Конспект урока "написание строчной буквы д". Урок письмо строчной буквы д

Задачи:

  1. формирование графического навыка написания буквы;
  2. совершенствование звукового анализа и синтеза;
  3. коррекция мелкой моторики, внимания, мышления.
  4. воспитание мотивации к учению.

Оборудование:

  • предметные картинки: дом, игла, мак, арбуз;
  • игрушка «Домовёнок»
  • таблицы: «Буквы Д д » , «Росчерки»;
  • конверты с элементами букв; фланелеграфы;
  • буквы из бархатной бумаги на картоне;
  • подносы с манной крупой;
  • макет домика.

Ход урока

1. Организационный момент.

На уроке ты сидишь
Тихо, тихо, словно мышь.
Спинка прямо у тебя –
Это делайте, как я.
Ручки мы вот так кладём,
И заданий дальше ждём.

Ребята, сегодня к нам на урок пришёл домовёнок.

Какой он? (маленький, веселый)

Хотите узнать, как его зовут?

Посмотрите на картинку, назовите предмет, изображенный на ней (выставляю поочерёдно картинки).

Выделите в названии этих предметов первый звук и составьте слово.

Как зовут домовёнка?

2. Повторение.

Домовёнок Дима пришёл в гости не один. Вместе с ним пришла буква «д».

Кто догадался, почему домовёнок Дима пришёл с буквой «д»? (будем учиться писать эту букву).

Какие звуки обозначает эта буква? Гласный или согласный это звук? Звонкий или глухой?

Сегодня на уроке будем учиться писать строчную букву «д».

А ещё построим дом для буквы, но для этого нам надо много потрудиться (поэтапно на доске из частей собираем дом).

У строителей есть инструменты для работы, а нам в работе помогут пальчики.

3. Пальчиковая гимнастика.

1. В гости к пальчику большому (выставляют вверх большие пальцы)

Приходили прямо к дому (соединяют под углом кончики пальцев обеих рук)

Указательный и средний,

Безымянный и последний. (Поочередно соединяют пальцы с большим)

Сам мизинчик – малышок

Постучался о порог. (Выставляются мизинцы, пальцы сжаты в кулак)

Вместе пальчики-друзья,

Друг без друга им нельзя. (Ритмическое сжатие пальцев на обеих руках).

2. Упражнение «Росчерки».

Возьмите ручку, поставьте локоть на парту. Смотрите на узор и в воздухе его обводим.

Молодцы! Вы хорошо подготовились к работе.

4. Знакомство с написанием буквы «д».

Работа с трафаретом .

Откройте тетради.

Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно возьму.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

Чтобы построить дом, надо выполнить чертёж (на доске образец)

Обведите трафарет в тетради. Работайте аккуратно, а домовёнок будет наблюдать за вашей работой.

Какими элементами букв будете штриховать? (кто из детей закончит быстрее штриховку, раскрашивает цветными карандашами).

Молодцы! С первым заданием справились, значит «фундамент» дома готов (прикрепляю на доске).

1) Сравнение печатных и письменных букв.

Рассмотрите таблицу (образец печатной и письменной буквы).

Какие это буквы?

Из каких элементов состоит буква?

Сколько элементов понадобится, чтобы сконструировать букву? Какие?

Сконструируйте букву (у каждого ученика фланелеграф и конверт с элементами букв).

Какая буква получилась?

Очень понравились домовёнку Диме буквы.

Вспомните, в каких буквах ещё есть овал, прямая с петлей внизу?

Физкультминутка.

Встаньте дружно из-за парт,
И скорее стройтесь в ряд!
Повернитесь вправо, влево,
Наконец присядьте смело!
Поработаем ногами,
Поработаем руками!
Улыбнемся: день хороший,
И похлопаем в ладоши!

2) Объяснения и показ учителем написания буквы.

Вот какую красивую букву мы будем писать.

3) Письмо буквы учащимися.

Ребята, домовёнок принес карточку с буквой.

Как называется эта буква? Из каких элементов состоит буква?

Приготовили указательный палец и пошагали вместе с домовёнком по дорожке (ребята обводят букву из бархатной бумаги в направлении письма).

  • письмо буквы в воздухе указательным пальцем;
  • письмо буквы на ладошке концом ручки (3 раза) уменьшая размер буквы;
  • письмо буквы по манной крупе;
  • письмо буквы в тетради.

Найдите самую красивую букву и поставьте под ней точку. Постарайтесь также писать и другие буквы.

Вот и «стены» (фасад) дома готовы, благодаря вашему старанию (прикрепляю часть домика) .

А мы продолжаем работу.

3) Письмо слогов под диктовку с предварительным анализом.

(Да, до, ду, ды, ди).

Сколько звуков в слоге «да»? Какие это звуки? Сколько букв понадобиться для записи слога? Назовите их по порядку (учитель обращает внимание на соединение букв).

Какими гласными на письме обозначается мягкость согласного? –Какими гласными на письме обозначается твердость согласного?

Дополните слова до слога.

Гимнастика для глаз.

Глазки крепко закрываем.
Дружно до пяти считаем
1, 2, 3, 4, 5.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.

Молодцы! Вот и «крыша» у дома готова (прикрепляю). Красивый дом будет.

А сейчас будем писать слова с новой буквой.

Что мы строим?

5. Письмо слов по образцу (образцы даны в тетради).

