Жанровая система. Канонизация жанров

Главная > Документ

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ В предшествующих главах идейное содержание и форма произведений рассматривались с учетом их принадлежно-сти к тому или иному литературному роду. Следующей ступенью в классификации произведений является деление на жанры. ПОНЯТИЕ О ЖАНРЕ. СИСТЕМЫ ЖАНРОВ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОЦЕССЕ Литературные жанры (фр. genre - род, вид) - это сложившиеся в процессе развития художественной словес-ности виды произведений. Проблема жанра в самой общей форме может быть сформулирована как проблема клас-сификации произведений, выявления в них общих - жанровых - признаков. Основные трудности классифика-ции связаны с историческим изменением литературы, с эволюцией ее жанров. Количество и характер жанровых признаков (объем жанра) - величина переменная в истории литературы, что находит отражение в многообразии сменяющих друг друга жанровых теорий, а также господствующих в писательской и читательской практике представлений о жанрах. Так, для трагедии в реалистической драме XIX-XX вв. не обяза-тельны многие признаки классицистической трагедии: «благородное» происхождение героя, «кровавая» развязка, соблюдение правил о трех единствах, александрийский стих и др. В эпоху реализма трагедией считается любое драматическое произведение, раскрывающее трагический конфликт и выражающее соответствующий пафос. Таким образом, можно говорить об уменьшении жанрового объема трагедии от классицизма к реализму. Большинство жанров возникло в глубокой древности. Эволюционируя в литературном процессе, они тем не менее сохраняют некоторые устойчивые содержательные и формальные черты, позволяющие говорить о жанровой традиции. По словам М. М. Бахтина, «жанр - представи-тель творческой памяти в процессе литературного разви-тия» (21, 179). Эта метафора подчеркивает огромную роль жанров в обеспечении литературной преемственно-сти. Сами жанровые обозначения (трагедия, басня, баллада и т. д.), часто входящие в текст произведения, в его название («Ревизор. Комедия в пяти действиях»;

«Евгений Онегин. Роман в стихах»), являются знаками литературной традиции; они вызывают в читателе опреде-ленное жанровое ожидание. При изучении жанров следует разграничивать их наи-более устойчивые и преходящие признаки. В рамках теоретико-литературного курса основное внимание уделя-ется характеристике наиболее устойчивых жанровых признаков. Однако важно помнить, что в лите-ратурном процессе жанр всегда предстает элементом определенной жанровой системы, принципы кото-рой зависят от конкретно-исторических особенностей художественного мышления. Поэтому, как подчеркнул Ю. Н. Тынянов, «изучение изолированных жанров вне знаков той жанровой системы, с которой они соотносятся, невозможно» (95, 276). В эволюции жанров и смене их систем отражаются общие тенденции литературного процесса и его темпы. Так, в древних литературах развитие авторского самосоз-нания было медленным, определяясь устойчивостью традиций и общими темпами национальной жизни. По-этому жанровые системы древних литератур, отличаясь сложностью и разветвленностью, характеризуются большей устойчивостью по сравнению с литературами нового вре-мени. С возникновением литературных направлений система жанров становилась предметом активного теоретического осмысления и обоснования. Так, поэтикой классицизма различались высокие, средние и низкие жанры, причем каждому из них предписывался определенный герой: например, «благородного» происхождения в трагедии и «низкого» в комедии. Жанр понимался как некое регла-ментированное содержательно-формальное единство, как норма, которой должен следовать писатель; смешивать различные жанры не разрешалось. В дальнейшем рационалистическую систему жанров классицизма разрушили сентименталисты и романтики, защищавшие свободу творчества от всяких «правил», в том числе и от «оков» жанра. Романтизм выдвинул в противо-вес классицизму такие жанры, которые давали больший простор выражению субъективных переживаний. Клас-сицистическая ода, героическая поэма, трагедия, сатира уступили место элегии, балладе, лиро-эпической роман-тической поэме, историческому роману; при этом границы между жанрами сознательно размывались. Однако жанры романтизма по-своему были также несвободны от норма- 399

тивности. Подлинное освобождение от жесткого жанрово-го регламента стало возможным лишь с развитием реализ-ма, оно было связано с преодолением субъективной одно-сторонности в самом творчестве. В реалистической литера-туре, соотносящей развитие характеров с обстоятельствами в их исторической конкретности, следование традиции жанров могло осуществляться гораздо свободнее, что вело в целом к уменьшению их объемов. Во всех европейских литературах XIX в. происходит резкая перестройка жанро-вой системы. Жанры стали восприниматься как эстетически равноценные и открытые для творческого поиска типы произведений. Такой подход к жанрам свойствен и нашему времени.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЖАНРОВОЙ КЛАССИФИКАЦИИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Жанровые признаки, имеющие наиболее устойчивый, исторически повторим ы и характер, кладутся в основу литературоведческой классификации произведе-ний. В качестве литературоведческих терминов в основном используются традиционные жанровые обозначения - басня, баллада, поэма, роман и т. д., - стихийно возникав-шие в литературе и обраставшие в процессе жанровой эволюции широким кругом ассоциаций. Отсюда возмож-ность несоответствий между литературоведчески-ми и писательскими, читательскими жанровыми обозначе-ниями произведений. Например, авторские обозначения «Мертвых душ» как поэмы или «Медного всадника» как петербургской повести, важные для уяснения замысла произведений и «реставрации» жанровых норм 1830 - 1840-х годов, плохо вписываются в современную жанровую классификацию; в ее рамках жанры этих произведений определяются иначе. Важнейшим жанровым признаком произведений явля-ется его принадлежность к тому или иному литературному роду: выделяются эпические, драматические, лирические, лиро-эпические жанры. Внутри родов различаются виды - устойчивые формальные, композиционно-стилистические структуры, которые целесообразно назвать родовыми формами (77, 209). Они дифференцируются в зависи-мости от организации речи в произведении - стихотворной или прозаической (в устном народном эпосе есть стихотворная форма - песня и прозаическая сказка; в литературном эпосе соответственно поэма и рассказ, 400 повесть), от объема текстов (эпическая песня, например былина, и эпопея - это малая и большая стихо-творные эпические формы; рассказ и повесть - малая и средняя прозаические формы). Кроме того, основанием для выделения родовых форм в эпосе могут быть прин-ципы сюжетосложения (так, новелла предпола-гает особое сюжетное построение), в стихотворной лири-ке - твердые строфические формы (сонет, рондо, триолет), в драме - то или иное отношение к театру (драма для чтения, для кукольного театра) и т. п. Во всех родах литературы произведения могут образовывать цикл (rp. kyklos - круг, колесо), подчи-ненный общему замыслу («Миргород» Гоголя, «Театр Клары Гасуль» Мериме, «Стихи о Прекрасной Даме» Блока). Все эти особенности имеют жанровое значение. В драме, во многих лирических и некоторых эпических жанрах деление традиционно связано также с пафосом произведений. Например, трагедия пронизана трагическим пафосом, комедия - сатирическим или юмористическим, сатира - сатирическим, ода - героическим. Наряду со всеми этими признаками жанров, обозначе-ния которых возникли давно и стали традиционными, для характеристики произведения важны также жанровые особенности содержания, заключающиеся в некоторых общих свойствах его проблематики. Изучение жанровой проблематики имеет свою научную традицию. Понятия, с нею связанные, разрабатывались Гегелем в «Эстетике», Ал-ром Н. Веселовским в «Исторической поэтике». В на-стоящее время жанровая проблематика привлекает прис-тальное внимание многих советских ученых (87, 76, 22). Ее исследование помогает уяснить историческую стадиаль-ность в развитии художественного содержания. Еще на поздней ступени развития первобытнообщинно-го строя и далее в эпоху первоначального формирования государственной жизни сначала в устном народном твор-честве, а затем и в художественной литературе наибольшее значение имели произведения с национально-и с т о-рической (в большинстве случаев героической) проблематикой (см. гл. V). В таких произведениях интерес певцов и сказителей, а потом и писателей сосредоточивал-ся на событиях, которыми решалась историческая судьба народов и государств и для которых огромное значение имела деятельность отдельных выдающихся личностей, берущих на себя инициативу в осуществлении защиты тех или иных национальных интересов. Произведения с такой 401

