Из опыта работы воспитателя. Проектная деятельность в детском саду

Перед педагогическим коллективом стоит важная задача: выпустить в школу любознательных и активных детей, поэтому воспитатели пишут различные программы по установленным стандартом. Также они осуществляют проектную деятельность в детском саду по ФГОС.

Что такое ФГОС?

Проектная деятельность в детском саду по ФГОС - это взаимодействие педагогов, детей и их родителей. В результате совместной работы у детей развиваются познавательные способности и творческое мышление. Ребята учатся самостоятельно искать информацию и применять ее на практике.

Когда речь идет о проектной , воспитатель должен помнить, что для ребенка он становится равным партнером. Чтобы создать доверительные отношения, педагогу нужно соблюдать определенные условия.

  1. Воспитатель делает задания вместе с детьми - так он дает понять, что они находятся на одном уровне. Взрослый-учитель просто показывает приемы и наблюдает за деятельностью детей.
  2. Ребенок должен принимать участие в занятиях добровольно. Задача воспитателя состоит в том, чтобы заинтересовать детей своей деятельностью.
  3. Свободное перемещение ребят во время занятий.
  4. Работа над проектом в индивидуальном темпе.

Как реализуется

Проектная деятельность в д/саду рассматривается вне традиционной сетки занятий. Каждый проект требует тщательного планирования и продумывания деталей. Проектная деятельность в детском саду по ФГОС базируется на следующих теоретических принципах:

  • основное внимание уделяется ребенку;
  • соблюдается индивидуальный темп работы детей, благодаря чему каждый может достигнуть успеха;
  • базовые знания усваиваются легче из-за своей универсальности.

Почему проектная деятельность в дет. саду является всегда актуальной? Потому что у каждого малыша есть свои явные и скрытые особенности, а в каждом возрасте - сензитивные периоды. Данное направление позволяет это все учесть и создать необходимые условия для максимальной реализации детских возможностей.

Виды проектной деятельности в саду

  • Исследовательская. Основная цель в данном направлении - поиск ответов на вопросы: "почему", "как" и т. д. Дошкольник не просто слушает то, что говорит ему воспитатель, но и сам становится исследователем и пытается найти ответ на вопрос. Задача воспитателя - создать условия для самостоятельного поиска ребенком ответов.

Далее дошкольник включается в проектную деятельность и вместе с педагогом проводит эксперименты и т. д. Затем малыш демонстрирует результат своей исследовательской деятельности и рассказывает, как он понял тему. Воспитатель также предлагает интеллектуальные игры для закрепления изученного материала.

    Творческая. Особенность этого вида проектной деятельности в детском саду по ФГОС - это продолжительность по времени и коллективный характер. На начальном этапе происходит обсуждение и выбор темы, далее воспитатель ищет способы мотивации, чтобы каждый ребенок принял участие в работе.

Самым сложным в творческом подходе является этап, на котором дети пытаются прийти к общему решению, потому что дошкольникам еще трудно донести друг до друга свою точку зрения. Воспитатель не должен становиться на чью-то сторону, он должен дать детям возможность прийти к самостоятельному решению.

Это поможет детям преодолеть эгоцентризм и выйти на новый уровень коммуникации. Далее происходит реализация замысла и его презентация. Показывают результат не все дети, а избранные представители, которые расскажут о ходе работы.

  • Нормативная. Проектная деятельность в детском саду по ФГОС в данном направлении подразумевает то, что дети самостоятельно создают систему правил и норм в группе. Данные проекты помогают решить но реализовываются исключительно детьми.

Конечно, это не означает, что педагог не контролирует процесс создания правил. Вначале воспитатель проводит с детьми этические беседы, в ходе которых формируется необходимое поведение. Затем проводится обсуждение неблагоприятных последствий, и только потом формируются правила группы.

Вывод

Подводя итог, можно сказать, что необходимость проектной деятельности обусловлена тем, что она позволяет расширить поле для детского исследования. Она развивает не только интеллектуальные, но и коммуникативные навыки не только детей, но и взрослых, поэтому для большей эффективности проектная деятельность включена в образовательную программу.

