Роль классного руководителя в формировании личностно – профессиональных качеств студентов. Профессиональные и личностные качества учителя. Каким должен быть учитель

Роль классного руководителя

в формировании личностно – профессиональных качеств студентов.

Максимова М.Р.

Вопросы личностного развития студента и формирования его готовности к будущей профессиональной деятельности являются ключевыми в теории и практике совершенствования работы современного учебного заведения.

Это обусловлено тем, что именно в ходе этапа первичного «освоения» профессии, который как раз и приходится на время обучения, осуществляется процесс самоопределения молодого человека в жизни, формируются его жизненная и мировоззренческая позиции, осваиваются способы и приемы деятельности.

При этом одной из ведущих проблем является построение такой системы учебно-образовательного процесса, которая оптимальным образом учитывала бы особенности и закономерности не только личностного развития студента, но и его профессионального становления как специалиста

Профессионализация рассматривается как процесс профессиональной социализации и профессионального становления человека. Существуют личностно-индивидуальные особенности, необходимые как для успешной профессиональной деятельности человека в целом (наблюдательность, общая интеллектуальность, аналитическое мышление, творческий склад ума, соблюдение моральных и правовых норм поведения, четкая и ясная речь, развитая интуиция), так и для конкретного направления его деятельности.

Профессиональное становление человека - это длительный и динамичный процесс, имеющий определенные стадии (этапы).

1) Стадию подготовки к выбору профессии

2) Стадию профессиональной подготовки

3) Стадию профессиональной деятельности.

Эффективность процесса профессионализации в целом зависит от успешного прохождения всех его этапов, но особая роль отводится стадии профессиональной подготовки, где укрепляется профессиональное становление студента, формируются профессионально важные качества, необходимые для будущей трудовой деятельности, происходит развитие своей личности средствами профессионального обучения.

Сегодня воспитание рассматривается, как управление процессом развития личности через создание благоприятных для этого условий. На первое место выходит личностное развитие, раскрытие творческого потенциала ребят и ключевая роль в решении задач воспитания и формирования личностных качеств принадлежит классному руководителю.

Профориентационная деятельность классного руководителя в условиях профильного обучения одно из главных и приоритетных направлений его работы. Важно понимать, что почти любая методика и форма работы обладают определенным активизирующим потенциалом, который необходимо определить и использовать.

Существует большое количество технологий профессиональной ориентации учащихся:

1. Постановка цели. В профессиональной ориентации цель практически всегда одна – достижение ребятами более высокого уровня в профессиональном самоопределении.

2. Изучение с помощью анкетирования профессиональных интересов, намерений, увлечений в свободное время, успеваемости учащихся.

3. Изучение профессиональных склонностей учащихся.

4. Информирование студентов о типах профессий, объединённых по объекту труда, и о возможностях получения профессионального образования.

5. Информирование учащихся о противопоказаниях к профессиям.

Поэтому уже на первом году обучения в колледже мы проводим со студентами дискуссии, беседы об их будущей профессии (иногда с приглашением выпускников или бывших ведущих преподавателей колледжа, которые делятся интересной информацией и секретом профессионального успеха, например, “Профессии наших родных”, “Профессиональный рост или карьера”, «Мои жизненные цели», «О трудностях учения», опросники «Определение профессиональной склонности», выявляем интересы ребят в выборе профессии, проводим анкетирование на выявление профессиональных намерений и готовности к выбору профессионального пути, самооценку способностей и личностных качеств.

Вопросу понимания значения самостоятельного выбора будущей профессии и формирования личностно-профессиональных качеств учащихся уделяется внимание на занятиях. Например, был проведён открытый урок по английскому языку по теме «Мой колледж. Выбор профессии» с показом видеофильма и презентаций ребят.

В своих беседах я стараюсь акцентировать внимание

на профессиональные намерения: в какой среде ребята считают возможным применить свои способности, какие профессиональные качества человека, являющегося для тебя образцом они могут выделить, какую работу они бы выбрали (в коллективе, в одиночку, требующую умственную или физическую нагрузку, возможность творчества…).

на интересы: интересы ребят в свободное время, учебные интересы («любимые» и «нелюбимые предметы»), есть ли интересы, связанные с выбором профессии, оказывают ли помощь родители в развитии учебных интересов и интересов к профессиональной деятельности и в чём эта помощь заключается.