проблематикой возникали и в последующие исторические эпохи, возникают они и в наше время.

Позднее, когда у разных народов уже сложился клас-сово-государственный строй, в литературе возникла новая, нравоописательная проблематика. Она заключа-лась в том, что писатели обращали преимущественное внимание на определенный гражданский или социально-бытовой уклад жизни общества, отдельных его слоев и выражали в своих произведениях его идейное отрицание или утверждение. Произведения с такой проблематикой создавались и в последующие эпохи, вплоть до нашего времени. С разложением феодализма и началом формирования буржуазных отношений в литературе разных стран появи-лись произведения, получившие название романов и новелл. При различии масштаба сюжетов и объема текстов это - произведения романические по проблематике. Особенность такой проблематики (намеченной еще в про-заических произведениях античности) заключалась в том, что внимание писателей было направлено на жизнь и судьбу отдельной личности, на развитие ее характера в столкновении с окружающей средой. Произведения с такой проблематикой в дальнейшем получали все боль-шее значение. Жанровая проблематика является в произведении одним из стилеобразующих факторов, обус-ловливающих, как будет показано ниже, некоторые особен-ности индивидуализации персонажей, их расстановку, ту или иную функцию и соответствующее построение сюжета, определенные стилистические тенденции. Таким образом, произведения по общим особенностям своей проблематики могут быть отнесены в основном к одной из трех больших жанровых групп (хотя бывают произведения переходного характера, а так-же соединяющие в себе различные типы проблематики). В каждую группу входят произведения различных родов и родовых форм, а также различные по своему пафосу. В итоге общая жанровая классификация произведений оказывается перекрестной, или полицентри-ческой. Поскольку наиболее фундаментальными явля-ются родовые различия произведений, рассмотрим последовательно эпические, драматические, лирические и лиро-эпические жанры, выделяя в пределах каждого из родов другие - перекрестные - линии деления. ЭПИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ Вследствие широты и многогранности изображения характеров в эпических произведениях, по сравнению с драмой и лирикой, особенно отчетливо и ярко выступает их жанровая проблематика. Она раскрывается в самых разных родовых формах. Так, националь-но-историческими по своей проблематике могут быть и песня, и сказка, и рассказ, и повесть. В классификации родовых форм в литературном эпосе очень важны различия в объеме текстов произведений. Наряду с малой (рассказ) и средней (повесть) прозаичес-кими формами выделяют большую эпическую форму, которую часто называют романом. Название это неточно, так как роман заключает в себе особое, романическое содержание, а в большой эпической форме может выра-зиться и национально-историческое («Тарас Бульба» Гоголя), и нравоописательное содержание («История одно-го города» Салтыкова-Щедрина). Объем текста произведе-ния в эпосе не возникает сам по себе, но определяется полнотой воссоздания характеров и конфликтов, а отсюда и масштабами сюжета. Так, в отличие от повести и большой эпической формы, рассказу не свойственна развернутая система персонажей, в нем нет сложной эволюции харак-теров и их подробной индивидуализации. На ранней стадии развития эпоса в нем возникали национально-исторические жанры, в которых личность показана в ее активном участии в событиях национальной жизни. Эта связь особенно ярко обнаруживается в опреде-ленных исторических ситуациях - в национально-освобо-дительных войнах, революционных движениях, которые обычно и являются сюжетной основой таких произведений. В характерах главных героев подчеркнуты их действия и устремления, связанные с общеколлективными нацио-нальными интересами и идеалами. Героическая народная песня принадле-жит к древнейшим жанрам этой группы (см. гл. II). Первоначально это была, по-видимому, «песнь о победах и поражениях» (Ал-р Н. Веселовский), создаваемая по свежим следам межплеменных войн, а затем постепенно складывалась устная традиция песенного повествования о наиболее значительных героях и событиях. Историческое предание в этом повествовании долгое время было тесно переплетено с мифологическими мотивировками событий. Главный герой в таких произведениях - лучший представи- 403

тель коллектива (Ахилл и Гектор в «Илиаде» Гомера, Зигфрид в «Песни о Нибелунгах»). Гиперболическое изображение физической мощи богатыря сочеталось с большим вниманием к его нравственным качествам. Героический эпос хорошо отражает историческое развитие патриотического чувства, достигающего особой осознанно-сти в период развитой государственности («Песнь о Ро-ланде»).

