Образцы разбора бессоюзных сложных предложений. Повторение БСП. Синтаксический и пунктуационный разбор БСП

КГУ «Чистопольская средняя школа»

Район имени Габита Мусрепова

Северо-Казахстанская область

Урок русского языка

в 9 классе

«Синтаксический и пунктуационный разбор БСП»

Учитель: Стрекозина Татьяна Алексеевна

Тема : Синтаксический и пунктуационный разбор БСП

Цель: Повторение и обобщение изученного материала по теме «Бессоюзное сложное предложение»; знакомство с порядком синтаксического разбора БСП.

Задачи: 1) формировать умение производить синтаксический и пунктуационный разбор БСП, составлять схемы и конструировать сложные предложения; 2) развивать у учеников способность грамотно и точно определять тип БСП и условия для постановки того или иного знака препинания; 3) прививать интерес к изучению русского языка, способствовать развитию функциональной грамотности учащихся; воспитывать сплочённость, умение работать в команде.

Ход урока:

I .Стадия вызова

*Организационный момент. Слово учителя:

Сегодня у нас не совсем обычный урок. Представьте себе, что мы альпинисты и скалолазы. И будем мы штурмовать высокую вершину, название которой – БСП. Запишем тему урока в тетрадях. Естественно, любое восхождение сопровождается трудностями. И у нас они тоже будут. Но вы уже 9-ый год учитесь в школе и знаете, что с помощью знаний можно преодолеть любые препятствия.

*Опрос – повторение.

Итак, мы находимся у подножия горы, прежде чем начать восхождение, давайте проверим снаряжение. Вопросы командам:

Какие предложения называются сложными?

На какие 2 группы делятся сложные предложения?

На какие группы делятся союзные предложения?

Какие предложения называются ССП?

Какие предложения называются C ПП?

Из каких частей состоит СПП?

Назовите виды придаточных предложений в СПП.

Какие предложения называются БСП?

Как выражаются в устной и письменной речи отношения между частями БСП?

II . Стадия осмысления

1) Ну что же, если вы готовы покорять новые вершины, начинаем восхождение.

Работа в группах (по числу команд). Задание: Пользуясь материалом учебника и таблицами, подготовить объяснение материала для участников других команд, коллегиально выбрав того, кто будет выступать в роли учителя, по темам:

1 команда

2 команда

3 команда

Запятая и точка с запятой в БСП

Двоеточие в БСП

Тире в БСП

Выступление по одному представителю от каждой команды.

2) Первая высота взята, продолжаем подъём.

Наше следующее испытание – графический диктант. Я читаю вам предложения, а вы, не записывая их, под расположенными в строку цифрами от 1 до 10 пишете тот знак препинания, который, по вашему мнению, должен стоять между частями БСП.

1.Мужественный человек страдает, не жалуясь (?) слабый человек жалуется, не страдая.

2.Великий дар – стойкость души (?) с нею ничего не страшно.

3. Я оглянулся (?) позади белели снеговые вершины.

4.Туман рассеялся (?) стало видно русло горной реки.

5.Он тосковал в городе (?) его неудержимо тянуло в горы.

6. Где-то, очень далеко, всполохнулась и завозилась в кустах птичка (?) донеслось звонкое, тревожное ржание коня.

7. В долине было очень жарко (?) за весь июль не выпало ни одного дождя.

8. По траве низко стлались седые клочья тумана (?) они пропадали из глаз и опутывали нас сыростью.

9.Есть цель (?) обязательно добьёшься желаемого.

10. Я понял (?) мы сможем покорить эту вершину.

Взаимопроверка выполнения задания по ключу

3) Знакомсво с порядком синтаксического разбора БСП

Работа по учебнику: параграф 19, с.197

4) Синтаксический разбор БСП

2 ученика выходят к доске, производят синтаксический разбор БСП с разными знаками препинания между частями БСП:

1 группа:

Мужество есть презрение страха: оно пренебрегает опасностями, грозящими нам, вызывает их на бой и сокрушает.

Сенека

2 группа:

Мужество есть великое свойство души; народ, им отмеченный, должен гордиться собою.

Карамзин Н. М.

Проверка выполнения работы на доске

5). Вы поднимаетесь выше, и следующее задание – «Конструктор». Вам нужно переконструировать сложные союзные предложения в синонимичные бессоюзные.

1 команда

    команда

3 команда

1.Группа альпинистов прошла перевал, и все решили немного отдохнуть.

2.Когда кончится дождь, небо вновь наполнится голубизной и светом.

3.Сегодня не будет очень холодно, потому что погода безветренная и ясная.

1.Альпинисты спешили, так как до схода лавины оставалось совсем немного времени.

2.Стоит сильная духота, так что к ночи возможна гроза.

3.Кругом бушевала буря, и ветер ревел жестокий.

1.Я посмотрела в небо и увидела, что солнце закрыла огромная туча.

2.Если солнце встаёт в дыму, то день будет горячим.

3.Птицы звонко поют в вышине, и гудят, перелетая с цветка на цветок, собирая нектар, пчёлы.

Проверка выполнения .

6). Этот этап пути мы преодолели. Но чем выше поднимаемся, тем труднее идти. И всё-таки нужно двигаться вперёд. Сегодня на уроке во время выполнения заданий мы использовали немало БСП. А умеете ли вы сами составлять такие предложения? И не только составлять, но и включать их в текст. Я предлагаю каждой команде составить небольшие тексты на заданную тему так, чтобы в ваших текстах были БСП с разными знаками препинания.

Зачитываются работы учащихся (по одной работе от каждой команды)

7). Итак, мы с вами практически достигли вершины. До пика остался всего один бросок. Я надеюсь, вам не составит труда сделать этот рывок, потому что это последнее задание – тесты, которые я выбрала из сборников для подготовки к ЕНТ. Каждой команде предлагается выполнить по 5 тестовых заданий.

Самопроверка выполнения тестовых заданий по ключу.

8).Вот мы и достигли вершины. Я надеюсь, что у вас в жизни будет ещё много восхождений на вершину знаний, и желаю вам лёгкого подъёма. Одной из таких вершин, которая должна вам покориться, будет сначала ВОУД, а затем ЕНТ. Я желаю вам набрать максимальное количество баллов по русскому языку. Завершить наш урок я хочу притчей, которая, на первый взгляд, никакого отношения к горам не имеет. Послушайте её.

