Выбор читателей
Популярные статьи
Публицистика это вид литературы, характеризующийся злободневным общественно-политическим содержанием и предназначенный для воздействия на сознание максимально широкого круга читателей. Благодаря сочетанию методов научного и обыденного знания, постановке фактов реальности в причинно-следственнный контекст, а также присущим публицистике пафосу и красноречию, единству образности, эмоционального и логико-рационального начал публицистика реализует свою способность воздействовать на жизненную реальность путем вовлечения читателей в действенный диалог о животрепещущих вопросах современности, трансформируя знания аудитории в убеждения. Публицистика, обладающая прогнозирующей функцией, предсказывающая будущее, как и «ретроспективная» публицистика, осмысляющая прошлое, прежде всего выявляет связи грядущего или прошедшего со злободневными проблемами настоящего (однако это не исключает способности прозревать в злободневном вечное и не противоречит тенденции к философизации публицистики. Объектом публицистики выступают социальные, политико-идеологические, философские, литературные, моральные, религиозные, исторические, экономические, экологические и другие проблемы. В соответствии с проблематикой существует разделение публицистики на виды (политико-идеологическая, философская, литературно-критическая, морально-этическая). Жанровая классификация публицистики включает корреспонденцию, статью, очерк, репортаж, фельетон, памфлет, обзор,рецензию, открытое письмо. Публицистика, в отличие от художественной литературы, редко использует художественный вымысел, но не пренебрегает аналогиями, гипотезами, догадками, прогнозами как способами постижения реальности. Наряду с «прозрачностью» образов, в которых предпочтение отдается общему, а не индивидуальному, публицистике свойственна максимальная редукция психологизма и детализации, сведение символизации и произвольных ассоциаций к необходимому минимуму. Эффективность воздействия на сознание читательской аудитории достигается в публицистике и с помощью смешивания традиционного риторического приема, когда монолог оратора - фигуры социальной, выразителя общественных умонастроений - постепенно преобразуется в диалог со слушателями, ощущающими личную причастность к обсуждаемому. В присутствии авторского начала состоит отличие публицистики от собственно информационных жанров. В целом компонентами развернутого публицистического текста являются: факт, мнение, аргумент, проблема, концепция, вывод. В различных жанрах публицистики соотношение этих элементов варьируется.
Генетически публицистика восходит к красноречию античности (речи Лисия, Демосфена, Сократа, Цицерона), риторическим руководствам (Платона, Аристотеля, Квинтил-Иана, Тацита), к библейским проповедям и притчам, древним морально-этическим руководствам, историографиям, летописям, отчасти к педагогической литературе, политически-правовым и административно-деловым документам (сводам законов, дипломатической переписке, текстам договоров и указов), к мемуарам и личной переписке; оказали влияние на формирование публицистики и мотивы фольклора - сатирические, исторические, дидактические, а также менипповой сатиры.
Европейская публицистика выходит из средневековой пародийной антиклерикальной литературы и антиправительственных памфлетов, иронико-сатирических сочинений Эразма Роттердамского, Ульриха фон Гуттена, Иоанна Рейхлина, трудов идеологов Реформации Т.Мюнцера и М.Лютера, чьи политические призывы, декларации и листовки получили массовое распространение и вызвали общественный резонанс, к сочинениям теоретиков и организаторов буржуазных революций 16-18 веков. Дж.Лильберна, Дж.Милтона (его «Ареопагитика», 1644, стала манифестом в защиту свободы слова и гласности), Т.Пейна, Б.Франклина, М.Робеспьера и Ж.П.Марата. Большое влияние на общественное мнение оказала публицистика французских просветителей-энциклопедистов Д.Дидро, Ш.Монтескьё, Вольтера, Ж.Ж.Руссо, Дж.Свифта, английских социалистов Т.Спенса и У.Годвина (18 век). Наряду с ней существовала и консервативная публицистика , утверждавшая незыблемость авторитетов, святость традиций, нерушимость основ государства («Размышления о французской революции», 1790, Э.Бёрка). Публицистика 19-20 веков осветила проблемы самосознания искусства и взаимодействия его с жизнью (В.Гюго, Г.Гейне, Ш.Сент-Бёв, Э.Золя, Дж.Рёскин, Р.Роллан, А.Барбюс, Г.Манн, Т.Манн, П.Валери, Х.Ортегаи-Гассет, Г.Гессе, Ю.Фучик, Ж.П.Сартр, A.Камю, А.Моравиа). В США получила развитие философская и литературно-критическая публицистика трансценденталистов, Р.Эмерсона, Г.Д.Торо.
У истоков отечественной публицистики - «Слово о Законе и Благодати» (1037-50) митрополита Илариона «Слова» и послания Кирилла Туровского (12 век), «Поучение» (1117) Владимира Мономаха, «Моление» Даниила Заточника (13 век), сочинения Максима Грека, Ивана Пересветова, переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским, «Житие» (1672-75) протопопа Аввакума, публицистические тексты И.А.Крылова, Н.И.Новикова, А.Н.Радищева («Путешествие из Петербурга в Москву», 1790) - назидательные произведения морально-религиозного и социально-политического характера. Напряженные поиски истины, анализ важнейших моментов общественной жизни свойственны отечественной публицистики 19 и 20 века. Интерес исследователей в настоящее время вызывает «возвращенная» литературно-критическая и философская публицистика русского зарубежья, посвященная исследованию «русской идеи», национального самосознания как фактора исторического развития, - работы В.Ф.Ходасевича, З.Н.Гиппиус, Г.В.Адамовича, И.А.Бунина, А.А.Куприна, Д.С.Мережковского, М.И.Цветаевой, Н.А.Бердяева, B.В.Вейдле, Ф.А.Степуна, Г.И.Федотова, И.А.Ильина, А.Д.Синявского, В.Е.Максимова и др.
