Классный руководитель: его основные задачи, функции, профессиональные качества. Работа классного руководителя над развитием личностных качеств ученика

«КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА «ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛЮБВИ» Профессиограмма – квалификационная...»

КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА «ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛЮБВИ»

Профессиограмма – квалификационная характеристика, включающая

совокупность профессионально-значимых качеств, способностей,

профессиональных компетенций.

Профессиограмма - это идеальная модель учителя, классного

руководителя образец, эталон, в котором представлены

Основные качества личности, которыми должен обладать учитель;

Профессиональные компетенции для выполнения функций учителя.

Классный руководитель – это педагог группы, прослеживающий процесс формирования личности каждого ребенка группы и содействующий наилучшему освоению, усвоению и присвоению мира каждым ребенком.

Н.Е.Щуркова.

Понятно, что такое представление о педагоге как профессионале базируется на определенном личностном его развитии, где ключевым социально – психологическим образованием является признание человека наивысшей ценностью.

Признание человека наивысшей ценностью предполагает:

Приоритет социальной роли человека в многообразии тех социальных ролей, которые играет член общества;

Безусловное уважительное отношение к человеку как таковому, вне конкретных обстоятельств, общественного положения человека, уровня развития и личностных достижений;

Признание интересов человека первоочередными при решении социальных, жизненных, личностных проблем, а также проблем связанных с организацией предметной или духовной деятельности человека.



Однако признание человека наивысшей ценностью жизни существует лишь в качестве отношения, если не обеспечивается рядом актуальных отношений в непосредственной реальной профессиональной практике педагога.

Этот ряд практически значимых отношений обеспечивает действительное проявление связи «человек - человек» на уровне гуманистического ключевого отношения в сфере социальной, профессиональной в сфере межличностной.

Центральным является отношение к ребенку как к человеку, выдвижение социальной роли ребенка как человека на первое место среди всех его социальных ролей.

Провозглашение гуманистического отношения к ребенку никак не зачеркивает учета психологической природы детства, но ставит главный акцент на отношении «человек – человек, отодвинув на второй план отношения «учитель - ученик».

Формирование ответственного отношения специалиста к профессиональной работе напрямую зависит от его отношения к себе в качестве человека, избравшего данную профессию.

Профессиональная солидарность как отношение к коллегам – непременное условие профессионального труда педагога, не могущего осуществить свой профессиональный замысел вне связи с педагогическим коллективом.

Значимым компонентом личностного мира педагога является его отношение к обществу. Педагог не может работать вне общества, занимая позицию игнорирования или нейтралитетапо отношению к нему. Перед детьми он выступает в роли гражданина и представителя общества. Поэтому гражданская позиция обретает роль объективно необходимого слагаемого готовности педагога к работе с детьми.

Особое место в перечисленном ряде занимает духовность педагога как способность личности отражать жизнь, задаваться вопросами жизни и, выявляя проблемы человеческой жизни, искать решения каждой из них.

Взаимосвязь ключевых отношений.

–  –  –

Вся работа классного руководителя выстраивается как система, произрастающая из общей цели воспитания и подчиняющаяся общей цели воспитания, признанной всем педагогическим коллективом.

Ясность цели позволяет очертить содержание работы классного руководителя.

Основной объект педагогического внимания (содержания работы) отношение к жизни как к таковой и отношение к её наивысшим ценностям ибо содержанием жизни человека, в отличии от животного, являются проблемы жизни, которые неотвратимо встают перед человеком и которые он вынужден постоянно до последнего момента жизни.

Работа классного руководителя тогда и только тогда! Обретает содержание, когда производится выход на ценности и отношения к ценностям окружающей ребенка реальности, а значит, протекает духовное обогащение личности ребенка, он обретает свой внутренний мир. Свое индивидуальное «Я», одновременно входя в человеческое общество.

Классному руководителю необходимы такие качества, как:

Любовь к людям, умение общаться с ними, доверие, понимание, терпение, отзывчивость, доброжелательность, искренность во взаимоотношениях;

Высокий уровень культуры, широкий кругозор, личное обаяние, чувство юмора, находчивость;

Твердость и решительность характера, уверенность в себе, сила воли, самоотдача;

Разнообразие эмоциональной жизни (положительные эмоции, чувства создают у человека оптимистический настрой и способствуют развитию его волевой активности);

Высокий уровень развития всех психических свойств: восприятия, воображения, памяти и т. д.

Какими же видят своих классных руководителей их воспитанники?

«Она интересная и живая. Ее глаза очень добрые. Она жизнерадостная. С ней нам скучно не бывает».