В тесной преемственной связи с литературными обра-ботками народных героических песен и эпопей, также получивших название поэм, возникла поэма как соб-ственно литературный жанр. Эта связь обнаруживается и в выборе сюжетов (обычно рассказывается о важном историческом событии), и в принципах гиперболического изображения могущества героя, и в объективном тоне повествования. Однако многие героические литературные поэмы уступают народному эпосу в свежести и непосред-ственности мировосприятия («Энеида» Вергилия),а поэмы классицизма откровенно подражательны («Франсиада» П. Ронсара, «Генриада» Вольтера, «Россиада» М. Хе-раскова). Гораздо значительнее в идейном отношении оказались поэмы, в которых национально-историческая проблематика раскрывалась в новых аспектах, обусловленных револю-ционными ситуациями в жизни общества. Так, в поэмах К. Рылеева «Войнаровский», «Наливайко» утверждается новый тип героя-борца, для которого независимость отечества неотделима от мечты о свободе и социальной справедливости. В литературной прозе национально-историческая про-блематика раскрывалась прежде всего в повестях, отражавших реальные исторические события; таковы в древнерусской литературе «Слово о полку Игореве» (некоторые исследователи, исходя из ритмичности речи «Слова», называют его поэмой), «Повесть о разорении Рязани Батыем». В новой литературе в героической повес-ти появляется вымышленный герой («Тарас Бульба» Гоголя, «Железный поток» Серафимовича). Жанры национально-исторического эпоса успешно развиваются в литературе социалистического реализма. Новое качество героизма революционной борьбы, защиты социалистического Отечества ярко раскрыты в таких поэмах, как «Владимир Ильич Ленин» Маяковского, «Василий Теркин» Твардовского, а также в повестях («Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, «Непокоренные» Горба- 404 това) и рассказах («Сорок первый» Лавренева, «Судьба человека» Шолохова). Воспевая героические подвиги современников, писатели отказываются от наив-ного в наше время гиперболического стиля. Герой поэмы «Василий Теркин» - рядовой боец; ничем, кроме особой выдержки и находчивости, не отличается он от своих товарищей, но именно поэтому воспринимается читателем как глубоко типическое лицо, как олицетворение мужества всего народа. Если в национально-исторических жанрах общество в лице героев показано в развитии, в борьбе за осущест-вление общенациональных задач, то в нравоописательных жанрах, которые появились позднее, изображается отно-сительно устойчивое состояние всего общества или какой-то отдельной социальной среды. И это состоя-ние всегда как-то оценивается автором: нравоописательные произведения пронизаны пафосом идейного ут-верждения или отрицания. Характеры в нравоописании подчеркнуто «репрезента-тивны», его герои - представители своей социальной среды, воплощение ее недостатков или достоинств. Поэтому и сюжеты произведений обычно не строятся на развитии какого-то принципиального идейного конфликта между героями и средой: эти конфликты часто случайны и созда-ны для того, чтобы лучше и ярче показать сущность гражданского или бытового состояния среды. Так, в «По-вести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Гоголя два главных героя. Их образ жизни раскрывает внутреннюю ничтожность жизни мирго-родских обывателей, а через них и многочисленных низо-вых слоев дворянства. Между Иваном Ивановичем и Ива-ном Никифоровичем нет существенных различий; их разные наружность, привычки, манеры речи только подчеркивают внутреннюю близость. И остальные персонажи, роль кото-рых в сюжете второстепенна (судья, городничий), похожи на двух главных героев. А происшествия, описанные в повести, - все подробности ссоры бывших друзей - не изменяют, не развивают характеры,- но раскрывают их истинную основу. Воспетая рассказчиком в начале повести дружба героев оказывается комичной иллюзией. Нравоописательные эпические жанры возникают еще в фольклоре. В сатирических бытовых сказ-ка х, в лиро-эпическом жанре басни уже оформился принцип нравоописательной типизации; в персонаже подчеркнуты какие-то устойчивые нравственные качества.

В античной литературе одним из ранних нравоописа-тельных произведений была поэма Гесиода «Труды и дни». Гесиод - поэт крестьянского труда, и цель его поэмы - обличить дурные нравы современности, научить крестьянина быть счастливым, не тягаясь с «соколами» (под которыми разумеются аристократы). Продолжателем Гесиода в римской литературе был Вергилий, создавший поэму «Георгики». В античной литературе возникает также и нравоописательный жанр идиллии (гр. eidyllion - картинка, вид). В стихотворных идиллиях Феокрита утверждалась прелесть патриархальной пастушеской жиз-ни на лоне природы. Эти идиллии часто выражают сентимен-тальное восприятие жизни, не изменяющее автору и тогда, когда речь идет о любовной тоске, неудаче или даже смерти героя («Тирсис или песня»). Сходным пафосом пронизаны и прозаические античные идиллии («Дафнис и Хлоя» Лонга).

В средневековой и ренессансной литературе получили большое распространение нравоописательные сатири-ческие жанры. В них часто в развитых сюжетах изобра-жались и высмеивались различные нравственные пороки старого феодального общества. Таковы, например, сати-рические поэмы («Корабль дураков» С. Бранта), вос-создающие галерею комических типов (скрягу, невежду, брюзгу и т. д.), или прозаические сатиры («Похвала Глупости» Эразма Роттердамского). В ренессансной и просветительской литературе оформляется намечавший-ся ранее художественно-публицистический жанр утопии (гр. ои - не и topos - место, буквально: место, которого нет). В утопиях изображалось вымышленное идеальное, по представлениям авторов, общество, свободное от недос-татков («Утопия» Т. Мора, «Город Солнца» Т. Кампанел-лы). Очень часто просветительская нравоописательная проза представляет собой сочетание утопии и сатиры («Путешествия Гулливера» Дж. Свифта). И в литературе XIX-XX вв. широко представлены утопия, сатира, идил-лия, часто взаимодействующие в системе одного произведе-ния («Борьба миров» Г. Уэллса, «Туманность Андромеды» И. Ефремова, «451° по Фаренгейту» Р. Бредбери). Обусловленность характера обстоятельствами, «выведе-ние» самой нравственности из социальных условий - эти достижения критического реализма XIX в. придали новое качество нравоописательной проблематике. В русской классической литературе эта проблематика объединяет многие эпические жанры. Часто им свойственна свободная,

