Неопределенная форма глагола носится. На какие вопросы отвечает неопределенная форма глагола: правило

Умение образовывать неопределенную форму, узнавать ее в тексте, отличать от других форм глагола необходимо не только при изучении глагола, но и при образовании его форм. Выработать этот навык помогут различные задания, упражнения, работа с таблицами.

В школьной практике для выявления неопределенной формы учитель чаще всего использует только вопросы (что делать?) (что сделать?), уделяя мало внимания детальному знакомству с этой формой. Например, очень часты ошибки при определении глаголов типа нести, беречь. Однако эти ошибки можно предупредить, если уже при знакомстве с неопределенной формой предложить учащимся такую таблицу.

Эта таблица поможет узнавать неопределенную форму и по внешним формальным признакам (конечное -ть, -чь или -ти). Количество глаголов в неопределенной форме на -ти и –чь невелико. Учащихся следует познакомить с наиболее употребительными из них:

Глаголы на -ти:

идти, пойти, брести, везти, вести, грести, мести, нести, найти пасти, плести, ползти, расти, скрести, трясти, цвести.

Данные глаголы можно включить в упражнения.

1. От различных форм глаголов на -ти образовать неопределенную форму: метет - мести, нес - нести и т. д.

2. Поставить данные глаголы в форме 1-го лица единственного числа: грести - гребу, найти - найду и т. д.

3. От данных глаголов с помощью различных приставок образовать новые: плести - заплести, переплести, сплести и т. д.

4. Используя глаголы везти, сгрести, мести, идти, прийти, нести, составить связный текст на тему «На субботнике».

Подобная же работа проводится с глаголами на -чь.

Глаголы на -чь:

беречь, достичь, жечь, лечь, облечь, обречь, отречься, печь, помочь, пренебречь, стричь, стеречь, сечь, течь, толочь, увлечь, запрячь

Очень часто дети образуют нелитературные формы от глаголов на -чь: «жгет», «текет» и т. д. Чтобы избежать этого, нужно подвести их к выводу, что только в 1-м лице единственного числа и в 3-м лице множественного числа у этих глаголов сохраняются звуки г и к (жгу - жгут, пеку - пекут), а в остальных формах происходит чередование г - ж и к - ч (жгу -жжешь, жжет, жжем, жжете; теку - течешь, течет, течем, течете).

Соответственно учащихся затрудняет и обратная операция, т. е. образование неопределенной формы от личных форм глаголов, например: берегу, достигнешь, ляжет, текут, увлечёшься, стригут, отрекутся, стерегу.

Испытывают учащиеся трудности также и при образовании неопределенной формы от безличных глаголов (кстати, сопоставление 3-го лица и неопределенной формы особенно важно с точки зрения орфографии), поэтому полезно практиковать такие задания, как найти неопределенную форму от безличных глаголов: рано смеркается (смеркаться).

Хочется спать, становится прохладно, чувствуется приближение весны, кажется совсем взрослым.

Насколько хорошо учащиеся научились находить неопределенную форму, от которой образован глагол, покажут результаты выполнения такого задания.

Из каждого предложения выписать глаголы и подобрать к ним неопределенную форму.

1) Мальчик шел босиком, а башмаки нес в мешке.

2) Я почистил чайник, набрал воды и подошел к костру.

3) Старик улыбается, подмигивает, садится на корточки.

4) Летняя короткая ночь уходила, на востоке уже алела заря, звезды медленно гасли.

5) На дворе смеркается, но нам не хочется возвращаться.

6) Степка раскинул руки и лежит на спине, его шляпа валяется на песке.

7) Вечерние тени ложатся на землю, сливаются, заполняют улицы темнотой.

Работа по орфографии при изучении неопределенной формы может сопровождаться и работой’ по развитию речи,

1. Подобрать к данным глаголам синонимы (тоже глаголы в неопределенной форме).

Робеть (бояться), аргументировать (доказывать), покоряться (повиноваться), мотивировать (обосновывать), командировать (посылать), реставрировать (восстанавливать), экспортировать (вывозить), импортировать (ввозить), дискутировать (спорить), стимулировать (побуждать), пенять (упрекать, укорять), уповать (надеяться), штудировать (изучать), холить (нежить, лелеять), усердствовать (стараться), оппонировать (возражать)

2. Подобрать к данным глаголам антонимы (тоже глаголы в неопределенной форме).

Наказать (простить), торопиться (медлить), болтать (молчать), хвалить (ругать), погасить (зажечь), озябнуть (согреться), плакать (смеяться), начать (кончить), соглашаться (возражать), появиться (исчезнуть), испортить (исправить), любить (ненавидеть), взбираться (опускаться), оттаять (замерзнуть), отдыхать (трудиться), рассветать (смеркаться), охлаждать (нагревать), отчаяться (надеяться), строить (разрушать), трудиться (бездельничать).

