Выбор читателей
Популярные статьи
Татьяна Бурмистрова
Картотека пальчиковых игр на тему «Дикие животные и их детеныши»
Пальчиковые игры на тему «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ »
Животные зимой
Спят зимой барсук и ежик,
И медведь зимой спит тоже.
Спят пчела и муравей,
Ждут весенних теплых дней.
Дети загибают пальцы на руке , перечисляя животных и насекомых , впадающих зимой в спячку.
Колючий шарик
Мы нашли колючий шарик,
Нам его не удержать.
Шарик крутится в ладошках,
Шарик хочет убежать.
Шарик наш живой и теплый ,
На кого же он похож?
Прыгнул шарик на дорожку –
Оказалось…это еж!
Дети крутят между ладонями массажные мячи.
Смотрят на мяч, держа его в ладонях.
Дети опускают руки, мячи падают и катятся по полу.
У кого какая шуба?
Шуба серая у волка,
Шуба ежика в иголках,
Шуба рыжая лисы –
Удивительной красы.
Шуба белая у зайца,
У медведя – бурая.
Не страшны ему дожди
И погода хмурая.
Дети поочередно загибают пальцы на руке , перечисляя диких животных и цвета их «шуб» .
Качают головой из стороны в сторону.
Голодная мышка
Мышка съела сыр и пышку,
Тыкву, рыбу, дыню, шишку,
Съела сливы и блины,
И сушеные грибы.
Целый день она жевала,
Но все мышке было мало!
Дети загибают по очереди пальцы на руке , перечисляя все, что съела мышка.
Лесное население
Животных следы мы как книгу читаем.
В лесу кто живет мы легко отгадаем :
Вот лисьи следы,
Вот волчьи, лосиные,
Кабаньи и заячьи,
Медвежьи, ежиные.
Вот беличьи, рысьи,
А это – оленьи.
Какое большое в лесу население!
Ладонями рук дети изображают открытую книгу.
Закрывают «книгу» .
Загибают пальцы на руках , перечисляя следы животных .
Поднимают руки вверх и опускают их через стороны вниз.
Раз, два, три, четыре, пять,
Пришли белки поиграть.
Одна куда-то подевалась,
Четыре белочки осталось.
А теперь скорей смотри –
Их уже осталось три.
Ну и ну, какая жалость,
Только две у нас осталось.
Эта новость так грустна –
Осталась белочка одна.
Пока мы с тобой считали,
Белочки от нас сбежали.
Выставить пять пальцев .
Спрятать руку за спину.
Выставить четыре пальца .
Спрятать руку за спину.
Выставить три пальца .
Спрятать руку за спину.
Выставить два пальца .
Спрятать руку за спину.
Выставить один палец.
Спрятать руку за спину.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Надо лапочки погреть,
Зайке холодно сидеть.
Руки сжаты в кулаки.
Разгибают и сгибают пальцы .
Растирают пальцы и кисти рук .
Серый волк
Волк серый, зубастый,
По полю рыщет,
Добычу себе ищет.
Как найдет,
Волчатам отдает.
Сгибают и разгибают согнутые пальцы .
«Ходят» пальцами по столу .
Зажимают пальцы в кулаки .
Лиса, лисонька, красавица,
Всем она очень нравится.
Хвост пушистый,
Мех золотистый.
По лесу важно бродит,
Страх на зайцев наводит.
Потирают руки.
Показывают всем свои кисти с растопыренными пальцами , поворачивая их, поглаживают пальчики .
«Ходят» пальцами по столу .
Стучат пальцами по столу .
Жил-был зайчик,
Длинные ушки,
Отморозил зайчик
Носик на опушке.
Отморозил носик,
Отморозил хвостик
И поехал греться
К ребятишкам в гости.
Там тепло и славно, волка нет.
И дают морковку на обед!
Пальцы в кулаке , выставляют два пальца – «ушки» .
Поглаживают указательный и средний пальцы .
Поглаживают безымянный палец и мизинец.
Растирают ладони.
Сжимают и разжимают кулаки.
Стучат пальцами по столу .
Скачет белка-шалунишка,
Рвет с сосновых веток шишки.
Лапками сжимает ловко
И несет в свою кладовку.
«Бегают» пальчиками по столу .
Сжимают поочередно пальцы в пучок на правой и левой руках.
Поочередное сжимание в кулак пальцев на правой и левой руках.
«Бегают» пальчиками по столу .
Ира просит : «Ежик, еж,
Ты мне платьице сошьешь?»
Еж ответил из-под елки :
«Ниток нет – одни иголки!»
Дети двумя ладонями подзывают жестом к себе.
Имитируют движение иглы при шитье.
Кулачок правой руки прижать к ладони левой. Большие пальцы обеих рук соединить . Остальные пальцы левой руки раздвинуть. Поменять руки.
Вращают указательными пальцами вокруг друг друга , затем выставляют их вперед. Остальные пальцы сжаты в кулак .
Сидит белка на тележке,
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки :
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому –
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
Хлопают ладонями и ударяют кулаками друг о друга попеременно.
Загибают по одному пальцы , начиная с большого.
Ритмично хлопают ладонями и ударяют кулаками.
В лесу дремучем растут елки
И бродят злые-злые волки.
Бывает зайка пробежит,
И ветка елки задрожит.
Бывает мишка косолапый
Заденет елку своей лапой.
А старый еж, колючий бок,
Под елкой спит,
Свернувшийся в клубок.
Пальцы рук переплетены , большие пальцы – макушка .
Показать «клацающую пасть»
Показать ушки зайки.
Пальцы рук полусогнуты – «лапы» .
Пальцы рук переплетены , большие пальцы – мордочка
Пальцы рук сложены в «клубок» .
Пальчиковая гимнастика по теме «Дикие животные»
«Скачет зайка»
Скачет зайка маленький (Пальчики сжаты в кулак, выпрямить средний и указательный пальчики.)
Около завалинки. (Руки над головой, соединены средние пальцы, изобразить домик.)
Быстро скачет зайка, (Пальчики сжаты в кулак, выпрямить средний и указательный пальчики.)
Ты его поймай-ка. (Покрутить кистями рук перед собой.)
«Зайчик»
Раз, два, три, четыре, пять, (Пальчики растопырить и на счёт 1, 2, 3, 4, 5 загибать.)
Вышел зайчик погулять. (Указательный и средний пальцы выпрямлены – «ушки», остальные сжаты в кулачок.)
Что нам делать? Как нам быть?
Нужно заиньку ловить! (Все пальчики «бегут» по столу.)
Раз, два, три, четыре, пять. (Пальчики сжать в кулак. Разжимать по одному, начиная с мизинца.)
«Зайчик»
Зайчик прыг, зайчик скок, (Руки сжаты в кулачки, прижаты друг к другу, вытянуть указательные пальцы. Сгибать и разгибать их.)
Спрятался он под кусток. (Сцепить пальцы рук в замок.)
Под кусточком – молчком, (Не расцепляя рук, поднять указательные пальчики и пошевелить ими.)
Только ушки торчком. (Сцепить руки в замок, шевелить всеми пальчиками.)
«Хитрый ёжик»
Хитрый ёжик-чудачок
Сшил колючий пиджачок. (Руки перед собой ладонями друг к другу, пальчики перекрещиваются между собой. Шевелить пальчиками.)
