Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненных предложений

§ 1 Синтаксический разбор сложносочиненного предложения

Цель этого урока - закрепить понятие о сложносочиненном предложении, научиться выполнять синтаксический и пунктуационный разборы сложносочиненных предложений.

Как Вам известно, синтаксис - это раздел науки о языке, который изучает словосочетание и предложение.

Предложение представляет собой грамматически организованное сочетание слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение. Предложение выступает как отдельное высказывание, характеризуется интонационной и смысловой законченностью и имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов - подлежащего и сказуемого или одного из них.

Например:

Помимо главных членов, в предложении могут быть и второстепенные (дополнение, определение, обстоятельство).

По наличию или отсутствию второстепенных членов, предложения являются распространенными:

и нераспространенными:

В современном синтаксисе используется следующая классификация предложений:

По цели высказывания предложения делятся на:

1. Повествовательные (сообщают о каком-либо событии), например:

Прошлогодняя листва печально шелестела под ногами;

2. Побудительные (побуждают к действию, содержат просьбу или приказ), такие как:

Давайте говорить друг другу комплименты!

3. Вопросительные, которые содержат вопрос. Например:

С чего начинается Родина?

По эмоциональной окраске каждое из предложений этих групп может стать восклицательным, выражающим особую восклицательную интонацию.

По характеру грамматической основы предложения бывают:

1. Односоставные, когда из главных членов в наличии либо только состав подлежащего, либо только состав сказуемого, например:

2. Двусоставные, когда в наличии есть состав и подлежащего, и сказуемого:

По наличию или отсутствию всех необходимых для понимания членов, предложения могут быть:

1. Полными, например:

2. Неполными:

Кроме того, в современном синтаксисе различают два основных структурных типа предложения - простое и сложное.

Сложное предложение можно представить как сочетание нескольких простых предложений (двух или более), в котором каждая из частей не обладает всеми свойствами простого предложения. В частности, они не имеют смысловой и интонационной законченности, а интонация конца предложения присуща только сложному предложению в целом. Все составляющие части сложного предложения образуют в совокупности смысловое, грамматическое и интонационное единство, которое на письме оформляется знаками завершения в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие).

Сложные предложения имеют две или более грамматические основы.

Разнообразны смысловые отношения между частями сложного предложения.

Например:

[Налетает ветер]1, и [через минуту-другую все скрывается в темноте]2.

В этом примере вторая часть сложного предложения добавляет значение следствия к содержанию первой части.

Части сложного предложения связываются между собой посредством интонации или союзов, а разделяются на письме знаками препинания: запятой, точкой с запятой, двоеточием или тире, называемыми знаками разделения или выделения.

В зависимости от средств связи простых предложений в составе сложного, они делятся на союзные и бессоюзные, а союзные, в свою очередь, на сложносочиненные и сложноподчиненные.

Нам известно, что сложносочиненное предложение - это такое сложное предложение, в котором части предложения равноправны между собой и связаны сочинительными союзами и интонацией.

Например:

[Весна начинается медленно], и[осень незаметно подкрадывается].

Схема , и .

Смысловая связь между частями сложносочиненного предложения определяется теми союзами, которыми они связаны.

Группы этих союзов нам известны:

Соединительные (и, да (в значении и), ни…ни, тоже, также, не только…но и, как …так и;

Разделительные (то…то, не то…не то, или, либо);

Противительные (а, но, да(в значении но), однако, зато).

Например:

[Молодые листья лепетали], да [птицы пели].

В этом сложносочиненном предложении выражается одновременность действий, передаваемая с помощью сочинительного соединительного союза да (в значении и).

То [туман все заволакивал], то[начинал идти дождь].

В это сложносочиненное предложение сочинительный разделительный союз то…то вносит значение чередования событий.

[Месяца не было], но [звезды ярко светили в черном небе].

В это сложносочиненное предложение сочинительный противительный союз но вносит значение противопоставления одного действия другому.

Завершающим этапом при изучении сложносочиненных предложений является синтаксический разбор, который позволяет свести воедино все знания о предложении как простом, так и сложном.

Можно представить следующий план синтаксического разбора сложносочиненного предложения:

1. Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное) и по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

2. Установить простые предложения в составе сложного, указать их количество и выделить их грамматические основы.

3. Указать Вид связи между простыми предложениями в составе сложного (союзная или бессоюзная).

4. Если союзная связь между частями, то отметить, какое предложение - сложносочиненное или сложноподчиненное.

5. В сложносочиненном предложении указать сочинительные союзы (соединительные, разделительные, противительные), соединяющие простые предложения.

6. Назвать смысловые отношения между частями предложения (одновременность действий, последовательность, чередование, противопоставление).

7. Далее работать с каждым простым предложением в составе сложного, указывая вид предложения по наличию второстепенных членов, двусоставное или односоставное, полное оно или неполное, осложненное или неосложненное).