Майя Агафонкина
Организация проектной деятельности в детском саду

Организация проектной деятельности в детском саду

Введение

Современная педагогика существенно изменила отношение взрослых к детям. Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования .

Проект в ДОУ – метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей

Проектирование – это комплексная деятельность , участники которой автоматически, без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов , осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни. В настоящее время проектная деятельность органически входит в новые стандарты образования ФГОС.

Об актуальности использования метода проектов свидетельствует и то, что он упоминается в контексте с проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами .

Метод проектов как средство внедрения педагогических инноваций в деятельности ДОУ Ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами. В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства и общества к такой важной подсистеме, как дошкольное образование. На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС, Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе. Огромными способностями повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику образовательных учреждений инновационной деятельности . Сегодня в сфере образования выделяется большое число инноваций различного характера, направленности и значимости, внедряются новшества в организацию и содержание , методику и технологию преподавания. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей. Инновационные преобразования приобретают системный характер. Созданы новые типы, виды и профили дошкольных учреждений, новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи. Поиск новых форм работы привел к тому, что в практике дошкольного учреждения стал широко использоваться метод проектной деятельности . Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практической проблемой (темой) . Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит - применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат. Применительно к детскому саду проект – это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему и определить цель (замысел, поэтому проекты в детском саду носят , как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект , следовательно обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей. Проектная деятельность в воспитательно-образовательном процессе ДОУ носит характер сотрудничества, в котором принимают участие и дети и педагоги ДОУ, а также родители, которые могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом , но и стать непосредственными участниками образовательного процесса. Таким образом, без внедрения новых идей и технологий в работе ДОУ невозможно реформирование всей системы дошкольного образования. Развитие образовательных систем происходит благодаря тому, что создаются, распространяются и осваиваются новшества.

Классификация проектов , используемых в работе ДОУ

В настоящее время проекты могут классифицироваться по признакам : а) по составу участников;

б) по целевой установке;

в) по тематике;

г) по срокам реализации.

В практике современных ДОУ используются следующие типы проектов :

- исследовательско-творческие : дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна и пр .).

Ролево-игровые - проект с элементами творческих игр. Используется метод вхождения в образ персонажа сказки, рассказа. Метод эмпатии. Дети по своему решают поставленные проблемы.

Например : день игры; неделя игры; используются сценарии с ролевыми играми, игротренинги; алгоритмы сюжетных игр; сценарии игр –путешествий и т. д. ; - информационно-практико-ориентированные : дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её.

Итогами проекта могут стать : рисунки детей –выставка; альбом с фотографиями; коллаж; рассказ; алгоритм; мнемотаблица; экскурсия и т. д. Итоговый продукт деятельности зависит от тематики проекта ; - творческие : как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников .

Проект . Деятельность проекта . Результаты оформляются в виде детского праздника , выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр., например «Театральная неделя» . Смешенные типы проектов монопроектами .

Значимы и следующие виды проектов , в том числе :

Комплексные, например «Мир театра» , «Здравствуй, Пушкин!» , «Эхо столетий» , «Книжкина неделя» ;

Межгрупповые, например «Математические коллажи» , «Мир животных и птиц» , «Времена года» ;

Групповые, например «Сказки о любви» , «Познай себя» , «Подводный мир» , «Весёлая астрономия» ;

Индивидуальные, например «Я и моя семья» , «Генеалогическое древо» , «Секреты бабушкиного сундука» , «Сказочная птица» . Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами .

По продолжительности они бывают :

Краткосрочными (одно или несколько занятий – 1-2 недели) ;

Средней продолжительности (2-3 месяца) ;

Долгосрочные («Творчество А. С. Пушкина» - на учебный год). Другим признаком классификации являются состав участников (групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.) ;

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой , т. е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта .

Все проекты проводятся внутри ДОУ, как правило, между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве) .

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты , например «Любимые игрушки» , «Азбука здоровья» и др.

Особенности внедрения проектного метода в ДОУ

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанных на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности , как правило, осуществляется по следующим этапам :

Занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т. д. ;

Комплексные блочно-тематические занятия;

- интеграция : частичная или полная;

Метод проектов , как форма организации образовательного пространства; как метод развития творческого познавательного мышления.