Слово публицистика произошло от латинского publicus, что в переводе означает-общественный.
Понятие публицистика никогда не получало самостоятельного развития в зарубежных теориях массовых коммуникаций. Слово публицистика появилось в XIX веке. О его этимологии дает информацию известная статья В.Г. Березиной 1 . По мнению автора, специфическим было первоначальное толкование слова публицист (выступающий о публичном праве). Березина раскрывает смысл этого слова, его трансформацию, обращает внимание на важность для характеристики публицистических произведений трех аспектов: о чем; как; для кого они созданы.
История происхождения термина приводит и к другим, не менее любопытным гипотезам. В.Г.Березина, например, указывает на возможно русское происхождение данного понятия, поскольку трудно найти эквивалентные термины в европейских языках 2 .
Аналогичные предположения высказывает и Е.П.Прохоров: «В англо-американской литературе этот термин вообще не принят; в западногерманских исследованиях он употребляется для обозначения всех (кроме информации) произведений, распространяемых по каналам массовой коммуникации и рассчитанных на массовое воздействие» 3 .
В работах 1960-1980-х годов при характеристике публицистики как предмета литературной деятельности акценты ставились на идеологическом, политическом смысле любого публицистического произведения. Творчество публицистов расценивалось как «область общественно-политической деятельности» с целью «активного идеологического воздействия» 4 . По мнению В.М.Горохова, публицистика - это и вид литературы, и тип журналистской творческой деятельности.
М.С.Черепахов, считая публицистику особым родом литературы, рассматривал ее в жанровой (в широком смысле слова) парадигме литературного творчества. Ученый утверждает, что «любая тема, проблема - философская, морально-этическая, экономическая - получает в публицистике политическое осмысление» 5 .
В.В.Ученова объединяет в понятии публицистика специфический род деятельности и тип текстов 6 . Из этого определения становится очевидным родство журналистики и публицистики как форм общественного сознания и факторов общественной жизни.
Деидеологизация, характерная для нашего времени, касается в определенной степени и публицистики. Бесспорно, центральным в ней остается мировоззренческий аспект, не исчезает и не умаляется общественная значимость поднимаемых в ней нравственных проблем (моральные суждения являются одной из самых типичных черт отечественной публицистики), которые могут вместе с тем не иметь никакого отношения к политике.
Публицистике подвластны все и всякие события, явления, судьбы, характеры, проблемы современности (и даже прошлого и будущего в связи с современностью) при том условии, что они увидены и повернуты к широкой аудитории своим социальным смыслом и значением 7 . В публицистике размышления занимают главное место, выходят на первый план. Осмысление отношения к миру для публициста - специальная и профессиональная задача: человек и его бытие - это главный объект публицистического выступления в прессе.
Публицистика является интеллектуальной деятельностью, предмет которой - объективная реальность. Важно понимать, что «предметом деятельности могут быть не только вещи, но также общественные отношения, формы общественной жизни, различные организации, системы управления, виды деятельности, регулирующие их нормы и все компоненты общественного сознания, как то: знания, мнения, ценности или идеалы, а также сам человек в развитии своих сил, способностей и потребностей, т.е. любая область социальной действительности» 8 .
Предмет публицистики - история современности. При этом речь идет о познании исторического процесса в его развитии, об оценке происходящего, о коммуникативной деятельности. Предмет публицистики трансформируется при смене одной общественной системы и эпохи другими.
Сущностный признак публицистики - полемичность. Для формирования осознанной социально активной позиции людей необходимо, чтобы полемика опиралась на объективную, убедительную и обоснованную аргументацию.
Как известно, аргументация - это приведение доводов (аргументов) с целью изменения позиций или убеждений другой стороны. Аргументы строятся либо в форме связей, ассоциаций, либо, напротив, диссоциативно.
Для аргументации характерно то, что она
Всегда выражена в языке, имеет форму произнесенных или написанных утверждений;
Является целенаправленной деятельностью, в задачи которой входит усиление или ослабление чьих-то убеждений;
Является социальной деятельностью, поскольку направлена на другого человека или людей, рассчитана на диалог и активную реакцию противоположной стороны;
Предполагает разумность тех, кто воспринимает приводимые доводы.
Приемы аргументации бывают корректными и некорректными. При некорректной аргументации не соблюдаются требования, относящиеся к процессу коммуникации. Использование вопреки здравому смыслу некорректных аргументов является особенностью публицистики тенденциозной и экстремистской прессы. Некорректные аргументы чаще всего адресованы
Аудитории, как попытка опереться на ее мнения, чувства и
настроения вместо обоснования тезиса объективными доводами. Это манипулятивный прием с целью взвинтить эмоции, наэлектризовать аудиторию;
Личности, которой приписывают недостатки, реальные или мнимые, представляющие ее в смешном свете, бросающие тень на ее умственные способности, подрывающие доверие к ее рассуждениям. В этом случае сущность полемики уходит на второй план и предметом обсуждения становится личность оппонента.
