Гендерные аспекты воспитания в современной школе. Проблемы гендерного воспитания. Практический момент гендерного воспитания

Проблема гендерного воспитания насущна в наши дни как никогда. Социальные трансформации, происходящие в нынешнем мире, привели к полному размытию «мужских» и «женских» границ.

Демократизация смешения ролей Мужчины и Женщины послужила источником также для модификации ролей половых. Всё чаще мы видим мужественных женщин и женственных мужчин. На фоне этих парадоксальных изменений искажается и сознание детей. Девочки хотят быть сильными и независимыми, мальчики же растут слабыми, не могут постоять за себя, лишены выносливости, стрессоустойчивости, не понимают, как общаться с девочками. В связи с нарастанием насущности и значительности данного вопроса ученые, методисты, психологи, философы стали уделять ему особое внимание.

Изучение мира детей педагогами разных стран

Несомненным вкладом в изучение детского мира можно считать вклад Маргарет Мид. Она явилась первым этнографом, для которого мир детства стал основным предметом изучения. Ну и, конечно же, невозможно оставить в стороне Б.Г. Ананьева, создателя ленинградско-петербургской школы психологов, благодаря которому была выделена глобальная диаметральность мужчин и женщин.

Ученые множественными исследованиями доказали, что в зависимости от того, какими гендерными принципами руководствуются педагоги и в какой степени они обладают компетентностью в этой области, они по-разному строят своё общение с учащимися. Но для педагогов данное направление ново, поэтому в классической педагогике его русло найти достаточно сложно. Тем не менее, уже достаточно много трудов посвящено этой тематике. Определённое достижение в формировании поло-ролевой концепции внёс И.С. Кон. Его исследовательскую деятельность в области современной социологии, сексологии и пр. невозможно оставить без внимания.

Практический момент гендерного воспитания

Нельзя не коснуться момента практического. Как мы видим, на практике, т.е. в реальной жизни, теория стоит в стороне. Она имеет место быть, но слишком вяло и незначительно присутствует в современном ученическом процессе, как в семейном, так и общеобразовательном.

Самое существенное и, безусловно, действенное воспитание – это показывать ребёнку что-либо собственным примером. Но на деле картина выглядит иначе. В конце XX-начале XXI вв. появились новые подходы к пониманию гендерной социализации, которые показывают своеобразное развитие мужских и женских ролей в современной России. В качестве пояснения можно привести исследование, которое вполне убедительно демонстрирует нестандартность российских гендерных конструкций — приобретение мужественности даётся в нашей стране нелегко, скептический настрой есть и у понятия женственности. Проще говоря, образец, с которого ребенок может брать пример, зачастую весьма нетипичен.

Несмотря на то, что половой аспект (и в прямом смысле слова, и в понятие «гендерного» аспекта) влияет на всю жизнь ребёнка и, более того, на качество этой жизни, в простых семьях, детских садах и школах не уделяют этому должного внимания. Есть основания связать это с тем, что, как уже говорилось выше, это русло является относительно новым и приживается постепенно.

Всё вышеизложенное оставляет множество вопросов: как же всё-таки выстраивать отношения в семье, в школе? Какими методами и приёмами руководствоваться учителям и родителям? Какими личностными и профессиональными качествам должен обладать педагог или психолог?

2.1. Актуальные проблемы гендерного обучения

Одной из наиболее важных проблем современной гендерной педагогики является научное обоснование и определение конкретных целей, задач и содержания гендерного воспитания на разных возрастных этапах.

Гендерное воспитание – это воспитание в соответствии с гендерной ролью. Цель гендерного воспитания понимается в настоящее время как подготовка к выполнению будущей социальной роли мужчины и женщины.

Сложность в определении конкретных задач и содержания гендерного воспитания обусловлена кардинальными изменениями содержания мужских и женских ролей на современном этапе развития общества, изменением господствующих гендерных стереотипов, которые касаются качеств маскулинности и фемининности, стереотипов семейных и профессиональных ролей. Традиционно мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, а женщин по семейным.

Длительное время в обществе существовало четкое разграничение мужских и женских половых ролей основанное на разделении труда. В настоящее время изменения в общественном производстве и характере труда, правовое и политическое равенство полов, повышение роли женщины в обществе привели к размыванию традиционной системы социальных ролей мужчин и женщин, повлияли на половую дифференциацию, способствовали феминизации мужчин и маскулинизации женщин.

На смену господствующим долгое время стереотипам активного, деятельного мужчины, воина, защитника отечества, государственного и общественного деятеля и пассивной женщины, занятой исключительно домашним хозяйством и воспитанием детей, пришли новые стереотипы настоящего мужчины и настоящей женщины.

