Стресс повседневной жизни современного человека. Проблемы депрессий в современном мире

Рассмотрение основных причин возникновения стресса. Исследование симптомов, с которыми проявляется состояние стресса. Установление влияния стресса на здоровье. Определение основных способов борьбы со стрессом. Анализ психоэмоционального перенапряжения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Стресс -- главная проблема современного мира!

По статистическим данным 3/4 населения страны постоянно испытывают стресс, а остальная 1/4 часть -- находится в сильном стрессовом состоянии. Небольших стрессов, возникающих в течении дня не избежать, но они не могут нанести большого вреда или снизить работоспособность.

Чрезмерный стресс негативно сказывается на здоровье человека. Во врачебной практике, его механизмы определяются как неблагоприятная физиологическая и психоэмоциональная реакция организма, на внешние экстремальные факторы, которые воспринимаются как угроза его привычному образу жизни, благополучию.

Основные причины возникновения стресса:

Большие эмоциональные нагрузки, которые мы испытываем каждый день, негативная информация, напряженная обстановка на работе, могут вызвать ощущение дискомфорта. Их влияние на организм человека выражается в постоянном нервном напряжении, которое в свою очередь вызовет -- депрессию или агрессивное состояние, фрустрацию. Реакция на стресс у каждого человека разная, но при этом каждый из нас в этот момент чувствует себя подавленным и несчастным. И связаны причины стресса могут быть с конкретными людьми, которые пытаются управлять вами, давить на вас, таким образом пытаясь поднять свою самооценку, рутинной ненавистной работой, постоянными ссорами с родственниками, которых не устраивает ваш образ жизни.

Если ситуация, в которую вы попали, «отравляет» вам жизнь, психолог может посоветовать даже решиться на кардинальные перемены -- поменять работу, разъехаться с семьей, или уйти от человека, решить проблемы с которым не удается. Постоянные нагрузки на нервную систему могут не только мешать полноценной жизни, но и вызвать ряд как психических, так и физических заболеваний, которые еще больше осложнят жизнь.

Виды стресса и их классификация

Слишком быстрый ритм жизни первая и главная причина стресса, бороться с которой бывает очень сложно. Мы сами загружаем себя ежедневно массой дел, получаем слишком много информации, которая также ведет к эмоциональным перегрузкам, и считаем, что отдохнуть мы всегда успеем. Но платой за такое пренебрежительное отношение к себе становится -- хроническая усталость, бессонница и раздражение. Некоторые люди говорят при этом, что им кажется будто жизнь проходит мимо них. Их уже ничего не радует, сон не приносит отдыха и нет ни сил, ни желания, что-то делать или менять.

Состояние стресса проявляется такими симптомами:

даже самое небольшое затруднение, вызывает неадекватную реакцию;

настроение часто меняется, а повышенная возбудимость сопровождается или раздражением, или смехом без причины, который заканчивается слезами;

активность или работоспособность снижается и человек не в состоянии справиться с ежедневными делами, делая все меньше и через силу;

поведение становится не контролируемым и человек часто спорит, становится очень критичным;

вкусовые предпочтения меняются;

нарушается сон и аппетит, который или снижается или становится чрезмерным;

появляется тяга в алкоголю, чувство жалости к себе, уныние и хандра;

теряется контроль над ситуацией и происходят нарушения в работе половой функции;

ослабляется работа иммунной системы и человек часто болеет;

в желудке появляются боли;

часто болит голова;

может проявиться язвенная болезнь;

все симптомы объясняются сложной ситуацией, которую невозможно решить и не предпринимаются никакие попытки к изменениям.

Эустресс -- классифицируется как эмоциональное состояние, вызванное положительными эмоциями, новыми и интересными планами, желанием взять «новую высоту» в работе, изменениями в личной жизни, и предвкушением чего-то хорошего! Он мобилизует все силы человека, помогает быстрее решать поставленные задачи и характеризуется, как «бодрость или реакция пробуждения». Такие выбросы адреналина повышают эффективность жизни, увеличивают удовольствие от нее и поддерживают нас!

В противовес ему -- дистресс, негативно воздействует на человека и стресс этого типа бывает таких классификаций: нервный, кратковременный или хронический, психологический или физиологический. Такой вид стресса может быть как внезапным, вызванным серьезной ситуацией опасности, угрозы или потери или «накопительным», при постоянном негативном воздействии.

Нервный вид стресса -- это реакция организма на чрезмерное или постоянное состояние нервного напряжения. И здесь, большое значение имеет особенность нервной системы человека, его склонность к неврозам, повышенной тревожности.

Кратковременный стресс вызывается инстинктом самосохранения, в случаях, когда возникает опасность для здоровья или жизни. Проходит он так же быстро, и не несет никаких угроз.

Хронический дистресс считается одним из самых опасных. Человек привыкает к постоянным нагрузкам на нервную систему и не обращает на свое состояние внимания, считая что к нему у него произошла адаптация. Но любое слово или действие, которое его может задеть, приводят у нервному срыву, затяжной депрессии и даже к суициду.

Психологический стресс всегда связан с эмоциями и его причина может быть как реальной, так и иллюзорной. Даже если причин для стресса нет, он может проявится в виде сильным эмоций, и переживаний.

Физиологический стресс вызывают внешние факторы -- сильный холод или жара, диета, голод или жажда. Многие женщины, которые сидят на диетах, часто не осознают, какому стрессу они подвергают свой организм и какой вред себе причиняют, так как при выходе их диеты, организму прошедшему через стресс, приходится пройти период адаптации, чтобы снова работать в привычном режиме.

Некоторые люди не любят скуки и получают удовольствие от чувства опасности, при вождении автомобиля на высокой скорости, прыжков с парашютом, или прогулки на яхте в штормовую погоду. Но вещи и ситуации, приятные одним людям, совершенно неприемлемы для других.