Применение некорректных аргументов является манипулятивным приемом недобросовестных журналистов, цель которых создать иллюзию объективности. Важно помнить, что основная функция публицистики - объективное отражение мира. Так, исследователь теории журналистики, А.А.Тертычный, утверждает, что применительно к массовой аудитории основная функция публицистики заключается во всестороннем социальном ориентировании читателей, в формировании образа жизни. В этом аспекте она совпадает с функциями аналитической журналистики. Автор адресует свое выступление человеку действия, г. е. проявляющему свою личность, ищущему способы решения проблем. Явления, описываемые в тексте, интересуют читателя прежде всего с точки зрения той роли, которую они могут играть в его деятельности. Относительно этой роли все предметы могут быть разделены на две основные группы. Первая - предметы, явления, служащие, сопутствующие удовлетворению потребностей субъекта (их называют благами), вторая - предметы, явления, препятствующие удовлетворению его нужд, порождающие новые потребности. Явления первой группы могут выступать мотивами, целями, средствами деятельности, а второй - преградами, стоящими на пути достижения мотива деятельности, «ценой» за удовлетворение актуальной потребности тем или иным путем. «Умение ориентироваться в этих явлениях исключительно важно для аудитории» 9 , - подчеркивает исследователь.
Публицистике свойственны также информативная, директивная, фатическая, эстетическая, экспрессивная функции. Информативная функция проявляется в передаче информации, директивная - в оказании влияния на поведение или отношение аудитории, фатическая - в поддержании коммуникативных связей, эстетическая - в создании художественного эффекта, экспрессивная - в выражении эмоционально-оценочного отношения автора.
При директивной функции основной акцент делается на аудиторию (адресата), при информативной - на содержание, при фактической - на канал коммуникации, при эстетической - на форму сообщения, при экспрессивной - на автора (адресанта).
Директивная функция непосредственно связана с темой публицистического текста, которая рождается как непосредственная реакция на проблемы. Публицистика постоянно подсказывает, какие проблемы считать острыми и наболевшими, а какие - не стоящими внимания. Иными словами, публицистика задает набор тем и проблем, которые считаются наиболее важными на текущий момент. В этом смысле публицистика действует как прожектор, «высвечивая» то одну, то другую проблему. По определению В.В.Ученовой, проблемой называется отражение в человеческом сознании противоречивых моментов развития, конфликтных ситуаций действительности 10 . Решение их и выработка конкретной идеи - это и есть директивная функция публицистики.
В советское время публицистика через идею несла импульс действия, сегодня она лишь подсказывает читателю его роль. Представим такой эпизод. Задумавшись, идет по улице человек. Впереди проезжая дорога, зажегся красный свет. Но пешеход, не обращая внимания на светофор, пытается перейти на другую сторону улицы. И в этот миг слышит резкий окрик: «Машины!» Отпрянув, он избежал беды. Данный эпизод демонстрирует принуждающее воздействие, которое вызвано экстремальными обстоятельствами. Прохожий, окликнувший невнимательного человека, использовал средство, однозначно диктующее изменение поведения.
Аналогичные способы воздействия применялись в публицистике первых лет Советской власти, когда она была направлена на изменение социальных, политических и экономических взглядов людей. С начала девяностых, когда распался Советский Союз, публицистика уже не направлена на изменение, а только стремится изменить эстетические взгляды и поведение своих читателей 11 . Авторитарно-управленческая функция публицистики сменилась ориентацией на совместный с аудиторией поиск решения сложных проблем. При этом публицистика на одних проблемах внимание общества концентрирует, а другие игнорирует.
Современное состояние общества таково, что по целому ряду проблем его члены вообще не могут составить никакого мнения. Более того, о существовании некоторых проблем ничего не было бы известно, если бы не публицистика, которая разъясняет, насколько важны эти проблемы. Сегодня публицистическая идея адресована читателю как социальной личности, склонной менять поведение на основе собственного решения, всегда связанного с выбором. Соответственно и принуждение как метод влияния уступило место внушению и убеждению.
Внушение и убеждение относятся к основным способам коммуникативного влияния, выработанным практикой социального общения. Воздействие с помощью внушения рассчитано «на некритическое восприятие сообщений, в которых нечто утверждается или отрицается без доказательства» 12 . Для убеждающего воздействия характерно обращение прежде всего к интеллекту, критическому сознанию, формирование необходимого настроения.
Однако главное воздействие публицистики связано не с ее способностью к убеждению и внушению, а с информативной функцией, т. е. способностью привлекать общественное внимание к тем или иным проблемам и определять критерии, лежащие в основе оценки и принятия решений. Еще в 20-е годы XX века классик исследований массовой коммуникации Уолтер Липпман заметил, что только «законченные идеалисты могут воображать, что в современном обществе простой гражданин способен своим умом "дойти до самой сути" и самостоятельно составить суждение о важности происходящих где-то далеко событий или об актуальности сложных и не затрагивающих его непосредственно общественных проблем» 13 .
В публицистических произведениях, содержанием которых является критика на злобу дня, информативная функция сочетается с экспрессивной. Публицистическое произведение предстает как сложно организованная объективизация точки зрения автора, его взгляда на действительность, общей мировоззренческой концепции. Критика несет отпечаток авторских эмоций, делая текст оценочно-экспрессивным. Как известно, под экспрессией понимают выразительно-изобразительные качества речи, отличающие ее от обычной или стилистически нейтральной и придающие ей образность и эмоциональность. Своеобразие критики в публицистическом тексте в том, что автор здесь намеренно стремится к увеличению экспрессивного эффекта.
