Выбор читателей
Популярные статьи
План разбора глагола
I | Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос. | ||
II | Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки: | ||
A | Постоянные морфологические признаки: | ||
1 | вид (совершенный, несовершенный); | ||
2 | возвратность (невозвратный, возвратный); | ||
3 | переходность (переходный, непереходный); | ||
4 | спряжение ; | ||
Б | Непостоянные морфологические признаки: | ||
1 | наклонение ; | ||
2 | время (в изъявительном наклонении); | ||
3 | число ; | ||
4 | лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении); | ||
5 | род (в единственном числе прошедшего времени и сослагательного наклонения). | ||
III | Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении). |
Образцы разбора глаголов
Любишь кататься - люби и саночки возить (пословица).
Любишь
Кататься
Люби
Началась пахота (Пришвин).
Началась
Глагол - это одна из самых важных частей речи русского языка, на изучение которой в школьной программе отводится огромное количество времени. И это понятно, ведь тема на самом деле достаточно объемная. При ее изучении детям объясняют, как определять форму, вид и значение конкретного слова в предложении, а также как разбирать глаголы как части речи. Курс русского языка предполагает знакомство с данным разделом после всех именных частей. И делается это совсем не случайно, ведь, в отличие от имен существительных, прилагательных и числительных, глагол имеет форму спряжения, а это значит, что морфологические признаки данной части речи в корне отличаются от других слов и словоформ.
Определение глагола, поданное в школьных учебниках, звучит примерно так: это часть речи, которая отвечает на вопросы, обозначающие действие, и может выражаться в состоянии (болеть), свойстве (заикаться), признаке (темнеть) и в отношении (ревновать). Начальную которая отвечает на вопросы "что делать" и "что сделать", называют инфинитивом, или неопределенной формой, которая в предложении может выступать любым из его членов.
Например: понимать (подлежащее) - значит чувствовать; быть (сказуемое) дождю; друзья просили его спеть (дополнение); она пошла пройтись (обстоятельство).
Тему раздела, повествующего о том, как разбирать глаголы как части речи, дети начинают изучать уже в 4 классе, а в последующие годы возвращаются к ней неоднократно. Однако перед тем, как перейти непосредственно к анализу глагола,следует изучить его признаки. Именно об этом и пойдет речь далее.
Одна из важных особенностей данной части речи заключается в том, что все слова, относящиеся к ней, могут иметь постоянные и не постоянные признаки, изучение которых обязательно для того, чтобы разобрать как часть речи глагол. К первым относятся:
Характеристика этих признаков заключена в их названии, и их также очень важно изучить до того, как разбирать глаголы как части речи. К ним относятся следующие факторы, которые влияют на словообразование:
Именно вышеуказанные особенности и следует указать в глагола, план которого выглядит так:
Для закрепления изученного материала (морфологические особенности и признаки глагола) школьной программой предусмотрены многочисленные разборы данной части речи по описанной выше схеме. При помощи такого приема детей учат систематизировать знания и правильно их применять, вновь и вновь повторяя при конкретном разборе все признаки той или иной части речи.
В качестве примера рассмотрим такую фразу: "На небе ярко светит солнце".
Не менее важной является тема: "Морфемный разбор слова". Что это означает и как разобрать слово по составу? Глагол, как и все слова, имеет основную часть, на базе которой и формируются другие формы. Именно эта часть без окончания, которое при обозначении заключается в прямоугольник, называется основой и является главной в определении лексического значения. При разборе она обозначается квадратной скобкой под словом.
Вслед за основой выделяют суффикс - морфему, которая участвует в формо- и словообразовании однокоренных слов. На письме обозначается углом с направленной вверх вершиной.
Для глаголов в изъявительном и условном наклонении прошедшего времени характерен нулевой суффикс или -л-. Например: читал - читал бы , нес - нес бы .
Неопределенная форма образуется при помощи суффиксов -ть- и -ти-, однако в школьной программе эти морфемы рассматриваются как окончания. Например: спала - спать и спасла - спасти .
Приставка - одна из значимых частей слова, которая стоит вначале и участвует в образовании новых словоформ. Схематически обозначается перевернутой буквой Г.
Корень - обязательная и основополагающая часть, в ней заключено лексическое значение и объединяющая для всех однокоренных слов составляющая. Нет ни одной самостоятельной лексической единицы, в которой не было бы этой морфемы, то время как без остальных элементов они вполне нормально используются. Корень на письме обозначают дугой.