3. Данные словосочетания заменить глаголами, близкими по значению.

Томиться от безделья (скучать), ловить рыбу (рыбачить), одерживать победу (побеждать), испытывать страх (бояться), отправлять телеграмму (телеграфировать), идти назад (возвращаться), совершенствоваться в чем-нибудь (квалифицироваться), подвергаться экзамену (экзаменоваться), разбираться в чем-нибудь (ориентироваться), прийти в сознание (очнуться), переселяться в другую страну (эмигрировать),сознаться в ошибках (каяться), освободить от обвинения (реабилитировать).

4. Объяснить значение фразеологических оборотов с помощью синонимических глаголов. С фразеологическими оборотами составить предложения.

Бить челом (просить), бить баклуши (бездельничать), вывести на чистую воду (разоблачить), зарубить на носу (запомнить), задрать нос (возгордиться), клевать носом (дремать), надуть губы (обидеться), повесить голову (приуныть), прийти в себя (опомниться).

Упражнения на различные замены следует проводить на протяжении всего изучения глагола (2-3 минуты в конце урока). Некоторое внимание следует уделить и паронимам, т. е. словам, различным по значению, но сходным по произношению, типа: зиять - сиять, импортировать - экспортировать, надеть - одеть, отвергать - опровергать, представить - предоставить и т. д. Эти слова можно проговаривать в классе, выписывать в ученический словарик, включать в диктанты, придумывать с ними предложения; полезно отыскивать их значения в толковом словаре.

При повторении морфологии в старших классах учащиеся должны вспомнить, что глаголы в неопределенной форме могут быть различными членами предложения: подлежащим (Учиться - всегда пригодится), сказуемым (Наша задача - учиться), определением (Я получил возможность учиться), дополнением (Мы договорились учиться только на хорошо и отлично), обстоятельством (Ребята приехали в город учиться).

Данные ниже предложения помогут эти сведения закрепить.

1) Я вышел на воздух освежиться (Л.).

2) Ехать на этой лошади было для Ростова наслаждение (Л. Т.).

3) Я прилег на походную кровать отдохнуть немного (Т.).

4) Я увидел необходимость переменить разговор (П.).

5) У меня врожденная страсть противоречить (Л.).

6) Солнце только начинало подниматься (Л. Т.).

Тема урока: «Неопределённая форма глаголов».

Она называется неопределённой, потому что по ней нельзя определить ни время, ни число, ни лицо, ни род глагола.

Послушайте стихотворение, найдите глаголы.

Как хорошо, друзья, шагать

По тропке с рюкзаком.

Чудесно по полю скакать

На лошади верхом.

Приятно также сесть в экспресс -

Мелькнёт в окошке луг и лес.

Скользить неплохо по волнам

На корабле морском.

Но лучше мчаться в небесах

На лайнере стальном . (И. Холин)

Шагать, скакать (что делать?),

сесть (что сделать?),

скользить (что делать), мчаться (что делать?).

Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать? или что сделать? Это начальная форма глагола. Её особенность в том, что ни время, ни число, ни лицо, ни род у неё не определяются.

Глагол мелькнёт (что сделает?) употреблён в форме будущего времени, единственного числа, 3-го лица. Лицо глаголов вы научитесь определять в 4 классе.

Узнай сказки Пушкина, из которых взяли отрывки, и найди в них глаголы, которые стоят в неопределённой форме. Как отличишь их?

Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать? или что сделать?

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело…

«Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее».

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищёлкивать перстами…

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Глаголы в неопределённой форме:

что делать?

говорить

хохотать

пожимать

подмигивать

прищёлкивать

Царь Дадон под старость захотел

Отдохнуть от ратных дел

И покой себе устроить.

Тут соседи беспокоить

Стали старого царя,

Страшный вред ему творя.

Чтоб концы своих владений

Охранять от нападений,

Должен был он содержать

Многочисленную рать.

«Сказка о золотом петушке».

что делать?

беспокоить

охранять

что сделать?

отдохнуть

устроить

Хочешь - запомни.

Глаголы, которые отвечают на вопрос что делать?, являются глаголами несовершенного вида. Глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать?, являются глаголами совершенного вида.

Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? и что сделать?, считаются разными словами , даже если они однокоренные. Они отличаются друг от друга какими-то частями основы и потому различны по значению.

Что делать?

хохотать

пожим ать

говорить

Что сделать?