«Заботливая мама, надежный друг, которому можно доверить свои секреты.

В работе с нами для нее не существует мелочей. Она на все обращает внимание. Она умеет видеть и чувствовать наше настроение, поддерживает наши инициативы и творческие планы, помогает нам их осуществить. Она всегда рядом».

«Чуткая, утонченная женщина, обладающая ярко выраженным чувством собственного достоинства, которое помогает ей в каждой ситуации не оставлять своих жизненных принципов. Характер ее не скандальный, но и не терпящий издевательств или унижения. Кроме того, обладает величайшим педагогическим талантом, который помогает ей с легкостью контактировать с детьми. Также прекрасно знает свой предмет, относится к нему с уважением, что помогает его профессионально преподавать ученикам. В опросе усвоенного материала она в меру строга, является ответственным человеком. А особый вкус и чувство юмора помогают ей решать любые проблемы».

«Человек требовательный и понимающий, учитель и воспитатель, «классная «классная».

«Отношусь с большим уважением за профессионализм в работу. Этот человек родился учителем».

Классный руководитель сегодня – это человек эмоциональный, с чувством прекрасного, с философским осмыслением реальности, это патриот своего края, своей Родины.

Предмет «Высокая духовность» невозможно вывести в школьное расписание и вне расписания его не поставить. Он должен передаваться ученикам, образно говоря, каждым словом, каждым взглядом учителя. В этом его главная миссия.

«…Воспитать честных и добрых детей, воспитать «человека хорошего»

можно, и притом в любых, даже самых отвратительных обстоятельствах, но для этого необходимо, чтобы кто-нибудь рядом с детьми, хоть один человек из многих – вы или кто-нибудь другой, - искренне, глубоко верил, что доброта и честность или любовь и совесть (это одно и то же), не только не слабость человеческая или глупость, но в них – то вся сила, в них весь разум мира…»

«…Любовь и совесть правят миром…»

«…Человек не создан для счастья, как птица для полета, наоборот, счастье создано для человека. Чтобы не только бился, но и добивался!..»

Знания классного руководителя должны представлять определенную систему, состоящую из трех компонентов:

Знания особенностей развития личности и детского коллектива;

Психолого-педагогические знания;

Общие знания (знания из разных областей жизнедеятельности человека).

Приоритетные качества личности классного руководителя: идейность, нравственная и гражданская зрелость, общественная активность, увлеченность профессией воспитателя, любовь к детям, гуманное, заботливое отношение к ним, высокая требовательность к себе и ученикам, коммуникативность, дружеское расположение, вежливость в общении, психологическая совместимость с другими членами педагогического коллектива и другие, необходимые идеальному специалисту.

Для выполнения большого многообразия функций классному руководителю необходимы следующие умения:

устанавливать деловые отношения с администрацией школы, с родителями, общественностью (умения общения, по сегодняшним представлениям, близкие к коммуникативным);

информационные умения и навыки;

умение ярко, выразительно, логично излагать свои мысли (по сегодняшним представлениям - дидактические и речевые);

умение убедить, привлечь к себе, сделать своим сторонником (по сегодняшним представлениям - дидактические, коммуникативные).

Для реализации данных умений необходимо создать высокий эмоциональный настрой, обеспечить деловой характер жизни, труда.

Помимо приоритетных, классному руководителю нужно иметь такие качества личности: как, выдержка, самообладание, наблюдательность, искренность, находчивость, твердость, последовательность в словах и действиях, аккуратность, внешняя опрятность.

Развитие чувства «педагогической любви»

Педагогическая любовь учителя, классного руководителя прежде всего начинается с любви к профессии. Без этого невозможно представить себе работу в школе. Можно обмануть себя, коллег по работе, но нельзя обмануть ребенка.

Ребенок интуитивно чувствует отношение к себе учителя:

позитивное или негативное. Сначала он старается переломить негативное отношение требованием повышенного внимания к себе (частые замечания), потом отрицательные поступки в отношении тех детей, которые пользуются любовью учителя, затем наступает период равнодушия. Ребенок думает, что он плохой, поэтому его не любят. С таким чувством он может жить всю дальнейшую жизнь. Поэтому, отношение учителя к ученику накладывает на психику ребенка определенный след в его дальнейшей жизни.

Как развить педагогическую любовь? Это философский вопрос. Я считаю, что развить такую любовь очень непросто, а иногда даже невозможно. Ведь любить детей – это еще не самое главное в педагогике.

Необходимо уметь направлять ребенка в то русло, в котором он сможет почувствовать себя полноценным успешным членом общества. Поэтому, педагогическая любовь – это способность учителя так сформировать личность ученика, чтобы он смог себя ощущать этой личностью всю свою жизнь.

