Закон переход из количества в качество. Вторым законом диалектики является закон перехода коли­чественных изменений в качественные

Развитие объекта происходит путем количественных изменений, которые, накапливаясь, превышают определенную меру и вызывают качественные изменения, а они, в свою очередь, порождают новые возможности количественных изменений.

Основные понятия и характеристики закона перехода количественных и качественных измений:

Свойство (исходное понятие данного ) — наличие и характер изменчивости объекта, которая проявляется в отношениях с другими объектами. Свойства показывают сходство или различие объектов. Любой объект обладает множеством разнообразных свойств;

Качество — совокупность основных необходимых свойств объекта, благодаря которой он существует как таковой и отличается от других. Эта совокупность свойств определяет его состояние совместимости со своим исходным статусом. С потерей хотя бы одного из таких свойств объект утрачивает исходную определенность и приобретает другой статус. Например, студент, не сдавший экзамены, перестает быть студентом;

Количество — объем изменения объекта. Часто, но не всегда этот объем можно выразить численно, как в случае с оценкой знаний студента на экзамене;

Мера — это граница, при переходе которой количественные изменения вызывают изменения качественные. Внутри границ меры качество остается неизменным, а количество меняется. Например, студент, прошедший все испытания, переводится на следующий курс;

Скачок — переход от одного качества к другому.

Таким образом, через связь количественных и качественных изменений происходит развитие всех объектов мира . Если хотят добиться качественных изменений в общественном устройстве, технике или формировании собственных свойств, то нет другого пути, кроме как соответствующие количественные изменения, т. е. постепенное изменение культуры общества, накопление научных знаний, личная тренировка и упорный . А для достижения высоких количественных показателей в любой нужно сначала выйти на определенный качественный уровень развития. Например, хочешь быстро бегать — научись сначала ходить, хочешь накопить научные знания — научись сначала читать. Развитие — это выход на новый качественный уровень, иначе это не развитие, а просто количественное изменение свойств объекта.

Так звучит второй закон диалектики. С понятием "количества" все довольно просто: все физические законы выражаются количественно. Понятие "качества" значительно более размыто. Обычно в данном случае подразумевается резкий, скачкообразный переход или изменение. Когда чего-то не было и вдруг есть. Закон подразумевает, что если какой-то процесс развивается достаточно долго, то рано или поздно произойдет качественный скачок. Рассмотрим это утверждение с разных сторон.

Во-первых, нам придется исключить якобы качественные изменения, связанные с переходом произвольно установленной границы. Например, мы можем назвать какой-то ничем не примечательный момент в будущем "часом Икс" и начнем отсчитывать время по нему. Тогда произойдет резкий переход от времени "до часа Икс" ко времени "после часа Икс". Такой переход, несмотря на резкость, нельзя назвать качественным. Ведь в этот момент в природе не произошло никакого знаменательного явления. Оно произошло только в наших вычислениях: отсчет достиг нуля.

Во-вторых, совершенно резкие скачки в природе обнаружить крайне трудно. Например, при нагревании воды происходит не мгновенный переход из жидкого состояния в газообразный. Есть некоторый промежуток закипания. А до того вода постоянно испаряется сама по себе. Таким образом, к качественным изменениям мы должны относить не мгновенные изменения, а всего лишь более резкие, чем обычно.

Если бы все на свете происходило идеально плавно (линейно), это было бы странно. Вряд ли будет ценен закон, который замечает, что не все происходит плавно. Это наблюдение тривиально и не более ново, чем закон: "Солнце светит". Обычно философия претендует на знание "наиболее общих" законов, справедливых всегда и везде, или, по крайней мере почти всегда и везде. Если мы посмотрим на закон перехода количественных изменений в качественные, мы обнаружим, что этот закон не выполняется сплошь и рядом.

Во-первых, он не выполняется для равновесных процессов. Пример: котел стоит на огне, в него подводится холодная вода и откачивается горячая. Такой процесс может происходить сколь угодно долго. Несмотря на то, что увеличивается количество истраченной энергии и увеличивается количество протекшей через котел воды, никаких качественных изменений не происходит. Во-вторых, закон не выполняется для циклических процессов. Тикают часы, время от времени их заводят, а они так и тикают себе. В-третьих, закон не выполняется для асимптотических процессов. Например, мы начинаем охлаждать камень. Но чем больше падает температура, тем труднее охладить его еще хоть немного. Несмотря на то, что все большее количество энергии уходит на работу холодильника, это количество не переходит в качество: абсолютный ноль температуры оказывается недостижим.


Вот еще один пример, придуманный Пью Чай Ли:

Допустим, решили мы опровергнуть закон ПКК [примечание: ПКК - перехода количества в качество] таким примером. Рассмотрим распад радиоактивного ядра. Качественное изменение (распад) происходит спонтанно и без каких либо предварительных изменений количественных характеристик ядра. Означает ли это, что закон ПКК не верен? Вовсе нет! Изменяющимся количественным параметром можно считать само время - прошло время и качественный переход произошел. Тут можно попытаться поймать диалектика на слове и привести пример стабильного ядра - время (количественное изменение) идет, а качественного изменения нет. Но он опять вывернется! Скажет, - количественных изменений в ядре не происходит, - вот и нет качественного скачка!