– Ребята, прочитайте первое слово. Сколько в слове слогов? Прочитайте второе слово. Сколько слогов в слове «дома»? - Когда говорим «дом», а когда «дома»? Письмо слов с проговариванием.

Аналогично проводится работа со словами:

дым… дымок…

Вы хорошо выполнили и это задание. Посмотрите, что появилось на крыше дома? (пока дети писали, прикрепляю «трубу» в виде буквы «Д»).

Что идет из трубы? (дымок)

Вот и готов дом для буквы.

Звонкий или глухой звук обозначает буква? (прикрепить колокольчик к дому).

Скоро прозвенит урок.

Пора заканчивать урок.

6. Итог урока.

Чему учились на уроке?

Что узнали о букве «д»?

Как звали домовёнка?

С помощью каких картинок узнали его имя?

Домовёнок Дима остался доволен вашей работой и благодарит за помощь.

Подробный конспект урока письма в 1 классе по теме " Письмо строчной д" (по программе "Школа России) будет полезен начинающим учителям. Задачи урока: познакомить со строчной прописной буквой д и научить писать её каллиграфически; отрабатывать умение делать слого-звуковой анализ, учить подбирать проверочные слова, развивать речь, орфографическую зоркость, фонематический слух; воспитывать аккуратность, дисциплинированность, уважение к труду дворника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ПИСЬМУ В 1 КЛАССЕ

Савельева В.В., учитель начальных классов МОУ СОШ №7 города Серпухова МО

Тема : с. 16. Письмо строчной д.

Цель : обучение написанию строчной « д».

Задачи: познакомить со строчной прописной буквой д и научить писать её каллиграфически; отрабатывать умение делать слого-звуковой анализ, учить подбирать проверочные слова, развивать речь, орфографическую зоркость, фонематический слух; воспитывать аккуратность, дисциплинированность, уважение к труду дворника.

Оборудование : презентация, компьютер, предложение На дне реки водолаз.

элементы строчной буквы «д», словарь С.И Ожегова, буквы аоув, уз.

Ход урока.

  1. Орг. момент .
  2. Сообщ. цели.

Послушайте загадку:

Фартук одет; ведро и метла.

По двору ходит туда и сюда.

Сор подбирает, улицу метёт.

А снежной зимой и снег уберёт.

Поднимите руку, кто догадался. Правильно, это дворник.

Кто такой «дворник»?

В словаре русского языка Ожегова С.И. говорится так: «Дворник – работник, поддерживающий чистоту и порядок на дворе и на улице около дома».

Как можно облегчить труд дворника?

Откройте тетрадь на стр. 16.

Ребята, как вы думаете, почему к нам на урок сегодня пришёл дворник? (первая буква в слове «дворник» д, мы сегодня будем учиться писать строчную букву д)

Правильно, тема нашего урока: письмо строчной д.

Какие цели мы поставим перед собой?(научиться писать букву, слоги, слова и предложения с ней)

Сколько звуков обозначает буква д? (2)

Назовите их.

3 . Анализ строчной д. Сравнение с печатной буквой .

Ребята, посмотрите на строчную и печатную д.

Похожи ли эти буквы?

Посмотрите на строчную и скажите, из каких элементов состоит буква. (овал и наклонная линия с закруглением внизу, с петлёй)

У каких изученных нами букв есть элемент «овал»? (а, о, б, в)

У каких изученных нами букв есть элемент «наклонный с закруглением внизу, с петлёй»?(у, з)

4. Составление буквы из элементов.

Кто хотел бы составить строчную д, выбрав нужные элементы?

Спасибо.

5 . Письмо элементов буквы д.

- Напишем элементы д.

- Сейчас вы пишите в воздухе вместе со мной.

Начинаем писать овал сверху вниз. Наклонный элемент пишем сверху вниз, выполняем закругление, поднимаемся вверх.

Напишите элементы у себя в тетради.

- Посмотрите на узор.

Что он вам напоминает?

Обведите узор.

6. Объяснение учителя.

А теперь поставьте руку на локоть. Слушайте внимательно и смотрите, как правильно писать строчную д.

Начинаем писать чуть ниже верхней линии рабочей строки. Прописываю овал, касаясь нижней линии рабочей строки. Провожу линию до верхней линии рабочей строки. Выполняю наклонный элемент до пунктирной линии, делаем закругление налево, поднимаемся верх и пересекаем нижнюю линию рабочей строки в том месте, где её пересёк наклонный элемент. Заканчиваем писать чуть выше нижней линии рабочей строки.

Обратите внимание, что все 3 линии должны пересечься в 1 точке.

7. Самостоятельная работа учащихся.

А теперь ещё раз напишем в воздухе букву д.

- Обведите букву д на одежде дворника. Давайте проверим, правильно ли лежит ваша тетрадь. Правильно держим ручку – 3 палец снизу. Спина прямая.

Работаем с 1 строчкой – пишем букву д. Подчеркните самую красивую букву. Закончили.

8. Чтение и письмо слогов.

- Прочитайте про себя, что написано на следующей строке.

А теперь вслух.

Назовите слоги с нижним соединением (да, до)

Назовите слоги с верхним соединением (ду)

Какой первый звук слышим в слогах «да, до, ду»?

Какой буквой обозначим звук (д)?

Какой первый звук слышим в слоге «де»?

Какой буквой обозначим звук (д , )?

Пропишем слог «да» вместе со мной.

Сначала пишем в воздухе.

А теперь самостоятельно пропишите 4 слога, проговаривайте, что пишите.

8. Вывод.