Большая дверь

Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Множество властных и мудрых мужей окружило его.
"О мудрецы, - обратился к ним царь, - у меня есть для вас трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее".
Он подвел присутствующих к такой огромной двери, какой еще никто никогда не видывал. "Это самая большая и самая тяжелая дверь, которая когда-либо была в моем царстве. Кто из вас сможет открыть ее?" - спросил царь.
Одни придворные только отрицательно качали головой. Другие, которые считались мудрыми, посмотрели на дверь поближе, но признались, что не смогут ее открыть. Раз уж мудрые признались в этом, то и остальные согласились, что эта задача слишком трудна.
Лишь один визирь подошел к двери. Он внимательно её рассмотрел и ощупал, затем так и эдак попробовал её сдвинуть и, наконец, резко толкнул её. О чудо, дверь открылась! Она была просто прикрыта, но не заперта. Нужна была лишь воля, чтобы это проверить, и отвага, чтобы действовать решительно.
Тогда царь объявил:
"Ты получишь этот пост при дворе, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку."

Дорогие ребята, я желаю вам преодолевать в жизни все трудности, надеяться на свои силы и не бояться делать попытки, даже если вам все будут говорить, что сделать это невозможно.

III . Рефлексия

Сегодня на уроке я узнал(а)…

Мы научились…

Больше всего мне понравилось…

Мне было сложно…

IV . Домашнее задание: Параграф 19, дифференцированное задание.

1 группа: упр.443, 2 группа: упр.441.

Тесты (1 вариант)

1.Укажите БСП, в котором нужно поставить запятую:

А) Дружно росли в этой местности деревца всех пород ель сосна осина и берёза.

Б) Стало светло и на небе засверкало солнце.

В) Было сыро и холодно потому что ветер дул с моря.

Г) Ветер был таким упругим и сильным что сгибал человека в дугу.

Д) День был сумеречный день был похож на вечер.

Б) Не успело солнце пригреть землю загудело всё небо.

В) Надо взять зонт дождь начинается.

Г) Катятся ядра свищут пули нависли хладные штыки.

3. Укажите БСП (знаки не расставлены):

А)За перегородкой появится босой ребёнок молча на всех поглядит и робко спрячется опять.

Б) Ночь уже ложилась на горы и начинало темнеть.

В) Вечерело в лесу становилось всё темнее и тише.

Г) Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь.

Д) А это хозяйка кривая и строгая которая доит корову безрогую.

4. Укажите БСП с отношениями условия:

А) Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь.

Б) Не спеши языком – торопись делом.

В) Поспешишь – людей насмешишь.

Г) Был вечер, на небе блестели звёзды.

Д) Я доверяю любящим: они великодушны.

5.Укажите БСП (знаки не расставлены)

А) Люди сильно проголодались да и лошади тоже нуждались в отдыхе.

Б) Катятся ядра свищут пули нависли хладные штыки.

В) Ночь ложилась на горы и начинало сильно темнеть.

Г) Луна стояла высоко над садом а ниже её куда-то на восток неслись прозрачные туманные пятна.

Д) Вот и солнце встаёт из-за пашен блестит за морями ночлег свой покинуло на леса на моря на макушки ракит золотыми потоками хлынуло.

Тесты (2 вариант) .

1.Укажите БСП, между частями которого ставится двоеточие:

А) Садик у них ухоженный дворик выглядит опрятно.

Б) Чин следовал ему он службу вдруг оставил.

В) Вдали туман мне грустно поневоле.

Г) Погода была ужасная выл ветер снег падал хлопьями.

Д) Уж небо осенью дышало уж реже солнышко блистало.

2. Укажите БСП, между частями которого ставится тире:

А) Печален я со мною друга нет.

Б) Надо взять зонт дождь начинается.

В) Катятся ядра свищут пули нависли хладные штыки.

Г) Шёл дождь падал снег.

Д) Рыбам нужна чистая вода будем охранять наши водоёмы.

3. Укажите значение смысловых отношений между частями БСП:

Улетели птицы за море, миновало время жатв.

А) Пояснение

Б) Одновременность

В) Причина

Г) Условие

Д) Дополнение

4. Укажите БСП, между частями которого ставится двоеточие:

А) Недруг поддакивает друг спорит.

Б) Вдали туман мне грустно поневоле.

В) Не оставляйте матерей одних они от одиночества стареют.

Г) Ввысь взлетает Сокол жмётся Уж к земле.

Д) От солнца бегать света не видать.

5. Укажите БСП, между частями которого ставится тире:

А) Обо мне все люди скажут сердцем чист и не спесив.

Б) Одно мне всегда было странно я никогда не делался рабом любимой женщины.

В) Выстрел раздался дым наполнил комнату.

Г) Хочу от вас одного поторопитесь с выездом.

Д) Сверкали молнии гром гремел лил дождь.

Тесты (3 вариант)

1.Укажите БСП с отношениями следствия:

А) Время красит - безвременье старит.

Б) Мелкий дождик сеет с утра – выйти невозможно.

В) Мир строит – война разрушает.

Г) Стоял тёплый день, в лужах купались воробьи.

Д) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени.

2. Укажите БСП, между частями которого ставится двоеточие:

А) Надо взять зонт дождь начинается.

Б) Уж небо осенью дышало уж реже солнышко блистало.

В) Ввысь взлетает Сокол жмётся Уж к земле.

Г) Садик у них ухоженный домик выглядит опрятно.

Д) Недруг поддакивает друг спорит.

3. Тире ставится между частями БСП:

А) Тут его осенила мысль люди должны быть где-то поблизости.

Б) Всю дорогу до хутора молчали говорить мешала тряская езда.

В) Я поглядел кругом торжественно и царственно стояла ночь.

Г) Небо очистилось замелькали звёзды становилось уже светло.

Д) Вдруг мужики с топорами явились лес зазвенел застонал затрещал.

4. Укажите БСП с отношениями одновременности.

А) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени.

Б) Мир строит – война разрушает.

В) Облака рассеялись, на тёмно-синем небе ярко засверкали звёзды.

Г) Подул ветерок, заволновались хлеба, побежали по ним синие волны.

Д) Время красит - безвременье старит.

5. Укажите БСП с пропущенным тире:

А) За двумя зайцами погонишься ни одного не поймаешь.

Б) Раз взялся за какое-нибудь дело то доводи его до конца.

В) Собаки дремали лошади лежали понурив головы.

Г) На улице завывала метель и мокрый снег налипал на оконные стёкла.

Д) В деревне было пусто все ушли в поле.

Ключ к тестам:

1 вариант

2 вариант

3 вариант

Цель:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о бессоюзных сложных предложениях;
  • развивать умения определять отношения между смысловыми частями бессоюзных сложных предложений;
  • совершенствовать соответствующие пунктуационные навыки;
  • употреблять бессоюзные сложные предложения в своей речи для решения определенных коммуникативных задач.

