Растения садов монастыря святого галла. Развитие и характеристика монастырских садов средневековой европы. Сады арабов в Испании

Весна - пора открытия дачного сезона. Для садоводов и огородников в эти дни товары для сада и огорода пользуются повышенным спросом, и, накупив необходимый инвентарь, дачники едут на свои садовые участки. Сегодня в моде благоустраивать участки с шиком - высаживать экзотические растения, ставить скульптуры, рыть искусственные водоёмы. Однако мало кто знает, что в Средние века сады были настоящими произведениями искусства.

Средневековые сады

В средневековье работа садовника уподоблялась труду писателя книг. Считалось, что сад нужно читать, как книгу, извлекая для себя пользу.

Как правило, сады в Средние века разбивали в монастырях и замках. В то время только там можно было найти цветы и некоторые фрукты. Монастырский двор строился в соответствии со строго планировкой и включал в себя сад, огород с ровными прямоугольными грядками, а иногда сооружали и водоём для выращивания рыбы. Такой ансамбль назывался райский двор. В райском саду, огороженном от посторонних глаз, выращивали декоративные растения, лекарственные травы и плодовые кустарники.

Многие декоративные приёмы в Средних веках заимствовали от античности. Принцип регулярности доминировал и в композициях архитектуры, и в устройстве зелёных насаждений. В оформлении садов большую роль играли скульптуры, фонтаны, каскады, баскеты и гроты.

Влияние на строительство садов и парков Италии оказало творчество таких мастеров, как Браманте, Рафаэль и Палладио.

Сады и виллы в то время составляли единый ансамбль. Одной из самых знаменитых архитектурно-парковых работ ренессанса была вилла Мадама. Джулио Медичи выбрал для этой виллы живописный склон холма с видом на Рим. Первоначальный проект виллы подготовил Рафаэль Санти. Несмотря на сложный ландшафт, знаменитый архитектор гармонично окружил виллу террасным садом.

Ещё одним шедевром того времени слывёт вилла Форнезе. Архитектор Джакомо Бароцци да Виньола точно рассчитал пропорции сада Форнезе и смог выигрышно использовать естественный рельеф местности.

В ту эпоху Италия вдохновляла творческие поиски и в других европейских странах. Так, во Франции под итальянским влиянием в XVI веке были созданы сады Фонтенбло возле Королевского дворца, в начале XVII века - люксембургский сад возле Люксембургского дворца.

Добавить в закладки:

Монастырские сады

В эпоху средневековья в разбивке садов основную роль играли монастыри, владевшие обширными угодьями с лесами, полями и лугами. За монастырской стеной скрывались: декоративный фруктовый сад, утилитарный огород с небольшими грядками прямоугольной формы и, скрытый от посторонних глаз, райский двор. На основе современных познаний и опыта прежних культур, монахи возделывали всевозможные растения, в первую очередь, они выращивали целебные растения и обрабатывали огороды.

Райский двор

Райский двор был обязательной составной частью монастырского комплекса.

Тут было реальное чувство природы, взращенное традицией библейского рая. Когда монахи работали в саду, считалось, что они очищали свои души земным видением потерянного райского сада. Райский двор - внутреннее пространство четырехугольной формы, замкнутое амбитом с крытой аркадой. Этот тип сада имеет свои аналоги в римском перистиле. В центре находился источник чистой воды чаще всего, это был резервуар для чистой воды или колодец; иногда там устраивался бассейн для выращивания рыбы, идущей на приготовление постной христианской пищи. Территория райского двора делилась дорожками к источнику на четыре участка правильной формы. Очень редко здесь были посажены невысокие деревья или кусты, как правило, на аккуратно обработанных грядках райского двора выращивались цветы для украшения монастырского костела и целебные травы. Каждый цветок с древних времен имел свое символическое значение. Например, символизировала непорочность Девы Марии, красная роза - пролитую кровь Христову, белая роза -королеву небес -Марию и т.д. На клумбах росли и другие полевые и садовые цветы. Естественной красотой растений, особенно цветов, запечатленной мастерами средневековья, мы можем любоваться, глядя на сохранившиеся в готических монастырях настенные росписи, на иконы, рукописи и вышивки.