Работа в данном направлении реализуется, в первую очередь, через обучение педагогов, просветительскую работу с родителями, создания предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями метода проектов .

Внедрение в практику указанной технологии, предъявляет к педагогу определенные требования, как к творческой личности, и специального обучения для повышения педагогического профессионализма, т. к. научить ребенка проектировать может воспитатель , владеющий методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.

Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности , он источник информации, консультант, эксперт.

Он – основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности , координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. Поэтому внедрение в практику работы проектного метода начинается с организации работы с педагогическими кадрами.

Это могут быть следующие методы и формы работы : семинары, консультации, коллективный просмотр занятий, деловые игры, методические выставки, мастер-класс; беседы, диспуты, практикумы, тренинги, круглые столы, работа с методическими материалами, дни взаимопосещений, презентации проектов .

Основной целью внедрения проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей .

Цель позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Ребёнку метод проектов даёт возможность :

Экспериментировать, синтезировать полученные знания;

Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Метод проектов может использоваться в работе с детьми, не только старшего, но и начиная с младшего дошкольного возраста.

Задачи исследовательской деятельности для каждого возраста специфичны, позволяют определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития. Для реализации проекта педагог определяет этапы его реализации, продумывает содержание деятельности и осуществляет подбор практического материала.

При этом, при планировании проектной деятельности , педагогу следует помнить о трех этапах в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности , включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов.

Первый этап подражательный, реализация которого, возможна с детьми 3,5–5 лет.

На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях» ,

они выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе ребёнка. В этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Так, в младшем дошкольном возрасте задачами являются :

Пробуждать интерес к предлагаемой деятельности ;

Приобщать детей к процессу познания;

Формировать различные представления;

Привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;

Побуждать к совместной поисковой деятельности , экспериментированию.

Совершенствование психических процессов :

Формирование эмоциональной заинтересованности;

Знакомство с предметами и действиями с ними;

Развитие мышления и воображения;

Речевое развитие.

Формирование проектно -исследовательских умений и навыков :

Осознание поставленной цели;

Овладение различными способами решения поставленных задач;

Способность предвосхитить результат, основываясь на прошлом опыте;

Поиск различных средств достижения цели.

Линии развития личности в младшем дошкольном возрасте по направлениям.

1) физическое развитие :

Стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;

Формирование осознанных представлений о необходимости заботится о своём здоровье (например, ролево-игровой проект «Азбука здоровья» );

- социальное развитие : формирование способов общения (например, вернисаж «Моя семья» , индивидуальные семейные проекты «Генеалогическое древо» ).

2) познавательное развитие :

Обогащение и расширение представлений об окружающем мире;

Расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;

Сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач (например, математические коллажи, межгрупповой проект «Мир животных и птиц» ,

Творческие проекты «Мои друзья» , «Мир природы).

3) эстетическое развитие :

Развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;

Овладение художественной деятельностью (например, комплексные проекты «Мир театра» , ролево-игровые проекты «Любимые игрушки» и др.).

Второй этап - развивающий (для детей 5-6 лет) которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности , могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь.

Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее

организует совместную деятельность со сверстниками . У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны

достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и

поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему,

уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности . Они не только проявляют готовность участвовать в проектах , предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет.

Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать

творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности , выбора способов работы над проектом и возможности организовать её .

Таким образом, задачи для старшего дошкольного возраста :

Развивать поисковую деятельность , интеллектуальную инициативу;

Развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;

Формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности ;

Развивать способность к прогнозированию будущих изменений. Формирование предпосылок учебной деятельности :

Произвольности в поведении и продуктивной деятельности ;

Потребности в создании собственной картины мира;

Навыков коммуникативного общения.

Формирование проектно -исследовательских умений и навыков :

Выявить проблему;

Самостоятельно искать нужное решение;

Выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;

Самостоятельно анализировать полученные результаты.

Линии развития личности в старшем дошкольном возрасте по направлениям :

1) социальное развитие :

Развитие самопознания и положительной самооценки;

Овладение способами внеситуативно-личностного общения;

Высокий уровень коммуникативной компетентности;

Осознание функций речи (например, проект «Моя семья» , групповые проекты «Познай себя» ).