Для современного общества характерна поливариативность гендерных стереотипов мужчин и женщин, их половых ролей. Изменение гендерных стереотипов касается не только роли мужчин и женщин в общественной и производственной сферах, но и семейных их ролей. В жизни современной семьи мужчина не всегда является основным кормильцем, часто материальное обеспечение семьи берет на себя женщина, в то же время мужчина может больше внимания уделять воспитанию детей. В европейских странах в настоящее время растет число отцов, которые берут отпуск по уходу за ребенком, при том что матери продолжают работать и обеспечивать семью материально.

Подобная смена гендерных стереотипов обусловлена изменениями в жизни общества, однако этот процесс достаточно сложен и противоречив. Как отмечает В. Е. Каган, «при всей своей прогрессивности полоролевая демократизация несет с собой и немало трудностей: потребности в новых отношениях между полами опережают способность к установлению, поддержанию, развитию этих новых отношений. Возникают сложные коллизии взаимодействия традиционных и новых полоролевых стереотипов» .

Негативные последствия существующего положения проявляются в кризисе взаимоотношений полов, института семьи, в неспособности подрастающего поколения выполнять свои социальные роли. Возникла насущная необходимость осмысления и научно-методического обоснования проблемы гендерной социализации в условиях изменившейся системы половых ролей. Л. Н. Надолинская справедливо замечает: «Всем исследователям, неравнодушным к проблемам детей, необходимо конкретнее определить цели и задачи полоролевого воспитания, основанного на идеале гармонии между людьми и развития ими своих лучших потенций, способных проявляться в реальном человеческом контакте» .

В таких условиях усиливается роль образовательных учреждений как социального института полоролевой социализации. Именно целенаправленная система полоролевого (гендерного) воспитания способна корректировать неблагоприятные условия гендерной социализации в настоящее время. Однако несмотря на признание безусловной важности гендерного воспитания, до настоящего времени не существует единой точки зрения на конкретные цели и задачи такого воспитания.

Ряд педагогов видит цель гендерного воспитания в возвращении традиционных гендерных ценностей. Педагогическая деятельность должна быть направлена на воспитание в мальчиках традиционных мужских качеств (активности, решительности, смелости, инициативности), а в девочках – традиционных женских качеств (доброты, сострадательности).

Другие ученые и педагоги практики считают, что традиционные гендерные стереотипы не отражают реальностей современной жизни, когда женщины успешно осваивают считавшиеся ранее мужскими профессии и виды деятельности. Жесткое следование традиционным гендерным стереотипам не позволяет обеспечить действительное равенство женщин, так как в современном обществе более престижной остается мужская роль.

Согласно данной точке зрения, основной целью гендерного образования является обеспечение гендерного равенства в обществе, формирование толерантности и уважения к другому, развитие чувствительности к фактам гендерного неравенства, формирование личности, свободной от гендерных стереотипов, способной выстраивать свою индивидуальную траекторию развития (Л. Н. Ожигова, Г. А. Ольховик и др.). Сторонники данной позиции подчеркивают, что принцип гендерного равенства не означает нивелирования мужских и женских черт. Геидерно-ориентированная педагогика призвана гармонизировать гендерные отношения, оказать педагогическую поддержку в совершенствовании мужской и женской индивидуальности, сформировать культуру взаимодействия полов на принципах равноценности.

Таким образом, необходимость конкретизации целей и задач гендерного воспитания детерминирована процессом изменения нормативных представлений о мужских и женских половых ролях в современном обществе и необходимостью целенаправленной подготовки подрастающего поколения к выполнению будущих гендерных ролей.

Реализация целей и задач гендерного образования требует определения и разработки содержания, форм, гендерно-ориентированных технологий воспитания и обучения мальчиков и девочек на разных ступенях образования.

Одним из путей реализации гендерного (пололичностного) подхода в образовании является раздельное образование.

Гендерное воспитание и образование – об этих понятиях сегодня много пишут и говорят. Школа опять столкнулась с очередной проблемой: как учить и воспитывать детей, учитывая их гендерные особенности? Какие преимущества и недостатки имеет раздельное и смешанное обучение? Нужна ли нашим детям гендерная культура?

Надо сказать, что с одной стороны, в обществе назрела потребность внедрения гендерного подхода в общеобразовательную школу, с другой стороны вопросы гендерного воспитания недостаточно изучены и разработаны.

Гендерное воспитание как наука берет начало в античном периоде.

