Неопределенная форма глагола слышал. На какие вопросы отвечает неопределенная форма глагола: правило

Инфинитив - это начальное значение глагола. Особенность инфинитива в том, что она обозначает только чистое действие, не привязанное к лицу, которое его совершает, не указывает, одно или несколько лиц совершают действие, а также не дает понятия о времени совершения действия. То есть, инфинитив не имеет определенности прошедшего, настоящего или будущего времени.

Эта часть речи также носит название "неопределенная форма глагола", потому что она не характеризует никакие подробности совершаемого действия, раскрывая исключительно его изначальный смысл. Латинское слово infintus , от которого произошел этот термин, можно перевести как «неопределенный» .

Неопределенная форма глагола: правила и примеры

Инфинитив может отвечать только на вопросы:

  • «Что делать?»;
  • «Что сделать?».

Невозможно, например, спросить «Что делая?», «Что делает?», «Что делаем?», «Что делают?», «Что делаете?», «Что делала?», «Что будешь делать?» , так как инфинитив - это неопределенная форма глагола. Время и лицо остаются неясными, и не дается отсылки к деталям происходящего.

Суффиксы инфинитива

Инфинитив оканчивается словообразующими суффиксами:

  • -ть - рожать, вырастать, умирать;
  • -чь, - беречь, жечь, сечь;
  • -ти - нести, расти, грести.

Также он может дополняться постфиксом -сь (-ся) , по которому мы можем судить, какая неопределенная форма глагола является невозвратной, а какая возвратной:

-сь (-ся) - маяться, молиться, стеречься.

Признаки инфинитива

Инфинитив - это форма глагола, которая всегда остается неизменной. Ее нельзя спрягать, представлять в другом времени или лице. Инфинитивы могут иметь лишь постоянные глагольные признаки, которые присутствуют у любых глаголов, вне зависимости от их формы. К таким признакам причисляются переходность/непереходность, возвратность/невозвратность и совершенность/несовершенность.

Переходные и непереходные инфинитивы

Переходность глагола определяется в соответствии с наличием добавочного слова неопределенной формы глагола, обозначающего объект либо явление, на которое частично переносится действие. Непереходные глаголы состоят из одного-единственного слова, обозначающего непосредственно действие. В составе переходного инфинитива могут быть:

  • существительные либо местоимения, поставленные в винительный падеж, не имеющие предлога: делать укол, вдевать нитку;
  • существительные, поставленные в родительный падеж, не имеющие предлога, которые выражают долю чего-либо, или причастность: ждать беды, наливать воды;
  • существительные либо местоимения, поставленные в родительный падеж, в случае, если глагол имеет отрицательное изъявление: не иметь возможности, не замечать их .

Таким образом, эти слова входят в состав глагола, наполняя его смыслом, и без них теряется суть действия. Часть действия, в свою очередь, переходит на предмет или обстоятельство, придавая ему конкретную смысловую нагрузку.

Возвратные и невозвратные инфинитивы

Неопределенная форма глагола также может быть возвратной и невозвратной. Невозвратные глаголы выражают действие, совершенное кем-либо или чем-либо в отношении кого-либо и чего-либо. Возвратные выражают действие, направленное кем-либо или чем-либо на самое себя, либо означают иное другое замкнутое взаимодействие или состояние объекта и имеют на конце постфикс -ся (сь) . На -ся обычно оканчивается возвратная неопределенная форма глагола. Правило гласит, что возвратные глаголы не могут быть переходными.

Примеры невозвратных инфинитивов: надевать, приспускать, подглядывать . Примеры возвратных инфинитивов: одеваться, приспускаться, прокрадываться .

