Проблемы гендерного воспитания школьников. Гендерное воспитание. Гендерное воспитание детей-дошкольников

Ростовцева И.А.,

учитель русского языка и литературы

Особенности учебно-воспитательного процесса

в классе мальчиков

Мальчики и девочки – два разных мира. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат; по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают…Пол, как категория состоит из двух важнейших компонент: пола биологического и пола социального. Половые различия задаются генетически, а далее продолжают формироваться в социально-культурной среде. Для их полноценного развития необходимы соответствующие условия и воспитательные воздействия, которые эффективнее всего осуществимы при раздельном обучении и воспитании мальчиков и девочек.

В нашем учебном заведении гендерный подход к организации учебно-воспитательного процесса введён в 2003 году. Его реализация происходит на основе дифференцированного по полу обучения и воспитания путём создания параллельно-раздельных классов. Самые старшие мальчики-кадеты, которые обучались и воспитывались в раздельных классах сейчас уже в шестом классе. А я вот уже третий год являюсь их классным руководителем и учителем русского языка и литературы. За этот период накоплен ценный опыт работы с мальчиками в образовательном и воспитательном аспектах.

Наши мальчики не просто мальчики, они – кадеты. Кадетское направление помогает выстроить всю воспитательную работу в классе. Остановимся на некоторых её моментах.

Свой рабочий день все кадетские классы начинают с утренних построений и зарядки. Командир класса (взвода) сдаёт рапорт, далее идёт проверка внешнего вида. Это очень важный момент. Ходить без галстука или в грязной рубашке недопустимо. Зная это, кадеты стараются быть всегда чистыми и опрятными. Никто не хочет подвести себя и класс. Каждый кадетский класс имеет свой дневник «За честь класса». Мы считаем, что такой дневник – это находка для класса мальчиков. Никто не хочет попасть в этот дневник за плохое поведение, а если уж попал, то отвечай. Это очень дисциплинирует мальчиков, воспитывает ответственность за свои дела и поступки.

Мальчикам свойственны больше, чем девочкам отрицательные эмоции. Поэтому им нужно больше радости, тепла, добрых отношений, иначе их эмоциональная глухота может стать очень реальной проблемой. День мы всегда начинаем с улыбки и пожеланий друг другу удачи. Это очень важно, это настраивает ребят на позитив, у них даже плечи расправляются. Вообще, мальчишек нужно «поднимать», верить в них и, самое главное, они должны чувствовать, что их любят!

В классе должно быть не только комфортно психологически, но и интересно, увлекательно. В этом нам помогает природная страсть мальчиков к соревнованиям. В четвёртом классе у нас были личные соревнования. Мы собирали смайлики, игрушки на ёлочку, звёзды на обелиск. В пятом классе решили посоревноваться группами, что тоже очень понравилось. В этом году у нас несколько иная система соревнований. Остановимся подробнее на организации рейтинговой системы в шестом классе. Главная задача, поставленная в этом учебном году – обучение ученическому самоуправлению. В начале каждой четверти происходит распределение поручений. Каждый выбирает дело по душе и ответственно его выполняет. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый мог попробовать себя различных ролях. Мальчики распределились по секторам: «Просвещение», «Патриот», «Порядок», «Олимпиец», «Досуг», «Забота и добро». В конце каждой четверти мы подводим итоги, выбираем лидеров класса. Очень важно то, что кадеты сами оценивают друг друга и никто ни на кого не обижается. А в конце года лучшие из лучших получат ценные призы и грамоты. А также их фотографии будут висеть на классном стенде в рубрике «Лидеры класса».

В этом учебном году 10 кадетов нашего Лицея приняли участие в военно-спортивной игре «Кадеты Отечества» на базе 4-йотдельной танковой Кантемировской бригады в Наро-Фоминске Московской области. Общее количество участников было более 200 человек. Во время проведения игры были организованы соревнования по военно-прикладным видам спорта в следующих видах: кросс, метание гранаты, стрельба из пневматической винтовки, разборка-сборка автомата, подтягивание на перекладине, а также конкурс «визиток»- представлений команд, викторина на знание истории России и Вооружённых сил. Завершилась военно-спортивная игра 7 ноября на Красной площади. Мальчики-кадеты показали хорошую строевую подготовку, отлично показали «визитку». Ребята поняли, что всё, чему их учили наставники в стенах родной школы, им пригодилось. Приехали кадеты повзрослевшими, настоящими мужчинами. Но есть и над чем поработать, подтянуть.

Очень важное направление – вовлечение мальчишек в спортивные секции. И по праву можно назвать наш класс спортивным. Более половины ребят посещают различные секции: волейбол, футбол, хоккей, плавание. Мальчики периодически участвуют в различных соревнованиях. Мы рады, когда они привозят с соревнований кубки и медали. Считаю, что вовлечение ребят в спорт даёт им не только здоровье, но и «отводит» от улицы. А ведь они находятся в таком возрасте, когда всё хочется попробовать. Но им просто некогда бежать на улицу, ведь сразу после школы мальчишки бегут на тренировки, потом нужно сделать ещё и уроки. Кроме того, один раз в неделю мы всем классом ходим в бассейн, что тоже очень положительно влияет на их здоровье и развитие.

Разделив девочек и мальчиков по разным классам, мы понимаем, что нужно проводить большую работу по формированию культуры взаимоотношений между ними. Это совместное проведение некоторых уроков, праздников, поездок. Стали уже традиционными такие мероприятия, как «Любовь с первого взгляда», «А ну-ка, девочки», «А ну-ка, мальчики». В конце каждой четверти мы обязательно совместно куда-нибудь едим. Перед любой поездкой, мы обязательно обговариваем с мальчиками, как ведут себя настоящие мужчины. Последняя наша поездка в кинопарк «Альянс» на новогоднюю вечеринку показала, что мальчики умеют ухаживать за девочками, умеют быть джентльменами. Ребята сидели за столиками по 6 человек: три девочки, три мальчика и вели беседы, участвовали в конкурсах, танцевали. Это было для них естественно и никто не стеснялся. Друг друга они называют так: «наши девочки», «наши мальчики». Мальчики и девочки шестых классов с уважением относятся друг к другу и с удовольствием ходят в гости. Будем и дальше работать в этом направлении, ведь на нас равняются все остальные.

