Страны европы в 17. Россия и Европа в XVII веке


Внешняя политика 17-18 вв. характеризуется тем, что география международных отношений продолжает расширяться. Она выходит за пределы Европы, охватывает Восток, включает допетровскую Московскую Русь, распространяется на Америку, Африку, Дальний Восток, хотя сами международные отношения остаются европо-центристскими. Все судьбоносное решается в Европе.

К середине 17 века на развитие международной жизни и дипломатии в Европе оказывают влияние как традиционные факторы, которые мы уже знаем, такие как династические споры и войны, борьба между различными династиями, Османская угроза с конца 15-начале 16 века, вековое соперничество Франции и Габсбургов, традиционное противостояние Англии и Испании на море.

Появляются и новые факторы, среди них такие как: усиливающееся соперничество между европейскими странами за контроль над морскими путями и первенство в мировой торговле.

В начале 17 веке стали соперничать за мировую торговлю, за контроль над морскими торговыми путями, помимо Англии и Испании, Англия и Голландия. Начинается соперничество стран, которые в ходе буржуазных революций встают на путь ускоренного развития, на путь рыночной капиталистической экономики.

События английской революции приводят к тому, что создается 2 системы государств: традиционно старая, куда входит большинство стран Европы, где существуют старые режимы, и государства, которые вступили в полосу активной трансформации, буржуазных преобразований, это середина 17 века: Нидерланды и Англия.

Старые факторы:

Османская угроза. Конец 16-начало 17 века. Она временно ослабевает.

С середины-второй половины 17 века Османская угроза на юге и юго-востоке на море и на суше приводит к тому, что получают новое продолжение начавшиеся еще в 15 веке Венециано-турецкие войны, и с начала 16 века на суше на Балканах, в центральной Европе, Австро-Турецкие войны.

В ходе первых Венециано-Турецких войн в 16 веке (их было 4), временно Венеция терпит поражение, и как морская великая держава теряет свою мощь. Утрачивает большинство своих колоний в восточном Средиземноморье, Далмации, Морее и Албании.

Спустя 72 года после завершения 4-й Венециано-Турецкой войны (она закончилась в 1573 году), борьба на море вновь возобновляется. 5-я по счету венециано-турецкая война приходится на 1645-69 год. Начинается она с того, что турки захватывают значительную часть острова Крит, и поэтому одно из названий этой войны Критская война.

Турецкая армия осадила венецианские войска в городе-крепости Канде. Венеции на помощь приходит Испания, папа римский, некоторые французские добровольцы. Христианский флот одерживает ряд побед на море. Однако поражение на Крите приводит к тому, что 30 августа 1669 года Канди захватывают турки, и большая часть острова отныне переходит под турецкое господство.

По мирному договору от 5 сентября 1669 года Венеция на Крите сохраняет только 3 небольших торговых пункта.

Эта 5-я Венециано-Турецкая война по времени совпадает с 7-й Австро-Турецкой войне, поэтому они накладываются.

В конце 17 века начинается 6-я по счету Венециано-Турецкая война. В 1683 году Польша и австрийские Габсбурги создают Священную лигу, к которому в 1684 году присоединяется Венеция, а в 1686 году – Московская Русь. Благодаря совместным усилиям в ходе 6-й Венециано-Турецкой войны (1684-99 годы), венецианцы смогли в значительной мере отвоевать часть своих прежних владений в Греции, получить некоторые острова в Ионическом и Эгейском морях, и в Далмации (это современная бывшая Югославия).

Однако этот Карловицкий мир 1698-99 года оказался недолговечным, и при первой же возможности уже в начале 18 века турки развязывают новую, 7-ю по счету и последнюю из серии Венециано-Турецких войн, 1714-1718 годы.

В ходе 7-й войны туркам удалось ликвидировать последствия Карловицкого мира, выгодного венецианцам, вновь завоевать все отвоеванные венецианцами земли в Морее, Далмации и на островах архипелага, несмотря на то, что Австрия оказывает Венеции помощь.

В конце по Карловацкому миру от 21 июня 1718 года итоги таковы: Венеция практически лишается всех своих владений в греческом архипелаге, в Морее, и на территории Балкан, за исключением отдельных торговых пунктов и укрепленных послений.

Таким образом, к началу 18 века, общим итогом длившихся почти 3 столетия 7 Венециано-Турецких войн, является то, что Венеция утратила почти все свои владения и статус великой торговой морской державы на Средиземноморье.

Венециано-Турецкой войны привели к упадку морской торговли в Средиземноморье, и к упадку одного из христианских государств, которое задавало тон в этом регионе в средние века. Фактически Аристократическая Венецианская республика переходит даже не на вторые, а на третьи роли в политике Европы.

В этот же период на суше, на Балканском полуострове происходят сухопутные войны между Габсбургами и поддерживающими их христианскими силами и Турецкой империей.

7-я Австро-Турецкая война приходится на 1660-64 годы. Началась она нападением Турции на Австрию. По времени она частично совпадает с 5-ой Венециано-Турецкой войной 1645-69 годы.

Для турок эта война оказалась неудачной. Но и австрийцы ничего не приобрели по Вашлавскому мирному договору (город Вашла, на территории Трансильвании). Борьба шла за Трансильванию, а она остается под верховной эгидой турецкого султана. А войска австрийцев и венгров были вынуждены покинуть эту территорию.

Следующая война уже велась коалицией европейских государств, Священной лигой. Для европейских государств она оказалась более-менее успешной. По начавшемуся в 1688 году Карловицкому конгрессу, по его результатам был заключен мирный договор.

В результате Австро-Турецкой войны 1683-99 годов Австрия смогла отвоевать у турок большую часть Венгрии, Трансильванию, это территория современной северо-западной Румынии, почти всю Хорватию, Словению и др. территории. Т.е. фактически на Балканах христиане-австрийцы продвинулись.

Карловицкий конгресс, Карловицкий мир был спровоцирован дирижерами европейской политики, 1699 год, потому что намечалась очередная общеевропейская война, в данном случае война за Испанское наследство, и австрийские войска играли в этой войне немаловажную роль.

Из традиционных войн, которые велись на море:

Противоречия между Англией и Испанией, которые во 2-й половине 17 века отходят на второй план. Эти противоречия привели к тому, что в 1655 году начинается очередная морская война между англичанами и испанцами. Для англичан она оказалась выгодной, потому что они захватили остров Ямайку.

Таким образом, традиционные факторы международной политики достаточно полно освещены.

По поводу присоединения России к Священной лиге: Это был дебют Петровской России в международных отношениях. Карловицкий конгресс 1698 года показал, что наши западные союзники: Австрия, Венеция, Польша оказались негодными союзниками, вероломными. Они на этом конгрессе договорились с турками о своих интересах, а Московскую Русь они оставили ни с чем. Поэтому пришлось 2 года дипломатии Петра 1 вести сепаратные дополнительные переговоры, прежде чем был заключен Константинопольский (Стамбульский) мирный договор, который осветил продвижение России в сторону Черного моря.

Международные отношения после окончания 30-летней войны с середины 17 века характеризовались действием ряда важнейших факторов, которые вносили нечто новое в ход общеевропейской борьбы и дипломатии отдельных стран.

