Реформа образования. Хозяйственная реформа в промышленности

В промышленности освоение нового хозяйственного механизма проходило постепенно. В начале 1966 г. в порядке эксперимента на новые принципы работы были переведены 43 предприятия легкой и пищевой промышленности. По мере накопления опыта число переведенных на новые условия хозяйствования предприятий постепенно возрастало. В 1967 г. на новые условия хозяйствования стали переводить целые отрасли, и к 1972 г. перевели около 90% промышленных предприятий. Для этих предприятий был установлен государственный Знак качества для наиболее важной и массовой продукции, подтверждающий ее высокое качество. Темпы реформы были низкими, однако даже они вызвали некоторое оживление промышленности. Весьма удачным оказался начатый в 1967 г. "щекинский эксперимент". Суть его заключалась в том, что расположенному в г. Щекино Тульской области химкомбинату был определен стабильный фонд заработной платы на несколько лет вперед. Вся полученная в результате повышения производительности труда и сокращения числа работников предприятия экономия фонда заработной платы шла в распоряжение коллектива. За два года проведения эксперимента на комбинате высвободилось около тысячи человек, при этом предприятие регулярно перевыполняло установленные планы.

Итоги развития народного хозяйства

Во второй половине 1960-х гг. в стране построили две тысячи крупных промышленных предприятий, в том числе Западно- Сибирский и Карагандинский металлургические комбинаты, Красноярскую ГЭС, Волжский автомобильный завод, приступили к освоению Тюменского нефтегазодобывающего комплекса. Особенно успешно шло выполнение плановых заданий по производству потребительских товаров – выпуску обуви, радиоприемников, телевизоров, холодильников, мебели, производству продовольственных товаров промышленного изготовления. В сельском хозяйстве достигнутые результате были скромнее. Значительный рост закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию оказался недостаточным для обеспечения рентабельного ведения колхозного производства. Цены на сельскохозяйственную технику, удобрения и мелиорацию росли еще быстрее и нс покрывались государственными субсидиями. В целом совпавшая с началом реформ восьмая пятилетка (1966–1970 гг.) по своим результатам оказалась лучшей из всех советских пятилеток. За эти годы валовый общественный продукт увеличился на 43%, объем промышленной продукции возрос на 50%.

В конце 1960-х гг. позитивный потенциал экономической реформы стал исчерпываться, все чаще деятельность предприятий начинают ограничивать и регламентировать, что подрывало саму идею хозяйственного расчета. Были введены лимиты на создание фондов экономического стимулирования, сверх которого даже высокорентабельные предприятия не могли эти фонды увеличить. К середине 1980-х гг. вместо предусмотренных реформой пяти плановых показателей их число возросло до 1,5 тыс., благодаря чему министерства вновь подчинили себе предприятия. Всю дополнительную прибыль стали перечислять в государственный бюджет. В результате хорошо работающие предприятия не поощрялись, а фактически наказывались за высокие показатели своей деятельности. При этом на следующий плановый период задания для них устанавливались с учетом предыдущих высоких достижений. Под контроль вышестоящих органов попал и фонд развития производства, который стал включаться в централизованный план распределения капитальных вложений. Тем самым происходило жесткое ограничение полномочий предприятий самостоятельно распоряжаться своими средствами. Попытки внедрить наукоемкие производства (микроэлектронику, информатику, робототехнику, биотехнику) не приносили ожидаемых результатов. Становым хребтом экономики оставались военно-промышленный (на него работало до 80% машиностроительных предприятий) и топливно-энергетический комплексы. Структура народного хозяйства все более приобретала нерациональный, перекошенный характер.

Сентябрьский (1958 года) Пленум ЦК КПСС обратил внимание на отставание отечественной промышленности в научно-техническом соперничестве с Западом, хотя по сравнению с предыдущим пятилетием в СССР особенно быстро развивались промышленность стройматериалов, машиностроение, металлообработка, химия, нефтехимия, электроэнергетика. Объем производства вырос в 4-5 раз. В то же время страна нуждалась в товарах народного потребления легкой, пищевой, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности. Но эти отрасли народного хозяйства развивались крайне медленно. В целом среднегодовые темпы промышленного производства в СССР составляли около 10%.

Это было связано с тем, что материально-техническая база производства оказалась к этому времени отсталой и изможденной: довоенный станочный парк составлял примерно 2/3 от его общего числа. В то время как в 1951-1955 годах в среднем за год создавалось 869 образцов новой техники, в 1951-1960 годах их число достигало 2580 образцов.