8. Составить графическую схему сложносочинённого предложения.

Рассмотрим следующий пример.

Это предложение по цели высказывания повествовательное, по эмоциональной окраске - невосклицательное, сложное, состоит из двух частей.

Первая грамматическая основа - лодка колыхалась, вторая - оно играло.

Связь между предложениями - союзная, сочинительная, значит предложение в целом - сложносочиненное.

Средством связи выступает противительный союз а, выражающий противопоставление.

Первое простое предложение Лодка колыхалась на волнах моря - распространенное, двусоставное, полное, неосложненное.

Второе простое предложение оно играло под бликами солнца - распространенное, двусоставное, полное, неосложненное.

Схема: , а .

§ 2 Пунктуационный разбор сложносочиненного предложения

Синтаксис тесно связан с другой лингвистической наукой - пунктуацией, изучающей знаки препинания, их назначение и правильную постановку в предложении.

В современном языкознании существует и пунктуационный разбор, который предполагает «разбор имеющихся в предложении знаков препинания, объяснение каждого случая постановки или отсутствия знака соответствующими правилами».

Можно представить следующий план пунктуационного разбора сложносочиненного предложения:

1. Знаки завершения.

2. Знаки разделения между простыми предложениями - частями сложносочиненного предложения.

3. Знаки препинания на уровне простого предложения, входящего в сложносочиненное.

Рассмотрим следующий пример.

В конце предложения ставится знак завершения - точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное.

Между первым простым предложением «Воздух дышит весенним ароматом» и вторым «вся природа оживляется» перед союзом иставится запятая - знак разделения между простыми предложениями в составе сложносочиненного.

В конце можно сделать вывод, что любое сложное предложение не является механической суммой двух или более простых предложений, так как возникает дополнительная информация, которая намного богаче той, что передается с помощью простых предложений. Благодаря использованию сложных предложений наша речь становится разнообразнее, полнее и выразительнее.

Список использованной литературы:

  1. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка: Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 1977.- 316с.
  2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: универсальное пособие. 9 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 224с.
  3. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2007. – 171с.
  4. Баранов М.Т. Русский язык: Справочные материалы: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2007. – 285с.

v синтаксический анализ сложносочинённого предложения (ССП)

План разбора:

2. Найти границы простых предложений в составе сложного, составить схему ССП.

  • по типу сложного предложения – сложносочинённое (ССП);
  • указать, каким сочинительным союзом соединены простые предложения в составе сложного;

1[Ты опоздал на много лет], но 2[всё-таки тебе я рада] (А. Ахматова)

Схема предложения :

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, сложносочинённое, состоит из двух простых предложений, соединённых сочинительным союзом НО со значением противопоставления; запятая ставится перед союзом но.

v синтаксический анализ сложноподчинённого предложения (СПП)

План разбора:

1. Подчеркнуть главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) и обозначить, чем они выражены (какой частью речи).

2. Найти границы простых предложений в составе сложного, составить схему СПП.

3. Дать характеристику предложению:

  • по цели высказывания – повествовательное, побудительное, вопросительное;
  • по интонации – восклицательное, невосклицательное;
  • по количеству основ – сложное;
  • по типу сложных предложений – сложноподчинённое (СПП);
  • указать количество простых предложений в составе сложного;
  • указать, каким союзом или союзным словом соединены простые предложения в составе сложного;
  • вид придаточного предложения – изъяснительное, определительное, обстоятельственное (с подвидами);
  • объяснить расстановку знаков препинания.

Образец выполнения синтаксического разбора простого предложения:



1[Мальчишки глядели вслед грузовику], 2(пока тот не отъехал за перекресток).

Схема предложения :

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое, состоит из двух простых предложений, первое простое является главным; простые предложения в составе сложного соединены союзным словом ПОКА, это СПП с придаточным обстоятельственным меры и степени. Между первым и вторым простыми предложениями стоит запятая.

v синтаксический анализ сложного бессоюзного предложения (БСП)

План разбора:

1. Подчеркнуть главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) и обозначить, чем они выражены (какой частью речи).

2. Найти границы простых предложений в составе сложного, составить схему БСП.

3. Дать характеристику предложению:

  • по цели высказывания – повествовательное, побудительное, вопросительное;
  • по интонации – восклицательное, невосклицательное;
  • по количеству основ – сложное;
  • по типу сложных предложений – бессоюзное (БСП);
  • указать количество простых предложений в составе сложного;
  • указать средство связи простых предложений в составе сложного – смысловая или интонационная связь;
  • объяснить расстановку знаков препинания.

Образец выполнения синтаксического разбора простого предложения:

Разговор наш начался злословием: я стал перебирать присутствующих и отсутствующих наших знакомых

Схема предложения :

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное, состоит из двух простых предложений, связанных между собой по смыслу; в предложении ставится двоеточие, так как вторая часть БСП указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа № 120 города Донецка»

Конспект урока на тему

«Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения»

подготовила

учитель русского языка и

литературы

Буянская Л. Н.