Таким образом, имея некоторый атом, диалектик не сможет предсказать, произойдут ли с ним качественные изменения с течением времени. Только если дополнительно привлечь знания из физики, можно будет это сделать. С другой стороны, можно взять одну только физику и получить те же самые результаты - то есть, диалектика не дает никаких дополнительных сведений по сравнению с физикой.

Итак, мы приходим к выводу, что данный "закон" является надуманным. Некоторые процессы ему подчиняются, а некоторые - нет. Произойдет ли качественное изменение - зависит от физических законов, а не от философских.

Можно привести некоторые примеры действия закона перехода количественных изменений в качественные.

Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры — температуру, то вода будет изменять свое качество — станет горячей (в силу нарушения привычных структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды — она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя "система координат" процесса нагревания — вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) — скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.

Если телу придавать все большую и большую скорость — 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду, - оно будет ускорять свое движение (менять качество в рамках стабильной меры). При придании же телу скорости 7191 м/с ("узловой" скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет искусственным спутником Земли (изменится сама система координат смены качества — мера, произойдет скачок).

В природе не всегда удается определить узловой момент.


Переход количества в принципиально новое качество может произойти:

Резко, одномоментно;

Незаметно, эволюционно.

Примеры первого случая были рассмотрены выше.

Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества — меры), то хорошей иллюстрацией данного процесса были древнегреческие апории "Куча" и "Лысый": "При добавлении какого зерна совокупность зерен превратится в кучу?"; "Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса человека можно считать лысым?". То есть грань конкретного изменения качества может быть и неуловимой.

Закон отрицания отрицания - один из основных законов диалектики. Впервые возник и сформулирован в идеалистической системе Г. В.Ф. Гегеля.

Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое, но постепенно само становится старым и отрицается более новым. Закон выражает преемственность, связь нового со старым, повторяемость на высшей стадии развития некоторых свойств низшей стадии, обосновывает прогрессивный характер развития.

В диалектике категория «отрицание» означает превращение одного предмета в другой при одновременном «уничтожении» первого. Но это такое «уничтожение», которое открывает простор для дальнейшего развития и удерживает все положительное содержание пройденных ступеней. Диалектическое отрицание порождается внутренними закономерностями явления, выступает как самоотрицание.

Из сущности диалектического отрицания вытекает особенность развития, выражаемая двойным отрицанием, или отрицанием отрицания. Саморазвитие объекта вызывается внутренне присущими ему противоречиями (закон единства и борьбы противоположностей), наличием в нем собственного отрицания. Противоречие разрешается в движении объекта (и познания), что означает возникновение «третьего» по отношению к двум противоположностям.

Только через исследование Закона отрицания отрицания как закона практической и теоретической деятельности можно содержательно истолковать его всеобщность. Так как основой человеческих отношений к внешнему миру является практика, ее особенности обусловливают и теоретическое (познавательное) отношение. Оно состоит в том, что развивающийся объект воспроизводится только лишь в истории его познания, через диалектически отрицающие друг друга теории и концепции.

Наличие в объекте (и в теории) возможности собственного отрицания раскрывается через деятельность, вне которой оно непостижимо. Знание на каждом этапе его развития односторонне, т. е. раскрывает всеобщие определения предмета через воспроизведение его в особенной форме. Это противоречие разрешается в деятельности, моментом которой является знание. В этом движении происходит развитие знания как всеобщего, отрицание одной теории другой, раскрываются законы движения предметного мира как отрицание одного его состояния другим.

Здесь же содержится объяснение того факта, что отрицаемое состояние не отбрасывается, а сохраняется в преобразованном виде. Ведь односторонний подход к объекту раскрывает в нем нечто непреходящее, что сохраняется в ходе отрицания. Поэтому развитие научной теории возможно лишь при сохранении всего положительного содержания отвергаемого знания, включении его в состав новой теории.

В естествознании такое соотношение старой и новой теории выражается как принцип. Таким образом и раскрывается собственная диалектика объективного мира. Вот почему закон отрицания отрицания выступает и как закон познания, и как закон объективного мира. Закон относится к большим циклам развития, образуя форму этого развития применительно к целому; за его рамками возникает новое развивающееся целое.

Сущность познания. Принципы научный теории познания.

Познание - это обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Знание - это результат познания. Видов познания будет столько же, сколько и видов знания (обыденное, религиозное, научное, художественное и т. д.).

Вопрос о познаваемости мира давно интересовал людей. Большинство философов и ученых утвердительно отвечали на вопрос о том, познаваем ли мир. Однако представители такого философского учения, как агностицизм отрицают возможность познания реального мира, достижения объективной истины. Наиболее известными агностиками были английский философ Юм и немецкий философ Кант . Кант, например, утверждал, что предметы хотя и существуют объективно, но представляют собой непознаваемые «вещи-в-себе».

