Структура ким егэ по обществознанию. Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по обществознанию (11 класс) на тему: папка егэ. Подготовка к ЕГЭ

1533-1584 гг. - период царствова­ния в России Ивана IV Васильевича, известного как Иван Грозный.

Во внутренней политике Иван IV стремился к укреплению царской вла­сти, упорядочению системы государ­ственного управления. В начале своего правления Иван IV стремился править, опираясь на представителей разных слоев общества: в 1549 г. был созван Земский собор, одобривший начало реформ, проведенных Иваном IV с по­мощью Избранной рады, состоявшей из представителей дворян и духовенства. В 1550 г. был принят новый Судеб­ник, создано постоянное стрелецкое войско. В 1551 г. был принят Стоглав, упорядочивший устройство церкви. В 1556 г. была завершена губная ре­форма, ликвидировавшая власть на­местников и принято новое Уложение о службе дворян. Во второй половине царствования Иван IV стремился к не­ограниченной личной власти. С этой целью Иван IV в 1565-1572 гг. учредил опричнину, ликвидировал последние княжеские уделы и провел репрессии среди бояр, за что получил прозви­ще Грозный. В интересах дворянства Иван IV проводил политику дальней­шего закрепощения крестьян: в 1550 г. был увеличен размер «пожилого», а в 1581 г. были введены «заповедные лета» - запрет крестьянам переходить от одного землевладельца к другому в течение 5 лет.

Во внешней политике основными на­правлениями были восточное, западное и южное. На востоке Иван IV стремился устранить опасность набегов казанских и сибирских татар, взять под контроль волжский торговый путь и получить плодородные земли для раздачи дво­рянам. С этой целью в 1548-1552 гг. было проведено несколько походов против Казанского ханства, и оно во­шло в состав России. В 1556 г. было присоединено Астраханское ханство. В 1581-1585 гг. состоялся поход Ер­мака против Сибирского ханства. На юге Иван IV стремился обезопасить Россию от набегов крымских татар. С этой целью в 1548-1554 гг. было проведено три военных похода в Крым, а в 1571 и 1572 гг. пришлось отражать набеги крымских татар на Москву. На западе Иван IV стремился получить удобный выход к Балтике и вернуть исконные русские земли с городом Юрьев. С этой целью в 1558-1583 гг. велась Ливонская война.

Период правления Ивана IV исто­риками, например Н. М. Карамзиным, оценивается неоднозначно. С одной стороны, Иваном IV были достигнуты большие результаты во внутренней и внешней политике: были проведены реформы военной службы, судебной системы и государственного управ­ления, внедрены элементы местного самоуправления. Опричнина ослабила влияние старой аристократии и усилила позиции поместного дворянства. Иван IV устранил опасность набегов татар с востока, присоединил большие терри­тории в Поволжье и Сибири. С другой стороны, неудачная Ливонская война привела к потере выхода к Балтийско­му морю, к ослаблению экономики. Не удалось прекратить набеги на Россию крымских татар. Кроме того, плохую па­мять о царствовании Ивана IV оставили репрессии периода опричнины.

  • < Назад
  • Вперёд >
  • ЕГЭ. Историческое сочинение

    • ЕГЭ. Историческое сочинение 1019-1054 гг.

      Указанный период относится к истории Древней Руси, охватывая собой годы правления великого князя киевского Ярослава Мудрого. В числе важнейших событий и процессов дан­ного периода можно выделить следующие: защита населения Древней Руси от внешней агрессии, рас­ширение границ государства; укрепление между­народного авторитета Древнерусского государства; создание письменного свода законов;...

    • ЕГЭ. Историческое сочинение 1078-1093 гг.

      1078-1093 гг. - период третьей княжеской усобицы в Киевской Руси. Перед смертью Ярослав Мудрый установил порядок наследования вели­кокняжеского престола его сыновьями. Согласно воле Ярослава старший сын Изяслав получал Киев и великокняже­ский стол, следующий по старшинству Святослав - Чернигов, второй по зна­чению город Руси, следующий сын - Всеволод получал Переяславль и так далее. Все должны были...

    • ЕГЭ. Историческое сочинение 1237-1480 гг.