При помощи какой буквы мы записывали (д), и (д , )?

9. Физминутка . (проведёт Маша)

Дети, встаньте, потянитесь.

И друг другу улыбнитесь.

В гости дворник к нам пришёл.

Он метлу в углу нашёл.

Посмотрел, где лист, где сор.

Он проверил весь наш двор.

Всё в округе он подмёл

И домой к себе пошёл.

Тихо сели.

10. Письмо слов. Орфографическая работа.

Прочитайте слово на следующей строчке про себя, а теперь вслух.

Что нарисовано справа? (схема)

Кто догадался, какое слово напишем справа?

Подсказка. Чтобы узнать, какое слово мы напишем справа, посмотрите на слайд.

(дома)

Сколько слогов в слове?

Назовите 1 слог, 2 слог.

Назовите 1 звук, 2, 3, 4.

Раскрасим схему слова «дома».

Проверим, как справились с заданием.

Пока вы раскрашивали схему, у дворника возник вопрос: какую букву надо писать на месте пропуска? (д.ма)

Давайте определим «опасное» место в слове.

Назовите ударный слог в слове «дома». «Позовём» слово. Давайте подчеркнём «опасное» место.

Кто догадался, какое слово поможет нам правильно написать букву? (однокоренные слова -дом, домик, домики). В этом слове мы отчётливо слышим (о), т.к. этот звук ударный.

Какую же букву впишем в слово «д. ма»?(о) При этом слышим звук (а). Вот почему это «опасное» место в слове.

Запись слова с комментированием учителя (ученика) у доски. Поставим ударение в слове, подчеркнём «опасное» место.

11. Гимнастика для пальчиков.

12. Письмо слов. Орфографическая работа.

Прочитаем слово на следующей строке про себя, вслух.

Кто из вас догадался, глядя на схему, какое слово запишем справа. (сад)

Сколько слогов в слове «сад»? Назовём 1,2, 3 звук.

Раскрасьте схему.

Проверим.

Дворник просит вас выбрать из двух букв ту, которую нужно вставить в слово. Са. Т Д

Кто догадался?

Какое слово поможет?

Нам поможет слово «сады» (после буквы согласного звука должна стоять буква гласного звука)

Какую букву напишем в слове «сад»?

Напишите слово сад, сами проговаривая себе.

Подчеркнём букву «д» в слове. Это «опасное» место.

13. Работа над предложением. Орфографическая работа.

Прочитайте, что написано на следующей строчке.

Чего не хватаем в предложении?

Чтобы понять, какое слово нужно вписать, посмотрите на схему и на слайд.

Кто догадался? (дуб)

Сколько слогов в слове «дуб»?

Назовите 1, 2 ,3 звук.

Раскрасьте схему.

Проверим.

Какую букву напишем последней в слове «дуб»?

Кто догадался, почему нужно писать букву «б»?

Почему?

Проверочное слово «дубы»- после согласной буквы стоит гласная.

Какую букву впишем в слово «дуб»?

Давайте допишем слово «дуб» в предложение «У дома рос дуб.»

Подчеркнём «опасное» место в слове «дуб», начало предложения и точку.

Прочитаем ещё раз это предложение.

Сколько слов в предложении?

Что стоит в конце предложения?

14. Работа над деформированным предложением .

Прочитаем вопрос.

Ответьте.

Я составила предложение, но оно у меня рассыпалось.

Составьте предложение. На дне реки водолаз.

Сколько слов в предложении?

Назовите первое слово.

Назовите второе слово.

Назовите третье слово.

Назовите четвёртое слово.

Как пишем начало предложения?

Что ставим в конце предложения?

Запишите это предложение сразу после вопроса. Комментируйте себе сами. -Будьте внимательны.

Обведите в кружок букву, которую учились сегодня писать.

15 . Подведение итога.

Какую букву научились писать?

Из каких элементов она состоит?

У кого на уроке всё получилось?

Кто доволен своей работой?

Кому сегодня было не очень легко на уроке?

Сегодня на уроке очень хорошо работали…Молодцы!

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Большая книга тайных знаний. Нумерология. Графология. Хиромантия. Астрология. Гадания Шварц Теодор

Написание буквы «д»

Написание буквы «д»

Прописная «Д»

Как ни странно, но так, как на рис. 2.45, букву выводят люди, связанные с искусством; если искусство не является сферой их деятельности, значит, они просто артистичны по натуре и тяготеют ко всему прекрасному и изящному.

Рис. 2.45. Типографская буква «Д»

Некоторые пишут «д» прописную как строчную, направляя вертикальную линию либо вниз (рис. 2.46), либо вверх (рис. 2.47). Скорее всего, основное качество таких людей – простота. Не путайте ее с примитивностью – в данном случае простота трактуется как отсутствие претенциозности и комплексов. Такие люди не станут манерничать или пытаться делать то, чего не умеют. Вы удивитесь, насколько свободно сознание таких людей, и если у них получается занять лидирующую роль в корпоративных или межличностных отношениях, то можно поразиться тому, насколько заразительна их простота. Правда, данная концепция применима только к людям, которые несут в себе позитивное отношение ко всему окружающему, в противном случае можно наткнуться на грубость и конфликтность.

Рис. 2.46. Пишется как строчная, вертикальная линия направлена вниз

Рис. 2.47. Пишется как строчная, вертикальная линия направлена вверх

Рассмотрим классические варианты написания буквы «Д».

