Самообразование воспитателя «Дидактическая игра как форма развития детей дошкольного возраста. Тема по самообразование "Использование дидактических игрдля развития речи у детей старшего дошкольного возраста." Самообразование дидактическая игра как форма о

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательные учреждение

«Детский сад №117 комбинированного вида»

Ново-Савиновского района города Казань

Перспективный план работы по самообразованию

Выполнила: воспитатель Саетова М.В.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В.А.Сухомлинский

Тема самообразования:

«Дидактические игры в обучении детей основам математики»

Изучение и анализ эффективности использования дидактических игр в процессе формирования математических знаний дошкольника.

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

Развивать эмоциональной отзывчивости детей через дидактические игры

Формировать систему математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей каждой возрастной группы.

Формировать приемы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации).

Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы.

Развивать мелкую моторику и зрительно - двигательную координацию.

Этапы реализации программы:

I этап - аналитический 01.02.2019 г.-01.05.2019 г.

II этап - диагностический 2019-2021г.

III этап - организационный 2019 г.

IV этап - коррекционно-развивающий 2019-2021г.

V этап - итоговый, диагностический 2021г.

Цель самообразования по теме:

Изучение актуальности использования дидактических игр в обучении дошкольников основам математики.

Задачи самообразования по теме:

1. Активно воздействовать на всестороннее развитие детей.

2. Обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать). Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.

3. Формировать базисные математические представления, речевые умения.

Этапы разработки:

I этап – аналитический

Цель: Провести анализ ситуации по теме «дидактические игры в обучении детей основам математики. » Определить цели и задачи работы с детьми, педагогами и родителями.

II этап - диагностический

Цель: изучить уровень развития по элементарным математическим представлением детей, наметить пути коррекционной поддержки.

III этап - организационный

Цель: разработать план коррекционно-развивающих и профилактических мероприятий с детьми.

IV этап - коррекционный

Цель: внедрить в образовательный процесс дидактические игры.

V этап- итоговый, диагностический

Цель: обобщить опыт и результат работы по теме «дидактические игры в обучении детей основам математики.

Литература по теме самообразования:

2. З.А.Михайлова, Э.Н.Иоффе. Математика от трех до семи: учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов – СПб: Детство-Пресс, 2009

5. С.Бантикова. Геометрические игры //Дошкольное воспитание - 2006 - №1 - с.60-66

8. А.В.Белошистая. Занятия по развитию математических способностей детей 4- 5 лет – М.: ГИЦ, 2005

9. Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая. Логика и математика для дошкольников – СПб.: ТОО "Акцент", 1997

10. А.К.Бондаренко. Дидактические игры в детском саду – М.: Просвещение, 1991.

11. Л.А.Венгер. Воспитание сенсорной культуры ребёнка – М.: Просвещение, 1988 5

12. От рождения до школы: программа / под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

13. Л.С.Метлина. Математика в детском саду: пособие для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1984

14. Ф.Н.Блехер. Дидактические игры: пособие для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1948.

15. Е.Н.Панова. Дидактические игры – занятия в ДОУ – Воронеж: ТЦ "Учитель", 2007.

16. М.А.Беженова. Веселая математика – Донецк: Сталкер, 2000.

Интернет-ресурсы:

Международный русскоязычный социальный образовательный Интернет-проект «Социальная сеть работников дошкольного образования» http://smonews.ru/social-network-preschool-education

Сайт работников дошкольного образования «Мой детский сад» http://www.ivalex.vistcom.ru/zanatia.htm

Сайт для педагогов дошкольного образования «Воспитатель» http://vospitatel.com.ua/

Сеть творческих учителей (Дошкольное воспитание и образование) http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2211&tmpl=com

Практический выход:

Подготовка и проведение игрового занятия по математике «Путешествие на паровозике»

Открытое занятие для педагогов МБДОУ детского сада №117 «Росинка»

2019 год

Подготовка и проведение мастер-класса по теме: «Первые шаги в математике»

Мастер-класс для педагогов МБДОУ детского сада №117 «Росинка»

2019 год

Доклад по теме: «Формирование математических способностей у дошкольников. Способы и формы работы»

2020 год

Подготовка доклада по теме: «Влияние дидактической игры на математическое развитие ребенка»

2019 год

Пополнение картотеки по ФЭМП:

Презентаций

Картотеки игр

Картотека презентаций по ФЭМП и картотека игр по ФЭМП

2018, 2021

Оформление папок-передвижек:

-«Математика вокруг нас»;

-«По дороге к математике»

-«Математика в жизни ребенка»

-«Жизнь – нашего кружка» (фотоотчет)

-«Математические игры» (фотообзор)

Папки-передвижки

2018- 2021

Оформление сборника консультаций для родителей по темам:

Математика дома;

Развитие представлений о цвете, форме, величине посредством развивающих игр.

Развитие математических способностей у дошкольников.

Роль дидактических игр в процессе фэмп у детей дошкольного возраста.

Дидактическая игра в жизни ребенка.

Яркие и интересные игры.

Сборник консультаций для родителей

2018- 2021

Подготовка и проведение занятия по теме: «В гости к зайчику», средняя группа

2019 год

Подготовка и проведение занятия по теме: «Математический КВН»

Открытое занятие для родителей

2020 год

Обобщение опыта работы по теме: «Дидактические игры в обучении детей основам математики».

Выступление на педагогическом совете МБДОУ детского сада №117 «Росинка»

2020 год

Подготовка доклада по теме: «Математическое образование в семье»

Выступление на родительском собрании группы

2019 год

Подготовка доклада по теме: «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр»

Выступление на родительском собрании группы

2020 год

Подготовка доклада по теме «Подготовка детей к обучению в школе средствами занимательной математики».