Существуют различия в формировании познавательных способностей и протекании познавательных процессов у мальчиков и девочек, в восприятии окружающего мира, в темпах и стратегиях переработки информации, в уровнях адаптивных возможностей организма и психики, это позволяет применять на уроках различные методы и приёмы, соответствующие принципу природосообразности в обучении мальчиков и девочек. И в этом плане тоже накоплен большой и ценный опыт.

Время, необходимое для вхождения в урок, - период врабатываемости – у детей зависит от пола. Девочки после начала занятий быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Мальчики медленнее включаются в работу на уроке, но затем им необходим быстрый темп и высокая плотность, пик активности приходится на середину урока. Поэтому на начало урока я, как правило, готовлю различные языковые разминки, помогающие мальчикам войти в урок, «вработаться». Это может быть словарная работа, синтаксический разбор предложения и другие виды разборов. Ну а далее мальчикам нужен высокий темп подачи материала, широкий спектр разнообразной информации, минимальное количество повторений пройденного материала (репродуктивного характера), так как при повторении их внимание ослабевает, активность ответов снижается.

Мальчиков необходимо включать в поисковую деятельность, они лучше работают тогда, когда характер вопросов - открытый, когда нужно самому додуматься, сообразить, а не когда нужно просто повторить за учителем и запомнить информацию. Их нужно натолкнуть, чтобы они сами открыли закономерность, тогда они будут в тонусе в течение урока, тогда они запомнят и усвоят материал. То есть им больше подходит обучение через самостоятельное разрешение проблемной ситуации. С прошлого года мы работаем в режиме ФГОС, который словно написан для мальчиков. Вот как можно подвести к проблеме урока.

Тема урока «Лексическое и грамматическое значение порядковых числительных».

    Где ты встречался с такими словами? Продолжи этот ряд слов.

Первый, второй, третий…

    Что обозначают эти слова? На какой вопрос они отвечают?

    Один ученик говорит, что эти слова порядковые числительные. Другой ученик говорит, что это прилагательные (слова со значением признака). С каким утверждением ты согласен? Сформулируй проблему урока.

Ещё один пример. Тема урока «Склонение имён существительных». В предложении «Пожилая женщина волновалась о сестре и дочери» предлагаю найти имена существительные (сестре, дочери), затем определить род и падеж (ж.р., П.п.), выделить окончание. Выделив окончания, ребята испытывают удивление, возникает проблемная ситуация: существительные одного рода и падежа, а окончания у них разные.

    Почему у существительных одного рода и падежа разные окончания?

    Мальчики высказывают свои предположения, что у существительных одного рода могут быть разные падежные окончания, значит, необходимы ещё какие-то знания об имени существительном, предлагают различные варианты решения проблем.

У мальчиков хорошо работает соревнование. Что активно я применяю на уроках. Соревнуемся мы отделениями, рядами, индивидуально с обязательной сменой лидера. Для того чтобы победить, они готовы «горы свернуть». Командный дух мальчиков сближает и совершенно не настраивает их на агрессию. А как горят их глаза!

Очень любят мальчики, когда урок ведут «учителя – дублёры». Это просто находка в работе с мальчиками. У каждого учителя по 3 ученика, которым он объясняет учебный материал. Мальчики, пожелавшие стать учителями, пишут конспект урока, проводят урок и проверяют тетради. К своим урокам они делают презентации. Ребята очень хорошо понимают друг друга, стараются не подвести своего учителя.

Работая с мальчиками, я поняла, что не нужно требовать от мальчика чрезмерной аккуратности, тщательности оформления работы. Выполняя эти требования, он может потерять суть задания и его значимость. Это нужно помнить.

Мальчикам необходима положительная, конструктивная оценка выполненной работы. Педагогу надо выработать прозрачные и понятные детям критерии оценивания, обосновывать оценку ученика через комментирование. Никогда не нужно ругать мальчиков за неспособность что-то понять или правильно сделать. Не использовать обидных слов, общаясь с ним. Не нужно сравнивать мальчишек, а хвалить их за свои успехи и достижения. Им важна оценка их действий. Значимыми для них будут следующие слова: «Молодец, правильно (быстро, хорошо, отлично) сделал! Сказано здорово - просто и ясно! Остроумно! Замечательно! Ты на верном пути. Здорово! Ты в этом разобрался. Мне очень важна твоя помощь. Я тобой горжусь! Тут мне без тебя не обойтись. Научи меня делать так же. С каждым днем у тебя получается все лучше и лучше. Я знала, что тебе это по силам. Я горжусь тем, что тебе это удалось». Мальчики не приемлют авторитарного стиля обучения и воспитания. Им нравится «домашняя» обстановка, когда можно и пошутить, и обсудить что-то важное.

С каждым годом я всё больше убеждаюсь в верно выбранном пути воспитания и обучения на основе гендерного подхода. Вижу, что это даёт хорошие результаты. И если вспомнить какими пришли мальчики в первый класс: очень многие из них были не готовы к школе, плохо отвечали. То сейчас они хорошо рассуждают, вступают в диалог, доказывают своё мнение. Мои мальчики хорошо читают, пересказывают. Они не стесняются, не боятся, что над ними будут смеяться. Да и сами ребята говорят, что проще сосредоточиться на учёбе, когда в классе одни мальчики. Ну, а самое главное – они с удовольствием ходят в школу и любят учиться. Я верю, что из моих мальчишек вырастут настоящие мужчины!