      Данный период относится ко времени полити­ческой раздробленности русских земель и процесса образования национального Российского государ­ства. Он связан с таким историческим явлением, как господство ордынцев над значительной частью русских земель. Важнейшие события этого периода связаны с нашествием монголо-татарских войск во главе с ханом Батыем на северо-восточные земли: в 1237 г. подверглось...

    • ЕГЭ. Историческое сочинение 1425-1453 гг.

      Данный период - время междоусобной войны потомков Дмитрия Донского в Московском кня­жестве, получившей у современников название «Шемякина смута». Этот конфликт является частью длительного процесса образования единого нацио­нального Русского государства. Начало войны связано с таким событием, как смерть Василия I, оставившего московский и вла­димирский престолы 10-летнему сыну Василию (Василию II)....

    • ЕГЭ. Историческое сочинение 1632-1634 гг.

      Короткий период начала 30-х гг. XVII в. связан с таким внешнеполитическим событием как Смо­ленская война. Причины войны вытекают из Смут­ного времени, когда в результате интервенции Речи Посполитой Россия потеряла Смоленскую, Чер­ниговскую и Северскую земли (Деулинское пере­мирие 1618 г.). Во главе Российского государства в этот период находился Михаил Федорович, первый представитель династии...

    • ЕГЭ. Историческое сочинение 1730-1740 гг.

      Данный период является частью эпохи «дворцо­вых переворотов», он охватывает время правления императрицы Анны Ивановны. В числе важней­ших событий этого периода - попытка Верховного тайного совета ограничить власть монарха. Анне при восшествии на престол предлагалось подпи­сать кондиции (условия): согласовывать важней­шие дела во внутренней и внешней политике с Верховным тайным советом. Но часть...

    • ЕГЭ. Историческое сочинение 1813-1825 гг.

      Рассматриваемый период связан с развитием российского общества после победы страны в Оте­чественной войне 1812 г. и разгрома наполеонов­ской Франции в заграничных походах русской армии. Для социально-экономической жизни данного периода характерен процесс восстановления эко­номики после войны, особенно хозяйств в запад­ных районах. Также продолжается наметившийся еще в конце XVIII в. процесс...

    • ЕГЭ. Историческое сочинение 1907-1914 гг.

      Данный период связан с окончанием первой рус­ской революции. Он характеризуется процессом эволюционного развития политической системы страны, стабилизацией общественно-политиче­ской жизни. Ключевой фигурой эпохи является премьер-министр П.А. Столыпин, назначенный на пост в 1906 г. Важнейшие явления этого периода связаны с его деятельностью. В первую очередь, не­обходимо отметить проведение...

    • ЕГЭ. Историческое сочинение 1914-1921 гг.

      Период 1914-1921 гг. занимает особое место в российской и мировой истории. Он характеризу­ется таким явлением, как кризис российской госу­дарственности. Этот кризис многие историки свя­зывают с Первой мировой войной. 1 августа 1914 г. Германия объявила войну России в ответ на нача­тую Россией всеобщую мобилизацию, ставшую реакцией на военную агрессию Австро-Венгрии против Сербии. В течение...

    • ЕГЭ. Историческое сочинение 1945-1953 гг.

      Данный период вошел в историю как период позднего сталинизма. Его хронологические рамки определены двумя важнейшими событиями. Пер­вое - окончание Великой Отечественной (9 мая) и Второй мировой войны (2 сентября). Завершение периода связано со смертью советского руководи­теля И. Сталина. В числе важнейших процессов данного периода можно выделить такие как: восстановление эконо­мики и...

Задание 25 ЕГЭ по истории: три темы для написания исторического сочинения на выбор.
Каждая из тем представлена в виде исторического периода.
Предложенные периоды всегда соответствуют разным историческим эпохам.

Историческое сочинение.

Пример исторического сочинения период 1533-1584 годы

Историческое сочинение, порядок написания.

Вводная часть.

Общая ситуация в государстве на начало периода, задачи, основные события и явления,
происходившие в течение этого времени.

Основная часть.

Укажите исторический процесс, для более подробного рассмотрения.
- Раскройте причины и факторы, оказавшие влияние на развитие исторического процесса.
- Опишите участие в этом процессе исторического деятеля.
- Вывод о характере и последствиях исторического процесса для государства, жизни общества,
его историческое значение.

Заключение.

