История российская с самых древнейших времен неусыпными трудами через тридцать лет собранная и описанная покойным тайным советником и астраханским губернатором, василием никитичем татищевым. История российская - скачать бесплатно все книги серии В н татищ

К главному труду своей жизни Татищев пришёл вследствие стечения целого ряда обстоятельств. Сознавая вред от недостатка обстоятельной географии России и видя связь географии с историей, он находил необходимым собрать и рассмотреть сначала все исторические сведения о России. Так как иностранные руководства оказались полными ошибок, Татищев обратился к первоисточникам, стал изучать летописи и другие материалы. Сначала он имел в виду дать историческое сочинение («гисторическим порядком» - то есть авторское аналитическое сочинение в стиле Нового времени), но затем, найдя, что на летописи, ещё не изданные, ссылаться неудобно, решил писать в чисто «летописном порядке» (по образцу летописей: в виде хроники датированных событий, связи между которыми намечены неявно).

Как Татищев пишет, он собрал в своей библиотеке более тысячи книг, однако большей их частью воспользоваться не смог, ибо владел лишь немецким и польским языками. При этом он с помощью Академии наук использовал переводы некоторых античных авторов, выполненные Кондратовичем.

  • Выдержки из «Истории» Геродота (гл.12).
  • Выдержки из кн. VII «Географии» Страбона (гл.13).
  • Из Плиния Старшего (гл.14).
  • Из Клавдия Птолемея (гл.15).
  • Из Константина Багрянородного (гл.16).
  • Из книг северных писателей, труд Байера (гл.17).

Особое место в этногеографических представлениях Татищева занимает сарматская теория. Этимологический «метод» Татищева иллюстрирует рассуждение из гл.28: историк отмечает, что на финском языке русские называются венелайн, финны - сумалайн, германцы - саксолайн, шведы - роксолайн, и выделяет общий элемент «алайн», то есть народ. Тот же общий элемент он выделяет в известных по античным источникам названиям племен: аланы , роксаланы , ракаланы, аланорсы, и делает вывод - язык финнов близок языку сарматов . Представление же о родстве финно-угорских народов существовало уже ко времени Татищева.

Другая группа этимологий связана с поиском славянских племен в античных источниках. В частности, только Птолемей , по предположениям Татищева (гл.20), упоминает следующие славянские названия: агориты и пагориты - от гор; бесы, то есть босы; закаты - от заката; зенхи, то есть женихи; коноплены - от конопли; толистобоги, то есть толстобокие; толистосаги, то есть толстозадые; матеры, то есть матёрые; плесии, то есть плешивые; сабосы, или собачьи; оброны, то есть боронные; сапотрены - осмотрительные; свардены, то есть свародеи (делающие свары) и т. д.

Татищевские известия

Особую источниковедческую проблему составляют так называемые «татищевские известия», содержащие информацию, которой нет в известных нам летописях. Это тексты различного объёма, от одного-двух добавленных слов до больших цельных рассказов, включающих пространные речи князей и бояр. Иногда Татищев комментирует эти известия в примечаниях, ссылается на летописи, неизвестные современной науке или надёжно не идентифицируемые («Ростовская», «Голицынская», «Раскольничья», «Летопись Симона епископа»). В большинстве случаев источник оригинальных известий вообще не указывается Татищевым.

Особое место в массиве «татищевских известий» занимает Иоакимовская летопись - вставной текст, снабжённый особым введением Татищева и представляющий собой краткий пересказ особой летописи, повествующей о древнейшем периоде истории Руси (IX-X вв.). Автором Иоакимовской летописи Татищев считал первого новгородского епископа Иоакима Корсунянина , современника Крещения Руси .

В историографии отношение к известиям Татищева всегда было различным. Историки второй половины XVIII века (Щербатов, Болтин) воспроизводили его сведения без проверки по летописям. Скептическое отношение к ним связано с именами Шлёцера и особенно Карамзина . Этот последний счёл Иоакимовскую летопись «шуткой» Татищева (то есть неуклюжей мистификацией), а Раскольничью летопись решительно объявил «мнимой». На основании критического анализа Карамзин отвёл целый ряд конкретных татищевских известий и довольно последовательно опровергал их в примечаниях, не используя в основном тексте «Истории государства Российского» (исключением является известие о папском посольстве к Роману Галицкому под 1204 г., проникшее в основной текст второго тома из-за особого стечения обстоятельств ).

Интересно, что многие скептики (Пештич, Лурье, Толочко) вовсе не обвиняют Татищева в научной недобросовестности и неизменно подчёркивают, что во времена Татищева не было современных понятий о научной этике и жёстких правил оформления исторического исследования. «Татищевские известия», как бы к ним ни относиться, представляют собой вовсе не сознательную мистификацию читателя, а скорее отражают выдающуюся самостоятельную исследовательскую, отнюдь не бесхитростную «летописную» деятельность историка. Дополнительные известия - это, как правило, отсутствующие в источниках логические звенья, реконструированные автором, иллюстрации его политических и просветительских концепций. Дискуссия вокруг «татищевских известий» продолжается.

Проблема «минус-текста» татищевского труда

Постановка проблемы, как и сам термин, принадлежат А. В. Горовенко. Этот исследователь называет «минус-текстом» известия, которые у Татищева отсутствуют, хотя имеются в Ипатьевской и Хлебниковской летописях (в этой терминологии дополнительные татищевские известия, соответственно, представляют собой «плюс-текст»). Основной массив татищевского текста между 1113 и 1198 гг. восходит к летописи того же типа, что и хорошо нам известные Ипатьевская и Хлебниковская. Если источник Татищева был лучшего качества, чем две дошедшие до нас летописи того же типа, то почему татищевский текст содержит не только дополнения, но и большие лакуны, а также огромное количество дефектных чтений, включая целый ряд довольно комических? Ответа на этот вопрос со стороны сторонников достоверности татищевских известий пока нет.

Источники второй-четвёртой частей «Истории»

Летописные источники Татищева охарактеризованы им самим в гл. 7 части первой «Истории».

Сохранилась также первая редакция данного текста, имеющая ряд отличий, а также характеристика источников, сохранившаяся лишь в немецком переводе.

Кабинетный манускрипт

В первой редакции списка источников не упомянут вовсе. По описанию Татищева, получен им в 1720 году из библиотеки Петра I и стал основанием всего собрания, это летопись «с лицами», доведена до 1239 года, но окончание потеряно. Кратко излагает события до Юрия Долгорукого, затем подробнее.