Выступление на родительском собрании группы

2021 год

Изучение передового опыта:

Изучение практического опыта работы воспитателей МБДОУ детского сада №117 «Росинка»

1. Посещение занятий по формированию элементарных математических представлений

2018-2021, ежегодно по 4 занятия

2. Посещение внеклассных мероприятий по ФЭМП

2018-2021, ежегодно по 1 занятию

Изучение опыта работы воспитателей ДОО по теме самообразования

2018-2021

Ожидаемые результаты:

Развитие у детей:

Интереса к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;

Образного и логического мышления, умения воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять;

Произвольного внимания, умения использовать приемы мнемотехники;

Способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и т. д.;

Стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Направления работы

Год

2019-2020

1. От рождения до школы: программа / под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

2. М.А.Беженова. Веселая математика – Донецк: Сталкер, 2000.

3. Б.Н.Панова. Дидактические игры – занятия в ДОУ – Воронеж: ТЦ "Учитель", 2007.

4. Ф.Н.Блехер. Дидактические игры: пособие для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1948.

5. Л.С.Метлина. Математика в детском саду: пособие для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1984

6. А Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая. Логика и математика для дошкольников –СПб.: ТОО "Акцент", 1997

7. Л.А.Венгер. Воспитание сенсорной культуры ребёнка – М.: Просвещение, 1988

8. А.К.Бондаренко. Дидактические игры в детском саду – М.: Просвещение, 1991.

9. Интернет ресурсы

Формирование Портфолио педагога.

2019-2021

Обобщение собственной практической деятельности, участие на педагогических семинарах, конкурсах, практикумах.

Разработать комплекс занятий и игр по теме «дидактические игры в обучении детей основам математики»

2019 год

2018-2021

2019 год

2020 год

Проведение открытого игрового занятия по математике «Путешествие на паровозике»

(для педагогов);

Оформление сборника консультаций для родителей по темам:

Математика – это интересно;

Математика дома;

Развитие представлений о цвете, форме, величине посредством развивающих игр.

Развитие математических способностей у дошкольников.

Роль дидактических игр в процессе фэмп у детей дошкольного возраста.

Дидактическая игра в жизни ребенка.

Яркие и интересные игры.

Проведение открытого занятия по теме: «В гости к зайчику», средняя группа (для родителей).

«Путешествие на паровозике» (для педагогов)

Проведение открытого занятия по теме: «Математический КВН» (для родителей).

Пополнение предметно-развивающей среды в группе.

2019-2021

Работа над созданием методических папок.

2018-2021

Подбор материала по темам.

Подбор комплекса диагностических методик

2018-2021

по темам:

ориентировка в пространстве

логическое мышление

цифры и числа

геометрические фигуры

Изучение, анализ литера- туры по теме самообразования.

2020-2021

Изучить литературу по данной теме:

1. Л.Ф.Тихоморова, А.В.Басов. Развитие логического мышления детей – Ярославль: ТОО "Академия развития", 1996

2. З.А.Михайлова, Э.Н.Иоффе. Математика от трех до семи: учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов – СПб: Детство- Пресс, 2009

3. З.А.Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников – М.: Просвещение, 1987

4. А.А.Смоленцева. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием – М.: Просвещение, 1987

5 . С.Бантикова. Геометрические игры //Дошкольное воспитание - 2006 - №1 - с.60-66.

6. Л.Н.Литвинов. История дошкольной педагогики – М.: Просвещение, 1989.

7. Дошкольная педагогика / Под ред. В. И.Логиновой, Т. Г.Саморуковой. - М.: Просвещение, 1983

8. А.В.Белошистая. Занятия по развитию математических способностей детей 4-5 лет – М.: ГИЦ, 2005

9. Интернет ресурсы

Подготовка и проведение мастер-класса

2019 год

Проведение мастер-класса

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Нововасюганский детский сад №23»

Отчет по самообразованию

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста.

Материал подготовила:

Михеева Л.П. – педагог-психолог

Дата: 2016 - 2017 учебный год
с. Новый Васюган

Без игры нет и не может быть полноценного

умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое

в духовный мир ребёнка вливается живительный

поток представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости

и любознательности.

(В.А.Сухомлинский)

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе.

Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие.

На этапе раннего возраста ознакомление со свойствами предметов играет определенную роль. Правильная ориентировка детей в окружающем может

быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы и цвета предметов, внимания, так как это позволяет научить адекватно, воспринимать предметы, выделять основные признаки и свойства. Но многочисленные исследования педагогики и психологии показывают, что восприятие у детей носит неполный, неточный, фрагментарный и нецеленаправленный характер.

У детей существует недостаточность в овладении сенсорными эталонами (форма, цвет, величина, структура поверхности, характеристика запахов, звуков и др.). Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.

Игра - ведущий метод воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) должен осуществляться и при сенсорном развитии.

Сенсорному развитию детей уделили особое место в своих исследованиях такие педагоги как Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, Э.Г. Пилюгина, А.П. Усова.

Цель: повысить свое профессиональное мастерство в сенсорном развитии детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Изучить особенности, содержание и задачи развития сенсорной сферы детей дошкольного возраста.

2. Проанализировать возможности использования дидактических игр для сенсорного развития детей дошкольного возраста.

3. Создать комплекс дидактических игр по формированию сенсорных эталонов дошкольников.

Перспективный план работы на 2016-2017уч.г.