Публицистическая (или социальная) критика выполняет две функции: 1) разбор (анализ) единичного явления с целью дать оценку; 2) отрицательное суждение о чем-нибудь, указание недостатков.
В работах по теории критики оценка понимается как определение достоинств и недостатков объекта и общий вывод, причем оценка объекта противопоставляется его характеристике. Говоря об оценке, прежде всего надо разграничить два часто смешиваемых понятия, а именно оценку как мыслительный процесс и ее выражение средствами языка, т.е. вербализацию оценки.
Познание действительности сопровождается оцениванием ее; это означает, что в ходе познавательной деятельности в человеческом сознании, с одной стороны, отражаются предметы и явления такими, каковы они сами по себе, в их естественных связях и отношениях, с другой - эти предметы и явления человек оценивает под углом зрения определенных потребностей, стремлений и установок 14 . Естественно, что оценивание осуществляется субъектом и не может происходить без его участия.
В процессе познания существует две формы: чувственная и рациональная. Формами оценки на чувственной ступени являются чувства, на рациональной - оценочные представления и понятия. Такова структура оценки в плане познавательного аспекта.
Однако оценка может быть рассмотрена в коммуникативном аспекте, когда субъект оценивает окружающую его действительность на основе имеющихся у него оценочных представлений и понятий. Структура оценки как мыслительного действия включает четыре компонента: субъект, предмет, характер и основание оценки. Рассмотрим каждый из них.
Субъект оценки - это лицо, которое приписывает ценность предмету, т.е. тот, кто осуществляет оценку, выражает ее.
Предмет оценки - это объект или объекты, которым приписываются какие-либо ценности или наоборот отказывается в них, или ценности которых сопоставляются.
Характер оценки - это сам оценочный предикат. К характеру оценки относят такие предикаты, как «хорошо», «плохо», «добро», «зло» и т.п. По характеру оценки делятся на абсолютные и сравнительные.
Основание оценки определяется как та позиция, те доводы, которые склоняют субъект к одобрению, порицанию или выражению безразличия в связи с разными вещами 15 .
Оценки делятся на два вида в зависимости от того, какую основу они имеют: интеллектуальную (рациональную) или эмоциональную (чувственную).
Однако у этих двух видов оценки есть общее - они либо одобряют, либо дискредитируют объекты критики. В качестве базовых для создания экспрессивности текста можно принять чувства «одобрение/неодобрение».
Следуя современной теории, «жанром можно условно считать группу литературных произведений, в которых теоретически выявляется общая "внешняя" (размер, структура) и "внутренняя" (настроение, отношение, замысел, иными словами - тема и аудитория) форма» 16 . Но жанры публицистики не просто литературные формы отображения реальности, а прежде всего способы и методы воздействия на аудиторию, построенные на авторском понимании и интерпретации сути отображаемых в тексте проблем, фактов, явлений через аналитико-художественное воспроизведение конкретных ситуаций.
В основу классификации публицистических произведений положены следующие признаки жанровой дифференциации:
1) характер объекта отражения;
3) масштабность выводов и обобщений;
4) характер языковых и стилистических средств.
На основе признаков дифференциации определены три группы публицистических жанров: информационные, аналитические и художественно-публицистические.
Жанр - понятие типологическое: он устанавливает характерный для всех входящих в его орбиту произведений тип отношения к действительности. «В строгом терминологическом смысле жанр не отражает непосредственно действительность так, как любое произведение искусства и литературы, - замечает профессор Г.Я.Солганик. - Будучи обобщенной категорией, жанр отражает не непосредственно действительность, а характер отношения к ней составляющих жанр произведений. Жанр -это всегда установка на определенный тип, способ изображения, характер и масштаб обобщений, вид подхода, отношения к действительности» 17 .
Наиболее оперативные жанры, не претендующие на детальный анализ:заметка - небольшое сообщение; интервью - материал, сделанный на основе беседы журналиста с интересным для аудитории человеком; репортаж - запись, отражающая ход какого-либо события.
Жанры, предполагающие анализ фактов:статья - текст, в котором ставится и разрешается какая-либо проблема; комментарии - трактовка события; обозрение - аналитическое описание событий за определенный период, включающее общую оценку; рецензия - оценка конкретного произведения.
Эти жанры имеют как сходные признаки, так и отличительные признаки. Назовем основные отличия: в проблемной статье логическая структура связана с движением от идеи, от общего к частному, текст используется в основном не как предмет критического анализа, а как доказательство взглядов автора. В обозрении представлены закономерности и тенденции развития ситуации за какое-то время. В произведениях этих жанров при определенной степени объективности анализа ощутимо авторское «присутствие», субъективная авторская позиция, допускаются элементы образности.
Жанры, в которых особенностью повествования является именно индивидуальный подход, субъективная оценка, особый угол зрения: очерк (проблемный, путевой, «физиологический», портретный) - художественно-публицистическое произведение, в котором определенным образом организованы авторские мысли, наблюдения, впечатления, размышления; фельетон - произведение, в котором при характеристике людей или ситуаций использованы средства сатиры; памфлет - произведение, где объектом критики становится политический строй в целом и его ведущие представители.
При определении жанров художественной публицистики отмечают характерное для них единство логического и образного, взаимодействие «публицистической насыщенности» с элементами художественного, образного письма 18 . Этой родовой группе публицистики свойственны образность, типизация, эмоциональная выразительность.