Древние мыслители не имели единого мнения по вопросу раздельного обучения мальчиков и девочек. Платон был сторонником общественного воспитания мальчиков и девочек, но его суждения противоречивы. Он считал, что женский ум равен мужскому, поэтому женщины в зависимости от их способностей, могут быть и воинами и философами. Однако женщина, по его мнению, является низшим существом, а любовь мужчины к ней — животным чувством, обусловленным необходимостью размножаться. Предлагая общее обучение, Платон допускает неравноправие мужчин и женщин.

Аристотель высказывался за раздельное обучение мальчиков и девочек, так как полагал, что мужчина и женщина имеют разную природу, поэтому должны иметь разные знания и умения, выполнять свои «естественные» обязанности, не вмешиваясь в дела друг друга. В обязанность и назначение женщины он ставит рождение потомства и ведение домохозяйства. У Аристотеля женщина загнана в определенные рамки ограничения.

Философы и обществоведы XVIII — XIX ст. видят смысл существования двух разных статей в продолжении человеческого рода.

Французский философ Жан-Жак Руссо выступал с революционными идеями воспитания женщин. Он утверждал, что мальчиков и девочек нужно воспитывать в одинаковых условиях и выступал против того, чтобы девочек учили только ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей. Руссо подчеркивал, что природа, которая дарит женщине утонченный ум, требует, чтобы женщина мыслила, имела свое суждение и проявляла заботу о своем умственном развитии.

Руссо предлагал женщинам и мужчинам вести себя по-разному: мужчине опираться только на собственные суждения, не врать, проявлять откровенность, прямоту, добросовестность, женщине учитывать мысль других людей, быть стеснительной, хитрой, кокетливой.

Английский философ Джон Локк считал, что система воспитания должна ориентироваться на детей знати и предлагал воспитывать джентльмена в домашних условиях под надзором специально подготовленного воспитателя. Джентльменам он советовал изучать латинский, английский, французский языки, географию, математику, философию. Леди должна была владеть танцами, пением, искусством.

На позиции равноправия женщин и мужчин в получении образования стоял Клод Гельвеций, Иоганн Генрих Песталоцци.

Вопросам гендерного воспитания уделяли внимание отечественные педагоги К. Ушинский, А. Макаренко, В. Сухомлинский…

Константин Ушинский стоял на позициях общего воспитания, выступая против патриархального подхода в воспитании.

Василий Сухомлинский считал, что юноши должны получать мужское, девушки — женское воспитание. В. Сухомлинский указывал на необходимость полового воспитания юношей и девушек на основе гармонии и взаимоуважения.

Гендерное воспитание все чаще становится предметом обсуждения российских педагогов. Открыты центры гендерных исследований во многих крупных городах России, которые занимаются разработкой концепции гендерного воспитания в педагогическом образовании, разработкой методических программ для учителей по вопросам внедрения гендерного образования и воспитания в общеобразовательной школе.

В Царской России обучение юношей и девушек осуществлялось исключительно по принципу раздельного обучения: существовали мужские и женские гимназии. В женских гимназиях преподавали уроки словесности, иностранные языки, домоводство, танцы, рукоделие. Считалось, что женщины не способны овладеть точными и техническими дисциплинами, их готовили к роли матери, жены и домохозяйки. В мужских гимназиях перечень изучаемых дисциплин был существенным. В отличие от девушек, юноши имели возможность обучаться в высших учебных заведениях.

С приходом советской власти было провозглашено всеобщее равенство. Гомогенное образование сменилось смешанным. Ученые-педагоги того периода подчеркивали, что смешанное обучение необходимо для формирования дружбы и товарищества между детьми и подростками противоположного пола.
В 1943 году Постановлением Совета Народных Комиссаров в крупных городах было узаконено раздельное обучение мальчиков и девочек.

Смена гомогенного обучения происходила в интересах государственной политики в отношении семьи, брака, советской женщины и советского мужчины, отношений между полами и сексуальности.

В женском образовании господствовал образ матери как главной фигуры в семье. В мужском образовании доминировал образ мужчины как защитника Отечества. Воспитание подразумевало, что девочки и мальчики, став взрослыми, будут одинаково добросовестно трудиться на благо своей Родины. Был сформирован женский идеал «матери–труженицы», удовлетворяющий сразу двум важнейшим потребностям государства – демографической и производственной.

В мужских школах мальчиков готовили к воинской службе, уделялось особое внимание допризывной и физической подготовке.

Мальчики и девочки встречались на редких совместных вечерах под бдительным надзором учителей. Женские школы походили на институты благородных девиц.

В 1954 году советская школа перешла на смешанное образование.

