Русь в IX – первой половине XII вв. Феодализм Западной Европы и социально-экономический строй Древней Руси: сходства и различия. утверждение кровной мести. Восточные славяне в древности

Европа и древнерусские Земли в 4-12 вв.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАННЯЯ ИСТОРИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

Считают, что праславяне выделились из индоевропейской группы народов к 1 тысячелетию до н. э. «Венедами» их называли в своих произведениях античные историки, такие как Тацит, Плиний старший и др. Название «славяне» появилось в источниках где-то с 6 в. н. э.

Восточные славяне – это предки русских, украинцев и белорусов, которые расселились на Восточно-европейской равнине в VI–VII вв. Становление государства(политогенез)у них значительно затянулся, что было связано главным образом с тем, что восточные славяне были значительно удалены от тогдашних центров мировой цивилизации. Таким образом, они не могли заимствовать и развить их цивилизацион-ный опыт. Данный самостоятельный путь развития цивилизации в исторической науке принято называть бессинтезным.

Почти до самого конца IX столетия у восточных славян оставался в действии родоплеменной строй. Роды восточных славян объединялись в племена, а племена в более крупные образования – союзы племен. Возникновение таких более крупных групп на основе более мелких объясняют зачастую одной важной причиной – ростом населения и, таким образом, острой необходимостью осваивать все новые и новые территории.

У восточных славян действовала примитивная форма демократии:

1) все наиболее важные вопросы должны были решаться на родовых или племенных собраниях (вечах) ;

2) большой вес имело при принятии тех или иных решений мнение пожилых сородичей – старейшин. В этот же период появляется должность военного вождя (князя), необходимыми атрибутами которого считались особое происхождение, физическая сила и военная доблесть. Князь имел свою дружину воинов, возглавлял племя во время войны. При этом вождь оставался первым среди равных. Часто форму демократии у восточных славян называют «военной демократией».



Территориально союзы племен восточных славян расселились следующим образом:

1) племена полян, древлян, дреговичей и северян занимали территорию среднего Приднепровья и Полесья;

2) волыняне и бужане заселили западную оконечность Русской равнины;

3) радимичи и вятичи проживали на востоке равнины;

4) уличи и тиверцы поселились на юге;

5) союз племен кривичей осваивал нечерноземную зону;

6) ильменские славяне размещались в северо-западных регионах.

Для родовых общин восточных славян было характерно отсутствие частной собственности, все имущество являлось коллективным.

Хозяйство было еще слабо развито. В основе хозяйства находилось земледелие, которое отличалось примитивным характером, велось без соблюдения севооборота. Восточные славяне использовали несовершенный плуг («рало»). Вместе со скотоводством у восточных славян в VII–IX II вв. были развиты промыслы. В особенности были развиты рыболовство и бортничество (собирательство меда диких пчел). Внутренняя торговля в этот период только зарождалась, хотя уже получила развитие внешняя торговля. Так, например, восточные славяне вели активную торговлю с Византией, древними скандинавами (варягами), народами Востока. Продавали они меха, мед, воск, рабов, а покупали оружие, вина, ткани. Самыми знаменитыми были торговые пути, которые назывались «из варяг в греки» (шел из Балтийского моря в Черное по Днепру) и «из варяг в арабы» (из Балтийского море в Каспийское по Волге).

ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. КИЕВСКАЯ РУСЬ

На рубеже VIII–IX вв. у восточных славян складываются предпосылки для образования государства:

1) общественное разделение труда;

2) переход от присваивающего к производящему хозяйству;

3) появление профессиональных дружин, возглавляемых князьями.

Таким образом, возникновение государства на Руси – явление исторически закономерное. Большинство историков связывают возникновение древнерусского государства с объединением политических центров в Новгороде и Киеве под единое руководство, осуществленное князем Олегом в 882 г.

В исторической науке существуют две основные версии о происхождении древнерусского государства:

1) норманнская теория;

2) антинорманнская теория.

Норманнская теория. Историки, придерживавшиеся этой версии, считали, что древнерусское государство было создано норманнами (скандинавскими викингами, которых на Руси называли варягами). Ее суть заключается в следующем: русское государство было создано выходцами из Скандинавии, варягами. В 862 г. славяне пригласили варяжского князя Рюрика с дружиной, он и стал основателем первой русской княжеской династии.

Теория была широко распространена в XVIII–XIX вв. Авторами ее были ученые: Г. Байер, Г. Миллер и А. Шле-цер. Придерживались данной теории М.М. Щербатов и Н.М.Карамзин.

Антинорманнская теория. Хотя сам факт пребывания варягов в IX–X вв. на территории Киевского княжества не подлежит сомнению, это не доказывает, что датой образования государства можно считать 862 г. Раннеклассовое государство рождалось всегда в кровопролитной борьбе за власть, поэтому в мировой истории нередкими были случаи «приглашения» какой-то третьей силы. Государственность не является предметом импорта или экспорта. Это закономерный процесс, результат исторического развития. Когда славяне приглашали Рюрика на княжение, они уже имели у себя данную форму власти. Этой теории придерживались и развивали ее: М.В. Ломоносов, И.Е. Забелин, Д.И. Иловайский, М.С. Грушевский, Б.А. Рыбаков.

Несомненно, первым главой государства историки однозначно признают Рюрика (862–879 гг.). Он передал власть своему родственнику Олегу, оставив его править при своем малолетнем сыне Игоре.

В 882 г. Олег завоевал Киев, сделав его столицей государства, объединив под своей властью Новгород и Киев. Именно с этого времени можно говорить о существовании на Руси не просто государственности, а древнерусского государства. Затем он покорил древлян, северян, радимичей. Князь установил размер дани, приказал построить оборонительные крепости в степи.

Олег вел активную внешнюю политику. В 907 г. он подписал договор с Византией о привилегиях для русских купцов. Договор 911 г. регламентировал отношения двух стран по политическим и правовым вопросам.

В 912 г. к власти пришел сын Рюрика, Игорь. В 945 г. Игоря убивают древляне из-за возложенной на них очень тяжелой дани. Правление Ольги (945–957) характеризуется установлением политических отношений с Византией. Ее сын Святослав (957–972) предпочитает громкую славу воина четкой политической линии правителя, он разгромил Хазарский каганат. Конфликтовал с Византией. Погиб в бою при внезапном нападении печенегов на его лагерь.

ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО В X – НАЧАЛЕ XII в

При Владимире Святославиче (980-1015)

Киевская Русь уже приобрела черты раннефеодальной монархии.

Политический строй древнерусского государства сочетал в себе как институты феодальной формации, так и первобытно-общинного строя. Позднее при Ярославе Владимировиче (1019–1054) феодальные черты получили дальнейшее развитие. Во главе государства стоял князь, который правил в Киеве. Он являлся старейшим в роде Рюриковичей, ему должны были подчиняться князья племенных союзов. Это, как правило, были сыновья и племянники великого князя.

В 1023 г. князь Ярослав Владимирович поделил со своим братом Мстиславом области влияния. Таким образом, к Ярославу отошел запад Руси с Киевом, а Мстиславу – юго-восток Руси с городом Черниговом. В 1030–1031 гг. братья вместе совершили поход против Польши. В 1036 г. после смерти Мстислава Ярослав стал единым правителем Руси. В дальнейшем Ярослав принимает решение разделить подчиненную ему территорию между сыновьями: Святославу достался Чернигов, Изяс-лаву он отдает Новгород, а Всеволоду – Переславль.

Социально-политический строй древнерусского государства Ярославу принадлежит редакция законодательного сборника «Русская правда», в котором: 1)были приняты все меры по защите представителей высшего социального слоя Киевской Руси; штраф, вводимый за убийство боярина, составлял 80 гривен, что было в 2 раза больше, чем за убийство простого общинника; 2)происходила также дальнейшая дифференциация социальной структуры раннефеодальной монархии.

При этом появилась категория экономически зависимых людей, которых называли закупами. Если закуп в срок не отрабатывал долг, то он мог стать холопом. «Рядовичами» называли тех людей, которые заключали договор («ряд») о службе феодалу на каких-либо условиях; 3)дифференциации подвергался и высший слой: зарождается боярское землевладение. А представители младшей дружины вошли в бюрократический аппарат князя, исполняли административные обязанности в мирное время. В частности, мечниками называли судебных чиновников, мытниками – сборщиков торговых пошлин. Обособленно стояли тиуны, которые заведовали всем княжеским хозяйством.

Князья назначали посадников, которые являлись их наместниками в городах, воевод и тысяцких.

Территории, управляемые наместниками киевского князя, получили название «волость».

После длительной череды междоусобных войн, когда княжеский престол передавался по очереди детям и внукам Ярослава, сравнительное спокойствие наступило во время правления Владимира Мономаха (1113–1125). Споры за великое княжение поясняются существовавшим в то время порядком наследования власти, она переходила не от отца к старшему сыну, а по родовому старшинству: правил тот, кто был старшим в роду Рюриковичей.

В 1097 г. по инициативе Владимира Мономаха был собран княжеский съезд в Любече, где князья разграничили сферу своего политического влияния, что привело позднее к феодальной раздробленности.

Владимир Мономах, получив великокняжеский престол, проводил линию на сглаживание княжеского сепаратизма и провизантийскую внешнюю политику и активно боролся с печенегами.