Как мы видим из вышеприведенных примеров, какие-то возвратные глаголы можно получить из невозвратных путем простого добавления постфикса -ся (как в случае с парой "приспускать-приспускаться" ). От этого меняется только направление действия, но генеральный смысл остается. В редких случаях, согласно правилам и нормам употребления глаголов, невозможно использовать глагол в обеих его словоформах - совершенной и несовершенной, как, например, недопустима для "надевать" возвратная неопределенная форма глагола (пример "надевать-одеваться" ). "Надевать" обозначает действие, совершенное по отношению к какому-нибудь предмету либо человеку, в то время как "одеваться" может адресовываться исключительно к самому объекту, совершающему действие (он может использоваться и в других словоформах, но при условии сохранения этого возвратного значения). Несмотря на то что нечасто встречается такая ограниченная в употреблении неопределенная форма глагола, правило остается правилом. Также из некоторых несовершенных форм глаголов мы не сможем составить совершенную, исходя из их ключевого смысла, что мы можем увидеть на примере глагола "подглядывать" - нельзя подглядывать за самим собой. По тому же принципу в русском языке нет несовершенной формы глагола "прокрадываться" - нельзя "прокрадывать " что-либо.

Инфинитивы совершенного и несовершенного вида

Инфинитивы также могут быть совершенного и несовершенного вида. Неопределенная форма глагола несовершенного вида выражает действия, продолжающиеся во времени, и не имеющие конкретной привязки - это как бы вечные действия, и без дополнительных указаний в контексте она не дает нам представления о завершенности или незавершенности действия. Здесь будет уместен вопрос «Что делать?» . Примеры:

Инфинитивы совершенного вида говорят о том, что действие уже совершено, или будет непременно совершено, о том, что результат уже есть, или еще будет (конечно, в случаях отрицания или вопроса, оно может иметь относительно неопределенную окраску). Здесь будет уместен вопрос «Что сделать?» . Примеры:

  • После прочтения записку следовало сжечь.
  • Благодари меня за то, что тебе не пришлось сжечь эту записку.
  • Тебе дали указания сжечь записку?

Лишь незначительное число двойственных инфинитивов содержит русский язык. Неопределенная форма глагола, относящаяся одновременно и к совершенному виду, и к несовершенному, может употребляться и так и так, в зависимости от окружения, не изменяя своей словоформы. То есть, она отвечает и на вопрос «Что делать?» , и на вопрос «Что сделать?» . Примеры:

  • Поступило распоряжение впредь казнить всех предателей. - «Что делать?»;
  • Поступило распоряжение казнить предателя. - «Что сделать?»;
  • В деревне привыкли женить девок быстро. - «Что делать?»;
  • К осени Марфе удалось женить всех своих девок. - «Что сделать?»;
  • Сложно велеть своему сердцу. - «Что делать?»
  • Как велеть своему сердцу не любить? - «Что сделать?»
  • Исследовать пещеры - очень интересно, но, вместе с тем, опасно. - «Что делать?»
  • Завтра нам предстоит исследовать эти пещеры. - «Что сделать?»
  • Вы можете атаковать их с любой стороны, в то время как я разобью их в лоб. - «Что делать?»
  • Вы должны будете атаковать их справа, а я зайду с фланга. - «Что сделать?»

Спряжение глаголов

Спряжение глаголов отражает их изменение в соответствии с лицом и числом. Хотя сами инфинитивы не могут иметь лица, числа или рода, а, следовательно, не могут и спрягаться, они тем не менее служат словообразовательной основой для других глаголов, поэтому их относят к какой-либо из двух глагольных групп по типу спряжения - либо к I, либо ко II. Окончания глаголов неопределенной формы, относящиеся к первой группе: -е, -ю (кроме глаголов исключений). Формы этих глаголов имеют окончания -у и -ю, -ешь и -ёшь, -ет и -ёт, -ем и -ём, -ете и -ёте . Окончания глаголов неопределенной формы, относящиеся ко второй группе: и на (кроме глаголов исключений). При спряжении формы этих глаголов имеют окончания -у и -ю, -ишь, -ит, -им, -ите, -ат и -ят .