Наклонная, дугообразная, тщательно выведенная «Д» (рис. 2.48). Такое написание характерно для людей с высокой самооценкой, порой переходящей в самомнение. Иногда оно может указывать на человека, привыкшего полагаться на чужое мнение, несамостоятельного в своих суждениях. Его попытка показаться оригинальным иногда напоминает банальную грубость.

Рис. 2.48. Тщательно выведенная буква «Д»

Тонкая, узкая, но объемистая, с длинным, завернутым влево штрихом (рис. 2.49). Перед вами человек, страдающий манией величия и высокомерием. Из-за своей глупости и гордости он часто оказывается в проигрыше, но если такие люди все-таки достигают профессиональных вершин, подчиненным приходится несладко, потому что такой шеф всегда постарается обвинить в своих недостатках именно их.

Рис. 2.49. Тонкая «Д» с завернутым штрихом

Запутанная, замкнутая, неразборчивая, но грациозная, иногда даже красивая буква «Д» (рис. 2.50). Так пишут ровные и приветливые… трудоголики. Это кажется забавным, так как на первый взгляд вид буквы напоминает о хаотичности и взбудораженности. Внешность обманчива, не так ли?

Рис. 2.50. Неразборчивая «Д»

Строчная «д»

Буква «д» с вертикальной линией, направленной вверх и слегка закругленной на конце (рис. 2.51). Может быть, у таких людей не все получается в жизни и они не всегда вызывают положительные эмоции при первом знакомстве. Это, как правило, происходит из-за сильного желания произвести хорошее впечатление, что не всегда им удается. Если другие буквы не указывают на наличие откровенно отрицательных черт, отнеситесь к такому человеку с пониманием и закройте глаза на его неловкость – впоследствии вы об этом вряд ли пожалеете.

Рис. 2.51. Строчная «д» с вертикальной линией, направленной вверх

Здесь стоит поостеречься. Такое написание буквы, как на рис. 2.52, свойственно подозрительным, мелочным, хитрым, лживым и эгоистичным людям.

Верхняя черта загибается справа налево, образует петлю и соединяется с другими буквами – перед вами генератор идей. Положительных или отрицательных – вам укажут другие буквы.

Рис. 2.52. Буква «д» с вертикальной линией, направленной вверх, с перечеркнутым вправо хвостом

Буква «д» с петлей, направленной вниз (классическое написание) (рис. 2.53). Это наиболее распространенное написание буквы, поэтому в данном случае следует обратить внимание на длину и размер нижней петли. Чем меньше петля, тем более зависимым является человек. Особенно негативный оттенок это значение приобретает для мужчины, который порой не способен на принятие простых решений, не говоря уже о жизненно важных. Женщина с таким написанием буквы «д» будет идеальной женой для человека, который все привык решать и за себя, и за других, и не терпит возражений.

Рис. 2.53. Классическая строчная «д»

Излишне длинная петля говорит о патологической независимости (либо стремлении к ней). Здесь следует обязательно учитывать значение написания других букв. Если это человек твердый и решительный, обладающий незаурядными способностями и умением выпутываться из любых ситуаций, скорее всего, он может позволить себе быть независимым настолько, насколько хочет.

Буква «д» с петлей, направленной вниз, по манере написания напоминающая латинскую g (рис. 2.54). Такие люди обладают тихим, но неспокойным характером. Прежде чем что-то сделать, они тщательно обдумывают будущий поступок, но если им что-либо приходится не по вкусу, могут взорваться. Им свойственна любознательность, а многим – большие способности. К сожалению, таких людей также отмечает слабое здоровье.

Рис. 2.54. Буква «д» похожа на латинскую g

Так, как на рис. 2.55, букву «д» пишут люди недалекие, с примитивными представлениями о жизни. Если написание буквы такое же, а на конце линия слегка изогнута справа налево, то можно говорить об эгоистичной натуре.

Рис. 2.55. Буква «д» с вертикальной линией, направленной вниз, но не образующей петлю

Из книги Большая книга тайных знаний. Нумерология. Графология. Хиромантия. Астрология. Гадания автора Шварц Теодор

Написание буквы «ж» Графологи довольно редко обращают внимание на эту букву, поэтому толкований вариантов ее написания немного. Основное внимание уделяется написанию соединительных черточек и размеру средней линии.Так, длинная средняя линия (рис. 2.73) указывает на

Из книги автора

Написание буквы «з» Эта буква также не всегда используется в исследовании почерка. Основное внимание направлено на верхнюю петлю (или ее отсутствие) в прописной «З» и нижнюю петлю (или ее отсутствие) в строчной «з».Так, строчная буква «з» с удлиненной нижней частью, но без

Из книги автора

Написание буквы «и» Прописная «И»Начало буквы закруглено и напоминает полуовал (рис. 2.77, 2.78). Люди, так пишущие букву «И», наделены избытком воображения, неординарностью поступков и мышления, настойчивостью, нередко возвышенностью души. Рис. 2.77. Начало буквы

Из книги автора

Написание буквы «й» В написании этой буквы, как и буквы «ё», имеет значение не сама буква, а черточка над ней. Буква «й» дает больше сведений о владельце почерка, когда стоит в середине слова (строчная), нежели в начале (прописная).Черточка со слабым нажимом (рис. 2.85)

Из книги автора

Написание буквы «к» Прописная «К»Буква «К» с нажимом и длинной чертой вниз, вверху замкнутая в виде петли или завернутого внутрь крючка (рис. 2.90). Обычно это свидетельствует о таких чертах характера, как твердость, благоразумие, решительность, но замкнутость и

Из книги автора

Написание буквы «л» Буква «л», как и буквы «ж» и «з», редко подвергается анализу. Принято считать, что она дает мало информации о пишущем человеке. Тем не менее уделим ей некоторое внимание.Чем с большим нажимом она написана (рис. 2.94), тем чувственнее и нежнее человек.