В статье рассматриваются понятия "гендер", "гендерное воспитание", а также проблемы реализации гендерного воспитания в современном дошкольном образовании. В представленном материале дан анализ отличий воспитательной работы с мальчиками и девочками дошкольного возраста с учетом биологических особенностей строения головного мозга у детей разного пола.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Е.В. Миханкова,

М.А. Поденако,

ГАДОУ Детский сад № 53 комбинированного вида

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Одной из наиболее популярных и активно развивающихся научных проблем на настоящий момент времени, безусловно, является проблема гендерных различий и гендерной идентичности, также активно развиваются смежные науки, изучающие полоролевые или гендерные особенности детей, такие как гендерная педагогика, нейропедагогика, нейропсихология. Гендерная педагогика – это раздел педагогики, изучающий особенности гендерной социализации, обучения и воспитания мальчиков и девочек.

Стоит отметить, что понятие « гендер » , будучи относительно новым, имеет в современной научной литературе как минимум два основных варианта трактовки. В первом случае « гендер » понимается как социальный пол в отличие от биологического, тогда как во втором случае « гендер » рассматривается как комплексная социально-биологическая характеристика, с помощью которой дается определение понятиям « мужчина » и « женщина ».

Гендер – это социальный пол, социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества. Таким образом, под «гендером» понимается специфический набор культурных и поведенческих характеристик, которые определяют социальное поведение мужчин и женщин.

Одной из наиболее важных проблем современной гендерной педагогики является научное обоснование и определение конкретных целей, задач и содержания гендерного воспитания на разных возрастных этапах.

В настоящее время гендерный подход интенсивно внедряется в педагогическую теорию и практику, что определяет необходимость подготовки специалистов, обладающих знаниями о гендерных особенностях детей и способных применять эти знания в образовательном процессе.

Гендерное воспитание – это воспитание в соответствии с гендерной ролью. Цель гендерного воспитания понимается в настоящее время как подготовка к выполнению будущей социальной роли мужчины и женщины.

Актуальность исследуемой темы объясняется тем, что в отличие от зарубежных педагогов и психологов, в нашей стране этот вопрос оставался долгое время закрытым, педагогика ориентировалась на абстрактного ребенка, без учета его полоролевых особенностей. Изучение особенностей развития мальчиков и девочек, учет их гендерных различий поможет педагогам и родителям максимально индивидуализировать педагогический процесс в ДОУ и школе, позволить правильно отбирать содержание, методы и приемы сопровождения дошкольников.

Детство для человека – уникальная пора развития всех психических функций, за несколько лет у ребенка формируются разные типы мышления, в этот период происходит закладка основы дальнейшей активной жизни будущего члена общества. Многие авторы отмечают (Еремеева В.Д., Хризман Т.П. и др.), что уже в самом раннем возрасте учеными зафиксированы различия в работе мозга мальчиков и девочек, органы чувств младенца уже настроены определенным образом, их мозг развивается в разном темпе, в разной последовательности и в разные сроки. Эти различия обусловлены физиологией, которую обязательно должны учитывать педагоги и родители, воспитывая и обучая детей. Нейропсихологи в своих исследованиях отмечают, что весь процесс воспитания и обучения направлен на развитие самого главного органа психики – мозга и всех его многочисленных функций, регулирующих поведение ребенка. К сожалению, часто взрослые действуют в вопросах воспитания и обучения интуитивно, по наитию, не опираясь на научные знания о гендерных особенностях детей.

Рассмотрим основные различия между мужским и женским мозгом:

1.Миндалевидное тело головного мозга больше у мужчин, что способствует их большей агрессивности, в отличие от женщин;

2. Дугообразный пучок развивается у девочек раньше, что подтверждается более ранним развитием речи, девочки начинают говорить предложениями раньше, чем мальчики;

3. Зона Брока более активна у женщин, что приводит к лучшим вербальным навыкам, чем у мужчин;

4. Кора мозга содержит нейроны, обеспечивающие высшие интеллектуальные функции и память, распознает сенсорные импульсы. У мужчин кора головного мозга толще в правой части, у женщин в левой. У мужчин лучше развиты пространственные связи, женщины превосходят мужчин в слушании, коммуникации;

5. Эстроген, формирующий женский мозг, снижает агрессивность, состязательность, желание самоутвердиться;

6. Височная доля мозга – связи и нейронные пути женского мозга обеспечивают превосходство при решении коммуникативных задач;

7. Теменная доля мозга у женщин обрабатывает больший объем информации, женщины обладают лучшей тактильной чувствительностью, мужской мозг лучше работает при дозировании информации.

8. Затылочная доля мозга обнаруживает и интерпретирует визуальные образы, различия очевидны в реакциях на чувствительность к свету, женщины видят лучше при тусклом свете, мужчины – при ярком.

В большинстве случаев с точки зрения хронологии развития мозг девочек достигает зрелости раньше, чем у мальчиков. Так, девочки могут приобретать сложные вербальные умения почти на год раньше мальчиков, девочки получают больше сенсорной информации, у них лучше слух и обоняние, они получают больше информации через кончики пальцев и кожу. У мужчин лучше развито правое полушарие, что ведет к лучшему пространственному восприятию, например, при проведении измерений, инженерном проектировании, топографии и чтении карт. Женский мозг использует свои ресурсы быстрее и чаще, задействует больше клеток, лучше функционируют память и чувственное восприятие, мужской мозг имеет больше преимуществ при решении задач с пространственными взаимосвязями. В то же время, меньшая внешняя эмоциональность мальчиков делает их более уязвимыми, эмоционально неустойчивыми, более подверженными стрессовым ситуациям из-за неумения перерабатывать свои чувства, становятся более агрессивными и замкнутыми в себе. Сильная сторона мужчин – способность к новому, нестандартному решению, к новаторству, исторически доказано, что сначала профессию осваивали мужчины, а доводили умения до совершенства – женщины.

Таким образом, необходимость учета современными образовательными учреждениями гендерных особенностей детей не вызывает сомнений. Остается открытым вопрос о правильной, методически верной организации педагогического процесса ДОУ и школы на основе знаний и понимания полоролевых отличий. К сожалению, часто переосмысление и перестройка отношения педагогов к данному вопросу заканчивается лишь формальной заменой слова «пол» на «гендер», нет единого подхода к решению этой проблемы, четкого планирования систематичной работы с детьми. Прежде всего, это происходит из-за недостатка знаний педагогов о гендерных особенностях и различиях дошкольников, необходимо осуществлять просветительскую деятельность среди педагогов, активнее внедрять в практику повышения квалификации педагогов курсы по гендерной теории и методологии, разъясняющие сущность, задачи и принципы гендерного подхода в психолого- педагогической науке и практике.