Сторонники скептицизма, в отличие от агностиков, не отрицают познаваемость мира, но либо сомневаются в возможности его познания, либо останавливаются на отрицательном результате.

В основе всех материалистических теорий познания лежит положение о том, что познание - это отражение в голове человека внешнего мира таким, какой он есть вне человеческого сознания. Для первых материалистических теорий познания (XVII-XIX вв.) были характерны созерцательность (рассмотрение познания как пассивного акта восприятия субъектом окружающего мира), метафизичность (непонимание диалектического характера познания и роли субъекта в процессе познания) и механистичность (рассмотрение всех явлений на основе законов классической механики). В диалектико-материалистической философии познание рассматривается не как зеркальное отражение мира, а как сложный процесс активного творческого отражения действительности человеком в ходе его социально-исторической практики.

Процесс познания мира осуществляют все науки, но изучением закономерностей, форм и принципов познания в целом занимается философия (гносеология).

Естествознание XX в. показало, что субъект (исследователь) неразрывно связан с объектом познания, что картина объективного мира определяется не только свойствами самого мира, но и методами и средствами получения знаний о нем. Квантовая механика дала первые наглядные и неопровержимые доказательства того, что разделение субъекта и объекта его наблюдения невозможно. Практически нельзя при построении теории полностью отвлечься от человека, от его активного вмешательства в природу. Особенностью познавательного процесса конца XX - начала XXI в. является изменение характера объекта и усиление роли междисциплинарных комплексных подходов к его изучению. Одним из таких подходов можно считать синергетический.

Объектами современной науки все чаще становятся так называемые «человекоразмерные» системы: медико-биологические объекты, объекты экологии и биотехнологии (генной инженерии), системы «человек-машина». Это ведет к изменению подходов и методов исследования. Специфику современной науки все больше определяют комплексные исследовательские программы, междисциплинарные исследования.

Сегодня все шире входит в теорию познания заимствованный из квантовой механики термин «виртуальная реальность» (виртуальный - возможный, такой, который может или должен появиться при определенных условиях). В теории познания понятие идеального выступает как разновидность виртуального существования, которое возникает в пространстве между объектом и субъектом. Его нельзя обнаружить ни на стороне объекта, ни на стороне субъекта, взятых отдельно друг от друга.

Познание прошло определенные этапы развития, на каждом из которых осуществлялось в многообразных и взаимосвязанных формах. На ранних этапах истории развития общества существовало обыденно-практическое познание. Оно давало элементарные сведения о природе и обществе, которые носили разрозненный характер, представляли собой простой набор сведений и правил. Одной из исторически первых форм познания было игровое познание. Оно играет достаточно большую роль в развитии познавательной деятельности. В ходе игры индивид приобретает большой объем знаний, впитывает в себя богатство культуры.

Важную роль выполняет игра в формировании духовного мира человека и навыков общения. На начальном этапе истории большое значение имело также мифологическое познание, представляющее фантастическое отражение реальности. Мифологическое мышление - это своеобразное моделирование мира, позволяющее фиксировать и передавать опыт поколений. В рамках мифологии зарождается художественно-образное познание, которое в дальнейшем нашло свое отражение в искусстве. С мифологией также связаны философское и религиозное познания - одни из древних форм познания. Библия и Коран являются достаточно глубокой сокровищницей религиозных и других знаний, накопленных человечеством в течение тысячелетий. Религиозное познание соединяет эмоциональное отношение к миру и веру в сверхъестественное.

Для научного знания характерны некоторые особенности, которые отличают его от донаучного и ненаучного знания. К таким особенностям можно отнести: систематичность знаний, строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов, возможность логически выводить одни знания из других, независимость научных знаний от познающего субъекта, воспроизводимость знаний. Основная задача научного познания - обнаружение объективных законов действительности: природных, социальных, законов мышления и др. Непосредственная цель научного познания - достижение объективной истины. Поэтому характерной чертой научного познания является объективность.

Источником познания , его основой, движущей силой является практика. Астрономия, например, была вызвана к жизни потребностями торговли и мореплавания; потребность измерять земельные участки, площади, время привела к появлению математических знаний. Весь познавательный процесс обусловливается задачами и потребностями практики. Она ставит перед познанием определенные проблемы и требует их решения. Преобразуя окружающий мир по мере решения проблем, поставленных практикой, человек обнаруживает и исследует все новые и новые свойства природы и все глубже проникает в сущность явлений.

Практика - основа познания еще и потому, что она обеспечивает его техническими средствами, приборами, оборудованием и т. п. Задача человека состоит не только в том, чтобы познать и объяснить мир, но и в том, чтобы использовать полученные знания для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, для улучшения жизни. Жизненный смысл научного познания может быть выражен словами: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически действовать».

Структура научного познания, его уровни и формы

Научное познание - это целостная система, имеющая довольно сложную структуру. Основными элементами этой структуры являются: фактический материал; понятия как результат первоначального обобщения фактов; научные предположения (гипотезы); законы, принципы и теории, обобщающие группы фактов и описывающие определенный фрагмент реального мира; научные картины мира, систематизирующие все теории и рисующие образ всей реальности.

