Выбор читателей
Популярные статьи
Весна - пора открытия дачного сезона. Для садоводов и огородников в эти дни товары для сада и огорода пользуются повышенным спросом, и, накупив необходимый инвентарь, дачники едут на свои садовые участки. Сегодня в моде благоустраивать участки с шиком - высаживать экзотические растения, ставить скульптуры, рыть искусственные водоёмы. Однако мало кто знает, что в Средние века сады были настоящими произведениями искусства.
В средневековье работа садовника уподоблялась труду писателя книг. Считалось, что сад нужно читать, как книгу, извлекая для себя пользу.
Как правило, сады в Средние века разбивали в монастырях и замках. В то время только там можно было найти цветы и некоторые фрукты. Монастырский двор строился в соответствии со строго планировкой и включал в себя сад, огород с ровными прямоугольными грядками, а иногда сооружали и водоём для выращивания рыбы. Такой ансамбль назывался райский двор. В райском саду, огороженном от посторонних глаз, выращивали декоративные растения, лекарственные травы и плодовые кустарники.
Многие декоративные приёмы в Средних веках заимствовали от античности. Принцип регулярности доминировал и в композициях архитектуры, и в устройстве зелёных насаждений. В оформлении садов большую роль играли скульптуры, фонтаны, каскады, баскеты и гроты.
Влияние на строительство садов и парков Италии оказало творчество таких мастеров, как Браманте, Рафаэль и Палладио.
Сады и виллы в то время составляли единый ансамбль. Одной из самых знаменитых архитектурно-парковых работ ренессанса была вилла Мадама. Джулио Медичи выбрал для этой виллы живописный склон холма с видом на Рим. Первоначальный проект виллы подготовил Рафаэль Санти. Несмотря на сложный ландшафт, знаменитый архитектор гармонично окружил виллу террасным садом.
Ещё одним шедевром того времени слывёт вилла Форнезе. Архитектор Джакомо Бароцци да Виньола точно рассчитал пропорции сада Форнезе и смог выигрышно использовать естественный рельеф местности.
В ту эпоху Италия вдохновляла творческие поиски и в других европейских странах. Так, во Франции под итальянским влиянием в XVI веке были созданы сады Фонтенбло возле Королевского дворца, в начале XVII века - люксембургский сад возле Люксембургского дворца.
Характеристика художественной культуры Средневековья. Особенности средневекового сада: изменение функций и назначения, символический и миниатюрный характер, своеобразие декоративных элементов. Сад и книга в Средние века. “Цветочки” святого Франциска Ассизкого.
Три типа средневековых садов: монастырские; мавританские и феодальные.
Монастырские сады - их планировка и основные черты. Символика монастырского сада. Типология монастырских садов: плодовые сады, огороды, сад цветов для церковных служб, аптекарские сады. Вертоград - декоративный монастырский сад.
Италия - родоначальница монастырских и ботанических садов. Сады Бенедиктинского Ордена, элементы римского садово-паркового искусства: симметрия, приоритет утилитарной функции. Монастырско-дворцовый характер садов при Карле Великом (768-814 годы). Сад монастыря Галлен (Швейцария, 820 год). Монастырские сады Франции, Англии.
Литературные памятники средневекового садоводства. Альберт Больштэдский (1193-1280) и его трактат о садоводстве.
Мавританские сады (патио), их происхождение, специфические черты и декоративные элементы. Виды мавританских садов: внутренние и внешние. Ансамбли в Гранаде, Толедо, Кардове (XI - XIII века). Альхамбра - чудо испано-мавританской архитектуры. Сады Альхамбры: сад Мирт, Львиный сад и др. Ансамбль Альказар в Севилье.
Феодальные сады - сады замков и крепостей. Кремлевский сад Фридриха II (1215-1258 годы) в Нюренберге. Сады Крепостного дворца в Будапеште. Розенгартены. Французские Королевские сады XV века. “Сад - земной рай” (Данте “Божественная комедия”).