Старинный закрытый сад или его часть, в зависимости от вида посадок и назначения, назывался: herbarium - сад, специализированный на выращивании целебных трав либо цветов; gardinum - огород для кухни с овощными грядками и кореньями, по возможности, в сочетании с фруктовым садом; viridarium (уже не только монастырский) - сад для отдыха и развлечений (recreatione et solatio). Декоративный фруктовый сад имел только одну функцию: здесь любовались цветущими фруктовыми деревьями и прогуливались в их тени, часто по берегу реки, бассейна или пруда.

Первый herbarium с характером ботанического сада возник в 1333 г. в Венеции, а уже вскоре подобный ботанический сад имела Прага.

Светские сады средневековья

Свои собственные садовые участки имели не только дворцовые комплексы, но и другие городские светские постройки, располагающие собственным участком земли, более обширные сады разбивались при градах.

Некоторые сведения о том, как выглядели светские сады при домах знати и средневековых градах приходят из поэзии, литературы, менестрелей и песен трубадуров. Описание композиции, атмосферы и деталей позднеготических садов содержат иллюминированные миниатюры и рукописи. Эти сады всегда имели ограждение, каменные стены часто дополнялись башенками с павильонами, иногда - рвом с водой. Между прямоугольными грядками прокладывались каменные, дощатые или кирпичные . Среди грядок с овощами и кореньями, как правило, не забывали завести грядки с растениями для: отпугивания насекомых, приготовления «любовного напитка», а также изготовления ядов.

Изображения пейзажных парков встречаются уже на средневековых картинах.

Покрытая дерном, невысокая стенка являлась неким подобием средневековой . Посреди сада обычно был каменный колодец или железный фонтанчик с питьевой водой, иногда с бассейном для купания, а также резервуар для поливки растений и каменный столик для пищи.

Вечнозеленые деревья и кусты уже тогда стригли, придавая им причудливые формы и помещали в каменные вазы.

Изредка в саду встречались лабиринты, орнамент которых создавался из низкого кустарника, рисунок которых сложными путями подводил к центру. выполнялся по подобию узоров на каменных полах готических кафедральных соборов.

Сады при градах неизменно были составной частью жизненного уклада рыцарей, сопровождаемого галантным ухаживанием, музыкой и танцем. В некоторых садах, принадлежавших богатым владельцам, свободно летали разноцветные птицы, часто прохаживались благородные павлины. В медных садовых вольерах жили не только пеночки, дрозды и скворцы, но и фазаны с глухарями.


Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

В конце IV в. блестящая эпоха античности с ее
науками, искусством, архитектурой завершила свое
существование, уступив место новой эпохе феодализму.
Период
времени,
насчитывающий
тысячелетие между падением Рима (конец IV в.) и
эпохой Возрождения в Италии (XIV в.), называется
средними веками, или эпохой средневековья. Это было
время
формирования
европейских
государств,
постоянных междоусобных войн и восстаний, время
утверждения христианства.
В истории архитектуры средневековье делят на
три периода: раннесредневековый (IV-IX вв.),
романский (X-XII вв.), готический (конец XII-XIV вв.).

Смена архитектурных стилей существенно не
отражается на паркостроении, поскольку в этот период
садово-парковое искусство, являющееся самым
уязвимым из всех видов искусства и более других
требующее для своего существования мирной
обстановки, приостанавливает свое развитие. Оно
существует в виде небольших садов при монастырях и
замках, т. е. на территориях, относительно
защищенных от разрушения.
Период средневековья, который продолжался
почти тысячу лет, не оставил образцовых садов, не
создал своего готического стиля садовой архитектуры.

Типы садов:
1.
2.
3.
4.
Монастырский сад
Сады замков или феодальный тип садов
«Луга цветов» – для турниров и светских забав
«Сады любви»

Средневековые сады Европы значительно уменьшились в
размерах по сравнению с античными, изменилось и их
назначение. Декоративные, прогулочные сады стали большой
редкостью и уменьшились до крохотных участков, зажатых среди
мощных стен феодальных замков и монастырей. Эти сады
использовались, в основном, для разведения плодовых и
лекарственных растений.

Монастырский сад
Сады сначала начали
возникать
только
в
монастырях.
Средневековые
монастыри
представляли
собой центры науки и
искусства
феодального
мира. Будучи относительно
защищенными
от
разрушения
во
время
многочисленных
средневековых воин и междоусобиц они стали центрами, в
которых сохранялось и в некоторой степени, развивалось,
парковое искусство. Здесь разрабатывались смысловые
концепции идеального сада – рая.