По мнению Тихомирова, эта летопись утеряна. По Пештичу и В. А. Петрову, это Лаптевский том Лицевого свода, доведённый до 1252 года . Также предполагалось, что речь идёт о той же иллюстрированной копии Радзивиловской летописи (см. ниже).

Толочко склонен усомниться в его существовании либо предположить, что фраза «с лицами» означает не иллюстрированность свода, а наличие в нём описаний внешности персонажей, включенных Татищевым в «Историю».

Раскольничья летопись

По Татищеву, он получил её в Сибири от раскольника в 1721 году, это была копия древней рукописи на пергаменте, завершавшаяся 1197 годом и содержащая в заглавии имя Нестора. С учётом современной терминологии, в 1721 году Татищев был не собственно в Сибири, а на Урале. Рукопись, если она вообще существовала, утеряна.

Согласно оптимистам, это неизвестная редакция Киевской летописи . В частности, Б. А. Рыбаков выделил множество уникальных известий этой летописи (186 известий для XII века) и возвёл их в основном к «Летописи Петра Бориславича».

По мнению А. П. Толочко, пропорциональность объёмов дополнительных татищевских известий и текста Ипатьевской летописи глубоко закономерна и объясняется особенностью творческой манеры Татищева: его дополнения воссоздавали причинную связь между событиями .

Толочко утверждает, что ряд чтений «Истории Российской» за XII век не могут восходить к Ермолаевскому списку, а отражают иной список Ипатьевской летописи , близкий к Хлебниковскому . Этот гипотетический список Толочко и объявляет Раскольничьей летописью, утверждая, что все сведения Татищева, указывающие на древность этой рукописи, являются мистификацией. По мнению Толочко, вторая летопись Хлебниковского типа, реально использованная Татищевым и выдаваемая за «Раскольничью», на самом деле находилась в библиотеке князя Д. М. Голицына наряду с Ермолаевской летописью и «Хроникой» Феодосия Софоновича, причём все эти три рукописи были украинского происхождения и содержали в заголовке имя Нестора как летописца. Однако все без исключения текстологические наблюдения Толочко, указывавшие будто бы на использование Татищевым «второй летописи Хдебниковского типа», были последовательно опровергнуты

Кёнигсбергский манускрипт

Для Петра I была сделана копия Кёнигсбергской летописи, сейчас известной как Радзивиловская. Эта копия хранится в Библиотеке АН (31.7.22).

Продолжается до 1206 года, но конец смешан. Это описание вполне соответствует оригиналу.

Согласно А. П. Толочко, даже в тех случаях, когда Татищев ссылается на чётко идентифицируемые летописи (например, Радзивиловскую), он допускает явные ошибки.

Голицынский манускрипт

Согласно текстологическому анализу С. Л. Пештича и А. Толочко, это Ермолаевский список Ипатьевской летописи , который в 1720-е годы находился в библиотеке Д. М. Голицына , где с ним и познакомился Татищев. По другому мнению (М. Н. Тихомиров, Б. А. Рыбаков), это особая редакция Киевской летописи, близкая Раскольничей и отличная от редакции всех списков Ипатьевской летописи.

Важным аргументом в пользу добросовестности Татищева является тот факт, что все известные рукописи Ипатьевской летописи содержат как Киевскую, так и Галицко-Волынскую летопись. Однако, как отметил ещё Н. М. Карамзин, Татищеву была известна только Киевская, но не Галицко-Волынская летопись.

Татищев отмечает, что Голицынский манускрипт завершался в 1198 году, а через 19 лет внесены без порядка некоторые дополнения. В первом сохранившемся варианте описания летописей Татищев говорит, что в этом манускрипте было кое-что из Стрыйковского . В окончательном варианте эта фраза убрана.

По современным представлениям, разрыв между окончанием Киевской и началом Галицко-Волынской летописи составил 5-6 лет. Однако на полях Ермолаевского списка есть и указание на разрыв в 19 лет, и ссылка на сходство с текстом Стрыйковского .

Согласно Толочко, Татищев принял текст Галицко-Волынской летописи в Ермолаевском списке за произведение, зависимое от польского историка Стрыйковского (ибо оба текста содержали похвалу Роману Мстиславичу), и не посчитал нужным детально с ним знакомиться и делать копию. Позднее же возможности обратиться к библиотеке Д. М. Голицына у него не было.

Кирилловский манускрипт

Начат переводом Хронографа от сотворения мира, продолжен до Ивана Грозного.

По Тихомирову, это Степенная книга , по мнению Пештича, принятому Толочко - вторая часть Львовской летописи .

Новгородский манускрипт

По Татищеву, назван Временник, включает Закон Ярославов и имеет надпись о составлении в 1444 году; взят историком у раскольника в лесу и отдан в Библиотеку АН. Сейчас известен как Академический список Новгородской первой летописи младшего извода , который действительно содержит Русскую правду. Согласно Б. М. Клоссу, Толстовский список той же летописи создан писцом в библиотеке Д. М. Голицына в конце 1720-х годов.

Псковский манускрипт

Эта рукопись соединяет тексты Новгородской пятой (с некоторыми дополнениями) и Псковской первой летописей и сохранилась в Библиотеке АН 31.4.22 с пометами Татищева, текст Псковской заканчивается 1547 годом. . По Татищеву, кончается 1468 годом. Псковские известия Татищевым использованы не были.

Крекшинский манускрипт

По описанию Татищева, он продолжен по 1525 год, включает родословные, отличается от Новгородской по составу известий и по датировкам.

По мнению Пештича, это список «Временника русского» и «Воскресенской летописи» . По мнению Я. С. Лурье, это Новгородская редакция Степенной книги. Согласно Толочко, это Летопись Кривоборского, известная как Чертковский список Владимирского летописца и опубликованная в т. XXX ПСРЛ .

Никоновский манускрипт

По Татищеву, это «Летописец Воскресенского монастыря», подписанный рукою Никона патриарха и продолженный до 1630 года. Начало его схоже с Раскольничьим и Кёнигсбергским, а до 1180 года он близок к Голицынскому.

Известно, что в основу текстов частей 3 и 4 «Истории» были положен Академический XV список Никоновской летописи (поступил в Библиотеку АН из коллекции Феофана Прокоповича в 1741 году), копия которого по поручению Татищева была выполнена между 1739 и 1741 годами, при этом рукопись была разделена на два тома, в ней есть пометы Татищева.

Нижегородский манускрипт

По характеристике Татищева, оканчивается 1347 годом, и ему не менее 300 лет. О его находке Татищев сообщает в письме от 12 сентября 1741 года .