2) физическое развитие :

Развитие осознанного отношения к своему здоровью;

Формирование потребности в здоровом образе жизни;

Совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств (например, ролево-игровые проекты «Азбука здоровья» , «Секреты Ильи Муромца» ).

3) познавательное развитие :

Систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;

Развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (например, клуб любителей книги «Волшебная страна» ; групповые проекты «Подводный мир» , «Весёлая астрономия» ; межгрупповой проект «Времена года» ).

4) эстетическое развитие :

Углублённое приобщение к искусству, многообразию художественных образов;

Овладение различными видами художественной деятельности ;

Развитие способностей к эстетической оценке.

Таким образом, в проектной деятельности происходит формиро

вание субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индиви

дуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка.

Это соответствует социальному заказу на современном этапе. Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов «наводить» ребёнка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать

её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект , но при этом не переусердствовать с помощью и

опекой. Планирование проектной деятельности начинается с вопросов :

«Для чего нужен проект ,

«Ради чего он осуществляется?» ,

«Что станет продуктом проектной деятельности ,

«В какой форме будет презентован продукт?» Работа над проектом , включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов.

На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.

Обобщив опыт разработки метода проектов , можно выделить следующие этапы работы над проектом :

1. Целеполагание : педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели :

К кому обратится за помощью (взрослому, педагогу) ;

В каких источниках можно найти информацию;

Какие предметы использовать (принадлежности, оборудование) ;

С какими предметами научиться работать для достижения цели. 3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов .

Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности .

Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» «втягивать» детей в совместный проект .

Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, она должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности .

Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать

выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности , коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

Заключение

Таким образом выявляя специфику использования метода проектов в системе обучения и воспитания дошкольников в условиях ДОУ были сделаны следующие выводы.

1. Без внедрения новых идей и технологий в работе ДОУ невозможно реформирование всей системы дошкольного образования.

2. Любой проект основан на совместной творческой деятельности участников проекта . Деятельность намечается и далее развивается, подчиняясь конечному результату и интересам участников проекта .

3. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект .

Таким образом, проектная деятельность в образовательном процессе способствует сплочению как педагогического коллектива, так гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями. Вывод. Дошкольный возраст является фундаментом общего развития ребенка и стартовым периодом для формирования нравственных основ личности. Поэтому грамотно спланированная и организованная проектная деятельность в ДОУ имеет большое значение для развития познавательных интересов дошкольников. Технология проектирования помогает развить творческие способности дошкольников, делает их активными участниками учебного и воспитательного процессов.

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных программах на сегодняшний день уже давно прописаны основные требования, которым должен отвечать выпускник даже детского сада.

Чтобы ребенок стал действительно любознательным и стремился получать новые знания сам, а не по принуждению, чрезвычайно важно, чтобы в процессе его воспитания активно использовалась проектная деятельность. В ДОУ нашей страны данное направление пока что не слишком хорошо развито, но ситуация постепенно меняется с каждым годом.

Для чего это вообще нужно?

Дело в том, что именно проекты способны увязать не слишком веселый образовательный процесс с реальными событиями, которые время от времени происходят в жизни ребенка, что привлекает и может заинтересовать даже самого непоседливого малыша. Кроме того, именно проектная деятельность в ДОУ позволяет превратить любой коллектив в сплоченную команду, члены которой смогут сообща работать над решением даже самых сложных и нетривиальных задач. В таких условиях каждый ребенок может почувствовать себя нужным, заинтересованным в выполнении важной задачи.

Что такое проект? Общие сведения о понятии

Следует знать, что сам термин “проект” было позаимствовано из классического латинского языка, в котором оно изначально означало “выброшенный вперёд”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”. И как все это увязать с работой в дошкольном образовательном учреждении? В этом случае “проект” - это такой способ усвоения ребенком информации об окружающем мире, когда он самостоятельно разыскивает информацию и готовит ее оглашение перед сверстниками. Основная работа по направлению познавательной деятельности выполняется преподавателем.