Монастырские садики были композиционно связаны с
архитектурой окружающих его построек и были наполнены
символизмом, отражающим познание Бога человеческой душой –
райский сад – это сад, насажденный богом, безгрешный, святой,
обильный всем, что необходимо человеку – это непременная и
характерная черта – наличие в саду всего того, что может
доставлять радость не только глазу, но и слуху, обонянию, вкусу,
осязанию – всем человеческим чувствам. Цветы наполняют рай
красками и благоуханием. Фрукты служат не только украшением,
равным цветам, но и услаждают вкус. Птицы не только оглашают
сад пением, но и украшают его своим красочным обликом и т. д.
Этот первоначальный рай был окружен оградой, за которую
бог изгнал Адама и Еву после их грехопадения. Поэтому главная
"значимая" особенность райского сада – его огражденность.
Такой сад часто называли "hortus conclusus" – "закрытый сад".

Ограниченная площадь определяла небольшие размеры
монастырских садов. Для них была характерна прямоугольная
планировка выровненных внутренних двориков, закрытых от
окружающего «грешного мира». Планировка сада и растения в
нем, наделялись аллегорической (религиозной) символикой. Сад,
отделенный стенами от греха и вмешательства темных сил, стал
символом райского сада.
Монастырский двор, обычно квадратный, делился узкими
дорожками крестообразно на четыре квадратные части (что
имело символическое значение – крест, образуемый дорожками,
должен был напоминать о мучениях Христа). В центре, на
пересечении дорожек, сооружался колодец или фонтан, как
символ чистоты веры и неиссякаемой благодати.
Нередко центральное место занимало «древо жизни» или
«древо познания» – райское дерево – небольшое апельсиновое
деревце или яблоня – символ утраты райского состояния –
символ единства добра и зла, ибо на нем растут плоды добра и
зла.

По назначению сады делились на аптекарские огороды со
всевозможными травами и лекарственными растениями, кухонные
огороды с овощными культурами для нужд монастыря и плодовые
сады. Небольшой фруктовый сад внутри монастырского двора был
символом рая. Он часто заключал в себе и монастырское
кладбище.

Монастыри в то время были, пожалуй, единственным
местом, где оказывали медицинскую помощь, как монахам, так
и паломникам. Разведение лекарственных растений стало
важной заботой средневековых садовников. Аптекарский
огород располагался обычно во внутренних двориках, рядом с
домиком лекаря, монастырской больницей или богадельней. В
нем выращивались как лекарственные, так и декоративные
растения, а также растения, которые могли служить
красителями. Цветущие и ароматные растения привносили
красоту аптекарским грядкам. Но красиво цветущих растений
не так много разводили в средние века, для них не хватало
места в мрачных замках и тесных городах. На небольших
клочках земли, скупо освещаемых солнцем из-за высоких стен
и крыш, выращивали лишь несколько излюбленных
растений…

В садах трав росли лилии, гладиолусы, розмарин, мята,
шалфей, рута и другие полезные виды растений, которые к тому
же еще и были красивы. Эстетическое начало присутствовало во
всем, что находилось в саду, а тут можно было встретить и грядки
с овощными культурами, душистыми травами, цветами,
кустарниками-ягодниками, плодовыми деревьями - все это было
необходимо монахам, которые имели собственное хозяйство и
сами обеспечивали себя всем необходимым.
Примечателен факт, что целебность растений в раннем
Средневековье определялась очень просто: считалось, что
растение само своей формой показывает, какие органы или части
тела оно исцеляет.

Например, думали, что полынь, похожая на завиток, средство против головных болей; волосовидные укроп и спаржа
помогают укреплять волосы; розы и маргаритки, несколько
напоминающие глаз, излечивают глазные болезни; щавель,
похожий на язык, его и лечит, а ландыш с цветками,
напоминающими каплю, - прекрасное средство от паралича…

Так как в средневековье садов было мало, выращенные
растения очень ценились и строго охранялись. Свидетельством
того, насколько большое внимание уделялось садам и цветам,
служит рескрипт 812 г., в котором Карл Великий распорядился
о тех цветах, которые необходимо сажать в его садах. Рескрипт
содержал список около шестидесяти названий цветов и
декоративных растений. Этот список переписывался и
распространялся затем по монастырям всей Европы.
Так же были установлены определенные законы против тех,
кто портил или уничтожал растения. Согласно закону того
времени, человеку, испортившему привитое дерево, грозило
прожигание пальцев ног. А иногда виновного в порче чужого
сада прибивали к позорному столбу, отсекали правую руку и
осуждали на вечное изгнание.

