История торговли в россии

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Курсовая работа

«Развитие промышленности, финансов и государства при Петре I »

Введение

Эпоха Петра I является кульминацией процесс разложения феодализма и генезиса капиталистических отношений, начавшийся еще в XVII в. Петр I правильно понял и осознал сложность тех задач, которые стояли перед страной, и приступил целенаправленно к их осуществлению.

При Петре 1 в России окончательно утвердился абсолютизм, Петр был провозглашен императором, что означало усиление власти самого царя, он стал монархом самодержавным и неограниченным. преобразования в государственной и общественной жизни, осуществлённые в период правления в России Петра I. Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: 1696-1715 годы и 1715-1725. Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены прежде всего на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ на первом этапе проводились обширные реформы с целью модернизации уклада жизни. Во втором периоде реформы были более планомерными.

Р азвитие промышленности

В наследие Петру Великому от Московского государства достались слабо развитые зачатки промышленности, насаждаемые и поддерживаемые правительством, плохо развитая торговля, связанная с плохим устройством государственного хозяйства. Были унаследованы от Московского государства и его задачи - завоевать выход к морю и вернуть государство в его естественные границы. Пётр быстро приступил к решению этих задач, начав войну со Швецией и решив вести её по-новому и новыми средствами. Возникает новая регулярная армия, строится флот. Всё это, конечно, требовало огромных финансовых затрат. Московское государство при возрастании государственных нужд покрывало их новыми налогами. Пётр тоже не чуждался этого старого приёма, но рядом с этим поставил и одно новшество, которого не знала Московская Русь: Пётр заботился не только о том, чтобы брать с народа всё, что можно взять, но подумал и о самом плательщике - народе, о том, где ему взять средства на уплату тяжёлых податей.

Путь к поднятию народного благосостояния Пётр увидел в развитии торговли и промышленности. В то же время желание удешевить содержание войска и флота естественно наводило на мысль, что было бы дешевле производить всё то, что нужно для экипировки и вооружения армии и флота. А так как фабрик и заводов, которые могли бы выполнить эту задачу, не было, то возникала мысль, что их надо построить. Эти мысли были не новыми и известны ещё со времён царя Михаила, но осуществить её мог только человек с железной волей и несокрушимой энергией, каким был царь Пётр.

Во время Великого посольства царь изучил все стороны европейской жизни, в том числе, и техническую. За границей Пётр усвоил основы экономической мысли того времени - меркантилизма. Своё экономическое учение меркантилизм основывал на двух положениях: первое - каждый народ, чтобы не обеднеть, должен сам производить всё, что ему нужно, не обращаясь к помощи чужого труда, труда других народов; второе - каждый народ, чтобы богатеть, должен как можно больше вывозить из своей страны произведённую продукцию и как можно меньше импортировать иностранную продукцию.

Сознавая, что Россия не только не уступает, но и превосходит другие страны обилием природных богатств, Пётр решил, что государство должно взять на себя развитие промышленности и торговли страны. «Наше русское государство, - говорил Пётр, - передъ иными землями преизобилуетъ и потребными металлами и минералами преблагословенно есть, которые до настоящаго времени безъ всякаго прилежанія исканы» .

Таким образом, осознав значение торговли и промышленности и усвоив на Западе идеи меркантилизма, Пётр приступил к реформированию этих сфер, принуждая к этому подданных, хотя бы и насильственным методом.

Во время правления Петра I в промышленной политике России прослеживаются два этапа:

· 1700-1717 гг. - главный основатель мануфактур - казна;

· с 1717 г. мануфактуры стали основывать частные лица. При этом владельцы мануфактур освобождались от государевой службы.

На первом этапе приоритет отдавался выпуску продукции для военных нужд. На втором этапе промышленность стала выпускать продукцию и для населения.

Указом 1722 г. городские ремесленники были объединены в цеха, но в отличие от Западной Европы их организовывало государство, а не сами ремесленники, для изготовления изделий, необходимых армии и флоту. "

Более высокой формой промышленного производства была мануфактура. В результате преобразований Петра I в первой четверти XVIII в. в развитии мануфактурной промышленности произошел резкий скачок. По сравнению с концом XVII в. число мануфактур увеличилось примерно в пять раз и в 1725 г. составило 205 предприятий.

Особенно большие успехи были достигнуты в металлургической промышленности, что вызывалось необходимостью вооружения армии и строительства флота. Наряду с заводами в старых районах (Тула, Кашира, Калуга) возникли заводы в Карелии, а затем на Урале. Именно в этот период началось широкое освоение железных и медных руд Урала, который вскоре стал основной металлургической базой страны. Выплавка чугуна достигла 815 тыс. пудов в год, по этому показателю Рорсия вышла на третье место в мире, уступая только Англии и Швеции. Было организовано крупное производство меди. На втором месте шли текстильные мануфактуры, получившие развитие в центре страны. Здесь работали также кожевенные предприятия, обеспечивавшие изделиями прежде всего армию.

При Петре 1 в России возникли новые отрасли: судостроение, шелкопрядение, стекольное и фаянсовое дело, производство бумаги.

В развитии крупной промышленности большую роль играло государство. Оно строило заводы, помогало частным предпринимателям, обеспечивало мануфактуры рабочей силой.

На мануфактурах использовался как вольнонаемный, так и принудительный труд крестьян, работавших на вотчинных предприятиях своих помещиков, а также приписных крестьян из государственной и дворцовой деревни. Указом 1721 г. купцам была разрешена покупка для своих заводов крепостных крестьян, которые стали называться впоследствии посессионными. Таким образом, в первой четверти XVIII в. произошел скачок в развитии крупного производства и в использовании вольнонаемного труда. Это можно считать вторым этапом в начальном периоде генезиса капиталистических отношений в промышленности России (первый этап - XVII в.).

Таким образом, при Петре было положено основание русской промышленности. В оборот народного труда поступило множество новых производств, то есть количественно увеличивались и качественно улучшались источники народного благосостояния. Это улучшение достигалось путём страшного напряжения народных сил, но только благодаря этому напряжению страна оказалась в состоянии вынести тяготу беспрерывно двадцать лет длившейся войны. В будущем, начавшаяся при Петре усиленная разработка национальных богатств вела к обогащению и экономическому развитию России.

Внутренняя торговля при Петре тоже значительно оживилась, но, в общем, продолжала иметь всё тот же караванно-ярмарочный характер. Но и эта сторона хозяйственной жизни России была всколыхнута Петром и выведена из того покоя косности и непредприимчивости, какой отличалась в XVII веке и ранее. Распространение коммерческих знаний, появление фабрик и заводов, общение с иноземцами, - всё это давало новый смысл и направление русской торговле, заставляя её оживляться внутри и, тем самым, становится всё более и более деятельной участницей мировой торговли, усваивать её принципы и правила.

Развитие государства при Петре I

У Петра I поначалу отсутствовала четкая программа реформ в сфере государственного правления. Появление нового государственного учреждения или изменение административно-территориального управления страной диктовалось ведением войн, которое требовало значительных финансовых ресурсов и мобилизации населения. Унаследованная Петром I система власти не позволяла собрать достаточно средств на реорганизацию и увеличение армии, постройку флота, строительство крепостей и Санкт-Петербурга.

Реформа государственного управления

(1699-1721 гг.)

Усиление абсолютистской монархии потребовало перестройки и предельной централизации всей системы государственного управления, его высших, центральных и местных органов.

На смену Боярской думе пришел Правительствующий Сенат - высшая правительствующее учреждение с судебными, административными, а иногда и законодательными функциями. Он был создан в 1711 г. в составе 9 сенаторов, назначенных лично Петром из представителей знати, бывших членов Боярской думы и дворян.

Функции Сената в первые годы его существования были широки и разнообразны. В частности, он заботился о государственных доходах и расходах, ведал явкой дворян на службу, являлся органом надзора за разветвленным бюрократическим аппаратом.

В 1922 г. было издано новое положение о Сенате. Этим положением Сенат объявлялся высшим государственным учреждением империи. В руках Петра Сенат стал послушным орудием монарха по управлению страной.

Взамен сложного и неповоротливого аппарата Приказов (более 50) и канцелярий с их нечеткими функциями и параллелизмом в работе был разработан проект создания новых центральных ведомств. Реформа 1717-1720 гг. упразднила приказы и канцелярии и ввела коллегии , созданные на основе изучения иностранного опыта. Всего было создано 11 коллегий со строгим распределением функций. Коллегия чужестранных (иностранных) дел - заменила Посольский приказ, то есть ведала внешней политикой.

· Военная коллегия (Воинская) - комплектование, вооружение, снаряжение и обучение сухопутной армии.

· Адмиралтейств-коллегия - военно-морские дела, флот.

· Вотчинная коллегия - заменила Поместный приказ, то есть ведала дворянским землевладением (рассматривались земельные тяжбы, сделки на куплю-продажу земли и крестьян, сыск беглых). Основана в 1721 году.