Во многом, корни проблем и плохой адаптации человека в социальной среде, находятся в традициях семье, особенностях воспитания. Ведь в некоторых семьях родители ребенка могут считать, что выставлять свои эмоции напоказ -- неприлично, а в других -- это способ, с помощью которого проводится манипуляция другими людьми. В одной семье -- даже проверка уроков и попреки, могут вызвать невротическое состояние у ребенка, а в другой, несмотря на трудности, он всегда получит поддержку родных. Уровень стрессоустойчивости закладывается в человеке с самого детства. Влияние стресса на здоровье человека

Психоэмоциональное перенапряжение, у человека с какими либо заболеваниями, может спровоцировать их резкое обострение. И у пациента с гипертонией, вызвать гипертонический криз и привести к осложнениям, удару или инсульту. Сердечные и сосудистые болезни и их неблагоприятный исход, могут быть вызваны агрессивностью, депрессией, напряженной обстановкой на работе и дома, повышенной требовательностью других людей к человеку или даже к самому себе, отсутствием материального и морального вознаграждения. Многие считают, что все болезни вызываются стрессом. И еще древнегреческий философ Сократ отметил: «Нет такой болезни тела, которая была бы отдельно от души». Многие проблемы, на которые жалуются пациенты, почти на 90% связаны с пережитым стрессом. Он может вызвать самые разные заболевания, начиная от мигрени и бессонницы, до повышенного артериального давления, инфаркта и инсульта. Сильный нервный стресс, в течении нескольких дней приводит к образованию язвы желудка! Также он может привести не только к физическим, но и психоэмоциональным проблемам -- неврозам и нервным срывам, упадку сил и эмоциональной неустойчивости, нарушению памяти, болям самой разной локализации. Страдающие стрессом люди, часто болеют, простуживаются и иммунитет у них всегда ослаблен. Может он стать и причиной аллергии, кожных заболеваний.

По исследованиям ученым, было установлено, что во время стресса происходит активизация работы центральной нервной системы, которая в свою очередь дает сигнал и гипофизу, щитовидной железе и надпочечникам начать вырабатывать гормоны в усиленном режиме. Большое количество гормонов, при невысокой подвижности, циркулируя в крови оказывают негативное влияние и на внутренние органы и на нервную систему. А это приводит к сильному сердцебиению, сужению сосудов, нарушению кровообращения. Был отмечен и тот факт, что у людей, живущих в постоянном стрессе и подавленности, снижен уровень лейкоцитов -- главных защитников организма!

Способы борьбы со стрессом

Влияние стресса на здоровье -- это серьезная причина задуматься о том, как научиться узнавать опасность таких ситуаций, и научиться правильно реагировать на них. И если вы часто стали ощущать напряжение, фрустрацию, злость, или раздражение, вызванное сложными отношениями в семье, визитом родственника, или переездом, то в первую очередь стоит задуматься, можете ли вы изменить ситуацию или посмотреть на нее с другой стороны? Перечень проблем, связанных со стрессом может быть огромным. Как справиться со стрессом? Избавиться от него невозможно, как и от его влияния. Поэтому психотерапевты советуют задействовать все силы организма, применяя такие способы выхода из ситуации, как:

ведение дневника, которые поможет проанализировать всю ситуацию, оценив все со стороны;

медитативные практики, аутотренинг, релаксацию;

арт-терапию -- рисование своих проблем, с последующим их уничтожением. психоэмоциональный перенапряжение стресс симптом

Таким образом мозг избавляется от лишних напряжений, эмоций и лишних тревог. Хорошим средство при стрессе будут и мануальная терапия, обливание холодной водой, гидромассаж и контрастный душ, физические упражнения, дыхательные упражнения, и конечно же -- улыбка! Улыбаясь, даже в самых сложных ситуациях, мы даем отдых своим мышцам, вызывая ощущение радости, и снижая гормон стресса! Такая терапия помогает даже в самых сложных случаях!

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Проблема психологического стресса. Ресурсный подход и регуляция стресса. Определение стресса, стрессовой реакции и дистресса. Нарушение памяти и концентрации внимания. Механизмы возникновения посттравматического стресса. Основные стадии стресса.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2012

    Понятие стресса. Стрессоры. Виды стресса. Основные положения концепции стресса. Общий адаптационный синдром. Психологические аспекты стресса. Три фазы стресса. Устойчивость человека к стрессу. К чему приводит стресс. Способы борьбы со стрессом.

    реферат , добавлен 28.06.2008

    Определение, причины возникновения стресса, его стадии и возможные последствия. Психологические и поведенческие симптомы стресса. Причины возникновения стресса на работе. Несколько советов, которые могут помочь выйти из состояния острого стресса.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2009

    Понятие, проблемы, причины стресса. Профилактика стресса. Методы борьбы со стрессом. Стресс в России. Наличие связи между эмоциональным состоянием и возникновением болезней. Устойчивость человека к возникновению стрессовых реакций.

    реферат , добавлен 20.11.2006

    Характеристика понятия, разновидностей и форм проявления стресса. Ознакомление с содержанием теории стресса Ганса Селье. Определение факторы возникновения сильного нервного перенапряжения на рабочем месте; методы и способы борьбы с ним в организации.

    курсовая работа , добавлен 29.11.2011

    Исследование проблемы психотравмирующего стресса и его последствий в психологии. Анализ причин возникновения и характеристика фаз развития стресса. Изучение методов психологической помощи в преодолении негативных последствий психотравмирующего стресса.

    дипломная работа , добавлен 18.07.2011

    Что такое стресс. Стресс как неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Способы борьбы со стрессом, процессы, происходящие в организме во время переживания стресса. Релаксационные упражнения, методы профилактики стресса.

    реферат , добавлен 11.03.2010

    Исследование психофизиологических основ стресса. Группы стресса: клиническая ("адаптационный синдром"); событийная (физиологические стрессоры). Понятие фрустрации. Психологическая характеристика аффекта. Стресс и здоровье, психосоматические болезни.

    курсовая работа , добавлен 05.03.2010

    Общее понятие и функции стресса. Сущность физиологических и психологических стрессоров. Виды и стадии стресса, их характеристика. Условия и причины возникновения стресса. Схема развития стрессового состояния, его влияние на здоровье и организм человека.

    лекция , добавлен 21.01.2011

    Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги. Причины возникновения и компоненты эмоционального стресса. Практические рекомендации по преодолению тревожности и стресса. Стресс как экологическая проблема научно-технического прогресса.

Жизнь современного человека полна стрессов. Сложности на работе, нехватка денег, семейные неурядицы, проблемы с детьми, проблемы со здоровьем — всевозможные проблемы буквально окружают нас на каждом шагу. Разорвать «порочный круг» и оградить себя от переживаний удаётся немногим. Остальные продолжают регулярно нервничать, мучиться тревогами и страдать от бессонницы. Что же такое стресс и можно ли снизить его влияние на свою жизнь?