План:

I. Возникновение государственности у восточных славян

1.1 Причины возникновения государства

1.2 Предпосылки образования государства

1.3 Этапы становления и развития Древнерусского государства

II. Первые князья

2.1 Рюрик

2.2 Олег

2.3 Игорь

2.4 Ольга

2.5 Святослав

2.6 Владимир I

2.7 Ярослав Мудрый

2.8 Владимир Мономах

2.9 Мстислав Великий

III. Принятие христианства на Руси

3.1 Причины принятия христианства

3.2 Значение принятия христианства

3.3 Следствие принятия христианства

IV. «Русская Правда»

4.1 Значение принятия «Русской Правды»

V. Любечский съезд князей

Причины возникновения государства у восточных славян.

«путь из варяг в греки»

Экономическое развитие восточнославянских территорий, втягивание их в международную транзитную торговлю (Киевская Русь образовалась на «пути из варяг в греки» — торговом водно-судоходном пути, функционировавшем VIII — XI вв. и соединившем бассейны Балтийского и Черного морей), необходимость защиты от внешних врагов, имущественное и социальное расслоение общества.

Предпосылки образования государства у восточных славян.

Переход от родовой общины к соседской, складывание межплеменных союзов, развитие промыслов, ремесел и торговли, необходимость объединения для отражения внешней угрозы.

В XVIII в. сложились теории образования древнерусского государства. Согласно норманской теории государство Русь создано норманскими (варяжскими, русское название скандинавских народов) князьями, пришедших по приглашению восточных славян (авторы Г. Байер, Г. Миллер, А. Шлецер). Сторонники антинорманской теории считали, что определяющим фактором вв процессе образования любого государства являются объективные внутренние условия, без которых никакими внешними силами его создать невозможно (автор М.В. Ломоносов).

Этапы становления государства.

📍 Первый этап (IX — X вв.) — объединение восточнославянских племен, становление единого государства. Образование государства Русь происходило на основе двух центров: южный сложился вокруг г. Киева (основатели братья Кий, Щек, Хрив и сетра Лыбедь) в середине IX в. Северный центр сформировался вокруг г. Новгорода.

Древнерусское государство на этом этапе представляло собой раннефеодальную монархию, где власть передавалась по наследству. Во главе государства стоял великий князь, ему принадлежала верховная законодательная, исполнительная власть. Он выполнял обязанности верховного военачальника, являлся главой дипломатической деятельности. Помогал князю в управлении Совет (верхушка дружины — княжьи мужи).

Дружина состояла из «старшей» (выполняла поручения князя) и «младшей»: отроки и детские (личные слуги князя). Удельные князья находились в вассальной зависимости от великого князя (личная зависимость мелких феодалов от крупных).

📍 Второй этап (конец X — XI вв.) — расцвет государства, создание системы власти и военной организации.

📍 Третий этап (конец XI — первая половина XII вв.) — начало распада государства, раздробленности и княжеских усобиц)

Первые князья.

Князь Деятельность Результат
Рюрик (родоначальник династии Рюриковичей)

862 – 879 гг.

862 г. – призван на княжение ильменскими словенами, чудью и весью из варяжских земель. Княжил в Ладоге, а затем во всех новгородских землях ✔︎ основатель династии Рюриковичей
Олег Вещий (т.е. мудрый) есть сведения, что он являлся родственников Рюрика

879 – 912 гг.

— 882 г. – захват Киева (убил Аскольда и Дира) и превратил его в столицу Древнерусского государства;
— подчинил племена древлян, северян, радимичей;
— 907, 911 гг. – успешные походы на Византию
✔︎ объединение территории Древнерусского государства
✔︎ выгодные торговые договора с Византией
✔︎ установление контроля над торговым путем «из варяг в греки»
Игорь (сын Рюрика)

912 – 945 гг.

915 г. – мир с печенегами;
922 г. – подчинение племени уличей;
941 г. – неудачный поход на Византию;
(русские ладьи были сожжены «греческим огнем» — нефтью);
944 г. – взаимовыгодный договор с Византией;
943 г. – поход на Северный Кавказ;
945 г. – поход за данью к древлянам и гибель (князь древлян — Мал);
✔︎ безопасность границ со стороны кочевников;
✔︎ окончательное объединение славянских племен;
✔︎ выгодные торговые отношения с Византией;
✔︎ необходимость реформы сбора дани;
Ольга (жена князя Игоря)

945 – 969 гг. – в 957 г. передала власть Святославу, но во время его походов руководила государством

945 г. – окончательное покорение древлян (взятие Искоростеня)
Установила четкий порядок сбора дани («полюдья»): уроки – точный размер дани; погосты – точное место сбора дани;
Прекратила внешние походы.
955 г. (957 г.) – приняла личное христианство под именем Елены;
968 г. – руководила защитой Киева от печенегов
✔︎ занялась внутренней политикой
✔︎ изменение способа взимания дани;
✔︎ начало проникновения христианской культуры на Руси
Святослав I (сын князя Игоря и княгини Ольги)

957 – 972 гг.

965 г. – разгромил Хазарский каганат и его столицу Итиль
965 г. – установил союзные отношения с ясами и касогами;
966 г. – присоединил племя вятичей;
968 г. – походы в Дунайскую Булгарию и вел войны с Византией;
969 – 972 гг. – военные столкновения с печенегами;
971 г. – заключил договор с Византией;
Назначал сыновей наместниками в восточнославянские земли вместо племенных князей.
972 – 980 гг. – первая междоусобная война за власть между сыновьями Святослава – Ярополком и Олегом, Владимиром и Ярополком, победа Владимира

— активная внешняя политика;
✔︎ появление сыновей-наместников;
✔︎ начало междоусобных войн;
Владимир I («Красное Солнышко», Святой, Равноапостольный) сын Святослава I

980 – 1015 гг.

980 – языческая реформа
987 – союз с Византией
988 – брак с византийской царевной Анной – начало распространения христианства;
981 – 982 – походы на вятичей
981 – отвоевал у Польши Червенские города
984 – поход на радимичей
Предпринял успешные походы на печенегов, основал новые крепости-города (Переяславль, Белгород)
✔︎ введение христианства на Руси;
✔︎ расширение территории Киевской Руси;
✔︎ основание новых городов-крепостей;
Ярослав Мудрый (сын Владимира I)

1019 – 1054 гг.

1015 – 1019 – междоусобные войны между Ярославом и его братьями Святополком Окаянным и Мстиславом Тмутараканским – утверждение на Киевском престоле Ярослава. Гибель Бориса и Глеба.
Династические браки.
Походы в Прибалтику, польско-литовские земли, в Византию;
1036 г. – окончательный разгром печенегов под Киевом (в память об этом возведен Софийский собор)
Основатель письменного русского законодательства:
1016 г. – начало составления свода законов «Русской Правды»
1051 г. – избрание епископами первого русского митрополита Илариона
✔︎ междоусобицы;
✔︎ разгром печенегов;
✔︎ появление законодательства;
✔︎ Киевская митрополия отделена от Византийской;
✔︎ укрепление международного авторитета Руси;
Владимир II Мономах (внук Ярослава Мудрого, сын князя Всеволода I и Марии, дочери византийского императора Константина IX Мономаха)

1113 – 1125 гг.

1113 г. – ввел в действие «Устав Владимира Мономаха», по которому ограничивались проценты по займам и запрещалось обращать в рабство отрабатывающих долг зависимых людей; ограничение прибыли ростовщиков;
1116 – 1119 гг. – участвовал в борьбе за власть с Глебом Минским.
Написал «Поучение детям», в котором осуждал усобицы и призывал к единству русской земли (е го соперниками были Святополк Киевский и Олег Черниговский, который приводил половцев на Русь);
✔︎ борьба за сохранение единства Руси;
Мстислав I Великий (сын Владимира Мономаха) 1127 г. – присоединил к Киеву Полоцкое удельное княжество;
Организовал успешные походы против половцев, Литвы, черниговского князя Олега Святославича;
Продолжил политику Владимира Мономаха и сумел сохранить единство Древнерусского государства
✔︎ расширение границ Киевской Руси;
✔︎ сохранение единства Руси

Принятие христиаснтва.

крещение Руси

В 980-987 гг. – Владимира I проводит языческую реформу. Создает единый пантеон богов разных племен во главе с Перуном. Восстанавливает человеческие жертвоприношения. Но результата реформа не принесла.

В 988 году Русь приняла христианство по византийскому образцу.

Причины принятия христианства:

✔︎ дипломатическое признание Руси ведущими державами мира;

✔︎ идеологическое обоснование социального неравенства;

✔︎ объяснение единоначалия (один бог — один правитель);

✔︎ развитие культуры уровня ведущих стран Европы;

Значение принятия христаиснтва:

Десятинная церковь

✳︎ ускорило консолидацию древнерусских народов;

✳︎ создание единой государственности и единой церковной организации;

✳︎ ускорилась социальная дифференциация общества;

✳︎ укрепление центральной власти;

✳︎ развитие и формирование единой русской культуры;

Результат принятия христианства:

✔︎ укрепление государства и власти великого князя;

✔︎укрепление международного положения Руси, сближение ее с другими христианскими странами;

✔︎обогащение русской культуры (распространение письменности, грамотности, школ, появление храмового зодчества, иконописи, мозаики, фресок);

✔︎появление церковного брака, моногамной семьи, христианской морали;

✔︎возникновение новой политической организации – церкви (первая церковь была деревянная – Десятинная);

Следствие принятия христианства: существенные изменения в этническом, социально-экономическом, политическом и культурном развитии Руси.

«Русская Правда».

Ярослав Мудрый

Это первый письменный свод законов, который появился при Ярославе Мудром. Она дошла до нас в трех редакциях:

📌 Краткая (XI в.) состояла из двух частей: Правда Ярослава и Правда Ярославичей;

📌 Пространная (XII в.) включала Устав князя Ярослава и устав Владимира Мономаха;

📌 Сокращенная (XV в.)