Содержание работы

Сроки

Предполагаемый результат

Теоретический этап

1.Изучение методической литературы:

Э.Г. Пилюгина, «Занятия по сенсорному воспитанию » - М.: «Просвещение», 1983;
Ю.М.Хохрякова, «Сенсорное воспитание детей раннего возраста»: Учеб. метод. пособие. - М.: ТЦ Сфера,2014
Авт.сост. Е.А.Бондаренко, «Развивающие игры для детей от года до трех лет»: М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2003 и т.д.
2.Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду»,

«Обруч» и т.д.
3.Прохождение курсов повышения квалификации.
4.Посещение семинаров.
5.Посещение открытых мероприятий.


В течение года

В течение года
Октябрь 2016г.

По мере проведения
По мере проведения


Овладение технологиями сенсорного развития детей

Повышение квалификации,

обогащение педагогического опыта по сенсорному развитию


Практический этап

1.Разработка и оформление картотеки игр по сенсорному воспитанию.
2. Разработать пособия для дидактических игр и упражнений

3.Изготовление материала на развитие тактильных ощущений.

4.Изготовление пособия на закрепление понятия формы.

5.Изготовление пособия на закрепления понятия величины.

6.Изготовление пособий на закрепление цвета.

7. Мониторинг 2 раза в год (сентябрь, май).


Ноябрь – апрель 2016-2017уч.г.
В течение года

В течение года
В течение года
В течение года

В течение года


Картотека

Бусы, юрки, мягкие игрушки, киндер-сувениры, цветные резинки и пр.
«Чудесный мешочек»,

«Определи на ощупь»,

«Урожай фруктов»,

«Узнай фигуру»,

«Найди пару»
«Найди предмет указанной формы»,

«Из каких фигур состоит?», «Дорисуй гусеницу»,

«Какая фигура лишняя?»
«Найди и исправь ошибки»,

«Самая длинная, самая короткая»,

«Разноцветные бусы»,

«Укрась картинку по замыслу»

«Какого цвета не стало?»,

«Какого цвета предмет?»,

«Собери бусы»,

«Какие цвета использованы?»,

«Волшебные прищепки»


Работа с родителями:
1.Изготовление пособий и материалов по теме: «Сенсорное развитие детей через дидактические игры»
2.Консультация для родителей на тему: «Сенсорное развитие детей ОВЗ через дидактические игры»
3.Оформление стендов

4.Оформление папок передвижек, буклетов

5. Анкетирование

В течение года

В течение года

Январь 2017г.

В течение года

Сентябрь, май 2017г.

Картинки, материал, дидактические пособия
Повышение уровня педагогической компетентности родителей
Стенд: «Сенсорное развитие детей через дидактические игры»
Информирование:

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений;

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы;

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины;

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета
Выявление интересов знаний родителей о сенсорном развитии


Работа со специалистами:

Февраль 2017г.

Консультация по теме:

«Как помочь ребенку в сенсорном развитии»


Заключительный этап

Отчет о проделанной работе по самообразованию предоставление педагогического опыта по плану самообразования по заданной теме

Апрель
Май

Обмен опытом в ДОУ на МО
Отчет о проделанной работе

  1. Анализ теоретического этапа.
В младшем дошкольном возрасте ребенок делает качественный скачок в своем психическом развитии. К началу этого периода у него сформировались такие познавательные процессы, как ощущения, непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие. В процессе действия с предметами он накопил опыт, словарный запас, он понимает обращенную к нему речь. Благодаря этим достижениям младший дошкольник начинает активно осваивать окружающий его мир, и в процессе этого освоения формируется

восприятие .

Развитие восприятия в разные периоды имеет свои особенности. В раннем детстве восприятие остается очень несовершенным. Ребенок не может последовательно осмотреть предмет и выделить разные его стороны. Восприятие дошкольника носит предметный характер, то есть все свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина – не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету. При восприятии он видит не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете .

Сенсорное развитие в дошкольном периоде – это совершенствование ощущений, восприятий, наглядных представлений. В этом возрасте у детей снижаются пороги ощущений, повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса предметов.

В результате сенсорного развития дошкольник овладевает перцептивными действиями, основная функция которых заключается в обследовании объектов и вычленении в них наиболее характерных свойств, а также в усвоении сенсорных эталонов, общепринятых образцов чувственных свойств и отношений предметов. Наиболее доступными для дошкольника сенсорными эталонами являются геометрические формы (квадрат, треугольник, круг) и цвета спектра. Сенсорные процессы развиваются не изолированно, а в контексте комплексной деятельности ребенка и зависят от условий и характера этой деятельности.

Включение ребенка в доступные ему виды деятельности способствуют ускорению развития восприятия, но если эта активность не организована целесообразно и не направлена специально на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и к концу дошкольного периода может быть не организован в систему, иметь пробелы в представлениях ребенка о ряде свойств предметов. Незавершенность в развитии процесса восприятия задержит развитие других познавательных процессов.

Таким образом, в дошкольном возрасте у детей должны сформироваться сенсорные этапы – устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами.

игр для сенсорного развития детей дошкольного возраста.

Игра – это особый вид деятельности дошкольников, а так же средство для умственного и нравственного развития и воспитания. Именно в игре со сверстниками или старшими детьми воспитанники обогащают друг друга новыми знаниями, учатся считаться с требованиями других ребят, развивают свою речь, обогащая словарь. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей .

По мнению В.Н. Аванесовой, в образовательной деятельности, важная роль должна принадлежать дидактическим играм, так как она выступает своеобразной игровой формой занятия и проводится со всеми детьми организованно в часы занятий; и в повседневной жизни, в часы самостоятельной игровой деятельности.

Дидактические игры могут выполнять еще одну функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей:

1-й уровень: хаотичные пробы и ошибки;

2-й уровень: целенаправленные пробы;

3-й уровень: безошибочно подбирает детали.

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры занятия и дидактические или автодидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к образовательной деятельности использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснением, показом.