за хохотать

пожа ть

до говорить

хохотать - захохотать

Слова отличаются приставкой за- (приставка за- имеет значение «начать действие»).

пожимать (корень жим -) - пожать (корень жа-)

Глагол пожимать называет действие, которое совершается часто (неоднократно), глагол пожать называет действие, которое совершается один раз (однократно).

говорить - договорить

Слова отличаются приставкой до - (приставка до- имеет значение «закончить действие»).

Чтобы не перейти с одного глагола на другой, нужно следить за приставкой в вопросе.

1. Поставь вопрос к форме глагола и узнай, есть в вопросе приставка С - или нет.

2. Задай вопрос неопределённой формы с приставкой С- или без неё.

3. Назови неопределённую форму нужного глагола.

Неопределённая форма глагола чаще всего оканчивается на -ть или -ти (идти , выйти , найти , везти , ползти ) . О том, как называть эту часть слова, учёные ещё не договорились. Одни считают её окончанием, а другие - суффиксом.

Иногда неопределённая форма глагола оканчивается на -чь, но эти буквы -часть корня:

стерегут -стеречь (корень стерег-, стеречь-), прилягу -прилечь (корень ляг-, лечь-).

В неопределённой форме глаголов, если она оканчивается не на -ти, всегда пишется ь. Пишется он и после буквы ч (-чь) - это орфограмма на правило: ь в неопределённой форме глагола.

Определим время глаголов и найдём неопределённую форму.

потекла - что сделала?, прош.в., что сделать?, потечь (корень тек-течь)

стригу - что делаю?, наст.в., что делать?, стричь (корень стриг-стричь)

сберегу сберечь (корень берег-беречь)

увлеку - что сделаю?, буд.в., что сделать?, увлечь (корень влек-влечь)

Буквы гласных в неопределённой форме глаголов перед -ть - это чаще всего суффиксы. Они могут быть разными: -а, -е, -и, -я, -о.

Если они безударные, то на их месте всегда есть орфограмма. Эти буквы-суффиксы определить по правилу нельзя, их можно только узнать по словарю и запомнить.

Суффикс -а: услышать, плавать, прыгать, слушать

Суффикс -е: увидеть, обидеть, зависеть

Суффикс -и: построить, гладить, готовить, клеить, ставить, строить

Суффикс -я: залаять, таять, веять, сеять

Найдём глагол в неопределённой форме.

Ветер чуть слышно поёт,

Липа вздыхает у сада…

Чуткая музыка всюду живёт-

В шелесте трав,

В шуме дубрав,

Только прислушаться надо. (В. Семернин)

Что делает?, поёт, вздыхает, живёт - глаголы в настоящем времени.

Что сделать?, прислушаться - глагол в неопределённой форме.

В глаголах часто встречается особый суффикс -ся или -сь. Особый он потому, что находится после -ТЬ. Чтобы отличать его от других суффиксов, учёные дали ему своё название - постфикс («прикреплённый после»).

Образуйте глаголы неопределённой формы с помощью данных суффиксов и приставок.

Приставки ВЗ-, ПО-, ПРИ-, ОТ-.

Корни -ДРЕМ-, -КАШЛ-, -ПЛЯС-.

Суффиксы -ИВА-, -НУ-, -ЫВА-, -А-, -Я-, -СЯ.

Вз дремну ть - приставка вз-, суффикс -ну-,

по дрема ть - приставка по-, суффикс -а,

по кашля ть - приставка по-, суффикс -я-,

от кашля ться - приставка от-, суффикс -я-,

по пляса ть - приставка по-, суффикс -а-,

при плясыва ть - приставка при-, суффикс -ыва-,

от плясыва ть - приставка от-, суффикс -ыва-.

Кто как питается.

Муха хоботком может всасывать только жидкую пищу. У некоторых бабочек на конце хоботка - похожие на резцы зубы, которыми они могут прогрызать кожуру фруктов и пить их сок! Восемь гибких щупалец с присосками помогают осьминогу хватать и очень крепко держать любую добычу. Длинной шеей способен доставать жираф побеги деревьев. Улитка, живущая в раковине, своим языком способна срезать и перемалывать пищу. Паук может вырабатывать липкий шёлк для паутины, в которую должны попадаться насекомые. Бывают паутины с крышками, тогда добыче не ускользнуть от него.

Может (что делать?) всасывать,

могут (что делать?) прогрызать и пить,

помогают (что делать?) хватать и держать,

способен (что делать?) доставать,

способна (что делать?) срезать и перемалывать,

может (что делать?) вырабатывать,

должны (что делать?) попадаться,

что сделать? не ускользнуть.

Во время каникул.