Городские сады домедицейской эпохи. Появление и развитие Ботанических садов: 1525 год - Пизанский ботанический сад - первый в Европе; Ботанические сады в Падуе (1545 год), Болоньи, Флоренции, Риме; 1597 год - первый ботанический сад во Франции; в Германии в Лейдене (1577 год), в Вюрцбурге (1578 год), в Лейпциге (1579 год).
Причисление садоводства к разряду “свободных искусств” (1415 год, Германия, Аусбург). Сад Фуггеров (Германия). Нюрнбергские сады. Создание коронованного “Цветочного Ордена” (1644 год, Германия).
Превращение утилитарного сада в “потешный”. Сады позднего Средневековья. “Сады любви” и “сады наслаждений”. Растительность и убранство садов. Садовый быт. Бокаччо “Декамерон”.
Переход от садов Средневековья к садам Ренессанса.
Культура Возрождения. Природа в литературе и философии Возрождения. Концепция природы в трактате Л.Альберти “О живописи”. Пейзаж в итальянской лирике Возрождения. Природа в итальянских утопиях позднего Возрождения. Понятие “Natura” в мировоззрении Ф.Петрарки.
Три этапа развития итальянских садов: XIV - XV века - сады раннего Ренессанса (Флорентийский период); XV - конец XVI веков - Римский период; XVI - XVII века - сады Барокко.
Типы итальянских садов: а). террасные; б). учебные; в). медицейские; г). сады при дворцах; д). сады при виллах; е). ботанические.
Флорентийские сады раннего Возрождения, их композиционное построение. Планировочное единство садовых композиций, создание “идеальной” природы. Вилла Кареджи (1430 - 1462, арх. Миколоццо).
XV - XVI века - век медицейской культуры. Медицейские сады, их характеристика. Сады при виллах Ланте, Боргезе, Альбани, Мадама и др. Вилла Медичи во Фьезолло (1457 год). Гуманистические традиции древнего Рима. Соединение учебного учреждения и сада. Итальянские общества. Флорентийская платоновская Академия (1459 год). Сал Сан-Марко - академия и музей античной скульптуры.
Сад виллы д’Эсте в Тиволи (XVI век), архитектор Пирро Лигорио. Его планировка, основные художественно-композиционные приемы. Вилла д’Эсте - шедевр садово-паркового искусства эпохи Возрождения, ее отличительные черты: законченность каждого отдельного участка и целостность общей композиции; продуманная последовательность и разнообразие восприятия.
Характерные черты садов Ренессанса: новое обращение к античности; секуляризация символико-аллегорической системы садово-паркового искусства; расширение архитектурной стороны садов. Светкость и историчность символики ренессанских садов. Единство садов и природного ландшафта.
XVI век - садоводство римских пап. Усиление пышности и интеллектуального элемента в садово-парковом искусстве Ренессанса. Двор Бельведера.
Средневековье видело в искусстве второе Откровение, обнаруживающее в мудрости, с которой устроен мир, ритм, гармонию. Все в мире имело в той или иной мере многозначный символический или аллегорический смысл. Если мир -- второе Откровение, то сад же -- это микромир, подобно тому, как микромиром являлись и многие книги. Поэтому сад часто в Средние века уподобляется книге, а книги (особенно сборники) часто называются "садами": "Вертоградами", "Лимонисами" или "Лимонарями", "Садами заключенными" (hortus conclusus) и пр. Сад следует читать как книгу, извлекая из него пользу и наставление.
Сад на Западе был частью дома, монастыря. Он родился из античного атриума -- "бескрышной комнаты", двора для жизни в нем.
Ортодоксально-церковный сад сперва какими-то особыми изысками не отличался. Аскетическая пустыня (или, в северных широтах, чаща) над чувственным "раем сладости" неизменно доминировала, сама будучи раем безвидным и неэмпирическим.