· Камер-коллегия - сбор доходов государства.

· Штатс-контор-коллегия - ведала расходами государства,

· Ревизион-коллегия - контроль сбора и расходования казённых средств.

· Коммерц-коллегия - вопросы судоходства, таможни и внешней торговли.

· Берг-коллегия - горно-металлургическое дело (горно-заводская промышленность).

· Мануфактур-коллегия - лёгкая промышленность (мануфактуры, то есть предприятия, основанные на разделении ручного труда).

· Юстиц-коллегия - ведала вопросами гражданского судопроизводства (при ней действовала Крепостная контора: регистрировала различные акты - купчие, о продаже вотчин, духовные завещания, долговые обязательства). Занималась гражданским и уголовным судом.

· Духовная коллегия или Святейший Правительствующий синод - управлял(а) церковными делами, заменил(а) патриарха. Основан(а) в 1721 году. В состав этой коллегии / Синода вошли представители высшего духовенства. Поскольку их назначение осуществлялось царём, а решения им утверждались, можно сказать, что российский император стал фактическим главой Русской православной церкви. Действия Синода от имени высшей светской власти контролировал обер-прокурор - гражданский чиновник, назначаемый царём. Особым указом Пётр I (Петр I) приказал священникам нести просвещенческую миссию среди крестьян: читать им проповеди, наставления, учить детей молитвам, воспитывать у них почтение к царю и церкви.

· Малороссийская коллегия - осуществляла контроль за действия гетмана, которому принадлежала власть на Украине, ибо там был особый режим местного управления. После смерти в 1722 году гетмана И.И. Скоропадского новые выборы гетмана были запрещены, а гетман впервые был назначен царским указом. Коллегия возглавлялась царским офицером.

Поначалу каждая коллегия руководствовалась своим регламентом, но в 1720 г. был издан обширный (из 56 глав) «Генеральный регламент», определивший их единообразное организационное устройство и порядок деятельности. Последующее развитие принципа чиновной выслуги нашло отражение в Петровской «Табеле о рангах» 1722 г. Новый закон разделил службу на гражданскую и военную. В нем было определено 14 классов или рангов чиновников. Всякий получивший чин 8 класса становился потомственным дворянином.

Новая система придельной бюрократизации государства качественно изменила служилые сословия, включив в состав дворянства выходцев из других социальных групп. Все они получили земли и крестьян. В Петровскую эпоху сотни тысяч крестьян из числа государственных и дворцовых перешли в частное владение, то есть становились крепостными.

В результате проведения реформы система государственного управления стала более совершенной. Деятельность большинства государственных органов стала регламентированной, коллегии имели четко очерченную область деятельности. Были созданы контролирующие органы.

Областная (губернская) реформа

(1708-1715 гг. и 1719-1720 гг.)

Реформа проводилась в 2 этапа. На первом в 1708-1715 годах была проведена областная реформа с целью укрепления вертикали власти на местах и лучшего обеспечения армии снабжением и рекрутами. В 1708 году страна была разделена на 8 губерний во главе с губернаторами, наделёнными всей полнотой судебной и административной власти: Московскую, Ингермандландскую (впоследствии Санкт-Петербургскую), Киевскую, Смоленскую, Азовскую, Казанскую, Архангелогородскую и Сибирскую. Московская губерния давала более трети поступлений в казну, за ней шла Казанская губерния.

Губернаторы также ведали расположенными на территории губернии войсками. В 1710 году появились новые административные единицы - доли, объединявшие 5536 дворов. Первая областная реформа не решила поставленных задач, а лишь значительно увеличила число государственных служащих и затраты на их содержание.

В 1719-1720 годах была проведена вторая областная реформа, ликвидировавшая доли. Губернии стали делиться на 50 провинций во главе с воеводами, а провинции на дистрикты во главе с земскими комиссарами, назначаемыми Камер-коллегией. Губернаторы были лишены административной власти в их ведении остались только военные и судебные дела.

В результате данной реформы произошла централизация власти. Органы местного самоуправления почти полностью потеряли влияние.

Судебная реформа

(1697 г., 1719 г., 1722 г.)

Петром 1 были образованы новые судебные органы: Сенат, Юстиц-коллегия, гофгерихты, нижние суды. Судебные функции также исполняли все коллеги, кроме Иностранной. Судьи были отделены от администрации. Был отменен суд целовальников (аналог суда присяжных), утрачен принцип неприкосновенности неосужденной личности.

При Петре радикальным изменениям подверглась судебная система. Функции верховного суда получили Сенат и Юстиц-коллегия. Ниже их находились: провинциях - гофгерихты или надворные апелляционные суды в крупных городах, и провинциальные коллегиальные нижние суды. Провинциальные суды вели гражданские и уголовные дела всех категорий крестьян кроме монастырских, а также горожан, не включенных в посад. Судебные дела горожан, включенных в посад, с 1721 года вел магистрат. В остальных случаях действовал так называемый единоличный суд (дела единолично решал земской или городовой судья). Однако в 1722 г. нижние суды были заменены провинциальными судами, возглавляемыми воеводой.

Большое количество судебных органов и лиц, осуществлявших судебную деятельность (сам император, губернаторы, воеводы и др.) вносили в судопроизводство сумбур и неразбериху, введение возможности «выбивания» показаний под пытками создали почву для злоупотреблений и необъективности. Вместе с тем, была установлена состязательность процесса и необходимость того, чтобы приговор основывался на конкретных статьях закона, соответствующих разбираемому случаю.

Военные реформы

Введение рекрутской повинности, создание военно-морского флота, учреждение Военной коллегии, ведавшей всеми военными делами. Введение с помощью «Табели о рангах» воинских званий, единых для всей России. Создание военно-промышленных предприятий, а также военных учебных заведений. Введение армейской дисциплины и воинских уставов.

Своими реформами Петр 1 создал грозную регулярную армию, насчитывавшую к 1725 г. до 212 тыс. человек и сильный военно-морской флот. В армии были созданы подразделения: полки, бригады и дивизии, на флоте - эскадры. Было одержано множество воинских побед. Эти реформы (хотя и неоднозначно оцениваемые разными историками) создали плацдарм для дальнейших успехов русского оружия.

Реформа армии: в частности, введение полков нового строя, реформированных по иностранному образцу, - была начата задолго до Петра I, еще при Алексее I. Однако боеспособность этой армии была низкой. Реформирование армии и создание флота стали необходимыми условиями победы в Северной войне 1700-1721 годов. Готовясь к войне со Швецией, Пётр велел в 1699 году произвести общий рекрутский набор и начать обучение солдат по образцу, заведённому у преображенцев и семёновцев. Этот первый рекрутский набор дал 29 пехотных полков и два драгунских. В 1705 году каждые 20 дворов должны были выставлять на пожизненную службу одного рекрута. Впоследствии рекрутов стали брать с определённого числа душ мужского пола среди крестьян. Набор во флот, как и в армию, осуществлялся из рекрутов.

Если поначалу среди офицеров были преимущественно иностранные специалисты, то после начала работы навигационной, артиллерийской, инженерной школ рост армии удовлетворялся русскими офицерами из дворянского сословия. В 1715 году в Петербурге была открыта Морская академия. В 1716 году был издан Воинский Устав, строго определявший службу, права и обязанности военных. - В результате преобразований была создана сильная регулярная армия и мощный военно-морской флот, которого ранее у России просто не было. К концу царствования Петра численность регулярных сухопутных войск достигала 210 тыс. (из них числилось 2600 в гвардии, 41 560 в коннице, 75 тыс. в пехоте, 14 тыс. в гарнизонах) и до 110 тыс. нерегулярных войск. Флот состоял из 48 линейных кораблей; 787 галер и других судов; людей на всех судах было почти 30 тыс.

Церковная реформа

(1700-1701 г.; 1721 г.)

После смерти патриарха Адриана в 1700 г. был фактически ликвидирован институт патриаршества. В 1701 г. было реформировано управление церковно-монастырскими землями. Петр 1 восстановил Монастырский приказ, контролировавший церковные доходы и суд над монастырскими крестьянами. В 1721 году принят Духовный регламент, фактически лишивший церковь самостоятельности. На смену патриаршеству создан Святейший Синод, члены которого подчинялись Петру 1, которым и назначались. Церковное имущество часто отнималось и тратилось на нужды императора. Церковные реформы Петра 1 привели к почти полному подчинению духовенства светской власти. Помимо устранения патриаршества многие епископы и простые священнослужители подверглись гонениям. Церковь уже не могла проводить самостоятельную духовную политику и отчасти потеряла авторитет в обществе.