Оборудование:

  • компьютер, проектор;
  • презентация PowerPoint; видеоофайлы;
  • раздаточный материал – рабочие листы урока ; буклеты ;
  • схемы пунктуационного и синтаксического разборов предложений ;

карточки, учебники.

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения: урок - практикум с использованием цифровых образовательных ресурсов.

Прогнозируемые результаты: учащиеся в конце урока знают: основные признаки бессоюзных сложных предложений; условия постановки тире, двоеточия, точки с запятой и запятой в БСП; учащиеся в конце урока умеют: ставить знаки в БСП, выполнять синонимическую замену ССП и СПП бессоюзными.

Ход урока

1. Организационный этап

Вступительное слово.

Добрый день дорогие ребята, уважаемые гости. Сегодня наш урок я хотела бы начать словами Е.Евтушенко:

Людей неинтересных в мире нет,
Их судьбы как истории планет,
У каждой всё особое, своё,
И нет планет, похожих на неё.

Я произношу эти слова и представляю каждого из вас, интересного и неповторимого. Именно такими я хочу видеть вас на каждом уроке.

Нам на уроке потребуются ваше желание, хорошее настроение, умение мыслить и, конечно же, запас знаний.

Сегодня на уроке вы будете контролировать свои знания, и оценивать самих себя. Результаты своей работы фиксируйте в “Рабочей карте”, которая у каждого на столе.

Психологический настрой.

Представьте, что в вашем сердце лежит цветок. Вот он раскрывается, лепесток за лепестком. Это центр покоя, центр доброты. Добро, доброта, доброта везде, доброта в тебе, доброта во мне.

Не забывайте, что во время вдоха вы поглощаете в себя Свет, наполняясь добротой, а выдыхая, делитесь добротой.)

Вот мы и поделились добротой, потому что разделённое добро - это два счастья.

Актуализация опорных знаний

Начнём наш урок с экспресс-разминки (слайд)

1. Экспресс-опрос

  • Союзные предложения делятся на ССП и.... (СПП)
  • В ССП средством связи являются союзы.... (сочинительные)
  • В СПП части связываются при помощи каких союзов (подчинительных)
  • А в БСП части связываются при помощи смысла и... (интонации)
  • На письме отношения между частями бессоюзного сложного предложения выражаются при помощи... (знаков препинания)
  • Назовите основные типы (значения) интонации в БСП (перечисления, сопоставления, причины, пояснения)
  • Если части в БСП распространенные, имеют собственные знаки препинания, то между частями ставится... (точка с запятой)
  • Если вторая часть обозначает причину того, о чем говорится в первой части, то между частями БСП ставится... (двоеточие)
  • Вспомните памятку о постановке двоеточия в БСП (Причины поясните дополнительно!)
  • Если в первой части предложения содержится указание на время, то между частями БСП ставится... (тире)

2. Орфографическая работа. Найдите в названии темы урока прилагательное с орфограммой, которую повторяли дома. (Бессоюзное). Назовите корень, приставку. На какой согласной оканчивается приставка? С какого согласного начинается корень? Сформулируйте правило написания данной орфограммы. (Предлагается словарный диктант на повторение орфограммы “Буквы з и сна конце приставок)

Задание: К данным словосочетаниям подберите слова-синонимы с приставками, заканчивающимися на –з (-с). Графически объясните их правописание.

  • Не имеющий жалости – безжалостный
  • Лишенный смысла – бессмысленный
  • Не имеющий вкуса - безвкусный
  • Не дающий результата – безрезультатный
  • Покрытый царапинами – исцарапанный
  • Не имеющий звука – беззвучный
  • Лишенный порядка – беспорядочный
  • Не имеющий чувств - бечувственный
  • Предложение не имеющее союзов – бессоюзное (Самопроверка)

3. Отчет экспертов о написании сжатого изложения (проверка д/з)

Сообщение темы и цели урока. Настрой на активную познавательную деятельность

1. Просмотр фрагмента мультфильма “Приключения точки и запятой” (Видеофайл № 1) Приложение 4

О чем мы сегодня будем говорить на нашем уроке? (о знаках препинания)

О каких знаках препинания (о постановке запятой, тире, двоеточия и точки с запятой в БСП)

Сегодня мы подводим итоги по теме, над которой работали на протяжении нескольких уроков. Поэтому будем частично повторять теорию, развивать навыки синтаксического и пунктуационного анализа предложения, совершенствовать умение обобщать, сравнивать и делать выводы, и, конечно же, как на любом уроке, опираясь на уже известное, изученное, узнаём и кое-что интересное о бессоюзных сложных предложениях.

III. Обобщение, систематизация знаний и умений учащихся

1. “Мозговой штурм”

Какие ассоциации у вас вызывает слово “Доброта” Запишите эти слова:

Благо, благодеяние, благотворение, пожертвование, услуга, одолжение. А с каким цветом ассоциируется слово счастье? Добро – все положительное, хорошее, полезное. (Словарь С.И. Ожегова)

Эпиграфом к нашему уроку мы возьмем слова Л.Н. Толстого

“Лучше добрым на свете быть: злого в мире и так довольно” (Л.Н. Толстой)

Как вы понимаете это высказывание? (слайд)

Очень часто мы с вами говорим о том, что самым главным, самым ценным в жизни человека является доброта.

Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды, - так поется в одной детской песенке.

Стать добрым совсем не просто. Стать эталоном доброты – задача наисложнейшая.

Добрый человек – это отзывчивый человек, способный на сочувствие.

Запишите высказывание Льва Николаевича Толстого как эпиграф к уроку.

Объясните знаки препинания.

Что произошло бы, если бы записали это предложение другой синтаксической конструкцией?

Запишите это предложение как СПП и ответьте на поставленный вопрос.

(Лучше добрым на свете быть, потому что злого в мире и так довольно)

(Двоеточие ставится, потому что вторая часть предложения имеет значение причины. Подчинительный союз сделал бы его более громоздким, тяжеловесным. Сложное предложение потеряло бы свою легкость, стало бы менее выразительным)

2. Работа в группах (задание 2 группам, подготовка 5 минут)

Остальные учащиеся выполняют задание №1

Задание: УСТНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ

Рассмотрите схему. Передайте содержание схемы в виде связного высказывания.

Задание: Внимательно прочитайте предложения, чтобы понять, почему они разделены на три группы. Следите за правильной интонацией, которая передает смысловые отношения между частями бессоюзного предложения.