В сложной системе публицистических жанров фельетон занимает особое место как жанр художественно-публицистический. В фельетоне органично соединяются мысль и образ. Фельетон формируется на самом стыке собственно художественной литературы и публицистики, в той сфере, о которой сказал в свое время В.Г.Белинский: «...искусство, по мере приближения к той или иной своей границе, постепенно теряет нечто от своей сущности и принимает в себя от сущности того, с чем граничит, так что вместо разграничивающей черты является область, примиряющая обе стороны» 19 . Жанры, расположенные в областях, «примиряющих обе стороны», естественно и закономерно тяготеют к разнородным стихиям. Так, фельетон немыслим без сложного взаимодействия с публицистическими жанрами (заметка, статья, репортаж, корреспонденция), с художественными жанрами (рассказ, новелла) и, наконец, с теми жанрами, которые также располагаются в пограничной сфере (очерк, памфлет).
В публицистике не только широко используются все вышеперечисленные жанры, но внутри каждого вида можно наблюдать разнообразие приемов общения автора с читателем, всевозможные варианты включения в текст документа и авторского комментария к нему.
При стремлении к точной характеристике каждого жанра следует отметить отсутствие четкого разграничения в реальных произведениях: ироничный комментарий может сочетаться с обозрением, сатирическая реплика оказаться включенной в заметку, рецензия трансформироваться в фельетон, очерк стать сатирическим, а статья приобрести памфлетный характер. «В разных жанрах обнаруживается разная степень распространенности тех или иных явлений, - замечает Н.Ю.Шведова, - то, что характерно для непринужденного стиля письма, фельетона, заметки, лишь в отдельных случаях может проникнуть в официальный документ, информационное сообщение или критическую статью. Но такие проникновения не исключены, напротив, они становятся все более обычными. Новые явления проникают в разные жанры газеты» 20 .
Однако дело не только во взаимопроникновении и смешении жанров. Для современной литературы и, в частности, публицистики как ее вида характерны размытость жанровых границ, появление новых жанровых вариантов и, как следствие, перестройка всей системы жанров. На этом фоне четкое жанровое определение публицистики осложняется многообразием ее бытования - это и средства массовой коммуникации, и беллетристика. Как видим, одна из особенностей публицистики в ее «промежуточности», отсюда и трудности с определениями и жанровыми характеристиками.
Что такое "публицистика"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.
публицистика Публицистика ПУБЛИЦИСТИКА (от слова публичный, общественный) - область литературы, имеющая своим предметом актуальные общественно-политические вопросы, разрешающая их с точки зрения определенного класса в целях непосредственного воздействия на общество и поэтому содержащая в себе ярко выраженные оценку, призыв и т. д. В то время как художник свое идейное утверждение дает через систему образов, у публициста образ привлекается лишь как одно из средств выражения мысли, к-рое может и отсутствовать, не нарушая основного принципа построения публицистической работы. От научно-теоретических работ П. отличается тем, что она не имеет специфических черт научного исследования и пользуется теми или другими научными исследованиями, стремясь к разработке вопросов общественного порядка и освещению их уже на основе добытого научного знания. Самым ярким жанром П. является памфлет (см.). В памфлете всегда звучат ирония, сарказм, насмешка, издевательство над врагом и яркий горячий призыв к читателю. Публицистическими жанрами являются также фельетон, заметка, обращение, воззвание, прокламация, политическое письмо, лозунг, публицистическая статья. Особое место в П. занимают такие жанры, как воспоминания, письма, дневники. Дневники Герцена, Добролюбова, многочисленные воспоминания о Ленине, Сталине и т. д. могут быть приведены как образцы публицистических произведений.Охватывая большое содержание в столь разнообразных жанрах, П. включает в себя массовую агитационную и пропагандистскую литературу. Здесь с предельной отчетливостью выступает подлинная природа П., ее смысл и значение как особого вида литературного творчества. Но П. существует не только как самостоятельный вид литературы, она нередко врывается в смежные области, выступая там в качестве «публицистической тенденции». Так возникла уже в 60-х гг. публицистическая критика, так художественная литература 70-х гг. несла в себе яркую публицистическую окраску. Пролетарская П. органически перерастает в научную работу. Глубина научного анализа, объективность содержания, выступая в неотрывном единстве с партийной заостренностью научных выводов, сопряжены в силу этого с ярко выраженной публицистической тенденцией. Примерами такого типа научных работ с яркой публицистической окраской могут быть «Капитал» Маркса, «Анти-Дюринг» Энгельса, «Развитие капитализма в России» и «Материализм и эмпириокритицизм» Ленина, «Вопросы ленинизма» Сталина и мн. др. Публицистичность не только не уменьшает их научного характера, но, наоборот, придает ему яркость, остроту. О публицистической тенденции так. обр. мы говорим тогда, когда писатель (беллетрист, ученый) не ограничивается выражением своего понимания действительности через показ ее в образах или понятиях, но и непосредственно заявляет о своем к ней отношении. В момент обострения классовой борьбы большое значение получает публицистическая критика, когда не столько само литературное произведение служит материалом для критика, сколько действительность, нашедшая в литературе свое отражение. Это обусловливается прежде всего остротой самих вопросов действительности, увлекающей критику, а также в условиях отсутствия свободы слова (революционно-демократическая критика 60-х гг.) стремлением использовать художественную литературу и критику как единственное средство выражения политических взглядов.Выясняя вопрос о взаимоотношении публицистики и литературы художественной, надо отличать те литературные произведения, в которых выступает тенденция, не вытекающая из положения и действия (по выражению Энгельса), от тех произведений, где публицистичность является органической частью идейно-образной системы. Публицистичность первого рода может проистекать и из неумения художника образно отразить мир, неумения, обусловленного в частности художественной беспомощностью автора.