«панорамная» композиция. Так, в основе композиции поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» - сказоч-ное путешествие мужиков, которые встречают на своем пути попа, помещика, крестьян и т. д., выслушивают множество историй-исповедей. В результате перед читате-лем встает развернутая и сложная картина крестьянско-помещичьей пореформенной Руси. Сходны принципы сюжетосложения и в прозаических произведениях, в которых преобладает нравоописательная проблематика, - «Мертвых душах» Гоголя, в сатирических «сборниках» и «обозрениях» Салтыкова-Щедрина. И советские прозаики и поэты создают нравоописательные повести («Двенад-цать стульев» Ильфа и Петрова, «Прощание с Матёрой» В. Распутина), рассказы («За тремя волоками» В. Бе-лова), поэмы («Страна Муравия» Твардовского). В отличие от нравоописательных произведений в рома-нических жанрах изображение социальной среды, того или иного состояния общества является лишь фоном, на котором раскрывается главное для автора - развитие характера отдельной личности в ее отношениях со средой. Характеры здесь изображаются в их внешнем или внут-реннем становлении, развитии. Поэтому и сю-жеты обычно подчинены развитию конфликтов между героями, они мотивируют внутреннее изменение харак-теров. Романтическая жанровая проблематика отдаленно на-мечена еще в народной волшебной сказке, по-вествующей о судьбе одного человека, отбившегося от пле-мени и достигшего личных целей с помощью различных чудесных сил. В литературном эпосе романическая проблематика объединяет целую группу жанров, ведущим из которых является роман - значительный по мас-штабам сюжета, преимущественно прозаический жанр. Само слово «роман» обозначало первоначально в средне-вековой Европе повествовательные произведения на ро-манских (не латинском) языках; ретроспективно рома-нами стали называться и некоторые повествовательные произведения античной художественной прозы. В истории европейского романа можно выделить ряд исторически сложившихся типов, последовательно сме-нявших друг друга. Возникший в эллинистическую эпоху античный роман («Левкиппа и Клитофонт» Ахилла Татия, «Эфиопика» Гелиодора и др.) своим вымышленным любовно-приключенческим сюжетом отличался от эпоса, опирающегося на мифологию и исторические предания.

Такой роман был построен по определенной схеме: не-ожиданная разлука влюбленных, их разнообразные зло-ключения и счастливое соединение в конце произведения.

Сочетание любовного и приключенческого элементов характерно и для рыцарского романа, популярного в средневековой Европе (романы артуровского цикла, об Амадисе Галльском, о Тристане и Изольде). Рыцарь изо-бражался идеальным влюбленным, готовым на любые ис-пытания ради дамы сердца. В «Тристане и Изольде» тема любви получила глубокое гуманистическое звучание: герои романа невольно вступают в конфликт с нормами своей среды, их любовь поэтизируется, она оказывается «силь-нее смерти». Хотя роман имеет давнюю историю, его подлинный расцвет начинается за пределами средневековья. Романи-ческая проблематика приобретает в эпоху Возрождения новое качество. Развитие буржуазных отношений и распа-дение феодальных связей было мощным стимулом роста личного самосознания, личной инициативы, и все это не могло не отразиться на судьбах романа и родственных ему жанров. Появляется новелла (итал. novella - но-вость) - тип романического рассказа, который часто рассматривают как форму, подготовляющую роман («Де-камерон» Дж. Боккаччо). В XVI-XVIII вв. оформляется плутовской ро-ман («Жизнь Ласарильо с Тормеса», «История Жиль Бла-за из Сантильяны» А.-Р. Лесажа). Его тема - восхожде-ние инициативного человека из низших сословий по соци-альной лестнице. Плутовской роман широко осваивает стихию частной жизни и интересен конкретным воссозда-нием обычных житейских ситуаций. Его сюжет состоит из цепочки эпизодов, связанных судьбой главного героя; таким образом в рамках романа создается вместе с тем и нравоописательная панорама. Событийное начало пре-обладает в плутовском романе над психологическим, внеш-няя подвижность героя - над внутренним развитием ха-рактера. В XVIII в. складывается такая важная черта романа, как изображение характера во внутреннем раз-витии и связанный с ним психологизм («Исто-рия кавалера де Грие и Манон Леско» А.-Ф. Прево, «Юлия, или Новая Элоиза» Ж.-Ж. Руссо, «Кларисса» С. Ричард-сона). Его сюжет имеет более концентрическое, четкое строение, так как подчинен развитию характера в едином конфликте.

Русский классицизм: персоналии, поэтика. Анализ творчества одного автора по выбору.

Жанровая система русского классицизма. Анализ одного произведения по выбору.

Классицизм - особый тип образного конструирования худ. модели мира, отражающий специфическую концепцию человека и мира.

Любой худ. метод характеризуется общими принципами худ. отбора и худ. обобщения, эстетической оценки действительности и худ. воплощения.

К (от лат. classicus - образцовый) в европейской литературе сложился к 17 веку (Корнель, Мольер, Расин).

Классицисты признавали античное искусство в качестве высшего образца, идеала, а в качестве нормы - произведения античности (отсюда переработка сюжетов).

В основе сюжетов лежат принципы жизнеподражания и рационализма . Отсюда дидактические установки К. Культ разума (напр., построение конфликта: между чувством и долгом нужно выбрать долг), апелляция к разуму читателя. Цель искусства видели в нравственном воздействии на воспитание благородных чувств. Добивались гармонии содержания и формы, при этом худ. произведение организовывалось как искусственное целое, основанное на жёсткой логике. Это выражалось в том, что авторы следовали строгой логике и пытались так преобразовать жизненные явления, чтобы, избегая нюансов, выявить и запечатлеть родовые, существенные черты действительности и характера. Поэтому узостью К можно считать прямолинейную обрисовку характеров, изображение конфликта не как внутреннего, а как возникающего из противопоставления характеров. Герои, как правило, являются носителями одной черты: они однополюсны, лишены противоречий (–> возможность именования говорящими фамилиями). Существует идеализация героев, абсолютизация идеи.

Классицисты активно обращаются к гражданской общественной проблематике, стараясь подчеркнуть объективность повествования, стремясь к каноничности, простоте и строгости. Классицисты вводят строгие структурные правила. (в драматургии - триединство). Новаторство Фонвизина: сумел показать характеры. В чистом К отсутствует принцип детерминизма. К - язык формул.

В К присутствует строгая иерархия стилей на высокие и низкие. В высоких осваивается общественная жизнь, история; действуют герои, полководцы, монархи (эпическая поэма, ода). В низких - повседневная жизнь обычных людей (комедия, сатира, басня). Сатиру иногда относят к «средним» жанрам, дидактическую поэзию тоже. На почве русского К говорить о том, что смешение высокого и низкого не допускается, не вполне корректно.

Появление и развитие К в России связывается с 30-ми гг. 18 в. Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов.

Особенности русского К:

активное развитие низких жанров, связанных с сатирической направленностью;

преобладание национально-исторической тематики (трагедии Сумарокова, Княжнина)

преимущественное развитие на первом этапе жанра оды.