Широкие масштабы приобрело капитальное строительство. Были сооружены и сданы в эксплуатацию тысячи крупных предприятий. В их числе - Соколовско-Сарбайский и Лисаковский горно-обогатительные комбинаты в Казахстане, Череповецкий металлургический и Омский нефтеперерабатывающий заводы, Новосибирский завод тяжелого машиностроения. Развивались новые промышленные отрасли - радиоэлектроника, ракетостроение. Во второй половине 50-х годов промышленность страны поднялась на качественно новую ступень. В ней насчитывалось около 300 отраслей и видов производства.

Благодаря сверхконцентрации материальных средств и человеческих усилий, на отдельных направлениях удалось добиться впечатляющих успехов: впервые в истории атом заработал в мирных целях (в 1954 году построена атомная электростанция, в 1959 - спущен на воду атомоход "Ленин"), выводится на околоземную орбиту первый спутник (1957) и первый космический корабль с человеком на борту (1961), радикально изменился топливный баланс страны за счет использования нефти и газа, мощный рывок вперед сделала химическая промышленность, освоившая выпуск искусственных материалов с заданными свойствами, на транспорте паровозы уступили место тепловозам и электровозам.

Однако в целом промышленность продолжала двигаться по привычному экстенсивному пути. Принимавшиеся меры носили характер государственных мобилизационных программ и никак не затрагивали самого хозяйственного механизма. Нарастали структурные диспропорции: если в 1940 году удельный вес выпуска средств производства (группа А) составлял 61,2%, то в 1960 году он поднялся до 72,5% при соответствующем понижении доли производства предметов потребления (группа Б). Во многом это определялось отказом от предлагаемого Г.М. Маленковым курса на приоритетное развитие группы "Б", который Н. С. Хрущев в 1955 году заклеймил как "отрыжку правого уклона".

В 1957 году начинают предприниматься попытки реформ управления народным хозяйством. Существовавшие сверхцентрализованные отраслевые министерства были не в состоянии обеспечить быстрый рост промышленного производства. Вместо них учреждались территориальные управления - советы народного хозяйства. Сама по себе идея децентрализации управления экономикой для такой огромной страны поначалу встретила положительные отклики.

Организация совнархозов дала некоторый экономический эффект. Сократились бессмысленные встречные перевозки грузов, закрывались сотни дублировавших друг друга мелких производственных предприятий разных министерств. Высвободившиеся площади были использованы для производства новой продукции. Ускорился процесс технической реконструкции предприятий: за 1956-1960 годы было введено в строй в три раза больше новых образцов машин, агрегатов, приборов, чем в предыдущую пятилетку. Произошло существенное сокращение административно-управленческого персонала на производстве.

XXI съезд - еще одна попытка радикального ускорения развития страны. Реформы, произведенные перемены привели к замешательству в управленческом аппарате, сбоям в выполнении шестого пятилетнего плана. Однако признать это и внести необходимые коррективы руководство страны не захотело. Было найдено другое решение: заменить пятилетний план на 1956-1960 годы семилетним планом на 1959-1965 годы. Хотя в семилетнем плане говорилось о необходимости сделать решающий рывок в обеспечении народа жильем, продуктами потребления, его основные идеи, как и прежде, сводились к неизменному опережающему развитию капиталоемких отраслей группы "А". Ставились явно нереальные задачи полной механизации строительной индустрии. Именно этот съезд знаменовал собой точку отсчета неточного, преувеличенно оптимистического прогноза развития СССР на ближайшее десятилетие. Он торжественно провозгласил, что страна вступила в "период развернутого строительства коммунистического общества".

В октябре 1961 года на XXII съезде КПСС была принята новая, третья программа партии - программа "развернутого строительства коммунизма". Для построения коммунизма предполагалось решить триединую задачу: в области экономической - построить материально-техническую базу коммунизма; в области социально-политической - перейти к коммунистическому самоуправлению; в области духовно-идеологической - воспитать нового, всесторонне развитого человека.

Осознав во время Великого посольства техническое отставание России, Пётр не мог обойти стороной проблему реформирования российской промышленности. Кроме того, создание собственной промышленности было продиктовано военными нуждами, на что указывает ряд историков . Начав Северную войну со Швецией ради завоевания выхода к морю и провозгласив в качестве задачи строительство современного флота на Балтике (а еще ранее - на Азове), Петр был вынужден строить мануфактуры, призванные обеспечить резко возросшие потребности армии и флота.

Одной из главных проблем было отсутствие квалифицированных мастеров. Царь решал эту проблему путём привлечения на русскую службу иностранцев на выгодных условиях, посылкой русских дворян на обучение в Западную Европу. Фабриканты получали большие привилегии: освобождались с детьми и мастерами от военной службы, были подсудны только судуМануфактур-коллегии, избавлялись от податей и внутренних пошлин, могли беспошлинно привозить из-за границы нужные им инструменты и материалы, их дома освобождались от военного постоя.

Около Нерчинска в Сибири в 1704 был построен первый в России сереброплавильный завод. В следующем году он дал первое серебро.