Развитие финансов

Существенное оздоровление финансов являлось конечной целью реформаторской деятельности Петра I. Его финансовая политика характеризовалась небывалым до его правления налоговым гнетом. Рост государственного бюджета достигался за счет расширения косвенных и увеличения прямых налогов. Изыскивались все новые, дополнительные источники налогов: банная, рыбная, медовая, конская и другие подати вплоть до налога на бороды (царь требовал брить бороды, а кто не выполнял этого требования, обязан был платить налог) и на дубовые гробы, продажа которых объявлялась государственной монополией, так же как питейное и табачное. Всего косвенных сборов насчитывалось до 40 видов.

Финансовая реформа

Поиски новых источников доходов привели к коренной реформе всей налоговой системы - введению подушной денежной подати. С конца 1718 по 1724 г. в России была проведена перепись населения и учтено 5,4 млн. душ мужского пола, облагаемых единой податью: с помещичьих крестьян - 74 коп. в год, с государственных крестьян - 1 руб. 14 коп., с ремесленников и купцов - 1 руб. 20 коп.

К концу Петровского правления (1725 г.) государственные доходы по сравнению с 1701 г. выросли почти в 4 раза и составляли 8,5 млн. руб. из которых более половины (4,6 млн. руб.) приходилось на подушную подать. Подушная подать была гораздо тяжелее прежних подворных и поземельных податей и давала правительству гораздо большую, сравнительно со сборами 17 века сумму денег.

Громадные дефициты первых лет 18 века уменьшились к концу царствования Петра, хотя и на склоне своих лет он все еще не переставал нуждаться в деньгах на содержание армии и флота, на потребности народного хозяйства.

Денежная реформа Петра I

Состояние денежного обращения в конце XVII века характеризовалось глубоким кризисом. Обращавшаяся серебряная копейка в результате неуклонного понижения весовой нормы (с 0,63 г. до 0,39 г.) превратилась в крохотную монету размером с арбузное семечко и не способна была обслуживать всероссийский рынок. В обращении отсутствовали монеты, необходимые для обслуживания мелкой торговли. Серебряная копейка не могла выполнять эту роль, так как ее номинал был еще велик. Чеканка мелких фракций при ручном методе была невыгодна для казны, принося ей убытки.

Таким образом, к концу XVII века назрела необходимость в осуществлении коренных изменений в денежном обращении путем проведения денежной реформы, ибо от этого зависело дальнейшее развитие российской экономики и успех ряда преобразований в других областях жизни общества.

Замысел состоял во введении в обращение крупной серебряной монеты, замене мелких серебряных денег на медные монеты; практически требовалось решить те же задачи, которые ставил Алексей Михайлович, отец Петра I, в 1654 г. Однако, как свидетельствует история, его тогда постигла неудача, приведшая к сильным народным волнениям. Петр I, учитывая неудавшиеся попытки правительства Алексея Михайловича, поступил тактически по-другому, о чем свидетельствует начальный этап реформы.

Начало следующего этапа реформы (1704-1711 гг.) ознаменовалось тем, что в 1704 г. в обращение сразу выпущены два номинала: медная копейка и рубль, которым отводилась роль основных денежных единиц в новой денежной системе. В основу денежной системы был положен десятичный принцип соотношения номиналов: 1 рубль приравнивался к 100 копейкам. Параллельный выпуск одинаково датированных серебряных и медных денег приучал население к равноценности обеих монет, что способствовало укреплению доверия к медной монете 26 .

Сущность следующего этапа (1711-1717 гг.) состояла в отказе от чеканки мелких серебряных денег талерной пробы и понижении ее до 70-й, то есть в уменьшении содержания в них чистого серебра и, следовательно, их реальной ценности.

Период с 1718 г. по 1724 г. можно определить как завершающий этап реформы. На этом этапе полностью прекращается чеканка серебряных проволочных копеечек, что характеризует завершение функционирования старой русской денежной системы. Одновременно был прекращен выпуск и медных копеек, в целях маскировки «низвержения» серебряной копейки и предотвращения волнений в народе. Лишь в 1724 г. чеканка медной копейки была возобновлена.

Сведя воедино все новшества, привнесенные Петром I в денежную систему России, получим довольно внушительный перечень:

· Во-первых, в обращении появилась крупная серебряная монета - рубль, способная эффективно обслуживать промышленность и торговлю, в том числе и внешнюю. На ее долю приходилось 88,5% от общей суммы чеканки. Среднегодовой выпуск серебряной монеты с 1698 г. по 1724 г. составил 1,1 млн. рублей.

· Во-вторых, в качестве мелкой, разменной монеты вместо прекратившей свое существование серебряной монеты стала использоваться медная монета. В результате осуществленных мероприятий доля медной монеты в общей сумме чеканки составила 9,2%. Медные деньги обслуживали в основном небольшие по сумме сделки, ими преимущественно пользовалось население.

· В третьих, в обращение была внедрена золотая монета, которая перестала использоваться в наградных целях в связи с налаживанием выпуска специальных наградных медалей. Золотая монета призвана была обслуживать внешнеторговый оборот. На ее долю приходилось 2,3% от общей суммы чеканки.

· В четвертых, денежная система, введенная Петром I, принципиально отличалась своим десятичным строем и до конца 18 века оставалась единственной десятичной системой в мире.

· В-пятых, в ходе реформы впервые была установлена государством и закреплена законом проба серебряных и золотых монет.

· В-шестых, была усовершенствована техника чеканки монет. Вместо ручной чеканки монетные дворы стали использовать «молотовые снаряды», а затем винтовые прессы. Благодаря машинной чеканке российские монеты приобрели круглую форму и стандартный устойчивый вес. И, наконец, начиная с 1696 г. впервые вводится датировка российских монет. С 1696 г. по 1700 г. на монетах указывался год от сотворения мира, а затем в связи с изменением год от рождества Христова.летоисчисления с 1700 года.

Ф ормирование государственного бюджета

Основную статью доходов государственного бюджетасоставляли прямые налоги с населения - до 55,5% в 1724 году. Кроме этого, как и в XVII веке, большую роль играли косвенные налоги и система откупов на продажу монопольных товаров, а также откупы на строительство мельниц, мостов и т.д. Получили распространение различные натуральные повинности,такие как рекрутская, постойная (квартирная) и подводная, в соответствии с которыми крестьяне должны были обеспечивать войсковые части, вставшие на постой, продовольствием и фуражным зерном. Государственные крестьяне также были обязаны выполнять разного рода работы в пользу государства: перевозить почту и выделять подводы для извоза, принимать участие в строительстве каналов, гаваней, дорог.

Особую роль в пополнении доходов казны играли манипуляции с мелкими медными монетами. Так, например, рыночная цена одного пуда меди равнялась 7 руб., но из этой массы в начале XVIII века чеканилось медных денег на 12 руб., а к 1718 году - на 40 руб. Громадная разница между рыночной ценой меди и номиналом медной монеты приводила к их бесконечным нелегальным подделкам - «воровским деньгам», росту цен и обесценению денег, обнищанию населения.
Основную статью бюджета составляли военные расходы. О размерах военных расходов можно судить по такому факту: в самом начале XVIII века, когда в Европе образовалась антишведская коалиция в составе России, Польши, Дании и ряда германских княжеств, Петр I обязался выплачивать 150 тыс. руб. в качестве ежегодной субсидии польскому королю Августу II только за то, чтобы тот продолжал поддерживать союз и участвовал в военных действиях против Швеции.Так, например, военные походы Петра I поглощали примерно 80-85% всех доходов России, а в 1705 году они обошлись в 96%. В период петровских реформ систематически возрастали расходы на государственный аппарат, на строительство Санкт-Петербурга и дворцов вокруг него, на различные торжественные мероприятия по случаю военных побед - «викторий», пышные празднества и пр. Постоянно растущий бюджетный дефицит в XVIII веке стал все чаще покрываться за счет инфляции, а также государственных займов, особенно после кончины Петра I.

Заключение

реформа петр бюджет государственный

Конец XVII - первая четверть XVIII в. - переломный период в истории России, ознаменованный разительными сдвигами в экономике, государственном строительстве и культуре. Приход к власти Петра I в конце XVII в. оказал решающее влияние на судьбу Российского государства, которое продолжало существовать и предпринимать какие-либо действия в области внешней политики скорее по инерции или же в результате давления со стороны других европейских держав, чем в целях защиты своих интересов и проведения собственной внешнеполитической линии.

Благодаря целому ряду блестящих побед вследствие преобразований, проведенных Петром I в русской армии, а также искусной дипломатии, авторитет России на международной арене возрастает. Утверждение России на берегах Балтийского моря создало благоприятные предпосылки для развития постоянных экономических, культурных и политических связей с ведущими странами Западной Европы, что привело к существенным сдвигам в социально-экономическом развитии России. Фактически Россия вошла в число ведущих европейских держав своего времени.