Переход к раздельному обучению в современной России начался в начале 90-х годов прошлого столетия. В настоящее время раздельное обучение практикуется в 63 регионах РФ.

Современное раздельное образование имеет следующие отличительные особенности: мальчики и девочки учатся в разных классах одной школы. Мальчики и девочки изучают одни и те же предметы. Гендерный аспект учитывается в дисциплинах, входящих в вариативную часть.

Учитывая функциональные особенности женского и мужского мозга, психологи выступают в пользу раздельного обучения. По их мнению, обучение ребенка с «правополушарным» и «левополушарным» мышлением должно полностью отличаться. Девочки, обладающие в основном «правополушарным» мышлением, более подвержены эмоциям, ярко воспринимают критику, особенно от старших, поэтому ее нужно дозировать. Мальчики, имеющие «левополушарное» мышление, не способны воспринимать наставления и нотации. При долгом эмоциональном напряжении у мальчиков срабатывает механизм сенсорной защиты, что нужно учитывать при выборе способа влияния на них. Психологи рекомендуют педагогам и родителям выражать конкретные и краткие претензии мальчикам.

Сегодня между учеными нет единого взгляда на гендерное образование. Мнение отечественных исследователей спорно. Трудности совместного обучения они видят в том, что девочкам приходится разрываться в конкуренции, они пытаются показать себя в учебе и понравиться мальчикам, что приводит к женской агрессии, жестокости, потере уважения к мужчине. К важной причине перехода к раздельному обучению они относят и беспомощность девочек перед силой и «взрывным» характером мальчиков.

Следует помнить, что возраст до трех лет является важным в период развития ребенка. В это время существует сильная эмоциональная связь ребенка с матерью. Ребенок чувствует отношения родителей и в любом случае встанет на позицию матери, не разбираясь в ситуации. Молодым родителям важно проявлять уважение и нежность друг к другу, не устраивать скандалы и ссоры.

Гендерное образование служит повышению возможностей образования девочек и мальчиков. Важно родителям создавать детям условия для ролевых игр. Уже у дошкольников в сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. В играх девочки осваивают роль мамы, поэтому им необходимы куклы, коляски, кукольная одежда и посуда.

Мальчики играют в солдат, лётчиков, моряков, любят разбирать игрушки, изучать их конструкцию. Лучшими игрушками для мальчика являются мужские инструменты и конструкторы «сборно-разборные модели транспорта». Мальчики нуждаются в большом пространстве для игр. В игре они изучают свои возможности, расходуют скопившуюся энергию. В условиях детского сада необходимо уделять больше внимания играм для девочек и мальчиков.

С дошкольного возраста девочки должны понимать, что они вырастут женщинами, а мальчики — мужчинами. Наблюдая распределение бытовых обязанностей, отношения родителей, ребенок получает образец для подражания. В результате гармоничных семейных взаимоотношений мальчик станет настоящим мужчиной, девочка – истинной женщиной.

В научной литературе констатируются отличия между мальчиками и девочками по скорости и содержанию: в темпах и качестве интеллектуального развития, в организации внимания, в способах усвоения информации, в мотивации деятельности, в оценке достижений, в поведении. Известно, что до семилетнего возраста девочки опережают мальчиков в интеллектуальном развитии, отличаются развитыми вербальными и социальными способностями, сформированной речью. Мальчики в этом возрасте проявляют зрительно-пространственные, математические, инструментальные способности.

В современной жизни девочка должна проявлять и традиционно женские качества: мягкость, женственность, заботливое отношение к окружающим, и новые качества, требуемые временем: решимость, инициативность, умение отстаивать свои интересы, добиваться результата. От мальчика требуется проявление таких качеств как мужество, активность, уверенность в себе, склонность к риску, терпимость, отзывчивость, умение прийти на помощь.

Гендерное воспитание в семье обусловлено временем, в котором мы живем.

В современном обществе традиционные стереотипы мужского и женского поведения сломаны. Стиль поведения, манера общаться, одеваться мало чем отличается у мальчиков и девочек. Сигареты, пиво, короткие стрижки, татуировки смешали понятия «женственность» и «мужественность». Женскими стали мужские виды спорта и транспорта. Традиционные представления о семейной жизни, где девочка должна быть готова стать матерью, а мальчик – отцом, опорой семьи устарели. Традиционная поскольку обострилось социально-экономическое неравенство, при котором благополучие семьи не может держаться на одном кормильце. Мужчины и женщины поставлены в равные условия, где не учитывается биологический пол. Стереотипы мужского и женского поведения входят в сознание ребёнка через непосредственное наблюдение за родителями. Ребёнок подражает и полезным и вредным формам поведения взрослых, искаженным взаимодействиям мужчин и женщин. Молодые россиянки освободились от прежних стандартов поведения. Однако многие российские семьи живут по старым правилам: разделение труда между полами, главенствующая роль отца в семье…

В брачно-семейных отношениях происходят перемены. Женщины и мужчины меняются ролями. Молодая мама берет на себя роль добытчика семьи. Обеспечивая себя и детей всем необходимым, она не нуждается в материальной помощи мужа и отца. У нее новые приоритеты: независимость от мужа и общественных норм, карьера.