Существенные меры были предприняты по геологоразведке полезных ископаемых России. Ранее российское государство в сырьевом отношении полностью зависело от иностранных государств, прежде всего, Швеции (оттуда везли железо), однако после открытия залежей железной руды и других полезных ископаемых на Урале надобность в закупках железа отпала. На Урале в 1723 заложен крупнейший железоделательный завод в России, из которого развился город Екатеринбург. При Петре были основаны Невьянск, Каменск-Уральский, Нижний Тагил. Появляются оружейные заводы(пушечные дворы, арсеналы) в Олонецком крае, Сестрорецке и Туле, пороховые заводы - в Петербурге и под Москвой, развивается кожевенная и текстильная промышленность - в Москве, Ярославле, Казани и на Левобережной Украине, что обуславливалось необходимостью производства экипировки и обмундирования для русских войск, появляется шелкопрядение, производство бумаги, цемента, сахарный завод и шпалерная фабрика.

В 1719 году была издана «Берг-привилегия», по которой всякому давалось право всюду искать, плавить, варить и чистить металлы и минералы при условии платежа «горной подати» в 1/10 стоимости добычи и 32-х долей в пользу владельца той земли, где найдены залежи руды. За утайку руды и попытку препятствовать добыче собственнику грозила конфискация земли, телесное наказание и даже смертная казнь «по вине смотря».

Основной проблемой на русских мануфактурах того времени была нехватка рабочей силы. Проблема решалась насильственными мерами: к мануфактурам приписывали целые деревни и сёла, крестьяне которых отрабатывали свои подати государству на мануфактурах (такие крестьяне получат название приписных), на фабрики посылали преступников и нищих. В 1721 году последовал указ, в котором разрешалось «купецким людям» покупать деревни, крестьян которых можно было переселять на мануфактуры (такие крестьяне получат название посессионных).

Дальнейшее развитие получила торговля. Со строительством Петербурга роль главного порта страны перешла от Архангельска к будущей столице. Сооружались речные каналы.

В частности, был построен Вышневолоцкий (Вышневолоцкая водная система) и Обводной каналы. Вместе с тем, две попытки строительства Волго-Донского канала закончились неудачей (хотя было построено 24 шлюза), при этом на его строительстве работали десятки тысяч человек, условия работы были тяжелые, а смертность очень высока .

Некоторые историки характеризуют политику Петра в торговле как политикупротекционизма, заключающуюся в поддержке отечественного производства и установлении повышенных пошлин на импортную продукцию (это соответствовало идеемеркантилизма). Так, в 1724 году был введён защитный таможенный тариф - высокие пошлины на иностранные товары, которые могли изготовлять или уже выпускали отечественные предприятия.

Число фабрик и заводов в конце царствования Петра простиралось до 233, в том числе около 90 представляли собой крупные мануфактуры .

Социальная политика.

Преобразования, которые произошли в России, охватили практически все стороны жизни страны: экономику, политику, науку, быт, внешнюю политику, государственный строй.

Историки выделяют три важных события, повлиявших на становление царя-реформатора. Это поездка в Архангельск в 1693-94 гг., определившая его отношение к флоту для России.

Пётр пришёл к выводу, что незавидное международное положение России, её относительная изолированность от европейской политики обусловлена отсутствием у России мощного военно-морского флота.

Вторым важным событием стали Азовские походы (1695-1696). Это была его первая военная школа. Третьим событием, повлиявшим на личность будущего преобразователя России, стала его длительная поездка за границу в составе «Великого посольства» (1697-1698), где Пётр вёл переговоры с правителями Голландии, Англии, Австрии, знакомился с кораблестроением, политической жизнью европейцев, закупал снаряжение, нанимал специалистов.

Полуторагодичное путешествие Петра в составе «Великого посольства» имело огромное значение для исторических судеб России.

Сам Пётр входил в посольство инкогнито под именем Петра Михайлова.

Побыв за границей в составе «Великого посольства», Пётр осознал действительную разницу между Россией и европейскими державами, необходимость реформирования своей страны.

Открытие царём нового, ранее неизвестного ему мира, произвело существенный переворот в его мировоззрении, углубило и конкретизировало видение и понимание тех задач, решение которых введёт Россию в европейский мир.

Большие надежды в достижении своих целей Пётр I возлагал на модернизацию социально-экономического строя страны.

Проведённые царём социально-экономические реформы представляли собой классический пример радикальных преобразований, осуществляемых государством без участия широких слоёв общества, в течение всего периода правления Петра. Учитывая, что к концу XVII столетия в Росси насчитывалось всего около 30 мануфактур, а строительство частных предприятий – это путь медленный и малоэффективный, государство взялось за развитие крупной промышленности, в первую очередь металлургии. Особенно большое значение приобрёл уральский металлургический район. Рост металлургических предприятий привёл к росту выплавки стали. (В 1700 г. в России выплавлялось 150 тыс. пудов). По выплавке чёрных металлов в 1725 г. Россия вышла на третье место в Европе, а к 1750 г. заняла первое место, обогнав Англию.