Развитие публицистики тесно связано с развитием общественной жизни. П. феодальной формации, П. капиталистической эпохи в зависимости от политических условий, места и времени либо существует самостоятельно либо пользуется художественной литературой и критикой как средствами, создавая особый тип художественной литературы и публицистическую критику. В эпоху диктатуры пролетариата П. развивается наряду с художественной литературой и критикой, становясь в руках пролетариата мощным орудием коммунистического перевоспитания масс и пропаганды идей коммунизма и пролетарской революции во всем мире. В то же время советская художественная литература и критика, сохраняя свою специфичность, приобретают четкую идейную направленность и заостренность, выражая этим свойственную пролетарскому мировоззрению действенность, партийность.В России яркие примеры П. мы находим уже в XVI в. М. Н. Покровский писал: «В XVI в. у нас появляется вдруг, что и не снилось Москве XIV в., политическая литература, публицистика». Не касаясь всей массы публицистических произведений, отметим литературную полемику Ивана IV с кн. Андреем Курбским, писания Ив. Пересветова, а еще раньше (XV в.) послание старца Псковского монастыря Филофея к великому князю Василию Ивановичу. Политическая задача Филофея заключалась в проведении идеи Москва - III Рим: «два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». Писания Ивана Пересветова имели своей политической задачей защиту самодержавно-бюрократического государства Ивана IV и проповедь той же идеи Москва - III Рим. Публицистические произведения Ивана Грозного - письма к Курбскому и писания к игумену Кирилло-белозерского монастыря - вызваны были политическими задачами защиты дворянства и купечества против претензий старого боярства. Боярство выдвинуло своего идеолога - кн. Андрея Курбского, давшего «историю вел. кн. Московского» и письма к Грозному. Раньше феодал, при помощи насилия или хитрости отняв землю у своего соседа, иногда старался замолить свой грех, построив один или два монастыря. Дальше этого сознание совершенного им преступления не шло. Теперь отдельные классы оспаривают друг у друга земли и власть над трудящимися, стараясь доказать свою правоту примерами из истории, священного писания и т. д., стараясь убедить, что то, что нужно им, хорошо для всех. Поэтому иногда они даже заступаются за угнетенных и выступают под видом представителей народных масс и их интересов. В числе публицистических произведений XV-XVI вв. мы имеем произведения, направленные против церкви. «Беседа преподобного Сергия и Германа валаамских чудотворцев» - яркий памфлет, направленный против церкви и монастырей.В XVIII в. П. в России выступила уже довольно широко. К П. должны быть отнесены сатиры Кантемира, «Были и небылицы» Екатерины II и в особенности «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, журналистика Новикова, раннего Крылова и др. Новиков, Крылов и в особенности Радищев резко критиковали всю систему общественных отношений, крепостное право, царскую бюрократию, суд, воспитание, а Радищев и Новиков - и самовластие царя. В XVIII в. появляются произведения и низовых крестьянских, казацких и солдатских масс: «Плач-памфлет о крепостной доле (копия с просьбы в небесную канцелярию)», «Плач холопов» и др.На Западе начало развития П. также относится к эпохе феодализма. Острая классовая борьба конца средних веков и начала нового времени вызывает к жизни П. Борьба капитализма на Западе против феодализма приняла форму отрицания церкви и монастырей, попов и монахов как ярких выразителей реакции. «Похвала глупости» Эразма Роттердамского, «Письма темных людей» обнажают характер этой борьбы средствами публицистики. Сама художественная литература принимает ярко выраженный публицистический характер.В период Реформации, когда крестьянское движение шло под знаменем религиозной борьбы, возникла нужда в обращении к широким народным массам. Этой потребности отвечала П., видное место среди произведений к-рой занимает полемика между Фомой Мюнцером - вождем крестьянского восстания 1525 - и вождем Реформации Лютером.Английская революция XVII века вызвала исключительный рост П. Борьба против Карла I требовала своей аргументации в защиту казнивших. Появился памфлет, отвечавший этой задаче, - «Kieling no morder» (Умерщвление - не убийство). Промышленный переворот в Англии и развитие буржуазных отношений создали мощное развитие П. как формы политической борьбы. Такие явления, как борьба за освобождение Ирландии, чартистское движение и т. д., вызывали к жизни периодические органы, как «Спектатор» и знаменитые памфлеты Свифта и Дефо.Период подготовки к Французской революции дал мощный толчок развитию П. в форме памфлета, фельетона, газетной сатиры и т. д. П. просветителей (Вольтер, Руссо, Дидро, мемуары Бомарше и др.) является замечательным образцом этого типа творчества. «Что такое третье сословие» Сийеса может считаться лучшим образцом тогдашней публицистики, яркой, убедительной, насыщенной политической тенденцией. Газетные статьи Марата доводят П. до высшего развития, а «Народный трибун» Бабёфа кончает период этого блестящего расцвета. Эпоха Реставрации и связанная с нею борьба придали П. сатирический характер (Поль Луи Курье, Беранже этого периода сугубо насыщены П.). П. в России продолжала развиваться и в XIX в. Центральной проблемой публицистики александровской эпохи оставался вопрос об освобождении крестьян и форме политической власти. Николаевская реакция не уничтожила П., но воздействовала на ее форму своим железным цензурным уставом. П. вошла неизбежным элементом и в художественную литературу и в критику. Блестящим публицистом-критиком николаевской эпохи был Белинский. Его знаменитое письмо к Гоголю является, по утверждению Ленина, одним из лучших произведений бесцензурной демократической печати. Письмо Белинского к Гоголю - замечательный яркий памфлет, с четко выраженными политическими требованиями и с страстно-разрушительным выпадом против самодержавно-крепостнического строя России.