Петр I являлся великим реформатором своего времени. Главным итогом всей совокупности Петровских реформ стало установление в России режима абсолютизма, венцом которого стало изменение в 1721 г. титула российского монарха - Петр объявил себя императором, а страна стала называться Российской Империей. Таким образом было создано государство со стройной системой управления, сильной армией и флотом, мощной экономикой, оказывающего влияние на международную политику. В результате Петровских реформ государство не было связано ничем и могло пользоваться любыми средствами для достижения своих целей.

Россия стала самодержавным, военно-бюрократическим государством, центральная роль в котором принадлежала дворянскому сословию.

Роль Петра Великого в истории России трудно переоценить. Как бы не относиться к методам и стилю проведения им преобразований, нельзя не признать - Петр Великий является одной из самых заметных фигур мировой истории.

Список литературы

1. История России http://rhistory.ucoz.ru/publ/reformy_petra_1_tablica/15-1-0-145

2. Википедия - http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0% E5% F4% EE % F0% EC % FB_%CF % E5% F2% F0% E0_I

3. Тимошина Т.М. Экономическая история России: Учебное пособие / Под ред. Про М.Н. Чепурина. - 11- е изд. М.:ЗАО Юстицинформ, 2004

4. Семенкова Т.Г. Денежная реформа 1535-1538 гг. - итог развития экономики русского государства в первой трети ХVI века // Денежные реформы в России: История и современность. Сборник статей. М.: Древлехранилище, 2004

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Форма государственного единства. Направления и этапы реформирования судебных органов. Отношения церкви и государства. Особенности правовой системы Российской империи при Петре и ее отраслей: гражданского, семейного, процессуального и уголовного права.

    курсовая работа , добавлен 17.04.2013

    Общая характеристика периода смутного времени и его роль в истории России. Особенности государственного управления в этот период. Исследование политики семьи Романовых. Выявление эффективности государственного и регионального управления в XVII веке.

    курсовая работа , добавлен 17.01.2013

    Идея Петра как реформатора России. Смысл социальной политики. Изменение теоретических основ власти и образа монарха. Создание флота, преобразования в сфере промышленности и торговли. Реформа государственного управления, реорганизация всех его звеньев.

    реферат , добавлен 10.10.2014

    Начало послевоенного восстановления и развития промышленности, транспорта и других отраслей. Развитие социальной политики СССР. Трансформация системы государственного управления. Внедрение реформ и экономических методов управления. Реформа 1965 года.

    реферат , добавлен 23.11.2008

    Анализ личности и реформ Петра Великого. Рассмотрение причин создания новых общеобразовательных и технических школ. Особенности экономической политики Петра I, меры развития русской промышленности: законодательная пропаганда, вывоз иностранных мастеров.

    реферат , добавлен 06.12.2012

    Анализ системы государственного управления до реформ Петра I. Изменения в административно-территориальном устройстве страны, проведенные им в первой четверти XVIII в. Создание судебной ветви власти в России. Смерть императора и ее значение для народа.

    реферат , добавлен 05.01.2014

    Оценка исторической роли и значения II съезда Советов рабочих и крестьянских депутатов в становлении советского государства. Принципы создания и особенности государственного строя Советской России, процесс и этапы становления органов судебной власти.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2014

    Реформы государственного устройства Петра I, основные этапы их проведения и историческая значимость. Социальные предпосылки абсолютизма в России. Уставы, регламенты, указы одинаковой юридической силы как форма реформаторской деятельности Петра Великого.

    реферат , добавлен 16.01.2013

    Перерастание сословно-представительной монархии в абсолютную в России. Основные характеристики абсолютной монархии. Функции сената, коллегии и их деятельность. Причины усиления органов и средств государственного контроля в период правления Петра I.

    реферат , добавлен 26.12.2010

    Основные задачи восстановления народного хозяйства в послевоенный период. Основные направления государственного регулирования и содержание перестройки в промышленности. Основные направления социальной политики советского государства в послевоенный период.

Трудно не согласиться с известным историком Имма­нуэлем Валлерстайном, утверждавшим, что Московское государство (по крайней мере до 1689 года) вне всяких сомнений следует помещать за рамки «европейской Европы». Фернан Бродель, автор блестящей монографии «Время мира» (Librairie Armand Colin, Paris, 1979; русское издание М., Прогресс, 1992), вполне соглашаясь с Валлер­стайном, утверждает тем не менее, что Москва никогда не была абсолютно закрыта для европейской экономики, даже до завоевания Нарвы или до первых поселений англичан в Архангельске (1553 - 1555 гг.)

Европа сильно воздействовала на Восток превосходством своей денежной сиситемы, привлекательностью и соблазнами техники и товаров, всей своей мощью.

Но если Турецкая империя, к примеру, старательно удерживалась в стороне от этого влияния, то Москва мало-помалу подтягивалась навстречу Западу.

Открыть окно на Балтику, позволить новой английской Московской компании обосноваться в Архангельске - это означало недвусмысленный шаг навстречу Европе.

Однако перемирие со шведами, подписанное 5 августа 1583 года, закрыло для России единственный выход на Балтику и сохранило лишь неудобный Архангельский порт на Белом море. Тем самым выход в Европу был затруднителен.

Шведы тем не менее не запретили пропуск товаров, вво­зимых или вывозимых русскими через Нарву.

Обмены с Европой продолжались также через Ревель и Ригу. Их положительное сальдо для России оплачивалось золотом и серебром.

Голландцы, импортеры русского зерна и конопли, при­возили мешки с монетой, содержавшие каждый от 400 до 1000 риксдалеров (официальная монета Нидерландов после Генеральных штатов 1579г.). В 1650 году в Ригу было доставлено 2755 мешков, в 1651г. - 2145, в 1652 г. - 2012 мешков. В 1683 году торговля через Ригу дала для России положительное сальдо в 832 928 риксдалеров.

Россия оставалась наполовину замкнутой в себе не потому, что она будто бы была отрезана от Европы или противилась обменам. Причины скорее были в умеренном интересе русских к Западу, в зыбком политическом равновесии России.

В какой-то мере опыт Москвы сродни опыту Японии, но с той большой разницей, что последняя после 1638 года закрылась для мировой экономики сама, посредством политического решения.

Главным внешним рынком для России в XVI - начале XVII столетия была Турция. Черное море принадлежало туркам и хорошо охранялось ими, и потому в конце торговых путей, проходивших по долине Дона и Азовскому морю, перегрузка товаров производилась исключительно на турецкие корабли. Между Крымом и Москвой регулярно курсировали конные гонцы.

Овладение нижним течением Волги (взятие Казани и Астрахани в середине XVI века) открыло путь на юг, хотя водный путь проходил через слабо замиренные области и оставался опасным.

Однако русские купцы создавали речные караваны, объединяясь в значительные по численности отряды.

Контрольными пунктами русской торговли, направлявшейся к Нижней Волге, в Среднюю Азию, Китай и Иран, стали Казань и, в еще большей степени - Астрахань. Торговые поездки захватывали Казвин, Шираз, остров Ормуз (до которого из Москвы добирались три месяца).

Русский флот, созданный в Астрахани на протяжении второй половины XVI века, активно действовал на Каспии. Другие торговые пути вели в Ташкент, Самарканд и Бухару, до самого Тобольска, бывшего тогда пограничьем сибирского Востока.

Хотя мы п не располагаем точными цифрами, выражаю­щими объем российского торгового обмена между юго-восточным и западным направлениями, однако превалирующая роль рынков Юга и Востока представляется очевидной.

Россия экспортировала кожевенное сырье, пушнину, скобяной товар, грубые холсты, железные изделия, оружие, воск, мед, продовольственные товары плюс реэкспортируемые европейские изделия: фламандские и английские сукна, бума гу, стекло, металлы.

В Россию из восточных государств пряности, китайские и индийские шелка транзитом через Иран; персидские бархаты и парча; Турция поставляла сахар, сушеные фрукты, золотые изделия и жемчуг; Средняя Азия давала недорогие хлопчатые изделия.

Похоже, что восточная торговля была положительной для России. Во всяком случае это относится к государственным монополиям (т.е. к какой-то части обменов). Значит, торговые отношения с Востоком стимулировали русскую экономику. Запад же требовал от России лишь сырьё, а снабжал предметами роскоши и чеканной монетой.

А Восток не гнушался готовыми изделиями, и, если предметы роскоши и составляли какую-то часть товарного потока, идущего в Россию, то вместе с ними были и красящие вещества, и многие дешевые товары для народного потребления.

Социальная политика.

Преобразования, которые произошли в России, охватили практически все стороны жизни страны: экономику, политику, науку, быт, внешнюю политику, государственный строй.

Историки выделяют три важных события, повлиявших на становление царя-реформатора. Это поездка в Архангельск в 1693-94 гг., определившая его отношение к флоту для России.

Пётр пришёл к выводу, что незавидное международное положение России, её относительная изолированность от европейской политики обусловлена отсутствием у России мощного военно-морского флота.