Античный философский сад в идеале делал человека богоподобным, даже богоравным, тем самым исполняя обещание Эпикура ("будете жить как боги среди людей"). Теперь же богоподобие, прообразовательно возвещенное Христом и апостолами, стало целью церковной литургии, сосредоточеннои архитектурно, в храме, где природные символы, пусть даже крайне существенные для религиозного вдохновения, играли все же второстепенную роль. Безусловное взаимодействие природы и зодчества в древности сменилось в Средние века неограниченным господством архитектуры. И прежде всего, архитектуры церковной. Даже библейские ландшафты начинали притягивать паломников лишь после того как в них возводились храмы. Поэтому всякий райский или, точнее, потенциально-райский локус обязательно вписывался не только в ограду, но и в солидные стены или, по крайней мере, сбоку к ним примыкал. Пусть огороды пустынников возникали на лоне дикой природы, как окультуренные оазисы или, в северных широтах, как сады-в-лесу, все равно классический средневековый сад неизменно развивался как органическая часть монастырского комплекса. Указывая на внутренние добродетели, он сам, в прямом и переносном, символическом смысле, находился внутри церкви.
В западноевропейских средневековых монастырях монастырский дворик стал помещением монастыря для благочестивых размышлений и молитвы. Как правило, монастырские дворы, заключенные в прямоугольник монастырских строений, примыкали к южной стороне церкви. Монастырский двор, обычно квадратный, делился узкими дорожками крестообразно на четыре квадратные части (напоминавшими о четырех райских реках и о Кресте Христовом.). В центре на пересечении дорожек сооружался колодец, фонтан, небольшой водоем для водяных растений и поливки сада, умывания или питья воды. Часто устраивался и небольшой пруд, где разводилась рыба для постных дней. Этот небольшой сад во дворе монастыря имел обычно невысокие деревья -- фруктовые или декоративные и цветы. Однако фруктовые сады, аптекарские огороды и огороды для кухни устраивались обычно за пределами монастырских стен. Фруктовый сад часто заключал в себе и монастырское кладбище. Аптекарский же огород располагался вблизи монастырской больницы или богадельни.
В аптекарском огороде выращивались и растения, которые могли дать красители для иллюминации рукописей. Насколько большое внимание уделялось в Средние века садам и цветам, свидетельствует рескрипт 812 г., которым Карл Великий рас порядился о тех цветах, которые необходимо сажать в его садах. В этот рескрипт было включено около 60 названий различных цветов и орнаментальных растений. Этот список Карла Великого переписывался и распространялся затем по монастырям всей Европы. Сады культивировали даже нищенствующие ордена. Францисканцы, например, до 1237 г. по своему уставу не имели права владеть землей, за исключением участка при монастыре, который нельзя было использовать иначе как под сад. Другие ордена специально занимались садоводством и огородничеством и славились этим.
Чисто декоративным монастырским садом был "вертоград", восходящий к античному "cavum aedium". "Вертоград" единственный из средневековых садов композиционно был связан с окружающими его монастырскими постройками. Вписанный в четырехугольник монастырских галерей, он был окружен дорожками (дорожки пересекали его и крестообразно -- по осям либо по диагоналям). В центре находились колодец, фонтан (символы "вечной жизни"), дерево или декоративный куст. Иногда "вертоград" носил названия "рай", "райский двор". Картезианские монастыри и монастыри камедулов были "особножительскими", в них до минимума ограничивалось общение монахов. Отсюда особое устройство монастырей этих орденов. Строения образовывали правильный четырехугольник. В середине находился большой "вертоград" с кладбищем. С одной стороны были церковь, собственно монастырь (главное здание), дом приора и хозяйственные постройки. Три оставшиеся стороны большого "вертограда" занимали "скиты" -- каждый с особым цветником, за которым ухаживал монах, проживающий в "ските". Наряду с декоративными "вертоградами" при монастырях существовали утилитарные сады, огороды и травники. Они находились вне монастырских построек, но окружались общей стеной. Планировка их такова: они делились на квадраты и прямоугольники. Со временем на этой основе возникает ренессансный декоративный парк.