Для подготовки сообщения использовались материалы сайтов интернет.

Похожие работы:

«Обобщение передового педагогического опыта учителей русского языка и литературы и начальной школы МАОУ гимназия № 2 Автор-составитель: заместитель директора по научно-методической и экспериментальной работе Неверова Евгения Андреевна Новороссийск 2016 г.Содержание: Сведения об авторах..2 Введение..6 Акт...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Стерлитамакский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образ...»

«РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. НОВОШАХТИНСКА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА...»

Лаконичная и емкая характеристика педагога (учителя) может быть представлена следующими качествами:

Высокая гражданская ответственность и социальная активность;

Любовь к детям, гуманистическая направленность;

Духовная культура, интеллигентность;

Инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений, высокий профессионализм;

Физическое, психическое здоровье, профессиональная работоспособность;

Потребность и готовность к постоянному самообразованию.

Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. В ее составе выделяют, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, а с другой – научно-теоретическую и практическую компетентность как основу профессионализма.

Профессиограмма педагога – это идеальная модель педагога (учителя, воспитателя, классного руководителя и т.д.), образец, эталон, в котором представлены основные качества личности, которыми должен обладать учитель, а также знания, умения и навыки, необходимые для выполнения функций педагога. Вместе с тем, это документ, в котором дана полнаяквалификационная характеристика учителя с позиций требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам, к его личности, способностям, психофизиологическим возможностям и уровню подготовки. Иначе говоря, профессиограмма (модель) учителя описывает требования к его педагогической компетентности.

Компетентность – личные возможности должностного лица, его квалификация (знания, опыт), позволяющие ему принимать участие в разработке определенного круга решений или решать вопросы самому благодаря наличию у него определенных знаний и навыков (А.С. Роботова и др.).Компетентность профессиональная – личностная характеристика специалиста, важнейшими составляющими которой являются профессиональная мобильность, способность к самовыражению и самосозиданию, технологическая грамотность, высокая степень адаптации к изменяющимся условиям трудовой деятельности (А.И. Жук и др.)

Исходя из вышеприведенных определений, в содержание педагогической компетентности включают личные возможности педагога, позволяющие ему самостоятельно решать педагогические задачи. Иначе, под педагогической компетентностью понимают единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению своей профессиональной деятельности. Содержание теоретической готовности составляют, во-первых, знания (общенаучные, психолого-педагогические, специальные); во-вторых, аналитические, прогностические, проективные и рефлексивные умения. Содержаниепрактической готовности педагога включает две группы умений: организаторские и коммуникативные.

Кроме перечисленных качеств в профессиограмму педагога включают педагогическую направленность, педагогические способности, а также общегражданские качества личности.

В профессиограмме учителя ведущее место занимает направленность его личности: социально-нравственная, познавательная и профессионально-педагогическая.

Социально-нравственная направленность представлена социальными потребностями, моральными и ценностными ориентациями, чувством общественного долга и гражданской ответственности. Нельзя не согласиться с К.Д. Ушинским, который писал: «Воспитатель никогда не может быть слепым исполнителем инструкции: не согретая теплотой его личного убеждения, она не будет иметь никакой силы». (Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. М., 1988. С. 168-169). Составная часть социально-нравственной гуманности – гуманистическая направленность, в основе которой лежат гуманистическое мировоззрение (гуманистические взгляды, идеалы, цели, отношения) и гуманность как качество личности. Наличие этих характеристик личности означает осознанное отношение педагога к другой личности как к высшей ценности. В.А. Сухомлинский утверждал, что гуманность – важнейшая черта каждого учителя, суть которой в том, чтобы беречь и развивать в ребенке чувство человеческого достоинства, помочь ему подняться выше в своем развитии. Быть гуманным к воспитаннику – значит соблюдать права и свободы ребенка, заботиться о его здоровье.

Высшее проявление гуманности на эмоциональном уровне – любовь к людям вообще, и к детям в частности. По мысли австрийского психолога В. Франкла, любовь - “переживание” другого человека во всем его своеобразии и неповторимости. Любовь открывает нам глаза на

духовную сущность другого человека, на скрытые в нем потенциальные ценности. Осознание

этих ценностей неизбежно обогащает и того, кто любит.

Профессионально-педагогическая направленность личности учителя включает интерес к профессии, педагогическое призвание, профессионально-педагогические склонности и намерения.Интерес к профессии учителя выражается в положительном эмоциональном отношении к детям, к родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении овладеть педагогическими знаниями и умениями.