Основной чертой монастырского типа садов были их
уединенность, созерцательность, тишина, утилитарность.
Некоторые монастырские сады оформлялись трельяжными
беседками, невысокими стенами для отделения одного участка от
другого.

Среди монастырских садов особенно славился СентГалленский сад в Швейцарии.
Монастырь Святого Галла, расположенный в швейцарском
городе Сент-Галлен, был в средние века одной из крупнейших
бенедиктинских обителей Европы, основанный в 613 году Св.
Галлом.
Здесь сохранилась монастырская библиотека средневековых
рукописей, которая насчитывает 160 тыс. единиц хранения и
слывет одной из самых полных в Европе. Одним из самых
любопытных экспонатов является «План Святого Галла»,
составленный в начале IX века и представляющий
идеализированную картину средневекового монастыря (это
единственный архитектурный план, сохранившийся от раннего
Средневековья).

«План Святого Галла»

План средневекового монастыря Святого Галла
1. Домик лекаря.
2. Сад лекарственных
растений.
3.
Монастырский
дворик – клуатр.
4. Фруктовый сад и
кладбище.
5. Огород.
6.
Хозяйственные
пруды.

Клуатр (от лат. Claustrum – закрытое место) - крытая
обходная галерея, обрамляющая закрытый прямоугольный двор
или внутренний сад монастыря. Обычно клуатр располагался
вдоль стены здания, при этом одна из его стен была глухой, а
вторая представляла собой аркаду или колоннаду. Часто клуатром
называли и сам открытый двор, окруженный галереей.

В Средние века внутренний двор клуатра непременно имел в
центре колодец, от которого отходили дорожки, разделяющие
пространство двора на квадранты. Клуатр обычно пристраивался
к длинному южному фасаду собора. Одно из первых изображений
клуатра видно на плане монастыря Сент-Галлен в Швейцарии.
Клуатр представлял собой средоточие жизни монастыря, его
главный коммуникационный центр, место медитации и ученой
работы. Клуатр играл существенную роль как место
торжественных процессий на Пасху или на Рождество.

Сад-лабиринт – еще один прием, сформировавшийся в
монастырских садах и занявший прочное место в
последующем паркостроении.
Если римляне использовали мотив лабиринта в декоре
мозаик и фресок, христиане превратили его в символ
препятствия к спасению. Лабиринты часто встречались в
интерьере церквей. В средние века для кающихся богомольцев
на полу храма выкладывали мозаичные спирально извилистые дорожки, по которым верующие должны были
пройти на коленях от входа в храм до алтаря по всем изгибам и
поворотам лабиринта. Такое наказание налагалось для
искупления своих грехов на тех, кто не мог совершить
паломничество к святым местам.

В дальнейшем от выполнения утомительного обряда в
церкви лабиринты перешли к прогулкам в садах, где дорожки
разделялись стенами стриженой изгороди.
Занимая маленькую площадь, такой лабиринт создавал
впечатление бесконечной длины дорожек и давал возможность
совершать длительные прогулки. Говорят, в таких лабиринтах
были скрыты люки тайного подземного хода. Наверное,
именно о таком лабиринте писал Джефф Савард в своей книге
«…лабиринт воспринимается как островок спокойствия в
хаотичном мире, тихое место, предназначенное для раздумий и
созерцания. Извилистая тропа лабиринта приглашает
посетителя очистить свой разум, освежить душу, умерить пыл,
сбавить скорость…»

Сады-лабиринты

Впоследствии
сады-лабиринты
получили
широкое
распространение в регулярных и даже пейзажных парках Европы.
В России такой лабиринт был в Летнем саду (не сохранился), в
регулярной части Павловского парка (восстановлен) и парке
Сокольники, где его дороги имели вид переплетенных эллипсов,
вписанных в еловый массив (утрачен).