Следующей, очень важной проблемой дошкольного образования является феминизация, отсутствие педагогов мужчин, особенно это важно для ролевого подражания мальчикам без отцов. Стратегия обучения и в детском саду, и в школе чаще всего рассчитана на девочек, лишь в средней и старшей школе появляются учителя – мужчины. При этом воспитывают и девочек и мальчиков чаще всего женщины: дома – мама или бабушка, а в детском саду – женщины-воспитатели. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин, женщины, по мнению ученых, правильно воспитывать мальчиков не могут, только по одной простой причине: у них другой тип мозга и другой тип мышления. Кроме того, педагог-женщина не располагает детским опытом переживаний, с которыми сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении с взрослыми и детьми, поэтому при общении с мальчиками многие воспитатели руководствуются лишь представлениями о том, что если это мальчик, то, следовательно, он является воплощением воли, силы, выносливости.

Сейчас образование нуждается в специалистах, обладающих гендерными знаниями, способными эффективно решать задачи формирования личности с учетом гендерных особенностей. Гендерная компетентность является одной из составляющих профессиональной компетентности.

В ряде современных исследований выявлялись особенности гендерных представлений и установок учителей школ и воспитателей дошкольных учреждений. Исследования показали, что педагоги дифференцируют мужские и женские качества в соответствии с традиционными гендерными установками. Спектр качеств и умений, которые, по мнению педагогов, необходимо воспитывать у детей разного пола существенно различается. Важными для девочек называются такие качества, как доброта, женственность, мягкость, качества, необходимые в общении с другими людьми, а для мальчиков – твердость, целеустремленность, выносливость.

В исследовании О. Б. Отвечалиной выявлено, что гендерные представления воспитательниц отличаются противоречивостью, которые демонстрируют его в отношении к внешнему виду и стилю одежды детей разного пола; в распределении хозяйственно-трудовых поручений; при организации игр; в особенностях оценки личностных качеств и достижений; в особенностях наказаний. Так, для мальчиков устанавливаются более жесткие рамки в отношении прически и поведения, а для девочек – в отношении аккуратности, опрятности внешнего вида. Мальчиков наказывают чаще девочек и на более длительное время, у девочек осуждают проявление агрессивности, драчливости.

Гендерная компетентность педагога включает овладение им организационными, психолого-педагогическими и дидактическими аспектами руководства детской деятельностью с учетом гендерных особенностей.

При работе с мальчиками в группах педагогу важно:

Допускать абстрактные рассуждения при объяснении материала;

Обязательно делать обобщения и выводы в конце занятия;

Организовывать диалоги и дискуссии;

Особое внимание обращать на логичность и доказательность рассуждений;

Предлагать делать самооценку деятельности, организовывать работу в парах;

  • уметь пользоваться неуемной энергией мальчика и направлять ее в русло учебы и воспитания;
  • обращать особое внимание на более чувствительных, менее соревновательных и менее агрессивных мальчиков
  • разрешать мальчикам физически двигаться, вовлекать их в физическую деятельность
  • предоставлять мальчикам как можно больше пространства
  • предлагать больше рассказывать и выдумывать, чтобы помочь мужскому мозгу развивать воображение и вербальные навыки
  • давать мальчикам больше вещей пощупать, потрогать, особенно во время обучению письму или грамоте;
  • педагогу важно помнить, что мальчики реагируют избирательно и только на значимые для них оценки;
  • мальчикам важно, что именно оценивается в их деятельности
  • критикуя мальчика, нужно всё излагать кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение, ребенок перестанет слушать и слышать критику.

При работе с девочками педагогу необходимо:

Применять конкретные письменные примеры и расчеты;

Располагать визуальную информацию в горизонтальном направлении;

Задействовать речевые способности учащихся;

Использовать коллективные формы работы;

Обязательно комментировать ход и результаты учебно-познавательной деятельности;

Использовать примеры, воздействующие на эмоциональную сферу;

Стимулировать здоровую соревновательность в классе

Педагогу важно помнить, что девочки эмоционально реагируют на все оценки педагога;

Для девочек эмоционально значимо, кто их оценивает и как , им важно быть хорошими в глазах взрослых

Критикуя девочку, сначала нужно разобрать, в чем ее ошибка, не высказывать свое негативное отношение к ней.

Таким образом, можно выделить основные задачи гендерного подхода в ДОУ:

  • повышение гендерной компетентности педагогов ДОУ,
  • отбор содержания педагогического процесса с учетом гендерных особенностей детей,
  • создание предметно-развивающей среды группы, опираясь на интересы и потребности мальчиков и девочек
  • формирование гендерной компетентности родителей воспитанников ДОУ.

Список литературы:

  1. Еремеева В.Д., Хризман Т.П Мальчики и девочки. – СПб, 2006
  2. Гариен М. Мальчики и девочки учатся по-разному. – М., 2004
  3. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М., 1973

К ВОПРОСУ О ГЕНДЕРНОМ ВОСПИТАНИИ

Гринских Галина Валерьевна
Костанайский филиала ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет»
магистр истории, старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин


Аннотация
В работе дана аргументация актуальности в настоящее время гендерного образования и воспитания. Раскрыто понятие «гендерное воспитание». Описано исследование уровня знаний и понимание содержания «женского» и «мужского» воспитания студентами 1-3 курсов педагогического колледжа. Обосновано утверждение, что гендерное воспитание – это непрерывный процесс.