Добро не лихо, бродит в мире тихо. (В. И. Даль)

Сияло небо надо мной, шумели листья, птицы пели... (И. Тургенев)

Целый день на небе солнышко сияет, целый день мне душу злая грусть терзает. (А. Кольцов)

Подлинная добродетель подобна реке: чем она глубже, тем меньше шумит.

Доброта... постоянна и сама себя усиливает: она рождает ответную доброту. (А. Швейцер.)

Помните: с доброты человек начинается! (А.Чехов )

Из всей жизни можно извлечь одну мудрость: человек должен делать только добро.

Я убежден: правда, любовь, доброта являются силой, преодолевающей всё.

Источник утоляет жажду – доброе слово оживляет сердце.

У каждого времени своя жестокость - доброта одна на все времена. (А.Лиханов.)

Мы совершаем доброе дело- душа наша наполняется светлой радостью, творим зло - душа скорбит. (По А.Захарову.)

Вы молоды, сильны, бодры - не уставайте делать добро. (А.Чехов)

Ты сделал добро - скрой, тебе сделали добро - расскажи.

1. ЗАДАНИЕ . Прочитайте высказывания. О чем они? Замените сложноподчинённые предложения бессоюзными. Сопоставьте предложения. Объясните постановку знаков препинания в БСП. Самостоятельная работа (с последующей взаимопроверкой и проверкой по шаблону) (Рабочая карта урока)

Исходный вариант Перестроенное предложение
1. У каждого времени своя жестокость, а доброта одна на все времена. (А.Лиханов.) 1. У каждого времени своя жестокость- доброта одна на все времена. (А. Лиханов.)тире-противопоставление
2.Когда творить добро желаешь ты от-дельным людям иль всему народу, не от-ступайся от своей мечты. (Д. Кугулътинов.) 2. Творить добро желаешь ты отдельным людям иль всему народу- не отступайся от своей мечты. (Д. Кугулътинов.) тире-время
3.Когда мы совершаем доброе дело, душа наша наполняется светлой радостью, когда творим зло, душа скорбит. (По А. Захарову.) 3. Мы совершаем доброе дело- душа наша наполняется светлой радостью, творим зло - душа скорбит. (По А. Захарову.) тире-время, условие
4.Доброта... постоянна и сама себя усиливает, ибо она рождает ответную доб-роту. (А. Швейцер.) 4. Доброта... постоянна и сама себя усиливает: она рождает ответную доброту. (А. Швейцер.) двоеточие-причина
5.Пока вы молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро. (А. Чехов) 5. Вы молоды, сильны, бодры - не уставайте делать добро. (А. Чехов.) тире-время
6. Помните, что с доброты человек начинается! (А.Чехов) 6. Помните: с доброты человек начинается! (А.Чехов) двоеточие-изъяснение

3. Просмотр видеоурока (5 минут)

4. Работа в парах. Раздаточный материал: (схема синтаксического и пунктуационного анализа БСП)

Задание: Познакомьтесь с планом и образцом синтаксического разбора бессоюзного сложного предложения и прокомментируйте логику этого анализа, объясняя, почему разбор предлагает именно такую последовательность действий. (схема разбора БСП)

Выполнить синтаксический и пунктуационный разбор 1 предложения. (карточки)

5. Работа с текстом (текст на экране)

Опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира. (2) Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. (3) Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. (4) В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств. (По В. Сухомлинскому)

Задание к тексту:

1. Определите тему текста (о добрых чувствах).

2. Определите его основную мысль.

3. Определите тип и стиль текста (тип речи – рассуждение; стиль – публицистический).

4. Замените словосочетание “добрые чувства”, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.(чувства доброты)

5. Определите тип подчинительной связи в словосочетании “подлинно человеческое” (предложение 3 ) (примыкание)

6. Из второго (2) предложения выпишите сказуемое. Укажите его тип. (средоточие, составное именное)

7. Найдите СПП, в состав которого входит односоставное обобщенно-личное предложение. Напишите номер этого предложения. (3)

8. Определите вид осложнения четвертого (4) предложения (обособленное приложение)

9. Найдите сложное(-ые) предложение (-я), одна из частей которого (-ых) осложнена однородными членами . Напишите номер (-а) этого(-их) предложения (-ий). (1,3)

10. Найдите СПП с придаточным причины .Напишите номер этого предложения (3)

6. Игра “Аукцион пословиц”

Выиграл тот, кто последний вспомнит пословицу о добре.

Добра на худо не меняют
Добро творить - себя веселить
Делать добро спеши
Все любят добро, да не всех любит оно.
От добра до худа один шаг
Худо тому, кто добра не делает никому
Кто добро творит, тому Бог отплатит
Никакое худо до добра не доведет
Вранье не ведет в добро
В добре жить хорошо
Молодость рыщет – от добра добра ищет.
Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром.

IV. Подведение итогов. Домашнее задание.Напишите сочинение-рассуждение на тему: “Что такое добро”, взяв в качестве тезиса, данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта. (объем сочинения – не менее 70 слов)

V. Рефлексия.Заполнить карту успешности(раздаточный материал)

Заключительное слово учителя: Мы целый урок говорили о добре, составляли формулы доброты, и как итог нашего урока - напишите синквейн на тему добро.

Чтение синквейнов.

Что стоит в истоке доброго поступка? Ответ один – милосердие, человеколюбие, которое существует с давних пор. Не случайно же Альберт Анатольевич Лиханов сказал: “У каждого времени – своя жестокость. А доброта одна на все времена”. На мой взгляд, именно на милосердии, сострадании и стоит мир.

Человек, который любит мир вокруг себя, совершает добрые поступки, будет счастлив только от того, что он кому-то помог... А тот, кому помогли, через всю жизнь пронесёт в сердце благодарность и веру в добро.

Вспоминаются слова А.П. Чехова: “Жизнь дана на добрые дела... Не жалейте себя для доброго дела, слова, чувства! Спешите делать добро, пока вы молоды и полны сил! Помните: с доброты человек начинается!”

Подведение итогов.

И закончить урок хочется словами мудреца.

Добрый человек, привет!
Будь со мною много лет,
Охраняй меня от зла,
Чтобы в жизни все смогла.

Чтобы все преодолела
И от бед не заболела.
Будь со мной везде и всюду!
- Хорошо, конечно, буду! (хором)

План разбора:

  • Сложносочинённое.

    Количество частей в составе сложного, их границы (выделить грамматические основы в простых предложениях).

    Средства связи между частями (указать союзы и определить значение сложного предложения).

