Экономическая политика белых презентация. Экономическая политика красных и белых. план-конспект урока по истории (9 класс) на тему. Экономическая политика белых и красных


1. Политика военного коммунизма С началом Гражданской войны кризис в экономике усилился От промышленного центра были отрезаны сырьевые районы Многие города оказались в руках белых Экономические связи между предприятиями, городом и деревней распались В городах начался голод






Социально-экономическая политика советской власти в годы Гражданской войны получила название «военный коммунизм»: -военный, т.к. единственной целью была концентрация сил для победы над противником -Коммунизм, т.к. на эту политику оказали идеологическое воздействие большевики (отсутствие частной собственности, торговли, уравнительная система распределения)


А промышленности был взят курс на ускоренную национализацию всех отраслей Бывшие собственники лишались всех доходов Вся промышленность подчинена нуждам фронта Предприятия, не связанные с фронтом, закрывались Введена всеобщая трудовая повинность и трудовая мобилизация населения в возрасте от 16 до 50 лет


В качестве заработной платы рабочим вместо денег выдавали продуктовый паек, талоны на питание в столовой, предметы первой необходимости Отменена плата за проезд в транспорте, за жилье, коммунальные услуги Товарно-денежные отношения упразднены: все товары распределялись государством


2. Сельское хозяйство в период военного коммунизма 2 декабря 1918 г. были распущены комбеды Но это не помогло наладить поставки хлеба Цены на хлеб были высокими Началось возмущение крестьянства В этой обстановке необходимо было вернуть доверие среднего крестьянства


11 декабря был издан Декрет о разверстке хлеба и фуража: -Государство сообщало точную цифру своих потребностей в хлебе и фураже -Затем распределяло(разверстывало) ее по губерниям, уездам, дворам -Выполнение плана хлебозаготовок было обязательным -Продразверстка исходила не из возможностей крестьянства, а из потребностей государства


Часто изымались не излишки, а необходимые запасы хлеба Продразверстка проводилась по классовому принципу: -С бедных крестьян – ничего -С середняка – умеренно -С богатого – много С 1920 г. Продразверстка распространялась на картофель и другие сельскохозяйственные продукты






Белые правители Севера России: -Помещикам возвращался засеянный урожай, все покосы, усадьбы и инвентарь -Пашня оставалась за крестьянами до решения земельного вопроса Учредительным собранием Но в условиях Севера ценными были покосы, поэтому крестьяне оказывались в зависимости от помещиков






Сущность его земельной реформы: -Земля – трудящимся на ней хозяевам -За прежними владельцами сохранить часть их земель -Новые хозяева должны платить прежним за землю частью своего урожая -Расчеты между новыми и прежними хозяевами должно осуществлять государство


По реформе Врангеля должны были создаваться волостные земства и сельские общины Они должны стать органами крестьянского самоуправления взамен сельских Советов Врангель утвердил новое положение об автономии для казачьих земель Рабочим было обещано новое фабричное законодательство, защищающее их права





Экономическая политика красных и белых. 9класс

МБОУ Кичигинская СОШ

Учитель: Уланова Т.Н.


Цели урока :

  • рассмотреть и сравнить экономическую политику

красных и белых во время гражданской войны;

  • развитие умения анализировать, систематизировать и

обобщать исторические факты;

  • высказывать свою точку зрения на события и

аргументировано ее отстаивать;

  • воспитание патриотизма и чувства уважения к

историческому прошлому нашей страны.


План урока.

  • Экономическая политика красных.
  • Экономическая политика белых.

Задание на урок: На основании материалов параграфа и документов сделать сравнительный анализ экономической политики белых и красных.

Какой политике вы отдали бы предпочтение? Объясните почему.


«Военный коммунизм» 1918-1920гг

Истоки

Война

Коммунистическая

доктрина

Введение директивно-чрезвычайных методов государственного регулирования политических

и социально-экономических процессов в условиях военного разорения.