Педагогическое призвание – означает склонность к педагогическому делу, основанную на осознании способности к нему. Педагогическое призвание формируется в процессе накопления будущим учителем педагогического опыта и самооценки своих педагогических способностей. Основу педагогического призвания составляетлюбовь к детям . Это качество является предпосылкой самосовершенствования и саморазвития многих других профессионально-значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность учителя. Среди них –педагогический долг и ответственность . Эти качества позволяют учителю оказывать помощь всем тем, кто в ней нуждается, в пределах своих прав и компетенции. Кроме того, он требователен к себе, следуя кодексу педагогической морали.

Педагогический долг проявляется в таком качестве, как самоотверженность учителя, который часто работает, не считаясь со временем, состоянием здоровья. Во взаимоотношениях с учащимися, их родителями, коллегами учитель проявляетпедагогический такт – своеобразное чувство меры, сознательная дозировка действия и способность контролировать его, уравновесить одно средство другим, если необходимо. Педагогический такт заключается и в способности учителя выбрать соответствующие стиль и тон, время и место педагогического действия, провести своевременную их корректировку. Педагогический такт – это основа, на которой вырастают доверительные отношения между педагогом и учащимися. Особенно важно, чтобы это качество проявлялось в контрольно-оценочной деятельности педагога.

Уровень нравственной воспитанности учителя выражается в таком его качестве, как педагогическая справедливость. «Чтобы стать справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка» (Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1969. С. 83).

Все вышеназванные качества, характеризующие профессионально-педагогическую направленность, являются также выражением авторитетности учителя.

Авторитет учителя – это качественная характеристика системы отношений к педагогу, определяющая его профессионально-личностный статус, принятие и признание его приоритетной роли в системе педагогических отношений.

Рассмотрим познавательную направленность личности , основой которой являются духовные потребности и познавательные интересы. Познавательная направленность представлена, например, потребностью в знаниях, любовью к преподаваемому предмету. Л.Н. Толстой отмечал, что если «хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай её, и ученики полюбят тебя, а ты воспитаешь их…» (Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. М., 1953. С. 72). Важной, наиболее общей характеристикой познавательной направленности являетсякультура научно-педагогического мышления , проявляющаяся, например, в способности в каждом педагогическом явлении обнаруживать противоречия, проблемы и своевременно решать их.

Познавательная направленность личности имеет своим предметом профессиональные знания педагога , которые, как указывалось выше, входят в содержание теоретической готовности педагога к осуществлению своей профессиональной деятельности, а значит и его педагогической компетентности. В свое время Я.А. Коменский подчеркивал, что «тот, кто мало знает, малому может и научить». Для эффективной профессиональной деятельности педагогу необходимы знания специальные (по тому или иному предмету, научной дисциплине), так и знания в области всех педагогических дисциплин, а также антропологических, гуманитарных, социальных наук. Кроме того, педагогу необходимы общекультурные знания, без которых невозможно понимание воспитания как процесса введения ребенка в контекст общечеловеческой культуры.

Таким образом, педагогическая эрудиция учителя предполагает его глубокие познания и осведомленность во многих науках, а также непрерывную систематическую работу по накопле-

нию все новых и новых знаний.

Вместе с тем, можно быть энциклопедически образованным человеком – и потерпеть крах на педагогическом поприще. Почему?

Все дело в наличии или отсутствии педагогических способностей, которые также включаются психологами в профессиограмму педагога. Действительно, для овладения педагогической деятельностью необходимы и общие (интеллектуальные, коммуникативные, организаторские и др.), и педагогические (дидактические, перцептивные и др.), и специальные (математические, артистические, музыкальные, художественные, спортивные и др.) способности.

Совершенствование личностных качеств

классного руководителя, как одно из условий

его самореализации

Если мы покопаемся в своей памяти, то может быть, вспомним, как в детстве многие из наших сверстников хотели быть учителями. С годами число их заметно уменьшалось и даже сходило на нет.
Вот и я на вопрос, кем я буду во взрослой жизни, почти не задумываясь, отвечала: «Учителем». Примерами мне для подражания были такие учителя, личностными качествами которых были искренняя любовь к детям, организованность, справедливость, неподдельный интерес к жизни и личности каждого воспитанника.


Прошли годы, я стала педагогом…


Вот уже много лет работаю в школе учителем, одновременно являясь классным руководителем. И могу сказать, что деятельность классного руководителя многоемка и многообразна, круг обязанностей очень широк, огорчения и неудачи более часты, чем радости и победы. Ведь классный руководитель – это тот человек, который создает оптимальные условия для организации учебной работы и внеклассной жизни всего класса и каждого ученика в отдельности.