Согласно М. Н. Тихомирову, это Алатырский список Воскресенской летописи , представляющий собой неполный её текст. По современным данным, рукопись датируется третьей четвертью XVI века и действительно доведена до 1347 года.

Ярославский манускрипт

Куплен у разносчика на площади, подарен английскому Королевскому обществу. Имеет множество дополнений от кончины Дмитрия Донского. По Толочко, тождествен Ростовскому, который упоминается в примечаниях.

Рукописи Волынского, Хрущова и Еропкина

По оценке А. П. Толочко, сохранилось несколько рукописей из библиотеки Волынского, включая ряд летописей XVII-XVIII веков, но искомых текстов там нет . Тексты Еропкинской летописи близки «Повестям о начале Москвы» . Хрущёвский манускрипт - это Хрущевский список Степенной книги с рядом дополнений XVII века .

История XVII века

В «Предуведомлении» к первой части Татищев упоминает ряд других источников, относящихся уже к истории XVII века, большая часть из которых сохранилась и идентифицируется. Однако среди них указаны:

Издания

Первые две части I тома «Истории» были изданы впервые в - гг. в Москве Г. Ф. Миллером (I том I часть, факсимиле в pdf и I том II часть, факсимиле в pdf). II том издан в г. (II том, факсимиле в pdf), III том - в 1774 год г. (III том, факсимиле в pdf) (II-III тома данного издания включают вторую часть «Истории»), IV том (третья часть «Истории») - в 1784 году (IV том, факсимиле в pdf), а рукопись четвёртой части «Истории» была найдена М. П. Погодиным лишь в 1843 году и издана как V том Общ. ист. и др. росс. в 1848 году (V том, факсимиле в pdf).

При этом лишь первая и вторая части были в основном закончены автором. Третья и четвёртая части прошли лишь первоначальную обработку и основаны были прежде всего на Никоновской летописи с отдельными добавлениями.

Ещё до опубликования труд Татищева был известен ряду современных ему историков. Часть подготовительных работ Татищева после его смерти хранилась в портфелях Миллера. Кроме того, ряд материалов Татищева был использован издателями Радзивиловской летописи в 1767 году для дополнения её текста.

Полное академическое издание «Истории» Татищева (включая неизданную ранее первую редакцию) вышло в 1962-1968 годах и переиздано в 1994 году. В этом издании I том включал первую часть, II-III тома - вторую опубликованную редакцию второй части, IV том - первую редакцию второй части, V том - третью часть, VI том - четвертую часть, VII том - некоторые подготовительные материалы. Тома содержат разночтения, комментарии, а также археографический обзор рукописей Татищева, подготовленный С. Н. Валком.

Опубликованное в 2003 году издательством АСТ и доступное он-лайн (Том 1 Том 2 Том 3 трёхтомное издание «Истории» подготовлено в орфографии, приближенной к современной. Подготовительные материалы (опубликованные ранее в VII томе) в данном издании названы пятой частью «Истории».

  • Татищев В. Н. Собрание сочинений. В 8 т. М.-Л., Наука. 1962-1979. (переиздание: М., Ладомир. 1994)
    • Т.1. Ч.1. 1962. 500 стр. (включает статьи А. И. Андреева «Труды В. Н. Татищева по истории России», стр.5-38; М. Н. Тихомирова "О русских источниках «Истории Российской», стр.39-53; С. Н. Валка "О рукописях части первой «Истории Российской» В. Н. Татищева, стр.54-75)
    • Т.2. Ч.2. Гл. 1-18. 1963. 352 стр.
    • Т.3. Ч.2. Гл.19-37. 1964. 340 стр.
    • Т.4. Первая редакция части 2 «Истории Российской». 1964. 556 стр.
    • Т.5. Ч.3. Гл.38-56. 1965. 344 стр.
    • Т.6. Ч.4. 1966. 438 стр.
    • Т.7. 1968. 484 стр.
    • Т.8. Малые произведения. 1979.
  • Татищев В. Н. Записки. Письма. (Серия «Научное наследство». Т.14). М., Наука. 1990. 440 стр. (включает переписку, связанную с работой над «Историей» )
Примечания
  • Горовенко А. В. Меч Романа Галицкого. Князь Роман Мстиславич в истории, эпосе и легендах. - СПб.: «Дмитрий Буланин», 2011. " С. 294-303.
  • Я. С. Лурье. История России в летописании и восприятии Нового времени
  • Толочко А. «История российская» Василия Татищева: источники и известия. - Москва: Новое литературное обозрение; Киев: Критика, 2005. 544 с. Серия: Historia Rossica. ISВN 5-86793-346-6, ISВN 966-7679-62-4. Обсуждение книги: http://magazines.russ.ru/km/2005/1/gri37.html Журнальный зал | Критическая Масса, 2005 N1 | Фаина Гримберг - Алексей Толочко. «История Российская» Василия Татищева
  • Горовенко А. В. Меч Романа Галицкого. Князь Роман Мстиславич в истории, эпосе и легендах. - СПб.: «Дмитрий Буланин», 2011. «Татищевским известиям» посвящёны четыре заключительные главы второй части: с. 261-332.
  • Горовенко А. В. Меч Романа Галицкого. Князь Роман Мстиславич в истории, эпосе и легендах. - СПб.: «Дмитрий Буланин», 2011. С. 421-426 (Дополнение 6. Имел ли Татищев «второй список» Ипатьевской летописи? Происхождение статей 6652 и 6654 гг. татищевского «летописного свода»). С. 426-434 (Дополнение 7. Прощанье с Раскольничьей летописью. О текстологических доказательствах использования Татищевым второй летописи Хлебниковского типа, представленных А. П. Толочко).
  • А. В. Журавель. «Врун, болтун и хохотун», или Очередное убиение Татищева
  • См., например: С. Л. Пештич. Русская историография XVIII века. Л., 1965. Ч. 1. С. 261.
  • Горовенко А. В. Меч Романа Галицкого. Князь Роман Мстиславич в истории, эпосе и легендах. - СПб.: «Дмитрий Буланин», 2011. С. 313-320
  • Толочко 2005, с.53; Татищев В. Н. Собр. соч. Т.1. М.-Л., 1962. С.47, 446
  • Горовенко А. В. Меч Романа Галицкого. Князь Роман Мстиславич в истории, эпосе и легендах. - СПб.: «Дмитрий Буланин», 2011. - с. 307.
  • Толочко 2005, с.285-286
  • Толочко 2005, с.166-169
  • Толочко 2005, с.153
  • Толочко 2005, с.103, 142-143, 159-166
  • однако А. П. Толочко обнаружил польский перевод Ипатьевской летописи («Annales S. Nestoris»), сделанный в начале XVIII века митрополитом Львом Кишкой, где тоже отсутствует Галицко-Волынская летопись (Толочко 2005, с.116-134)
  • Татищев В. Н. Собр. соч. Т.7. М., 1968. С.58
  • ПСРЛ, т. II. М., 1998. Разночтения из Ермолаевского списка, стр. 83 отдельной пагинации
  • Толочко 2005, с.108, 115
  • Татищев В. Н. Собр. соч. Т.1. М., 1962. С.47
  • Толочко 2005, с.58
  • Толочко 2005, с.60; описание рукописи см. Псковские летописи. ПСРЛ. Т. V. Вып. 1. М., 2003. С. XX, L-LI
  • Татищев В. Н. Собр. соч. В 8 т. Т.3. М., 1964. С.309
  • Толочко 2005, с.65-68
  • Татищев В. Н. Записки. Письма. М., 1990. С.281
  • Вниманию читателя предлагаются одно из важнейших произведений русской историографии второй четверти XVIII века, крупный труд русского Василия Никитича Татищева, над которым историк работал 15-20 лет. К главному труду своей жизни Татищев пришел вследствие стечения целого ряда обстоятельств. Сознавая вред от недостатка обстоятельной географии России и видя связь географии с историей, он находил необходимым собрать и рассмотреть сначала все исторические сведения о России. Так как иностранные руководства оказались полными ошибок, историк обратился к первоисточникам, изучал летописи и другие материалы. Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся историей России.