Шло форсированное строительство казённых заводов. Государство определяло «нужные» и «ненужные» отрасли, приучая подчинённых к экономической деятельности на внерыночной основе.

В стране было создано более 100 мануфактур. Наибольшее развитие получила текстильная (суконная, полотняно-парусная) и кожевенная отрасли промышленности, которые работали в основном на армию. В первой четверти XVIII в. возникли новые отрасли производства: судостроение, шелкопрядение, стеклянное и фаянсовое дело, производство бумаги. Дальнейшее развитие получили ремёсла. В 1722 г. был издан Указ о создании ремесленных цехов в русских городах. Несмотря на то, что решающую роль в развитии крупного производства играло государство (создававшее и владевшее большей частью предприятий), Пётр I покровительствовал частной инициативе в промышленности и даже отдельным предпринимателям, например, тульскому кузнецу Демидову, выдвинувшемуся при Пётре I.

По указу Петра I в 1702 г. Демидову был передан казённый невьянский завод на Урале, перевезены туда мастера из Тулы и Москвы. К 1745 г. Демидов имел 25 заводов – чугуноплавильных, железодетальных, медных – на Урале, Алтае и в центре страны. В середине XVIII в. предприятия Демидовых производили свыше 40 процентов чугуна в России.

Именно в начале XVIII в. в стране закладывался способ экономического регулирования, свойственный обществу мобилизационного типа, формировались диспропорциональность, однобокость российской промышленности, ориентированной не на человека с его естественными потребностями, а на государственные, прежде всего военные нужды.

В целях поощрения купечества в 1724 г. был введён первый торговый тариф, способствовавший вывозу за границу русских товаров и ограничивавший ввоз иноземных. К 1726 г. ввоз товаров был вдвое ниже, чем вывоз. Такая поддержка купечества объективно способствовала созданию капитала в сфере торговли. Государство активно вовлекало купеческий капитал в ускоренное развитие промышленности, которое сопровождалось усилением местных рынков и формированием их в единый всероссийский рынок. Вновь создаваемая промышленность требовала свободных рабочих рук. Правительство стало приписывать государственных крестьян к промышленным предприятиям, а в 1721 г. предпринимателям разрешили покупать крепостных крестьян (их нельзя было продавать или передавать отдельно от предприятия).

Крепостничество пропитало все поры общественного быта, а главное – подтвердило свою конкурентоспособность с европейской экономикой на этапе мануфактурного производства.

Хотя правительство Петра I предоставляло ряд льгот и привилегий иностранным купцам, в целом его торговая политика имела целью поддержание и развитие отечественной промышленности и торговли, т.е. носила протекционистский характер.

Успех экономического развития обеспечивался нажимом государства на население. Возрастали прямые и косвенные налоги. Важным источником государственного дохода стала подушная подать, размер которой исчислялся на основе принципа развёрстки: необходимую для содержания армии сумму разделили на число податных душ (В 1718-1724 гг. была проведена подушная перепись всего мужского населения. Единицей налогообложения взамен крестьянского двора становилась «душа мужского пола». ) и получили размер налога, не считаясь при этом с возможностями населения его уплатить. Огосударствленной экономикой руководили с помощью уставов, регламентов, проверок, привилегий созданные для этой цели специальные государственные органы берг-, мануфактур- и коммерц-коллегии.

В результате экономической политики Петра в России была создана промышленная база, работающая на армию и не имеющая механизма саморазвития и саморегулирования. Предпринимательство было привязано к государственной машине и зависело от неё.

Смысл и цель социальной политики Петра I заключались в юридическом оформлении прав сословий, усилении роли военных и государственных служилых людей в государстве.

В 1714 г. был издан Указ о единонаследии, по которому дворянское поместье уравнивалось в правах с боярской вотчиной. С принятием указа бояре и служивые дворяне составили единое сословие – дворянское.

Указ о единонаследии предписывал передавать вотчины и поместья старшему сыну. Дворянство стало господствующим классом-сословием. В то же время существует такая точка зрения, что дворянство петровской эпохи скорее напоминало привилегированное сословие военных и гражданских членов, преимущества которых существовали до тех пор, пока они исправно выполняли свою службу.

Социальные преобразования, проведённые Петром I, коснулись крепостных крестьян: произошло слияние крепостных крестьян и холопов в единое сословие.