Вопрос о том, как разобрать глагол по составу, интересует многих школьников. Об этом можно много говорить, но лучше показать на практике. Но для начала следует отметить, что у инфинитива и у глаголов единственного числа мужского рода, употребленного в прошедшем времени и условном наклонении, нет окончания. Также у этих глаголов нет суффикса.
Морфемный разбор глаголов, как и других слов, проводят по такой схеме:
Для закрепления материала следует разобрать несколько слов по составу по такому примеру: страдает - начальная форма страдать . Это с окончанием -ет , которое указывает на настоящее время, третье лицо, единственное число. Основа слова -страда -, суффикс -а -. Однокоренные слова: страдает, страдание, страждущий . Корень - страд с возможной заменой буквы «д» на «ж». У этого слова нет приставки.
Определенные трудности вызывает цифра 3, расположенная над одним из слов в разбираемых текстах. Речь идет о морфологическом анализе словоформ. Часть школьников не знают даже значения этого понятия. Рассмотрим, как сделать морфологический разбор слова правильно. Объясняем теорию на доступных примерах. Следует воспринимать анализ слова, как этап непосредственной работы над целым рядом языковых понятий.
Вконтакте
Что такое морфологический анализ слова? Это определение его постоянных и непостоянных признаков с целью проследить, как оно видоизменяется в конкретном предложении, в какой форме употребляется. Наука морфология относится к разделу грамматики, где изучаются отдельные словоформы или некая совокупность форм слов какого-либо языка.
Разбор слова предполагает умение анализировать форму слова , рассматривать каждую словоформу как часть речи, указывать ее постоянные и непостоянные признаки, функцию внутри . Разбор слова как части русской речи начинается с определения его значения . Если оно обозначает предмет, значит, это существительное, действие — , признак деятельности — , качество предмета — .
Существует стандартный план морфологического разбора . Чтобы без ошибок сделать разбор слова как строго выполняйте все пункты:
Приведем конкретные примеры. Разберем слово как часть речи.
Для начала сделаем разбор существительного:
Вариант №1. Сущ. — стула.
Вариант №2. Сущ.- девочек
Разбор глагола как части речи самостоятельной языковой единицы
Он также проводится по вышеуказанному порядку:
Слово №1 – Бежать
Слово №2- Повеселиться бы
Важно! Р азбор существительного является основой для работы с другими частями речи. Определение пунктов 3 и 4 в схеме осуществляется по начальной форме выбранного для разбора слова. Следует учесть, что у неизменяемых частей речи непостоянных признаков не бывает.
При работе с глаголом следует знать, как определить его особенности :
Теперь поговорим об особенностях анализа морфологической структуры слов , обозначающих признаки предметов. Разбор прилагательного , как отдельный подвид лингвистического анализа, осуществляется по схожей методике.
Кудрявой
Угрюм
Здесь необходимо умение определить, к какому разряду относится прилагательное . Например, к качественному можно подставить слово более, а к относительному — нельзя, притяжательное указывает определенный объект принадлежности, краткая форма отвечает на вопросы: какова/ов? Степени сравнения подразделяются на положительную, сравнительную – со словом более, превосходную — прилагательные с суффиксами ВШИ, приставкой НАИ.
Морфологический разбор причастия :
Пишущий
Важно! Надо помнить, что часть свойств у причастия — от глагола, а часть — от прилагательного. Страдательным значением будет в том случае, если предполагается воздействие стороннего или внешнего объекта (блузка, постиранная мамой).
Морфологический разбор наречия также проводится по плану: определение общего грамматического значения, основных характеристик, функции в конкретном предложении:
Быстро
Как? Быстро, обозначает признак действия, является наречием.Определительное, знаменательное.Непостоянный признак — неизменяемое.Отряд шел быстро. (в предложении выполняет функцию обстоятельства).
Морфологический разбор деепричастия :
Напевая
Важно! Помним, что деепричастие берет признаки от глагола и наречия (неизменяемость), не имеет Н. ф., которая указывается, когда проводится морфологический разбор существительного.
Основная трудность заключается в разграничении определительных, обозначающих образ действия, меру и степень, и обстоятельственных наречий времени, места, признака, отсутствии Н.ф. и непостоянных признаков.
Морфологический разбор имени существительного
Морфологический разбор глагола
Во избежание недочетов в подобного рода работе, необходимо четко следовать схеме. Разбор слова, как часть заданий лингвистического характера, требует определенной усидчивости. Надо внимательно подходить к вопросу определения частиречной принадлежности лексем, а также их характерных особенностей.