Хорошо летом рано ….и …к озеру. Приятно ….на солнце, …в прозрачной воде, …в лесу грибы, ягоды, ….пение птиц. Интересно ….за поведением насекомых, ….с друзьями в футбол. Полезно …в саду и на огороде, …старшим по хозяйству.

Во время каникул.

Хорошо летом рано (что сделать?) встать и (что сделать?) пойти к озеру. Приятно (что делать?) загорать на солнце, (что делать?) купаться в прозрачной воде, (что делать?) собирать в лесу грибы, ягоды, (что делать?) слушать пение птиц. Интересно (что сделать?) понаблюдать за поведением насекомых, (что сделать?) поиграть с друзьями в футбол. Полезно (что сделать?) поработать в саду и на огороде, (что сделать?) помочь старшим по хозяйству.

Как приготовить оладушки.

Надо (возьмём) пол-литра кефира, (прибавим) немного соли, сахара и соды, (взобьём) одно яйцо и (выльем) в эту массу, (добавим) муку и всё (перемешаем). Можно (печём).

Поставим глаголы в неопределённую форму.

возьмём - что сделаем?, что сделать?, взять

прибавим - что сделаем?, что сделать?, прибавить

взобьём - что сделаем?, что сделать?, взбить

выльем - что сделаем?, что сделать?, вылить

добавим - что сделаем?, что сделать?, добавить

перемешаем - что сделаем?, что сделать?, перемешать

печём - что делаем?, что делать?, печь

Как приготовить оладушки.

Надо взять пол-литра кефира, прибавить немного соли, сахара и соды, взбить одно яйцо и вылить в эту массу, добавить муку и всё перемешать . Можно печь .

(Что сделать?) Одеть или надеть? Эти два слова часто путают.

Глаголы одеть и надеть похожи, но у них разное значение.

Одеть можно кого-то, а надеть только что-то на себя.

Поэтому правильно говорить так:

надеть (что-нибудь)

форму

пальто

туфли

платье

костюм

одеть (кого-нибудь)

ребёнка

куклу

девочку

больного

малыша

На уроке вы узнали, что глаголы в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать? или что сделать? Это начальная форма глагола. Её особенность в том, что ни время, ни число, ни лицо, ни род у неё не определяются.

Неопределённая форма глагола чаще всего оканчивается на -ть или -ти, иногда на -чь. В неопределённой форме глаголов, если она оканчивается не на -ти, всегда пишется ь.

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
  1. School-collection.edu.ru ().
  2. Cdo.omrc.ru ().
  3. Oldskola1.narod.ru ().
  • Прочитай стихотворение. Какая часть речи в нём «главная»? Укажи, в какой форме употреблены слова этой части речи? Подчеркни примету этой формы.

Не мешайте мне мечтать!

Мне б мешок конфет достать,

Развернуть, жевать, сосать,

Чавкать, чмокать, уплетать,

Долго, долго не глотать,

Наслаждаться, смаковать.

  • Поставь вопросы к данным глаголам. Образуй от них неопределённую форму и подчеркни примету начальной формы.

Нёс, побежал, засвистел, вёз, стригу, отыскиваю, нарисую.

  • Выпиши из стихотворения глаголы в неопределённой форме в два столбика.

Что делать? Что сделать?

Не надо к маме приставать,…

Не надо умолять сестрицу…

Не надо звать,

Не надо ждать,

Инфинитив - это начальное значение глагола. Особенность инфинитива в том, что она обозначает только чистое действие, не привязанное к лицу, которое его совершает, не указывает, одно или несколько лиц совершают действие, а также не дает понятия о времени совершения действия. То есть, инфинитив не имеет определенности прошедшего, настоящего или будущего времени.

Эта часть речи также носит название "неопределенная форма глагола", потому что она не характеризует никакие подробности совершаемого действия, раскрывая исключительно его изначальный смысл. Латинское слово infintus , от которого произошел этот термин, можно перевести как «неопределенный» .

Неопределенная форма глагола: правила и примеры

Инфинитив может отвечать только на вопросы:

  • «Что делать?»;
  • «Что сделать?».

Невозможно, например, спросить «Что делая?», «Что делает?», «Что делаем?», «Что делают?», «Что делаете?», «Что делала?», «Что будешь делать?» , так как инфинитив - это неопределенная форма глагола. Время и лицо остаются неясными, и не дается отсылки к деталям происходящего.

Суффиксы инфинитива

Инфинитив оканчивается словообразующими суффиксами:

  • -ть - рожать, вырастать, умирать;
  • -чь, - беречь, жечь, сечь;
  • -ти - нести, расти, грести.