Весь в иголках, без застёжек, (Сжать кулачки. Разжимать, начиная с большого пальца.)
На иглу нацепит ёжик
Грушу, сливу – всякий плод, (Ладошки смотрят друг на друга, пальцы растопырены и соприкасаются подушечками.)
Что под деревом найдёт, (Сжать руку в кулачок, выставить указательный палец и пошевелить им.)
И с подарочком богатым (Сложить ладони вместе и стучать по два раза.)
Поспешит к своим ребятам. (Руки перед собой ладонями друг к другу, пальчики перекрещиваются между собой. Ладони под углом друг к другу. Шевелить пальчиками.)
«Мишка»
Мишка ложкой кушал мед.
Набрал он меда полный рот,
На пенечке он сидит
И тихонько говорит:
«Я мишутка косолапый,
Не хочу сосать я лапу,
В гости лучше я пойду,
Друга я себе найду».
Это будет ………
Катя, глазки закрывай:
Кто перед тобой - узнай.
«Белка»
Сидит белка на тележке;
Продаёт она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому …
(Все пальчики сжаты в кулак. По очереди разгибать пальцы, начиная с большого пальца.)
«Зайцы»
Скачет зайка косой(правой рукой изобразите скачущего зайчика; для этого сожмите кулак а указательный и средний пальцы выпрямите - это ушки; покачивайте рукой вверх-вниз)
Под высокою сосной (выпрямите и растопырьте все пальцы, изображая дерево).
Под другою сосной(левой рукой изобразите дерево)
Скачет зайка другой(левой рукой изобразите зайчика.)
«Бычок»
Шел бычок(покажите рожки: для этого прижмите к голове кулачки с выставленными вперед указательными пальчиками)
Вдоль забора (расположите перед грудью ладони с растопыренными пальцами, ладони расположите вертикально),
Увидал мочало (расслабьте ладони так, чтобы они бессильно повисли вниз).
Начинай сказочку сначала(разведите руки в стороны).
«На лужок»
На лужок прыгали зайчата (перечисляя животных, правой рукой загибайте по одному пальцу на левой),
Медвежата и бельчата,
А лягушата и енот (покажите кулак).
На зеленый на лужок (шагайте» указательным и средними пальцами правой руки по столу).
Приходи и ты, дружок!
Пальчиковая гимнастика по теме «Овощи»
«Засолка капусты»
Мы капусту рубим,(Резкие движения прямыми кистями вверх и вниз.)
Мы морковку трем,(Трем кулаком о кулак.)
Мы капусту солим, (Движение пальцев, имитирующие посыпание солью.)
Мы капусту жмем. (Интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки.)
«Овощи»
Хозяйка однажды с базара пришла,(«Шагать» пальчиками по столу.)
Хозяйка с базара домой принесла
Картошку,
Морковку, Горох,
Петрушку и свеклу. (Загибать по одному пальцу на одной или обеих руках на каждую строчку, начиная с большого.)
Ох!.. (Хлопок.)
«Сколько грядок в огороде?»
В огороде у Федоры
Растут на грядках помидоры,
А на грядке у Филата
Много разного салата.
У бабушки Феклы
Четыре грядки свеклы.
У дядюшки Бориса
Очень много есть редиса.
У Маши и Антошки
Две гряды картошки.
Рад, два, три, четыре, пять -
Поможем урожай собрать. (Поочерёдно загибать пальцы рук.)
Пальчиковая гимнастика по теме «Домашние животные»
«Пошёл котик на торжок»
Пошёл котик на торжок, (Показать «ушки» над головой.)
Купил котик пирожок. (Прихлопывать левую ладошку сверху правой, затем поменять руки.)
Пошёл котик на улочку, (Показать «ушки» над головой.)
Купил котик булочку. (Прихлопывать левую ладошку сверху правым кулачком, затем меняем руки.)
Самому ли съесть (Ребёнок пожимает плечиками.)
Или заиньке снесть? (Пальцы правой руки сжаты в кулак. Указательный и средний пальцы показывают ушки. Пальчики можно сгибать.)
Я и сам укушу (Ребёнок пожимает плечиками.)
Да и заиньке снесу. (Пальцы правой руки сжаты в кулак. Указательный и средний пальцы показывают ушки.)
«Выйдет котя»
Выйдет котя в огород, (Все пальчики сжаты в кулак, средний и указательный «идут» по столу.)
Всполошится весь народ. (Развести руки в стороны и пожать плечиками.)
И петух, и курица (Большой и указательный пальцы соединены – «клювик», остальные согнуты – «гребешок».)
С деревенской улицы. (Затем присоединить к большому пальцы средний, безымянный, мизинец – маленький «гребешок».)
Станут котю в гости звать, (Показать «ушки» над головой.)
Станут котю угощать. (Показать ручки – ладошки вверх.)
«Котик»
Беленький, пушистый котик
Моет язычком животик. (Ребёнок поглаживает правой ладонью левую ладонь.)
Моет ушки, моет лапки, (Ребёнок поглаживает левой ладонью правую ладонь.)
А на лапках цап-царапки. (Ребёнок сцепляет по очереди указательные, средние, безымянные, мизинчики и тянет руки в разные стороны по 2раза.)
«Коза»
Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая. (Пальцы в кулак, вперёд вытянуты указательный и мизинчик. Поворачивать руку в запястье.)
Ножками: топ! топ! (Потопать ножками.)
Глазками: хлоп! хлоп! (Похлопать глазками.)
Кто кашки не ест, (Ребёнок поворачивает голову влево-вправо.)
Кто молока не пьёт, (Пожимает плечиками.)
Того забодает, забодает. (Пальцы в кулак, вперёд вытянуты указательный и мизинчик. Поворачивать руку в запястье.)
«Две свинки»
Две свинки в загоне у фермера жили
И между собою толстушки дружили. (Пальцы сжаты в кулак, показать большие пальцы.)
У каждой росло по четыре ребёнка,
Четыре весёлых смешных поросёнка. (Положить пальцы ладонью вниз на стол.)
И вместе все восемь любили играть,
Плескаться в воде, кувыркаться, плясать. (Большие пальцы спрятаны, а остальные пальцы ладонью вниз лежат на столе.)
А вечер настанет – и к мамам бегут,
Улягутся тесно и вместе заснут. (Пальцы на обеих руках сжаты в кулак.)
«Кролик Банни»
Весёлый кролик Банни
Резвился на поляне.
А если шорох слышит,
Замрёт он – и не дышет.
И на его макушке
Встают, как стрелки, ушки.
А домик его – норка –
Под ёлкой у пригорка.
Он к норке подбегает,
Прыг – и в неё ныряет!
«Пять телят»
Этот телёнок пьёт молоко (Пальцы сжаты в кулак, показываем большой палец.)
Этот телёнок ушёл далеко. (Показываем указательный палец.)
Этот телёнок травку жуёт. (Показываем средний палец.)
Этот телёнок копытцами бьёт. (Показываем безымянный палец.)
Этот телёнок мычит: - почему-у все разошлись? (Показываем мизинец.)
Скучно мне одному-у! (Собираем пальцы в щепоточку.)