на склонности:что нравится делать студентам(в учебной деятельности, в кружковой работе), есть ли склонности, связанные с выбором профессии и как они эти склонности развивают.

на способности ребят:пусть они отметят сами ту способность, которая проявляется у них в большей степени, какие специальные способности по мнению учащихся им необходимы для успешного освоения избираемой профессии, как ребята развивают свои способности(тренируют память, внимание, углубляют знания о профессии).

на личностные качества:

какие личностные качества наиболее ярко выражены у ребят (эмоционально-волевые, интеллектуальные, моральные), какие личностные качества необходимо развивать студентам для успешного освоения избираемой профессии.

на готовность к выбору профессионального пути:

как ребята оценивают свои успехи в учебной деятельности, по каким учебным предметам по их мнению им будут нужны знания в дальнейшей профессиональной деятельности, смогут ли они осуществить свои профессиональные намерения.

По результатам анкетирования и опроса я делаю выводы и знакомлю с ними родителей на собрании, так как считаю,что взаимодействие классного руководителя, учащихся и их родителей является важным условием профессиональной подготовки ребят. Согласно плану воспитательной работы были проведены родительские собрания по теме «Дети и родители – профессиональный выбор», «Склонности и интересы подростков в выборе профессии», родительское собрание и классный час «Жизненные цели подростков».

Профессиональная деятельность специалиста, как и любой другой вид деятельности человека, тесно связана с особенностями его личности, которая является продуктом и регулятором деятельности. Личностные качества специалиста любой профессии во многом определяют успешность и качество профессиональной деятельности человека. Для каждой профессии определены профессионально значимые качества личности, формирование и развитие которых является обязательным в процессе его профессиональной подготовки в образовательном учреждении.

Ссылаясь на литературу, я постаралась выделить профессионально-значимые качества личности специалиста - техника

Целеустремленность - способность личности ставить цели и мобилизовать себя на их достижение.

Организованность - способность управлять своей деятельностью так, чтобы ее результат был максимально эффективен, а сама деятельность осуществлялась рационально, планомерно и упорядоченно. В основе организованности лежат такие качества личности как самоконтроль, умение ставить цели и целеустремленность, рациональность, самодисциплина, способность мобилизовать себя для выполнения труда.

Предприимчивость и профессиональная активность - способность к проявлению профессионального энтузиазма и инициативы, самостоятельность, готовность принимать решения и нести ответственность за свои действия.

Социально-профессиональная мобильность - готовность и способность к быстрой смене профессии, выполняемых профессиональных функций, места работы. Социально-профессиональная мобильность основана на таких качествах личности как пластичность, обучаемость, адаптивность.

Коммуникативность и способность к кооперации - способность эффективно общаться и сотрудничать в трудовом коллективе, правильно и доступно выражать свои мысли в письменном и устном виде, умения слушать и входить в контакт, передавать информацию, получать и обрабатывать ее, готовность работать совместно с другими людьми, чувство взаимопомощи и чувство единства в команде.

Креативность - способность создавать новые, необычные, оригинальные объекты и идеи, отклоняться от традиционных схем мышления. В основе креативности лежат творческий потенциал и способности личности.

Таким образом, классный руководитель выступает координатором целостного педагогического процесса, и он может оказать учащемуся поддержку в профессиональном самоопределении. Именно классный руководитель, учитывая интересы, склонности и способности учащихся, может создавать условия для обучения ребят в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Педагог может не только влиять на профессиональное самоопределение подростка, вызывать интерес (мотивацию) к рассмотрению своих проблем, но и помочь ему вооружиться доступными и понятными средствами, для реализации своих профессиональных перспектив.

Совершенствование личностных качеств

классного руководителя, как одно из условий

его самореализации

Если мы покопаемся в своей памяти, то может быть, вспомним, как в детстве многие из наших сверстников хотели быть учителями. С годами число их заметно уменьшалось и даже сходило на нет.
Вот и я на вопрос, кем я буду во взрослой жизни, почти не задумываясь, отвечала: «Учителем». Примерами мне для подражания были такие учителя, личностными качествами которых были искренняя любовь к детям, организованность, справедливость, неподдельный интерес к жизни и личности каждого воспитанника.