Функция инфинитива в предложении

Глаголы, по обыкновению, выполняют в предложении функцию сказуемого. Вкупе с подлежащими они составляют грамматическую основу предложений. Однако, инфинитив, ввиду своих особенностей употребления, может выполнять в предложении совершенно разные функции. Поэтому роль любого из членов предложения в данном случае может выполнять неопределенная форма глагола. Пример употребления инфинитивов в качестве различных членов предложения:

Морфологический разбор инфинитива в предложении

Чтобы осуществить морфологический разбор глагола в предложении, нужно определить его часть речи, генеральное грамматическое значение, задать ему вопросы, определить словоформу, указать постоянные и непостоянные морфологические признаки, а также его функцию в предложении. Так как неопределенная форма глагола не изменяется, морфологический разбор инфинитива осуществляется без указания непостоянных глагольных признаков.

Морфология русского языка многоаспектна и интересна. Она изучает особенности частей речи, их постоянные и изменяемые признаки. В статье подробно рассматриваются глаголы-инфинитивы.

Инфинитив

Не каждому известно, что такое инфинитив. в начальной форме. Он представляет глагол в словарях. К примеру, в толковом словаре нет глагола встречаешься , так как это личная форма, словарная статья посвящена этому же глаголу, но в начальной форме - встречаться . Поставить глагол в данную форму можно, задав вопрос что делать? либо что сделать?: встречаешься - что делать? встречаться, рисую - что делать? рисовать, перезвонит - что сделать? перезвонить . Отличается инфинитив от других глагольных форм не только вопросом. Суффиксы инфинитивов (глагола в начальной форме) особенные: -ть, -ти, -чь. Следовательно, анализируемое слово является инфинитивом, если в глаголе есть такие морфемы.

Глагол и его неопределенная форма

Особенно увлеченных изучением русского языка учеников и студентов волнует вопрос, почему инфинитив называют неопределенной формой глагола. Во-первых, само слово "инфинитив" восходит к латинскому слову, которое переводится как "неопределенный". Во-вторых, по инфинитиву не определяется форма глагола, точнее, его личная форма, форма времени, наклонения, рода, числа и так далее. По инфинитиву определяются постоянные признаки глагола, такие как вид, спряжение, возвратность и переходность. О них речь пойдет ниже.

Неизменяемые признаки глагола

При выполнении требуется обозначить его признаки. Постоянные признаки указываются по неопределенной форме глагола.

Вид - частеречная категория, отображающая отношение действия к своему внутреннему пределу: совершилось/происходит. Глаголы-инфинитивы, отвечающие на вопрос что сделать? имеют совершенный вид: сказать, приготовить, уехать . Глаголы в начальной форме, отвечающие на вопрос что делать? имеют несовершенный вид: говорить, готовить, ехать . Выделяют видовые пары, то есть слова с тождественным значением, но разного вида: решить - решать, сказать - говорить, зашить - зашивать, испечь - печь.

Традиционно определяется по начальной форме. К 2 спряжению относятся те, что заканчиваются на -ить (исключение брить, стелить, зиждиться ), и глаголы держать, гнать, видеть, смотреть, слышать, дышать, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть ; к первому - все остальные глаголы. Спряжение не всех глаголов можно определить по инфинитиву. Выделяется класс которые при изменении совмещают окончания 1 и 2 спряжений. Это слова дать, есть, бежать, хотеть .

Переходность - следующий постоянный признак. Глаголы-инфинитивы, которые способны управлять существительным в винительном падеже, называются переходными, а те, что не могут, - непереходными. Например, пришить (что?) пуговицу, записать (что?) фильм, нарисовать (кого?) ребенка - переходные; удивляться, звонить, стрелять не употребляются с винительным падежом, то есть непереходные.

Возвратными называются те глаголы, которые имеют постфикс -ся: строиться, умываться, оговориться. Невозвратными - те, у которых данный аффикс отсутствует.

Вопрос о морфеме -ть

Показатели начальной формы глагола - морфемы -ть, -ти, -чь - вызывают дискуссии языковедов. Многие определяют их как окончания, ссылаясь на их возможность меняться: сказать - сказал, указать - указал . Однако инфинитив считается неизменяемой формой, поэтому окончаний у него быть не должно. Все более распространенной является версия о том, что морфемы, обозначающие инфинитив, - это словоизменительные суффиксы.