Если до петровского времени крестьян по типу земельного владения делили на помещичьих и вотчинных, а крестьяне духовные делились на церковных, архиерейских, патриарших и монастырских, то по мере проведения реформ такое деление утрачивало своё конкретное содержание из-за происходивших изменений социального и экономического характера.

Промышленность при Петре 1

Многие слышали о заслугах Петра 1, однако мало кто знает, что изначально в его распоряжение было государство со слабо развитой экономикой - сельское хозяйство, промышленность и торговля были в зачатке, либо в упадке.

Основные государственные реформы и преобразования Петра I Великого

Тем не менее, тогда приоритетной задачей было завоевать «выход к морю», в связи, с чем была начата война со Швецией.

Для успешных военных действий необходима была армия и флот.

Петр 1 создал свою собственную новую армию. Но все расходы покрывались за счет налогов. Данный факт заставил царя задумать над благосостоянием народа. Путь решения, по мнению некоторых историков, нашелся во время Великого посольства, результаты которого показали огромную разницу между Россией того времени и Европой.

Идея того, что Россия нуждалась в развитии промышленного комплекса, была известна задолго до появления Петра, однако так как для осуществления этой мысли необходимы были сила воли и огромные усилия со стороны государя, начать ее реализацию удалось только ему.

Свои преобразования Пётр осуществлял согласно принципам меркантилизма, который он усвоил, побывав за границей.

Согласно этому пути была поставлена цель — обучить простой народ передовым методам разработки и освоению новых видов производства.

Свои преобразования Перт 1 начал смело и с большим энтузиазмом, но народ воспринял их как очередное бремя и прихоть правителя.

Также некоторые вопросы развития страны, которые требовали тщательно продуманной программы преобразования, проводились Петром слишком быстро и необдуманно. И как результат многие его идеи не принесли тех плодов, которые ожидались, и практически приостановились после его смерти.

Начало реформ в промышленной сфере

Для развития промышленности, необходима была сырьевая база, в связи с этим были начаты геологоразведочные работы по всей стране, привлекались как иностранные, так и местные специалисты.

В этот период были открыты залежи сердолика, селитры, торфа, угля, хрусталя и т.д.

Были введены новые предприятия (в Рязанском крае - каменный уголь добывали братья Римины, торф - фон Азмус). Преобразования проводились на горных и железодательных заводах, шелководства и овцеводства, кожевенное производство и другие отрасли хозяйства.

Согласно реформам Петра Первого выходили указы, в которых содержались такие указания как «что именно?», «каким образом?», «сколько?» и «из чего?» производить товары.

Не исполнение указов наказывалось наложением больших штрафов, а в некоторых случаях смертной казнью.

Результаты реформ в промышленности

В результате петровских реформ, возникло несколько крупных заводов мануфактурного типа. Наиболее известные были в Олонецком крае. Заводы этого края отличались своим техническим уровнем оснащения и полным рабочим составом. Для обеспечения деятельности горных заводов на Урале и Перми был построен город Екатеринбург.

Такому широкому развитию послужило издание «Берг-привилегии», согласно которой каждый мог по своей воле разрабатывать земли в поисках благородных металлов, при этом уплачивать десятую доли от стоимости добычи, как подать государству и 32-х долю собственнику земли.

Таким образом, к концу правления царя Петра первого на данных заводах обрабатывали ежегодно семь миллионов пудов чугуна и более двухсот пудов меди, также в разработку вошли месторождения драгоценных металлов - золото и серебро.

Также стоит отметить оружейные заводы в Туле и Сестрорецке.

Благодаря этим заводам Россия перестала покупать оружие и производила все необходимое сама.

Решение кадрового вопроса

Пётр не скупился приглашатьспециалистов из Европы, предлагая им весьма выгодные условия:

  • высокое жалование,
  • бесплатное жилье,
  • право вывоза накопленного состояния через определенный период.

На его предложения отвечали тысячи мастеров, например с одного Амстердама было нанято примерно тысяча человек.

Так же были приняты меры для повышения образованности и активности местного населения, в плане их технического участия в развитии промышленности:

  • обучение молодых россиян за рубежом,
  • обучение свободных, крепостных и беглых (с 1720 годов) крестьян на мануфактурах.

Однако, желающих работать на заводах было мало, поэтому царь периодически выпускал указы о наборе учеников на мануфактуры.

В дальнейшем было решено поощрять помещиков в их стремлении заняться мануфактурным производством.

Данный шаг позволил решить вопрос заполняемости рабочих мест (крепостных крестьян заставляли работать на заводах).

Однако для самих рабочих были созданы следующие условия:

  • 14-часовой рабочий день,
  • жалование получали в основном свободные граждане, которых было мало. Остальным платили едой и одеждой,
  • жалование на казенный предприятиях было выше, чем на частных.

