Открытое логопедическое занятие по развитию связной речи "перелетные птицы". Конспект логопедического занятия "перелетные птицы"

ГКОУ «Дзержинский санаторный детский дом»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ»

Учитель-логопед

Ерышева О.Н.

Цели:

    Обучающие:

Учить употреблять предлоги в самостоятельной речи детей.

Работать над слоговой структурой слов, обозначающих перелётных птиц.

Составлять описательные рассказы с опорой на схему.

    Коррекционные:

Уточнить имеющиеся знания по теме «Весна» и «Перелётные птицы».

- Рас ширя ть активный словарь по теме «Перелётные птицы».

- Совершенствовать навык составления разных типов предложений с предлогами и союзами.

- Работать над грамматическим строем речи:

Родительный падеж ед.и мн.числа;

Согласование числительных с существительными.

Учить выделять «4-й лишний» с объяснением.

3. Развивающие:

Развивать высшие психические функции: внимание, мышление, память;

Развивать общую и мелкую моторику.

4. Воспитывающие:

Учить вежливости, такту, взаимовыручке, доброжелательному отношению, чувству коллективизма, доброму отношению к природе и птицам.

Оборудование: костюмы лягушки, аиста; шапочки грача, жаворонка, сороки, жаворонка; разрезные картинки перелётных птиц; картинки с изображением птиц; схема пересказа о ласточке; запись с голосами птиц.

1. Организационный момент. (Отработка пространственных представлений, употребление слов после, перед.

Какое сейчас время года?(Сейчас время года весна).

Какое время года было перед весною?(Перед весною была зима)

Какое время наступит после весны?(После весны наступит лето).

Какая часть весны сейчас?(Сейчас середина весны)

Логопед . Ребята, перед началом занятия скажем наш девиз:

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать.

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Если снег повсюду тает,

День становится длинней.

Если всё зазеленело и в полях звенит ручей. Если солнце ярче светит.

Если птицам не до сна,

Если стал теплее вечер,

Значит, к нам пришла…(весна)

Логопед. Да, с приходом весны всё оживает вокруг. А хорошо ли вы знаете приметы весны? Сейчас проверим. Предлагаю вам отгадать весенние загадки:

(отвечать предложением, начинать со слова «весной»)

1. Что весной греет, светит, припекает?(солнце)

2.Что весной голубое, высокое, чистое?(небо)

3. Что весной бежит, журчит, поёт?(ручьи)

4. Что с крыши свисает, капает, тает?(сосульки)

5.Что весной темнеет?(снег)

Что весной, капает, звенит, поёт?(капель)

Давайте представим, что мы попали в весенний лес .

Закройте глазки и считайте со мною до трёх. 1-2-3 чудо произойди!

(включается запись со звуками леса, пением птиц).

- Ну, что чудо произошло? –Да!

Ребята, мы с вами попали в весенний лес! Лес – это большой и настоящий друг. А ещё это дом для зверей и птиц. Послушайте, кто же это поёт в лесу?

Это птицы!

Логопед. Конечно, ребята. А ещё ребята, весной к нам возвращаются птицы, которые улетели осенью в тёплые страны.

Как называются эти птицы?(перелётные)

Логопед . Правильно. Сегодня на занятии мы будем говорить о перелётных птицах. ( Зеленеет первая травка, солнце светит ярче и теплее, весело звенят ручьи, звонко заливаются птицы. Из тёплых стран возвращаются перелётные птицы. Они летят стаями и кричат. Птицы то же рады весне.)

Логопед. . Почему они называются перелётными?

Дети . Перелётные птицы летом живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтоб весной вернуться в родные края.

Логопед . А сейчас поиграем в игру «Доскажи словечко » и узнаем какие птицы прилетают весной.

1.В деревянный свой дворец

Прилетел весной …(скворец)

2.Песен звонких не жалей

Нам весною …(соловей).

3.Клином печальным в небесной дали

С криком печальным летят…(журавли)

4. Пёстры грудка, хвост, макушка

В лесу и в часах кукует..(кукушка).

5.С буквы «А»начинается

Имя птицы…(аиста).

6.По весне к нам с юга мчится

Чёрная как ворон птица.

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Для деревьев наших врач,

Ест букашек разных…(Грач).

Логопед . Назовите, ребята, каких перелётных птиц вы знаете?(грач, соловей, кукушка, ласточка, дикие утки, скворцы…

Пальчиковая гимнастика «Перелётные птицы»

Тили-тели, тили-тели – (скрещивают большие пальцы, машут ладошками)

С юга птицы прилетели!

Прилетел к нам скворушка –(поочерёдно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки)

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопитесь, кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж –

Все вернулись, прилетели ,(снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками)

Песни звонкие зап е ли!( указательным и большим пальцем делают клюв – «птицы поют»)

Логопед . «4-лишний» -Какая птица лишняя?(Соловей, аист, кукушка, сорока)

Дети . Лишняя сорока – она зимующая птица.

Ворона, воробей, голубь, грач

Дети. Лишняя птица грач–это перелётная птица.

Логопед. Рассказ о птицах.(Грачи прилетают одними из первых на родину. Они не боятся холодов. И пока поля не освободились от снега, грачи ищут зерно и остатки пищи у жилья человека. Потом начинается строительство гнёзд. Грач приносит прутики, а грачиха строит гнездо. На одном дереве можно насчитать 15-20 гнёзд.)

Грач

Грач – птица большая. Она похожа на ворону. У неё большой толстый клюв. Грач прилетает к нам весной первый. Он поедает жуков, личинок, червей. Грач делает гнездо из тонких прутьев и соломы на верхушках деревьев.