Наверное, трудно, а, пожалуй, и невозможно забыть первых своих учеников. Ершистые, непосредственные, по-своему, по-детски мудрые. Они на глазах повзрослели, выросли. С ними я приобретала опыт воспитательной работы. Это они научили меня, что все, происходящее в моей жизни, должно быть по возможности доступно им, иначе не будет доверия и открытости с их стороны.

Многие наши беды, а детские тем более, происходят именно оттого, что нет рядом людей, которым можно открыто поведать о наболевшем. Ведь почти каждая третья семья неполная. Каждая вторая имеет лишь одного ребенка. Родители видят своих детей чаще всего спящими. А в семьях, где есть старики, воспитание и надзор доверены им.

Я поэтому и стремилась стать для своих учеников тем родным человеком, к которому они могли бы обратиться со своими трудностями, проблемами.
Исходя из этого стержневым компонентом в моей философии выходит просто человеческое: помочь, понять, приласкать, посочувствовать, поговорить по душам.


Такая помощь может включать совет, доброе слово и играют огромную роль в нашей жизни.

Анализируя свою воспитательную работу в 8 классе, сопоставляя цели и результат воспитания, я спланировала дальнейшую воспитательную работу с 9 классом.

Важными целями воспитательной работы с классом считаю:


создание условий для саморазвития человека, как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности;


максимальное содействие психологическому и личностному развитию школьников, обеспечивающее им готовность к самоопределению во взрослой жизни.

Работая классным руководителем у меня совершенствуются личностные качества, ведь чтобы подопечные считали своего классного руководителя настоящим лидером на пути в будущее, учителю нужно систематически совершенствовать все эти качества, при этом оставаясь человеком. Говоря про личностные качества классного руководителя, мы в первую очередь имеем в виду доброту. Ведь он каждый день имеет дело с детьми, чья душа в этом возрасте так ранима. Конечно, доброта должна идти рука об руку с требовательностью и необходимой твёрдостью.

Кстати, наряду с добротой такие качества классного руководителя как забота, внимание, понимание, отзывчивость, доброжелательность ставят на первое место в своих педагогах сами учащиеся. Видимо, в современной жёсткой жизни им не хватает этих простых человеческих чувств.

Важно помнить, что дети в классе – это твое отражение, поэтому надо стараться постоянно работать над собой.

Я не придерживаюсь лозунга «Учитель всегда прав!». Это далеко не всегда так.

Я не стесняюсь признаваться в собственных ошибках, просчетах, умею анализировать их и делать выводы.

Я тщательно продумываю принципы своей воспитательной работы и стараюсь следовать им.

К принципам я отношу следующее:

  • быть честным с детьми;
  • не бояться быть простым и человечным, однако сохранять дистанцию между собой и учениками;
  • быть требовательным и справедливым, объяснять детям свои требования;
  • быть оптимистом, стараться ставить себя на место детей и сопереживать им;
  • быть заинтересованным в детях и в их делах, уметь защищать их, когда необходимо;
  • быть последовательным и объективным;
  • быть артистом в своей профессии, владеть ораторским искусством, воздействовать словом убедительно и эмоционально;
  • не давать обещаний, которые не можешь выполнить, но, пообещав, всегда исполнять;
  • не давать оценок детям, наблюдая их только в учебном процессе.

Ведь главное - сохранять молодость души на долгие годы, тогда будет легче понять юных, рядом с которыми должна состояться твоя счастливая профессиональная карьера.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Совершенствование личностных качеств классного руководителя, как одно из условий его самореализации

«Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить» В.М. Лизинский

Классное руководство – это не обязанность, а бесконечное творчество

ЦЕЛИ воспитательной работы с классом: создание условий для саморазвития человека, как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности; максимальное содействие психологическому и личностному развитию школьников, обеспечивающее им готовность к самоопределению во взрослой жизни.

«Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нём умирает учитель» К.Д.Ушинский

ПРИНЦИПЫ воспитательной работы: быть честным с детьми; не бояться быть простым и человечным, однако сохранять дистанцию между собой и учениками; быть требовательным и справедливым, объяснять детям свои требования; быть оптимистом, стараться ставить себя на место детей и сопережи­вать им; быть заинтересованным в детях и в их делах, уметь защищать их, когда необходимо; быть последовательным и объективным; быть артистом в своей профессии, владеть ораторским искусством, воздействовать словом убедительно и эмоционально; не давать обещаний, которые не можешь выполнить, но, пообещав, всегда исполнять; не давать оценок детям, наблюдая их только в учебном процессе.