Научное познание включает два основных уровня: эмпирический и теоретический. На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание). На этом уровне возможно только фиксирование общих внешних признаков вещей и явлений. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация и классификация - характерные признаки эмпирического познания. На этом уровне познания объект исследуется с помощью таких средств и приемов, как сравнение, наблюдение, измерение, эксперимент, анализ и др.

На теоретическом уровне познания осваиваются внутренние связи и закономерности исследуемых явлений и процессов. Это достигается с помощью рациональной обработки (относящееся к разуму, рассудку) эмпирических данных с помощью таких форм, как понятия, теория, закон, категория, принцип и т. д. На этом уровне широко используется абстрагирование - отвлечение от ряда свойств и отношений предметов, идеализация - мысленное создание образа рассматриваемого объекта, синтез - объединение в систему полученных в результате анализа элементов. На основе теоретического объяснения и познанных законов осуществляется предсказание, научное предвидение будущего.

Основными структурными моментами построения и развития знания на теоретическом уровне являются проблема, гипотеза и теория. Научная проблема - это вопрос, возникающий при появлении новых фактов, не объяснимых с помощью старых теорий. Британский философ Карл Поппер считал, что наука начинается именно с постановки проблем, а ее развитие - это переход от одних проблем к другим. Попытки решить возникшие проблемы приводят к возникновению гипотез.

Гипотеза - это предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинность которого не доказана с абсолютной достоверностью, но является весьма вероятной. Научная гипотеза обязательно должна удовлетворять условию принципиальной проверяемости. Гипотеза анализируется, логически осмысливается, подвергается экспериментальной проверке. Если получены достоверные неоднократно повторяющиеся доказательства, подтверждающие гипотезу, то она переходит в статус закона.

На базе законов формируется научная теория - форма научного знания, дающая целостное отображение закономерностей и внутренних связей определенной области реального мира. Основной элемент любой теории - закон, поэтому ее можно рассматривать как систему законов, раскрывающих сущность исследуемой реальности. Примерами научных теорий являются классическая механика, созданная Ньютоном , теория Максвелла об электромагнитном поле, теория относительности Эйнштейна, эволюционная теория Дарвина и др.

Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны. Начальный толчок к созданию любой теории дает практический опыт и ее правильность также проверяется опытом. Эмпирическое исследование выявляет новые данные и стимулирует теоретическое познание, которое, в свою очередь, ориентирует и направляет эмпирическое познание в поисках новых научных фактов, в совершенствовании его средств и методов.

Методы научного познания

Метод - это совокупность способов, с помощью которых может быть достигнута цель. Учение о методах познания называется методологией. Она исторически формировалась в связи с необходимостью обобщения и дальнейшей разработкой всех методов познания реального мира. Первоначально методология разрабатывалась в рамках философии и, несмотря на то, что в дальнейшем методологические идеи разрабатываются появившимися частными науками (механикой, физикой, химией, биологией и т. д.), она и сегодня тесно связана с философией (гносеологией, онтологией, логикой).

Существует множество методов, которые можно классифицировать по разным основаниям.

По широте охвата действительности все методы можно разделить на три группы:

1) всеобщие, универсальные (философские и формально-логические);

2) общенаучные (системный метод, моделирование и др.);

3) специальные (метод кольцевания птиц в зоологии, энцефалография как метод исследования головного мозга и т. д.).

В соответствии с двумя уровнями познания методы подразделяются на эмпирические (научное наблюдение, описание, измерение, эксперимент) и теоретические (абстрагирование , идеализация, индукция , дедукция и др.).

В истории познания известно два всеобщих метода: метафизический и диалектический. Это общефилософские методы, на основе которых формируется идеалистическая и материалистическая философия. Метафизика рассматривает предметы и их мысленное отражение как нечто законченное и неизменное, отрицает их всеобщую связь и развитие. Этот метод с середины XIX в. все шире стал вытесняться диалектическим методом, который рассматривает природу как единое целое, в котором все предметы и явления взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Диалектика рассматривает мир как закономерное развитие материи. Развитие познания, согласно этому методу, осуществляется по спирали. Об этом в свое время писал В.И. Ленин. Наступает время, когда наука возвращается к тем идеям, которые однажды уже были высказаны, но это возвращение осуществляется на более высоком уровне. Диалектический метод лежит в основе диалектического материализма - философии и методологии марксизма, разработанной в 40-х годах XIX в. К. Марксом и Ф. Энгельсом. Современная наука стоит на позициях диалектического материализма.

На эмпирическом уровне познания используются методы, опирающиеся на чувственно-наглядные приемы. Рассмотрим важнейшие из них.

Научное наблюдение - целенаправленное восприятие реального мира. Визуальные наблюдения играют большую роль в сборе первичного материала для научного исследования. Обычно наблюдение используют там, где нельзя или трудно провести эксперимент, или в том случае, когда необходимо изучить естественное поведение объекта. Научное наблюдение предполагает использование различного рода приборов и инструментов, что значительно расширяет горизонты исследования. Например, непосредственное наблюдение звездного неба с помощью органов зрения давало человеку только общие представления о картине звездного мира, применение телескопа значительно расширило представления о Вселенной: стало возможным увидеть далекие планеты, детально рассмотреть особенности ближайших соседей Земли (Луны, Марса, Венеры, Юпитера) и др. Применение космической техники позволяет сегодня наблюдать за более далекими небесными объектами (квазарами, пульсарами).