Неличная форма глагола

Инфинитивы относятся к неличным формам глагола. Это связано с тем, что это неизменяемая форма, у которой лицо, род, число не определяются. Инфинитивы не имеют при себе имен существительных в именительном падеже, в отличие от личных форм. Они только называют действие без его отношения к лицу. Не связан инфинитив и с категорией времени, которая определяется у личных форм. Наклонение у них также не определимо. То есть инфинитив ирреален, он вне времени, он только называет действие. Некоторыми обучающимися задается вопрос о том, в чем зависимость инфинитива от глагола. Инфинитив - это, по-другому, глагол в начальной форме.

В русской грамматике выделяют и другие неличные формы - это причастие и деепричастие. Они, как и инфинитив, не изменяются по лицам. Деепричастие - такая неизменяемая форма глагола, что совмещает признаки наречия и глагола и отвечает на вопрос что сделав? что делая? : прочитав, издав, указывая, припевая . Причастие является такой формой глагола, что обозначает признак по действию, совмещает в себе признаки имени прилагательного и глагола, отвечает на вопросы имен прилагательных: какой? окруженный, действующий, смотрящий, забытый .

Роль инфинитива в предложении

Особенность неопределенной формы глагола заключается в том, что она может выполнять в предложении роль любого члена. Довольно часто является подлежащим глагол-инфинитив в русском языке. Примеры: Во всем искать истину было ее самоцелью. Ценить труд окружающих - это достойно. Разговаривать с ним бесполезно . Обозначая действие, инфинитив выполняет роль сказуемого: Не видать вам отдыха! Его не понять. Ее не узнать . Часто он входит в следуя за вспомогательным глаголом: Семья хотела остаться здесь на месяц. Лена начала работать сразу после назначения на должность. Он перестал шутить после полученного замечания .

Второстепенные члены предложения также могут быть выражены неопределенной формой глагола. Так, инфинитив выполняет роль дополнения в предложениях: Капитан приказал наступать. Они договорились встретиться. Она быстро привыкла работать. Определение может быть выражено инфинитивом: У нее было стремление изменить мир к лучшему. Он воспользовался возможностью удалиться. Надежда выехать к утру успокаивала их. Обстоятельство, представленное начальной формой глагола: Вера собиралась поехать к морю. Волонтеры остановились у озера покормить птиц. К ней приходят заниматься дети со всего города.

Инфинитивы в фольклоре и художественной литературе

Инфинитивы давно используются народом в устном народном творчестве, точнее в пословицах. Неопределенная форма глагола в них необходима для создания обобщения содержания: Меньше обещать, меньше согрешить. Вору потакать - самому воровать. Не трудно выполнить, да трудно придумать . В художественной литературе широко употребляются глаголы-инфинитивы. Примеры: "Пеньком дремучим - это я сумею прожить", "Я для того и позвал вас - выяснить", "Ты дай сперва приехать", "и никому до его забот не было дела, а так - лишь бы поговорить" (Шукшин В.М. "Печки-лавочки"); "Никому не хочется менять... равновесия", "привычка усмехаться т аким образом... слегка стянула в сторону нижнюю часть его... лица", "можно было попросить не посыпать его толчёным арахисом" (Искандер Ф.А. "Летним днем").

Любой глагол можно поставить в такую форму, которая называется начальной. Ее также называют неопределенной формой глагола или инфинитивом . Такое название неопределенная форма глагола получила в связи с тем, что она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода, то есть эти признаки не определены.

Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? что сделать? Глаголы, которые отвечают на вопрос что делать?, являются глаголами несовершенного вида. Глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать?, являются глаголами совершенного вида.

Неопределённая форма глагола чаще всего оканчивается на -ть или -ти (петь, танцевать, идти, выйти, найти, везти, ползти). Это суффиксы. Неопределенную форму можно получить при помощи других словоизменительных суффиксов: -сть (украсть), -сти (нести, грести).