ГЛАВНОЕ - сохранять молодость души на долгие годы, тогда будет легче понять юных, рядом с которыми должна состояться твоя счастливая профессиональная карьера.


Роль классного руководителя

в формировании личностно – профессиональных качеств студентов.

Максимова М.Р.

Вопросы личностного развития студента и формирования его готовности к будущей профессиональной деятельности являются ключевыми в теории и практике совершенствования работы современного учебного заведения.

Это обусловлено тем, что именно в ходе этапа первичного «освоения» профессии, который как раз и приходится на время обучения, осуществляется процесс самоопределения молодого человека в жизни, формируются его жизненная и мировоззренческая позиции, осваиваются способы и приемы деятельности.

При этом одной из ведущих проблем является построение такой системы учебно-образовательного процесса, которая оптимальным образом учитывала бы особенности и закономерности не только личностного развития студента, но и его профессионального становления как специалиста

Профессионализация рассматривается как процесс профессиональной социализации и профессионального становления человека. Существуют личностно-индивидуальные особенности, необходимые как для успешной профессиональной деятельности человека в целом (наблюдательность, общая интеллектуальность, аналитическое мышление, творческий склад ума, соблюдение моральных и правовых норм поведения, четкая и ясная речь, развитая интуиция), так и для конкретного направления его деятельности.

Профессиональное становление человека - это длительный и динамичный процесс, имеющий определенные стадии (этапы).

1) Стадию подготовки к выбору профессии

2) Стадию профессиональной подготовки

3) Стадию профессиональной деятельности.

Эффективность процесса профессионализации в целом зависит от успешного прохождения всех его этапов, но особая роль отводится стадии профессиональной подготовки, где укрепляется профессиональное становление студента, формируются профессионально важные качества, необходимые для будущей трудовой деятельности, происходит развитие своей личности средствами профессионального обучения.

Сегодня воспитание рассматривается, как управление процессом развития личности через создание благоприятных для этого условий. На первое место выходит личностное развитие, раскрытие творческого потенциала ребят и ключевая роль в решении задач воспитания и формирования личностных качеств принадлежит классному руководителю.

Профориентационная деятельность классного руководителя в условиях профильного обучения одно из главных и приоритетных направлений его работы. Важно понимать, что почти любая методика и форма работы обладают определенным активизирующим потенциалом, который необходимо определить и использовать.

Существует большое количество технологий профессиональной ориентации учащихся:

1. Постановка цели. В профессиональной ориентации цель практически всегда одна – достижение ребятами более высокого уровня в профессиональном самоопределении.

2. Изучение с помощью анкетирования профессиональных интересов, намерений, увлечений в свободное время, успеваемости учащихся.

3. Изучение профессиональных склонностей учащихся.

4. Информирование студентов о типах профессий, объединённых по объекту труда, и о возможностях получения профессионального образования.

5. Информирование учащихся о противопоказаниях к профессиям.

Поэтому уже на первом году обучения в колледже мы проводим со студентами дискуссии, беседы об их будущей профессии (иногда с приглашением выпускников или бывших ведущих преподавателей колледжа, которые делятся интересной информацией и секретом профессионального успеха, например, “Профессии наших родных”, “Профессиональный рост или карьера”, «Мои жизненные цели», «О трудностях учения», опросники «Определение профессиональной склонности», выявляем интересы ребят в выборе профессии, проводим анкетирование на выявление профессиональных намерений и готовности к выбору профессионального пути, самооценку способностей и личностных качеств.

Вопросу понимания значения самостоятельного выбора будущей профессии и формирования личностно-профессиональных качеств учащихся уделяется внимание на занятиях. Например, был проведён открытый урок по английскому языку по теме «Мой колледж. Выбор профессии» с показом видеофильма и презентаций ребят.

В своих беседах я стараюсь акцентировать внимание

на профессиональные намерения: в какой среде ребята считают возможным применить свои способности, какие профессиональные качества человека, являющегося для тебя образцом они могут выделить, какую работу они бы выбрали (в коллективе, в одиночку, требующую умственную или физическую нагрузку, возможность творчества…).

на интересы: интересы ребят в свободное время, учебные интересы («любимые» и «нелюбимые предметы»), есть ли интересы, связанные с выбором профессии, оказывают ли помощь родители в развитии учебных интересов и интересов к профессиональной деятельности и в чём эта помощь заключается.

на склонности:что нравится делать студентам(в учебной деятельности, в кружковой работе), есть ли склонности, связанные с выбором профессии и как они эти склонности развивают.