Современные сады-лабиринты

Сады замков или феодальный тип садов.
Особый характер носили сады в замках. Феодальные
сады в отличие от монастырских были меньшего размера,
располагались внутри замков и крепостей – были небольшими
и замкнутыми. Здесь выращивали цветы, имелся источник –
колодец, иногда миниатюрный бассейн или фонтан, и почти
всегда скамья в виде выступа, покрытого дерном, – прием,
получивший впоследствии широкое распространение в
парках. В них устраивались крытые аллеи из винограда,
розарии, выращивались яблони, а также цветы, высаживаемые
в клумбы по специальным рисункам.

Сады замков

Замковые сады
находились
обычно
под
особым
наблюдением хозяйки
замка
и
служили
маленьким
оазисом
спокойствия
среди
шумной
толпы
обитателей
замка,
наполнявшей
его
дворы.
Здесь
же
выращивались
как
лекарственные травы,
так и ядовитые, травы для украшений и имевшие символическое
значение. Особое внимание уделялось душистым травам.

Их душистость отвечала
представлениям
о
рае,
услаждающем
все
чувства
человека, но другой причиной их
культивирования было то, что
замки и города, вследствие
низких санитарных условий,
были полны дурных запахов. В
средневековых садах сажались
розы, вывезенные крестоносцами
с Ближнего Востока.
В первые века после падения Римской империи розы в
Европе, отнесенные к языческой, нечестивой, греховной
роскоши, были уничтожены, и лишь спустя столетие вновь
появились в садах.

Растения с ценными
целебными
свойствами
становятся в средневековье
основой
духов
и
косметических
средств.
Такие садики называли
садами «ученых женщин»,
которые изобрели первые
ароматические снадобья. В
странах
Европы
в
средневековье люди почти
не мылись и, чтобы отбить
запах, обмазывали себя
пахучими
смесями
из
десятков ингредиентов, так
появились первые духи.

Выращивались «сладко пахнущие» растения - розы, лилии,
примулы, фиалки, васильки, - не только для использования в
ритуалах, украшениях, но и даже в кушаньях. Фиалки добавляли
в салаты. Примула, фиалки, розовые лепестки и боярышник в
смеси с медом и сахаром составляли любимое лакомство.
Первое упоминание о цветочном саде роз и фиалок
относится примерно к 1000 году.

Именно в это время появляются такие декоративные
элементы, как цветники, трельяжи, перголы, появляется мода на
горшечные растения. В горшках выращивали пряноароматические растения, цветы и экзотические комнатные
растения, которые попадали в Европу после крестовых походов.
При замках крупных феодалов создаются более обширные сады
не только утилитарного назначения, но и для отдыха.

Вблизи оборонительных укреплений замка устраивались
"луга цветов" – сады для турниров и светских забав.

Большой
известностью
пользовались
сады
императора Карла Великого
(768-814 гг.), они делились на
утилитарные и «потешные».
«Потешные»
сады
украшались
газонами,
цветами,
невысокими
деревьями,
птицами
и
зверинцем.
В позднее средневековье
появились «сады любви»:
сады, предназначенные для
любовных
уединений,
свиданий, а также просто для
отдыха
от
шумной
придворной жизни.

Такие сады имели в
центре небольшие бассейны
для
купаний.
Здесь
музицировали, вели беседы,
читали
книги,
танцевали,
играли в различные игры.
Хорошее изображение
такого
«сада
любви»
сохранилось на миниатюре
«Сад удовольствий». Молодые
люди купаются в «Фонтане
Юности», пьют вино и
наслаждаются
музыкой.
Совместное
купание
в
небольших бассейнах мужчин
и женщин довольно часто
изображается в средневековых
миниатюрах.

Совместное купание в
небольших
бассейнах
мужчин
и
женщин
довольно
часто
изображается
в
средневековых
миниатюрах: по-видимому,
в этом не было ничего
удивительного в условиях
«коммунальной»
жизни
средневековых замков и
городов, где уединение
было желанным, но не
всегда доступным.

Основные
объекты
садово-паркового
искусства
средневековья:
- монастырские сады
- внутримонастырские сады-клуатры,
- аптекарские огороды,
- плодовые (райские) сады,
- сады-лабиринты
- феодальные сады
- декоративные и утилитарные сады,
- потешные сады,
- увеселительные рощи (цветочный луг и сад любви).
Для средних веков характерно использование достижений
античного естествознания и теории садово-паркового искусства и
дальнейшее их усовершенствование. Можно выделить такие
особенности
садового
строительства
средневековья:
геометричность планировки внутренних садиков; рядовые
посадки и стрижка деревьев; лабиринт; символика.

