Правописание окончаний существительных прилагательных и глаголов. Падежные окончания имен прилагательных


Прилагательные имеют окончания (с учетом разновидности склонения), аналогичные окончаниям вопросительного слова какой: бедного (как ого?) мальчика, бедному (какому?) мальчику, бедного (как ого?) мальчика, бедным (каким?) мальчиком, о бедном (о как огу?) мальчике и т. д.
Используя это правило, необходимо учитывать разновидность склонения. Прилагательные, склоняющиеся по твердой разновидности (красный, ценный, цивилизованный и т. д.), будут иметь такие же окончания в единственном числе, как слово какой, кроме именительного падежа мужского рода (красный - какой?) и творительного падежа мужского и среднего рода (красным - каким?).
Р. (какого?) красного, ценному (какой?) красной, иенной
Д. (какому?) красному, ценному (какой?) красной, иенной
В. (какого?) красного, ценного (какую?) красную, ценную
(какод?) красный, ценный (какое?) красно^, ценное.
Т. (каким?) красным, ценным (какой?) красной, иенной
П. (о каком?) о красном, о ценном (о какой?) о красной, о иенной
В прилагательных, склоняющихся по мягкой разновидности (осенний, зимний, отчий и др.), пишутся следующие окончания: -его вместо -ого, -ему вместо -ому, -ем вместо -ом (-ей вместо -ой в прилагательных женского рода). Прилагательные, имеющие мягкую разновидность склонения, во множественном числе совпадают по своим окончаниям со словом «какой?», а имеющие твердую разновидность отличаются от него (ударному и вопроса «какие?» соответствует ы).
Р. (какого?) осеннего, отчего (какой?) осенней, отчей Д. (какому?) осеннем и. отчем и (какой?) осеннеу.. отчей В. (какого?) осенн^гр, отчего (какую?) осеннюю, отчую (какой?) осеннцй, отчий (какое?) осеннее, отчее Т. (каким?) осенним, отчим (какой?) осенней, отчей
П. (о каком?) об осеннем, об отчем (о какой?) об осенней, об отчей
И. (какие?) осеннце. отчие (какие?) красные, ценные
Р. (каких?) осенпщс. отчих (каких?) красных, ценных
Д. (каким?) осенним, отчим (каким?) красным, ценным
В. (какщ?) осенних, отчих (каких?) красных, ценных
(какие?) осенние, отчие (какие?) красные, ценные
Т. (какими?) осенними, отчими (какими?) красными, ценными П. (о каких?) об осенних, об отчих (о каких?) о красных, о ценных
О правописании о и е в окончаниях прилагательных после шипящих и if см. выше.
Притяжательные прилагательные на -ий, -ья, -ье, -ьи (волчий, волчья, волчье, волчьи) отличаются от других прилагательных особенностями склонения. Эти прилагательные во всех падежах, кроме именительного падежа и сходного с ним винительного падежа мужского рода единственного числа (например, волчий), пишутся с ь: лисий, лисьего, лисьему, лисьим, о лисьем, лисье, лисьего и т. д.; лисья, лисьей, лисьей, лисью, лисьей, о лисьей; лисьи, лисьих, лисьим, лисьими, о лисьих; волчий, волчьего, волчьему, волчьим, о волчьем и т. д.; медвежье, медвежьего, медвежьему, медвежьим, о медвежьем и т. д.
Указанные формы следует отличать от прилагательных на -чий, -чая, -чее (горячий, горячая, горячее), образованных от кратких прилагательных и пишущихся без ь в косвенных падежах: горячего (пирога), горячей (булкой), горячими (пирогами).
1. Удивительные (какие?) вещи увидели мы на птичьем (каком?) базаре (В. Арсеньев). 2. Море и небо сливались в синюю (какую?) бесконечность (М. Горький). 3. Сладко засыпать в родимом (каком?) доме, на знакомой (какой?! постели (И. Тургенев). 4. Под потолком, на длинном (каком?) шнурке висела клетка с короткохвостым (каким?) чижом (И. Тургенев). 5. Павел Петрович вернулся в свой изящный (какой?) кабинет, оклеенный по стенам красивыми (какщ МИ?) обоями дикого (какого?) цвета, с развешанным оружием на пестром (каком?) персидском (каком?) ковре, с ореховой (какой?) мебелью, обитой темно-зеленым (каким?) трипом (И. Тургенев). 6. Скоро появилась сама Одинцова в простом утреннем (каком?) платье. Она казалась еще моложе при свете весеннего (какого?) солнца {И. Тургенев). 7. На тронном (каком?) стуле из рыбьего (какого?) зуба и серебра сидел Петр, без шляпы, парика, в рысьем (каком?) кафтане серого (какого?) сукна {А. Н. Толстой). 8. Из всех двенадцати комнат огромного (какргр?) помещичьего (какого?) дома я занимал только одну (А. Куприн).