В каждой дидактической игре должно быть предоставлено развернутое игровое действие. По мнению группы педагогов, дидактическая игра становиться игрой благодаря наличию в ней разных игровых моментов: ожидания и неожиданности, элементов загадки, движения, соревнования, распределения ролей.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность осознана на осознании этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если эти правила детьми усвоены. Роль взрослого заключается в том, чтобы у детей было в запасе много таких игр, в которые они играют сами, если интерес к игре пропадает, то необходимо позаботится об усложнении игр, расширении их вариативности. Исследователями в области игры выделена ее структура: дидактическая задача, игровые правила, игровые действия .

В педагогической литературе встречается несколько классификаций дидактических игр: по игровому действию и правилам, по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя. Традиционно все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

Игры с предметами. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуются использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным признакам, свойствам, находят алгоритмы в суждениях и др.

А.Н. Аванесова, исходя из опыта сенсорного воспитания, приводит следующие виды дидактических игр по игровому действию:

1.Игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: подбирать, складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать и т.п.

2.Игры с прятанием и поиском. Основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов, их поиску и нахождению.

3.Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью: «Узнай», «Отгадай», «Что здесь?», «Что изменилось?».

4.Сюжетно-ролевые дидактические игры, игровое действие которых заключается в изображении различных жизненных ситуаций, в выполнении ролей взрослых: продавца, покупателя, почтальона – или животных: волка, гусей и т.д.

5.Игры-соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь игрового результата, выиграть: «Кто первый», «Кто быстрее», «Кто больше».

6.Игры в фанты или игры в запретный «штрафной» предмет (картинку) или его свойство (например, цвет), связанные с интересными игровыми моментами – избавиться от ненужного, сбросить карту, удержаться, не потребовать себе штрафной предмет или картинку, не сказать запретного слова.

Полученные детьми знания о цвете способствуют сенсорному и умственному развитию. Используя эти знания как эталоны, как средство познания предметов, дети начинают лучше и быстрее, осознаннее и точнее ориентироваться в окружающем мире: вся их деятельность становится совершеннее. Роль дидактических игр в данном случае заключается в расширении практики использования эталонов, в расширении практических ориентировок. Здесь функция дидактических игр не учебная, а направленная на использование уже имеющихся знаний.

Игры могут быть включены практически в любую образовательную деятельность. Целесообразно сопровождать их загадками, потешками, стихами – это помогает эмоционально воспринимать и осознать игровые образы, понимать их эстетический характер, способствует развитию образного мышления, воображения.

Руководство дидактическими играми в дошкольном возрасте:

1.У детей младшего возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразней объяснение правил объединить с показом игрового действия. Если в игре несколько правил, то не следует сообщать их сразу.

2.Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей.

3.Учить детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводить к умению играть небольшими группками и осознавать, что вдвоем играть интереснее.

4. С детьми младшего возраста воспитателю необходимо самому включиться в игру. Вначале нужно привлекать детей играть дидактическим материалом (башенки, яйца). Разбирать и собирать их вместе с детьми. Вызывать интерес к дидактическому материалу, учить их играть с ним.

5. Для детей этого возраста характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, воспитатель подбирает такой материал (игрушки), который можно обследовать и активно действовать с ним.

6. Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вводиться что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.

7.При объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре.

8.Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинках.

9.Подводя итоги игры с детьми младшего дошкольного возраста, воспитатель отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указывает конкретно что), убрали на место игрушки.

10.Интерес к игре усиливается, если воспитатель предлагает детям поиграть с теми игрушками, которые использовались во время игры (если это посуда, то поиграть в детский сад, в повара и др.).

К основным методам обучения дидактическим играм детей относятся следующие: поисковый, репродуктивный, игровой и метод упражнений. Их использование диктуется особенностями психофизического развития детей раннего периода, а также целями и задачами конкретных занятий.

Поисковый метод эффективен при создании образовательных ситуаций, которые побуждают детей к самостоятельной поисковой деятельности и нахождению способа выполнения задания путём проб и ошибок. Использование поискового метода побуждает малышей к активным поисковым действиям. Дети самостоятельно действуют путём сравнения, сопоставления и добиваются нужного результата.

Репродуктивный метод применяется на занятиях, когда дети овладевают механизмом выкладывания и составления целого из отдельных частей. Например, в составлении целой фигуры из двух разных, непохожих частей (разрезные картинки); составить и выложить фигуры с большим количеством деталей - снеговик, елочки, дом с окошками; наложение геометрических фигур на рисунок - блоки Дьенеша. Использование репродуктивного метода в данных случаях способствует формированию у детей сознательных и произвольных действий, связанных с аналитическим процессом познания.

Метод упражнений также широко используется в процессе обучения детей раннего возраста. Особенности развития детей данного возраста указывают на необходимость организации повторяющихся действий в обучающем процессе. Они необходимы как для более качественного овладения детьми, определёнными умениями, так и для ускорения осознанности и произвольности в деятельности. В этом плане достаточно эффективными являются индивидуальные занятия, например, «Снимаем и надеваем кольца на палочку», «Проталкивание палочкой кубика (шарика) сквозь полый цилиндр», «Прокатывание шариков по лоточку» и т.д.

Игровой метод является преобладающим и основным в организации занятий с дидактическими играми. Фактически игровой характер обучения пронизывает весь учебный процесс. Во время этих игр у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития. У детей воспитывается способность сосредоточиться на том, что им показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова .

Формирование обследовательских способностей успешно решается в дидактических играх с применением заданий типа: «Угадай на ощупь», «Убери лишние детали», «Что так, что не так» и т.д.