Из книги автора

Написание буквы «м» Различия между написанием прописной и строчной «м» заключаются только в размерах букв, поэтому не будем рассматривать их отдельно. Для анализа вы можете выбрать любую букву «м» – в начале, середине или конце слова.Прямая, без закруглений, вторая линия

Из книги автора

Написание буквы «н» Прописная «Н»Довольно сжато написанная; поперечная черта дугообразная, слегка вытянутая при соединении, в начале буквы сверху и/или снизу небольшой крючок (рис. 2.110, 2.111). Это указывает в первую очередь на такое качество, как робость. Если получается

Из книги автора

Написание буквы «о» Прописная «О»Буква похожа на незамкнутый овал с опускающейся в середину чертой (рис. 2.117). Такое небрежное написание буквы указывает на деятельных, быстрых людей. Избыток их энергии часто означает излишнюю поспешность, но в целом написание буквы «О»

Из книги автора

Написание буквы «п» Прописная «П»Наибольшее значение при написании буквы «п» имеет нажим.Тонкие линии, выведенные со слабым нажимом и небольшим закруглением (рис. 2.128). Такое написание говорит о слабохарактерности, восприимчивости и мнительности. Рис. 2.128. Буква

Из книги автора

Написание буквы «р» Это одна из самых интересных букв для графологии. Считается, что это один из первых звуков, которые научился произносить человек. Он служил предупреждением об опасности или знаком угрозы. У этой буквы множество функциональных предназначений. Недаром

Из книги автора

Написание буквы «с» Наклонная буква «с» с нажимом посередине, без украшений (рис. 2.139) свойственна почерку резких и суровых людей. Часто так пишут скептические, не склонные к сентиментальности и эмоциональности люди. Рис. 2.139. Наклонная, без украшений буква «с»С маленьким

Из книги автора

Написание буквы «т» Прописная «Т»Две первые палочки сливаются вместе, а верхний росчерк сильно отделен и направлен вверх (рис. 2.143). Такое написание указывает на отзывчивого, религиозного, милосердного человека. Рис. 2.143. Две первые палочки сливаются вместе, а верхний

Из книги автора

Написание буквы «у» Прописная «У»Отчетливая, с закруглением, внизу незакрытая, начальный штрих очень тонкий, иногда почти незаметный (рис. 2.150). Такие люди умозрительны, любознательны, их отличает любовь к изящному. Рис. 2.150. Отчетливая, с несильным нажимомС легким

Из книги автора

Написание буквы «ц» По сути, буква «ц» по своему написанию напоминает букву «и» с петелькой в нижней правой части. Поэтому в некоторой степени ее анализ совпадает с анализом буквы «и». С другой стороны, очень часто рисование петельки совпадает со строчными буквами «у» и

Из книги автора

Написание буквы «ш» Основное значение при написании этой буквы имеют темп написания и округлость составляющих ее элементов.Буква «ш» с большим начальным крючком, все элементы одинаково ровные, внизу закругленные, без подчеркивания (рис. 2.164). Такое написание указывает

Тема: Письмо заглавной буквы «Д».

Тип урока: Урок объяснения нового материала.

Выполнил учитель начальных классов

ГОУ СОШ № 1254

Сергеева Елена Анатольевна

ТЕМА УРОКА: ПИСЬМО ЗАГЛАВНОЙ БУКВЫ Д

ЦЕЛИ УРОКА:

1 .Научить правильно писать заглавную букву Д, а также слоги и слова с этой буквой.

2. Развивать фонетический слух детей.

3.Тренировать в нахождении «опасных мест» среди гласных и согласных, парных по глухости - звонкости.

4.Формировать графические умения.

5.Развивать речь детей, внимание и познавательный интерес.

Оборудование:

1.Пропись Мой алфавит

2.Таблица-алгоритм: « Как правильно писать под диктовку».

3.Таблица: « Опасные при письме места».

4.Таблица-алгоритм: « Как правильно списывать».

5. Схемы обозначения «опасных» при письме мест.

План урока:

    Организационный момент. 1 мин.

    Повторение пройденного. 2 мин.

    Знакомство с написанием заглавной буквы Д. 5 мин.

    Пальчиковая гимнастика. 1 мин.

    Письмо слов с буквой Д. 6 мин.

    Физкультминутка. 2 мин.

    Упражнение на узнавание признака «опасного места» для согласных. 6 мин.

    Работа над предложением. 10 мин.

    Итог урока. 2 мин

Ход урока.

1. Организационный момент.

Дятел жил в дупле пустом,

Дуб долбил как долотом.

День долбил, два долбил-

Дырку в дубе он пробил.

У. Какой звук часто повторяется в стихотворение?

Д. Звук д.

У. Какой буквой на письме вы обозначите этот звук?

Д. Буквой Д, д

2. Повторение написания строчной д.

У. С написанием какой буквы мы познакомились вчера на уроке?

Д. Мы учились писать строчную букву д.

Графический анализ буквы. Игра «Собери букву».

У. Из каких элементов состоит строчная буква д? Выбери необходимые

элементы и составь букву.

