Исследовательская работа пример оформления образец. Фразы и шаблоны для исследовательской работы. Основные примеры оформления списка литературы

Теперь представим образец оформления и требования к содержанию исследовательской работы (проекта), а также покажем пример и образец оформления оглавления исследовательской работы или проекта школьника с целью оказания помощи в грамотном оформлении работы.


Мы постараемся ответить на вопрос, как оформить содержание (оглавление) к исследовательской работе учащегося школы или даже воспитанника ДОУ (детского сада). Ведь по грамотно составленному содержанию исследовательского проекта можно легко понять насколько правильным было планирование и структурирование работы, сформулировал ли ребенок выводы и заключение.

Приведем в разделе структуру и пример содержания учебно-исследовательской работы, который относится и к оформлению содержания (оглавления) научно-исследовательской работы школьника или студента.

Не старайтесь дописать что-то от себя в содержимом исследовательской работы, названия глав и параграфов проектной работы должны быть краткими и лаконичными, упорядоченными и иметь нумерацию, содержащую иерархию.

Оформление содержания исследовательской работы


При оформлении работы содержание исследовательского проекта помещается на втором листе и оформляется согласно приведенному нами примеру и образцу ниже.

Все главы в «Содержании» начинаются с заглавной буквы.

При оформлении заголовки ступеней одинакового уровня необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещаются на пять знаков вправо. Все они начинаются с заглавной буквы без точки в конце.

Главы и параграфы в содержании проекта нумеруются по многоуровневой системе, то есть обозначаются цифровыми номерами, содержащими во всех ступенях номер своей рубрики и рубрики которой они подчинены (напр. 1.1, 1.2, и т.д.).

Разделы "Введение ", "Заключение ", "Список литературы " и "Приложения " не нумеруются!

Образец содержания исследовательской работы (проекта)


Простыми словами содержание оформляется строго по правилам, нумеруются и отмечаются разделы исследовательской работы, расположенные в тексте проекта, указываются страницы.

Введение.................................................................3
(Во введении обычно описывают: обоснование выбора темы работы, объект и предмет исследования, цель и задачи исследования, гипотезу, методы исследования, новизну исследовательской работы(при наличии), теоретическую и практическую(при наличии) значимость работы)
1. Подготовка к исследованию (например)..........5
1.1 Исторические сведения............................5
1.2 Сбор информации.....................................7
1.3 Проведение анкетирования.....................8
1.4 Техника безопасности..............................9

(Правила техники безопасности описываются при необходимости)
2. Проведение исследования(например).............10
2.1 Первый этап исследования....................10
2.2 Второй этап исследования.....................11
2.3 Заключительный этап исследования.....12
Заключение............................................................13

(Итоги исследовательской работы)
Список литературы...............................................14
Приложения...........................................................15

Обращаем внимание, что Содержание исследовательского проекта оформляется очень аккуратно, со всеми выравниваниями текста и нумерации.

Кировское областное государственное образовательное бюджетное

учреждение дополнительного образования детей

«Эколого-биологический центр»

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Оформление результатов работы должно показать умение учащихся самостоятельно проводить исследования с примене­нием современных методик, анализировать полученные резуль­таты, сравнивать их с литературными данными, делать правиль­ные и обоснованные выводы.

    Структура исследовательской работы

Тема должна быть краткой, емкой, точной и соответствовать основному содержанию работы.

Структура исследовательской работы состоит из следующих разделов:

Раздел "Введение "

В этом разделе дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность выполняемой работы, её научное и практическое значение, формулируются це­ль и задачи, объект и предмет исследования, выдвигается гипотеза.

Обоснование актуальности выбранной темы должно быть немногословным и показывать своевременность и значимость темы, излагать суть проблемной ситуации, показать границу между знанием и незнанием о предмете исследования. Далее переходим к формулированию цели работы и конкретных задач, которые предстоит решить в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить…, описать…, установить…, выявить и т.п.)

Цель одна; задач – несколько (оптимально 3-5). Цель формулируется кратко, одним предложением и указывает общее направление исследований. Цель должна быть связана с темой (соответствать теме) и зачастую бывает созвучна с ней.

Реализация задач направлена на достижение цели. Задачи уточняют цель. Формулировки задач должны соответствовать содержанию работы. Заголовки глав рождаются, как правило, из формулировок задач.

Обязательным элементом Введения является формулировка объекта и предмета исследования. Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет исследования находится в границах объекта, является его частью. Предмет исследования определяет тему, которая обозначается на титульном листе как название.

Пример

Тема: Зообентос р. Вятка в условиях антропогенного влияния

Объект: сообщества донных беспозвоночных р. Вятка.

Предмет: структура бентосных сообществ и ее изменения под влиянием антропогенного фактора.

Если формулировка темы образная, то следует иметь второе, научное, название работы.

Важным элементом исследования является гипотеза – это положение, выдвигаемое в качестве предварительного, условного объяснения некоторого явления или группы явлений. Это научно обоснованное предположение о причинах или закономерных связях каких-либо явлений или событий природы, общества, мышления.

Раздел "Обзор литературы "

Здесь автор должен показать знание основных работ по ис­следуемому вопросу, а также умение работать с литературой: подбирать необходимые источники, проводить их анализ и со­поставление. В обзоре литературы нужно показать, что автор знаком с областью исследования по нескольким источникам и способен поставить перед собой исследовательскую задачу.

Обзор работ желательно делать по вопросам выбранной темы, а не по всей проблеме в целом. Не следует излагать все, что стало известно из прочитанного и имеет лишь косвенное отношение к работе.

В конце этого раздела желательно сделать краткий вывод о степени изученности и перспективах дальнейших исследовании по данной проблеме.

Иногда автор, не найдя в доступной ему литературе необходимых сведений, берет на себя смелость утверждать, что именно ему принадлежит первое слово в описании того или иного явления, однако это в последствии не подтверждается.

Обзор литературы имеет большое значение при выполнении экспериментальной работы. Реферативная работа практически полностью состоит из обзора работ, поэтому разделы в ней выде­ляются в зависимости от конкретной темы.

Описанные ниже разделы имеются в экспериментальных ра­ботах и исследованиях материалов, собранных в полевых услови­ях.

Раздел" Материал и методика исследования "

В начале раздела следует указать район исследований, кто и когда (даты) проводил сбор материала, перечислить объекты ис­следований (наблюдений). В экспериментальной работе отмеча­ется место проведения эксперимента.

Методы исследования , т.е. приемы и способы, которыми пользуется автор в работе, определяются задачами исследования, служат инструментом в добывании фактического материала. К ним относятся как общие методы научного познания (анализ, синтез, наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование, тестирование, анкетирование, интервьюирование), так и те, которые применимы к узкому кругу задач.

Методика , в отличие от метода, представляет собой конкретные инструкции по проведению диагностики, обработке данных и интерпретации результатов.

Если применяемая в работе методика ранее была описана в литературе, то даётся просто ссылка на соответствующую работу без подробного изложения. Если же в неё внесены изменения, то следует их подробно описать и обосновать необходимость такого шага. Это же касается и случая, когда применяется полностью оригинальная методика.

В разделе следует перечислить применяемые приборы и ин­струменты и указать точность, с какой проводились измерения тех или иных параметров.

Раздел "Характеристика района исследования "

Этот раздел составляется с привлечением данных из литера­турных источников. Он особенно важен в таких, например, ис­следованиях, как геоботанические и подобные им. Тогда он дол­жен быть достаточно подробным.

Раздел "Результаты исследований "

Это основной раздел, который чаще всего делится на не­сколько подразделов, каждый из которых соответствует опреде­лённой задаче.

В нём подробно излагаются полученные результаты, которые при необходимости иллюстрируются с помощью таблиц, рисун­ков, графиков, диаграмм, фотографий и т.п., и в котором делает­ся сопоставление со сведениями из литературы..