Прошли годы, я стала педагогом…


Вот уже много лет работаю в школе учителем, одновременно являясь классным руководителем. И могу сказать, что деятельность классного руководителя многоемка и многообразна, круг обязанностей очень широк, огорчения и неудачи более часты, чем радости и победы. Ведь классный руководитель – это тот человек, который создает оптимальные условия для организации учебной работы и внеклассной жизни всего класса и каждого ученика в отдельности.

Наверное, трудно, а, пожалуй, и невозможно забыть первых своих учеников. Ершистые, непосредственные, по-своему, по-детски мудрые. Они на глазах повзрослели, выросли. С ними я приобретала опыт воспитательной работы. Это они научили меня, что все, происходящее в моей жизни, должно быть по возможности доступно им, иначе не будет доверия и открытости с их стороны.

Многие наши беды, а детские тем более, происходят именно оттого, что нет рядом людей, которым можно открыто поведать о наболевшем. Ведь почти каждая третья семья неполная. Каждая вторая имеет лишь одного ребенка. Родители видят своих детей чаще всего спящими. А в семьях, где есть старики, воспитание и надзор доверены им.

Я поэтому и стремилась стать для своих учеников тем родным человеком, к которому они могли бы обратиться со своими трудностями, проблемами.
Исходя из этого стержневым компонентом в моей философии выходит просто человеческое: помочь, понять, приласкать, посочувствовать, поговорить по душам.


Такая помощь может включать совет, доброе слово и играют огромную роль в нашей жизни.

Анализируя свою воспитательную работу в 8 классе, сопоставляя цели и результат воспитания, я спланировала дальнейшую воспитательную работу с 9 классом.

Важными целями воспитательной работы с классом считаю:


создание условий для саморазвития человека, как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности;


максимальное содействие психологическому и личностному развитию школьников, обеспечивающее им готовность к самоопределению во взрослой жизни.

Работая классным руководителем у меня совершенствуются личностные качества, ведь чтобы подопечные считали своего классного руководителя настоящим лидером на пути в будущее, учителю нужно систематически совершенствовать все эти качества, при этом оставаясь человеком. Говоря про личностные качества классного руководителя, мы в первую очередь имеем в виду доброту. Ведь он каждый день имеет дело с детьми, чья душа в этом возрасте так ранима. Конечно, доброта должна идти рука об руку с требовательностью и необходимой твёрдостью.

Кстати, наряду с добротой такие качества классного руководителя как забота, внимание, понимание, отзывчивость, доброжелательность ставят на первое место в своих педагогах сами учащиеся. Видимо, в современной жёсткой жизни им не хватает этих простых человеческих чувств.

Важно помнить, что дети в классе – это твое отражение, поэтому надо стараться постоянно работать над собой.

Я не придерживаюсь лозунга «Учитель всегда прав!». Это далеко не всегда так.

Я не стесняюсь признаваться в собственных ошибках, просчетах, умею анализировать их и делать выводы.

Я тщательно продумываю принципы своей воспитательной работы и стараюсь следовать им.

К принципам я отношу следующее:

  • быть честным с детьми;
  • не бояться быть простым и человечным, однако сохранять дистанцию между собой и учениками;
  • быть требовательным и справедливым, объяснять детям свои требования;
  • быть оптимистом, стараться ставить себя на место детей и сопереживать им;
  • быть заинтересованным в детях и в их делах, уметь защищать их, когда необходимо;
  • быть последовательным и объективным;
  • быть артистом в своей профессии, владеть ораторским искусством, воздействовать словом убедительно и эмоционально;
  • не давать обещаний, которые не можешь выполнить, но, пообещав, всегда исполнять;
  • не давать оценок детям, наблюдая их только в учебном процессе.

Ведь главное - сохранять молодость души на долгие годы, тогда будет легче понять юных, рядом с которыми должна состояться твоя счастливая профессиональная карьера.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Совершенствование личностных качеств классного руководителя, как одно из условий его самореализации

«Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить» В.М. Лизинский

Классное руководство – это не обязанность, а бесконечное творчество

ЦЕЛИ воспитательной работы с классом: создание условий для саморазвития человека, как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности; максимальное содействие психологическому и личностному развитию школьников, обеспечивающее им готовность к самоопределению во взрослой жизни.

«Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нём умирает учитель» К.Д.Ушинский

ПРИНЦИПЫ воспитательной работы: быть честным с детьми; не бояться быть простым и человечным, однако сохранять дистанцию между собой и учениками; быть требовательным и справедливым, объяснять детям свои требования; быть оптимистом, стараться ставить себя на место детей и сопережи­вать им; быть заинтересованным в детях и в их делах, уметь защищать их, когда необходимо; быть последовательным и объективным; быть артистом в своей профессии, владеть ораторским искусством, воздействовать словом убедительно и эмоционально; не давать обещаний, которые не можешь выполнить, но, пообещав, всегда исполнять; не давать оценок детям, наблюдая их только в учебном процессе.

ГЛАВНОЕ - сохранять молодость души на долгие годы, тогда будет легче понять юных, рядом с которыми должна состояться твоя счастливая профессиональная карьера.


Учитель - это человек, который обучает и воспитывает учащихся. Но, конечно, такое определение не может раскрыть всего того, что нужно сделать педагогу и за что он отвечает во время образовательного процесса. И далеко не все могут им стать. Нужно, чтобы человек обладал особым типом личности. Какие качества учителя помогают ему в передаче знаний другим поколениям?

Профессиональная готовность

Если кратко перечислить качества учителя, то они будут следующие:

  • любовь к детям;
  • гуманизм;
  • интеллигентность;
  • творческий подход к работе;
  • высокая гражданская ответственность и социальная активность;
  • физическое и психическое здоровье.

В совокупности они составляют профессиональную готовность к педагогической деятельности. В ней выделяют психофизиологический и теоретико-практический аспекты. В них описываются требования к определению компетентности педагога. Педагогическая компетентность - это определение теоретической и практической подготовленности учителя к осуществлению своей профессиональной деятельности. При этом требования к учителю начальной школы несколько отличаются от других педагогов.

Качества первого школьного учителя

В современной системе образования понятие "педагог начальной школы" стало использоваться более широко, чем раньше. Если когда-то его функции были ограничены только тем, что он давал базовые знания детям, то теперь его поле деятельности значительно расширилось.

Поэтому требования к качествам учителя начальных классов теперь следующие:

  • он является не только педагогом, но и воспитателем;
  • должен знать психофизиологические особенности детей;
  • он должен суметь организовать деятельность своих подопечных;
  • педагог активно взаимодействует с детьми и их родителями;
  • готовность к постоянному саморазвитию;
  • учитель должен создать оптимальные условия для обучения;
  • помогает учащимся взаимодействовать с окружающей средой;
  • владеет современными методиками обучения.

Учитель начальных классов не соизмерим с педагогами среднего и старшего звеньев. Его функции даже шире, поскольку он всегда является классным руководителем и преподает несколько дисциплин. Конечно, немаловажными являются качества учителя как профессиональные, так и личные.

Какими умениями и навыками обладает педагог

Каким должен быть учитель? Это определяется стандартами, которые прописаны в ФГОСе, а также качествами, перечисленными другими известными личностями в педагогике. Например, такой работник должен постоянно самообразовываться и повышать свою квалификацию. Профессиональные качества учителя выделяют следующие:

  • широкий кругозор и умение грамотно излагать материал;
  • обучение с учетом индивидуальных особенностей учеников;
  • грамотная, поставленная речь и четкая дикция;
  • умение использовать мимику и жестикуляцию во время выступлений;
  • направленность на работу с учениками;
  • умение быстро реагировать на ситуации, находчивость;
  • умение правильно формулировать цели;
  • должен обладать организаторскими способностями;
  • контроль качества знаний учащихся.

Немаловажными качествами учителя являются и его знания и умения, полученные им во время учебы и во время профессиональной деятельности. Также он должен уметь применять их в своей работе учителя.

Личностные качества учителя

Очень важно, чтобы у педагога была теоретическая база, которая является основой образовательного процесса. Но даже если человек знает все о воспитании и обучении детей, он может и не стать хорошим преподавателем. Каким должен быть учитель с личностной точки зрения? Квалифицированного специалиста определяют следующие качества:


Ведущие способности в педагогической деятельности

  1. Деятельность педагога носит преемственно-перспективный характер. Имея знания прошлых поколений, он должен владеть современными методиками и следить за новыми тенденциями. Также учитель должен видеть личностный потенциал учащихся.
  2. Взаимодействия между педагогом и учеником носят субъектно-субъективный характер. "Объект" деятельности учителя - это группа учащихся или воспитанник, которые в то же время являются субъектом собственной деятельности со своими потребностями и интересами.
  3. В образовательном процессе трудно оценить вклад, который вносят все, кто участвует в воспитании и образовании ребенка. Поэтому педагогическая деятельность носит коллективный характер.
  4. Процесс воспитания и образования протекает в природной и социальной среде, в которой трудно учесть все факторы. Поэтому учителю приходится постоянно создавать оптимальные условия для обучения.
  5. Педагогическая деятельность носит творческий характер. Учителю приходится постоянно искать нестандартные решения для поставленных задач, различные способы повышения мотивации воспитанников. Также наставник должен быть инициативным, наблюдательным, он должен стремиться к совершенству.
  6. Вся профессиональная деятельность педагога строится на гуманистических принципах: уважение личности, доверительное отношение, умение сопереживать ученикам, вера в способности ребенка.
  7. Учитель не может сразу увидеть результат своей работы.
  8. Педагог постоянно занимается самообразованием и повышает уровень своей квалификации, т. е. происходит непрерывное обучение.

Профессия учителя подразумевает постоянное взаимодействие с большим количеством людей, а именно детей. Он должен уметь организовать их деятельность и удерживать внимание на занятии. Педагог должен знать психофизиологические особенности каждого возрастного периода детей и применять их на практике. Также учитель должен уметь справляться с большим объемом информации.

А может быть, это призвание?

Трудно определить, что важнее: получить педагогическое образование или любить детей и иметь искреннее желание учить и воспитывать их. Для многих учитель - это не профессия, это призвание. Потому что, если вы хотите построить доверительные отношения с ребенком, нужно самим оставаться немного маленьким.

Учитель должен быть как ребенок, которому всегда все интересно, который всегда находится в поиске чего-то нового. И быть педагогом - это большой талант, нужно суметь разглядеть в каждом воспитаннике его потенциал и помочь реализовать его. Также учитель должен быть высокодуховным и культурным человеком, чтобы и в своих подопечных воспитать правильные жизненные ориентиры.

Классный руководитель – это непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо, назначаемое ее директором для осуществления воспитательной работы в классе.

Основная задача КР – скоординировать все воспитательные влияния на школьников в целях развития личности посредством включения их в многообразные виды деятельности и взаимоотношения.

КР имеет следующие функции :

  • 1. Воспитательная - педагогическое руководство развитием и формированием каждого ученика класса и коллектива в целом;
  • 2. Организационно-административная - руководство классом как организационной единицей в составе школы, ведение личных дел учащихся и других документов;
  • 3. Координирующая - установление взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса.
  • 4. Коммуникативная – (организация общения;
  • 5. Коррекционную (преобразование, изменение личности);

К функциональным обязанностям КР относятся : всестороннее изучение и воспитание учащихся, оказание им помощи в учении и развитии, решении проблем их учебного и профессионального самоопределения, развитие внутригрупповых, межличностных отношений учащихся, взаимодействие с родителями и помощь им в воспитании детей, взаимодействие с учителями класса в решении педагогических задач, контроль за успеваемостью, посещением и поведением учащихся.

Вся воспитательная работа представляет собой непрерывный ряд решения педагогических задач, предстающих перед классным руководителем в виде многообразных педагогических ситуаций - такого состояния учащихся и воспитательного процесса, в котором есть проблема, противоречие между должным и действительным, что и требует педагогических действий, результатом которых является новое состояние учащихся.

Современный классный руководитель - тонкий психолог и умелый педагог. Владея теоретическими познаниями и педагогической интуицией, легко входит в контакт с учителями и учениками, умело организует совместную деятельность в школе и вне ее, обладает искусством прямо и косвенно управлять мыслями, чувствами и волей школьников. Он исследователь и организатор, общественник, увлеченный наукой, спортом, техникой или искусством человек. Все богатство своей души он с готовностью дарит ученикам.

Лучшие человеческие и профессиональные качества личности классного руководителя успешно формируются у молодого учителя при его активной учебе в вузе и путем самовоспитания. Успех в работе классного руководителя во многом зависит от ее плановости и систематичности. Деятельность классного руководителя представляет собой часть общего процесса воспитания. Поэтому важно согласовывать ее со всеми другими звеньями школьной работы, ориентируясь на общешкольный годовой план.

gastroguru © 2017