Стресс — болезнь или нет?

Впервые понятие «стресс» ввёл в практику канадский физиолог Ганс Селье в 1936 году. Сегодня этот термин прочно вошёл в наш обиход. Под стрессом медики понимают состояние психического напряжения, возникающее у человека при деятельности в трудных условиях (как в повседневной жизни, так и в специфических обстоятельствах, например во время космического полёта).

Специалисты выделяют несколько видов стрессов в жизни современного человека. Острый стресс является ответной реакцией организма на событие, в результате которого он потерял психологическое равновесие. К примеру, конфликт с начальником или ссора с близкими. Присутствие в жизни постоянной значительной физической или моральной нагрузки, как, к примеру, безуспешный поиск работы или конфликты в семье, приводит к развитию хронического стресса.

Физические перегрузки, воздействие вредных факторов окружающей среды, работа в опасных условиях труда, например в забое, могут привести к физиологическому стрессу. А психологический стресс является ответной реакцией на нарушение психологической устойчивости личности вследствие психологической перегрузки, например на работе, оскорбления или других факторов. В XXI веке выделили ещё один вид стресса — информационный. Его вызвать может как беспрерывный поток огромного количества новостных сообщений, так и полный информационный «вакуум».

Нельзя однозначно оценить воздействие стресса на организм человека, принято разделять его на положительный (эустресс) и отрицательный (дистресс). Эустресс оказывает положительное влияние, мобилизуя все силы организма, помогая ему собраться, например перед сдачей сложного экзамена или перед ответственным выступлением на рабочем совещании.

С другой стороны, организм, находясь в состоянии постоянного стресса, быстро растрачивает свои ресурсы. Человек становится рассеянным, раздражительным, запас сил быстро истекает. Такое негативное состояние называют дистрессом. Здесь провоцирующими факторами могут стать смерть близкого, тяжёлая болезнь, травма. Дистресс оказывает дезорганизующее влияние на деятельность и поведение человека, надолго выбивая его из привычной колеи.

Важно не упустить момент и не допустить, чтобы стресс перешёл в форму хронической депрессии, которая уже становится врачебным диагнозом и требует серьёзной терапии, вплоть до госпитализации и лечения под постоянным присмотром врачей.

Как бороться со стрессом?

Большинство людей сталкивается с различными стрессовыми ситуациями практически ежедневно и интуитивно пытается с ними бороться доступными способами. Кто-то справляется с последствиями переживаний с помощью йоги и медитации, другие расслабляются в баре, третьи предпочитают современные медицинские препараты. Специалисты предлагают ряд достаточно эффективных немедикаментозных способов борьбы со стрессами.

Спорт . Секрет спорта прост: во время физических нагрузок выделяются «гормоны счастья» — эндорфины. Снимая стресс в тренажёрном зале, вы выплёскиваете негативные эмоции, получаете красивую фигуру и регулярный прилив хорошего настроения. В отличие от алкоголя, спорт формирует долгосрочную способность сопротивляться стрессу в течение дня.

Путешествия . Смена обстановки — один из приятных способов расслабиться и отвлечься от повседневного стресса и рутины. Даже непродолжительная поездка, например за город или экскурсии выходного дня, принесёт массу новых положительных эмоций.

Домашние любимцы . Животные умеют поддерживать своих хозяев в трудные минуты, успокаивают и поднимают настроение. Неслучайно они пользуются популярностью у одиноких и пожилых людей. Учёные также доказали, что терапия с использованием кошек, собак и других животных помогает участникам боевых действий избавиться от посттравматического стрессового расстройства.

Техники релаксации и медитации . Йога и медитация востребованы как никогда. Освоить технику релаксации несложно, а результат появится достаточно скоро. Ещё один плюс медитации — постоянные практики помогают выработать способность абстрагироваться в стрессовой ситуации и не нервничать из-за мелочей.

Доступное решение

Перечисленные методы борьбы со стрессом эффективны, но не всегда доступны, особенно, когда надо собраться в середине рабочего дня или постараться уснуть поздно ночью, вопреки замучившей бессоннице. В таком случае своевременным помощником могут стать успокаивающие, седативные препараты, которые оказывают мягкое нормализующее действие на нервную систему.

Одно из таких средств — капли «Валосердин» , он уменьшает раздражительность, тревожность и бессонницу. Валосердин обладает успокаивающим и мягким снотворным действием, способствует снижению возбуждения центральной нервной системы и облегчает наступление естественного сна. Помимо седативного, препарат оказывает спазмолитическое и рефлекторное сосудорасширяющее действие.

Его действие проверено уже не одним поколением, и он давно перешёл в категорию практически народных средств при функциональных расстройствах сердечно-сосудистой системы, при неврозоподобных состояниях, которые сопровождаются повышенным возбуждением, раздражительностью и тревожностью, бессоннице, тахикардии.

Конечно, избежать полностью всех стрессов и тревог, живя в огромном мегаполисе и даже небольшом городке, невозможно. Никакой чудодейственный препарат не сделает вашу жизнь счастливой и комфортной, избавив от тревог. Да, современные средства позволяют пережить последствия стресса, помогают поддержать организм, но задача научиться справляться со всеми тревогами и переживаниями самостоятельно остаётся самой главной.