    Сожержание
    • Книга первая. Часть первая
    • Книга первая. Часть вторая
    • Книга вторая
    • Книга третья
    • Книга четвертая
    • Книга пятая, или по сочинителю часть четвертая древней летописи русской

    Данный труд Василия Татищева пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже.



    Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу

    Создатель сибирской археологической школы:+: А.П.Окладников

    Организатором и директором Института истории, филологии и философии СО АН СССР являлся: +: А.П. Окладников

    Начало пересмотра прошлого в годы «перестройки» было связано с:

    +: работами публицистов+: работами писателей

    Составителем первой редакции ПВЛ считается+: Нестор

    Составителем второй редакции ПВЛ считается:+: Сильвестр

    В ХYI веке написана:

    +: «История о великом князе Московском» А.М. Курбского

    В ХYI веке написан: +: Лицевой свод

    В ХYI веке написана: +: Степенная книга

    «История о великом князе Московском» А.М. Курбского была созд.в:+: ХYI в.

    «Скифская история» А.И. Лызлова была создана в:+: ХYII в.

    Первое печатное (типографское) историческое произведение на Руси+:Синопсис

    L1:«История о великом князе Московском»

    R1: А.М. Курбский

    L2: «Скифская история»

    R2: А.И. Лызлов

    L3: «История…»

    R3: Федор Грибоедов

    R4: Нестор

    «Ядро Российской истории» создано:+: А.И. Манкиевым

    «История императора Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии» создана:+: Ф. Прокоповичем

    «Рассуждение о причинах Свейской войны» создано: +: П.П. Шафировым

    «История Российская с самых древнейших времен» создана:+: В.Н. Татищевым

    «Древняя Российская история» и «Краткий Российский летописец» созданы:

    +: М.В. Ломоносовым

    Соответствие между названием произведения и его автором:

    L1: «История императора Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии»

    R1: П.П.Прокопович

    L2: «История Российская с самых древнейших времен»

    R2: В.Н. Татищев

    L3: «Краткий Российский летописец»

    R3: М.В. Ломоносов

    L4: «Рассуждение о причинах Свейской войны»

    R4: П.П. Шафиров

    L5: «Ядро Российской истории»

    R5: А.И. Манкиев

    Родоначальником (отцом) российской исторической науки обычно считают:

    +: В.Н. Татищева

    +: А.Л. Шлецер

    В XVIII в. в России работал историк немецкого происхождения:+: Г.З. Байер

    В XVIII в. в России работал историк немецкого происхождения:+: Г.Ф. Миллер

    Попытки восстановить первоначальный текст ПВЛ и перенести в Россию научные методы критики источников предпринял: +: А.Л. Шлецер

    Работа «О повреждении нравов в России» принадлежит :+: М.М. Щербатову

    Работа М.М.Щербатова «О повреждении нравов в России» написана в: +: ХYIII в

    И.И. Голиков является представителем:

    +: купеческого (раннебуржуазного) направления Издаваемая Н.И. Новиковым «Древняя Российская Вивлиофика» являлась:

    +: архивным историческим журналом

    : Соответствие между названием произведения и его автором:

    L1: «История государства Российского»

    R1: Н.М. Карамзин

    L2: «Краткий Российский летописец»

    R2: М.В. Ломоносов

    L3: «Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России»

    R3: И.И. Голиков

    L4: «О повреждении нравов в России»

    R4: М.М. Щербатов

    Декабристы были представителями+: радикально-просветительского направления

    есть первый наш историк и последний летописец» (А.С. Пушкин)

    +: Карамзин

    Высоко оценивал творчество Н.М. Карамзина, создатель своего рода «карамзиниады»:+: М.П. Погодин+: второй трети ХIХ в

    Труды «Восшествие на престол императора Николая I» и «Жизнь графа Сперанского» написаны: +: М.А. Корфом

    +: Н.И. Костомаров

    L1: Н.М. Карамзин

    R1: «История государства Российского»

    L2: Н.И. Костомаров

    R2: «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей»

    L3: М.П. Погодин

    R3: «Борьба, не на живот, а на смерть, с новыми историческими ересями»

    L4: С.М. Соловьев

    R4: «История России с древнейших времен» в 29 томах

    +: Н.К. Шильдер

    Книги по истории русских императоров в конце ХIХ – начале ХХ в. писал:

    +: С.С. Татищев

    Книги по истории русских императоров, а также справочники по столичным некрополям составлял в конце ХIХ – начале ХХ в.:

    +: Великий князь Николай Михайлович (Романов)

    +: Н.К. Михайловский

    «Очерки по истории Смуты в Московском государстве ХYI – ХYII вв.» написаны: +: С.Ф. Платоновым

    «Очерки по истории русской культуры» -+: П.Н. Милюковым

    «Курс русской истории» создан:+: В.О. Ключевским

    «Методология истории» написана+: А.С. Лаппо-Данилевским

    Профессиональным историком-марксистом был:+: М.Н. Покровский

    «Русская история с древнейших времен» и «Русская история в самом сжатом очерке» написаны марксистским историком+: М.Н. Покровским

    «Русская история с социологической точки зрения» и «Русская история в сравнительно-историческом освещении» в 12-ти томах написаны:+:Н.А.Рожковым

    Соответствие

    L1: «Курс русской истории»

    R1: В.О. Ключевский

    L2: «Русская история в самом сжатом очерке»

    R2: М.Н. Покровский

    L3: «Очерки по истории русской культуры»

    R3: П.Н. Милюков

    L4: «Русская история с социологической точки зрения»

    R4: А.Н. Рожков

    L5: «Очерки по истории Смуты в Московском государстве ХYI – ХYII вв.»