ABOUT GENDER EDUCATION

Grinskih Galina Valerevna
Kostanay branch of Chelyabinsk State University
master in History, senior lecturer, Chair of the Social and Humanitarian and Natural-science disciplines


Abstract
Today such questions as the possibilities of gender approaches using for solving theoretical and practical tasks of pedagogical science are in a hot dispute, the models of boys and girls upbringing are being discussed, the perspectives of their using in social and family upbringing are being analyzed. The main notions of the scientific work are «sexual differences» and «gender». Sexual differences are the sum of genetic, morphological and physiological signs, used to differentiate people info men and women. The notion «gender» includes sexual differences, taking info account a wide range of signs, connected with people’s sexual and age status, different religious and social cultural differences. The problem of gender approach in pupil’s upbringing of secondary school is more actual and not enough studied.

В настоящее время во многих странах СНГ имеют место изменения в системах образования. Каждая страна выбирает свой оптимальный путь развития. Мы задумываемся о здоровом и конкурентоспособном поколении, а для этого необходимо создавать благоприятные условия для воспитания и обучения детей. Исторический опыт показывает, что раздельное воспитание девочек и мальчиков, то есть гендерное воспитание, способствует гармоничному вхождению в реальную действительность, где каждый знает, какие социальные роли он должен усвоить и выполнять в обществе.

Анализ проведенных в последние десятилетия исследований по проблеме гендерного воспитания показывает, что на данный момент не существует единой теории относительно вышеуказанного вопроса. Понятие «Гендерное воспитание» пока еще даже мало употребляемо в педагогической науке. Однако попытки проанализировать и раскрыть содержание данного понятия предприняты некоторыми исследователями, такими как Мудрик А., Блинова М.Л., Радзивилова М.А., Сиротюк А., Куинджи Н. и др. В своих работах они акцентировали внимание на проблеме гендерного подхода в обучении и воспитании.

Основным понятием нашей работы является гендерное воспитание.Исследователь Радзивилова М.А. дает следующее определение гендерному воспитанию - это относительно социально контролируемый процесс развития девочки и мальчика в ходе их гендерной социализации – воспитание основ гендерной культуры взаимоотношений, развитие способности к реализации полоролевого репертуара и овладение умениями и навыками соответствующего поведения . Мы предлагаем другое определение. Гендерное воспитание – этоцеленаправленное формирование специфического набора психологических, биологических и культурных характеристик личности с целью подготовки ее к гармоничным взаимоотношениям с представителями обоих полов.

Целью нашего исследования стало выявление уровня знаний и понимание содержания «женского» и «мужского» воспитания студентами 1-3 курсов педагогического колледжа. В дальнейшем мы планируем разработать специальный курс «Профессиональная подготовка учителей начальных классов к гендерному воспитанию младших школьников» и сегодня возник вопрос: насколько хорошо студенты владеют знаниями по гендерному воспитанию и владеют ли вообще? Неслучайно выбрана база исследования – Костанайский педагогический колледж, так как здесь готовят воспитателей и учителей начальных классов, которые являются непосредственными участниками гендерной социализации детей.

Концепция гендерного воспитания девочек/мальчиков включает следующие составляющие:

1) создание педагогических условий для естественного развития различных сфер индивидуальности мальчика/девочки;

2) целенаправленную педагогическую деятельность по гендерному воспитанию;

3) упорядочение процесса гендерной социализации (индивидуальная помощь ребенку от ситуативной зависимости к внеситуативной саморегуляции гендерного поведения).

Воспитание подрастающего поколения мы рассматривали как целенаправленную педагогическую деятельность по развитию личности мальчика/девочки, различных сфер индивидуальности (интеллектуальной, мотивационной, деятельностной, эмоциональной, саморегуляции) и гендерному воспитанию, направленному на овладение мальчиками/девочками полоролевым репертуаром, навыками соответствующего поведения и гендерной культурой взаимоотношений.

Реализация концепции предполагает соблюдение следующих психолого-педагогических условий эффективного воспитания мальчиков и девочек в процессе их гендерной социализации. К ним мы отнесли:

– создание гендерно сбалансированного воспитательного пространства;

– реализация парциальных программ гендерного воспитания;

– разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс методик гендерного воспитания;

– профессионально-педагогическая готовность педагогов к данной деятельности;

– информационно-методическая поддержка педагогов и родителей по вопросам гендерной идентификации и самореализации личности мальчика/девочки.

К исследованию мы привлекли 48 студентов (1, 2, 3 курсы) от 17 до 23 лет, девушки, специальности 0105000 «Начальное общее образование», 95 % – сельские жители, 5 % – городские. Опрос длился около 40 минут. В качестве основной методики был использован опросник «Что я думаю о «женском» и «мужском» воспитании?» Малкиной-Пых И.Г. . Ответы опросника развернутые, заполняется в свободной форме. Сразу оговоримся, что в исследовании участвовали только одни девушки, соответственно, мы представляем женский взгляд на гендерное воспитание. Исследование будет объективнее и разнообразнее, если примут участие оба пола.

Мы попытались выявить и проследить изменение уровня знаний студентов 1-3 курсов о гендерном воспитании в процессе обучения при педагогическом колледже.

Приводим полный текст опросника.

1. Сейчас одна из самых модных ток-шоу на телевидении и радио: что значит быть «настоящей женщиной» или «настоящим мужчиной»? Какие качества женщин и мужчин ассоциируются у вас с этими понятиями?

2. Возможно, вам приходилось встречаться с выражением «женское счастье». Как вы думаете, что под ним подразумевается?

3. Как вы думаете, существует ли «мужское счастье»? Если да, то в чем оно заключается?

4. Как вам кажется, существуют ли по настоящему мужские и женские профессии?

Если «да», то приведите примеры (до 6 позиций по каждому полу).

б) в поведении

в) в общении

5. С кем вам легче работать, находить общий язык (выберите и отметьте нужное):

С девочками. С мальчиками. Другой ответ (напишите сами)

6. Когда вы первый раз услышали о новой социально-психологической категории «Гендер»?

Сегодня. В этом году. Несколько лет назад

Пожалуйста, укажите ваши данные для статистической обработки анкет:

Пол (мж) - ____________________

Возраст (полных лет) – _____________________

Спасибо за работу!

По результатам была составлена следующая таблица.