Еще по теме ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ:

  1. § 94. Правописание падежных окончаний прилагательных и причастий
  2. § 7. ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ И ОКОНЧАНИЙ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ПРИЧАСТИЙ. СИНТАКСИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ПРИЧАСТИЙ
  3. ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ И СУФФИКСОВ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
  4. 14. Именные и членные формы прилагательных. Склонение членных прилагательных в раннедревнерусском языке; особенности древненовгородской системы склонения. Церковнославянские окончания членных прилагательных

I. 1. Падежные окончания прилагательных удобнее всего проверять постановкой вопроса какой? в нужном падеже, так как окончания прилагательных и вопроса совпа- дают. Исключение составляет именительный (и сходный с ним винительный) падеж единственного числа мужского рода.
В именительном падеже единственного числа в мужском роде пишется -ой (при ударении на окончании), -ый
или -ий (при ударении на основе); в женском роде ая
или -яя; в среднем роде ое или -ее, например: яркий голубой (зелёный) цвет; яркая синяя краска; яркое синее платье. Во множественном числе всех трёх родов пишется -ые или -ие, например: яркие голубые (цвета, краски, платья).
В творительном падеже единственного числа прилагательных мужского и среднего рода пишется окончание -ым или -им (отвечает на вопрос каким?), а в предлож-ном ом или -ем (отвечает на вопрос каком?), например: пробирались мрачным, дремучим (каким?) лесом; говорили о мрачном, дремучем (о каком?) лесе.
В винительном падеже единственного числа прилагательных женского рода пишется окончание -ую или -юю
(отвечает на вопрос какую?), а в творительном ой или
-ей (-ою или -ею) (отвечает на вопрос какой? какою?), например: вижу прекрасную утреннюю (какую?) зарю; любуюсь прекрасной (ою) утренней (ею) (какой? какою?) зарёй.
В притяжательных прилагательных на -ий, -ья, -ье (охотничий, охотничья, охотничье) ь пишется во всех формах, кроме именительного (и сходного с ним винительного) падежа единственного числа мужского рода (охотничий), например: охотничью собаку, охотничьим ружьём, охотничьих приключений и т. д.
В краткой форме прилагательных мужского рода единственного числа после шипящих ь не пишется: жгуч, блестящ.
236. Спишите. К именам прилагательным ставьте в скобках вопрос, на который они отвечают. Окончания подчеркните.
Образец. В синем (в каком?) небе звёзды блещут.
I. 1) Летн.. день что зимн.. неделя. 2) Хорош., дело два века живёт. 3) Вчерашн.. дня не воротишь. 4) В согласи., стаде волк не страшен. 5) Худ., сетью рыбы не наловишь.
6) Бездонн.. бочку водой не наполнишь. 7) На остр., косу много покосу. 8) В летн.. ночь заря с зарёю сходится. 9) В колюч., кустарнике не спрячешься.
(Пословицы)
II. 1) Туман прогнало утренн.. ветерком. (Ч.) 2) Сквозь прошлогодн.. бур., листву кое-где растут высокие травы. (Т.) 3) Компания охотников ночевала на свеж., сене. (Ч.)
Пахло дождём и свеж., сеном. (Ч.) 5) Бричка взвизгивала при малейш.. движении. (Ч.) 6) В поздн.. ночь над устал., деревнею сон непробудн.. царит, только старуху столетн.., древн.. не посетил он - не спит. (Н.) 7) По верхушкам леса потянулся гул от пр..утренн.. ветра. (Кор.) 8) С огромн.. силой Нагульнов толкнул лев.. плеч, .м дверь. (Шол.) 9) Давыдов долго сидел за столом в мрачн.. раздумь.. . (Шол.)
Спишите, согласовывая поставленные в скобках прилагательные с теми существительными, к которым они относятся.
1) Днепр серебрился, как (волчий) шерсть среди ночи. (Г.) 2) Удивительные вещи увидели мы на (птичий) базаре. (Аре.) 3) Река Сица считается (хороший, охотничий) местом. (Аре.) 4) Он [Собакевич] опрокинул половину (бараний) бока к себе на тарелку, съел всё, обгрыз, обсосал до (последний) косточки. За (бараний) боком последовали ватрушки. (Г.)
Для довершения сходства фрак на нём был совершенно (медвежий) цвета. (Г.) 6) На другой день, в 8 часов утра, Анна вышла одна из (извозчичий) кареты и позвонила у большого подъезда своего (бывший) дома. (JI. Т.) 7) Зверолов заранее осматривает (волчий и лисий) тропы. (Акс.) 8) (Волчий) воем пели снасти. (Пауст.) 9) Уж за горой (дремучий) погас вечерний луч, едва струёй (гремучий) сверкает жаркий ключ. (JI.) 10) Усатый (помещичий) егерь, махнув через ров на (проворный) коне, дорогу у псов отбивает. (Н.)
Спишите, заменяя полные формы прилагательных краткими. Когда (до или после замены) утверждение выражено более ка-тегорично?
1) Морозец жгучий. - Морозец жгуч. 2) Ветер резкий и свежий. 3) Борщ горячий. 4) Ситец довольно линючий. 5) Мотив песни вялый и тягучий. 6) Ответ остроумный, блестящий.