Позвала нас в гости кошка, | ладони на щеках, качаем головой |
И пошли мы по дорожке. | пальцы «шагают» по коленям или по столу |
Топ-топ, | |
Прыг-прыг, | |
Чики-брики, | |
Чики-брик. | |
Видим дерево высокое, | наставляем кулачки друг над другом |
Видим озеро глубокое. | волнообразные движения кистями |
Топ-топ, | ладони хлопают по коленям или по столу |
Прыг-прыг, | кулачки стучат по коленям или по столу |
Чики-брики, | ладони хлопают поочередно по коленям или по полу |
Чики-брик. | кулачки стучат поочередно по коленям или по столу |
Птицы песенки поют | ладони перекрестно - «птица» |
Зернышки везде клюют: Тут клюют и там клюют, | пальцы одной руки «клюют» ладонь другой, и наоборот |
Никому их не дают. | ладони перед собой, поочередно сжимаем и разжимаем кулак |
Топ-топ, | ладони хлопают по коленям или по столу |
Прыг-прыг, | кулачки стучат по коленям или по столу |
Чики-брики, | ладони хлопают поочередно по коленям или по полу |
Чики-брик. | кулачки стучат поочередно по коленям или по столу |
Это дом, | «крыша» |
А в нем окошко. | «окно» |
Нас встречают кот и кошка. | хлопаем в ладоши |
Топ-топ, | ладони хлопают по коленям или по столу |
Прыг-прыг, | кулачки стучат по коленям или по столу |
Чики-брики, | ладони хлопают поочередно по коленям или по полу |
Чики-брик. | кулачки стучат поочередно по коленям или по столу |
Мы немножко погостим | руки «здороваются» |
И обратно побежим. | пальцы «бегут» по коленям или по столу |
Топ-топ, | ладони хлопают по коленям или по столу |
Прыг-прыг, | кулачки стучат по коленям или по столу |
Чики-брики, | ладони хлопают поочередно по коленям или по полу |
Чики-брик. | кулачки стучат поочередно по коленям или по столу |
«В гости к кошке»
«Котята»
Вот пятеро котят.
Один ушел - и нет его. (Ладонь правой руки раскрыта.)
Ну, нет его и нет.
Котят осталось четверо. (Загните большой палец.)
Вот четверо котят.
Один ночной порою
На дерево залез
котят осталось трое. (Загнуть мизинец.)
Но где-то запищал
мышонок тонко-тонко.
Котенок услыхал -
осталось два котенка. (Загнуть безымянный палец.)
Один из них с мячом
исчез в дверях бесследно, (Загнуть средний палец.)
А самый умный - тот,
оставшийся, последний, (Указательный палец приложите ко лбу.)Он к миске подошел
и, как и должно киске,
Лакать за пятерых
стал молоко из миски. (Ладонь сложить ковшиком. Языком изобразить лакающие движения.)
«Коза и козлёнок»
Идет коза рогатая(изобразите рога с помощью указательного пальца и мизинца правой руки),
Идет коза бодатая.
За ней козленочек бежит(изобразите колокольчик -пальцы правой руки соберите щепотью и опустите вниз),
Колокольчиком звенит.(покачивайте «колокольчиком»).
«Лошадки»
По дороге белой, гладкой(все пальцы ритмично «скачут» по столу).
Скачут пальцы, как лошадки.
Цок-цок, цок-цок -
Скачет резвый табунок.
«На горе лошадки»
Ой, ребята, та-ра-ра!(один кулак поставьте на другой.)
На горе стоит гора(ставьте кулаки один на другой, постепенно поднимая их все выше, как при перехвате палки руками; соблюдайте ритм.)
А на той горе лужок,
А на том лужке дубок.
Муниципальное казенное образовательное учреждение детский сад №347 «Ладушки»
Картотека пальчиковой гимнастики
по лексическим темам
Разработала воспитатель
Мерзлякова Евгения Руслановна
Новосибирск 2016г.
Тема: «Наш Город».
«Веселые щелчки»
Во дворе у брата
Бегали котята.
Испугавшись щелчка,
Разбежались кто куда
Кончик указательного пальца правой руки сильно вдавить
в подушечку большого пальца. Остальные пальцы
поднять вверх. Указательный палец резким движением
вперед делает сильный щелчок в воздух (3 раза). По
аналогии выполнять щелчки средним, безымянным
пальцами и мизинцем.
Тема: «Овощи».
«Капустка»
(Движения прямыми ладонями верх - вниз, поочередное
поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о
кулачок. Сжимать и разжимать кулачок.)
Мы капусту рубим-рубим,
Мы капусту солим – солим,
Мы капусту трём – трём.
Мы капусту жмём – жмём.
Тема: «Фрукты».
«На базар за фруктами»
На базар ходили мы,
Кончик мизинца ритмично постукивает по мизинцу левойруки
Много груш там и хурмы.
Безымянные пальцы.
Есть лимоны, апельсины,
Средние пальцы
Дыни, сливы, мандарины.
Указательные пальцы.
Но купили мы арбуз,
Большие пальцы
Это самый вкусный груз.
Пальцы сжимают в кулак, большой отводят ввером .
Тема: «Грибы, цветы, ягоды».
«Ягодки»
Чуть приподнять перед собой руку, так чтобы
расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне
лица. Пальчики расслаблены, свисают вниз.
С ветки ягодки снимаю
Пальцами другой руки поглаживаем каждый пальчик от
основания до самого кончика, как будто снимая с него
воображаемую ягодку.
И в лукошко собираю
Обе ладошки сложить перед собой чашечкой .
Будет полное лукошко
Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой
также сложенной ладошкой.
Я попробую немножко
Я поем еще чуть – чуть
Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой
рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в
Легким будет к дому путь!
Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на
Тема: «Продукты питания».
«Блины»
Мама нам печет блины,
Очень вкусные они,
Встали мы сегодня рано,
И едим их со сметаной.
Левая рука касается стола ладонью, правая рука –
тыльной стороной;
Смена позиции. Теперь левая рука касается стола
тыльной стороной,
правая рука касается стола ладонью. Упражнение
можно выполнять и на счет «раз - два».
Тема: «Сезонная одежда, обувь».
«Вяжем шарфик»
То крючок, то петелька,
Вяжем шарфик Петеньке.
Сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два
крючка, чтобы их трудно было расцепить. По аналогии
делать фигуры и другими парами пальцев: безымянными,
указательными и большим.
Тема: «Осень».
«Деревья»
Расположить кисти рук перед собой, ладони к себе.Пальцы разведены в
стороны и напряжены. Послевыполненияупражнения встряхнуть кисти рук.
В поле дерево стоит,
Ветер ветки шевелит
Покачивать руками из стороны в сторону.
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо!
Покачивать руками вниз – вверх сгибая пальцы.
Тема: «Домашние животные и их детеныши».
«Повстречались»
Повстречались два котенка
Два щенка:
Два жеребенка:
Два тигренка:
Два быка:
Смотри, какие рога.
На каждую строчку соединять поочередно пальцы
правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю
строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и
мизинцы.
Тема: «Подводный мир».
«Рыбки»
Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются
волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.
Рыбки плавали, ныряли…
В чистой тёпленькой воде.
То сожмутся,
На последнем слове пальцы
Рук очень плотно сжимаются.
Разожмутся,
Пальчики сильно растопыриваются в стороны.
То зароются в песке
Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете
движения, как будто раскапываете песок.
Тема: «Дикие животные и их детеныши».
«Медведь»
Бурыймишенька зимой
Крепко спал в берлоге.