Иногда неопределённая форма глагола оканчивается на -чь, но эти буквы – часть корня: стерегут – стеречь (корень стерег-, стеречь-), прилягу – прилечь (корень ляг-, лечь-). В некоторых учебниках за начальную школу -чь считается суффиксом, а в старших классах учат, что -чь входит в корень.

В неопределённой форме глаголов, если она оканчивается НЕ на –ти, всегда пишется ь. Пишется он и после буквы ч (-чь) – это орфограмма на правило: ь в неопределённой форме глагола .

Буквы гласных в неопределённой форме глаголов перед –ть – это чаще всего суффиксы. Они могут быть разными: -а, -е, -и, -я, -о.

Если они безударные, то на их месте всегда есть орфограмма. Эти буквы-суффиксы определить по правилу нельзя, их можно только узнать по словарю и запомнить.

Суффикс –а: услышать, плавать, прыгать, слушать
Суффикс –е: увидеть, обидеть, зависеть
Суффикс –и: построить, гладить, готовить, клеить, ставить, строить
Суффикс –я: залаять, таять, веять, сеять

В глаголах часто встречается особый суффикс –ся или –сь . Особый он потому, что находится после -ть. Чтобы отличать его от других суффиксов, учёные дали ему своё название – постфикс («прикреплённый после»). Примеры: купаться, прислушаться.

Существует путаница с неопределенной формой глагола и глаголами, употребленными в сложном будущем времени. Будущее сложное время образуется как раз от глаголов несовершенного вида и отвечает на вопросы что буду делать?, что будут делать?, образованные от глагола быть (буду писать, будет улыбаться). Хотя при этом инфинитив остается инфинитивом, учителя в начальной школе учат, что это будущее время, а не начальная форма. В будущем сложном времени изменяется по лицам и числам только глагол "быть".

Морфологические признаки инфинитива

Инфинитив или неопределенная форма глагола является неизменяемой, неспрягаемой формой глагола. Ему присущи только постоянные грамматические признаки глаголов:

Вид – совершенный, обозначающий законченное действие (переписать, помыть), несовершенный (готовить, отдавать).
Возвратность – возвратные (заслушаться, укутаться), невозвратные (сложить, закрыть).
Переходность – переходные (прочесть книгу, увидеть картину), непереходные (веселиться, жить).
Спряжение – I спряжение (делать, смешать) и II спряжение (любить, чертить).
Также инфинитиву глагола присущ словоизменительный признак залога : действительный залог (Мама решила приготовить лазанью); страдательный залог (Лазанья должна скоро приготовиться).

Тренируемся в образовании глаголов неопределенной формы

Найдем в тексте глаголы в неопределенной форме.

Хорошо летом рано (что сделать?) встать и (что сделать?) пойти к озеру. Приятно (что делать?) загорать на солнце, (что делать?) купаться в прозрачной воде, (что делать?) собирать в лесу грибы, ягоды, (что делать?) слушать пение птиц. Интересно (что сделать?) понаблюдать за поведением насекомых, (что сделать?) поиграть с друзьями в футбол. Полезно (что сделать?) поработать в саду и на огороде, (что сделать?) помочь старшим по хозяйству. Я (что буду делать? ) буду отлично проводить (сложное будущее время, ед.число, а не н.ф.) время летом.

Поставим глаголы в неопределённую форму.

Возьмём - что сделаем?, что сделать? взять

Прибавим - что сделаем?, что сделать? прибавить

Взобьём - что сделаем?, что сделать? взбить

Выльем - что сделаем?, что сделать? вылить

Добавим - что сделаем?, что сделать? добавить

Перемешаем - что сделаем?, что сделать? перемешать

Печём - что делаем?, что делать? печь

Потекла – что сделала?, прош.в., что сделать? потечь (корень тек-течь)

Стригу – что делаю?, наст.в., что делать?, стричь (корень стриг-стричь)

Сберегу – что сделаю?, буд.в., что сделать?, сберечь (корень берег-беречь)

Увлеку – что сделаю?, буд.в., что сделать?, увлечь (корень влек-влечь)

Образуйте глаголы неопределённой формы с помощью данных суффиксов и приставок.