Вторым важным событием стали Азовские походы (1695-1696). Это была его первая военная школа. Третьим событием, повлиявшим на личность будущего преобразователя России, стала его длительная поездка за границу в составе «Великого посольства» (1697-1698), где Пётр вёл переговоры с правителями Голландии, Англии, Австрии, знакомился с кораблестроением, политической жизнью европейцев, закупал снаряжение, нанимал специалистов.

Полуторагодичное путешествие Петра в составе «Великого посольства» имело огромное значение для исторических судеб России.

Сам Пётр входил в посольство инкогнито под именем Петра Михайлова.

Побыв за границей в составе «Великого посольства», Пётр осознал действительную разницу между Россией и европейскими державами, необходимость реформирования своей страны.

Открытие царём нового, ранее неизвестного ему мира, произвело существенный переворот в его мировоззрении, углубило и конкретизировало видение и понимание тех задач, решение которых введёт Россию в европейский мир.

Большие надежды в достижении своих целей Пётр I возлагал на модернизацию социально-экономического строя страны.

Проведённые царём социально-экономические реформы представляли собой классический пример радикальных преобразований, осуществляемых государством без участия широких слоёв общества, в течение всего периода правления Петра. Учитывая, что к концу XVII столетия в Росси насчитывалось всего около 30 мануфактур, а строительство частных предприятий – это путь медленный и малоэффективный, государство взялось за развитие крупной промышленности, в первую очередь металлургии. Особенно большое значение приобрёл уральский металлургический район. Рост металлургических предприятий привёл к росту выплавки стали. (В 1700 г. в России выплавлялось 150 тыс. пудов). По выплавке чёрных металлов в 1725 г. Россия вышла на третье место в Европе, а к 1750 г. заняла первое место, обогнав Англию.

Шло форсированное строительство казённых заводов. Государство определяло «нужные» и «ненужные» отрасли, приучая подчинённых к экономической деятельности на внерыночной основе.

В стране было создано более 100 мануфактур. Наибольшее развитие получила текстильная (суконная, полотняно-парусная) и кожевенная отрасли промышленности, которые работали в основном на армию. В первой четверти XVIII в. возникли новые отрасли производства: судостроение, шелкопрядение, стеклянное и фаянсовое дело, производство бумаги. Дальнейшее развитие получили ремёсла. В 1722 г. был издан Указ о создании ремесленных цехов в русских городах. Несмотря на то, что решающую роль в развитии крупного производства играло государство (создававшее и владевшее большей частью предприятий), Пётр I покровительствовал частной инициативе в промышленности и даже отдельным предпринимателям, например, тульскому кузнецу Демидову, выдвинувшемуся при Пётре I.

По указу Петра I в 1702 г. Демидову был передан казённый невьянский завод на Урале, перевезены туда мастера из Тулы и Москвы. К 1745 г. Демидов имел 25 заводов – чугуноплавильных, железодетальных, медных – на Урале, Алтае и в центре страны. В середине XVIII в. предприятия Демидовых производили свыше 40 процентов чугуна в России.

Именно в начале XVIII в. в стране закладывался способ экономического регулирования, свойственный обществу мобилизационного типа, формировались диспропорциональность, однобокость российской промышленности, ориентированной не на человека с его естественными потребностями, а на государственные, прежде всего военные нужды.

В целях поощрения купечества в 1724 г. был введён первый торговый тариф, способствовавший вывозу за границу русских товаров и ограничивавший ввоз иноземных. К 1726 г. ввоз товаров был вдвое ниже, чем вывоз. Такая поддержка купечества объективно способствовала созданию капитала в сфере торговли. Государство активно вовлекало купеческий капитал в ускоренное развитие промышленности, которое сопровождалось усилением местных рынков и формированием их в единый всероссийский рынок. Вновь создаваемая промышленность требовала свободных рабочих рук. Правительство стало приписывать государственных крестьян к промышленным предприятиям, а в 1721 г. предпринимателям разрешили покупать крепостных крестьян (их нельзя было продавать или передавать отдельно от предприятия).

Крепостничество пропитало все поры общественного быта, а главное – подтвердило свою конкурентоспособность с европейской экономикой на этапе мануфактурного производства.

Хотя правительство Петра I предоставляло ряд льгот и привилегий иностранным купцам, в целом его торговая политика имела целью поддержание и развитие отечественной промышленности и торговли, т.е. носила протекционистский характер.

Успех экономического развития обеспечивался нажимом государства на население. Возрастали прямые и косвенные налоги. Важным источником государственного дохода стала подушная подать, размер которой исчислялся на основе принципа развёрстки: необходимую для содержания армии сумму разделили на число податных душ (В 1718-1724 гг. была проведена подушная перепись всего мужского населения. Единицей налогообложения взамен крестьянского двора становилась «душа мужского пола». ) и получили размер налога, не считаясь при этом с возможностями населения его уплатить. Огосударствленной экономикой руководили с помощью уставов, регламентов, проверок, привилегий созданные для этой цели специальные государственные органы берг-, мануфактур- и коммерц-коллегии.

В результате экономической политики Петра в России была создана промышленная база, работающая на армию и не имеющая механизма саморазвития и саморегулирования. Предпринимательство было привязано к государственной машине и зависело от неё.

Смысл и цель социальной политики Петра I заключались в юридическом оформлении прав сословий, усилении роли военных и государственных служилых людей в государстве.

В 1714 г. был издан Указ о единонаследии, по которому дворянское поместье уравнивалось в правах с боярской вотчиной. С принятием указа бояре и служивые дворяне составили единое сословие – дворянское.

Указ о единонаследии предписывал передавать вотчины и поместья старшему сыну. Дворянство стало господствующим классом-сословием. В то же время существует такая точка зрения, что дворянство петровской эпохи скорее напоминало привилегированное сословие военных и гражданских членов, преимущества которых существовали до тех пор, пока они исправно выполняли свою службу.

Социальные преобразования, проведённые Петром I, коснулись крепостных крестьян: произошло слияние крепостных крестьян и холопов в единое сословие.

Если до петровского времени крестьян по типу земельного владения делили на помещичьих и вотчинных, а крестьяне духовные делились на церковных, архиерейских, патриарших и монастырских, то по мере проведения реформ такое деление утрачивало своё конкретное содержание из-за происходивших изменений социального и экономического характера.

Промышленность при Петре 1

Многие слышали о заслугах Петра 1, однако мало кто знает, что изначально в его распоряжение было государство со слабо развитой экономикой - сельское хозяйство, промышленность и торговля были в зачатке, либо в упадке.

Основные государственные реформы и преобразования Петра I Великого

Тем не менее, тогда приоритетной задачей было завоевать «выход к морю», в связи, с чем была начата война со Швецией.

Для успешных военных действий необходима была армия и флот.

Петр 1 создал свою собственную новую армию. Но все расходы покрывались за счет налогов. Данный факт заставил царя задумать над благосостоянием народа. Путь решения, по мнению некоторых историков, нашелся во время Великого посольства, результаты которого показали огромную разницу между Россией того времени и Европой.

Идея того, что Россия нуждалась в развитии промышленного комплекса, была известна задолго до появления Петра, однако так как для осуществления этой мысли необходимы были сила воли и огромные усилия со стороны государя, начать ее реализацию удалось только ему.

Свои преобразования Пётр осуществлял согласно принципам меркантилизма, который он усвоил, побывав за границей.

Согласно этому пути была поставлена цель — обучить простой народ передовым методам разработки и освоению новых видов производства.

Свои преобразования Перт 1 начал смело и с большим энтузиазмом, но народ воспринял их как очередное бремя и прихоть правителя.

Также некоторые вопросы развития страны, которые требовали тщательно продуманной программы преобразования, проводились Петром слишком быстро и необдуманно. И как результат многие его идеи не принесли тех плодов, которые ожидались, и практически приостановились после его смерти.

Начало реформ в промышленной сфере

Для развития промышленности, необходима была сырьевая база, в связи с этим были начаты геологоразведочные работы по всей стране, привлекались как иностранные, так и местные специалисты.

В этот период были открыты залежи сердолика, селитры, торфа, угля, хрусталя и т.д.

Были введены новые предприятия (в Рязанском крае - каменный уголь добывали братья Римины, торф - фон Азмус). Преобразования проводились на горных и железодательных заводах, шелководства и овцеводства, кожевенное производство и другие отрасли хозяйства.

Согласно реформам Петра Первого выходили указы, в которых содержались такие указания как «что именно?», «каким образом?», «сколько?» и «из чего?» производить товары.

Не исполнение указов наказывалось наложением больших штрафов, а в некоторых случаях смертной казнью.

Результаты реформ в промышленности

В результате петровских реформ, возникло несколько крупных заводов мануфактурного типа. Наиболее известные были в Олонецком крае. Заводы этого края отличались своим техническим уровнем оснащения и полным рабочим составом. Для обеспечения деятельности горных заводов на Урале и Перми был построен город Екатеринбург.