на способности ребят:пусть они отметят сами ту способность, которая проявляется у них в большей степени, какие специальные способности по мнению учащихся им необходимы для успешного освоения избираемой профессии, как ребята развивают свои способности(тренируют память, внимание, углубляют знания о профессии).

на личностные качества:

какие личностные качества наиболее ярко выражены у ребят (эмоционально-волевые, интеллектуальные, моральные), какие личностные качества необходимо развивать студентам для успешного освоения избираемой профессии.

на готовность к выбору профессионального пути:

как ребята оценивают свои успехи в учебной деятельности, по каким учебным предметам по их мнению им будут нужны знания в дальнейшей профессиональной деятельности, смогут ли они осуществить свои профессиональные намерения.

По результатам анкетирования и опроса я делаю выводы и знакомлю с ними родителей на собрании, так как считаю,что взаимодействие классного руководителя, учащихся и их родителей является важным условием профессиональной подготовки ребят. Согласно плану воспитательной работы были проведены родительские собрания по теме «Дети и родители – профессиональный выбор», «Склонности и интересы подростков в выборе профессии», родительское собрание и классный час «Жизненные цели подростков».

Профессиональная деятельность специалиста, как и любой другой вид деятельности человека, тесно связана с особенностями его личности, которая является продуктом и регулятором деятельности. Личностные качества специалиста любой профессии во многом определяют успешность и качество профессиональной деятельности человека. Для каждой профессии определены профессионально значимые качества личности, формирование и развитие которых является обязательным в процессе его профессиональной подготовки в образовательном учреждении.

Ссылаясь на литературу, я постаралась выделить профессионально-значимые качества личности специалиста - техника

Целеустремленность - способность личности ставить цели и мобилизовать себя на их достижение.

Организованность - способность управлять своей деятельностью так, чтобы ее результат был максимально эффективен, а сама деятельность осуществлялась рационально, планомерно и упорядоченно. В основе организованности лежат такие качества личности как самоконтроль, умение ставить цели и целеустремленность, рациональность, самодисциплина, способность мобилизовать себя для выполнения труда.

Предприимчивость и профессиональная активность - способность к проявлению профессионального энтузиазма и инициативы, самостоятельность, готовность принимать решения и нести ответственность за свои действия.

Социально-профессиональная мобильность - готовность и способность к быстрой смене профессии, выполняемых профессиональных функций, места работы. Социально-профессиональная мобильность основана на таких качествах личности как пластичность, обучаемость, адаптивность.

Коммуникативность и способность к кооперации - способность эффективно общаться и сотрудничать в трудовом коллективе, правильно и доступно выражать свои мысли в письменном и устном виде, умения слушать и входить в контакт, передавать информацию, получать и обрабатывать ее, готовность работать совместно с другими людьми, чувство взаимопомощи и чувство единства в команде.

Креативность - способность создавать новые, необычные, оригинальные объекты и идеи, отклоняться от традиционных схем мышления. В основе креативности лежат творческий потенциал и способности личности.

Таким образом, классный руководитель выступает координатором целостного педагогического процесса, и он может оказать учащемуся поддержку в профессиональном самоопределении. Именно классный руководитель, учитывая интересы, склонности и способности учащихся, может создавать условия для обучения ребят в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Педагог может не только влиять на профессиональное самоопределение подростка, вызывать интерес (мотивацию) к рассмотрению своих проблем, но и помочь ему вооружиться доступными и понятными средствами, для реализации своих профессиональных перспектив.

Учитель - это человек, который обучает и воспитывает учащихся. Но, конечно, такое определение не может раскрыть всего того, что нужно сделать педагогу и за что он отвечает во время образовательного процесса. И далеко не все могут им стать. Нужно, чтобы человек обладал особым типом личности. Какие качества учителя помогают ему в передаче знаний другим поколениям?

Профессиональная готовность

Если кратко перечислить качества учителя, то они будут следующие:

  • любовь к детям;
  • гуманизм;
  • интеллигентность;
  • творческий подход к работе;
  • высокая гражданская ответственность и социальная активность;
  • физическое и психическое здоровье.

В совокупности они составляют профессиональную готовность к педагогической деятельности. В ней выделяют психофизиологический и теоретико-практический аспекты. В них описываются требования к определению компетентности педагога. Педагогическая компетентность - это определение теоретической и практической подготовленности учителя к осуществлению своей профессиональной деятельности. При этом требования к учителю начальной школы несколько отличаются от других педагогов.