Весною он проснулся,
Зевнул и потянулся:
«– Здравствуй, рыжая лисичка,
– Здравствуй, белочка-
сестричка!
– Здравствуй, серенький
волчонок!
– Здравствуй, беленький
зайчонок!»
Кончиком большого пальца правой руки поочередно
касаться кончиков указательного, среднего, безымянного
пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.
Тема: «Домашние птицы и их детеныши».
«Гуси»
Гуси песни распевали:
Большой пальчик ритмично прижимаем к остальным,
плотно сложенным вместе /как первое движение в
песне «На танцующих утят быть похожими хотят» /
Посидели
Сжатые кулачки на коленях
Поклевали
Соединили все пальчики в щепотку на каждой руке и«клюём», по коленям.
Маму с Димой пощипали:
Пальчики сложены в щепоточки, легонько пощипываемдруг друга.
Но от них мы убежали.
Шагаем всеми пальчиками обеих рук по коленкам, каксороконожки
Тема: «Зимующие птицы».
«Птичка клюет зернышки»
Наклонилась, захватила,
Подняла и проглотила.
Исходное положение. Пальцы сложить "щепотью" – это"клюв".
Не отрывая локоть от стола, "клювом"коснуться стола.
Пощёлкать"клювом
Тема: «Зима».
«На прогулке»
Раз, два, три, четыре, пять
Загибаем пальчики по – одному
Мы во двор пришли гулять,
«Идем» по столу указательным и средним пальцем.
Бабу снежную лепили,
«Лепим» комочек двумя ладонями.
Птичек крошками кормили,
Крошащие движения всеми пальцами.
С горки мы потом катались,
Ведем указательным пальцем правой руки по ладони
левой руки.
А еще в снегу валялись.
Кладем ладошки на стол то одной стороной, то другой.
Все в снегу домой пришли.
Отряхиваем ладошки
Съели суп, и спать легли.
Движения воображаемой ложкой, руки под щеки.
Тема: «Посуда».
«Посуда»
(Чередование хлопков в ладоши и ударов к4лочков друг о
друга.)
Раз, два, три, четыре,
(Одна ладонь скользит по другой по кругу.)
Мы посуду перемыли:
(Загибаем пальчики по одному начиная с большого.)
Чайник, чашку, ковшик, ложку.
И большую поварешку.
(Одна ладонь скользит по другой)
Мы посуду перемыли,
(Разгибаем пальчики по одному, начиная с большого.)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали,
(Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)
Так мы маме помогали.
Тема: «Семья».
«Моя семья»
(Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе)
Кто приехал?
Быстро хлопают кончиками больших пальцев.
Мы, мы, мы!
Кончики больших пальцев прижаты друг к другу, а
кончики остальных пальцев одновременно быстро
хлопают
Мама, мама, это ты?
Да, да, да!
Хлопают кончиками указательных пальцев.
Папа, папа, это ты?
Хлопают кончиками больших пальцев
Да, да, да?
Хлопают кончиками средних пальцев.
Братец, братец, это ты?
Хлопают кончиками больших пальцев
Да, да, да!
Хлопают кончиками безымянных пальцев.
Ах, сестричка, это ты?
Хлопают кончиками больших пальцев.
Да, да, да!
Хлопают кончиками мизинцев.
Все мы вместе, да, да, да!
Хлопают всеми пальцами.
Тема: «Новогодний праздник».
«Лыжник»
Утром на лыжах кататься пошли,
Быстро на лыжах до леса дошли,
Время к обеду – весь лес обошли.
Дружно на лыжах домой мы пришли.
Указательный и средний пальцы вытянуть, опустить
вниз и поставить на 2 плоские счетные палочки. Это
«лыжник на лыжах». Мизинец, безымянный
прижать к ладони большим пальцем. Не отрывая
указательный и средний пальцы от «лыж», ребенок
«едет» скользящими движениями по столу.
Тема: «Наше тело».
«Моем руки»
Ай, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда!
Ритмично потирать ладошки имитируя мытье рук.
Брызги - вправо, брызги – влево!
Мокрым стало наше тело!
«Стряхиваем воду с рук»: пальцы сжаты в кулачок,
затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая
водичку .
Полотенчиком пушистым,
Вытрем руки очень быстро.
«Вытираем руки»: энергичны движения имитируют
поочередное вытирание рук полотенцем.
Тема: «Наша улица».
«Яблонька»
У дороги яблонька стоит,
Руки сплести над головой, пальцы разжаты.
На ветке яблочко висит.
Сжать запястья вместе
Сильно ветку я потряс,
Руки над головой, движения вперед-назад.
Вот и яблочко у нас.
Ладони перед грудью, имитируют, что держат яблоко.
В сладко яблочко вопьюсь,
Соединить запястья, ладони развести.
Ах, какой приятный вкус.
Тема: «Транспорт. ПДД».
«Мостик»
Большой и указательный пальцы левой руки выпрямить,
расположить параллельно друг другу и соединить с
большим и указательным пальцами правой руки.
Остальные пальцы (средний, безымянный и мизинец)
выпрямить, прижать друг к другу и удерживать в таком
положении.
Мы над речкой из дощечек
Строим мостик золотой.
Через мостик человечек,
На машине едет домой.
«Пароход»
Исходное положение. Обе ладони соединены "ковшиком",
все пальцы, кроме больших, направлены в сторону "от
себя", а большие пальцы подняты вверх и соединены -
это "труба".
Пароход плывёт по речке,
И труба дымит, как печка.
Тема: «Профессии».
«Веселые маляры»
Красят домик маляры
Для любимой детворы
Если только я смогу,
То им тоже помогу.
Синхронно двигать кисти обеих рук из положения
висящих кулачков до поднятых вверх кистей с
раздвинутыми в стороны пальцами .
Тема: «Мебель».
«Мастерим стол и стул»
Маленькие гномики
Ловко строят домики.
Чтоб гостей им пригласить,
Надо столик смастерить.
Чтоб гостей им посадить,
Надо стул им смастерить.
Создать угол «крышу» пальцами обеих рук, соединив их
подушечками под углом. Большие пальцы соединить по
прямой линии, получится треугольная «Крыша» с
«окном». Раздвинуть шире запястья, а локти прижать к
туловищу. Получится высокий дом
Правую руку в положении кулачка зафиксировать на
столе, левую руку с прямыми пальцами, плотно
прижатыми друг к другу, разместить на кулачке,
получается стол.
Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые
пальцы плотно прижать друг к другу.
Если упражнение выполняется легко, то можно менять
положение рук попеременно на счет «раз», «два».
Тема: «День защитника Отечества».
«Вертолет»
Быстро лопасти крути!
Вертолёт, лети, лети!
Пальцы обеих рук (кроме указательных и больших) – в
положении плетеной корзинки. Указательные пальцы
выдвинуть вперед и соединить их подушечками (это
«хвост вертолета»). Большими пальцами выполнять
совместные быстрые круговые движения, как лопасти
вертолёта.
«Пальцы вытянулись дружно»
Пальцы вытянулись дружно,
А теперь сцепить их нужно,
Кто из пальчиков сильнее?
Кто других сожмёт быстрее?
Дети сцепляют вытянутые пальцы обеих рук (без
большого)и, не сгибая, сильно прижимают их друг к
другу, зажимая каждый палец между двумя другими.
Затем опускают руки и слегка трясут ими. Повторяют
упражнение несколько раз.