"В результате мы видим (рис. 3), что... ". Правила оформления иллюстрированного материала описаны ниже.

Работа с таблицами, графиками, диаграммами позволяет легко заметить определенные тенденции, уловить закономерности, сделать выводы.

В конце каждого подраздела делается краткий вывод, но слово «вывод» при этом не упоминается.

Если материал большой, тогда сравнительный анализ полученных данных выно­сится в отдельный раздел: "Обсуждение результатов". В данной главе автор должен продемонстрировать умение мыслить, делать выводы из полученных данных или фактов. Здесь автор вправе согласиться с мнением других исследователей или же возразить им, лишь бы это было мотивировано.

Окончательные материалы подвергаются статистической математической обработке. Это можно сделать как при помощи общераспространенных компьютерных программ типа Excel и Statistica, так и специально написанных под вашу работу (что может стать одной из задач работы).

Раздел "Выводы "

В этом разделе кратко (по пунктам) формулируются результаты, даются практические рекомендации и намечаются перспек­тивы для дальнейших исследований. Если в ходе исследования чётких результатов получить не удалось (что случается сплошь и рядом и трагедией не является), тогда вместо выводов пишется Заключение , отличающиеся несколько более пространными рассуждениями.

Заключение выполняет роль концовки и включает логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами. Здесь необходимо оценить, достиг ли автор цели, в какой степени цель достигнута.

Раздел "Литература "

В этом разделе в алфавитном порядке перечисляются все использованные работы. Если есть работы, изданные на иностранном языке, то они пишутся также в алфавитном порядке после работ, изданных на русском языке. Все работы нумеруются в сквозном порядке.

Раздел "Приложения "

Сюда помещают вспомогательные и дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы. По содержанию они очень разнообразны (например, подлинники документов, протоколы анализов; по форме: текст, таблицы, графики, карты, иллюстрации, фотографии и т.д.).

Каждое приложение должно начинаться с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии нескольких приложений они нумеруются арабскими цифрами (без знака №). Нумерация страниц приложения должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста.

Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри»; оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки (см. приложение 5).

Оформление исследовательской работы

Исследовательская работа выполняется на белых стандартных листах писчей бумаги (формат А4,) распо­ложенных вертикально.

На каждом листе оставляются поля: справа – 1см, слева - 3 см, сверху и снизу по 2 см. Поля не обводятся!

Общий объем работы не должен быть слишком большим. Оптимально –15-20 страниц.

Текст может быть напечатан на компьютере с межстрочным интервалом 1,5 знака. Текст на каждом листе пишется только с одной стороны. Выравнивание по ширине текста с переносом слов; в числах десятые и т.д. отделяются точкой; аббревиатура в тексте должна быть обязательно расшифрована; сокращения в случае необходимости их использования поясняются при первом упоминании.

Страницы нумеруются, начиная с 4-й, посередине листа на верхних полях. Первой страницей считается титульный лист.

При первом упоминании животного, растения или микроор­ганизма в скобках указывается видовое название на латинском языке и автор, впервые описавший вид. Например: "В качестве объекта исследования использовались меченосцы (Xiphophourus h ell eri Нeck.). В некоторых случаях фамилии авторов могут записываться в общепринятом сокращенном виде: L. - Линней, Pall. - Паллас и т.п. Видовые и родовые названия таксонов выделяются курсивом , авторы таксонов курсивом не выделяются.

Кботанической работе обязательно прилагается гербарий.

Строение работы

Первый л ист - титульный. Содержит полное юридическое название учреждения, в котором выполнялась работа, название работы (ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ ); ФИ автора, класс; ФИО руководителя и консультанта (если имеется) с указанием должности и ученой степени (если имеется), населенный пункт и год выполнения работы.

На втором листе размешается содержание работы (или оглавление).

В нем приводятся все заголовки и подзаголовки работы. Они должны точно повторять таковые в тексте. Указываются страницы, с которых они начинаются.

Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки в конце!

Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы. Нумерация рубрик делается по индексационной системе (1.1., 1.2, …1.6.).

На третьем листе - "Введение", объём которого в большин­стве случаев не превышает одного листа.

После введения с четвертого листа начинается основная часть (словосочетание «основная часть» в тексте не указывается!) , включающая разделы от "Обзора литературы" до "Результатов исследований" или "Обсуждения результатов" включительно.

Основная часть оформляется сплошным текстом с неболь­шими интервалами между разделами и подразделами. Каждый раздел основной части нумеруется. Нумерация подразделов двойная: сначала ставится номер раздела, затем - точка, а после неё - номер подраздела. Пример: 4.1, 4.2 и т.п.

Все подразделы должны иметь заглавие, которое отражается и в списке литературы.

После основной части на новом листе пишутся выводы (или заключение), затем, также с нового листа, литература .

Иллюстративный материал

Таблицы имеют сквозную нумерацию и мо­гут располагаться на листе вертикально или горизонтально.

Справа пишется: Таблица (Номер). Ниже посередине - на­звание таблицы. Если она взята из литературного источника, то после названия в скобках даётся ссылка. Если в таблицу сводятся полученные результаты и литературные данные, то ссылка ста­вится в соответствующей части таблицы. При необходимости ниже таблицы даются примечания.

Если таблица не вмещается на один лист, то она переносится на следующий (следующие). На новом листе справа пишется:

Таблица (Номер) и после номера - в скобках (Продолжение) или (Окончание). Заголовок в этом случае размещается только на первом листе.

Рисунки, графики, диаграммы, фотографии, схемы и т.п. - все они обозначаются как рисунки (Приложение 6), которые также имеют сквозную нумерацию. Рисунки выполняются черной пастой или тушью (не цветными). Все обозначения, которые автору необходимо сделать на рисунке, отмечаются только цифрами или значками.

Под рисунком с красной строки пишется: Рис. (номер). Название. Условные обозначения: 1 - ... , 2 - ... и т.д.

У рисунков, заимствованных из литературы, после названия дается ссылка. Если в воспроизводимом рисунке имеются изме­нения по сравнению с оригиналом, к ссылке добавляется "с изме­нениями".

Ссылки оформляются по-разному, в зависимости от источ­ника. Источниками могут быть: книги и статьи, имеющие одного или двух авторов; книги и статьи, имеющие больше двух авторов (в книгах все они указываются на титульном листе, не путать с редактором!); книги, авторы которых – большие коллективы, что обычно характерно для словарей, справочников, школьных учебников.

Существует два способа оформления ссылок.

В первом случае в скобках указываются фамилия (или две фамилии) без инициалов и, через запятую, год издания. Примеры:

«В работе использовалась общепринятая методика (Правдин, 1966)». «Этой проблеме посвящен подробный обзор (Фогель, Мотульский, 1989)».

В другом случае фамилия автора указывается в тексте рабо­ты. Тогда перед ней ставятся инициалы, а в скобках пишется только год. Пример можно записать таким образом: "В работе применялась методика, изложенная И.Ф. Правдиным (1966)."

Примеры: "В современном справочном пособии (Досон и

др., 1991) имеются сведения " или "В работе Ф. Блума с соав-

торами (1988) отмечено, что...".

книги (и год издания) . Здесь также применяются два способа: название книги без кавычек вместе с годом издания помещается в скобках или назва­ние с кавычками в тексте, а год - в скобках.

Пример: "Имеется следующее определение изученного явления (Биологический энциклопедический словарь, 1989): ... ", или "В "Биологическом энциклопедическом словаре" (1989) это явление определено следующим образом: ... ".

Длинное название книги можно привести только один раз, а в дальнейшем сократить его. Так, "Руководство по изучению пи­тания рыб в естественных условиях"(1961), будет обозначаться:

"Руководство... "(1961) или (Руководство... , 1961).