Важно помнить, что проектная деятельность в ДОУ обязательно должна подразумевать получение социально значимого результата. Проще говоря, в основе работы должна лежать некая проблема, для решения которой нужен последовательный поиск, выяснение наиболее ответственных моментов. Результаты этой деятельности анализируются и объединяются в единое целое.

С педагогической точки зрения

С точки зрения педагога проектная деятельность в ДОУ хороша тем, что предполагает самостоятельную деятельность детей, в результате чего они учатся отыскивать и использовать в своих целях необходимую информацию. Кроме того, так ребенок получает возможность преобразования «сухих» и невыразительных данных в практический опыт, который вполне может ему помогать на всем протяжении его жизни.

Суть же технологии проектной деятельности в ДОУ заключается в такой организации образовательного процесса, при которой обучаемые с желанием получают теоретические и практические данные, участвуют в мероприятиях творческого плана, а также решают постоянно усложняющиеся задачи самого разнообразного характера.

Любой проект обязательно должен иметь не только познавательную, но и прагматичную ценность. Ребенок должен знать, какие конкретно данные он получает, и где он сможет их использовать на практике. Это основной тезис технологии проектной деятельности в ДОУ. Сегодня такой точки зрения стараются придерживаться практически все современные образовательные учреждения, которые стараются отыскать разумный баланс между получением практических и теоретических знаний.

Основа метода, его этапы

В основу метода положена идея, что любая образовательная деятельность должна быть направлена сугубо на результат, достижение которой должно осуществляться совместной работой детского коллектива и педагога. При этом все действующие лица работают над единой темой. В настоящий момент профессиональные педагоги выделяют три основных этапа в развитии проектной деятельности. Они представляют собой особую совокупность исследовательских, творческих и проблемных методов. Давайте рассмотрим каждый этап подробнее.

Первый этап . Подразумевает «подражание и исполнение», причем реализация этого метода возможна только в случае работы с детьми 3,5-5 лет. На этом этапе организация проектной деятельности в ДОУ предполагает участие детей “на вторых ролях”, когда они делают что-то или по прямому предложению взрослого педагога, или же попросту подражают ему. Важно, что такой подход не противоречит самой природе ребенка. Дело в том, что в этом возрасте у детей существует стремление привлечь внимание взрослого, наладить с ним хорошие отношения.

Второй этап . Это время развития, а реализация данного способа начинается с возраста в 5-6 лет. В это время дети характеризуются тем, что уже способны на организованную самостоятельную деятельность, могут оказывать друг другу необходимую в данный момент помощь. Ребенок уже намного реже обращается с просьбами к преподавателю, старается активнее налаживать взаимодействие с собственными сверстниками. У детей уже имеется самоконтроль и самооценка.

Таким образом, организация проектной деятельности в ДОУ на этом этапе должна учитывать, что ребенок может адекватно оценивать и осознавать как свои действия, так и поступки сверстников.

Стоит помнить, что они уже видят и оценивают проблему, способны уточнять достигаемую цель, а также выбрать те средства, которые оптимально способствуют достижению требуемого преподавателем результата. Самое важное обстоятельство заключается в том, что они уже способны не только на механическое обсуждение предлагаемых преподавателем тем, но и на собственные проекты.

Третий этап . Это уже время настоящего творчества, которое характерно для детей в возрасте 6-7 лет. Любой метод проектной деятельности в ДОУ обязательно должен создавать такие условия обучения, которые не будут отпугивать его от решения сложных проблем. Нужно создавать такие условия, при которых ребенку было бы комфортно выбирать темы для своих проектов, а также методов и времени работы над ними.

Специфика работы с дошкольниками

Чем же должен характеризоваться любой метод проектной деятельности в ДОУ? Вы должны четко понимать то обстоятельство, что в большинстве случаев ребенка приходится «наводить», способствовать обнаружению проблемы, а в некоторых случаях - прямо способствовать ее возникновению. Важно постараться «затянуть» детей в какое-то совместное предприятие, но крайне важно в этом случае не переусердствовать с опекой.

С чего начинать планирование проекта?