Тема: «Животные».
«Крокодил».
Как-то раз по речке Нил
Плыл огромный крокодил.
Рядом вынырнул другой,
Закричал ему: «Постой».
Дети на каждой руке соединяют попарно указательный
и средний, мизинец и безымянный. Получаются два
воображаемых крокодила, которые плывут, открывая и
закрывая пасти. Повторяют четверостишие несколько
«В Зоопарке».
Используется решетка для раковины, мыльница (плоская)
с шипами. Дети «ходят» указательным и средним
пальцами по клеткам на каждый ударный слог стиха
делать шаг.
В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили,
И смотрели всех подряд
Белых мишек, оленят.
Тема: «Комнатные растения».
«Корни»
Ладони опущены вниз и прижатыдруг к другу тыльной стороной.
Пальцы разведены встороны и напряжены.
Удерживать в таком положениикисти рук, потом встряхнуть
Высокие красивые
Растения здесь растут,
(показать руками "растения")
А корни под землёю
Для них водичку пьют.
(Показать руками "корни".)
Тема: «Перелетные птицы».
«Птенчики в гнездышке»
Улетела птица мать,
Малышам жучков искать.
Ждут малютки- птицы
Мамины гостинцы.
Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью.
Получается «гнездо». Шевеление пальцами правой руки
создает впечатление живых птенцов в гнезде
Тема: «Дом и его части».
«Дом»
Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой.)
Чтоб окошко было в нем,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек.)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и «растопыриваем»пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял.
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы «растопырены».
Затем пальцы опускаем вниз делаем «стряхивающие»
движения.)
И тюльпан в саду расцвёл
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем
пальчики – «Бутончик тюльпана».)
Тема: «Бытовые приборы».
«Фонарики»
Мы фонарики зажжём,
А потом гулять пойдём!
Вот фонарики сияют,
Нам дорогу освещают
Поочерёдно сжимать и разжимать пальцы рук на счёт
"раз-два". На "раз": пальцы правой руки выпрямлены,
пальцы левой руки сжаты. На "два": пальцы левой руки
выпрямлены, пальцы правой руки сжаты. Выполнять
упражнение сначала медленно, затем ускорить темп.
Тема: «Сад - огород».
«Друзья садоводы»
Палец толстый и большой
В сад за сливами пошел-
(Ладошка собрана в кулачок. Отгибаем большой пальчик,выпрямляем его,
затем сгибаем наполовину. Сновасгибаем и так несколько раз)
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
Средний палец самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки.
(Отгибаем средний палец, «сгибаем-разгибаем» его. При
этом нужно стараться не сгибать указательный ибольшой пальцы)
Базымянный подбирает,
(Отгибаем также безымянный, постараемся нешевелить предыдущими
пальчиками)
А мизинчик-господинчик
В землю косточки бросает!
(отгибаем мизинчик)
Тема: «Насекомые».
«Паучок»
(Руки скрещены Пальцы каждой руки «бегут» по
предплечью, а затем по плечу другой руки)
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающие
движения - дождик)
Дождик с неба вдруг полил,
(Хлопок ладонями по столу/коленям)
Паучков на землю смыл.
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу,
пальцы растопырены, качаем руками – солнышкосветит.)
Солнце стало пригревать,
(Делаем движения такие же, как и в самом начале.)
Паучок ползет опять,
(паучки ползают по голове)
А за ним ползут и детки, чтобы погулять на ветке.
Тема: «Лето».
«Цветок»
Набухай скорей, бутон,
Распусти цветок – пион!
Подушечки пальцев обеих рук сомкнуть. Ладошки
немного округлые. Получается «бутон».
Нижние части ладоней прижать друг к другу, а пальцы
широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть.
Получается большой раскрытый «цветок»
Картотека пальчиковой гимнастики по темам недели
Тема: Наше тело. Органы артикуляции. Гигиена.
Весёлый человечек.Тема: Игрушки
У Антошки есть игрушки.
У Антошки есть игрушки: (Поочередно сгибают пальцы, начиная с большого)
Вот веселая лягушка.
Вот железная машина.
Это мяч. Он из резины.
Разноцветная матрешка
И с хвостом пушистым кошка.
Катины игрушки
На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в ладоши, стучат кулаками.
Куклы Танины сидят:
Два медведя, Буратино, Загибают поочередно все пальцы.
И веселый Чиполино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять. Разгибают поочередно все пальцы.
Помогаем нашей Тане Попеременно хлопают в ладоши и
Мы игрушки сосчитать. стучат кулаками.
Есть у нас игрушки
Есть у нас игрушки: Хлопки
Пластмассовые погремушки, Встряхивают кулачки.
Мишка мягкий меховой, Сжимают и разжимают пальцы.
Мяч резиновый цветной, Делают шар из пальцев).
Кубик деревянный,
Солдатик оловянный, Руки сложить в круг перед собой
Шарик легкий надувной, Руки сложить в круг перед собой.
Я люблю играть с тобой. Хлопают в ладоши
Я с игрушками играю.
Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)
Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)
Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)
Грузовик везде катаю. (Двигаем слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)
Индюк
Индюк из города идет,
Игрушку новую везет.
Игрушка не простая,
Игрушка расписная. (Пальчики обеих рук «идут» по столу).
Есть игрушки у меня.
Есть игрушки у меня: (хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно)
Паровоз и два коня, (загибают пальчики на обеих руках)
Серебристый самолёт,
Три ракеты, вездеход,
Самосвал, подъёмный кран
– Настоящий великан.
Сколько вместе? Как узнать? (хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно)
Помогите сосчитать!
Тема: Наш детский сад, наша группа.
Этот пальчик хочет спать. (поочередно загибать пальцы к ладошке
Этот пальчик – прыг в кровать! начиная с мизинца. Затем большим пальцем
Этот пальчик прикорнул. Касаться всех остальных - «будить»);
Этот пальчик уж заснул.
Тише, тише не шуми,
Пальчики не разбуди.
Встали пальчики. Ура! (с восклицанием «Ура!» - кулачки разжать,
В детский сад идти пора. широко расставив пальцы.)
Наша группа
В нашей группе все друзья. (Ритмично стучат кулачками по столу,
Самый младший - это я. Разжимают пальчики поочередно
Это Маша, начиная с мизинца).
Это Саша,
Это Юра,
Это Даша.
Дружба
Дружат в нашей группе (Хлопают в ладоши.)
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим (Стучат кулачками друг об друга.)
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца.)
Будем снова мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на др. руке.)
Мы закончили считать.
Как живёшь?
- Как живёшь? - Вот так! (показать большой палец)
- А идешь? - Вот так»! («шагать» пальчиками по столу)
-Как даешь? - Вот так! (протягивать открытую ладонь)
- Ждёшь обед? - Вот так! (кулачок подпирает лицо)
- Машешь вслед? - Вот так! (помахать рукой)
-Утром спишь? - Вот так! (2 ладошки под щекой)
- А шалишь? - Вот так! (щёки надули и руками лопнули)
Девочки и мальчики
Наши девочки и мальчики (дети держат руки на поясе)
Ловко прыгают как мячики (прыгают)
Головой слегка качают (качают головой)
И красиво приседают (приседают)
Ручками хлопают вот так, вот так (хлопки 4 раза)
Ножками топают вот так, вот так (топают 4 раза)
Кулачки сжимают вот так. вот так (Показывают один кулачок, портом другой)
Ладошки раскрывают вот так, вот так (Поочерёдно раскрывают ладошки)
На ладошки мы подуем (Дуют поочерёдно на обе ладошки)
Наши пальчики разбудим. (Шевелят пальчиками)Тема: Осень. Грибы.