Дети выбирают маленький овал и палочку с петелькой внизу. Показывают

направление движения по букве для правильного ее написания.

Письмо «островками» строчной буквы д в прописи.

Постановка учебной задачи.

Сегодня на уроке мы научимся писать заглавную букву Д и использовать ее в записи слов.

У. Сначала давайте решим, для чего нам необходима заглавная буква?

Д. Начало предложения пишем с заглавной буквы.

Имена собственные пишутся с заглавной буквы.

Не оставим без вниманья

Ни единого названья

Рек, морей и городов,

Стран, озер и островов

И названий звезд, планет

Без заглавной буквы нет.

Дети делают вывод: оказывается, без заглавной буквы мы просто не

обойдемся.

3. Знакомство с написанием заглавной буквы Д по следующей схеме.

1. Сравнение письменной и печатной буквы Д Сравнение заглавной буквы и строчной Д. Графический анализ букв.

У.Из каких элементов состоит буква?

Д. Наклонная линия с лежачей петлей

Полуовал

Соединительный элемент

Показ написания буквы учителем на доске с комментированием.

Используется прием вписывания буквы в овал.

Письмо буквы «в воздухе» на ладошке пальцем.

Письмо по стрелке. Дети обводят образец вверху страницы с помощью направления стрелки.

Упражнение в написании буквы. Обведение образцов бледного шрифта в прописи.

2. Письмо буквы Д «островками» соблюдение наклона. Самостоятельное письмо на следующей строке.

У. Сравни самостоятельно написанные буквы с образцом и подчеркни лучшую букву.

3. Упражнение в написании слогов с буквой Д, Отработка соединений заглавной буквы Д с другими буквами.

Обведение образцов бледного шрифта. Выявление вида соединения в слогах.

Самостоятельное письмо на следующей строке.

Сравнение самостоятельно написанных слогов с образцом.

Подчеркивание лучшего слога.

    Пальчиковая гимнастика.

5. Письмо слов с буквой Д.

1. Обведение слогов и дописывание их до целых слов.

Д. Обвожу слог Де и дописываю слог- нис, получаю слово Денис.

У. Спишите это слово на следующую строчку самостоятельно.

Как будете действовать?

Д. Действую по алгоритму:

    Читаю слово.

    Выделяю опасные места.

    Читаю вслух, как написано, стараюсь запомнить опасные места.

    Пишу, диктуя себе.

    Прочитаю по слогам, проверю написанное, обозначу «опасные» места.

Подобная работа ведется с каждым словом. Ведущий ученик проговаривает каждый свой шаг.

У. Прочитайте написанные слова. Что вы можете сказать о них?

Д. Это имена собственные. Эти слова обозначают имена людей и название рек. Поэтому, в записи этих слов мы использовали заглавную букву.

2. Сопоставление заглавной и строчной букв Д..

Игра « Угадай и докажи».

Работа в парах.

Вставь в слова скороговорки первые буквы. Подумай! Где необходима Д или д?

Дети, работая в парах, вставляют нужную букву. После этого читают, что у них получилось и доказывают, почему вставили букву Д или д.

Д. В слово Дед вставляю заглавную букву Д, потому что это начало предложения. В слово Данила вставляю заглавную букву Д, потому что это имя собственное и т. д.

У. Прочитайте скороговорку и проговорите ее четко и быстро.

У. Раздели слова на слоги и подчеркни «опасные места».

Д. В слове Дед один слог, парный согласный звук д на конце слова для нас опасен. В слове Данила три слога, ударение падает на гласный звук и , безударные гласные звуки а. Гласный в первом слоге находится в «опасном» месте, т. к слышим звук о, гласный в третьем слоге тоже «опасен», слышим звук о, т. д..

    Физкультминутка.

    Упражнение на узнавание признака «опасного места» для согласных.

У. Прочитай слова с окошками, произнося звуки т или д.

Назовите признаки «опасных» мест для парных согласных.

Д. Если парная согласная стоит на конце слова или в середине слова перед парной согласной, то она для нас опасна, мы ей доверять не будем.

У. Прочитайте слова с «опасным» местом. Вставьте пропущенную букву.

Д. Свет, водный, палатка, лодка, плот.

У. Подчеркните «опасные» места.

У. Вставьте пропущенные буквы в слова, в которых согласная находится в «безопасном» месте.

Д. Это слова: вода, воздух.

Дети делают вывод: в некоторых словах слышим и пишем одинаково, а в других словах по-разному, звук и буква - расходятся. В словах: вода, воздух звук [д] озвончился гласным звуком, поэтому, что слышим то и пишем. В остальных словах озвончения или оглушения согласного не произошло, поэтому согласному звуку доверять не будем.

Работа по вариантам:

  1. вариант - выписывает 2 слова с «опасным местом» для парного согласного д.

    вариант - выписывает 2 слова с «опасным местом» для парного согласного т.

После выполнения работы проводится проверка написанного. Подчеркни в списанных словах «опасные места» парные согласные и безударные гласные

8. Работа над предложением.

1.Групповая работа.

Дети делятся на три группы. Каждой необходимо составить из слов пословицу.

    Всякому мила родная сторона.

    Дома и стены помогают.

    Каждому свой край сладок.

После составления пословиц, каждая группа объясняет ее смысл.

2. Чтение одной из пословиц по бледному шрифту в прописи.

3.Работа над пословицей по алгоритму.