    R5: С.Ф. Платонов-

    Жизнедеятельности российских историков:

    1: С.М. Соловьев

    2: И.И. Голиков

    3: М.Т. Каченовский

    4: В.Н. Татищев

    Хронологическая последовательность

    1: А.И. Манкиев

    2: А.Н. Радищев

    3: Н.М. Карамзин

    4: М.П. Погодин

    5: А.Н. Рожков

    Хронологическая последовательность

    1: П.П. Шафиров

    2: М.М. Щербатов

    3: Н.А. Полевой

    4: В.О. Ключевский

    5: Б.Д. Греков

    Хронологическая последовательность

    1: Ф. Прокопович

    2: И.Н. Болтин

    3: К.А. Аксаков

    4: Д.И. Иловайский

    5: Б.А. Рыбаков

    Хронологическая последовательность

    1: Г.Ф. Миллер

    2: К.Д. Кавелин

    3: А.С. Лаппо-Данилевский

    4: А.М. Панкратова

    5: Ю.Н. Афанасьев

    Хронологическая последовательность

    1: Г.З. Байер

    2: Н.М. Карамзин

    3: Б.Н. Чичерин

    4: С.Ф. Платонов

    5: А.А. Зимин

    Хронологическая последовательность

    1: А.Л. Шлецер

    2: М.Т. Каченовский

    3: Н.И. Костомаров

    4: Г.В. Плеханов

    5: Л.Н. Гумилев

    Хронологическая последовательность

    1: М.В. Ломоносов

    2: Н.Г. Устрялов

    3: Н.К. Шильдер

    4: М.Н. Покровский

    5: М.В. Нечкина

    Серию афоризмов по русской истории оставил: +: В.О. Ключевский

    Представитель московской исторической школы, изучавший реформы Петра I и приступивший к подготовке детальной биографической хроники Петра Великого:

    +: М.М. Богословский

    Представитель московской исторической школы, лидер партии кадетов, министр иностранных дел в первом Временном правительстве: +: П.Н. Милюков

    «Разоблачения дипломатической истории ХYIII в.» написаны: +: К. Марксом

    Работа «Развитие капитализма в России» написана: +: В.И. Лениным

    Пропагандировал в России марксизм, полемизировал с народниками

    +: Г.В. Плеханов

    Представитель марксистского направления в России, автор работы «Русский рабочий в революционном движении»: +: Г.В. Плеханов

    Председателем Социалистической (Коммунистической) академии общественных наук был: +: М.Н. Покровский

    Первым ректором Института красной профессуры был +: М.Н. Покровский

    М.Н. Покровский являлся:

    +: председателем Социалистической (Коммунист.)академии общественных наук

    Н.М. Лукин являлся:

    +: первым директором Института истории АН СССР

    Б.Д. ГБ.Д. Грековымнаписаны:

    +: «Киевская Русь» и «Крестьяне на Руси с древнейших времен до середины ХYII в.»

    Греков являлся+: директором Института истории АН СССР в 1937-1953 г

    А. Барбюс написал:+: биографию И.В. Сталина

    А.М. Панкратова являлась:

    +: специалистом по истории пролетариата и истории рабочего революционного движения в России

    П.Н.Савицкий (Петр Востоков) являлся:

    +: представителем евразийского направления в зарубежной русской историографии

    Г.В. Вернадский являлся:

    +: лидером и идеологом евразийского направления в зарубежной русской историографии

    +: Л.И. Брежнев

    Академик АН СССР, исследователь археологии, истории, устных и письменных памятников Древней Руси+: Б.А. Рыбаков

    Н.Н. Покровскийи иЛев Краснопевцев

    +: участниками «университетского дела» 1957 г

    Ректор Историко-архивного института Ю.Н. Афанасьев:

    +: наиболее последовательно выступал в годы «перестройки» за радикальное обновление советской исторической науки

    Согласно ПВЛ апостол Андрей:

    +: осветил киевские земли

    Идея объединения Руси на договорной основе характерна для:+: Свода 1448 г

    +: Московскими летописцами

    Идея общерусского летописного свода выдвигалась:+: Тверскими летописцами

    Идея богоизбранности Руси получила развитие в:+:Теории «Москва–Третий Рим»

    Тезис о Москве как центре истинного христианства получил развитие в:

    +: Теории «Москва – Третий Рим»

    +: римскими императорами

    Исторические произведения XVI в. связывали московскую государственность с:

    +: византийскими императорами

    «Послание о Мономаховом венце» и «Сказание о князьях Владимирских» связывали московскую государственность с:+: римскими императорами

    Русскую государственность с мировыми империями прошлого связывало:

    +: «Сказание о князьях Владимирских»

    Норманнской теории происхождения Руси придерживался: +: Г.З. Байер

    Норманнской теории происхождения Руси придерживался:+: А.Л. Шлецер

    Норманнской теории происхождения Руси придерживался+: Г.Ф. Миллер

    Антинорманнской теории происхождения Руси придерживался+: М.В. Ломоносов

    Утверждение о том, что историк «должен казаться без отечества, без веры, без государя» принадлежит: +: Г.Ф. Миллеру

    В трудах И.Н. Болтина содержится критика:

    +: трудов М.М. Щербатова+: трудов Н.Г. Леклерка

    Теоретическими (методологическими) вопросами исторической науки в ХYIII в. занимался: +: И.Н. Болтин

    Фраза «Москва обязана своим величием ханам» принадлежит+: Н.М. Карамзину

    Патриархальная(родовая)теория общественного развития разработана:

    И.Ф.Г. Эверсом

    Концепцию феодализма норманнского и феодализма семейного в «Истории русского народа» выдвинул:+: Н.А. Полевой