Тема урока : Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения.

Цели : повторить изученный материал о сложном предложении, его видах, закрепить основные признаки и особенности ССП и СПП, обратить внимание на строение данных синтаксических структур и их употребление в речи, сравнить сложносочинённое и сложноподчинённое предложения, научить определять тип предложений, выделять смысловые отрезки сложного предложения, отличать сложносочинённое от других видов предложений, обратить внимание на постановку знаков препинания в ССП, научить составлять предложения заданной конструкции, делать полный синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения;

развивать логическое мышление, языковое чутьё, орфографическую и пунктуационную зоркость, навыки сравнительного анализа и частично-поисковой познавательной деятельности, память и внимание, культуру речи и коммуникативные умения, вырабатывать навыки работы в коллективе и индивидуально, умение сотрудничать и оценивать собственную работу;

воспитывать любовь к родному языку, внимательное и уважительное отношение к предмету, стремление к речевому самосовершенствованию, умение слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, чувство коллективизма и взаимопомощи.

Тип урока: урок закрепления полученных знаний.

Методы : поисковый; репродуктивный.

Формы работы : индивидуальная, фронтальная.

Оборудование : презентация, схемы, сигнальные карточки.

Ход урока .

1. Организационный момент.

Дерзай, твори, вперёд иди,

Ныряй в научные пучины.

И не споткнись на полпути,

Ведь впереди – твои вершины.

2. Объявление темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы повторим типы сложных предложений. Вспомним, как отличать простое предложение от сложного, ССП – от СПП, поговорим об их особенностях, о расстановке знаков препинания. Будем делать полный синтаксический и пунктуационный разбор ССП.

3. Актуализация опорных знаний.

Проведем небольшую лингвистическую разминку, повторим правила правописания.

имена существительные :

Прик…сновение , иниц…атива , кто-то, пол(тарелки) , настежь, ничто, девятнадцать, девч…нка.

Из ряда слов выпишите только имена прилагательные

Размягчённый, бескорыс…ный , никакой, синиц…н, масля(н/нн)ый, лимо(н/нн)о(ж…лтый) , пятый, исчезающий.

Из ряда слов выпишите только наречия:

Кто-либо, даже, обжечься , невтерпёж…, (в)пятых, (кое)как , рассказывая, (по)дружески .

- Проверим, что у нас получилось :

Прик…сновение, иниц…атива, (пол)тарелки, девч…нка

Бе…корыс…ный, синиц…н, масля(н/нн)ый, лимо(н/нн)о(ж…лтый)

Невтерпёж…, (в)пятых, (кое)как, (по)дружески

Объясните правописание полученных слов, назовите орфограмму, приведите примеры подобного написания.

Попробуем составить словосочетания с данными словами. Используя записанные слова и добавляя свои, составьте словосочетания со связью согласование, управление и примыкание.

- Найдите лишнюю конструкцию среди прочих.

Я счастлив

По-летнему жарко

Острые скалы

В течение месяца

Рассказ о себе

Призыв к сплочению

Изобразительное искусство

Деталь интерьера

Уникальное произведение

Творческое вдохновение

4. Закрепление полученных знаний.

Чем отличается предложение от словосочетания?

Какие типы предложений выделяют по количеству грамматических основ?

Какое предложение называется сложным?

- Дополните начало предложения так, чтобы оно осталось простым или стало сложным.

Ярко- багровое пламя отбрасывало гигантские тени на деревья и …

- Перестройте предложения так, чтобы простое стало сложным, а сложное – простым.

«Слово о полку Игореве» - уникальное художественное произведение, повествующее о воинских подвигах русичей.

Я долго глядел в тёмно-синюю глубину неба, она была переполнена созвездиями.

На какие группы делятся сложные предложения?

Сложносочинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого равноправны между собой по смыслу и связаны сочинительными союзами.

Сложноподчинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами (или союзными словами) и находятся в отношениях формального неравноправия. Выделяются главная часть и придаточная, между ними можно поставить вопрос.

Бессоюзным предложением называется такое сложное предложение, части которого связаны между собой только посредством интонации.

Давайте сравним предложения:

Поезд пришёл – пассажиры заторопились к выходу.

Поезд пришёл, и пассажиры заторопились к выходу.

Когда поезд пришёл, пассажиры заторопились к выходу.

Что между ними общего? (Это сложные предложения).

Чем они отличаются? (смысловыми отношениями между частями, союзами, типом связи).

- Давайте заполним сравнительную таблицу ССП и СПП .

5. Выполнение практических заданий на закрепление материала.