Если в тексте приводится дословная цитата, то после года че­рез запятую необходимо указать страницу, на которой распола­гается цитируемый фрагмент.

При использовании нескольких работ одного автора в ссылке после фамилии через запятые ставятся годы изданий от самых ранних к более поздним. Например: (Дубинин, 1966, 1985) или " ... Н.П. Дубинин, 1966, 1985 ... ". Если публикации вышли в свет в один год, тогда после года издания ставятся буквы: (Шмальгаузен, 1968 а, 6).

"Большинство исследователей (Шмальгаузен, 1968 а, б, 1969, 1982; Майр, 1974; Грант, 1980; Солбриг и Солбриг, 1982; Яб­локов и Юсуфов, 1987; Северцов, 1990)" считает, что... ".

При упоминании работ, изданных за рубежом и не перево­дившихся на русский язык, в тексте пишутся фамилии в русской транскрипции, а в скобках - на языке оригинала плюс год изда­ния через запятую: "В статье Ф.Бридена и Г.Стоунера (Вгееdеп, Stoner, 1987) ... " или проще - только ссылка в скобках: "Проведенные американскими учёными (Bгeeden, Stопег, 1987) исследования показали... ".

Оформление списка литературы

Существуют определенные библиографические правила для различных источников, которых следует придерживаться. Каждая книга или статья записывается с красной строки в алфавитном порядке в виде списка: вначале работы на русском языке, затем - на иностранных.

Для разных видов источников существуют свои правила, но все они включают несколько расположенных в определенной последовательности обязательных элементов:

    Заглавие;

    Выходные данные;

    Количественные характеристика.

Сведения об авторах – это их фамилия и инициалы после нее. Далее пишется полностью точное название книги, без кавычек. Выходные данные отделяются точкой и тире и включают сведения о месте издания, названии издательства и года издания. В книге они часто приводятся на обороте титульного листа.

Место издания – это город, в котором была издана книга. Почти все названия городов приводятся полностью. Исключение составляют Москва, Ленинград (Санкт-Петербург), которые даются в сокращении.

Название издательства указывается в именительном падеже, с заглавной буквы и без кавычек. От названия города оно отделяется двоеточием. Если на титуле или его обороте издательство не указывается, то этот элемент описания может быть опущен.

Год издания отделяется от издательства запятой. После него ставится точка.

Количественная характеристика отделяется тире и содержит указание на количество страниц. После цифр, обозначающих количество страниц, ставится строчная буква «с» с точкой.

Количественная характеристика статьи в журнале или сборнике представляет собой указание страниц, на которых она опубликована. Эти сведения отделяются тире и далее идет заглавная буква «С» и указывается через тире первая и последняя страницы статьи в издании. Закрываются сведения точкой.

Основные примеры оформления списка литературы:

Для книг указывают фамилии, инициалы авторов (отделяется точкой), название книги (отделяется точкой и тире), место издания (отделяется двоеточием), издательство (отделяется запятой), год издания (отделяется точкой и тире), количество страниц в книге (точка).

Гланц С.А. Медико-биологическая статистика. – М.: Практика, 1998. – 439 с.

Для статей в сборниках - фамилии, инициалы авторов (отделяется точкой), название статьи (отделяется двойной наклонной чертой), название сборника (отделяется точкой и тире), место издания (отделяется двоеточием), издательство или издатель (отделяется запятой), год издания (отделяется точкой и тире), страницы статьи.

Балушкина Е.В. Хирономиды как индикаторы степени загрязнения вод // Методы биологического анализа пресных вод. – Л.: Зоол. ин-т АН СССР, 1976. – С. 106–118 (точка).

Для статей в журналах - фамилии, инициалы авторов (отделяется точкой), название статьи (отделяется двойной наклонной чертой), название журнала (отделяется точкой и тире), год издания (отделяется точкой и тире), том, номер или выпуск (отделяется точкой и тире), страницы статьи (точка).

Щербина Г.Х. Структура макрозообентоса некоторых озер Монголии // Биология внутр. вод. – 2007. – № 2. – С. 62–70.

В случае тематического сборника трудов описание источника начинается с заглавия (отделяется наклонной чертой), далее после косой черты указывается редактор (отделяется точкой и тире), затем описание выходных данных (отделяются точкой и тире), количественной характеристики (точка).

Методика изучения биогеоценозов внутренних водоемов / Под ред. Ф.Д. Мордухай-Болтовской. – М.: Наука, 1975. – 240 с.

Шалаев, И.К. Диагностика субъективной позиции младшего школьника // http://www /asuimp/ru.

НАЗВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Тема: «Секреты ледяного царства»

Выполнила:

Руководитель:

Содержание

Введение /Актуальность темы/

1. Что такое ЛЁД?

2. Свойства льда

3. Заключение

Литература

Приложение

Введение

Актуальность темы

Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одела в платья. Стоит холодная погода.
Какое это время года?

(Зима.)

В этом году зимой температура опускалась до -30°С, -35°С…

У многих не заводились машины, наш кот «впал в спячку» у батареи на кухне, некоторых детей не пускали в школу, в Интернете появились фотографии оледеневших машин, деревьев, улиц.

А вдруг, ледниковый период снова начинается?

Какие секреты таит с детства знакомый лёд?

Исходя из актуальности, была сформулирована цель работы : изучение свойств льда и вариантов использования их в жизни.

Исходя из цели, были выработаны следующие задачи :

    экспериментально провести наблюдения за образованием льда, его свойствами и использованием на Земле;

    на основе анкетирования сверстников определить распространённые сведения о свойствах льда и его применении;

    анализируя литературу, обосновать возможность и целесообразность изучения свойств льда.

Практическая значимость работы состоит в том, чтобы привлечь внимание к обычному, легко доступному веществу, подумать, как может человек выжить в «Ледяном царстве».

Гипотезы исследования:

    предположим, на качество льда не влияет состав воды, тогда лёд, образованный из пресной и солёной воды, совершенно одинаковый;

    современный человек оказался в «Ледяном царстве», у него есть шанс согреться, если:

    у него буду спички и дрова;

    он наденет на себя всю свою одежду.

    предположим, что лёд изучен много веков назад и не представляет для науки никакого интереса, тогда нет современных исследовательских публикаций в учёном мире.

Методы исследования :

    изучение литературных источников

(чтение книг, статей Интернета)

    опроса (анкетирование сверстников) ;

    наблюдение (проведение и описание опытов);

    эксперимент (разработка и проведение наблюдений,

внедрение в практику)

    Что такое лёд?

ЛЁД , льда (льду), о льде, на льду, м. Замёрзшая и затвердевшая вода . Холодный как л. Скользить по льду и по льду. Вечные льды (в полярных морях). Искусственный л. В голосе, во взгляде л. (перен.: холодная враждебность).

Лёд трогается (тронулся) о том, что приходит (пришло) в движение после застоя, бездействия.

Лёд сломан (разбит) кончилось непонимание, положено начало общению, связям.

Сухой лёд твёрдая двуокись углерода.

| уменьш. ~ок , -дка (-дку), м.

| прил. ~яной , -ая, -ое и ~овый , -ая, -ое. Ледяной покров. Ледяные сосульки. Ледовое плавание (во льдах). Ледовая обстановка (состояние льдов в реке, море, озере). Ледовый плен (вынужденное пребывание в окружении льдов). Ледовая дружина (о хоккеистах; разг.). Ледовый бал (о выступлении фигуристов, танцах на льду)

Лёд - в твёрдом , .

Льдом иногда называют некоторые вещества в твёрдом состоянии, например, лёд или лёд.

Когда температура падает до 0°С, вода замерзает – превращается в лёд . При этом изменяются химические связи, удерживающие вместе миллиарды молекул. В результате вода переходит из жидкого состояния в твёрдое – кристаллическое.