Значение принятия «Русской Правды»:

✔︎ способствовала усилению центральной власти;

✔︎ стала одним из самых первых нормативно-правовых документов, который использовался в качестве основного общегосударственного закона;

✔︎ всегда оставалась основным источником, который брался законодателями за основу как образец единого правового документа;

✔️ свободное население князья, духовенство, бояре ; дружинники; людины — свободные крестьяне; купцы; ремесленники . Смерды — вся масса сельского населения первоначально свободная, но постепенно попадающее в зависимость;

✔️ зависимое население закупы — человек, взявший ссуду (купу) деньгами или товарами в долг у феодала и обязанный работать на феодала до возвращения купы; изгой — холоп, отпущенный на волю без земли; рядович — временнообязанный, полусвободный смерд, попавший во временную зависимость в силу «ряда» — договора, на основании которого он работал на хозяина; холопы — категория зависимого населения на Руси, находившаяся в полной собственности своего господина.

Любечский съезд князей.

После смерти Ярослава Мудрого великокняжеский престол наследует его сын Изяслав (1054 — 1068 гг.). Большая часть его княжения характеризуется равным участием в государственном управлении великого князя и его младших братьев — черниговского князя Святослава и переяславского Всеволода. Братья вместе предприняли пересмотр «Русской Правды» (приня так называемую Правду Ярославичей). В 1068 году Изяслав вместе с братьями потерпел поражение на р. АЛьте в битве против половецкого хана Шарукана.

В 1097 году состоялся съезд князей в Любече, юридически оформивший феодальную раздробленность. Князья заключили соглашение, фактически упразднившее удельно-лествичную систему престолонаследия. Княжества-уделы признавались вотчинами их держателей и их потомства.

Владимир II Мономах (1113 — 1125 гг.) на короткое время приостановил распад государства. В 1111 г. окончательно разгромил половцев, подавил восстание в Киеве (1113 г.), издал новый сборник законов «пространная Правда» (или Устав).

В 1132 г. со смертью Мстислава Великого (1125 — 1132), сын Владимира Мономаха) — официальное начало периода феодальной раздробленности.

События зарубежной истории IX — начала XII вв. (до 1132 года).

✳︎ падение Западной Римской империи — 476 год — V век;

✳︎ возникновение государства франков — 486 года — V век;

✳︎ правление Юстиниана в Византийской империи — 527-565 годы — VI век;

✳︎ возникновение ислама — 610 год — VII век;

✳︎ возникновение государства у арабов (Арабский халифат) — 632 год — VII век;

✳︎ провозглашение Карла Великого императором — 800 год — IX век;

✳︎ распад Франкской империи — 843 год — IX век;

✳︎ образование Священной Римской империи — 962 год — X век;

✳︎ разделение христианской церкви на Восточную (православную) и Западную (католическую) — 1054 год — XI век;

✳︎ нормандское завоевание Англии — 1066 год — XI век;

✳︎ первый крестовый поход — 1096 год — XI век;

(встречается в ЕГЭ):

✔︎ начало крестовых походов (первый крестовый поход) — 1096 год — XI век;

✔︎ нормандское завоевание Англии — 1066 год — XI век;

✔︎ образование Священной Римской империи — 962 год — X век;

✔︎ распад Франкской империи — 843 год — IX век;

✔︎ разделение христианской церкви на Восточную (православную) и Западную (католическую) (великая схизма) — 1054 год — XI век;

Русь в IX — начале XII века (до 1132 года) (встречается в ЕГЭ):

Процессы (явления, события) и факты:

📍внешнеполитическая деятельность первых русских князей — подписание договора между Русью и Византией;

📍внешнеполитическая деятельность первых русских князей — поход Олега на Константинополь;

📍внутренняя политика первых русских князей — установление уроков и погостов;

📍внешняя политика Святослава Игоревича — разгром Хазарского каганата;

📍правление Ярослава Мудрого — разгром печенегов;

📍правление Владимира Мономаха — ограничение прибыли ростовщиков;

📍формирование Древнерусского государства — обложение данью вятичей;

📍оборона Древнерусского государства от набегов кочевников — разгром печенегов под Киевом;

📍формирование территории Древнерусского государства — объединение Киева и Новгорода под властью одного князя;

📍складывание древнерусского государства — создание Устава Владимира Мономаха;

📍реформа сбора дани в Древнерусском государстве — установление уроков и погостов;

📍формирование территории государства Русь — захват Олегом Вещим Киева;

📍борьба за власть между сыновьями Владимира Святого — занятие киевского трона Ярославом Мудрым;

📍формирование и развитие законодательства Древнерусского государства — принятие Русской Правды;

События и годы:

✳︎ начало княжения в Киеве Владимира Мономаха — 1113 год;

✳︎ борьба за власть между сыновьями Владимира Святого (Святополка и Ярослава) — 1019 год;

✳︎ заключение договора Руси с Византией (поход князя Олега на Царьград) — 907 год;

✳︎ призвание Рюрика в Новгород — 862 год;

✳︎ поход Святослава на Византию — 970 год;

✳︎ съезд князей в Любече — 1097 год;

✳︎ победа над печенегами Ярослава Мудрого — 1036 год;

✳︎ поход князя Игоря на древлян и его гибель — 945 год;

✳︎ начало княжения в Киеве Мстислава Великого — 1125 год;

✳︎ принятие христианства на Руси — 988 год;

Термины, которые имеют отношение к периоду существования Древнерусского государства:

✓ вервь ✓ младшая дружина ✓ бояре ✓ волхвы

✓ закуп ✓ вече ✓ вира ✓ вирник

✓ христианство ✓ смерд ✓ уроки

✓ погосты ✓ полюдье ✓ рядовичи

Термины и их определение (запись пропущенного слова):

🖍 система севооборота с чередованием пара, озимых и яровых культур — трехполье;

🖍 место сбора дани в Древней Руси, введенное княгиней Ольгой, называлось — погостом;

🖍 вид феодальной земельной собственности с конца XV века противостояла поместью, а в начале XVIII века разница между ними была фактически стерта — вотчина;

Фрагмент источника и его краткая характеристика:

📜 «Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил поза-ди, и сам приступил, неся младенца Игорь. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де «мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим». Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», и показал Игоря: «А это сын Рюрика». И убили Аскольда и Дира…» (Из «Повести временных лет)

✍︎ описываемые события произошли в IX веке;

✍︎ события, описываемые в отрывке, привели к образованию Древнерусского государства;

📜 «Преставился ве­ли­кий князь рус­ский Ярослав. Ещё при жизни дал он на­став­ле­ние сы­но­вьям своим, ска­зав им: «Вот я по­ки­даю мир этот, сы­но­вья мои; имей­те лю­бовь между собой, по­то­му что все вы братья, от од­но­го отца и от одной матери. И если бу­де­те жить в любви между собой, Бог будет в вас и по­ко­рит вам врагов. И бу­де­те мирно жить. Если же бу­де­те в не­на­ви­сти жить, в рас­прях и ссорах, то по­гиб­не­те сами и по­гу­би­те землю отцов своих и дедов своих, ко­то­рые до­бы­ли её тру­дом своим великим; но жи­ви­те мирно, слу­ша­ясь брат брата. Вот я по­ру­чаю стол мой в Киеве стар­ше­му сыну моему и брату ва­ше­му Изяславу; слу­шай­тесь его, как слу­ша­лись меня, пусть будет он вам вме­сто меня; а Свя­то­сла­ву даю Чернигов, а Все­во­ло­ду Переяславль, а Игорю Владимир, а Вя­че­сла­ву Смоленск»» (Из «Повести временных лет) .

✍︎ описываемые события произошли в XI веке;

✍︎ один из исторических деятелей, упомянутых в отрывке, прославился разгромом печенегов под Киевом;

📜 «После того как Владимир начал без помех единовластно править Руссией, к нему стали приходить из разных стран послы, убеждая его принять их веру. Видя различие вер, он и сам отправил собственных послов разузнать про все условия и обряды отдельных вер. Наконец, когда он избрал христианскую веру по греческому обряду, предпочтя ее всем другим, то отправил послов в Константинополь к царям Василию и Константину, обещая принять со всеми своими подданными веру христову и вернуть грекам Корсунь и все остальное, чем он завладел в Греции, если они дадут ему в жены их сестру Анну. По достижении соглашения условились во времени и выбрали местом Корсунь. Когда цари явились туда, Владимир был окрещен, и вместо имени Владимир его нарекли Василием. После брачного торжества, согласно обещанию, он вернул Корсунь и все прочее. Это совершилось в 6496 году от сотворения мира» (Сигизмунд Герберштейн «Записки о Московии»).

✍︎ правитель, упомянутый в отрывке, был прямым потомком Рюрика;

📜 «А скончался благоверный князь Михаил, которого звали Святополком, месяца апреля в 16 день за Вышгородом, привезли его в ладье в Киев, и привели в надлежащий вид тело его, и возложили на сани. И плакали по нему бояре и дружина его вся; отпев над ним полагающиеся песни, похоронили в церкви святого Михаила, которую он сам построил. Княгиня же (жена) его щедро разделила богатство его по монастырям, и попам, и убогим, так что дивились люди, ибо такой щедрой милостыни никто не может сотворить. После того на десятый день устроили киевляне совет, послали к Владимиру, говоря: «Пойди, князь, на стол отчий и дедов». Услышав это, Владимир много плакал и не пошел (в Киев), горюя по брате. Киевляне же разграбили двор Путяты тысяцкого, напали на евреев, разграбили их имущество. И послали вновь киевляне к Владимиру, говоря: «Пойди, князь, в Киев; если же не пойдешь, то знай, что много зла произойдет, это не только Путятин двор или сотских, но и евреев пограбят, а еще нападут на невестку твою, и на бояр, и на монастыри, и будешь ты ответ держать, князь, если разграбят и монастыри». Услышав это, Владимир пошел в Киев»(Из «Повести временных лет).