Таблица 1 – Уровень знаний гендерного воспитания студентов 1-3 курсов Костанайского педагогического колледжа

Показатели опросника

1 курс

2 курс

3 курс

«Настоящая» женщина

НежнаяЖенственнаяДобрая

Аккуратная

Красивая

Целеустремленная

В отлич. форме

НежнаяДостойная матьЦелеустремленная

Независимая

Деловая

Воспитанная

Хорошая хозяйка Достойная мать Умная

Независимая

Скромная

Женственная

«Настоящий» мужчина

СильныйМужественныйРешительный

Целеустремленный

Ответственный

Красивый

СильныйРешительныйМужественный

Целеустремленный

Умеющий ценить женщин

СильныйДолжен обеспечивать материальноПредприимчивый

Мужественный

Умеющий ценить женщин

«Женское» счастье

Рядом любимый и заботливый мужчинаСемьяЗдоровые дети

Любимое дело

Карьерный рост

Рядом любимый и заботливый мужчинаСемьяЛюбимое дело

Семья Рядом любимый и заботливый мужчина Здоровые дети

Хорошие взаимоотношения в семье

«Мужское» счастье

Любимая внимательная женаСостояться в жизни (карьера)Семья

Любимая работа

Любимая работаЛюбимая внимательная женаСемья Любимая внимательная женаЛюбимая работаСостояться в жизни (карьера)

«Женские» профессии

Учитель, врач, стюардесса, стилист (визажист), продавец, бухгалтер, единично руководитель Учитель, воспитатель,бухгалтер,стилист (визажист),

швея, доярка

Учитель,продавец, бухгалтер,воспитатель, врач, парикмахер

«Мужские» профессии

Строитель, шахтер (нефтяник, горняк), водитель, инженер, врач-хирург, военный, чаще руководящие должности Водитель, слесарь, механик, шахтер (нефтяник, горняк), экономист, токарь Водитель, слесарь, строитель, руководящие должности, врач-хирург, юрист
Различия ДЕВОЧКИ вА) психич-ком развитии

Б) поведении

В) общении

Хорошая память

Б) Спокойные

Аккуратные Ответственные

Легкомысленные

Воспитанные

А) Развиваются быстрееВнимательнееРечь лучше развита

Хорошая память

Б) Спокойные

Аккуратные Ответственные

Легкомысленные

Воспитанные

В) Общительные и более скрытые

А) Развиваются быстрееВнимательнееРечь лучше развита

Хорошая память

Б) Спокойные

Аккуратные Ответственные

Легкомысленные

Воспитанные

В) Общительные и более скрытые

Различия МАЛЬЧИКИА) психич-ком развитииБ) поведении

В) общении

Б) Активные

Неаккуратные

Безнравственные

Недисциплинированные

В) Общительные

Открытые

А) Не внимательныеОтличная памятьДругое мышление

Б) Активные

Неаккуратные

Безнравственные

Недисциплиниров-ные

В) Общительные

Открытые

А) Не внимательныеОтличная памятьДругое мышление

Б) Активные

Неаккуратные

Безнравственные

Недисциплинированные

В) Общительные

Открытые

С кем легче работать? ДевочкиОдинаковоМальчики ДевочкиОдинаковоМальчики ДевочкиОдинаковоМальчики
Когда вы первый раз услышали о категории «Гендер»? СегодняНесколько лет назад В этом годуНесколько лет назад Несколько лет назад

Кратко представим полученные результаты выявления уровня знаний и понимания содержания гендерного воспитания студентами 1-3 курсов Костанайского педагогического колледжа.

Рассматривая первый показатель определения «настоящая» женщина отмечаем, что 1 курс акцентировал свое внимание на поверхностных качествах личности женщины: красивая, в отличной форме. 2 курс уже перемещает внимание на социальную роль – достойная мать и добавляет такие качества, как независимая, деловая – прослеживается явное желание быть самостоятельными от родителей. Девушки 3 курса уже правильно определяют настоящую женщину с присущими ей социальными ролями, как достойная мать и хорошая хозяйка, добавляют скромность. Наверное, действительно прекрасному полу предначертано Вселенной выполнение именно этих ролей, так как в народе говорят, что женщина, которая начинает строить карьеру – вступает в противоречие с природой.

По второй категории все гораздо прозаичнее. 1 курс опять делает акцент на внешние данные, даже указывает красоту и привлекательность мужчины, как главные показатели настоящего мужчины. 2 курс уже указывает на взаимоотношения – умеющий ценить женщин, что, на наш взгляд, очень важно в семейной жизни. 3 курс отмечает возможность материально обеспечивать семью – девушки реально оценивает ситуацию, так как одной из главных причин разводов становится отсутствие достатка в семье. Все девушки отметили черту настоящего мужчины – сильный. Если женщина – нежная, то мужчина – сильный. Гармония полов!

Оценивая категорию женское счастье – девушки первого курса отметили карьерный рост, 2 и 3 курс этого не указывают вообще. У них акцент сделан на наличие семьи, хорошего мужа, здоровых детей, прекрасные взаимоотношения в доме.

С определением «мужского» счастья у опрошенных возникли проблемы. Задавали вопросы: а существует ли вообще мужское счастье? Откровенно отвечали, что слышать впервые это словосочетание. Разницы в ответах нет, только меняются места важные составляющие, на их взгляд, мужского счастья. Для нас становится ясным – девочки/девушки не представляют, что может сделать мальчиков/мужчин счастливыми. Разве такое возможно в гармоничном обществе – мужчин и женщин?

По категориям женские и мужские профессии, интересно, что все 3 курса для женщин отметили учитель, воспитатель, а для мужчин – водитель и строитель. У женщин реже встречаются руководящие должности, нежели у мужчин.

С показателем различий девочек и мальчиков в психическом развитии, поведении, общении также возникли проблемы. Объясним – в педагогическом колледже из всех дисциплин гендерного направления преподается только «Гендерная политика», отсюда пробел у студентов в данном вопросе. Подобной ситуации также нельзя оставить без внимания. Мы должны знать, что мы разные. Каждый пол по-своему воспринимает, слышит, видит, запоминает и размышляет. В начале статьи мы оговорились о разработке специального курса для будущих учителей начальных классов, в дальнейшем планируем показать важность дисциплин гендерного направления. Для учителей начальных классов особенно актуально гендерное воспитание младших школьников.