Качества первого школьного учителя

В современной системе образования понятие "педагог начальной школы" стало использоваться более широко, чем раньше. Если когда-то его функции были ограничены только тем, что он давал базовые знания детям, то теперь его поле деятельности значительно расширилось.

Поэтому требования к качествам учителя начальных классов теперь следующие:

  • он является не только педагогом, но и воспитателем;
  • должен знать психофизиологические особенности детей;
  • он должен суметь организовать деятельность своих подопечных;
  • педагог активно взаимодействует с детьми и их родителями;
  • готовность к постоянному саморазвитию;
  • учитель должен создать оптимальные условия для обучения;
  • помогает учащимся взаимодействовать с окружающей средой;
  • владеет современными методиками обучения.

Учитель начальных классов не соизмерим с педагогами среднего и старшего звеньев. Его функции даже шире, поскольку он всегда является классным руководителем и преподает несколько дисциплин. Конечно, немаловажными являются качества учителя как профессиональные, так и личные.

Какими умениями и навыками обладает педагог

Каким должен быть учитель? Это определяется стандартами, которые прописаны в ФГОСе, а также качествами, перечисленными другими известными личностями в педагогике. Например, такой работник должен постоянно самообразовываться и повышать свою квалификацию. Профессиональные качества учителя выделяют следующие:

  • широкий кругозор и умение грамотно излагать материал;
  • обучение с учетом индивидуальных особенностей учеников;
  • грамотная, поставленная речь и четкая дикция;
  • умение использовать мимику и жестикуляцию во время выступлений;
  • направленность на работу с учениками;
  • умение быстро реагировать на ситуации, находчивость;
  • умение правильно формулировать цели;
  • должен обладать организаторскими способностями;
  • контроль качества знаний учащихся.

Немаловажными качествами учителя являются и его знания и умения, полученные им во время учебы и во время профессиональной деятельности. Также он должен уметь применять их в своей работе учителя.

Личностные качества учителя

Очень важно, чтобы у педагога была теоретическая база, которая является основой образовательного процесса. Но даже если человек знает все о воспитании и обучении детей, он может и не стать хорошим преподавателем. Каким должен быть учитель с личностной точки зрения? Квалифицированного специалиста определяют следующие качества:


Ведущие способности в педагогической деятельности

  1. Деятельность педагога носит преемственно-перспективный характер. Имея знания прошлых поколений, он должен владеть современными методиками и следить за новыми тенденциями. Также учитель должен видеть личностный потенциал учащихся.
  2. Взаимодействия между педагогом и учеником носят субъектно-субъективный характер. "Объект" деятельности учителя - это группа учащихся или воспитанник, которые в то же время являются субъектом собственной деятельности со своими потребностями и интересами.
  3. В образовательном процессе трудно оценить вклад, который вносят все, кто участвует в воспитании и образовании ребенка. Поэтому педагогическая деятельность носит коллективный характер.
  4. Процесс воспитания и образования протекает в природной и социальной среде, в которой трудно учесть все факторы. Поэтому учителю приходится постоянно создавать оптимальные условия для обучения.
  5. Педагогическая деятельность носит творческий характер. Учителю приходится постоянно искать нестандартные решения для поставленных задач, различные способы повышения мотивации воспитанников. Также наставник должен быть инициативным, наблюдательным, он должен стремиться к совершенству.
  6. Вся профессиональная деятельность педагога строится на гуманистических принципах: уважение личности, доверительное отношение, умение сопереживать ученикам, вера в способности ребенка.
  7. Учитель не может сразу увидеть результат своей работы.
  8. Педагог постоянно занимается самообразованием и повышает уровень своей квалификации, т. е. происходит непрерывное обучение.

Профессия учителя подразумевает постоянное взаимодействие с большим количеством людей, а именно детей. Он должен уметь организовать их деятельность и удерживать внимание на занятии. Педагог должен знать психофизиологические особенности каждого возрастного периода детей и применять их на практике. Также учитель должен уметь справляться с большим объемом информации.

А может быть, это призвание?

Трудно определить, что важнее: получить педагогическое образование или любить детей и иметь искреннее желание учить и воспитывать их. Для многих учитель - это не профессия, это призвание. Потому что, если вы хотите построить доверительные отношения с ребенком, нужно самим оставаться немного маленьким.

Учитель должен быть как ребенок, которому всегда все интересно, который всегда находится в поиске чего-то нового. И быть педагогом - это большой талант, нужно суметь разглядеть в каждом воспитаннике его потенциал и помочь реализовать его. Также учитель должен быть высокодуховным и культурным человеком, чтобы и в своих подопечных воспитать правильные жизненные ориентиры.

gastroguru © 2017