В таких условиях, неудивительно было то, что качество продукции было низкое, ввиду сохранившихся простых способов обработки и малой заинтересованностью самих рабочих.

Однако, продукция местного производства, хоть и медленно, но реализовывалась. Так как царь, следуя законам меркантилизма, вводил высокие пошлины для иностранных товаров.

Несмотря ни на что, Петр I заложил основу для развития промышленности в России, ее экономическому росту. Появилось много новых видов производства, что, несомненно, повышало качество жизни народа.

Свидетельство тому то, что народ смог вынести двадцатилетнею войну с Швецией.

Экономическая политика Петра I

12Следующая ⇒

В основу всех преобразований Петра I (1682 – 1725 гг.) в области промышленности и торговли были положены идеи меркантилизма (это экономическая политика, характеризующаяся активным вмешательством государства в хозяйственную жизнь с целью накопления капитала внутри страны для повышения ее благосостояния) и протекционизма (поддержка национальной экономики, осуществляемая, главным образом, с помощью торгово-политических барьеров).

При этом государство способствует развитию промышленности, особенно мануфактурной; поддерживает экспансию торгового капитала (в частности, создание монопольных торговых компаний), развитие мореплавания и флота; резко повышает степень налогового обложения. Кроме того, государство поощряет выпуск "полезных и нужных" для него товаров, одновременно запрещая или ограничивая производство товаров "ненужных".

Для протекционизма характерна также финансовая поддержка национальной экономики, стимулирование экспорта товаров.

Петр I, в отличие от предшественников, содействовал прежде всего развитию национальной промышленности.

Вершиной протекционистской политики правительства Петра I в области промышленности и торговли являлся таможенный тариф 1724 г. Теперь размеры пошлин, взимаемых с заграничных товаров, зависели от способности отечественных предприятий удовлетворить потребности внутреннего рынка: чем больше тех или иных товаров выпускали русские мануфактуристы, тем более высокая пошлина взималась при ввозе таких же товаров из-за границы.

Преимущественное развитие в данный период получили те отрасли промышленности, которые производили продукцию, необходимую для армии и флота.

За первую четверть ХVIII в. было создано около 100 (по другим данным - 200) мануфактур вместо 15-20 допетровских. Главное внимание уделялось металлургии, центр которой переместился на Урал.

Реформы Петра I

В результате, русская металлургия оказалась способной удовлетворить внутренние потребности в металле и даже продавать его за границу (первая партия в количестве 42,4 тыс. пудов была продана в 1722 г., и далее вывоз из года в год увеличивался). В Москве и других районах центра России появились суконные, парусно-полотняные, кожевенные мануфактуры.

Впервые были созданы бумажные, стекольные и даже шпалерные предприятия. Однако рост промышленного производства сопровождался усилением эксплуатации, расширением применения принудительного труда на мануфактурах. Правительство предприняло ряд мер в целях обеспечения предприятий рабочей силой.

Так, к предприятиям приписывались государственные крестьяне. В 1721 г. был издан указ, предоставляющий владельцам мануфактур право покупать к предприятиям крестьян (посессионные крестьяне). Кроме того, указом 1722 г. мануфактуристы получают право не возвращать помещикам беглых, овладевших мастерством.

Таким образом, мануфактуры, которые на Западе были капиталистическими предприятиями, в России развивались на крепостнической основе (хотя квалифицированные работники были большей частью вольнонаемными). Большинство мануфактур в это время были казенными; практиковалась (до 1717 г.) и передача казенных предприятий частным владельцам на льготных условиях.

Развитию внешней и особенно внутренней торговли способствовали рост промышленности, создание регулярной армии и флота, налоговая политика правительства (к 1724 г.

была закончена перепись населения и подушная подать заменила подворную), строительство городов, появление новых торговых путей и портов (например, использование с 1709 г. приобретенных в ходе Северной войны Риги, Ревеля, Выборга и др.). Из России вывозились не только сырье - лен, пенька, кожа, мачтовый лес, но и первые изделия молодой промышленности - железо и полотно. Баланс внешней торговли был активным для России - вывоз по стоимости в два раза превышал ввоз, и это можно считать одним из главных достижений меркантилистской политики Петра I, ибо приток благородных металлов в страну у меркантилистов считается одним из важнейших показателей обогащения государства.

В сельском хозяйстве можно отметить некоторые сдвиги, обусловленные увеличением спроса развивающейся промышленности на сельскохозяйственное сырье (меры по развитию овцеводства, расширение посевов льна - в соответствии с нуждами суконных и текстильных мануфактур).

Однако в основном сельское хозяйство продолжало развиваться экстенсивным путем (за счет расширения посевных площадей, в том числе земледельческой колонизации Поволжья, Урала, Сибири).