РК заявил о себе во всех литературных родах. Эпос : эпические поэмы (Херасков «Чесменский бой», Тредиаковский «Феоктия»), басня - короткий рассказ в стихах/прозе с прямо сформированной моралью (Херасков, Сумароков, Дмитриев). Лирика : ода (Ломоносов, Державин), сатира (обличительный жанр) (Державин «Властителям и судьям»), эпиграмма (Державин). Драматургия : трагедии (Сумароков «Дмитрий Самозванец», В. Княжнин), комедии (Фонвизин «Бригадир», «Недоросль»)

Формирование художественной системы К на Западе совпало с эпохой господства метафизики. И именно метафизический способ мышления определил особенности художественного мышления писателей-классицистов. Явления природы и общественной жизни изображались отдельно друг от друга, вне связей, развития и движения. Это обусловило деление «природы» (в широком смысле) в К на явления возвышенные и низменные, добродетельные и порочные, трагические и смешные. Отсюда и строгая система жанров, основанная на противопоставлении: трагедия и комедия, ода и сатира, поэма и басня и т.д. К каждому жанру был отнесён определённый круг явлений, из которого нельзя было выйти: «высокое» и «низкое» никогда не соединялись в одном произведении.

К оказывал предпочтение поэтическим жанрам по сравнению с прозаическими, т.к. прозаическая речь - это речь практически ориентированная, в которой многое зависит от случайного, не предусмотренного разумом. Проза занимала ограниченное и подчинённое место: считаясь средством публицистики и научной речи, она, по сути дела, выпадала из литературного ряда.

Классицисты стремились к созданию произведений монументальных, с проблематикой большого общественного звучания, к изображению героев действенных, энергичных и способных решать сложные, трагические конфликты.

Жанровое деление иерархично и еще по одной причине. Эпическая поэма обладает наибольшей ценностью, т.к. обращаясь к далёкому прошлому, поэт в этом роде творчества мог воссоздать наиболее отвлечённые ситуации, что позволяло придать вымыслу наиболее правдоподобную форму. В эпической форме по сравнению с трагедией больше возможностей для достижения совершенного идеала - героического характера. Поскольку в основе эпической поэмы лежит, как правило, легендарная истина, обладающая самой высокой степенью поэтической истинности, то для достижения правдоподобия достаточно лишь внутренней непротиворечивости поступков героев и изображаемых событий. Область трагедии - историческая эпоха, обладающая меньшей степенью истинности, т.к. в ней может встретиться непреднамеренное, случайное событие, нарушающее стройность поэтического вымысла и требование правдоподобия. Именно поэтому истинность трагедии оказывается менее основательной, чем в эпической поэме. Комедия оказывается ещё ниже эп. поэмы и трагедии, т.к. в ней ещё труднее достичь правдоподобия. Простой опыт публики, хорошее знание современных нравов может раскрыть неосновательность сюжета комедии с позиций правдоподобия.

Определяющее место в литературной системе К заняли «высокие» и «низкие» жанры . В них ставились и решались одни и те же задачи - утверждение идеала человека-гражданина и патриота, но способы его утверждения были разными: в высоких жанрах - прямое воспевание идеала, в низких - осмеяние людей недостойных. «Средние» жанры оказались на периферии литературной системы К. Здесь следует сказать о таких жанрах, как элегия, послание, песня . Обращённые к изображению внутреннего мира отдельного человека, всецело взывающие к воображению и индивидуальному опыту, они не заняли в литературе К периода его расцвета ведущего положения. Но в последней трети века в связи с изменением общей ситуации в литературе интерес к этим жанрам растёт.

В развитии русской жанровой теории К выделяют два периода. Первый период, связанный с именами Ломоносова, Тредиаковского, Сумарокова - это время создания четкой и организованной системы жанров, учитывающей как достижения французской жанровой теории, так и состояние национальной русской литературы. Второй период связан с деятельностью Державина, Хераскова, Лукина и Плавильщикова. Он ознаменован началом разрушения строгих жанрово-типологических характеристик, становлением жанров, рождавшихся на стыке традиционных, что создавало предпосылки для выхода в другую литературную эпоху.

Русские писатели оказались верны основному принципу К - изображать события отдаленных эпох, но, в противоположность европейскому, в частности, французскому К, обратились главным образом к отечественной истории. Именно там они находят образы людей, деятельность которых была одушевлена любовью к отечеству, заботой об освобождении его от исконных врагов, об усилении могущества Русского государства: Вадим Новгородский, Рюрик, Святослав, Владимир Мономах, Александр Невский, Димитрий Донской, Петр I и др.

Достаточно широкими и разнообразными были связи русских писателей-классицистов с древнерусской и устно-поэтической традициями. В русле героической традиции создавался образ положительного героя, воплощавшего идеал гражданственного служения Родине. Основой для большинства русских трагедий послужил летописный материал. Народные источники (песни) использовались Херасковым при написании героической поэмы «Россиада». Влияние народной сатиры и русской литературы второй половины XVII в. сказалось на таких жанрах, как стихотворная сатира, комедия, басня. На основе соединения народной и книжной традиции были осуществлены знаменитые реформы стиха Тредиаковского-Ломоносова и языка Ломоносова. В низких жанрах писатели широко использовали русские пословицы и поговорки.

Регламентация жанровой системы была осуществлена А. П. Сумароковым («Две эпистолы (В первой предлагается о русском языке, а во второй о стихотворстве)», 1748). Он опирался на традиции эстетического послания Горация «К Пизонам (Об искусстве поэзии)» и дидактической поэмы Н. Буало «Поэтическое искусство».

Жанровая система литературы представлялась Сумарокову чётко иерархически организованной: в теоретическом аспекте он выдвинул общеклассицистическое положение о недопустимости смешения высокого и низкого стилей, но на практике его собственные высокие и низкие жанровые модели находились в постоянном взаимодействии.