Поиграем в игру «Почини предложение» ( подобрать нужный по смыслу предлог(из, в, к, над, на, по)

Грач вылетел (из) гнезда. Грач прилетел (в) гнездо. Грач подлетел (к) гнезду. Грач кружит (над) гнездом. Грач сел (на) ветку. Грач ходит (по)земле. Грач сидит (под)деревом.

2) Детки домик смастерили

И на дерево прибили.

Поселился в нём певец.

А зовут его?... (Скворец )

Скворец

Скворцы прилетают вслед за грачами. Птица небольшого размера, перья чёрного цвета с белыми пятнышками. Клюв мощный, на голове чёрный хохолок. Питается червями, гусеницами, бабочками. Они охраняют леса и сада от вредителей. Скворец живёт в скворечнике.( летом за долгий световой день оба родителя прилетают к гнезду до 300раз! Вот и представьте, сколько гусениц, жуков и червяков уничтожит одна пара скворцов.)

Игра « Подбери словечко»

Логопед.

- Как назвать скворца ласково ?(Скворушка )

- Кто у скворца птенец, птенцы?( Скворчонок, скворчата )

- Как называется их мама?( Скворчиха)

- Какой домик строят люди для скворцов весной ?(Скворечник)

Логопед .

3) Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Кто же это…(соловей) Назовём соловья ласково(соловушка).

Соловей

Соловьи прилетают, когда деревья и кустарники одеваются листьями. Эта маленькая, серенькая птичка, очень красиво поёт. Его жилище – гнездо. Питается насекомыми и семечками. Прочитать. В народе есть примета : «Соловей всю ночь поёт – к хорошей погоде».

4) Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый

А затылок, голый, красный

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек, бестолковых попрыгушек.(Журавль)

Журавль крупная птица. У журавля длинная шея, длинный клюв, широкие крылья, длинные ноги. Журавли бывают серые и белые.

Образование родственных слов . Птенцы у журавля – журавлята, журавлёнок, мать журавлят – журавлиха, стая журавлей – журавлиная, ласково назовём - журавлик, журавушка.

Сюрпризный момент.(стук по стеклу, как птичка клювом)

Ребята, как- будто птичка клювом в окно постучала, да и кажется письмо принесла.

Голубь бросил к нам в оконце о кого-то письмецо.

Видно он заторопился, очень быстро удалился,

Почты много набралось, он не всю её разнёс.

Что ж вам прочитаю, от кого оно узнаю.

«Здравствуйте, мои маленькие друзья!

Хочу услышать рассказ о птичке, которая весной возвращается к вам из тёплых стран.

А пока высылаю ребус с фотографией этой птички.

(Ла 100 чка).

Ласточки и стрижи прилетают позже других птиц, ведь им нужно, чтобы появилось достаточно много летающих насекомых.

Логопед . Давайте попробуем составить рассказ по картинкам о ласточке. (Дети переворачивают подснежники и составляют предложения).

Ласточка – красивая перелётная птица.

У ласточки головка чёрненькая, грудка беленькая с красно-синим гастуком. Хвост и крылья длинные, острые.

Живёт ласточка в гнезде под крышей дома. Строит гнездо из веточек, травинок, глины.

Враг ласточки – кошка. Ласточки дружно защищаются от врагов.

Питается ласточка насекомыми: гусеницами, комарами, червячками, жучками.

Ласточка красиво поёт. Своим звонким, весёлым щебетаньем она радует людей.

Игра «Птицы улетели».

Ласточка – ласточки – нет ласточек

Журавль – журавли – нет журавлей.

Скворец – скворцы – нет скворцов.

Соловей – соловьи – нет соловьёв

Жаворонок – жаворонки – нет жаворонков

Лексико-грамматическая игра «Скажи наоборот»

К ороткий хвост – длинный хвост

Чёрный клюв – белый клюв

Тонкая шея – толстая шея

Острый клюв – тупой клюв

- Впиши буквы в фигурки в соответствии с образцом. Прочитай название птиц и соедини с образцом. (на парте).

Индивидуально(собрать разрезные картинки перелётных птиц)

-Упражнение «Закончи предложение »

Мне очень понравились все ваши рассказы и стихи. Но остались ещё некоторые вопросы. Попробуем ответить на них ответить на них.

Весной птицы строят гнёзда, потому что…(дети повторяют фразу и договаривают её до конца) они выводят в них птенцов.

Первыми улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что… насекомые прячутся и им нечем питаться.

Осенью последними улетают лебеди, утки и гуси, потому что…водоёмы долго не замерзают и дают им пищу.

Все люди любят слушать соловья, потому что … он замечательно поёт.

Гусеницы не могут уничтожить урожай, потому что … птицы их уничтожают.

Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что…(она не вьёт себе гнезда).

Птиц нужно любить и охранять, потому что… они приносят большую пользу(украшают нашу природу, замечательно поют и т.д.)

Логопед . А теперь наша театральная страничка «Встречи в весеннем лесу»

Аист и лягушка

Поспорила лягушка с аистом, кто красивее.

- Я! – Посмотри, какие у меня красивые ноги!

-Зато у меня их четыре, а у тебя только две!

-Да, у меня только две ноги, но они длинные!

- А я квакать умею, а ты нет!

- А я летаю, а ты только прыгаешь!

- Летаешь, а нырять не можешь!

- А у меня есть клюв!

- Подумаешь, клюв! На что он нужен?

- А вот на что!

(рассердился аист и проглотил Лягушку).

Не зря говорят, что аисты глотают лягушек, чтобы понапрасну с ними не спорить.

(С.Михалков).

Чья проталина

(Под музыкальное сопровождение выходят сорока, грач, жаворонок)

Сорока: Тра-та-та! Никак проталина? Моя, моя! Моя проталина, раз я первая её увидела!