Также он может дополняться постфиксом -сь (-ся) , по которому мы можем судить, какая неопределенная форма глагола является невозвратной, а какая возвратной:

-сь (-ся) - маяться, молиться, стеречься.

Признаки инфинитива

Инфинитив - это форма глагола, которая всегда остается неизменной. Ее нельзя спрягать, представлять в другом времени или лице. Инфинитивы могут иметь лишь постоянные глагольные признаки, которые присутствуют у любых глаголов, вне зависимости от их формы. К таким признакам причисляются переходность/непереходность, возвратность/невозвратность и совершенность/несовершенность.

Переходные и непереходные инфинитивы

Переходность глагола определяется в соответствии с наличием добавочного слова неопределенной формы глагола, обозначающего объект либо явление, на которое частично переносится действие. Непереходные глаголы состоят из одного-единственного слова, обозначающего непосредственно действие. В составе переходного инфинитива могут быть:

  • существительные либо местоимения, поставленные в винительный падеж, не имеющие предлога: делать укол, вдевать нитку;
  • существительные, поставленные в родительный падеж, не имеющие предлога, которые выражают долю чего-либо, или причастность: ждать беды, наливать воды;
  • существительные либо местоимения, поставленные в родительный падеж, в случае, если глагол имеет отрицательное изъявление: не иметь возможности, не замечать их .

Таким образом, эти слова входят в состав глагола, наполняя его смыслом, и без них теряется суть действия. Часть действия, в свою очередь, переходит на предмет или обстоятельство, придавая ему конкретную смысловую нагрузку.

Возвратные и невозвратные инфинитивы

Неопределенная форма глагола также может быть возвратной и невозвратной. Невозвратные глаголы выражают действие, совершенное кем-либо или чем-либо в отношении кого-либо и чего-либо. Возвратные выражают действие, направленное кем-либо или чем-либо на самое себя, либо означают иное другое замкнутое взаимодействие или состояние объекта и имеют на конце постфикс -ся (сь) . На -ся обычно оканчивается возвратная неопределенная форма глагола. Правило гласит, что возвратные глаголы не могут быть переходными.

Примеры невозвратных инфинитивов: надевать, приспускать, подглядывать . Примеры возвратных инфинитивов: одеваться, приспускаться, прокрадываться .

Как мы видим из вышеприведенных примеров, какие-то возвратные глаголы можно получить из невозвратных путем простого добавления постфикса -ся (как в случае с парой "приспускать-приспускаться" ). От этого меняется только направление действия, но генеральный смысл остается. В редких случаях, согласно правилам и нормам употребления глаголов, невозможно использовать глагол в обеих его словоформах - совершенной и несовершенной, как, например, недопустима для "надевать" возвратная неопределенная форма глагола (пример "надевать-одеваться" ). "Надевать" обозначает действие, совершенное по отношению к какому-нибудь предмету либо человеку, в то время как "одеваться" может адресовываться исключительно к самому объекту, совершающему действие (он может использоваться и в других словоформах, но при условии сохранения этого возвратного значения). Несмотря на то что нечасто встречается такая ограниченная в употреблении неопределенная форма глагола, правило остается правилом. Также из некоторых несовершенных форм глаголов мы не сможем составить совершенную, исходя из их ключевого смысла, что мы можем увидеть на примере глагола "подглядывать" - нельзя подглядывать за самим собой. По тому же принципу в русском языке нет несовершенной формы глагола "прокрадываться" - нельзя "прокрадывать " что-либо.

Инфинитивы совершенного и несовершенного вида

Инфинитивы также могут быть совершенного и несовершенного вида. Неопределенная форма глагола несовершенного вида выражает действия, продолжающиеся во времени, и не имеющие конкретной привязки - это как бы вечные действия, и без дополнительных указаний в контексте она не дает нам представления о завершенности или незавершенности действия. Здесь будет уместен вопрос «Что делать?» . Примеры:

Инфинитивы совершенного вида говорят о том, что действие уже совершено, или будет непременно совершено, о том, что результат уже есть, или еще будет (конечно, в случаях отрицания или вопроса, оно может иметь относительно неопределенную окраску). Здесь будет уместен вопрос «Что сделать?» . Примеры:

  • После прочтения записку следовало сжечь.
  • Благодари меня за то, что тебе не пришлось сжечь эту записку.
  • Тебе дали указания сжечь записку?