Более всего ориентация Сумарокова на национальные тенденции литературного развития заметна в составе жанров, которым он даёт характеристики в своих эпистолах. Так, например, самому высокому жанру европейского классицизма - эпической поэме - он практически не уделил места, бегло упомянув о самом факте существования литературного эпоса. Исключительно подробно и полно охарактеризованы те жанры, которые в русской литературе приняли в себя заряд сатирического обличения и дидактики - сатира как таковая, ирои-комическая поэма (пародия эпоса), басня и комедия, причем сама характеристика комедии тоже весьма оригинальна. Если Буало, описывая комедию, бегло перечисляет комедийные типы характеров и сосредоточивается в основном на сюжете, интриге, остроумном и блестящем стиле, то вся сумароковская характеристика жанра сводится именно к характерологии: русская комедия, которой ещё только предстоит появиться в литературе, отличается от западноевропейской комедии именно по этому признаку: французская комедия - в основном комедия интриги, русская - комедия характера.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15

Тредиаковский усваивает основные доктрины классицизма: рацио­налистичность, следование правилам, подражания образцам. 1:Ода о сдаче города Гданска" являет собой пример одного из самых основных стихо­творных жанров русской литературы XVIII века - торжественной "по­хвальной"" оды. К оде автор приложил теоретическое "Рассуждение об оде вообще", в котором впервые дается жанровое определение оды. Позднее Тредиаковским были написаны теоретические рассуждения о жанре эпи­ческой поэмы ("Предъизъяснения об ироической пииме") и комедии ("Рас­суждения о комедии вообще"). Тредиаковский ввел е литературный оби­ход и ряд других жанров - послание, любовную элегию, оду, стансы, эпи­грамму, мадригал, рондо, сонет. Впервые дано у нас Тредиаковским пере­ложение басен Эзопа. В 1752 году он издал первое и единственное собра­ние своих сочинения в 2-х томах - "Сочинение как стихами, так и прозой".

"Тилемахида"

Лучшим произведением Тредиаковского является "Тилемахида" - переложение в форме эпической поэмы французского политико- нравоучительного романа Фенелона ""Похождения Телемака". Это произведение импонировало Тредиаковскому скрытой сатирической струей, направленной против "неправедных царей" (это вызвало раздражение Екате­рины II. которая попыталась принизить значение "Тилемахиды", высмеи­вая во «Всякой всячине" ее манеру и стиль). "Тилемахида» замечательна в истории русской литературы тем, что в ней впервые употреблен в большом произведении нерифмованный гекзаметр, составленный из дактилей и хо­реев и приближающийся к античному размеру поэм Гомера. Исследовате­ли сходятся в том, что гекзаметр употреблен Тредиаковским чрезвычайно удачно, Встречаются и крайние точки зрения. Следует определенно ска­зать, - писал С. Бонди, - что гексаметр Тредиаковского один из лучших в русской литературе по ритму. Он во всяком случае лучше в этом отно­шении гексаметра Гнедича. Дельвига и Пушкина, гораздо богаче и разно­образнее его".

Велико значение Тредиаковского как ученого филолога и стиховеда. Именно он является родоначальником русской фи­лологии. Эту его заслугу подчеркивал Пушкин: ""Его грамматические и филологические изыскания очень замечательны. Он имел о русском стихо­сложении обширнейшее понятие, нежели Ломоносов и Сумароков <...> Вообще изучение Тредиаковского приносит более пользы, нежели изуче­ние прочих наших старых писателей" (Пушкин А.С. Полн. собр. соч. / А.С. Пушкин. - Т. XI. - С. 227). Это мнение гения русской словесности не сле­дует забывать молодому филологу, который за несовершенной формой не всегда умеет разглядеть ценное содержание.

Тексты

Тредиаковский В.К. Новый и краткий способ к сложению российских стихов; Мнение о начале поэзии и стихов вообще; Песенка любовна; Эпистола от Российской поэзии к Аполлину; Стихи похвальные России; Ода торжественная о сдаче города Гданска; К читателю (предисловие к "Езде в остров любви"): Тилемахида (отрывки) / В.К. Тредиаковский // Русская литература XVIII века. 1700-1775: хрестоматия // сост. В.А. Западов. - М, 1979.-С. 88-97.

Основная литература

Серман И.З. Русский классицизм: Поэзия. Драма. Сатира / И.З. Серман. - Л., 1973.-С. 101 -113.

Москвичева Г.В. Русский классицизм / Г.В. Москвичева. - М., 1986. - С. 20 - 42.

§ 5. Жанровые системы. Канонизация жанров

В каждый исторический период жанры соотносятся между собой по-разному. Они, по словам Д.С. Лихачева, «вступают во взаимодействие, поддерживают существование друг друга и одновременно конкурируют друг с другом»; поэтому нужно изучать не только отдельные жанры и их историю, но и «систему жанров каждой данной эпохи».

При этом жанры определенным образом оцениваются читающей публикой, критиками, создателями «поэтик» и манифестов, писателями и учеными. Они трактуются как достойные или, напротив, не достойные внимания художественно просвещенных людей; как высокие и низкие; как поистине современные либо устаревшие, себя исчерпавшие; как магистральные или маргинальные (периферийные). Эти оценки и трактовки создают иерархии жанров , которые со временем меняются. Некоторые из жанров, своего рода фавориты, счастливые избранники, получают максимально высокую оценку со стороны каких-либо авторитетных инстанций, - оценку, которая становится общепризнанной или по крайней мере обретает литературно-общественную весомость. Подобного рода жанры, опираясь на терминологию формальной школы, называют канонизированными. (Заметим, что это слово имеет иное значение, нежели термин «канонический», характеризующий жанровую структуру.) По выражению В. Б. Шкловского, определенная часть литературной эпохи «представляет ее канонизированный гребень», другие же ее звенья существуют «глухо», на периферии, не становясь авторитетными и не приковывая к себе внимания. Канонизированной (опять-таки вслед за Шкловским) именуют также (см. с. 125–126, 135) ту часть литературы прошлого, которая признана лучшей, вершинной, образцовой, т. е. классикой. У истоков этой терминологической традиции - представление о сакральных текстах, получивших официальную церковную санкцию (канонизированных) в качестве непререкаемо истинных.

Канонизация литературных жанров осуществлялась нормативными поэтиками от Аристотеля и Горация до Буало, Ломоносова и Сумарокова. Аристотелевский трактат придал высочайший статус трагедии и эпосу (эпопее). Эстетика классицизма канонизировала также «высокую комедию», резко отделив ее от комедии народно-фарсовой как жанра низкого и неполноценного.

Иерархия жанров имела место и в сознании так называемого массового читателя (см. с. 120–123). Так, русские крестьяне на рубеже XIX–XX вв. отдавали безусловное предпочтение «божественным книгам» и тем произведениям светской литературы, которые с ними перекликались. Жития святых (чаще всего доходившие до народа в виде книжек, написанных безграмотно, «варварским языком») слушались и читались «с благоговением, с восторженной любовью, с широко раскрытыми глазами и с такою же широко раскрытой душой». Произведения же развлекательного характера, именовавшиеся «сказками», расценивались как жанр низкий. Они бытовали весьма широко, но вызывали к себе пренебрежительное отношение и награждались нелестными эпитетами («побасенки», «побасульки», «чепуха» и т. п.).