Используя факты, сделайте вывод о данном периоде в истории государства.
Какие задачи и последствия имели происходившие события.
Приведите мнения и оценки историков этого периода, ваша собственная оценка,
подтвержденная историческими фактами.

Пример исторического сочинения период 1533-1584 годы

Историческое сочинение период 1533-1584 годы

1533-1584 гг. - период царствования в России Ивана IV Васильевича,
известного как Иван Грозный.

Во внутренней политике Иван IV стремился к укреплению царской власти, упорядочению системы государственного управления.
В начале своего правления Иван IV стремился править, опираясь на представителей разных слоев общества:
в 1549 г. был созван Земский собор, одобривший начало реформ, проведенных Иваном IV с помощью Избранной рады, состоявшей из представителей дворян и духовенства.
В 1550 г. был принят новый Судебник, создано постоянное стрелецкое войско.
В 1551 г. был принят Стоглав, упорядочивший устройство церкви.
В 1556 г. была завершена губная реформа, ликвидировавшая власть наместников и принято новое Уложение о службе дворян.
Во второй половине царствования Иван IV стремился к неограниченной личной власти.
С этой целью Иван IV в 1565-1572 гг. учредил опричнину, ликвидировал последние княжеские уделы и провел репрессии среди бояр, за что получил прозвище Грозный.
В интересах дворянства Иван IV проводил политику дальнейшего закрепощения крестьян: в 1550 г. был увеличен размер «пожилого», а в 1581 г. были введены «заповедные лета» - запрет крестьянам переходить от одного землевладельца к другому в течение 5 лет.

Во внешней политике основными направлениями были восточное, западное и южное.
На востоке Иван IV стремился устранить опасность набегов казанских и сибирских татар, взять под контроль волжский торговый путь и получить плодородные земли для раздачи дворянам.
С этой целью в 1548-1552 гг. было проведено несколько походов против Казанского ханства, и оно вошло в состав России.
В 1556 г. было присоединено Астраханское ханство.
В 1581-1585 гг. состоялся поход Ермака против Сибирского ханства.
На юге Иван IV стремился обезопасить Россию от набегов крымских татар.
С этой целью в 1548-1554 гг. было проведено три военных похода в Крым, а в 1571 и 1572 гг. пришлось отражать набеги крымских татар на Москву.
На западе Иван IV стремился получить удобный выход к Балтике и вернуть исконные русские земли с городом Юрьев.
С этой целью в 1558-1583 гг. велась Ливонская война.

Период правления Ивана IV историками оценивается неоднозначно.
С одной стороны, Иваном IV были достигнуты большие результаты во внутренней и внешней политике: были проведены реформы военной службы, судебной системы и государственного управления, внедрены элементы местного самоуправления.
Опричнина ослабила влияние старой аристократии и усилила позиции поместного дворянства.
Иван IV устранил опасность набегов татар с востока, присоединил большие территории в Поволжье и Сибири.
С другой стороны, неудачная Ливонская война привела к потере выхода к Балтийскому морю, к ослаблению экономики.
Не удалось прекратить набеги на Россию крымских татар.
Кроме того, плохую память о царствовании Ивана IV оставили репрессии периода опричнины.

/ Историческое сочинение 1533-1584

1533-1584 гг. - период правления первого русского царя Ивана IV Васильевича Грозного. Одни историки считают его великим государственным деятелем, другие - кровавым тираном. Оппоненты сходятся в одном: Грозный оказал большое влияние на развитие России.

Василий III умер в конце 1533 г., передав власть Ивану, которому было всего лишь три года. Естественно, ребенок не мог еще управлять государством. Регентшей при нем стала мать Елена Глинская. В 1538 г. она также умерла, скорее всего, в результате отравления.

В возрасте 13 лет Иван впервые проявил свой характер, приказав убить ненавистного ему Андрея Шуйского. Затем он начинает по очереди расправляться с неугодными ему лицами.

В 1547 г., готовясь к первому браку, Иван объявил о своем желании венчаться на царство. Дерзкая просьба шестнадцатилетнего князя была исполнена: Россия официально стала монархией.

Постепенно вокруг Грозного сложился своеобразный круг лиц ("Избранная рада"). В него входили: священник Сильвестр, А. Адашев, А. Курбский и др. Эти люди сыграли большую роль во всей внутренней и внешней политике второй половины XVI в.