1 новое направление международной политики:

Понятие европейской системы государств с середины 17 века расширяется географически за счет того, что все более активной силой к концу века становится Допетровская и Петровская Русь. России и Русскому государству приходится на западе, северо-западе и на юге отстаивать свои интересы, границы, прорубать окна к морям. Соответственно эти интересы сталкиваются со Швецией, Польшей и Турцией.

В свою очередь Швеция, Польша и Турция ведут агрессивную, экспансионистскую политику и на Балтике, на территории Украины и Белоруссии.

Все это приводит к тому, что Россия вынуждена воевать со своими ближайшими соседями. Отсюда войны, которые на севере Россия ведет против Польши и Швеции, на юге против Турции. Эти военные столкновения так или иначе сказываются на ходе европейской политики и все в большей степени учитываются организаторами этой европейской политики.

Россия, Польша и Австрия вынуждены противостоять турецкой агрессии и обеспечивать безопасность своих рубежей от турецкой агрессии. Поэтому турецкий фактор и борьба России, Польши и Австрии против Турции начинает все более сказываться на ходе европейской политики.

2 новое направление международной политики:

После 30-летней войны среди европейских государств происходит значительное перемещение, изменение соотношения сил. В соперничестве двух династий: Габсбургов и Бурбонов, все больший успех сопутствует Бурбонам. Если в 1-й половине 17 века главенствующая роль в европейской политике все еще принадлежала австрийской и испанской ветвям Габсбургов, то по итогам 30-летней войны и в последующем доминирующим становится влияние французских Бурбонов. И гегемония в международных отношениях переходит ко двору Людовика 14.

В рамках борьбы двух династия политическая система, которую олицетворяли Габсбурги, а это идеи воплощения универсалистской, мировой католической монархии, эта идея начинает проигрывать в столкновении с более передовой политической формой, а это национальная абсолютная монархия в лице Бурбонов. Хотя до конца 17 века Австрия и Испания продолжают еще оставаться серьезной силой в международных отношениях.

3 новое направление международной политики:

В результате победы Английской революции в Европе возникают 2 страны с республиканской формой правления: Английская республика и Нидерланды. Это 2 государства, которые активно развиваются на путях рыночной экономики. Их мощь, военная, экономическая, финансовая быстро растет.

В Европе таким образом образуется 2 системы государств. Большая часть Европы – это старая система государств, основанных на принципах абсолютной власти, по сути феодальной. И система государств республиканского, конституционно-монархического устройства, которая является более передовой, и зиждется на основе быстрого развития рыночной экономики.

Но сложилось так, что первоначально противоречия сложились внутри рождающейся новой системы государств, между Нидерландами и между Английской республикой. Эта борьба за контроль морских путей, за первенство в мировой торговле, за колониальное преобладание, получила название Торговых войн. В 17 веке эти торговые войны между Нидерландами и Англией привели к тому, что из этих 2-х стран большее преимущество получила Англия.

Англо-Голландские войны 17 века.

1 война 1652-1654 годы. Этой войне предшествовали активные переговоры между Английской и Голландской республиками на предмет заключения унии или союза, или объединения в единое государство. Но в этом государстве Нидерландам отводилась роль ведомого, поэтому англичане не смогли добиться согласия Нидерландов. Они принимают Навигационный акт 1651 года, который не разрешает Нидерландам участвовать в морской торговле между Англией и другими государствами Европы и колоний. К этому моменты голландский флот является крупнейшим. И Нидерланды справедливо носят прозвище Морского извозчика. Они осуществляют морскую торговлю большинства европейских стран. Вытеснение из английской торговли – это опасный прецедент и очень лакомый кусок. Все это приводит к 1-й Англо-Голландской войне 1652-54 годов.

Для англичан это более успешная война. Потери на море у голландцев больше, поэтому по Вестминстерскому мирному договору в 1654 году Голландия вынуждена согласиться с действием Навигационного акта, лишающего голландский флот очень активного, выгодного направления деятельности – обеспечения английских перевозок на море.

2 Англо-Голландские война: 1665-1667 годы. Но фактически она началась раньше, в 1664 году. Причины: захват нидерландских колоний Новые Нидерланды, нового Амстердама в Северной Америке англичанами. Они захватили эти территории и переименовали в город Нью-Йорк.

Итоги: по мирному договору в городе Предо в 1667 году Новый Амстердам переходит во владения Англии. Голландия теряет свою колонию в Северной Америке.



Историческая ситуация во Франции конца 16-го - начала 17-го веков была очень напряженной. Религиозные войны, смута во времена регентства Марии Медичи, Фронда при регентстве Мазарини - казалось, что Францию ожидает судьба раздробленной послеренессансной Германии. К счастью всей европейской культуры - этого не произошло. Наоборот, небывалый расцвет науки и искусства поставил, в конце концов, именно Францию на первое место среди европейских государств в 17 веке.

  • 1626-27 гг. и до 60-х годов - расцвет французской живописи, ярчайшими представителями которой стали Жорж де Латур, Луи Леннен и Николя Пуссен.
  • 1636-37 гг. - создание Корнелем величайшего произведения "Сид", с которого началась новая эпоха в истории европейского театра.
  • 40-50 гг. и последняя треть века - расцвет архитектуры (Луи Лево и Клод Перро) и садово-паркового искусства - Андре Ленотр. И, как следствие, развитие скульптуры, монументально-декоративной живописи и художественных ремесел.

И, наконец, творчество Ж.Б. Люлли знаменует собой первый взлет французской музыки.

Только Франция смогла пережить общеевропейский кризис 17 века в культуре, связанный с развитием новых производственных и социально-общественных отношений, усилением роли буржуазии в обществе, и как следствие, неудовлетворенности общества теми формами, который могло предложить ему барочное искусство.

Сделавшись великой художественной державой, хотя и в последнюю очередь среди европейских стран, она оказалась самой стойкой, жизнеспособной и перспективной силой общеевропейского эстетического развития.

В середине 17 века, заплатив определенную дань барочной тенденции и внеся оригинальный вклад в развитие второй, реалистичной, линии европейского искусства 17 в., благодаря Пуссену, Корнелю, Ленотру, Перро и другим предложила современной художественной культуре третий путь эстетического освоения действительности - классицизм .

Этот эпохальный вклад Франции придал всей культуре столетия необходимую полноту и имел при этом значительные последствия, определяя одну из сквозных тенденций искусства Нового времени вообще. Вплоть до Энгра и даже Майоля.

Наконец, в последнюю треть 17 в., когда другие национальный школы уже безмолвствовали, Франция произносит в нем последнее слово, подводя итоги, и стягивая друг к другу обе ведущие стилевые тенденции - барокко и классицизм.

Кроме этого, Франция в тот момент являлась интеллектуальным центром Европы. Монтень, Дю Вер, Шаррон, Декарт, Паскаль, Гассенди - были не только властителями дум в то время, но и внесли такой вклад в развитие мировой науки, что многие из этих имен известны в наши дни не только узкому кругу специалистов.

Историческая неповторимость французского пути в социальной ситуации 17 в. обуславливалась несколькими причинами.