Планирование любой проектной деятельности в обязательном порядке должно начинаться с обсуждения и обдумывания следующих вопросов: “Для чего вообще нужна эта работа?”, “Ради чего ее стоит осуществлять?”, “Что станет с конечным результатом труда после завершения работы?”, “В какой форме следует реализовывать продукт»…

Об этом же говорят и требования ФГОС. Проектная деятельность в ДОУ важна еще и тем, что учит детей четко распределять и планировать свое время. Важно научить их так распределять проект по определенному временному отрезку, чтобы на решение каждого этапа проблемы оставалось достаточное количество времени. На каждом из этапов должны использоваться личностно-ориентированные технологии, так как способности каждого ребенка могут значительно отличаться от аналогичных у сверстников.

Работа над проектом

Как несложно догадаться, на первом этапе вам предстоит правильно и обоснованно выбрать подходящую тему. Что должно предполагать использование проектной деятельности в ДОУ с точки зрения педагога? В этом случае нужно понимать, что углубленный выбор какой-то темы должен осуществляться только совместно с ребенком (!). Опытные учителя говорят, что выбору должны предшествовать три «золотых» вопроса: «Что мне известно? Что я хочу узнать в ближайшем будущем? Как лучше узнавать об этом?».

Конечно же, темы проектной деятельности в ДОУ должны быть достаточно простыми и интересными, способными заинтересовать каждого ребенка.

Если педагог окажется способен организовать правильный диалог с детьми, то он будет способствовать не только развитию их самооценки, но и их способностей к оценке полученных данных с точке зрения их пользы в повседневной деятельности. Важно помнить, что реализация проектной деятельности в ДОУ также способствует нормальному формированию речевого аппарата и языковых способностей ребенка. Это подтверждают логопеды, которые в последние годы фиксируют бурный рост числа специфических проблем в этой области.

Нужно правильно организовать процесс сбора информации: эта работа должна быть увлекательной, она не может утомлять обучаемых. Воспитатель или педагог должны создать такие условия, в которых детям было бы максимально комфортно и необременительно работать.

Реализация проекта

Важно помнить, что проектно-исследовательская деятельность в ДОУ должна активно использовать не только творческий метод познания. Очень важны эксперименты, в ходе которых ребенок получает бесценный научный опыт, который наверняка пригодится ему и в дальнейшей жизни. Вообще, уникальность проектного метода состоит в том, что он способствует разностороннему развитию личности обучаемого: ребенок становится цельной, всесторонне развитой личностью с хорошо развитой самооценкой и умением отвечать за все свои действия.

Что же касается побудительных мотивов исследовательской деятельности, то в таком амплуа должны выступать обсуждения проблемной темы. Это не только помогает ребенку обнаруживать новые стороны и нюансы интересующей его темы, но и позволяет вовлечь в обсуждение весь коллектив. Это в любом случае очень полезно, так как «совместный разум» может помочь в решении действительно сложных задач.

Презентация

Заканчивается проектная деятельность воспитателя ДОУ организацией презентации по пройденной теме. В ходе данного мероприятия отлично раскрывается творческий потенциал каждого дошкольника, а также находят практическое применение все сведения, которые дети получили в ходе работы над своим проектом. Задача воспитателя состоит в том, чтобы каждый ребенок мог рассказать о проделанной им работе, осмыслить все проделанное, а также испытать гордость за свои успехи.

Чрезвычайно важным является то обстоятельство, что дети приобретают навыки выступления перед аудиторией, а также осваивают невербальные приемы общения (специфические мимика, жесты и прочее).

Рефлексия

По мере нарастания активности ребенка, позиция воспитателя или преподавателя по отношению к нему может изменяться. В общем-то, это банальные положения личностно-ориентированных способов обучения. Они повествуют о том, что сперва преподавателю принадлежит роль учителя и организатора на первых порах, а затем наставником и корректировщиком, который только направляет детские устремления в нужное русло.

Среднестатистический план работы над проектом

Нужно отметить, что чаще всего творческая проектная деятельность в ДОУ организуется в рамках специально отведенных занятий. Они имеют строго определенную структуру и включают в себя следующие этапы: создание положительной мотивации обучаемых, введение в проблему и рассказ о ее важности, а также выработка поэтапного плана по решению задачи, который формируется в ходе исследовательской деятельности. После этого происходит обсуждение результатов, систематизация полученных данных. Если есть возможность, дети могут продемонстрировать полученные навыки на практике.