Грач : Здрасьте, уже явилась! И прямо на мою проталину! Некрасиво!

Сорока: Это почему же она твоя? Я первая её увидела!

Грач: Ты увидела, а я к ней издалека летел! Тёплые страны покинул. Где проталина – там и мы, грачи! Моя проталина!

Жаворонок: А я родился на ней!

Логопед : Не ссорьтесь друзья, проталина, как проталина. А зачем она вам?

Сорока. А семена? А ростки зелёные?

Грач . Посидеть, походить, размяться! Носом в земле порыться.

Жаворонок. А петь-то над проталиной как хорошо! Сколько в поле проталин, столько и жаворонков над ними и все поют! Нет ничего лучше нашей проталины!

Логопед: А что вы тогда спорите, раз она ваша? Жаворонок хочет петь – пусть поёт, грач хочет ходить – пусть ходит.

Итог занятия:

Ребята, скажите, пожалуйста, о каких птицах сегодня мы говорили на занятии?

Что вам понравилось на нашем занятии?

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, продуктивная.

Цель: развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, учить дифференциации носового вдоха и ротового выдох, закрепить понятие «Перелётные птицы»; активизировать словарь по теме «Перелётные птицы» существительными, прилагательными и глаголами; учить образовывать сложные прилагательные способом сложения основ по образцу; учить образовывать существительные с помощью суффиксов –ат,-ят; развивать умение делить слова на слоги; выделять первый и последний звук в слове; составлять описательный рассказ о птице по образцу логопеда; воспитывать любовь к перелетным птицам.

Планируемые результаты: знает название перелетных и зимующих птиц, правильно употребляет обобщающие понятие «Перелетные птицы», «Зимующие птицы»; умеет делить слова на слоги и выделять первый и последний звук в слове.

Оборудование: карточки с изображением зимующих и перелётных птиц, цветные карандаши, картинки с изображением перелетных птиц, мяч, фишки.

Содержание организованной образовательной деятельности

1. Пальчиковая гимнастика.

Тили-тели, тили-тели, (Машут ладошками).

На юг птицы улетели.

Улетела скворушка-

Серенькое перышко.(Поочередно загибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки).

Жаворонок, соловей

Торопились, кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж.

Все собрались, улетели, (Машут ладошками).

Песни грустные запели.(Указательным и большим пальцами делают клюв «Птицы поют»).

2. Артикуляционная гимнастика. «Как язычок спас ворону от кошки».

Стоял теплый осенний денек. Однажды, возвращаясь из магазина, Язычок присел на скамейку и стал любоваться природой. Неожиданно он услышал, как закаркала старая ворона: «Кар-кар-кар!» Он огляделся по сторонам (упр. «Часики») и раскрошил маленькую булочку Вдруг совсем рядом с ним опустилась большая черная ворона. Она сложила крылья и стала гордо расхаживать. Кивая головой вверх и вниз, ворона подбирала хлебные крошки с земли (упр. «Качели»).

Язычка очень рассмешила эта горделивая птица, и он стал ее передразнивать (упр. «Утиный клювик» втянуть щеки и удержать зубами, двигать губами как «клювиком»). Не успела ворона подобрать все крошки, как из-за дерева появилась сердитая кошка (упр. «Сердитая кошка»). Ворона испугалась и взлетела в небо и стала долго кружить (упр. «Варенье»: облизать губы слева направо). Язычок, напротив, не испугался. Он налил кошке свежего молока в блюдце (упр. «Чашечка») и дал ей немного полакать (лакать молоко как кошка).

Совсем скоро кошка выпила все молоко, и блюдце оказалось пустым (упр. «Чашечка»). Вымыв свои лапки, ушки и мордочку (упр. «Варенье»), кошка залезла на дерево и крепко заснула.

Немного погодя, ворона опустилась на землю и доклевала оставшиеся крошки (упр. «Качели»).

Когда Язычок возвращался домой, то он с улыбкой вспоминал, как спас старую ворону от сердитой кошки (упр. «Улыбочка»- «Сердитая кошка»).

3. Дыхательная гимнастика «Птичка лети»

Размещаем бумажную птичку на ладони. Делаем короткий носовой вдох и длительный, целенаправленный ротовой выдох. В результате птичка слетает с ладони. Упражнениеп повторяется 4-5 раз.

4. Беседа о перелётных птицах.

Логопед: Ребята, как можно назвать одним словом птиц, которых мы назвали, выполняя пальчиковую гимнастику? (Перелётные птицы).

Почему их называют перелётными? (Их называют перелётными, потому, что на зиму они улетают в тёплые края).

Почему они улетают в теплые края? (Боятся холодов, не могут добывать корм, замерзают водоёмы)

Какие рассказы и сказки вы знаете о перелетных птицах? («Дюймовочка», «Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «Серая шейка», «Гадкий утёнок»).

5. Игра «Найди звук».

Логопед предлагает детям подойти к доске. На столе, возле доски лежат картинки с изображением перелётных и зимующих птиц.

Логопед: Ребята, каждый из вас, должен выбрать перелётную птицу и прикрепить её на доску. (дети выполняют задание).

Логопед: А теперь нужно назвать каждую птицу, определить первый и последний звук в слове и разделить слово на слоги.

1-ый ребенок: Это аист. Первый звук в этом слове [А]. Последний звук [Т]. В слове АИСТ-два слога.

2-ой ребенок: Это кукушка. Первый звук в этом слове [К]. Последний звук [А]. В слове КУКУШКА-три слога.

3-ий ребенок: Это цапля. Первый звук в этом слове [Ц]. Последний звук [Я]. В слове ЦАПЛЯ-два слога.