✍︎ описываемые события произошли в XII веке;

✍︎ в период правления князя, о котором идет речь в отрывке, была дополнена «Русская Правда»;

📜 «Русские же, посовещавшись, вышли против греков с оружием, и в жестоком сражении едва одолели греки. Русские же к вечеру возвратились к дружине своей и ночью, сев в ладьи, отплыли. Феофан же встретил их в ладьях с огнем и стал трубами пускать огонь на ладьи русских. И было видно страшное чудо. Русичи же, видя пламя, бросались в воду морскую, стремясь спастись, и так оставшиеся возвратились восвояси. И, придя в землю свою, поведали — каждый своим — о происшедшем и о ладейном огне. «Будто молнию небесную, — говорили они, — имеют у себя греки, и пуская ее, пожгли нас; оттого и не одолели их». Игорь же, вернувшись, начал собирать множество воинов и послал за море к варягам, приглашая их на греков, снова собираясь идти на них походом»(Из «Повести временных лет).

✍︎ современницей описываемых событий была киевская княгиня Ольга;

✍︎ описываемые события произошли в X веке;

Киевские князья и перечня всех древнерусских князей:

♕ Святополк Изяславич

♕ Ярослав Мудрый

♕ Всеволод Ярославич

События и участники:

⚔️ Любечский съезд князей — Владимир Мономах;

⚔️ заключение договора Руси с Византией — киевский князь Игорь;

⚔️ поражение русского войска от половцев в 1068 году — Изяслав Ярославич;

⚔️ восстание древлян — князь Мал;

⚔️ поход на Византию — Олег Вещий;

⚔️ ограничение произвола ростовщиков — Владимир Мономах;

⚔️ объединение Киева и Новгорода под властью одного князя — Олег Вещий;

⚔️ борьба за власть между сыновьями Владимира Святого — Святополк Окаянный;

Век и событие истории России:

✍️ XI век — начало создания «Русской Правды» («Правды Ярослава»);

✍️ X век — крещение Руси;

✍️ IX век — призвание варягов;

✍️ XII век — смерть Владимира Мономаха;

✍️ X век — разгром Хазарского каганата;

✍️ XI век — разгром печенегов под Киевом;

✍️ XI век — смерть Ярослава Мудрого;

✍️ XI век — Любеческий съезд князей;

✍️ X век — походы Святослава Игоревича;

✍️ XI век — начало княжения Ярослава Мудрого в Киеве;

✍️ IX век — объединение Киева и Новгорода под властью одного князя;

✍️ XII век — начало княжения в Киеве Владимира Мономаха;

Верные суждения к отрывку из исторического источника:

📜 «Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и полян, и северян, и древлян, и радимичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли «Великая скифь». И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом две тысячи. И пришел к Царьграду; греки же замкнули Суд, а город затворили…

И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда поднялся попутный ветер, подняли они в поле паруса и двинулись к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: «Не губи города, согласимся на дань, какую захочешь». И остановил Олег воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено. И испугались греки и сказали: «Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас Богом». И потребовал Олег выплатить дань на две тысячи кораблей: по двенадцать гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей…

Цесари же Леон и Александр заключили мир с Олегом, обязались уплачивать дань и присягали друг другу: сами целовали крест, а Олега с мужами его водили присягать по закону русскому, и клялись те своим оружием и Перуном, своим богом, и Волосом, богом скота, и утвердили мир. И сказал Олег: «Сшейте для руси паруса из паволок, а славянам шелковые», и было так. И повесили щиты свои на вратах в знак победы, и пошел от Царьграда. И подняла русь паруса из паволок, а славяне шелковые, и разодрал их ветер. И сказали славяне: «Возьмем свои толстины, не даны, знать, славянам паруса шелковые». И вернулся Олег в Киев, неся золото и паволоки, и плоды, и вино, и всякое узорочье. И прозвали Олега Вещим, так как были люди язычниками и непросвещенными» (Из Повести временных лет).

✍︎ летопись, в которую вошел данный отрывок, была создана в XII веке;

✍︎ по свидетельству летописца, греки пытались отравить Олега;

✍︎ в отрывке упомянуты названия фино-угорских племен;

📜 «…А теперь поведаю вам, дети мои, о труде своем, как трудился я в разъездах и на охотах с тринадцати лет…

Олег на меня пришел со всеми половцами землею к Чернигову, и билась дружина моя с ними восемь дней за малый вал и не дала им войти в острог. Пожалел я христианских душ, и сел горящих, и монастырей и сказал: «Пусть не похваляются язычники!» И отдал брату отца его стол, а сам пошел на стол отца своего в Переяславль. И вышли мы на святаго Бориса день из Чернигова и ехали сквозь полки половецкие, около ста человек, с детьми и женами. И облизывались на нас половцы точно волки, стоя у перевоза и на горах. Бог и святой Борис не выдали меня им на поживу, невредимы дошли мы до Переяславля. И сидел я в Переяславле три лета и три зимы с дружиною своею, и много бед приняли мы от войны и голода. И ходили на воинов их за Римов, и Бог нам помог, перебили их, а других захватили. И вновь Итлареву чадь перебили, и вежи их взяли, идя за Голтав. И к Стародубу ходили на Олега, потому что он сдружился с половцами. И на Буг ходили со Святополком на Боняка, за Рось. И в Смоленск пошли, с Давыдом помирившись. Вновь ходили во второй раз с Вороницы. Тогда же и торки пришли ко мне с половцами-читеевичами, и ходили мы им навстречу на Сулу. И потом снова ходили к Ростову на зиму, и три зимы ходили к Смоленску. Из Смоленска пошел я в Ростов» (Из «Поучения детям» Владимира Мономаха).

✍︎ сражение с войсками Олега, о котором рассказывает автор, состоялось в XI в.;

✍︎ в отрывке упоминаются имена половецких ханов;

📜 «Как скоро началось сильное сражение, то скифы, окружённые магистром Склиром, не могши выдержать стремления конной фаланги, обратились в бегство и, преследуемые до самой стены, с бесславием упадали мертвы на месте. Сам <…>, израненный и истекший кровию, не остался бы жив, если бы не спасла его наступившая ночь. У неприятелей, говорят, на сём сражении убито было 15 тысяч человек; у наших убитых было только 350 человек и множество раненых. Такую победу одержали римляне в сей битве. <…> всю ночь печалился по побиении своей рати. Но, чувствуя, что ничего уже не может сделать непобедимому нашему войску, почитал обязанностью благоразумного полководца сохранить оставшихся воинов. Итак, на другой день, по утру, посылает к императору просить мира с такими условиями: тавроскифы должны отдать римлянам Доростол, отослать пленных, выйти из Болгарии и возвратиться
в своё отечество, а римляне должны дать им безопасно отплыть на судах своих, не нападая на них с огненосными кораблями (ибо они чрезвычайно боялись мидийского огня, могущего даже камни превращать в пепел), позволить провозить к себе хлеб и посланных для торговли в Византию считать, по прежнему обычаю, друзьями. Государь охотно принял предложение союза (он мир предпочитал войне, зная, что один сохраняет, а другая, напротив того, истребляет народы), утвердил условия и дал каждому по две меры хлеба. Получивших хлеб было 22 тысячи человек, оставшихся из 60 тысяч русского войска; следственно, прочие 38 тысяч пали от римского меча. По утверждении мира <…> просил позволения у государя придти к нему для личных переговоров. Он согласился и, в позлащённом вооружении, на коне приехал к берегу Истра, сопровождаемый великим отрядом всадников, блиставших доспехами. <…> переезжал чрез реку на некоторой скифской ладье и, сидя за веслом, грёб наравне с прочими, без всякого различия. Поговорив немного с императором о мире, сидя в ладье на лавке, он переправился назад. Таким образом кончилась война римлян с россами» (Из Повести временных лет).

✍︎ описываемые события в документе относятся к X веку;

✍︎ в ходе сражений, упоминаемых в тексте, русское войско, по словам автора, потеряло убитыми почти две трети своих воинов;

✍︎ договор, о заключении которого говорится в документе, сохранял торговые связи между Русью и Византией;

📜 «Сказал Святослав матери своей и боярам своим: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае, ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли – паволоки, золото, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии – серебро и кони, из Руси же – меха, и воск, и мед, и рабы». Отвечала ему Ольга: «Разве не видишь – я больна; куда хочешь уйти от меня?» – ибо она уже разболелась. И сказала: «Когда похоронишь меня, отправляйся куда захочешь». Через три дня Ольга умерла, и плакали о ней плачем великим сын ее, и внуки ее, и все люди, и понесли, и похоронили ее на выбранном месте. Ольга же завещала не совершать по ней тризны, так как имела при себе священника – тот и похоронил блаженную Ольгу… Святослав посадил Ярополка в Киеве, а Олега у древлян. В то время пришли новгородцы, прося себе князя: «Если не пойдете к нам, то сами добудем себе князя». И сказал им Святослав: «А кто бы пошел к вам?» И отказались Ярополк и Олег. И сказал Добрыня: «Просите Владимира». Владимир же был от Малуши – милостницы Ольгиной. Малуша же была сестра Добрыни; отец же им был Малк Любечанин, и приходился Добрыня дядей Владимиру. И сказали новгородцы Святославу: «Дай нам Владимира». И взяли к себе новгородцы Владимира, и пошел Владимир с Добрынею, своим дядей, в Новгород, а Святослав в Переяславец» (Из Повести временных лет).