- Вставьте начало утверждений:

1. …это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ней подчинительной связью. (СПП)

2. …это такие сложные предложения, которые обходятся без союзов и союзных слов. (БСП)

3. ...это предложения, в которых имеется только одна грамматическая основа. (ПП)

4. …это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений (СП)

5. …это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительной связью. (ССП)

- Определите тип сложных предложений (работа с сигнальными карточками)

2. Молодежь разъехалась, и деревня опустела. (ССП)

3. Я вышел на террасу, и зимний холодок пронизал меня насквозь. (ССП)

4. Волчонок смело шагнул вперёд и, визжа от страха, вошёл в тёмную пещеру. (ПП)

5. Воздух так чист, что видна каждая ветка. (СПП)

6. Каштанка не помнила, как она попала на незнакомый тротуар. (СПП)

7. Мне показалось, будто в комнате запахло цветами. (СПП).

8.В маленьком доме всю ночь горел свет и бегали люди (ССП)

9. Когда мы возвратились, было уже темно. (СПП)

10. На солнце темный лес зардел, в долине пар белеет тонкий. (БСП)

11. У самой воды росли голубоглазые незабудки и красный клевер (ПП)

12. Звонко стучат топоры в лесу, жужжат быстрые пилы. (БСП)

13. Сани были пустые, а гости уже стояли в горнице. (ССП)

14. Воздух мы замечаем тогда, когда его начинает не хватать. (СПП)

15. Установилась лётная погода, и экспедиция отправилась в Арктику. (ССП)

16. Чтобы свет не беспокоил больного, окна завесили шторами. (СПП)

17. На дворе ярко светило солнце, но было холодно. (ССП)

- Игра «Согласен/не согласен» (физминутка)

1. ССП всегда состоят из двух простых предложений (-)

2. В состав СПП входит главное и одно или несколько придаточных (+)

3. Простые предложения в составе ССП равноправны (+)

4. Придаточное предложение с главным в ССП связано подчинительной или сочинительной связью (-)

5. В роли средств связи в ССП выступают подчинительные союзы (-)

6. В ССП всегда ставится запятая между его частями (-)

7. Придаточное предложение в СПП может стоять только после главного (-)

8. В простом предложении может быть одна или две грамматические основы (-)

9. Союзы а,но, да относятся к сочинительным (+)

10. Сложные союзные предложения делятся на ССП и СПП (+)

- Когда в ССП не ставится запятая?

1 ) Знак не нужен, когда у двух частей СПП, соединённых одиночными союзами И, ДА (=И), ИЛИ (ИЛЬ), ЛИБО, есть общий компонент , коим может оказаться:

    второстепенный член (чаще обстоятельство): В дни моей молодости зимы были мягче и люди добрее. Только что калитку кто-то открыл или она сама открылась от ветра.

    частица: Лишь петух пропел да собака залаяла.

    вводная конструкция (слово, словосочетание, предложение): Словом, гром гремел и молнии сверкали.

2) Знак не нужен, когда обе части СПП представляют собой предложения одного типа :

    вопросительные по цели высказывания: Где пройдёт конференция и кто её будет вести? Ты сам вернёшь книгу или я должен сделать это за тебя?

    побудительные по цели высказывания (здесь часто есть и общая частица): Пусть для всех за земле ласково светит солнце и не вздрагивают от разрывов снарядов дети!

    восклицательные по окраске эмоциональной: Как черно сегодня ночное небо и как ярко горят на нём звёзды!

    безличные : С крыш капало и вокруг пахло прелью. Не праздновать врагам победу и не топтать их солдатам нашей земли!

Вместо запятой простые предложения в составе сложносочинённого предложения могут разделяться тире:

    Тире ставится в том случае, если во второй части сложносочинённого предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление:

Тут раздался лёгкий свист – и Дубровский умолк. Я спешу туда ж – а там уже весь город .

    Часто в этих случаях или только первое предложение, или оба предложения являются назывными (номинативными):

Ещё напор – и враг бежит. Ещё год, два – и старость....

- В каких из перечисленных предложений нужна запятая?

1. Окна во всех корпусах были ярко освещены, и оттого на громадном дворе казалось очень темно.

2. На улице жара, а цыплятам холодно.

3. Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь.

4. Тело было слабо, и в глазах ощущалась тупая боль.

5. По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся и птица исчезла

6. Вы придёте ко мне или я должен зайти к вам?

7. Подпустить врага и огонь дать по команде!

8. Как он смешон и как глупы его выходки!

9. Весь сад, согретый солнцем, ожил, и капли росы засверкали на листьях.

- Изменить предложения так, что в них исчезла или появилась запятая.

    Как и предсказывали синоптики, подул пронизывающий ветер и небо быстро затянули тучи.

    Ранним утром солнце залило лучами всю мою комнату и всё в ней стало нежно-золотистым.

    Мы спугнули несколько пар журавлей, и они с печальным криком полетели дальше.

- Соедините половинки сложных предложений. Найдите предложение, отличающееся по структуре. Почему оно лишнее?