Для обучения сериации, классификации, дифференциации используются мозаики, классификационные платформы с набором деталей, тренажеры для нанизывания различных фигур по цвету, форме и величине, игры на дифференциацию групп объектов по заданной схеме, образцу, лото, домино, разрезные картинки и панно с фигурно вырезанными частями (пазлами), панели, демонстрационные планшеты со схемами действий.

Для формирования образов предметного мира используются игры, в которых дети упражняются в систематизации знаний во внешнем облике предмета и его функциональном назначении. При этом в процесс знакомства с предметом или объектом включаются по возможности все сенсорные ориентации. При использовании дидактической игры «Мама и детки» у детей уточняются представления о внешнем облике взрослого животного и облике их детенышей. А далее в зависимости от их образа жизни конкретизируется необходимое питание, среда обитания и взаимодействие с человеком.

Для формирования экологических знаний используются игры - конструкторы, позволяющие детям воспроизводить загоны, пастбища для животных. Неплохо в этой тематике учить детей отличать продукты жизнедеятельности животных на осязание. В играх, применяемых для обучения пространственной ориентировки и мобильности также можно развивать сенсорные функции. В таких играх дети определяют местоположение звучащих игрушек в различных местах спортивного зала, на столе, в шкафу. Использование звучащих мячей, погремушек, бубнов, барабанов стимулируют двигательные акты ребенка, позволяют уточнить образ движения .

Можно сделать вывод, что с помощью использования дидактических игр в образовательном процессе, осуществляется сенсорное воспитание детей, развиваются познавательные процессы: мышление, речь, воображение, память, расширяются и закрепляются представления об окружающей жизни. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми, учатся преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата.

Актуальность выбранной темы.

«Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, организованность». Н. К. Крупская

В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается развивающая функция дидактической игры. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Дидактические игры с правилами заняли должное место среди методов обучения и воспитания детей. С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей.

Дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения, развития важных интегративных качеств: любознательный, активный; эмоционально-отзывчивый; способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; способный управлять своим поведением и планировать свои действия.

Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дух соревнования ускоряет умственные процессы, рождает познавательную активность, заряжает чувством, ведет к сильным эмоциональным переживаниям. Развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленные задачи.

Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №34 «Радуга» Елабужский муниципальный район

План по самообразованию

Воспитатель: Яруллина Эльмира Нургаязовна

Тема: «Дидактическая игра, как форма развития детей раннего возраста».

2015-2016 учебный год.
Цель: повысить профессиональную компетентность в вопросах
внедрения дидактических игр в современные технологии.
Задачи:

Составить план работы по данной теме;
- научить детей различать основные цвета;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности;
- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

- подготовить картотеку дидактических игр.

Актуальность выбранной темы.

«Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, организованность». Н. К. Крупская

В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается развивающая функция дидактической игры. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Дидактические игры с правилами заняли должное место среди методов обучения и воспитания детей. С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей.

Дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения, развития важных интегративных качеств: любознательный, активный; эмоционально-отзывчивый; способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; способный управлять своим поведением и планировать свои действия.

Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дух соревнования ускоряет умственные процессы, рождает познавательную активность, заряжает чувством, ведет к сильным эмоциональным переживаниям. Развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленные задачи.

Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.

Срок выполнения

Изучение специальной методической литературы:

А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 2001.

В течении года

Н.Ф.Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.

В течении года

Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст) : Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. .

В течении года

П. П. Дзюба. «Дидактическая копилка воспитателя детского сада».- М. : Феникс, 2008г.

В течении года

Изучение статей в журналах:
«Воспитатель в ДОУ»
«Дошкольное воспитание»
«Ребенок в детском саду»
«Обруч»

В течении года

Практический этап

Изучение методики и технологий педагогов в Интернете

В течении года

Подбор аудио и видеозаписей песен и мультфильмов.

Сентябрь-декабрь

Разработка и оформление дидактических игр по данной тематике.

Сентябрь

Разработка перспективного плана работы по теме

Ноябрь

Разработка конспектов по теме «Использование дидактической игры в процессе ОД с детьми раннего возраста»

Октябрь-Январь

Консультация для воспитателей «Дидактические игры и их значение в жизни ребенка"

Проект на свою тему: «Дидактическая игра, как форма развития детей раннего возраста»

Февраль

Картотека дидактических игр направленных на развитие восприятия цвета.

В течение года

Папка-передвижка для родителей на тему: «Дидактическая игра в жизни ребенка».

Март

Дидактическая игра- имитация «Постираем кукле платья» план-конспект во второй младшей группе.

Апрель

Совместная подготовка к летнему оздоровительному сезону (оборудования для развития игровой деятельности) .

Май

Результаты проведенной работы в виде отчета по самообразованию.

Май

Работа с родителями

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

Январь

Анкетирование родителей на тему: «Как играть с ребенком».

Февраль

Консультации для родителей: 1.«Дидактическая игра как средство развития детей младшего дошкольного возраста» (образовательная область «Социализация»)

2.«Использование дидактических игр в жизни детей»
3. «Роль игры в жизни ребенка».

В течение года


Жанар Оспанова

Отчет по самообразованию на тему : «"

В 2015-2018 учебном году я взяла тему по самообразованию : «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста ».

«Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку , выдержку, самообладание , чувство юмора, организованность». Н. К. Крупская

В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается развивающая функция дидактической игры . Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребенка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму , цвет, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Дидактические игры с правилами заняли должное место среди методов обучения и воспитания детей . С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей .

Дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применять полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения , развития важных интегративных качеств : любознательный, активный; эмоционально-отзывчивый, способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту ; способный управлять своим поведением и планировать свои действия.

Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дух соревнования ускоряет умственные процессы, рождает познавательную активность, заряжает чувством, ведет к сильным эмоциональным переживаниям. Развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленные задачи. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме , наиболее доступной для дошкольников.

Цель : повысить свой профессиональный уровень по данной теме.

Задачи :

изучить литературу по данной теме;

изучить практический опыт воспитателей;

разработать материал для родителей;

создать картотеку дидактических игр ;

разработать программы кружков дополнительного образования дошкольников.

Предполагаемый результат : повышение качества воспитательно-образовательного процесса.

Практические выводы :

1. Изучение опыта педагогов ДОУ;

2. Изучение методик и технологий в Интернете;

3. Введение игровых приемов в комплексы мероприятий по сенсорному развитию в утреннюю гимнастику, гимнастику после сна;

4. Планирование индивидуальной работы с детьми в форме увлекательной и содержательной деятельности;

5. Совместные игры на развитие умственного развития детей (мышление, внимание, воображение, усидчивости)

6. Консультация для педагогов «Значение дидактической игры в жизни ребенка» ;

7. Пополнение картотеки дидактических игр и внесение новых игровых заданий;

8. Оформление письменных консультаций в родительском уголке.

Приступая к работе по данной теме, я использовала литературу :

1. А. К. Бондаренко. . Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2001.

2. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

3. И. А. Лыкова. Дидактические игры и занятия . – М.: Карапуз, 2009.

4. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребенком . – М.: Обруч, 2012.

5. (младший возраст ) Воронеж : ТЦ «Учитель» , 2006.

6. П. П. Дзюба. «Дидактическая . – М.: Феникс, 2008.

7. Занятия с малышами в детском саду (Модель воспитания детей раннего возраста ) . – М.: Линка-пресс, 2002/

Работала по перспективному плану

Изучение специальной методической литературы :

1. А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду . Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2001. В течение 2015 года

2. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. В течение 2015 года

3. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст ) : Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж : ТЦ «Учитель» , 2006. В течение 2015 года

4. П. П. Дзюба. «Дидактическая копилка воспитателя детского сада» . – М.: Феникс, 2008. В течение 2015 года

Изучение статей в журналах :

«Воспитатель в ДОУ»

«Дошкольное воспитание»

«Ребенок в детском саду»

«Обруч» В течение 2015 года

Практический этап

1. Изучение методики и технологий педагогов в Интернете (в течение 2015-2017 года)

2. Подбор аудио и видеозаписей песен и мультфильмов (сентябрь-декабрь 2015-2016 года)

3. Разработка и оформление дидактических игр по данной тематике (в течение 2015-2016 года)

4. Разработка перспективного плана работы по теме (ноябрь-март 2015-2016 года)

5. Разработка конспектов по теме «Использование дидактической игры в процессе ОД с детьми раннего возраста ».

Консультация для воспитателей «Дидактические игры и их значение в жизни ребенка» (октябрь-январь 2015-2016 года)

6. Проект на свою тему : «Дидактическая игра , как форма развития детей раннего возраста » (октябрь 2016 года)

7. Картотека дидактических игр направленных на развитие восприятия цвета (в течение 2016-2017 года)

8. Папка –передвижка для родителей на тему : «Дидактическая игра в жизни ребенка » . (март 2017 год)

9. Дидактическая игра-имитация «Постираем кукле платья» план-конспект в первой младшей группе (апрель 2017 год)

10. Совместная подготовка к летнему оздоровительному сезону (оборудования для развития игровой деятельности) (май 2017 год)

11. Результаты проведенной работы в виде отчета по самообразованию (январь 2018 год)

Работа с родителями

1. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала (январь-май 2016 года) .

2. Анкетирование родителей на тему : «Как играть с ребенком » (сентябрь 2016 года)

3. Консультация для родителей :

- «Дидактическая игра как средство развития детей младшего дошкольного возраста »;

- «Использование дидактических игр в жизни детей » ;

- «Роль игры в жизни ребенка» (в течение 2016-2018 года)

Перспективы на следующий год :

1. Продолжить работу по теме : «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста » (согласно возрастной группе ) ;

2. Продолжить работу по разработке новых дидактических игр .

3. Изучить новинки методической литературы

4. В работе с родителями планирую провести родительское собрание на тему «Чем играют наши дети .

В своей работе я использую дидактические игры как сделанные своими руками, так и дидактические игры покупного набора






Рада Букина
План самообразования воспитателя ДОУ «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста»

План самообразования воспитателя ДОУ по теме: «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста»

Актуальность выбранной темы:

Дидактические игры широко распространены в системе дошкольного образования. Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.

В возрасте 2-3 лет ребёнок познаёт мир через наблюдение и воспроизведение определённых действий с реальными предметами. Ребёнку хочется всё потрогать руками, узнать назначение того или иного предмета. Таким образом, дидактические игры становятся важным средством сенсорного обучения, способствуют развитию интеллектуально-эмоциональной сферы, пробуждают интерес к обучению. Также в процессе действий с предметом важно возникающее в ходе игры общение ребёнка со взрослым, в результате чего развиваются мышление, эмоции, речь.

Исследования свидетельствуют о том, что дидактическая игра способствует развитию познавательной активности, у детей в ходе игр появляются первые навыки сравнения, обобщения. Познакомившись с новыми понятиями, ребёнок может совершенствовать в дидактической игре свои представления о них. Активизируя воображение малыша, воспитатель способен придать игровой деятельности творческий характер.

Основной формой организации обучения детей в детском саду являются занятия. Дидактическая игра, используемая на занятии, делает процесс усвоения учебного материала увлекательным и интересным.

Цель:

совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности по данной теме.