Несостоятельный отец уходит на второй план. Семья теряет прочность.

Уважаемый читатель! Как вы считаете, нужен ли сегодня гендерный подход в образовании и воспита­нии? Может ли гендерное воспитание изменить культуру взаимоотношений полов?

К ВОПРОСУ О ГЕНДЕРНОМ ВОСПИТАНИИ

Гринских Галина Валерьевна
Костанайский филиала ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет»
магистр истории, старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин


Аннотация
В работе дана аргументация актуальности в настоящее время гендерного образования и воспитания. Раскрыто понятие «гендерное воспитание». Описано исследование уровня знаний и понимание содержания «женского» и «мужского» воспитания студентами 1-3 курсов педагогического колледжа. Обосновано утверждение, что гендерное воспитание – это непрерывный процесс.

ABOUT GENDER EDUCATION

Grinskih Galina Valerevna
Kostanay branch of Chelyabinsk State University
master in History, senior lecturer, Chair of the Social and Humanitarian and Natural-science disciplines


Abstract
Today such questions as the possibilities of gender approaches using for solving theoretical and practical tasks of pedagogical science are in a hot dispute, the models of boys and girls upbringing are being discussed, the perspectives of their using in social and family upbringing are being analyzed. The main notions of the scientific work are «sexual differences» and «gender». Sexual differences are the sum of genetic, morphological and physiological signs, used to differentiate people info men and women. The notion «gender» includes sexual differences, taking info account a wide range of signs, connected with people’s sexual and age status, different religious and social cultural differences. The problem of gender approach in pupil’s upbringing of secondary school is more actual and not enough studied.

В настоящее время во многих странах СНГ имеют место изменения в системах образования. Каждая страна выбирает свой оптимальный путь развития. Мы задумываемся о здоровом и конкурентоспособном поколении, а для этого необходимо создавать благоприятные условия для воспитания и обучения детей. Исторический опыт показывает, что раздельное воспитание девочек и мальчиков, то есть гендерное воспитание, способствует гармоничному вхождению в реальную действительность, где каждый знает, какие социальные роли он должен усвоить и выполнять в обществе.

Анализ проведенных в последние десятилетия исследований по проблеме гендерного воспитания показывает, что на данный момент не существует единой теории относительно вышеуказанного вопроса. Понятие «Гендерное воспитание» пока еще даже мало употребляемо в педагогической науке. Однако попытки проанализировать и раскрыть содержание данного понятия предприняты некоторыми исследователями, такими как Мудрик А., Блинова М.Л., Радзивилова М.А., Сиротюк А., Куинджи Н. и др. В своих работах они акцентировали внимание на проблеме гендерного подхода в обучении и воспитании.

Основным понятием нашей работы является гендерное воспитание.Исследователь Радзивилова М.А. дает следующее определение гендерному воспитанию - это относительно социально контролируемый процесс развития девочки и мальчика в ходе их гендерной социализации – воспитание основ гендерной культуры взаимоотношений, развитие способности к реализации полоролевого репертуара и овладение умениями и навыками соответствующего поведения . Мы предлагаем другое определение. Гендерное воспитание – этоцеленаправленное формирование специфического набора психологических, биологических и культурных характеристик личности с целью подготовки ее к гармоничным взаимоотношениям с представителями обоих полов.

Целью нашего исследования стало выявление уровня знаний и понимание содержания «женского» и «мужского» воспитания студентами 1-3 курсов педагогического колледжа. В дальнейшем мы планируем разработать специальный курс «Профессиональная подготовка учителей начальных классов к гендерному воспитанию младших школьников» и сегодня возник вопрос: насколько хорошо студенты владеют знаниями по гендерному воспитанию и владеют ли вообще? Неслучайно выбрана база исследования – Костанайский педагогический колледж, так как здесь готовят воспитателей и учителей начальных классов, которые являются непосредственными участниками гендерной социализации детей.