Ответ: (1-В, 2-Д, 3-А, 4-Б, 5-Г). 5-Г (ПП лишнее)

1. И нищий наездник таится в ущелье А. как осенняя паутина блестит на солнце.

2. Наступил вечер Б. какие несёт истребление лесов.

3. В ясный день вы увидите в лесу В. где Терек играет в свирепом веселье.

4. Невозможно перечислить бедствия Г. и прогреть землю

5.Солнце ещё не успело подняться Д. и я почувствовал страшную усталость.

- Сделать полный синтаксический разбор ССП

У самого леса вытянулся целый островок молодых осин, а дальше белой стеной начинали подниматься берёзки, но не могли они оттенить мрачную зелень старых елей.

6. Работа с учебником.

Стр. 47-49. Упражнение № 75 – устно определить типы предложений, письменно сделать разбор одного из них.

7. Подведение итогов урока.

В чем своеобразие ССП? Когда в ССП не ставится запятая? Что понравилось на сегодняшнем уроке?

8. Домашнее задание.

- Выполнить упражнение № 76 на стр. 49

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Сложносочиненное предложение. Подготовка к диктанту.

1. В каких предложениях союз и соединяет части сложного предложения (знаки препинания не расставлены)? а) Никто не знал ни его состояния ни его доходов и никто не осмеливался о том его спрашивать. б) Вмиг вылетел он из печки перебежал им дорогу и начал разрывать со всех сторон кучи замёрзшего снега. в) В саду было тихо и лишь откуда-то издалека доносился шум колёс. г) Они весело болтали и пытались меня вовлечь в разговор. Ответ: а, в.

2. Укажите сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом (знаки препинания не расставлены). а) Зелёные стены леса раздвинулись и перед нами раскинулось пшеничное поле. б) Весной жилище суслика прогревается и хозяин выходит из своего зимнего заточения. в) Цвели кувшинки и было много камыша. г) Строители подойдут к реке и начнётся переправа на другой берег. Ответ: б.

3. Укажите ошибку в определении отношений между частями сложносочиненного предложения. а) Наступила весна, но было ещё холодно. (Противопоставление.) б) Потёмки всё более сгущались, и предметы теряли свои контуры. (Чередование.) в) Урожайный сгибается колос, и пшеница стеною встаёт. (Последовательность.) г) Душно стало в комнате, и мы вышли на балкон. (Причинно-следственные отношения.) Ответ: б.

4. Укажите предложение, соответствующее схеме. а) Четырежды четыре - шестнадцать. б) Темницы рухнут - и свобода вас примет радостно у входа. в) Мгновение - и ветер срывает парус. г) Работа по графику - условие выполнения плана. Ответ: в. -

Графический диктант 1) Липы цветут и пахнет липовым мёдом. 2) Ветки цветущих черешен смотрят мне в окно и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. 3) Слова Марьи Ивановны открыли мне глаза и объяснили мне многое. 4) Сонный ночной ветер зашуршал в темноте по крыше и мне стало холодно. 5) Пугачёв остановился на крыльце и со всеми поздоровался. 6) Мороз и под ногами скрипит снег. 7) Север дышит ветром ночи и полынь колышет. 8) Цветы и травы покрывают зелёный холм и никогда сюда лучи не проникают. 9) Вечерело и с наступлением сумерек пустели улицы города. 10) Поют жаворонки в ясной тишине и на землю с неба трель льют.

Порядок синтаксического разбора ССП Смотри приложение во 2 части учебника

Самостоятельная работа Вариант I . Выписать сложносочинённые предложения из упр. 198 на с. 103, абзац 1, выполнить их синтаксический разбор. Вариант II. Выписать сложносочинённые предложения из упр. 198 на с. 103, абзац 2,3 , выполнить их синтаксический разбор.

Домашнее задание Повторить материал § 10-11 о «ССП». Материал взят с сайта: http://www.proshkolu.ru/user/larina1369/file/3533288/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синтаксический разбор сложного предложения

Ниже представлен конспект урока русского языка в 5 классе "Синтаксический разбор сложного предложения" к учебнику Т.А.Ладыженской "Русский язык. 5 класс". Так как наши дети в начальной школ...

порядок синтаксического разбора простого предложения

Данная ПАМЯТКА или ОПОРА поможет пятикласснику запомнить (а в случае затруднения напомнит) порядок синтаксического разбора простого предложения....

I. Всегда тут по ночам кричал сверчок и суетились мыши (А.Чехов).

3. Полисубъектное.

4. Основные средства связи:

и ,

Интонация перечисления.

5. Дополнительные средства связи: совпадение видо-временных форм сказуемых (нес. вид, пр. вр.) и модальных планов (реальная модальность) предикативных частей, общие второстепенные члены – детерминанты всегда, тут же , параллелизм частей.

1. Общее синтаксическое значение – соединительное, частное - соединительно-перечислительное.

2. Модель свободная.