Канонизация жанров имеет место и в «верхнем» слое литературы. Так, в пору романтизма, ознаменовавшуюся радикальной жанровой перестройкой, на вершину литературы были вознесены фрагмент, сказка, а также роман (в духе и манере «Вильгельма Мейстера» И.В. Гете). Литературная жизнь XIX в. (особенно в России) отмечена канонизацией социально-психологических романов и повестей, склонных к жизнеподобию, психологизму, бытовой достоверности. В XX в. предпринимались опыты (в разной мере успешные) канонизации мистериальной драматургии (концепция символизма), пародии (формальная школа), романа-эпопеи (эстетика социалистического реализма 1930–1940-х годов), а также романов Ф.М. Достоевского как полифонических (1960–1970-е годы); в западноевропейской литературной жизни - романа «потока сознания» и абсурдистской драматургии трагикомического звучания. Весьма высок ныне авторитет мифологического начала в составе романной прозы.

Если в эпохи нормативных эстетик канонизировались высокие жанры, то в близкие нам времена иерархически поднимаются те жанровые начала, которые раньше находились вне рамок «строгой» литературы. Как отмечал В.Б. Шкловский, происходит канонизация новых тем и жанров, дотоле бывших побочными, маргинальными, низкими: «Блок канонизирует темы и темпы «цыганского романса», а Чехов вводит «Будильник» в русскую литературу. Достоевский возводит в литературную норму приемы бульварного романа». При этом традиционные высокие жанры вызывают к себе отчужденно-критическое отношение, мыслятся как исчерпанные. «В смене жанров любопытно постоянное вытеснение высоких жанров низкими», - отмечал Б.В. Томашевский, констатируя в литературной современности процесс «канонизации низких жанров». По мысли ученого, последователи высоких жанров обычно становятся эпигонами. В том же духе несколько позже высказывался М.М. Бахтин. Традиционные высокие жанры, по его словам, склонны к «ходульной героизации», им присущи условность, «неизменная поэтичность», «однотонность и абстрактность».

В XX в., как видно, иерархически возвышаются по преимуществу жанры новые (или принципиально обновленные ) в противовес тем, которые были авторитетны в предшествующую эпоху. При этом места лидеров занимают жанровые образования, обладающие свободными, открытыми структурами: предметом канонизации парадоксальным образом оказываются жанры неканонические, предпочтение отдается всему тому в литературе, что непричастно формам готовым, устоявшимся, стабильным.

Из книги Жизнь по понятиям автора Чупринин Сергей Иванович

КАНОН, КАНОНИЗАЦИЯ от греч. kanon – правило.Литературные словари и энциклопедии определяют канон как своего рода семантический и эстетический инвариант, систему устойчивых норм и правил создания художественных произведений определенного жанра и стиля, обусловленных

Из книги Теория литературы автора Хализев Валентин Евгеньевич

§ 4. Жанровые структуры и каноны Литературные жанры (помимо содержательных, сущностных качеств) обладают структурными, формальными свойствами, имеющими разную меру определенности. На более ранних этапах (до эпохи классицизма включительно) на первый план выдвигались и

Из книги О прозе и поэзии XIX-XX вв.: Л. Толстой, И.Бунин. Г. Иванов и др. автора Гречнев Вячеслав Яковлевич

§ 6. Жанровые конфронтации и традиции В близкие нам эпохи, отмеченные возросшим динамизмом и многоплановостью художественной жизни, жанры неминуемо вовлекаются в борьбу литературных группировок, школ, направлений. При этом жанровые системы претерпевают изменения более

Из книги Календарь. Разговоры о главном автора Быков Дмитрий Львович

ГЛАВА ПЕРВАЯ РАССКАЗ В СИСТЕМЕ ЖАНРОВ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ В истории не только русской, но и мировой литературы постоянно происходившая смена жанров завершалась установлением на какое-то время «деспотического» господства одного из них (будь то лирика, драма, роман,

Из книги Как и почему лгут историки – 2 автора Бухарин Сергей Николаевич

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 2. 1840-1860 годы автора Прокофьева Наталья Николаевна

4.2. Формирование системы отношений Другим эффективным механизмом управления поведением целевых аудиторий является формирование системы отношений.Отношение - это ментальное состояние, которое определяет восприятие индивидуумом факторов внешней среды и его реакцию

Из книги История русской литературы XVIII века автора Лебедева О. Б.

Жанровые традиции и жанр романа Сюжет и композиция служат выявлению, раскрытию души Печорина. Сначала читатель узнает о последствиях случившихся событий, затем об их причине, причем каждое событие подвергается героем анализу, в котором важнейшее место занимает

Из книги Комментарии к «Евгению Онегину» Александра Пушкина автора Набоков Владимир

Жанровые разновидности сатиры. Генетические признаки ораторских жанров Сатира Кантемира как жанр восходит непосредственно к проповеди и светскому ораторскому Слову Феофана Прокоповича: «самый метод, норма, речевой принцип усвоены им [Кантемиром] от русской

Из книги Теория литературы. История русского и зарубежного литературоведения [Хрестоматия] автора Хрящева Нина Петровна

Жанровые разновидности оды в лирике М. В. Ломоносова (1711-1765) Литературная позиция и эстетические манифесты Ломоносова – Поэтика торжественной оды как ораторского жанра. Понятие одического канона – Принципы одического словоупотребления: абстрактные понятия и слова с

Из книги Основы литературоведения. Анализ художественного произведения [учебное пособие] автора Эсалнек Асия Яновна

Жанровые традиции сатиры и оды в комедии «Недоросль» Двоение типов художественной образности «Недоросля», обусловленное каламбурно двоящимся словом, актуализирует практически все формообразующие установки двух старших литературных традиций XVIII в. (сатиры и оды) в

Из книги За стеной: тайны «Песни льда и огня» Джорджа Р. Р. Мартина автора Лаудер Джеймс

Практическое занятие № 2. Жанровые разновидности оды в творчестве М. В. Ломоносова Литература: 1) Ломоносов M. B. Оды 1739, 1747, 1748 гг. «Разговор с Анакреоном» «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф…». «Ночною темнотою…». «Утреннее размышление о Божием величестве» «Вечернее

Из книги Уфимская литературная критика. Выпуск 1 автора Байков Эдуард Артурович

1. Системы стихосложения Задача нижеследующих заметок по английскому и русскому четырехстопному ямбу состоит в том, чтобы только очертить различия и сходства между ними. Пушкин взят как величайший представитель русской поэзии; использование четырехстопного ямба