Эксперимент - изучение объекта или явления в специально созданных и контролируемых условиях. Он отличается от наблюдения тем, что человек может активно вмешиваться в протекание исследуемых явлений. В результате эксперимента объект может быть преобразован или изменены условия его изучения, что позволяет открыть новые свойства этого объекта, глубже проникнуть в сущность изучаемых явлений. Например, эксперименты по изучению проводимости металлов при низких температурах (близких к абсолютному нулю) привели к открытию явления сверхпроводимости. Если трудно или невозможно проводить эксперимент в естественных условиях, то его заменяют «мысленным экспериментом» или математическим моделированием. При проведении эксперимента широко используются приборы, воздействие которых на объекты в большинстве случаев не учитывается. Однако при изучении процессов микромира пренебрегать этим воздействием уже нельзя, возникает необходимость учета «возмущающего» действия приборов.

Описание - это фиксирование данных, полученных при наблюдении или в результате эксперимента, с помощью обычного языка или языка науки (специальных обозначений). Описание должно быть полным, точным и достоверным. Оно составляет эмпирический базис науки.

Измерение - это сравнение изучаемых объектов по каким-либо признакам или свойствам с целью определения их характеристик (длины, высоты, массы, веса и т. д.). Измерения производятся с помощью измерительных приборов. Неизвестная величина находится путем сравнения ее с эталоном - известной установленной единицей меры. Значение измерений для науки огромно. «Наука начинается с измерений» - писал Д.И. Менделеев . Существует большое количество единиц измерений, соответствующих множеству объектов, явлений и свойств объектов. Для удобства пользования ими в естествознании введена единая система единиц - Международная система (СИ).

Она была принята в 1960 г. на XI Генеральной конференции по мерам и весам. Основные единицы Международной системы: метр, килограмм, секунда, ампер, кельвин, кандела и моль. Есть еще две дополнительные единицы - радиан и стерадиан. Все остальные единицы измерения являются производными от основных (ньютон, джоуль, ватт и др.). Например, единица силы - ньютон (Н) - может быть представлена следующим образом: 1Н = 1кг?м/с 2 . Международная система единиц охватывает все физические величины, связанные между собой физическими законами. Наиболее широко используются единицы измерения длины, времени и массы.

Единица длины - метр - определяется как длина пути, проходимая светом в вакууме за 1/299 792 458 долю секунды. Секунда - общепринятая единица времени. Определение этой меры менялось по мере развития науки. Начиная с 50-х годов прошлого столетия, измерение всех промежутков времени стали осуществлять с помощью атомных стандартов. Атомная секунда определяется как интервал времени, в течение которого совершается 9 192 631 830 колебаний атома изотопа цезия Cs 133 . Но в настоящее время действует еще более точный эталон - водородный мазер с шириной спектра 1 Гц, стабильность которого 10 -12 . Для измерения времени в быту достаточно хорошую точность дают кварцевые часы. За единицу массы принята масса эталона, изготовленного из сплава платины и иридия. Это цилиндр, имеющий высоту и диаметр 39 мм. Эталон массы хранится в Палате мер и весов в Париже.

Используя перечисленные выше методы, ученые накапливают первичный материал, который в дальнейшем обрабатывается и обобщается. Осуществляется это в результате теоретических исследований.

Можно выделить целую группу важнейших теоретических методов исследования.

Абстрагирование - отвлечение от несущественных в данном контексте свойств и отношений изучаемого объекта или явления. При рассмотрении ряда объектов или явлений фиксируются их наиболее общие свойства, признаки, отношения. Абстракции оформляются в понятия, которые содержат в себе не только чувственное восприятие объекта, его внешние признаки, но и нечто более скрытое, внутреннюю сущность предмета исследования. Примерами таких абстрактных понятий являются «электропроводность», «вязкость», «растворимость», «вещество», «животное» и т. д.

Идеализация - вид абстрагирования, мысленное создание образа исследуемого объекта. Подобный вид абстрагирования очень удобен при рассмотрении реальных процессов, когда можно отбросить все второстепенные особенности поведения реального тела, усложняющие решение той или иной практической задачи. Например, в физике такими идеализациями являются «материальная точка», «абсолютно твердое тело», «идеальный газ», «абсолютно черное тело» и др. Материальная точка - это тело, размеры и форма которого несущественны в данной задаче. Рассматривая движение Земли и других планет вокруг Солнца, их можно принять за материальные точки, потому что размеры планет малы по сравнению с размерами их орбит.