6. Игра «Назови детеныша»

Логопед с мячом в руках стоит в кругу детей.

Логопед: Тот, кому я кину мяч, должен мне сказать, как называются птенцы перелётной птицы.

У скворца-… (скворчата)

У грача-… (грачата)

У журавля-… (журавлята)

У кукушки-… (кукушата)

У аиста-… (аистята)

У лебедя-… (лебедята).

7. Упражнение «Назови признак»

Логопед: ребята, сейчас каждый из вас возьмет себе картинку с изображением перелётной птицы и подберет слова-признаки к этой птице.

Ласточка какая?-…(маленькая, чёрная, быстрая)

Аист какой?-…(белый, большой, красивый)

Грач какой?-…(чёрный, крупный)

Кукушка какая?-…(хитрая, пестрая)

Лебедь какой?-…(белый, крупный, благородный)

Скворец какой?-…(пёстрый, заботливый)

8. Упражнение «Назови какой»

Логопед: Ребята, если у цапли длинный клюв, то это … (длинноклювая цапля).

Если у аиста длинные ноги, то это … (длинноногий аист).

Если у скворца короткий хвост, то это … (короткохвостый скворец).

Если у ласточки острые крылья, то это … (острокрылая ласточка).

9. Игра «Слова-действия»

Логопед: А теперь, поиграем в игру. Нужно к каждой птице подобрать слова-действия. За каждое слово ребенок получает фишку. Победителем будет тот, у кого больше фишек.

Ласточка – (летает, щебечет, ловит мошек).

Лебедь – (плавает, машет крыльями, летает).

Цапля – (стоит на одной ноге, ходит, ест лягушек).

Соловей – (поёт, заливается, сидит на ветке, летает).

Грач – (ходит, летает, ищет червяков).

Кукушка – (летает, откладывает свои яйца в чужие гнёзда).

10. Составление описательного рассказа по образцу логопеда: - Это скворец. Скворец – перелётная птица. У него пёстрое оперение. Живет скворец в домике, который называется «скворечник». Питается скворец дождевыми червяками, гусеницами, личинками и семенами. Птенцы скворца называются скворчата. Скворцы приносят пользу, поедая вредных насекомых и их личинки.

11. Итог занятия. Логопед уточняет у детей, как называются перелетные и зимующие птицы и почему, как определить первый и последний звук в слове; вспоминает с детьми вместе, что нового они узнали о птицах.

Валентина Ряднина
«Перелетные птицы. Осень». Конспект подгруппового логопедического занятия

МБДОУ «Центр развития ребенка детский сад «Колокольчик»

6636160 с. Кожевниково Томской области ул. Октябрьская 57 т. 8(38244) 22634

Тема : «Перелетные птицы . Осень »

Конспект подгруппового логопедического занятия

по развитию лексико-грамматического строя

с использованием здоровьесберегающих технологий

в старшей группе для детей с ОНР

–учитель- логопед .

Тема : «Перелетные птицы »

Цель : Развитие лексико-грамматического строя речи у детей на лексической теме «Перелетные птицы »

Задачи :

Коррекционно-обучающиее :

Закреплять знания детей о птицах нашего края ;

Развивать представление детей о причинах перелетов птиц (перелетные , зимующие, кочующие) ;

Формировать умение детей отличать птиц от других животных ;

Развивать умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже;

Развивать и обогащать словарный запас детей;

Формировать грамматически правильную речь у детей.

Коррекционно - развивающие :

Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику;

Развивать зрительное и слуховое внимание и память, мышление, творческое воображение;

Развивать темп и ритм речи;

Коррекционно - воспитательные :

Формировать положительную установку на участие в занятии ;

Формировать навыки общения, взаимодействия, чувства доброжелательности;

Формировать заботливое отношение к птицам ; желание помогать птицам в трудный для них период.

Закреплять умение бережного отношения ко всему живому, к природе.

Словарная работа : перелетные , зимующие, кочующие, насекомоядные, оседлые

Материалы и оборудования

1. Презентация, мультимедийное оборудование.

2. Зеркало.

3. Птички на ниточках.

4. Перья разной формы, цвета, размера, ножницы, стаканчики с водой;

5 Снежинка, солнышко и карточки с изображением птиц .

5. Птичка- игрушка

Предварительная работа :

Чтение книги Л. Н. Толстого «Умная галка» , беседы по иллюстрациям птиц нашего края и прослушиванием щебета птиц нашего края . Изучение темы «Жилища птиц и животных » .

Планируемые результаты :

Ребенок сформировал длительную воздушную струю.

Развита мелкая моторика.

Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.

Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности

У ребенка формируется заботливое отношение к птицам ; желание помогать птицам в трудный для них период.

У ребенка закрепляется умение бережного отношения ко всему живому, природе.

У ребенка сформировано отличительные особенности птиц и животных

У ребенка развито представление о причинах перелетов птиц .

У ребенка развита грамматически правильная речь

Этапы Цели Ход занятия Действия детей

I. Организационный момент «Круг радости»

Организовать детей на познавательную деятельность. –Добрый день, дорогие ребята! У меня сегодня прекрасное настроение и я хочу его передать всем вам . А поможет мне в этом – этот «волшебная птичка» .

–Я приглашаю всех вас в «круг радости» сказать друг другу добрые пожелания, передавая из рук в руки эту «волшебную птичку» .

Желаю счастья и добра всем детям с самого утра.

Кто скажет, что это за птичка? Дети передают друг другу птичку и произносят добрые пожелания

II. Беседа по картине «Осень »

(Слайд 2) Ребята, какое время года изображено на картине?

Вот и наступила осень . Какие изменения произошли в природе?

Почему стало мало птиц ?

Каких птиц вы знаете ?