«Грибы».
Массаж (или самомассаж) подушечек пальцев (на каждую стихотворную строчку – разминание подушечки одного пальца).
Вылезли на кочке - мизинец
Мелкие грибочки: - безымянный
Грузди и горькушки, - средний
Рыжики, волнушки. - указательный
Даже маленький пенек - большой
Удивленья скрыть не мог. - большой
Выросли опята, - указательный
Скользкие маслята, - средний
Бледные поганки - безымянный
Встали на полянке. - мизинец
Осень.
Приходи! – по очереди сжимаем кулачки
Осень, осень, - трем ладошки друг о друга
Погляди! – положить ладошки на щеки
Листья желтые кружатся, - движение ладонями сверху вниз
Тихо на землю ложатся. – поглаживаем коленки
Солнце нас уже не греет, - по очереди сжимаем кулачки
Ветер дует все сильнее, - разводим одновременно ручки в разные стороны
К югу полетели птицы, - скрестить ручки и пошевелить пальчиками
Дождик к нам в окно стучится. – стучим пальчиками по ладошкам
Шапки, куртки надеваем – делаем вид
И ботинки обуваем – постучать ногами
Знаем месяцы: - похлопать ладошками по коленкам
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. - кулак, ребро, ладонь
Осенние листья.
Раз, два, три, четыре, пять, - загибаем пальчики, начиная с большого
Будем листья собирать. - сжимаем и разжимаем кулачки
Листья березы, - загибаем пальчики, начиная с большого
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем – пальчики «шагают» по столу.
Мы идем в осенний лес. (И. Михеева)
Мы идем в осенний лес. - маршируем на месте
А в лесу полно чудес! - разводим руки в стороны, «удивляемся»
Дождь вчера в лесу прошел - потряхиваем ладонями обеих рук
Это очень хорошо. - хлопаем в ладоши
Будем мы грибы искать - приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону
И в корзинку собирать. - сводят руки перед собой в «корзинку»
Вот сидят маслята, - загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка
На пеньке – опята,
А во мху – лисички,
Дружные сестрички. - делают манящие движения руками
«Подосиновик, груздок, - грозят указательным пальцем правой руки
Полезайте в кузовок! – присесть, обнять себя руками
Ну, а ты, мухомор, - встаем, разводим руками в стороны
Украшай осенний бор!
Осень.
Ветер северный подул, - подуть на пальцы
все листочки с липы сдул с-с-с – смахивать руками, будто сдувает листочки
Полетели, закружились и на землю опустились. - ладони зигзагами плавно опустить на стол
Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – постучать пальцами по столу
Град по ним заколотил,
Листья все насквозь пробил, - постучать кулачками по столу
Снег потом припорошил, - плавные движения вперед-назад кистями
Одеялом их накрыл. - ладони прижать крепко к столу
Осень.
Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные движения ладонями)
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый (Загибать по одному пальчику)
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку (Спокойно уложить ладони на стол)
Тема: Посуда. Продукты питания.
В сахарницу сахар насыпаем, Сгибать одновременно большие пальцы обеих рук.
Хлеб и булку в хлебницу кладем. Сгибать одновременно указательные и средние пальцы рук.
Молоко в молочник наливаем, Сгибать одновременно безымянные пальцы рук.
А в солонку соли наберем. Сгибать одновременно мизинцы
«Месим тесто».
Тесто мнем, мнем, мнем! руками имитируем процесс вымешивания теста
Тесто жмем, жмем, жмем! очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки (одновременно и поочередно)
Пироги мы испечем. руками совершаем движения, как будто лепим снежки
«Салат».
Мы морковку чистим- чистим,(Энергично проводят кулачком правой руки по ладони левой).
Мы морковку трём-трём, (Прижимают кулачки к груди и делают ими резкие движения вперёд-назад).
Сахарком её посыплем («Посыпают сахарком», мелко перебирая пальчиками).
И сметанкою польём. (Кулачком делают движения сверху вниз, как бы поливая).
Вот какой у нас салат, Протягивают ладони вперёд).
Витаминами богат! (Поглаживают ладошкой живот)
Посуда.
Девочка Иринка порядок наводила. Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.
Девочка Иринка кукле говорила:
«Салфетки должны быть в салфетнице,
Масло должно быть в маслёнке,
Хлебушек должен быть в хлебнице,
А соль? Ну, конечно, в солонке!
Посуда (2)
Мы в новом магазине посуду покупали: Руки на столе ладонями вниз; разводить пальцы в стороны и соединять.
Тарелки, блюдца, чашки Поднимать поочередно пальцы правой руки
На полках выбирали.
Красивую кастрюлю, молочник и солонку,
Набор ножей и вилок, Поднимать поочередно пальцы левой руки
Шумовку и масленку. .
Чайник
Привет, я – чайник (показываем руками толщину)
Большой и толстый
Вот моя ручка, (руку вбок)
А вот мой носик (другую руку вверх и в сторону)
Если буду кипеть, (хлопаем рукой на макушке)
Я буду свистеть (изображаем свист)
С печки меня возьмешь, (наклоняемся в сторону, где рука-ручка)
Чаю себе нальёшь. (наклон в строну, где рука-носик)
Тема: Домашние животные и птицы.
Поросята.Домашние птицы.
Во дворе стоит забор,
За забором птичий двор. (Руки на столе: правая – ладонью вниз, левая – сжата в кулак; поочередно меняем положение рук)
Тут галдеж и суета
Начинается с утра: (Ударяем правой рукой, сжатой в кулак, в ладошку левой руки, затем меняем положение).
Кукарекают, гогочут,
Громко крякают, болбочут (Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими).
Гуси, утки, индюки,
Курицы и петухи. (Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших).
***
Есть у курицы цыплёнок, (Большие пальцы поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца).
У индюшки – индюшонок,
А у утки есть утёнок,
У каждой мамы малыши
Все красивы, хороши! Показывают пальчики, играя ими.
Тема: Овощи. Фрукты. Сад. Огород.
Овощи.Тема: Зимующие птицы.
Покормите птицТема: Животные наших лесов.
Сидит белка.Тема: Транспорт. ПДД.
ТранспортВ морях – корабли, ледоколы, суда,
Они очень редко заходят сюда.
(Соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с указательного)
Машины
По шоссе идут машины, (Крутим воображаемый руль.)
По асфальту едут шины. (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.)
По дороге не беги, (Погрозили пальцем.)
Я скажу тебе: «Би-би». (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».)
Транспорт-2.
Будем пальчики сгибать – (Загибаем пальцы начиная с мизинца)
Будем транспорт называть:
Автомобиль и вертолёт,
Трамвай, метро и самолёт.
Все пальцы мы в кулак зажали,
Все виды транспорта назвали. («Встряхиваем» ладонями)
Машины-2.
Все машины по порядку
Подъезжают на заправку: (Обеими руками «крутят руль» перед собой).
Бензовоз, мусоровоз,
С молоком молоковоз,
С хлебом свежим хлебовоз.
И тяжелый лесовоз. (Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки).