Или абстракция - «идеальный газ». Это газ, молекулы которого имеют пренебрежимо малый собственный объем и не взаимодействуют друг с другом на расстоянии. В реальных газах существуют силы межмолекулярного притяжения и отталкивания. Эти силы действуют совместно. Силы отталкивания проявляются при взаимных столкновениях молекул друг с другом и со стенками сосуда. Силы притяжения преобладают на больших расстояниях между молекулами, чем силы отталкивания, но и они убывают с увеличением расстояния и практически равны нулю на расстояниях больше, чем 10 -9 м.

Поэтому разреженные газы по своим свойствам близки к идеальным. Модель идеального газа можно использовать при изучении реальных газов, так как они в условиях, близких к нормальным, а также при низких давлениях и высоких температурах ведут себя как идеальные газы.

Формализация - создание абстрактно-математической модели с использованием специальной символики. Например, для описания химических процессов пользуются химической символикой, в физике законы природы записываются с помощью математических символов. Наиболее широко используется математическая формализация. Она лежит в основе математической логики, положившей начало развитию кибернетики, а в дальнейшем - созданию ЭВМ.

В последнее время все большее значение приобретает метод моделирования - изучение одних объектов с помощью других, специально для этого созданных. Специально созданные объекты называются моделями. Появление этого метода связано с тем, что изучение некоторых объектов не всегда доступно, дорого, требует дополнительного вмешательства, изменения условий, а это не всегда возможно. Моделирование предполагает, что модель должна обязательно отражать какие-либо стороны, свойства, признаки своего прототипа или тождественно математически описывать поведение объекта исследования.

Существует несколько типов моделирования: предметное моделирование, знаковое, мысленное. При предметном моделировании модель воспроизводит определенные характеристики объекта (геометрические, физические и др.). В качестве знаковых моделей выступают схемы, таблицы, чертежи, формулы. При мысленном моделировании вместо знаков используются мысленные представления этих знаков и операций с ними. В последние годы в моделировании широко используется компьютер. В этом случае моделью будет алгоритм функционирования объекта.

Среди всех методов познания особый интерес представляют всеобщие методы. Рассмотрим некоторые из них.

Анализ - мысленное или фактическое расчленение целого на составные части. Этот прием обычно является первым этапом научного исследования. Его используют для выявления состава, строения, свойств объекта. При анализе того или иного объекта происходит сравнение его отдельных элементов, отделяется случайное от необходимого, выявляются взаимосвязи частей, устанавливается его структура.

Синтез - процедура воссоединения целого из частей, обобщение выделенных в результате анализа особенностей объекта. При этом не обязательно воссоздается старое целое, это может быть и создание нового. В процессе познания анализ и синтез используются в единстве, дополняя друг друга.

Индукция - метод научного познания, суть которого заключается в движении познания от единичных фактов, полученных при наблюдениях и экспериментах, к обобщениям более высокого порядка. Этим методом пользовался уже Сократ, его описание дал Аристотель, но наиболее широко он стал использоваться при становлении науки Нового времени. Ф. Бэкон положил этот метод в основание эмпирического познания. Различают полную и неполную индукцию. В случае полной индукции обобщение делается на основе анализа всех объектов данного класса. Чаще всего приходится иметь дело с неполной индукцией, когда общий вывод делается на основании наблюдения ограниченного числа фактов. Знания, полученные в результате неполной индукции, носят вероятностный характер и требуют дополнительных доказательств. В основе индуктивного метода лежит такой вспомогательный прием как аналогия - сходство различных предметов по определенным параметрам.

Дедукция - логический путь от общего к частному, от исходных предложений-посылок к их следствиям.

Индукция и дедукция тесно связаны между собой и взаимно дополняют друг друга.

Огромную роль в формировании гипотез, теорий, законов играет интуиция - способ познания человеком истины без предварительных логических рассуждений. Можно сказать, что это - озарение, которое приводит к решению проблемы. Интуитивное решение исследовательской задачи возникает, как отмечал русский психолог и философ А. Спиркин, «на уровне бессознательного».

В современном естествознании используются различные методы и методологические приемы, выбор которых зависит от конкретных научно-исследовательских программ. Кроме того, методология науки может меняться в ходе научных революций, происходящих в науке в целом, и в естествознании, в частности. В ходе такой революции меняется парадигма науки - система убеждений, ценностей, норм, технических средств, господствующих в научном обществе в определенный исторический период. В результате этого меняется и методология науки.

На современном уровне развития естествознания широкое распространение получили идеи и методы синергетики. Отличие этих методов от традиционных состоит в переходе от изучения простых систем к более сложным, от закрытых к открытым, от линейности к нелинейности, от равновесных форм к неравновесным.

Существенно влияют на методологию исследования природы на современном этапе идея глобального эволюционизма и родственная ей идея коэволюции - взаимообусловленного изменения систем или частей внутри системы. Первая из них подчеркивает момент саморегулирования, саморазвития современных систем, согласно второй - развитие одних систем приводит к изменению других. Важно то, что в процессе коэволюции не происходит подавления одних систем другими, они адаптируются друг к другу.

На современном этапе развития естествознания усиливается роль междисциплинарных комплексных исследовательских программ в связи с тем, что объектами исследования становятся многофункциональные сложные системы. Их изучение требует использования методов различных научных дисциплин, создания научных коллективов, состоящих из специалистов различных научных направлений.