3. Предложение коммуникативно членимое.

Повествовательное, невосклицательное.

5. а) и . б) и.

6. Отсутствует запятая между частями сложносочиненного предложения, так как имеется общий второстепенный член предложения.

II .Отцу очень хотелось поехать на ярмарку, матушка же была решительно против этой поездки (А.Н. Толстой).

1. Двучленное сложносочиненное предложение.

2. Структура закрытая, неоднородного состава.

1. Полисубъектное.

2. Основные средства связи:

Противительный одноместный союз же ,

Интонация противопоставления.

5. Дополнительные средства связи: анафорическое местоимение этой во второй части сложносочиненного предложения, совпадение видо-временных форм сказуемых (нес. вид, пр. вр.) и модальных планов (ирреальная модальность) предикативных частей, слова одной тематической группы – наименования лица по родству (отец, матушка), фиксированный порядок следования частей.

6. Общее синтаксическое значение – противительное, частное - противительно-сопоставительное.

7. Структура негибкая.

8. Модель фразеологизированная: во второй части есть воспроизводимый элемент – (сказуемое против ), характерный для сложносочиненных предложений с противительными отношениями.

9. Предложение коммуникативно членимое.

10. Повествовательное.

11. Невосклицательное.

12. а) , же . б) , же.

13. Части сложносочиненного предложения разделяются запятой.

III. Хохот и шум (Н. Помяловский).

1. Двучленное сложносочиненное предложение.

2. Структура открытая, однородного состава.

3. Полисубъектное.

4. Основные средства связи:

Соединительный одноместный союз и ,

Интонация перечисления.

5. Дополнительные средства связи: совпадение грамматических форм подлежащих (сущ. м.р., ед.ч., им.п.) и модальных планов (реальная модальность, бытийность) предикативных частей, наличие слов одной тематической группы – «действие, сопровождающееся громкими звуками», параллелизм частей.



6. Общее синтаксическое значение – соединительное, частное - соединительно-перечислительное.

7. Модель свободная.

8. Предложение коммуникативно нечленимое: невозможно выделить тему и рему.

9. Повествовательное.

10. Невосклицательное.

11. а) и . б) и.

12. Отсутствует запятая между частями сложносочиненного предложения, так как в его состав входят назывные предложения, соединенные неповторяющимся союзом и .

IV .Уже кленовые листы на пруд слетают лебединый, и окровавлены кусты неспешно зреющей рябины, и, ослепительно стройна, поджав незябнущие ноги, на камне северном она сидит и смотрит на дороги (А.Ахматова).

2. Полисубъектное.

3. Однородного состава.

4. Несгруппированной структуры.

5. Основные средства связи – повторяющийся соединительный союз и , интонация перечисления.

6. Дополнительные средства связи – общность временного и модального планов, слова одной тематической группы (названия растений).

7. Предикативные части связаны перечислительными отношениями.

8. Предложение повествовательное.

9. Невосклицательное.

10. а) , и , и . б) , и, и.

11. Предикативные части сложносочиненного предложения, связанные перечислительными отношениями, разделяются запятыми.

V. День давно погас, и вечер, сперва весь огнистый, потом ясный и алый, потом бледный и смутный, тихо таял и переливался в ночь, а беседа наша все продолжалась… (И.Тургенев)

1. Многочленное сложносочиненное предложение, состоит из трех предикативных частей.

2. Неоднородного состава.

3. Сгруппированной структуры: 1-я и 2-я предикативные части объединяются в структурно-семантический компонент, соотносящийся с 3-й частью. Имеет два уровня членения.

4. На первом уровне членения выделяется два компонента, связанные противительным союзом а и интонацией. Дополнительное средство связи – общность временных и модальных планов. Отношения сопоставительные.

5. На втором уровне членения первый компонент представляет собой двучленное сложносочиненное предложение однородного состава. Основные средства связи – соединительный союз и и интонация. Дополнительное средство связи – общность временных и модальных планов. Отношения соединительно-перечислительные. Второй компонент – простое предложение.

6. Предложение повествовательное.

8. а) , и , а . б) , и, а.

9. Запятыми на письме разделяются предикативные части сложносочиненного предложения и выделяются обособленные члены во 2-й предикативной части.

1. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Синтаксис. Пунктуация: Учеб. пособие для студентов по спец. «Рус. яз. и лит.». – М.: Просвещение, 1981 – (Соврем. рус. яз.; Ч. 3). – С. 187 – 195.

2. Русская грамматика. – Т.2. – М., 1980. – С. 615 – 634.

3. Современный русский язык: Учебник / В.А. Белошапкова, Е.А. Земская, И.Г. Милославский, М.В. Панов; Под ред. В.А.Белошапковой. – М.: Высшая школа, 1981. – С. 526 – 533.

4. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. – Ч. 2: Морфология. Синтаксис / В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова и др.; Под ред. Е.И.Дибровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С. 490 – 520, 592 - 608.