✍︎ источником, из которого приведен данный отрывок, является «Повесть временных лет»;

✍︎ сразу после смерти Святослава киевским князем стал тот из его сыновей, которого сам Святослав при жизни посадил в Киеве;

Древнерусское государство возникло в середине 9 века. Этнической основой Древней Руси были восточнославянские племенные союзы, перечисленные в «Повести временных лет» (поляне, северяне, древляне, кривичи и др.).

К середине 9 века восточнославянское общество достигло последнего этапа разложения первобытно-общинного строя – эпохи военной демократии (эпохи вождеств). Основной экономической ячейкой общества стала отдельная малая семья, владевшая пахотной землёй и основными орудиями труда. Старая патриархально-родовая община разрушилась. Ей принадлежали только лесные и водные угодья. Эта община всё больше превращалась из родовой в соседскую общину 9мир, вервь). Между малыми семьями увеличивалась имущественнаядеференциация. Материальное неравенство семей усугублялась во время частых войн. В результате ранее единые общества раскололись на бедных и богатых. Всё более усиливалась власть вождей племён (князей). Постепенно они окружили себя постоянным войском из дружинников и перестали зависеть от народных собраний. Формально народные собрания собирались ещё долго, но князь и дружина всё аще пренебрегают мнением народного собрания (вече) и фактически выступают в интересах не столько народа, сколько себя лично. Всё чаще князья пытаются передать власть по наследству. Бесконечные войны приводят к коренному расколу общества, которое ради спасения самого себя производит новый социальный институт – государство. Реальным выражением этого государства и были первоначальные князья и их дружины.

В тех случаях, когда социальные отношения в обществе находилось на этапе образования государства оказывалась очень высоко, предпочитали приглашать верховных правителей со стороны. Так случилось и в истории России. По сообщению «Повести временных лет» в середине 9 века кривичи и словены первыми пригласили на княжение одного из варяжных князей. В 862г. Этот князь был изгнан за море, но вскоре новгородцы перессорились между собой и снова послали к варягам послов просить кого-нибудь на княжение. В Новгород пришёл княжить варяжский князь Рюрик. Сам Рюрик стал княжить в новгородской земле, а его ближайшие родственники получили княжение в Изборске и Белоозере. Вскоре Рюрик отправил небольшую дружину во главе с Оскольдом и Диром на юг, чтобы захватить Киев, где в то время княжила местная киевская династия (Чек, Харив, сестра Лыбедь). Так в Киеве стала княжить варяжская династия. В 879г. Умер старый Рюрик, оставив малолетнего сына Игоря. Регентом при Игоре стал родственник Олег. В 882г. Олег с Игорем и большой дружиной двинулся на юг. Он захватил Смоленск, Любеч и Киев, убив при этом Оскольда и Дира. Олег перенёс столицу русского государства из Новгорода в Киев, и сказал при этом: «Да будет Киев матерью городов русских». Новгород был вынужден подчиняться Киеву и платить дань.

Так при Олеге произошло объединение Северной и Южной Руси в рамках нового единого государства под названием Русь. Олег начал политику окняжения, т.е. в подчинение Киеву соседних полевых союзов. Олег силой и оружием подчинил северян и родимичей, при этом освободив их от уплаты дани хазарам. Первой формой эксплуатации ещё свободного Древнерусского населения было полюдье. Оно заключалось в том, что каждую осень в ноябре князь с дружиной выступал на север и обходил все подвластные Киеву территории. К весне дружина с князем возвращались в Киев. Первоначально никакого порядка в сборе дани не было, что приводило к конфликтам.

В 945г. Князь Игорь собрал дань с древлян, но по дороге в Киев дружина возмутилась, что мало награбили. Древляне убили Игоря. Жена Игоря княгиня Ольга отомстила за смерть мужа, провела реформу полюдья. Оно было заменено повозом. Установились твёрдые размеры дани (уроки) и места, куда дань надо было принести (погосты). Это была первая экономическая реформа. Ольга приняла христианство. Сын Игоря и Ольги князь Святослав вошёл в историю Руси, как князь-полководец (победил вятичей, разгромил хазар),пока в 971г. не погиб от рук печенегов.

Новый киевский князь Владимир 1, был незаконный сын Святослава. Главной заслугой Владимира 1 был разгром печенегов и укрепил государственный границы к югу от Киева. Придя к власти, в результате междоусобной войны (убийство Ярополка), Владимир понимал необходимость укрепления княжеской власти. Он начал с устранения соперников, в частности убил полоцкого князя Роголда, а затем перешёл к реформированию языческих культов. Для поклонения было избрано 6 общерусских культов, а все остальные культы запрещались. Эта реформа произошла в 980 году. Однако, централизация языческих культов успеха не имела. Люди поклонялись общерусским Богам. Убедившись в том, что эта реформа бесполезна, он решил встать на путь княгини Ольги. После продолжительного процесса выбора религии в 988 году Русь принимает христианство в его православном варианте из Византии. Сам Владимир крестился в Херсонесе.

Плюсы принятия христианства:

1) Русь вошла в семью европейских государств.

2) Русь приобщилась к византийской культуре.

3) Укрепилась единоличная власть великого киевского князя. Христианство требовало подчинения князю.

4) Укрепление Древнерусского государства. Христианство запрещало смертную казнь.

Христианство – религия классового общества. Способствовала новым формам угнетения народа, объединению древнерусских племён в единый древнерусский народ. Феодальные отношения зародились в Древнерусском обществе на первобытной основе. Главным признаком феодализма является владение землёй, людьми, которые несли военную или иную службу государству. Собственник или владелец земли одновременно обладал и реальной властью. Феодалы получали землю в собственность путём насильственного захвата крестьянских земель, а затем из рук тех самых крупных феодалов, которые уже успели составить крупные земельные владения. На протяжении 15-16вв. в Древней Руси сложились две основные формы крупного феодального землевладения: вотчина и поместье. Первой появилась вотчина. Она представляла собой неотчуждаемую частную земельную собственность, передаваемую от отца к сыну. Они принадлежали князю, его семье, боярам, монастырям. Поместье – условное земельное держание, при котором земля давалась временно, условно, за службу государству или иному феодалу. Когда служба заканчивалась, её отбирали и передавали реальному владельцу. Феодальный способ пр-ва базируется на получении особого дохода феодала, именуемого земельной рентой без любых вложений и затрат. Исторически на Руси сложились 3 формы ренты:

1) Натуральная (продуктовая, оброк)

2) Отработочная (барщина)

3) Денежная.

Ренту уплачивали крестьяне в качестве арендной платы за землю, которую они арендовали у феодалов. Феодалы были заинтересованы в том, чтобы земля постоянно находилась в обработке. Однако, вплоть до середины 17в. Русское крестьянство оставалось свободным. Поэтому вся история русского средневековья представляет собой процесс постепенного закрепощения русских крестьян. Для того, чтобы привязать крестьян к определённой земле правительство использовало как экономическое, так и неэкономическое принуждение, опираясь на государство и законы.

Ещё одной особенностью русского феодализма было то, что по сравнению с Западноевропейским феодализмом наш феодализм возник позже и развивался медленнее чем на Западе. На Руси долгое время сохранялось в качестве пережитка рабство (холопство) и патриархально-родовой уклад.

Длительное время феодалом для русского крестьянства выступало государство. Основным источником для изучения русского феодализма служат законодательные памятники. Для древнерусского периода таким памятником является «Русская правда», древнейшая редакция которой связана с именем Ярослава Мудрого (1019г.). Эта «Правда» была дана Ярославом Мудрым новгородцам. А с переходом Ярослава на Киевский стол была распространена на всю Русь. После смерти Ярослава Мудрого в 1054г. 3 его сына в 1072г. Дополнили «Правду» Ярослава новыми статьями, которое получили название «Правда Ярославичей!. В 1113г. Владимир Мономах ещё раз дополнил «Русскую правду»новыми статьями, которые именуются «Уставом Владимира Мономаха». В «Уставе» содержались нормы, регулирующие процентную ставку за кредит.

Древнерусское государство сложилось в форме ранней феодальной монархии. Основные классы: феодалы, зависимые крестьяне. Во главе – Великий киевский князь, происходивший из дома Рюриковичей. Однако всю русскую землю считал вотчиной дома Рюриковичей. Князь опирался на Боярскую Думу, в которую входили его родственники и представители старшей дружины. Почти всегда старшую дружину составляли одни бояре. Кроме старшей, существовала и младшая дружина, в которую входили отроки. Из этих лиц назначались мелкие государственные чиновники. Всё свободное население Руси именовалось термином «люди». Зажиточная часть населения в «Русской правде» именовались термином «мужи». Древнерусское общество было достаточно сильно, что выразилось в неодинаковом штрафе за убийство свободного человека. Жизнь богатого человека ценилась в 2 раза больше жизни обычного человека. Штраф за убийство – вира.

«Русская правда» упоминает следующие категории свободного населения: крестьяне-смерды (часть из них уже была экономически зависима от феодалов), рядовичи – люди, взявшие выполнить работу по договору (ряду), закупы – люди, взявшие деньги или другие материальные ценности в долг. Закон охраняет всех. Холопы – абсолютно бесправные люди. Русское крестьянство в это время было организовано в общины. На середину 10-первую половину 11 века приходится расцвет Киевской Руси. В это время княжил Владимир 1.