    Схема предложения.

Образец разбора:

Была зима , но все последние дни стояла оттепель . (И.Бунин).

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложносочинённое, состоит из двух частей, между первой и второй частями выражено противопоставление, части соединены противительным союзом но. )

Схема предложения:

1 , но 2 .

Порядок синтаксического разбора сложноподчинённого предложения

План разбора:

    Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).

    Вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

  • Сложноподчинённое.

    Главная и придаточная части.

    Что распространяет придаточная часть.

    Чем присоединяется придаточная часть.

    Расположение придаточной части.

    Тип придаточной части.

    Схема сложноподчинённого предложения.

Образец разбора:

Когда она играла внизу на рояле 1 , я вставал и слушал 2 . (А.П. Чехов)

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчинённое, состоит из двух частей. 2-я часть главная, 1-я – придаточная, придаточная часть распространяет главную часть и присоединяется к ней союзом когда , придаточная часть располагается перед главной, тип придаточной части – придаточное времени).

Схема предложения:

(союз когда…) 1 , [ … ] 2 .

придаточное

Сущ.. глаг. союз мест. Глаг. пр. прил. сущ.

Путники увидели , что они находятся на маленькой поляне . (Повеств., невоскл., сложное, СПП с прид. изъяснительным, 1) нераспр., двусост., полное. 2) распр., двусост., полдное).

[ ____ ], (что…).

Порядок синтаксического разбора бессоюзного сложного предложения

План разбора:

    Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).

    Вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

  • Бессоюзное.

    Количество частей (выделить грамматические основы в простых предложениях).

    Схема предложения.

Образец разбора:

Песенка кончилась 1 – раздались обычные рукоплескания 2 . (И.С. Тургенев)

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное, состоит из двух частей, первая часть указывает на время действия того, о чём говорится во второй части, между частями ставится тире.)

Схема предложения:

Основная цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о бессоюзном сложном предложении; сформировать устойчивый навык постановки знаков препинания в БСП.


«9кл-бсп»

9 класс. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях

Он смотрит вдаль там лес пестреет тут поля и горы.

По небу знойный день катится от скал горячий пар струится.

Лето припасает зима поедает.

Он прилёг усталость давала о себе знать.

В сухом и чистом воздухе пахнет полынью сжатой рожью гречихой даже за час до ночи вы не чувствуете сырости.

Занавес поднялся раздались дружные аплодисменты.

Сильный дождь льёт с утра выйти невозможно.

Случилась беда селевой поток размыл железнодорожные пути.

Служить бы рад прислуживаться тошно.

Погода в январе непостоянна морозы сменяются оттепелями.

Все вышли на террасу в доме было душно.

Мать видела побледневшее лицо Павла она невольно двинулась вперёд расталкивая толпу.

Гуси высоко летят воды будет много.

Я понял маленького друга хотели лишить первой и последней радости в её недолгой жизни.

Замела метель дорожки пробираться нелегко.

Светлые заливы в камышах блестят неподвижно нивы на полях стоят.

Ровной синевой залито всё небо одно лишь облачко на нём не то плывёт не то тает.

Но Дубровский уже её не слушал боль раны и сильные волнения души лишили его сил.

Жизненная роль гемоглобина общеизвестна он переносит кислород.

Слава греет позор жжёт.

Только видит вьётся вьюга снег ложится на поля вся белёшенька земля.

Чайка прилетела скоро лёд пойдёт.

Солнце жгло по-вчерашнему воздух был неподвижен.

Солнце дымное встаёт будет день горячий.

Дожди перестали поля высохли.

В лагере спокойно ни суеты ни говора людского даже трубы над палатками не дымят.

С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения.

Стихнут порывы ветра гудят моторы тракторов.

Над тростниками взмывают стаи уток кружатся чайки парят орлы пролетают кулики и чибисы.

В счастье дружбой пользуются в беде её проверяют.

Печален я со мною друга нет.

Бледно-серое небо светлело холодело синело звёзды мигали слабым светом.

В морозном воздухе тихо точно зачарованный стоит бор облитый радужным светом уже поднявшегося солнца.

Хотел кричать язык сухой беззвучен и недвижим был.

Сквозь постоянный шум ветра чудились мне невдалеке слабые звуки топор осторожно стучал по сучьям колёса скрипели лошади фыркали.

Не хочешь ехать оставайся.

Заря разгорается вот уже золотые полосы протянулись по небу в оврагах клубятся пары.

Весь мир знает первый искусственный спутник Земли посланец нашей страны.

Кругом ярко светит солнце поохотиться ещё можно.

Ни одной птицы не было слышно все приютились и замолкли.

Просмотр содержимого документа
«ВАРИАНТ_1»

ВАРИАНТ 1.

Образец: Погода была ужасная : ветер выл , мокрый снег падал хлопьями. (поясн.)

Задание

Ответы

1) Учись мой сын наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни.

В лесу потемнело бор волновался вокруг сторожки. ()

Просмотр содержимого документа
«ВАРИАНТ_2»

ВАРИАНТ 2.

Расставьте знаки препинания, в скобках дайте краткие пояснения. Грамматическую основу предложения выделите синим шрифтом.

Образец: Погода была ужасная : ветер выл , мокрый снег падал хлопьями. (поясн.)

Задание

Ответы

1) Ввысь взлетает Сокол жмётся Уж к земле. ()

2) Истинные таланты на критику не злятся их повредить она не может красоты. ()

3) Горлинки неумолчно ворковали изредка свистала иволга зяблик выделывал своё милое коленце.

4) Назвался груздем полезай в кузов. ()

5) Только сад не только не обветшал но разросся яблони и сливы.

Просмотр содержимого документа
«Лист_контроля1»

Лист контроля.

Вариант 1.

1) Учись, мой сын:

2) Вечер спустился уже на землю,

-

4) Небо, ; было жарко и душно; громадные стаи ворон, ,

5) Свойство зеркальце имело:

Просмотр содержимого документа
«Лист_контроля2»

Лист контроля.

ВАРИАНТ 2.

1) Ввысь взлетает Сокол - жмётся Уж к земле. (против.)

2) Истинные таланты на критику не злятся:

3) Горлинки неумолчно ворковали, изредка свистала иволга,

4) Назвался груздем -

5) Только сад не только не обветшал, но разросся, сросся и теперь был весь в цвету; из-за забора было видно цветущие вишни, яблони и сливы.

Просмотр содержимого документа
«Проверочная работа»

Проверочная работа.

ЗАДАНИЕ. Расставьте знаки препинания, в скобках дайте краткие пояснения. Грамматическую основу предложения выделите синим шрифтом.