Окончания имен существительных, прилагательных и глаголов.

СПРАВКА № 1

Имя существительное

Употребление букв Е-И в падежных окончаниях

существительных единственного лица.

Падеж

1-е склонение

2-е склонение

3-е склонение

Слова среднего рода на - мя

Родительный (стояли)

У реки

У аллеи

У линии

У пристани

У знамени

Дательный (подошел)

К реке

К аллее, но к линии

к пристани

К знамени

Предложный (говорил)

О реке

Об аллее,

Но о линии

О столбе, о коне, но о жребии, о здании

О пристани

О знамени

Окончания имен прилагательных и причастий

Безударные окончания имен прилагательных и причастий проверяй по вопросу (кроме прилагательных и причастий м.р. ед.ч. Им.п.): полями (как ими ?) чист ыми, небо (как ое ?) син ее , равнина(как ая ?) сверкающ ая

Окончания глаголов

Число

Лицо

I спряжение

Все глаголы на

-еть и

брить, стелить

II спряжение

Относятся все глаголы на –ить;

-ать: слышать, дышать, держать, гнать

-еть: смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть, обидеть

-у (-ю)

- ешь (-ёшь)

- ет (-ёт)

-у (-ю)

- ишь

-ем (-ём)

-ете, (-ёте)

-ут (-ют)

-ат (-ят)

Задание 1

В каком словосочетании в обоих словах пропущена буква Е?

А. 1. о дальн…м путешеств…

2. на бушующ…м простор…

3. в бодрящ..йся свежест…

4. к ранн…й оттепел…

Б. 1. об общ…м ожидан..