Задачи:

Изучить и систематизировать теоретический и практический материал по теме;

Составить картотеку дидактических игр для детей раннего возраста;

Повысить компетентность родителей в вопросах обучения детей через дидактическую игру.

Развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении.

Научить детей различать основные цвета;

Познакомить детей с величиной и формой предметов;

Сформировать навыки самостоятельной деятельности;

Повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

Развить творческие способности, любознательность, наблюдательность детей.

План работы на 2018 – 2019 учебный год.

Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы

Изучение методической литературы Сентябрь - май 1. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Вторая группа раннего возраста. «Мозаика-Синтез», Москва, 2015.

2. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез, Москва, 2008.

3. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателей детских садов. Под ред. С. Л. Новосёловой. Москва «Просвещение», 1977.

4. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Вторая группа раннего возраста. Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию).

Работа с детьми Сентябрь - Октябрь Знакомство детей с подвижными дидактическими играми. Совместная игровая деятельность.

Ноябрь

Знакомство с дидактическими играми на развитие речи.

Совместная игровая деятельность.

Январь Знакомство с дидактическими играми и упражнениями на формирование математических представлений. Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Март Знакомство с дидактическими играми по нравственному и трудовому воспитанию. Совместная игровая деятельность.

Апрель Дидактические игры на закрепление изученного материала (повторить ранее изученные игры) Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Май Дидактические игры на закрепление изучен. матер. (повтор игр). Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Работа с семьёй Сентябрь Анкетирование родителей «Что вы знаете о дидактических играх?» с целью выявления знаний родителей о дидактических играх, их значении в развитии ребёнка. Составление плана работы с родителями с целью повышения педагогической грамотности в вопросах развития и обучения своих детей.

Октябрь Консультация «Дидактические игры – что это такое?» Информация в уголке для любознательных родителей.

Ноябрь Подготовка к проведению мастер-класса (сбор информации, составление конспекта, подготовка материала и оборудования, подготовка перечня литературы и интернет-ресурсов для самостоятельного получения родителями дополнительной информации). Мастер-класс «Дидактические игры и упражнения для развития цветовосприятия и цветоразличения»

Январь Подготовка информации, сбор фотоматериалов по теме «Дидактические игры с предметами для детей 2-3 лет» Презентация «Дидактические игры с предметами для детей 2-3 лет»

Март Привлечение родителей к созданию дидактических игр своими руками. Конкурс «Лучшая дидактическая игра своими руками».

Май Подготовка информации к отчёту (сбор информации, фотографий). Анкетирование на конец года по заданной теме. Отчёт «Как мы играли и чему научились в детском саду»

Самореализация Сентябрь-май Сбор информации для составления картотеки дидактических игр. Составление картотеки дидактических игр.

Ноябрь Консультация для педагогов «Дидактическая игра в жизни ребёнка». Выступление на педсовете.

Май Отчёт о результатах работы по теме самообразования. Выступление на итоговом педсовете.

Консультация для педагогов

«Дидактические игры в жизни детей дошкольного возраста»

Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С ее помощь создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка.

Существует прямая связь между эмоциональным состоянием малыша и интенсивностью протекания его психических процессов: мышления, речи, внимания, памяти. Если в игре ребенок, действуя предметами, активно манипулирует пальцами, то мыслительные процессы активизируются, и наоборот, их интенсивность ослабевает, если рука ребенка бездействует. Поэтому особенно полезны игры, в которых дети действуют: разбирают, собирают, сортируют, соединяют, разъединяют детали и т. п. С помощью таких игрушек и игр воспитанники учатся родному языку, знакомятся со свойствами предметов, при этом у них развиваются наблюдательность, сообразительность, ловкость, смекалка, выдержка, организованность.

Советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает, открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры: обучающая (дидактическая) задача; игровые действия; правила игры; результат.

В зависимости от возраста и уровня развития детей меняются и игровые действия в дидактической игре. Но есть одно педагогическое правило, которому педагог должен всегда следовать при организации дидактической игры: ее развивающий эффект прямым образом зависит от того, насколько разнообразны и содержательны действия, выполняемые ребенком. Если педагог, проводя дидактическую игру, действует сам, а дети только наблюдают, ее воспитательно-образовательная ценность пропадает.

Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Если участник игры не обладает знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата. Например, в дидактической игре «Цветные фоны» каждый играющий должен поместить на коврик определенного цвета игрушки и предметы того же цвета. Успешное выполнение игровых действий связано с тем, научился ли ребенок различать цвета, находить по этому признаку предметы в окружающей обстановке.

Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме. Такое непреднамеренное обучение получило название авто дидактизма.

Все дидактические игры делят на три компонента:

игры с предметами

настольно-печатные

словесные

Таким образом, игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир; возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр; играх закрепляются знания об окружающей природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).

Консультация для родителей на тему:

«Дидактическая игра – что это тако

«Дидактическая игра – что это такое?»

Дидактическая игра - игра обучающая. Это игра только для ребенка. Для взрослого она – способ обучения. Для игроков воспитательные и образовательные задачи не выступают открыто, они решаются через игровую задачу, игровые действия, правила. Усвоение знаний в дидактической игре выступает как побочный эффект. Ребёнка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть.

Цель дидактических игр, игровых приемов обучения – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Прежде всего, в дидактических играх осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, развитию внимания, памяти, мелкой моторики рук, наблюдательности, мышления и речи.

Главная роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.

Не секрет, что родители, чтобы не огорчить ребёнка, иногда стараются не заметить допущенной им ошибки, «подыгрывая» ему. В такой игре пропадает её главная ценность: воспитание воли, умения преодолевать горечь поражения, желание играть до победы. Если правилам не придаётся должного значения и в центре внимания детей оказывается выигрыш, они будут добиваться его любой ценой, а правила покажутся им чем-то ненужным, а то и помехой в достижении успеха. Изменить такое отношение детей к правилам игры, помогут ваша настойчивость и мотив – нарушим правило, выигрыш не засчитывается.