Европа в тот момент была расколота на два лагеря, один из которых составляли молодые буржуазные республики - Голландия, Швейцария, и, позднее, Англия, ко второму принадлежали феодально-абсолютистские монархии - Австрия, Испания и Папский Рим. Франция в этом раскладе занимала промежуточное положение благодаря дальновидной политике Генриха IV, в которой государственный принцип возобладал над религиозным. Подписание Нантского Эдикта, дарующего гугенотам свободу вероисповедения и некоторую политическую автономию, стало своеобразным символом секуляризации идеологии. Итогом такой политики явилась двуединая целостность государства, наличие внутреннего равновесия при религиозной разделенности французского общества, что по тем временам было совершенно беспрецедентным явлением. Кроме этого, во Франции сложилось равновесие сил архаичной феодальной вольницы и развивающейся буржуазии, при котором королевская власть выступала в роли арбитра в социальных и религиозных конфликтах вплоть до того периода царствования Людовика XIV, когда пост министра финансов занял Кольбер.

Двуединая в социальном смысле природа французского абсолютизма долгое время создавала иллюзию относительно уникальности французского пути развития, не впадая в царство немецкой феодальной анархии, испанского деспотизма или римско-католического теократизма, избегая крайностей и противоречий буржуазного пути Голландии и пуританского фанатизма кромвелевской Англии.

Третий путь . Секуляризованная политика, национальная и гражданская консолидация, пресечение феодально-кланового своекорыстия и буржуазного индивидуализма, установление и поддержание классового и религиозного мира под эгидой сильной королевской власти - вот что определяет французский феномен в 17 в. Здесь и коренятся возможности особого пути французского искусства, в определенной мере связанного с феодально-контрреформационными силами барокко и отдавшего дань бюргеровскому реализму, но сконцентрировавшегося на создании иного, третьего по порядку возникновения в художественной системе 17 в., классицистического направления.

Классицизм - руководящая идея - стилеобразующее ядро - произошел из сознания несостоятельности старого феодального общества и недоверия к новым буржуазным порядкам, как поиск третьего пути, гуманной системы отношений человека и мира, индивида и общества. Для того, чтобы возникла потребность в поисках, необходимо было время для выявления противоречий и старой системы и нового мира, что объясняет достаточно позднее возникновение классицизма.

Поиски стали возможны вследствие наличия во Франции следующих предпосылок:

Открытость вопроса о будущем страны,

Равновесие основных социальных сил,

Поддержка равновесия королевской властью,

Цементирование процесса государственного и национального строительства.

Именно равновесие дало возможность возникнуть классицистическому искусству.

Проповедовавшему - идейную гражданственность.

Требовавшему - равной заботы об общественной гармонии.

Классицизм - искусство размышления о будущем человечества, конструирование идеальной модели справедливого и гармоничного мира.

Парадоксы классицизма

Отвергает бытовую живопись и натюрморт.

В редчайших случаях портрет, и только - автопортрет.

Сюжеты - из Плутарха, Тита Ливия, Тацита, Гомера, Вергилия, Овидия, Торквато Тассо.

Сосредоточено - в сферах мифологии, древнеисторического, идеально-пейзажного жанров.

Обладает огромной миромоделирующей и стиилеобразующеей энергией, а кажется на редкость привязанным к традиициям прошлого - Ренессанса и античности.

1566 г. – в Нидерландах началось стихийное восстание, сопровождавшееся разгромом католических церквей. 1572 г. - Северные Нидерланды полностью освобождаются от оккупационных войск и провозглашают своим правителем принца Вильгельма Оранского. 1588 г.- Северные провинции провозгласили себя самостоятельным государством - Республикой Соединенных Провинций. 1641-1688 гг. – Английская буржуазная революция. 1642 – 1646 гг. - Гражданская война в Англии. 1644 г. - победа при Марстон-Муре. 1645 г. - победа при Нейзби. 1646 г. - Карл I выдан парламенту, гражданская война завершилась, отменен принцип «рыцарского держания». Январь 1649 г. – казнь Карла I. Май 1649 г. - в Англии провозглашается республика. Декабрь 1653 г. парламент был распущен, а Кромвель провозглашен главой государства с титулом лорда-протектора. Режим протектората просуществовал до 1660 г. 1669 - 1688 гг. - временная реставрация королевской династии Стюартов. 1688 г. - «Славная революция», в ходе которой последний Стюарт - Яков II был свержен и престол занял правитель Голландии - Вильгельм III Оранский. Значение революции: - мощный удар по феодализму. - 1689 – Билль о правах ограничил компетенцию короля в законодательной сфере в пользу парламента; заложил основы буржуазной конституционной монархии. Правящей становится партия, получившая большинство на выборах в парламент. Правительство формируется из лидеров этой партии и подотчетно парламенту. - Ускорение процесса ломки феодальных отношений и формирования буржуазных отношений в Западной Европе. Наибольшее значение для западной цивилизации имела Великая французская буржуазная революция. Король Франции Людовик XVI созывает Генеральные Штаты. 5 мая 1780 г. – начали работу Генеральные Штаты. После того, как Генеральные Штаты провозгласили себя Национальным Собранием, то есть, органом, представляющим интересы всей нации, король начал стягивать войска к Парижу. 14 июля 1780 г. - захват Бастилии. Это событие стало символом начавшейся революции, явилось переходом к открытой борьбе с правящим режимом. Историки выделяют несколько этапов в ходе Французской буржуазной революции: первый (лето 1789 г. - сентябрь 1794 г.) - конституционный этап; второй (сентябрь 1792 г. - июнь 1793 г.) - период борьбы якобинцев и жирондистов; третий (июнь 1793 г. - июль 1794 г.) - якобинская диктатура и четвертый (июль 1794 г. - ноябрь 1799 г.) - упадок революции. Август 1789 г. - Национальное Собрание приняло ряд важнейших постановлений, разрушающих устои феодального общества во Франции: безвозмездно отменялась церковная десятина, остальные повинности крестьян подлежали выкупу, ликвидировались и традиционные привилегии дворянства. 26 августа 1789 г. была принята «Декларация прав человека и гражданина», в рамках которой провозглашались общие принципы построения нового общества - естественные права человека, равенство всех перед законом, принцип народного суверенитета. К осени 1791 г. завершилась подготовка первой французской Конституции, которая провозглашала в стране конституционную монархию. Важной особенностью революции во Франции было то, что контрреволюция действовала преимущественно извне. Французское дворянство, бежавшее из страны, сформировало в германском городе Кобленце «армию вторжения», готовясь силой вернуть «старый режим». Апрель 1792 г.: начало война Франции против Австрии и Пруссии. 10 августа 1792 г. в Париже произошло восстание; Людовик XVI и его окружение были арестованы. Законодательное Собрание изменило избирательный закон (выборы стали прямыми и всеобщими) и созвало Национальный Конвент. 22 сентября 1792 г. Франция была провозглашена республикой. Первый этап революции завершился. События во Франции на втором этапе революционной борьбы носили во многом переходный характер. Ведущие позиции в Конвенте занимает наиболее радикальная группировка якобинцев. Борьба между жирондистами и якобинцами. 6 апреля 1793 года для борьбы против контрреволюции и ведения войны был создан Комитет общественного спасения, впоследствии ставший главным органом новой революционной власти. 2 июня 1793 года якобинцы организовали восстание против жирондистов, в ходе которого последние были уничтожены. Началась более чем годичная якобинская диктатура. Переработанная Конституция (24 июня 1793 г.) полностью уничтожила все феодальные повинности, превратив крестьян в свободных собственников. Хотя формально вся полнота власти сосредоточивалась у Конвента, реально она принадлежала Комитету общественного спасения, обладавшему фактически неограниченными полномочиями. С приходом к власти якобинцев Францию захлестнула волна широкомасштабного террора: тысячи людей, объявленные «подозрительными», были брошены в тюрьмы и казнены. Во многом благодаря этим мерам французская революционная армия, комплектовавшаяся на основе всеобщей воинской повинности, в 1793 - 1794 гг. смогла одержать ряд блестящих побед, отразив наступление английских, прусских и австрийских интервентов и локализовав опасное роялистское восстание в Вандее (на северо-западе Франции). Депутаты Конвента, которых не устраивала и пугала жестокость Робеспьера, организовали антиякобинский заговор. 27 июля 1794 г. (9 термидора по революционному календарю) он был арестован и казнен. Якобинская диктатура пала. В 1795 году была разработана новая Конституция. Вновь создавалось Законодательное Собрание; исполнительная власть переходила в руки Директории, состоящей из пяти членов. В интересах крупной буржуазии были отменены все чрезвычайные экономические постановления якобинцев. 1796 - 1799 гг. - грандиозные Итальянский и Египетский походы, в ходе которых огромную популярность приобретает молодой талантливый генерал Наполеон Бонапарт. 9 ноября (18 брюмера) 1799 г. произошел государственный переворот (Директория лишена власти. Создано новое временное правительство во главе с Наполеоном Бонапартом).