Куда улетают птицы осенью ?

Как называются птицы , которые улетели на юг?

Каких вы знаете перелетных птиц ?

-Осень Дети : (перечисляют признаки осени ) .

Дети : исчезли насекомые, а птицы , которые питаются насекомыми, улетели в теплые края.

Дети : (перечисляют птиц ) .

Дети : на юг.

Дети : перелетные птицы .

Дети : перечисляют…

III. Ш Артикуляционная гимнастика (слайд 3)

Посмотрите на этих птиц , какие они все разные, и размер, и окраска, и даже форма клювов у них разная.

Вот ласточка : клюв у нее маленький вытянутый. Давайте улыбнемся ей и покажем, какой у нее клюв.

А вот у утки и у лебедя клюв широкий и похож на лопатку.

Теперь посмотрим на аиста и журавля, какой у них клюв?

И крылья у птиц разные : у больших птиц и крылья большие и размах у крыльев широкий. (Покажем нашим язычком, всех птичек)

Дети выполняют упражнение перед зеркалом

«Улыбка – Трубочка» (повторяем упр. 3 раза)

Упражнение «Лопатка»

(повторяем 3 раза) --длинный острый, похож на иголку. Иголочка» (повтор упр. 3 раза)

Упражнение «Качели» (повтор упр. 5 раза)

Упражнение «Часики» (повтор упр. 5 раз)

IV. Дыхательная гимнастика

(слайд 4)

Мы с вами знаем, зачем собрались птицы на этой полянке .

Давайте посмотрим, как же они научились летать (дети берут птиц на ниточках ) . Чтобы ваша птичка полетела надо на нее подуть, но сделать это надо правильно, вдыхаем воздух носом, плечи не поднимаем, легко выдыхаем ротиком и не надуваем щеки. Дети выполняют дыхательную гимнастику

V. самомассаж лица

(слайд 5) Ручки растираем и разогреваем, Потирание ладоней, хлопки.

И лицо теплом своим нежно умываем. Ладонями проводить по лицу сверху – вниз.

Грабельки сгребают все плохие мысли. Граблеобразные движения пальцами от

середины лба к вискам

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро. Растирать ушные раковины по краю снизу

вверх и наоборот

Их вперёд сгибаем, Нагибание ушных раковин вперед .

Тянем вниз за мочки, Оттягивать уши вниз за мочки.

А потом уходим пальцами на щёчки, Пальцы перебегают на щёки .

Щёчки разминаем, чтобы улыбались, Губки разминаем, чтобы улыбались

Как утята к утке клювики потянем, Вытягивание обеих губ вперёд.

Разомнём их мягко, не задев ногтями, Большими и указательными пальцами

разминаем обе губы.

Уголками губ мы щёчки поднимаем, Средние пальцы рук – в уголках рта и по

очереди поднимать то правый, то левый угол рта

А потом от носа мы к губам стекаем. Спиралевидные движения средних пальцев

рук от крыльев носа к уголки рта по носогубным складкам

Губки пожуем мы, Покусывание верхними зубами нижней губы и наоборот.

Шарики надуем, Надувание щёк и похлопывание по ним так, чтоб губы удерживали воздух.

И губами вправо – влево потанцуем. Указательные пальцы укладываются на губы // друг другу и двигаются навстречу или врозь друг другу.

Под губой язык лежит, кулачок в губу стучит. Кулачком стучать по верхней губе, затем по нижней губе, язык перемещать под губами то вверх то вниз.

Тянем подбородок и его щипаем,

А потом по шейке ручками стекаем. Поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большими и остальными пальцами

VI. Вхождение в тему

(слайд 6, 7,8) -С наступлением холодов осенью начинается перелет птиц , вот как об этом написано в стихотворении Е. Благининой :

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели, улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще,

И скворечник опустел,

Аист крыльями полощет –

Улетает, улетел.

Лист качается узорный,

В синей луже на воде.

Ходят грач с грачихой черные

В огороде, по гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи,

Улетают, улетели, улетели и грачи.

Ребята, о каких птицах это стихотворение ?

Первыми улетают от нас быстрокрылые птицы . Это стрижи, ласточки, скворцы, жаворонки.

Они улетают в конце августа.

А почему они так рано улетают, как вы думаете?

Да, эти птицы питаются насекомыми , они называются насекомоядными.

А сейчас вам задание, найдите насекомоядных птиц ? (слайд 8) Дети : о перелетных .

Пропадают многие насекомые

Ласточка, камышевка, скворец, жаворонок, мухоловка.

VII. Сообщение темы и цели занятия . Так о ком мы сегодня поведем речь?

А о каких птицах мы будем говорить ?

О птицах

О перелетных

VIII. Мотивация к познавательной деятельности (слайд 9) А чем же птица отличается от животного? - перья у птицы , а у животного шерсть.

Клюв у птицы , а у животного пасть с зубами

У птицы 2 лапы , а у животного 4

У птиц есть крылья и они почти все летают, а у животных нет и они не летают

IХ. Образование притяжательных прилагательных

(слайд 10)

Поднялись птицы высоко-высоко в небо! (слайд «Небесные прятки» ) Давайте возьмем бинокли и рассмотрим их хорошенько (пальчиковое упражнение «Бинокль» )

Попробуйте угадать, кто спрятался за облаками?

Чей хвост виден за синим облаком?

Какая птица спряталась за розовым облаком?

Чей клюв вы видите?

Чье крыло вы видите за голубым облаком?

А теперь скажите какие из них насекомоядные?

Молодцы! Помашем птицам , до свидания птицы ! До весны!

Дети изображают бинокль и рассматривают облака на слайде 10.