5. Современный русский язык. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация. Стилистика / П.П.Шуба, И.К.Германович, Е.Е.Долбик и др.; Под. ред. П.П.Шубы. – 2-е изд., испр. и доп. – Мн.: ООО «Плопресс», 1998. – С. 350 – 364.

Справочная литература

1. Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А. Краткий справочник по современному языку./ Под ред. П.А. Леканта. – М.: Высшая школа, 1991.

2. Лингвистический энциклопедический словарь /Под ред. В.Н. Ярцевой. – М.: Сов. Энциклопедия, 1990.

3. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Справочник лингвистических терминов. – М.: Просвещение, 1972.

Задание 2. Выполните синтаксический разбор сложноподчиненных предложений.

Вариант 1

1. Я схватил бумаги и поскорее унес их, боясь, чтоб штабс-капитан не раскаялся (М.Лермонтов).

2. Я пригласил своего спутника выпить вместе стакан чая, ибо со мной был чугунный чайник – единственная отрада моя в путешествии по Кавказу (М.Лермонтов).

3. Все три пистолета я швырнул в ту сторону, где цвели персидские цикламены, желтофиоли и черт знает что еще (Вен. Ерофеев).

4. Леса шумели так, как будто океаны прорвали плотину и затапливают Мещеру (К.Паустовский).

5. И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал, что в мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал (А.Пушкин).

Вариант 2

1. Ей показалось, что она давно знает эту девушку и любит ее хорошей, жалостливой любовью матери (М.Горький).

2. Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей, чтоб успеть до ночи забраться на Койшаурскую гору, и во все горло распевал песни (М.Лермонтов).

3. Тот мир, в котором Пушкин собирался строить свой дом, не предвещал покоя (Ю.Лотман).

4. И все кругом запело так, что козлик и тот пошел скакать вокруг амбара (Н.Заболоцкий).

5. Чичиков объяснил ей, что это бумага не такого рода, что она назначена для совершения крепостей, а не просьб (Н.Гоголь).

Вариант 3

1. Чичиков взглянул и увидел точно, что на нем не было ни цепочки, ни часов (Н.Гоголь).

2. Положили цепи под колеса вместо тормозов, чтобы они не раскатывались, взяли под уздцы и начали спускаться (М.Гоголь).

3. И там, где вечная прохлада, я строю храм свой из коры (Б.Гребенщиков).

4. Вошла с чашкой кофе горничная на таких высоких каблуках, что ноги ее точно не сгибались (А.Н.Толстой).

5. Я должен был нанять быков, чтоб втащить мою тележку на эту проклятую гору, потому что была уже осень и гололедица (М.Лермонтов).

Вариант 4

1. Я стал на углу площадки, крепко упершись левой ногой о камень и наклоняясь немного вперед, чтобы в случае легкой раны не опрокинуться назад (М.Лермонтов).

2. В его кабинете лежала всегда какая-то книга, заложенная закладкой на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал вот уже года два (Н.Гоголь).

3. На сообщение о том, что Наталья пришла к отцу, ответил сдержанно, просил передать ей поклон (М.Шолохов).

4. После полудня стало так жарко, что пассажиры 1 и 2 классов один за другим перебирались на верхнюю палубу (А.Курин).

5. Когда шуршат в овраге лопухи и никнет гроздь рябины желто-красной, слагаю я веселые стихи (М.Цветаева).

Вариант 5

1. Бричка, въехавши во двор, остановилась перед небольшим домиком, который за темнотой трудно было рассмотреть (Н.Гоголь).

2. Я лежал на диване, устремив глаза в потолок и заложив руки под затылок, когда Вернер вошел в мою комнату (М.Лермонтов).

3. Не слыхать мне ту песню отрадную, что в саду распевал соловей (С.Есенин).

4. Маргарита встретила его так, как будто он пришел не в первый, а в десятый раз (М.Горький).

5. Верь, что во мне необъятно безмерная крылась к народу любовь и что застывает во мне теперь верная, чистая, русская кровь (Н.Некрасов).

Вариант 6

1. Читатель, я думаю, уже заметил, что Чичиков, несмотря на ласковый вид, говорил, однако же, с большей свободой, нежели с Маниловым, и вовсе не церемонился (Н.Гоголь).

2. С тех пор как вечный судия мне дал всеведенье пророка, в очах людей читаю я страницы злобы и порока (М.Лермонтов).

3. Набросаем ландышей, азалий там, где бродят вдумчивые лани (И.Северянин).

4. Как ты учил – так и темнеет зелень (Б.Ахмадулина).

5. Могу сойти в веселый сад, где старых кленов темный ряд возносится до небосклона и глухо тополя шумят (А.Пушкин).

Вариант 7

1. Прошел мимо деревянного дома, в котором жили не то три сестры по Чехову, не то еще какие другие сестры по другому писателю, и около старого отделения ГАИ начал переходить на другую сторону переулка (Л. Комаровский).