17-18 века занимают особое место в истории Нового времени. Это был полный противоречий и борьбы переходный период, завершивший историю европейского феодализма и полошивший начало периоду победы и утверждения капитализма в передовых странах Европы и Америки.
Элементы капиталистического производства зародились еще в недрах феодального строя. К середине 17 века противоречия между капитализмом и феодализмом приобрели общеевропейский характер. В Нидерландах уже в 16 веке произошла первая победоносная буржуазная революция, в результате которой Голландия стала «образцовой капиталистической страной XVII столетия» (Маркс). Но эта победа капиталистической экономики и буржуазной идеологии имела еще ограниченное, местное значение. В Англии эти противоречия вылились в буржуазную революцию «европейского масштаба» (Маркс). Одновременно с Английской буржуазной революцией происходили революционные движения во Франции, Германии, Италии, Испании, России, Польше и ряде других стран. Однако на европейском континенте феодализм устоял. Еще целое столетие правящие круги этих государств проводят политику феодальной «стабилизации». Почти всюду в Европе сохраняются феодально-абсолютистские монархии, дворянство остается господствующим классом.
К середине 18 века завершается в основном процесс так называемого первоначального накопления капитала. Разорение крестьянства, невиданный по масштабам и жестокости грабеж колоний содействовали накоплению крупных капиталов, обеспечивали капиталистические мануфактуры необходимой рабочей силой и сырьем. В 17-18 веках мануфактурная стадия развития капитализма в ряде европейских стран достигла полной зрелости. В Англии в середине 18 века начался промышленный переворот. Однако в большинстве европейских стран все еще господствовали феодальные отношения. Даже в Голландии и Англии буржуазия была вынуждена делить власть с земельной аристократией. Повсеместно сохранялась поземельная зависимость крестьян. Крупные землевладельцы приспосабливались к требованиям капиталистического рынка.
Экономическое и политическое развитие европейских стран протекало неравномерно.
В 17 веке крупнейшей колониальной и торговой державой Европы была Голландия. Победоносная буржуазная революция 16 века не только обеспечила успешное развитие капиталистического хозяйства, торговли, но и превратила Голландию в самую свободную страну в Европе - центр передовой буржуазной культуры, прогрессивной печати, книготорговли.
Однако могущество Голландии, основанное на колониальном грабеже и транзитной торговле, оказалось непрочным. В конце 17 века Голландия вынуждена была уступить свое место Англии, а затем и Франции - странам, где для торговли имелась более надежная промышленная база. В 18 веке голландская экономика переживает застой и упадок. На первое место в мире выходит Англия. Франция к этому времени стоит на пороге буржуазной революции.
Абсолютистская Испания - в 16 веке одно из могущественных государств Европы - в 17 веке оказалась в состоянии глубокого экономического и политического упадка. Она остается отсталой феодальной страной.
Тяжелый экономический и политический кризис переживает в эту эпоху Италия, с середины 16 века частично утратившая свою национальную независимость.
Общей тенденцией эпохи было нарастание противоречий между новым, капиталистическим строем и разлагающимся феодализмом. Крестьянские восстания расшатывали феодально-крепостническую систему, но уничтожить ее могли только буржуазные революции. «...Движение буржуазии против феодально-абсолютистских сил» , - писал В. И. Ленин, - было «главной пружиной» исторического процесса. Это было время, когда буржуазия - носительница нового, прогрессивного способа производства - переживала самую героическую пору своей истории. Главной движущей силой буржуазных революций был трудовой народ, но идеологом и руководителем выступала буржуазия, решившаяся, наконец, по выражению Маркса, «действовать заодно с крестьянами» .
Переход от феодализма к капитализму осуществлялся в основном в результате двух буржуазных революций: английской (1640-1660 гг.) и французской (1789-1794 гг.). Особенно велико значение французской буржуазно-демократической революции, открывшей новую эпоху в развитии культуры.
В. И. Ленин писал о французской буржуазной революции: «Она недаром называется великой. Для своего класса, для которого она работала, для буржуазии, она сделала так много, что весь XIX век... прошел под знаком французской революции» .
Но и эта революция, освободив народ от цепей феодализма и абсолютизма, наложила на него новые цепи - «цепи капитализма».
В конце 18 века в передовых странах Европы назревает рабочее движение. В основном это движение мануфактурных рабочих, но в Англии уже начинает борьбу рождающийся промышленный пролетариат.
Развитие буржуазных отношений в передовых странах Европы нашло свое отражение в идеологической и культурной жизни. С середины 17 века в Европе начинается широкое культурное движение, получившее название движения Просвещения. С одной стороны, оно было обусловлено успехами естественнонаучных и технических знаний, сопутствовавшими быстрому развитию производительных сил, с другой стороны, многообразной оппозицией феодально-абсолютистскому строю. Массовые народные движения будили передовую общественную мысль. «Религия, понимание природы, общество, государственный строй - все было подвергнуто самой беспощадной критике... Мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего» .
Просветители выступали как идеологи буржуазии, но они не были однородны. Одни стояли близко к народу, составляли демократическое и революционное крыло движения, развивали идеи, выражавшие чаяния самых угнетенных слоев общества (Радищев, Мелье, Мабле, Морелли), другие же придерживались более умеренных, ограниченных взглядов (Вольтер, Монтескье). Родиной Просвещения стала Англия, где революция середины 17 века создала благоприятные условия для развития буржуазной идеологии.
Но английская буржуазная революция была последним крупным общественным движением, которое, подобно многим социальным движениям средневековья, проходило еще в религиозной оболочке. Английская буржуазия, одержавшая победу под знаменем пуританизма, использовала это знамя и в дальнейшем, открыв в религии средство для того, чтобы держать в узде своих «естественных подданных» (Маркс), оправдывая капиталистическую эксплуатацию «неисповедимым промыслом божьим». Ограниченность религиозного мировоззрения сковывала передовую общественную мысль. Атеизм и материализм иногда становились идейным оружием аристократии. В результате материалистическая философия (Гоббс, Джон Локк) часто сочеталась с робкими, а иногда и просто реакционными политическими теориями. И, несмотря на это, именно в Англии зародились многие идеи, получившие затем развитие в философии и политической мысли эпохи Просвещения. Одной из таких идей была идея «естественного человека», выдвинутая Гоббсом и затем развитая Локком. В ней нашел выражение растущий интерес к человеку, его внутреннему миру, его месту в обществе. Английская литература подняла на щит нового героя, простого «естественного человека», сбросившего оковы феодального мира (Робинзон Крузо Даниеля Дефо), и тут же развенчала этого героя и современную ему буржуазную цивилизацию в едкой сатире Джонатана Свифта. В середине 18 века ведущим жанром английской литературы становится реалистический роман. Летописцы буржуазной Англии (Филдинг, Смоллетт) в своей реалистической честности запечатлели не только прогрессивные, но и отрицательные черты нового строя. Обострение общественных противоречий в результате начавшейся промышленной революции породило, с одной стороны, остросатирическую драматургию Шеридана, а с другой - новое течение просветительской литературы - сентиментализм, в котором смутный протест против уродливых черт побеждающего капитализма выражался в сентиментальной грусти о «доброй, старой Англии», в обращении к природе, к чувству, но не к разуму (Лоуренс Стерн, Оливер Голдсмит). Передовые деятели английской культуры положили начало движению Просвещения, но высшего своего расцвета это движение достигло во Франции в период назревания буржуазно-демократической революции 18 века. Именно французские просветители Вольтер, Монтескье, Жан-Жак Руссо, энциклопедисты стали «властителями дум XVIII века». Они обрушили на феодальный мир и его христианскую идеологию лавину научных фактов, едких сарказмов, разоблачений и философских опровержений. Созданная ими атеистическая литература до сих пор остается классическим образцом антирелигиозной пропаганды. А их политические теории и материалистическая философия, несмотря на всю историческую и классовую ограниченность, сыграли решающую роль в идеологической подготовке революции.
Старый мир боролся с наступлением нового разными средствами. Абсолютизм стремился подчинить своему влиянию и контролю самые яркие таланты, рожденные народом. Создавались специальные учреждения, руководившие научной деятельностью, литературой и искусством. Таланты покупались, контролировались. Двор абсолютного монарха пытался выступать в роли законодателя вкуса и идей для всего образованного общества. В этом ему помогала церковь - все еще грозная идеологическая сила. В середине 18 века популярной становится идея «союза государей и философов», идея «просвещенного абсолютизма», идея «католического возрождения». Особенно глубокий отпечаток в 17 и. 18 веках наложила католическая реакция на культурную жизнь Италии и Испании. На кострах и в застенках инквизиции погибли лучшие люди Италии - гордость ее науки, литературы и искусства. После того как церковь расправилась с Джордано Бруно, Кампанеллой, Антонио Палеарио, заставила Галилео Галилея публично отречься от своих взглядов, Италия потеряла ведущее положение в европейской науке и развитие прогрессивной мысли было приостановлено в ней больше чем на столетие. Победа невежества и мракобесия привела к тому, что в науке пытливую творческую мысль заменили педантизм и бесплодное умствование, в литературе распространились увлечение внешней формой, подражание старым образцам («петраркизм») и жеманный, вычурный стиль - так называемый «маринизм», по имени поэта Марине, использовавшего мифологические и пасторальные мотивы для прославления чувственной любви и легких радостей жизни. Только во второй половине 18 века Италия начинает выходить из состояния оцепенения, в которое ее погрузили иностранный гнет и церковное иго. Оживление экономики, подъем капиталистической промышленности в Ломбардии и Тоскане, проникновение капиталистических отношений в итальянскую деревню создают условия для начавшегося и в Италии движения Просвещения. В Милане образовался кружок философов, экономистов, литераторов, юристов, в который входили такие прогрессивные ученые, как братья Верри, известный юрист Беккария и другие. Итальянские просветители не только критиковали феодализм, но и ратовали за национальное объединение страны. Однако большинство из них возлагало все надежды на «просвещенный абсолютизм». Новые голоса зазвучали в литературе, обратившейся к злободневным проблемам повседневной жизни. До сих пор не сходят со сцен мирового театра комедии Карло Гольдони и Карло Гоцци. Большое влияние на современников оказали тираноборческие и патриотические трагедии Альфиери.
Мертвому не удалось задушить живое. В борьбе с религией и идеализмом набирала сил материалистическая философия, прошедшая сложный путь от Гоббса и Локка до французских материалистов-энциклопедистов. Выдающихся успехов достигла наука в творчестве Ньютона, Лейбница, Ломоносова, Лапласа, Линнея и других. Период блестящего и многообразного расцвета переживает в это время художественная культура многих европейских стран.