В современной науке резко возросла роль вычислительной математики, поэтому математическое моделирование становится важнейшим методом познания на современном этапе развития науки. Математическое моделирование очень тесно связано с синергетикой в связи с ростом процессов неопределенности, хаосомности, происходящих во Вселенной.

Изменения, происходящие в науке, ставят перед учеными сложные задачи верного выбора научной парадигмы и умения творческого выбора методов и приемов исследования.

Диалектика - учение о наиболее общих законах развития и формах связи в природе и обществе, а также основанный на сиём учении метод познания. Основные законы диалектики выражают закономерности развития мира, а также познания. Законы диалектики полагаются всеобщими, то есть их действия проявляются во всех объектах и процессах. Иначе говоря, диалектика претендует на некую универсальность.

Закон единства и борьбы противоположностей

Закон единства и борьбы противоположностей говорит вот что: каждый объект имеет противоположные стороны, свойства, тенденции, они, взаимно дополняя и взаимно отрицая друг друга, составляют противоречие, которое и служит причиной развития объекта. Ярким примером того может служить политическая сфера жизни общества, где в качестве противоложностей выступают правящие силы и разнообразная оппозиция. Одной из функций оппозиции является указание на недостатки нынешнего курса. Если бы была гарантия того, что никто не сможет ни критиковать, ни тем более сместить правяшую силу, то у неё было бы меньше стимула стараться вести хоть сколько-нибудь приличную линию. Основные фазы развития противоречия следующие. 1. Гармония - противоположности не мешают единству системы, раскрывая многообразие её свойств. 2. Дисгармония - одна из противоположностей пытается усилиться за счёт другой. 3. Конфликт - борьба между противоположностями достигает предела, под вопросом существование целого - системы. 4. Разрешение противоречия: возможно несколько вариантов: 4.1. Уничтожение одной из противоположностей с её последующим восстановлением.

4.2. Раскол системы либо взаимоуничтожение противоположностей, и то, и другое - гибель целого.

4.3. Временное возвращение к гармонии.

4.4. Снятие противоречия - эволюционный скачок, при котором старое противоречие теряет своё значение, то есть этот вариант - развитие через борьбу противоположностей. Пример на политической сфере. Этапы 1-3 - недовольные существующим положением пытаются усилить свои позиции, от стабильной обстановки переходим к обострению политической борьбы, революционной ситуации или положению, близкому к ней. Дальше вот какие варианты. 4.1. Оппозицию разогнали, активистов арестовали, но позже оппозиционное движение опять начнёт набирать оборот.

4.2. Гражданская война.

4.3. Некоторые уступки оппозиции, в результате которых обстановка временно стабилизируется. 4.4. Прогрессивные реформы.

Закон перехода количества в качество

Закон перехода количественных изменений в качественные гласит: изменение качества объекта происходит тогда, когда изменение его количественных характеристик переходит некоторую границу. Яркий пример - изменение агрегатных состояний веществ, а границы здесь - температуры плавления, кипения. Данный закон диалектики говорит о квазиустойчивости систем: есть интервалы, на которых системы устойчивы, и точки между этими интервалами, на которых системы неустойчивы. Диалектика считает, что существует интервал, в пределах которого сохраняется заданное качество, несмотря на изменение количественных характеристик. При переходе границ происходит скачок - переход от одного качественного состояния к другому. Яркий пример - как злятся некоторые люди: сначала вроде как терпят, а затем, когда негатив накапливается, бушуют, даже сломать что-нибудь могут. Ну или по меньшей мере виртуозно выругаются матом.

Отрицал абсолютность качеств и считал, в отличие от Аристотеля , что всякое новое качество есть лишь результат накопившихся количественных изменений. В подтверждение своего тезиса Гегель приводил изменения агрегатного состояния вещества: плавление, кипение и т. п. - где появление нового качества, например текучести, есть результат количественных изменений, например, увеличения температуры.

Формулировка закона была дана Ф. Энгельсом.

Формулировка и содержание закона

Предметом закона является переход от незначительных и скрытых, постепенных количественных изменений к изменениям коренным, открытым - качественным, где качественные изменения наступают не случайно, а закономерно, вследствие накопления незаметных и постепенных количественных изменений, не постепенно, а быстро, внезапно, в виде скачкообразного перехода от одного состояния к другому состоянию, через ломку линейного закона изменения и перехода к нелинейным законам и формам изменения. Закон перехода количественных изменений в новое качество - момент закона развития меры .

Основа закона - взаимосвязь двух свойств - качества и количества .

Для описания, любое явление можно «расщепить» на качественную и количественную определенности . Категория «качество » обозначает такую определённость явления, которая отличает предмет среди других, делает его тем, что он есть . Количество выражает то общее, что свойственно разным вещам, в чем они сходны, является совокупностью множеств и величин, характеризующих вещь. Найти количественную определенность вещи - значит сравнить ее с другой, обладающей тем же свойством .