Селиванова Милена

Современная жизнь характеризуется чрезвычайной потребностью в адаптации человека из-за влияния быстро изменяющихся социальных и технологических условий. Изменяющиеся условия жизни служат причиной стрессов. Одной из актуальной проблем в настоящее время является постоянное воздействие различных стрессовых факторов на человека, но большинство людей не умеют с ними справляться. Неспособность или неумение совладать со стрессом является основой для расстройства здоровья или, по крайней мере, ухудшения жизни в различных сферах. В связи с этим большое значение приобрела проблема преодоления стрессов и каждому человеку необходимо научиться это делать.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальная бюджетная общеобразовательная школа-интернат

«Общеобразовательная школа-интернат основного общего образования

спортивного профиля»

НОУ «ЮНИС»

ПРИЧИНЫ СТРЕССА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

(исследовательская работа)

Выполнила Милена Сергеевна Селиванова

7 класс

Руководитель Н. П. Ларина

Учитель биологии

__________

(подпись)

Ленинск-Кузнецкий

2013

Введение …………………………………………………………………………..3

1. Стресс и его влияние на организм человека………………………………….5

1.1. Стресс и его причины………………………………………………………..5

1.2. Влияние стрессовых состояний на деятельность человека……………….7

Методы исследования…………………………………………………………..10

Результаты исследования………………………………………………………12

Заключение………………………………………………………………………13

Выводы…………………………………………………………………………..14

Список литературы……………………………………………………………..15

Приложения……………………………………………………………………..16

Введение

Современная жизнь характеризуется чрезвычайной потребностью в адаптации человека из-за влияния быстро изменяющихся социальных и технологических условий. Изменяющиеся условия жизни служат причиной стрессов. Одной из актуальной проблем в настоящее время является постоянное воздействие различных стрессовых факторов на человека, но большинство людей не умеют с ними справляться. Неспособность или неумение совладать со стрессом является основой для расстройства здоровья или, по крайней мере, ухудшения жизни в различных сферах. В связи с этим большое значение приобрела проблема преодоления стрессов и каждому человеку необходимо научиться это делать.

Изучение стресса имеет многоплановую историю. Впервые в специальной литературе воздействие стрессоров на появление психических расстройств зафиксировано в 1621 году. Известны экспериментальные исследования на животных В.Кеннона, работы Г. Селье, психологическая модель стресса Р. Лацаруса . Тем не менее, до сих пор остается недостаточно ясным, чем можно объяснить вариабельность реакций на стресс, почему одни люди быстро реагируют формированием соматических или психических расстройств, а другие остаются устойчивыми к стрессу или даже способны извлечь из него полезный опыт. Можно предположить, если человек знает эффективные способы борьбы со стрессом, то стрессоустойчивость его не будет выходить за рамки нормы.

Можно сказать, что стрессы составляют неотъемлемую часть человеческой жизни. Если их нет по естественной причине, то мы сами организуем их влияние на нас. Примером может служить то, как мы сами загоняем себя в стресс, оставляя дела до последнего момента. Причем мы не торопимся не только с неприятными, но и с приятными делами, даже если от их выполнения получаем удовольствие или материальные блага. Так, известный французский писатель Бальзак писал только тогда, когда у него накапливалось много долгов. Поэтому можно сказать, что в некоторых случаях стресс добавляет интереса к жизни, заставляет тянуться вверх, помогает быстрее думать и действовать. «Различным людям для счастья требуются различные степени стресса», - отмечал Г.Селье

Цель данной работы состоит в выявлении основных стрессогенных факторов среды для современного человека и их влияния на организм.

К числу основных задач исследования относятся:

1. Рассмотреть, что такое стресс, назвать причины стресса.

2. Изучить реакции организма на стресс.

4. Исследовать стрессоустойчивость подростков.

5. Определить, как часто возникают реакции психики, характерные для стрессовых ситуаций у подростков.

Предметом исследования являются причины стресса и его влияние на организм современного человека, объектом – процесс проявления стресса.

Методы, используемые в данной работе:

1. Анализ психолого-педагогической литературы.

2. Тестирование

3. Интервью.

1. Стресс и его влияние на организм человека

1.1. Стресс и его причины

Нелегко дать точное определение стресса, так как в разных профессиях люди, используя его, имеют в виду разные вещи. Врачи подразумевают физиологические механизмы нагрузок, которые может выдержать организм; специалисты менеджмента – воздействие социальных факторов; обыватели – все, что мешает им жить. Психологи также неоднозначно относятся к этому понятию, но чаще всего под стрессом (от англ. stress – давление, напряжение) понимают эмоциональное состояние, возникающее в ответ на экстремальное воздействие . Это понятие было введено канадским физиологом Г. Селье для обозначения необычной реакции организма на любое сильное воздействие. Его исследования показали, что различные неблагоприятные факторы: усталость, страх, обида, холод, боль, унижение и многое другое – вызывают в организме однотипную комплексную реакцию, которая не зависит от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент. Причем эти раздражители необязательно должны существовать в реальности.

В 1963 году канадский физиолог Ганс Селье опубликовал сообщение «Синдром, вызываемый разными повреждающими агентами», в котором впервые описал явление стресса – общей неспецифической реакции организма, направленной на мобилизацию его защитных сил при действии раздражающих факторов . В развитии стресса были выделены три стадии:

  1. Стадия тревоги, выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма
  2. Стадия сопротивления, когда организму удается (за счет предшествующей мобилизации) успешно справиться с вредными воздействиями. В этот период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость.
  3. Стадия истощения, если не удается долго устранить вредоносные факторы. На последней стадии приспособленные способности организма снижаются, он хуже сопротивляется другим вредоносным воздействиям, увеличивается опасность заболевания. При этом отмечаются нарушения метаболического, гормонального и гомеостатического баланса.

Г. Селье была сформулирована теория «Общего адапционного синдрома» (ОАС) и адапционных болезней, как следствия адапционной реакции, согласно которой ОАС проявляется всякий раз, когда человек чувствует опасность для себя.

Причинами стресса, или стрессорами, называются жизненные события, которые систематизируются по размеру негативного воздействия и времени, требуемого на восстановление . В таблице 1 представлены основные причины стрессов и их воздействие на организм человека.

Таблица 1.

Типы стрессоров и их характеристика.

Тип стрессора

Характеристика

Примеры

Время, требуемое на восстановление

1. Повседневные сложности (микрострессоры)

Стрессовые события повседневной жизни, которые вызывают нарушение самочувствия и ощущаются как угрожающие, оскорбительные, фрустрирующие или связанные с потерями

Излишек работы, конфликты на работе (в школе), сжатые сроки выполнения работы, конфликты в семье, трения с соседями, лицемерие, двойная роль – подготовка к экзаменам и выступление на соревнованиях

Минуты или часы

2. Критические жизненные события

(макростресоры)

1. Их можно датировать и локализовать во времени и пространстве.

2. Они требуют качественной реорганизации в структуре «индивид – окружающий мир»

3. Они сопровождаются стойкими аффективными реакциями, а не только кратковременными эмоциями

1. Нормативные имеют биологическую или культурную природу – пубертатный период, поступление в школу.