Европа в XVI, XVII и XVIII веках

Вильям Питт - великий английский оратор XVIII века

Западная Европа. - 1. Испания . - Испания XVI века, наделенная Колумбом громадным колониальным государством, заключавшим в себе почти всю южную и среднюю Америку с Антильскими островами, могла бы сделаться самым богатым торговым государством Европы: разумное пользование колониями, развитие промышленности и земледелия, чему способствовало перуанское золото и мексиканское серебро, могли бы создать из нее то, чем стала в настоящее время Англия.

К несчастью, Испания сделалась жертвою религиозного фанатизма, развившегося в ней вследствие продолжительной войны за независимость с мусульманами: ее короли XVI века, Фердинанд Католик, Карл Пятый (1519–1556), Филипп II (1556–1598), изгнали мавров, которые были прекрасными земледельцами, а затем евреев, способных коммерсантов; это были две невознаградимые потери для страны.

Число монахов возрастало; монастыри присвоили себе огромные земли; инквизиция помешала зародиться реформации и убила дух свободного исследования, всякое стремление к инициативе.

Большая часть драгоценных металлов Америки, захваченных королем, пошла в Испании на усиление армии и на покрытие издержек, вызванных разорительными войнами; внук Фердинанда, Карл Пятый, наследник испанского, австрийского, нидерландского престолов, нескольких итальянских провинций, заставил, кроме того, избрать себя германским императором; всю свою жизнь он воевал с французскими королями, с немецкими протестантскими государями и с турками, угрожавшими его австрийским владениям.

Сын его Филипп II, наследовавший только Испанию, итальянские провинции, Нидерланды и колонии, объявил себя защитником католицизма во всей Европе: он посылал войска против французских, английских и немецких протестантов; своею нетерпимостью он вызвал восстание в северных Нидерландах (нынешняя Голландия) и, воюя с ними тридцать лет, не мог их подчинить: Филипп II довершил разорение Испании.

Хотя в XVII веке эта страна и произвела нескольких великих живописцев - Веласкеза, Мурильо, а испанская Фландрия - Рубенса и Теньера, замечательных колористов, но войны и непрерывные преследования истощили Испанию людьми, деньгами и убили в ней всякую умственную жизнь. В XVIII веке ее колонии чахнут; она лишается по Утрехтскому миру итальянских провинций и Фландрии; Испания превращается в труп.

Вот что сделали католицизм и милитаризм в течение трех веков из страны, которая, приобретя неожиданное богатство благодаря Колумбу, могла бы сделаться первой колониальной державой нашего времени.

2. Соединенные провинции или Нидерланды (Голландия). Нидерланды были первою страною, удачно воспользовавшеюся открытиями мореплавателей и тем толчком который они придали морской торговле и колонизации.