Такому широкому развитию послужило издание «Берг-привилегии», согласно которой каждый мог по своей воле разрабатывать земли в поисках благородных металлов, при этом уплачивать десятую доли от стоимости добычи, как подать государству и 32-х долю собственнику земли.

Таким образом, к концу правления царя Петра первого на данных заводах обрабатывали ежегодно семь миллионов пудов чугуна и более двухсот пудов меди, также в разработку вошли месторождения драгоценных металлов - золото и серебро.

Также стоит отметить оружейные заводы в Туле и Сестрорецке.

Благодаря этим заводам Россия перестала покупать оружие и производила все необходимое сама.

Решение кадрового вопроса

Пётр не скупился приглашатьспециалистов из Европы, предлагая им весьма выгодные условия:

  • высокое жалование,
  • бесплатное жилье,
  • право вывоза накопленного состояния через определенный период.

На его предложения отвечали тысячи мастеров, например с одного Амстердама было нанято примерно тысяча человек.

Так же были приняты меры для повышения образованности и активности местного населения, в плане их технического участия в развитии промышленности:

  • обучение молодых россиян за рубежом,
  • обучение свободных, крепостных и беглых (с 1720 годов) крестьян на мануфактурах.

Однако, желающих работать на заводах было мало, поэтому царь периодически выпускал указы о наборе учеников на мануфактуры.

В дальнейшем было решено поощрять помещиков в их стремлении заняться мануфактурным производством.

Данный шаг позволил решить вопрос заполняемости рабочих мест (крепостных крестьян заставляли работать на заводах).

Однако для самих рабочих были созданы следующие условия:

  • 14-часовой рабочий день,
  • жалование получали в основном свободные граждане, которых было мало. Остальным платили едой и одеждой,
  • жалование на казенный предприятиях было выше, чем на частных.

В таких условиях, неудивительно было то, что качество продукции было низкое, ввиду сохранившихся простых способов обработки и малой заинтересованностью самих рабочих.

Однако, продукция местного производства, хоть и медленно, но реализовывалась. Так как царь, следуя законам меркантилизма, вводил высокие пошлины для иностранных товаров.

Несмотря ни на что, Петр I заложил основу для развития промышленности в России, ее экономическому росту. Появилось много новых видов производства, что, несомненно, повышало качество жизни народа.

Свидетельство тому то, что народ смог вынести двадцатилетнею войну с Швецией.

Экономическая политика Петра I

12Следующая ⇒

В основу всех преобразований Петра I (1682 – 1725 гг.) в области промышленности и торговли были положены идеи меркантилизма (это экономическая политика, характеризующаяся активным вмешательством государства в хозяйственную жизнь с целью накопления капитала внутри страны для повышения ее благосостояния) и протекционизма (поддержка национальной экономики, осуществляемая, главным образом, с помощью торгово-политических барьеров).

При этом государство способствует развитию промышленности, особенно мануфактурной; поддерживает экспансию торгового капитала (в частности, создание монопольных торговых компаний), развитие мореплавания и флота; резко повышает степень налогового обложения. Кроме того, государство поощряет выпуск "полезных и нужных" для него товаров, одновременно запрещая или ограничивая производство товаров "ненужных".

Для протекционизма характерна также финансовая поддержка национальной экономики, стимулирование экспорта товаров.

Петр I, в отличие от предшественников, содействовал прежде всего развитию национальной промышленности.

Вершиной протекционистской политики правительства Петра I в области промышленности и торговли являлся таможенный тариф 1724 г. Теперь размеры пошлин, взимаемых с заграничных товаров, зависели от способности отечественных предприятий удовлетворить потребности внутреннего рынка: чем больше тех или иных товаров выпускали русские мануфактуристы, тем более высокая пошлина взималась при ввозе таких же товаров из-за границы.

Преимущественное развитие в данный период получили те отрасли промышленности, которые производили продукцию, необходимую для армии и флота.

За первую четверть ХVIII в. было создано около 100 (по другим данным - 200) мануфактур вместо 15-20 допетровских. Главное внимание уделялось металлургии, центр которой переместился на Урал.

Реформы Петра I

В результате, русская металлургия оказалась способной удовлетворить внутренние потребности в металле и даже продавать его за границу (первая партия в количестве 42,4 тыс. пудов была продана в 1722 г., и далее вывоз из года в год увеличивался). В Москве и других районах центра России появились суконные, парусно-полотняные, кожевенные мануфактуры.

Впервые были созданы бумажные, стекольные и даже шпалерные предприятия. Однако рост промышленного производства сопровождался усилением эксплуатации, расширением применения принудительного труда на мануфактурах. Правительство предприняло ряд мер в целях обеспечения предприятий рабочей силой.

Так, к предприятиям приписывались государственные крестьяне. В 1721 г. был издан указ, предоставляющий владельцам мануфактур право покупать к предприятиям крестьян (посессионные крестьяне). Кроме того, указом 1722 г. мануфактуристы получают право не возвращать помещикам беглых, овладевших мастерством.

Таким образом, мануфактуры, которые на Западе были капиталистическими предприятиями, в России развивались на крепостнической основе (хотя квалифицированные работники были большей частью вольнонаемными). Большинство мануфактур в это время были казенными; практиковалась (до 1717 г.) и передача казенных предприятий частным владельцам на льготных условиях.

Развитию внешней и особенно внутренней торговли способствовали рост промышленности, создание регулярной армии и флота, налоговая политика правительства (к 1724 г.

была закончена перепись населения и подушная подать заменила подворную), строительство городов, появление новых торговых путей и портов (например, использование с 1709 г. приобретенных в ходе Северной войны Риги, Ревеля, Выборга и др.). Из России вывозились не только сырье - лен, пенька, кожа, мачтовый лес, но и первые изделия молодой промышленности - железо и полотно. Баланс внешней торговли был активным для России - вывоз по стоимости в два раза превышал ввоз, и это можно считать одним из главных достижений меркантилистской политики Петра I, ибо приток благородных металлов в страну у меркантилистов считается одним из важнейших показателей обогащения государства.

В сельском хозяйстве можно отметить некоторые сдвиги, обусловленные увеличением спроса развивающейся промышленности на сельскохозяйственное сырье (меры по развитию овцеводства, расширение посевов льна - в соответствии с нуждами суконных и текстильных мануфактур).

Однако в основном сельское хозяйство продолжало развиваться экстенсивным путем (за счет расширения посевных площадей, в том числе земледельческой колонизации Поволжья, Урала, Сибири).

12Следующая ⇒

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Упадок купечества и ремесел при Петре I

Петр I уничтожил много ремесленных и мелких промышленных производств в стране (кожевенных, текстильных, металлургических и т.д.), конкурировавших с мануфактурами (Покровский, т.

3, с. 125; Туган-Барановский М. Русская фабрика. М.-Л., 1934, с. 19)

Павленко упоминает множество мер Петра, наносивших ущерб купцам и ремесленникам: создание в1696 г. 12 кумпанств посадских людей для постройки военно-морских кораблей, возложение на купцов обязанностей сборщиков налогов, «что отвлекало их от занятий торгами и промыслами», отвлечение от 1/5 до 1/3 посадских людей в различные службы, жесткая регламентация деятельности купцов, в т.ч.

10%-я норма прибыли от цены подряда, высылка купцов из губерний в Петербург указом от 20 ноября1717 г., что «вводило их в убыток» и другие меры. Разорение русского купечества констатировала ведомость гостей и торговых людей гостиной и суконной сотен, составленная в1715 г. (Павленко, с.

Реформы Петра Первого. Кратко

Анисимов пишет, что волюнтаристские приказы, запреты и повинности, возложенные на купцов и посадских людей, отрицательно повлияли на торговлю и ремесла.

Согласно исследованию А.И.Аксенова по генеалогии московского купечества, после 1705 года произошло резкое сокращение числа купеческих семейств и падение благосостояния тех, кто еще занимался купеческим делом (Анисимов, с. 128-132)

Такую же негативную роль в отношении ремесел играли монополии и принудительное насаждение крупных мануфактур и военных производств: «Поощрение одних - “полезных”, “нужных” видов производства, промыслов и товаров неизбежно влекло за собой сокращение, ограничение или даже запрещение других - “неполезных” и “ненужных” с точки зрения государства» (Анисимов, с.

В учебниках выдвигаются иные причины упадка ремесел или пишут об их расцвете; об упадке купечества нигде не сказано, а говорится нечто противоположное

«Хозяйствуя в суровых климатических условиях, население страны не могло довести земледелие до той степени эффективности, когда значительная часть людских ресурсов могла бы переключиться с земледелия на занятия ремеслом… Отсюда сравнительно скромные темпы развития ремесла…» (Милов, с.

«И все же в эту область русской жизни Петр I осуществил активное вмешательство. Цель этого вмешательства заключалась в том, чтобы увеличить объем и качество ремесленного производства… Петр учредил специальный орган - Главный магистрат, в задачу которого входила забота о росте и процветании промышленности в русских городах - и крупной мануфактурной, и мелкого ремесленного производства.