Лед – Начало формы

Я провела опрос сверстников . На вопрос: «Что такое лёд?» - участники анкетирования ответили:

Вывод: все опрошенные имеют правильное представление об образовании обычного льда на Земле.

В природе твердой водой - снегом и льдом - покрыто 20% суши.

Снег и лед, представляющие собой кристаллы замерзшей воды, по полгода, а в полярных областях круглый год покрывают необозримые пространства Земли - лежат на вершинах гор, сползают с них ледниками, дрейфуют айсбергами в океане.

Изучая литературу , встретила интересные названия разновидностей льда , которые оформила в виде кроссворда:

1 Ч

Ё

1 С

К

2 Л

Я

Н

К

А

2 Г

Р

Е

Т

Ч

Е

Р

Е

3 С

Н

Д

3 С

Н

Е

Ж

Н

И

К

Ы

Н

Е

Й

4 Н

И

Л

А

4 С

Ж

К

Т

И

5 М

О

Р

С

К

О

Й

А

Н

5

З

В

М

К

А

6 П

Ы

6 Ш

У

Г

А

7 Б

Л

И

Н

Ч

А

Т

Ы

Й

Х

Е

К

А

Р

8 М

О

Л

О

Д

О

Й

Г

В

Ы

Й

По горизонтали:

    1 Склянка – молодой лёд

    2 Гретчер – ледник

    3 Снежник – скопление льда из снега

    4 Нилас. Тонкий (до 10 см), гладкий, легко гнущийся лёд, затягивающий спокойную воду.

    5 Морской. Образуется в море при замерзании морской воды.

    6 Шуга. Рыхлые скопления ледяных кристаллов в начинающей замерзать воде.

    7 Блинчатый. Образующийся на неспокойной воде льдинки круглых очертаний.

    8 Молодой. Морской лёд толщиной до 30 см.

По вертикали:

    1 «Черный». Почти прозрачный лёд из-за мизерного количества включённых в него пузырьков воздуха.

    2 Ледниковый. Образуется из снега, который накапливается и уплотняется тысячелетиями.

    3 Снежинка. Разновидность кристалла льда, выросшего быстро, в неравновесных условиях.

    4 Стамуха – торосы на мели

    5 Заберг – лёд вдоль берега

    6 Паковый. Толстое ледяное поле на море, выдержавшее более двух годовых циклов нарастания и подтаивания.

Анализируя ответы сверстников на вопрос : «Какие виды льда существуют?», составила диаграмму.

Вывод : примерно 80% опрашиваемых неплохо осведомлены о видах льда. Но полностью правильно ответили только 4 человека из 100 опрошенных сверстников. (см. приложение стр.17)

    Свойства льда

Лёд

    прозрачен

    легче воды

    хрупок

    скользок

    самое необычное свойство льда - это удивительное многообразие внешних проявлений . Он может выглядеть совершенно по-разному: принимая форму прозрачных градин и сосулек, хлопьев пушистого снега, плотной блестящей корки льда или гигантских ледниковых масс.

Повседневное наблюдение

Каждый наблюдал, что в самой грязной луже пленка льда чистая и прозрачная. При этом примеси скапливаются на границе твердой и жидкой сред.

    Свойство: природный лёд обычно значительно чище, чем вода , так как при кристаллизации воды в первую очередь в решётку встают молекулы воды, а примеси вытесняются в жидкость, они вымораживаются.

Это свойство используют в кулинарии и в медицине. Городская водопроводная вода, несмотря на сложный процесс очистки, который она проходит, прежде чем попасть в наши квартиры, содержит массу вредных примесей. Существует простой и доступный способ дополнительной очистки воды, основанный на эффекте образования кристаллов чистого льда при замерзании воды.

Доступный рецепт очистки воды.

В морозилку (зимой - на открытом воздухе) выставляют сосуд с холодной водопроводной водой и прикрывают крышкой. Когда вода наполовину замерзнет, слить оставшуюся в центре посуды воду - «рассол», содержащий примеси нитратов, хлоридов и других химических соединений. Лед ополаскивают холодной водой и используют для приготовления чая, кофе, супов и т.д., а также как питьевую воду. Чтобы по вкусу она напоминала родниковую воду, на каждый литр очищенной талой воды добавляют 50-100 г минеральной.

Повседневное наблюдение

    Свойство: вода при замерзании расширяется, увеличивается примерно на 1/10 в объёме .

НАБЛЮДЕНИЕ (эксперимент 1)

- Как разрезать ледяную глыбу?

- Как крепко соединить ледяные куски?

Оборудование : тонкая проволока около 40 см, бутылка с крышкой, брусок льда, два грузика.

Ход опыта:

1. На закрытую бутылку положить лёд.

2. К двум концам проволоки привязать груз. Протянуть проволоку по ледяному бруску. Поставить всё в холодное место. Проволока пройдет сквозь лёд, но при этом он не распадется.

Вывод: проволока опускается вниз. Лед снова замерзает над ней.

    Свойство: при давлении под лезвиями образуется тонкий слой воды, он действует как смазка, облегчающая движение коньков, лыж, полозьев; потом вода снова замерзает

Все зимние виды спорта основаны на этом особом физическом свойстве льда- скользкой поверхности

Зимние виды спорта

сноубординг

хоккей с шайбой

санный спорт

буерные гонки

фигурное катание

лыжи

конькобежный спорт

скелетон

бобслей

кёрлинг

Это свойство используют и при строительстве иглу жители севера.

Под давлением лёд начинает таять, даже если температура ниже 0°С. Между кубиками получается тонкая прослойка воды, если ослабить давление, то вода снова замёрзнет – кубики смёрзнутся.

НАБЛЮДЕНИЕ (эксперимент 2)

- Как изготовить ледяную линзу, чтобы можно было поджечь бумагу?

Оборудование: поварёшка (сосуд выпуклой формы),

вода кипяченая,

из-под крана,

с морской солью.

Ход опыта: заморозить воду кипячёную, солёную, из-под крана в выпуклых емкостях.

После нескольких попыток сделать прозрачную линзу, сделала вывод:

    если вода водопроводная, то лёд получается белый, мутный, из-за пузырьков воздуха;

    при замерзании кипяченой водой, лед получится прозрачным словно стекло.

Используя это свойство, проделала такой опыт . В сосуд с изогнутым дном влила кипяченую воду и заморозила. Получилась линза. В солнечный день с помощью ледяной линзы можно добывать огонь!

в) солёная вода замёрзла через неделю. И лёд этот содержит вкрапления – рассол.

Важнейшие свойства морского льда - и солёность, определяющие его (от 0,85 до 0,94 г/см³). Из-за малой плотности льда возвышаются над поверхностью воды на 1/7 - 1/10 их толщины. Таяние морского льда начинается при температуре выше −2,3 °C. По сравнению с пресноводным он труднее поддаётся раздроблению на части и более .

При образовании морского льда между ледяными кристаллами, состоящими из чистой воды, задерживаются мелкие капельки морской воды (рассол), обусловливающие его солёность. С течением времени рассол стекает вниз, и соленый морской лед опресняется, и в нём появляются пузырьки воздуха , создающие его пористость.

ИНТЕРЕСНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ СДЕЛАЛ Ф. Нансен

    Полярные льды в напряженном состоянии «кричат»! Когда начинается деформация льда, то возникает легкий треск и стон, усиливаясь, он переходит через все виды тонов - лед то плачет, то стонет, то грохочет , то ревет, постепенно возрастая, его «голос» становится подобным звучанию всех труб органа. Перед разрушением, при критических напряжениях, лед звенит, вздыхает, ухает. Установлена зависимость между характером звучания льда и температурой воздуха.

Повседневное наблюдение

    На водоёмах в зимнее время распространёна рыбалка, температура воды подо льдом выше, чем на поверхности.

ИССЛЕДОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ УЧЁНЫХ

Министр природы России Юрий Трутнев передал премьеру России Владимиру Путину герметичную колбу с водой из подледникового озера «Восток», которое скрыто под толщей льда в Антарктиде миллионы лет .

5 декабря 2011 года с глубины 3769,3 метра учёные подняли керну с замёрзшей водой озера Восток , в воде обнаружены некоторые бактерии и фрагменты других микроорганизмов.

Это наводит на мысль о присутствии микробных сообществ и в ледяном мраке самого озера, так же аналогичная жизнь могла развиться и под замёрзшей поверхностью Европы, и одного из спутников Юпитера.

Стоит заметить, что во льдах Антарктиды уже обнаружены уникальные формы жизни; некоторые из них под микроскопом выглядят совершенно устрашающе.

Антарктический вилохвост Gomphiocephalus hodgsoni. Credit: Barry O"Brien, University of Waikato

    Заключение

Предположение , что на качество льда не влияет состав воды, неверно , т.к. лёд, образованный из пресной и солёной воды, отличается по времени замерзания, прочности и гибкости.

Моя гипотеза , что современный человек, оказавшись в «Ледяном царстве», сможет согреться, если:

    у него буду спички и дрова;

    будут под рукой ровные куски льда, чтобы построить иглу;

    он наденет на себя всю свою одежду -

частично справедлива .

Лед можно использовать для получения огня и как строительный материал.

Вопрос об одежде для зимовки, хочу изучить подробнее позже, сделать одежду из подручных материалов своими руками. (см. приложение стр.18)

У меня, при изучении секретов льда появились новые вопросы:

- Как животные используют свойства льда и выживают в суровых северных пустынях?



- Как будут вести себя семена, которые замёрзли в воде, а как те, которые сухими попали в холодные условия?

- Какая ткань может сохранить тепло? (см. приложение стр. 18)

- Можно ли моментально без заморозки создать лёд?

Предположение , что лёд изучен много веков назад и не представляет для науки никакого интереса, так же неверно . Существуют современные научные публикации об искусственно созданных видах льда, их свойствах.

В условиях повышенного давления можно получить лед, который тонет в воде. Лед, получаемый при давлении свыше 500 атмосфер, плавится при температуре +80°С. Такие льды можно назвать «горячими». Вероятно, такой лед встречается в неземных условиях и в глубинных слоях земной коры.

"Сверхгорячий" лед может образоваться при очень больших давлениях, например, в подшипниках мощных турбин электростанций. И если в смазке для подшипников оказываются малейшие следы воды, она превращается в такой лед.

Умейте видеть и удивляться! Еще не все открыто!

Вода, как и всё в мире, неисчерпаема!

Литература.

Интернет источники:

Старт Росс. Ледниковый период. Перевод с английского И.В. Травина. Издательство на русском языке ЗАО «РОСМЭН- ПРЕСС», 2010

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета

Тема: «Секреты ледяного царства»

    Лёд – это ___________________________________________________

    Какие виды льда существуют? Поставь плюсик в колонке с правильным ответом:

    виды льда

    + или -

    ледниковый

    морской

    шуга

    нилас

    блинчатый

    молодой

    паковый

    чёрный

    наст

    Как используют люди лёд?

за , удостоен наград многих стран, в том числе России. Именем Нансена названы географические и астрономические объекты, в том числе кратер на Северном полюсе Луны.

ГАРДЕРОБ человека ледникового периода

Этци был одет в практичную и добротную одежду, которая хорошо подходила для суровой жизни в горах, отличалась высоким качеством выделки материалов и удобством кроя.
На голове человек каменного века носил меховую шапку с завязывающимися под подбородком двумя кожаными ремешками. Верхней одеждой служил сплетённый из волокон травы плащ. Он мог использоваться и как циновка для отдыха. Под плащ Этци надевал длинную, до колен, козью безрукавку, сшитую из разноцветных шкурок. В качестве ниток использовались сухожилия убитых животных. Пуговицы или застёжки отсутствовали, вероятно, безрукавка просто запахивалась и стягивалась поясом. Вместо штанов древний человек предпочитал длинные кожаные гетры. На его ногах оказалась тёплая удобная обувь: верхняя её часть изготовлена из мягкой оленьей кожи, напоминающей замшу, подошва – из телячьей шкуры. Внутри древние башмаки утеплялись слоем сена и завязывались кожаными шнурками. Мягкая высушенная трава обвязывалась вокруг ступни и использовалась как носки.

Интересные находки

ВВЕДЕНИЕ

Тема работы и обоснование выбора темы

Предлагаемая вниманию читателя исследовательская работа посвящена …
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему …? Я обратил внимание на … / задумался над этим вопросом, когда …
Мне всегда было интересно, почему …
Желание узнать … появилось у меня еще в детстве. Меня заинтересовало …
Тема нашей работы: «…». Я выбрал именно эту тему для исследования, потому что …
В будущем я хотел бы связать свою жизнь с … поэтому уже сейчас интересуюсь … и выбрал … в качестве темы своего исследования.
Я заинтересовалась … после того, как однажды …
Когда я … меня поразило / мне стало интересно …

Актуальность

… стало сегодня неотъемлемой частью нашей жизни. Мы используем … не задумываясь …
Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время …
В современном мире … имеет большое значение, так как …
В последние годы мы часто слышим и употребляем слово …
Многие интересуются/ увлекаются/ задумываются …
Сегодня проблема … является одной из самых актуальных, потому что …
Вопрос … в последние годы оказывается в фокусе исследовательского внимания …
Тема является предметом оживленных дискуссий …
Объясняется это тем, что … влияет на наше здоровье / настроение / успешность
Проблема … привлекает к себе пристальное внимание учёных и общественности из-за того, что …
В последнее время появилось … и люди стали все чаще задумываться над тем …
Наверное, каждый человек хотя бы один раз в жизни задумывался над тем …
… всегда вызывало у людей множество вопросов …
На сегодняшний день существует два противоположных взгляда на данную проблему …
Сегодня ведутся споры / нет единого мнения по данному вопросу …

Новизна

На сегодняшний день существуют работы, посвященные … вообще. Однако мы решили изучить эту тему на примере своего класса/школы и в этом заключается новизна нашего исследования.

Цель работы

Цель работы — выяснить, почему …
Основная цель работы — ответить на вопрос … / доказать, что …

Задачи

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
Для достижения этой цели мы ставим перед собой следующие задачи:
Задачи работы:
К задачам работы относятся:
Изучить литературу по теме
Выяснить значение терминов …
Найти примеры … в … / собрать материал … / изучить состав … / измерить уровень …
Провести опрос / эксперимент / наблюдение
Сравнить/ сопоставить /проанализировать полученные результаты
Сделать выводы о …

ГЛАВЫ

Первая глава (теоретическая)
Основные термины и понятия, история вопроса

Ключевые понятия для нашего исследования – это ….
… называется …
На официальном сайте … мы нашли следующее определение термина … «…»
Иванов В.В. в книге … определяет понятие … как …
Петров В.В. понимает под термином …
Сидоров С.С. рассматривает … как …
Андреев А.А. в книге «…» дает следующее определение …
… — это …
Сайт … предлагает следующее определение понятия …
В статье Иванова «…» в журнале «…» говорится, что …
Принято считать, что …
Общеизвестным считается …
Вначале обратимся к истории вопроса …
История вопроса подробно освещена на страницах современных энциклопедий, например … , а также на сайте … Впервые ….
Из книги … мы узнали, что …
Как пишет Иванов И.И. … в статье … «…», …
По мнению Иванова В.В. …
Возможно, это связано …
Кроме того, …
Интересно, что …
Распространённым является мнение, что …
При этом необходимо подчеркнуть, что …