Лишь незначительное число двойственных инфинитивов содержит русский язык. Неопределенная форма глагола, относящаяся одновременно и к совершенному виду, и к несовершенному, может употребляться и так и так, в зависимости от окружения, не изменяя своей словоформы. То есть, она отвечает и на вопрос «Что делать?» , и на вопрос «Что сделать?» . Примеры:

  • Поступило распоряжение впредь казнить всех предателей. - «Что делать?»;
  • Поступило распоряжение казнить предателя. - «Что сделать?»;
  • В деревне привыкли женить девок быстро. - «Что делать?»;
  • К осени Марфе удалось женить всех своих девок. - «Что сделать?»;
  • Сложно велеть своему сердцу. - «Что делать?»
  • Как велеть своему сердцу не любить? - «Что сделать?»
  • Исследовать пещеры - очень интересно, но, вместе с тем, опасно. - «Что делать?»
  • Завтра нам предстоит исследовать эти пещеры. - «Что сделать?»
  • Вы можете атаковать их с любой стороны, в то время как я разобью их в лоб. - «Что делать?»
  • Вы должны будете атаковать их справа, а я зайду с фланга. - «Что сделать?»

Спряжение глаголов

Спряжение глаголов отражает их изменение в соответствии с лицом и числом. Хотя сами инфинитивы не могут иметь лица, числа или рода, а, следовательно, не могут и спрягаться, они тем не менее служат словообразовательной основой для других глаголов, поэтому их относят к какой-либо из двух глагольных групп по типу спряжения - либо к I, либо ко II. Окончания глаголов неопределенной формы, относящиеся к первой группе: -е, -ю (кроме глаголов исключений). Формы этих глаголов имеют окончания -у и -ю, -ешь и -ёшь, -ет и -ёт, -ем и -ём, -ете и -ёте . Окончания глаголов неопределенной формы, относящиеся ко второй группе: и на (кроме глаголов исключений). При спряжении формы этих глаголов имеют окончания -у и -ю, -ишь, -ит, -им, -ите, -ат и -ят .

Функция инфинитива в предложении

Глаголы, по обыкновению, выполняют в предложении функцию сказуемого. Вкупе с подлежащими они составляют грамматическую основу предложений. Однако, инфинитив, ввиду своих особенностей употребления, может выполнять в предложении совершенно разные функции. Поэтому роль любого из членов предложения в данном случае может выполнять неопределенная форма глагола. Пример употребления инфинитивов в качестве различных членов предложения:

Морфологический разбор инфинитива в предложении

Чтобы осуществить морфологический разбор глагола в предложении, нужно определить его часть речи, генеральное грамматическое значение, задать ему вопросы, определить словоформу, указать постоянные и непостоянные морфологические признаки, а также его функцию в предложении. Так как неопределенная форма глагола не изменяется, морфологический разбор инфинитива осуществляется без указания непостоянных глагольных признаков.

Неопределённой или начальной формой глагола (а строго языком науки - она называется инфинитивом) лингвисты именуют его форму, обозначающую собственно строго действие безотносительно к таким грамматическим категориям, как лицо и число, и отвечающее на вопрос «что делать?». Само слово «делать» является одним из примеров инфинитива, или неопределённой формы глагола.

Это и даёт ответ на вопрос, в чём заключается особенность неопределённой формы глагола.

В российской школе тема инфинитива обычно затрагивается в средних классах.

Формальные признаки инфинитива

В русском языке признаками инфинитива служат суффиксы «ть» или «ти»: идти, бежать, стоять, ползти, находить, определять и др. После гласных используется «ть», после согласных - «ти»: бежать, но идти.

Имеет значение и то, что инфинитив всегда отвечает на один вопрос - что делать?

Особо выделяется группа глаголов, которая заканчивается на «чь»: лечь, печь, беречь, жечь и т. п. Изначально в древнерусском языке они также имели на конце суффикс «ти» после «г»: легти, пекти, берегти, жегти. Такая архаичная форма сохранилась до наших дней в наиболее близких русскому других славянских языках - украинском и белорусском. В русском же «гти» постепенно трансформировалось в «чь».

В английском показателем неопределённой формы служит употребляемая перед глаголом частица to: to go, to love, to run и т. п. Свои формальные признаки у инфинитива есть в каждом языке, но рассмотреть их все в рамках одной публикации не представляется возможным, да и не имеет смысла. Об этом знают все, кто изучал английский, и неважно, в первом классе или в более старших началось его преподавание.

В русском языке глаголу в неопределённой форме свойственны такие его постоянные признаки, как переходность, возвратность, тип спряжения. Всё это тоже изучается в средних классах, что можно легко вспомнить.

По неопределённой форме обычно и определяется спряжение тех глаголов, окончание которых в остальных формах безударно. Все мы не раз слышали об этом в школьном классе на уроках русского.