12Следующая ⇒

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Упадок купечества и ремесел при Петре I

Петр I уничтожил много ремесленных и мелких промышленных производств в стране (кожевенных, текстильных, металлургических и т.д.), конкурировавших с мануфактурами (Покровский, т.

3, с. 125; Туган-Барановский М. Русская фабрика. М.-Л., 1934, с. 19)

Павленко упоминает множество мер Петра, наносивших ущерб купцам и ремесленникам: создание в1696 г. 12 кумпанств посадских людей для постройки военно-морских кораблей, возложение на купцов обязанностей сборщиков налогов, «что отвлекало их от занятий торгами и промыслами», отвлечение от 1/5 до 1/3 посадских людей в различные службы, жесткая регламентация деятельности купцов, в т.ч.

10%-я норма прибыли от цены подряда, высылка купцов из губерний в Петербург указом от 20 ноября1717 г., что «вводило их в убыток» и другие меры. Разорение русского купечества констатировала ведомость гостей и торговых людей гостиной и суконной сотен, составленная в1715 г. (Павленко, с.

Реформы Петра Первого. Кратко

Анисимов пишет, что волюнтаристские приказы, запреты и повинности, возложенные на купцов и посадских людей, отрицательно повлияли на торговлю и ремесла.

Согласно исследованию А.И.Аксенова по генеалогии московского купечества, после 1705 года произошло резкое сокращение числа купеческих семейств и падение благосостояния тех, кто еще занимался купеческим делом (Анисимов, с. 128-132)

Такую же негативную роль в отношении ремесел играли монополии и принудительное насаждение крупных мануфактур и военных производств: «Поощрение одних - “полезных”, “нужных” видов производства, промыслов и товаров неизбежно влекло за собой сокращение, ограничение или даже запрещение других - “неполезных” и “ненужных” с точки зрения государства» (Анисимов, с.

В учебниках выдвигаются иные причины упадка ремесел или пишут об их расцвете; об упадке купечества нигде не сказано, а говорится нечто противоположное

«Хозяйствуя в суровых климатических условиях, население страны не могло довести земледелие до той степени эффективности, когда значительная часть людских ресурсов могла бы переключиться с земледелия на занятия ремеслом… Отсюда сравнительно скромные темпы развития ремесла…» (Милов, с.

«И все же в эту область русской жизни Петр I осуществил активное вмешательство. Цель этого вмешательства заключалась в том, чтобы увеличить объем и качество ремесленного производства… Петр учредил специальный орган - Главный магистрат, в задачу которого входила забота о росте и процветании промышленности в русских городах - и крупной мануфактурной, и мелкого ремесленного производства.

Эта забота выражалась в предоставлении ссуд, помощи в приобретении сырья, сбыте готовой продукции» (Сахаров, с. 577)

«Царь всячески поощрял создание купеческих компаний, предоставлял купцам различные льготы и привилегии… Правительство всячески поощряло развитие в стране сети как мелкой, так и крупной ярмарочной торговли» (Сахаров, с.

Несомненно, на решимость молодого царя начать кардинальные реформы повлияли неудачи в войне со Швецией и Турцией за выход к Балтийскому и Чёрному морям. Военные неудачи показали прежде всего отсталость отечественной металлургии. Ведь до самого начала XVIII века Россия ввозила, в основном из Швеции, железо, медь, олово, оружие. Северная война (1700--1721) прекратила эти поставки, поэтому развитие собственного металлургического производства становилось стратегической проблемой. (7)

Правительство прилагало огромные усилия по строительству железоделательных мануфактур за счёт казны на Урале и в Олонецком крае. Первое десятилетие XVIII века можно охарактеризовать как период активного вмешательства государства в экономику и поощрения частного предпринимательства. Стала распространённым явлением передача казённых предприятий, особенно убыточных, частным "партикулярным" владельцам, иностранцам или торгово-промышленным компаниям -- кумпанствам. Государство брало на себя затраты по подготовке рабочих, осуществляло поставки оборудования, присылало специалистов на эти предприятия. Для особо важных отраслей давались различные привилегии, льготные ссуды, бесплатные земельные участки для строительства новых заводов.

Следует отметить, что экстренные меры сыграли решающую роль в создании мощной материальной базы для армии, и это позволило победить Швецию в Северной войне. В результате Россия получила выход в Балтийское море и вернула свои земли, входившие издавна в Новгородское княжество.

Первые мануфактуры появились в России ещё в XVII веке, но в то время они не сыграли заметной роли в экономике. Именно с XVIII века начинается мануфактурный период в народном хозяйстве, поскольку мануфактурная система стала преобладающей по сравнению с ремесленным производством. С XVIII века мануфактуры в России стали называться по-западному -- "фабрики", хотя, как известно, фабрики основывались на системе различных машин и вольнонаёмном труде, чего в России в тот период почти не было.