Концепция гендерного воспитания девочек/мальчиков включает следующие составляющие:

1) создание педагогических условий для естественного развития различных сфер индивидуальности мальчика/девочки;

2) целенаправленную педагогическую деятельность по гендерному воспитанию;

3) упорядочение процесса гендерной социализации (индивидуальная помощь ребенку от ситуативной зависимости к внеситуативной саморегуляции гендерного поведения).

Воспитание подрастающего поколения мы рассматривали как целенаправленную педагогическую деятельность по развитию личности мальчика/девочки, различных сфер индивидуальности (интеллектуальной, мотивационной, деятельностной, эмоциональной, саморегуляции) и гендерному воспитанию, направленному на овладение мальчиками/девочками полоролевым репертуаром, навыками соответствующего поведения и гендерной культурой взаимоотношений.

Реализация концепции предполагает соблюдение следующих психолого-педагогических условий эффективного воспитания мальчиков и девочек в процессе их гендерной социализации. К ним мы отнесли:

– создание гендерно сбалансированного воспитательного пространства;

– реализация парциальных программ гендерного воспитания;

– разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс методик гендерного воспитания;

– профессионально-педагогическая готовность педагогов к данной деятельности;

– информационно-методическая поддержка педагогов и родителей по вопросам гендерной идентификации и самореализации личности мальчика/девочки.

К исследованию мы привлекли 48 студентов (1, 2, 3 курсы) от 17 до 23 лет, девушки, специальности 0105000 «Начальное общее образование», 95 % – сельские жители, 5 % – городские. Опрос длился около 40 минут. В качестве основной методики был использован опросник «Что я думаю о «женском» и «мужском» воспитании?» Малкиной-Пых И.Г. . Ответы опросника развернутые, заполняется в свободной форме. Сразу оговоримся, что в исследовании участвовали только одни девушки, соответственно, мы представляем женский взгляд на гендерное воспитание. Исследование будет объективнее и разнообразнее, если примут участие оба пола.

Мы попытались выявить и проследить изменение уровня знаний студентов 1-3 курсов о гендерном воспитании в процессе обучения при педагогическом колледже.

Приводим полный текст опросника.

1. Сейчас одна из самых модных ток-шоу на телевидении и радио: что значит быть «настоящей женщиной» или «настоящим мужчиной»? Какие качества женщин и мужчин ассоциируются у вас с этими понятиями?

2. Возможно, вам приходилось встречаться с выражением «женское счастье». Как вы думаете, что под ним подразумевается?

3. Как вы думаете, существует ли «мужское счастье»? Если да, то в чем оно заключается?

4. Как вам кажется, существуют ли по настоящему мужские и женские профессии?

Если «да», то приведите примеры (до 6 позиций по каждому полу).

б) в поведении

в) в общении

5. С кем вам легче работать, находить общий язык (выберите и отметьте нужное):

С девочками. С мальчиками. Другой ответ (напишите сами)

6. Когда вы первый раз услышали о новой социально-психологической категории «Гендер»?

Сегодня. В этом году. Несколько лет назад

Пожалуйста, укажите ваши данные для статистической обработки анкет:

Пол (мж) - ____________________

Возраст (полных лет) – _____________________

Спасибо за работу!

По результатам была составлена следующая таблица.

Таблица 1 – Уровень знаний гендерного воспитания студентов 1-3 курсов Костанайского педагогического колледжа

Показатели опросника

1 курс

2 курс

3 курс

«Настоящая» женщина

НежнаяЖенственнаяДобрая

Аккуратная

Красивая

Целеустремленная

В отлич. форме

НежнаяДостойная матьЦелеустремленная

Независимая

Деловая

Воспитанная

Хорошая хозяйка Достойная мать Умная

Независимая

Скромная

Женственная

«Настоящий» мужчина

СильныйМужественныйРешительный

Целеустремленный

Ответственный

Красивый

СильныйРешительныйМужественный

Целеустремленный

Умеющий ценить женщин

СильныйДолжен обеспечивать материальноПредприимчивый

Мужественный

Умеющий ценить женщин

«Женское» счастье

Рядом любимый и заботливый мужчинаСемьяЗдоровые дети

Любимое дело

Карьерный рост

Рядом любимый и заботливый мужчинаСемьяЛюбимое дело

Семья Рядом любимый и заботливый мужчина Здоровые дети

Хорошие взаимоотношения в семье

«Мужское» счастье

Любимая внимательная женаСостояться в жизни (карьера)Семья

Любимая работа

Любимая работаЛюбимая внимательная женаСемья Любимая внимательная женаЛюбимая работаСостояться в жизни (карьера)

«Женские» профессии

Учитель, врач, стюардесса, стилист (визажист), продавец, бухгалтер, единично руководитель Учитель, воспитатель,бухгалтер,стилист (визажист),