У. Вспомните алгоритм, который поможет вам правильно записать предложение

Д. -Прочитаю, чтобы понять.

Обозначаю «опасные» места.

Читаю вслух, как написано, стараюсь запомнить «опасные» места.

Не глядя на предложение, повторяю, как только что говорили.

Пишу, диктуя себе.

Прочитаю по слогам, проверю написанное, обозначу «опасные» места

Проговаривая алгоритм, дети выполняют каждый его шаг. После этого записывают предложение на свободной строчке и выполняют проверку написанного самостоятельно.

9. Итог урока.

У. Чему мы учились на уроке?

Что нужно помнить при письме парных согласных на конце и в середине слова?

Используя, сигнальный светофор, скажите: кому на уроке было легко? Кто испытывал затруднения при выполнении заданий?

Кому совсем трудно было на уроке и нуждался в постоянной помощи товарищей?

Какие трудности вы испытали на уроке?

СТРОЧНАЯ БУКВА д.

Педагогическая цель: создать условия для формирования умения писать строчную буквы д ; содействовать развитию моторики, фонематического слуха; способствовать воспитанию аккуратности

Тип урока: решение учебной задачи

Планируемые результаты(предметные): сравнивают печатную и письменную буквы; выполняют слого-звуковой анализ слов со звуком [д]; обводят элементы буквы д безотрывно; воспроизводят форму изучаемой буквы и ее соединения с другой буквой по алгоритму; списывают без ошибок с печатного шрифта; дополняют предложения, данные в прописи.

Личностные результаты: уясняют мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: формулируют учебную задачу и осуществляют ее решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий.

Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; логические – осуществляют сравнение букв по заданным критериям; выполняют слого-звуковой анализ слов.

Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог.

Основное содержание темы, понятия и термины

Строчная буква д , звук [д], печатная и письменная буквы, слого-звуковой анализ слов, заглавная буква в именах собственных

Авторские комментарии: материал данного урока можно использовать на уроках обучения грамоте по любому УМК. На уроке используются «Чудо-прописи» В.А.Илюхиной. При разработке урока использовано методическое пособие к «Чудо-прописям» В.А.Илюхиной.

ХОД УРОКА

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Эмоциональный настрой.

Быть должны всегда в порядке:
Ручки, книжки и тетрадки.
А девиз у нас такой:
«Все, что надо, - под рукой!»

    СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ГЛАВНОЙ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОК А.

1. И г р а «Звук заблудился».

1. Мама с б очками ( д очками) пошла

По дороге вдоль села.

2. На поляне весной

Вырос з уб ( д уб) молодой.

3. Сели в ло ж ку (ло д ку) и – айда!

По реке туда-сюда.

Что объединяет слова-отгадки?

Какие звуки заблудились?

Дайте характеристику этому звуку.

Какой буквой обозначаются эти звуки?

Как вы думаете, какую букву мы будем учиться писать?

Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Строчная буква д)

Отталкиваясь от темы, сформулируйте главную цель и задачи урока.

Используйте для этого написанные на доске фразы: НАУЧИМСЯ

Писать строчную букву…( д)

Проговаривать алгоритм …( строчной буквы д)

Соединять …( соединять букву Д с другими буквами)

Писать слова … (с новой буквой)

Играть …

(Главная цель - научиться красиво писать строчную букву)

Задачи урока - научиться соединять букву Д с другими буквами, писать слова с новой буквой. Играть в игры.

Умницы!

2. Работа в прописи.

Откройте чудо пропись

Прочитайте слово над схемой « дикобраз ». Соотносим его со схемой:

Сколько букв, звуков, слогов.

Выделите ударение.

Изобразите в цвете звуковую схему слова дикобраз.

Один ученик работает у доски, остальные - в прописях

Назовите первый звук в слове дикобраз.

Дайте полную характеристику звуку [Д].

IV. САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ПИСЬМА.

Проверим правила посадки за столом во время письма.

Правила обращения с ручкой.

С целью повторить правила посадки, умение держать ручку, правильно располагать пропись на парте, умение правильно передвигать ручку вдоль строки. ( Дети называют правила и контролируют себя).

V. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

ЗДРАВСТВУЙ!

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю
Всех я вас приветствую!

(Пальцами правой руки по очереди "здороваться" с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками).

VI. РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.

    ПРОБНЫЙ АНАЛИЗ НАПИСАНИЯ БУКВЫ д.

Посмотрите на экран.

Внимательно рассмотрите письменную строчную букву д .

Какие знакомые элементы вы увидели?

У каких букв есть такие знакомые элементы? (а, и, у,)

Молодцы!

А теперь попробуйте сами проговорить, как пишется строчная буква д .

(Дети дают словесное описание строчной буквы д )

Ставим ручку на 1/3 сверху в рабочей строке, уходим влевовверх, задерживаемся на строке (можно говорить пишем крышечку) и опускаемся по наклонной линии вниз, качалочка, крючокдо середины, две части соединяем секретом, по секрету длинная наклонная линия вниз (не доходя 1/3 в нижней дополнительной строке), петелька, перехлест на нижней линеечке рабочей строки, крючок до середины (петелька по ширине должна быть на 1/3 , чем ширина буквы, в средней ее части выписывается секрет, т. е. присутствует параллельность).

С 1/3 влево вверх, крышечка, опускаемся, качалочка, крючок до середины, секрет, по секрету длинная наклонная вниз, петелька, крючок до середины.