На вопрос «С кем легче работать?» – явных различий не обнаружилось.

Результаты вопроса «Когда вы первый раз услышали о категории «Гендер»?» показали хорошую динамику. Большинство девушек первого курса услышали только сегодня, 2 курс – в этом году, а 3 курс несколько лет назад.

Итак, подводим итоги – гендерное воспитаниеэтоцеленаправленное формирование специфического набора психологических, биологических и культурных характеристик личности с целью подготовки ее к гармоничным взаимоотношениям с представителями обоих полов. Гендерное воспитание процесс длительный и трудный. Основная часть гендерного воспитания возлагается на учителей начальных классов, которых готовит одно из престижных учебных заведений Костанайской области Республики Казахстан. Мы провели исследование, целью которого было выявление уровня знания и понимания содержания гендерного воспитания студентами 1-3 курсов. Заключаем, что студенты имеют определенный багаж знаний в области гендерного воспитания младших школьников, но этого явно недостаточно. Есть пробелы в знаниям, которые необходимо восполнять по средствам ведения специальных дисциплин, создания специальных педагогических условий, комплекса гендерно выстроенных отношений и многого другого. Если мы хотим получить гармонично развитое общество, мы должны помнить и осуществлять в своей педагогической деятельности гендерное воспитание подрастающего поколения.


Библиографический список
  1. Мудрик А. О полоролевом (гендерном) подходе в социальном воспитании // Народное образование. 2007. №5.
  2. Сиротюк А. Дифференциация обучения на основе гендерного подхода // Народное образование. 2003. №8.
  3. Радзивилова М.А. Гендерные подходы к модернизации содержания воспитания // http://www.ivanovo.ac.ru/win1251/jornal/jornal3/shtil.htm
  4. Куинджи Н. Гендерное воспитание в школах – помощь в решении демографической проблеме в России // Народное образование. 2007. №5.
  5. Малкина-Пых И.Г. Гендерная терапия. – М., 2006.

АСПЕКТЫ ГЕНДЕРНОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Подорога О.В.

МБОУ «Начальная школа-детский сад№44»

В настоящее время особое внимание обращено на то, что образовательный процесс должен основываться на идеях воздействия на обучаемого окружающей природы и учитывать индивидуальные способности ребенка. Успешность обучения определяется характером проявления индивидуальных психофизиологических функций восприятия учебного материала, знаний, умений и навыков.

Гендерные аспекты обучения и воспитания привлекают внимание специалистов разных областей – психологов, педагогов, врачей. Специальные исследования направлены на выявление природы различий между мальчиками и девочками, которые, по мнению учёных, являются отражением либо универсально – биологических, либо биосоциальных закономерностей. Для обозначения социального взаимодействия мужчин и женщин и было заимствовано английское слово “гендер”.

Гендер (от английского gender, от лат. gens – род) – обозначает "социальный пол", т.е. социальный статус и социально-психологические характеристики личности, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.

Воспитание и развитие мальчиков и девочек настолько различно, что можно сказать, что они растут в параллельных мирах. Каждый индивид развивается как представитель конкретного пола. Появившись на свет девочкой или мальчиком, ребенок в процессе социализации усваивает комплекс норм, правил, моделей поведения, которые приближают его к принятым в данном обществе образцам женского или мужского, способствуют формированию соответствующих качеств личности. Таким образом, ребенок приобретает гендерные характеристики.

Мальчики и девочки разные. Разные с социальной, биологической и психологической точек зрения.

В нашей стране одной из наиболее популярных методик по раздельному обучению является методика академика В. Ф. Базарного. Он считает, что одним из наиболее эффективных способов реализации индивидуализированного и природосообразного образования является дифференцированное обучение и воспитание мальчиков и девочек в раздельных классах.

Педагоги понимают, что гендерный подход в обучении - это переосмысление способов и методов обучения и воспитания через призму женского и мужского восприятия; это принятие учителем личности обучающегося с позиций его гендерных особенностей.

Мальчики и девочки - это два разных мира. Очень часто мы неправильно понимаем, что стоит за их поступками, а значит, и неправильно на них реагируем. Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Психологи считают гендерное обучение особо полезным детям, у которых проблемы со здоровьем, воспитанием и успеваемостью.

При работе в классе «девочек» надо осторожно проводить соревнования, потому что эмоциональные девочки часто остро реагируют на неудачу, если проигрывают, зато они любят работать «в парах». В классе «мальчиков», наоборот, соревнование заводит, заставляет быстрее думать и искать правильный ответ. Опыт показывает, что один и тот же предмет или тему в раздельных классах дети изучают разными темпами, поэтому уроки в классах «девочек» и «мальчиков» строятся по-разному. Девочкам надо подробнее объяснять тему, приводить примеры, проверять, как усвоили. Мальчики могут сами справиться с заданием, найти решение, включаясь в поисковую деятельность, а уже потом обобщить и объяснить, как надо было действовать. Насколько требования, предъявляемые учителем, будут адекватны к возможностям девочек и мальчиков, во многом зависят и успехи детей в учёбе, и становление личности в целом.

В процессе работы пришли к пониманию о необходимости соблюдения определенных условий :

Выявление особенностей гендерного усвоения знаний;

Организация раздельного обучения;

Оптимальный выбор форм, методов и средств обучения с учетом различия познавательных интересов мальчиков и девочек;

Определение методов преподавания и установление их соответствия стилям учебной деятельности обучающихся;

Определение стиля изложения учебного материала.

А так же соблюдения ряда требований к реализации гендерного подхода:

Учет социальных факторов;

Индивидуализация обучения на основе учета физических и психологических особенностей личности школьника;

Дифференциация обучения;

Предоставление учащимся возможности изучать учебные предметы в индивидуальном темпе: или ускоренно, или замедленно.