2. к бесконечн… дал…

3. в крайн…м случа…

4. мерцающ…м сияни…м

Задание 2

Укажите причастие с окончанием –ИМ (ЫМ)

    с приехавш…м товарищем

    в запущенн…м саду

    в обезлюдевш…й деревне

    о расстилающ…мся растении

Задание 3

Укажите слова, где в окончании пишется буква И.

Восход…шь, доверя…шь, иссяка…т источник, претворя…шь мечты, присяд…шь на скамью, сэконом….т средства, упуст..т время, осво…т профессию, расчерт….т таблицу.

Задание 4

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А (Я)?

1. листья трепещ..т, травы стел…тся

3. волны плещ…тся, собаки ла..т

4. кусты кол…тся, кузнечики стрекоч…т

Задание 5

Спишите данные пословицы, вставляя пропущенные буквы

Что было, то вид..м, что будет, то увид…м.

Где стро…шь, тут и ро…шь.

Пожале…шь лычка – не увяж…шь ремешком.

Пашню паш…т – руками не маш…т.

Ноги нос…т, а корм корм…т.

Скаж…шь – не ворот…шь, напиш…шь – не сотр…шь, отруб…шь – не пристав…шь.

СПРАВКА № 2

Суффиксы причастий

I спряжение

II спряжение

Действительные причастия настоящего времени: основа гл. наст. вр. перех./неперех. несов. в.

-ущ- -ющ-

Читают - - ющ - - чита ющ ий

-ащ- -ящ-

Слышат + - ащ - - слыш ащ ий

Действительные причастия прошедшего времени: основа гл. неопр. ф. перех./неперех. соверш./несов. в.

-вш-, -ш-

Знать + - вш- - зна вш ий

Везти + - ш - - вёз ш ий

Страдательные причастия настоящего времени: гл. наст. вр. перех. несов.в.

-ем-, - ом-

Читает + - ем - - чита ем ый

Слышит + - им - - слыш им ый

Страдательные причастия прошедшего времени: гл. неопр.ф. перех. совер./несов. в.

-нн- (от гл. на –ать, -ять) прочитать + - нн - - прочита нн ый

-енн- (-ённ-) увидеть + -енн- - увид енн ый

-т- : отнять + -т- - отня т ый

Задание 1

В каком ряду во всех словах пропущена буква Я?

1. сто…щий (дешевле), (они) высп…тся, раста…л

2. та…щий (снег), (они) встрет…т, ла…ть

3. закле…ный, (они) езд…т, раска…лся

4. вер….щий, (они) выраст…т (урожай), измер…нный

Задание 2

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква У (Ю)?

1. учителя исправ…т, ошибки, гон…щийся за славой

2. потоки воздуха колыш…т травы, та…щий снег

3. кол…щий дрова, друзья невзначай обид…т

4. портные скро…т недостатки фигуры, терп…щий невзгоды

II . Пунктуация

Обособленные определения

Справка

Обособляются

Не обособляются

1. Определения, выраженные причастным оборотом или прилагательным с зависимыми словами, стоящие после определяемого слова

Весна , пришедшая рано, была в полном разгаре.

1. Определения, выраженные причастием или прилагательным с зависимыми словами, стоящие перед определяемым словом.

Рано пришедшая весна была в полном разгаре

2. Два или более одиночных определения, стоящих после определяемого существительного, если перед ним стоит еще одно определение

Другой берег , плоский и песчаный, покрыт кустами.

2. Причастие или прилагательные с зависимыми словами, стоящие после неопределенного местоимения и образующие с ним одно целое.

Я видел нечто похожее на гроб.

3. Одиночные определения, стоящие после определяемого слова, если имеют обстоятельственное значение.

Люди же, изумленные, стояли как камни.

3. Определительные, указательные и притяжательные местоимения не отделяются запятыми от причастного оборота.

Все записавшиеся на экскурсию школьники.