Образец: Погода была ужасная : ветер выл , мокрый снег падал хлопьями. (поясн.)

Задание

Ответы

1) Учись мой сын наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни. ()

3) Для рыбы нужна чистая вода будем охранять наши водоёмы.()

4) Небо воздух и деревья по-прежнему хмурились и обещали дождь было жарко и душно громадные стаи ворон предчувствуя непогоду с криком носились над садом. ()

5) Свойство зеркальце имело говорить оно умело. ()

6) Ввысь взлетает Сокол жмётся Уж к земле. ()

7) Истинные таланты на критику не злятся их повредить она не может красоты. ()

8) Горлинки неумолчно ворковали изредка свистала иволга зяблик выделывал своё милое коленце.

9) Назвался груздем полезай в кузов. ()

10) Только сад не только не обветшал но разросся сросся и теперь был весь в цвету из-за забора было видно цветущие вишни яблони и сливы.

ЗАДАНИЕ . Замените сложноподчинённые предложения бессоюзными. Сопоставьте предложения.

Исходный вариант

Перестроенное предложение

Было видно, как по реке плыли льдины.

Когда солнце скрылось за горизонтом, мы отправились домой.

В лесу стало тихо, так как главные певцы улетели на юг.

Татьяна бросилась бежать в лес, а медведь помчался за ней.

Если цветы не поливать, они засохнут.

Погода резко ухудшилась, так что полёты пришлось отменить.

Лист контроля.

1) Учись, мой сын: наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни. (2ч - причина)

2) Вечер спустился уже на землю, в лесу потемнело, бор волновался вокруг сторожки. (перечисление)

3) Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. (2ч - следствие)

4) Небо, воздух и деревья по-прежнему хмурились и обещали дождь; было жарко и душно; громадные стаи ворон, предчувствуя непогоду (дееприч.оборот), с криком носились над садом. (перечисление)

5) Свойство зеркальце имело: говорить оно умело. (2ч - пояснение)

6) Ввысь взлетает Сокол - жмётся Уж к земле. (против.)

7) Истинные таланты на критику не злятся: их повредить она не может красоты. (2ч - причина)

8) Горлинки неумолчно ворковали, изредка свистала иволга, зяблик выделывал своё милое коленце. (перечисл)

9) Назвался груздем - полезай в кузов. (1ч - условие)

10) Только сад не только не обветшал, но разросся, сросся и теперь был весь в цвету; из-за забора было видно цветущие вишни, яблони и сливы.

Просмотр содержимого документа
«РМ - домашнее задание»

Первый вариант

    1. Вихри враждебные веют над нами темные силы нас злобно гнетут.

      Мы с тобой в Сибирь уедем жить вместе чудеса творить.

      Родина будь спокойна дети отцов достойны.

      Вновь надо мною сияют приметы тех лет красные лозунги красные цифры побед.

      Равнодушие это паралич души преждевременная смерть.

    Определите, в каких бессоюзных сложных предложениях между его частями нужно поставить запятую.

    1. Синеет даль гудят проселки.

      Обычной чередою идет косьба хлеба не будут ждать!

      Пахнет в хате квашней и дымом а за порогом бурлит весна.

      Расступается медленно мрак на березах колышутся ветки.

      Погляди в свое окно все на улице красно.

    1. Спать ложился дядя Степа ноги клал на табурет.

      Прочти гайдаровский рассказ и оглянись вокруг живут сегодня среди нас Тимур, и Гек, и Чук.

      Мы живем в одной квартире все соседи знают нас…

      Таким друзьям на свете не страшно ничего один за всех в ответе и все за одного.

      Дворник радио включает птицы слушать не дают.

    Определите, в каких бессоюзных сложных предложениях между его частями нужно поставить двоеточие.

    1. Вышла Лидочка вперед Лида прыгалку берет.

      Тут прохожим не пройти тут веревка на пути.

      Наша Таня громко плачет уронила в речку мячик.

      На окне лежало мыло он сказал что это хлеб!

      Не будут пятки былые они же загорелые!

    амф…театр

  1. п…лисадник

    экспре…Ия

    ф…льетон

    за…вление

а) небольшой огороженный садик перед домом

    художественно-публицистический газетно-журнальный жанр острокритического содержания

    письменная просьба о чем-нибудь

    яркое, сильное выражение чувств, переживаний, настроений

    места для зрителей

    стереотипное выражение.

Второй вариант

    Укажите бессоюзные сложные предложения.

      Будем мы на страже мира стоять порох свой сухим держать!

      Солнце нас било горячими стрелами град пулеметов строчил.

      Способ быть счастливым в жизни есть быть полезным свету и в особенности Отечеству.

      Мне нравится обыденная речь слова простые хлеб, вода, поленья.

      Быть мудрым это значит прежде всего быть внимательным к душе близкого человека.

    Найдите бессоюзные сложные предложения, между частями которых необходимо поставить запятую.

    Далеко сияют розовые степи и широко синеет тихая река.

    Летом скворцов трудно увидеть они живут в густых лесах.

    Кланяются песне тополя и замирают вербы над рекою.

    Переулок стал казаться мне очень уютным век бы здесь прожил.

    Средь елей образовалась огромная заводь в ней отражается утро.

    Укажите бессоюзное сложное предложение, между частями которых нужно поставить тире.

    Друге дети учатся я сплю до десяти.

    Заранее все было решено у школьников собрание топот у них кино.

    Третий день болит душа не могу поймать ерша.

    Зайку бросила хозяйка под дождем остался зайка.

    Найдите бессоюзные сложные предложения, между частями которого нужно поставить двоеточие.

    Он попробовал шевелить левой рукой она не двигалась.

    Щеке было холодно она касалась снега.

    Только вижу бледный всадник опустился на траву.

    На деревне было пусто и тихо из труб где-то курился дымок.

    И каждый знал дорога к ней ведет через войну.

    Вставьте пропущенные буквы. Найдите соответствия.

Просмотр содержимого документа
«9 класс Урок №45 Синтаксический и пунктуационный разбор БСП»

9 класс

Урок №45

Си

Цели:

обобщить и систематизировать знания учащихся о бессоюзном сложном предложении; сформировать устойчивый навык постановки знаков препинания в БСП.

Ожидаемые результаты:

различение смысловых отношений в БСП, постановка знаков препинания, составление и анализ текста по картине.

Тип урока:

систематизация и обобщение знаний, коррекция умений и навыков.