Это хвост ласточки – ласточкин хвост

Это клюв аиста – аистиный клюв

Крыло журавля – журавлиное крыло

Насекомоядная ласточка

Х. Открытие нового

(Слайд 11, 12) В золотые осенние дни собрались к отлету журавли. Покружились они над родным болотом, собрались в косяки, потянулись в дальние теплые страны. Впереди летит самый сильный – вожак. Позднее всех улетают дикие гуси и утки – когда замерзают реки и озера. Эти птицы называются водоплавающие.

И опять вам задание, найдите водоплавающих птиц (слайд 12)

Высоко летят стаи птиц , с неба слышим мы их прощальные клики. Словно они кричат : «До свидания, до радостной встречи весной!»

Гусь, утка, лебедь, пеликан

ХI. Развитие внимания

(слайд 12) Игра «Прилетели птицы » ,

(если это не птицы - хлопаем в ладоши )

Прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи…

Что не правильно?

Воспитатель : А мухи – это кто?

Вы правы. Ну что ж продолжим.

Прилетели птицы :

Аисты, вороны,

Галки, макароны.

Прилетели птицы :

Голуби, куницы.

А куницы - это кто?

Прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галочки, стрижи,

Аисты, кукушки…

Даже совки – сплюшки…

что такое? Не плюшки, а совки – сплюшки (это птицы )

Дети хлопают.

Дети : мухи.

Дети : насекомые

Дети хлопают.

Дети хлопают.

Животные

Дети хлопают.

XII. Физминутка

(Слайд 14) Птичья зарядка Дети выполняют

XIII. Открытие нового

(Слайд 14) А вы знаете как летят птицы . Когда улетают в теплые края?

-Вот смотрите : журавли летят клином- впереди вожак- самый сильный журавль.

Утки, гуси и лебеди летят вереницей.

Ласточки, грачи, скворцы летят стаей.

XIV. Эксперимент Развитие речевого дыхания, внимания

(слайд 16-17)

Ребята, перед вам на столах лежат перья, рассмотрите их внимательно.

Чем различаются перья?

Каждое перо имеет стержень, догадайтесь, где стержень у пера? Покажите его. А еще у пера есть бородки. Найдите бородки. Покажите их. Обратите внимание, как прикреплены бородки к стержню. Положите перышки на стол.

Что случится, если сейчас подует ветерок? Возьмите по 1 перышку и подуйте на него.

Если стержень пера разрезать, то мы увидим, что внутри пусто, поэтому перья очень легкие.

Обмакните перо в стакан с водой, намокло ли перо, изменилось ли перо?

Перья защищают птицу от воды и сырости .

Подумайте, зачем нужны птицам большие перья ?

Для чего им нужны маленькие перышки?

Теперь рассмотрите окраску перьев. Что можете сказать?

Часто можно встретить очень красивых птиц . (слайд 17)

У большинства птиц ярко окрашены только самцы.

Они используют свою окраску, чтобы привлекать самок. Самки тех же птиц имеют чаще всего однотонную окраску, которая помогает им прятаться от врагов, когда они высиживают яйца.

Посмотрите, какие красивые бывают птицы . Дети : цветом, размером, формой.

Дети показывают

Дети дуют на перышки

Дети : перья летят, они легкие.

Дети мокают перо в стакан и смотрят.

Дети : нет, вода скатилась капельками.

Дети : чтобы летать.

Дети : для тепла.

Дети : перья разные по цвету.

Они украшают птиц .

ХV. Физминутка. Игра «Птицелов »

(слайд 18) Играющие выбирают себе названия птиц , крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого – птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят , кружатся вокруг птицелова и произносят :

В лесу, во лесочке,

На зеленом дубочке,

Птички весело поют.

Ой! Птицелов идет !

Птицелов хлопает в ладоши , играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц . Тот, кого он нашел, подражает крику птицы , которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока .

Играющий становится птицеловом .

Правила игры : Играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу.

Дети весело играют

XVI. Образование прилагательных

(Слайд 19) - Не все птицы улетают , есть те, которые остаются с нами зимовать.

Как они называются?

Каких вы знаете зимующих птиц ?

Предлагаю поиграть в игру «Где зимуют птицы

Перед вами карточки , на которых слева изображена снежинка, а справа – солнце. Ваша задача – из предложенных маленьких карточек выложить на левую сторону зимующих птиц - к снежинке , а где солнышко – перелетных .

Дети : зимующие, оседлые.

Дети : (перечислят зимующих птиц нашего края ) .

Дети раскладывают карточки

XVII. Экологическое воспитание

(слайд 20) А почему говорят, что зима трудное время для птиц ?

Как можно проявить о них заботу зимой?

Что можно использовать в качестве корма для птиц зимой ?

Действительно, зима – трудное время для птиц , особенно если она морозная и многоснежная. Не найти птицам под снегом корма . Голодная птица сильно страдает от холода. Зимний день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом.

Нужно поддержать птиц , сделать для них кормушки и не забывать приносить в них корм. Это очень полезное дело.

Некоторые ребята со своими родителями и мы с вами тоже изготовили кормушки.

И я предлагаю, чтобы и вы с родителями изготовили кормушки для птиц , и мы развесим их на деревья перед вашими окнами , а вы пообещайте, что каждый день будете выносить пищу и наблюдать, какие птицы прилетают к вашим кормушкам -Птицам холодно , голодно

Хлеб, зерно, сало, семечки

Да, мы поговорим с папой, чтобы вместе с ним сделать кормушку для птиц .

ХIV Рефлексия

(слайд 21) - Каких вы запомнили перелетных птиц ?

Чем птицы отличаются от других животных?

Для чего птицам нужны большие перья ? А маленькие?

Спасибо, вы сегодня хорошо поработали.