    Принцип историзма и идея государства как высшей формы социальной организации восприняты историками XIX в. из философии:+: гегельянства

    Теория официальной народности («уваровская триада») включала такой компонент как: +: православие+: самодержавие+: народность

    Исключительность русского исторического пути («теория параллельных нитей») отстаивал: +: М.П. Погодин

    Работа М.П. Погодина «Борьба, не на живот, а на смерть, с новыми историческими ересями» направлена против+: Н.И. Костомарова

    Свои взгляды как «систему прагматической русской истории» определял:

    +: Н.Г. Устрялов

    Петровские преобразования как «революцию сверху» характеризовал в «Истории России с древнейших времен»: +: С.М. Соловьев

    +: Иван Грозный

    Для представителей государственной школы одной из наиболее значительных фигур в русской истории был:+: Петр I

    Теория «закрепощения сословий» была разработана+: государственной школой

    Славянофильский мыслитель, разрабатывавший философско-религиозные проблемы и общую схему всемирной истории, противопоставлявший православие и католичество: +: А.С. Хомяков

    Представитель славянофилов, концепция которого определяется как «ретроспективная утопия» («ретроспективный утопизм»):+: И.В. Киреевский

    Представитель славянофилов, разрабатывавший концепцию «Земли и Государства», идею о негосударственном характере и «внутренней правде» русского народа: +: К.С. Аксаков

    Создатель историко-социологической концепции славянофилов, утверждавший идею о приоритете православного христианства и общинных начал:

    +: Ю.Ф. Самарин

    Идея борьбы федеративного (удельно-вечевого) и единодержавного (монархического) начал характерна для:+: Н.И. Костомарова

    Исследователь национального характера русского и украинского народов:

    +: Н.И. Костомаров

    +: Н.Г. Чернышевского

    Внимание к истории народных масс и народных движений отчетливо выражено в трудах: +: А.П. Щапова

    Внимание к истории народных масс и народных движений отчетливо выражено в трудах: +: А.И. Герцена

    +: Д.И. Иловайского

    История России с консервативных (монархических) позиций освещалась в конце ХIХ – начале ХХ в. в трудах: +: Н.К. Шильдера

    Разрабатывали теорию прогресса, «субъективный метод», критиковали марксизм: +: представители народнической историографии

    Крупнейшим специалистом по истории Смуты в России конца ХYI – начала ХYII в. был: +: С.Ф. Платонов

    Крупнейшим специалистом в области методологии истории в России в начале ХХ в. был:+: А.С. Лаппо-Данилевский

    Колонизацию как основной факт русской истории рассматривал+ В.О.Ключевский

    Первый период русской истории характеризовал как «Русь Днепровская, городовая, торговая»: +: В.О. Ключевский

    Восстание декабристов определял как «историческую случайность, обросшую литературой»: +: В.О. Ключевский

    Представитель московской исторической школы, разрабатывавший проблемы исторической географии и истории Литовского государства:+: М.К. Любавский

    Тезис о низкой плотности населения как одной из главных причин отсталости России в «Очерках по истории русской культуры» развивал:+: П.Н. Милюков

    Концепцию об отсталости и запаздывающем характере исторического развития России в «Очерках по истории русской культуры» выдвинул:+: П.Н. Милюков

    Тезис о несамостоятельности русской культуры и большой роли в ее развитии иностранных заимствований в «Очерках по истории русской культуры» отстаивал: +: П.Н. Милюков

    Представитель московской исторической школы, создавший «теорию психических типов» и придававший большое значение психологическим факторам в истории:

    +: Н.А. Рожков

    Теория общественно-экономических формаций и классовой борьбы как движущей силы истории разрабатывалась: +: марксизмом

    В работе «Развитие капитализма в России» выявил четыре условия существования феодальной (барщинной) системы хозяйства: +: В.И. Ленин

    Определял новый период русской истории (примерно с ХYII в.) как процесс создания буржуазных связей: +: В.И. Ленин

    Выделял три периода в истории революционного освободительного движения в России: +: В.И. Ленин

    Представление о торговом капитализме как важнейшем двигателе русского исторического процесса характерно для концепции: +: М.Н. Покровского

    Государство первых Романовых как «торговый капитал в мономаховой шапке» определял+: М.Н. Покровский

    Объединение Руси вокруг Москвы считал делом «надвигающегося торгового капитализма»:+: М.Н. Покровский

    Рассматривал присоединение новых народов и территорий к России как «абсолютное зло»:+: М.Н. Покровский

    Фраза: «История - это политика, опрокинутая в прошлое» отражает позицию:

    +: М.Н. Покровского

    В центре внимания российской марксистской историографии 20-х гг. находились проблемы: +: социально-экономической истории

    В центре внимания российской марксистской историографии 20-х гг. находились проблемы:+: классовой борьбы

    Термин «отечественная война» (1812г.) отвергался российской историографией как националистический в:+: 1920-е гг

    Нигилистическая оценка дореволюционной российской истории преобладала в России:+: 1920-е гг

    Киевскую Русь как рабовладельческое государство характеризовал

    +: И.И. Смирнов

    Феодализм и крепостничество как две различные формации+: С.М. Дубровский

    «Национализаторское» и «денационализаторское» направления в советской историографии 20-х гг. касались трактовки:+: истории империализма

    Теорию двоякой (двойственной) природы Октябрьской революции разрабатывал:

    +: С.А. Пионтковский

    В письме И.В. Сталина в редакцию журнала «Пролетарская революция» содержится критика+: А.Г. Слуцкого

    Идея о победоносном пути развития партии и непримиримой борьбе внутри социал-демократии ярко выражена в:

    +: «Кратком курсе истории ВКП (б)»

    Сборники «Против исторической концепции М.Н. Покровского» и «Против антимарксистской концепции М.Н. Покровского» вышли+: конце1930-х гг.

    Книги «Киевская Русь» и «Крестьяне на Руси с древнейших времен до середины ХYII в.» написаны: +: Б.Д. Грековым

    Тезис о феодальном характере Древней Руси наиболее последовательно отстаивал в 1920-е – 1930-е гг. +: Б.Д. Греков

    Специалист по истории пролетариата и истории рабочего революционного движения в России: +: А.М. Панкратова

    Создатель оригинальной теории этногенеза, учитывающей при изучении этнической истории роль космической энергии, биосферы Земли, пассионарности+: Л.Н. Гумилев

    Наиболее последовательно выступал в годы «перестройки» за радикальное обновление советской исторической науки:+: Ю.Н. Афанасьев

    Понятие «феномен советской историографии» введено в научный оборот:

    +: Ю.Н. Афанасьевым

    Присоединение новых территорий и азиатских народов к России как «добровольное вхождение» трактовалось в российской историографии в:

    +: 1970-1980-е гг.