4.Распространенные или одиночные определения, если они оторваны от определяемого существительного

Залитые солнцем, расстилались за рекой пшеничные поля .

4. Распространенные определения, если по смыслу связаны не только с подлежащим, но и со сказуемым, входят в его состав.

Тайга стояла безмолвная и полная тайны.

5. Распространенные или одиночные определения, стоящие перед определяемым словом, если имеют добавочное обстоятельственное значение.

Испуганная отчаянием отца, матушка не смела при нем плакать.

5. Не обособляются определения при личных местоимениях в восклицательных предложениях.

Ах ты миленький!

6. Определения, относящиеся к личному местоимению, к имени собственному

Изнуренные, грязные, мы достигли берега.

Задание 1

В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые? (знаки препинания не расставлены).

Брат Паша учился в кадетском корпусе, Анюта (1)вышедшая замуж еще при жизни мамы (2) жила в Курске.

    1, 2 – выделяется деепричастный оборот

    1, 2 – выделяется причастный оборот

    1 – выделяется деепричастный оборот

    2 – выделяется причастный оборот

Задание 2

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Федька облокотился на руку (1) и долго глядел на темную массу паровоза (2) смутно освещенную посередине (3) слушал (4) как что-то клокотало и замирало в нем (5) как потом он отделился от поезда (6) и (7) облегченно и тяжело вздохнув несколько раз (8) ушел в темноту.

  1. 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8

  2. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8

Задание 3

Спишите текст, расставьте знаки препинания.

Среди великих изобретений былых времен окончательно выделивших род людской из приниженного состояния наибольшую роль сыграла письменность. Дату рождения алфавита можно считать эпохой в человеческом самосознании открывшей прямой путь к появлению книгопечатного станка.

Книга это кристаллический плотно упакованный в страницы наш многовековой опыт делающий бессмертным род людской на Земле. Только благодаря книге накопленные знания обретают могущество лавины способной с тысячелетнего разгона преодолеть любое препятствие на дороге человеческого прогресса. Словом нет ничего дороже книги для мыслящего человека.

Книга верный бескорыстный и наиболее сведущий друг. Она самый терпеливый учитель готовый десятки раз повторять недоступную сразу мысль.

/По Л. Леонову./

Задание 4

Найдите предложение с определением, не требующим обособления. (Знаки не расставлены).

    При виде его живого и невредимого радость родителей была бесконечной.

    До шалаша мы добежали промокшие насквозь.

    Театр осаждало людское море буйное напористое.

    Молодой казак стройный и красивый налил мне стакан вина.

Задание 5

В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить синонимичным причастным оборотом?

1. Люди, которые жили 20 тысяч лет назад, могли создавать произведения искусства высочайшего уровня.

2. Было бы несправедливо обвинять только науку и технику в ущербе, который наносят окружающей среде.

3. Грядущая третья технологическая революция, которая изменит саму природу труда, будет основываться на силе умственной активности человека.

4. Аристотель считал, что кометы, подобно радуге, образуются из-за испарений, которые поднимаются с поверхности земли.

Задание 6

Укажите предложение без грамматических и речевых ошибок.

    Школу часто обвиняют в недостаточности знаний выпускника.

    Школу часто обвиняют за недостаточные знания выпускника.

    Газета «Колокол» пользовалась большим влиянием на русское общество

    Газета «Колокол» оказывала большое влияние на русское общество.

Задание 7

Укажите предложение с грамматической ошибкой.

    Разговор был холодный, несвязный.

    Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь.

    Редкие в пепельном рассветном небе зыбились звезды.

    Поступивших писем в редакцию было очень много.

III . Лексика.

Многозначность слова.

Прямое и переносное значение слов.

СПРАВКА № 1

Многозначные слова – слова, имеющие два или несколько лексических значений (то есть одним словом называются разные предметы, признаки, действия):

- кулак – 1) кисть руки с согнутыми и прижатыми к ладони пальцами; 2) деталь механизма.