Лодочка
Две ладошки прижму (Ладони лодочкой, волнообразные движения рук.)
И по морю поплыву.
Две ладошки – друзья –
Это лодочка моя.
Паруса подниму, (Поднять выпрямленные ладони вверх).
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам (Имитация движений волн и рыбок)..
Плывут рыбки тут и там.
Постовой
Постовой стоит упрямый (пальчики «шагают» по ладошке)
Людям машет: Не ходи! («грозят» пальчиками)
Здесь машины едут прямо (руки перед собой, изображают руль)
Пешеход, ты погоди! («грозят» пальчиками)
Посмотрите: улыбнулся (хлопают в ладоши)
Приглашает нас идти (пальчики «шагают» по ладошке)
Вы, машины, не спешите (хлопки руками)
Пешеходов пропустите! (прыжки на месте)
Дорожных правил очень много.
Дорожных правил очень много. («грозят» пальчиками)
Раз - Внимание дорога! (загибают поочередно пальцы)
Два - сигналы светофора,
Три – смотри дорожный знак,
А четыре – «переход».
Правила все надо знать (хлопки руками)
И всегда их выполнять. (показывают «класс!» большим пальцем)
Велосипед
Две педали крутят ноги, (раскрытыми ладонями выполняем круговые движения)
Мчат колеса по дороге (вращаем согнутыми в локтях руками)
Я рулю, куда хочу -
Влево, (имитируем, что держим руль и поворачиваем в лево)
Вправо покачу. (вправо)
То вперед, (кулачками обеих рук совершаем круговые движения)
А то назад (назад)
Нажимаю тормоза (обеими ладонями жмем на стол)
Гонки
Раз, два, три, четыре, пять. (возят машинку по каждому пальчику вперед и назад, начиная с большого)
Можно гонки начинать. (тоже самое, но начиная с безымянного)
По кругу, по кругу.
Вперед и назад,
Но пальцы машинку мою тормозят.(катают машинку по пальцам, которые слегка согнуты)
Закрылись. (сжимают кулак)
Машинка стоит в гараже
И фары погасли, не светят уже. (заглядывают в маленькую щелочку в кулаке).
Тема: Жилище. Бытовые приборы.
Магнитофон.Тема: Лето. Цветы.
Наши алые цветы
Распускают лепестки, Плавно разжимают кулаки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. Машут перед собой руками.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки, Плавно сжимают руки в кулаки.
Тихо засыпают, Кладут руки под щеку
Головой качают. Качают головой.
Цветок.
Вырос высокий цветок на поляне,
(Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить).
Утром весенним раскрыл лепестки.
(Развести пальцы рук).
Всем лепесткам красоту и питанье
(Ритмично двигать пальцами вместе-врозь).
Дружно дают под землей корешки.
(Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести).
Подсолнух.
Посадили зернышко,
(щепотка)
Вырастили солнышко.
(растопырить ладони)
Это солнышко сорвем,
(ладоши раскрыть)
Много зерен соберем.
(собирать с другой ладони зерна)
Тема: Насекомые.
Божьи коровки.Тема: Мебель.
Домик.Тема: Одежда. Головные уборы.
СтиркаТема: Обувь
Обувь.Тема: Животные Севера и Юга.
Белые медведи.Тема: День Победы.
На параде.Тема: Профессии.
За работуТема: Зимние забавы. Зимние виды спорта.
Зимние забавы.Тема: Зима.
МорозТема: Лес, деревья, кустарники.
КлёнТема: Праздник ёлки, Новый год, Рождество.
Новогодний праздникТема: Защитники Отечества.
БойцыТема: Каникулы. Сказки.
Любимые сказкиТема: Весна. Перелётные птицы.
С юга птицы прилетели!
Прилетел к нам скворушка- Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.
Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей.
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж- Снова, скрестив большие пальцы, помахать ладошками.
Все вернулись, прилетели,
Песни звонкие запели! Указательным и большим пальцами сделать « клюв» - « птицы поют».
Десять птичек - стайка.
Десять птичек - стайка.
Пой-ка, подпевай-ка: Спокойные взмахи расслабленными ладонями
Эта птичка - соловей, Загибаем по очереди пальцы начиная с мизинца
Эта птичка - воробей, левой руки
Эта птичка - совушка, сонная головушка.
Эта птичка - свиристель,
Эта птичка - коростель,
Эта птичка - скворушка, серенькое перышко. Загибаем по очереди пальцы начиная с мизинца
Это-зяблик, это - стриж, правой руки
Это - развеселый чиж.
Ну а это - злой орлан.
Птички-птички, по домам Обе ручки быстро сжать в кулачки, «пряча птичек»
Птицы прилетают.
С наступлением весны, Пальцы расставлены, ладони перекрещены.
Птицы прилетают. Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями.
Возвращаются скворцы,
Работяги и певцы. Пальцы рук сжимаются в кулаки и разжимаются.
А грачи у лужицы Ладони раскрыты, соединены чашечкой.
Шумной стайкой кружатся. Круговые движения кистями рук.
Журавли летят торопятся, Пальцы расставлены, ладони перекрещены.
А малиновка и дрозд, Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями.
Занялись устройством гнезд. Пальцы рук в замок ладони открыты.
Грачи.
Мы лепили куличи. «Лепить пирожок»
Прилетели к нам грачи. «Помахать крыльями»
Первый грач испек пирог, Загибать пальчики по очереди на одной руке.
А второй ему помог.
Третий грач накрыл на стол,
А четвертый вымыл пол,
Пятый долго не зевал
И пирог у них склевал.
Раз, два, три, четыре, пять, Загибать пальчики на другой руке.
Выходи грачей считать.
Весна
Вот уж две недели Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.
Капают капели.
Снег на солнце тает Руки ладонями вниз разведены в стороны.
И ручьём стекает. Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.
Подснежник
К нам Весна лишь заглянула - Протягивают руки вперед
В снег ладошку окунула Руки внизу, перпендикулярно корпусу
И расцвел там нежный, Руки соединяют в бутон на уровне глаз
Маленький подснежник Медленно раздвигают пальцы («цветок раскрылся»)
Начиная с самого раннего возраста, малыш нуждается не только в основном уходе, но и в эмоциональном и интеллектуальном воспитании. Одним из наиболее эффективных и доступных методов развития являются пальчиковые игры, основанные на повторении различных движений с помощью рук в процессе прочтения стихотворений для детей. Особенно нравятся малышам веселые стишки про животных, ведь они очень увлекательны и интересны.
Пальчиковые игры чрезвычайно важны для развития мелкой моторики рук ребенка. В процессе обучения малыш лучше начинает чувствовать свои пальчики, управлять движениями рук, захватывать даже самые мелкие предметы. Кроме того, польза подобных игр состоит в следующем:
Приступать к изучению пальчиковых игр целесообразнее всего тогда, когда малыш в состоянии удерживать в руках различные предметы: обычно это происходит в пяти , шести или семи месячном возрасте, а иногда и раньше. В годовалом возрасте ребенок будет с интересом слушать стишки-считалочки, а через несколько лет сможет рассказать их наизусть.
Наиболее интересными для малыша являются пальчиковые игры с использованием стишков, в которых персонажами выступают дикие или домашние животные. Любой малыш видел различных зверюшек во дворе дома, на даче, по телевизору или на компьютерном мониторе, поэтому испытывает неподдельный интерес к пушистым или пернатым созданиям. Героями различных сказок для детей также являются преимущественно домашние и дикие звери или птицы, что лишь добавляет популярности подобным персонажам.
