Конрад лоренц - биография и интересные факты из жизни. Основные научные результаты и научные взгляды

B III веке до н.э., при императоре Ашоке, буддизм в Индии был признан государством религией. Ашока всячески способствовал распространению буддизма. К этому времени относится строительство множества ступ — буддийских святилищ. В правление Ашока их было построено более 8 тысяч.

Среди них выделялись восемь Великих Ступ, о которых сообщают буддийские рукописи, но из них не сохранилось ни одной. Однако из построек времен Ашока до наших дней дошло выдающееся сооружение, известное как Большая Ступа в Санчи. Она расположена в нескольких километрах к северу от города Бхопал.

Большая Ступа является самым древним из сохранившихся архитектурных сооружений буддизма в Индии. В II- I веках до н. э. она была перестроена из более древней и меньшей по размерам ступы. Ступа в Санчи — сооружение полусферической формы, лишенное внутреннего помещения. Она стоит на круглом цоколе диаметром в 31 метр с террасой, служившей для проведения церемоний. С южной стороны на террасу ведут лестницы. Так же, как и платформа, на которой она покоится, ступа сложена из крупного кирпича и камня. В ступе хранятся священные остатки Будды и другие реликвии, связанные с его деятельностью. Первоначально ступа была выкрашена в белый цвет, а терраса и ворота — в красный. Некогда весь комплекс святилища окружали деревянные монастырские строения, но до нашего времени они не сохранились.

Форма ступы строго подчинена канонам, имевшим глубоко символическое значение. Полусфера символизирует небесный свод. На вершине купола находится хармика — надстройка с квадратным основанием в форме балкончика — она символизирует священную гору Меру. Над хармикой возвышается проходящий через весь купол до его основания стержень с надетыми на него круглыми зонтами, последовательно уменьшающимися в диаметре снизу вверх. Стержень символизирует мировую ось, зонты означают три священных неба.

Ступа в Санчи, очень простая по своим округлым очертаниям, кажется скорее вылепленной, чем построенной. Но в ее органичной простоте ощущается скрытое внутреннее движение вверх. Это монументальное сооружение явно возводилось на века.

Вокруг ступы — массивная каменная ограда, лишенная всяких украшений. По четырем сторонам, соответствующим четырем сторонам света, в ограде сделаны ворота, богато украшенные скульптурой. Через ворота в святилище входили торжественные процессии для совершения священного обряда: он состоял в обходе вокруг ступы и восхождении процессии на верхнюю часть платформы.

Ворота ограды Большой Ступы (они называются торана) — выдающееся произведение древнеиндийской архитектуры. Они получили всемирную известность и стали таким же символом Индии, как знаменитая «Львиная капитель» из Сарнатха — три льва, изображенные в гербе страны. Изображение ворот в Санчи давно стало хрестоматийным сюжетом, растиражированным в сотнях тысяч проспектов и буклетов, посвященных Индии, их можно видеть на индийских банкнотах. Схема ворот проста: они представляют собой два столба с тремя горизонтальными перекладинами. Однако столбы и перекладины покрыты бесконечно разнообразными рельефными и скульптурными изображениями, и создают эффект зрительного контраста на фоне лишенной украшений гладкой поверхности ступы.

Ворота святилища в Санчи составляют целый своеобразный сборник религиозно-символических, исторических и бытовых сцен и образов, народных преданий и легенд о Будде. Рельефы ворот в Санчи являются свидетельством большого шага вперед, сделанного индийскими мастерами каменной скульптуры в I веке до н. э. и являются наиболее зрелым произведением искусства Индии той эпохи. Основные темы, изображенные на рельефах — жизнь Будды в разных воплощениях. Здесь присутствуют многочисленные символы буддизма — колесо, дерево, лотос. Ворота украшают скульптуры духов природы — якшинь, птиц и животных — слонов, львов.

В сюжетах ворот Санчи тесно переплетаются буддийское вероучение и древнеиндийские народные мифологические сказания. Среди рельефов ворот в Санчи можно видеть фантастические образы, неизвестные до сих пор в индийском искусстве: например, летающих львов. А фигуры якшини — женского божества природы — на воротах в Санчи определили идеал женского телосложения в каменной резьбе Индии на много столетий вперед, став эталоном индийской скульптуры.

Фрагменты скульптур святилища в Санчи, в частности, торс якшини с южных ворот, находятся в Бостонском музее (США). А сам комплекс Большой Ступы в Санчи является одним из выдающихся историко-культурных памятников Индии, включенных в список всемирного исторического наследия ЮНЕСКО.

Санчи является одним из наиболее хорошо сохранившихся комплексов буддийской архитектуры в Южной Азии.