В 1550 г. царь созвал первый Земский собор - специальный выборный орган, сыгравший впоследствии большую роль. На нем был утвержден новый правовой кодекс - Судебник 1550 г. Некоторые статьи Судебника положили начало ограничению наместничьего управления. К 1556 гг. оно было полностью упразднено. Взамен вводилось местное самоуправление (институт земских и губных старост).

Основные изменения произошли в статусе служилых людей (дворян), которые обеспечивались достаточным количеством земли. Новые права дворян были закреплены в "Уложении о службе" (1555 г.), по которому минимальное земельное владение служилого человека должно было быть не меньше 150 десятин.

Важным событием стал созыв в 1551 г. Стоглавого церковного собора. Грозный обратился к церкви с требованием ограничить монастырские владения. Церковь выступила против, но царю все же удалось установить контроль над ее земельными операциями.

В 1565 г. Грозный объявляет о введении опричнины, ставшей самым спорным периодом его правления. Фактически государство было разделено на две части: личную опричнину царя и остальную земщину, управлявшуюся боярами.

Лично преданные царю опричники имели право арестовать и казнить любого подозреваемого в измене человека. Пытки и казни достигли невероятных масштабов. В конце 1569 г. Иван Грозный во главе опричной армии совершил поход на Новгород, подвергнув его полному разорению.

Опричнина была отменена в 1572 г. Ее суть заключалась в окончательном подавлении Иваном IV сопротивления старого боярства и укреплении самодержавного строя.

В области внешней политики Иван Грозный действовал по нескольким направлениям.

На юго-востоке Иван IV добился успеха, разгромив Казанское (1551 г.) и Астраханское (1556 г.) ханства. В результате к России было присоединено Поволжье.

При Грозном начинается активное освоение Сибири. В результате похода Ермака (1581-1582 гг.) был побежден сибирский хан Кучум.

Строительство системы укреплений (Засечной черты) на южных границах оградило русские земли от набегов крымских татар. Благодаря этому в 1572 г. вблизи от Москвы русские войска одержали победу над огромной армией хана Девлет-Гирея.

На протяжении 1558-1582 гг. Россия вела Ливонскую войну, добиваясь выхода к Балтийскому морю. До 1577 г. Грозному сопутствовала удача, русские войска захватили практически всю территорию Ливонии. Но активизация военных действий Швеции и Речи Посполитой заставили Грозного отступить. По перемириям 1582-1583 гг. Россия отказывалась от всех захваченных земель и вновь отрезалась от выхода в море.

Грозный уже давно испытывал трудности со здоровьем. В начале 1584 г. у него началась какая-то странная внутренняя болезнь, быстро приведшая его к смерти.

Главной заслугой Ивана Грозного стали успехи во внешней политике, значительно повысившие авторитет России. В то же время его правление отмечено настоящим террором по отношению к своему народу. Период опричнины принес огромное количество совершенно невинных жертв.

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) субъект деятельности;

2) цель деятельности;

3) структура деятельности;

4) средства деятельности;

3. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к источникам права.

1) закон; 2) правоотношение; 3) судебный прецедент; 4) конституция страны; 5) законодательный орган; 6) правовой обычай.

Найдите два термина, "выпадающих" из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

4. Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Компонентами структуры любой деятельности являются средства, мотивы, эмоции.

2) Познавательная деятельность в отличие от коммуникативной предполагает использование понятий и терминов.

3) Культура является результатом преобразующей деятельности человека.

4) Деятельность человека в отличие от поведения животных носит осознанный целенаправленный характер.

5) Трудовая деятельность является ведущей на протяжении всей жизни человека.

5. Установите соответствие между сферами жизни общества и социальными институтами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А Б В Г Д

6. В стране Н развито фабричное производство. Какие другие признаки свидетельствуют о том, что страна развивается как общество индустриального типа? Запишите цифры, под которыми указаны эти отличительные признаки.

1) внедряются компьютерные технологии;

2) формируется класс промышленных рабочих;

3) религия оказывает значительное влияние на развитие общества;

4) существует разделение труда;

5) ускоренными темпами развивается сельское хозяйство;

6) происходит концентрация производства.

7. Выберите верные суждения о факторах производства и факторных доходах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) К факторам производства относится организационно-правовая форма предприятия.

2) Доходом от капитала является рента.