Несмотря на существенные различия, количество и качество рассматриваются в диалектическом материализме как части одного целого, представляющие собой стороны одного и того же предмета. Это единство называется мерой и представляет собой границу, определяющую пределы возможного количественного изменения в рамках данного качества.

Переход количественных изменений за пределы меры (как интервала количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета) ведет к изменению качества предмета, то есть к его развитию. В этом и заключается закон перехода количества в качество - развитие осуществляется путем накопления количественных изменений в предмете, что приводит к выходу за пределы меры и скачкообразному переходу к новому качеству .

При нарушении меры количественные изменения влекут за собой качественное преобразование. Таким образом, развитие выступает как единство двух стадий - непрерывности и скачка. Непрерывность в развитии - стадия медленных количественных накоплений, она не затрагивает качества и выступает как процесс увеличения или уменьшения существующего. Скачок - стадия коренных качественных изменений предмета, момент или период превращения старого качества в новое. Эти изменения протекают сравнительно быстро даже тогда, когда принимают форму постепенного перехода.

В синергетике

В термодинамике неравновесных процессов (И. Пригожин , Бельгия) центральным является представление о бифуркациях. Скачки происходят в точках бифуркаций - критических состояниях системы, при которых система становится неустойчивой относительно флуктуаций и возникает неопределенность: станет ли состояние системы хаотическим или она перейдет на новый, более дифференцированный и высокий уровень упорядоченности. Примером неустойчивого состояния, ведущего к бифуркации, является положение в стране во время революции. Так как направление скачка определяется флуктуациями, будущее в принципе не предсказуемо, в то же время любой человек, вообще говоря, может определить ход истории. Скачки в точках бифуркации приводят как к прогрессу, так и к регрессу.

В теории катастроф (Р. Том, Франция; В. И. Арнольд, Россия), внимание сосредоточено на таком важном аспекте, как возможность возникновения скачков (катастроф) в качестве внезапного ответа на небольшие, плавные изменения внешних условий. Она применялась к исследованию сокращений сердца, в оптике, эмбриологии, лингвистике, экспериментальной психологии, экономике, гидродинамике, геологии и теории элементарных частиц. На основе теории катастроф проводится исследование устойчивости кораблей, моделирование деятельности мозга и психических расстройств, восстаний заключённых в тюрьмах, поведения биржевых игроков, влияния алкоголя на водителей транспортных средств.

Два описанных направления вместе с другими (Г. Хакен, Германия; С. П. Курдюмов и Е. Н. Князева, Россия) принято рассматривать как новое междисциплинарное научное направление, называемое синергетикой . Предложены различные схемы взаимоотношений между диалектикой и синергетикой, в том числе представления о синергетике как о составной части диалектики или о перерастании диалектики в синергетику .

Примеры

  • Логика: Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия
  • Химия: Таблица Менделеева : добавление 1 протона для химического элемента приводит к качественному изменению химических и физических свойств
  • Биология: Принцип олигомеризации гомологичных органов

Примеры меры и скачка

См. также

  • Гераклит Эфесский : «Из Единого все происходит и из всего - Единое»

Примечания

Литература


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Закон перехода количественных изменений в качественные" в других словарях:

    Закон качественных изменений (закон перехода количественных изменений в качественные) в - один из основных законов диалектики, согласно которому изменение качества объекта происходит тогда, когда накопление количественных изменений достигает определенного предела. Закон объясняет как, каким образом происходит движение и развитие … Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

    Один из осн. законов материалистич. диалектики, согласно которому изменение качества объекта происходит тогда, когда накопление количеств. изменений достигает определ. предела. Этот закон вскрывает наиболее общий механизм развития.… … Философская энциклопедия

    Один из основных законов материалистической диалектики, согласно которому изменение качества объекта происходит тогда, когда накопление количественных изменений достигает определённого предела. Этот закон вскрывает наиболее общий механизм …

    Диалектическая логика в широком смысле есть философская наука, систематически развёрнутое изложение диалектики, понимаемой как логика (наука о мышлении) и теория познания объективного мира. В узком смысле, логическая дисциплина о формах… … Википедия

    Необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. 3. выражает связь между предметами, составными элементами данного предмета, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи. Существуют 3.… … Философская энциклопедия

    Один из осн. законов диалектики, характеризующий направление процесса развития, единство поступательности и преемственности в развитии, возникновения нового и относит. повторяемости некоторых моментов старого. Впервые был сформулирован… … Философская энциклопедия

    Один из основных законов диалектики, характеризующий направление процесса развития, единство поступательности и преемственности в развитии, возникновения нового и относительной повторяемости некоторых моментов старого. Впервые был… … Большая советская энциклопедия

    Закон перехода количественных изменений в качественные (традиционная формулировка) всеобщий закон развития природы, материального мира, человеческого общества и мышления, говорящий о том, каким образом происходит процесс развития… … Википедия

    Диалектическая логика в широком смысле есть философская наука, систематически развёрнутое изложение диалектики, понимаемой как логика (наука о мышлении) и теория познания объективного мира. В узком смысле, логическая дисциплина о формах… … Википедия

gastroguru © 2017