Ярким образцом охранительной П. являются «Выбранные места из переписки с друзьями» Гоголя, против к-рых и был направлен удар Белинского. Тенденции охранительной П. развивали: в Москве - Погодин, Шевырев и отчасти славянофилы в журнале «Москвитянин», а в Петербурге - рептильные писаки Греч и Булгарин в «Северной пчеле». Тенденции революционной П. нашли свое продолжение у Чернышевского и Добролюбова в «Современнике», радикальной - в «Русском слове» у Писарева. Борьба между журналами 60-х гг. велась по принципиальным политическим вопросам. Обострение классовой борьбы способствовало росту П. Вместе с тем рос и цензурный гнет, и П. неизбежно становилась частью художественной литературы и критики. Блестящими образцами революционно-демократической публицистической критики 60-х годов являются статьи Чернышевского, Добролюбова и Писарева. Замечательными публицистами-художниками являются Некрасов, Салтыков-Щедрин и Глеб Успенский. Реакционный лагерь выдвинул в 60-х гг. таких публицистов, как Достоевский и Катков. П. 40-60-х гг. ставила проблему крепостного права, социализма и революции, свободы человеческой личности, женской эмансипации, семьи и брака. Иной характер имела П. бесцензурная. «Предшественницей рабочей (пролетарски-демократической или социал-демократической) печати была тогда общедемократическая бесцензурная печать с Колоколом Герцена во главе ее», писал Ленин («Из прошлого рабочей печати в России», Сочинения, том XVII, стр. 341). «Колокол» Герцена-Огарева создал тип вольного бесцензурного публицистического произведения, принимающего то форму памфлета, то сатиры, то прямого обвинительного акта. По яркости, силе и страстности публицистика Герцена занимает одно из первых мест в истории русской публицистики.Появление на исторической сцене новой общественной силы - пролетариата - дало новый толчок развитию публицистики и придало ей новое содержание. В Германии публицистика выявилась особенно ярко в произведениях К. Маркса и Ф. Энгельса. Памфлеты К. Маркса показывают огромный литературный талант, остроумие, язвительный, уничтожающий противника сарказм; его П. являлась одновременно и агитацией и глубокой обобщающей научной работой, подкреплявшей и развивавшей определенную политически-партийную линию. Это - характерный признак пролетарской П. В России содержанием пролетарской П. на первых порах явилась борьба с народниками. Основными вопросами были вопросы о характере развития России, о крестьянстве, о революции, о социализме и т. д. Народнический лагерь выдвинул Н. К. Михайловского. С позиций марксизма (хотя и непоследовательного) боролся с народничеством Плеханов. Подлинным и наивысшим образцом последовательно-марксистской П. была гениальная публицистика Ленина, творчески развивавшая принципы Маркса в обстановке новейшего этапа капитализма. Преследования царской жандармерии обусловили появление подпольной агитационной П. Еще в 60-х гг. возникла форма подпольной прокламации. В 90-х и 900-х: гг. в России «подпольные листки» были обычным явлением. Многие марксисты-публицисты пользовались образами художественной литературы (Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Гл. Успенского и др.). Борьба с экономизмом и меньшевизмом, отзовизмом, богоискательством, богостроительством, ликвидаторством и т. д. вызвала к жизни яркие произведения большевистской публицистики (В. Воровский, М. Ольминский, М. Покровский, В. Фриче и др.). Особенность ее заключалась прежде всего в открытом проведении в ней принципа партийности. Ленин в 1905 писал: «Литература должна быть партийной. В противовес буржуазным нравам, в противовес буржуазному литературному карьеризму и индивидуализму, барскому анархизму и погоне за наживой, - социалистический пролетариат должен выдвинуть принцип партийной литературы, развить этот принцип и провести его в жизнь в возможно более полной и цельной форме. В чем же состоит этот принцип партийной литературы? Не только в том, что для социалистического пролетариата литературное дело не может быть орудием наживы лиц или групп, оно не может быть вообще индивидуальным делом, независимым от общего пролетарского дела. Долой литераторов беспартийных! Долой литераторов сверхчеловеков! Литературное дело должно стать частью общепролетарского дела, колесиком и винтиком одного единого, великого социал-демократического механизма, приводимого в движение всем сознательным авангардом всего рабочего класса. Литературное дело должно стать составной частью организованной планомерной, объединенной социал-демократической партийной работы...Мы, социалисты, разоблачаем это лицемерие (т. е. свободу печати - М. Д.), срываем фальшивые вывески, - не для того, чтобы получить неклассовую литературу и искусство (это будет возможно лишь в социалистическом внеклассовом обществе), а для того, чтобы лицемерно-свободной, а на деле связанной с буржуазией, литературе противопоставить действительно свободную, открыто связанную с пролетариатом литературу» (Ленин, Партийная организация и партийная литература, Сочин., т. VIII, стр. 387 и 389).Примерами партийно-заостренной пролетарской публицистики кроме названного могут служить статьи «Искры» до раскола или в революцию 1905 публицистика лит-ой группы при МК РСДРП в сборниках «Текущий момент», «Вопросы дня» и др. Не замолкала пролетарская П. и в годы реакции после революции 1905. Литераторы выступали тогда не только с публицистически-художественными произведениями, но и прямо с публицистическими статьями, как напр. М. Горький.В то же время буржуазия откровенно превращала своих публицистов в продажных, лживых, на все готовых наемных агентов, к-рые не стыдились быть орудием вопиющей несправедливости. Меньшевистская П., как и буржуазная, выполняла свою политическую задачу - одурманивания масс, превращая их в послушное орудие империалистических хищников. Пролетарская П. вынужденно ушла в подполье и свободно развернулась лишь после Октябрьской революции. Гражданская война, социалистическое строительство, индустриализация страны, коллективизация с. х., громадный культурный подъем в стране, рабселькоровское движение, возникновение множества газет и массовых изданий, все это вызвало расцвет пролетарской П. Работы гениального вождя социалистической революции т. Сталина, а также речи лучших соратников его, тт. Кирова, Кагановича, Молотова, публицистика «Правды» являются образцами советской пролетарской П. В условиях диктатуры пролетариата П. является мощным орудием пропаганды и агитации в коммунистическом духе. Научность и партийность - характерные черты пролетарской публицистики.