Из книги автора

Х.-Р. Яусс Средневековая литература и теория жанров I <…> Современная систематизация по трем основным родам или «естественным формам поэтического произведения» (Гете) заставляет исключить большинство средневековых жанров в качестве нечистых или псевдопоэтических

Из книги автора

Жанровые признаки литературных произведений Каждое литературное произведение наряду с рас смотренными свойствами должно быть охарактеризовано и со стороны своей жанровой принадлежности. О жанре того или иного произведения читатели» как правило, судят по тем

Из книги автора

Жанровые войны Джорджа Мартина Что сложнее всего при написании книги? Хороший вопрос – я часто слышу его от молодых авторов, – однако ответ следует весьма неожиданный. Начало бывает трудным, а концовка порой представляет для автора настоящие мучения, как это

Из книги автора

Денис Лапицкий «Время смешения жанров» Раскритикованный в номере 5 газеты «Истоки» за свой роман «Гнев» уфимский писатель Эдуард Байков, как кажется, нуждается в оправдании и защите – коль темой начатой В. Хановым беседы стал криминальный роман, то будем

36. Жанр и жанровые системы в литературе традиционного типа.

Уже Аристотель вводит классификацию поэзии (в то время была художественная словесность). В позднюю античную эпоху существовал античный роман. Но все произведения были в стихах: и эпос, как например, эпические поэмы Гомера; и драма (прежде всего трагедия); и хвалебные песни в честь богов). Словесность была преимущественно стихотворной. Прозаические жанры находились на периферии человеческого сознания. Все это существовало в устном виде. Уже Платон различал три вида поэзии, как и Аристотель. Он классифицировал поэзию по принципу, чей голос мы слышим:

  1. Когда слышится только голос поэта или исполнителя. Например: дифирамб (хоровая песня в честь Бога Диониса).
  2. Когда слышится и голос повествующего, и голоса персонажей. Это эпос.
  3. Слышатся голоса только подражающих лиц. Это драма.

Трагедия – это драматический жанр, который формировался в Древней Греции в 5 в. до н.э. (Софокл, Эсхил). Трагедия имела жесткие формальные признаки:

  • трагедия была стихотворной
  • трагедия предполагала участие хора
  • членение трагедии определялось выступлением хора
  • сюжет трагедии развивается от завязки к перипетии

Жанровые признаки более стабильны в традиционной литературе.

Жанровые каноны

  1. Все жанры средневековой и древней литературы, а также эпохи Возрождения образовывали жанровую систему, которая членилась на подсистему:
    1. Самым главным признаком была иерархия жанров. Они делились на высокие, средние и низкие. Высокие жанры играли большую роль. Это иерархическое членение опиралось на следующие моменты:
      1. к какому жанру отнести
      2. какой срез действительности изображает жанр

Жанры высокой литературы отображают жизнь высокой части общества (иногда их называли придворными жанрами).

Средние жанры – это жанры городской литературы.

Но иерархия соблюдалась и в подсистеме. Ставился вопрос: какой аудитории предназначается жанр? Авторы высокого стиля ориентируются на высокого потребителя: на образованного человека с изощренными требованиями, с высокими запросами и с высоким вкусом.

Жанры до Нового времени иногда назывались каноническими (традиционными).

Отличие античных жанров от современных заключается в следующем:

  1. В традиционной литературе существовала чрезвычайная твердость жанровых признаков:
    1. Диктат жанра был очень высок.
    2. Автор должен был соответствовать нормам формы.
    3. Всякое отступление от жанра считалось недостатком.
  2. Жанры в традиционной литературе находятся в жесткой системе:
    1. Система ограничивается иерархически.
    2. Литература разбивается на некоторые слои:
      1. Высокая (придворная). Поэтам до Нового времени очень важно было получать место при дворе. При дворе существовали литературные кружки. На Востоке автор при дворе имел сан. Богатые тоже утраивают жизнь, как при дворе. Высокие жанры изображают высокий мир: рыцарей, царей, жизнь двора. Такие произведения насыщены высокой моралью. В них рисуется картина высокого эстетического мира, далекого от бытовых вопросов. Эти жанры чуждаются быта.
      2. Городская литература. Ее герой – горожанин (купец, ремесленник). В арабской литературе героем городской литературы мог быть бродячий поэт.
      3. Фольклорная литература (для крестьян)
      4. Религиозная литература (ее статус в иерархии не очень определен). В центре ее – монастырь и духовное лицо. Существовали просто религиозные жанры. А также были религиозные жанры, которые существовали на границе с художественной литературой (жития). Существовала религиозная лирика.

Каждое сословие обладало своей словесностью. И разные литературы отражали свое сословие.

Важно также, как литература относится к изображаемому миру: серьезно или с юмором:

  • Городская литература и фольклор могут изображать рыцарей, религиозных лиц, но с насмешкой.
  • В высокой литературе эпическая поэма стояла выше рыцарского романа.
  • В религиозной литературе произведения, говорящие о существенности религии (проповедь и т.д.), стояли выше жития святых.
  • Чем серьезнее жанр, тем выше он стоит в иерархии.
  • В городской литературе были очень распространены смеховые жанры. Одним из самых популярных жанров была повестушка, похожая на анекдот. На Востоке такие герои, высмеивающие что-либо, становятся героями целых циклов.
  • Чем в произведении больше вымысла, тем ниже его статус.

Вся жанровая система производит впечатление чрезвычайной дробности. Это положение продолжается практически до 18 в. Гуалу (деятель классицизма) рисует всю эту систему, но без религиозной литературы. Какие-то жанры он вообще исключает, например, он отказывается рассматривать роман. В 18 в. только в Европе эта система и ее иерархичность начинают расшатываться, т.к. начинается переход к Новому времени. Размывание этой иерархии больше всего заметно в драме. В драме четко размежеваются 2 жанра: серьезный, который тяготеет к религии и традициям; и смеховой (фарсовый). В Японии в 14 в. появляется театр «Но», в котором тоже выделяются серьезное и смеховое (кёгэн).

В Европе к серьезным жанрам относятся мистерия (в них описываются эпизоды Евангелия, связанные со смертью Христа), миракли (написаны на основе житийных сюжетов, являющие чудеса) и т.д. Но также популярны и фарсовые жанры. В античную эпоху было создано 2 основных жанра: трагедия (обрядовая, ритуальная драма) и комедия. Более высокий статус трагедии создается тем, что она построена на невымышленном сюжете.

gastroguru © 2017