швея, доярка

Учитель,продавец, бухгалтер,воспитатель, врач, парикмахер

«Мужские» профессии

Строитель, шахтер (нефтяник, горняк), водитель, инженер, врач-хирург, военный, чаще руководящие должности Водитель, слесарь, механик, шахтер (нефтяник, горняк), экономист, токарь Водитель, слесарь, строитель, руководящие должности, врач-хирург, юрист
Различия ДЕВОЧКИ вА) психич-ком развитии

Б) поведении

В) общении

Хорошая память

Б) Спокойные

Аккуратные Ответственные

Легкомысленные

Воспитанные

А) Развиваются быстрееВнимательнееРечь лучше развита

Хорошая память

Б) Спокойные

Аккуратные Ответственные

Легкомысленные

Воспитанные

В) Общительные и более скрытые

А) Развиваются быстрееВнимательнееРечь лучше развита

Хорошая память

Б) Спокойные

Аккуратные Ответственные

Легкомысленные

Воспитанные

В) Общительные и более скрытые

Различия МАЛЬЧИКИА) психич-ком развитииБ) поведении

В) общении

Б) Активные

Неаккуратные

Безнравственные

Недисциплинированные

В) Общительные

Открытые

А) Не внимательныеОтличная памятьДругое мышление

Б) Активные

Неаккуратные

Безнравственные

Недисциплиниров-ные

В) Общительные

Открытые

А) Не внимательныеОтличная памятьДругое мышление

Б) Активные

Неаккуратные

Безнравственные

Недисциплинированные

В) Общительные

Открытые

С кем легче работать? ДевочкиОдинаковоМальчики ДевочкиОдинаковоМальчики ДевочкиОдинаковоМальчики
Когда вы первый раз услышали о категории «Гендер»? СегодняНесколько лет назад В этом годуНесколько лет назад Несколько лет назад

Кратко представим полученные результаты выявления уровня знаний и понимания содержания гендерного воспитания студентами 1-3 курсов Костанайского педагогического колледжа.

Рассматривая первый показатель определения «настоящая» женщина отмечаем, что 1 курс акцентировал свое внимание на поверхностных качествах личности женщины: красивая, в отличной форме. 2 курс уже перемещает внимание на социальную роль – достойная мать и добавляет такие качества, как независимая, деловая – прослеживается явное желание быть самостоятельными от родителей. Девушки 3 курса уже правильно определяют настоящую женщину с присущими ей социальными ролями, как достойная мать и хорошая хозяйка, добавляют скромность. Наверное, действительно прекрасному полу предначертано Вселенной выполнение именно этих ролей, так как в народе говорят, что женщина, которая начинает строить карьеру – вступает в противоречие с природой.

По второй категории все гораздо прозаичнее. 1 курс опять делает акцент на внешние данные, даже указывает красоту и привлекательность мужчины, как главные показатели настоящего мужчины. 2 курс уже указывает на взаимоотношения – умеющий ценить женщин, что, на наш взгляд, очень важно в семейной жизни. 3 курс отмечает возможность материально обеспечивать семью – девушки реально оценивает ситуацию, так как одной из главных причин разводов становится отсутствие достатка в семье. Все девушки отметили черту настоящего мужчины – сильный. Если женщина – нежная, то мужчина – сильный. Гармония полов!

Оценивая категорию женское счастье – девушки первого курса отметили карьерный рост, 2 и 3 курс этого не указывают вообще. У них акцент сделан на наличие семьи, хорошего мужа, здоровых детей, прекрасные взаимоотношения в доме.

С определением «мужского» счастья у опрошенных возникли проблемы. Задавали вопросы: а существует ли вообще мужское счастье? Откровенно отвечали, что слышать впервые это словосочетание. Разницы в ответах нет, только меняются места важные составляющие, на их взгляд, мужского счастья. Для нас становится ясным – девочки/девушки не представляют, что может сделать мальчиков/мужчин счастливыми. Разве такое возможно в гармоничном обществе – мужчин и женщин?

По категориям женские и мужские профессии, интересно, что все 3 курса для женщин отметили учитель, воспитатель, а для мужчин – водитель и строитель. У женщин реже встречаются руководящие должности, нежели у мужчин.

С показателем различий девочек и мальчиков в психическом развитии, поведении, общении также возникли проблемы. Объясним – в педагогическом колледже из всех дисциплин гендерного направления преподается только «Гендерная политика», отсюда пробел у студентов в данном вопросе. Подобной ситуации также нельзя оставить без внимания. Мы должны знать, что мы разные. Каждый пол по-своему воспринимает, слышит, видит, запоминает и размышляет. В начале статьи мы оговорились о разработке специального курса для будущих учителей начальных классов, в дальнейшем планируем показать важность дисциплин гендерного направления. Для учителей начальных классов особенно актуально гендерное воспитание младших школьников.