Разбор слова по составу называют ещё морфемным разбором и обозначают цифрой 2 .
Например, увидела2.
Морфемный разбор выполняется в определенном порядке. Давайте познакомимся с алгоритмом разбора глагола по составу.
Глагол имеет две формы: начальную или неопределенную форму глагола и личную . Глаголы начальной формы отвечают на вопросы: что делать? что сделать? В начальной форме глаголы имеют суффиксы -ть,-ти, -чь.
Глаголы в личной форме согласуются с личными местоимениями и указывают на тот объект, который совершает действия.
У глаголов такими морфемами являются:
Данные суффиксы не образуют новых слов, не изменяют лексического значения слова, а лишь изменяют форму глагола, то есть образуют начальную форму. Поэтому суффиксы -ть, -ти, -чь в основу не включаются. Если глагол стоит в неопределенной форме, то эти суффиксы необходимо выделить в первую очередь.
Например:
Например, найдем окончание у глагола работает.
Проспрягаем данный глагол:
Эти морфемы не входят в основу у глаголов, поскольку не участвуют в образовании новых слов.
Основа слова - это часть слова без окончания. Именно в основе заключается лексическое значение слова.
Суффикс глаголов -ся (-сь) входит в основу слова. При разборе основа выделяется квадратной скобкой под словом, она может быть прерывистой.
Любое слово имеет корень , без этой морфемы не существует ни одного слова, именно в корне заключен общий смысл всех однокоренных слов. Для того чтобы определить корень, необходимо подобрать несколько родственных слов.
Общая часть этих слов, в которой заключено основное лексическое значение, и будет являться корнем .
Например, найдем корень у глагола проверить . Родственными словами к этому глаголу будут: проверка, заверить, поверить, доверять, вера, поверенный . Одинаковая часть этих слов, в которой заключено их основное лексическое значение
- вер . Это и будет корень слова проверить.
При определении корня не следует подбирать разные формы одного слова. Например, для того, чтобы определить корень слова проверить , не следует подбирать слова: проверил, проверила, проверять .
На письме корень слова выделяется дугой (над словом).
У возвратных глаголов необходимо выделить суффиксы -сь и -ся-.
Например, в слове возвращаться -ся - это суффикс, и он входит в основу слова.
У глаголов также могут быть суффиксы:
Давайте в качестве примера разберем по составу глагол выходить .
Определим форму глагола. Для этого поставим к нему вопрос (что делать?) выходить . Это глагол неопределенной формы.
Вслед за корнем выделим приставку, которая стоит перед ним. Это приставка -вы .
Часть слова, стоящая после корня перед формообразующим суффиксом -ть- , будет являться суффиксом глагола. И это будет суффикс -и - .
Запись разбора глагола в тетради будет такой:
Давайте выполним разбор еще одного глагола - переглядываются .
Определим форму глагола. Поставим вопрос (что делают?) переглядываются .
Глагол указывает на действие нескольких лиц и согласуется с личным местоимением они. Следовательно, данный глагол стоит в личной форме - 3 лица, множественного числа, настоящего времени.
Выделим части слова, которые не входят в основу.
В нашем случае это будет личное окончание глагола. Для того чтобы его определить, проспрягаем глагол: переглядывается, переглядываемся, переглядываешься .
У глагола переглядываются два суффикса. Суффикс глагола -ыва- стоит после корня перед личным окончанием глагола.
Входит в основу и суффикс глагола возвратной формы -ся .
Запись в тетради будет иметь такой вид:
Итак, подведём итог урока.
При разборе глагола по составу необходимо найти и выделить все формообразующие и словообразующие морфемы. Производить разбор глагола по составу следует по следующему алгоритму:
ИСТОЧНИКИ
http://znaika.ru/catalog/4-klass/russian/Razbor-glagola-po-sostavu
Статьи по теме: | |
При каких условиях после месячных появляются кровянистые выделения причин возникновения нарушения под влиянием внешних факторов и гормонов
Порой бывает достаточно сложно отличить нормальные естественные причины... Успение праведной анны, матери пресвятой богородицы
Очень часто, обращаясь к иконам святой Анны или же с молитвой о помощи и... Человек умер. Что делать? Важнейшие православные традиции и обряды, связанные с похоронами. Православное учение о жизни после смерти Что такое смерть с точки зрения православия
Что такое смерть? «Верь, человек, тебя ожидает вечная смерть», - главный... |