Оборудование:

компьютер, проектор, презентация по теме «Бессоюзное сложное предложение», карточки для групповой работы.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    Организационно-мотивационный этап

    Приветствие учащихся. Эмоциональный настрой

Кто-то из мудрых сказал:

«Человек тогда счастлив и удачлив в делах, когда рядом с ним добрые, неравнодушные, доброжелательные люди, когда он верит в себя и умеет радоваться красоте и музыке окружающего мира».

У нас есть возможность проверить истинность этого высказывания:

Рядом с вами ваши одноклассники – люди доброжелательные и неравнодушные.

Каждый из вас, я думаю, уверен в своих знаниях.

А за окном чудесный зимний день, но все уже в ожидании весны.

    Совместное целеполагание.

Приветствуют учителя.

Записывают тему урока, формулируют цель и задачи

    Этап актуализации опорных знаний

    Составление диаграммы Венна «Союзные и бессоюзные предложения»

Ответьте на вопросы:

    Что нам необходимо сделать, чтобы безошибочно ставить знаки препинания в бессоюзном сложном предложении?

    Чем выражаются в бессоюзном сложном предложении смысловые отношения между простыми предложениями в устной речи и на письме?

    Всегда ли однозначно можно определить смысловые отношения внутри бессоюзного сложного предложения? Докажите при помощи примеров.

Заполняют в группах диаграмму. Взаимопроверка – «Посол».

Повторяют теоретические сведения по теме. Отвечают на вопросы.

    Оперативно-деятельный этап

    «Мозговой штурм»

    Выборочный диктант

    Пробовал бежать – ноги от страха не двигались.

    Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы.

    Молвит слово – соловей поёт.

    Настанет вечер – загорятся на небе звезды.

    Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя.

    Весна затягивалась: то теплело, то ударял мороз.

    Спать долго – жить с долгом.

    Заранее предупреждаю: удобств на пути не будет.

    Сверкнула молния – грянул гром.

    Групповая работа по карточкам. (РМ – самостоятельная работа)

    Групповая практическая работа.

Ребята, перед вами картина Саврасова «Грачи прилетели».

1) На картине Саврасова "Грачи прилетели" мы видим: (наступает весна, ярче светит солнце, появились первые перелётные птицы).

2) Сияющее солнце, тёмные влажные деревья говорят об одном: (скоро от снега не останется и следа).

3) Ветер подул с юга - (снег растаял).

4) Воспользовавшись тёплым ветром, к нам прилетели грачи; (они кажутся очень чёрными на фоне оставшегося снега).

5) Прилетели грачи - (скоро наступит настоящая весна).

* Дополнительные задания.

2.Определите тип речи.

У каждого ученика на парте лежат таблицы, в которые они вписывают нужные номера предложений.

Взаимопроверка.

Тире

Двоеточие

Противопоставление – 1

Причина – 5

Время – 4

Пояснение – 6

Условие –7

Дополнение –8

Следствие –2

Быстрая смена событий - 9

Сравнение -3

Знакомятся с заданиями на карточках, самостоятельно выполняют задание учителя, обсуждают в группе, консультируются с координатором, выбирают правильное решение.

Читают получившиеся предложения, проверяют по эталону.

Рассматривают картину, составляют предложения с заданными синтаксическими параметрами, обсуждают в группе, презентуют групповое задание. Обобщают ответы, делают выводы.

    Рефлексивно-оценочный этап

    Рефлексия. Прием «Комплимент»

    Важна ли та деятельность, которой мы занимались сегодня на уроке?

    Выполнили ли задачи, которые поставили перед собой в начале урока?

    Как вы оцениваете собственную работу на уроке?

Ответы на вопросы учителя.

Самооценка и оценка деятельности других участников образовательного процесса.

Домашнее задание.

Подготовка к контрольной работе, выполнение тестовых заданий (РМ)

Просмотр содержимого документа
«РМ - Карточки для выборочного диктанта»

Тире

Двоеточие

Тире

Двоеточие

Противопоставление

Противопоставление

Пояснение

Пояснение

Дополнение

Дополнение

Следствие

Следствие

Быстрая смена событий

Быстрая смена событий

Сравнение

Сравнение

Тире

Двоеточие

Тире

Двоеточие

Противопоставление

Противопоставление

Пояснение

Пояснение

Дополнение

Дополнение

Следствие

Следствие

Быстрая смена событий

Быстрая смена событий

Сравнение

Сравнение

Тире

Двоеточие

Тире

Двоеточие

Противопоставление

Противопоставление

Пояснение

Пояснение

Дополнение

Дополнение

Следствие

Следствие

Быстрая смена событий

Быстрая смена событий

Сравнение

Сравнение

Тире

Двоеточие

Тире

Двоеточие

Противопоставление

Противопоставление

Пояснение

Пояснение

Дополнение

Дополнение

Следствие

Следствие

Быстрая смена событий

Быстрая смена событий

Сравнение

Сравнение

Просмотр содержимого документа
«РМ - Синтаксический и пунктуационный разбор БСП»

Си нтаксический и пунктуационный разбор БСП. Группа №1.

1)Будет дождь будут грибки.

Группа №2.

Группа №3.

Си нтаксический и пунктуационный разбор БСП. Группа №1.

Расставить знаки препинания, определить значение предложений, составить схемы.

1)Будет дождь будут грибки.

2) А теперь заткни топор за спину лесничий ходит.

3) Внутренность леса постепенно темнеет алый свет зари разливаясь кругом скользит по стволам деревьев.

4) Ввысь взлетает Сокол жмётся Уж к земле.

5) Иртыш кипел в крутых берегах вздымались седые волны.

Группа №2.

Расставить знаки препинания, определить значение предложений, составить их схемы.

1) Куст заденешь плечом на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая.

2) На этом острове несколько ёлок под ними я сел отдохнуть.

3) Воздух чист и прозрачен птицы болтливо лепечут молодая трава блестит весёлым блеском изумрудов.

4) Ты послушай ночь над нами что-то шепчет вслух.

5) Листья опадают ветви остаются.

Группа №3.

Составить из простых предложений бессоюзные сложные, определить их значение, составить схемы предложений.

1) Накрапывал дождь. Ветер стал сильнее. Море грохотало глухо и сердито.

2) День пригреет. Возле дома пахнет раннею травой.

3) Беседа коротает дорогу. Песня облегчает работу.

4) Дневные звёзды никогда не видны в небе. Их затмевает солнце.

5) Солнце скрылось за горизонтом. Из оврага потянуло влажным ветерком.

Группа №4.

Составить из простых предложений бессоюзные сложные, определить их значение, составить схемы предложений.

Группа №5.