2. ПИСЬМО ДВУХ БУКВ ПО ТОЧКАМ ПОД ДИКТОВКУ УЧИТЕЛЯ.

- Дети записывают под диктовку 2 буквы по точкам.

Допишите строчку до конца.

3 . САМОАНАЛИЗ НАПИСАННОГО.

Самые удачные, на ваш взгляд, буквы подчеркните.

Отметьте "шалашик», "гнездышко»

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветер тише, тише (ручками по полу)
Деревцо все выше, выше (потянуться вверх)

VII. ПИСЬМО БУКВОСОЧЕТАНИЙ.

(Разбор всех приемов соединений анализируются и записываются (ди,дл,де,дв).

Прочитайте буквосочетания

На какие группы можно разделить данные буквосочетания?

Прочитайте открытые слоги. Выбор обоснуйте.

Прочитайте закрытые слоги. Выбор обоснуйте.

Докажите, что буквосочетание д в, дл не является слогом.

VIII. ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

1. Часто поморгайте несколько раз. Закройте глаза и спокойно сосчитайте до 5.

Повторите упражнение 4 раза.

2. Крепко зажмурьте глаза, сосчитайте до 3. Затем откройте глаза и посмотрите вдаль, считайте до 5.

Повторите упражнение 4 раза.

3. Вытяните правую руку вперед. Медленно двигайте указательным пальцем влево вправо и следите за ним взглядом. Голову держите неподвижно.

Повторите упражнение 4 раза.

IX. ПИСЬМО СЛОВ С БУКВОЙ Д.

Проводим орфографический разбор слов: водолаз, подводный, водопад. Списываем слова и комментируем их (...пишу во, гласная о...). После записи слов устанавливаем, что в словах есть общая часть и что они близки по смыслу.

Прочитайте слова. Эти слова родственные. Они близкие по смыслу. И образовались они от слова вода. У них есть общая одинаковая часть. Давайте её найдём.

Поставьте ударение. Обозначьте ошибкоопасное место красным карандашом.

Подчеркните безударные гласные.

Пропишите красиво, учитывая наклон букв, параллельность элементов, правильно соединяя элементы.

Разделите на слоги. Сколько слогов?

Сравните свою работу с образцом в прописи.

Самое удачное, на ваш взгляд, слово подчеркните простым карандашом.

Разбор анаграммы: дома (мода); дорога (города); кабан (банка); дог (год) .

Из букв слова дома составьте новое слово.

Запишите самостоятельно, правильно выполняя соединения.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

На уроке буквы пишем, от старанья еле дышим
Раз, два, раз, два наклонилась голова.
Мы немножечко устали, но писать не перестали
Раз, два, раз, два буква первая видна.
Отдохнув, начнем все то же, Гном секретик нам поможет
Раз, два, раз, два пишем буквы кружева.

Скороговорка.

На дворе трава, на траве дрова,

Не руби дрова на траве двора.

Переписываем скороговорку на чистые строки , сохраняя ширину букв, расстояние между словами.

Разделите каждое слово на слоги, поставьте ударение, выделите ошибкоопасные места.

Дорогие ребята! Я рада, как вы научились красиво писать слова с новой буквой. Умнички!

Поупражняемся в написании изученных строчных букв по образцу в соединении друг с другом.

XI. ИТОГ УРОКА.

Какую букву научились писать?

Какие звуки она обозначает?

Назовите алгоритм написания строчной буквы д .

XII.РЕФЛЕКСИЯ.

Что было самым трудным на уроке?

Что нужно посоветовать своему другу, однокласснику, чтобы преодолеть трудности?

Спасибо. Урок окончен.

Что знаете о предложении?

(Предложение состоит из слов. В предложении выражается законченная мысль. На письме начало предложения обозначается большой буквой, а конец точкой, восклицательным или вопросительным знаком. Слова записываются отдельно друг от друга. Имена собственные пишутся с большой буквы.)

Санитарно-гигиенический аспект обучения письму.

Для овладения графическим навыком очень важен санитарно-гигиенический аспект деятельности учащихся, дети должны держать в сознании до 15 мелких задач, в первую очередь учитель должен держать в поле зрения на любом уроке выполнение учащимися этого аспекта.

Санитарно - гигиенические правила следующие:

1 Посадка на стуле.

2 Положение корпуса (спина).

З Положение ног (обязательно иметь точку опоры).

4 Расстояние между краем стола и грудью (ширина ладони)

5 Расстояние от глаз до тетради (25-ЗО см).

6 Положение рук на столе относительно корпуса: по отношению друг

к другу они образуют прямой угол.

7 Положение правой руки на столе: локоть свисает с края своей

косточкой, т.е. на 1-2 см.

8 Положение левой руки: при письме в верхней части листа ладонью

поддерживаем снизу, при письме в нижней части – сверху.

9 Положение тетради на столе: тетрадь лежит с наклоном, письмо

осуществляем перпендикулярно краю стола, а наклон в тетради

происходит благодаря её положению.

10 Плечи при письме удерживаются на одном уровне.

11 Голова не должна быть сильно наклонена влево или вправо.

12 Туловище должно находиться в расслабленном состоянии.

13 Правильное распределение усилия на ручку и ручкой на тетрадь.

I4 Положение ручки в руке, верхний её конец обязательно должен

быть направлен в плечо.

15 Буквы на строке располагаются по направлению к середине груди.

Каждая из этих задач также влияет на состояние здоровья школьника.

gastroguru © 2017