Лабораторно-практическая работа № 3
«План средневекового монастыря Святого Галла».
стилевые особенности:
5. Огород.
6. Хозяйственные пруды.
осевое построение;
использование
симметрии;
формирование
замкнутых
композиций
основные элементы:
1. Домик лекаря.
2. Сад лекарственных
растений.
3. Клуатр.
4. Фруктовый сад и
кладбище

После падения Римской империи в течение многих веков доминирующую роль в европейском обществе вместо культуры светской стала играть церковная. Центрами просвещения стали монастыри: там находились библиотеки, больницы, школы; при монастырях для хозяйственных нужд разбивались небольшие по площади сады.

Римская традиция общедоступных парков для горожан была забыта. Монахи, работавшие в саду, в первую очередь руководствовались не эстетическими соображениями, а практической пользой. В монастырских садах выращивали пряные травы, овощи и фрукты — по сути, это были огороды, снабжавшие обители пищей. Обычно огороды располагались за монастырской оградой. Были также аптекарские огороды – там растили лекарственные растения, их устраивали вблизи больницы или богадельни при монастыре. Во многих случаях, при низком уровне развития медицины тех лет, целебные свойства растения определялись приписываемым ему символическим значением, а не врачебной практикой. Там же культивировали растения, дающие яркие красители (некоторые из них были даже ядовитыми): до изобретения книгопечатания книги писали от руки ученые монахи, и природные краски нужны были для оформления колонтитулов, иллюстраций и заглавных букв в рукописи.

Но вместе с тем первооснова самой идеи сада никогда не забывалась – это Эдем, райский сад, созданный Богом, прекрасный, полный растений, птиц и животных, изобилующий всем, что нужно было человеку. После грехопадения Адам и Ева были изгнаны из райского сада. Поэтому любая попытка человека устроить сад на земле трактовалась как своего рода «возвращение в Эдем», стремление руками человека воплотить рай на земле. Так, фруктовый сад трактовался как символ рая и должен был напоминать монашествующей братии о христианских добродетелях.

Узкие дорожки крестообразно делили сад на четыре части – эта деталь, конечно, имела символическое значение. На перекрестке в центре располагался колодец, водоем, может быть, был и фонтанчик, для питьевой воды и полива растений. Источник воды имел значение символа чистоты христианской веры. Росли там декоративные растения и фруктовые деревья, и, конечно же, цветы. Если в саду было место для пруда, там разводили рыбу для поста. Привезенные в Европу во время крестовых походов экзотические растения, особенно розы, завоевали большую популярность. Часто с розой отождествлялась Мадонна, также символом Богоматери была лилия. Каждое растение в саду имело символическое значение.

Все монашеские ордена, даже нищенствующие, как францисканцы, которым долгое время уставом было запрещено иметь землю в собственности, кроме небольшого огорода, культивировали сады. Многие монастыри прославились и памятны до сих пор именно своими садами и огородами.

Короли и знать в Средние века тоже уделяли немалое внимание садоводству: сохранился указ Карла Великого, касавшийся цветов, которые нужно было посадить в его садах, перечень включал порядка шести десятков названий. Сеньоры устраивали сады при замках, забота о саде была одной из главных обязанностей хозяйки замка. За оградой, рядом с оборонительными стенами устраивали «луга цветов» для рыцарских турниров и забав знати.

Замковые сады в те годы устраивались по тем же принципам, что и монастырские. Большое значение имела культивация пряных трав: это был, во-первых, один из немногих способов разнообразить довольно скудную даже в богатых домах средневековую кухню, во-вторых, пряные ароматные растения издавали приятный запах. Райские сады, воссозданные человеком на земле, давали пищу всем пяти чувствам. Деревья — яблони, сливы, абрикосы, вишни питали вкус. Цветы – радовали глаз, пряности – обоняние, птицы, жившие в садах, своим пением очаровывали слух. Можно с гордостью признать, что славная средневековая традиция садоводства продолжается в наши дни на каждом российском дачном участке.