Расставить знаки препинания, определить значение предложений, составить их схемы.

Рассмотрите картину, составьте на ее сюжет бессоюзные сложные предложения по данному на доске началу, запишите их в тетрадь, так чтобы получился связный рассказ.

3) Ветер подул с юга…

5) Прилетели грачи …

Сделайте комплексный анализ получившегося текста:

1.Озаглавьте получившийся текст.

2.Определите тип речи.

3.Какие средства выразительности вы использовали?

4.Сделайте все виды разбора слова «солнце».

Группа №4.

Составить из простых предложений бессоюзные сложные, определить их значение, составить схемы предложений.

1) Был сентябрь. Желтели магнолии. Пахло спелым виноградом.

2) Солнце исчезло за горизонтом. Потянуло влажным ветерком.

3) Перед нами открылось великолепное зрелище. Вдоль дороги выстроились берёзы тополя акации.

4) Таинственно шумит лесная тишина. Незримо по лесам поёт и бродит осень.

5) Не старость была виною. Сила одолела силу.

Группа №5.

Расставить знаки препинания, определить значение предложений, составить их схемы.

1) Погода была ужасная ветер выл мокрый снег падал хлопьями.

2) Дорогу завалило буреломом пришлось идти в обход.

3) Луны не было на небе она в ту пору поздно всходила.

4) Мелкий дождь сеет с утра выйти невозможно.

5) Лошади тронулись колокольчик загремел кибитка полетела.

Рассмотрите картину, составьте на ее сюжет бессоюзные сложные предложения по данному на доске началу, запишите их в тетрадь, так чтобы получился связный рассказ.

1) На картине Саврасова "Грачи прилетели" мы видим…

2) Сияющее солнце, тёмные влажные деревья говорят об одном…

3) Ветер подул с юга…

4) Воспользовавшись тёплым ветром, к нам прилетели грачи…

5) Прилетели грачи …

Сделайте комплексный анализ получившегося текста:

1.Озаглавьте получившийся текст.

2.Определите тип речи.

3.Какие средства выразительности вы использовали?

4.Сделайте все виды разбора слова «солнце».

Урок Дата

Тема: Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненных предложений.

Цель : научить последовательно осуществлять синтаксический и пунктуационный разборы сложносочиненного предложения.

Задачи:

Образовательные: совершенствовать умение определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения;

закрепить навык постановки знаков препинания в ССП;

Воспитательные: способствовать развитию культуры речи учащихся и воспитание чувства дружбы.

Развивающие: продолжить формирование компетенций учащихся: регулятивной - через формулирование цели, анализ, самооценку и самоконтроль своей деятельности; умение самостоятельно определять задачи своей деятельности; продолжить развитие умений сравнивать, анализировать, систематизировать полученные данные и делать выводы; коммуникативной - через различные виды речевой деятельности: монолог, диалог, дискуссию; познавательной – преобразование информации: текст-схема.

Тип урока урок обобщения и закрепления знаний.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1.Учащиеся представляют самостоятельно составленные 5 сложносочиненных предложений, разбирают их синтаксически, строят схемы.

2.Фронтальный опрос

Какие предложения называются ССП? Из каких частей состоит ССП?

С помощью каких союзов соединяются предикативные части ССП?

Какое значение имеют ССП в зависимости от союза, связывающего части?

Какие знаки препинания ставятся в ССП?

III. Сообщение темы урока.

1 . Чтение образцов устного и письменного синтаксического разбора.

Схема синтаксического разбора предложения:

1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.

2. Охарактеризовать предложение по эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.

3. Охарактеризовать предложение по наличию грамматических основ: простое или сложное

Если простое предложение: 5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое). 6. Охарактеризовать предложение по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое. 7. Указать, осложнено чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено. 8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Если сложное предложение: 5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная. 6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы. 7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП). 8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца. 9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

1.Пример синтаксического разбора простого предложения:

Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся , распространённое, осложнено однородными подлежащими.
Письменный разбор:

Повест., невоскл., прост., двусост., г/о ученики и ученицы учатся , распростр., осложн.однород.подл.

2.Пример синтаксического разбора сложного предложения:

Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицатеьное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что , сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.
Письменный разбор:

Повеств., невоскл., сложн., связь союзн., ср-во связи подч.союз потому что , СПП. 1-е ПП: односост, с гл.чл – сказ. не задали, распр., не осложн. 2-е ПП: двусост., г/о мы с классом поехали, распр., не осложн.

Пунктуационный разбор предложения

Схема пунктуационного разбора предложения:

1) Пронумеровать знаки препинания. 2) Назвать и объяснить пунктограмму в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, сочетание знаков). 3) Назвать и объяснить пунктограммы на уровне сложного предложения (знаки препинания между простыми предложениями в составе сложного).

4) Назвать и объяснить пунктограммы на уровне простого предложения.

Образец пунктуационного разбора предложения:

[Спросив, 1 ( которая посмирнее ), 2 Пьер влез на лошадь, 3 схватился за гриву, 4 прижал каблуки вывернутых ног к животу лошади и, 5 чувствуя, 6 (что очки его спадают ) 7 и (что он не в силах отнять рук от гривы и поводьев), 8 поскакал за генералом, 9 возбуждая улыбки штабных, 10 с кургана смотревших на него]. (Л. Толстой)

Объяснение знаков препинания:

1) Точка в конце предложения.

В конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.

2) Знаки препинания между частями сложного предложения.

Это сложноподчинённое предложение с тремя придаточными:

1 и 2 – запятые выделяют придаточное внутри главного;

6 и 8 – запятые выделяют придаточные внутри главного;

7 – запятая не ставится, т.к. однородные придаточные связаны одиночным соединительным союзом «и».

3) Знаки препинания между однородными членами предложения.

Обособление обстоятельств и определений:

3 и 4 – запятые разделяют однородные сказуемые, связанные бессоюзно;

5 – запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием;

9 – запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом;

10 – запятая отделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом и стоящее после определяемого слова.

2. Запись предложения для письменного синтаксического разбора сложносочиненного предложения. Построение схемы. Комментарии.

3. Составление собственных сложносочиненных предложений по аналогии, синтаксический разбор, построение схемы.

4. Запись предложения для пунктуационного разбора. Построение схемы.

5. Составление собственных сложносочиненных предложений по аналогии, пунктуационный разбор, построение схемы.

IV. Закрепление изученного материала. Работа по вариантам.

Задание.выполнить упражнение

V. Итог урока.

Домашнее задание. § , упр..

gastroguru © 2017