Дети : …

Дети : …

Дети : …

ХV Ритуал прощания

«Солнечные лучики» А сейчас встанем все в круг, протянем руки в центр круга, соединим их, тихо постойте с закрытыми глазами и почувствуйте себя теплым солнечным лучиком, который согреет зимой и наших зимующих птичек.

Дети встали в круг, закрыли глаза и тихо постояли.

Тема занятия в старшей логопедической группе детского сада: "Перелетные птицы. Употребление предлогов В-НА в предложном и винительном падежах".
Цель: развивать лексико-грамматические средства речи.
Речевые задачи:
1.Расширять и активизировать словарь по данной теме.
2.Вырабатывать умение использовать в речи существительные в предложном и винительном падежах с предлогами В-НА.
3. Строить короткое высказывание по предметной картинке.
Познавательные задачи:
1. Закреплять представления детей по изученной теме «Зимующие птицы».
2.Формировать представления детей по теме «Перелётные птицы».

Оборудование: предметные и сюжетные картинки по изученным темам, музыкальная запись птичьих голосов, фланелеграф, силуэты птицы, ветки, скворечника, крыши дома.
Ход занятия.
1.Организационный момент:
Логопед предлагает детям приготовиться внимательно послушать и сказать, что они услышали.
(Включается запись птичьих голосов. Дети говорят, что это поют птицы).
2. Повторение пройденного материала:
Логопед показывает детям предметные картинки с изображением зимующих птиц (ворона, воробей, синица) и просит назвать каждую, затем вспомнить, как можно назвать их одним словом. Повторяется толкование слова «зимующие», выученное на прошлых занятиях.
Логопед предлагает изобразить звуки, издаваемые этими птицами (кар-кар, чив-чив, синь-синь), а затем просит рассказать по каждой картинке по образцу: это ворона, она каркает; это воробей, он чирикает; это синица, она синькает.
3.Знакомство с темой «Перелетные птицы».
Логопед предлагает проверить, кто помнит, с чего началось занятие. (Дети слушали пение птиц). Кому понравилось слушать пение птиц? Кто хочет увидеть этих птиц и узнать их названия?
Логопед предъявляет поочередно предметные картинки с изображением соловья, жаворонка, скворца, называя их и рассказывая о каждой:
Это скворец. Он прилетает к нам ранней весной, когда снег еще не растаял. Люди радуются прилёту скворцов и готовят для них специальные домики-скворечники.
Это соловей. Он прилетает в наши края в конце весны, когда на деревьях ужу начали распускаться листочки.
Это жаворонок. Его можно увидеть в наших краях в начале лета, когда становится совсем тепло и деревья покрыты зелеными листьями.
(Каждый рассказ логопед сопровождает показом сюжетной картинки с временами года).
Озвучивается вывод: птицы, пение которых мы сегодня слушали, живут у нас только в теплое время года, а на зиму перелетают в теплые края, поэтому соловей, жаворонок, скворец – перелётные птицы.
Физминутка
«Воробышек, чирикни!» Воробышки (все дети) встают в ряд, водящий стоит к ним спиной на расстоянии 4-5 шагов и говорит: воробышек, чирикни. Один из детей по указанию логопеда «чирикает», водящий угадывает воробышка. Тот становится водящим.
4. Работа с лексико-грамматическим материалом в контексте изучаемой темы.
Логопед говорит, что сейчас мы будем встречать перелетных птиц. Они будут прилетать и садиться на разные предметы: это ветка, это крыша, это скворечник, это гнездо, это дерево.
-Вот прилетел соловей (жаворонок, скворец). На что сел соловей (жаворонок, скворец)? (логопед перемещает фигурку птицы так, чтобы дети отвечали: на ветку, на крышу, на дерево)
-Вот прилетел скворец. В чем поселится скворец? (в скворечнике)
-Вот прилетел жаворонок. В чем поселится жаворонок? (в гнезде)
Логопед предлагает представить, что в группу прилетела птичка.
-На что она может сесть? (дети называют окружающие предметы, используя предлог НА и помещают фигурку птицы на названный предмет).
-Если ей у нас понравится, в чём поселится птичка? (дети называют окружающие предметы, используя предлог В и помещают фигурку птицы внутрь названного предмета).
Логопед контролирует правильность употребления форм слов в винительном и предложном падежах с предлогами В-НА и адекватность предложенных вариантов. Если ответ ребенка ошибочен по смыслу или грамматически, логопед предлагает детям подумать, как надо сказать правильно.
5. Подведение итогов.
Логопед просит детей вспомнить, как называются птицы, о которых сегодня говорили, как назвать их одним словом, почему.
Выясняется, что понравилось на занятии.
Отмечаются успехи детей.

образовательные: расширение представлений детей о перелетных птицах, их внешнем виде и образе жизни, активизация словаря по теме, употребление предлогов;

коррекционно-развивающие: развитие умения составлять простые предложения, формирование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образование относительных прилагательных, закрепление умения согласования имен числительных с именами существительными, развитие внимания, памяти, мышления, общей, артикуляционной и мелкой моторики, координация слова и движения;

воспитательные: воспитание интереса к окружающей среде и бережного к ней отношения, развитие доброжелательности, чувства взаимопомощи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Перелётные птицы»

Тема: Перелетные птицы.

Цели:

образовательные: расширение представлений детей о перелетных птицах, их внешнем виде и образе жизни, активизация словаря по теме, употребление предлогов;

коррекционно-развивающие: развитие умения составлять простые предложения, формирование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образование относительных прилагательных, закрепление умения согласования имен числительных с именами существительными, развитие внимания, памяти, мышления, общей, артикуляционной и мелкой моторики, координация слова и движения;

воспитательные: воспитание интереса к окружающей среде и бережного к ней отношения, развитие доброжелательности, чувства взаимопомощи.