Здесь, в центральной Индии, на вершине горы из песчаника, в III-XII веках н.э. было построено множество ступ, храмов, монастырей и столпов, и над всеми ними возвышается Большая ступа высотой 16,5 метра.

Вокруг ее базы проходят мостки для процессий с каменными перилами. По сторонам света расположены четверо высоких церемониальных ворот. Их покрывают рельефы со сценами из жизни Будды и ранней истории буддизма.

На цоколе установлен купол ступы - усеченная полусфера 36,6 метра в поперечнике. Ее венчает прямоугольная каменная ограда, внутри которой стоит тройной каменный зонтик. Массивность ступы и замысловатая резьба ворот и ограждений создают разительный контраст, но первоначальное впечатление наверняка было еще более сильным.

Купол и постамент были облицованы белым известковым бетоном, ворота и ограждения выкрашены полупрозрачной красной краской, корпус ступы расписан венками и гирляндами, а зонтики на вершине были позолочены.

Памятник, который мы видим сегодня, строился и украшался в течение нескольких веков. Большая ступа была заложена правителем империи Маурья Ашокой (272-235 гг. до н.э.) в середине III века до н.э. Первое кирпичное сооружение было вдвое меньше нынешней ступы и, вероятно, заключало в себе останки самого Будды.

Ашока также воздвиг около ступы мемориальный столп из шлифованного известняка высотой 13 метров, на котором был высечен эдикт, запрещающий расколы внутри буддийской религиозной общины. Ворота были построены столетием позже, в период правления Сатакарни II (50- 25 гг. до н.э.) из династии Сатавахана.

Последующие изменения осуществлялись не царями, а сотнями частных лиц - монахами и монахинями, торговцами, купцами и каменщиками, чьи имена высечены на пожертвованных ими деталях.

Ступы являются одной из самых ранних форм буддийской архитектуры. Первоначально они строились в различных местах для хранения частиц праха Будды (ок. 563-483 гг. до н.э.), разделенного после его ухода в нирвану.

Но эти холмы из кирпича, земли или камня уже во времена Ашоки стали объектами поклонения. Большая ступа оставалась центром буддийского храма в течение почти 1400 лет, пока это место не захватили джунгли.

Ступа в Санчи очень красива в своей простоте. Это опоясанная балюстрадой каменная полусфера, сверху которой построен небольшой квадратный «балкон» с традиционным каменным «зонтиком» посередине.

Ступа обнесена внушительным ограждением с четырьмя воротами с каждой стороны света.

Ворота ограды Большой Ступы (они называются торана) — выдающееся произведение древнеиндийской архитектуры.

Схема ворот проста: они представляют собой два столба с тремя горизонтальными перекладинами. Однако столбы и перекладины покрыты разнообразными рельефными и скульптурными изображениями и создают эффект зрительного контраста на фоне гладкой поверхности ступы, лишенной украшений.

Ворота святилища в Санчи — своеобразный сборник религиозно-символических, исторических и бытовых сцен и образов, народных преданий и легенд о Будде.

Основные темы рельефов — жизнь Будды в разных воплощениях. Здесь присутствуют многочисленные символы буддизма — колесо, дерево, лотос. Ворота украшают скульптуры духов природы — якшинь, а также птиц и животных — слонов, львов.

В сюжетах ворот Санчи тесно переплетаются буддийское вероучение и древнеиндийские народные мифологические сказания.

Среди рельефных изображений можно видеть фантастические образы, неизвестные до сих пор в индийском искусстве: например летающих львов.

А фигуры якшинь — женских божеств природы — на воротах в Санчи определили идеал женского телосложения в каменной резьбе Индии на много столетий вперед, став эталоном индийской скульптуры.

Фрагменты скульптур святилища в Санчи, в частности торс якшини с южных ворот, сегодня можно видеть в Бостонском музее (США).

А сам комплекс Большой Ступы в Санчи является одним из выдающихся историко-культурных памятников и достопримечательностей Индии, включенных в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

На постройке всего одной Великой Ступы в Санчи император Ашока не остановился - здесь же он возвёл ещё несколько ступ (раньше их было семь), некоторые из которых можно видеть и сегодня.

Неплохо сохранились ещё вторая и третья ступы, остальные же, к сожалению, были практически разрушены - всё-таки мусульманские завоеватели не особо церемонились с сокровищами «неверных» (на долгое время все эти ценности и вовсе были заброшены, а заново их открыли лишь в девятнадцатом столетии).

В этом месте даже тот, кто не является приверженцем буддизма, чувствует удивительную энергию и не может не восхищаться прошедшими сквозь тысячелетия древними строениями.

Уже только ради этих ощущений, ради вида каменных громад, несущих в себе тайны многих поколений, стоит ехать в Индию - загадочную страну, сберёгшую для нас столько ценного.

gastroguru © 2017