Одной из самых популярных пальчиковых игр является «Зайчик ». Она подразумевает выполнение различных действий с помощью рук или пальцев в такт ритму стишка про зайку. В процессе ее проведения происходит тренировка движений пальцев, совершенствование координации движений, развитие памяти малыша. Указанная игра наиболее интересна детям в возрасте от 3 до 4 лет.
Жил-был зайчик (хлопаем в ладоши вместе с ребенком)
Длинные ушки (выпрямляем указательный и средний пальцы в виде «ушек», остальные пальчики держим сжатыми в кулаке)
Отморозил зайчик (сжимаем, а затем разжимаем все пальцы)
Носик на опушке (осторожно трем носик)
Отморозил носик (снова трем носик)
Отморозил хвостик (хлопаем копчик)
И поехал греться (крутим воображаемый руль руками)
К ребятишкам в гости.
Там тепло и тихо (разводим руки)
Волка нет (делаем запрещающий знак указательным пальцем)
И дают морковку
На обед (поглаживаем животик ребенка).
Также довольно популярной является пальчиковая игра «». Для ее выполнения понадобится резиновый игрушечный ежик или небольшой шарик с неровной поверхностью, который можно раскрасить в виде ежика. С помощью игрушки малыш будет совершать массажные движения, совершенствовать ловкость рук. Стишок «Ежик» можно использовать для занятий с детьми в возрасте от 2 до 4 лет , когда малыш уже может самостоятельно играть с различными предметами и крепко держать их в руках.
Ежик-ежик колкий (берем в руки игрушку)
где твои иголки (помогаем малышу катать ежика между ладошками)
Надо бельчонку
сшить распашонку (катаем ежика по животику малыша)
Шалуну зайчишке
починить штанишки (при этом катаем игрушку по ножкам ребенка)
Фыркнул ежик: «отойдите
И не плачьте, не просите! (начинаем катать ежика по полу)
Если дам иголки –
съедят меня волки» (прячем ежика на место: в коробку или игрушечный домик).
Очень интересным является пальчиковая игра «Медведь ». В процессе ее выполнения совершенствуется моторика пальцев рук, так как ребенок поочередно совершает движения разными пальчиками. Стишок о медведе будет интересен 3-летним детям и старше: к этому возрасту малыши уже начинают запоминать стихи и пытаются их повторять за родителями.
Медвежонок в гости шел (держим руки перед собой)
К рыжей белке он зашел (прикасаемся большим пальцем к кончику указательного пальца)
И на озеро к бобру (прикасаемся этим же пальцем к среднему пальцу)
И к ежу зашел в нору (дотрагиваемся до безымянного пальца)
Даже к комаришке (прикасаемся к мизинцу)
Заходил наш мишка!
Излюбленным персонажем всех детей является петушок , который не только внешне красив, но еще и эффектно кукарекает, созывая всех курочек к себе. Пальчиковая игра «Петушок» способствует совершенствованию движений пальцев и кистей рук. Развивает внимание и сообразительность , ведь при прочтении каждой строчки стихотворения необходимо синхронно совершать различные движения. Стих о петушке наверняка понравится даже двухлетнему ребенку, а 3-летний малыш сможет выучить его наизусть.
Петя-Петя-Петушок (при этом соединяем большой и указательный палец руки в виде клюва)
Золотой наш гребешок (одновременно скрещиваем пальцы двух рук в виде «гребня»)
Шелкова головушка (ребенок гладит себя по голове)
Масляна бородушка (гладит по подбородку)
Что ты рано встаешь? (приподнимаемся на носочки, одновременно поднимая руки вверх)
Голосисто поёшь, деткам спать не даешь («засыпаем», складывая руки под щеки).
Издавна большой популярностью пользуется стишок о козе и козленке . В процессе его прочтения ребенок выполняет широкие круговые движения руками, что является мини-гимнастикой для рук. Рекомендуется использовать эту игру при занятиях в детьми в возрасте от 2 до 4 лет.
Идет коза рогатая (ребенок изображает рога, распрямляя указательный палец и мизинец, остальные пальчики держит согнутыми)
Идет коза бодатая (наклоняем «рога» немного вниз и вперед)
За ней козленочек бежит (пальчиками проводим по поверхности стола, имитируя «бег»)
Колокольчиком звенит (три пальчика соединяем в щепотку, изображая колокольчик).
Также можно поиграть с ребенком в пальчиковую игру «Домашние животные », задействовав при этом знакомых ему персонажей – животных, которые живут в доме или которых он видел когда-либо. Указанная игра будет способствовать развитию памяти малыша и совершенствованию движений пальцев рук. Целесообразно разучить этот стишок с 4-6-летним малышом , так как для совсем маленьких детей текст является слишком сложным.
Раз, два, три, четыре, пять (по очереди загибаем пальчики на руке)
Как животных нам назвать? (свободной рукой делаем вопросительный жест)
Самых близких, самых верных (этой же рукой машем в сторону собеседника)
Каждый знает их, наверно (одновременно хлопаем в ладоши)
Лошадь, корова, собака и кошка (загибаем пальцы поочередно на другой руке)
Как назовем их? Подумай немножко (выполняем вопросительный жест)
В доме с хозяином дружно живут (соединяем руки в виде домика)
Значит, домашними все их зовут.
Вместо вышеуказанных животных в этом стихотворении можно назвать тех домашних питомцев, которых ребенок видел сам, причем можно называть не только вид животного, но и его кличку.
В качестве пальчиковой игры про диких животных можно использовать стихотворение «Мышонок». В процессе занятия улучшается точность движений рук малыша, тренируется память и внимание. Дети в возрасте от 3 до 5 лет с удовольствием включатся в эту игру.
Этот мышонок в норке сидит (складываем все пальчики на руке в кулачок)
Этот мышонок в поле бежит (выполняем «бегающие» движения двумя пальцами по столу)
Этот мышонок колосья считает (перебираем пальчиком какие-либо мелкие предметы)
Этот ребенок зерно собирает (передвигаем предметы с места на место)
Этот мышонок кричит: «Ура! (хлопаем в ладоши)
Все собирайтесь, обедать пора» (выполняем «приглашающее» движение руками к себе).
Вышеперечисленные игры можно использовать для занятий с детьми в возрасте от семи -восьми месяцев до трех-шести лет. При их выполнении следует обратить внимание, какие стишки больше всего нравятся ребенку, и использовать их в дальнейшем в обучении. Занятия должны быть непродолжительными (по 5-8 минут), ведь в раннем возрасте внимание малыша трудно удержать в течение длительного времени.
Статьи по теме: | |
При каких условиях после месячных появляются кровянистые выделения причин возникновения нарушения под влиянием внешних факторов и гормонов
Порой бывает достаточно сложно отличить нормальные естественные причины... Успение праведной анны, матери пресвятой богородицы
Очень часто, обращаясь к иконам святой Анны или же с молитвой о помощи и... Человек умер. Что делать? Важнейшие православные традиции и обряды, связанные с похоронами. Православное учение о жизни после смерти Что такое смерть с точки зрения православия
Что такое смерть? «Верь, человек, тебя ожидает вечная смерть», - главный... |