Эта забота выражалась в предоставлении ссуд, помощи в приобретении сырья, сбыте готовой продукции» (Сахаров, с. 577)

«Царь всячески поощрял создание купеческих компаний, предоставлял купцам различные льготы и привилегии… Правительство всячески поощряло развитие в стране сети как мелкой, так и крупной ярмарочной торговли» (Сахаров, с.

Внутренняя деятельность Петра с 1700 года

(продолжение)

Меры Петра I для развития народного хозяйства

Заботы о народном хозяйстве в деятельности Петра Великого всегда занимали очень видное место. Признаки таких забот мы замечаем и в XVII в. И предшественники Петра I были озабочены поднятием экономического благосостояния Руси, расшатанного смутой. Но до Петра не было достигнуто никаких результатов в этом отношении. Государственные финансы, бывшие для московского правительства верным показателем народного благосостояния, и до Петра, и в первое время его царствования были в неудовлетворительном положении. Петр нуждался в деньгах и должен был изыскивать новые источники государственных доходов. Забота о пополнении государственной казны постоянным бременем лежала на нем и привела Петра к той мысли, что поднять финансы страны возможно только путем коренных улучшений народного хозяйства. Путь к таким улучшениям Петр I видел в развитии национальной промышленности и торговли. К развитию торговли и промышленности он и направлял всю свою экономическую политику. В этом отношении он отдавал дань идеям своего века, создавшим на Западе известную меркантильно-покровительственную систему. В стремлении Петра создать на Руси торговлю и промышленность и этим указать народу новый источник богатства заключалась новизна экономических мер Петра I. До него в XVII в. только немногие личности (Крижанич , Ордин-Нащокин) мечтали под влиянием западноевропейской жизни об экономических реформах на Руси. Само правительство, издавая Новоторговый устав 1667 г., высказывало мысль о важном значении торговли в государственной жизни. Но сознанная потребность не повела за собой почти никаких практических мер к ее удовлетворению до времени преобразований.

Трудно сказать, когда именно явилась у Петра мысль о необходимости развивать на Руси промышленно-торговую деятельность. Всего вероятнее, что он усвоил ее уже в первое заграничное путешествие. Уже в 1699 г. он заботился о торговом и промышленном классе (Бурмистерские палаты), а в замечательном манифесте 1702 г., которым Петр вызывал в Россию иностранцев, ясно выражена уже мысль о громадном значении в государственной жизни торговли и промышленности. С течением времени Петр I все определеннее и энергичнее шел к поставленной цели, сделав ее одной из главных задач своей внутренней деятельности. Мы видим ряд многообразных мер преобразователя, направленных к развитию экономической жизни. Изложение их заняло бы слишком много времени, и мы ограничимся перечислением важнейших из них:

а) Петр I постоянно предпринимал разведки с целью узнать лучше те природные богатства, которыми обладала Россия. При нем было найдено много таких богатств: серебряные и другие руды, вызвавшие развитие горнозаводского промысла; селитра, торф, каменный уголь и т. д. Так Петр создавал новые виды промышленно-торгового труда.

б) Петр I всячески поощрял развитие промышленности. Он вызывал иностранцев-техников, ставил их в превосходное положение в России, давал массу льгот с одним непременным условием: учить русских своему производству. Он посылал русских за границу для изучения разных отраслей западной промышленности. И дома, в цехах, мастера должны были правильно обучать своих учеников. Пользу технического образования и самой промышленности Петр I усиленно доказывал в своих указах. Предпринимателям он давал всякие льготы; между прочим, право владеть землей и крестьянами. Иногда же правительство само являлось инициатором в том или другом роде производства и, основав промышленное дело, сдавало его в эксплуатацию частному лицу. Но, создавая льготное положение для промышленников, Петр I надо всей промышленностью учредил строгий надзор и следил как за добросовестностью производства, так и за тем, чтобы оно согласовалось с видами правительства. Такой надзор нередко переходил в мелочную регламентацию производства (точно была определена, например, обязательная ширина холста и сукон), но клонился в общем к пользе промышленности. Результаты мер Петра в отношении промышленности выразились в том, что в России при Петре основалось более 200 фабрик и заводов и положено было начало многим отраслям производства, существующим в наши дни (горное дело и пр.).

в) Петр I поощрял всеми мерами русскую торговлю. Как в отношении к промышленности, так и в отношении к торговле Петр держался покровительственной системы, стремясь развить торговлю настолько, чтобы вывоз из России товаров превышал ввоз их из других стран. Как Петр стремился путем указов объяснить подданным пользу развития промыслов, так старался он возбудить в них и торговую предприимчивость. По выражению одного исследователя; при Петре "престол часто обращался в кафедру", с которой монарх объяснял народу начала общественного прогресса. Такую же регламентацию, какая прилагалась к промышленному делу, Петр прилагал и к делу торговли. Он настойчиво рекомендовал торгующему люду составлять торговые компании на манер западноевропейских. Построив Петербург, он искусственно отвлекал товары от Архангельского порта к Петербургскому. Заботясь о том, чтобы русские купцы сами торговали за границей, Петр стремился завести русский торговый флот. Не надеясь на скорые торговые успехи малочисленного городского сословия, представлявшегося Петру "рассыпанной храминой", он привлекал к торговле и прочие классы населения. Он доказывал, что и дворянину можно без позора заниматься торговыми и промышленными делами. Понимая значение путей сообщения для торговли, Петр спешил соединить свою новую гавань Петербург с центром государства водными путями, устроил (в 1711 г.) Вышневолоцкий канал, а после Ладожский.

Прорытие Ладожского канала

Однако Петр не дождался результатов своей торговой политики. Оживилась внутренняя торговля, устроились кое-какие внутренние торговые компании, явился даже русский купец (Соловьев), торговавший в Амстердаме; но в общем дело внешней русской торговли не изменилось заметно, и русский вывоз оставался преимущественно в руках иноземцев. Не было заметных успехов и в торговле с Востоком, которая очень занимала Петра. Однако при отсутствии резких изменений в торговой жизни Руси оживление торговли произошло уже на глазах Петра, и он до конца не бросал своих надежд.

Дополнение

Промышленная и торговая деятельность Петра I (по лекциям В. О. Ключевского)

Промышленность и торговля при Петре I

Подушная перепись нашла для казны много новых податных плательщиков, увеличила количество тяглого труда. Меры, обращенные на промышленность и торговлю, имели целью подъем качества этого труда, усиление производительной работы народа. Это была область преобразовательной деятельности, после войска всего более заботившая преобразователя, наиболее сродная его уму и характеру и не менее военной обильная результатами. Здесь он обнаружил и удивительную ясность, и широту взгляда, и находчивую распорядительность, и неутомимую энергию и явился не только истым преемником московских царей, хозяев-вотчинников, умевших приобретать и копить, но и государственным деятелем, мастером-экономом, способным созидать новые средства и пускать их в народный оборот. Предшественники Петра оставили ему в этой области только помыслы и робкие начинания; Петр нашел план и средства для широкого развития дела.

План и приёмы

Одной из плодотворнейших идей, какие начинают шевелиться в московских умах XVII в., было сознание коренного недостатка, которым страдала финансовая система Московского государства. Эта система, возвышая налоги по мере увеличения нужд казны, отягощала народный труд, не помогая ему стать более производительным. Мысль о предварительном подъеме производительных сил страны, как о необходимом условии обогащения казны, и легла в основу экономической политики Петра. Он поставил себе задачей вооружить народный труд лучшими техническими приемами и орудиями производства и ввести в народнохозяйственный оборот новые промыслы, обратив народный труд на разработку не тронутых еще богатств страны. Задав себе это дело, он затронул все отрасли народного хозяйства; не осталось, кажется, ни одного производства, даже самого мелкого, на которое Петр не обратил бы зоркого внимания: земледелия во всех его отраслях, скотоводства, коннозаводства, овцеводства, шелководства, садоводства, хмелеводства, виноделия, рыболовства и т. д. - всего коснулась его рука. Но более всего потратил он усилий на развитие обрабатывающей промышленности, мануфактур, особенно горного дела, как наиболее нужного для войска. Он не мог пройти мимо полезной работы, как бы скромна она ни была, чтобы не остановиться, не войти в подробности. Во французской деревушке он увидел священника, работавшего в садике; сейчас с расспросами и с практическим выводом для себя: буду понуждать своих ленивых деревенских попов к обработке садов и полей, чтобы они снискивали надежнейший хлеб и лучшую жизнь.

