научное изучение Вавилона началось лишь в XIX в. Наибольший вклад в него внесли немецкие археологи под руководством Роберта Кольдевея, работавшие на раскопках Вавилона в 1898-1917 гг.

■ Некоторые ученые-правоведы полагают, что в Кодексе Хаммурапи заложен принцип «презумпции невиновности», применяемый в современном уголовном праве. Согласно этому принципу, считается, что человек, подозреваемый в преступлении, не считается виновным, пока не доказано обратное, он также не обязан свидетельствовать против самого себя, а его собственные устные признательные показания не могут служить доказательством его вины.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Утраченные:
■ Так называемый Южный дворец Навуходоносора (комплекс из пяти огромных дворов, окруженных анфиладами комнат и отдельными зданиями). К самому главному, третьему двору (60x55 м) примыкал знаменитый тронный зал площадью около 900 м2.
■ Северный дворец-крепость Навуходоносора.
■ Главный дворец Навуходоносора у ворот Иштар, где хранились древние надписи, рельефы, статуи, библиотека, трофеи, добытые вавилонскими царями во время походов, в том числе в Ассирию.
■ Храмы, посвященные Иштар, Нанне, Ададу, Нинурте, и другие культовые сооружения.
■ Культовый комплекс Эсагила с зиккуратом Этеменанки, святилищем бога Мардука («Вавилонская башня»).
■ Висячие сады («сады Семирамиды») - террасы со сводчатыми проходами.

Сохранившиеся в музейной среде достопримечательности:
■ Ворота Иштар и часть «Дороги процессий» (воссозданы из подлинных фрагментов VI в. до н. э.), а также изваяния из камня, бронзовые скульптуры, сосуды, оружие, украшения из археологических раскопок -Пергамский музей древней культуры Передней Азии в Берлине.
■ Вавилонская карта мира - глиняная табличка (конец VIII - начало VII в. до н. э.) и другие свидетельства нововавилонской эпохи - Британский музей, Лондон.
■ Каменная стела с Кодексом законов Хаммурапи (копия имеется в Музее слепков им. И. В. Цветаева, филиале ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве) и другие арте-фак1ы вавилонской цивилизации - Лувр, Париж.
■ Коллекция артефактов Вавилона - Национальный музей Ирака, Багдад.
■ Реконструкция городских строений эпохи царя Навуходоносора II на месте раскопок (эта работа продолжается).

Атлас. Целый мир в твоих руках №212

Читайте в этом номере .

1. Город Вавилон становится главным в Двуречье. Го­рода Двуречья долго воевали между собой - кому из них быть главным. Победил в этой борьбе Вавилон, под вла­стью которого объединилось почти всё Двуречье. Распо­лагался Вавилон в очень удобном месте - в самом центре Двуречья, там, где близко сходятся Тигр и Евфрат. По ре­кам купцы доставляли товары. По степям, горным тропам и пустыням издалека в Вавилон шли торговые караваны. Сюда привозили строительный лес и металлы, а вывози-

Сказание о Гильгамеше

(По клинописному тексту на глиняных табличках)

В городе Уруке жил некогда царь Гильгамёш. Решили боги испытать его силу и послали против него могучего Энкйду - полузверя-получело­века. В единоборстве ни тот ни другой не смогли одержать победу. И заключили Гильгамёш и Энкиду дружбу навеки. Вместе отправились они в далёкие страны, в горы, поросшие кедровым лесом. А лес охранял страшный великан Хумбаба. Сразились с ним два силача и повергли его наземь. Новые подвиги ожидали их. Но Энкиду заболел и умер. Горько плакал над ним Гильгамёш: «Друг мой любимый стал землёю. Неужели и я, как он, лягу, чтобы не встать во веки веков?» Отправился герой искать себе бессмертия. Раздобыл он чудесную траву жизни, от которой старик молодеет. Но лишь только Гильгамёш уснул, подкралась змея и проглоти­ла её. Недоступно бессмертие людям.


\ у.Эшнунн;

власть от богов. Более ста лет назад архео­логи нашли большой столб из твёрдого чёр­ного камня. Со всех сторон он был покрыт ровными рядами клинописи. В верхней ча­сти камня находилось такое изображение: на троне восседает бородатый бог в высо- Глиняная клино- ко" короне, а перед ним, ростом пониже, писная табличка, в почтительной позе стоит царь. Это бог

Миф о потопе

(По клинописному тексту на глиняной табличке)

Однажды рассердились боги на людей и решили устроить потоп. Но бог воды, добрый Эа, сообщил об этом праведному человеку по имени Утнапйшти. Тот построил корабль и погрузил туда весь свой скот и всю родню. И вот чёрная туча закрыла небо, грозно загремел бог грома. Когда же через шесть дней и семь ночей закончилась буря и выглянуло солнце, над водою был виден лишь маленький остров. Это была вершина высокой горы. Выпустил Утнапишти голубя, и прилетел тот обратно, не найдя су­хого места. Выпустил ласточку, и ей пришлось вернуться. Выпустил воро­на, и нашёл ворон сушу.