- первый – 1) первоначальный, самый ранний; 2) лучший из всех.

При этом между данными предметами, признаками, действиями имеется какое-то сходство.

Существует два типа многозначности.

Метафора – употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений. Сходство может быть по форме: яблоко (плод) – яблоко (глазное); по цвету: золотая вещь – золотая осень; по функции: дворник (работник) – дворник (стеклоочиститель у машины).

В основе метафоры лежит сравнение. Разновидность метафоры – олицетворение – перенос свойства одушевленного предмета на неодушевленный: солнце встает и садится (словно человек).

Метонимия – употребление названия одного предмета вместо названия другого на основании внешней или внутренней связи между ними. (перенос по смежности): внимательная аудитория (перенос с помещения на слушателей), читать Пушкина (перенос имени автора на его творение).

Задание 1

Какие из данных слов являются многозначными?

Зритель, площадь, площадка, перспектива, холод, единица, маска, линия, линза, костюм, журналист, глубокий, собрание, сентябрь, остановка, парта, капля.

Задание 2

Укажите, в каких словосочетаниях слова употреблены в переносном значении?

    копна сена, яркий талант, здание школы

    снежный ковер, стальной нож, свежий хлеб

    волчий след, золотое кольцо, разбить надежды

    персидский ковер, школа жизни, строить дом

Задание 3

Найдите метонимию в предложениях.

    Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головой.

    Их села и нивы за буйный набег обрёк он мечам и пожарам.

    Аудитория внимала каждому слову лектора.

    Когда мужик не Блюхера и не милорда глупого – Белинского и Гоголя с базара понесет?

Найдите метафоры в предложениях.

    Смирились вы, моей весны высокопарные мечты.

    Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи.

Задание 4

Укажите значение выделенного слова в предложении:

Они задумывают совершить большое путешествие в Индию, на Тибет и в Монголию, чтобы подтвердить вызревшую у них ГИПОТЕЗУ о глубинном родстве индийской и русской культур.

    положение, принимаемое без доказательств

    слишком отвлеченное, оторванное от практики

    совокупность правил в области какого-нибудь мастерства

    научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-нибудь явлений.

Работа с текстом.

      Бывают любимые женщины, чьи глаза, в силу какого-то случайного сочетания их сияния и формы, воздействуют на нас не впрямую, а посредством взрыва накопленного сияния, который происходит позже, когда бессердечного существа уже нет подле нас, волшебная световая пытка продолжается.

Цели урока: Повторить материал, изученный в 4-м классе по данной теме.

Формировать умения:

  1. Находить изученную часть речи (гл., сущ., прилаг.)
  2. Определять, в какой части слова орфограмма.
  3. Объяснять написание гласных в безударных окончаниях гл., сущ., прилаг.

Ход урока

I. Повторение по теме,Правописания безударных окончаний глаголов”

1) К доске выходит ученик, который задаёт классу вопросы (формулирует вопросы сам)

– Что нужно знать, чтобы верно написать гласные в безударных окончаниях глагола?

– Как определить спряжение глагола?

– Какие глаголы относятся ко 2 спряжению?

На экране после проведённого опроса появляется запись:

Спряжение глаголов

2 спр.

  1. Все глаголы на - ить - (кроме,брить” и,стелить”)
  2. 4 гл. на - ать - (слышать, дышать, держать, гнать)
  3. 7 гл. на - еть - (видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, зависеть, вертеть, смотреть)

Остальные к 1 спр.

2) Работа над правописанием безударных глагольных окончаний

А) Индивидуальные задания (у доски 2 ученика)

Карточка 1. Даны 2 предложения.

– Вставить пропущенные буквы в окончания глаголов.

– Найти слова с безударными гласными в корне слова.

– Определить количество букв и звуков в слове,листья”

Осенний лес реде…т. Только местами на ветках дуба держ…тся багровые листья.