Ориентация на программу

большевиков на быстрый и

стремительный переход к

коммунизму;

Создание нерыночного

общества


Меры «военного коммунизма»

  • Национализация промышленности
  • Введение всеобщей трудовой повинности (работа с документом стр.123)
  • Натурализация и уравнительность в зарплате и

бесплатность государственных услуг

  • Попытка введения прямого продуктообмена между

городом и деревней

  • Продразверстка на основные сельскохозяйственные

продукты

  • Запрет частной торговли, распределение по карточкам и классовому принципу
  • Запрещение аренды земли и наёмного труда в сельском

хозяйстве


Последствия

Тяжёлый экономический

и социальный кризис

Массовые крестьянские

восстания

Угроза основам

советской власти


Задание в группах: дать характеристику экономической

политики белых правительств.

1-я группа

2-я группа

Правительство А.В. Колчака

Правительство А.И. Деникина

3-я группа

Белые правители Севера

4-я группа

Правительство П.Н. Врангеля


Экономическая политика белых.

Правительство А.В. Колчака

Правительство А.И. Деникина

откладывало решение аграрного вопроса до окончания Гражданской войны

сохраняло за собственниками права на землю по установленным для каждой местности тех или иных земельных норм

Белые правители Севера возвращали помещикам весь засеянный урожай, все покосы, усадьбы и инвентарь.

Правительство П.Н. Врангеля

Земля- трудящимся на ней хозяевам;

Прежним владельцам – часть их владений


Экономическая политика белых.

Вопрос:

Чем аграрная политика П. Н. Врангеля отличалась от политики остальных белых правительств?

Чем аграрная политика белых правительств отличалась от аграрных преобразований, проведённых большевиками?

Вывод: Крестьяне отдали предпочтение военно-экономической программе большевиков. У белых не было четкой программы по решению аграрного и рабочего вопросов, что стало одной из причин их поражения.


Закрепление: Тест №18 (задание 1-4). КИМ История России. 9 класс.

Домашнее задание: §16. Подготовить сообщение

«Экономическая политика белых и красных на

Южном Урале»


Национализация - передача в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта или другого имущества, принадлежащего частным лицам или акционерным обществам. Национализация может осуществляться

через безвозмездную экспроприацию, полный или частичный выкуп.

Экспроприация - лишение собственности


Продразверстка – обязательная

Сдача крестьянами государству по

твёрдым ценам всех излишков хлеба

и других продуктов.

Методическая разработка урока

по истории в 9 классе

на тему: «Экономическая политика красных и белых»

2015 г.

Аттестуемый педагог: Тормина Александра Вячеславовна

Учебный предмет : история

Учебник : «История России. XX – начало XXI века. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. М.Ю. Брандт, 2013 г.

Класс: 9 «А»

Тип урока : комбинированный урок с элементами ТРКМ

Тема урока : «Экономическая политика красных и белых».

Место урока в теме «Россия в годы революции и Гражданской войны» - пятый

Цели урока:

Образовательные:

    Дать определения основным понятиям темы.

    Охарактеризовать сущность и результаты политики «военного коммунизма» в промышленности и сельском хозяйстве.

    Изучить экономическую политику белых.

Воспитательные:

    Воспитывать интерес к изучаемому предмету

    Воспитывать у учащихся чувство справедливость и патриотизма

Развивающие:

    Сформировать умение логически правильно излагать материал.

    Развивать умение работать с историческими источниками.

    Развивать умение анализировать полученный материал и выявлять причинно-следственные связи явлений.

Оборудование : компьютерная презентация, раздаточный материал (программы красных и белых), учебник.

План изучения нового материала.

    Политика «военного коммунизма»

    Сельское хозяйство в период «военного коммунизма»

    Реформаторская деятельность П.Н. Врангеля

Основные понятия : «военный коммунизм», продразверстка, трудовая повинность.

Ход урока.

    Организационный момент.

Цель: актуализация полученных знаний, формирование мотивации к изучению нового материала.

«Верно ли что…»

Если утверждение верно, ставим знак «+», если неверно – знак «-».

    Верно ли, что власть большевиков устанавливалась преимущественно военным путем?

    Верно ли, что большевики создали абсолютно новое государство?

    Верно ли, что население в большинстве случаев поддерживало политику белых?

    Верно ли, что политика белых была установлена в центральных районах страны?

    Верно ли, что красные проводили свою экономическую политику в годы гражданской войны?

    Верно ли, что экономическая политика красных получила название «военный коммунизм»?

Ребята, какой вопрос вызвал у вас затруднение?

Вопрос: Какие понятия темы вам не знакомы?