2. Ненормативные – внезапны и непредсказуемы, например, неожиданная смерть кого-то из близких

Недели или месяцы

3. Хронические стрессоры

Продолжаются длительное время и представляют собой постоянно повторяющиеся тяжелые испытания, затянувшиеся нагрузки.

Нагрузки на работе или в семье, называемые хроническим напряжением

Иногда длятся годами

Исследования показывают, что наносить вред здоровью и самочувствию могут как интенсивные, более или менее короткие стрессовые жизненные события, так и хронические стрессоры. Это относится к появлению симптомов вообще и специфических психических расстройств в частности .

1.2. Влияние стрессовых состояний на деятельность человека

В зависимости от стрессора можно выделить различные виды стресса, которые в наиболее общем виде могут быть сведены к физиологическому и психическому стрессу.

В качестве причин стресса может выступать угроза либо биологической целостности организма, либо психологическому статусу человека. На этом основании выделяют две группы стрессовых состояний – физиологический и психологический стрессы. Физиологический стресс вызывают разного рода препятствия, а так же сильные звуки, интенсивное освещение, повышенная температура воздуха, вибрация . В таблице 2 представлено положительное и отрицательное воздействие стресса на организм.

Таблица 2.

Механизм физиологического стресса

Реакция организма

Кратковременная (+)

Долговременная (-)

Выброс в кровь адреналина из надпочечников

Ускоряются движения, повышаются уровень сахара в крови и кровяное давление, усиливается обмен веществ

Кровяное давление вызывает нарушение работы сердца и почек, диабет.

Выброс гормонов щитовидной железы

Ускорение обмена веществ

Истощение, потеря веса

Поступление в кровь холестерина из печени

Рост энергического уровня

Развитие атеросклероза

Снижение работы пищеварительной системы

Увеличение прилива крови к мышцам и легким

Заболевание желудочного тракта

Вентиляционные каналы в легких расширяются

Потребляется много кислорода, облегчается дыхание

Избыток кислорода ведет к временной слепоте, нарушению сердечного ритма

Поступление в кровь эндорфинов из гипоталамуса

Снижение чувствительности к ушибам и ранам

Усиление чувствительности к обычным недомоганиям (головная боль)

Сужение кровеносных сосудов, сгущение крови

Более раннее свертывание крови при ранении

Рост нагрузки на сердце, образование тромбов

В психологических стрессах экстремальность ситуации задается отношением человеком к задавшемуся положению и оценкой его сложности. Неожиданное изменение задания, отсутствие необходимой подготовки, дефицит времени, высокая значимость работы, а так же личная ответственность за успех порученного дела – вот типичные ситуации появления психологического стресса .

Психологический стресс, в свою очередь, можно разделить на информационный и эмоциональный. Если человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности, т.е. когда возникает информационная перегрузка, может развиваться информационный стресс . Для этого вида стресса характерно снижение объема и концентрации внимания, усиление отвлекаемости, невозможности сосредоточиться, ухудшение памяти; мышление становиться спутанным, теряется способность оценивать существующие условия или прогнозировать последствия.

В особых, экстремальных ситуациях человек испытывает состояние эмоционального стресса. Эмоциональный стресс появляется в ситуации угрозы, опасности, обиды и т.д., когда человек в течение длительного времени остается один на один со своими переживаниями. При этом отмечается рост напряжения, беспокойства, тревоги. Появляется болезненная мнительность, исчезает ощущение здоровья. Ухудшается сон. Увеличивается потребление лекарств и стимуляторов. Изменяются личностные особенности: аккуратные люди могут стать неряхами, а общительные люди – угрюмыми и замкнутыми. Устремления и жизненные цели могут быть остановлены, увлечения заброшены. Возможно как появление депрессии, беспомощности и эмоциональных взрывов .

Стрессовые состояния существенно влияют на деятельность человека. Люди с разными особенностями нервной системы по-разному реагируют на одинаковые психические нагрузки. У одних наблюдается усиление активности, мобилизация сил, повышение эффективности деятельности, это так называемый «стресс льва». У других людей стресс может вызвать дезорганизацию деятельности, резкое падение её эффективности, пассивность и общее торможение («стресс кролика»).

Таким образом, были рассмотрены вопросы, что такое стресс, названы его причины и изучены реакции организма на стресс. Поведение в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но, прежде всего, от психологической подготовки человека, включающей умение быстро оценивать обстановку, мгновенно ориентироваться в неожиданных обстоятельствах, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях.

Методы исследования

С целью исследования стрессоустойчивости и определения частоты возникновения реакций психики, характерных для стрессовых ситуаций у подростков, обучающимся 5-9 классов МО ШИСП были предложены тесты.

В тестировании принимали участие 83 человека.

1. Определение уровня стрессоустойчивости .

Стрессы, постоянные перегрузки часто называют «болезнью века». Многие из нас замечают, что становятся все более раздражительными, вспыльчивыми, нервозными. Как же мы справляемся с повседневными раздражителями? Насколько нам удается овладеть собой в важный, критический момент. Ответ на эти вопросы может дать этот тест.

Варианты ответов на вопросы: «очень», «не особенно», «ни в коем случае».

Раздражает ли вас:

  • смятая страница газеты, которую вы хотите прочитать?
  • женщина «в летах», одетая, как молоденькая девушка?
  • чрезмерная близость собеседника (допустим, в трамвае в час «пик»)?
  • курящая на улице женщина?
  • если какой-то человек кашляет в вашу сторону?
  • если кто-то грызет ногти?
  • если кто-то смеется невпопад?
  • если кто-то пытается учить вас, что и как нужно делать?
  • если любимая девушка (юноша) постоянно опаздывает?
  • если в кинотеатре или театре сидящий перед вами человек все время вертится и комментирует фильм?
  • если вам пытаются пересказать сюжет интересного романа, который только собирается прочесть?
  • если вам дарят ненужные предметы?
  • громкий разговор в общественном транспорте?
  • слишком сильный запах духов?
  • человек, который жестикулирует во время разговора?
  • знакомый, который часто употребляет иностранные слова?

За каждый ответ «очень» запишите 3 балла, за ответ «не особенно» - 1 балл, за ответ «ни в коем случае» - 0.