    Заполнение «белых пятен» в истории характерно для:

    +: периода перестройки

    Состояние методологического плюрализма характерно в отечественной историографии для:+: настоящего времени

    В.Н. Татищев. История Российская.

    Адаптация с позднеславянского – О. Колесников (2000-2002)

    ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

    Предуведомление об истории всеобщей и собственно русской

    I. Что такое история. История – слово греческое, означающее то же, что у нас события или деяния ; и хотя некоторые полагают, что поскольку события или деяния это всегда дела, учиненные людьми, значит, приключения естественные или сверхъестественные не должны рассматриваться, но, внимательно разобравшись, всякий поймет, что не может быть приключения, чтоб не могло деянием назваться, ибо ничто само собою и без причины или внешнего действа приключиться не может. Причины же всякому приключению разные, как от Бога, так и от человека, но про это довольно, не буду толковать пространнее. Кому же интересно изъяснение сего, советую ознакомиться с «Физикой» и «Моралью» господина Вольфа1.

    Божественная. Церковная. Гражданская. Естественная . Что же история в себе заключает, об этом кратко сказать невозможно, ибо обстоятельства и намерения писателей бывают в этом отношении разные. Так, бывает по обстоятельствам: 1) История сакральная или святая, но лучше сказать божественная; 2) Екклезиастика, или церковная; 3) Политика или гражданская, но у нас более привыкли именовать светская ; 4) Наук и ученых. И прочие некоторые, не так известные. Из сих первая представляет дела божеские, как Моисей и другие пророки и апостолы описали. К ней же примыкает история натуральная или естественная, о действиях, производящихся силами, вложенными при сотворении от Бога. Естественная описывает все происходящее в стихиях, то есть огне, воздухе, воде и земле, а также на земле – в животных, растениях и подземностях. В церковной – о догматах, уставах, порядках, применениях каких-либо обстоятельств в церкви, а также же о ересях, прениях, утверждениях правостей в вере и опровержении неправых еретических или раскольнических мнений и доводов, а к тому обряды церковные и порядки в богослужении. В светскую весьма многое включается, но, главным образом, все деяния человеческие, благие и достохвальные или порочные и злые. В четвертой о начале и происхождении разных научных названий, наук и ученых людей, а также же изданных ими книгах и прочем таком, из чего польза всеобщая происходит.

    II. Польза истории . Незачем рассуждать о пользе истории, которую всякий может видеть и ощущать. Однако ж, поскольку некоторые имеют обыкновение о вещах внятно и подробно рассматривать и рассуждать, многократно, от повреждения их смысла, полезное вредным, а вредное полезным поставляя, а потому в поступках и делах погрешая, то мне подобные рассуждения о бесполезности истории не без прискорбия слыхать случалось, и потому я рассудил, что полезно о том кратко изъяснить.

    Вначале рассудим, что история не иное есть, как воспоминовение бывших деяний и приключений, добрых и злых, потому все то, что мы пред давним или недавним временем чрез слышание, видение или ощущение прознали и вспоминаем, есть самая настоящая история, которая нас или от своих собственных, или от других людей дел учит о добре прилежать, а зла остерегаться. Например, как я вспомню, что я вчера видел рыбака, рыбу ловящего и немалую себе тем пользу приобретающего, то я, конечно, имею в мысли некоторое понуждение точно так же о таком же приобретении прилежать; или как я видел вчера вора или другого злодея, осужденного на тяжкое наказанию или смерть, то меня, конечно, страх от такого дела, подвергающего погибели, удерживать будет. Таким же образом, все читаемые нами истории и события древние иногда так чувствительно нам воображаются, как если бы мы сами то видели и ощущали.

    Посему можно кратко сказать, что никакой человек, ни одно поселение, промысл, наука, ни же какое-либо правительство, а тем более один человек сам по себе, без знания оной совершенен, мудр и полезен быть не может. Например, о науках взяв.

    Богословию история нужна . Первая и высшая есть богословие, т. е. знание о Боге, его премудрости, всемогуществе, кое единственное к будущему блаженству нас ведет и пр. Но не может никакой богослов мудрым назваться, ежели он не знает древних дел божеских, объявленных нам в писании святом, а также когда, с кем, о чем в догматах или исповедании прения были, кем что утверждено или опровергнуто, для чего древней церковью некоторые уставы или порядки применены, отставлены и новые введены. Следственно, им история божественная и церковная, а к тому и гражданская просто необходимы, о чем Гуэций2, славный французский богослов, достаточно показал.

    Юрист пользуется историей . Вторая наука юриспруденция, которая учит благонравию и обязанности каждого перед Богом, перед самим собой и другими, следственно, приобретению спокойности души и тела. Но не может никакой юрист мудрым назван быть, если не знает прежних толкований и прений о законах естественных и гражданских. И как может судья право дела судить, если древних и новых законов и причин применениям не знает? Для того ему нужно историю законов знать.

    Третья – медицина или врачество, которая в том состоит, чтоб здравие человека сохранить, а утраченное возвратить или по меньшей мере болезни развития не допустить. Сия наука целиком зависит от истории, ибо должно ему от древних знание получить, от чего какая болезнь приключается, какими лекарствами и как лечится, какое лекарство какую силу и действо имеет, чего собственным испытанием и дознанием никто б ни во сто лет познать не мог, а опыты над больными делать есть такая опасность, что может его душою и телом погубить, хотя то у некоторых невежд нередко случается. О прочих многих частях философии не упоминаю, но кратко можно сказать, что вся философия на истории основана и оною подпираема, ибо все, что мы у древних, правые или погрешные и порочные мнения, находим, суть истории к нашему знанию и причины к исправлению.

    Политической части. Янус . Политика же из трех разных частей состоит: управление внутреннее, или экономия, рассуждения внешние и действия воинские. Все сии три не меньше истории требуют и без нее быть совершенными не могут, потому что в экономическом управлении нужно знать, какие от чего прежде вреды приключились, каким способом отвращены или уменьшены, какие пользы и чрез что приобретены и сохранены, по которым о настоящем и будущем мудро рассуждать возможно. Из-за этой-то мудрости древние латины короля их Януса с двумя лицами изобразили, потому что о прошедшем обстоятельно знал и о будущем из примеров мудро рассуждал.