Цель: повторение изученного материала. Выполнение первого задания.

Ответы учащихся, и выделение нового, неизученного материала.

Ответы учащихся.

    Стадия: осмысление

Цель : изучить основные понятия темы, охарактеризовать сущность политики «военного коммунизма».

Прием: кластер

Учащимся предлагается поработать с учебником: §16, п. 1 и ответить на вопросы:

    Что такое политика «военного коммунизма»?

    В чем заключается цель политики «военного коммунизма»?

Мероприятия «военного коммунизма»

Составление кластера поможет учащимся изучить первые два вопроса новой темы.

Термин: продразверстка – система заготовок сельскохозяйственной продукции, заключающаяся в обязательной сдаче крестьянами государству по твердым ценам всех излишков (сверх установленных норм на личные и хозяйственные нужды)

Экономическая политика белых.

По ходу рассказа учителя учащиеся составляют концептуальную таблицу.

Линии сравнения

А.В. Колчак

А.И.Деникин

П.Н. Врангель

Аграрный вопрос

Наделить землей безземельных и малоземельных крестьян

Ограничение крупного помещичьего землевладения, увеличение земельных наделов середняков

Отношение к Декрету о земле СНК

Аннулирование земельных приобретений крестьян на основе данного Декрета

Итоги аграрной политики

Произошедшее перераспределение земли между крестьянами не закреплялось

Земля возвращалась помещикам, а решение аграрного вопроса откладывалось до окончания войны

Создание волостных и сельских общин, автономия казачьих земель


Для составления таблицы предлагается заслушать рассказ учителя и изучить документ на стр. 124: фрагмент «из сообщения по земельному вопросу правительства П.Н. Врангеля»

Цель: выявить новые понятия, выделить мероприятия политики «военного коммунизма».

Учащиеся работают с учебником. Изучают текст §16 (п.) и отвечают на вопросы учителя.

Ответы учащихся:

    «Военный коммунизм» - социально-экономическая политика советской власти в годы Гражданской войны.

    Цель – сконцентрировать все силы для победы над противником (белыми).

Учащиеся с помощью учителя составляют кластер для систематизации нового материала.

Стр. 120 фрагмент «Из Декрета СНК о порядке всеобщей трудовой повинности. 29 января 1920 года»

(Приложение 1)

Составляют концептуальную таблицу и изучают фрагмент документа на стр. 124 «Из сообщения по земельному вопросу правительства П.Н. Врангеля»

(Приложение 2)

    Рефлексия

Цель: подвести итог урока.

Учащимся предлагается выполнить задание.

О причинах поражения белых и победы красных спорили современники событий, спорят и историки. Называют, в частности, следующие факторы. Белые не смогли предложить народу привлекательной программы; преодолеть внутренние противоречия; остановить моральное разложение армии и тыла; удержаться от жестокого обращения с населением, террора. Красные имели признанного лидера; занимали выгодное военно-стратегическое положение; смогли в конечном счете привлечь на свою сторону крестьянство; превратили страну, в том числе методом террора, в единый военный лагерь.

Задание : расставьте эти факторы в порядке их значимости. Объясните мотивы вашего решения.

Цель: осознание своей деятельности, закрепление изученного материала.

Выполнение поставленного задания

    Домашнее задание

§16, вопросы на стр. 124 – 125

Стр. 125, задание №2 - устно

И/з: сообщение «П.Н. Врангель – лидер белого движения»

Приложение 1.

Из Декрета СНК о порядке всеобщей трудовой повинности. 29 января 1920 г. ( учебник стр.120)

1. В порядке трудовой повинности осуществить... привлечение трудящегося населения к единовременному или периодическому выполнению - независимо от постоянной работы по роду занятий - различных видов трудовой повинности: топливной, сельскохозяйственной как для государственных, так в известных случаях и для крестьянских хозяйств, строительной, дорожной, продовольственной, снеговой, гужевой для борьбы с последствиями общественных бедствий и т. п. ...

5. А. Предоставить губернским, городским и уездным комитетам предавать народному суду виновных: а) в уклонении от учета и явки по трудовой повинности; б) в дезертирстве с работ, а равно в подстрекательстве к таковому; в) в пользовании подложными документами, а равно в изготовлении таковых в целях содействия уклонению от трудовой повинности...