1.Образование Древнерусского государства. .

Образование Киевского государства - это длительный, сложный процесс объединения различных племен восточных славян. Первые письменные свидетельства о восточных славянах относятся к рубежу I тысячелетия н.э. О славянах сообщают греческие, римские, арабские, сирийские историки. Славяне тогда представляли единую этническую общность. Они жили к востоку от германцев: от Эльбы и Одера до Донца, Оки и Верхней Волги; от Балтийского поморья до среднего и нижнего течения Дуная и Черного моря. Их расселение в VI-VIII вв. Шло по трем направлениям: на юг на Балканский полуостров, на восток и север по Восточно-европейской равнине и на запад -в среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы. Результатом было разделение славянства на три ветви: южную, восточную и западную.

В VI в. происходит обособление из единой славянской общности ветви восточного славянства, на основе которой формируется древнерусская народность. Восточные славяне жили племенными союзами, которых насчитывалось примерно полтора десятка. Каждый союз включал в себя отдельные племена, каких на русской равнине было 100-200. Каждое отдельное племя в свою очередь делилось на множество родов.

Каждый племенной союз имел свою территорию. Наиболее крупным было племя полян, живших по среднему течению Днепр (в районе Киева - будущей столицы древнерусского государства). (*)Земля полян носила название"русь" или "рось" по имени одного из племен, жившего по реке Рось. По мнению академика Рыбакова Б.А., а также некоторых других учёных это название затем было перенесено на всю территорию восточных славян. Существуют также и другие мнения. (*) Название города Киева летопись связывает с именем князя Кия, княжившего в VI в. вместе со своими братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью в среднем Приднепровье. По имени Кия был назван основанный братьями город.

К западу от полян жили древляне, бужане, волыняне, дулебы. К северу от полян - северяне. По реке Москве и Оке - вятичи, в верховьях Волги, Днепра и Западной Двины - кривичи и полочане. Вокруг озера Ильмень жили ильменские славяне. По Днестру жили уличи, хорваты и тиверцы. На реке Соже - родимичи. Между Припятью и Березиной - дреговичи.

Соседями восточных славян были на западе прибалтийские народы: западные славяне (поляки, словаки, чехи); на юге печенеги и хазары, на востоке - Волжская Булгария и многочисленные финно-угорские племена.

Основным занятием восточных славян было земледелие. Это определило их оседлый образ жизни. Они выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо, репу, капусту, свеклу, морковь, редьку, огурцы. Картофель был привезен из Америки позднее в XVIII в. Южные районы обгоняли в своем развитии северные. На севере, в районе таежных лесов господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. В первый год деревья подрубали, они засыхали. На второй год их сжигали и в золу сеяли зерно. Два- три года участок давал неплохой урожай, потом земля истощалась и приходилось уходить на другой участок. Основными орудиями труда были топор, мотыга, борона-суковатка, заступ, серп, цепы, каменные зерно теки и ручные жернова. *Поляне получили название, по мнению историка Н.М.Карамзина, от "чистых своих полей". (Карамзин Н.М. История государства Российского.- Т.I.- М.: 1989.- С.48.). Некоторые ученые считают, что князь Рюрик был из племени "Русь", однако большинство современных ученых отрицают существование такого племени. Большинство историков сходится во мнении, что это слово скандинавского происхождения, "русью" называли княжеских дружинников.

В южных районах ведущей системой земледелия был "перелог". Там плодородных земель было много и участок земли засевался в течение 2 - 3-х лет. С истощением земли переходили на другой участок. В качестве основного орудия труда использовали рало, а впоследствии - деревянный плуг с железным лемехом.

Славяне также занимались скотоводством, разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота использовали на юге волов, в лесной зоне - лошадей. Из других занятий восточных славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество (сбор меда).Низкий уровень производительных сил требовал от славян огромных затрат труда. Такую работу мог выполнить только большой коллектив. Поэтому славяне жили в деревнях (*) родовыми общинами (родами) , они носили название " мир " ,"вервь" (**).родов имели общее имущество. Во главе родов стояли старейшины, выбираемые всем родом. На народном собрании (вече) решались все важнейшие дела племени. Во главе племени, объединяющем несколько родов, стоял князь. Племя имело свое ополчение, из которого пополнялась княжеская военная дружина. Князь и военные вожди также выбирались из лучших людей. Развитие межплеменных связей, организация совместных военных походов, подчинение сильными племенами более слабых приводило к объединению племен, к образованию племенных союзов, во главе которых также стояли князья.

На протяжении VI-IX вв. росли производительные силы, видоизменялись родоплеменные связи, развивается торговля. Происходит дальнейшее развитие пашенного земледелия, из которого выделяются ремесла. Распадаются родовые общины, из них выделяются парные семьи, которые становятся отдельной производственной единицей. Несколько семей объединяются в соседскую общину. Каждая такая община владела определенной территорией. Её владения делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность семьи. В общем пользовании находились земля, луга, леса, водоемы, угодья. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями.

Появление личной собственности привело к захвату больших участков земли бывшей родоплеменной знатью: князьями, старейшинами, военными вождями в наследственную собственность (феод), к появлению богатых * "Деревня" - от слова "дерн" - верхний слой почвы. ** "Вервь" - веревка, которой отмеряли участок землилюдей.Они использовалиродоплеменные органы управления, дружину для упрочнения своей власти над рядовыми общинниками. Постепенно шёл процесс формирования классового феодального общества. Крестьян называли смердами. Большинство из них платили дань непосредственно князю. Постепенно всё большее количество смердов попадали в зависимость от бояр, дружинников. Складывалась личнозависимая от феодалов категория крестьян: холоп - раб, не имеющий своего хозяйства и работающий при дворе феодала, рядович - крестьянин, заключивший с феодалом договор (ряд) и выполняющий по нему определенные обязанности, закуп- крестьянин, бравший у феодала ссуду (купу) и за это отрабатывал на феодала. Формируются основные феодальные повинности - оброк,барщина.(*) Крестьянские хозяйства и хозяйства феодалов носили натуральный характер. Они стремились обеспечить себя всем необходимым. На рынок они ещё не работали. Однако, с ростом производительных сил, совершенствованием орудий труда, появились излишки продуктов, которые можно было обменивать на ремесленные товары. Стали складываться города как центры торговли, ремесла. Они же являлись опорными пунктами обороны от внешних врагов.

Город, как правило, возникал на холме, на месте слияния рек. Центральная часть города носила название Кремля, Крома или Детинца. Она была защищена валом, на котором возводилась крепостная стена. Там находились дворы князей, крупнейших феодалов, храмы, монастыри. Кремль имел форму треугольника. С двух сторон его защищали реки - естественная водная преграда. С третьей стороны выкапывали ров, наполняемый водой. За рвом располагался торг. К Кремлю примыкали поселения ремесленников. Ремесленная часть города называлась посадом, а отдельные ремесленные районы, населенные людьми одной специальности, назывались слободами.

В большинстве случаев города строились на торговых путях. Одним из важнейших торговых путей был путь из "варяг в греки": через Западную Двину и Волхов с его притоками, через систему волоков суда перетаскивались в Днепр, доходили до Чёрного моря и далее вдоль морского берега - до Византии. Полностью этот путь сложился в IX в. *“Оброк ”-плата феодалу деньгами или продуктами. “Барщина”-отработка повинностей на феодала Другим из древнейших торговых путей был Волжский путь, связывающий Русь со странами Востока.Связь с Западной Европой поддерживалась по сухопутным дорогам. К моменту образования Древнерусского государства существовало уже несколько крупных городов: Киев, Новгород, Чернигов, Переяславль, Смоленск, Муром и др. Всего на Руси в IX в. было 25 крупных городов. Племенные княжения восточных славян объединились в единое государство в IX в. К моменту образования Древнерусского государства произошло объединение трех крупных славянских племенных союзов: Куявы - земли вокруг Киева, Славии - район озера Ильмень с центром Новгородом, Артании - точно район историками не определен, называются Прибалтика, Карпаты, Северо-восточная Русь.

Летописец начала XII века, монах Киево-Печерского монастыря Нестор связывает образование Древнерусского государства с призванием в Новгород варяжских князей, трех братьев: Рюрика, Синеуса, Трувора (*). По этой легенде северные племена, ильменские славяне платили дань варягам, а южные славяне, поляне и их соседи находились в зависимости от хазар. В 859 г. новгородцы изгнали варягов за море. Но никак не могли прекратить междоусобную войну между собой. Собравшиеся на Совет новгородцы решили послать за варяжскими князьями: "Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидите княжить и володеть нами" (*), сказано в летописи. Так власть над Новгородом и окрестными землями перешла в руки варяжских князей: Рюрик осел в Новгороде, Синеус - на Белоозере, Трувор - в Изборске. Есть и другие исторические версии. Так в новгородской летописи конца XV в. появилась новая версия появления варягов, согласно которой Рюрик со своей дружиной был призван служить в Новгород по совету посадника Гостомысла. После смерти бездетного Гостомысла власть в городе захватил Рюрик.

1.2.1. Возникновение государства у восточных славян

Предпосылки возникновения государства у восточных славян

А) Духовные предпосылки

– Общая языческая религия.

– Схожие обряды, обычаи.

– Схожая общественная психология.