    > Алфавитный каталог Скачать все тома в Djvu

    История Российская с самых древнейших времен неусыпными трудами через тридцать лет собранная и описанная покойным тайным советником и астраханским губернатором, Василием Никитичем Татищевым

    Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать
    • История Российская с самых древнейших времен неусыпными трудами через тридцать лет собранная и описанная покойным тайным советником и астраханским губернатором, Василием Никитичем Татищевым. Книга первая. Часть первая
    • История Российская с самых древнейших времен неусыпными трудами через тридцать лет собранная и описанная покойным тайным советником и астраханским губернатором, Василием Никитичем Татищевым. Книга первая. Часть вторая
    • История Российская с самых древнейших времен неусыпными трудами через тридцать лет собранная и описанная покойным тайным советником и астраханским губернатором, Василием Никитичем Татищевым. Книга вторая
    • История Российская с самых древнейших времен неусыпными трудами через тридцать лет собранная и описанная покойным тайным советником и астраханским губернатором, Василием Никитичем Татищевым. Книга третья
    • История Российская с самых древнейших времен неусыпными трудами через тридцать лет собранная и описанная покойным тайным советником и астраханским губернатором, Василием Никитичем Татищевым. Книга четвертая
    • История Российская с самых древнейших времен неусыпными трудами через тридцать лет собранная и описанная покойным тайным советником и астраханским губернатором, Василием Никитичем Татищевым. Книга пятая, или по сочинителю часть четвертая древней летописи русской
    Скачать все тома в Pdf История Российская с самых древнейших времен неусыпными трудами через тридцать лет собранная и описанная покойным тайным советником и астраханским губернатором, Василием Никитичем Татищевым

    История Российская с самых древнейших времен неусыпными трудами через тридцать лет собранная и описанная покойным тайным советником и астраханским губернатором, Василием Никитичем Татищевым

    Скачать

    История Российская с самых древнейших времен неусыпными трудами через тридцать лет собранная и описанная покойным тайным советником и астраханским губернатором, Василием Никитичем Татищевым. Книга первая. Часть вторая

    Скачать

    История Российская с самых древнейших времен неусыпными трудами через тридцать лет собранная и описанная покойным тайным советником и астраханским губернатором, Василием Никитичем Татищевым. Книга вторая

    Скачать

    История Российская с самых древнейших времен неусыпными трудами через тридцать лет собранная и описанная покойным тайным советником и астраханским губернатором, Василием Никитичем Татищевым. Книга третья

    Скачать

    История Российская с самых древнейших времен неусыпными трудами через тридцать лет собранная и описанная покойным тайным советником и астраханским губернатором, Василием Никитичем Татищевым. Книга четвертая

    Скачать

    История Российская с самых древнейших времен неусыпными трудами через тридцать лет собранная и описанная покойным тайным советником и астраханским губернатором, Василием Никитичем Татищевым. Книга пятая, или по сочинителю часть четвертая

    Скачать Скачать все тома с BitTorrent (PDF) История Российская с самых древнейших времен неусыпными трудами через тридцать лет собранная и описанная покойным тайным советником и астраханским губернатором, Василием Никитичем Татищевым

    История Российская с самых древнейших времен неусыпными трудами через тридцать лет собранная и описанная покойным тайным советником и астраханским губернатором, Василием Никитичем Татищевым

    История Российская с самых древнейших времен неусыпными трудами через тридцать лет собранная и описанная покойным тайным советником и астраханским губернатором, Василием Никитичем Татищевым. Книга первая. Часть вторая

    История Российская с самых древнейших времен неусыпными трудами через тридцать лет собранная и описанная покойным тайным советником и астраханским губернатором, Василием Никитичем Татищевым. Книга вторая

    История Российская с самых древнейших времен неусыпными трудами через тридцать лет собранная и описанная покойным тайным советником и астраханским губернатором, Василием Никитичем Татищевым. Книга третья

    История Российская с самых древнейших времен неусыпными трудами через тридцать лет собранная и описанная покойным тайным советником и астраханским губернатором, Василием Никитичем Татищевым. Книга четвертая

    История Российская с самых древнейших времен неусыпными трудами через тридцать лет собранная и описанная покойным тайным советником и астраханским губернатором, Василием Никитичем Татищевым. Книга пятая, или по сочинителю часть четвертая

    Скачать все тома с BitTorrent (DjVU) История Российская с самых древнейших времен неусыпными трудами через тридцать лет собранная и описанная покойным тайным советником и астраханским губернатором, Василием Никитичем Татищевым

    История Российская с самых древнейших времен неусыпными трудами через тридцать лет собранная и описанная покойным тайным советником и астраханским губернатором, Василием Никитичем Татищевым

    История Российская с самых древнейших времен неусыпными трудами через тридцать лет собранная и описанная покойным тайным советником и астраханским губернатором, Василием Никитичем Татищевым. Книга первая. Часть вторая

    История Российская с самых древнейших времен неусыпными трудами через тридцать лет собранная и описанная покойным тайным советником и астраханским губернатором, Василием Никитичем Татищевым. Книга вторая

    История Российская с самых древнейших времен неусыпными трудами через тридцать лет собранная и описанная покойным тайным советником и астраханским губернатором, Василием Никитичем Татищевым. Книга третья

    История Российская с самых древнейших времен неусыпными трудами через тридцать лет собранная и описанная покойным тайным советником и астраханским губернатором, Василием Никитичем Татищевым. Книга четвертая

    История Российская с самых древнейших времен неусыпными трудами через тридцать лет собранная и описанная покойным тайным советником и астраханским губернатором, Василием Никитичем Татищевым. Книга пятая, или по сочинителю часть четвертая

    Крупный исторический труд русского историка В. Н. Татищева, одно из важнейших произведений русской историографии второй четверти XVIII века, значительный этап в её переходе от средневекового летописного к критическому стилю повествования.

    «История» состоит из четырех частей, сохранились также некоторые наброски по истории XVII века.

    • Часть 1. История с древнейших времен до Рюрика.
    • Часть 2. Летопись от 860 до 1238 года.
    • Часть 3. Летопись от 1238 до 1462 года.
    • Часть 4. Непрерывная летопись от 1462 до 1558 года, а далее ряд выписок об истории Смутного времени.
    Лишь первая и вторая части относительно завершены автором и включают значительное число примечаний. В первой части примечания распределены по главам, вторая в окончательной редакции содержит 650 примечаний. В третьей и четвертой частях примечания отсутствуют, кроме глав о Смутном времени, содержащих некоторые ссылки на источники.
    gastroguru © 2017