Анализируя данные условия и требования, мы пришли к выводу, что этот подход затрагивает содержание обучения и воспитания, формы и методику преподавания различных учебных предметов.

В детях необходимо воспитывать ориентацию на семью, ее ценности. В мальчиках развивать типично мужские качества характера: самостоятельность, стойкость, активность, независимость. У девочек необходимо формировать типично женские черты: мягкость, заботливость, хозяйственность. Для женского образования приоритетным должны быть воспитание целомудрия, стыда, отзывчивости, развитие эстетического вкуса, способности различать прекрасное и уродливое в окружающем мире. Приоритеты в мужском образовании должны отдаваться воспитанию мужества, надежности, ответственности за себя и свою семью. Необходимо воспитывать у девочек уважение к мальчикам, а у мальчиков – рыцарское, заботливое, трепетное отношение к девочкам.

Противники гендерного обучения главным считают недостаток общения с противоположным полом. Мы считаем, что эта проблема надуманна, так как отношение к девочкам закладывается в семье. Это отношение мужчины к женщине - жене, к женщине – матери, брата к сестре, отца к дочери. Педагоги ведущие параллельные классы раздельного обучения в нашей школе, составляют совместный план воспитательной работы с учетом гендерных особенностей обоих классов. Мальчики и девочки в нашей школе будут встречаться на занятиях хореографии, музыки, на классных часах, школьных и внешкольных мероприятиях, экскурсиях.

Большую помощь в гендерном воспитании детей оказывает работа с родителями. На классные родительские собрания можно приглашать школьного врача и психолога.

Примерные лекции для родителей :

Психосексуальное развитие ребенка. Возрастные особенности младшего школьника.

Развитие половой сферы младшего школьника, пол и характер. Дружба и любовь. Психогигиена пола.

Роль семьи в психосексуальном развитии детей. Ребенок и окружающие его люди: взаимоотношения со сверстниками; взаимоотношение братьев и сестер; взаимоотношения с взрослыми в семье.

Усвоение ребенком образцов супружеского поведения в своей семье.

Одной из форм работы с родителями является анкетирование. В анкете родителям предлагаются вопросы, с помощью которых выясняется осведомлённость и просвещённость их о проблемах психосексуального воспитания и поло ролевого развития ребёнка в семье.

Педагогами разработана памятка для родителей при общении с мальчиками и девочками.

1. Не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному.

2. Не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они такие разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников – мальчиков.

    Мальчики и девочки по-разному воспринимают окружающий мир, а главное по-разному осмысливают его.

    Помните, что когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина – девочек), им мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними – неверно.

    Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения задания.

    Старайтесь, давая задание мальчикам, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.

    С девочками, если им трудно, надо разобрать принцип выполнения задания, показать что и как надо сделать. Вместе с тем, надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам.

Наработанный опыт позволяет сделать вывод, что гендерное развитие необходимо проводить целенаправленно и участвовать в нём должны педагоги, психологи и родители. Поэтому как образовательный, так и воспитательный процесс, должны строиться с учетом всех перечисленных особенностей. Все это, очевидно, должен знать и учитывать каждый педагог при организации учебных занятий и воспитательной работы.

Литература

    Бужигеева. М.Ю. «Гендерные особенности детей на начальном этапе обучения» Педагогика. №8. 2002

    Н. Ерофеева. «В классе мальчики и девочки…Как их учить?» Народное образование.№2 2001

    Каплунович И.Я. О различиях в математическом мышлении мальчиков и девочек./ Педагогика, № 10, 2001г.

    Красоткина И. Одинаково ли думают мальчики и девочки. / «Дошкольное воспитание». -№12.– 2003. – с.44–52.

    Эльконин Б.Д. Детская психология. – М, 2004 г.

В обществе, где женщины носят короткие стрижки, брюки, водят автомобиль и занимают руководящие должности, - они приносят ущерб своей семье. А мужчины тем временем забывают про такие понятия, как мужественность, сила воли и ответственность. Маленькому ребенку, с еще не до конца сформированным представлением о половой идентичности, трудно разобраться, каковы же особенности и нормы поведения того или иного пола.

Реальность такова, что девочкам явно не хватает нежности, скромности, терпения, а мальчикам – эмоциональной устойчивости и выносливости. У детей изначально отсутствует понимание, как должна вести себя женщина и какими качествами должен обладать мужчина. Поэтому, если не принять соответствующие меры, у будущих мам напрочь пропадет материнский инстинкт, а у пап - осознание собственной значимости как главы семейства. В связи с этим актуальность гендерного воспитания , школьников и подростков растет с каждым днем.

Гендерное воспитание детей-дошкольников

Примерно с 2-х лет дети начинают осознавать свою половую принадлежность, ближе к 7 годам у них формируется гендерная устойчивость – понимание того, что девочка вырастет и станет женщиной, мамой, а мальчик – мужчиной, отцом. Поэтому основные цели гендерного воспитания дошкольников сводятся к тому, чтобы привить ребенку специфические черты, характерные для его пола. При этом в процессе формирования идеальной модели поведения, как педагогами, так и родителями, должны учитываться заложенные биологические особенности разнополых деток. Например, не стоит забывать, что:

  • у девочек на формирование личности больше влияет наследственный фактор, а у мальчиков – среда;
  • девочки дошкольного возраста более внушаемые, лучше справляются с рутинными заданиями, мальчикам ближе познавательная деятельность;
  • дети не приемлют поведенческих нарушений, поэтому несоответствие гендерным стереотипам приводит к дальнейшим психологическим трудностям.

А также в процессе гендерного воспитания , нужно учитывать тот факт, что у них развиты разные формы восприятия информации. Если у девочек более развито слуховое, то у мальчиков - зрительное.

Гендерное воспитание школьников и подростков

Задачи гендерного воспитания и в этом возрасте сводятся к:

Однако, организуя гендерное воспитание, нельзя ставить биологические и анатомические особенности превыше личностного роста и развития уникальных способностей ребенка, если они больше свойственны противоположному полу.

gastroguru © 2017