2. Конечно, если бы имелся план перемещения, обещающий определенные военные преимущества, можно было пробиться, пойти с боями через черту окружения на новую позицию (Б.Пастернак).

3. И в это время радостный, неожиданный крик петуха долетел из сада, из того низкого здания, где содержались птицы, участвовавшие в программах (М.Булгаков).

4. Так березняк беспечен, словно он к российским бедам не причастен, воронами от зла заговорен и над своей судьбой свободно властен (Д.Самойлов).

5. Когда же работы кончались и сковывал землю мороз, с хозяином вы отправлялись с домашнего корма в извоз (Н.Некрасов).

Вариант 8

1. Варвара, сказав, что она устала, скрылась в комнату, отведенную ей (М. Горький).

2. Бориса он преследовал на каждом шагу, так что за время службы ему удалось подняться только до звания капрала (Н.Лосский).

3. Тогда я подробно передал доктору все, что раньше рассказывал жандармскому офицеру (А.Куприн).

4. Воздух нагрелся так, что трудно было дышать (К.Станюкович).

5. Скажи мне, ветка Палестины, где ты росла, где ты цвела (М.Лермонтов).

Вариант 9

1. Из театра Келлер повез жену в нарядный кабачок, который славился своим белым вином (В.Набоков).

2. Мирон Григорьевич с дедом Гришакой уже собрались идти в церковь, когда она встала и вышла на кухню (М.Шолохов).

3. Всюду, где только лес был пореже, лежали на земле холсты лунного света (В.Катаев).

4. Тихое утро было полно такой свежести, будто воздух промыли родниковой водой (К.Паустовский).

5. Он был уверен, что ловкости хватит у него, и, щуря глаза, мечтал о том, как загуляет завтра поутру, когда в его кармане появятся кредитные бумажки (М.Горький).

Вариант 10

1. Над тростником медлительного Нила, где носятся лишь бабочки да птицы, скрывается забытая могила преступной, но пленительной царицы (Н.Гумилев).

2. Всю ночь кричали петухи и шеями мотали, как будто новые стихи, закрыв глаза, читали (Б.Окуджава).

3. Там, где тогда мчались весенние потоки, теперь везде потоки цветов (М.Пришвин).

4. Мне так же трудно до сих пор вообразить тебя умершей, как скопидомкой-мильонершей средь голодающих сестер (Б.Пастернак).

5. Когда дотанцуются до усталости, идут к свадебному столу, который сразу делается шумным, потому что буфет уже сделал свое дело (В.Гиляровский).

Схема разбора сложноподчиненного предложения

1.Тип предложения по характеру основной синтаксической связи и количеству предикативных частей:

а) двучленное сложноподчиненное предложение,

б) многочленное сложноподчиненное предложение (количество предикативных единиц, тип подчинения по способу связи придаточных частей: последовательное подчинение, соподчинение, комбинация разных типов подчинения).

2. Тип предложения по структуре:

а) нерасчлененной структуры,

б) расчлененной структуры,

в) контаминированной структуры.

3. Тип связи предикативных частей:

а) присловная,

б) детерминантная,

в) корреляционная.

4. Основные средства связи главного предложения и придаточной части:

а) подчинительный союз:

Тип по структуре (простой / сложный), для сложного союза указать, расчлененный или нерасчлененный;

Тип по количеству занимаемых им синтаксических позиций (одноместный / двухместный, или двойной);

Семантический тип (семантический / асемантический);

б) союзное слово:

Частеречная принадлежность;

Грамматическая форма;

Синтаксическая функция;

Для предложений нерасчлененной структуры показать соотнесенность семантики союзных слов с семантикой распространяемого существительного;

в) опорное слово (для предложений нерасчлененной структуры):

Частеречная принадлежность;

Тип валентности, которая реализуется придаточной частью (категориальная, лексическая, лексико-морфологическая);

5. Коррелят:

Обязательность / факультативность / невозможность;

Функции коррелята (для предложений нерасчлененной структуры);

Подвижность / неподвижность (для предложений расчлененной структуры).

6. Дополнительные средства связи:

а) позиция придаточной части;

б) гибкость / негибкость структуры;

в) парадигма (свободная / несвободная).

7. Грамматическое значение придаточной части.

8. Структурно-семантический тип сложноподчиненного предложения.

9. Фразеологизированная / свободная модель.

10. Коммуникативная структура предложения:

а) коммуникативно членимое / нечленимое;

б) актуальное членение предложения.

11. Функциональный тип предложения:

а) повествовательное,

б) побудительное,

в) вопросительное,

г) повествовательно-вопросительное.

12. Тип предложения по эмоциональной окрашенности (восклицательное /невосклицательное).

13. Структурная схема предложения.

14. Пунктуационный анализ. вали бы ых текстов дующим схемам

gastroguru © 2017