Вторая глава – описание исследования

Для того, чтобы выяснить … мы решили провести опрос … среди учащихся / родителей нашего класса. Опрос проводился посредством анкетирования / опроса в социальных сетях. В опросе приняли участие … учащихся и … родителей.
Респондентам были заданы следующие вопросы: …
Исследование проводилось на материале …
В качестве материала для исследования мы взяли ….
Источником примеров стали …
Результаты анкетирования представлены в таблице 1.
На рисунке 2 вы можете видеть …
На рисунке 3 представлены …
В данном случае мы видим … / имеем дело с …
При этом нельзя не отметить …
Обращает на себя внимание тот факт, что …
Диаграмма показывает …

ВЫВОДЫ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выводы по главам

На основании всего вышесказанного мы можем констатировать …
Все вышесказанное дает нам возможность сделать следующие выводы: …
Таким образом, мы видим …
Следовательно …
Очевидно, что …
Как видно из всего, сказанного выше …
Из вышесказанного следует, что …
Подводя итоги вышесказанному необходимо отметить следующее …
Подводя итоги главе 2 необходимо подчеркнуть …
Подводя промежуточные итоги, мы можем сказать, что …
В результате проведенного исследования мы выяснили, что …
В заключении необходимо отметить …
Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы …
Главный вывод, который я сделал: …
В ходе проведённого исследования было выявлено / установлено, что …
Таким образом, мы убедились …
Все вышесказанное доказывает, что …
На основании вышесказанного логично предположить, что …
Все вышесказанное убеждает нас в том, что …
Наиболее правдоподобной нам кажется версия …, потому что …
Найденные и проанализированные нами примеры позволяют выявить следующую закономерность: …

Заключение
Перспективы дальнейшего исследования

Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более подробном / детальном изучении …
В перспективе было бы интересно …
На наш взгляд было бы интересно изучить / исследовать / рассмотреть …
Кроме …, рассмотренных в данной работе, по нашему мнению было бы интересно изучить …
Работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы. Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Это могло бы быть изучение не только … но и …

Назначение работы

Исследование может быть полезно и интересно учащимся школ, которые увлекаются … , а также всем, кто интересуется …
Результаты нашего исследования могли бы помочь ребятам в …
Работа может представлять интерес для …
Результаты исследования могут быть использованы учителями при подготовке уроков / конкурсов / викторин по теме ….
Работа может быть использована для проведения дальнейших исследований …
Своей работой я хотел привлечь внимание одноклассников к проблеме …
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты легли в основу разработанных мной правил … / памятки по … для …

Что дала работа самому исследователю

В процессе написания работы я узнал/ научился/ открыл для себя/ выяснил …
Работа помогла мне понять / осознать / решить проблему / по-новому взглянуть …
В процессе работы над исследованием я приобрел опыт … Думаю, что полученные мной знания позволят мне избежать ошибок / помогут правильно …
Результаты исследования заставили меня задуматься …
Больше всего сложностей вызвало у меня …
Исследование в корне изменило мое мнение / представление о …

Предлагаемая Вашему вниманию работа была представлена на Международной конференции "Интеллуктуал" в г.Саров моей ученицей Шошиной Олесей . Работа получила высокую оценку жюри (диплом II степени).

Мониторинг малого водоема урбанизированной территории
с целью создания рекреационной зоны

Научный руководитель:
Корниенко Наталья Павловна
учитель биологии

Введение

Стремительная урбанизация природных биоценозов отрицательно сказывается на экологическом состоянии нашей планеты и негативно отражается на здоровье людей. В городах остается все меньше и меньше «уголков естественной природы», где можно отдохнуть после напряженной работы, погулять с детьми. В городе Кемерово эта проблема стоит достаточно остро и требует внимания общественности и властей.

Цель работы: изучение экологического состояния малого водоема, расположенного в Заводском районе города Кемерово для дальнейшего его использования в рекреационных целях.

Задачи:

  1. ознакомиться с теоретической литературой об экологическом состоянии водоемов урбанизированных территорий;
  2. провести мониторинг данного водоема по следующим параметрам:
  • физические свойства воды;
  • химический состав воды;
  • флора водоема и прилегающей территории;
  • оценка антропогенного давления;
  • сравнить экологические параметры исследуемого пруда с параметрами природного водоема, находящегося за чертой города (озеро Суховское);
  • составить прогноз развития водоема.
  • предложить проект рекреационной зоны
  • Гипотеза:

    если экологическое состояние пруда соответствует нормам, то на месте заброшенного пруда, можно создать рекреационную зону, обладающую оздоровительным потенциалом для горожан.

    Глава 1. Общая характеристика водно-ресурсного потенциала Кемеровской области

    Гидрографическая сеть Кузбасса принадлежит бассейну верхней Оби и представлена довольно густой сетью малых и средних рек, озерами, водохранилищами, болотами. Общий объем поверхностного стока составляет 37 км³ (6,4% от поверхностного стока Западно-Сибирского региона). Реки Томь и Иня – основные поверхностные источники водоснабжения Кемеровской области.

    Общее количество озер (вместе с речными старицами) составляет 850 ед., суммарная площадь 101 км², что составляет 0,1% от всей площади Кемеровской области. Также для Кузбасса характерно наличие искусственных озер, образованных в результате отработки угля и других полезных ископаемых. Данные озера имеют глубину до 80-120 м и, соответственно, большой объем при небольшой площади.

    Из существующих в области водохранилищ наиболее крупными (с объемом более 10 млн м³) являются: Беловское водохранилище – 59 млн м³, Кара-Чумышское – 61 млн м³, Журавлевское – 31,59 млн м³, Дудетское – 36 млн м³, запасы воды которых используются в энергетике, для хозяйственно-питьевого водоснабжения, орошения, рыборазведения и в рекреационных целях.

    Однако, с учетом возрастающей антропогенной нагрузки на водные объекты, которая обуславливается введением новых мощностей (в первую очередь на действующих предприятиях угольной промышленности и гидроэнергетики), возможно формирование напряженного водохозяйственного баланса на отдельных водных объектах, особенно в период зимней межени.

    Использование водных ресурсов

    Характеристика поверхностных водных объектов (на постах контроля города Кемерово) приведена по данным наблюдения ГУ «Кемеровский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» за 2002 – 2006 год включительно. В течение 2006 года проводилось биотестирование проб воды р. Томь, отобранных в двух створах города Кемерово (поселок Металлплощадка, деревня Подъяково). Было исследовано 22 пробы воды, острой токсичности не выявлено.

    Таблица 1. Динамика среднегодового загрязнения реки Томь выше и ниже города Кемерово (поселок Металлплощадка, деревня Подъяково),
    доли ПДК (для водоемов рыбохозяйственного значения)

    Наименование

    загрязняющего вещества

    Азот аммонийный

    Азот нитритный

    Нефтепродукты

    1 строчка – отбор проб п. Металлплощадка

    2 строчка – отбор проб д. Подъяково

    УКИЗВ – Удельный комбинаторный индекс загрязнения воды. (Методические указания. Метод комплексной оценки степени загрязненности поверхностных вод по гидрохимическим показателям РД 52.24.643-2002). Рассчитывается с 2005 года. Значения: до 1 – вода условно чистая, от 1 до 2 – вода слабо-загрязненная, от 2 до 3 – вода загрязненная, от 3 до 4 – вода очень загрязненная, от 4 до 8 – вода грязная, от 8 до 11 – вода очень грязная, от 11 и выше – вода экстремально грязная.

    Таблица 2. Масса загрязняющих веществ со сточными водами (в тоннах)

    Наименование

    веществ

    Всего (без учета БПКп и ХПК)

    Сухой остаток

    Сульфаты

    Взвешенные вещества

    Азот аммония

    Основными загрязняющими веществами являются соединения азота, фенол, нефтепродукты, легкоокисляемая органика. Уменьшились среднегодовые концентрации фенолов, нефтепродуктов, тяжелых металлов (цинка, меди), однако повысилось загрязнение железом на всем контролируемом участке.