В средневековой символике hortus conclusus (древнерусское "сад заключенный") имеет два значения: 1. Богоматерь (непорочность); 2. Рай, символизировавший вечную весну, вечное счастье, обилие, довольство, безгреховное состояние человечества. Это последнее и позволяет отъединить образ рая с образом Богоматери. Каждая деталь в монастырских садах имела символическое значение, чтобы напоминать монахам об основах божественного домостроительства, христианских добродетелях и т.п. "Ваза керамическая, украшенная орнаментом, с "огненной" бульбоносной лилией (L"bulbiperum) и "королевскими лилиями" (ирисами) указывает на "тело" Божьего Сына, младенца мужского пола, которого Бог создал из"красной глины". Другой сосуд, стеклянный, прозрачный, с аквилегией (олицетворение Святого духа), с гвоздиками (олицетворение чистой любви), символизирует саму чистоту Девы Марии. Внутренние дворики старинных английских колледжей Оксфорда и Кембриджа, большинство которых (колледжей) были по своему происхождению "учеными монастырями". Рай как творение противопоставляется природе, праформе и хаосу.
Вопрос 1
Египет. Планировка геометрическая. Сады замкнуты стенами. Обязательно рос виноград. Города – Фивы, Ахетатон. В садах были лотосы. Сады имели квадратные планы симметричной планировки. Здания находились на оси садов. По периметру сада устроены аллеи. Дорожки были только прямые. В садах изображения(скульптуры) богов, сфинксов. Растения: пальмы, инжир, сикомор(фикус), лотос, папирус. Пруды имели несколько функций: декоративная, Разведение рыб и животных. Была гидрационная система.
Страны двуречья. Растения: пальмы, хвоя, виноград.
Устройство похожее на египетское. Особенности: Высокие платформы, висячие сады, заккурат - многоступенчатое культовое сооружение в древнем Междуречье, типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектуры.
Вопрос 2
Сады Древней Греции отличались тонким изяществом, благородным стилем, непревзойдённым вкусом, возвышенной атмосферой. Яркой особенностью греческих садов в X-VIIIвв д.н.э было использование сложного горного рельефа местности для устройства террас. Также «ландшафтный дизайн» того времени вошёл в мировую историю садово-паркового искусства своими неповторимыми скульптурами и малыми архитектурными формами, по праву считающимися шедеврами искусства. Бассейны, балюстрады, колоннады, купальни окружались пальмами, платанами, лаврами, кипарисами, апельсиновыми, оливковыми и фисташковыми деревьями. Герооны или священные рощи героев – это разновидность городских садов, разбитых специально в честь выдающихся героев или основателей города. Философские сады – другая разновидность общественных садов Древней Греции. Например, Эпикур – философ-пессимист в таком саду основал свою школу, где он читал лекции для публики. Потом этот философский сад он принёс в дар Афинам. Ипподромы – сады для состязаний, посвященным богам. Гимнасии – сады, в которых большое внимание уделялось физическому воспитанию потомства. Главным элементом их был газон из стриженого аканта. Такие сады украшались водоёмами, беседками, скульптурами, алтарями, а со всех сторон окружались густой рощей. Разновидность гимнасий – академия (возникла в роще мифического героя Академоса). Нимфеи – сады, центром которых являлся водоём (мог быть и водопад) с алтарём для приношения жертв нимфам. В греческих садах было неимоверное количество цветов, боготворимых греками. Особым почётом у них пользовались гвоздика и роза.
Вопрос 3
Сады́ в Дре́внем Ри́ме (лат. hortii ) создавались под влиянием древнеегипетской, персидской и древнегреческой садовой техники.
Частные римские сады были обычно разделены на три части. Первая - ксист (лат. xystus ) - открытая терраса, которая была соединена с домом портиком. Вторая часть - ambulation - была садом с цветами, деревьями и служила для прогулок и созерцания. Третья часть - gestation - представляла собой аллею.
В древнеримских садах использовались сложные гидротехнические сооружения - искусственные водоёмы и фонтаны.
Различные версии устройства римских садов использовались в римских поселениях в Африке, Британии.