Текущей жизни общества; играет важную политическую и идеологическую роль как средство выражения плюрализма общественного мнения , в том числе формирующегося вокруг острых проблем жизни.
Можно сказать, что публицистика относится к науке об обществе и государстве, как и технология к естествоведению: она черпает из науки обобщения и обращает их в наставления. Популяризует ли публицист выводы науки или сообщает результаты своего исследования, он делает это не для обучения, а для поучения, не для сообщения знаний, а для воздействия на ту политическую силу, которая называется общественным мнением. Поэтому в область публицистики входят только насущные вопросы, имеющие решающее значение в направлении текущей жизни; таким может явиться в данный момент и чисто теоретический вопрос, имеющий, при другой комбинации обстоятельств, исключительно научное значение. Ускоренный пульс общественной жизни, требующий от своих руководителей всегда определённого и готового мнения, не даёт в публицистике места сомнению и колебанию. В борьбе за то или иное направление общественно-политического развития, которое есть лишь усложненная форма борьбы за существование, нет возможности справляться с тем, закончено ли точное исследование известного предмета в науке. С вынужденной часто самоуверенностью публицистика опережает выводы осторожной науки и решает вопросы, которые так или иначе должны быть решены тотчас же; всегда субъективная, она исходит не столько из исследования прошлого, сколько из идеала будущего. Полемизируя с противником, она, по необходимости, видит в нём не столько заблуждающегося теоретика, сколько носителя и защитника вредных воззрений, распространение и утверждение которых пагубно для общества; на этой почве легок переход от воззрений противника к его личности; поэтому на всем протяжении существования публицистики самые яркие образцы её мы находим в форме памфлета . По мнению Игоря Дедкова , литературного критика,
Есть попытки видеть начало публицистики в далёком прошлом литературы; Эрнест Ренан даже называл библейских пророков публицистами древности. Игорь Дедков поддерживает эту мысль, добавляя, что «русская публицистическая литература восходит к „Слову о Законе и Благодати“ Илариона и обличительным произведениям Максима Грека » . Несомненно, однако, что публицистика в современной её форме есть создание новой истории, всё течение которой - начиная с предвестников реформации - ознаменовано мощным развитием публицистики, которой принадлежало видное участие в возбуждении и организации самых важных общественных движений. Это значение публицистики ещё усилилось с появлением периодической прессы. Роль публицистики в современной жизни громадна. Даже в тех случаях, когда она идёт за общественным мнением, она влияет на него, давая ему определённое выражение и модифицируя его в ту или иную сторону. Большинство выдающихся политических деятелей Западной Европы начинало и начинает свою деятельность с публицистики, прибегая к её помощи и впоследствии. Особенное значение имеет публицистика в России, где она является почти единственным и во всяком случае главным проявлением частной общественно-политической инициативы, и где так важна руководящая роль литературы; авторитетное положение русской литературной критики объясняется тем, что она - в лице наиболее популярных своих представителей - занималась по преимуществу публицистикой. Отсутствием иных органов для выражения общественной мысли объясняется также господство в нашей литературе социального романа с определённой, подчас партийной окраской, а равно и то явление, что у нас отдавали свои силы публицистике такие яркие художественные таланты, как Салтыков-Щедрин и Глеб Успенский , представители особого литературного жанра - соединения художественных образов с публицистикой. Румынский публицист и писатель Горсен Крекош успешно сочетал свою публицистику с поэтическими элементами.
В последнее время мы наблюдаем явление написания ряда произведений на стыке науки и публицистики (научно-публицистический стиль литературы), толчком к чему послужили книги ученого и писателя-публициста Виталия Тепикина «Культура и интеллигенция», «Интеллигенция: культурный контекст», «Кристаллизация интеллигенции».
Статьи по теме: | |
При каких условиях после месячных появляются кровянистые выделения причин возникновения нарушения под влиянием внешних факторов и гормонов
Порой бывает достаточно сложно отличить нормальные естественные причины... Успение праведной анны, матери пресвятой богородицы
Очень часто, обращаясь к иконам святой Анны или же с молитвой о помощи и... Человек умер. Что делать? Важнейшие православные традиции и обряды, связанные с похоронами. Православное учение о жизни после смерти Что такое смерть с точки зрения православия
Что такое смерть? «Верь, человек, тебя ожидает вечная смерть», - главный... |