Приставки ВЗ-, ПО-, ПРИ-, ОТ-. Корни –ДРЕМ-, -КАШЛ-, -ПЛЯС-. Суффиксы –ИВА-, -НУ-, -ЫВА-, -А-, -Я-, -СЯ.

Вздремнуть – приставка вз-, суффикс –ну-,

подремать – приставка по-, суффикс –а,

покашлять – приставка по-, суффикс –я-,

откашляться – приставка от-, суффикс –я-,

поплясать – приставка по-, суффикс –а-,

приплясывать – приставка при-, суффикс –ыва-,

отплясывать – приставка от-, суффикс –ыва-.

"Неопределенная форма глагола".

Цель урока:

Познакомить детей особенностями глаголов неопределённой формой.

Развивать умения самостоятельно формировать выводы на основе своих наблюдений и сравнений.

Учить правильно, ставить вопросы Что делать? Что сделать? к глаголам в неопределённой форме.

Развивать речь детей, их мышление и воображение, а также творческие способности, развивать скоропись.

Прививать устойчивый интерес к предмету, любовь к русскому языку.

Воспитывать чувства товарищества и взаимопонимания.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ МИНУТКА ИНДИВИДУАЛДЬНЫЕ КАРТОЧКИ

II. Чистописание.

Запишем число, классная работа, сочетания букв: ть, ти, чь - инфинитив.

Почему их написали?

Где они нам могут встретиться? (в словах)

Что знаете о новом слове? (Предположения детей.) ПРОБЛЕМА

III. Актуализация знаний о глаголе.

Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы, прочитайте ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.

Что вы больше всего любите? (Люблю действовать.)

Что вы больше всего не любите? (Не люблю предлоги и известную всем частицу.)

Что бы вы пожелали ребятам?

Чтобы русский все ребята.

На «десятку» знали.

На письме и в разговоре

Меня употребляли.

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду –

Всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растёт .

О какой части речи пойдёт речь на уроке?

Конечно же – это знакомый незнакомец Глагол.

Почему я так сказала? (Потому что мы его немножко знаем, но ещё не всё.)

Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.

Что такое глагол?

Что обозначает глагол?

На какие вопросы отвечает глагол?

Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

Как изменяется глагол? (числам, временам)

IV. Сообщение темы и постановка учебной задачи.

Уч.: Прочитайте текст, записанный на доске. (дети читают.)

Выпишите глаголы и определите время и число .

Трудно увидеть в лесу дикое животное. Зверя можно узнать по следам. Лучше всего читать следы зверей на свежем снегу. Следы зайца трудно спутать со следами других зверей.

(Проверка по схеме.) В ПАРАХ

Уч.: Вы смогли определить время и число глаголов?

Уч.: В чем было затруднение?

Д.: Эти глаголы не изменяются по временам и числам.

1) Уч.: Предложите, как можно назвать форму глаголов, у которых нельзя определить время и число. (дети высказывают свои предложения)

Уч.: Назовите тему урока.

Д.: Неопределенная форма глагола.

- Чем похожи глаголы?

Д.: Эти глаголы отвечают на вопросы: “что делать?” “что сделать?” и оканчиваются на“– ть”.

ПРАВИЛО с. 76

- Как по другому называется неопределенная форма глагола? (начальная)

Какое из этих названий вам незнакомо? (Инфинитив – лат. слово «неопределённый». Почему эта форма глагола называется неопределённой?

(мин. Чистописания)

КЛАСТЕР

. Игра «Кто самый Внимательный».

Я зачитываю слова, среди которых есть разные части речи. Записать глаголы в неопределенной форме.

Ходить, ходит, кость, косит, косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричь, плести, кости, ногти, везти, грусть, лошадь, медь, стеречь.

(ходить, косить, нести, носить, стричь, плести, везти, стеречь)

Обратить внимание на буквосочетания на конце глаголов в неопределенной форме. Назовите их.

На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме? (Имеют окончания: -ти, -ть и оканчиваются на -чь.)