Более 40 баллов. Это люди, которых не отнесешь к числу терпеливых и спокойных людей. Их раздражает все, даже вещи незначительные. Они вспыльчивы, легко выходят из себя. А это расшатывает нервную систему, отчего страдают окружающие. Низкая стрессоустойчивость.

От 12 до 39 баллов. Эти люди относятся к самой распространенной группе людей. Их раздражают вещи только самые неприятные, но из обыденных невзгод они не делают драму. К неприятностям они умеют «поворачиваться спиной», достаточно легко забывают о них. Нормальная стрессоустойчивость.

11 и менее баллов. Это весьма спокойные люди, реально смотрящие на жизнь. О них можно сказать: «Вы не тот человек, которого легко можно вывести из равновесия». Высокий уровень стрессоустойчивости.

2. Определите, часто ли вы подвержены ниже перечисленным реакциям психики, характерным для стрессовых ситуаций – сколько раз в день, неделю, месяц .

  • неспособность сосредоточиться;
  • затруднение в принятии простых решений;
  • отсутствие уверенности в себе;
  • раздражительность, частые вспышки гнева;
  • беспокойство, смятение;
  • беспричинный страх или полная паника.

В работе использовалось интервью со школьным психологом Горной Е.П., в ходе которого были изучены вопросы:

1. Причины стресса и влияние его на организм человека.

2. Как можно диагностировать стресс.

3. Способы борьбы со стрессом.

Результаты исследования

В ходе первого тестирования было выявлено, что у 98% обучающихся нормальная стрессоустойчивость, у 2% обучающихся – высокая.

Для того чтобы определить, подвержены ли подростки реакциям психики, характерным для стрессовых ситуаций, был предложен тест № 2. Как выяснилось, реакции, характерные для стрессовых ситуаций, возникают часто у 20 %, иногда – у 68 %, редко – у 12% исследуемых (Приложение 1, диаграмма 1). Нужно отметить, что у 14% обучающихся таких реакций не возникает (Приложение 1, диаграмма 2).

Результаты, показывающие, какие реакции, наиболее характерны для подростков, у которых высокий и нормальный уровень стрессоустойчивости, представлены на диаграмме 3 (Приложение 1). Неспособность сосредоточиться наблюдается у 31% обучающихся. Затруднение в принятии простых решений встречаются у 20%, отсутствие уверенности в себе характерно для 23% и раздражительность – для 26% подростков.

Основываясь на результатах тестирования, можно сказать, что стрессоустойчивость подростков не выходит за рамки нормы, т.е. организму удается справляться с вредными воздействиями, несмотря на воздействие стрессоров.

Заключение

Профилактика стресса, как и защита от стресса основывается на одном принципе – необходимо постараться оградить себя от воздействия сильных стрессовых факторов, научиться регулировать свой стресс и вести здоровый образ жизни.

Важными навыками поведения в усложненных условиях являются умения целесообразно распределять временные ресурсы и строить четкую программу действий.

Элементарные навыки культуры труда, например, регулирование громкости звучания устройств связи, качественное изображение на экране дисплея, снижают вероятность возникновения физиологических стрессов.

Еще один способ снятия напряжения - это занятие физической культурой и спортом. Следует больше ходить, танцевать, дышать свежим воздухом. Хорошо помогает снять стресс расслабляющий массаж.

Необходимо больше времени уделять всевозможным водным процедурам, принимать расслабляющие ванны, ходить в бассейн, принимать контрастный душ, делать обтирание мокрым полотенцем.

В борьбе и профилактике стресса также важным фактором является сон. Нужно постараться высыпаться, и спать именно ночью.

Но, прежде всего, нужно начать работу с головы: отказаться от негативных мыслей и строить позитивное, вытеснять из подсознания различные страхи и неуверенность. Для этого существует много различных упражнений (Приложение 2)

И самое главное правило борьбы со стрессом – если не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к ней.

Выводы

В целом стресс – это обычная действительность нашей жизни. Просто мы не всегда знаем, что стоит за ним. У современного человека, если он бизнесмен в качестве стрессов выступает стремление к успеху, престижу, соответствию сложившимся нормам; если речь идет о спортсмене, то основными стрессорами будут участие в состязаниях, стремление к победе, влияние болельщиков; у учащихся также есть свои стрессоры - отношения с учителем, отметка в дневнике, сдача экзаменов. Несмотря на воздействие стрессоров, у обучающихся 5-9 классов МО ШИСП стрессоустойчивость не выходит за границы нормы, что свидетельствует о хороших адаптационных способностях организма, развитии умения ограждать себя от негативных воздействий окружающей среды, и в связи с занятием спортом.

Физиологические механизмы мобилизуют организм дать ответ тому воздействию, которому он подвергается. Физиологические механизмы стресса вызывают как положительное, так и отрицательное воздействие на организм. Но любая реакция может принести вред телу, если позволить ей продлиться слишком долго.

Видимыми причинами стресса может быть изменение абиотических и биотических факторов среды. В последние десятилетия значительно выросло число антропогенных факторов среды, обладающим высоким стрессогенным эффектом (химическое загрязнение, радиация, воздействия компьютеров при систематической работе с ними). К стрессовым факторам среды следует отнести и негативные изменения в современном обществе: повышение плотности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, рост безработицы, преступность.

В заключение следует сказать, что жить без стресса невозможно, поэтому необходимо решить проблему «Как жить в условиях стресса?». В этой ситуации человеку необходимы хорошие адаптационные способности, которые помогут пережить самые тяжелые жизненные испытания.

Список литературы

1. Абабков, В.А. Адаптация к стрессу [Текст] : основы теории, диагностики, терапии / В.А. Абабков, М. Пере. – Санкт-Петербург: Речь, 2004. – 166 с.

2. Антистресс-фитнесс [Электронный ресурс] www.protein-shop.ru

3. Грисюк, С.В. Стресс, стрессоустойчивость и управление [Электронный ресурс] / С.В. Грисюк // Библиотека учебной и научной литературы. - http://sbiblio.com .

4. Губарева, Л.И. Экология человека [Текст] : практикум для вузов / Л.И. Губарева, О.М. Мизирева, Т.М. Чурилова. – М.: Владос, 2003. – С. 84-94.

5. Рогов, Е.И. Эмоции и воля [Текст] / Е.И. Рогов. – М.: Владос. – 1999. 240 с.