Совместные с детьми игры помогают лучше узнать своих детей, уяснить особенности их характера и поведения, сблизиться с ними. Для подобного общения с детьми надо всегда находить время. Некоторые игры можно проводить во время хозяйственных дел, прогулок. Например, во время приготовления обеда можно предложить поиграть так: ребенок должен собрать в корзину предметы (но так, чтобы мама не видела, он загадывает загадку о каком - либо из них, выделяя главный признак предмета - его качество. Мама отгадывает. После этого они меняются ролями. Сколько полезных задач решено. Взрослые делают много открытий о своем ребенке: уясняют, что он знает, что умеет, в чем больше преуспевает; сами же незаметно для малыша многому его обучают.

Родители должны помнить, что дидактические игры реализуют поставленную цель, если: o их содержание отвечает обучающей цели, o они подобраны в соответствии с возрастом ребенка.

Необходимо внимательно изучать индивидуальные особенности своих ребят. Например, слишком возбудимым подвижным детям, советуем чаще предлагать настольно -печатные игры: «Лото», «Мозаика», «Разрезные картинки», «Кубики» и др. Детей с замедленной реакцией на слово, следует вовлекать в игры, которые требуют быстрого ответа: «Холодное - горячее», «Скажи наоборот» и др.

В играх с малышами важно решать задачи воспитания сенсорной культуры. Для этого использовать в играх овощи, фрукты, ягоды («Узнай на вкус»): семена и листья кустарников, деревьев («Чьи это детки?», «Чей листочек?»): предметы обихода: («Покажи, о чем я скажу»): игрушки («Кто скорее соберет пирамидку) и т. д.

Для поддержания у ребенка положительного эмоционального настроя необходимо пребывание его среди детей. И здесь важно, чтобы родители помогли своему ребенку иметь друзей. В этом большую помощь окажут дидактические игры, организуемые для совместного проведения с другими детьми. Продуманное содержание их, целенаправленное определение дидактической задачи, игровых правил и действий будут способствовать воспитанию детей дошкольного возраста.

Дидактические игры оказывают огромное влияние на развитие речи детей. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий - это способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи, и т. д.

Предлагаю поиграть с ребёнком дома

(дидактические игры по развитию речи)

"Закончи предложение" (употребление сложноподчинённых предложений)

Мама положила хлеб. куда? (в хлебницу) -Брат насыпал сахар. куда? (в сахарницу) -Бабушка сделала вкусный салат и положила его. куда? (в салатницу) -Папа принёс конфеты и положил их. куда? (в конфетницу) -Марина не пошла сегодня в школу, потому что. (заболела) -Мы включили обогреватели, потому что. (стало холодно) -Я не хочу спать, потому что. (ещё рано) -Мы поедем завтра в лес, если. (будет хорошая погода) -Мама пошла на рынок, чтобы. (купить продукты) -Кошка забралась на дерево, чтобы. (спастись то собаки)

"Режим дня"

8-10 сюжетных или схематических картинок о режиме дня. Предложить рассмотреть, а затем расположить в определённой последовательности и объяснить.

"Кому угощение?" (употребление трудных форм существительных) Взрослый говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц - гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?

"Назови три слова" (активизация словаря)

Ребенку задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы. -Что можно купить? (платье, костюм, брюки) -Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? И т. д.

"Зоопарк" (развитие связной речи).

Ребенку дают картинку. Он должен описать своё животное, не называя его, по такому плану: 1. Внешний вид; 2. Чем питается. Взрослый должен отгадать, потом меняются ролями. "Кто кем был или что чем было" (активизация словаря и расширение знаний об окружающем). Кем или чем раньше был цыплёнок (яйцом, лошадь (жеребёнком, лягушка (головастиком, бабочка (гусеницей, ботинки (кожей, рубашка (тканью, рыба (икринкой, шкаф (доской, хлеб (мукой, велосипед (железом, свитер (шерстью) и т. д.? "Назови как можно больше предметов" (активизация словаря, развитие внимания). Ребенок и взрослый по очереди называют предметы, которые их окружают. Назвавший слово - делает шаг вперёд.

"Подбери рифму" (развивает фонематический слух).

Взрослый объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них и такие, которые звучат немножко похоже. Предлагает помочь подобрать слово. По дороге шёл жучок, Песню пел в траве. (сверчок). Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы. "Назови части предметов" (активизация словаря, развитие внимания). Взрослый показывает картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы и т. д.

I вариант: ребенок по очереди со взрослым называет части предметов.

II вариант: ребёнок получает рисунок называет все части.

Анкета для родителей.

Уважаемые родители! Просим вас ответить на вопросы анкеты. Пожалуйста, старайтесь отвечать как можно точнее и конкретнее.

1. Любит ли ваш ребёнок играть в дидактические игры?

Не знаю, дома не играем;

Свой вариант ответа.

2. Любимая дидактическая игра вашего ребёнка?

3. Как часто вы играете с детьми в дидактические игры дома?

Не играем из-за отсутствия свободного времени;

Играем, когда приобретаем новую игру;

По желанию ребёнка;

Свой вариант ответа.

4. Соблюдаете ли вы правила дидактических игр?

Свой вариант ответа.

5. Играете ли вы всей семьёй в дидактические игры?

Свой вариант ответа.

6. Какие дидактические игры вы предпочитаете?

Словесные

Настольно-печатные

Игры с предметами

Свой вариант ответа.

Благодарим за сотрудничество!

gastroguru © 2017