Вопросы и задания к документу:

Что такое трудовая повинность? На какие виды работ она распространялась? Какие меры обеспечивали ее выполнение?

Приложение 2.

Из сообщения по земельному вопросу правительства П.Н. Врангеля (учебник стр. 124)

Сущность земельной реформы... проста… Земля – трудящимся на ней хозяевам. Эта руководящая мысль… опирается на два основных стремления: охранить всякое землепользование, как оно установилось к настоящему времени, от нарушений, насилий и захватов и передать трудящимся на земле хозяевам пригодные для ведения хозяйства земли. Казенные и частновладельческие.

За прежними владельцами часть их владений сохраняется, но размер этой части не устанавливается заранее… Плата за отчуждаемую землю должна вноситься новыми собственниками хлебом, который ежегодно ссыпается в государственный запас… Выручка государства от хлебных взносов новых собственников должна служить основным источником для вознаграждения за отчуждаемую землю прежних ее владельцев, расчет с которыми Правительство признает обязательным.

Вопросы и задания к документу.

    Каковы сущность и принципы аграрной реформы Врангеля?

    Чем она отличается от аграрных преобразований, проведенных большевиками?

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проверка домашнего задания Тема «Гражданская война»

Да/нет 1. ОДНОЙ ИЗ ПРИЧИН ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ СТАЛО ИГНОРИРОВАНИЕ БОЛЬШЕВИКАМИ НОРМ ДЕМОКРАТИИ И РАЗГОН УЧРЕДИТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ? 2.В ряды красной армии вошли рабочие, большевики, зажиточные крестьяне? 3. Начало гражданской войны связывают с выступлением чехословацкого корпуса? 4. м.ф.фрунзе, с.м.буденый, м.н.тухачевский были представителями красной армии? 5. С именем м.н.тухачевского связано наступление на петроград в мае 1919 г.? 6. В годы гражданской войны был период интервенции со стороны таких стран как сша, англия, франция, румыния, германия?

7 . ОПРЕДЕЛИТЕ, КАКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ ЯВЛЯЮТСЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ КРАСНОГО ДВИЖЕНИЯ? А.Ф.КЕРЕНСКИЙ л.г. корнилов М.В.ФРУНЗЕ с.м.буденый

8. С какой исторической личностью был связан город омск в годы гражданской войны?

Ответы: 1. да 2. нет 3. да 4. да 5. нет 6.М.В. ФРУНЗЕ, С.М.БУДЕНЫЙ 7. а.в.колчак

Тема урока: Экономическая политика красных и белых § 16

«военный коммунизм» - экономическая политика Советского государства в условиях хозяйственной разрухи и Гражданской войны 1918 - 1920 гг. - мобилизация всех сил и ресурсов на оборону.

Мероприятия в рамках политики «военного коммунизма»: 1. Национализация всех отраслей промышленности

3. Запрет частной торговли; 4. ОТМЕНА КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ, ЗАРАБОТНЫХ ПЛАТ, ВВЕДЕНИЕ ПОЛНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

5. « Главкизм », т.е. сверхцентрализация управления про­мышленностью. Управление национализированными пред­приятиями осуществлялось Высшим советом народного хозяйства (ВСНХ)

СТР.120 РАБОТА С ДОКУМЕНТОМ

6. Роспуск комбедов

2. Письма крестьян м. А. Спиридоновой 1918 г. (Извлечения) Вот что об агитаторах мне пишут крестьяне из всех губерний Советской России: «Ставили нас рядом, дорогая учительница (орфографию всюду исправляю), целую одну треть волости шеренгой и в присутствии других двух третей лупили кулаками справа налево, а лишь кто делают попытку улизнуть, того принимали в плети». Или из другого письма: «По приближении отряда большевиков надевали все рубашки и даже женские кофты на себя, чтобы предотвратить боль на теле, но красноармейцы так наловчились, что сразу две рубашки внизывались в тело мужика-труженика. Отмачивали потом в бане или просто в пруду, некоторые по несколько недель не ложились на спину. Взяли у нас всё дочиста, у баб всю одежду и холсты, у мужиков пиджаки, часы и обувь, а про хлеб нечего и говорить.»<...> Или из третьего письма: «Матушка наша, скажи, к кому же теперь пойти, у нас в селе все бедные и голодные, мы плохо сеяли, – не было достаточно семян, у нас было три кулака, мы их давно ограбили, у нас нет буржуазии…, а на нас наложена контрибуция и штраф, мы побили нашего большевика-комиссара, больно он нас обижал. Очень нас пороли, сказать тебе не можем, как. У кого был партийный билет от коммунистов, тех не секли. Кто теперь за нас заступится? Всё сельское общество тебе земно кланяется». Из четвёртого: «Взяли нас и били, одного никак не могли усмирить, убили его, а он был без ума…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок 7 класс. Многоярусная экономика. Экономический продукт и экономические циклы.