Принципы оформления римских садов позднее применялсь в садово-парковом искусстве эпохи Возрождения, барокко,неоклассицизма.
Общие черты средневековых садов Европы и Ближнего Востока.
Особенности садово-паркового искусства Средневековья.
1. Простота и геометричность планировки внутренних садов.
2. Разработка нового приема – лабиринта.
3. Феодальный тип синтеза искусств, т.е. подавление присущих каждому виду искусства особенностей, подчинение общей идее.
4. Символика садов.
5. Появление зачатков ботанических садов и подготовка их открытия для широкой публики.
Ландшафтное искусство средневековой Европы. Особенности монастырских садов.
Монастырские сады. В них выращивали травянистые лекарственные и декоративные растения. Планировка была простая, в регулярном стиле с бассейном и фонтаном в центре. Две крестообразно пересекающиеся дорожки делили сад на 4 части; в центре этого пересечения, в память о смерти Христа, устанавливался крест или высаживался куст роз. В саду выращивали плодовые деревья и лекарственные растения. Деревья размещали ровными рядами, а лекарственные растения на прямоугольных грядках – прообразах современных цветников. Для защиты по периметру сад окружали лиственными древозаслонами из липы, ясеня и тополя – прототипами современных садозащитных насаждений. Сады при монастырях носили утилитарный характер. В XV в. данные сады стали оформляться трельяжными беседками и изгородями, оснащаться скамейками из дерна в виде выступов на ограде и маленькими фонтанчиками, в них появились цветы. Многие из этих садов уже предназначались для отдыха. Трельяж - деревянная или металлическая решетка, играющая роль каркаса и опоры для вьющихся растений. Может улучшить микроклиматические условия на площадке, обеспечивать сквозное разделение пространства, направлять движение переходов в нужном направлении, служить рамкой для организации висты. Виста - вид, узкая перспектива, направленная в сторону какого-либо выдающегося элемента ландшафта. Включает в себя точку обзора, обрамление (обычно кулисы из растений) и завершающий висту кульминационный объект обозрения (архитектурное сооружение, монумент, озеро, холм, необычное по форме и цвету дерево, освещенная солнцем поляна в конце просеки или затененной аллеи и т. д.). Сады при замках. Они устраивались на территории замков и использовались для отдыха и встреч. Эти сады были небольшими и замкнутыми. Здесь выращивали цветы, имелся источник – колодец, иногда миниатюрный бассейн и фонтан и почти всегда скамья в виде выступа, покрытого дерном. Этот прием в дальнейшем получил широкое распространение в парках. В этих садах впервые сформировался прием по устройству лабиринта, который занял прочное место в последующем паркостроении. Первоначально лабиринт представлял собой узор, рисунок которого вписывался в круг или шестиугольник и сложными путями подводил к центру. В раннем средневековье этот рисунок выкладывали на полу храма, а позднее перенесли в сад, где дорожки разделялись стенами стриженой изгороди. Впоследствии сады-лабиринты получили широкое распространение в регулярных и даже пейзажных парках и не утратили своей актуальности по настоящее время. Более позднее Средневековье характеризуется развитием науки, открытием первых университетов и созданием университетских садов, которые мало отличались от монастырских. В этот же период достигает высокого уровня развития ботаника и садоводство. В этой связи появились первые ботанические сады, которые для широкой публики были открыты в последующую эпоху Возрождения.
В конце IV в. блестящая эпоха античности с ееСтатьи по теме: | |
При каких условиях после месячных появляются кровянистые выделения причин возникновения нарушения под влиянием внешних факторов и гормонов
Порой бывает достаточно сложно отличить нормальные естественные причины... Успение праведной анны, матери пресвятой богородицы
Очень часто, обращаясь к иконам святой Анны или же с молитвой о помощи и... Человек умер. Что делать? Важнейшие православные традиции и обряды, связанные с похоронами. Православное учение о жизни после смерти Что такое смерть с точки зрения православия
Что такое смерть? «Верь, человек, тебя ожидает вечная смерть», - главный... |