Особенности синтаксической роли инфинитива

Если различные варианты спрягаемых форм глагола в предложении больше всего тяготеют к роли сказуемого, а остальные случаи их употребления скорее исключение из правил, то инфинитив может быть использован в роли любого члена предложения: подлежащего, дополнения, определения.

В предложении обычно употребляется вместе со сказуемым, в роли которого использовано существительное, наречие, неопределённая форма другого глагола или полное прилагательное в творительном падеже с глаголом-связкой.

Смотреть на мир позитивно – важное умение.

Верить обманщику глупо (вариант: нет смысла).

Сэкономить - это значит заработать.

Заходить в этот район по вечерам стало небезопасным.

Не ошибаться - значит ничего не делать.

Сказуемое

Есть два случая употребления неопределённой формы глагола в роли сказуемого:

  1. В качестве части составного сказуемого двусоставного предложения.
  2. В односоставном безличном предложении.

Примеры двусоставных предложений:

  • Я должен сделать это.
  • Я очень хочу вам помочь .
  • Рабочий закончил обтачивать деталь.
  • Он мечтает поехать за границу.
  • Он продолжал интенсивно работать над проектом.
  • Новый работник вскоре адаптировался в коллективе и перестал задавать лишние вопросы.

Примеры безличных односоставных предложений:

  • Ну как не любить этот город!
  • Невозможно пройти !
  • Как бы нам встретиться .

Определение

Как несогласованное определение глагол в неопределённой используется, когда поясняет существительное.

Часто нам свойственно стремление (к чему?) объять необъятное.

Обычно в таких случаях неопределённая форма глагола сочетается с абстрактными существительными, выражающими желание, стремление, намерение, привычку, склонность, способность, готовность и т. п.

Обстоятельство

Обычно в этой роли неопределённая форма выступает при глаголе движения или иного действия и поясняет, зачем это действие предпринималось. Между сказуемым и таким обстоятельством цели можно поставить «чтобы».

Например:

  • Я пошёл попить воды.
  • Майор вышел проверить посты.
  • Они приехали в Сочи отдохнуть у моря.

Дополнение

В роли дополнения инфинитив выступает, когда относится к субъекту, на который направлено действие, выражаемое сказуемым. Так, в предложении «Я хочу вам помочь» он является частью составного глагольного сказуемого. А вот, если мы скажем «Я попросил коллегу мне помочь», «помочь» уже выступает в роли дополнения. Этот нюанс нужно учитывать, чтобы определять роль инфинитива в подобных предложениях.

Вот ещё несколько примеров, в которых неопределённая форма выступает в роли дополнения:

  • Мы попросили знакомого встретить нас на вокзале.
  • Начальство уговорило его взять отпуск позже.
  • Шеф попросил меня зайти к нему, как только я появлюсь на работе.

Стилистические нюансы употребления неопределённой формы глагола

Глаголы в неопределённой форме часто используются в служебных инструкциях, распоряжениях, письменных и устных приказов. Особенно часто насыщены ими речи, обращённые офицерами к солдатам.

Через инфинитив передаётся указание на жёсткость того или иного распоряжения или требования, неукоснительность его соблюдения. Например: «Обеспечить результат не позднее 20 июля». Звучит ещё строже, чем форма повелительного наклонения - «обеспечьте». Хотя и сам по себе императив, особенно если не сопровождается словом «пожалуйста», несёт в себе немалую сходную нагрузку.

Неудивительно, почему так популярно их употребление именно в армии, где огромное значение придаётся дисциплине, исполнительности и субординации , да и в гражданских структурах с жёсткой управленческой вертикалью, например, органах власти.

Да и различные запреты, оформленные в виде сочетания инфинитива и частицы «не», несут ту же функцию: не курить, не сорить и т. д.

После всего этого вряд ли у вас остались сомнения на предмет, что такое неопределённая форма глагола.

Владение любым языком немыслимо без знания основных единиц речи. Не менее важны и грамматические правила, которые позволяют все части речи гармонично связывать между собой с помощью падежей, предлогов, спряжения. Русский язык - предикативный, в нем чаще используются категории действия или глагольные конструкции. При знакомстве с этой частью речи учащиеся узнают, как она образуется и что такое неопределенная форма глагола.

В учебнике за 4 класс, когда дети знакомятся с этим понятием, приведено правило.

Неопределенная форма глагола - это начальная и неизменяемая форма, от которой образуются все отглагольные части речи (причастия, отглагольные прилагательные) и формы глагола, образующиеся при спряжении.

На какие вопросы отвечает неопределенная форма: что делать? (что сделать?).