Б) Социально-экономические предпосылки

– Развитие земледелия приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки (происходило отделение военно-управленческого труда от производительного). В районе распространения пашенного земледелия началась эволюция родовой общины, которая стала трансформироваться в земледельческую или соседскую (территориальную). На обширной лесной территории восточнославянского мира сохранялась подсека, которая из-за своей трудоемкости требовала усилий всего родового коллектива. Так наметилась неравномерность в развитии отдельных племенных союзов.

– Отделение ремесла от земледелия, сосредоточение ремесла в городах. Совершенствование орудий труда, изобретение новой технологии сделали возможным отдельным членам общины в одиночку изготавливать различные вещи, необходимые в хозяйстве, в таком количестве, что их можно было продавать: сначала их труд носил заказной характер, а затем товары стали поступать в свободную продажу.

В северных источниках Русь называют страной городов – Гардарикой. Древнерусские летописи, византийские и скандинавские источники дают сведения о существовании в IX–X вв. по крайней мере 24 русских городов: это Белгород, Белоозеро, Искоростень, Киев, Ладога, Любеч, Муром, Новгород, Переяславль, Полоцк, Псков, Ростов, Чернигов и др.

– Преобладание свободного труда над рабским.

В) Социально-политические предпосылки

– Борьба между племенами приводила к складыванию межплеменных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его князем. Эти союзы приобретали форму племенных княжений.

– Потребности родоплеменной знати в аппарате для защиты своих привилегий и захвата новых земель.

– Формирование племенных союзов.

Г) Внешнеполитические предпосылки

– Угроза нападения внешних врагов.

– «Давление», которое оказывали норманны и хазары. Их стремление взять под контроль торговые пути ускоряло складывание княжеско-дружинных группировок, которые втягивались во внешнюю торговлю. Местная знать все более подчиняла себе племенные структуры, обогащалась и изолировалась от рядовых общинников.

– Взаимодействие с более развитыми цивилизациями приводило к заимствованию некоторых общественно-политических форм их жизни.

Только взаимодействие внутренних и внешних факторов при недостаточной социально-экономической зрелости восточнославянского общества привело к историческому прорыву IX–X вв.

Особенности и историческое значение образования государства восточных славян

– Суровость климатических условий Восточной Европы, оторванность от центров античной цивилизации задерживали и замедляли процесс складывания государства у восточных славян.

– Сложное взаимодействие внутренних и внешних факторов позволило ему появиться, основываясь лишь на одной общинной основе.

– Полиэтнический состав в дальнейшем способствовал тому, что главными силами, обеспечивающими внутреннее единство, станут государство и православная религия.

– Межцивилизационное положение Руси во многом будет влиять на ее собственный путь развития, вызывая внутренние противоречия и углубляя социокультурный раскол.

Основные этапы складывания древнерусского государства

I этап. Вторая половина IX – конец X в. (начальный этап – вызревание предпосылок и складывание межплеменных союзов и их центров; княжение Рюрика, Олега, Игоря, Ольги, Святослава).

В VIII в. на территории восточных славян существует ряд племенных союзов, именуемых по господствовавшему в каждом из них племени – «полянский», «радимический», «кривичский» и т. д. В конце VIII – начале IX в. возникают межплеменные союзы, «союзы союзов», представлявшие собой раннегосударственные объединения с центрами в Киеве, Новгороде. В результате межплеменных и внутриплеменных конфликтов были призваны в 862 г. варяги, чтобы они пришли княжить на земли славян и «учинили мир». После этого Рюрик сел княжить в Новгороде, Синеус – на Белоозере, Трувор обосновался в Избор-ске. Вскоре Рюрик собрал под своей властью земли, образовав обширное Новгородское княжество. Между Новгородом и Киевом возникло соперничество. Оба центра стремились поставить под свой контроль торговые пути и включить в сферу своего влияния, сделать данниками соседние племена. Преемником Рюрика стал Олег, он организовал поход на юг, захватил Смоленск, а затем спустился по Днепру к Киеву. В 882 г. Олег захватил Киев, объединив Киев и Новгород.

Олег (Вещий) – первый реальный правитель Древней Руси, провозгласивший Киев столицей древнерусского государства. Упрочил внешнеполитическое положение Руси; в 907 г. совершил удачный поход на Константинополь, итогом которого стали выгодные для Руси мирные договоры 907 и 911 гг.

Игорь (Старый) – расширил границы древнерусского государства, подчинив племя уличей, способствовал основанию русских поселений на Таманском полуострове. Отражал набеги печенегов, организовал военные походы против Византии (в 941 г. – неудачный; в 944 г. – заключив взаимовыгодный договор).

Завершающий этап складывания государства начинается с реформ княгини Ольги.

Ольга правила во время малолетства сына Святослава и его военных походов. Впервые установила четкий порядок сбора дани путем введения «уроков» и погостов. В 957 г. поездка в Византию завершилась принятием Ольгой христианства. В 968 г. руководила защитой Киева от печенегов.

Святослав – инициатор и руководитель многих военных походов: 965 г. – разгром Хазарского каганата; 968–971 гг. – походы в Дунайскую Булгарию и войны с Византией; 969–971 гг. – военные столкновения с печенегами; 971 г. – договор с Византией.

Итоги княжения первых Рюриковичей:

а) расширение межплеменного союза за счет присоединения славянских племен (древлян, северян, радимичей, вятичей);

б) защита славянских племен от внешней экспансии и сбор за это дани – полюдья;

в) защита населения и торгового пути «из варяг в греки» от набегов кочевников-печенегов;

г) военные и торговые соглашения с Византией и кочевыми народами.

Среди основных признаков древнерусского государства конца X в. выделяют следующие:

1) система данничества;

2) территориальный принцип расселения, вытесняющий племенной;

3) простейший государственный аппарат (дружина и наместники князя);

4) династическая (родовая) княжеская власть;

5) монотеистическая религия, усиливающая процесс сакрализации княжеской власти.

Образование государства имело важное историческое значение для восточных славян:

– создаются благоприятные условия для развития земледелия, ремесел, внешней торговли;

– формируется социальная структура (выполнение властных функций в более поздний период способствовало превращению князей и бояр в землевладельцев);

– формируется древнерусская культура, создается единая идеологическая система общества;

– происходит складывание единой древнерусской народности – основы трех восточнославянских народов: великорусского, украинского и белорусского.

II этап. Конец X – середина XI в. (расцвет – процесс складывания государства; княжение Ярополка, Владимира, Святополка Окаянного, Ярослава Мудрого).

В 972–980 гг. происходит «первая усобица» между сыновьями Святослава – Ярополком и Владимиром, результатом которой стало утверждение последнего на Киевском престоле.

Реформы Владимира Святого (Красное Солнышко) (980–1015):

1) изгнание из Киева варягов-наемников;

2) 980 г. – языческая реформа: создание пантеона языческих богов во главе с Перуном;

3) 988 г. – принятие христианства;

4) введение новой административной системы: во главе союзов племен вместо «светлых князей» Владимир сажает своих сыновей – таким образом, происходит полная ликвидация племенных княжений;

5) от Киева к отдаленным городам прокладываются «дороги прямоезжие»;

6) создание оборонительных рубежей с продуманной системой крепостей по рекам Десна, Осетр, Трубеж, Сула, Стугна, валов, сигнальных вышек, что сделало невозможным внезапное вторжение печенегов; это была первая в истории Руси засечная черта.

Военные походы Владимира укрепили положение древнерусского государства. Киевский князь покорил вятичей, радимичей и ятвягов; воевал с печенегами, Волжской Болгарией, Византией и Польшей. Борьба с печенегами отвечала интересам всех социальных слоев древнерусского государства.

1015–1024 гг. – вторая междоусобная война между сыновьями князя Владимира – Святополком, Ярославом и Мстиславом, завершившаяся победой Ярослава.

Годы княжения Ярослава Мудрого (1019–1054) – время наивысшего развития Киевской Руси. Основными задачами правления были: усиление единства, централизация государства, его европеизация. Значительное внимание Ярослав уделял безопасности границ государства: в 1036 г. окончательно разбил печенегов, вернул земли на западе, захваченные поляками, подчинил прибалтийские племена. Для поддержания мира на северных границах Ярослав ежегодно отправлял варягам по 300 гривен серебра, что обеспечивало мир с ними и защиту северных земель. В международной политике делал ставку на «семейную дипломатию», т. е. заключение выгодных союзов и соглашений путем династических браков, что дало Ярославу возможность стать влиятельным европейским политиком и повысило международный авторитет Руси.

Внутренняя перестройка государства связана с изданием закона о престолонаследии, согласно которому наследование шло не от отца к сыну, а от старшего брата к младшему; с созданием первого писаного свода законов «Русская Правда», регламентировавшего внутригосударственные феодальные отношения; с развитием образования и культуры; с укреплением церкви (1036 г. – образование Киевской митрополии, активное строительство монастырей и храмов, 1051 г. – назначение главой русской церкви русского по происхождению Иллариона); с основанием новых городов (Юрьев, ныне Тарту, Ярославль, Новгород-Северский). Развернулась интенсивная работа по переводу византийских и иных книг на церковно-славянский и древнерусский языки.

Определяющие черты этого этапа истории Киевской Руси:

– завершение формирования территории государства;

– перенос внимания княжеской власти на завоевание земель, на их освоение и удержание под контролем;

– внедрение и распространение государственной религии и идеологии – христианства;

– широкое использование дипломатических методов решения международных проблем, рост цивилизованности государства;

– расцвет древнерусской культуры.

III этап. Середина XI – начало XII в. (упадок и распад на отдельные княжества; княжение Изяслава, Всеслава, Святослава, Всеволода, Владимира Мономаха, Мстислава).