Так как в стране почти отсутствовали свободные работники, то главной проблемой при организации мануфактур было обеспечение их наёмной рабочей силой. Если в первые годы XVIII века ещё удавалось найти свободных ("гулящих", беглых) людей, не попавших в крепостную зависимость, то позже, когда процесс закрепощения усилился, а сыск беглых крестьян стал более строгим, в стране резко сократилось количество "шатающихся" людей. Правительство увеличило масштабы принудительного труда, когда к предприятиям приписывались целые деревни и сёла сначала только на осенне-зимний период, а потом и насовсем.

Помимо казённых и вотчинных, стали появляться посессионные, или условные, мануфактуры (лат. possessio -- условное владение). С 1721 года по указу Петра I разрешалось покупать крепостных крестьян не дворянам (купцам, богатым горожанам из числа ремесленников). В таком случае крестьяне приписывались к предприятию и составляли единое целое. Этих крестьян уже нельзя было продать отдельно, т.е. такие мануфактуры покупались и продавались только на определённых условиях. За деятельностью владельцев посессионных мануфактур велось государственное наблюдение. Эти владельцы впоследствии освобождались от обязательной государственной службы, имели налоговые и таможенные привилегии. Продолжали развиваться и рассеянные мануфактуры, которые возникали на основе купеческого капитала и привязывали домашнее крестьянское производство к промышленности.

В первой четверти XVIII века наблюдался заметный рост мануфактурного производства. И если в конце XVII века в стране насчитывалось около 20 мануфактур, то в середине 1720-х годов -- уже 205 мануфактур и крупных предприятий ремесленного типа, среди которых 90 принадлежали казне и 115 -- частному капиталу. Особенно много было металлургических предприятий: 52 -- в чёрной металлургии, 17 -- в цветной, которые в основном находились на Урале и в Туле. На берегу Онежского озера в 1703 году был сооружён чугунолитейный и железоделательный завод, положивший начало городу Петрозаводску. Кроме того, в 1720-х годах существовало 18 лесопильных мануфактур, 17 -- пороховых, 15 -- суконных, 11 -- кожевенных, а также предприятия по производству стекла, фарфора, бумаги и др.

Превращение Урала в крупнейший мировой центр металлургии стало заметным экономическим событием России того времени. В 1699 году по инициативе Петра были построены железоделательные заводы на реке Невье, которые с 1702 года были переданы бывшему тульскому кузнецу Никите Демидову. Уральские заводы Демидовых и других предпринимателей находились на передовом техническом уровне даже по европейским критериям. Продукция металлургических заводов была высокого качества, её стали вывозить в Европу, и вскоре Россия вышла на первое место в Европе по производству чугуна. Если в 1700 году было произведено 150 тыс. пудов, то в 1725 году -- около 800 тыс. пудов чугуна (1 пуд = 16 кг).

Для обеспечения металлургического производства сырьём в стране всячески поощрялись поиски различных природных ископаемых. Чтобы стимулировать поиск природных ресурсов, правительство объявило принцип "горной свободы", по которому любой желающий мог разрабатывать недра за небольшую плату в пользу государства или частного собственника земельного участка. Всем "разрешалось во всех местах, как на собственных, так и на чужих землях искать, плавить, варить и чистить всякие металлы". Наиболее удачливым "рудознатцам" за открытие новых месторождений полагалась щедрая выплата. В 1700 году был создан Рудный приказ, позже переименованный в Берг-коллегию, в чьём ведении находилось не только металлургическое производство, но и геологоразведочные работы.

Помимо крупных мануфактур в российской экономике ещё оставался большой ремесленный сектор в городах, а также домашние промыслы на селе как составная часть натурального феодального поместья, хотя и эти производители все больше попадали в зависимость от рыночных отношений в лице скупщиков продукции. Городские и сельские ремесленники производили ткани, кожаную и валяную обувь, глиняную посуду, седла, сбрую и другие изделия. В XVIII веке появились ремесленные специальности, связанные с новым бытом, принесённым из Европы Петром I: позументщики, табакерщики, часовщики, каретники, шляпники, парикмахеры, переплётчики и т.д.

При Петре I была сделана попытка поставить под государственный контроль мелкое ремесленное производство. Так, в 1722 году по указу царя ремесленники должны были вступать в цеха. В цехах избирались старшины, которые наблюдали за качеством продукции, за процедурой приёма в цеховую организацию. Ученикам нужно было осваивать дело в течение семи лет, чтобы стать подмастерьем, а те, в свою очередь, могли стать мастерами не ранее, чем через два года. Правда, эти цеховые организации не имели той жёсткой регламентации по производству и сбыту продукции, которая существовала в средневековой Европе, и в целом эта система не имела такого распространения, как на Западе.

gastroguru © 2017