На вопрос «С кем легче работать?» – явных различий не обнаружилось.

Результаты вопроса «Когда вы первый раз услышали о категории «Гендер»?» показали хорошую динамику. Большинство девушек первого курса услышали только сегодня, 2 курс – в этом году, а 3 курс несколько лет назад.

Итак, подводим итоги – гендерное воспитаниеэтоцеленаправленное формирование специфического набора психологических, биологических и культурных характеристик личности с целью подготовки ее к гармоничным взаимоотношениям с представителями обоих полов. Гендерное воспитание процесс длительный и трудный. Основная часть гендерного воспитания возлагается на учителей начальных классов, которых готовит одно из престижных учебных заведений Костанайской области Республики Казахстан. Мы провели исследование, целью которого было выявление уровня знания и понимания содержания гендерного воспитания студентами 1-3 курсов. Заключаем, что студенты имеют определенный багаж знаний в области гендерного воспитания младших школьников, но этого явно недостаточно. Есть пробелы в знаниям, которые необходимо восполнять по средствам ведения специальных дисциплин, создания специальных педагогических условий, комплекса гендерно выстроенных отношений и многого другого. Если мы хотим получить гармонично развитое общество, мы должны помнить и осуществлять в своей педагогической деятельности гендерное воспитание подрастающего поколения.


Библиографический список
  1. Мудрик А. О полоролевом (гендерном) подходе в социальном воспитании // Народное образование. 2007. №5.
  2. Сиротюк А. Дифференциация обучения на основе гендерного подхода // Народное образование. 2003. №8.
  3. Радзивилова М.А. Гендерные подходы к модернизации содержания воспитания // http://www.ivanovo.ac.ru/win1251/jornal/jornal3/shtil.htm
  4. Куинджи Н. Гендерное воспитание в школах – помощь в решении демографической проблеме в России // Народное образование. 2007. №5.
  5. Малкина-Пых И.Г. Гендерная терапия. – М., 2006.

В обществе, где женщины носят короткие стрижки, брюки, водят автомобиль и занимают руководящие должности, - они приносят ущерб своей семье. А мужчины тем временем забывают про такие понятия, как мужественность, сила воли и ответственность. Маленькому ребенку, с еще не до конца сформированным представлением о половой идентичности, трудно разобраться, каковы же особенности и нормы поведения того или иного пола.

Реальность такова, что девочкам явно не хватает нежности, скромности, терпения, а мальчикам – эмоциональной устойчивости и выносливости. У детей изначально отсутствует понимание, как должна вести себя женщина и какими качествами должен обладать мужчина. Поэтому, если не принять соответствующие меры, у будущих мам напрочь пропадет материнский инстинкт, а у пап - осознание собственной значимости как главы семейства. В связи с этим актуальность гендерного воспитания , школьников и подростков растет с каждым днем.

Гендерное воспитание детей-дошкольников

Примерно с 2-х лет дети начинают осознавать свою половую принадлежность, ближе к 7 годам у них формируется гендерная устойчивость – понимание того, что девочка вырастет и станет женщиной, мамой, а мальчик – мужчиной, отцом. Поэтому основные цели гендерного воспитания дошкольников сводятся к тому, чтобы привить ребенку специфические черты, характерные для его пола. При этом в процессе формирования идеальной модели поведения, как педагогами, так и родителями, должны учитываться заложенные биологические особенности разнополых деток. Например, не стоит забывать, что:

  • у девочек на формирование личности больше влияет наследственный фактор, а у мальчиков – среда;
  • девочки дошкольного возраста более внушаемые, лучше справляются с рутинными заданиями, мальчикам ближе познавательная деятельность;
  • дети не приемлют поведенческих нарушений, поэтому несоответствие гендерным стереотипам приводит к дальнейшим психологическим трудностям.

А также в процессе гендерного воспитания , нужно учитывать тот факт, что у них развиты разные формы восприятия информации. Если у девочек более развито слуховое, то у мальчиков - зрительное.

Гендерное воспитание школьников и подростков

Задачи гендерного воспитания и в этом возрасте сводятся к:

Однако, организуя гендерное воспитание, нельзя ставить биологические и анатомические особенности превыше личностного роста и развития уникальных способностей ребенка, если они больше свойственны противоположному полу.

gastroguru © 2017