Называется неопределенная форма в лингвистике термином «инфинитив» (от лат. Infinitus). По инфинитиву невозможно сказать, кто и когда совершает какое-либо действие (например, «ходить»: не понятно, кто и когда это делал, нет указания ни на , ни на число, ни на время). Его морфологическими признаками являются суффиксы –ть (-ти) (например, идти , сказать ) или окончание корня на –чь (например, лечь, сечь ).

Особенности

Неопределённая форма глагола не изменяется. В этом заключается особенность инфинитива, поэтому его нельзя проспрягать или как-то иным образом изменить.

Начальная форма у глагола может иметь только постоянные признаки:

  1. Спряжение (1-е, 2-е, разноспрягаемые).
  2. Возвратность (возвратный, невозвратный).
  3. Переходность (переходный или непереходный).
  4. Вид (несовершенный или совершенный).

Инфинитив лишен признаков лица, времени или числа, поэтому по нему невозможно сказать, кто и когда совершает действие.

Как найти инфинитив

Для осваивающих русский язык в качестве иностранного или для детей, которые недостаточно читают, вопрос поиска инфинитива может представлять некоторые сложности. Как найти неопределенную форму глагола.

Те, кто знает русский язык на уровне родного, как правило, не испытывают с этим особых трудностей. Как поставить глагол в неопределенную форму: мысленно задать вопросы инфинитива — «что делать?» или «что сделать?».

Также инфинитив можно определить еще одним способом:

  1. Узнать, к какому виду относится глагол в предложении.
  2. «Отсечь» личные окончания, которые появляются при спряжении, и (в случае необходимости) суффикс прошедшего времени –л-.
  3. Подставить к оставшейся части суффикс инфинитива –ть (-ти) или просто задать соответствующий вопрос.

Разберем на следующем примере: «Они старательно прописывали в тетради буквы». Начальная форма в данном случае будет «прописывать».

Как мы ее определили:

  1. Задаём вопрос: Они (что делали?) прописывали.
  2. Вопрос «что делали?» указывает на то, что глагол несовершенного вида (без приставки «с»), значит, для определения инфинитива тоже нужно спрашивать без приставки «с»: «что делать?».
  3. Убираем окончание –и и суффикс прошедшего времени –л-. Имеем: прописыва-.
  4. Подставляем к оставшейся части слова суффикс инфинитива -ть: (что делать?) – прописывать.

Заметьте, что в данном случае можно ошибиться и назвать в качестве ответа «прописать», это будет неправильно, поскольку «прописать» отвечает на вопрос «что сделать?», то есть стоит в совершенном виде.

Важно! При определении начальной формы ставить вопрос к глаголу нужно в самом предложении, чтобы определить его вид.

Подсказка, как не ошибиться при определении (не)совершенного вида: в инфинитиве сохраняются все приставки и суффиксы (за исключением суффикса прошедшего времени –л-) той формы глагола, с которой вы работаете в тексте.

Обратите внимание! В процессе поиска Н.Ф. можно пойти двумя путями: задать вопрос — «что делать?» или «что сделать?», либо следовать вышеуказанному способу.

Синтаксическая функция

Какова роль неопределенной формы глагола в предложении. Она может выполнять различные синтаксические функции. Сводная информация о возможных членах предложения, выраженных инфинитивом, приведена в таблице:

Инфинитив в качестве дополнения почти не встречается. Тем не менее, в предложении «Он распорядился подать кофе» можно трактовать «подать» как дополнение (распорядился о чем?).

Определение онлайн

Если вы затрудняетесь самостоятельно определить начальную форму или не уверены, что сделали это правильно, можно проверить себя с помощью онлайн-сервисов для .

Поскольку определение инфинитива является его обязательной частью, можно зайти на любую интернет-страницу, которая предлагает эту услугу, и ввести нужный глагол в том виде, в каком он употреблен в предложении.

Первое слово, которое будет указано, и будет Н.ф. глагола..

Отметим, что в целом умение определять части речи, изменять их по лицам, числам, временам, во многом зависит от врожденной грамотности и языкового чутья. Но даже если с этим не все в порядке, выучить, на какие вопросы отвечает неопределенная форма, не так уж сложно. В остальном следует придерживаться приведенных выше схем и советов.

Для закрепления (или формирования) знаний по указанной теме можно рекомендовать ряд заданий и упражнений:

  1. Различение частей речи со схожими концовками (поставить чугунок в печь (сущ.) - печь пироги (гл.), Петь, иди сюда! (имя собств.) - петь песни (гл.)).
  2. Преобразование глагола несовершенного вида в совершенный вид и обратно.
  3. Образование глагола от существительного (например, путешествие - путешествовать, еда - есть, поездка - поездить).

С практикой придут и необходимые умения.

Полезное видео: Неопределенная форма глагола

gastroguru © 2017