При сыновьях и внуках Ярослава Киевское государство постепенно утратило свое единство и превратилось в ряд отдельных волостей. Члены княжеского рода находились в постоянной вражде и междоусобии. После многих лет борьбы князья в 1097 г. в г. Любече на общем съезде рассматривали вопросы пагубности междоусобиц, принципы владения и наследования княжеских земель. Однако и после съезда смуты не кончились, постановление съезда не было соблюдено. В 1113 г. во время народного восстания в Киеве был призван на княжение Владимир Мономах из Переяславля.

Владимир Всеволодович Мономах (1113–1125) – князь смоленский (1073–1078), черниговский (1078–1094), переяславский (1094–1113), великий князь киевский (1113–1125), он:

– организатор успешных походов князей против половцев в 1103, 1109, 1111 гг.;

– ввел в действие «Устав Владимира Мономаха», где в законодательном порядке облегчено положение холопов, запрещено обращать в холопство за долги;

– устранил месть за убийство и заменил ее денежным штрафом;

– ограничил взимание процентов при займе;

– продолжил политику укрепления династических связей с Европой;

– организовал новый большой поход на Византию в 1119 г., результатом которого были невиданные уступки: Византия преподносила Владимиру II титул царя, вручала ему скипетр, державу, в 1122 г. внучка Мономаха стала женой византийского императора;

– занимался активным строительством храмов, покровительствовал развитию древнерусской культуры и переводам на славянский язык греческих книг;

– написал «Поучение» своим детям, в котором осуждал усобицы и призывал к единству русской земли.

Мстислав Великий (1125–1132) – внук Владимира Мономаха, владел Новгородом Великим, являлся держателем Ростовской и Смоленской земель, княжил в Белгороде-Киевском и являлся соправителем отца в Киеве. В 1125 г. Мстислав стал великим русским князем, он:

– воевал с половцами (1093, 1107, 1111, 1129); особо выдающимся был его победоносный поход в Полоцкую землю в 1127 г.; сражался с чудью (1111, 1113, 1116, 1130), Литвой (1121);

– воевал с русскими князьями-мятежниками; разгромил в 1096 г. войска черниговского князя Олега Святославича, чем прекратил его захватническую деятельность и сохранил единство государства;

– способствовал возведению в Новгороде, Ладоге и Киеве многих каменных построек, вел крепостное строительство;

– по мнению ученых, являлся последним редактором «Повести временных лет».

После смерти Мстислава Владимировича начались новые усобицы. Киевское государство было раздроблено на десятки самостоятельных княжеств.

Форма правления и государственного устройства Древней Руси

Киевская Русь не была централизованным государством. Государственное единство Киевской Руси держалось на системе сюзеренитета-вассалитета, а структура государства покоилась на лестнице феодальной иерархии.

Во главе древнерусского государства стоял великий князь. Ему принадлежала верховная законодательная власть («Правда» Ярослава, «Устав» Владимира и др.), исполнительная власть, он возглавлял всю военную организацию древнерусского государства, заключал различные международные договоры военного и торгового характера в устной или письменной форме; выполнял судебные функции. Князья периода военной демократии были выборными. Став главой государства, великий князь передает свою власть по наследству.

При князе сложился совет, юридически никак не оформленный, но имевший серьезное влияние на монарха, в который входили приближенные великого князя, верхушка его дружины – княжьи мужи. Существовало в древнерусском государстве и вече. Особенно была высока его активность в Новгороде.

Первоначально в Киевской Руси применялась десятичная, или численная, система управления, выросшая из военной организации, при которой начальники воинских подразделений – десятские, сотские, тысяцкие – являлись руководителями более или менее крупных звеньев государства. Со временем десятичная система уступает место дворцово-вотчинной.

Система местного управления была проста. Кроме местных князей, сидевших в своих уделах, на места посылались представители центральной власти – наместники и волостели. Жалованья от казны они за свою службу не получали, а «кормились» за счет местного населения. Так на Руси сложилась система «кормления» (была отменена лишь в середине XVI в.).

Основу военной организации Киевской Руси составляла великокняжеская дружина (мужи княжи и бояре). Старшая дружина представляла собой верхушку класса феодалов и в значительной степени определяла внутреннюю и внешнюю политику князя. Младшая дружина носила общее название гридней; низший разряд ее составляли отроки, исполнявшие различного рода служебные обязанности при дворе княжеском; в случае надобности они вооружались и назывались тогда отроками дружными.

В Древней Руси судебные функции выполняли представители администрации, включая великого князя (например вирники, которые собирали уголовные штрафы за убийство, церковь и вотчинную юстицию).

Управление государством, ведение войн, удовлетворение личных потребностей великого князя и его окружения требовали немалых средств. Кроме доходов от собственных земель, князья установили систему налогов, дани. Уплата дани стала признаком подчинения (отсюда слово «подданный», т. е. находящийся под данью, обложенный ею). Дань собиралась путем полюдья.

Важным элементом политической системы древнерусского общества стала церковь, которая с момента крещения Руси оказалась тесно связанной с государством.

Принятие христианства

Принятие христианства на Руси – процесс закономерный и объективный, связанный с развитием феодальных отношений, приобщением к европейской цивилизации, формированием и развитием национальной русской культуры через византийскую и античную культуру.

Причины принятия христианства:

1) Усиление роли государства, возвышение его над народом, что вступало в непримиримое противоречие с общинными языческими представлениями древних славян.

2) Несовместимость установившегося государственного единства и разнородных языческих культов отдельных восточнославянских племен – единому государству должен был соответствовать и единый религиозный культ.

3) Необходимость приобщения Руси к общеевропейским политическим реалиям, духовным и культурным ценностям.

4) Решение экономических вопросов жизни государства, вопросов дальнейшего развития и сохранения Руси как единого и могучего, способного защитить себя государства.

Принятие христианства имело огромное историческое значение:

– способствовало преодолению языческого изоляционизма восточных славян, объединению их в единое древнерусское общество, создав духовную основу русской государственности;

– сыграло большую роль в идеологическом обосновании и укреплении власти киевских князей;

– христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала как социальные протесты и насилие со стороны низов общества, так и чрезмерную тягу к богатству и насилие со стороны его верхов, формировала уважение к власти, ускорилось отмирание пережитков брачного права;

– повлекло за собой и качественные сдвиги в развитии культуры. Благодаря Византии и Болгарии Русь познакомилась с достижениями античной культуры. Из Византии Киевская Русь заимствовала первые опыты чеканки монет. Заметное влияние крещения отразилось в просвещении, книгоиздательском деле. Принятие христианства способствовало зарождению каменного зодчества, возникновению иконописи, фресковой живописи. Распространяется письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Крупные церковные храмы (Софийский собор в Киеве и др.) становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси;

– ускорило развитие феодального способа производства;

– оказало влияние на развитие техники, ремесел и т. д.

Таким образом, христианизация способствовала формированию русской цивилизации, ставшей разновидностью христианского европейского мира. Православная церковь укрепляла светскую власть, что в итоге открывало дорогу деспотии.

Основные итоги

Киевская Русь – раннефеодальное государство с монархической формой правления. В течение IX–XIII вв. власть пережила сложную трансформацию. На этапе становления государства сложилась дружинная форма государственности: на базе княжеской дружины образовался примитивный аппарат управления, судопроизводства и сбора дани. Центральной фигурой этой формы государственности является великий князь, который больше проявляет себя как военачальник, а не как государственный деятель. На этапе подъема Киевской Руси формируется централизованная монархия: вся полнота власти все больше сосредоточивается в руках великого князя, на решение князя влияет лишь часть старших дружинников и выходцев из старой племенной аристократии – бояре, которые составили совещательный орган – боярский совет.

Ведущее место в экономической жизни Киевского государства занимало сельское хозяйство. В лесостепной зоне в практику вводится паровая система земледелия с двупольным и трехпольным севооборотами. В лесной зоне распространялись подсечная и переложная системы.

Развивалось ремесло. Оно было распространено как в городах, так и в сельском хозяйстве. В XI–XII вв. начали появляться артели, корпорации ремесленников. Это обусловило развитие торговли. Крупнейшими торговыми путями в это время были: «греческий», связывавший Русь с балтийскими и черноморскими рынками; «соляной» и «железный», ведущие в Европу и на Кавказ. Торговля способствовала оживлению денежного обращения, начали чеканить собственные деньги – сребреники и золотники.

Определяющие черты этого этапа истории Киевской Руси:

– завершение формирования территории государства, перенос внимания княжеской власти с проблемы завоевания земель на их освоение и удержание под контролем;

– слом сепаратизма местной племенной верхушки и усиление централизованной власти;

– замена родоплеменного деления древнерусского общества территориальным;

– активная реформаторская деятельность великих князей;

– внедрение и распространение государственной консолидирующей идеологии – христианства;

– появление писаного кодифицированного права;

– использование дипломатических методов решения международных проблем;

– рост цивилизованности государства, расцвет древнерусской культуры.

Теории возникновения государства у восточных славян

1. Норманнская (Г. Байер, А. Шлецер, Г. Миллер, Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев): создано норманнами (варягами) с добровольного согласия славян.

2. Антинорманнская (славянская) (М. В. Ломоносов, Б. А. Рыбаков): отрицается роль варягов в образовании древнерусского государства и призвание их на княжение.

3. Центристская (А. Л. Юрганов, Л. А. Кацва и др.): возникновение древнерусского государства в результате внутреннего общественного развития славян, но и при участии варягов.

gastroguru © 2017