урок для 7 класса по экономике. Рассматриваются понятия ВВП,ВНП, многоярусность современной экономики, экономический рост....

Методическая разработка учебной темы "Экономические системы" на различных ступенях экономического образования школьников

Презентация....

« Замедление темпов экономического развития и эффективности производства. Брежнев Л. И. Экономические реформы сер 60-х гг.»

« Замедление темпов экономического развития и эффективности производства. Брежнев Л. И. Экономические реформы сер 60-х гг.»...

Великая Октябрьская революция отнюдь не является последним этапом становления большевистского режима в России. Участники Белого движения, даже будучи разбитыми на Родине, продолжали бороться с большевиками из-за рубежа. Борьба красных и белых длилась вплоть до 30х годов XX века, и у сторонников монархии были бы все шансы победить, будь идеология белогвардейского движения хоть немного более четкой, а сама Белая гвардия - более сплоченной.

Значительный вклад в успех большевиков внесли политики - Ленин, Троцкий и другие - тщательно проработавшие идеологический фундамент, на котором и был возведен Советский союз. Четко прописанные, качественные лозунги, умелые ораторы, отлично организованная пропаганда оказали на население влияние, обеспечившее победу революции. Белые же, будучи в большинстве своем представителями военной интеллигенции, не были хорошими политиками. Разобщенность и отсутствие ясной идеологической платформы сыграли свою роль - медленно, но верно белое движение сдало свои позиции.

Экономическая политика белых и красных

Однако, если в качестве примера проанализировать ту же экономическую политику, проводимую красными и белыми, становится ясно, что действия большевиков полностью расходились с их словами. И, как это ни парадоксально, именно экономическая политика белых была основана на раздаче земель и хлеба малоимущим слоям населения. Так, в 1919г. по инициативе Деникина была принята "Декларация о земле", защищавшая интересы трудящихся и сохранявшая право собственников на их землю. Он же отменил хлебную монополию Временного правительства и подготовил проект "Земельного закона" по которому крестьяне могли выкупать некоторое количество земли у помещиков.

Не отставали от него и Колчак с Врангелем. Экономическая программа Колчака включала в себя раздачу земли беднякам, возврат земель их прежним хозяевам и решение земельного вопроса, возникшего вследствие роста населения при Николае II. Политика Врангеля, в свою очередь, была ориентирована на зажиточное крестьянство. Ее основной являлась земельная реформа, целью которой были ограничение земельных наделов крупных помещиков, увеличение земель, принадлежащих средней крестьянской прослойке, и поддержка свободной рыночной торговли.

Красные же, обещавшие землю крестьянам, а фабрики - рабочим, начали свое правление введением "военного коммунизма", продразверсткой (реквизицией зерна у крестьян) и повсеместной национализацией предприятий. За военным коммунизмом последовали НЭП с уничтожением остатков зажиточных слоев общества и коллективизация, в период которой большевики перешли к политике раскулачивания .

Впрочем, не всегда политика большевиков била по благополучию населения страны. Так, например, новое правительство, стремясь поддержать коллективные хозяйства, выделило огромные средства на ссуды и кредиты. К сожалению, такая финансовая политика государства не привела к росту производительности: большая половина средств, выделенных из бюджета, осела в карманах чиновников.

Конечно, утверждать, что в случае победы белых все было бы значительно лучше - заведомо бессмысленно. Неизвестно, как сложилась бы судьба России, если бы белогвардейское движение одержало победу. Ясно одно: в истории, как и в жизни, не бывает ни плохих, ни хороших. Есть проигравшие и победившие - и именно последние историю и пишут.

gastroguru © 2017