    В 2006 году в реке Томь в районе города Кемерово были обнаружены хлорорганические пестициды (для водоемов рыбохозяйственного значения предусмотрено отсутствие пестицидов).

    Кислородный режим реки удовлетворительный, среднее содержание растворенного кислорода по сравнению с предыдущим годом повысилось.

    Понятие пруда. Классификация

    Наряду с крупными уникальными водохранилищами в Кемеровской области, построено большое количество малых водохранилищ-прудов.

    Пруд - это искусственный водоем, созданный как источник воды для орошения, разведения рыбы и водоплавающей птицы, хранения воды, проведения спортивных и оздоровительных мероприятий и других целей площадью обычно не более 1 км 2 .

    Наполнение прудов обеспечивается местным стоком:

    • талыми и дождевыми водами,
    • родниками,
    • паводковыми водами малых рек равнинной, предгорной и горной части края.

    Пруды как инженерные сооружения могут быть:

    • русловыми,
    • пойменными,
    • балочными,
    • копанями.

    Исследуемый пруд относится к пойменным.

    Пойменные пруды-водохранилища образуются путём затопления части поймы реки, отгороженной от русла реки оградительной дамбой. Заполнение пруда и сброс воды из него осуществляется, как правило, самотёком из реки и назад в реку ниже по течению.

    Схема пойменного пруда.

    1 - река; 2 – чаша пруда; 3 – дамба обвалования; 4 – подводящий канал; 5 – водозаборное сооружение; 6 – сбросной канал; 7 – шлюзы–регуляторы; 8 – сбросное сооружение.

    Глава 2. Материалы и методика работы

    Исследования проводились в летний период 2010 – 2011 годов.

    Объект исследования – пойменный пруд - расположен на территории города Кемерово, рядом с жилыми домами по улице Космической. Имеет размеры: 197 метров в длину и 36 метров в ширину. Пруд не имеет названия. Он образовался путём затопления части поймы реки, отгороженной от русла реки Искитимка оградительной дамбой. Рядом с прудом располагается гаражный кооператив.

    Выбор объекта исследования обусловлен рядом причин:

    а) он соответствует основным критериям выбора объекта (искусственный водоем в городских условиях);

    б) водоем ещё находится в состоянии, подлежащем восстановлению.

    При отборе проб воды на анализ мы придерживались определенных правил:

    1. для анализа нужно использовать стеклянную или пластиковую тару из-под минеральной воды объемом 1,5 литра.
    2. в природных источниках тару опускаем ниже уровня поверхности на 10-15 см.
    3. бутылку необходимо промыть изнутри водой, которая будет браться на анализ.
    4. после набора воды необходимо слегка сдавить бутылку, чтобы не попал воздух или закрыть бутылку под водой.
    5. все анализы должны проводиться в течение 24 часов после взятия пробы.

    В период лета 2010 годы были изучены состав и структура сообщества прибрежных водно-болотных растений. При изучении физического состава проб воды использовала метод качественных реакций на содержание хлора и сульфатов. Также был проведен сравнительный анализ искусственного водного биоценоза города с естественным водным биоценозом озера Суховское по основным органолептическим и внешним показателям, результатам качественных реакций, влиянию антропогенного фактора.

    Среди органолептических показателей мы обращали внимание на интенсивность запаха, цвет, мутность воды.

    Таблица 3. Оценка интенсивности запаха воды.

    Интенсивность запаха

    Характер появления запаха

    Оценка интенсивности запаха

    запах не ощущается

    очень слабая

    запах сразу не ощущается, но обнаруживается при тщательном исследовании (при нагревании воды)

    запах замечается, если обратить на него внимание

    заметная

    запах легко замечается и вызывает неодобрительный отзыв о воде

    отчетливая

    запах обращает на себя внимание и пытается воздержаться от питья

    очень сильная

    запах настолько сильный, что делает воду непригодной к употреблению

    Таблица 4. Оценка цветности воды.

    Таблица 5. Оценка мутности воды.

    Летом-осенью следующего, 2011 года мы продолжили наблюдения за сообществом прибрежных водно-болотных растений, следили за общим состоянием пруда, влиянием антропогенного фактора. Также был сделан анализ пробы воды в лаборатории Мариинского ликеро-водочного завода. Затем мы сравнили полученные показатели с ПДК веществ (Предельно Допустимые Концентрации); также сравнили показатели нашей воды с показателями проб воды реки Томь, взятыми около п. Металлплощадка и д. Подъяково; вычислили ИЗВ (Индекс Загрязненности Воды) по следующей формуле:

    ИЗВ = (∑ Ci /ПДК i ) / число показателей

    Сi – фактическая концентрация примесей в воде;

    ПДКi – предельно допустимые концентрации этих примесей.

    Таблица 6. Оценка качества воды в зависимости от полученного показателя ИЗВ.

    Полученное значение ИЗВ

    Класс воды

    Текстовое описание воды

    <0,2 для пресной

    0,25 для морской

    Очень чистая

    Умеренно загрязненная

    Загрязненная

    Очень грязная

    Чрезвычайно грязная

    Глава 3. Результаты исследования

    Описание растительного сообщества прибрежной зоны водного биоценоза

    Оп 1, 2010 К. 17.06.10

    Территория изучаемого водоема.

    Прибрежное растительное сообщество.

    атм. давление = 748 мм. рт. ст.

    ветер = 2 м/с

    влажность воздуха = 20%

    Общая высота травостоя ≈ 1м

    ОПП (Общее Проективное Покрытие) = 30-40%

    Состав сообщества описан в приведенной ниже таблице.

    Таблица 7. Описание сообщества прибрежных водно-болотных растений

    Семейство

    Представители

    Сложноцветные

    р.Репейник (Arctium)

    Одуванчик обыкновенный (Taraxacum officinale)

    Полынь обыкновенная (Artemisia vulgaris)

    Осот полевой (Sonchus arvensis)

    Мать-и-мачеха (Tussilago)

    Тысячелистник обыкновенный

    (Achillea millifolium)

    р.Донник (Melilotus)

    Клевер ползучий (Trifolium repens )

    Клевер луговой (Trifolium pratense)

    Горошек заборный (Vicia sepium)

    Ива белая (Salix alba)

    Тополь белый (Populus alba)

    Мятлик луговой (Poa pratensis)

    Ежа сборная (Dactylis glomerata)

    Хвощовые

    Хвощ болотный (Equisetum palustre)

    Хвощ полевой (Equisetum arvense)

    Кленовые

    Клен ясенелистный (Acer negundo)

    (Chenopodiacecae)

    р.Лебеда (Аtriрlех)

    Подорожниковые

    (Plantaginaceae)

    Подорожник большой (Plantago major)

    Крапивные

    Крапива двудомная (Urtica dioica)

    Яснотковые

    Будра плющевидная (Glechoma hederaceae)

    Гречишные

    Горец птичий (Polygonum aviculare)

    Зонтичные

    Купырь лесной (Anthriscus silvestris)

    Осоковые

    р.Камыш (Scirpus)

    Рогозовые

    р.Рогоз (Typha)

    Розоцветные

    Лапчатка гусиная (Potentilla anserina)

    Лютиковые

    Лютик едкий (Ranumculus acer)

    Изучение химического состава воды

    Изучение химического состава воды проводилось при помощи качественного анализа.

    Качественная реакция на ион хлора.

    Для обнаружения ионов хлора в пробе воды мы добавляли к жидкости нитрат серебра. Если ионы хлора в воде содержаться, то проходит следующая реакция:

    xCl + AgNO 3 AgCl ↓ + xNO 3

    xCl – некоторое соединение, в состав которого входит хлор

    AgNO 3 – нитрат серебра

    AgCl↓ - осадок, указывающий на наличие хлора

    xNO 3 – продукт реакции.