Оборудование: зеркала для индивидуальной работы по числу детей, фотографии для проведения артикуляционной гимнастики, персонаж Ворона, предметные картинки по теме, аудиозапись «Голоса птиц», силуэт птицы, рисунок скворечника, счетные палочки, мнемотаблица «Перелетные птицы», цифры 1-3, игра «Колумбово яйцо» по числу детей.

Ход занятия:

I. Орг. момент. (Создание положительного эмоционального фона занятия). Дети и логопед стоят на ковре.

Логопед: Солнышко усталое, скупо греешь ты.

Жёлтые да алые кружатся листы.

В шелесте да в шорохе наш осенний сад

На дорожках ворохи пёстрые лежат

Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

Дети:Осенью!

Логопед: Да, осенью. Мы с вами отправимся на волшебную полянку, чтобы проводить птиц в дальнюю дорогу. Закроем глазки, сделаем глубокий вдох и на выдохе произнесем волшебные слова «ФУУУУХ», откроем глазки, и мы уже оказались в лесу. (Звучит аудиозапись «Голоса птиц», появляется воспитатель, переодетый в костюм вороны) .

Отгадайте, кого же мы с вами встретили в лесу?

Дети: Ворону.

Ворона: Да, действительно, я-ворона, важная птица. Где бы ты ни гулял- по берегу моря, в парке, в лесу, - повсюду можно встретить птиц. Почти все они умеют летать. У птиц есть перья и крылья. Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску. Расскажите мне, где живут птицы?

Дети: Птицы живут в гнездах.

Ворона: Что птицы делают осенью?

Дети: Осенью перелетные птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы там перезимовать. А весной они вернутся обратно.

Ворона: В октябре улетают в теплые края перелетные птицы. Потянулись косяками, вереницами журавли, гуси, чайки. Если перелетные птицы низко к земле летят - к морозной зиме, а если высоко - к теплой. На рябинах пируют пролетные дрозды: поклюют ягодок рябины, отдохнут и улетают дальше на юг. «А когда гусь улетает, снег выпадает» - так народ примечает. А вот воробьи, вороны, сороки, дятлы, синицы остаются зимовать в наших краях. На осень и зиму многие из них прилетают поближе к человеческому жилью. Здесь и корма побольше раздобыть можно, и есть куда от ветра и мороза спрятаться. Ребята, ветерок случайно перепутал фотографии всех птиц. Давайте посмотрим, какие из этих птиц останутся у нас зимовать, а какие от нас улетят на юг. Если птицы остаются у нас зимовать, как они называются?

Дети: Зимующие.

Логопед: Птиц, которые улетают на юг, как мы называем?

Дети: Перелетные.

Перед детьми разложены картинки с птицами: ласточка, скворец, грач, голубь, воробей, ворона, гусь, журавль, лебедь. Дети вместе с логопедом вспоминают названия этих птиц и раскладывают на две группы зимующих и перелетных.

Ворона: спасибо, что помогли мне разобраться, где зимующие, а где перелетные птицы. До свидания!

(Дети садятся на свои места, звучит аудиозапись «Голоса птиц»)

Напомнить об осанке.

II. Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Давайте представим, что наши язычки превратились в маленьких птенчиков. Они проснулись и вышли из домиков.

Упражнения:

1. «Иголочка»

2. «Вкусное варенье»

3. «Качели»

4. «Чашечка»

2. Игра «Где птичка? »

Логопед: Я буду передвигать птичку, а вы мне будете говорить, где она сейчас находится. «С чего слетел скворец? » «К чему подлетел скворец? »

3. Игра «Назови части тела птицы».

Работа с мнемотаблицей «Перелетные птицы».

Логопед: Ребята, рассмотрите изображение птиц, скажите, какие у них есть части тела. Отвечаем полным предложением.

У птиц есть голова. У птиц есть два крыла.

У птиц есть две лапы. У птиц есть хвост.

У птиц есть клюв. Тело птиц покрыто перьями.

5. Игра «Назови ласково».

Логопед: сейчас мы с вами попробуем назвать части тела птиц ласково.

Голова- головка хвост-хвостик

Лапы-лапки клюв-клювик

Крыло-крылышко перо-перышко

6. Физкультминутка «Осень». (координация слова с движением)

Дети выходят на ковер.

Опустел скворечник, улетели птицы,

Листьям на деревьях тоже не сидится.

Целый день сегодня все летят, летят…

Видно, тоже в Африку улететь хотят.

7. Игра «Сколько птичек улетело? » (цифры 1, 2, 3)

Логопед: Посмотрите внимательно на цифры, которые стоят возле птиц. Необходимо ответить «Сколько птиц улетело? » Ответьте полным предложением.

Дети: «Улетело 3 ласточки». «Улетело 2 скворца».

Дети: «Улетел 2 лебедя». «Улетел 1 грач».

8. Пальчиковая гимнастика.

Собираем счетные палочки одними и теми же пальцами рук (двумя указательными, двумя средними до мизинцев). На каждую стихотворную строчку по одному движению:

Клювов длиннее

Не видывал я,

Чем клювы у аиста

И журавля.

9. Игра «Колумбово яйцо».

Логопед: Ребята, ворона когда улетала, оставила для вас задание.

Из геометрических фигур по образцу дети выкладывают силуэт птицы.

Самостоятельная работа детей.

III. Подведение итога занятия.

Логопед: Ребята, вот мы с вами и проводили наших птичек в теплые края.

(Дети вместе с логопедом подходят к Речецветику)

Чем на занятии мы сегодня занимались? Что нового мы с вами узнали?


gastroguru © 2017