Могут быть реализованы следующие типы проектов (по длительности): долгосрочные (от одного до трех лет), на несколько месяцев, на месяц, неделю (недели), а также на несколько дней или вообще на день.

Итак, давайте опишем опосредованную последовательность работы над каким-то заданием:

  • В зависимости от потребностей и способностей конкретного ребенка, педагог ставит задачу (посоветовавшись со своим же подопечным).
  • Следом учитель вовлекает школьников в процесс решения проблемы.
  • Далее нужно как можно сильнее увлечь школьников и даже их родителей поставленной перед ними задачей.
  • К решению должен привлекаться родительский комитет и педсовет. Проектная деятельность в ДОУ - общественная задача!
  • Если есть такая необходимость, можно обратиться за помощью к каким-то узким специалистам в этой области.
  • Кроме того, проектная деятельность педагога в ДОУ предполагает и дальнейшую совместную работу с родителями: совместно с ними нужно составить подробный план мероприятия.
  • Сам ребенок в это время (пользуясь помощью) собирает всю необходимую информацию.
  • В это же время он проводит наблюдения, участвует в тематических играх и посещает необходимые экскурсии.
  • Педагог не должен забывать, что и в это время дети должны получать домашние задания.
  • Очень важно всячески поощрять самостоятельные действия как самих детей, так и их родителей, которые могут искать материал путем самостоятельного «расследования» в заданной области.
  • После этого педагог организует презентацию проекта, на которой дети рассказывают все сведения, которые им удалось получить и систематизировать.
  • Учитель произносит завершающую речь, при необходимости выступает на педагогическом совете.

Выводы

Таким образом, в ходе реализации проекта происходит формирование определенной позиции по конкретному вопросу у каждого ребенка, дети получают возможность раскрыть свою творческую жилку, показать всем свою индивидуальность. Все это крайне благоприятно сказывается на развитии личности ребенка, способствует формированию нормальной самооценки. Проще говоря, проекты идеально подготавливают дошкольников к их дальнейшему обучению в школе и даже ВУЗе.

Проекты в детском саду — это интеграционный метод, предполагающий использование различных методических приемов, позволяющих глубоко освоить предлагаемую тему. Интеграция — это комбинирование основных методов обучения, которые органично дополняют друг друга и повышают эффективность процесса.

Особенности дошкольного возраста

Дошкольный возраст - самый благодатный период для обучения. Дети впитывают знания об окружающем мире, как губка. В этом возрасте интересно все, ребенок активно познает мир, усваивает модели социального поведения. Поэтому эту особенность надо обязательно использовать. Воспитание должно быть социально значимым. Особое внимание следует уделять нравственному, эстетическому, экологическому направлению. Надо помнить, что нормы, усвоенные детьми в этом возрасте, остаются с ним на всю оставшуюся жизнь. Метод проектов в детском саду призван активизировать работу в данном направлении.

Значение проектной деятельности

Проекты в детском саду предполагают самостоятельную деятельность детей под руководством взрослых (воспитателей и родителей). Участие в проекте позволяет проявить свои способности. В ходе работы ребенок обучается планировать свои действия, контролировать процесс выполнения, а также учится прогнозировать результат своей деятельности.

Структура проектной деятельности

Проекты в детском саду начинаются с определения темы и ее актуальности, постановки целей, определения предмета и задач проекта. Цель проекта — это расширение знаний детей по определенной теме, формирование навыков у детей, воспитание соответствующих чувств и развитие эмпатии (сопереживания) к окружающему миру. Чувство эмпатии — это сложная психологическая реакция, которая формируется путем личных переживаний на основе жизненного опыта. Участие в проектной деятельности помогает ребенку обогатить свой личный опыт. Предмет выбирается с учетом целей, далее ставятся педагогические задачи, они должны носить конкретный характер и отображать интенсивность педагогического воздействия. Проекты в детском саду имеют четкие сроки выполнения. Определяется круг участников (дети, воспитатели, родители, педагоги дополнительного образования). Итогом становится определенный продукт, который становится отчетом о проделанной работе. Чаще всего это презентация. Самая большая часть — это практическое воплощение целей и задач. Оно осуществляется организацией занятий, чтением художественной литературы, организацией викторин, конкурсов, совместной деятельностью с родителями.