3) Предпринимательская способность является одним из факторов производства.

4) Значение труда как фактора производства в современных условиях снижается.

5) Капитал как фактор производства включает машины и оборудование.

8. Установите соответствие между формами коммерческих предприятий и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д

9. Гражданин А. является владельцем дачи. Ежегодно он уплачивает налог на этот имущественный объект. Что ещё, помимо налога на имущество, относится к прямым налогам? Выберите нужные позиции из приведенного ниже списка и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) налог на наследство;

2) акцизный налог;

3) личный подоходный налог;

4) таможенная пошлина;

5) налог на прибыль;

10. На графике отражена ситуация на рынке парикмахерских услуг: линия предложения S переместилась в новое положение - S 1 (Р - цена товара, Q - количество товара).

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) расширение сети парикмахерских;

2) новые модные веяния в стилях причесок;

3) снижение налогов с предприятий малого бизнеса;

4) использование новых средств по уходу за волосами;

5) изменение ставки подоходного налога.

11. Выберите верные суждения об этнических общностях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Разновидностью этноса является народность.

2) Появление наций предшествовало возникновению государства.

3) В основе этнической общности лежит единство классовых интересов.

4) Различают этническое и гражданское понимание нации.

5) Сплочению народности в нацию помогает осознание людьми общности своих исторических судеб.

12. Ученые опросили группу 45-летних жителей страны Z. Женщинам и мужчинам задавали вопрос: "Почему снижается воспитательный потенциал семьи?" Результаты опроса представлены в гистограмме.

Какие выводы можно сделать из полученных результатов? Выберите из списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Мужчины и женщины единодушны в определении главного фактора, снижающего воспитательный потенциал семьи.

2) Мужчины в большей степени, чем женщины, ощущают нехватку знаний, необходимых для воспитания детей.

3) Плохие отношения между родителями как причина снижения воспитательного потенциала семьи недооцениваются опрошенными.

4) Женщины более негативно оценивают вмешательство родственников в воспитание детей, чем мужчины.

5) При оценке различных факторов, влияющих на воспитание детей, мужчины в меньшей степени, чем женщины, придают значение составу семьи.

13. Выберите верные суждения о политических режимах и запишите цифры, под которыми они указаны.

2) Демократический политический режим предполагает гарантии прав и свобод человека.

3) Конституции существуют только в странах с демократическим устройством.

4) Утверждение парламентаризма началось в новое время.

5) Характерной чертой тоталитаризма является сращивание государства и правящей партии.

14. Установите соответствие между палатами Федерального Собрания и их функциями и полномочиями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д

15. В государстве Z президент избирается членами обеих палат парламента. Какая дополнительная информация свидетельствует о том, что государство Z является парламентской республикой? Выберите из списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Парламент является постоянно действующим органом.

2) Парламент может отправить правительство в отставку.

3) Правительство несет ответственность перед президентом.

4) Главой правительства становится лидер победившей на выборах в парламент партии.

5) Парламент избирается на основе всеобщего и равного избирательного права.

6) Главной функцией правительства является разработка и принятие законов.

16. В соответствии с Конституцией РФ судьи независимы и подчиняются только

2) федеральному закону

3) Президенту

4) Правительству

5) Конституции РФ

6) Генеральному прокурору

17. Установите соответствие между правоохранительными органами РФ и приведенными функциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д

18. Кто является участником уголовного судопроизводства со стороны защиты? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) следователь; 4) потерпевший;

2) прокурор; 5) подозреваемый;

3) адвокат; 6) орган дознания.

19. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

(А) Социализация - это процесс освоения человеком культурных ценностей и социальных норм. (Б) К сожалению, традиционные институты социализации снижают своё значение в современном обществе. (В) Современные школьники, по данным социологов, все больше времени отдают виртуальному общению в социальных сетях. (Г) Исследования показывают, что растет число тех, кто испытывает затруднения в налаживании реальных контактов. (Д) Усилия, направленные на повышение роли семьи и школы как институтов социализации, несомненно, сыграют свою положительную роль.

Определите, какие положения текста имеют:

1) фактический характер;

2) характер оценочных суждений;

3) характер теоретических утверждений.

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

А Б В Г Д

20. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.