ФИЗМИНУТКА

2. Игра «Будь внимателен!»

Замените фразеологизмы глаголами неопределенной формы.

Зарубить на носу. (Запомнить.)

Клевать носом. (Дремать.)

Пропустить мимо ушей. (Прослушать.)

Вставлять палки в колёса. (Мешать.)

Делать из мухи слона. (Преувеличивать.)

Обвести вокруг пальца. (Обмануть.)

Держать язык за зубами. (Молчать.)

Игра «Найди синоним».

Ученики получают карточки с глаголами в неопределённой форме. Они должны к каждому глаголу подобрать синоним, стоящий тоже в неопределённой форме, и записать рядом с данным словом. Тот, кто напишет правильно и раньше всех, побеждает.

рыдать торопиться

хохотать бранить

бродить орать

караулить растолковать

рыть колотить

кушать мчаться

трудиться трусить

Синонимы: плакать, смеяться, ходить, охранять, копать, есть, работать, спешить, ругать, кричать, объяснить, бить, бежать, бояться.

РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ

Хохотать бранить

Что определяем первым делом?

Что такое окончание?

Измените форму слова? (окончания нет, значит тЬ – суффикс)

Так как ТЬ, ТИ, ЧЬ не образуют новое слово, а являются начальной формой – В ОСНОВУ НЕ ВКЛЮЧАЮТСЯ

Учебник с. 77 № 4

МОЗГОВОЙ ШТУРМ

VIII. Итог урока.

Сегодняшнее исследование глаголов заканчивается. Что нового вы узнали о глаголе?

На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

Какие окончания имеют данные глаголы?

Почему эти глаголы так названы? (Не указывают на время и число).

Как понимаете слово «инфинитив»?

IX. Рефлексия.

Какое открытие вы для себя сделали?

Интересно ли вам было на уроке?

С каким настроением вы работали?

Какое задание оказалось самым трудным? Что помогло преодолеть трудность?

Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не получилось – не беда. Вы всё равно узнали, что-то новое, значит, стали умнее.

X. Домашнее задание.

Полезные советы.

Когда просыпаешься, нельзя (лежу) в постели. Надо сразу (встаю) и (сделаю) зарядку. Упражнения нужно (выполняю) медленно. Между упражнениями необходимо (делаю) небольшие паузы для отдыха. Нельзя (задерживаю) дыхание, надо (дышу) ровно, спокойно. Зарядку нужно (делаю) при открытой форточке.

Прихожу домой с занятий,

На диване полежу,

Помечтаю о приятном,

Как я время провожу:

Хорошо бы покататься

На лихом велосипеде!

Хорошо бы покупаться-

В ванне попускать торпеды!

Хорошо бы побросать

Дротик в цели на стене!

Хорошо б повоевать

На компьютерной войне!

Хорошо бы всё уметь-

Космодром собрать из Лего,

Телевизор посмотреть

Про героев и стратегов…

Погулять, держа в кармане

Два огромных пистолета,

И, укрывшись за кустами,

Перебить врагов в котлеты…

Хорошо бы покричать

Мне про Карика иВалю!..

Хорошо бы помечтать,

Чтоб урок не задавали…Хватит без толку лежать!

Завтра снова в школу…

Всё! Подъём! Пора вставать!

И учить глаголы!

Вконтакте

Неопределенные глаголы используются в словарях. Что такое инфинитив? Особенности заключаются в следующем:

  1. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы «что делать?» и «что сделать?».
  2. Наделены грамматическими признаками вида (совершенный либо несовершенный).
  3. Бывает возвратным и невозвратным.
  4. Сохраняется .
  5. При формообразовании используются суффиксы неопределенной формы глагола –ть, -ти, -чь. У некоторых глаголов это –сть, -сти.

Важно! Любую глагольную словоформу можно поставить в начальную с помощью вопроса «что делать?» или «что сделать?».

Неопределенными такие словоформы называют потому, что невозможно определить их основные грамматические признаки: время, лицо, наклонение, род и число, чем они и отличаются от остальных.