6. Самоукина, Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности [Текст] : учебник / Н.В. Самоукина. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС. – 2000. С. 187-189.

7. Симптомы и причины стресса [Электронный ресурс] www.ayzdorov.ru

8. Современная практическая психология [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по непсихологическим специальностям / под ред. М.К. Тутушкиной. М.: ACADEMIA, 2005. – С. 168.

Приложение 1

Диаграмма 1

Частота встречаемости реакций психики, характерных для стрессовых ситуаций

Приложение 1

Диаграмма 2

Возникновение реакций психики, характерных для стрессовых ситуаций

Приложение 1

Диаграмма 3

Встречаемость различных реакций психики, характерных для стресса

31% - неспособность сосредоточиться

20% - затруднение в принятии простых решений

23 % - отсутствие уверенности в себе

26% - раздражительность

Приложение 2

Упражнения для снятия стресса

1. По утрам, прежде чем встать с кровати, нужно улыбнуться новому дню, себе и всему миру и сказать «Как же у меня все хорошо. Именно сегодня я буду счастлив(а)! Счастье находится внутри меня и не зависит от внешних условий и обстоятельств!»

2. Разбить свои цели на небольшие подзадачи, чтобы почаще радоваться удачам, дарить за их достижения себе подарки.

3. В течение дня смотреть в зеркало, улыбаться себе и подбадривать.

4. Вечером в положительном ключе подвести итоги дня и спланировать следующий, учитывая только ваши достоинства и преимущества.

Упражнения антистресс-фитнеса

1. Выпрямить спину, расправить плечи и втянуть живот. Сделать это можно стоя, сидя - в той позе, в которой застал вас стресс. Стресс, как правило, сразу же пригибает человека, ухудшает осанку.

2. Посидеть минуту с закрытыми глазами. Перестать думать о неприятностях.

3. Расслабить лицо, снять с него напряженное и обиженное выражение. Положить руки на лоб и слегка прижать. Нежно похлопать себя ладонями по скулам, потереть виски.

4. Сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, положив руки на колени и расслабив их. Затем сделать несколько глубоких вдохов, сцепив пальцы в замок.

5. Удары ребром ладони по твердой поверхности. Это успокаивает и позволяет сосредоточиться, а заодно и укрепляет ребро ладони.

6. Если вас никто не видит в данный момент - можно применить такой способ борьбы со стрессом - попрыгать и помахать руками и ногами.

7. Дыхательная гимнастика помогает снять напряжение и раздражение и является хорошим средством борьбы с усталостью.


Введение………………………………………………………………….……3

1.Общие понятия стресса……………………………………………………..4

1.1 Понятие стресса…………………………………………………………...4

1.2. Причины и последствия стресса……………………………….………..8

1.3. Методы борьбы со стрессом……………………………………………11

Заключение…………………………………………………………………...15

Список литературы…………………………………………………………..17

Введение

Слово «стресс» приобрело в обыденной жизни ярко выраженное отрицательное значение. Стресс является не только естественной, но и абсолютно нормальной реакцией человеческого организма и психики на сложные обстоятельства, следовательно, полное его отсутствие подобно смерти.

Эти обстоятельства заставляют менеджмент глубоко анализировать причины стресса у работников и разрабатывать мероприятия по уменьшению его воздействия.

Поэтому актуальность моей курсовой работы под названием «Управление стрессами» определяется тем, что в ней подведены результаты исследования по вопросам стресса.

Предметом курсовой работы является понятие стресса.

Объектом можно выделить процесс реагирования на неблагоприятные внешние условия, разворачивающийся во времени в трех стадиях.

Цель курсовой работы – выяснить значение стресса в современном обществе, его влияние на человека в различных жизненных сферах.

Задачи курсовой работы:

    Охарактеризовать основные термины, связанные с понятием «Стресс».

    Проанализировать причины и последствия стресса у работников.

    Разработать мероприятия по регуляции уровня стресса.

    Изучить методы борьбы со стрессом.

    Проанализировать проблему стресса и пути решения этой проблемы на примере конкретного образовательного учреждения.

1.ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ СТРЕССА

1.1 Понятие стресса

Стресс (от англ. «stress» - напряжение) - неспецифическая (общая) реакция организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Особенно от стресса страдает нервная и иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса 1 .

К числу важнейших понятий, вошедших в науку и обыденный лексикон в 20 веке, таких как ядерная энергия, геном, компьютер и Интернет, можно отнести и слово «стресс». Открытие этого явления связано с именем выдающегося канадского исследователя Ганса Селье.

Еще, будучи студентом-медиком, Г. Селье обратил внимание на то, что симптомы многих болезней распадаются как бы на две части – специфическую, характерную для данной болезни, и неспецифическую, одинаковую для различных заболеваний. Так, практически при всех болезнях появляется температура, наблюдается потеря аппетита, слабость 2 .

Позднее, занявшись научными исследованиями в области физиологии, Г. Селье стал изучать наиболее общие физиологические реакции, являющиеся генерализованной реакцией организма на сильное внешнее воздействие. Он установил, что отвечая на него, организм мобилизует свои силы, при необходимости включает резервы, стараясь приспособиться к действию неблагоприятных факторов и противостоять им. Такую приспособительскую реакцию организма на внешнее воздействие Г.Селье назвал общим адаптационным синдромом, или стрессом. Адаптационный синдром был именован потому, что по мнению ученого, он приводил к стимуляции возможностей организма в целях защиты, с тем чтобы бороться с неблагоприятными воздействиями, стрессорами. Указание на то, что эта реакция является синдромом подчеркивает, что она захватывает разные органы или даже организм в целом, проявляясь в комплексной реакции.

Процесс реагирования на неблагоприятные внешние условия разворачивается во времени.

Было выделено три стадии стресса:

Тревоги, во время которой в ответ на действие неблагоприятного фактора происходит мобилизация организма;

Сопротивления, когда за счет мобилизации возможностей организма происходит адаптация к стрессору.

Истощения - стадия, которая наступает, если стрессор силен и действует длительное врем, когда силы организма истощаются и уровень сопротивления падает ниже обычного уровня 3 .

Для каждой стадии характерны соответствующие изменения в нервно-эндокринном функционировании. В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (Эустресс) и отрицательную (Дистресс) формы стресса. Возможен нервно-психический, тепловой или холодовый, световой, антропогенный и другие стрессы, а также другие формы.