Проект «Семья»

Например, проект «Семья» в детском саду, имеет цель: эмоциональное сближение членов семьи. Предметом становится семья и семейные ценности. Задачами проекта могут быть: воспитание уважения к старшему поколению; привлечение родителей к совместной деятельности с детьми; привлечение внимания родителей к проблемам нравственного воспитания; воспитание у детей чувства эмпатии к младшим членам семьи и домашним питомцам. Практическая реализация задач возможна в ходе привлечения родителей и детей к благоустройству группы и участка, совместного создания генеалогического древа семьи, проведение открытых занятий, проведения различных акций (например, «Помоги другому», сбор вещей и игрушек для нуждающихся) и так далее. По окончании проекта делается презентация.

В детском саду.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно- технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности .

Проектная деятельность - это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально значимый результат. Это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, - это звено в системе воспитания, в цепи развивающей личность программы.

Спецификой проекта является его комплексный интегрированный характер (н-р: взаимосвязь экологического воспитания с эстетическим, экономическим воспитанием; практическая направленность, включение ребенка в творческую деятельность, организация взаимодействия ребенка социальной городской средой). Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды(экскурсии, встречи с людьми разных профессий, игры на объектах социальной среды, практически полезные дела).

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

    обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; развитие познавательных способностей; развитие творческого воображения; развитие творческого мышления; развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте это:

· вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

· активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

· формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте это:

· формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

· развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

· формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

· развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:

Исследовательско- творческие : дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

«Дерево», «По следам елочных игрушек»

Ролево-игровые : (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по - своему поставленные проблемы);

С. р игра «Морской круиз», « В гости к бабушке».

Информационно- практико - ориентированные : дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы(оформление и дизайн группы, витражи и др.);

«Украсим группу к празднику», «Книжкина больница»

Творческие: (оформление результата в виде детского праздника. Детского дизайна, н-р «театральная неделя»

Ø Творческий (6 – 7 лет)

Интенсивно формируются все стороны личности ребенка: нравственная, интеллектуальная, эмоционально – волевая, действенно – практическая. Роль взрослого – развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности. Выбрать способы работы над проектом и организовать ее, определить перспективы развития.

Проектная деятельность с дошкольниками предусматривает соблюдение определенной последовательности этапов:

Выбор темы проекта, его типа, количества участников Постановка проблемы. Постановка цели. Обдумывание шагов по достижению цели, форм, методов работы, распределение ролей. Самостоятельная работа участников проекта по своим задачам. Промежуточное обсуждение полученных данных. Защита проектов. Коллективное обсуждение. Результаты внешней оценки, выводы.

Тему и проблему формулирует либо педагог, опираясь на интересы детей, а дети принимают ее; либо дети при помощи наводящих вопросов взрослого. В детском саду темы проектов должны основываться навоспроизведении домашней жизни: жилище, оборудование, отношения в семье , обязанности членов семьи, работа взрослых. Затем тематика расширяется до воспроизведения общественной жизни.

Главное условие - проектирование должно быть нацелено на применение имеющихся знаний и приобретение новых. (н –р, когда дети построят для своих кукол домики, воспитль выдвигает идею расположить их рядом – появляется улица. Улица должна иметь название, домики – номера. Педагог показывает детям буквы и цифры – приобретаются новые знания.

Педагог помогает детям спланировать деятельность, организует деятельность по решению задачи путем экспериментирования, моделирования. Организует работу над проектом поэтапно: направляет на поиск решений, экспериментирование, предметно – речевую деятельность, продуктивную, исследовательскую. Оказывает практическую помощь (по необходимости). К реализации проекта можно привлекать родителей дошкольников. Они помогут детям собрать и оформить материалы. Среди дошкольников не следует проводить конкурсы по защите проектов. Хорошая форма – фестивали проектов, потому что погоня за количеством, призами плохо влияет на саму идею проекта. В каждом проекте нужно увидеть и отметить что - то хорошее, создать каждому ребенку ситуацию успеха.

Таким образом, метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения

gastroguru © 2017