Неопределенная форма глагола: признаки

Признаки неопределенной формы глагола

Основными признаками считаются окончания глаголов на -ти, -ть и -чь. Определить это помогут вопросы «что делать?» и «что сделать?».

Примеры образования

Инфинитив заканчивается на суффикс –ти, если ему предшествует согласный звук: прийти, ползти, трясти. Суффикс –ть используется после гласных: писать, летать, стрелять, тянуть.

В некоторых словах, заканчивающихся на –чь, в начальной форме отсутствует окончание, а –чь входит в структуру корня. Например, привлечь, запечь, беречь, толочь.

Как использовать неопределенную форму глагола

Инфинитив необходим для образования прочих глагольных форм и проверки правописания.

Часто окончания глаголов в личных словоформах являются безударными, что вызывает сомнения в их написании . Чтобы проверить правописание, нужно знать, как поставить глагол в неопределенную форму.

Например:

  • Строишь – Что делать? строить. Значит, правильно писать окончание -ишь.
  • Клеит, клеил – Что делать? клеить. Правильное написание -ит и -ил.
  • Ненавидела – Что делать? ненавидеть. Правильно писать гласную -е.

Безударный суффикс в инфинитиве указывает на его написание в прошедшем времени, в деепричастной и причастной форме.

Клеить – клеил – клеивший – поклеив – поклеивши.

Что такое возвратный или невозвратный глагол

Иногда за словообразующим суффиксом –ть, -ти, -чь используется дополнительный постфикс –ся или –сь. Например, молиться, беречься, проситься, укрываться.

Постфикс позволяет определить возвратную и невозвратную форму .

Правило поясняет, что словоформы с -ся (-сь) считаются возвратными и означают действие кого-то или чего-то направленное на себя, контакт или положение объекта. Например, опрокидываться, портиться, снаряжаться, пробираться.

Невозвратными инфинитивами выражается действие к кому-либо, чему-либо. Например, наматывать, подслушивать, гладить.

Возвратный глагол

Признаки переходного и непереходного инфинитива

Переходность в неопределенной форме позволяет выявить дополнительное слово, указывающее на объект или явление, участвующее в действии.

В качестве добавочного слова используется:

  • Существительное либо местоимение, используемое в винительном падеже и без предлога. Например, надевать пальто, готовить обед.
  • Существительное (винительный или родительный падеж), выражающее отношение или долю чего-то и используемое без предлога. Например, наливать чай, ждать гостей.
  • В отрицательном изъявлении с инфинитивом используется существительное или местоимение в родительном . Например, не иметь шансов, не ранить ее.

Дополнительные слова придают инфинитиву смысл , а без них суть происходящего теряется. Некоторая часть действия передается объектам или обстоятельствам, они приобретают четкую смысловую нагрузку.

У непереходного инфинитива действие обозначает одно слово.

Совершенный и несовершенный виды

Глагольные слова классифицируются на совершенные и несовершенные.

Несовершенные характеризуют действие, длящееся без конкретной временной привязки. Эти действия можно назвать вечными, в нет указаний на их законченность либо незаконченность. К ним подходит вопрос «Что делать?».

  • Я собираюсь ехать в путешествие.
  • Фонари на улицах стали гаснуть.

Совершенные инфинитивы указывают на состоявшееся действие либо на то, что обязательно произойдет. Результат уже можно наблюдать или он еще ожидается. Используется вопрос «Что сделать?».

  • После открывания консервной банки содержимое необходимо переложить.
  • Ты получил указания что доложить?

Известна незначительная часть двойственных инфинитивов . Они применяются в обоих видах в одной словоформе. Их определяют по смыслу. К двойственным глаголам в инфинитиве можно поставить стандартный вопрос.

  • Завтра следует убрать всю территорию. – «Что сделать?».
  • Убрать мусор на своем столе и в комнате. – «Что делать?».
  • Необходимо исследовать город. – «Что делать?».
  • Им предстояло на рассвете исследовать город. – «Что сделать?»

Совершенный и несовершенный вид

gastroguru © 2017