Вынужденные постоянно бороться с морем и речными, наводнениями, затопляющими всю низменную часть страны, если она не защищена плотинами, жители Нидерландов превратились в рыбаков и энергичных моряков. В XVI веке они перешли в кальвинизм; но испанский король Филипп II, подданными которого они были, так как страна их в XV веке перешла по наследству испанским королям, хотел принудить их остаться католиками. С неукротимою стойкостью, под предводительством голландского дворянина, Вильгельма Оранского, которого они провозгласили диктатором, они добились, в начале XVII века, ценою тридцатилетней войны, политической и религиозной независимости. Эти освободившиеся провинции, из которых главная называлась Голландией, продолжая управляться отдельно, подобно автономным республикам, образовали союз, называвшийся Соединенными иировинциями, в котором общие дела решали сословные представители.

В этих республиках, управлявшихся буржуазией, торговля процветала; голландцы, главным портом которых был Амстердам, сделались настоящими морскими «извозчиками», покупавшими во всех странах местные произведения и перепродававшими их с большим барышом. Во время войны за независимость с Филиппом II, Португалия временно составляла часть испанских владений; голландский флот воспользовался этим, чтобы овладеть частью португальских колоний: мысом Доброй Надежды, Цейлоном и Малайским архипелагом, где торговая компания основала Батавию, сделавшуюся большим складочным местом бакалейной торговли в голландских колониях.

Вместе с деньгами свобода и жизнь текли широким потоком в Соединенных Провинциях; свобода печати была полная. Там искал убежища и издателя Декарт для своего сочинения Рассуждение о Методе ; там же в средине XVII века философ Спиноза, еврей, свободный от всяких религиозных верований, в первый раз применил метод Декарта к критике Библии; там же работал великий голландский живописец Рембрандт, создавший светотень, придававшую удивительную рельефность его лицам и большим картинам гениальным расположением красок.

В 1672 году Людовик XIV несправедливо напал на эту республику купцов, слишком свободных и слишком приверженных кальвинизму, по мнению католического деспота. Чтобы помешать вторжению французов, голландцы снова восстановили штадтгальтерство (диктатуру), которое поручили Вильгельму Оранскому, потомку героя войны за независимость. Вильгельм Оранский приказал разрушить плотины и затопил страну; французские войска должны были отступить и Соединенные Провинции были спасены, хотя наполовину разорены.

3. Англия. - Сильный толчок, данный Европе реформацией, Возрождением и великими морскими открытиями, глубоко поколебал Англию.

В ХVI веке деспот Генрих VIII Тюдор, получив от папы отказ на развод, воспользовался ненавистью, - накопившейся в средние века против папской власти, и сочувствием, встречаемым кальвинизмом и лютеранством в среде ученых, для того, чтобы порвать связь с римским католицизмом. За исключением ирландцев, оставшихся католиками, вся Англия стала исповедовать англиканскую веру, которая по догматам подходит к кальвинизму, а по внешнему виду организации - к католицизму; сохранялись католические торжества и епископства, но папа не признавался; его власть была заменена английскими епископами. Все монастыри были упразднены, а их имущества конфискованы королем и розданы частию придворным, частью же епископам.

Возрождение вызвало в Англии два капитальных явления: в конце XVI века драматические произведения Шекспира, величайшего драматурга всех времен, а в начале XVII в. - исследование Бэкона, в котором он, на основании научных данных, устанавливает метод, соответствующий изучению физических и естественных наук: наблюдение и опыт.

Но на судьбу современной Англии больше всего повлияли морские открытия: они указали ей на примере выгод, получаемых Испанией, Португалией, Голландией от морской торговли, что ее настоящее призвание - мореплавание. Англия, бывшая в средние века государством исключительно земледельческим, начинает в ХVI в. ткать сукна из шерcти собственных овец, выделывать железо из своих рудников, строить корабли. Новая Англия в округе северо-западных рудников и Англия фабричная созидается медленно, и вместе с нею растет богатая буржуазия. В царствование Елизаветы (1558–1603), когда появляется Шекспир, Англия окончательно переходит в протестантство и вступает на путь торговых и морских предприятий.

Реформация, Возрождение, открытия мореплавателей, экономические преобразования в XVII веке имели другое последствие: они вызвали политическую революцию.

После смерти Елизаветы в 1603 году, ближайшими наследниками престола были Стюарты, принцы Шотландского королевского дома. Таким образом Шотландия присоединилась к Англии. Сделавшись английскими королями, Стюарты, Яков I (1603–1625), Карл I (1625–1649), выказали намерение управлять неограниченно; они нашли поддержку со стороны крупных землевладельцев и богатых англиканских епископов… Богатая и враждебная к новшествам англиканская церковь составляет в Англии такую же консервативную силу, как католическая церковь во Франции.

Но буржуазия стремилась принять участие в правлении и создать при королях, в виде контроля, палату общин; из-за политического оппозиционного духа она присоединилась к кальвинизму, очень распространенному в Шотландии под именем пресвитерианства, который не признает епископов.

Народ же вообще, в некоторых более радикальных округах, принял религию еще более упрощенную; их стали называть пуританами. Пуритане вели очень строгий образ жизни, руководствуясь только Библией. В политике они проявляли республиканские наклонности и составляли политическую партию под названием независимых.

Деспотизм Карла I соединил общей активной связью парламентских пресвитерианцев и революционных пуритан. Когда Карл I стал производить произвольные аресты и возвысил налоги, на которые не соглашался парламент, вспыхнула революция. Карл I был арестован, его судили в палате общин, обезглавили (1649): была провозглашена республика и Кромвель, вождь пуритан, объявлен диктатором. Он привлек на свою сторону буржуазию навигационным актом, который закрывал английские порты всем иностранным кораблям и покровительствовал британской морской торговле.

После его смерти в 1658 году, страх буржуазии перед народной партией вызвал реакцию; снова были призваны Стюарты; но Карл II и Яков II, два сына Карла I, следовали деспотическим приемам своего отца, и новая революция, менее кровавая, но более сильная, вспыхнула в 1688 году. Яков II бежал во Францию, а палата общин, представительница интересов богатой буржуазии, предложила корону зятю Якова II, Вильгельму Оранскому, голландскому штатгальтеру, предписав ему конституцию, обязывавшую его управлять страною только вместе с парламентом.

С тех пор, в течение всего ХVIII века, короли стали уважать права своих подданных, по крайней мере английских буржуа; они не позволяли себе больше произвольных арестов или незаконного увеличения налогов, и их министры, в особенности оба Вильямы Питты, проникнутые буржуазными коммерческими стремлениями, не щадили ни людей, ни военных кораблей, ни денег, чтобы образовать обширное колониальное государство: во второй половине ХVIII века Канада и Индия были отняты у французов. Но в Америке с английскими колонистами обращались так несправедливо, что они восстали (1775–1781), завоевали независимость и образовали Северо-Американские Соединенные Штаты.

В конце XVIII века Англия, тем не менее, сделалась самой крупной коммерческой, морской и колониальной державой в Европе.