В конце IV в. блестящая эпоха античности с ее науками, искусством, архитектурой завершила свое существование, уступив место новой эпохе - феодализму. Период времени, насчитывающий тысячелетие между падением Рима (конец IV в.) и эпохой Возрождения в Италии (XIV в.), называется средними веками, или эпохой средневековья. Это было время формирования европейских государств, постоянных междоусобных войн и восстаний, время утверждения христианства.

В истории архитектуры средневековье делят на три периода: раннесредневековый (IV-IX вв.), романский (X-XII вв.), готический (конец XII-XIV вв.). Смена архитектурных стилей существенно не отражается на паркостроении, поскольку в этот период садово-парковое искусство, являющееся самым уязвимым из всех видов искусства и более других требующее для своего существования мирной обстановки, приостанавливает свое развитие. Оно существует в виде небольших садов при монастырях и замках, т. е. на территориях, относительно защищенных от разрушения.

Монастырские сады. В них выращивали травянистые лекарственные и декоративные растения. Планировка была простая, геометрическая, с бассейном и фонтаном в центре. Часто две крестообразно пересекающиеся дорожки делили сад на четыре части; в центре этого пересечения, в память о мученической смерти Христа, устанавливался крест или высаживался куст роз. Основной чертой монастырского типа садов были их уединенность, созерцательность, тишина, утилитарность. Некоторые монастырские сады оформлялись трельяжными беседками, невысокими стенами для отделения одного участка от другого. Среди монастырских садов особенно славился Сент-Галленский сад в Швейцарии.

Феодальный тип садов. Сады при замках устраивали внутри их территории. Они были небольшими и замкнутыми. Здесь выращивали Цветы, имелся источник - колодец, иногда миниатюрный бассейн и фонтан и почти всегда скамья в виде выступа, покрытого дерном, - прием, получивший широкое распространение в парках. В садах устраивались крытые аллеи из винограда, розарии, выращивались яблони, а также Цветы, высаживаемые в клумбы по специальным рисункам. Из подобных садов наиболее прославились кремлевский сад Фридриха II (1215-1258 гг.) в Нюренберге и королевский сад Карла V (1519-1556 гг.) с плантацией вишен, лавровых деревьев и цветников из лилий и роз. Большой известностью пользовались сады императора Карла Великого (768-814 гг.), они делились на утилитарные и <потешные>. <Потешные> сады украшались газонами, цветами, невысокими деревьями, птицами и зверинцем.

Появляются такие декоративные элементы, как цветники, трельяжи, перголы и др. При замках крупных феодалов создаются более обширные сады - прато, не только утилитарного назначения, но и для отдыха.



Сад-лабиринт - прием, сформировавшийся в монастырских садах и занявший прочное место в последующем паркостроении. Первоначально лабиринт представлял собой узор, рисунок которого вписывался в круг или шестиугольник и сложными путями подводил к центру. В раннем средневековье этот рисунок выкладывали на полу храма, а позднее перенесли в сад, где дорожки разделялись стенами стриженой изгороди. Впоследствии сады-лабиринты получили широкое распространение в регулярных и даже пейзажных парках. В России такой лабиринт был в Летнем саду (не сохранился), регулярной части Павловского парка (восстановлен) и парке Сокольники, где его дороги имели вид переплетенных эллипсов, вписанных в еловый массив (утрачен).

Позднее средневековье характеризуется открытием первых университетов (Болонья, Париж, Оксфорд, Прага). Садоводство и ботаника достигли высокого уровня развития, появились первые ботанические сады. В 1525 г. в г. Пизе был устроен первый ботанический сад. Вслед за ним появились примерно такие же сады в Милане, Венеции, Падуе, Болонье, Риме, Флоренции, Париже, Лейдене, Вюрцбурге, Лейпциге, Гессене, Регенсбурге. Наряду с ботаническими устраивались и частные сады.

С открытием Америки в 1493 г. и с развитием торговых связей с Индией сады стали наполняться экзотическими растениями. Широкое распространение получили плодоводство и разведение лекарственных растений, в садах культивировались апельсины, лавры, фиги, яблони, вишни и т.д., а также устраивались пруды, каскады, бассейны, фонтаны, беседки, павильоны. Утилитарные сады постепенно превращались в декоративные.

gastroguru © 2017