Б) Задание классу:

Цифровой диктант (слово не пишут, только номер слова и букву)

Слова: строит, пашет, гуляет, рубит, пахнет, лечит, смотрит, дышит, слышат, скачут.

Вывод: чтобы определить гласную в безударном окончании глагола нужно:

  1. поставить глагол в неопределённую форму
  2. определить спряжение
  3. 1 спр.- е ; ут-ют (мн.ч.)
    2 спр.- и ; ат-ят (мн.ч.)

В) Задание всему классу: распределительный диктант

– оВыписать глаголы с безударными окончаниями, распределив на группы: ед.ч мн.ч. (текст на экране)

Осень. Ветер гонит опавшие листья. Шепчут на ветру деревья. Слышатся голоса собирающихся к отлёту птиц. В воздухе чувствуется холодок. Ребята отправляются на прогулку в осенний лес.

Дополнительные задания к этому упражнению:

  • озаглавить текст
  • поработать над определением широкой и узкой темы
  • назвать орфограммы, которые встретились в тексте (текст писать без пропуска букв на месте орфограммы – дети сами должны увидеть её.)

Одна из орфограмм, встретившаяся в тексте - е-и в окончании сущ.

Уч-ся находят её. Класс переходит к повторению этой орфограммы.

II. Повторение по теме,Е-И в окончании имен сущ.”

1) Работа в паре

Выходят два ученика к доске и задают друг другу вопросы (формулируют сами)

Вопросы: - Как определить, что написать в безударном окончании существительных?

– Какие существительные относятся к 1, 2, 3 спр.?

– Нужно ли определять спр. у существительных 2 и 3 склонения? А 1 склонения?

На экране таблица

2) Тренировочные упр-ия

А) Задание классу.

Игра,Третий лишний”. Слова на экране:

  1. На ели, на ветви, на ветке.
  2. О юноши, от юноше, у проруби.
  3. По дороге, в тетради, в тетрадке.

(лишнее слово выписывают, обозначают орфографически, остальные слова разбирают устно)

Индивидуальное задание:

– выписать словосочетание, в которых встречается данная орфограмма.

Мы бежали по лесной дороге к земляничной поляне.

Вывод: чтобы определить гласную в безударных окончаниях сущ. необходимо знать склонение, а в 1 скл. и падеж (или подставить,земля”)

III. Безударные окончания прилагательных

Учитель задаёт вопрос классу:

– как проверить правописание безударных гласных в окончаниях прилагательных?

1. Тренировочные упражнения.

Экран. С одной стороны экрана текст, с другой пейзажи зарисовки на тему,Осень”. Звучит музыка П.И. Чайковского.

Текст на экране

Осень – о причудливая волшебница. Приходит она и расстилает жёлтые покрывала на поля, разбрасывает разноцветные листья, приносит запах свежести, лёгкого морозца.

Хорошо в парке в такие удивительные дни. Деревья объяты пламенем. Не остановить осеннего пожара.

а) выписать словосочетания

сущ.+ прил.

б) графически обозначьте орфограммы.

Индивидуальное задание: а) написать небольшой рассказ по картине (несколько сильных учеников)

Музыка, репродукция с картины, связный рассказ - метапредметные связи.

После выполнения задания уч-ся делают вывод: чтобы определить написание гласной в безударном окончание прилагательных, нужно задать вопрос от существительного, с которым согласованно прилагательное.

IV. Итоги урока

– Посмотрите внимательно на текст. Найдите орфограммы, над которыми мы сегодня работали. (уч-ся называют слова, части речи, орфограммы, проговаривают правила правописания)

– Чем ценны выполненные упр-ия для вас, ребята? (личностное восприятие)

Данные упр-ия помогают учащимся закрепить правила правописания гласных в окончаниях гл., сущ., прилаг., самим формулировать вопросы, заостряя внимание на основных моментах, совершенствовать речевые навыки.

gastroguru © 2017