Центральная Европа. - 1. Италия. - Начиная с конца ХV века до средины ХVI Италия, бывшая в конце средних веков колыбелью Возрождения, сделалась превосходною рассадницей художников: величайший из них, Микеланджело, был в одно и то же время удивительным архитектором (купол Св. Петра в Риме), замечательным скульптором, изображавшим силу и величественность, и поразительным живописцем в трагическом изображении Страшного Суда, - фреска, которою восхищаются в Сикстинской капелле в Риме. На ряду с ним стоят Рафаэль и Леонардо да Винчи, оба великие итальянские художники.

Но артистический гений Италии не пережил ни ее материального разорения, ни удушливого католического гнета, порожденного в этой стране страхом протестантизма.

Италия, по-прежнему разделенная на враждовавшие между собою княжества, была в течение всего ХVI века, и даже позднее, полем битвы испанцев, австрийцев, французов; самые крупные княжества перешли к испанцам. Эти последние в ХVI веке, будучи в полном согласии с папой, повсюду учредили инквизицию; литература и искусства, требующие для своего развития полной умственной свободы, были поражены на смерть. Итальянская инквизиция прославилась судом над Галилеем: этот итальянский ученый первый доказал, что земля вращается вокруг солнца. Это утверждение казалось противоречащим Священному Писанию, особенно тому месту, где сказано, что Иисус Навин остановил солнце. Галилей, привлеченный к церковному суду в 1632 году, чтобы избежать сожжения на костре, должен был отречься от этого убеждения и покаяться. Говорят, что, выходя из суда, он не мог удержаться и проговорил: «Е pur si muove!» «А все-таки вертится!»

Кроме того, войны, сопровождаемые грабежами и опустошениями покрыли Италию развалинами; оба порта, генуэзский и венецианский, плохо расположенные для торговли с новооткрытыми странами Атлантического океана, были разорены турками, завоевавшими Византийскую империю, и грабежами турецких корсаров, плававших по всему Средиземному морю; это было полное падение.

2. Германия. - Германия, равно как и Италия, не достигла еще политического единства в течение этих трех веков. Протестантская реформация, которой она была колыбелью, послужила новой причиной для ее распадения.

Монах Лютер, поддерживаемый религиозно настроенными умами, которых возмущали богатства, нравы и вообще образ действия католической церкви, а также нуждающимися князьями, которые жаждали наложить руку на церковные земли, волновал Германию с 1517 г. до самой смерти своей в 1546 г., проповедуя свое учение против папства и безбрачия священников, вообще против того, что он называл римским идолопоклонством. Почти все северо-германские государства усвоили его учение и конфисковали церковные имущества, оставив их в достояние светской власти.

Но южная Германия, находившаяся во власти могущественного австрийского государя, оставалась католическою, благодаря энергичной и умелой деятельности иезуитов.

Австрийские Габсбурги, одни или в союзе с Испаниею, старались в течение ХVI и ХVII в. воспользоваться своим положением, в качестве императоров, чтобы не дать хода протестантским князьям и стать абсолютными властелинами в Германии, какими они были в своих наследственных владениях в Австрии. В первый раз, в ХVI столетии, при Карле V, это не удалось им, отчасти благодаря тому, что французские короли Франциск I и Генри ХVII, из-за своих корыстных интересов, оказали поддержку германским протестантам; во второй раз их попытка привела к страшной тридцатилетней войне (1618–1648), превратившей Германию в одно обширное поле всеобщей резни и в груду развалин. Министры французских королей, Ришелье и Мазарини, и на этот раз сделали бесплодной попытку австрийских Габсбургов: Вестфальский мир обеспечивал протестантским государствам Германии свободу вероисповедания.

С этого момента, из среды протестантских князей, выдвигается и усиливается на виду у австрийских Габсбургов один королевский дом, ловкий и неуступчивый, именно Гогенцоллерны, курфюрсты бранденбургские и короли прусские. В XVIII столетии самый выдающийся из королей этого дома, Фридрих II, замечательный полководец, вышел победителем из двух семилетних войн с Австриею (1741–1748 и 1756–1763) и отнял от нее Силезию.

Австрийские государи, которые по Утрехтскому миру приобрели от Испании Милан и Фландрию и которые в течение XVI столетия унаследовали Богемию и Венгрию, имели огромные владения, но это были разбросанные владения, разоренные войнами и налогами.

Впрочем, в таком положении находилась вся вообще Германия; эти войны убили торговлю, промышленность, столь преуспевавшую во времена Ганзейского союза, а также и умственную жизнь, которая так сильно стала развиваться к концу средних веков.

Восточная Европа. 1 Турция. Овладев Константинополем, турки, благодаря своему религиозному фанатизму и могущественной военной организации, покорили всю юго-восточную Европу; в XVI столетии они захватили Венгрию, а в XVII несколько раз осаждали Вену.

Но будучи завоевателями-фанатиками, они неспособны были слиться с покоренными христианскими народами; они располагались как бы лагерем в завоеванной стране.

Поэтому, когда к XVIII в. их фанатизм немного спал и их армия пришла в упадок Австрия с своими хорошо организованными войсками одержала верх и изгнала их из Венгрии.

2. Польша. Поляки, принадлежащие к славянскому племени, как и русские, но исповедующие католическую религию, в течение средних веков занимали равнину по обоим берегам р. Вислы; они сохраняли в полной силе феодальный строй: дворяне и духовенство держали крестьян в жестокой крепостной зависимости; сами же подчинялись избираемому ими королю.

В XVI и XVII веках легкая польская кавалерия несколько раз удерживала набеги турок и спасала Вену от их нападения.

Но внутренние раздоры, плохая военная организация, почти нисколько не изменившаяся со времени средних веков, дали возможность соседним великим государствам, Пруссии, Австрии и России, подвергнуть Польшу трем последовательным разделам: в 1772, 1793 и 1795 г., и вычеркнуть ее из числа независимых государств.

3. Швеция. Швеция в XVII столетии, в течение некоторого времени, играла очень важную роль: эта протестантская страна была вовлечена, вследствие религиозного пыла и гордости короля Густава Адольфа, в тридцатилетнюю войну между немецкими католиками и протестантами, и можно сказать даже, что Густав Адольф своими блестящими походами в Германию спас протестантское дело в тот момент, когда оно, казалось, уже погибало (1630 г.).

Это военное предприятие, слишком продолжительное благодаря безрассудному увлечению, породило у шведских правящих классов вкус к военным походам. В начале XVIII в. король Карл XII, необузданный авантюрист, бросил безумно свою страну в продолжительную борьбу на континенте с русским царем, Петром Великим. Швеция, истекая кровью от этих безумных предприятий, быстро опустилась до положения второстепенной державы.

4. Россия. - Но, самое главное событие в истории восточной Европы в эту эпоху, это - преобразование России из страны азиатской в страну европейскую.

До XVIII столетия на русских, с их длинными бородами, их одеянием, с их женщинами, скрывавшими свое лицо под покрывалом, с их московскими царями, с их боярами, которых били кнутом, с их попами, зависящими от греческой церкви, и потому еретическими в глазах католиков и протестантов, смотрели в Европе, как на азиатских варваров.

Европейские торговцы, поселившиеся в Москве, приучали понемногу москвичей к европейской жизни. В конце XVIII века Петр Великий, энергичный и умный царь, выросший среди сыновей европейских авантюристов и торговцев, поселившихся в Москве, пристрастился к европейской цивилизации. Он два раза побывал в Европе и решил одеть в европейские одежды своих бояр и заставить их усвоить европейские нравы; он успел переделать все административные учреждения, взяв за образец существовавшие в абсолютных монархиях Европы. С этого момента Россия располагала военным флотом, дипломатиею, судейской иерархией, финансовыми чиновниками и т. д., одним словом всем тем механизмом, который в современных государствах обеспечивает правительству исполнение главных общественных служб.