Политика протекционизма и

Меркантилизма. Финансовая

Реформа

Ускоренные темпы развития российской промышленности требовали развития торговли. В теоретических трудах Ф. Салтыкова («Пропозиции»), И. Посошкова («Книга о скудости и богатстве») получила дальнейшее развитие русская экономическая мысль, теория меркантилизма, которая предусматривала экономическую политику государства, нацеленную на привлечение в страну возможно большего количества денег посредством вывоза товаров. При столь небывалом размахе строительства различных мануфактур постоянно нужны были деньги. Более того, деньги нужно было удержать в стране. В этой связи Петр I создает условия для поощрения отечественного производителя. Промышленным, торговым кампаниям, работникам сельского хозяйства даются различные привилегии с таким расчетом, чтобы вывоз продукции, превышал ввоз. Он установил высокие пошлины на ввозимые товары (37%), в целях развития внутренней торговли принял специальный документ о «ярманках».

В 1698 г. началось строительство Волго-Донского канала, который должен был соединить крупнейшие водные артерии России, способствовать расширению внутренней торговли. Был построен Вышневолоцкий канал, который через реки соединил Каспий и Балтику.

В первой четверти XVIII в. расширялись отрасли не только в области промышленности, но и в области сельского хозяйства. В Россию ввозились новые сельскохозяйственные культуры, освоение которых привело к созданию виноградорства, табаководства, выведению новых пород скота, лекарственных трав, картофеля, помидор и. д.

В то же время поощрение казенной промышленности и торговли приводило к ограничению «неуказной» торговли помещиков и крестьян, что препятствовало свободному развитию рыночных отношений в петровскую эпоху. Управление промышленностью и торговлей осуществляли Берг-мануфактур-коллегия и Коммерц-коллегия.

Непрерывный рост государственных расходов на развитие промышленности, военные нужды определяли и финансовую политику. Финансовые функции осуществляли три учреждения: Камер-коллегия занималась сбором доходов, Штатс-контор-коллегия – распределением средств, Ревизион-коллегия - контролировала первые два учреждения, то есть сбор и распределение.

В соответствии с требованием времени и поисками денежных средств русский царь усилил государственную монополию на ряд товаров: табак, соль, мех, икру, смолу и т.д. По указу Петра I специальные лица – штат прибыльщиков – отыскивали новые самые различные источники доходов. Налогами облагались окна, трубы, двери, рамы, устанавливались пошлины отчальные и причальные, на места на базарах и т. д. Всего таких налогов насчитывалось до 40. Кроме того вводились прямые налоги на покупку лошадей, на провиант для флота и др. В целях пополнения казны была проведена денежная реформа.



Ещё с конца XVII в. началась перестройка денежной системы России. Была создана новая монетная система, в уменьшении веса монеты, в замене мелких серебряных монет медными, в ухудшении пробы серебра. В итоге финансовой реформы появились монеты различного достоинства: медный рубль, полтина, пол полтина, гривна, копейка, деньга, полушка и т.д. Сохранялись также золотые (одинарные, двойные червонцы, двухрублевики) и серебряные монеты (гривенник, пятачок, грош, алтын, копейка). Золотые червонцы и серебряные рубли стали твердой конвертируемой валютой.

Проведенная реформа имела как положительные, так и негативные последствия. Во-первых, она привела к значительным доходам государства, пополнила казну. Если в 1700 году российская казна насчитывала 2,5 млн. рублей, то в 1703 г. – 4, 4 млн. рублей. А, во-вторых, монетные операции вызвали падение курса рубля и к повышению цен на товары в 2 раза.

Социальная политика

В эпоху Петра I. Налоги и

Повинности населения.

Введение подушной подати

И в области экономики, и в области социальной политики Петр I придерживался главного своего принципа – защита интересов дворянства как господствующего сословия с целью укрепления абсолютистского государства. В итоге петровской модернизации дворяне увеличили не только свое землевладение, но и расширились дворянские права на землю и крестьян. Указ царя 1714 г. о единонаследии является подтверждением тому. Закон о единонаследии, во-первых, ликвидировал различие между вотчиной и поместьем. Отныне – это «недвижимое имение» (поместье). Во-вторых, по примеру английского майората Петр устанавливал такой порядок, который не допускал дробления поместий. Оно переходило к одному наследнику. Делить можно было только движимое имущество. Кроме того, в ходе петровских преобразований происходит оформление дворянского сословия как служилого.



Податная реформа 1718-1724 гг. способствовала «ревизии» самого дворянства. Из его числа были исключены беспоместные и не имеющие крестьян дворяне. Огромное количество таких дворян (по существу мелкие служащие) исключались из дворянского сословия и переводились в новую категорию - крестьян-однодворцев. «Чистое» дворянское сословие получило название шляхтичей.

Немаловажное значение для укрепления позиций дворянства как господствующего сословия имела «Табель о рангах» 1722 г. Она установила новый порядок получения чинов, дававшихся отныне только за службу. Новый документ определял четыре вида службы (военная, морская, гражданская и придворная). В каждом из них все должности делились на 14 классов (от 14-го до 1-го – высшего). Выходец из других сословий, получивший в 14-м классе личное дворянство и дослужившийся до 8-го класса, приобретал потомственное дворянство. Титул потомственного дворянина он мог передать только одному сыну.

Петр I, укрепляя позиции дворянства, вместе с тем требовал, чтобы во имя интересов Отечества они в обязательном порядке получали образование. Царь издал указ о том, что дворянские дети, не имевшие образования, не имели права жениться.

В целом, в области социальной политики петровское законодательство следовало в принципе той общей тенденции, которая наметилась в XVII в. Крепостное право, зафиксированное Соборным Уложением 1649 г., получило своё дальнейшее развитие. Положение крестьянства в первой четверти XVII в. ещё более ухудшилось.

Европеизация России, реформы, тяготы войн, создание промышленности и т.д., безусловно, требовали огромных расходов, дополнительного финансирования, доходивших до 80-85 % начального дохода. Стало очевидным, что подворный принцип налогообложения не принес ожидаемого увеличения поступления податей. В целях повышения своих доходов помещики сселяли несколько крестьянских семей на один двор, что привело к резкому сокращению числа дворов (на 20 %) и соответственно налогов. Поэтому вводился новый принцип обложения.

В 1718-1724 гг. по инициативе Петра Алексеевича была проведена перепись всего податного населения мужского пола независимо от возраста и работоспособности, собирались «сказки» о количестве душ в каждой деревне. Затем специальные чиновники-ревизоры осуществляли ревизию душ, составляли списки населения всей страны. Всего было учтено 5 637 449 душ мужского пола, которые становились главными налогоплательщиками.

Введение подушной подати означало взымание налога с одной души мужского пола. До податной реформы налог брался со двора и был одинаковым (дворы же могли насчитывать и 10, и двадцать человек, и более). Теперь налог с помещичьих крестьян составил 74 коп., с государственных крестьян – 1 рубль 14 коп., с посадских людей – 1 рубль 20 коп. Подать распространялась на целый ряд категорий населения, до этого её не плативших (холопы, «гулящие люди», однодворцы, черносошное крестьянство Севера и Сибири и др.). Перечисленные социальные группы составляли сословие государственных крестьян, и подушная подать для них была феодальной рентой, которую они платили государству. Дворянство и духовенство освобождались от налога. Кроме того, все податные сословия, за исключением помещичьих крестьян, платили государству по 40 коп. «оброка», что должно было уравновесить их повинности с повинностями помещичьих крестьян (см. документ № 3).

Введение подушного налога значительно увеличило налог государства. Если к 1700 г. прибыль от налогов насчитывала 2 млн. 500 тысяч, то в 1724 г. она составила 8 млн. 500 тыс., причем, большей частью этой суммы были средства от подушного налога.

Наряду с подушной податью крестьяне платили другие налоги и сборы, призванные пополнить казну, для создания и содержания громоздкого аппарата власти и управления, армии и флота, строительства городов и т.д., несли повинности. Петр не только изменил прямую подать, но и значительно повысил косвенные налоги, изобретал новые источники получения доходов. Война требовала огромных дополнительных расходов. Если в 1701 г. и в 1706 г. они составили соответственно 2,3 млн. и 2,7 млн., то в 1710 – уже 3,2 млн., что значительно превышало доходы в бюджет государства. Это стало причиной различных финансовых мер правительства Петра (гербовая бумага, «порча монеты», «переоброчка», монополия на продажу соли, табака и т.д.). В итоге царствования Петра государственные доходы составили уже свыше 10 млн. рублей.

Не смотря на значительные успехи в деле укрепления бюджета страны, параллельно шел полярно противоположный процесс – всё более ухудшающееся положение крестьян. И подушная подать, и многочисленные косвенные налоги явились чрезвычайно тяжелой повинностью для крестьян. Крестьяне также несли рекрутскую повинность, строили города, флот, крепости. С 1724 г. они уже не могли уйти на заработки в город без паспорта («отпуска»), подписанного помещиком. Введение правительством Петра I паспортной системы привело к жесткому контролю миграции населения и ещё более усилило крепостнический режим.

gastroguru © 2017