На вершине горы Утнапишти насыпал тростник, зажёг огонь и принёс богам жертву. Боги обрадовались приношению и простили людей, спасшихся от потопа. Сам же Утнапишти, единственный из людей, стал бессмертным.

Солнца Шамаш вручает Хаммурапи жезл - знак власти над людьми. Солнце видит всё, что совершается на небе и на земле. Шамаш - небесный судья и владыка, а Хамму­рапи - земной.

3. Царские законы. Главное, что было написано на чёр­ном камне, - законы Хаммурапи. По этим правилам, установленным царём, а не по собственному произволу должны были судьи разбирать все споры между людьми. И жители Вавилонии знали, что за нарушение законов их постигнет суровое наказание.

В надписи на камне царь угрожает будущим правите­лям, которые посмеют выскоблить или изменить законы. Боги тогда нашлют на всю страну врагов, голод, потоп и заразные болезни. Ведь царские законы - это воля самих богов, и она неколебима во веки веков.

Порой судьям приходилось прямо спрашивать у богов, как решить то или иное дело. Ведь не всегда удавалось найти свидетелей преступления. Обвиня­емого тогда вели к реке и заставляли по­грузиться в воду. Если он тонул - значит, бог реки забрал его к себе как виновато­го. Если же ему удавалось выплыть, то он чист перед богами и невиновен.

В Древней Вавилонии преступников обычно заставляли испытать то же самое, что они причиняли своей жертве. Хамму­рапи видел справедливость в том, чтобы отплатить, как говорится, «око за око, зуб за зуб». Не причиняй другому такой обиды, которую сам не хочешь испытать!

4. Законы о рабах. Но не все в Вави­лонии были равны перед законом. Когда в законах Хаммурапи говорилось «чело­век», то имелись в виду лишь свободные люди. А ведь были ещё и рабы. И если раб оскорблял свободного человека, то по закону Хаммурапи ему отрезали ухо. Не язык или пальцы, а именно ухо, чтобы не лишить раба возможности трудиться и отвечать на вопросы господину. Убежать
с отрезанным ухом было не­возможно: все знали - это раб, к тому же строптивый.

Рабов покупали и прода­вали так же, как домашнюю скотину и всякое иное иму­щество. А если по чьей-либо вине чужой раб потерял жизнь, то виновный должен был только заплатить цену раба его хозяину или отдать своего раба.

5. Законы о богачах и бедняках. Некоторые вави­лоняне были очень богаты. Они владели обширными по­лями и садами с финиковыми пальмами. По их приказу отправляли товары в другие города с караванами или на кораблях. Но было и множество бедняков.

Иногда бедняку не хватало урожая, чтобы прокормить семью, отдать налоги царю, засеять поле семенами. Он просил богача дать ему зерно в долг. Но долги росли. И если бедняк брал в долг пять мешков зерна, то через год обязан был вернуть уже шесть мешков. Некоторые люди наживались на том, что давали имущество «в рост». Их называли ростовщиками.

Порой подходил срок возврата долгов, а платить-то бед­няку нечем. Тогда богач требовал: «Отдавай сына, дочь или свою жену. Они будут работать у меня в доме как рабы». Богачи хотели бы навсегда поработить своих долж-

Из законов Хаммурапи

Если человек украл имущество храма, он должен быть казнён.

Если человек украл осла, овцу или раба, он должен быть казнён.

Если человек ударил отца, ему следует отрубить руку.

Если человек выбил зуб человеку, ему самому следует выбить зуб.

Если человек выколол глаз человеку, ему самому следует выколоть глаз.

Если человек не укрепил насыпь на своей земле и вода затопила поля соседей, пусть возместит им убытки. Если ему нечем платить, следует продать всё его имущество и его самого, а полученное серебро пусть со­седи разделят между собой.

ников, но Хаммурапи повелевает: «Работать на хозяина он должен лишь три года, а потом его следует отпустить на свободу». Если должник отдавал ростовщику своего сына, продать его ростовщик не мог. И убить его он не имел права - иначе у него самого в наказание убивали сына. Так царь Хаммурапи защищал своих подданных от обра­щения в рабство.

Но если семья бедняка голодает, ему придётся снова де­лать долги и отдавать детей богачу. Хаммурапи не видел в этом несправедливости. Ведь такой порядок тоже устано­вили боги - есть люди свободные, а есть рабы, есть бога­тые, а есть нищие.

Объясните значение слов: закон, ростовщик, раб-должник. Проверьте себя. 1. Какой город и почему стал главным в Древнем Дву­речье? 2. Что продавали купцы, прибывшие в Вавилон с севера? Что они покупали в Вавилоне? 3. Как вавилонские судьи решали, виновен ли обвиняемый, если не было свидетелей преступления? 4. Чем отли­чалось положение вавилонянина, отрабатывавшего долг, от положения раба-чужеземца?

gastroguru © 2017