Самым осязательным результатом этого преобразования оказалось то, что русские цари стали вмешиваться в распри и войны других европейских государей. Екатерина II (1762–1796), продолжая воинственную политику Петра Великого, расширила пределы России на западе насчет владений Турции, Польши и Швеции.

Прогресс Европы в XVI, XVII и XVIII веках. - Несмотря на политические и религиозные войны, обагрявшие Европу кровью и парализовавшие развитие гуманности, с конца XV в. и до конца XVIII, все же невозможно отрицать действительного прогресса, совершившегося за эти три века в умственной и материальной сферах.

Материальный прогресс заключается в развитии промышленности, торговли, путей сообщения, мореплавания, в увеличении роскоши богатых классов.

Умственный прогресс сказывается в процветании многочисленных школ живописи во всех странах, оригинальной национальной литературы: имена Микеланджело, Рафаэля, Леонардо да Винчи, Мурильо, Веласкеза, Теньера, Рубенса, Рембрандта, Шекспира, Корнеля, Расина, Мольера достаточно убедительно свидетельствуют, что мрак средних веков был рассеян.

Но в особенности в научной области обнаруживается непрерывно прогрессирующее развитие. Француз Декарт устанавливает метод математических наук; англичанин Бэкон - метод опытных наук; одновременно с установлением методов, делаются ценные изобретения приборов: голландский оптик Янсен изобретает подзорную трубу и микроскоп, благодаря которому получилась возможность изучать бесконечно малые тела (1590); итальянец Галилей устраивает в 1609 г. первый телескоп и при помощи его приступает к изучению небесной пучины, и почти тотчас (1619) немец Кеплер, а позднее англичанин Ньютон (1689) устанавливают великий закон, управляющий небесными телами: закон всемирного тяготения.

В 1643 г. итальянец Торичелли изобретает барометр, дающий возможность измерять атмосферное давление; немец Корнелий Ван-Дреббель изобретает термометр, показывающий изменение температуры; немец Отто Герик изобретает пневматическую машину (1650) или манометр, служащий для измерения давления газов и паров; француз Денис Папин изобретает первую паровую машину (1682). Начинают догадываться уже о приложениях пара и электричества; но не выходят еще из области простых попыток.

Наука, эта великая международная сила, которая не знает ни границ, ни братоубийственной ненависти, внушала доброжелательным людям предчувствие лучезарного будущего; и французские философы XVIII века наделили всю Европу своею надеждою на торжество человеческого разума над отжившими предрассудками и социальными бедствиями, и Европа, прислушиваясь к их голосам, начинала содрогаться в предчувствии новой эры.

Из книги Реконструкция всеобщей истории [только текст] автора

Глава 12. ФАЛЬСИФИКАЦИЯ ИСТОРИИ В XVII–XVIII ВЕКАХ 1) Полученные в ходе наших исследований данные показывают, что господствующий сегодня взгляд на всемирную и российскую историю, утвердившийся в XVII–XVIII веках, в целом неверен. В частности, в принятой сегодня версии российской

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

13. Почему в XVII–XVIII веках восхищались античностью Скалигеровско-романовская история приучила нас к следующей интерпретации прошлого. Мол, давным-давно, в небольшой скалистой Греции жили замечательные «античные греки», а в центре небольшого Италийского полуострова -

Из книги Египетские, русские и итальянские зодиаки. Открытия 2005–2008 годов автора Носовский Глеб Владимирович

3.4.16. Кто правил Феррарой в XVII–XVIII веках? Из астрономических датировок зодиаков Скифской палаты вытекает важное следствие: феррарский герцог Франческо II (1661–1694) ЖИЛ И ПРАВИЛ В ФЕРРАРЕ. Именно для него была создана роскошная роспись Зала Месяцев Скифской палаты,

автора Носовский Глеб Владимирович

13. Почему в XVII–XVIII веках восхищались античностью Скалигеровско-романовская история приучила нас к следующей интерпретации прошлого. Мол, давным-давно, в небольшой скалистой Греции жили замечательные «античные греки», а в центре небольшого Италийского полуострова –

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

5. Фальсификация истории в XVII–XVIII веках Романовские археологи-погромщики В , гл. 1:13.1 и [ЦРИМ], гл. 9, мы рассказываем о раскопках в Центральной России, проведенных романовскими археологами середины XIX века. В частности, в 1851–1854 годах граф A.C. Уваров, которого сегодня

Из книги Войны и кампании Фридриха Великого автора Ненахов Юрий Юрьевич

Из книги Забытый Иерусалим. Стамбул в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

Глава 6 Как была устроена Великая Империя Фальсификация истории в XVII–XVIII веках В этой главе мы собрали несколько дополнительных замечаний, поясняющих или подытоживающих нашу реконструкцию. Повторим, что нарисованная нами картина прошлого основана на интерпретации всей

Из книги Искусство войны: Древний мир и Средние века [СИ] автора

Часть 3 Европа: Военное искусство в XVI–XVII веках и Тридцатилетняя

Из книги Искусство войны: Древний мир и Средние века автора Андриенко Владимир Александрович

Часть 3 Европа: Военное искусство в XVI-XVII веках и Тридцатилетняя война Глава 1 Кавалерия рейтаров и её роль в новой войне (сплоченность и натиск)Мы уже говорили о том, что рыцарская кавалерия уступила место пехоте и стала вспомогательной силой. Но это совсем не означает, что

Из книги Калиф Иван автора Носовский Глеб Владимирович

3.2. Как в XVII–XVIII веках внедрялись в жизнь сдвинутые со своего места имперские географические названия и связанные с ними исторические описания Народы XVII–XVIII веков, жившие в отдаленных землях, над которыми распростерлось невесть откуда взявшееся их «древнее название» -

Из книги Очерк о серебре автора Максимов Михаил Маркович

СЕРЕБРО В XVII - XVIII ВЕКАХ В РОССИИ Денежные реформы XVII - начала XVIII веков Ефимки с признаком. Серебро рудников Нового Света использовалось для чеканки российских монет. После того как испанский король Карл стал императором Германии (1519 - 1556 гг.), в его владениях «никогда не

Из книги Книга 1. Западный миф [«Античный» Рим и «немецкие» Габсбурги - это отражения Русско-Ордынской истории XIV–XVII веков. Наследие Великой Империи в культ автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Книга 1. Библейская Русь. [Великая Империя XIV-XVII веков на страницах Библии. Русь-Орда и Османия-Атамания - два крыла единой Империи. Библейский пох автора Носовский Глеб Владимирович

3. В XVII–XVIII веках многие представляли себе русскую и мировую историю по-другому Оказывается, история Древней Руси в представлении средневековых хронистов тесно связана с «античной» Римской империей. Мы уже говорили, в частности, что в XVI веке бытовало мнение, что

Из книги Утопический капитализм. История идеи рынка автора Розанваллон Пьер

Из книги История России IX–XVIII вв. автора Моряков Владимир Иванович

ГЛАВА XII Развитие новой русской культуры

Из книги Русский Бертольдо автора Космолинская Галина Александровна
gastroguru © 2017