    При добавлении нитрата серебра мы наблюдали появление мутного, творожистого осадка, что свидетельствует о наличии хлора в пробе воды.

    Качественная реакция на сульфаты.

    Для обнаружения сульфатов в пробе воды мы добавляли к жидкости хлорид бария. Если ионы хлора в воде содержаться, то проходит следующая реакция:

    xSO 4 + BaCl BaSO 4 ↓ + xCl

    xSO 4 – некоторое соединение, в состав которого входит сульфат

    BaCl– хлорид бария

    BaSO 4 ↓ - осадок, указывающий на наличие сульфата

    xCl– продукт реакции.

    При добавлении хлорида бария мы наблюдали появление белого осадка, что свидетельствует о наличии сульфатов в пробе воды.

    Сравнительный анализ

    Мы провели сравнительный анализ искусственного водного биоценоза города с естественным водным биоценозом озера Суховского по основным органолептическим и внешним показателям, результатам качественных реакций. Озеро Суховское расположено на территории Ботанического сада города Кемерово. Имеет размеры: около 1 км в длину и 100 метров в ширину. Итоги анализа приведены в следующих таблицах:

    Таблица 8. Сравнение органолептических показателей.

    Таблица 9. Сравнение физических и химических показателей.

    Таблица 10. Сравнение внешнего вида.

    Место отбора пробы

    Присутствие нефтепродуктов

    (разводы на поверхности)

    Присутствие твердых частиц

    (отсутствие разводов)

    озеро Суховское

    (отсутствие разводов)

    Таблица 11. Влияние антропогенного фактора.

    Динамика изменений

    Наблюдения за прудом были продолжены летом 2011.

    Динамика изменений характеризуется следующим образом:

    1. сообщество прибрежных водно-болотных растений качественно не изменилось. Наблюдали те же виды, что и в прошлом году;
    2. на поверхности пруда и по его берегам накапливается все больше мусора (пластмассовых и стеклянных бутылок, полиэтиленовых пакетов и др);
    3. водоем сильнее зарос водорослями и другими водными растениями;
    4. примерно в середине октября была проведена чистка пруда. Убрали все бутылки, пакеты, отчего водоем стал выглядеть гораздо лучше. Здесь явно наблюдалось положительное антропогенное давление;
    5. на пруд уже не первый год прилетают гнездиться кряквы – дикие утки;
    6. также этим летом нам удалось увидеть ондатру – мускусную крысу. Мы предполагаем, что на пруду обитает не одна особь, а две. Зверь очень осторожный и хорошо скрывающийся, за ним трудно вести постоянное наблюдение. Объяснить, как ондатра могла сюда попасть, можно только одним способом. Скорее всего, зверь по ближайшей реке (Искитимке) попал сюда и нашел условия водоема наиболее благоприятными.

    Выводы по лабораторному анализу воды

    Осенью был сделан лабораторный анализ пробы воды из пруда. Результаты можно посмотреть в Приложении 1.

    Мы сравнили полученные показатели с ПДК. Результаты сравнения представлены ниже в таблице.

    Таблица 12. Сравнение полученных в лаборатории показателей с ПДК.

    Определяемые

    показатели

    Результаты исследования

    ПДК мг/л

    Ион аммония

    Ион нитратов

    Ион нитритов

    Щелочность

    Алюминий

    Гидрокарбонаты

    Сульфаты

    Жесткость

    Сухой остаток

    Взвешенные вещества

    Окисляемость

    Нами был вычислен Индекс Загрязненности Воды по данной формуле:

    ИЗВ = (∑ Ci /ПДК i ) / число показателей

    Сi – фактическая концентрация примесей в воде

    ПДКi – предельно допустимые концентрации этих примесей

    В итоге мы получили ИЗВ = 0,01969 , что свидетельствует о I классе воды (очень чистая).

    Также сравнили показатели нашей воды с показателями проб воды реки Томь, взятыми в 2006 году около п. Металлплощадка и д. Подъяково

    (1 строчка – отбор проб п. Металлплощадка, 2 строчка – отбор проб д. Подъяково).

    Таблица 13. Сравнение показателей воды из пруда и воды из р.Томь.

    Выводы

    На основе результатов исследований, проведенных в 2010 и 2011 годах, были сделаны следующие выводы:

    1. на основе теоретических данных, состояние водных ресурсов нашей области улучшается, вследствие усовершенствования технологий на предприятиях Кузбасса;
    2. в фитоценоз прибрежной зоны входит растения, принадлежащие к 16 различным семействам; основу сообщества составляют представители семейства сложноцветных (6 видов), как наиболее устойчивые к внешним факторам;
    3. качественные реакции указывают на наличие хлоридов и сульфатов в пробах воды;
    4. главным антропогенным загрязнителем является бытовой мусор (предметы из полиэтилена, пластмассы, пенопласта), который не способен переработаться микроорганизмами и отравляет биоценоз пруда;
    5. сравнительный анализ искусственного и естественного водоемов показывает, что главная причина различий - это влияние антропогенного фактора;
    6. динамика изменений состояния пруда в 2010 и 2011 годах показывает, что влияние антропогенного фактора усиливается; наряду с отрицательным антропогенным давлением (увеличение количества мусора) наблюдается и положительное (очистка пруда);
    7. все показатели ПДК в норме;
    8. низкое значение ИЗВ свидетельствует о хорошем качестве воды; такую воду можно употреблять в бытовых целях;
    9. вода из изучаемого нами пруда лучше по большинству показателям по сравнению с водой из реки Томь. Только один показатель (ХПК) выше в пруду, чем в реке. Это может свидетельствовать о том, что в водоеме содержится больше органических и неорганических остатков, не перерабатываемых микроорганизмами пруда. Хотя в целом показатель в пределах ПДК.

    Проект рекреационной зоны.

    Таким образом, изучаемый малый водоем на территории г. Кемерово можно считать безопасным для здоровья человека. В связи с этим целесообразно рациональное и грамотное использование данного природного ресурса. Итогом нашей исследовательской работы стал проект по созданию рекреационной зоны на данной территории.

    Вблизи пруда достаточно местности для оборудования парковой зоны. Если разделить эту местность на отдельные участки, то она должна получиться очень удобной в использовании для жителей близлежащих домов.

    Примерный план рекреационной зоны представлен в приложениях 2 и 3 .

    Предложения по улучшению:

    1. Конечно, водоем нужно очистить и периодически поддерживать его чистоту.
    2. Гаражный кооператив до водоема можно разместить более компактно, даже если оставить все его составляющие.
    3. Территорию за прудом, которую мы отметили, как «Парковая зона» стоит выровнять и проложить удобные тропинки, без ущерба для растительности.
    4. Тропу вокруг пруда стоит выровнять и немного расширить
    5. «Игровую зону» оборудовать площадкой для детей.
    6. «Зону отдыха» снабдить скамьями и беседками.
    7. Разнообразить растительность и привести в порядок уже существующую.

    Литература

    1. Петунин О.В. Изучение экологии в школе. Программы элективных курсов, конспекты занятий, лабораторный практикум, задания и упражнения – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2008. – 192 с.: ил. – (В помощь учителю).
    2. Дружинин С.В. Исследование воды и водоемов в условиях школы – М.: Чистые пруды, 2008. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Биология». Вып. 20).
    3. Грамм-Осипова В.Н., Арефьева О.Д. Мониторинг водных объектов в школьном курсе: Учебное пособие. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2000.-108 с.

    Приложение 1.
    Протокол лабораторных испытаний.



    Приложение 2.
    Местность на данный момент.


    gastroguru © 2017