"Любое общество представляет собой совокупность элементов. Ими могут выступать отдельные индивиды, ______ (А) и общности. Определенный порядок связей между элементами общества получил название социальной ________ (Б). Она характеризуется неравенством позиций, которые занимают ее элементы. Это неравенство выражается в понятии _______ (В). Комбинация признаков, определяющих социальный статус в социальной иерархии, получила название индекса социальной позиции. К нему в первую очередь относятся: доход, престиж, _______ (Г), образование. Каждый из этих показателей можно измерить. Так, доход выражается количеством ________ (Д), получаемых индивидом или семьей в определенный промежуток времени. Престиж общественной __________ (Е) зависит от того или иного статуса".

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) благо; 2) профессия; 3) стратификация; 4) оценка; 5) деньги; 6) дифференциация; 7) власть; 8) структура; 9) группа.

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

А Б В Г Д Е

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 21 - 24.

Форма государства - это сложное понятие, включающее три элемента: форму правления, государственное устройство и политический режим. Форма государства - это не простая совокупность составляющих ее элементов, а единство целостной системы, обусловленное ее внутренними связями и отношениями. Форма каждого конкретного государства как единство указанных элементов (формы правления, формы государственного устройства и политического режима) складывается исторически под влиянием целого ряда факторов. Несомненное воздействие на нее оказывает уровень экономического развития, достигнутый обществом на определенном этапе своего развития, и отношения между основными политическими силами в обществе. Поэтому в разные исторические эпохи преобладали те формы государства, которые в большей степени соответствовали ступени экономического роста и соотношению политических сил в стране. Этим объясняется то, что в Средние века, например, наиболее распространенной формой правления была монархия (разных видов). А после буржуазных революций в некоторых странах монархическая форма правления либо претерпела существенные изменения, либо была заменена республиканской (тоже разных видов).

Такое разнообразие объясняется тем, что, помимо указанных выше факторов, на форму государства могут оказывать влияние также иные условия, в частности, географическое положение страны, исторические традиции, присущие населяющим ее народам, и др.

Государство - это форма осуществления суверенной власти. В зависимости от того, кто является носителем суверенной власти, можно говорить о различных формах правления. Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их компетенция и взаимоотношение с населением, степень участия населения в формировании этих органов.

По формам правления государства подразделяются на монархии и республики. Монархическая форма правления складывается еще в рабовладельческом обществе и до сих пор сохраняется в некоторых странах. Конечно, при этом монархия как форма правления не оставалась неизменной. Она претерпевала весьма значительные изменения в зависимости от условий развития общественно-политических институтов и расстановки социально-политических сил общества.

Главой такого государства является монарх, его деятельность не ограничена определенным сроком, т.е. он исполняет свои обязанности пожизненно <...>

Республика - это такая форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом на основе всенародного голосования, т.е. источником власти выступает суверенный народ. В республиках высшие органы государственной власти коллегиальные и в основном выборные (глава государства - президент, парламент), которые избираются на определенный срок. Должностные лица выборных органов государственной власти несут политическую ответственность перед своими избирателями. Она может выражаться в таких формах, как досрочный отзыв депутата, роспуск парламента, уход в отставку правительства, отрешение от должности президента.

(М.И. Абдулаев)

21. Укажите четыре фактора, влияющих на складывание формы государства.

23. В статье 1 Конституции РФ устанавливается, что Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Соотнесите эти характеристики российского государственного строя с тремя, указанными в тексте, элементами формы государства как системы (сначала приведите элемент, затем дайте его характеристику).

24. Сторонники монархий утверждают, что такие государства более устойчивы и лучше обеспечивают преемственность власти. Опираясь на обществоведческие знания, используя текст, приведите три аргумента в пользу республиканского строя.

25. Какой смысл экономисты вкладывают в понятие "потребитель"? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о целях потребителя, и второе предложение, содержащее информацию об источниках дохода потребителя.

26. Назовите любые три разновидности социальных норм и проиллюстрируйте каждую из них примером.

27. В лаборатории химического института проводится сложный научный эксперимент. Ведутся постоянные наблюдения за происходящими изменениями. Полученные данные обрабатываются и анализируются по установленным критериям. Назовите три метода научного исследования, упомянутые в условии задания. Опираясь на обществоведческие знания, укажите и кратко охарактеризуйте еще один метод, используемый в науке.

28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме "Правовая культура". Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

gastroguru © 2017