Эустресс . Понятие имеет два значения - «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

Дистресс. Негативный тип стресса, с которым организм человека не в силах справиться. Он разрушает моральное здоровье человека и даже может привести к тяжелым психическим заболеваниям 4 .

Симптомы Дистресса:

1. Головная боль;

2. Упадок сил; нежелание что-либо делать.

3. Потеря веры в улучшение ситуации в будущем;

4. Возбуждённое состояние, желание идти на риск;

5. Рассеянность, ухудшение памяти;

6. Нежелание обдумать и проанализировать ситуацию, которая привела к стрессовому состоянию;

7. Переменчивое настроение; усталость, вялость.

Что может быть источником стресса:

1. Психологическая травма или кризисная ситуация (потеря близких, расставание с любимым человеком)

2. Мелкие ежедневные неурядицы;

3. Конфликты либо общение с неприятными людьми;

4. Препятствия, которые не дают Вам возможности достигнуть поставленных целей;

5. Ощущение постоянного давления;

6. Несбыточные мечты либо слишком высокие требования к себе;

8. Монотонная работа;

9. Постоянное обвинение, укор самого себя в том, что вы чего-то не достигли либо что-то упустили;

10. Обвинение себя во всем плохом, что произошло, даже если это произошло не по Вашей вине;

12. Финансовые трудности;

13. Сильные позитивные эмоции;

14. Ссоры с людьми и особенно с родными (так же к стрессу может привести наблюдение на ссоры в семье.);

Группа риска:

1. Женщины, так как они более эмоциональны, чем мужчины;

2. Пожилые люди и дети;

3. Люди с заниженной самооценкой;

4. Экстраверты;

5. Невротики;

6. Люди, злоупотребляющие алкоголем;

7. Люди, с генетической предрасположенностью к стрессам.

Результаты исследований по вопросам стресса, проведенных в США, показывают, что ежегодные издержки, связанные с его последствиями – абсентизмом (беспричинным отсутствием на работе), снижением производительности труда, повышением стоимости медицинского страхования, составляют огромную сумму – около 300 млрд. долларов. Более того, они постоянно возрастают.

Этот и многие другие примеры показывают, что стресс может не только быть опасным для каждого конкретного человека, но также разрушительно влиять на эффективность деятельности организации. Поэтому изучение стресса и причин, его вызывающих, а также его последствий – важная проблема организационного поведения.

Слово «стресс» приобрело в обыденной жизни ярко выраженное отрицательное значение. Однако Г. Селье неоднократно подчеркивал, что стресс является не только естественной, но и абсолютно нормальной реакцией человеческого организма и психики на сложные обстоятельства, следовательно, полное его отсутствие подобно смерти. Негативные последствия несет не сам по себе стресс, а реакции, связанные с ним. Поэтому, организуя работу по уменьшению влияния факторов, способных вызвать стресс, следует учесть, что не только высокий, но и слишком низкий уровень стресса приводит к снижению производительности 5 .

Эти обстоятельства заставляют менеджмент глубоко анализировать причины стресса у работников и разрабатывать мероприятия по регуляции его уровня.

1.2 Причины и последствия стресса

Большинство людей ежедневно сталкиваются с влиянием большого количества разнообразных неблагоприятных факторов, так называемых стрессоров. Если вы опоздали на работу, потеряли деньги или получили низкую оценку на экзамене – все это окажет большее или меньшее влияние на вас. Подобные события подтачивают силы человека и делают его более уязвимым.

Вы знаете как маленькие, с виду безобидные черви уничтожают огромное, здоровое и красивое дерево? Они постепенно, всевозможными путями проникаю внутрь дерева, обосновываются там, размножаются и постепенно «подтачивают» его изнутри, пока растительный организм не погибнет.

Вы знаете как маленькие, с виду безобидные черви уничтожают огромное, здоровое и красивое дерево? Они постепенно, всевозможными путями проникаю внутрь дерева, обосновываются там, размножаются и постепенно «подтачивают» его изнутри, пока растительный организм не погибнет. В современном обществе, как и у дерева есть свои «черви», которые незаметно «подтачивают» его изнутри превращая в постепенно умирающее и дряхлое образование. На фоне современного бешеного ритма жизни и обилия информации в мире людей червями выступают стресс и депрессия. Масштабы деятельности этих вредителей за последние годы приобрели колоссальные размеры. И это поистине бич современного общества!

Совсем недавно, 10 октября прошел Всемирный день психического здоровья. Эта дата стала отмечаться с 1992 года по инициативе Всемирной федерации психического здоровья.

Целью Всемирного дня психического здоровья является сокращение распространенности депрессивных расстройств, шизофрении, болезни Альцгеймера, наркотической зависимости, эпилепсии, умственной отсталости.

По данным Всемирной организации здравоохранения, в наши дни на планете уже более 450 миллионов людей, страдающих психическими заболеваниями. Это очень большая цифра! А в западных странах уже каждый седьмой является либо параноиком (шизофреником), либо подвержен депрессиям и страдает алкоголизмом!

Росту заболеваемости способствуют информационные перегрузки, политические и экономические катаклизмы в стране, а предвестниками заболеваний являются стрессы.

Жизнь в современных мегаполисах уже сама по себе располагает к стрессам. Даже ежедневные поездки на работу в общественном транспорте этому способствуют. Я уже молчу про неурядицы на работе, семейные проблемы и прочее. Мы настолько сильно ежедневно подвергаемся стрессовым ситуациям, что начинаем с этим смиряться, а так и до депрессии недалеко.

Не ругайте себя во всех неудачах, лучше успокоится, подумать, в чём Ваша ошибка, а затем попробовать решить проблему другим способом.

Составьте распорядок дня и старайтесь следовать ему.

За какие-либо достижения награждайте себя (например, купите красивую одежду и т.д.).

Занимайтесь спортом ежедневно (зарядка) или хотя бы 2 раза в неделю.

Периодически отдыхайте, как в одиночестве, так и вместе с семьёй.

Чаще общайтесь с близкими и друзьями.

И напоследок хотелось бы еще раз сказать - лучше предотвращать болезнь и бороться с ее причинами, чем со следствиями.

Будьте здоровы!

gastroguru © 2017